Территория. Природные условия и ресурсы. Природно-климатические условия восточной европы

(менее 1000 долл. США).

За почти полувековой послевоенный период в странах ЦВЕ сформировался особый тип экономики, сложились новые отраслевая и территориальная структуры хозяйства.

Сельское хозяйство стран ЦВЕ находится в очень сложном положении. С одной стороны, регион обладает благоприятными агроклиматическими ресурсами для разнообразного и , богатыми традициями земледелия. С другой - вступление в ЕС неизбежно приведет к разорению огромной массы как коллективных, так и частных хозяйств, которые не выдержат конкуренции с более сильными западными производителями. Значительное сокращение производства сельхозпродукции после окончательной интеграции в ЕС рассматривается в странах региона как фатальная неизбежность в условиях капиталистического перепроизводства. В связи с этим комиссии Евросоюза разрабатывают пакеты программ по социальной поддержке разорившихся крестьян, оценивают возможности качественной реструктуризации и модернизации сельскохозяйственного производства в случае, если это будет нужно для общего продовольственного рынка ЕС. Особенно острые проблемы возникли в странах с малоэффективным сельским хозяйством: , Румынии, большинстве стран бывшей Югославии. Несколько лучше ситуация в , и Словении.

В структуре растениеводства выделяется производство зерна картофеля, сахарной свеклы, овощей, фруктов. Польша - традиционно крупнейший в регионе производитель пшеницы и ржи. Ее часто называют «картофельным полем» Европы, так как до последнего времени здесь выращивалось картофеля столько же, сколько во всей . Главными производителями здесь даже в советское время были частники.

В Венгрии и выращивают кукурузу и фасоль. Много подсолнечника - это характерный элемент ландшафтов Средне- и Нижнедунайских равнин (Венгрия, Сербия, Румыния и Болгария). Болгария - страна разнообразного овощеводства (перец, томаты, лук и др.).

В регионе многовековые традиции производства алкогольных напитков. Однако сегодня из-за усиливающегося давления конкурентов виноградарство и виноделие переживают нелучшие времена. С советских времен в России хорошо известны болгарские сухие и полусухие вина, венгерский «Токай». В Балканских странах популярна крепкая сливовая водка. Чехия славится своим великолепным пивом, которое варят в Пльзене, среди ценителей этого напитка особой популярностью пользуются темные сорта.

Из отметим разведение крупного рогатого скота (мясомолочное направление), свиноводство, птицеводство, на юге - овцеводство. Польша выделяется как производитель говядины, Прибалтийские республики известны своими высококачественными молочными продуктами, Венгрия - продуктами из свинины и курами.

Следуя опыту Советского Союза, страны ЦВЕ делают упор на приоритетное развитие базовых отраслей промышленности, энергетики. В результате был создан весьма крупный промышленный потенциал. В рамках СЭВ сложилось разделение труда, при котором СССР выполнял роль своеобразного «сырьевого придатка» стран ЦВЕ, те, в свою очередь, поставляли в нашу страну в основном готовую промышленную продукцию. В последнее десятилетие XX в. происходило сокращение промышленного производства, в особенности энергоемкой и металлоемкой продукции.

В период социалистического строительства для обслуживания прежде всего нужд развивающейся промышленности была создана мощная топливно-энергетическая база. В одних странах, например в Польше, Чехии, Словакии и Румынии, она работает в основном на базе местных ресурсов. В других - на импортном сырье, как в Венгрии и . Яркая черта энергетики стран региона - высокая доля угля в энергобалансе. Страны ЦВЕ - мировые лидеры по добыче бурого угля, который сжигается на ТЭС, сооруженных вблизи месторождений. Наиболее крупные территориально-производственные комплексы на базе бурого угля - Верхнесилезский, Белхатувский в Польше, Северо-Чешский в Чехии, Белградский и Косовский в Сербии. Добыча каменного угля ведется прежде всего в Польше (более 130 млн тонн в год в 1990-х гг.). Энергетика, ориентированная на уголь, приводит к серьезным . Принятие программ по минимизации загрязнений от ТЭС на угле было одним из условий вступления этих стран в Европейский союз.

На Балканах, в республиках бывшей Югославии и в Албании, в производстве электроэнергии велика доля ГЭС. В Румынии используется местная нефть - геополитически значимый ресурс страны, а также газ.

В Венгрии, Чехии, Словакии, Словении и Болгарии действуют атомные электростанции, построенные советскими специалистами, а в бывшей Югославии - американскими. Ряд стран региона к концу социалистического периода значительную часть своей электроэнергии получал на АЭС. Так, в Болгарии АЭС производила 30% электроэнергии страны, в Венгрии - 22%, в Чехословакии - 21%.

Черная металлургия традиционно развивалась в Польше и Чехии, цветная - в Польше и . В рамках программ СЭВ в странах ЦВЕ были построены новые металлургические заводы. Все заводы по производству чугуна и стали были ориентированы на импорт руды из СССР. Самый мощный из них - комбинат Нова-Гута в Польше. После развала СЭВ производство чугуна и стали в регионе сократилось. В 1981 г. активисты-экологи Кракова развернули кампанию за модернизацию металлургического комбината в Нова-Гуте, являющегося крупнейшим в регионе загрязнителем.

