Строительный мусор и охрана окружающей среды. Охрана окружающей среды в строительстве: виды стройки, вредные факторы, загрязнение окружающей среды, мероприятия по защите природы и устранение негативных последствий. Мероприятия по предотвращению загрязнени

Охрана окружающей среды при возведении зданий и сооружений предусматривается на стадии разработки проекта организации строительства (ПОС), затем по рабочим чертежам - на стадии проекта производства работ (ППР) в соответствии со СНиП 3.01.01-85 «Организация строительного производства». Основные требования, которые закладываются в эти проекты, заключаются в обеспечении сохранности природы, ландшафта, почвенного покрова, деревьев и кустарников на площадках, где будут возводиться объекты и прокладываться к ним коммуникации и дороги.

Охрана окружающей среды в процессе строительства и на стадии подготовительных работ регламентируется рядом природоохранных актов, в частности:

Лесным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, кодексом РФ «Об административных правонарушениях», СНиП 3.01.01-85 «Организация строительного производства».

Статья 37. Требования в области охраны окружающей среды при строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов

1. Строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды.

2. Запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды.

3. При осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов принимаются меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 38. Требования в области охраны окружающей среды при вводе в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов

1. Ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется при условии выполнения в полном объеме предусмотренных проектной документацией мероприятий по охране окружающей среды.

2. Запрещается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, обеспечивающими выполнение установленных требований в области охраны окружающей среды. Запрещается также ввод в эксплуатацию объектов, не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды, без завершения предусмотренных проектами работ по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Статья 39. Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов

1. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

2. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

3. Вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации.

4. При выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов должны быть разработаны и реализованы мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды.

5. Перепрофилирование функций зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, жилищным законодательством.

29. Ответственность за нарушение природоохранного законодательства.

В соответствии с ФЗ «Об охране окружающей среды», особой охране подлежат государственные объекты, такие как природные заповедники, национальные парки, памятники природы, природные заказники и редкие, находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений. Кроме того, охрана осуществляется от порчи, загрязнения, истощения, повреждения и разрушения на территории РФ; земли, ее недр, подземелья и поверхности, атмосферного воздуха; озоновый слой атмосферы; природный ландшафт; леса и другая растительность, животный мир.

Виновные в нарушении природоохранного (экологического) законодательства несут ответственность в соответствии с российскими нормативными актами. В экологических правонарушениях (также как и, и т.д.) предусмотрена административная, гражданско-правовая, дисциплинарная и уголовная ответственность.

Все природоохранные (экологические) правонарушения разделяются на проступки и преступления. Состав правонарушений в сфере природоохранного законодательства включает четыре элемента: субъект, объект, субъективная и объективная сторона. Предметом природоохранного правонарушения признается природная среда в целом, а также ее отдельные компоненты – воздух, вода, животные и так далее.

Объект являет собой совокупность общественных отношений, направленных на охрану окружающей среды, рациональное использование ее ресурсов и осуществление экологической безопасности. Субъектом природоохранных правонарушений являются физические и юридические лица РФ, а также иностранные граждане и организации. Для объективной стороны природоохранных правонарушений характерно само наличие нарушения, которое свершается путем действия или бездействия в области охраны окружающей природной среды и общеобязательных правил природопользования. Субъективная сторона правонарушений в сфере природоохранного законодательства представлена двумя формами вины: умышленная – прямая или косвенная, и, неосторожная – небрежность или самонадеянность.

Проступки в природоохранном законодательстве влекут за собой гражданско-правовую, дисциплинарную и административную ответственность, преступления – уголовную. Гражданско-правовая ответственность за нарушение природоохранного законодательства может быть возложена наряду с другими видами ответственности, поскольку привлечение субъекта к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности, не освобождает его от обязанности возместить вред, если он был совершен.

Административная ответственность за нарушение природоохранного законодательства применяется компетентным органом исполнительной власти. Нарушения, подлежащие административной ответственности, включают несколько групп: загрязнение окружающей среды, превышение предельно допустимых вредных воздействий, нарушение экологических требований при строительстве, реконструкции и планировки сооружений и предприятий, несоблюдение экологических требований при переработке и уничтожении бытовых отходов, нарушение правил хранения и применения химических средств и иное, предусмотренное Кодексом об Административных правонарушениях РФ. За административные правонарушения применяют штрафы, предупреждения, лишение специальных прав (управление транспортными средствами, рыболовства, охоты) и иные меры принудительного характера.

К окружающей среде относятся естественная среда - природа, а также все технические объекты, созданные человеком (искусственная среда).

Природные объекты - земля (почва, недра), водные объекты (моря, реки, озера, водохранилища, подземные воды, родники), воздушный бассейн, растительность (деревья, кустарники, травы, водоросли), животный мир, человек.

Искусственные объекты - здания, дороги, мосты, тоннели, города, села, плотины, а также подземные коммуникации: трубопроводы, туннели, кабели и т.п.

Мероприятия по охране окружающей среды в строительстве :

  • открытый огонь на стройке запрещен;
  • при ведении земляных работ верхний растительный слой (почва) аккуратно срезается, складируется в отвалах и затем используется для рекультивации территорий, а также для парков и скверах в городах;
  • на срезку любых деревьев (при необходимости) требуется получить номерное разрешение в службе «Зеленстроя»
  • запрещено устраивать самовольные свалки строительных отходов;
  • запрещено самовольно прокладывать (накатывать) дороги за пределами объекта;
  • запрещено сливать в канализацию отходы ГСМ, лакокрасочные материалы, а также воду после промывки бетонных и растворных емкостей. Запрещено также сливать их в овраги, ручьи, реки и озера;
  • при организации стройплощадки необходимо обеспечить нормальный водоотвод с территории и водопропуск с соседних участков (исключить образование мини-озер или ревущих потоков воды).

