В каких детских садах дали отопление. Отопление детских садов. Комментарии к записи


Приведено с некоторыми сокращениями

ВОЗДУХ ПОМЕЩЕНИЙ

В связи с усиленным обменом растущий организм ребенка нуждается в повышенной доставке кислорода к тканям. Количество воздуха, проходящего через легкие годовалого ребенка в 1 минуту на 1 кг веса, равно 220 мл, в то время как у взрослого только 96 мл.
К концу первого года жизни ребенка (при минутном объеме дыхания, равном 2600 мл) через легкие за сутки проходит около 4000 л воздуха, а у старших детей еще больше.
Дыхание у детей имеет особенности, связанные с незаконченностью формирования дыхательного аппарата. Оно более поверхностное, и, чтобы удовлетворить потребность в кислороде, ребенок дышит часто. Чем он младше, тем чаще его дыхание.
Так, в 1 минуту 5-6-летний ребенок производит 25 дыхательных движений, годовалый - 30-35, 6-месячный - 35-40, а новорожденный - до 40-60.
Все это указывает на то, что для нормальной жизнедеятельности детского организма особенно важно, чтобы окружающий воздух имел необходимый химический состав, физические свойства и был лишен вредных примесей. Этим условиям удовлетворяет свежий атмосферный воздух.
Что касается воздуха в закрытых помещениях во время пребывания в них детей, то он в значительной степени теряет свои положительные свойства.
В результате жизнедеятельности людей в воздух жилых помещений поступают вредные вещества, выделяемые кожей (пот, разлагающийся поверхностный слой кожи - эпителий), кишечником, грязной одеждой, остатками и отбросами пищи и др.
Об ухудшении качества воздуха в жилых помещениях обычно судят по наличию в них углекислого газа (СО2), которое увеличивается одновременно с другими вредными веществами. На основании исследований установлено, что воздух должен быть признан вредным для находящихся в помещении людей, если содержание углекислого газа в нем превышает 0,1%.
Дети во время пребывания в закрытом помещении в один час выделяют: тепло (до 30-50 калорий), влагу (около 20 г), углекислый газ (10-12 л). В результате этого в детских комнатах повышается температура и влажность воздуха, возрастает концентрация углекислого газа.
Изменяется и электрическое состояние воздуха, в частности его ионный состав, который рассматривается как своеобразный критерий доброкачественности воздушной среды.
Известно, что чем чище воздух, тем больше в нем легких отрицательно заряженных частиц аэроионов и тем меньше тяжелых положительных. В чистом загородном воздухе обычно содержится около тысячи легких ионов в одном кубическом сантиметре и примерно столько же тяжелых ионов. В загрязненном городском воздухе концентрация тяжелых ионов достигает десятков тысяч, а легких несравненно меньше (150-200).
От присутствия детей в закрытом помещении увеличивается количество неблагоприятно действующих на организм человека положительно заряженных ионов и уменьшается количество благоприятно действующих отрицательно заряженных ионов.
Воздух в закрытом помещении нередко имеет специфический, часто неприятный запах, обусловленный наличием в нем газообразных органических веществ. Причинами их появления может быть плохой уход за неопрятными детьми, подсушивание загрязненной детской одежды и белья, а также мокрой верхней одежды после прогулок, сушка тряпок после уборки. Проникновение воздуха из плохо содержащейся туалетной, близко расположенной прачечной, кухни также может служить причиной загрязнения воздуха органическими веществами и значительно снижать его качество в детских комнатах.
В газифицированных зданиях микроклимат детских помещений может ухудшаться за счет продуктов неполного сгорания газов и образования окиси углерода. Это происходит при неправильной планировке детских помещений (близость их к кухне) и отсутствии полного проветривания в местах установки газовых приборов.
Исследованиями установлено (М. Н. Троицкий), что трехчасовое горение одной газовой горелки на кухне кубатурой 21 м3 увеличивает содержание углекислого газа в воздухе до 5%о и окиси углерода до 0,1 мг/л (допустимая концентрация окиси углерода равна 0,002 мг/л).
При неисправной вентиляции содержания окиси углерода доходит до 0,3 мг/л. Во много раз увеличивается количество тяжелых конов в воздухе. Такое ухудшение воздушной среды в газифицированных кухнях отражается на качестве воздуха близлежащих помещений, в том числе и детских.
Чтобы сохранять полноценным воздух в газифицированных кухнях, надо постоянно пользоваться вытяжной вентиляцией, устраивать пристенные вентиляторы, которые монтируют непосредственно у отверстий вытяжных вентиляционных каналов, регулярно проветривать кухню.
Целесообразно с гигиенической точки зрения устраивать в детских учреждениях усовершенствованные газовые горелки и плиты с отводом продуктов горения газа.
В воздухе закрытых помещений всегда есть пыль. Различают легковидимую пыль, состоящую из крупных пылевых частиц, которые при спокойном состоянии воздуха быстро оседают, и мелкую пыль, остающуюся в воздухе даже при его спокойном состоянии. Длительность пребывания пыли в воздухе зависит от размера ее частиц, температуры, влажности и скорости движения воздуха.
Пылевые частицы вместе с воздухом попадают в дыхательные пути ребенка и механически раздражают их слизистую оболочку, более нежную, чем у взрослого; поэтому запыленность помещений для детей более опасна. Большое скопление в воздухе пыли может служить поводом к возникновению болезненных процессов в легких.
Подавляющее большинство микробов, находящихся в воздухе закрытых помещений, безвредно для человека, но встречаются и болезнетворные.
Степень осемененности воздуха и предметов обихода микроорганизмами находится в прямой зависимости от количества детей и длительности их пребывания в помещении.
Вспышка гриппа вызывает увеличение количества микробов в воздухе. В детском саду во время вспышки гриппа за 2 дня количество микроорганизмов в 1 м5 воздуха с 6460 возросло до 9072. После прекращения заболевания количество микробов в воздухе постепенно снизилось.
Микробы, не попавшие в дыхательные пути, оседают на окружающих предметах и, подсыхая, образуют бактериальную пыль, которая снова легко поднимается в воздух при его движении. Установлено, что некоторые болезнетворные микробы способны к довольно длительному выживанию.
После удаления больного со стрептококковой инфекцией в пыли помещения и на одежде детей жизнеспособные микробы обнаруживались в течение 4-5 дней. Следовательно, микробы могут сохраняться в помещении даже при отсутствии больных детей. Это следует учитывать работникам детских учреждений.
Одним из условий обеспечения детей полноценным воздухом являются достаточно большие размеры детских помещений. В групповой комнате на одного ребенка отводится 2,0-2,5 м2, а на группу в 20 человек - 50 м2, при высоте стен 3,0 м.
Но недостаточно обеспечить детей нужным количеством воздуха, необходимо заботиться и о его качестве.
Температура воздуха должна способствовать сохранению теплового равновесия детского организма.
Незавершенность терморегуляторного аппарата делает ребенка более подверженным перегреванию и переохлаждению; поэтому в детских учреждениях значительные колебания температуры воздуха в помещении крайне нежелательны.
В теплообмене человека с окружающей средой большое значение имеют влажность и движение воздуха. Высокая влажность холодного воздуха в помещении усиливает теплоотдачу, и человек испытывает ощущение зябкости. Повышенная влажность воздуха при его высокой температуре резко нарушает отдачу тепла, и организм перегревается: повышается температура тела, учащается пульс, появляется обильный пот.
Благоприятна такая температура, при которой дети как в покое, так и в движении в обычной, принятой в детских учреждениях одежде чувствуют себя хорошо, т. е. такая температура, которая не вызывает значительного напряжения терморе-гуляторных механизмов.
Наблюдения за физиологическими реакциями детей показали, что наиболее благоприятна температура воздуха в детских учреждениях для детей грудного возраста +21, +22°, для детей 2-3 лет - от +19 до +20°, для детей 3-7 лет - от + 18 до +20°.
Приведенные нормы температуры воздуха не являются раз навсегда установленными. Они до некоторой степени ориентировочны и могут изменяться главным образом за счет расширения приспособительных возможностей детского организма в результате его тренировки, закаливания. Однако в группе могут быть дети с расстройством питания (гипотрофией) и больные рахитом. У таких детей теплообмен несколько нарушен: поэтому они быстрее перегреваются и охлаждаются. Такие дети нуждаются в особом внимании со стороны взрослых.
Необходимо также учитывать содержание в воздухе водяных паров. Для человека наиболее благоприятна относительная влажность 35-65%. Повышенная влажность воздуха оказывает отрицательное влияние на организм человека. При постоянной значительной влажности воздуха стены в помещении становятся сырыми и холодными, развиваются грибки, разрушающие деревянные стены и оборудование.
Причины появления сырости в здании самые разнообразные: сырой участок, недочеты в строительстве (например, плохая изоляция ст почвенных вод), неисправность водопроводных, водосточных или отопительных труб, неправильная эксплуатация помещений (приготовление пищи, стирка и сушка белья в жилых помещениях), нерегулярная топка помещений, недостаточное проветривание.
Чтобы избежать повышенной влажности воздуха в детских помещениях, следует прежде всего обратить внимание на правильную их эксплуатацию. Нужно следить за тем, чтобы в групповых комнатах не сушили детское белье, пеленки, а также одежду и обувь (пальто, рейтузы, варежки, ботинки, валенки после прогулки детей). Для этой цели в детских учреждениях должны быть сушильные шкафы или выделены специальные помещения (вдали от места пребывания детей).
Эффективной мерой борьбы с сыростью является сочетание хорошего отопления помещений с их проветриванием. Более трудна задача борьбы с сыростью, когда она вызывается недостатками строительства здания. В этих случаях необходимо вмешательство строительных организаций.