Предприятия цветной металлургии базируются прежде всего на местных ресурсах. Польша входит в десятку крупнейших в мире производителей меди, выплавка которой в 1990-х гг. достигала 400 тыс. тонн. Благодаря своим ресурсам цветная металлургия активно развивалась на Балканах. На базе месторождений бокситов работают алюминиевые заводы в Задоре (Хорватия), Мостаре (), Кидри- чево (Словения), Подгорицах (). Крупные алюминиевые заводы действуют в Секешфехерваре (Венгрия) и Слатине (Румыния). В начале 1980-х гг. под давлением экологов и общественности был закрыт алюминиевый завод в Скавине (Польша), крайне неблагоприятно влиявший на окружающую среду.

В социалистический период главной отраслью промышленности большинства стран ЦВЕ (кроме Албании) стало машиностроение. Однако в целом оно развито качественно слабее, чем на западе Европы. Большая часть выпускаемой продукции неконкурентоспособна. Это связано, в частности, с тем, что в отличие от Запада здесь воздействие конкуренции было минимальным. Около половины Продукции производилось на экспорт, значительная часть которого предназначалась для «неприхотливого» потребителя - СССР. Например, венгерские «Икарусы», которые никогда бы не купила ни одна западноевропейская страна, успешно покупались или поставлялись по бартеру в нашу страну и до сих пор колесят по дорогам России.

Автомобилестроение ни по количественным, ни по качественным показателям не сопоставимо с западноевропейским. На сегодняшний день на европейском рынке удержалась чешская «Шкода», предприятия компании находятся в городах Пльзень и Млада-Болеслав. Большинство же автомобильных заводов либо свернули производство нерентабельной продукции, либо были обанкрочены, а их производственные фонды куплены западными компаниями и модернизируются. В наследие от социалистического периода здесь остались заводы по производству тяжеловозов и грузовиков «Татра» в Остраве (Чехия), железнодорожных вагонов и локомотивов в Чехии, Польше и (Рижский вагоностроительный завод), микроавтобусов «РАФ» (Латвия, Рига), мотокаров в Болгарии, экскаваторов в . Польша и Хорватия выпускали морские пассажирские и рыболовецкие суда. Судостроительные верфи в Гданьске получили всемирную известность, но не благодаря выпускаемым судам, а потому что здесь родился независимый профсоюз «Солидарность» во главе с Лехом Валенсой, поднявший на борьбу с советской системой уже в начале 1980-х гг.

Еще одна отрасль, унаследованная от социалистического периода, - химическая промышленность. На базе собственных ресурсов развивались производство минеральных удобрений и коксохимия в Польше, Чехословакии и Румынии. Нефтеперерабатывающие заводы и нефтехимические предприятия размещаются на пересечении магистральных нефтепроводов с реками (Плоцк в Польше, Братислава в Словакии, Сасхоломбатга в Венгрии, Панчево в Сербии и Черногории). При их строительстве прежде всего ориентировались на советскую Нефть, доставляемую сюда по построенному в 1964 г. нефтепроводу «Дружба». Некоторые предприятия нефтепереработки и нефтехимии строились в портах (Гданьск в Польше, Бургас в Болгарии), что после развала социалистической интеграции и частичной переориентации на поставки нефти из стран ОПЕК оказалось более выгодно. Нефте- и газопереработка в Румынии исторически и по сей день базируется на трансильванских месторождениях в центре страны. «На плаву» в странах ЦВЕ остался и ряд фармацевтических предприятий. Россиянам известны компании «КРРА» (Словения), «Гедеон Рихтер» (Венгрия), «Польфа Краков» (Польша).

Относительно неплохо представлена легкая промышленность. Страны ЦВЕ производят хлопчатобумажные, шерстяные и льняные ткани. Старейший район текстильной промышленности в Центрально-Восточной Европе - Лодзинский в Польше. На производстве три- котажа специализируется бывшая Югославия.

Особо выделяется среди отраслей производство обуви. С советских времен в России известна польская, чешская, румынская и югославская обувь - продукция заводов в Радоме и Халмеке (Польша), Злине (бывший Готвальдов, Чехия), Тимишоара и Клуж-Напока (Румыния), в Борово и Загребе (Хорватия). Чехия знаменита своим стеклом и художественной керамикой.

Третичный сектор в ЦВЕ развит слабее, чем в Западной Европе. Для большинства стран ЦВЕ важная отрасль специализации хозяйства - туризм. В советское время озеро Балатон в Венгрии, курорт Дубровник, Варна в Болгарии пользовались большой популярностью среди тех, кто выезжал из нашей страны по туристическим путевкам за границу Главные туристские пляжные районы сформировались вдоль Адриатического и , а горно-туристские районы - в Карпатах и Судетах. Развитие туризма в приморских странах бывшей Югославии, особенно в и Черногории, затормозилось в период острого политического кризиса и войн на Балканах в 1990-х гг. Несмотря на дешевизну и благоприятный климат, пустеют многие пляжи Болгарии и Румынии. Албания планирует найти свою нишу в туриндустрии стран ЦВЕ прежде всего на базе использования живописных приморских ландшафтов.

Больше всего туристов принимают Венгрия (более 10 млн) и Чехия (8-10 млн). Именно в этих странах, обладающих богатейшим культурно-историческим наследием, создана лучшая в регионе инфраструктура туризма. Ежегодные доходы от туристского бизнеса в Венгрии в 2001 г. составили 3,5 млрд долл., в Чехии превысили 2 млрд долл.

В транспортной инфраструктуре в отличие от западноевропейской сохраняется высокая доля железнодорожного транспорта в общем объеме грузоперевозок. Хотя густота железнодорожной сети здесь меньше, чем на Западе, грузов по железным дорогам перевозится больше. Дороги в основном электрифицированы.

