Роль философии в развитии человеческой культуры. Предмет философии, ее место и роль в культуре - курс лекций

Как показывает история культуры, философия многовариантна по своей форме и содержанию. Даже в европейской культуре она принимала самые разнообразные формы. Так, философия Платона пронизана мифами и сама похожа на миф, где главенствует величественный персонаж – Сократ, олицетворяющий мудрость в чистом виде. Римские стоики превратили философию в разновидность моральной проповеди. Средневековая философия, в свою очередь, определялась как «служанка богословия», а в Новое время эталоном философского знания стала наука.

Сейчас мы знаем, что философия существует и в виде строгой научной теории (учения Канта, Гегеля и др.), и в ткани художественного повествования (романы Достоевского). Она может предстать в виде эссе, мозаики афоризмов и житейских наблюдений (Ф. Ницше, В. Розанов). И все же не только форма, но и содержание философии варьируется в зависимости от исторической эпохи и культурной среды, ее порождающей. Однако какую бы форму ни принимала философия, как бы не изменялось ее содержание, она всегда хранит в себе некий инвариант социокультурных задач, которые и выполняет с разной степенью значительности в жизни общества и человека.

Мир дан нам как совокупность самых разнородных явлений, и главная задача философии, ее специфическая функция заключается в том, чтобы представить его как нечто целостное, единое, имеющее один источник и основание. По словам В. Зеньковского (1881–1962), «философия есть там, где есть искание единства духовной жизни на путях ее рационализации» .

Arhe, о котором мы говорили выше, большинство мыслителей трактовали как нечто нематериальное, сверхчувственное, т. е. духовное. Это духовное начало не только скрепляет весь мир, но делает его живым, динамичным, способным к развитию. В разных культурах сформировалось свое представление о таком объединяющем начале. В индийской культуре, насчитывающей несколько тысячелетий, такой первоосновой всего сущего признается дхарма, в не менее древней, китайской, – дао, в христианской культуре, недавно отметившей свое двухтысячелетие, – Логос («В начале было Слово, и Слово Было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1)).

Разные исторические эпохи и конкретные мыслители вносят свои коррективы в представления о первооснове сущего. В Новое время в Европе она трактовалась как субстанция, в ХХ столетии многие мыслители открыли для себя экзистенцию. Гегель боготворил абсолютную идею, А. Шопенгауэр в основе всего усмотрел мировую волю, Вл. Соловьев создал философию всеединства, Н. Бердяев полагал первичной предвечную свободу и т. д. Таким образом, интегрирующая роль философии относится не только к миру в целом.

Философия является важным фактором единства как общечеловеческой культуры, так и той культуры, в лоне которой создаются конкретные философские учения, хотя бывали в истории случаи, в той или иной мере отрицающие это, но они все же составляют исключения из общего правила. Философ является неотъемлемой частью своего народа, и поэтому его творчество неотделимо от судьбы данного народа. У Гегеля есть такое высказывание: «Когда философия начинает рисовать своей серой краской по серому, тогда некая форма жизни стала старой, но серым по серому ее омолодить нельзя, можно только понять; сова Минервы [символ мудрости в греческой мифологии] начинает свой полет лишь с наступлением сумерек» . По существу, великий немецкий мыслитель хотел сказать, что философия возникает на той стадии развития общества, народа или цивилизации, когда они не только достигли пика своей зрелости, но и обнаружили серьезные проблемы, вступили в фазу глубокого кризиса, требующего перехода на более высокую ступень социально-исторического бытия.

Философия возникает тогда, когда стихийные естественные формы жизни, в которой пребывали общество, народ или цивилизация, перестают быть конструктивными, тормозят развитие, а то и вообще ставят со всей остротой вопрос об их существовании. К примеру, философские учения Платона и Аристотеля – непревзойденные вершины древнегреческой мысли – были созданы в период глубокого кризиса античной полисной системы и афинской демократии. Великая немецкая классическая философия родилась в стране, которая прозябала на задворках Европы, не имея крепкого централизованного государства. Точно так же русская философия в лице Вл. Соловьева и его последователей появилась на свет только после того, как Россия прошла более чем тысячелетний путь своей истории, накопив огромное количество нерешенных проблем, в конечном счете ввергнувших ее в пропасть Октябрьской революции.

Философия, таким образом, предстает как способ духовной (теоретической) рефлексии над основами жизни общества, данного народа или конкретной цивилизации. Она вырабатывает свои представления о причинах кризиса (духовного, культурного, социального), путях и целях дальнейшего развития. Одновременно философия является способом выражения национального сознания и образа жизни. По словам Гегеля, «у данного народа появляется определенная философия, и эта определенность, эта точка зрения мысли, есть та же самая определенность, которая пронизывает все другие стороны народного духа; она находится с ними в теснейшей связи и составляет их основу. Определенный образ философии одновременен, следовательно, с определенным образом народов, среди которых она выступает, с их государственным устройством и формой правления, с их нравственностью, с их общественной жизнью, с их сноровками, привычками и удобствами жизни, с их попытками и работами в области искусства и науки, с их религиями, с их военными судьбами и внешними отношениями… Она есть высший цвет, она есть понятие всего образа духа, сознание и духовная сущность всего состояния народа, дух времени как мыслящий себя дух. Многообразное целое отражается в ней, как в простом фокусе, как в своем знающем себя понятии» .

Действительно, можно сказать, что философия рационализирует, делая всеобщим достоянием, определенный принцип жизни, который в действительности объединяет людей, превращая их в один народ или нацию, разные формы культуры (искусство, мораль, право, фольклор и т. п.) – в одну культурную традицию, многообразие религиозного опыта – в один тип духовности. Например, интерес британской философии в основном сводился к проблематике теории познания и этики, а истина и добро трактовались англоязычными мыслителями сугубо функционально. Истинно то знание, которое приносит пользу; добро также ассоциируется с полезностью. Таким образом, утилитаризм и практицизм британской философии, отражающие коренную особенность менталитета островного народа, и послужили тем рациональным принципом, который объединил данный народ и его культуру в единое целое.

Иное дело – германская философия, имевшая тенденцию придавать знанию абсолютный характер и заключавшая его в грандиозные теоретические системы, которые стали выражением и воплощением немецкой тяги к порядку. Итак, философия одновременно является способом национального самовыражения и способом национального самосознания, рефлексии над основами жизни и культуры данного народа. Каждый народ имеет свою более или менее оригинальную философию, свое представление о мудрости и путях, ведущих к ней.