Мероприятия по защите искусственной среды в строительстве:

  • запрещено погружение свай ударным способом (забивка) вблизи существующих зданий и сооружений, т.к. возможны деформации и даже разрушение отдельных конструкций;
  • устройство котлованов и траншей вблизи зданий разрешается по отдельному проекту, с проведением мероприятий, обеспечивающих устойчивость существующих зданий;
  • при выполнении любых земляных работ требуется разрешение местной администрации (разрешение «на вскрышу»), выдаваемое на персонального исполнителя (мастера, прораба). Это повышает их ответственность за возможное повреждение (по неосторожности или халатности) подземных коммуникаций (труб, кабелей и т.п.);
  • в жилых кварталах в ночное время запрещено:

Производить погружение свай ударным способом;
- выполнять шумные работы: уплотнение фунта трамбованием, работы с отбойным молотком, работы с электромонтажным пистолетом;

Электросварочные работы снаружи строящегося здания;

  • на стройплощадке необходимо организовать пылеподавление (регулярный полив дорог, проездов, площадок);
  • пылящие грузы (песок, щебень, ПГС, грунт) при перевозке в самосвалах укрывать пологом;
  • при строительстве в черте города временные автодороги на площадке должны иметь твердое покрытие (бетон, асфальт, щебень). Это исключит вынос грязи колесами автомашины на городские магистрали;
  • гусеничную технику (тракторы, экскаваторы, краны) разрешено перемешать по городским магистралям лишь на специальных платформах-тяжеловозах (трейлерах).

Строительство газопровода неизбежно затронет растительный и животный мир территории по которой будет проходить трасса газопровода. При проектировании газопроводов необходимо обратить внимание на разработку мероприятий и рекомендаций по снижению негативного воздействия на растительный и животный мир данной территории.

При организации строительного процесса необходимо осуществлять мероприятия и работы по охране окружающей среды, которые включают:

  • рекультивацию земель;
  • предотвращение потерь природных ресурсов;
  • предотвращение вредных выбросов в почву, водоемы, атмосферу.

Для реализации данных задач предусматривается устраивать емкость биотуалета герметичной и удаление из нее производить в места указанные СЭС. На территории строительства газопровода не допускается не предусмотренные проектной документацией удаление древесно-кустарниковой растительности. Ценные породы деревьев и кустарников, попавшие непосредственно в зону производства строительно-монтажных работ, по возможности сохраняются или пересаживаются. При выполнении земляных работ почвенный слой, пригодный для последующего использования, должен предварительно сниматься и сохраняться в специально отведенных местах. Земля является невозобновляемым природным ресурсом. Использование ее для строительства приводит к отчуждению и сокращению площади землепользования, а также к нарушению или загрязнению поверхностного отвода и прилегающих земель.

К землям природоохранного назначения относятся земли заказников, запретных и нересто-охранных полос, земли, занятые лесами, выполняющими защитные функции, земли памятников природы, заповедники, заказники.

Рекультивация земель

Рекультивация земель является одним из элементов охраны природы при строительстве газопровода и включает в себя комплекс мероприятий, направленных на восстановление земель, нарушенных при строительстве с целью рационального их использования в народном хозяйстве.

По окончании строительства все земли, предоставляемые во временное пользование, рекультивируются и возвращаются землепользователям.

Снятие и охрану плодородного слоя осуществляют в соответствии с требованиями ГОСТ 17.4.3.03-85 «Охрана природы. Почвы. Требования к охране плодородного слоя».

При прокладке трассы газопровода диаметром до 426 мм по пастбищным угодьям согласно нормам СН-456-73 работы ведутся в строительной полосе шириной 15 м.

Рекультивируется полоса отвода шириной – 3,5 м. Перед началом строительства газопровода необходимо произвести срезку растительного грунта по трассе толщиной 0,5 м (согласно ГОСТ 17.5.3.06-85). Снятие растительного грунта производится с полосы (полоса земляных работ) шириной – 3,5 м, согласно ВСН 179-85.

Рекультивация земель должна производиться с учетом местных почвенно-климатических условий степени повреждения и загрязнения земель, ландшафтно-геохимической характеристики нарушенных земель.

При работе направления рекультивации нарушенных земель определяют:
- характер нарушения земель на рассматриваемой территории;
- формы и уровень воздействия нарушенных земель на окружающую среду;
- экологическую эффективность и целесообразность проведения рекультивационных работ;
- социально-экономические условия жизни населения в районе размещения объекта и перспективы развития района.

Технический этап рекультивации включает в себя подготовку земель для сохранения плодородного слоя почвы и последующего целевого использования.

Согласно ГОСТ 17.5.3.04-83 «Земли. Общие требования к рекультивации земель», на техническом этапе рекультивации земель при строительстве линейного сооружения должны проводиться следующие работы:

  • уборка строительного мусора, удаление из пределов строительной полосы всех временных устройств;
  • засыпка траншей трубопроводов грунтом с отсыпкой валика, обеспечивающего создание ровной поверхности после уплотнения грунта;
  • распределение оставшегося грунта по рекультивируемой площади равномерным слоем;
  • засыпка и выравнивание рытвин и ям;
  • покрытие рекультивируемой площади плодородным слоем.

Прохождение газопровода через лесонасаждения

Перед началом строительных работ на землях, занятых лесонасаждениями, в полосе временного отвода проводятся работы по расчистке территории от лесорастительности.

С целью сохранения земель, занятых лесонасаждениями, в пределах полосы отвода проводится рекультивация нарушенных земель. Согласно ГОСТ 17.5.3.04-83 «Земли. Общие требования к рекультивации земель», при строительстве газопровода на землях, занятых лесонасаждениями, рекультивация заключается в засыпке траншей и ям, общей планировке полосы отвода, уборке строительного мусора.

В целях минимизации ущерба, наносимого при строительстве проектируемого газопровода на участках прохождения подземного газопровода по землям, занятым лесонасаждениями, предусматриваются следующие мероприятия:

  • проведение работ по лесорасчистке с соблюдением мер, позволяющих снизить захламленность прилегающих к трассе территорий, а также сохранить и рационально использовать полученную при разрубке древесину;
  • вывоз пней и порубочных остатков с территории строительства на полигон ТБО;
  • проведение планировочных работ с рыхлением грунта в местах выкорчевки пней по окончании строительства;
  • при организации строительной площадки вблизи зеленых насаждений работа строительных машин и механизмов должна обеспечивать сохранность существующих зеленых насаждений.