ОТОПЛЕНИЕ

В детских дошкольных учреждениях могут применяться разные системы отопления. Однако любая из них должна не только поддерживать нужную и равномерную температуру в помещении, но и удовлетворять другие, в том числе гигиенические, требования.
В детских учреждениях применяются как местные, так и центральные системы отопления. При местном отоплении сжигание топлива и передача выделяющегося при этом тепла в воздух отапливаемых помещений конструктивно объединены в одном нагревательном приборе.
Местное отопление осуществляется в основном отопительными печами с большой теплоемкостью. При таком виде отопления воздух не должен загрязняться пылью, копотью, сажей, дымом, а также вредными газами, например окисью углерода. Последнее может происходить от неправильного устройства печи и преждевременного закрывания вьюшек. При топке печей, должны соблюдаться правила противопожарной безопасности.
Печное отопление допускается временно в тех случаях, когда другие виды отопления по технико-экономическим соображениям неприменимы. При этом устанавливаются печи большой теплоемкости, обеспечивающие суточные перепады температуры не более 2-5°.
В сельских населенных пунктах в одноэтажных зданиях яслей-садов с количеством мест не более 50 допускается печное отопление.
При печном отоплении устройство топочных отверстий в детских комнатах, туалетных, раздевальных не допускается. Топят печи утром, до прихода детей. При наличии в детском учреждении круглосуточных групп топить печи в ночное время запрещается.
В городах большинство детских учреждений имеет центральное водяное отопление. Преимущества центрального отопления перед местным очевидны. Эксплуатация и уход за приборами центрального отопления несравненно проще и требуют меньшего количества людей.
Наилучший вид центрального отопления для детских учреждений - водяное отопление низкого давления. Такая система состоит из котла, расположенного в подвале здания, и трубопроводов, соединяющих котел с нагревательными приборами, находящимися в отапливаемых помещениях.
Вода в котле нагревается (до 70-90°) и по трубопроводам направляется к радиаторам, нагрев которых до 60-70° оказывается достаточным для поддержания равномерной температуры воздуха в помещениях. При этой системе можно снижать или повышать температуру воды в котле и регулировать тем самым температуру воздуха в комнатах.
Для поддержания нормальной температуры воздуха в помещениях необходимо, чтобы температура воды в котле и наружного воздуха были в определенном соотношении.
В тех детских дошкольных учреждениях, которые до сих пор пользуются другим, менее удобным видом местного отопления, например печным, можно рекомендовать переоборудовать систему отопления на так называемое местное поквартирное водяное отопление.
При этом способе устанавливается небольшой чугунный котел, выпускаемый нашей промышленностью. Горячая вода поступает из котла в нагревательные приборы (радиаторы типа «Москва-132» и «Москва-150») по трубам, проложенным по верху стены, а затем обратно в котел по трубам в нижней части стены (у пола).
Высокая теплопроизводительность котла, длительное горение топлива (до 8-10 часов между загрузками), возможность сжигать различные виды топлива, меньшая на 45 % по сравнению с печным затрата труда на устройство и эксплуатацию этого вида отопления, а также большие санитарно-гигиенические и противопожарные преимущества позволяют рекомендовать его взамен печного отопления.
В качестве нагревательных приборов принимают радиаторы, конвекторы с кожухами и трубчатые нагревательные элементы, встроенные в бетонные панели.
Для предохранения детей от ушибов необходимо, чтобы отопительные приборы в детских помещениях имели съемные ограждения, не задерживающие тепло.
В последнее время в практике строительства широкое применение находит панельное отопление. При этом виде отопления вместо радиаторов пользуются массивными отопительными панелями, входящими в конструкцию пола, потолка или стен. Горячая вода идет по трубчатым змеевикам или регистрам, заделанным в ограждающие конструкции зданий (потолок, стена или пол).
Иногда в качестве теплоносителя используется нагретый воздух, циркулирующий через калорифер и панели в замкнутой системе каналов, расположенных в толще ограждающих конструкций. Панельное отопление дает более равномерное распределение теплого воздуха в помещении и сохраняет комфортные условия даже при низких температурах воздуха.
Поэтому при такой системе возможно применение более интенсивного проветривания. При панельном отоплении для создания благоприятного микроклимата решающее значение имеет расположение панелей-обогревателей.
По данным Д. И. Исмаиловой (1970 г.), наиболее благоприятные условия микроклимата обеспечиваются при расположении панелей-обогревателей в наружной стене (наружно-стенная система отопления) или при контурно-перегородочной системе. Недопустимо размещение греющих элементов в перегородках внутренних стен, так как это создает неравномерную температуру в помещении, не дает возможности удобно разместить мебель, мешает правильно использовать помещение для отдыха и занятий и т. д.
Расчетные температуры нагревательных поверхностей при панельном отоплении установлены следующие: при потолочной системе лучистого отопления температура потолка должна составлять 28-30°; при напольной - 25-27°; при стенной - 40-45°.
В детских учреждениях особо важное значение имеет прогревание помещения в зоне пребывания детей. Это может быть обеспечено системой напольного лучистого отопления в сочетании с другим, например со стенным панельным отоплением.
В детских садах, имеющих общую с жилыми домами систему отопления, устанавливаются единые сроки отопительного сезона. При неожиданном похолодании весной или осенью температура в детских помещениях падает ниже нормы, и это может отразиться на состоянии здоровья детей. Из боязни еще большего охлаждения помещения проветривание прекращается.
Поэтому желательно, чтобы отопление зданий дошкольных учреждений не зависело от системы отопления жилых домов. Допускается проектирование встроенных котельных в качестве источника тепла только зданий детских учреждений. Для создания устойчивого климата в детских помещениях хорошо предусмотреть автоматизированную подачу в теплосеть горячей воды нужной температуры, соответствующей сезону и состоянию погоды.