Интегрирующая роль философии в культуре тесно связана с ее аналогичным значением в жизни человека. Будучи мировоззрением, она соединяет всю совокупность знаний и ценностей, которыми живет человек, в единое целое. Имея мировоззрение, т. е. сознательное представление о мире в целом и о себе как части этого целого, человек является носителем определенных убеждений. Чем более выражены в нем убеждения, тем более яркой и значительной личностью предстает он перед другими людьми. Личность созидается истиной, добром и красотой, в ней заключенных. Чем более слаженны между собой эти понятия, тем более целостной и гармоничной является личность, тем ближе она к мудрости. В какой-то степени каждый человек – философ, в разной степени приближенный к Софии или удаленный от нее. Философские учения, созданные профессиональными мыслителями, дают людям необходимый материал для строительства своей личности, для постижения Истины, Добра и Красоты.

Возвращаясь к спору о том, является ли философия наукой, мы можем подвести некоторые предварительные итоги, дающие повод для окончательных выводов на этот счет. Между философией и наукой есть некоторые формальные сходства, особенно если мы возьмем в качестве примера философские учения Нового времени и ряд течений философской мысли XIX-ХХ вв., которые действительно имеют наукообразную форму. Однако, если рассматривать их с точки зрения значения в жизни общества и человека, то между ними обнаруживаются существенные различия. Ни одна наука, какой бы универсальной она ни была, как бы ни был широк предмет ее исследования, как бы глубоко она ни проникала в бездну мироздания, как бы ни велика была ее роль в развитии техники, производства, быта и цивилизации, не выполняет роли интегратора знаний, культурных ценностей и не имеет такого значения в жизни и творческом созидании человеческой личности.

Таким образом, можно заключить, что философия есть особая форма культуры, существующая наряду с религией, моралью, правом, искусством и наукой и выполняющая специфические для нее социальные функции. Тем не менее сопоставление философии и науки необходимо и имеет позитивный смысл, ибо обе они представлены в виде знания. Следовательно, чтобы углубить наши представления о философии, нужно понять, чем философское знание отличается от научного.

1. Из истории философии;

2. Философия, ее предмет, место и роль в культуре:

2.1 предмет философии и особенности философского знания;

2.2 функции философии;

2.3 место философии в системе культуры;

3. Философия и профессионализм;

4. Список используемой литературы.

1. Из истории философии.

Философия как специфическая форма духовного смысла человека и общества; зародилась около 2,5 тыс. лет назад в ряде наиболее развитых стран того времени (индия и Китай, Вавилон и Египет, Греция, Рим). Её расцвет произошёл в древней Греции, где философия стала относительно самостоятельной областью духовной культуры общества. Среди первых греческих философов были Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Пифагор. Они впервые стали употреблять термин «философия», переводя его как «любовь к мудрости». Философия родилась из потребности систематизировать и обобщить весь опыт познания мира человеком, сформулировать целостную теоретическую картину мира и бытия человека в нём. Они изначально пытались вобрать в себя и обобщить весь опыт человечества, и не удивительно, что очень многие философы отличались богатой эрудицией и высокой культурой мышления.

Возникновение философии было связано с тем, что отдельные виды познания в древнем мире (астрономия, физика, математика и др.) были не способны создать единую картину мира и бытия человека в нём. Это произошло в силу того, что в раннеклассовом обществе возникла потребность в выработке альтернативной по отношению к мифологии и религии рациональной (теоретической) картины мира, построенной на знаниях и логической аргументации. На этой основе стали формироваться такие философские вопросы как «что такое мир?», «что является его основой?», «какими характеристиками обладает этот мир?», «что такое человек?», «для чего человеку жить?», «что такое истина?». Философия рождалась так же и в связи с появлением в античном обществе (Греция, Рим) немногочисленного слоя свободных граждан, избиравших философию в качестве своего мировоззрения.

Можно сказать, что философствование началось там и тогда, где и когда человек пытался рациональными средствами постигнуть окружающий мир и определить своё место в нём. Осмыслить цель своей жизни и собственное призвание. Но философию всегда интересовал не только мир человека (природа, общество). В такой же мере оно стремится постигнуть внутренний мир самого человека. («философия есть наука о духе» - подчёркивал русский философ Н.А. Бердяев). Подлинная философия рассматривает мир, всегда взятый вместе с человеком, а не сам по себе. Человек ведь рождается, существует и умирает в этом мире. В нём он живёт, радуется и страдает, познаёт и действует. Вот почему философия – это «очеловеченная» по своему характеру и содержанию область познания. Ни одна из существующих наук не способна исследовать всё богатство сложной связи «человек – мир». Эти две реальности являются основными центрами познавательного интереса философии и составляют её объект.

Философия – это знания о мире как едином целом и человеке в нём, об отношении человеку у миру, о путях и способах познания и практическом освоении человеком окружающей действительности, о будущем мировоззрения. Она является очень ёмкой развивающейся теоретической системой и включает в себя следующие основные области философского знания:

История философии (знания философии о своём прошлом)

Онтология (учение о бытии, формах его проявления)

Гносеология (теория познания мира)

Диалектика (учение о единстве к изменчивости всего сущего)

Антропология (изучения о человеке)

Аксиология (теория ценностей)

Социальная философия (изучение об обществе и его истории).

По мере развития философии от неё отпочковались отрасли знания, ставшие со временем самостоятельными науками: логика, эстетика, этика. Видное место в системе философского знания занимают: философия религии, философия истории, философия культуры. В ХХ в. большое развитие получили философия науки и техники, а в последнее время – философия глобальных проблем.

2. Философия, ее предмет, место и роль в культуре.

2.1 Предмет философии и особенности философского знания.

Предметом философии является всеобщее в системе «Человек-Мир»: предельные начала, принципы и связи, свойства и законы всего сущего.

По определению Платона, философия – это «постижение не приходящего», т.е. всего незыблемого.

Важнейшей мировоззренческой проблемой для философии традиционно является вопрос о предельном освоении (материальном или же духовном, материи или же духе), о первоначальном всего сущего. Это – так называемый основной вопрос философии, который имеет два аспекта – он то логический (бытие мира) и гносеологический (познание мира). По определению Ю. Энгельса «… основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию». Этот вопрос был обозначен ещё в ходе возникновения и становления философской мысли – в древнем мире. Основой вопрос неисчерпаем и по этому вечен, получая различные способы решения в философских школах и течениях. Наличие этого коренного, по определению В.И. Ленина, вопроса со временем обусловило раскол и распад философской мысли на два главных направления (мировоззренческие ориентации): философский материализм («линия Демокрита») и философский идеализм («линия Платона»), - названые именами их основателей, - древнегреческих философов. Эти направления обрели лето отчисленные исторические формы и в итоге образовали весьма сложную и многокрасочную картину противоречивого и вместе с тем единого историко-философского процесса.