При проходе по древесно-кустарниковой растительности для газопровода согласно «Правил охраны газораспределительных сетей», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 878 от 20.11.2000 г., устанавливается охранная зона в виде просек шириной 6,0 м по 3,0 м с каждой стороны газопровода. Восстановление древесной и кустарниковой растительности в охранной зоне газопровода, затрудняющей его нормальную эксплуатацию, не допускается.

Работы по приведению земель в пригодное их для хозяйственного использования состояние проводятся силами организации, проводящей строительные работы.

Технологическая схема на рекультивацию земель, занятых лесонасаждениями, при строительстве газопровода

№ п/п

Наименование работ

Ед. изм.

Состав

агрегата

Сроки

выполнения

Снятие (разработка) плодородного слоя почвы на глубину 20 см с перемещением на 10 метров во временные отвалы

м 3

бульдозер 80 л.с. с лопатой

перед началом строительства

Возвращение плодородного слоя почвы с временных отвалов на участок

м 3

бульдозер

после

окончания строительства

Планировка участка после возвращения плодородного слоя почвы

га

длиннобазовый планировщик

после возвращения плодородного слоя почвы

Воздействие газопровода на атмосферу

Основным видом воздействия газопровода на атмосферу является загрязнение воздуха выбросами загрязняющих веществ, тепла, водяного пара, а также их влияние на микроклимат прилегающей территории при образовании открытых водных пространств и нарушении температурного баланса района их расположения.

При эксплуатации газопровода в штатном режиме источниками загрязнения атмосферного воздуха будут являться неплотности неподвижных соединений запорно-регулирующей арматуры на пунктах газорегуляторных и сбросные трубы на них (залповые выбросы).

На линейной части газопровода выбросы загрязняющих веществ должны отсутствовать.

При строительстве объекта источниками загрязнения атмосферы являются: машины и механизмы, выполняющие строительные работы. При этом в атмосферу выделяются следующие вещества: азота диоксид, азота оксид, сажа, сернистый ангидрид, углерода оксид, уксусная кислота, бензин, керосин. Расчет выбросов пыли при проведении земляных работ не проводится в связи с тем, что разрабатываемые грунты по трассе прохождения газопровода находятся в состоянии естественной влажности (применительно к методике по расчету валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу предприятиями концерна «Россевзапстрой», часть 2, заводы по производству железобетона ВРД-66-125-90, г. Москва, 1991 г.).

Мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу

На период эксплуатации
В целях уменьшения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу предусмотрены следующие мероприятия:

  • все резьбовые, фланцевые, сварные соединения трубопроводов, арматуры, резервуаров герметизируются и систематически осматриваются с целью выявления утечек;
  • своевременная замена неисправного оборудования.

На период строительства К основным методам снижения выбросов от автотранспорта относятся:

  • повышение качества используемого топлива;
  • обеспечение качественного обслуживания и контроля транспортных средств.

В качестве мероприятий, направленных на минимизацию негативного действия на атмосферный воздух в период строительства, проектом предусмотрено:

  • заправка техники неограниченного радиуса действия горюче-смазочными материалами на автозаправочной станции;
  • выполнение уходных и ремонтных работ, связанных с эксплуатацией строительной техники на специально отведенных для этих целей площадках;
  • движение транспорта на период строительства по существующим дорогам.

В качестве организационно-технических мероприятий принято ограничение количества одновременно работающей техники при работе на участке.

Воздействие газопровода на водные ресурсы

Любой строящийся объект в процессе строительства, а затем эксплуатации потребляет определенное количество чистой воды, а также сбрасывает очищенные, условно чистые или неочищенные сточные воды в окружающую среду, что приводит к загрязнению гидрографической сети и территории района его размещения.

Для охраны и рационального использования водных ресурсов, а также предотвращения загрязнения поверхностных и подземных вод района размещения проектируемого объекта при разработке подраздела определяется режим водопотребления и водоотведения.

Переход газопровода через реку

При переходе газопровода через реки применяется технология бестраншейной прокладки труб установкой наклонно-направленного бурения. При использовании этой технологии переход через реки производится без разработки траншеи, без нарушения грунтов водоема, что сохраняет без изменений его гидрологический режим и не вызывает образования зон повышенной мутности и увеличения количества взвешенных и прочих загрязняющих веществ.

В соответствии с проектом организации строительства, испытание газопровода на герметичность перед пуском в эксплуатацию осуществляется путем подачи в газопровод сжатого воздуха и создания испытательного давления. Данный метод является боле экологически чистым по сравнению с гидроиспытанием газопровода, поскольку позволяет исключить дополнительное потребление водных ресурсов и воздействие на почву, и геологическую среду, связанную с сооружением отстойников и сбросом отстоявшихся вод на рельеф.

При выполнении проектных решений и мероприятий в части охраны водной среды, при соблюдении правильной технологии и культуры производства необратимого негативного последствия на водную среду не ожидается.

В период эксплуатации газопровод не будет оказывать негативного влияния на поверхностные и подземные воды, т.к. газопровод является герметичной системой, заглубленной в грунт, работающей в автономном режиме, для технологических нужд вода не требуется и сбросов загрязняющих веществ не предусматривается.

Мероприятия по предотвращению загрязнения подземных вод

В период строительства необходимо предусмотреть и выполнять следующие мероприятия технического и организационного плана, направленные на предупреждение загрязнения поверхности земли, а, следовательно, и грунтовых вод:

  • Ремонт и техническое обслуживание автотранспорта производится только на базе строительно-монтажной организации;
  • Запрещается слив отработанных масел на поверхность земли;
  • Запрещается мойка автотранспорта вне специально установленных мест;
  • Заправка автомобилей возможна только на стационарных организованных АЗС;
  • Необходимо проводить своевременный технический осмотр и надзор за состоянием транспортных средств и строительных механизмов во избежание утечки масла и горючесмазочных веществ на поверхность почвы;
  • Для хозяйственно-бытовых стоков используется уборная контейнерного типа;
  • Складировать сырье, полуфабрикаты на специальных площадках;
  • Строительные отходы сортируются по классам опасности, собираются и хранятся в емкостях, предохраняющих их от возможного перехода из одного агрегатного состояния в другое под воздействием атмосферных осадков в специально установленных местах временного хранения на площадке с твердым покрытием или площадке с гидроизоляционным покрытием.
- 89.50 Кб

Южно-Уральский государственный университет

Заочный инженерно-экономический факультет

на тему: Охрана окружающей среды в строительстве

по дисциплине «Правоведение»

выполнил студент-заочник 1 курса

Введение 3стр

Объекты охраны окружающей среды 5стр

Общие положения по охране окружающей среды 6стр

Охрана окружающей среды в строительстве дорог 16стр

Заключение 18стр

Библиография 19стр

ВВЕДЕНИЕ.