Последние десятилетия последовательно улучшалась сеть автомобильных дорог. Ведется строительство скоростных автомагистралей европейского класса, в частности от Балтики до Босфора по маршруту Гданьск - - - Белград - София - Стамбул.

Традиционно весомую роль играет водный транспорт, как морской, так и внутренний, речной. Внешняя торговля ведется через порты Гданьск - Гдыня и Щецин в Польше, Констанца-Аджиджа в Румынии, Варна и Бургос в Болгарии, Риека в Хорватии. В сети внутреннего водного транспорта Европы одно из ключевых звеньев - водный путь Рейн - Майн - Дунай. Его развитию содействовало строительство в 1970-х гг. двух гидроузлов с крупнейшими в Зарубежной Европе шлюзами и мощными гидроэлектростанциями «Железные ворота I и II» в районе ущелья Катаракты между отрогами Южных Карпат с севера (Румыния) и Восточно-Сербскими горами с юга. Эксплуатация водных путей, к сожалению, осложняется частыми конфликтами между придунайскими странами на экономической и экологической почве. Вот уже более 10 лет идет тяжба между Венгрией и Словакией по поводу строительства гидрокомплекса Габчиково- Надьмарош.

Территориальная структура хозяйства в странах ЦВЕ в целом относительно менее зрелая, чем в странах Западной Европы, и имеет несколько общих черт:

  • большой отрыв столиц по общему экономическому потенциалу от других городов;
  • сильные внутренние различия территорий по уровню экономического развития;
  • меньшая насыщенность территории транспортной инфраструктурой.

Наиболее сложную ТСХ имеют Польша, Венгрия и Чехия.

Страница 2

Особенностями геологической и тектонической структур обусловлены состав и характер географического распространения полезных ископаемых стран. Наибольшее хозяйственное значение имеют крупные (в масштабах Европы) залежи: каменного угля (Верхнесилезский бассейн на юге Польши и сопредельный с ним Остравско-Карвинский на северо-востоке Чешской Республики), бурого угля (Сербия, Польша, Чехия), нефти и природного газа (Румыния, Албания), горючих сланцев (Эстония), каменной соли (Польша, Румыния), фосфоритов (Эстония), природной серы (Польша), свинцово-цинковых руд (Польша, Сербия), бокситов (Хорватия, Босния и Герцеговина, Венгрия), хромитов и никеля (Албания); в ряде стран имеются месторождения урановых руд промышленного значения.

В целом страны ЦВЕ недостаточно обеспечены первичными энергоресурсами. До 9/10 запасов каменного угля региона (около 70 млрд. т.) приходится на одну Польшу. В ЦВЕ находится свыше 1/3 общеевропейских запасов бурого угля; они более рассредоточены по странам региона, но все же больше половины залегает в Сербии и Польше. Ни одна страна (исключая Албанию) не имеет достаточных запасов нефти и природного газа. Даже более обеспеченная ими Румыния вынуждена частично покрывать свои потребности в них за счет импорта. Из суммарного гидропотенциала ЦВЕ в 182 млрд. кВт/ч около половины приходится на республики бывшей Югославии (в первую очередь на Сербию, Боснию и Герцеговину) и более 20 % на Румынию. Регион богат целебными минеральными источниками, часть которых эффективно используется (особенно в Чешской Республике).

Страны ЦВЕ сильно различаются по размерам, составу и качеству лесных ресурсов. На юге региона в горных районах Балканского полуострова, а также в Карпатах характерна повышенная лесистость с преобладанием хвойных пород и бука, в то время как в преимущественно равнинных и сильно распаханных Польше и Венгрии обеспеченность лесом намного меньше. В Польше и Чехии значительная часть продуктивных лесов представлена искусственными насаждениями, это прежде всего сосны.

Однако из основных богатств ЦВЕ – ее почвенно-климатические ресурсы. Здесь находятся крупные ареалы естественно плодородных почв, большей частью черноземного типа. Это прежде всего Нижнее- и Среднедунайская равнины, а также Верхнефракийская низменность. Из-за экстенсивности сельского хозяйства до Второй мировой войны здесь собирали около 10 – 15 ц. с га. Зерновых культур. В

80-х годах урожайность достигла уже 35 – 45 ц. с га., но была все еще ниже, чем сборы в некоторых западноевропейских странах с менее богатыми гумусом землями.

По почвенно-климатическим условиям и другим природным ресурсам страны ЦВЕ могут быть условно разделены на две группы: северную (страны Прибалтики, Польша, Чешская Республика, Словакия) и южную (остальные страны). Эти различия, состоящие в более высоких температурах в вегетационный период и более плодородных почвах в южной группе стран, создают объективную основу специализации и взаимодополняемости обеих групп стран в сельскохозяйственном производстве. В то время как большая часть территории северной группы стран находится в зоне достаточного увлажнения, в южной – в вегетационный период часто возникают условия засушливости, вызывающие необходимость искусственного орошения (В Нижнедунайской и Среднедунайской низменностях во второй половине XX века возник один из самых в Европе ареалов орошаемого земледелия). Вместе с тем климатические условия южной группы стран в сочетании с целебными минеральными источниками и широкими выходами к теплым морям создают важные предпосылки для организации отдыха жителей не только этих стран, но и северной части региона, а также туристов из других, прежде всего европейских, государств.

Население.