Вентиляция помещения

Для поддержания нормального воздушного режима в помещении важно регулярное удаление недоброкачественного воздуха и замена его наружным, по своему составу близким к атмосферному. Это достигается путем вентиляции помещения. Постоянное, но незначительное поступление наружного воздуха в помещение происходит сквозь стены (через поры строительного материала), через закрытые окна, двери.
Это так называемая естественная вентиляция. Она возникает, с одной стороны, под действием ветра, с другой - в силу разницы температур воздуха снаружи и внутри помещения. Однако подобного рода вентиляция абсолютно недостаточна. При этих условиях для однократного обмена воздуха в помещении необходимо длительное время - 6-9 часов. Если же стены сплошь покрыты масляной краской, естественная вентиляция через них прекращается, так как поры строительного материала становятся непроницаемыми для воздуха. Но поддержание чистоты воздуха в помещении только путем естественной вентиляции малоэффективно.
Для усиления естественной вентиляции прибегают к проветриванию через окна, фрамуги, форточки. Чтобы при этом был хороший результат, размер их должен составлять не менее 1/50 площади пола данного помещения. Фрамуги и форточки должны находиться в верхней трети окна, так как, чем выше они расположены, тем большее количество воздуха приводится в движение и происходит обмен. Форточки и фрамуги, устроенные в нижней части окон (на уровне роста ребенка), кроме того, затрудняют проветривание помещений в присутствии детей в холодное время года.
Наиболее целесообразны для проветривания в холодное время года фрамуги, сконструированные таким образом, что через их наружную створку воздух поступает снизу, а затем через внутреннюю проходит вверх.
Наружный воздух, попадая в помещение, в массе своей устремляется вверх, смешиваясь с теплым воздухом, нагревается и заполняет помещение. Чтобы избежать затекания холодного воздуха вниз, на внутренней створке фрамуги делаются боковые щитки. Такое устройство позволяет широко пользоваться фрамугой не только для периодического, но и для постоянного проветривания помещения в холодное время даже при детях.
Чтобы проветривание детских помещений было регулярным, нужно внимательно следить за исправностью приспособлений, служащих для открывания и закрывания фрамуг. Во время ремонта детских учреждений необходимо исправлять также фрамуги, устраивать к ним удобные приспособления, рычаги для открывания и закрывания взамен применяемых в настоящее время шнура, палки и т. д.
Наиболее удобный механизм смонтирован на вертикальном бруске средней глухой створки окна. Фрамуга открывается поворотом рукоятки вниз, при повороте вверх фрамуга плотно закрывается. Изготовление таких приспособлений весьма желательно не только при строительстве новых, но и для уже существующих детских учреждений.
По строительным нормам во всех помещениях предусматриваются верхние откидные фрамуги с рычажными приборами не менее чем для 50 % окон.
При отсутствии фрамуг детские комнаты чаще всего (особенно в холодное время) проветриваются через форточки, реже через открытое окно. Если их площадь достаточна, разность температуры наружного воздуха и помещения значительная, а движение ветра происходит в сторону открытой форточки или окна, полный обмен воздуха в комнате будет обеспечен довольно быстро.
Однако при отсутствии перечисленных условий полная замена комнатного воздуха наружным потребует весьма длительного времени. Для постоянного притока свежего воздуха в детские помещения можно пользоваться форточкой-приставкой. Она прикрепляется к внутренней оконной раме и обеспечивает длительное или даже круглосуточное проветривание помещений в холодное время года.
Поток наружного воздуха, поступающий через открытую форточку, проходя через несколько сот отверстий (диаметром 5 мм) приставки, прикрепленной к внутренней форточке, разбивается на множество мелких струй и быстро смешивается с теплым комнатным воздухом.
Форточки и фрамуги заклеивать на зиму не разрешается. Кроме того, зимой следует оставлять незаклеенными по одному окну в каждой комнате. В яслях-садах, проектируемых для районов с расчетной температурой наружного воздуха -40° и ниже, следует предусматривать окна и балконные двери с тройным остеклением. В более теплое время года фрамуги, форточки и окна нужно держать открытыми в течение всего дня.
Надо предусмотреть и такую мелочь: к форточкам и створкам окон следует приделать крючки, которые при порывах ветра предохраняли бы их от захлопывания.
Проветривание помещений, а тем более постоянный приток свежего воздуха значительно улучшает качество воздуха, в частности снижает его бактериальную обсемененность и, следовательно, является одним из эффективных средств для профилактики воздушных инфекций.
Наблюдения, проведенные в детском учреждении, показали, что проветривание в течение 30 минут через форточку при температуре наружного воздуха от +8 до +10° снижает бактериальную обсемененность воздуха на 40%, а при температуре наружного воздуха от -3 до -9° - на 65%.
Открыв створки окна, площадь которого в 4 раза больше форточки, можно в течение 10 минут при температуре наружного воздуха от +8 до +10° снизить бактериальную загрязненность воздуха в помещении на 70%, а за 30 минут - на 85%.
Как уже говорилось выше, ионный состав воздуха помещений также может служить показателем доброкачественности воздуха, определяя в то же время эффект проветривания.
Длительное (2-3-часовое) проветривание в сочетании с тщательной влажной уборкой помещения оказывало различный эффект в зависимости от времени года и связанного с ним видом проветривания (открытые окна или форточки).
Во всех случаях число тяжелых аэроионов, указывающих на загрязнение воздуха, как правило, уменьшалось, а легких аэроионов увеличивалось, но при открытых окнах эффект был наибольший.
Быстрая и полная смена воздуха в помещении достигается сквозным проветриванием.
Открывать форточки, фрамуги, окна в уборной нельзя. Для проветривания уборных предусматривается усиленная вытяжная вентиляция, а приток свежего воздуха происходит через соседние с ней помещения. Открытая форточка в уборной вызовет движение воздуха (а вместе с этим и запаха) в коридоры, групповые комнаты.
Обновление воздуха при сквозном проветривании зимой через форточки происходит в 5-7 раз быстрее, чем при одностороннем проветривании.
Сквозное проветривание возможно, если окна находятся на двух противоположных стенах или под углом. Если окна расположены на одной стороне комнаты, то сквозное проветривание возможно применить, открывая окна и дверь в смежные помещения: в приемную (раздевальную), вестибюль, на веранду.
Продолжительность сквозного проветривания зависит от температуры наружного воздуха, силы и направления ветра. В зимние, холодные дни достаточно кратковременного сквозного проветривания, чтобы полностью сменить воздух в помещении.
При очень низкой температуре наружного воздуха (ниже -20°С) во избежание переохлаждения помещения сквозное проветривание применяется в течение двух-трех минут. В переходное время года оно проводится не менее 10-15 минут.