Охраной окружающей среды называется комплекс мер, направленных на предупреждение отрицательного влияния человеческой деятельности на природу, обеспечение благоприятных и безопасных условий жизнедеятельности человека. В условиях научно-технического прогресса важнейшей задачей человечества является охрана важнейших элементов окружающей среды (воздух, вода, почва), которые из-за вредных промышленных выбросов и отходов подвергаются сильнейшему загрязнению. Результатом чего является закисление почвы и воды, изменение климата и разрушение озонового слоя. Именно поэтому охране окружающей среды в строительстве отводится важное место в общегосударственных задачах. В последние годы, в связи с необратимыми процессами и изменениями окружающей среды, вопросы охраны среды выросли в общемировую проблему. Поэтому разработка долгосрочной экологической политики по созданию благоприятных условий (пдв) стала необходима.

Создание условий для улучшения экологической обстановки - процесс долгий, требует согласованности и последовательности действий. Приоритетными в экологической политике РФ сегодня следующие вопросы:

Обеспечение экологически безопасных условий для проживания;

Рациональное использование и охрана природных ресурсов;

Обеспечение экологической и радиационной безопасности (пдв);

Повышение экологической культуры общества и формирование экологического сознания у людей.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Охрана окружающей среды должна быть направлена на поддержание рационального взаимодействия между деятельностью человека и окружающей природной средой, обеспечивающая сохранение и восстановление природных богатств, рациональное использование природных ресурсов, предупреждающая прямое и косвенное вредное влияние результатов деятельности общества на природу и здоровье человека.
Основными задачами охрана окружающей среды являются:
- обеспечение сохранности природных комплексов;
- содействие восстановлению и рациональному использованию природных ресурсов;

Содействие сохранению равновесия между развитием производства и устойчивостью окружающей природной среды;

Совершенствование управления качеством окружающей природной среды в интересах человечества.

ОБЪЕКТЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Согласно Федеральному закону "Об охране окружающей среды":

1. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:

земли, недра, почвы;

поверхностные и подземные воды;

леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

2. В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.

3. Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Наиболее общие правила охраны окружающей среды применительно к строительству содержатся в СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений". Согласно этому СНиПу в ходе проектирования новых и реконструкции существующих городов и других населенных пунктов должны быть приняты меры по максимальному сохранению и использованию существующих зеленых насаждений, почвенного покрова, естественного рельефа местности. Требуется не допускать эрозии почв, находить применение вытесняемым грунтам. При планировке и застройке пригородной и зеленой зон должны предусматриваться меры по улучшению санитарного состояния местности, озеленению и благоустройству, например осушение заболоченных территорий, устройство прудов и т.п.

Проекты планировки и застройки должны содержать мероприятия по охране воздушного бассейна от вредных веществ, выделяемых промышленностью и транспортом, охрану от загрязнения водоемов и почвы, снижению уровня шумов, вибрации и электромагнитных излучений, улучшению санитарно-гигиенических условий.

Было бы логично ожидать, что эти общие правила будут детализированы в СНиПах, регулирующих отдельные виды строительного производства. Однако не все такие СНиПы рассматривают относящиеся к ним вопросы охраны природы. Что касается содержащихся в них правил охраны внешней среды, то их общим недостатком является слабая связь с нормами права, касающимися строительства, но принятыми нестроительными ведомствами.

Примером может служить СНиП 3.02.03-84 "Подземные горные выработки". Согласно этому СНиПу при организационно-технической подготовке работ по проходке горных выработок должны быть произведены земельный и горный отводы, разработан проект рекультивации нарушенных земель и утверждены меры охраны природных и культурных объектов от вредного влияния горных выработок, которые должны быть включены в проект и рабочие чертежи.

При прохождении горных выработок складирование породы и попутно добываемых полезных ископаемых должно быть организовано с учетом требований охраны природы, недр, экономии плодородных земельных участков, сохранения плодородного слоя почвы.

Многие СНиПы, выдвигая требования об охране природы, делают это без определенной системы. Так, согласно СНиП 3.01.01-85 "Организация строительного производства", генеральный подрядчик должен содержать в исправном состоянии подземные сети, подъездные и пешеходные дороги, обеспечить сохранность и целостность применяемых строительных материалов, конструкций, изделий. Но при этом не ставится прямо задача сохранения и утилизации находящихся на территории застройки природных и культурных ценностей, "не нужных" стройке.

Ряд СНиП проявляет недостаточную заботу об охране прав и законных интересов местного населения, затрагиваемого строительными работами. СНиП 3.01.01-85 "Организация строительного производства" упоминает о препятствиях, которые создаются для соседних землепользователей, но только для случаев, когда это касается дорожно-строительных работ. Вместе с тем препятствия могут возникать в гораздо большем числе случаев, чем при одних дорожных работах.

Законом «Об охране окружающей природной среды» установлен порядок применения принципа платности природных ресурсов. Пользование ими, включая выбросы в атмосферу, сбросы в водные объекты, размещение отходов, производится в соответствии с выдаваемой и оформленной местными органами власти лицензией на природопользование в пределах установленных ограничений-лимитов. Оплата пользования ресурсами осуществляется по государственным тарифам с многократным увеличением за превышение лимитов или отсутствие их оформления.

В соответствии с Постановлением Правительства (от 01.07.95 г.) платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы), согласованные с природоохранными органами, а также текущие затраты, связанные с эксплуатацией и содержанием фондов природоохранного назначения (очистные сооружения, уловители, фильтры и т.п.), включаются в себестоимость продукции.

Платежи за превышение предельно допустимых (временно согласованных) выбросов (сбросов), а также штрафы за незарегистрированные или неправильно оформленные выбросы выплачиваются за счет прибыли, оставшейся в распоряжении природопользователя (предприятия).

