«фгос до: современные требования к ребенку на этапе завершения дошкольного образования». Дошкольный возраст

На этапе завершения дошкольного детства в качестве возрастных характеристик выступают: Компетентность; Творческие способности (креативность); Любознательность (исследовательский интерес); Инициативность (самостоятельность, свобода, независимость); Коммуникативность (социальные навыки); Образ « Я » (базовое доверие к миру); Ответственность, произвольность. Временные требования государственного стандарта дошкольного образования




I. Здоровье и физическое развитие Физическое развитие выпускника соответствует возрастной норме Физически подготовлен к продолжению обучения. владеет своим телом, различными видами движений на уровне соответствующем его возрасту; хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения; подвижен, ловок Сформирована привычка к здоровому образу жизни: сформированы основные гигиенические навыки, элементарные представления о пользе занятий физической культуры; сформированы основы безопасного поведения в критических жизненных ситуациях.


II. Все виды детской деятельности Умеет играть, рисовать, конструировать Способен создавать художественные изображения из различных фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных на определенный фон Охотно занимается физическим трудом, откликается на просьбу о помощи.


III. Развитие познавательной деятельности Кругозор выпускника: Любит Россию и малую Родину, сформированы развернутые и конкретные представления о мире; устанавливает доступные причинно-следственные связи и зависимости в объектах и явлениях окружающего мира Речь выпускника: устная речь выпускника содержательна, эмоциональна, выразительна; речь фонетически и грамматически правильная; использует речь как инструмент мышления Познавательная активность, самостоятельность выпускника: любознателен, активен; способен к самостоятельному решению творческих (умственных, художественных и др.) задач.


III. Развитие познавательной деятельности Сформированы интеллектуальные умения: определяет содержание, смысл анализируемого, точно и ёмко обобщает его в слове; сформированы операции анализа, обобщения, сравнения; способен сделать умозаключения и выводы на основе имеющихся знаний; сформированы элементы учебной деятельности; 3.5. Произвольность психических процессов, внимания, памяти, мышления: ребенок способен сосредоточено работать в течение 20 мин.; способен строить свою деятельность в соответствии с инструкцией взрослого; способен достичь поставленной цели; способен управлять своим поведением Сформированы основы художественных способностей (музыкальных, изобразительных, литературных, танцевальных, актерских): развиты художественное мышление, сенсорные способности; умеет создавать художественный образ в разных видах творческой деятельности.


IV. Социальное развитие Общение со сверстниками: избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми; владеет приемами и навыками эффективного межличностного общения; готов к коллективным формам деятельности Принимает, соблюдает социальные и этические нормы Сформированы практические умения уважительного отношения к природе, человеку, миру, к самому себе Способен давать адекватную оценку своим поступкам


V. Мотивационная готовность к обучению в школе Желает учиться в школе Имеет познавательный и социальный мотив учения.


Физическая подвижность переносит знакомые способы двигательной деятельности в любимые игры; высокий уровень развития двигательных умений, навыков и физических качеств; активно включается в выполнение физических упражнений и движений; удерживает цель и понимает смысл двигательных заданий; уверенно, самостоятельно, точно выполняет задания; действует в общем темпе и ритме;


Сформированность привычек к ЗОЖ самостоятельно выполняет все допустимые культурно- гигиенические навыки; проявляет инициативу и независимость, хорошо воспроизводит действия в соответствии с образом; проявляет инициативу и независимость, хорошо воспроизводит действия в соответствии с образом; стремится оказывать помощь взрослым, сверстникам испытывающим затруднения. стремится оказывать помощь взрослым, сверстникам испытывающим затруднения.



СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ умеет выбирать вид, смысловую роль, партнера по игре и игрушку; умеет ухаживать за животными и растениями; быстро включается в игру и предметно – творческую деятельность; умеет проговаривать вслух последующее действие; умеет соединять при конструировании разные по форме, цвету, объему, материалу детали; обладает навыками безопасного поведения на улице, в общественных местах, дома; умеет работать в коллективе, группе, паре.


КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ Умеет общаться в процессе игры (договариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность, проявлять сочувствие и уважительное отношение к партнеру); Умеет выразить свои мысли, чувства, желания Быстро, точно исполняет словесную инструкцию; Умеет работать в коллективе, группе, паре.


Ценностно-смысловая компетенция Ценностно-смысловая компетенция: Имеет элементарные представления о полезности физической активности и личной гигиены; Сформированы ценности здорового образа жизни; Видит красоту живой и неживой природы; Умеет работать в коллективе, группе, паре; Умеет бережно относиться к окружающей природе; Умеет терпимо относиться к людям независимо от расовой и национальной принадлежности; Переживает за живое существо, другого человека, за успешное завершение начатого дела; Способен не обижать, не унижать, не ущемлять интересы другого ребенка – становление образа «Я».


Учебно- познавательная компетенция Владеет названиями предметов и явления, их свойств, умеет рассказать о них; Умеет употреблять в речи слова в прямом и переносном значении, синонимы, омонимы, антонимы; Устная речь грамматически правильна; Описывает игрушку, картинку, самостоятельно сочиняет сказку; Умеет проговаривать вслух последующие действия; Умеет реализовать творческий замысел в рисунке, лепке, аппликации, конструировании; Умеет выбирать и пользоваться материалом для реализации своего творческого замысла; Умеет различать геометрические формы; Может применить мерку как способ измерения количества длины, высоты, ширины, объема, веса;


Учебно- познавательная компетенция Умеет сравнивать предметы по размеру с помощью наложения друг на друга, прикладывания друг к другу; Умеет различать число предметов и их признаки; Умеет составить число из единиц; Умеет считать (прямой, обратный счет «двойками», «тройками»; Умеет пользоваться знаками + -; Знает значение слов «Сегодня», «завтра», дни недели и т.п.; Умеет взвешивать различные предметы; Имеет начальные представления о природных богатствах; Умеет отличать живую природу от неживой; Задает вопросы, экспериментирует; Может объединить предметы на основе общих понятий (одежда, обувь, посуда, транспорт).