Для динамики населения ЦВЕ характерен ряд особенностей, свойственных Европейскому континенту в целом: снижение уровня рождаемости, старение населения и соответственно повышение уровня смертности. Вместе с тем для региона ЦВЕ, в отличие от Западной Европы, характерна и значительная убыль населения вследствие отрицательного сальдо миграций. Во второй половине 90-х годов средняя плотность населения ЦВЕ (104 чел. На 1 км. кв.) была близка к таковой в Западной Европе. Пострановые различия в плотности населения колеблются от 33 в Эстонии до 131 чел. На 1 км. кв. в Чешской Республике. Более значительны различия в плотности населения внутри стран, обусловленные как природными условиями, так и социально-экономическими факторами. Большое влияние оказал процесс урбанизации. Для большинства стран ЦВЕ в отличие от развитых стран Западной Европы этап ускоренной индустриализации и соответственно усиление концентрации производства в городах пришелся на более позднее время, в основном после Второй мировой войны. Поэтому темпы урбанизации в этот период оказались наибольшими. К началу 90-х годов в городах было сосредоточено уже более 2/3 населения региона (в Чехословакии до 4/5). Больших городов сравнительно с Западной Европой мало. Резко выделяются столичные города, среди которых самые крупные двухмиллионные Будапешт и Бухарест, и некоторые городские агломерации (Верхнесилезская).

Восточная Европа как историко-географический регион включает: Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Румынию, Болгарию, страны, образовавшиеся в результате распада бывшей Югославии (Словению, Хорватию, Сербию, Боснию, Герцеговину, Черногорию, Македонию), Албанию, Латвию, Литву, Эстонию.

Существует также мнение, что страны этого региона нужно отнести либо к Центральной, либо к Средней Европе, так как Восточной Европой правильнее назвать Украину, Беларусь, Молдову и европейскую часть России.

Но название «Восточная Европа» закрепилось за странами этого региона и признано во всем мире.


Географическое положение. Природные ресурсы

Страны В. Европы представляют собой единый природно-территориальный массив, протянувшийся от Балтики до Черного и Адриатического морей. В основе региона и примыкающих к нему стран - древняя докембрийская платформа, перекрытая чехлом осадочных пород, а также область аль-пийской складчатости.

Важной особенностью всех стран региона является их транзитное положение между странами Западной Европы и СНГ.

Страны В. Европы отличаются друг от друга по географическому положению, конфигурации, размерам территории, богатству природными ресурсами.

Из запасов природных ресурсов выделяются: уголь (Польша, Чехия), нефть и природный газ (Румыния), железные руды (страны бывшей Югославии, Румыния, Словакия), бокситы (Венгрия), хромиты (Албания).

В целом нужно сказать, что регион испытывает дефицит в ресурсах, а кроме того, он является ярким примером "некомплектности" набора полезных ископаемых. Так, в Польше велики запасы каменного угля, медных руд, серы, но почти нет нефти, газа, железной руды. В Болгарии, наоборот, нет каменного угля, хотя значительны запасы лигнитоа, медных руд, полиметаллов.

Население

Численность населения региона - около 130 млн. чел., но демографическая ситуация, непростая во всей Европе, в Восточной Европе самая тревожная. Несмотря на проводимую а течение нескольких десятилетий активную демографическую политику, естественный прирост населения очень маленький (менее 2%) и продолжает уменьшаться. В Болгарии и Венгрии даже наблюдается естественная убыль населения. Главной причиной этого является нарушение половозрастной структуры населения в результате Второй Мировой войны.

В некоторых странах естественный прирост выше, чем в среднем по региону (Босния и Герцеговина, Македония), и самый большой он в Албании - 20%.

Самая большая страна региона - Польша (около 40 млн. чел.), самая маленькая - Эстония (около 1,5 млн. чел.).

Население Восточной Европы отличается сложным этническим составом, но можно отметить преобладание славянских народов. Из других народов наиболее многочисленны румыны, албанцы, венгры, литовцы. Наиболее однородным национальным составом отличаются Польша, Венгрия, Албания. Литва.

Восточная Европа всегда была ареной национальных и этнических конфликтов. После распада социалистической системы положение осложнилось, особенно на территории самой многонациональной страны региона - Югославии, где конфликт перерос в межнациональную войну.

Наиболее урбанизированная страна В. Европы -Чехия (3/4 населения живет в городах). В регионе достаточно много городских агломераций, крупнейшие из них - Верхне-Силезская (в Польше) и Будапештская (в Венгрии). Но для большинства стран характерны исторически сформировавшиеся небольшие города и села, а для стран Балтии - хутора.

Хозяйство

Страны Восточной Европы сегодня не характеризуются ярко выраженным социально-экономическим единством. Но в целом можно сказать, что _. во 2-й половине XX в. в экономике стран В. Европы произошли большие изменения. Во-первых, более высокими темпами развивались отрасли промышленности - к 80-м гадам В. Европа превратилась в один из самых промышленных регионов мира, во-вторых, ранее очень отсталые регионы также стали развиваться в промышленном отношении (Например, Словакия в бывшей ЧСФР, Молдова в Румынии, северо-восток Польши). Такие результаты стали возможны благодаря проведению региональной политики.

Энергетика

Вследствие дефицита запасов нефти эта область ориентирована на уголь, большая часть электроэнергии вырабатывается на ТЭС (более 60%), но важное место также принадлежит ГЭС и АЭС. В регионе построена одна из крупнейших АЭС - «Козлодуй» в Болгарии.

Металлургия

В послевоенное время отрасль активно росла и развивалась во всех странах региона, причем цветная металлургия опирается в основном на собственное сырье, черная - на импортное.