При выполнении строительных работ должны приниматься меры к сокращению загрязнения атмосферы минеральной пылью, выбросами газов тепловых установок и двигателей, другого оборудования, работа которого связана с термическими и химическими технологическими процессами.

Контроль за состоянием атмосферы вне пределов строительной площадки (полосы отвода) выполняется службами охраны природы - Госкомгидромета, для населенных мест - в соответствии с ГОСТ 17.2.3.01-86.

Контроль за состоянием атмосферы в рабочей зоне осуществляет производственная служба охраны труда и техники безопасности согласно ГОСТ 12.1.005-76.

Строительные и дорожные машины должны соответствовать экологическим и санитарным требованиям:

по выбросам отработавших газов - ГОСТ 17.2.2.02-86;

по шуму - санитарным нормам СН 2.2.4/2.1.8.562-96;

по производственной вибрации - СН 2.2.4/2.1.8.566-96.

Контроль за соблюдением норм и требований производится при приемке образцов установочных серий машин и подтверждается в составе сертификации (в том числе для машин зарубежного производства).

Отработавшие газы дизельных двигателей контролируют по показателю дымомера: 1,20 - 0,93 м -1 (при объемном расходе воздуха, поступающего в цилиндры, соответственно 100 - 200 дм 3 /с).

Эквивалентный уровень звука в рабочей зоне должен быть не выше 80 дБА.

Предельно допустимые эквивалентные значения вибрации рабочих мест I категории в октавных полосах 8 - 63 Гц составляют: виброускорения 0,56 - 0,40 м/с 2 , 115 дБ.

При выполнении строительных работ на водных объектах и прилегающих к ним территориях следует руководствоваться, кроме общих СНиПов, законоположениями, стандартами и нормами, содержащими специальные требования по охране водной среды: Водный Кодекс Российской Федерации (принят 18.10.95), Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах (утвержден Постановлением правительства РФ 23.11.96), ГОСТ 17.1.3.13-86 «Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнения», СанПиН 4630-88 «Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения».

При строительных работах на рыбохозяйственных водных объектах необходимо также учитывать требования Закона РФ «О животном мире» (введен 22.03.95) с учетом «Указаний о порядке рассмотрения и согласования органами рыбоохраны намечаемых решений и проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений» (ОНД 1-86 Минрыбхоз).

При проектировании организации строительства и производстве работ необходимо учитывать требования сохранения целостности и чистоты почвенно-растительного покрова за границами полосы отвода, а также минимального повреждения и загрязнения на отведенной территории, не занимаемой сооружениями.

На участках под сооружения или выработки грунта плодородный слой почвы следует снимать и хранить в специально отведенных местах для использования при рекультивации или для передачи сторонним землепользователям.

При организации земляных работ на всех этапах должно быть предусмотрено своевременное устройство поверхностного водоотвода, исключающего скопление воды в понижениях рельефа в периоды таяния снега и ливней и образование непредусмотренных водотоков, смывающих почвенный слой. Обнаженные при выполнении земляных работ склоны и откосы, как правило, должны быть укреплены до наступления зимы предусмотренным в проекте способом. Проектные водоотводные устройства следует выполнять на возможно более раннем этапе строительства. Их ремонт на последующих этапах проще и дешевле, чем ликвидация возникающих в процессе возведения земляного полотна размывов и очагов эрозии.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ПОС разрабатывается с учетом требований, изложенных в Постановлениях от 20.12.72 № 898 “Об усилении охраны природы и улучшения использования природных ресурсов” и от 01.12.78 № 984 “О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов”.

При строительстве необходимо выполнять требования раздела 10 “Охрана окружающей среды СНиПа 3.01.01-85* и раздела 9 «Охрана природы» СНиП 3.02.01-87.

В процессе строительства обращение со строительными отходами осуществляется по согласованию с соответствующими отделами территориальной Администрации, органами надзора.

К числу мероприятий по охране окружающей среды на период строительства относятся:

Обеспечение строительства инженерными коммуникациями – централизованное, по временным схемам;

Площадка строительства ограждается временным забором;
- временные подъездные пути и площадки складирования устраиваются с твердым покрытием;

Краткое описание

Создание условий для улучшения экологической обстановки - процесс долгий, требует согласованности и последовательности действий. Приоритетными в экологической политике РФ сегодня следующие вопросы:
- обеспечение экологически безопасных условий для проживания;
- рациональное использование и охрана природных ресурсов;
- обеспечение экологической и радиационной безопасности (пдв);
- экологизация промышленности;
- повышение экологической культуры общества и формирование экологического сознания у людей.

Содержание

Введение 3стр
Основные задачи охраны окружающей среды 4стр
Объекты охраны окружающей среды 5стр
Общие положения по охране окружающей среды 6стр
Мероприятия по охране окружающей среды 11стр
Оценка воздействия на окружающую среду 14стр
Охрана окружающей среды в строительстве дорог 16стр
Заключение 18стр
Библиография 19стр

ПЛАН


1. Законодательство о строительной деятельности.

2. Основные требования по охране окружающей среды при строительных работах.

3. Техника безопасности.

4. Инженерно-экологические изыскания для строительства.

Выводы.

Литература

1. Законодательство о строительной деятельности


Законодательство о строительной деятельности основывается на следующих принципах, имеющих отношение к обеспечению экологической безопасности:

Обеспечение устойчивого развития территорий;

Обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении строительной деятельности;

Участие граждан и их объединений в осуществлении строительной деятельности, обеспечение свободы такого участия;

Ответственность за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

Осуществление строительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Осуществление строительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности;

Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями строительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды,

Из этого требования ГР К РФ вытекает обязанность предусматривать в проектной документации осуществление мероприятий по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности как при строительных работах, так и при эксплуатации построенного объекта, то есть разрабатывать раздел «ООС» в проектной документации. Но для разработки такого рода мероприятий требуется иметь базу – оценить вредное воздействие проекта на ОС. Для ОВОС в свою очередь требуются результаты реализации программы инженерно-экологических изысканий по данному объекту.

Законодательство не указывает, кто может и имеет право осуществлять разработку разделов ОВОС и этот вид деятельности в настоящее время не лицензируется. Раздел ОВОС на стадии оценки инвестиций и раздел «Охрана окружающей среды» может быть как в составе проектной документации, так и может быть заказан компетентному исполнителю отдельно и после утверждения заказчиком прилагаться к проекту.