Общекультурная компетенция Сформирована привычка слушать художественные тексты (внимательно, не перебивая читающего); Умеет различать произведения искусства различных видов и жанров; Имеет общие представления о видах и жанрах музыкального искусства; Умеет импровизировать в процессе издания собственных продуктов творческой деятельности; Умеет участвовать в театральной деятельности; Знаком с театром в качестве зрителя; Имеет навыки кукловождения в различных видах кукольных театров; Имеет начальные представления об истории цивилизации; Владеет навыками взаимодействия с представителями разных культур и народов; Владеет начальными навыками выражения эмоциональной экспрессии (выражение радости, печали).


Информационная компетенция Ребенок многое узнает из книг, из просмотренных телепередач, из разговоров со сверстниками и случайно услышанных на улице; Умеет использовать и назвать источники знаний адекватные возрасту, индивидуальным возможностям, познавательным потребностям; Умеет обращаться к собственному опыту, имеющим знаниям, умениям. Генеральная цель программы развития «ЦРР-Д/с «Лира»: ПРОТИВОРЕЧИЕ: Между необходимостью развития современных ключевых компетенций от дошкольного детства до окончания школы и отсутствием педагогической практики реализации компетентностного подхода в образовательном процессе ДОУ. ПРОБЛЕМА: Обеспечения педагогических условий для развития современных ключевых компетенций в образовательном процессе Центра развития ребенка «Лира». ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЬ: Образовательный процесс на основе программы «Развитие», расширяющий возможности эффективного формирования у ребенка элементарных основ ключевых компетенций. ПЕРСПЕКТИВНАЯ, СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ТЕМА: Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе Центра развития ребенка «Лира»

Эпоха человеческого развития, именуемая «детством», считается наиболее сложным переходным периодом от дошкольного к школьному. Проблема преемственности между ступенями обучения всегда являлась одной из важнейших проблем в образовании. Поэтому невозможно не согласиться с мнением учёного, педагога-психоло га Е.Е.Кравцовой: «Если по каким-либо причинам развитие ребёнка на одном из этапов было неполноценным, он не освоил свойственной для этого перехода деятельности, не получил специфических черт личности, то на следующем этапе он будет испытывать серьёзные трудности, и его развитие будет идти искажённым путём».

Преемственность — объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития. Непрерывность образования понимается как обеспечение этой необходимой связи в процессе, как согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования. Таким образом, преемственность — это не только подготовка к новому, но и сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития. Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач.

На дошкольной ступени:

Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

Формирование знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности;

Развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе, включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

На ступени начальной школы:

Становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;

Умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействоват ь с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

Духовно-нравств енное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающе е принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

Осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними, совершенствовани е достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;

Индивидуализаци я процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельност и, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

Сегодня главный вопрос : меняется ли понимание «готовности ребёнка к школе» в связи с принятием ФГОС в детском саду и в начальной школе, в чём специфика проблемы преемственности между дошкольным образованием и начальным звеном общего образования на современном этапе.

Впервые создана реальная нормативная основа преемственности в системе дошкольное образование - начальная школа. Единые общетеоретически е основания и принципы построения образовательной работы с детьми, согласованность и преемственность целей образования, выделение в качестве результатов освоения образовательной программы интегративных качеств являются основой для начала реализации на практике решения проблемы преемственности.

Анализ образовательных областей ФГОС ДО и ФГОС НШ выявил содержательную преемственность, которую можно выразить следующим образом:

только через деятельность человек осваивает новый опыт, может самостоятельно обучаться, и наиболее успешно это происходит на основе тех видов деятельности, которыми он уже обладает. В детском саду ведущий вид деятельности игра — как моделирование отношений и событий реальной жизни, а в начальной школе происходит постепенный переход к учебной деятельности.

Портреты выпускника детского сада и выпускника начальной школы во многом схожи, но результаты обучения в начальной школе предполагают качественно новый уровень развития компетенций, сформированных в детском саду (вернее, предпосылок к развитию компетентностей) . Требования к результатам освоения образовательных областей в ФГОС ДО и ФГОС начальной школы во многом согласованы. Освоение образовательных областей в детском саду обеспечивает успех ребенка в предметных областях в начальной школе. Кроме того, предполагается, что 40% образовательной программы дошкольного образования формируется всеми участниками образовательного процесса исходя из потребностей детей и родителей. Такая же возможность утверждена стандартом для начальной школы. Еще один показатель преемственности — обеспечение равных стартовых возможностей для дальнейшего обучения всех детей. В стандарте прописаны также и требования к личностным и метапредметным результатам, основы которых заложены в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования.

В связи с переходом начальной школы на новые стандарты образования, вопрос формирования универсальных учебных действий (УУД) приобретает особое значение.

Согласно ФГОС, УУД - совокупность способов действия, благодаря которым ребенок осваивает все компоненты учебной деятельности. Формирование универсальных учебных действий реализуется в рамках целостного образовательного процесса, и выступают как цель, результат и одновременно как средство специально организованной учебной деятельности детей, обеспечивает ребенку переход от совместной (под руководством педагога) учебной деятельности - к самостоятельной. В результате изучения всех предметов в начальной школе у выпускников должны быть сформированы все универсальные учебные действия как основа умения учиться. Всё это касается начального общего образования.