Своеобразие объекта и предмета философии обуславливает и особенности философского знания. Вот наиболее значимые из них:

Известно, что духовный опыт человечества проявляет себя в трёх основных средах культуры. Это такие среды как истина (наука, идеология и иные формы познания); Добро (мораль и религия); Красота (искусство в различных его видах и формах). Что касается философии, то она всегда находилась на стыке этих сред, на пересечении потоков духовного творчества человека. Её место – в точке диалога всех форм духовной культуры. Она опирается на них и взаимодействует с ними, впитывая тем самым всё богатство и многообразие мировоззрения духовной жизни. Очевидно, например огромное влияние их на философскую мысль России XIX в. со стороны отечественной художественной литература того времени в лице А.И. Герцена, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и др. писателей. Тоже самое можно сказать и православной религии, которая наложила печать своего воздействия на русскую философию. Философия испытывает на себе большое влияние со стороны «частных» наук: астрономии, биологии, физики и многих других. Они дают исходный материал для глубоких мировоззренческих обобщений и выводов, как это случилось, например, при появлении теории естественного отбора Ч. Дарвина или специальной теории относительности А. Эйнштейна. Философия же для частных наук издавна выступает как общий метод («путь») познания. Вот почему иногда говорят, что философия есть по выражению Л. Фейербаха, «мать наук». Г. Гегель называл её «королевой наук», которая ведёт активный диалог с различными науками полезный для обеих сторон. Образно говоря, философия – это «книга» над зданием духовной культуры общества, общение и «завершение» познавательного опыта человечества, его итог и вывод.

По природе своей, философии присуще стремление к максимальному обобщению результатов познания (во всех его формах) и раскрытию тем самым предельно общих черт и свойств, законов окружающего мира. Она ведь изучает не мир «в целом», не отдельные его части, а мир «как целое», замечал Г. Гегель. Философия есть, по его выражению, «… современная ей эпоха, постигнутая в мышлении» и выраженная в формах весьма абстрактных понятий и суждений. К. Маркс характеризовал философию как «духовную квинтэссенцию» того или иного исторического времени. Она есть как бы «чистая теория», обладающая разветвлённым понятийным аппаратом и богатейшим объёмом знаний о своём объекте и предмете.

Философию характеризует также антропологическая ориентация, т.е. нацеленность на исследования феномена человека, его сложного внутреннего мира. Начало этой традиции положил Сократ, призывавший человека познавать самого себя. По убеждению Л. Фейербаха, человек это высший и самый сложный предмет для философии. Известный русский философ Н.А. Бердяев часто определял философию как учение о смысле человеческого существования и о человеческой судьбе. «Философия человека, философское познание – человеческое познание», - так писал об этой черте философии Бердяев. В наше время, когда происходит смена исторических эпох и веков, антропологическая ориентация философского знания проявляется в стремлении осмыслить общечеловеческие проблемы и ценности, судьбу и будущее современного человечества. Обращённость философии к теме духовного мира человека и смысла его существования в мире, характеризуют философию не просто как науку, а как единство науки и мудрости, как размышление человека о самом себе. Человек не устраним из философии, а подлинная философия всегда антропологична и ориентирована на гуманистические ценности и идеалы.

Большинство философских вопросов являются вечными – и не только в силу своей многогранности и неисчерпаемости. Их вечность (например, вопрос о смысле жизни и призвании человека) обусловлена так же особым социальным и культурным знанием этих вопросов. Вот поему эти проблемы вновь и вновь воспроизводятся в новых исторических условиях, но решаются они по иному вступающими в самостоятельную жизнь другими поколениями людей. Невозможно ведь представить себе, что бы вопрос о смысле жизни человека, о его счастье и несчастье мог бы быть решён однажды и навсегда. Повышенный интерес к философским вопросам наблюдается обычно в переломные или кризисные моменты истории, когда происходит интересное пере осмысливание социального опыта. Тогда общество с помощью философии как бы вопрошает себе: «Кто мы и от куда?», «что делаешь?», «Куда идти?».

Философское знание всегда несёт на себе печать личности мышления, его жизненного пути и судьбы. В этом смысле, например, философия Аристотеля, конечно же, отличается от философии Вальтера, а творчество Маркса совсем не похоже на творчество Платона. Не приходится удивляться,что философия в обществе не является единственной (разные течения, школы), хотя они и едины (как форма культуры). Являя собой «дело свободного мышления», как её характеризовал В.С. Соловьёв, она несёт в себе личностное отношение мышление к рассматриваемым проблемам. Это особенность философского знания является одной из предпосылок огромного разнообразия философии направлений и течений, школ и учений, идей. Образно философию можно представить в виде пышного букета разных цветов. Она всегда окрашена в эмоции и страсти живых мыслителей, которые выражают через неё своё мироощущение и миропонимание, отношение к окружающему миру.

2.2. Функции философии.

Специфическое место и роль философии в культуре, в жизни человека и общества проявляется в функциях философского знания.

Являясь развивающейся системой теоретического знания, философия выполняет в первую очередь, мировоззренческую функцию (мировоззрение, кратко говоря, это совокупная картина мира, создаваемая мыслящим человеком. Оно формируется на основе духовно-практической деятельности человека и под влиянием различных источников знания). Задача философии заключается, прежде всего в том, чтобы, говоря словами Г. Гегеля, «постичь то, что есть» и сформировать целостную картину мира и бытия человека в нём. В этом и заключается основная или «генеральная» функция философского знания в рамках всей его истории. Эта функция проявляет себя при решении философских вопросов в рамках всех областей философствования (онтология, гносеология, антропология и др.)

В своём исходном определении философия была сформулирована нами как особого рода форма познания, стремящаяся сформировать картину мира и бытия человека в нём. Решая эту задачу, она влияет на мировоззрение человека (да и всего мира в целом). Какое же отношение имеет философия к мировоззрению человека?

