1 предмет структура и функции современной философии. Сущность, предмет и структура философии

ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ

1. Предмет философии. Религиозная, научная и философская картины мира.

2. Философия как мировоззрение. Основной вопрос философии.

3. Структура и функции философии.

1. Предмет философии. Религиозная, научная и философская картины мира. Ф илософия в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости». В древности, когда отдельных наук не существовало, философия включала в себя все знания человека о самом себе и окружающем мире. Она изучала всё существующее. По мере накопления знаний из философии выделялись самостоятельные науки: математика, астрономия, медицина, общественные науки. Но философия не распалась на отдельные науки. Она по-прежнему изучает всё существующее – природу, общество, человека – но только на уровне обобщений и наиболее важных выводов. Частные науки изучают отдельные объекты природы и общества, а философия рисует общую картину мира. Философия изучает наиболее общие принципы и законы, по которым устроен мир.

Философия занимает особое место в системе наук. Она является вершиной пирамиды наук, объединяя и обобщая все знания о мире: естественнонаучные, общественные, гуманитарные. Любая фундаментальная наука на уровне своих важнейших выводов и обобщений переходит в философию.

В тоже время, философия не является суммой выводов частных наук. У неё есть собственный предмет изучения. Поэтому она развивается самостоятельно, хотя и взаимодействует с частными науками. Философские идеи, как правило, опережают развитие других наук, потому что общая картина создаётся раньше, чем уточняются отдельные детали.

Таким образом, объектом философии является весь мир, всё существующее. Предмет философии – это наиболее общие проблемы развития природы, общества и человека.

Принято различать религиозную, научную и философскую картины мира. Религиозная картина мира основана на вере в сверхъестественное. Она догматична и мало меняется со временем. Научная картина мира основана на опыте, доказательстве. Она постоянно меняется. Философская картина мира, также как и научная, рационально обоснована, опирается на опыт. Но она отличается от научной картины мира большей обобщённостью. По мнению многих философия является не наукой, а особой формой мировоззрения, особой формой познания человеком самого себя и окружающего мира.

2.Философия как мировоззрение, основной вопрос философии. Мировоззрение – это система общих представлений человека о мире в целом, о природе и обществе, о себе и своём месте в этом мире. Обыденное мировоззрение формируется в повседневном жизненном опыте. Научное мировоззрение формируется всем комплексом наук. Но теоретической основой любого мировоззрения является философия, т.к. она отвечает на наиболее общие вопросы. Среди них выделяется основной вопрос, от решения которого зависит решение всех остальных.

По мнению ряда философов, основной вопрос философии – это вопрос о соотношении материи и сознания. Человеку известны два основных вида реальности – материальная и нематериальная (духовная, идеальная). Материя – это объективная реальность, т.е. всё, что реально существует независимо от воли и сознания людей. Внутренний мир человеческого сознания – это субъективная реальность – мысли, образы, чувства. В отличие от материальных объектов мысли не обладают физическими характеристиками, не подчиняются материальным законам.

Уже в древности люди поставили вопрос: что первично – материя или сознание? В решении основного вопроса все философы разделились на материалистов и идеалистов. Материалисты считают первичной материю, а идеалисты - сознание или какую-либо другую нематериальную силу, которая порождает материю и управляет материальными процессами.

Выделяются два основных вида идеализма: 1) Объективные идеалисты считают первичным какое-либо духовное начало, находящееся вне человека (объективное) . Разновидностью объективного идеализма является религия. 2) Субъективные идеалисты считают первичной реальностью сознание самого человека (субъекта). Крайний вариант – солипсизм – это учение, которое признаёт сознание человека единственной реальностью.

Материализм и идеализм вместе являются примерами принципа, который называется «монизм» и согласно которому в основе бытия лежит какое-то одно первоначало: материальное или духовное. Существует ещё дуализм – это принцип, сторонники которого признают две равноправных основы бытия, или два равнозначных вида реальности. Например, признают вечное параллельное сосуществование материальной и нематериальной реальности.