А как же обстоят дела на дошкольной ступени? Ведь в дошкольном возрасте нет универсальных учебных действий, формируются лишь их предпосылки.

У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению - степенью сформированности внутренней позиции школьника. Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие предпосылки регулятивных универсальных учебных действий:

Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

Умение сохранять заданную цель;

Умение находить ошибки и исправлять их;

Умение контролировать свою деятельность по результату;

Умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Предполагается, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного уровня развития общения. В состав абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе предпосылок входят следующие компоненты:

Потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;

Владение речевыми умениями, определенными вербальными и невербальными средствами общения;

Желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

Ориентация на партнера по общению,

Умение слушать собеседника.

Во ФГОС ДО выделяется раздел «Требования к результатам освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования». Эти требования «представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования». Такие характеристики «являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального образования, успешной адаптации к условиям жизни в школе и требованиям учебного процесса».

Целевые ориентиры

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственнос ть и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормат ивные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.

Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации, однако каждая из примерных программ имеет свои отличительные особенности, свои приоритеты, целевые ориентиры, которые не противоречат ФГОС ДО, но могут углублять и дополнять его требования.

Таким образом, целевые ориентиры программы «От рождения до школы» базируются на ФГОС ДО и целях и задачах, обозначенных в пояснительной записке к программе «От рождения до школы», и в той части, которая совпадает со Стандартами, даются по тексту ФГОС. В программе «От рождения до школы», так же, как и в Стандарте, целевые ориентиры даются для детей раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту) и для старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

. Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельност ь в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-ис следовательской

деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

. Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и

взрослыми, участвует в совместных играх.

. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать

конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

. Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

. Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.

. Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

. Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.

. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет

подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.

. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

. У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.

. Проявляет ответственность за начатое дело.

. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следств енными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментирова ть. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

. Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.

. Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.

. Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессиональног о искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).

. Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонационально сти, важнейших исторических событиях.

. Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.

. Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о

младших.

. Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.

Таким образом, обобщая и сопоставляя требования к ребенку на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО и требования к результатам обучающихся начального общего образования в соответствии с ФГОС НШ, четко вырисовывается преемственная связь.

С целью обеспечения качественного дошкольного и начального общего образования, современные педагоги должны умело подойти к реализации ФГОС. Вместе с тем, нужно понимать, что введение в действие ФГОС ДО является сложным и многоплановым процессом. Все мы надеемся, что проблема преемственности как единой линии развития ребенка будет нами совместно решена (педагогами ОУ), а это значит, что наши дети полноценно проживут дошкольный период детства и приобретут ту самую равную стартовую площадку для успешного школьного обучения.

Основные выводы:

С введением ФГОС ДО и ФГОС для начальной школы программы не должны противоречить друг другу. П одготовка к обучению не должна дублировать программу первого класса, иначе процесс обучения в школе перестанет быть познавательным и развивающим для учеников.

Введение ФГОС в дошкольном образовании призвано определенным образом стандартизироват ь содержание дошкольного образования для обеспечения ребенку равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе.

Характеристики развития дошкольника на этапе завершения дошкольного образования, заявленные в проекте ФГОС и формируемые в детском саду, соотносятся с УУД, прописанными в ФГОС начального общего образования.

Для того, чтобы подготовить ребенка к школе, нет необходимости подменять специфические «дошкольные» виды деятельности «школьными», то есть заранее приучать ребенка к урочной системе, развивать навыки письма, чтения и счета, нарушая тем самым естественный ход его развития.

Понимание понятия «Готовность к школе» остаётся прежним: это не только некое состояние дошкольника, но и усилия всех участников образовательного процесса: детского сада, семьи и начальной школы.

Литература:

    Журнал «Дошкольное воспитание» № 9/2013. Проект ФГОС ДО

    Журнал «Воспитатель» № 9/2013. От модели выпускника ДОУ к модели выпускника НШ

    От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2015.

Наталья Курышева
Исполнение ФГОС на завершающем этапе дошкольного образования

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни , предъявляя ребенку новые правила и требования, к которым нужно

адаптироваться и привыкнуть.

Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования . Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве , от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.

Преемственность детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни , нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности ребенка, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой.

Преемственность способствует сохранению и укреплению здоровья ребёнка, ведёт к успешной адаптации детей. Важно, чтобы детский сад остался в памяти как островок детства, а школа приобрела яркие и желанные черты.

Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от формирования у детей познавательных интересов в детском саду. Интерес ребёнка дошкольного возраста – это его память, внимание, мышление. Развитие познавательного интереса ребенка в детском саду решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях. Ребенка в детском саду учат размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, наблюдать, обобщать и делать выводы.

Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка.

ФГОС ДО предусматривает преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального школьного образования .

Основанием преемственности д/с и школы выступают целевые ориентиры, которые предполагают формирование у детей предпосылок к учебной деятельности.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования :

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

В нашем дошкольном учреждении познавательно-исследовательская деятельность проводится в соответствии с требованиями ФГОС ДО : образовательная деятельность осуществляется с использованием современных образовательных технологий современных образовательных технологий .

Реализация проектов «День птиц» , «День Земли» , «Люблю тебя, мой край родной» и т. д. показали большую заинтересованность всех участников процесса : детей и взрослых (родителей и педагогов) . Каждый реализованный проект транслируется на большом экране с помощью презентаций.