Машиностроение

Отрасль также представлена во всех странах, но наиболее развита в Чехии (в первую очередь станкостроение, выпуск бытовых приборов и вычислительной техники); Польша и Румыния выделяются выпуском металлоемких машин и конструкций, Венгрия, Болгария, Латвия - электротехнической промышленностью; кроме того, в Польше, Эстонии развито судостроение.

Химическая промышленность

Химическая промышленность региона сильно отстает от западноевропейской вследствие отсутствия сырья для самых передовых отраслей химии - нефти. Но все же можно отметить фармацевтику Польши и Венгрии, стекольную промышленность Чехии.

Сельское хозяйство региона

В основном обеспечивает потребности населения в продовольствии. В структуре хозяйства стран Восточной Европы произошли, под воздействием НТР, значительные изменения: возникли АПК, происходила специализация с/х производства. Наиболее отчетливо она проявилась в зерновом хозяйстве и в производстве овощей, фруктов, винограда.

Структура хозяйства региона неоднородна: в Чехии, Словакии, Венгрии, Польше, странах Балтии доля животноводства превышает долю растениеводства, в остальных - соотношение пока обратное.

Вследствие разнообразия почвенно-климатических условий можно выделить несколько зон растениеводства: повсеместно выращивается пшеница, но на севере (Польша, Эстония, Латвия, Литва) важную роль играют рожь и картофель, в центральной части субрегиона культивируются овощеводство и садоводство, а «южные» страны специализируются на субтропических культурах.

Главные культуры, выращиваемые в регионе, - пшеница, кукуруза, овощи, фрукты.

Основные пшенично-кукурузные районы В. Европы сформировались в пределах Средне- и Нижнедунайской низменностей и Дунайской холмистой равнины (Венгрия, Румыния, Югославия, Болгария).

Наибольших успехов в зерноводстве добилась Венгрия.

Овощи, фрукты, виноград возделываются в субрегионе почти повсеместно, но есть районы, где они в первую очередь определяют специализацию сельского хозяйства. Свою специализацию эти страны и районы имеют также по ассортименту продукции. Например, Венгрия славится зимними сортами яблок, виноградом, луком; Болгария - масличными культурами; Чехия - хмелем и т.д.

Животноводство. Северные и центральные страны региона специализируются на молочном и мясо-молочном скотоводстве и на свиноводстве, а южные - на горно-пастбищном мясном и шерстяном животноводстве.

Транспорт

В Восточной Европе, лежащей на пересечении путей, издавна соединявших восточные и западные части Евразии, транспортная система формируется на протяжении многих веков. Сейчас по объему перевозок лидирует железнодорожный транспорт, НО интенсивно развиваются также автомобильный, морской. Наличие крупнейших портов способствует развитию внешних экономических связей, судостроения, судоремонта, рыболовства.

Внутрирегиональные различия

Страны Восточной Европы условно можно подразделить на 3 группы по общности их ЭГП, ресурсам, уровню развития.

1. Северная группа: Польша, Латвия, Литва, Эстония. Для этих стран пока характерна низкая степень интеграции, но есть общие задачи в развитии морского хозяйства.

2. Центральная группа: Чехия, Словакия, Венгрия. Хозяйство первых двух стран носит ярко выраженный индустриальный характер. Чехия занимает первое место в регионе по объему промышленной продукции на душу населения.

3. Южная группа: Румыния, Болгария, страны бывшей Югославии, Албания. В прошлом - это наиболее отсталые страны, и сейчас, несмотря на большие изменения в их хозяйстве, страны этой группы отстают от стран 1-й и 2-й групп по большинству показателей.

Видеоурок позволяет получить интересную и подробную информацию о странах Восточной Европы. Из урока вы узнаете о составе Восточной Европы, особенностях стран региона, их географическом положении, природе, климате, месте в данном субрегионе. Преподаватель подробно расскажет вам о главной стране Восточной Европы – Польше.

Тема: Региональная характеристика мира. Зарубежная Европа

Урок: Восточная Европа

Рис. 1. Карта субрегионов Европы. Восточная Европа выделена красным цветом. ()

Восточная Европа - культурно-географический регион, включающий в себя государства, расположенные на востоке Европы.

Состав :

1. Белоруссия.

2. Украина.

3. Болгария.

4. Венгрия.

5. Молдавия.

6. Польша.

7. Румыния.

8. Словакия.

В послевоенное время отрасль активно росла и развивалась во всех странах региона, причем цветная металлургия опирается в основном на собственное сырье, черная - на импортное.

Отрасль также представлена во всех странах, но наиболее развита в Чехии (в первую очередь, станкостроение, выпуск бытовых приборов и вычислительной техники); Польша и Румыния выделяются выпуском металлоемких машин и конструкций; кроме того, в Польше развито судостроение.

Химическая промышленность региона сильно отстает от западноевропейской вследствие отсутствия сырья для самых передовых отраслей химии - нефти. Но все же можно отметить фармацевтику Польши и Венгрии, стекольную промышленность Чехии.

В структуре хозяйства стран Восточной Европы произошли, под воздействием НТР, значительные изменения: возникли АПК, происходила специализация с/х производства. Наиболее отчетливо она проявилась в зерновом хозяйстве и в производстве овощей, фруктов, винограда.

Структура хозяйства региона неоднородна: в Чехии, Словакии, Венгрии, Польше доля животноводства превышает долю растениеводства, в остальных - соотношение пока обратное.