Основной вопрос философии имеет и вторую сторону: познаваем ли мир? Это тоже вопрос о соотношении материи и сознания, но не в том смысле, что первично, а в том, как материальная реальность отражается в сознании. Способен ли человек иметь достоверные знания о мире? Можем ли мы познать мир таким, какой он сам по себе. Можно ли объяснить сущность, или мы всегда только описываем только явления, данные нам в опыте в ощущениях? Одни считают, что мир познаваем, что человек способен получать достоверные знания. Другие считают, что мир непознаваем, что человек никогда не может быть уверенным в истинности своих знаний. Агностицизм – это философское учение, отрицающее познаваемость мира, признающее принципиальную невозможность познания объективной действительности через субъективный опыт человека.

Структура и функции философии.

Структура философского знания:

1) История философии.

2) Онтология (учение о бытии) – раздел философии, изучающий наиболее общие принципы и характеристики бытия.

3) Гносеология (теория познания) – раздел философии, изучающий общие закономерности познавательной деятельности человека.

4) Социальная философия – раздел философии, изучающий общество.

5) Философская антропология – учение о человеке.

6) Аксиология – учение о ценностях.

7) Этика – наука о морали.

8) Эстетика – наука о красоте.

9) Логика – наука о мышлении.

Функции философии:

1. Мировоззренческая функция. Философия помогает сформировать целостное мировоззрение, которое необходимо человеку в любой деятельности, в том числе и в повседневной. Иметь философское мировоззрение – значит иметь наиболее глубокое и всестороннее представление о мире, понимать фундаментальные законы и взаимосвязи. Широкие философские знания помогают человеку анализировать возникающие проблемы и принимать правильные решения. Философские знания также помогают сформировать прочные жизненные принципы, убеждения, дающие силу для преодоления трудностей.

2. Методологическая функция. Философия формулирует систему понятий, принципов, законов и методов познания, которые используются во всех науках и в обыденном мышлении, т.е. являются всеобщими методами познания.

3. Критическая функция. Философия критикует заблуждения, предрассудки, мешающие познанию истины.

4. Аксиологическая функция. Философия участвует в формировании системы ценностей, принимаемых отдельными людьми и обществом в целом. Образно говоря, философия – это «совесть эпохи», в которой как в зеркале отражаются духовные поиски обществом идеалов, ориентиров, ценностей.

5. Практическая функция. Философия формулирует общие цели практического преобразования природы и общества. История философии знает немало примеров, когда философские идеи не оставались только в головах людей или на страницах книг, а воплощались на практике, меняя жизнь общества и ход истории. Так в свое время философские идеи Просвещения стали идеологической подготовкой Великой французской революции и Войны за независимость в США, а в последствии привели к формированию современного облика Европы и Америки. Философия марксизма стала основой политической теории, которая воплотилась в деятельности коммунистических партий в различных странах и коренным образом изменила ход истории ХХ века.

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

ФИЛОСОФИЯ В ДРЕВНЕМ МИРЕ

1. 1 Возникновение философии.

2. Философия Древней Индии.

3. Философия Древнего Китая.

4. Философия досократовского периода в Древней Греции.

5. Древнегреческая философия классического периода: Сократ, Платон, Аристотель.

6. Философия периода эллинизма.

Возникновение философии.

Существует три исторических типа мировоззрения – мифология, религия и философия. До возникновения философии в общественном сознании господствовало религиозно-мифологическое мировоззрение. Его особенности: 1) вера в сверхъестественное, стирание границ возможного и невозможного, 2) непонимание различий природы и человека, антропоморфизм, т.е. перенос на природу человеческих свойств, зооморфизм – перенос на общество свойств животного мира; 3) синкретизм, т.е. целостность, переплетение религиозных, художественных и нравственных идей. 4) пралогичность, т.е. неразвитость логики, использование чувственных образов, а не абстрактных понятий.

Философия возникла в 6 веке до н.э., почти одновременно в странах Запада и Востока (Индия, Китай, Греция). Предпосылки возникновения философии: переход от бронзового века к железному, появление товарно-денежных отношений, разложение родо-племенных отношений, возникновение первых государств, критическое отношение к власти и к традиционным религиям. Материальная жизнь общества усложнялась и рождала потребность в научных знаниях. Религиозно-мифологические представления не удовлетворяли возросшие потребности общества. В отличие от религии и мифологии философия искала рациональное объяснение явлениям природы и социальной практики.