В спальнях при отсутствии детей желательно держать форточки и фрамуги открытыми в течение целого дня; в холодное время года следует закрывать форточки и фрамуги за 30 минут до отхода ко сну, а в теплое время сон рекомендуется проводить при широко открытых окнах.
Летом для защиты от солнца часто практикуется завешивание шторами открытых окон. Это затрудняет доступ свежего воздуха в помещение. С этой целью лучше воспользоваться такими солнцезащитными средствами, как маркизы, козырьки, жалюзи, желательно с механическим регулятором (подъемно-поворотные). Применение их снижает температуру воздуха в помещении и не препятствует доступу свежего воздуха.
Примечание. Строительные нормы (1972 г.) в яслях-садах, проектируемых для строительства в жарком климатическом районе, южнее 45° северной широты, в помещениях длительного пребывания детей предусматривают солнцезащитные устройства (жалюзи, козырьки, шторы и т. п.).
Солнцезащитные устройства допускаются в помещениях групповых, игральных-столовых, спальнях, на верандах яслей-садов, проектируемых для строительства в остальных климатических районах. Для солнцезащитных устройств не допускаются сгораемые полимерные материалы.
Для предохранения групповых комнат от перегревания следует открывать окна на не освещенной солнцем стороне.
Очень часто в детских учреждениях для борьбы с мухами летом затягивают оконные проемы мелкой металлической сеткой или марлей. Это приводит к резкому замедлению обмена воздуха, в жаркую погоду - к прекращению поступления свежего воздуха.
Чтобы смена воздуха через форточку помещения, где находятся дети, не вызывала резкого снижения температуры и ощутимых токов холодного воздуха, в морозные дни и при сильном ветре можно допустить проветривание через форточку, затянутую марлей.
На расстоянии 1,5 м от окна скорость движения воздуха при аэрации через форточку, затянутую марлей, в три раза меньше, чем при обычном проветривании. Температура воздуха при проветривании через марлю все время держится почти на одном уровне: +20, +20,5°. Если же форточка не затянута марлей, то температура за 30 минут снижается с + 20,8 до + 18,8°.
Затягивание форточки марлей уменьшает эффективность смены воздуха; поэтому в отсутствие детей даже в морозные дни при проветривании применять марлю не следует.
Наибольшее загрязнение воздуха, особенно в холодное время года, наблюдается после длительного пребывания детей в помещении, т. е. после занятий, обеда, дневного сна, к концу пребывания детей в детском учреждении, в спальне после ночного сна.
Поэтому в эти часы следует наиболее интенсивно проветривать детские помещения в отсутствие детей (уход на прогулку, домой) или ненадолго выводить детей в другое помещение, например в приемную (раздевальную).
В одном из детских садов Москвы было организовано постоянное проветривание группового помещения - зимой через 1-2 фрамуги и весной - через фрамуги и окна.
В этих условиях мы наблюдали за естественными колебаниями температуры воздуха в групповой комнате и тепловыми реакциями находящихся в них детей. Среднемесячная температура воздуха в групповой комнате детского сада на уровне 1,5 м от пола (на общепринятой высоте для комнатного термометра) составляла в среднем 19-20°. Температура воздуха на уровне 1 м пола (примерный рост детей данного возраста), как правило, была ниже.
Когда на высоте роста взрослого человека температура воздуха равнялась + 18°, средняя температура воздуха на уровне роста ребенка была + 16,5; следовательно, разница составляла 1,5°.
Полученные нами данные свидетельствуют о том, что давать оценку температуре воздуха детских помещений только по показаниям термометра, находящегося на высоте роста взрослого, как это обычно делается, неправильно.
Определение температуры воздуха и рекомендации температурных норм детских учреждений, особенно при постоянном проветривании их, следует производить на уровне 1 м от пола.
Наши данные позволяют считать, что наиболее приемлема для большинства детей дошкольного возраста температура воздуха +18, +20° при относительной влажности 40-60%. При этом у большинства детей отмечается благоприятное тепловое состояние.
Постоянное проветривание в присутствии детей не только снабжает помещение свежим атмосферным воздухом, но и способствует систематическому закаливанию организма, повышению его устойчивости к колебаниям температуры окружающего воздуха.
Количество простудных заболеваний у детей в холодное время при постоянном проветриваний помещения не увеличивалось.
Это значит, что при хорошем отоплении и правильной организации проветривания можно и в холодное время обеспечить постоянный приток свежего воздуха в помещение, где находятся дети.
Следует, однако, помнить, что в ветреную погоду нельзя допускать длительного пребывания детей вблизи открытых фрамуг.
Обмен воздуха в помещении осуществляется также с помощью центральной искусственной вентиляции. Различают три вида центральной вентиляции: приточную, вытяжную и комбинированную - приточно-вытяжную.
В детских учреждениях целесообразно применять только вытяжную центральную вентиляцию, чтобы через нее удалялся использованный недоброкачественный воздух. Поступление чистого атмосферного воздуха в помещение обеспечивается через окна, фрамуги, форточки.
Центрально-вытяжная система должна иметь отдельные шахты для удаления испорченного воздуха из уборных, кухни и изолятора и одну общую шахту для всех остальных помещений детского учреждения. На верхней части стены располагаются вытяжные отверстия: по два на каждую групповую комнату, кухню, зал и по одному в остальных помещениях. Каждое вытяжное отверстие снабжено жалюзи для регулирования тока воздуха из помещений. Рубильник для включения центральной вытяжной системы находится в закрытом на замок шкафчике в коридоре или на лестничной площадке.
Устройство искусственной вентиляции основано на разнице внутреннего и наружного давления воздуха. Из помещения воздух поступает через канал в находящуюся на чердаке вентиляционную камеру, которая имеет тепловой побудитель, создающий тягу воздуха из помещения в канал.
Для вентиляции используют и энергию ветра. В этом случае вентиляционные каналы выводят на крышу в виде трубы, на нее надевают специальные насадки (флюгарки, дефлекторы), которые при любом направлении ветра отсасывают воздух из вытяжной трубы и этим вызывают тягу из помещения. Эффективность этого способа вентиляции снижается тем, что применение его ограничено и зависит от ветра.
Достоинства первых двух типов искусственной вентиляции, следовательно, в том, что они пользуются специальными побудителями и могут действовать постоянно и равномерно, независимо от колебаний температуры наружного воздуха, силы и направления ветра. С помощью искусственной вентиляции можно регулировать скорость удаления воздуха из помещения.
В осенне-зимний период, с началом отопительного сезона и до наступления теплых дней, для удаления несвежего воздуха используют центральную вытяжную вентиляцию. Весной, летом и ранней осенью устраивают широкое проветривание через открытые окна, форточки, фрамуги, что в достаточной мере обеспечивает постоянный приток и обмен воздуха в детских помещениях. Для правильного функционирования центральной вытяжной вентиляции персоналу детского учреждения необходимо научиться ею пользоваться.