Мировоззрение вбирает в себя весь опыт познания человеком окружающего мира. Философия же, как форма познания. Ориентированы на расходные наиболее общих (коренных) принципов устройства этого мира и важнейших его характеристик, определяет методы познавательной и практической деятельности человека. Она не стремится, да и не в состоянии ответить на все познавательные вопросы. Своими средствами философия решает лишь наиболее общее, фундаментальные вопросы. К числу таковых относится прежде всего вопросы о том, что есть миф, что есть человек и т.д. На частные же вопросы типа «какова скорость света?», «Каков состав у воды?» ответы дают соответствующие науки – физика, химия, иные источники знаний.

С помощью философии мировоззрение достигает высокой степени упорядоченности, теоретичности и обобщенности. Со своей стороны, крупные открытия и повороты в развитии научного знания приводили, как правило, и к смене сложившихся философских представлений о мире. Так было, например, в связи с появлением теорий Н. Коперника, Ч. Дарвина, А. Эйнштейна и других известных ученных, а так же дают представление о развитии различных научных теорий, например, теория черных дыр, аннигиляции пространства и т.д..

Развитое, богатое по своему содержанию мировоззрение стимулирует и облегчает постановку и осмысление человеком философских вопросов. Это становится возможным благодаря самым разнообразным знанием о мире, которые обретает человек по мере формирования собственного мировоззрения.

Философия нередко определяет характер и общую направленность мировоззрения. Например, в эпоху возрождения оно было антропоцентрическим, в связи с активным осмыслением в философии и культуре феномена человека. Идея человека как некого центра мировоззрения пронизывала собой не только передовую философскую мысль того времени, но и иные формы общественного сознания.

Мировоззрение и философию объединяет постановка и решение проблемы человека различных ее аспектах. Мировоззрении включает в себя различные сведение о человеке, почерпнутые из многих источников: из религии, из обыденного познания, из науки и т.д.. Философия же решает эту проблему в самой общей форме, отвечая, прежде всего на вопросы о том, что такое человек, каково его место в мире, для чего он живет.

В развитых мировоззренческих системах философия, как правило, является основным интегрирующим началом. Без нее нет и не может быть завершенного «достроенного» мировоззрения. Вот почему принято считать, что философия является теоретическим стержнем мировоззрения. Во многом благодаря этому и существует ее особая роль в духовном опыте человека и общества.

Раскрывая миссию философии, следует отметить, что ей присуща методологическая, или поисковая функция. Философия формирует исходные принципы (правила, подходы) познания для всего комплекса частных наук. Это, например, принципы единства и развития окружающего мира, принципы неисчерпаемости познания, принципы творческой свободы человека и многие другие. Данные подходы реализуется в различных формах познания (искусство, наука) и в практической деятельности.

Функция социальной критики означает, что философия дает оценку сущего, т.е. имеющегося в обществе порядка вещей (политический строй, нравы и т.д.) с точки зрения их соответствия идеалу.

Прогностическая функция проявляется в том, что философия стремится предвосхитить наступление грядущего, заглянуть в будущее. Философии присуща также и идеологическая функция, которая означает участие философии в работе идеологии как системы взглядов, ценностей и идеалов, той или иной социальной группы, функция отражения культуры предполагает, что философия является стержнем «душой» духовной жизни общества. Она улавливает и формирует наиболее типичные и значительные идеи и умонастроения, идеалы своего общества. В этих целях она опирается на все иные области духовной культуры общества (религия, искусство и др.) и как бы «присутствует» в них изнутри.

Аксиологическая функция означает, что философия формирует ценностные предоставления и ориентиры человека.

Кроме названных выше, философия выполняет также и интеллектуальную функцию. Поскольку философия является синтезом совокупного знания человечества, то ее изучения (особенно это относится к истории философской мысли), есть прямой путь к развитию у человека способности к теоретическому мышлению. Через философию передаются познавательный опыт и образы (формы, способы) мышления от поколения к поколению. Р.Декарт подшучивал, что философия отличает нас от дикарей и варваров, и каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют. В этом смысле философия выполняет социализирующую функцию, помогая человеку войти в мир культуры и освоить его.

2.3. Место философии в системе культуры.

Понятие «культура» получило распространение в Европе, начиная с эпохи Просвещения (18 век). Само же слово латинского происхождения и переводится как возделывание, обработка, имеющее непосредственное отношение к земледельческому труду, взращиванию злаков. Впоследствии данное понятие стало использоваться преимущественно для характеристики явлений и процессов духовной жизни общества (искусство, философия, наука, нравственность, религия, исторические и национальные формы сознания), хотя неоспоримо значение и материальной культуры.

Для определения линий взаимосвязи философии и культуры (материальной и духовной, национальной и общечеловеческой) важно уяснить исходный, базовый тезис, что культура во всех своих проявлениях и формах, исторически (генетически) - детище человека, различных видов его деятельности в личностных, групповых и общественных рамках. Это объективная реальность, в которой воплощены способы и результаты деятельности людей – подлинных творцов культуры.

В философии раскрываются общезначимые природные и социальные условия творческой деятельности человека, который «обрабатывает», совершенствует действительность, а вместе с ней и свою собственную природу, свои интеллектуальные, нравственные и эстетические потенции. Так культура проявляет себя как способ функционирования сущностнных сил личности.

Развитие культуры находится в прямой связи с освобождением человека от природной зависимости, его порабощение государством, обществом, собственными пороками. Свобода, являющаяся центральной проблемой философской антропологии, по мере ее достижения определяет развитие человека результатами собственной деятельности, а не вмешательством внешних, в том числе сверхъестественных, потусторонних сил, тем самым культура получает глубинные философские основания реализации возможностей освобожденного труда в создании материальных и духовных ценностей. Некоторые из них носят уникальный характер, отличаются неповторимостью, имеют общекультурное значение.

Весьма характерно, что в обществе наблюдается известная синхронность в развитии философии и культуры: как их высоких достижений, так и упадка. Об этом наглядно свидетельствует европейская история античности, средних веков и Ренессанса. С этим связан вопрос о критериях развития культуры, в том числе характер (способе, уровне) отношений человека к человеку, обществу, природе, состоянии просвещения и науки, искусства, философии, литературы; роли религии в жизни общества; качественной оценки и степени познания господствующих норм жизни (гносеологический аспект культуры) и др.

В философии принято делить производство на материальное, духовное и производство человека. Для культуры это положение имеет общелитодологическиое значение: не только в том смысле, что служит основанием для типологии культуры, но и для такого обобщающего ее определения, как культивирование «все свойств общественного человека и производство его как человека с возможно более богатыми свойствами и связями, а потому и потребностями – производство человека как возможно более целостного универсального продукта общества…»

Культура в концентрированном виде воплощает в себе итог развития человека, его материальной (производственно- экономической) и идеальной (духовной) деятельности. Он итожится двояко: результатом и выступает видимое и осязаемое внешнее богатство, получающее в рыночном хозяйстве форму растущего количества разнообразных товаров, услуг и информации, и не зримое, скрытое, но особой ценности внутреннее богатство человеческой личности.