Философия Древней Индии.

Древнейшая религия Индии – брахманизм, священными книгами которой были Веды и упанишады. Брахманизм основан на вере в то, что первопричиной всего мира является нематериальная сила – Брахман. Брахманизм закреплял деление общества на касты. Под влиянием критики брахманизма возникли шесть классических религиозно-философских учений: веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса. Также возникли три неклассических учения: чарвака (локаята), джайнизм, буддизм. Философские идеи древнеиндийской философии излагались в книгах «Махабхарата», «Бхагавадгита».

Основные принципы и идеи древнеиндийской философии: 1) Большинство учений были идеалистическими, т.е. предполагающими то или иное нематериальное первоначало мира, признающими духовную основу бытия. Материалистическим было учение чарвака, согласно которому первоначало включает четыре элемента: вода, воздух, огонь и земля. 2) появилась диалектическая идея о борьбе противоположностей – бытия и небытия, порядка и хаоса (сат и асат), единого и множественного. 3) Идея реинкарнации, т.е. переселения душ в тела других живых существ. Сансара – бесконечная цепь перерождений. Карма – сумма добрых и злых дел человека, от которого зависит перерождение. 4) Принцип ахимса – непричинение вреда живому, экологизм (уважение к природе). 5) альтруизм, т.е. признание приоритетности интересов и потребностей других (противоположность эгоизма).

Сущность буддизма: 1) Жизнь наполнена страданиями; 2) причина страданий – желания; 3) существует способ избавления от страданий – срединный восьмеричный путь: выполнение моральных норм, аскетизм, медитации. Этот путь помогает прервать цепь перерождений и достичь нирваны, это состояние сознания, при котором угасают все желания.

Философия Древнего Китая.

В Китае наиболее влиятельными религиозно-философскими учениями были моизм, легизм, даосизм (философ Лао-цзы), а со 2 в. до. н.э. государственной идеологией стало конфуцианство. Древнейшие религиозно-философские книги – «Ши Цзин» («Канон стихов») и «И Цзин» («Книга перемен»). В «Книге перемен» произошел переход от мифологии к философии, появились диалектические идеи: идея изменчивости и идея борьбы противоположностей. Считалось, что из первобытного хаоса родились два духа, которые упорядочили мир: мужской дух Ян стал управлять небом, а женский дух Инь – землей. В книге «Канон стихов» устанавливался культ неба. Небо (тянь) – божественное первоначало, породившее человечество и управляющее им.

В даосизме главное понятие – Дао – это – первоначало мира, бестелесное, бесконечное, вечно движущееся.

Главная книга Конфуция – «Лунь юй». Ядром конфуцианства является этика, распределяющая обязанности, требующая точно исполнять правила, соблюдать этикет, ритуалы, традиции. Конфуцианство сформировало идеал совершенного человека. «Благородный муж» должен быть добр, честен, смел, уважать старших по возрасту и статусу, выполнять обязанности, соблюдать золотое правило этики. Конфуцианство закрепляло социальное неравенство, коллективизм и подавляло индивидуальность.

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ.

1. Общая характеристика философии 17-18 вв.

2. Философия французского Просвещения.

3. Немецкая классическая философия. И. Кант.

4. Философия Гегеля.

5. Философия Л. Фейербаха.

6. Философский иррационализм. А. Шопенгауэр.

Философия Ф. Ницше (1844-1900).

В основе философии Ницше лежит понятие жизни, как биологического явления и как высшей ценности. Ценным является всё, что служит возвышению жизни, её совершенствованию. Ницше согласен с Шопенгауэром, что движущей силой развития жизни является воля, но не воля к жизни, а воля к власти. По этому признаку – по наличию воли к власти – люди не равны, они делятся на сильных и слабых, на расу господ и расу рабов. Первые рождены, чтобы повелевать, и по своей природе не умеют подчиняться. Вторым удобнее повиноваться чужой воле. Раса господ стала высшим достижением эволюции, в ней жизнь и воля к власти достигают максимальной силы.