Воспитанники с удовольствием принимают участие в создании дидактических игр с использованием информационно-коммуникативных технологий. Движущаяся картинка легка для детского восприятия, собирает внимание детей, интересна сама по себе. Так дошкольники лучше усваивают изучаемый материал, проявляя больший интерес к знаниям.

Педагоги подготовительной группы прошли курсы повышения квалификации «Всероссийского учебно-методического центра образовательной робототехники » по программе «Конструирование и робототехника в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС ». Таким образом , дошкольники получают квалифицированную помощь в освоении такого трудоемкого, но очень увлекательного процесса конструирования. Наши воспитанники участвовали во всероссийском конкурсе по робототехнике «Икаренок» . На городских соревнованиях мы представляли 2 проекта - «Строители города будущего» и «Мы – военные» . Дети получили дипломы и подарки. Проект «Мы – военные» прошел в региональный конкурс. Наши дети получили замечательные подарки, а д/с - денежный сертификат на покупку конструктора. Большую и важную поддержку дошкольникам оказывают родители . Без их активного участия не обходится ни одно мероприятие. Для совместного представления опыта по конструированию на конкурсе дети вместе с родителями изготавливали поделки, придумывали костюмы, декорации.

Наши воспитанники очень любят играть с конструктором, мы используем его и в образовательной деятельности , и на различных праздниках и развлечениях.

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

В нашем д/с проводится огромная работа в этом направлении. Эта тема отражается и на занятиях, и в индивидуальной работе, и в работе с родителями. В календарно-тематическом планировании заложены темы «Азбука вежливости и доброты» , «Давайте дружить» ; ситуативные разговоры, беседы, игры также помогают воспитанникам активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

В нашей группе создана развивающая среда в соответствии с требованиями Стандарта, поэтому дети с удовольствием играют в различные игры, выполняя необходимые правила, сами могут придумывать сюжеты игры, сами следят за соблюдением правил.

Поэтому следующий ориентир позволяет нам говорить о том, что к концу учебного года ребенок будет обладать развитым воображением , которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

Работа по развитию речи у нас ведется в соответствии с реализуемой в детском саду Программой. Но некоторые дети не могут выразить свои мысли, затрудняются в составлении рассказов, пересказе художественных произведений. В основном, это дошкольники , имеющие заключения ПМПК и диагнозы общего недоразвития речи. Коррекция речи воспитанников в нашем детском саду осуществляется с помощью учителя-логопеда.

В нашей группе развитию моторики уделяется большое внимание на занятиях по рисованию, аппликации, лепке, конструированию и, конечно же, в свободное от занятий время. У детей хорошо развита моторика, практически у всех детей этот навык развит в соответствии с их возрастом.

Таким образом , к концу года у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

Этот ориентир тесно связан с познавательно-исследовательской деятельностью. Так, ребенок участвует в реализации проектов, тем самым можно говорить о том, что - ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Дети подготовительной группы большие почемучки, но они не только задают кучу вопросов, но и сами ищут на них ответы, объяснения происходящее. У наших детей имеется хороший багаж знаний об окружающей действительности, о природе, о родном крае и Родине.

Дошкольная образовательная организация и начальная школа должны составить единый план, включающий в себя деятельность в рамках двух ключевых направлений : совместная работа воспитателя детского сада и учителя начальной школы, а также ознакомление детей дошкольного возраста с начальной школой.

Посещение воспитателем уроков в школе, а учителем – занятий в детском саду позволяет познакомиться с обстановкой и организацией жизни и обучения ребенка, обменяться опытом, найти оптимальные методы, приемы и формы работы. Это будет также способствовать организации более тонкой учебно-методической преемственности между двумя образовательными организациями .

Формы осуществления преемственности :

I. Работа с детьми :

1) экскурсии в школу; (осуществляется)

2) посещение школьного музея; (осуществляется)

3) знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы; (осуществляется)

4) участие в совместной образовательной деятельности , игровых программах;

5) выставки рисунков и поделок; (осуществляется)

6) встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада;

(осуществляется)

7) совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников ;

8) участие в театрализованной деятельности;

9) посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе. (осуществляется)

II. Работа с педагогами :

1) совместные педагогические советы (ДОУ и школа) ;

2) круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

3) взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

4) открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

5) педагогические и психологические наблюдения.

III. Работа с родителями :

1) совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

2) круглые столы, дискуссионные встречи;

3) консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями;

4) дни открытых дверей;

5) анкетирование, тестирование родителей;

По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Ключевой фигурой в осуществлении преемственности работы ДОУ и начальной школы являются педагоги этих образовательных организаций . Наличие между ними взаимосвязи, стремления помочь друг другу будет являться залогом успешной адаптации ребенка к условиям начальной школы.

Выиграют от этого все, особенно дети.



Компетентностный подход в дошкольном образовании

  • На этапе завершения дошкольного детства в качестве возрастных характеристик выступают:

  • Компетентность;

  • Творческие способности (креативность);

  • Любознательность (исследовательский интерес);

  • Инициативность (самостоятельность, свобода,

  • независимость);

  • Коммуникативность (социальные навыки);

  • Образ «Я» (базовое доверие к миру);

  • Ответственность, произвольность.


Модель выпускника ЦРР «Лира»


I. Здоровье и физическое развитие.

  • 1.1. Физическое развитие выпускника соответствует возрастной норме.

  • 1.2. Физически подготовлен к продолжению обучения.

  • владеет своим телом, различными видами движений на уровне соответствующем его возрасту;

  • хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения;

  • подвижен, ловок.