ОСВЕЩЕНИЕ

В благоустройстве детских дошкольных учреждений огромное значение имеет освещение - как естественное, так и искусственное. Естественное освещение - необходимое условие нормальной жизнедеятельности организма. Если человека на долгое время лишить естественного освещения, то ослабляются защитные силы организма, нарушается минеральный обмен, наблюдаются функциональные расстройства нервной системы.
Вместе с тем солнечные лучи, проникая в помещение через окно, дают хотя незначительный, но бактерицидный эффект.
Правильный световой режим способствует лучшему зрительному восприятию, предупреждает развитие у детей близорукости.
В дошкольных учреждениях проводятся систематические занятия, дети играют с крупными и мелкими игрушками, рассматривают картинки, рисуют - все это вызывает значительное напряжение зрения и тесно связано с общим утомлением организма.
Проведенные физиологические исследования (Э. Д. Демина) показывают, что занятия в детском саду при низких уровнях искусственного освещения влияют на функциональное состояние центральной нервной системы и зрительного аппарата: снижается острота зрения, уменьшается быстрота различения.
Хорошее освещение вызывает у детей деятельное состояние, жизнерадостное настроение. В светлом помещении заметнее непорядок, загрязненность комнаты, обстановки и одежды, возникает потребность постоянно поддерживать чистоту.
Ни одного темного, недостаточно освещенного угла не должно быть в помещениях детских учреждений.
Нормы естественного освещения выражаются не в абсолютных, а в относительных величинах: учитывается отношение освещенности внутри помещений к одновременной наружной освещенности. Это отношение выражается в процентах и называется коэффициентом естественной освещенности (КЕО).
По санитарным нормам и правилам коэффициент естественной освещенности помещений в настоящее время составляет: в групповых, спальнях, изоляторе и комнате заболевшего ребенка, в зале - 1,5% ; в приемной и раздевальной - 1,0%.
Качество естественного освещения в детских учреждениях зависит от многих причин, в первую очередь от величины окон. Нормально, чтобы отношение их застекленной поверхности к площади пола (световой коэффициент) в детских комнатах был равен 1: 4. Окна должны быть широкими, с небольшими простенками. Чем помещение глубже, тем высота окон должна быть больше.
В целях увеличения освещенности детских помещений у окон не следует делать мелких переплетов; расстояние от потолка до верхнего края окна (наиболее полезного в светотехническом отношении) должно быть минимальным (15-25 см). Высота подоконника над полом - 60 см. Это позволит детям время от времени смотреть вдаль и давать отдых утомленным мышцам глаз.
Для создания нормального светового режима большое значение имеет расположение детских комнат. Наилучшей ориентацией признается южная.
В помещениях с южной ориентацией преобладает наиболее равномерное освещение.
В северных районах это даст возможность увеличить длительность солнечного освещения, очень важного для данной климатической зоны.
На юге солнце в самые жаркие часы дня находится в зените, и его лучи не проникают глубоко в помещение, а лишь скользят по поверхности здания, поэтому перегрева детских комнат не происходит.
Примечание. При ориентации спален-веранд на север следует предусматривать дополнительное естественное освещение с восточной или западной стороны.
Важно, чтобы солнечный свет не только проникал в помещение, но и не поглощался. Это в большей мере зависит от окраски потолка, стен, мебели. Их следует покрывать красками светлых тонов, дающих наибольший коэффициент отражения световых лучей.
Так, коэффициент отражения потолка, выкрашенного в белый цвет, равен 70% и даже 100%; стены, выкрашенные в светло-желтый, кремовый, бледно-розовый цвета, дают коэффициент отражения 60-75%, светло-желтые полы - 25-30%; полы из светлой древесины - 15-30%.
Кроме того, правильно используя сочетание цветов, можно сделать помещение для детей нарядным, уютным. И наоборот, случайно подобранные, непродуманные цвета создают пестроту или серую, неприглядную обстановку. Сочетание цветов должно учитывать назначение данной комнаты.
Переплеты окон, подоконники, двери следует покрывать белой масляной краской. Мебель также целесообразно окрашивать в светлые тона.
Не следует затемнять оконные проемы занавесками, высокими цветами; обязательно надо регулярно мыть стекла. Все это будет способствовать наибольшему отражению световых лучей и наилучшей освещенности помещения.
Искусственное освещение должно отвечать следующим требованиям: быть достаточным, равномерным, не мерцающим, без резких теней, не ухудшать воздух продуктами горения, быть безопасным в пожарном отношении.
При искусственном освещении можно нормировать не только количество, но и качество освещенности.
Искусственное освещение создается применением ламп накаливания или люминесцентных. Норма искусственного освещения в групповых комнатах: 100 лк при использовании ламп накаливания и 200 лк - при люминесцентном освещении. Проведенные институтом им. Ф. Ф. Эрисмана исследования (Э. М. Деминой) позволяют сделать вывод, что указанные нормы целесообразно увеличить.
В связи с этим в групповых комнатах для детей дошкольного возраста нужно иметь 8 электрических лампочек, по 200 вт; для детей раннего возраста 6 световых точек, по 200 вт каждая. В обоих случаях это составляет для ламп накаливания около 25 вт на квадратный метр площади пола, для люминесцентного освещения - 50 вт на 1 м2.
При керосиновом освещении, которое применяется еще в некоторых детских учреждениях на селе, допустимы только подвесные лампы (не ниже 2 м от пола), преимущественно с круглой горелкой из расчета 3 линии на 1 м2 пола. Данная норма не обеспечивает хороших условий освещения, но увеличивать количество ламп нельзя, так как при этом выделяются лишнее тепло и углекислый газ, вредные для здоровья.
Кроме того, керосиновое освещение опасно в пожарном отношении.
Осветительная арматура должна обеспечивать равномерный рассеянный свет; поэтому в дошкольных учреждениях рекомендуется использовать светильники кольцевого типа СК-300 или светильники типа КСО-1; допускаются также молочные шары диаметром 350 мм. Открытые снизу люцеты и лампы, не защищенные арматурой, не допускаются, так как они вызывают быстрое утомление зрения. Использование настенных бра, а также люстр категорически запрещается.
Для люминесцентного освещения лучше применять лампы белого (БС) и тепло-белого (ТБС) света.
При люминесцентном освещении пользуются светильниками типа ШОД (школьный общего освещения диффузный). Люминесцентные лампы светятся по всей свой длине и создают равномерное освещение. Спектр его приближается к естественному освещению.
В некоторых случаях, например на Крайнем Севере, в условиях полярной ночи наблюдается ультрафиолетовая недостаточность, которая приводит к нарушению образования в организме витамина D, что вызывает у детей заболевание рахитом. В этих случаях требуется искусственное освещение иного типа.
В последние годы советские инженеры сконструировали эритемную люминесцентную лампу. Она устроена по типу люминесцентной осветительной лампы, и внутренняя ее поверхность покрыта специальным составом, излучающим ультрафиолетовые лучи малой по сравнению с ртутно-кварцевой лампой интенсивности.
Облучение эритемными лампами детей школьного возраста благоприятно сказывается на их здоровье, жизнедеятельности организма; дети прибавляют в весе, меньше болеют.
Э. М. Демина (институт им. Ф. Ф. Эрисмана) проводила наблюдения в детском саду Москвы, где был установлен этот вид искусственного освещения. Применялись светильники и эритемные облучатели (4 люминесцентные осветительные лампы и 2 эритемные), причем они монтировались так, что ими можно было пользоваться совместно и раздельно. Это позволяло в условиях хорошей естественной освещенности включать лишь эритемные лампы, дающие ультрафиолетовый поток лучей.
С ноября по апрель дети облучались ежедневно. При этом они не раздевались, а лишь завертывали рукава и спускали чулки. Облучение обнаженной поверхности рук, ног, головы и шеи в течение 4-5 часов пребывания в групповой комнате оказалось достаточным, дети получили необходимое количество ультрафиолетовых лучей.
По сравнению с детьми другой группы этого сада, которые не подвергались облучению, состояние здоровья и физического развития облучаемых детей было значительно лучше.
По данным А. М. Воробьевой, ежедневное профилактическое ультрафиолетовое облучение эритемными люминесцентными лампами из расчета 1/8-1/6 эритемной дозы в день повышает способность организма детей дошкольного возраста к усвоению питательных веществ (кальция на 9,3- 20,3% и фосфора на 6,3-17,5% введенного количества).
Освещение с применением эритемных ламп в настоящее время признано наиболее эффективным. Такие лампы весьма желательны для всех детских дошкольных учреждений, но они особенно необходимы на Крайнем Севере, где важно не только обеспечить полноценное искусственное освещение, но и улучшить условия жизнедеятельности во время длительной полярной ночи.
В районах севернее 65° с. ш. предусматриваются источники ультрафиолетовой радиации (ЭУВ и т. п.) в системе общего освещения помещений групповых, игральных-столовых, спален, в палатах изолятора и комнатах для заболевших детей или в фотарии.
Искусственное освещение может применяться в двух видах: общее и комбинированное (при совмещении общего и местного освещения).
Местное освещение предусматривается в приемных, раздевальнях, спальнях, в медицинской комнате, в кабинете заведующей, в моечных. В других помещениях применение одного местного освещения не допускается.
В спальнях, спальнях-верандах, комнате заболевших детей и изоляторе предусматривается дежурное (ночное) освещение напряжением не более 36 вт, присоединенное к сети аварийного освещения.
Для дежурного освещения следует применять светильники со стеклом синего цвета и экранирующей решеткой, устанавливаемые на высоте 0,3 м от пола, вблизи от входов в помещения.
Во всех помещениях детского сада устанавливаются штепсельные розетки, чтобы подключать местное освещение и уборочные машины.
В групповых комнатах, зале штепсельные розетки и выключатели должны устанавливаться на высоте 1,8 м от пола.