Если бы в обществе, как и в природе, побеждал сильнейший, то человечество бы совершенствовалось. Но человек вышел из животного мира, и эволюция прекратилась. В обществе побеждает слабейший. Раса рабов, лишённых силы духа, придумала оправдание своей слабости в виде морали, религии, закона. Мораль и религия учат сострадать, помогать слабым. Закон защищает слабых от сильных. Рабы побеждают количеством, принуждая сильных исполнять свои нормы. Их мораль – это месть сильным, узаконенная зависть. В природе слабые погибают и идёт прогресс. В обществе слабым помогают и идёт регресс. В результате, развитие человека остановилось в ничтожном состоянии.

Но Ницше надеется, что искусственные барьеры не остановят эволюцию жизни. Природа однажды сделала скачок, обезьяна стала человеком. Но человек – лишь переходная ступень. Будет новый скачок – и появится новый биологический вид – сверхчеловек, «голубоглазая белокурая бестия». Он отбросит мораль и закон как ненужные оковы. Он не будет подчиняться никому – ни богу, ни государству, ни другим людям. Сверхчеловек ценит красоту, здоровье, стремится к возвышенному, совершенствует себя. Сверхчеловек ценит жизнь, её радости, но не боится страданий, т.к. борьба и страдания закаляют волю. Сверхчеловек уважает сильных, но не сострадает слабым. Он построит новое общество, где красота и сила займут место сострадания и жалости.

Заслугой Ницше является то, что он обратил внимание на слабости и пороки человека. Его мечта о сверхчеловеке – это вера в способность человека улучшить себя. В философии Ницше сочетается любовь и презрение к людям. Поэтому некоторые считают её примером гуманизма, а некоторые – основой фашизма.

3. Позитивизм. Сторонники этого философского направления считали, что наука должна только описывать факты опыта. Позитивисты критиковали философию (как идеалистическую, так и материалистическую) за то, что она делает предположения, которые нельзя проверить на опыте. Такую философию они называли метафизикой. Научная философия должна объединять выводы частных наук, но не выходить за их пределы.

Этапы развития позитивизма (разновидности):

1) “первый” позитивизм (О.Конт, Г.Спенсер) (30-40-е гг. XIX в.).

2) эмпириокритицизм – субъективно-идеалистическое учение конца XIX века. (Э.Мах, Р.Авенариус). Они считали, что человек не может знать, как устроен внешний мир, он знает только свои ощущения. Мир для человека – это совокупность ощущений, элементов мира. Поэтому мышление должно ограничиться описанием собственных ощущений человека. Они называли это принципом экономии мышления.

3) Неопозитивизм (логический позитивизм (20-30 гг. хх века), аналитическая философия (с 50-х гг. ХХ века). (Л.Витгенштейн, Б.Рассел). Это направление зародилось в Европе, но дальше стало самой популярной философией в США. Они сводили философию к анализу языка, научных терминов и логики. Они использовали принцип верификации, согласно которому истинность суждения проверяется опытом. Научное знание они раскладывали на отдельные атомарные предложения, которые можно проверить опытным путем. Все остальные научные суждения должны выводится из атомарных.

4) Критический рационализм (сер. ХХ в) . Представители этого направления занимались философией науки, искали чёткие критерии, чтобы отделить научное знание от ненаучного. Например, К. Поппер ввел принцип фальсификации, согласно которому научное знание – это такое знание, которое может быть опровергнуто. Знание, которое в принципе невозможно опровергнуть, не является научным (истины религии, философская метафизика).

5) постпозитивизм /историческая школа/ (60-70 гг ХХ в.). (Т.Кун, И.Лакатос, п. Фейерабенд, Тулмин) Они изучали историю науки, как росло научное знание, как происходили научные революции.

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

1. Становление и основные особенности русской философии.

2. Развитие революционно-демократических идей в России.

3. Русская религиозная философия.

1. Становление и основные особенности русской философии. Русская философия является частью мировой философии, но в тоже время, имеет национальные особенности. Становление русской философии началось в XI веке, после принятия христианства в Древней Руси. На неё повлияли: 1) языческие верования славянских племён, 2) христианское богословие (византийское и западноевропейское), 3) античная философия (Платон, Аристотель). Основные проблемы, интересовавшие русских философов: 1) внутренний мир человека, проблемы добра и зла, смысла жизни; 2) социальная философия, проблема социальной справедливости, философия истории; 3) особенности русского национального характера, роль России в мировой истории (Русская идея).