  • 1.3. Сформирована привычка к здоровому образу жизни:

  • сформированы основные гигиенические навыки, элементарные представления о пользе занятий физической культуры;

  • сформированы основы безопасного поведения в критических жизненных ситуациях.


II. Все виды детской деятельности.

  • 2.1. Умеет играть, рисовать, конструировать.

  • 2.2. Способен создавать художественные изображения из различных фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных на определенный фон.

  • 2.3. Охотно занимается физическим трудом, откликается на просьбу о помощи.


  • 3.1. Кругозор выпускника:

  • Любит Россию и малую Родину, сформированы развернутые и конкретные представления о мире;

  • устанавливает доступные причинно-следственные связи и зависимости в объектах и явлениях окружающего мира.

  • 3.2. Речь выпускника:

  • устная речь выпускника содержательна, эмоциональна, выразительна;

  • речь фонетически и грамматически правильная;

  • использует речь как инструмент мышления.

  • 3.3. Познавательная активность, самостоятельность выпускника:

  • любознателен, активен;

  • способен к самостоятельному решению творческих (умственных, художественных и др.) задач.


III. Развитие познавательной деятельности.

  • 3.4. Сформированы интеллектуальные умения :

  • определяет содержание, смысл анализируемого, точно и ёмко обобщает его в слове;

  • сформированы операции анализа, обобщения, сравнения;

  • способен сделать умозаключения и выводы на основе имеющихся знаний;

  • сформированы элементы учебной деятельности;

  • 3.5. Произвольность психических процессов, внимания, памяти, мышления:

  • ребенок способен сосредоточено работать в течение 20 мин.;

  • способен строить свою деятельность в соответствии с инструкцией взрослого;

  • способен достичь поставленной цели;

  • способен управлять своим поведением.

  • 3.6. Сформированы основы художественных способностей (музыкальных, изобразительных, литературных, танцевальных, актерских):

  • развиты художественное мышление, сенсорные способности;

  • умеет создавать художественный образ в разных видах творческой деятельности.


IV. Социальное развитие.

      • 4.1. Общение со сверстниками:
    • избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми;
    • владеет приемами и навыками эффективного межличностного общения;
    • готов к коллективным формам деятельности.
      • 4.2. Принимает, соблюдает социальные и этические нормы.
      • 4.3. Сформированы практические умения уважительного отношения к природе, человеку, миру, к самому себе.
      • 4.4. Способен давать адекватную оценку своим поступкам

V. Мотивационная готовность к обучению в школе.

  • 5.1. Желает учиться в школе.

  • 5.2. Имеет познавательный и социальный мотив учения.



Матрица компетенций выпускника


Физическая подвижность

  • переносит знакомые способы двигательной деятельности в любимые игры;

  • высокий уровень развития двигательных умений, навыков и физических качеств;

  • активно включается в выполнение физических упражнений и движений;

  • удерживает цель и понимает смысл двигательных заданий;

  • уверенно, самостоятельно, точно выполняет задания;

  • действует в общем темпе и ритме;


Сформированность привычек к ЗОЖ

  • самостоятельно выполняет все допустимые культурно-гигиенические навыки;

  • проявляет инициативу и независимость, хорошо воспроизводит действия в соответствии с образом;

  • стремится оказывать помощь взрослым, сверстникам испытывающим затруднения.



СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

  • умеет выбирать вид, смысловую роль, партнера по игре и игрушку;

  • умеет ухаживать за животными и растениями;

  • быстро включается в игру и предметно – творческую деятельность;

  • умеет проговаривать вслух последующее действие;

  • умеет соединять при конструировании разные по форме, цвету, объему, материалу детали;

  • обладает навыками безопасного поведения на улице, в общественных местах, дома;

  • умеет работать в коллективе, группе, паре.


КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

  • Умеет общаться в процессе игры (договариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность, проявлять сочувствие и уважительное отношение к партнеру);

  • Умеет выразить свои мысли, чувства, желания

  • Быстро, точно исполняет словесную инструкцию;

  • Умеет работать в коллективе, группе, паре.


Ценностно-смысловая компетенция

  • Ценностно-смысловая компетенция :

  • Имеет элементарные представления о полезности физической активности и личной гигиены;

  • Сформированы ценности здорового образа жизни;

  • Видит красоту живой и неживой природы;

  • Умеет работать в коллективе, группе, паре;

  • Умеет бережно относиться к окружающей природе;

  • Умеет терпимо относиться к людям независимо от расовой и национальной принадлежности;

  • Переживает за живое существо, другого человека, за успешное завершение начатого дела;

  • Способен не обижать, не унижать, не ущемлять интересы другого ребенка – становление образа «Я».


  • Владеет названиями предметов и явления, их свойств, умеет рассказать о них;

  • Умеет употреблять в речи слова в прямом и переносном значении, синонимы, омонимы, антонимы;

  • Устная речь грамматически правильна;

  • Описывает игрушку, картинку, самостоятельно сочиняет сказку;

  • Умеет проговаривать вслух последующие действия;

  • Умеет реализовать творческий замысел в рисунке, лепке, аппликации, конструировании;

  • Умеет выбирать и пользоваться материалом для реализации своего творческого замысла;

  • Умеет различать геометрические формы;

  • Может применить мерку как способ измерения количества длины, высоты, ширины, объема, веса;


Учебно- познавательная компетенция

  • Умеет сравнивать предметы по размеру с помощью наложения друг на друга, прикладывания друг к другу;

  • Умеет различать число предметов и их признаки;

  • Умеет составить число из единиц;

  • Умеет считать (прямой, обратный счет «двойками», «тройками»;

  • Умеет пользоваться знаками + -;

  • Знает значение слов «Сегодня», «завтра», дни недели и т.п.;

  • Умеет взвешивать различные предметы;

  • Имеет начальные представления о природных богатствах;

  • Умеет отличать живую природу от неживой;

  • Задает вопросы, экспериментирует;

  • Может объединить предметы на основе общих понятий (одежда, обувь, посуда, транспорт).