Философия, используя аксиологический, т.е. ценностный подход раскрывает соотношение внутреннего мира человека, его мировозренческтих ориентиров, мотиваций, потребностей и интересов, достигнутого в целом уровня личностной культуры и внешних форм жизнедеятельности, направленной на создание общезначимых образов материальной или духовной культуры. Тем самым она образует сферу проявления поддонной сущности человека, выступает одновременно как побудительный стимул, необходимое условие и совокупный результат его развития.

Это значит, что в философии человек рассматривается не как объект, а в качестве активного совокупного субъекта, не только познающего, но и творящего мир культуры. Если внутреный мир данного субъекта отличается ущербностью, низким уровнем интеллектуального, нравственного и эстетического развития, - бездуховности, то он способен породить лишь гримасы культуры, или антикультуру. Можно, перефразируя известное выражение, утверждать следующее: скажи мне, какие в стране (в ту или иную эпоху) жили или живут люди, и я скажу тебе, какая там была или есть культура.

Выработанная философии и культурологии категория культуры фиксирует меру освоенности человеком своего внутреннего и внешнего мира; определённую систему способов и средств методов и регулятивов человеческой деятельности. Философская теория культуры и культурного развития исходит из того, что это – бесценный источник прогресса социума и человека, причел прогресса нелинейного и небезусловного. Культура – наследственный человеческий интеграл. Она не локализует свои феномены (явления) в отдельных сферах общества, выступая как форма существования или экзистенции, будучи не сводима к частностям природного, социального и духовного бытия.

Философский смысл имеет широкая проблематика культуры, включая определение системы её норм и ценностей, степени их укоренённости в обществе; ее социальных носителей, теоретического и художественного содержания; закономерностей наследования культуры, преемственного развития в духовной сферы; типа в взаимосвязи культуры с социальной действительностью; социально-территориальных особенностей, соответствия национальному характеру, ментальным особенностям населения; ее отношения к власти, общественному и государственному строю и др. Главный вывод, который вытекает из рассмотрения вопроса о соотношении философии и культуры, состоит в том, что в этом мире только от человека зависит, какую культуру он создаст и в какой мере она облагородит (или подорвет) ее бытие и возвысит (или унизит) его дух.

Раскрывая роль философии в культуре, в жизни человека и общества, нельзя применять к философскому знанию так называемый утилитарный подход и искать в нем некую, пользу. В отличии от предметов домашней утвари и иных вещей, духовная культура ведь не несет в себе непосредственной пользы. Роль философии вернее всего будет сравнивать с ролью серьезного искусства. В самом деле, можно ли вести речь о «пользе» музыки Моцарта?, картины Рафаэля?, книг Л.Н.Толстого? По-видимому, в данном случае требуется иные мерки и оценки.

Известно, что искусство развивает у человека чувственность и образное (художественное) мышление. Философия же формирует интеллект, развивает способность к творческому понятийному в своей основе мышлению. Искусство учит находить прекрасное в жизни, а философия научит мыслить свободно и критически. Искусство помогает человеку рождать фантазии, а философия – делать высокие обобщения. Вот почему она есть, по словам И.Канта, « законодатель человеческого разума». Короче говоря, философия развивает у человека способность к теоретическому мышлению и формированию собственного мировоззрения.

Она является искусством мышления, которое призвано помочь человеку обрести мудрость («добрый разум») как важную интеллектуальную характеристику. Подлинная же мудрость состоит в том, что бы, говоря словами Гераклита, «говорить истину и, прислушиваясь к голосу природы, поступать согласно с ней». Мудрость – это знание вечных истин, которые необхомые человеку в его жизненном пути. Мудрым является тот, кто не только правильно мыслит, но и так же правильно поступает в жизни.

Такова, если говорить кратко, миссия философии, т.е. ее социокультурная роль, значения – быть особого рода формой познания, которое интегрировало в ткань духовной жизни и культуры человека и общества. Философия призвана выражать и удовлетворять специфические, духовные устремления мыслящего человека – к неохватности мироздания, поиску рациональных ответов на коренные мировоззренческие вопросы.

Философская культура личности означает приобщенность к философии как специфической форме знаний о мире и бытии человека в нем, способность применять философские знания своей духовно- практической деятельности. Философская культура – это не только умение формирмулировать мировоззренческие вопросы и находить ответы на них, но и особенного рода мироощущения и мировосприятия. Мыслить по философски – означает воспринимать мир как единое многоликое и живое целое, а себя – как частицу этого великого целого, активного созерцателя и участника продолжающегося миро творения. Философская культура является необходимым компонентом духовного мира современного человека.

3. Философия и профессионализм.

Культура третьего тысячелетия характеризуется и как информационная культура. Это ведущее направление научно-технического прогресса. Для специалистов в области как информатизации, так и других специальностей должны стать неотъемлемыми чертами аналитического склада ума, сочетающийся с развитием «синтетической способности суждения» (понятие И.Канта); способность к абстрагированию и та высшая конкретность мышления, мыслительных методов, которая позволяет увидеть предмет, явления, процесс во всех их взаимосвязях в развитии; выработка алгоритмов действий и умение перенести в новые условия. Авторы, исследующие формирование трудовой и профессиональной культуры (Б.А. Эренгросс, И.И. Зарецкая) отличают возрастание значимости так называемой проективной культуры, связанной с развитием продуктивной способности воображения и выражающейся в возможности конструирования и моделирование реальности, идеальных объектов, проведения «мыслительных экспериментов» (так А. Эйнштейн открыл теорию относительности). Здесь незаменима роль искусства как формы познания.

Профессионализм как качественная характеристика деловой активности человека представляет собой не только утилитарную ценность, но и прежде всего социальную. Профессиональное самоопределение и превращение прогрессии в форму индивидуальной жизни - важней шее механизмы формирование человеческой личности, как активного, деятельного, а значит, ответственного субъекта. Основанные на этом поступки «со знанием дела» - единственный путь к обретению свободы творчества, преодоления разорваности и противоречивости сущности и существования человека.

4. Список использованной литературы.