До 18 в. русская философия сохраняла, в основном, религиозный характер. Наиболее известные представители религиозно-философской мысли этого периода: митрополит Иларион, Максим Грек, Кирилл Туровский, Филофей. В 17-18 вв. усилилось влияние европейской философии, шла секуляризация, т.е. постепенное освобождение философии от влияния религии. Большой вклад в развитие философского образования в России внёс М.В. Ломоносов. Он был сторонником деизма, считал, что бог создал мир и придал ему движение, но в дальнейшем природа развивается самостоятельно по физическим законам. Он утверждал, что научное познание природы не противоречит религиозной вере.

Наибольшего расцвета русская философия достигла в 19 веке. На первый план вышла дискуссия об исторической судьбе России и её будущем. В 1836 г. в журнале «Телескоп» было опубликовано «Философическое письмо» П.Я. Чаадаева, в котором он с горечью размышлял о бедственном состоянии России. Он жестко критиковал путь развития России, указывал её отставание от Запада. Письмо Чаадаева открыло дискуссию, в которой сложились два подхода к определению места России в мировой истории. 1) Западники утверждали, что все народы должны проходить общий путь развития, что Россия должна заимствовать опыт Западной Европы (Кавелин, Грановский). 2) Славянофилы считали, что не существует общих законов развития, каждый народ идёт своим путём, Россия должна развиваться на основе национальных традиций (Хомяков, Киреевский, братья Аксаковы).

2. Развитие революционно-демократических идей в России. Абсолютная монархия, крепостное право и общая отсталость России вызывали критику со стороны наиболее прогрессивных мыслителей. А.Н. Радищев в работе «Путешествие из Петербурга в Москву» показал жестокую и унизительную сущность крепостного права, рабское и бесправное положение народа. Он был сторонником идей Просвещения, отстаивал права и свободы человека, добивался демократизации общества. Трактат Радищева «О человеке, о его смертности и бессмертии» посвящен сравнению идеалистического и материалистического учения о человеке. Он не дал однозначного вывода, но признал допустимость веры в бессмертие.

В конце 18 – н. 19 вв. в Россию проникают идеи Просвещения. Они повлияли на мировоззрение декабристов и привели к появлению планов революционного переустройства общества. Большинство декабристов придерживались философии материализма или деизма. Под влиянием идей декабристов позднее оформилась идеология революционных демократов – Герцена, Огарева, Белинского, Добролюбова, Чернышевского. Герцен выступал за построение в России социализма на основе крестьянской общины, за просвещение народа, за соединение философии с естествознанием.

Н.Г. Чернышевский был сторонником антропологического материализма Фейербаха. В книге «Антропологический принцип в философии» он отстаивал материалистический взгляд на человека, доказывал, что человек является частью природы, подчиняется законам природы, а сознание является функцией мозга. В области этики он был сторонником принципа разумного эгоизма, согласно которому в природе человека заложено стремление к счастью, но в разумно устроенном обществе оно не противоречит интересам других людей. Счастье человека гармонично связано со счастьем общества. В области эстетики Чернышевский защищал принцип реализма, доказывал, что искусство должно быть отражением жизни. Его идеи повлияли на формирование нигилизма, народничества и русского марксизма.

Философия народничества продолжила развитие социалистических идей, но с учётом особого пути развития России. Лавров и Михайловский развивали субъективный метод в социологии и социальной философии. Они преувеличивали роль личности в истории. Бакунин и Кропоткин были сторонниками анархизма, считали государство силой, порабощающей человека.

Одним из первых сторонников марксизма в России стал Г.В. Плеханов. Но он считал, что Россия ещё не готова к построению социализма, что её экономика должна достичь более высокого уровня в рамках капитализма. В.И. Ленин считал, что после революции Россия сможет быстрее преодолеть экономическую отсталость. Он творчески развил философию марксизма. Дал определение материи, разработал теорию отражения, объясняющую сущность сознания, развил материалистическую теорию познания, диалектику, социальную философию. Наиболее полное и последовательное изложение своих философских взглядов В.И. Ленин дал в работе «Материализм и эмпириокритицизм».