Общекультурная компетенция

  • Сформирована привычка слушать художественные тексты (внимательно, не перебивая читающего);

  • Умеет различать произведения искусства различных видов и жанров;

  • Имеет общие представления о видах и жанрах музыкального искусства;

  • Умеет импровизировать в процессе издания собственных продуктов творческой деятельности;

  • Умеет участвовать в театральной деятельности;

  • Знаком с театром в качестве зрителя;

  • Имеет навыки кукловождения в различных видах кукольных театров;

  • Имеет начальные представления об истории цивилизации;

  • Владеет навыками взаимодействия с представителями разных культур и народов;

  • Владеет начальными навыками выражения эмоциональной экспрессии (выражение радости, печали).


Информационная компетенция

  • Ребенок многое узнает из книг, из просмотренных телепередач, из разговоров со сверстниками и случайно услышанных на улице;

  • Умеет использовать и назвать источники знаний адекватные возрасту, индивидуальным возможностям, познавательным потребностям;

  • Умеет обращаться к собственному опыту, имеющим знаниям, умениям .


компетенция =

  • Право +


Генеральная цель программы развития «ЦРР-Д/с «Лира»:

  • ПРОТИВОРЕЧИЕ: Между необходимостью развития современных ключевых компетенций от дошкольного детства до окончания школы и отсутствием педагогической практики реализации компетентностного подхода

  • в образовательном процессе ДОУ.

  • ПРОБЛЕМА: Обеспечения педагогических условий для развития современных ключевых компетенций в образовательном процессе Центра развития ребенка «Лира».

  • В предлагаемом вашему вниманию пособии вы познакомитесь с описанием методики организации совместной деятельности взрослых и детей, основанной на равноправном и равнозначном участии обеих сторон в выборе содержания и в планировании действий. Такая совместная деятельность начинается с проведения группового сбора – места и времени общения, игр, планирования тематических проектов и текущих событий. Групповой сбор с уверенностью можно считать недостающим звеном реформирования современного российского дошкольного образования, ориентированного на ключевые компетентности как цель и результат развития детей. Технология проведения группового сбора проверена многолетней практикой работы по международной образовательной программе «Сообщество» в российских детских садах и классах начальной школы. Эта книга адресована всем, кто имеет дело с детьми дошкольного и младшего школьного возраста и стремится во что бы то ни стало избежать в работе скуки и формализма, кто верит в возможности ребёнка задумывать и выполнять интересные и полезные дела вместе со взрослыми, наравне со взрослыми и даже вполне самостоятельно.

    Ключевые компетентности дошкольного детства

    Личность развивается в общении и посредством общения. Общение позволяет формировать, структурировать и озвучивать мысли, учиться слушать и понимать окружающих, представлять (презентовать) себя другим, заинтересовывать собой, своими идеями. Общение – та же деятельность и точно так же, как и любая другая, имеет цель и результат (продукт). Вся жизнь человека среди других людей – сверстников, младших и взрослых, в быту, в учёбе и в производственной деятельности строится на основе коммуникации (общения). Человек тем более понятен и убедителен, чем увереннее может объяснить, донести до окружающих свои мысли, чувства, желания, планы, идеи. Школьные учителя, оценивая уровень развития речи и коммуникативных навыков выпускников детского сада, говорят: «умеет/не умеет высказать мысль; свободно/не свободно говорит». Так вот, готовность, умение свободно и самостоятельно формулировать, высказывать, аргументировать суждения по разным темам и составляет понятие коммуникативной компетентности.

    Личность развивается в деятельности. Дети дошкольного возраста скорее практики, чем теоретики. Освоение ими окружающего мира и культуры происходит не только посредством общения со взрослыми и сверстниками, но прежде всего в самом тесном контакте с предметами и объектами сначала ближайшего, а затем и удалённого окружения. Многообразие предметов, объектов, явлений, возможных действий и их следствий воспринимается, осмысливается и становится частью внутренней культуры человека. Коммуникация сопровождает деятельность, а деятельность строится по своим канонам – в ней есть цель, средства и материалы, план действий, результат. Деятельность может быть эффективной, результативной и бесполезной. От чего это зависит? Во многом от того, насколько человек владеет навыками целесообразности и планирования. Всё это относится к деятельностной компетентности.

    И коммуникация, и деятельность (игра и общение в игре, учение и учебное общение и т. п.), как правило, подразумевают вовлечённость в них по крайней мере двух участников, чаще всего их, конечно, много больше. И все они – с разными интересами и потребностями, с разными возможностями. У всех разные социальные роли – воспитатель, мама, старший брат, партнёр по игре… Следовательно, и коммуникация, и деятельность будут протекать в разных партнерствах по-разному, всякий раз в них будут выстраиваться свои отношения. Умение встраиваться в социальные отношения, выстраивать собственные, поддерживать их – это сфера проявления социальной компетентности.

    Каждый из участников деятельности, коммуникации, социальных отношений получает и вносит в общее дело свой «поток информации». Внешний мир – это тоже информация. Чтобы распознать его, нужно уметь использовать те источники, которые несут информацию.

    Кроме того, нужно учиться критично относиться к получаемой информации. Значит, здесь место и время для проявления информационной компетентности.