Ст. 1 ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ » указывает на цель введения в действие закона – обеспечение безопасной, экологический чистой, благоприятной среды жизнедеятельности человека и общества. Ст. 3 предусматривает, что архитектурно –планировочное задание (АПЗ) должно включать обязательные экологические условия проектирования и строительства, требования по соблюдению прав граждан, интересы которых затрагиваются в ходе строительства.. Разрешение на строительство выдается в целях, в том числе, предотвращения вреда окружающей среде. В выдаче АПЗ может быть отказано, если намерения заказчика противоречат действующему законодательству (включая экологическое).Экологическая экспертиза проводится независимо от источников финансирования в порядке, предусмотренном действующим федеральным законодательством в области охраны окружающей среды (введено в действие с 1 января 2005 г.).

Архитектор или юридическое лицо при осуществлении архитектурной деятельности обязаны соблюдать строительные нормативы, а также экологические нормы и правила. Лицо, право которого нарушено при осуществлении архитектурной деятельности, может требовать полного возмещения причинных ему убытков (включая, безусловно, и снижение рыночной стоимости своей квартиры в результате размещения рядом с его квартирой иного архитектурного объекта, но при нарушении этим норм материального права). Лица, виновные в строительстве без разрешения (что в нашей практике- обычное явление), обязано за свой счет осуществить снос объекта самовольной застройки.

Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2000 года № 1008 «О порядке проведения государственной экспертизы строительной, предпроектной и проектной документации » к целям государственной экспертизы такой документации относит предотвращение создания объектов, строительство и использование которых нарушает права физических или юридических лиц лили не отвечает требованиям утвержденных в установленном порядке норм и правил. П. 5. и п.6. указывают на проведение государственной экспертизы в том числе территориальными органами Министерства природных ресурсов РФ. П.18 устанавливает, что Сводное заключение по результатам проведения государственной экспертизы строительной, предпроектной и проектной документации содержит совокупную оценку экономической целесообразности и технической возможности реализации проектных решений с учетом требований экологической и промышленной безопасности…. Сводное заключение подготавливается с учетом (или с участием специалистов) органов специализированной экспертизы…, органов местного самоуправления, … а также результатов общественного обсуждения. Положительное сводное заключение составляется при наличии положительных заключений органов специализированной экспертизы.

Без положительного сводного заключения утверждение строительной, предпроектной и проектной документации, финансирование и строительство объектов, независимо от источников финансирования и формы собственностине допускается.

Согласно СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям» при размещении жилых зданий должны обеспечиваться санитарно-эпидемиологические требования. При этом площадь отводимого земельного участка должна обеспечить возможность благоустройства (размещение площадок отдыха, игровых, спортивных, хозяйственных площадок и гостевых стоянок автотранспорта) и озеленения.

«Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности» (утверждена приказом Минприроды РФ от 29.12.1995 г. №539).

Ст. 5. Проектные решения в строительной документации должны обеспечивать:

Комфортные условия проживания населения, отвечающие нормативам и требованиям населения к качеству окружающей среды.

При разработке проектной и строительной документации следует учитывать нормативы и ограничения по природопользованию, санитарно-гигиенические нормы и правила и другие регламенты, определяющие экологические безопасные условия проживания населения.

Письмо Минприроды РФ от 14.12. 1993 г. №01-20\65-5568 « Об обязательном использовании процедуры и результатов ОВОС при разработке предплановой, предпроектной и проектной документации » предусматривает обязательное проведение ОВОС и общественных слушаний по намечаемой хозяйственной или иной деятельности

ФЗ «Об охране окружающей среды»

Ст. 3 Основные принципы охраны окружающей среды:

Участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды…

Ст.12 Общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды имеют право:

Организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан.

Ст. 32 «Оценка воздействия на окружающую среду проводится при выработке всех альтернативных вариантов предпроектной, в том числе прединвестиционной, и проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность, с участием общественных объединений.

ФЗ «Об экологической экспертизе».

Ст. 3. Принципы экологической экспертизы:

Обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;…

Гласность, участие общественных организаций, учет общественного мнения…

Ст. 14. Порядок проведения государственной экологической экспертизы.

Государственная экологическая экспертиза проводится при … наличии в составе представляемых материалов:

Материалов оценки воздействия на окружающую среду…;

Материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями…

«Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы ».

Утверждено постановлением Правительства РФ №698 от 11 июня 1996 г. п. 4. Обязательным условием принятия материалов на государственную экологическую экспертизу является наличие в них данных по ОВОС намечаемой хозяйственной и иной деятельности и экологическому обоснованию допустимости ее реализации.

«Положение об оценке воздействия на окружающую среду».

Утверждено приказом Госкомэкологии РФ №372 от 16 мая 2000 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 июля 2000 г. за №2302.

«Оценка воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду» (ОВОС)- процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.

П.1.6. К результатам ОВОС относятся

Информация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними последствий этого воздействия и их значимости, возможности минимизации воздействий

Выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности;

Решение заказчика по определению варианта размещения объекта или отказа от реализации проекта с учетом результатов проведенной ОВОС, выборе технологий и т.д.

Результаты ОВОС являются частью документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу, а также используются в процессе принятия иных управленческих решений, относящихся к данной деятельности.

2. Основные требования по охране окружающей среды

при строительных работах


Не допускается выпуск воды со строительных площадок непосредственно на склоны без надлежащей защиты от размыва. На территории строящихся объектов не допускается не предусмотренное проектной документацией сведение древесно-кустарниковой растительности и засыпка грунтом корневых шеек и стволов растущих деревьев и кустарников. При производстве работ, связанных со сводкой леса и кустарника, строительство необходимо организовывать так, чтобы обеспечить оттеснение животного мира за пределы строительной площадки.

Все предприятия, ведущие строительные работы на сельскохозяйственных землях, должны привести их в пригодное состояние в ходе работ, а при невозможности - в течение года после завершения всех работ. Предприятия обязаны снимать и хранить плодородный слой почвы для последующей рекультивации земель или повышения плодородия малопродуктивных угодий.