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

1. Сущность философского понимания познания.

2. Ступени и формы в познании человеком мира.

3. Проблема истины в теории познания.

Объектом человеческого познания могут стать различные явления. Но сам процесс познания тоже является предметом изучения. Его изучают психология, логика, физиология высшей нервной деятельности. Философская теория познания (гносеология) изучает общие закономерности познавательной деятельности человека, отвечает на вторую сторону основного вопроса философии: познаваем ли мир?

Различные философские направления по-разному объясняют сущность познания. С религиозной точки зрения цель познания – это раскрытие божественных истин. Объективные идеалисты считают, что человек должен познать духовную силу, правящую миром – Абсолютную идею (Гегель), мировую волю (Шопенгауэр) и т.д. Субъективные идеалисты считают, что человек может знать только собственное сознание (Юм, Кант, Мах, Авенариус). Сторонники агностицизма отрицают возможность познания человеком мира.

C точки зрения диалектико-материалистической философии задачей человека является познание материального мира, его объективных законов, а также самопознание.

Сторонники метафизического мышления рассматривают познание как пассивное отражение. Диалектический материализм также представляет познание как отражение, но активное. Т.е. в этом процессе человек целенаправленно ищет знания, преобразуя окружающий мир. Познание - это активно-творческое, преобразующее отражение человеком действительности.

Человек познаёт мир, прежде всего, с помощью ощущений, которые представляют собой субъективные образы объективного мира. Ощущения объективны по своему источнику, т.к. они отражают объективный мир. Они объективны по содержанию, т.к. отражают мир в целом правильно. Субъективность ощущений заключается в том, что они возникают в сознании субъекта, и поэтому могут различаться у разных людей.

Процесс познания бесконечен, т.к. материя неисчерпаема. В тоже время, в мире нет ничего в принципе непознаваемого. То, что остаётся необъяснимым сегодня, может быть познано в будущем.

Основой познания выступает общественно-историческая практика – это материально-предметная деятельность людей, направленная на преобразование природы и общества. Отличие практики от теории: главной целью и результатом теоретической деятельности является создание и изменение нематериальных объектов (идей, замыслов, знаний). Практическая деятельность направлена на изменение материальных объектов и процессов. Виды практики: производственная практика, общественно-политическая, научно-экспериментальная, бытовая и др. По отношению к познанию практика выполняет четыре функции:

1) как основа познания практика даёт исходную информацию

2) как движущая сила практика порождает потребность в новых знаниях

3) как критерий истины практика позволяет отличить истинное знание от заблуждения.

4) как цель практика является окончательной сферой применения наших знаний.

Теория и практика - это две стороны единого познавательного процесса. Определяющая роль принадлежит практике. Именно реальные потребности практической жизни определяют появление новых теорий. Но теория также активна. Применяясь на практике, она преобразует природу и общество.

2. Ступени и формы в познании человеком мира. Познание – это сложный диалектический процесс. От описания поверхностных явлений человек переходит к объяснению сущности. Соответственно, этот процесс проходит две основных ступени – чувственное и рациональное познание.

Чувственное познание – это исходная ступень процесса познания, получение информации с помощью органов чувств. Оно происходит в трёх основных формах: в форме ощущений, восприятий и представлений. Ощущение – элементарная форма чувственного познания, отражение в сознании отдельных признаков объекта. Восприятие – это отражение в сознании целостного образа объекта. Представление – это повторное воспроизведение наглядного образа объекта, без его непосредственного восприятия.

Значение чувственного познания: 1)органы чувств – единственный канал информации, поступающей непосредственно из внешнего мира; 2)чувственное познание является основой для следующей ступени – рационального познания. Недостатки: чувственное познание даёт поверхностную, разрозненную, противоречивую информацию, отражает явления, но не раскрывает сущность.

Рациональное познание – это получение информации с помощью разума, в процессе логических рассуждений. Оно происходит в трёх основных формах: в форме понятий, суждений и умозаключений. Понятие – элементарная форма мысли, в которой отражаются общие и существенные признаки объектов (слова и словосочетания). Суждение – форма мысли, в которой с помощью двух или нескольких понятий утверждается или отрицается что-либо о чём-либо (предложение). Умозаключение – форма мысли, в которой из двух или нескольких суждений логически выводится новое суждение.