    Дети, как и взрослые, избирательны в том, что и как они познают, как и для чего используют полученные сведения и практические умения. Крошечный лягушонок вызывает восхищение и заворожённый взгляд одного малыша и оставляет равнодушным другого; знание моделей современных легковых автомобилей одним ребёнком вовсе не означает важность таких же знаний для другого.

    Откуда ребёнок двух-трёх лет знает, что этот «маленький, зеленовато-коричневый» – лягушонок, а эта «красная, блестящая, на четырёх колесах» – машина? Источников информации много, и они разнообразны. Для того чтобы получить первые представления об окружающем мире и отношениях в нём, вовсе не обязательно ждать специальных занятий в детском саду. Решение поймать лягушонка побуждает ребёнка действовать: догнать, накрыть ладошкой, удержать, показать бабушке. Акция завершена успешно, результат получен. Значит, маленький человек действовал умело, в соответствии с обстоятельствами. Можно сказать «компетентно»? Вполне.

    Взаимодействие с окружающим миром и другими людьми имеет не только позитивные стороны. Каждому человеку приходится учиться защищать себя, свое физическое (и психическое) здоровье. Сначала вполне простыми способами – пользоваться доступными средствами гигиены (вовремя мыть руки, прикрывать нос и рот при чихании и кашле и пр.); предупреждать возможность утомления (рассматривать книжку и строить что-либо из конструктора в тех местах, где достаточно света, переключаться с активных игр на более спокойные), не пить холодную воду из-под крана, выбирать одежду в соответствии с погодой и так далее. Детям дошкольного возраста вполне доступны и органичны перечисленные варианты поведения, составляющие основу здоровьесберегающей компетентности.

    Ребёнок действует – и получает знания, набирает опыт, формирует своё отношение к происходящему. Действует всё более уверенно. Каждый ребёнок получает свой жизненный опыт, обусловленный социальной ситуацией, возрастными возможностями, интересами и потребностями, мироощущением и формирующимся мировоззрением. Личный опыт каждого уникален и интересен.

    В этом смысле групповой сбор в детском саду – время и место обмена опытом, применения знаний, планирования практических действий, осмысления и оценки результатов, себя самого и других по их словам и делам. Иными словами, групповой сбор – это время и место естественного формирования и проявления ключевых компетентностей.

    Говоря о компетентности, мы исходим из следующих определений: компетенция – круг полномочий, прав, то есть категория, определяющая вид деятельности; компетентность – способность успешно действовать, достигать значимого результата, то есть категория личностная. Способность успешно действовать, или компетентность, складывается из активности, ответственности, умения осознанно использовать знания и многого другого. Компетентность проявляется индивидуально в зависимости от степени заинтересованности ребёнка, его склонности, способности к тому или иному виду деятельности, что обеспечивает индивидуализацию результатов образования.

    Наличие компетентности у ребёнка можно определить по фактам проявления им инициативы, самостоятельности, осознанности действий в типично детских видах деятельности.

    В настоящее время в целом достигнуто понимание того, что ключевые компетентности не могут быть сформированы только на каком-то определённом этапе образования, например в старших классах школы или вузе, так как процесс формирования личности непрерывен и начинается задолго до её вступления в школьную жизнь. Более того, компетентности не могут быть приобретены только в рамках формального образования (прямого обучения). В равной, если не в большей, степени они формируются в неформальном образовании.

    Для детей дошкольного возраста неформальное (преобладающее) образование – это весь спектр взаимодействия с объектами и предметами окружающего мира, общение со взрослыми и сверстниками в быту, в играх, в творческих и других видах деятельности.

    Проявление ребёнком компетентности позволяет взрослым опираться на достижения, сильные стороны его личности. Ежедневные игры, общение, участие в совместных делах обеспечивают каждому ребёнку возможность реализации его компетенций (прав), приобретения и демонстрации начал ключевых (базовых, общечеловеческих) компетентностей:

    социальной – умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (знакомыми и незнакомыми взрослыми, сверстниками, старшими, младшими) в различных ситуациях, способности принимать разные социальные роли и действовать в соответствии с ними, анализировать действия и поступки, управлять своим поведением, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации, включаться в разговор и поддерживать его, выбирать стиль общения и т. д.;

    коммуникативной – возможности понимать речь других, стремления сделать понятной свою речь;

    информационной – навыка использования различных источников информации для достижения целей;

    деятельностной – способности поставить цель, спланировать и осуществить результативное действие индивидуально или в сотрудничестве с другими;

    здоровьесберегающей – умении самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием и укреплением здоровья – производить гигиенические действия, использовать средства, адекватные ситуации (например, мыть руки и менять одежду по мере загрязнения, переходить к иному виду деятельности, предотвращая или снимая утомление, избегать опасных моментов).

    Самым естественным образом эти виды ключевых компетентностей формируются во время группового сбора. Коммуникативная – в играх, в общении, в обмене новостями. Социальная – в выборе места для действия, в выборе партнёра для совместной деятельности – сверстника, воспитателя, другого взрослого. Информационная – в обращении к различным источникам информации при обсуждении новостей, тем и содержания проектов, способов действий. Деятельностная – в выборе и планировании дела для себя и своих друзей на текущий день или на перспективу. Здоровьесберегающая – в самостоятельном регулировании активности: отдыха, свободного выбора позы, длительности и скорости выполнения конкретного дела.

    Групповой сбор можно назвать недостающим звеном в современной практике дошкольного образования, так как именно он обеспечивает связь между академическими знаниями, практическими умениями и навыками, необходимыми для успешного существования в семье, детском саду, школе, в профессии, в жизни общества.