1. Л.В.Блинников «Великие философы».Учебный словарь – справочник.,М.,1997г;

2. В.Г.Горбачев.»Курс философии» для студентов заочного отделения.Брянск.»Курсив».2001г.

3. Е.Е.Ермаков «Философия.»Учебник. М.,»Высшая школа»,1997г.

4. А.А.Миголатьев. «Философия. Ее роль в жизни общества».Журнал «Социально-гуманитарные знания» № 1 за 2001 г (стр. 52-64).

Философии . Место и роль философии в культуре (философия как самосознание культуры ). Функции философского знания (мировоззренческая...

философия культура мировоззренческий знание

Латинское слово cultura означает улучшение, образование, совершенствование чего-либо. Культура - это все то, что создано человеком, что возвышает его над природой. В этой связи знаменитый Цицерон считал, что культура не исчерпывается философией. Справедливо, однако, что философия есть важнейшая составляющая человеческой культуры. Именно в философии культура дана в ее максимальной полноте и предельно возможном осмыслении. Самые насущные проблемы человечества получают в философии завершающую интерпретацию. Актуальная философия - это пиковые достижения культуры, которая по своим интерпретационным возможностям превосходила бы философию. Разумеется, достижения философии не имеют смысла вне ее союза с разнообразными науками, искусствами, практическими действиями людей. Философия обладает не только спецификой, но и самостоятельностью. Это означает, что другие специалисты не могут выполнить работу философа; каждый занимается своим делом, но касается оно всех.

Античная философская традиция, русская философская мысль и современная европейская философия сохраняют свои ясные контуры и в то же время становятся объектом оценки, сопоставления, интерпретации.

Философия дополняет и завершает любое специальное образование, помогая стать специалисту интеллигентом. Что это - быть интеллигентом? Вопрос этот волнует не только ученых. От его решения во многом зависит судьба нашей культуры. Обращаясь к проблеме интеллигенции, можно заметить, что альтернатива "или философствовать - или жить" - ложная. Интеллигент не может жить, мыслить, действовать, не обращаясь к философии.Философия - это не только качественно определенный тип мировоззрения, но и феномен (явление) культуры.

По мере своего развития философия становится особой формой самосознания людей как субъектов истории, формой рефлексии (критический анализ) над культурой, над ее предельными смысловыми и ценностными основаниями.

В отличие от таких феноменов культуры как мифология, наука, религия и искусство, философия берет на себя задачу рационального анализа и критической оценки того типа культуры, который господствует в ту или иную историческую эпоху.

Всякая истинная философия является «живой душой культуры» тем самым выполняя роль духовной важности своего времени.

По отношению к культуре в целом это означает, что философия выполняет не только рефлексивно-критическую, но и проективную, культурно-творческую функцию. Культурная миссия философа заключается в том, что он улавливает новые умонастроения и смысложизненные ориентации людей, теоретически осмысливает их, выражает в виде «культурного проекта».

Рассмотрение философии как феномена культуры предполагает анализ философии с такими явлениями духовной культуры, как наука и искусство. Через такое соотношение можно выявить специфику философского знания, статус и функции философии в системе. В самом общем виде можно выделить два основания культуры: знания, отраженные в понятиях и выраженные в языке, а также ценности, определяющие интересы людей и удовлетворяющие их потребности. Философия синтезирует знания и ценности в одно целое, другими словами - философия рефлексирует над основаниями культуры. При всем разнообразии подходов к пониманию философии, никто не оспаривает тот факт, что философия представляет собой одновременно и знания, и ценности. Именно благодаря этой особенности философия была определена великим немецким философом Гегелем как «квинтэссенция самосознания исторической эпохи» или «эпоха, схваченная в мыслях». Философия передает знания и ценности грядущему поколению в специфической рациональной, то есть в мысленной форме, вырабатывая «мысли о мыслях». Перед философией калейдоскопичный, мозаичный мир предстает в опосредованном мыслями виде. Философское знание не является знанием о фактах. Оно представляет собой размышления об отражении этих фактов в других культурных формах: науке, искусстве, религии, морали, политике и праве.

Философия связана с жизнью, ибо черпает свои проблемы из них. Однако между философией и жизнью так или иначе располагается мысль. А с другой стороны, философствование всегда выводит человека за пределы жизненного и научного опыта. Оно ориентировано на предельные основания, конечные причины и призвано заглянуть за горизонт известного. В отличие от науки, философия ставит перед собой задачу оценки ценностей, оценки того, что «должно быть», а не того, «что есть». Именно поэтому философия становится наиболее эффективной хранительницей идеалов культуры как специфически человеческого способа бытия. Философия позволяет человеку самореализовать свою личность в рамках господствующей картины мира и парадигмы мышления. Поэтому она выступает одновременно и мировоззрением, и методологией, выполняя их функции.

Философия - это методология, являющаяся мировоззрением, и мировоззрение, выступающее в роли методологии. Эту особенность Карл Маркс выразил так: философия должна не просто объяснять мир (быть мировоззрением), а быть средством его изменения (быть методологией). А по мнению Альберта Швейцера, наиболее существенной является ценностно-ориентационная функция философии, превращающая ее в «страж культуры». Философия призвана предупреждать людей о кризисе духовных ценностей. Чтобы понять, как это она делает, нужно изучить другие формы реализации выделенных функций, а также типы самоопределения философии.

Итак, мы видим, что философия вырастает из глубокой духовной потребности, из забот и тревог человека. Но с точки зрения обыденного сознания она "бесполезна", потому что не учит никакому практическому ремеслу, ее нельзя непосредственно воплотить ни в гражданской жизни, ни в технике. Есть много наук, более полезных, чем философия, - писал в "Метафизике" Аристотель, - но нет науки, более прекрасной, чем она.

Прекрасной - потому, что мир философии - это мир свободы, а философия есть не тактика, а стратегия свободной человеческой жизнедеятельности. История свидетельствует: философия возникла в обществе рабовладельческой демократии, где к этому времени произошло уже достаточно глубокое размежевание между физическим и умственным трудом, где часть господствующего класса полностью освободила себя от материальных забот и мо нополизировала умственный труд, превратив его в самоцель и самоценность. В демократическом обществе (даже если это общество рабовладельческой демократии) люди вместе со свободой ощутили и огромный груз ответственности за свои поступки и решения. Древние греки (свободные граждане Афин и других эллинских городов-полисов) "изобрели" философию как полную противоположность мифотворчеству, которое не знает никаких проблем, так как в мифе заранее все предопределено судьбой, единственно возможным, извечно начертанным ходом вещей. Философия же, философствование есть "вызов" человека слепому року, бездушной необходимости природы. Философия учит тому, что свою жизнь, свой завтрашний день человек может и должен выбрать и осуществить сам, полагаясь на собственный разум.