Вследствие разнообразия почвенно-климатических условий можно выделить несколько зон растениеводства: повсеместно выращивается пшеница, но на севере (Польша, Эстония, Латвия, Литва) важную роль играют рожь и картофель, в центральной части субрегиона культивируются овощеводство и садоводство, а «южные» страны специализируются на субтропических культурах.

Главные культуры, выращиваемые в регионе, - пшеница, кукуруза, овощи, фрукты.

Основные пшенично-кукурузные районы Восточной Европы сформировались в пределах Средне- и Нижнедунайской низменностей и Дунайской холмистой равнины (Венгрия, Румыния, Болгария).

Наибольших успехов в зерноводстве добилась Венгрия.

Овощи, фрукты, виноград возделываются в субрегионе почти повсеместно, но есть районы, где они в первую очередь определяют специализацию сельского хозяйства. Свою специализацию эти страны и районы имеют также по ассортименту продукции. Например, Венгрия славится зимними сортами яблок, виноградом, луком; Болгария - масличными культурами; Чехия - хмелем и пр.

Животноводство. Северные и центральные страны региона специализируются на молочном и мясо-молочном скотоводстве и на свиноводстве, а южные - на горно-пастбищном мясном и шерстяном животноводстве.

В Восточной Европе, лежащей на пересечении путей, издавна соединявших восточные и западные части Евразии, транспортная система формируется на протяжении многих веков. Сейчас по объему перевозок лидирует железнодорожный транспорт, но интенсивно развиваются также автомобильный, морской. Наличие крупнейших портов способствует развитию внешних экономических связей, судостроения, судоремонта, рыболовства.

Польша . Официальное название - Республика Польша. Столица - Варшава. Население - 38,5 млн чел., из них более 97% - поляки. Большинство - католики.

Рис. 3. Исторический центр Варшавы ()

Польша граничит с Германией, Чехией, Словакией, Украиной, Белоруссией, Литвой и Россией; кроме того, граничит с морскими акваториями (зонами) Дании и Швеции.

Около 2/3 территории на севере и в центре страны занимает Польская низменность. На севере -Балтийская гряда, на юге и юго-востоке - Малопольская и Люблинская возвышенности, вдоль южной границы - Карпаты(высшая точка 2499 м, гора Рысы в Татрах) и Судеты. Крупные реки - Висла, Одра; густая речная сеть. Озера преимущественно на севере. Под лесом 28% территории.

Полезные ископаемые Польши: уголь, сера, железная руда, различные соли.

Верхняя Силезия - регион концентрации промышленного производства Польши общеевропейского значения.

Почти всю электроэнергию Польша вырабатывает на ТЭС.

Ведущие отрасли обрабатывающей промышленности :

1. Горнодобывающая.

2. Машиностроение (Польша занимает одно из ведущих мест в мире по производству рыболовных судов, товарных и пассажирских вагонов, дорожных и строительных машин, станков, двигателей, электроники, промышленного оборудования и др.).

3. Черная и цветная (крупное производство цинка) металлургия.

4. Химическая (серная кислота, удобрения, фармацевтические, парфюмерно-косметические товары, фототовары).

5. Текстильная (хлопчатобумажная, льняная, шерстяная).

6. Швейная.

7. Цементная.

8. Производство фарфора и фаянса.

9. Производство спортивных товаров (байдарки, яхты, палатки и др.).

10. Производство мебели.

В Польше высокоразвитое сельское хозяйство. В сельском хозяйстве преобладает растениеводство. Главные зерновые культуры - рожь, пшеница, ячмень, овес.

Польша - крупный производитель сахарной свеклы (свыше 14 млн тонн в год), картофеля, капусты. Важное значение имеет экспорт яблок, клубники, малины, смородины, чеснока, лука.

Ведущая отрасль животноводства - свиноводство, молочно-мясное скотоводство, птицеводство (Польша - один из крупнейших в Европе поставщиков яиц), пчеловодство.

Домашнее задание

Тема 6, П. 3

1. В чем особенности географического положения Восточной Европы?

2. Назовите основные отрасли специализации Польши.

Список литературы

Основная

1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.

2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. - 13-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. - 400 с.

3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012. - 76 с.

Дополнительная

1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс / Э.М. Амбарцумова. - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 80 с.

2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.

3. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География: Учебное пособие / Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.

4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 223 с.

5. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. - М.: МЦНМО, 2011. - 72 с.

6. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий / Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 272 с.

7. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» / Е.В. Баранчиков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 94 с.

8. Учебное пособие по географии. Тесты и практические задания по географии / И.А. Родионова. - М.: Московский Лицей, 1996. - 48 с.

9. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 250 с.

10. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 240 с.

11. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика / В.П. Бондарев. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 160 с.

12. ЕГЭ 2010. География: тематические тренировочные задания / О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 144 с.

13. ЕГЭ 2012. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2011. - 288 с.

14. ЕГЭ 2011. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2010. - 280 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Федеральный портал Российское Образование ().