    Групповой сбор и ключевые компетентности

    Формирование и проявления ключевых компетентностей обнаруживаются в действиях детей и взрослых во время группового сбора. Все ещё только собираются в круг, идет процесс «устройства»: кто с кем рядом сядет, для кого нужно оставить местечко, кто успеет сесть рядом или поближе к воспитательнице, кто предпочитает местечко подальше. Уже на этом начальном этапе проявляются эмпатия, умение вступить в контакт или избежать нежелательного контакта, договориться о совместных действия «за» или «против», толерантность.

    Приходит время игры. Её основа – это весёлая (забавная, смешная) и вместе с тем полезная деятельность, в результате чего приобретается навык совместного нескучного времяпрепровождения. Элементы психогимнастики (тренинга) помогают овладеть мимикой, жестами, интонацией; элементы ритмопластики способствуют совершенствованию речевого аппарата, стимулируют общение.

    Затем – обмен новостями. Эта часть, пожалуй, наиболее насыщена содержанием. Вся наша жизнь – обмен информацией о чувствах, представлениях, желаниях, планах. Как понять строй мыслей другого человека? Нужно, чтобы он говорил. Обмен новостями позволяет слышать друг друга, слышать разных людей, отличающихся не только по характеру, темпераменту, интересам, но и по способу выражения мысли, по темпу и стилю речи. В большой жизни ребёнку предстоит слышать разные суждения, понимать разных людей, стараться быть понимаемым разными людьми. В обмене новостями участвуют не только дети, но и взрослые (воспитатели, родители, специалисты ДОУ) – это обеспечивает широкий диапазон событий.

    В обмене новостями присутствуют самые разнообразные сюжеты, чаще всего такие, каких нет и не было в личном опыте ребёнка. Это значительно расширяет сведения о мире, пробуждает мысль, рождает идеи, иногда упорядочивает представления. Самым естественным образом формируются коммуникативные навыки, то, без чего нельзя успешно общаться и учиться: умение слушать и слышать, вести диалог, строить монолог, умение аргументировать своё суждение, выстраивать контраргументы и т. п.

    Мы чаще всего безуспешно учим этому детей на специальных занятиях, на придуманных взрослыми темах. В данном случае лёгкость и естественность высказываний обеспечиваются тем, что темы разговора выбираются самими детьми. В выборе информации они свободны, поэтому разговор становится открытым и искренним, что стимулирует участников к этому занятию.

    Обмен новостями позволяет тренировать способности, то есть приобретать коммуникативную компетентность. Важно предложить свою идею, рассказать о ней так, чтобы другие услышали, почувствовали интерес к ней. Это создание серьёзной внутренней мотивации, развитие познавательных интересов детей, проявление уважения к воспитанникам, пробуждение у них чувства собственного достоинства, тренинг всех видов компетентности. Параллельно формируется неотделимая от коммуникативной социальная компетентность – возникают разные подходы к общению: кому-то надо сказать несколько раз и помедленнее, кому-то для понимания достаточно жеста или взгляда, с кем-то – на «вы» и предельно вежливо, с кем-то – по-товарищески, кто-то подскажет способы решения проблемной ситуации, кто-то найдёт решение для себя сам.

    В планировании доминируют деятельностная и информационная компетентности. Содержанием и формой, обеспечивающими проявление этих видов компетентности, являются выбор темы проекта или конкретного дела на день, согласование ожиданий, планирование работы на день для себя и своих друзей.

    И взрослые, и дети привыкли к тому, что все темы учебных занятий в детском саду определяются воспитателями. Детские интересы просто «учитываются». Но чтобы их учесть, нужно чтобы они были озвучены, а ещё лучше, чтобы они были зафиксированы. Групповой сбор предоставляет такую возможность. Более того, он имеет прямую цель стимулировать инициативу и активность детей в предложении тем, в выборе дел и действий.

    Тема выбрана. Даже если у кого-то из ребят останется чувство разочарования – выбрали не ту тему, которую он предлагал, это уже совершенно иное чувство, не имеющее ничего общего с подчинённостью диктату взрослых. Это – повод для мобилизации сил, подсказка, что нужно учиться быть более убедительным.

    Пусть темы, которые предлагают для плана дети, достаточно просты, но это именно те идеи, которые самостоятельно рождаются у них, на которые они мотивированы, в которых проявляется их инициатива, конструктивная активность, которые диктуются их любознательностью и знаниями.

    В то же время это вновь проявление ключевых компетентностей – деятельностной и информационной: чтобы узнать, надо почитать, спросить, попробовать сделать.

    Всё вышеперечисленное можно назвать вполне универсальными формами работы. Вне зависимости от реализуемой в группе образовательной программы педагоги в той или иной мере дают детям возможность влиять на выбор содержания и форм деятельности.

    Всё, что будет происходить дальше, зависит от готовности взрослых следовать за инициативой детей, а также от технологии образовательной программы. Например, согласно традиционной программе, идеи детей могут стать основой для организации обучающих занятий; в работе по программе «Детство» занятия по выбранной теме будут дополнены интересными делами в блоке «Совместная деятельность», в программе «Сообщество» предусматривается, что идеи детей и взрослых станут основой для интеграции разных форм работы и взаимодействия воспитателей, специалистов, членов семей воспитанников. Тема будет реализована во всех Центрах активности, поддержана музыкальным руководителем и воспитателем по изобразительной деятельности, подхвачена логопедом и родителями.

    В любом варианте идеи детей станут основой для моделирования развивающей среды, и в группе появится всё то, что поможет реализовать интересы ребят по выбранной теме.

    Суммируем всё вышесказанное в форме таблицы.