Приведенный перечень мероприятий и работ по охране природной среды в каждом конкретном случае должен быть уточнен с отражением принятых решений в проектно-сметной документации.

При бестарной перевозке порошкообразных материалов (цемента, гипса, извести, молотого известняка и др.) применяют автоцементовозы, оборудованные устройствами для разгрузки и саморазгрузки или только для разгрузки.

Общественный контроль осуществляют профсоюзные организации, комитетам которых представлены широкие права по контролю за выполнением законодательства о труде, требований правил и норм по технике безопасности и производственной санитарии.

При создании строительной продукции строители используют технические средства, которые принято подразделять на основные, вспомогательные и транспортные.

На стройках, где по мере выполнения строительно-монтажных процессов обстановка и условия труда рабочих часто меняются и возможно совместное производство работ несколькими организациями, обеспечение выполнения правил техники безопасности является не только ответственной, но и сложной задачей. Для успешного решения этой задачи требуются высокое качество проектных решений, деятельная разработка ППР.

3. Техника безопасности


На стройках, где по мере выполнения строительно-монтажных процессов обстановка и условия труда рабочих часто меняются и возможно совместное производство работ несколькими организациями, обеспечение выполнения правил техники безопасности является не только ответственной, но и сложной задачей. Для успешного решения этой задачи требуются высокое качество проектных решений, деятельная разработка ППР, в том числе технологических карт. Необходимо обеспечить высокое качество применяемых материалов изделий, конструкций и строительных машин и механизмов, эффективную звуковую или световую сигнализацию. Используемые в строительстве инвентарные устройства и монтажная оснастка должны отвечать всем требованиям техники безопасности. Необходимо организовать систематический и строгий контроль за соблюдением правил техники безопасности на строительной площадке.

В соответствии с действующими нормами и правилами администрация строительства должна в установленные сроки организовать инструктаж, изучение и проверку знаний рабочих и технического персонала в области техники безопасности с обязательным документальным ее оформлением. Эти мероприятия проводятся в соответствии с «Типовыми программами по обучению рабочих безопасным методам труда и проверки знаний инженерно-техническими работниками техники безопасности в строительстве».

Натурный метод испытаний конструкций зданий и сооружений заключается в инструментальном замере возникающих в конструкциях фактических напряжений (изучается в научном курсе «Испытание сооружений»). В отдельных случаях этим методом исследуют модели зданий и сооружений.

Основа классификации процессов строительного производства - подразделение их по технологическим признакам на заготовительные, транспортные, подготовительные и монтажно-укладочные.

Технологические карты определяют в каждом конкретном случае технологию строительного процесса, а карты трудовых процессов - организацию труда рабочих при выполнении трудовых операций, составляющих строительный процесс. Таким образом, эти документы не дублируют.

Технологические карты определяют в каждом конкретном случае технологию строительного процесса, а карты трудовых процессов - организацию труда рабочих при выполнении трудовых операций, составляющих строительный процесс. Таким образом, эти документы не дублируют, а дополняют друг друга. Каждый из данных документов разрабатывается по определенной методике (схеме) и имеет свою форму по содержанию и оформлению.

В качестве технологической документации для несложных процессов (работ) применяются также технологические схемы с описанием последовательности и методов выполнения процесса, с подсчетом затрат труда и потребности в средствах механизации. По содержанию технологические схемы - это упрощенные технологические карты.

В третьей ступени контроля, проводимого один раз в месяц, участвуют главный инженер строительной организации, главный механик, главный энергетик, инженер по технике безопасности. Они проверяют: выполнение запланированных мероприятий, а также постановлений и приказов по обеспечению безопасных условий труда и быта.

Существуют также местные нормы и расценки, разрабатываемые методами технического нормирования, на работы, не вошедшие в ЕНиР и ВНиР и утверждаемые на местах. Несмотря на то что в местные нормы входят редко встречающиеся, специфичные для местных условий работы, при их разработке необходимо в полной мере учитывать резервы производства и не допускать опытно-статистического нормирования, приводящего, как правило, к занижению норм.

4. Инженерно-экологические изыскания для строительства


Материалы инженерно-экологических изысканий должны обеспе­чи­вать разработку Декларации (ходатайства) о намерениях, строительной документации, разделов «Оценка воздействия на окружающую среду» (ОВОС) на стадии обоснований инвестиций и «Охрана окру­жающей среды» (ООС) в проекте строительства.

Инженерно-экологические изыскания для строительства должны выполняться изы­скательскими, проектно-изыскательскими и другими организациями, независимо от формы собственности, имеющими лицензию на право проведения таких работ.

Виды работ, ранее не входившие в состав инженерных изысканий и исследований, такие как почвенные, геоботанические, биологиче­ские, гидробиологические, исследования по оценке размеров, режима и сроков экологиче­ского попуска, санитарно-эпидемиологические и другие, должны производиться с привлечени­ем специализированных организаций или ква­лифицированных специалистов в соответст­вующих предметных областях с соблюдением установленных требований нормативных доку­ментов Госкомприроды России, а также государст­венных стандартов и ведомственных нор­мативных документов.

В состав инженерно-экологических изысканий входят:

Экологическое дешифрирование аэрокосми­ческих материалов с использованием различ­ных видов съемок (черно-белой, многозональ­ной, радиолокационной, тепловой и др.);

Маршрутные наблюдения с покомпонент­ным описанием природной среды и ландшаф­тов в целом, состояния наземных и водных эко­систем, источников и признаков загрязнения;

Проходка горных выработок для получения экологической информации;

Эколого-гидрогеологические исследования;

Почвенные исследования;

Геоэкологическое опробование и оценка за­грязненности атмосферного воздуха, почв, грунтов, поверхностных и подземных вод;

Лабораторные химико-аналитические иссле­дования;

Исследование и оценка радиационной обста­новки;

Газогеохимические исследования;

Исследование и оценка физических воздействий;

Изучение растительности и животного мира;

Социально-экономические исследования;

Санитарно-эпидемиологические и медико-биологические исследова­ния;

Стационарные наблюдения (экологический мониторинг);

Камеральная обработка материалов и составление отчета.

Назначение и необходимость отдельных видов работ и исследований, условия их взаимозаменяемости и сочетания с другими видами изысканий устанавливаются в программе инженерно-экологических изысканий в зависимости от вида строительства, характера и уровня ответственности проектируемых зданий и сооружений, особенностей природно-техногенной обстановки, степени экологической изученности территории и стадии проектно-изыскательских работ.