Страны региона: Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чешская Республика, Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Федерация Сербии и Черногории, Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония, Албания. Страны В. Европы представляют собой единый природно-территориальный массив, протянувшийся от Балтики до Черного и Адриатического морей. В основе региона и примыкающих к нему стран - древняя докембрийская платформа, перекрытая чехлом осадочных пород, а также область альпийской складчатости.Важной особенностью всех стран региона является их транзитное положение между странами Западной Европы и СНГ. Страны Ц.В. Европы отличаются друг от друга по географическому положению, конфигурации, размерам территории, богатству природными ресурсами. Из запасов природных ресурсов выделяются: уголь (Польша, Чехия), нефть и природный газ (Румыния), железные руды (страны бывшей Югославии, Румыния, Словакия), бокситы (Венгрия), хромиты (Албания). В целом нужно сказать, что регион испытывает дефицит в ресурсах, а кроме того, он является ярким примером "некомплектности" набора полезных ископаемых. Так, в Польше велики запасы каменного угля, медных руд, серы, но почти нет нефти, газа, железной руды. В Болгарии, наоборот, нет каменного угля, хотя значительны запасы лигнитоа, медных руд, полиметаллов. Регион богат целебными минеральными источниками, часть которых эффективно используется (особенно в Чешской Республике). Страны ЦВЕ сильно различаются по размерам, составу и качеству лесных ресурсов. На юге региона в горных районах Балканского полуострова, а также в Карпатах характерна повышенная лесистость с преобладанием хвойных пород и бука, в то время как в преимущественно равнинных и сильно распаханных Польше и Венгрии обеспеченность лесом намного меньше. Здесь находятся крупные ареалы естественно плодородных почв, большей частью черноземного типа. Это прежде всего Нижнееи Среднедунайская равнины, а также Верхнефракийская низменность. Численность населения региона - около 130 млн. чел.,Для динамики населения ЦВЕ характерен ряд особенностей, свойственных Европейскому континенту в целом: снижение уровня рождаемости, старение населения и соответственно повышение уровня смертности. Энергетика : вследствие дефицита запасов нефти эта область ориентирована на уголь, большая часть электроэнергии вырабатывается на ТЭС (более 60%), но важное место также принадлежит ГЭС и АЭС. В регионе построена одна из крупнейших АЭС - «Козлодуй» в Болгарии. Металлургия: цветная металлургия опирается в основном на собственное сырье, черная - на импортное. Машиностроение: представлено во всех странах, но наиболее развита в Чехии (в первую очередь станкостроение, выпуск бытовых приборов и вычислительной техники); Польша и Румыния выделяются выпуском металлоемких машин и конструкций, Венгрия, Болгария, Латвия - электротехнической промышленностью; кроме того, в Польше, Эстонии развито судостроение.Химическая промышленность региона сильно отстает от западноевропейской вследствие отсутствия сырья для самых передовых отраслей химии - нефти. Но все же можно отметить фармацевтику Польши и Венгрии, стекольную промышленность Чехии. С\Х: структура хозяйства региона неоднородна: в Чехии, Словакии, Венгрии, Польше, странах Балтии доля животноводства превышает долю растениеводства, в остальных - соотношение пока обратное.Вследствие разнообразия почвенно-климатических условий можно выделить несколько зон растениеводства: повсеместно выращивается пшеница, но на севере (Польша, Эстония, Латвия, Литва) важную роль играют рожь и картофель, в центральной части субрегиона культивируются овощеводство и садоводство, а «южные» страны специализируются на субтропических культурах.Главные культуры, выращиваемые в регионе, - пшеница, кукуруза, овощи, фрукты.Основные пшенично-кукурузные районы В. Европы сформировались в пределах Средне- и Нижнедунайской низменностей и Дунайской холмистой равнины (Венгрия, Румыния, Югославия, Болгария).Наибольших успехов в зерноводстве добилась Венгрия.Северные и центральные страны региона специализируются на молочном и мясо-молочном скотоводстве и на свиноводстве, а южные - на горно-пастбищном мясном и шерстяном животноводстве.Транспорт:сейчас по объему перевозок лидирует железнодорожный транспорт, НО интенсивно развиваются также автомобильный, морской. Наличие крупнейших портов способствует развитию внешних экономических связей, судостроения, судоремонта, рыболовства. Страны Ц.В. Европы условно можно подразделить на 3 группы по общности их ЭГП, ресурсам, уровню развития.Северная группа: Польша, Латвия, Литва, Эстония. Для этих стран пока характерна низкая степень интеграции, но есть общие задачи в развитии морского хозяйства.Центральная группа: Чехия, Словакия, Венгрия. Хозяйство первых двух стран носит ярко выраженный индустриальный характер. Чехия занимает первое место в регионе по объему промышленной продукции на душу населения.Южная группа: Румыния, Болгария, страны бывшей Югославии, Албания. В прошлом - это наиболее отсталые страны, и сейчас, несмотря на большие изменения в их хозяйстве, страны этой группы отстают от стран 1-й и 2-й групп по большинству показателей.



Вопрос 4. Страны Средней Европы. Э.-Г.характеристика. Общие черты и региональные различия.

Страны региона: Германия, Австрия, Швейцария, Франция, Бельгия, Нидерланды, Великобритания, Ирландия, Литехтенштейн, Люксембург. ЭГП субрегиона очень благоприятно. Это связано с тем, что, во-первых, страны субрегиона или выходят к морю, или расположены на небольшом расстоянии от него (не далее 480 км), что способствует развитию экономических связей. Во-вторых, очень важно соседское положение этих стран по отношению друг к другу. В-третьих, природные условия региона в целом благоприятны для развития как промышленности, так и сельского хозяйства. В северной части распространены как рудные полезные ископаемые (связанные с Балтийским щитом и областями герцинской складчатости), так и топливные (сосредоточенные в краевых прогибах, осадочном чехле и эпиконтинентальных зонах). В южной части преобладают рудные месторождения, а запасы топливных ресурсов - меньше. Несмотря на то, что минеральные ресурсы довольно разнообразны, запасы многих из них близки к истощению. Так, послужившие базой развития тяжелой промышленности угольные бассейны Англии и Германии, железорудные бассейны Франции и Швеции ныне играют меньшую роль. Большое значение имеют запасы бурого угля в ФРГ, бокситов в Греции и Франции, цинко-свин-цовых руд в ФРГ, Ирландии, Италии, калийных солей в ФРГ и Франции, урана во Франции, нефти и газа на дне Северного моря. Собственные месторождения природного газа есть только в Нидерландах. Австрия и Швейцария обладают значительными гидроэнергоресурсами. Достаточные запасы железных руд имеются только в Австрии, а запасы цветных металлов незначительны во всех странах и вообще отсутствуют в Нидерландах.