В общественной жизни философия вот уже 2,5 тысячи лет играет роль неутомимого "возмутителя спокойствия", бескомпромиссного критика существующего порядка вещей. Фигуры философов в человеческой истории - почти всегда трагические. Власти редко жаловали их. Зато казни, тюрьмы, изгнания очень знакомые нам страницы многих философских биографий. Откровенно враждебны философии всегда были тоталитарные режимы.

Философскую критику нельзя понимать узко - только как критику политическую. Она имеет значительно более широкий адрес - как критика всего наличного бытия и наличного сознания (сознания научного, художественного, нравственного). Критикуя старый мир, философия выступает и в конструктивной роли - как теория, обосновывающая положительный идеал (образ будущего), утверждающий универсальную, космическую роль человека в мире.

Сказанное объясняет, почему философии не могло быть в древнейшем (первобытном) обществе, с его родоплеменной организацией. В нем каждый поступок, каждый шаг члена рода или племени был определен и отмерен, и все находилось под строгим неусыпным контролем вождей, жрецов, старейшин. Долгие века и тысячелетия отчаянной борьбы за жизнь закрепили в социальной памяти коллектива оптимальные стандарты поведения, внешне это проявлялось в ритуалах, а в сознании существовало в форме мифа - первой исторической формы социального регулятива.

По сравнению с мифом религия - более сложное и развитое сознание, отвечающее более высокой, более зрелой ступени общественной организации, когда высшим судьей для себя люди признают ни человеческий, а сверхчеловеческий разум, сверхприродную реальность - Бога, который в глазах верующих и есть абсолютное, вечное Добро, абсолютное воплощение нравственности. Религия - вторая (после мифа) историческая форма социального регулятива. Она еще не есть свобода, но есть мечта, греза о ней.

Но и в достаточно развитом обществе - если только это общество тоталитарного, казарменного режима философия не нужна и невозможна. Вспомним историю. Вспомним и сравним два соседствующих, соперничавших друг с другом в середине первого тысячелетия до нашей эры греческих государства: Афины и Спарту. Один народ, один язык - но настолько неравноценен след, оставленный афинянами и жителями Пелопонеса в культурной памяти человечества!

Афины - это Анаксагор и Перикл, Сократ и Платон, Аристотель и Эсхил, Софокл и Эврипид, Фидий и Аристофан; это Академия и Лицей; это великая философия, великое искусство и глубоко продуманная, блестящая система образования. Афины (вместе с городами-полисами. Милетом, Эфесом, Абдерами, Элеем и др.) - это и есть "греческое чудо" - колыбель всей западной культуры и цивилизации.

Что же явила собой и что оставила после себя древняя Спарта? Суровое до жестокости воспитание детей и подростков (спартанское воспитание), казарменную муштру, безжалостное подавление естественных чувств и эмоций в угоду тоталитарному режиму. Граждане Спарты не имели ни места, ни времени для самостоятельного творчества, для духовного развития своей личности. В этом государстве жили, воспитывались отличные воины и гимнасты, но в нем не было ни художников, ни мыслителей, ни политических стратегов.

Да у спартанцев не было и необходимости в них! Их строй, их образ жизни не знал "проблем": всем было все "ясно", каждый гражданин государства твердо знал, в чем его долг и в чем добродетель. Знал потому, что от него требовалось выполнять команду. Спартанец был избавлен от необходимости самому избирать свою судьбу, самому судить о приоритетах и ценностях жизни, самому - на свой страх и риск - принимать решения, а следовательно - и нести ответственность за них. Спартанец "обходился" без всего этого, потому что в Спарте не было гражданской I. личной свободы, не было демократии.

Афиняне же позволяли себе роскошь спора, несогласия, сомнений. Афинянам, милетцам, элеатам их предки завещали лишь одно - способность сомневаться и удивляться миру, они завещали им знание о собственном незнании, но вместе с тем и высокое уважение, доверие к своему разуму, высшее напряжение которого - философская мысль - стала между тем высшей формой (вслед за мифом и религией) жизненного, социального регулятива.

Уже древние философы видели много общего между философией и медициной. Медицина врачует тело, философия - душу. Хороший врач - тот, кто не только ставит правильно диагноз, т.е. определяет характер и причину болезни, но и это самое главное - может вылечить страждущего. То же - философ, мудрое слово которого должно не только поведать людям о сущем, но и очистить, просветлить душу их, указать на истинный путь в жизни.

Что нового вносит в социальный статус философии современность? Прежде всего и главным образом то, что философия из тиши кабинетов, из келий одиночек-затворников вырвалась и вошла в большой мир - в политику, связала себя с широкими народными движениями, идеологией которых она становится. Происходит то, чего никогда не было раньше: складывается симбиоз теоретического и массового сознания, представляющий собою - как показал опыт России в XX в. - сильнодействующую, взрывоопасную смесь (каковой была тогда смесь марксистских идей, разделяемых горсткой российских революционеров), с многовековой верой народных масс в свое высокое предназначение - быть Мессией, освободителем человечества . 1 См.: Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1989

Для "чистой" философии такая ее временная и неожиданная роль была невольно связана с упрощением, деформацией теоретического содержания, приспособлением его к "массовому" потребителю. Такие издержки - в особые, переломные моменты времени, - неизбежны. Они не отменяют общего вывода: главная роль, функция философии в истории культуры - одухотворение, оразумливание человеческого рода, наполнение жизни человека высшим смыслом, высшими идеями и непреходящими ценностями.

По отношению к этой обобщенной, интегральной функции философии - видеть и развивать в человеке человеческое - все другие ее выходы в социальную и духовную жизнь общества являются уже более частными производными. Как учение о бытии и познании, философия - своей онтологической и гносеологической стороной - тесно сближается с наукой, выступая методологией научного знания. Каждая наука, опираясь на собственный опыт, разрабатывает, совершенствует систему общих правил и принципов познания. Это могут быть и технологические приемы организации наблюдений (астрономия, геология), и способы осуществления экспериментов (физика, химия), математической обработки данных (социология), отыскания и оценки документов, свидетельств, первоисточников (история, источниковедение, литературоведение) и т.п.