ВОДОСНАБЖЕНИЕ

Для правильного санитарного содержания детских дошкольных учреждений большую роль играет характер водоснабжения, в частности качество и количество воды. Там, где есть городской и поселковый водопровод, правильное водоснабжение обеспечить легче.
В тех случаях, когда центральный водопровод отсутствует, но в микрорайоне имеются предприятия, учреждения, обеспеченные местным водопроводом, и если позволяют запас воды и санитарные условия, здания дошкольных учреждений необходимо присоединять к этой системе водоснабжения.
Там, где нет указанных условий, для детского учреждения нужно предусматривать местный водопровод. При устройстве водопровода выбор водоисточника и количество в нем воды должны соответствовать ГОСТам.
При полной невозможности обеспечить детское дошкольное учреждение водопроводом приходится брать воду непосредственно из подземных грунтовых и артезианских источников, например из колодцев, устройство и содержание которых должно удовлетворять основным санитарным требованиям.
Лучшим видом местного водоснабжения следует считать буровые колодцы, в частности артезианские. Вода в них не загрязняется с поверхности земли, и обычно качество ее вполне удовлетворительное.
В случае невозможности иметь буровые колодцы можно пользоваться вырытыми (шахтными) колодцами при условии соблюдения установленных санитарных требований.
Колодец должен быть заложен не ближе 25-30 м от источников загрязнения почвы и воды (жилых домов, неканализованных уборных, выгребных ям, помойниц, старых, заброшенных колодцев, скотных дворов и т. п.). Не следует устраивать колодцы в низменных и заболоченных местах, заливаемых дождевыми и талыми водами.
Внутренняя поверхность колодца должна иметь плотную бетонную, кирпичную или деревянную обшивку. Это предохранит его от загрязнения, а также от просачивания через стенки шахты воды с верхних слоев почвы.
Наземная часть сруба колодца должна быть высотой 0,8-1 м. Чтобы не допустить проникновения загрязнения через почву, снаружи надо сделать глиняный замок, для чего надо вокруг сруба на 0,5 м в ширину и на 1,5-2 м в глубину удалить почву, а образовавшееся углубление заполнить мятой глиной. От колодца должен идти скат для оттока воды. Отверстие сруба следует постоянно держать закрытым.
Для защиты верхнего отверстия от попадания в колодец мусора и посторонних предметов над колодцем устраивают откидную крышку, а еще лучше закрытую будку с выводом наружу ручки насоса и горловины сливной трубы. Дверь в будку всегда надо держать запертой на замок.
Для забора воды из колодца лучше иметь насос, ворот или «журавль» с прочно прикрепленной бадьей. Сливная труба должна быть снабжена крючком для подвешивания ведра. Пользование индивидуальными ведрами во избежание загрязнения воды следует категорически запретить.
Территория вблизи колодца должна постоянно содержаться в чистоте. Нельзя в непосредственной близости от колодца полоскать белье, мыть разные предметы, допускать к нему скот и транспорт. Вокруг колодца необходимо сделать ограду. Периодическая очистка колодца обязательна.
Снабжение детских учреждений хозяйственно-питьевой водой из открытых водоемов (река, пруд, озеро, запрудные хранилища и т. п.) недопустимо, так как вода в них не имеет нужного физико-химического и бактериологического состава. Кроме того, всегда возможно их загрязнение или заражение (сброс промышленных или сточно-фекальных вод, смыв дождевыми водами с берегов всякого рода сора, водопой и пастьба животных и т. д.).

КАНАЛИЗАЦИЯ

Наиболее целесообразно присоединять детские учреждения к городской или поселковой канализации, а в случае ее отсутствия использовать местную канализацию (по договоренности с ближайшими предприятиями или культурно-бытовыми учреждениями). Если нет других возможностей, для детского учреждения устраивается местная канализация в соответствии с правилами проектирования этих сооружений, предусмотренных действующими нормами органов Государственного санитарного надзора. В случае крайней необходимости допускается выгребная система с устройством люфт-клозетов в наружных уборных (последние - в теплых и жарких районах страны).
По санитарным нормам здания яслей-садов вместимостью до 50 мест в неканализированных районах разрешается проектировать без внутренней канализации. В этих условиях нужно особенно строго соблюдать гигиенические и противоэпидемические требования. Устройство уборных производится не ближе 25 м от здания, с удобными к ним подходами.
Важнейшей в санитарном отношении частью у такой уборной является приемник для нечистот. Выгреб следует по возможности герметично изолировать от почвы.
Устройство поглощающих колодцев, допускающих просачивание жидкости в почву, санитарными правилами категорически запрещается.
Чтобы исключить загрязнение почвы и грунтовых вод, стены и дно приемников для нечистот (так же как и приемников для жидких отбросов) должны быть водонепроницаемыми - из камня, кирпича, бетона, железобетона. Наружная часть выгреба имеет двойную крышку. В уборных следует производить ежедневную уборку, в частности стульчаки и пол промывать горячей водой со щелоком.
Люфт-клозеты должны устраиваться вне основного здания, в виде одноэтажной пристройки, связанной теплым переходом с основным зданием. Люфт-клозет состоит из уборной и шлюза с печью. Шлюз имеет естественное освещение и может проветриваться. Топка печи выходит в шлюз. Выгреб люфт-клозета располагают с теневой стороны здания, но не под окнами детских помещений.
Для дезинфекции уборных рекомендуется применять 10-процентный осветленный раствор хлорной извести, которым увлажняют стульчаки и нижние части стен. Сиденья, ручки, пол, стены следует обтирать однопроцентным осветленным раствором хлорной извести.
В теплое время года содержимое приемников надо дезинфицировать сухой хлорной известью. Для очистки выгребов должен быть предусмотрен соответствующий транспорт (наливные бочки, наполняемые при помощи черпаков или насосов, автомобильные цистерны).
Зимой, когда часть жидких отбросов и нечистот замерзает, их нужно выкалывать и вывозить на специальных колымагах, обитых внутри оцинкованным железом и закрытых крышками.
Вывозить жидкие отбросы надо не реже одного раза в месяц, не допуская при этом переполнения выгреба более чем на 3/4 его объема. В случае необходимости срок удаления отбросов может быть сокращен.

При реконструкции систем отопления в детских дошкольных учрежденях возникает огромное количество проблем, которые решаются только полной заменой схемы системы отопления, разводки труб и приборов отопления. Причиной данных проблем является:

  • износ труб и приборов отопления;
  • перепланировка помещений;
  • утепление наружных стен здания;
  • ужесточение норм и правил при проектировании;
  • переход на независимую систему теплоснабжения от тепловых сетей.

Наиболее оптимальная для детских садов система отопления – горизонтальная поэтажная тупиковая. Если горизонтальные трубы невозможно проложить в конструкции пола или стен и требуется огромное количество проходов сквозь капитальные стены, то можно применить стояковую двухтрубную схему отопления.

Не допускается, в качестве теплоносителя, применение незамерзающей жидкости с добавками вредных веществ 1-го – 4-го классов опасности.

Система монтируется из металлопластиковых труб. Трубы, прокладываемые открыто вдоль стен, должны быть закрыты гипсокартонными коробами. Трубы прокладываются в теплоизоляции, обеспечивающей температуру поверхности не более 40 гр.Ц,

В качестве отопительных приборов оптимальны биметаллические секционные радиаторы. При этом радиаторы должны быть закрыты гипсокартонными коробами с решётками (для отопительных приборов) из дерева или других термостойких материалов. Длина радиатора должна быть не менее 75% ширины оконного проёма. Радиатор допускается устанавливать на высоте 50мм от уровня пола. Все приборы отопления необходимо оснащать терморегулирующими клапанами с устройством для балансировки системы. Приборы отопления рассчитываются с учётом проветривания. При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более 2-4 гр.Ц. Проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа.