По национальному составу население все страны, кроме Бельгии и Швейцарии, являются однонациональными. Естественный прирост очень низкий, для стран характерен импорт дешевой рабочей силы. Уровень урбанизации очень высок. Официально в Швейцарии и Австрии в городах проживает соответственно 62% и 58% населения, однако даже в сельской местности царит городской образ жизни.

Города малых стран Средней Европы давние и являются историческими и архитектурными памятниками. Среди стран Европы Нидерланды и Бельгия заселены гуще, средняя плотность составляет соответственно 371 человек на 1 км и 338 человек на 1 км кв. Все страны относятся к высокоразвитых, только Ирландия - среднеразвитых государство. Удачный выбор специализации, широкое участие в международном разделении труда, накопленный опыт промышленного развития и постоянное его обогащение, а также опережающее развитие научно-технических и технологических достижений обеспечивает им достаточно сильные позиции в экономике Западной Европы. Только Ирландия характеризуется заметно более низким уровнем развития экономики. ТЭК малых стран Средней Европы (за исключением Нидерландов) ориентируется на импортные энергоресурсы. В Австрии и Швейцарии в производстве электроэнергии преобладают ГЭС. В Бельгии, Нидерландах и Швейцарии есть АЭС. Металлургический комплекс стран Средней Европы переживает кризис из-за недостатка собственного сырья и топлива. Черная металлургия на 2/3 использует руды из Африки, Австралии и Америки. Бельгия и Люксембург входят в группу стран - крупнейших экспортеров стали среди стран Западной Европы. Высокоразвитая черная металлургия также в Нидерландах. В цветной металлургии наиболее развита алюминиевая промышленность на привозных бокситах (Швейцария, Нидерланды, Бельгия). Кроме того, выплавляют медь, кобальт, свинец. Бельгия - один из крупнейших экспортеров цветных металлов Западной Европы.Машиностроение стран Средней Европы - ведущая отрасль промышленности. Электротехника - сложный многоотраслевой комплекс, занимающийся выпуском электронной, радио- и телефонной аппаратуры, энергетического оборудования. Наибольшее развитие она получила в Нидерландах (телевизоры, радиоприемники, компьютеры, электронное медицинское и телекоммуникационное оборудование). Высокоразвитая эта отрасль и в других странах. В Австрии и Швейцарии развито тяжелое машиностроение. Швейцария занимает одно из первых мест в Европе по производству часов, 95% которых идет на экспорт. Судостроение развито в Нидерландах. Нефтехимическая промышленность стран Средней Европы развита в Нидерландах и Бельгии. Швейцария специализируется на производстве фармацевтических продуктов.Пищевая промышленность наивысшего развития достигла в Нидерландах (1/4 мирового экспорта сливочного масла, сыра, 2/3 сгущенного молока) и Швейцарии (сыр, шоколад, пищевые концентраты).Сельское хозяйство Средней Европы - тоже развитая отрасль имеет высокую производительность. В отраслевой структуре преобладает животноводство мясо-молочного направления, только в Бельгии и Австрии оно имеет молочно-мясное направление. По экспорту живого скота и мяса Ирландия занимает одно из первых мест в Европе и мире. Важнейшие сельскохозяйственные культуры - кормовые (пшеница, овес). Под ними заняты большие площади чем под продовольственными культурами. Выращивают также сахарную свеклу, кукурузу, картофель. В Австрии, Швейцарии и Люксембурге занимаются виноградарством, в Нидерландах - цветоводством.Рыболовство стран Средней Европы наиболее развито в Ирландии.Транспорт играет важную роль в развитии хозяйства малых стран Средней Европы. В Бельгии, Нидерландах и Ирландии по внешним связям ведущую роль играют морской (порты Роттердам, Антверпен) и авиационный. Речной транспорт используется для внутренних и внешних перевозок грузов в Бельгии, Нидерландах и Австрии. Важнейшие водные артерии - Рейн и Дунай. В Швейцарии и Австрии наибольшее значение имеют автомобильный и железнодорожный транспорт. Автомобильный транспорт развит во всех странах. Из статей экспорта преобладает продукция машиностроения, металлургии, химической и пищевой промышленности. В импорте - сырье, энергоносители и полуфабрикаты. Страны поддерживают очень тесные экономические связи между собой, а также с ФРГ и Великобританией. Швейцария и Люксембург предоставляют кредитно-финансовые услуги. Туризм - одна из ведущих звеньев дохода всех стран. В Австрии и Швейцарии доходы от туризма высокие в мире в расчете на одного жителя. Австрия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Ирландия - члены ЕС, а страны Бенилюкса (общее название Бельгии, Нидерландов, Люксембурга) являются членами НАТО.