При проектировании и устройстве оснований, фундаментов и подземных сооружений должны выполняться требования, имеющие целью предотвращение, минимизацию или ликвидацию вредных и нежелательных экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий.

Экологические требования, учитываемые при проектировании и строительстве, основываются на результатах инженерно-экологических изысканий, выполняемых в соответствии со СНиП 11-02 и СП 11-102. В процессе этих изысканий выполняют оценку современного состояния окружающей среды в районе строительства и дают прогноз воздействия объекта на окружающую среду (ОВОС).

С учетом результатов инженерно-экологических изысканий при проектировании и устройстве оснований, фундаментов и подземных сооружений необходимо выбирать проектные решения и разрабатывать мероприятия, которые защитили бы объекты строительства и людей от имеющихся неблагоприятных воздействий и не ухудшили экологическую обстановку.

При выборе вариантов проекта следует учитывать приоритетность решения экологических проблем

Инженерные изыскания выполняются в соответствии с требованиями Строительного кодекса РФ И постановления Правительства РФ от 19 января 2006 года №20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства».

Подготовка соответствующих материалов по обоснованию проектов в числе прочего включает составление карты (схемы) границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, последствия размещения которых могут привести к негативным изменениям качества окружающей среды (зоны негативного воздействия) с учетом результатов инженерных изысканий

Инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий.

Инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства выполняются в целях получения:

Материалов о природных условиях территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция объектов капитального строительства, и факторах техногенного воздействия на окружающую среду, о прогнозе их изменения, необходимых для разработки решений относительно такой территории;

Материалов, необходимых для обоснования компоновки зданий, строений, сооружений, принятия конструктивных и объемно-планировочных решений в отношении этих зданий, строений, сооружений, проектирования инженерной защиты таких объектов, разработки мероприятий по охране окружающей среды, проекта организации строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

Материалов, необходимых для проведения расчетов оснований, фундаментов и конструкций зданий, строений, сооружений, их инженерной защиты, разработки решений о проведении профилактических и других необходимых мероприятий, выполнения земляных работ, а также для подготовки решений по вопросам, возникшим при подготовке проектной документации, ее согласовании или утверждении.

Необходимость выполнения отдельных видов инженерных изысканий, состав, объем и метод их выполнения устанавливаются с учетом требований технических регламентов программой инженерных изысканий, разработанной на основе задания застройщика или заказчика, в зависимости от вида и назначения объектов капитального строительства, их конструктивных особенностей, технической сложности и потенциальной опасности, стадии архитектурно-строительного проектирования, а также от сложности топографических, инженерно-геологических, экологических, гидрологических, метеорологических и климатических условий территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция объектов капитального строительства, степени изученности указанных условий.

Подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора), результатов инженерных изысканий в соответствии с строительным планом земельного участка и иными документами.

В состав проектной документации объектов капитального строительства включается перечень мероприятий по охране окружающей среды и иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами. А федеральными законами «Об охране окружающей среды» и «Об экологической экспертизе» предусмотрена разработка материалов «ОВОС» предпроектной документации .

Согласно ст.49 ГрК РФ предметом государственной экспертизы проектной документации является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий.

Основанием для отказа в принятии проектной документации, представленной на государственную экспертизу, является отсутствие разделов, предусмотренных статьей 48 настоящего Кодекса., включая раздел по природоохранным мероприятиям (а он разрабатывается на основании ОВОС).

Выводы


К охарактеризованным в данном реферате проблемам применяется законодательство об охране окружающей среды, если данные отношения не урегулированы законодательством о строительной деятельности. Порядок разработки ОВОС и разделов «Охрана окружающей среды» не регулируется Строительным кодексом РФ и поэтому в данном случае следует руководствоваться требованиями экологического законодательства. Тем более, что строительные правила уже установили жесткий императив на разработку разделов «ОВОС». Последовательность действий «инженерно-экологические изыскания - ОВОС – раздел «Охраны окружающей среды» проекта – план природоохранных мероприятий при эксплуатации объекта» прямо вытекает из требований норм строительного и экологического права.

ОВОС является важнейшим условиям и инструментом для принятия строительных решений, позволяющим обеспечить высокий уровень качества жизни, особенно в условиях застройки мегаполисов.

Государственный экологический контроль строительном комплексе России недостаточен и неэффективен, что является одной из причин создания неблагоприятных условий проживания в городах и усугубления социальной напряженности в обществе.

Разделы «ОВОС» зачастую разрабатываются и утверждаются на стадии строительства либо на разрабатываются вообще, что приводит к ущербности и неэффективности разделов «Охрана окружающей среды» проектов.

Органы государственного архитектурного и строительного надзора не считают актуальной проблему обеспечения экологической безопасности при проектировании и строительстве и обеспечивают должный уровень контроля в этой сфере.


При осуществлении строительной деятельности не обеспечивается реализация прав граждан на благоприятную окружающую среду через проведение публичных и общественных слушаний. При этом право проведения общественных (экологических) слушаний имеют общественные (экологические) организации (ст.12 ФЗ «Об охране окружающей среды», а право публичных слушаний – органы местного самоуправления (ГрК РФ).

Практика реализации программ инженерно-экологических изысканий под строительство объектов не в состоянии обеспечить достаточный уровень экологической безопасности населения.

Действующее законодательство не содержит прямых противоречий между нормами строительного и экологического права и позволяет создать систему экологического менеджмента в строительном комплексе.

Искусственная практика изоляции строительного комплекса от применения норм и правил экологической безопасности должна стать предметом межведомственных обсуждений и решений, а также областью повышенного внимания органов прокуратуры, органов региональной власти и органов местного самоуправления.

Литература

1. Строительные нормы и правила (СНИПы).

2. Аханов В.С. и др. Справочник строителя. – М., 2006.

3. Алан Гриффит, Пол Стивенсон, Пол Уотсон. Системы управления в строительстве. – М.: Олимп-Бизнес, 2006.

4. Миневрин Г.Б. Основы проектирования оборудования для жилых и общественных зданий. – М., 2004.