На первых этажах, для помещений групповых, спальных и раздевальных, требуется устройство тёплого пола, монтируемого из металлопластиковых труб или труб из сшитого полиэтилена. В зимний период температура поверхности пола должна быть не менее 22 гр.Ц,

Как правило, в детских садах паровое отопление не допускается. Для вновь строящихся и реконструируемых зданий детских садов печное отопление не применяется.

Проектирование системы отопления детского сада следует выполнять согласно следующим нормативным документам:

  • СанПиН 2.4.1.2660-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях”;
  • СП 118.13330.2012 “Общественные здания и сооружения”;
  • СП 60.13330.2012 “Отопление, вентиляция и кондиционирование”.
Технико-экономические показатели системы отопления детского сада
Наименование показателя Значение
Плотность сетей трубопроводов отопления средняя
Удельная максимальная потребляемая мощность на 1 м.кв. от общей площади объекта 60 Вт*ч/м.кв.
Удельный годовой расход тепловой энегрии на 1 м.кв. от общей площади объекта 0,136 ГКал*год/м.кв.
Удельные финансовые затраты на теплоснабжение системы отопления объекта теплогенерирующими компаниями при стоимости 1 Гкал - 1100 руб. 149,6 руб.*год/м.кв.
Удельный расход топлива на теплоснабжение системы отопления объекта природным газом 19 м.куб.*год/м.кв.
Удельные финансовые затраты на теплоснабжение системы отопления объекта природным газом при стоимости 1 м.куб. - 4 руб. 76 руб.*год/м.кв.
Удельный расход топлива на теплоснабжение системы отопления объекта дровами 53 кг*год/м.кв.
Удельные финансовые затраты на теплоснабжение системы отопления объекта дровами при стоимости 1 кг. - 3,4 руб. 180,2 руб.*год/м.кв.

Качественный проект отопления детского сада выгодно заказать без посредников в инженерной студии Киселёва - проектировщика вентиляции, отопления и кондиционирования

Система отопления школы, детского сада, колледжа, вуза: комплекс услуг нашей компании

  • разработка проекта внутренней системы отопления образовательных учреждений;
  • тепловой и гидравлический расчет котельной школы, детского сада, вуза;
  • реконструкция и модернизация системы отопления;
  • монтаж внутренних сетей и отопительного оборудования;
  • подбор и монтаж котлов системы отопления детских и образовательных учреждений;
  • расчет, подбор и монтаж систем водяной теплый пол ;
  • обслуживание и ремонт отопительного и котельного оборудования;
  • согласования с надзорными органами.

Для образовательных учреждений в районах с расчетной температурой наружного воздуха –40°С и ниже разрешается применять воду с добавками, предотвращающими ее замерзание (в качестве добавок не следует использовать вредные вещества 1-го и 2-го классов опасности по ГОСТ 12.1.005), а в зданиях детских дошкольных учреждений не допускается использовать теплоноситель с добавками вредных веществ 1–4-го классов опасности.

Проектирование и монтаж автономных котельных и системы отопления в школах, дошкольных и образовательных учреждениях

Система отопления школы, детского сада и других детских и образовательных учреждений (вузов, профессиональных училищ, колледжей) в городах подключается к центральной системе отопления и горячего , которая запитывается от городской ТЭЦ или собственной котельной. В сельской местности используют автономную схему, располагая в специальном помещении собственную котельную. В случае газифицированной местности котел работает от природного газа, в небольших школьных и дошкольных учреждениях используются котлы малой мощности, работающих на твердом или жидком топливе или электричестве.

При проектировании внутренней системы отопления следует учитывать микроклиматические нормы к температуре воздуха в аудиториях, школьных классах, столовых , спортзалах, плавательных бассейнах и в других помещениях. Различные по техническому назначению зоны зданий должны иметь собственные сети отопления с приборами учета воды и тепла.

Для отопления спортзалов наряду с водяной системой используется воздушная система отопления, совмещенная с приточной вентиляцией и работающая от той же котельной. Устройство водяного подогрева полов может присутствовать в раздевалках, санузлах, душевых, бассейнах и других помещениях при их наличии. На входных группах в крупных образовательных учреждениях устанавливают тепловые завесы.

Система отопления детского сада, школы, образовательного учреждения – перечень работ по организации и реконструкции отопительной системы:

  • выявление потребности при создании проекта или эскизной схемы теплоснабжения;
  • выбор способа и места монтажа трубопроводов;
  • подбор оборудования и материалов соответствующего качества;
  • тепловой и гидравлический расчет котельной , определение технологии и проверка ее на требования СНиП;
  • возможность увеличения производительности, подключение дополнительного оборудования (если нужно);
  • расчет нагрузок и производительности системы отопления в целом и по площади отапливаемых помещений;
  • при реконструкции объекта – подготовка площадок , фундамента и стен к последующему монтажу;
  • деффектовка участков системы отопления здания;
  • расчет сроков и стоимости работ и оборудования, согласование смет;
  • поставка оборудования и исполнение работ точно в срок по заранее согласованной стоимости сметы.

Для отопительных приборов и трубопроводов в детских дошкольных помещениях, лестничных клетках и вестибюлях необходимо предусматривать защитные ограждения и тепловую изоляцию трубопроводов.

Свежий воздух ‒ это необходимость для маленьких детей, он дает им возможность расти, обеспечивает полноценную работу всех органов, помогает предупредить возникновение аллергии, респираторных заболеваний. Поэтому к учреждениям, в которых содержатся и подолгу находятся дети младшего возраста, власти и надзорные органы предъявляют высокие требования. По ним разрабатываются строгие, научно обоснованные нормы, чтобы здоровью и безопасности малышей ничего не угрожало. Детские сады должны содержать приходящих воспитанников в полностью соответствующих правилами условиях ‒ в частности, им нужно заботиться о своевременной и качественной вентиляции.

В детском саду малыши проводят много времени. Они собираются в группы, иногда довольно большие, и обеспечить качество вентиляции ‒ важная и трудоемкая задача. Характеристики воздуха (чистота, влажность, температура) ‒ ключевые факторы сохранения здоровья и активности детей. Отопление и вентиляция детского сада, налаженные в соответствии с нормами, помогают поддерживать в иммунитет, способствуют закаливанию организма и позволяют:

  • снизить уровень и частоту заболеваний, вызванных вирусами и инфекциями;
  • обеспечить приток и циркуляцию свежих воздушных потоков, насыщенных кислородом;
  • создать благоприятный микроклимат;
  • устранить загрязнения воздуха;
  • нормализовать влажность в помещениях;
  • минимизировать затраты на подогрев и очистку воздуха.

Предлагаем готовые решения для вентиляции детских садов и школ

Параметры и ограничения для комплексов вентилирования воздуха в детсаду

Проект вентиляции детского сада разрабатывается всегда тщательно. Инженеры на первоначальном этапе собирают всю информацию о существующих ограничениях, нормах, требованиях. Она содержится в специальных таблицах (для расчетных температур и воздухообмена), которые формируются в санитарно-контролирующих инстанциях, и учитывают сезонность, региональность и все прочие факторы.

Режим вентиляции детских садов предусматривает множество ограничений:

  • нельзя загерметизировать отверстия естественного притока в форточках (их присутствие на каждом окне обязательно);
  • после того, как дети покидают спальни, учебные или спортивные помещения, нужно интенсивно их проветрить;
  • если температура снаружи не выше +20°С, то держать окна открытыми дольше трехминутного периода нельзя;
  • в помещениях, где находятся дети, должно быть по паре отверстий для естественного вытягивания воздуха (по верхнему краю);
  • площадь вентиляционных отверстий (вместе с форточками) должна относиться к площади полов как 1/50;
  • вентиляция в подсобных помещениях (постирочная, туалет, кухни) не должна проходить через комнаты детей.

Нормы вентиляции детского сада разработаны подробно и регулируются СниП П-Л №3-71. На одного ребенка следует подавать не менее 50 м3/ч в час.