Способность к логическому, абстрактному мышлению – это уникальное эволюционное достижение, свойственное только человеку. Рациональное познание позволяет проникать в сущность предметов, раскрывать объективные законы.

Чувственное и рациональное познание взаимосвязаны, их нельзя отрывать и противопоставлять, как это делали рационалисты и сенсуалисты. При чувственном познании уже присутствует работа разума, а рациональное познание вообще невозможно без чувственного.

Существует и третья, не основная ступень познания. Интуиция – это способность постижения истины путём её прямого усмотрения, без обоснования доказательствами. Условием интуиции является богатый опыт. Но сам механизм интуитивного решения случаен, иррационален, т.к. связан с бессознательной частью психики. Интуиция играет важную роль в решении нестандартных задач, в научных открытиях.

3. Проблема истины в теории познания. Главной целью научного познания является постижение истины. Существуют различные подходы к определению истины. Сторонники прагматизма (американская философия) считают истиной знания, которые приносят пользу. Сторонники конвенционализма считают истиной общепризнанные знания, ставшие результатом соглашения. Классическое определение истины было дано Аристотелем: Истина – это знания, которые соответствуют действительности.

Истина всегда смешана с заблуждением, т.е. непреднамеренным принятием за истину знаний, не соответствующих действительности. Критерии истины, позволяющие отличить её от заблуждения: 1) чувственная очевидность (но чувства могут обманывать, а факты неправильно толковаться); 2) рациональная очевидность, т.е. опора на аксиомы (но аксиомы справедливы только в определённых условиях); 3) логическая непротиворечивость (но логика подтверждает только правильность формы мысли, а не содержания). Эти критерии могут применяться, но они ограничены. Настоящий критерий должен сопоставлять субъективное знание с объективной реальностью. Таким критерием является практика – проверка знания в практической деятельности человека.

Истина подразделяется на относительную и абсолютную. Относительная истина – это неполное, ограниченное знание о предмете. Абсолютная истина – это всестороннее, исчерпывающее знание. Относительная истина – частичка абсолютной.

Истину характеризуют два принципа: 1)Принцип объективности. Любая истина объективна по содержанию, т.к. соответствует объекту, но субъективна по форме, т.к. содержится в сознании человека, и может быть выражена в различных формах (языках). 2) Принцип конкретности. Истина зависит от конкретных условий. То, что является истиной в одних условиях, может быть заблуждением в других (законы классической, релятивистской и квантовой механики).

Диалектико-материалистическое понимание истины противостоит взглядам релятивизма, и догматизма. Сторонники релятивизма преувеличивают относительность истины (у каждого человека в каждом отдельном случае своя истина). Сторонники догматизма преувеличивают абсолютность истины (всякая истина вечна, неизменна, справедлива в любых обстоятельствах).

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ

1. Философское понятие закона. Детерминизм и индетерминизм.

2. Закон единства и борьбы противоположностей.

3. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

4. Закон отрицания отрицания.

1. Философское понятие закона. Детерминизм и индетерминизм. Детерминизм – это учение о всеобщих закономерных взаимосвязях и взаимообусловленности предметов, процессов и явлений. Сторонники детерминизма считают, что мир упорядочен, что в нём всё взаимосвязано, и взаимосвязи носят закономерный характер. Сторонники противоположного учения – индетерминизма – считают, что мир представляет собой хаос, в нём преобладает случайность и может произойти любое событие. В основе современной науки лежит принцип детерминизма.

Виды связей: причинные (связь причины и следствия), структурные (связь между элементами системы), функциональные (связь между свойствами предмета, выражаемая функцией), целевые (телеономные) – это связи, при которых развитие системы подчинено определённой цели.

По характеру действия связи могут быть необходимые и случайные, существенные и несущественные, общие и единичные, временные и устойчивые и др. Среди всего многообразия связей есть такие, которые являются законами. Закон – это связь необходимая, существенная, общая, устойчивая.