Но с философскими методами дело обстоит особо. Их отличительная черта состоит в том, что они универсальны, т.е. имеют всеобщий характер. Высший уровень философской методологии - диалектика. Она помогает человеку смотреть на мир (в том числе и на мир духовный) как на вечное развитие и становление, а корень развития искать во внутренних противоречиях предмета. Диалектическая логика есть логика динамичных, текучих понятий, переходящих друг в друга: количество переходит в качество, случайность - в необходимость и т.д.

На базе диалектики философией Нового времени открыты и разработаны такие важнейшие методы (принципы) научно-теоретического знания, как

Совпадение логики развития познания с объективной логикой действительного мира (единство логического и исторического);

Движение от исходной абстракции ко все более полному, всестороннему знанию (восхождение от абстрактного к конкретному) и др.

О глубоком сближении и даже взаимопроникновении философии и искусства писали многие великие философы (Платон, Кант, Шеллинг, Шопенгауэр, Вл. Соловьев). Гегель же говорил, что философ должен быть эстетически развит не меньше, чем поэт. Такие суждения великий мыслитель основывал на историческом опыте мировой культуры, и главным образом, - культуры античной. Европейское Возрождение (XIV-XVI вв.) было возрождением прежде всего художественно-философского духа древних эллинов, наследником которого мы являемся. "Красота спасет мир" - знаменитые слова русского классика обращены в равной мере и к философии и к искусству.

Исследование социальных функций философии будет продолжено в следующей главе, при обсуждении проблемы генезиса и становления философского знания.

Литература

Бабушкин В. У. О природе философского знания. М., 1978.

Брутян Г. А. Очерки по анализу философского знания. Ереван, 1979.

Золотухина-Аболина Е. В. Страна философия. Ростов н/Д, 1995.

Ильенков Э. В. Философия и культура. М., 1991.

Келигов М. Ю. Философы о философии. Ростов н/Д, 1995.

Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М., 1990.

Рассел Б. Мудрость Запада: исторические исследования западной философии в связи с общественными и политическими обстоятельствами. М., 1998.

Рассел Б. Искусство мыслить. М., 1999.

Сагатовский В. Н. Вселенная философа. М., 1972.

Философия и мировоззрение. М., 1990.

Философское сознание: драматизм обновления. М., 1991.

Энгельс Ф. Диалектика природы //Маркс К, Энгельс Ф. Соч. изд. Т. 20.

Раздел 1. Предмет и назначение философии.

Лекция 1.1 Философия, ее предмет и роль в культуре человечества.

Дидактические единицы:

1.1.1 Предмет, структура и специфика философского знания

1. Предмет философии. Место и роль философии в культуре

2. Философия как разновидность мировоззрения: мифология, религия и философия как

3. основные формы мировоззрения

4. Методы философии

5. Онтологическая сторона основного вопроса философии

6. Гносеологическая сторона основного вопроса философии

7. Структура философского знания.

8. Проблема генезиса философии.

Предмет философии. Место и роль философии в культуре

Термин «философия» в переводе с древнегреческого означает любовь к мудрости, а с древнеиндийского - видение истины («даршака»).

Слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыс­литель Пифагор (ок. 580-500 гг. до н. э.) по отношению к людям, стре­мящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Истолкование и закрепление в европейской культуре термина «философия» связано с именем Платона (427-347 гг. до н. э.). Следует отметить, что именовавшиеся философией знания древних охватывали не только практические наблюдения и выводы, зачатки наук, но и раздумья людей о мире и о себе, о смысле и цели человеческого существования. Ценность мудрости усматривалась в том, что она позволяла выносить практические решения, служила руководством человеческого поведения и образа жизни.

Как видим, возникновение философии означало появление особой духовной установки - поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами.

Философия, таким образом, в своем зарождении мыслилась не как простое собрание истины, а как стремление к истине, как такой идеальный настрой души и ума человека, который способен привести к гармоничному равновесию.

Возникновение философии в VI в. до н. э. означало постепенный переход людей к самостоятельному размышлению о мире, о человеческой судьбе, стремление найти истину, стремление к мудрости. Мудрость - это познание самого существенного в мире и поэтому самого важного для человеческой жизни. Философ стремился познать высшую истину, указывающую правильный путь в жизни. Поэтому важнейшей в философии становится проблема всеобщего, устойчивого и неизменного, стоящего за множеством отдельных изменчивых вещей, стремление открыть первопричину, которая все порождает и всем управляет в мире. Философия ставит своей целью познание истины, т. е. первоначала, вечного и неизменного бытия. Поэтому философия выступала как «наука о всеобщем, которая исследует сущее само по себе, первые начала и причины» (Аристотель). Философия - это наука наук, так как другие науки изучают только какую-то часть, сторону мира, и не исследуют общую природу сущего.

Философия - форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место человека в нем. Сначала все теоретическое знание, которое имелось у человечества, называлось философией. Постепенно от нее стали отделяться математика, физика, астрономия и т. д. Долгое время философия считала, что представителям конкретных наук дано собирать опытный материал, а обобщать его на теоретическом уровне должны философы. Это порождало конфронтацию. Современная философия преодолела эту позицию и считает, что для успешного развития как философии, так и конкретных наук необходим их тесный союз и взаимодействие.

Философия обобщает достижения всей мировой культуры, всемирно-исторической практики и познания, является духовной квинтэссенцией, самосознанием эпохи (Гегель, Маркс ).

В настоящее время философия представляет собой и науку о всеобщих законах развития природы, общества, мышления, познания и особую форму общественного сознания, теоретическую основу мировоззрения, систему философских дисциплин, способствующих формированию духовного мира человека.

В чем же своеобразие философии? Во-первых, она обладает всеобщностью и предельной абстрактностью. Во-вторых, философия исследует, как изучаются процессы реальной действительности, является результатом самосознания науки и ее предельным основанием. В-третьих, философия обладает мощной ценностной компонентой, формирует ценностные ориентации людей, обеспечивающие правильный подход к решению всех практических и теоретических проблем. На многие смысложизненные вопросы ответ дает именно философия: что представляет собой окружающий мир; каковы место и роль в нем человека; в чем заключается смысл и цель жизни; существуют ли не зависящие от человека законы развития природы и общества; каковы отношения между людьми, обществом и природой, добром и злом, истиной и заблуждением; что нас ожидает в будущем? Эти и подобные им вопросы, которые неизменно встают перед каждым человеком и обществом в целом, и составляют главное содержание философии.

Предметом философии называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философско­го знания составляют четыре основных раздела:

Онтология (учение о бытии);

Гносеология (учение о познании);

Человек;