Организация вентиляции в дошкольных учреждениях

Основной тип вентиляции, который используется в детских садах ‒ приточно-вытяжной. Во всех комнатах, где дети проводят много времени, необходимо обеспечить благоприятный микроклимат. Удалять загрязненный воздух допустимо через смежные помещения, например, из спальни через игровую.

Вентиляция на пищеблоке в детском саду должна быть организована особо тщательно. Нельзя, чтобы каналы и вытяжные воздухоотводы проходили через комнаты, где подолгу находятся дети, играют, обедают и спят. То же относится к туалетным и постирочным зонам.

По словам вице-премьера Ольги Голодец, с каждым годом в нашей стране растет число детей, которым необходимо место в детском саду. Так, в 2002 г. в России было зарегистрировано 6,7 миллиона детей в возрасте от 3 до 7 лет, в 2012-м — 7,6 миллиона, а к 2015 году их будет уже 8,4 миллиона. «И это не прогноз, а фактические данные, поскольку эти дети уже родились, — уточняет Ольга Голодец. — В очереди в детский сад стоят порядка двух миллионов ребят».

С другой стороны, количество самих дошкольных образовательных учреждений сократилось вдвое по сравнению с 1990 годом.

Наиболее активные мамы детей дошкольного возраста еще год-два назад собирали митинги, лейтмотивом выступлений и агитплакатов которых был призыв «Верните детям детские сады!» Речь шла о выселении из бывших зданий дошкольных учреждений всевозможных муниципальных служб, занявших их в 1990-е, а также о расселении семей, которым некоторые бывшие детские сады отдали под жилье (нередко его получали врачи и учителя). Тем не менее, если хоть немного разобраться в ситуации, то окажется, что выселение государственных и муниципальных служб из вчерашних детских садиков проблему не решит.

«Подавляющее большинство построенных до 1990 гг. дошкольных учреждений не соответствуют современным строительным нормативам и положениям закона «Об энергосбережении» , а потому требуют серьезных капиталовложений в реконструкцию, — считает директор ООО «Теплосеть» Сергей Пономарев (г. Бийск Алтайского края). — Минимум, который сегодня решает эту проблему в действующих дошкольных учреждениях, — установка пластиковых окон с тройным остеклением, приборов учета, средств теплоавтоматики, в некоторых случаях — утепление фасадов. Возвращение старых зданий детских садов, которые сегодня заняты госслужбами и жильем, потребует реконструкции и в строительной, и в энергетической части: наличие только пластиковых окон и металлопластиковых стояков отопления проблему не решит. С экономической точки зрения гораздо дешевле построить новые здания, обеспечив их современным энергосберегающим оборудованием» . «Замена изношенных труб в действующих учреждениях социальной сферы, установка пластиковых окон и другие подобные мероприятия, безусловно, важны, но не играют приоритетной роли при решении задач создания комфортного микроклимата и теплосбережения, — соглашается Антон Белов, заместитель директора теплового отдела компании «Данфосс ». — Без комплексной автоматизации и использования современного энергоэффективного инженерного оборудования этих вопросов не решить. К тому же, опыт показывает: какими бы дорогими не казались на первый взгляд эти решения, они окупаются в среднем за 2-3 года» . Необходимость создания комфортных условий для детей является сегодня еще одной проблемой дошкольных учреждений. Несбалансированный микроклимат в помещениях детских садов становится одной из основных причин роста заболеваемости малышей. «Когда получили место в детском саду — радости не было предела. Но очень быстро она сменилась разочарованием: сын проходил в детский сад всего неделю — и заболел, — рассказывает Анна Кудрявцева, мама 4-летнего Максима из Бийска (Алтайский край). — Оказалось, ничего удивительного в этом нет, и дело отнюдь не в адаптации ребенка. Один воспитатель заставляет детей теплее одеваться, не проветривает помещение, полагая, что таким образом он спасает их от простуды, а другой, наоборот, заводит разгоряченных детей с прогулки, хотя форточки в группе еще не закрыты».

Как можно видеть из примера, нередко комфортный уровень температуры в помещении оценивается воспитателем или педагогом исходя из собственных ощущений и мнения о том, каким должен быть оптимальный для ребенка микроклимат. Тем более что работникам детсадов, как правило, приходится самостоятельно регулировать температуру в помещениях детского сада (главным образом, открывая и закрывая форточки), поскольку автоматизация этого процесса устаревшими проектами не предусмотрена. В частности, знакомство с Федеральным банком данных проектирования объектов капитального строительства и наиболее экономически эффективных проектов повторного применения на сайте Минрегиона РФ (например, Москвы, Томской области и Алтайского края) повергает в уныние — представленные здесь проекты детских садов вряд ли можно назвать в полной мере теплосберегающими. В лучшем случае документация предусматривает использование водяных теплых полов и установку пластиковых окон.

Между тем, сегодня есть успешные реализованные проекты, доказывающие, что современные решения для систем отопления и водоснабжения способны дать ответы сразу на все существующие вопросы. Как отмечает Антон Белов («Данфосс »), в подавляющем большинстве случаев решение задач создания комфортного микроклимата и энергосбережения достигается благодаря использованию автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов (АИТП) с погодной компенсацией. Одна из особенностей этого решения заключается в том, что автоматика позволяет задавать различные режимы работы отопительной системы. Например, можно запрограммировать снижение температуры воздуха в помещениях в ночное время и выходные дни, когда детей в садике нет. А в остальное время — поддерживать температуру на требуемом санитарными нормами уровне. Таким образом одновременно решаются задачи поддержания здорового микроклимата и экономии тепла.

Существенную роль в создании комфортных условий в помещениях детских садов играют также автоматические радиаторные терморегуляторы, устанавливаемые на отопительных приборах. Для детских учреждений специалисты рекомендуют применять терморегуляторы с газонаполненным датчиком, как наиболее чувствительные к перепадам температуры воздуха.

Существуют и еще более прогрессивные решения. Например, в Томске успешно функционирует энергоэффективный детский сад категории «А», где для обеспечения в группах комфортного микроклимата центральное отопление не используется вовсе. Основу системы теплоснабжения детского сада составляют тепловые насосы Danfoss, позволяющие на каждый затраченный киловатт питающей их электроэнергии получить от 4 до 6 кВт тепловой энергии. Другими словами, от 75 до 84 процентов тепловой энергии оказывается бесплатной, если сравнивать систему отопления нового детского сада с классической схемой теплоснабжения. Интересно, что подобные решения в Томске окупают себя еще на стадии строительства, поскольку подключение к городской теплосети стоит дороже полностью смонтированной «под ключ» системы на базе теплового насоса. Полученный опыт муниципальные органы планируют тиражировать на новые социальные объекты, возводимые в городе.

Не менее интересен пример детского сада № 347 в Перми: здесь энергосервисная компания за собственный счет установила энергосберегающее оборудование датского концерна, с тем, чтобы вернуть затраченные средства за счет экономии на потреблении топливно-энергетических ресурсов. Причем уже на следующий год она составила 54% от суммы затрат на модернизацию детского сада.

Примечательно, что оба проекта — и в Томске, и в Перми — позволяют не только говорить о значительной экономии ресурсов и финансовых средств на их оплату, высокой окупаемости инвестиций, но и о формировании комфортного климата в помещениях детских садов. Руководители учреждений отмечают, что воспитанники меньше болеют, а проблемы с регулированием температуры в помещениях у них не стало вовсе.

Решая вопрос нехватки детских дошкольных учреждений, нельзя забывать и о сопутствующих задачах — создании комфортного для малышей микроклимата и энергосбережении. Как показывает практика, они не только не противоречат друг другу, но являются звеньями одной неразрывной цепи: экономить тепло можно без ущерба для здоровья, в первую очередь — самых маленьких граждан нашей страны.