Классификация законов:

1) По формам движения выделяются физические, химические, биологические, социальные законы. 2) По характеру действия разделяют законы динамические и вероятностные (статистические). Динамические законы описывают поведение отдельных объектов и устанавливают однозначную связь их состояний (законы динамики). Вероятностные (статистические) законы описывают поведение больших совокупностей, но в отношении отдельных объектов делают лишь вероятностные предсказания. Таковы все законы микромира (закон Максвелла о распределении молекул по скоростям, соотношение неопределённостей Гейзенберга). 3) По широте действия законы бывают частные, общие и всеобщие. Частные законы действуют в узкой области (закон Ома). Общие законы действуют или во всей природе (закон сохранения энергии), или в обществе (социальные законы), или в мышлении (законы логики). Всеобщие законы действуют и природе, и в обществе и в мышлении.

Всеобщими являются три основных закона диалектики. Они не напрямую управляют объектами, как частные или общие законы. Они проявляются как общие тенденции множества частных связей и законов. Законы диалектики фиксируют сходство в развитии любых объектов. Вместе они образуют общую теорию развития. Знание законов диалектики позволяет глубже понимать развитие объекта, чтобы управлять им.

2. Закон единства и борьбы противоположностей . Закон единства и борьбы противоположностей является ядром диалектики, потому что раскрывает источник, движущую силу развития любой системы. Он отвечает на вопрос: почему происходит развитие?

Уже в древности люди заметили, что среди многообразных явлений выделяются такие, которые составляют пары, носят полярный характер, занимают предельные положения на некоторой шкале. Философы древности говорили о противоположности добра и зла, света и тьмы.

Противоположности – это стороны того или иного предмета, процесса или явления, которые одновременно взаимоисключают и взаимопредполагают друг друга. Противоположными могут быть свойства предмета, процессы, протекающие в нём, силы, действующие на него. Противоположными являются арифметические действия. В физике противоположны электрические заряды, полюса магнитного поля, действие и противодействие, порядок и хаос; в химии – анализ и синтез, ассоциация и диссоциация; в биологии – наследственность и изменчивость, здоровье и болезнь.

Противоречие – это взаимодействие противоположностей, их единство и борьба. Они вытесняют, подавляют друг друга, но в тоже время не могут существовать друг без друга. Каждая из них является самой собой, относительно своей противоположности.

В мире существует множество различных противоположностей, но среди них выделяются такие, взаимодействие которых становится причиной изменения, развития системы. В любой развивающейся системе есть противоречия, т.е. единство и борьба противоположных свойств, сил, процессов. Противоречия могут привести к разрушению системы. Но если противоречия разрешаются, то это приводит к развитию системы. Отсутствие противоречий означает устойчивость, равновесное состояние системы. Таким образом, данный закон утверждает, что причиной, источником любого развития являются противоречия.

Является учением о мире в целом, о том, какое место занимает человек в мире, об отношении человека к миру, о смысле и цели жизни человека. Философия учит человека творчески мыслить, правильно оценивать свои возможности и роль в мире, определять направления деятельности. Кант писал, что философия отвечает на вопросы: что я могу знать?, что я должен делать?, на что я могу надеяться? Утверждают, что философия учит, кто мы такие,откуда пришли, куда идем, или - каким надо быть, чтобы быть человеком. Философия - это осознание человеком своего бытия.

Философия содержит истину, но может содержать и заблуждение, однако в любом случае это мудрость. Она нарушает спокойствие человека, потому что подвергает все сомнению, делает очевидное неочевидным, отвергает привычные догмы, суеверия, молву, но и делает человека счастливым, потому что приобщает его к мудрости. Еще древние философы утверждали, что нет большей добродетели и большего счастья, чем быть мудрым. Современные философы особое внимание обращают на состояние общества и положение человека в мире применительно к постиндустриальной эпохе и соответствующему уровню достижений науки.

Философия носит личностный характер («моя философия»), национальный характер (русская философия , немецкая философия), выдающиеся достижения философской мысли имеют общечеловеческое значение.

Философия как система имеет соответствующую структуру .

Обычно принято выделять следующие элементы этой системы:

Учение о деятельности - праксиологию;

В зависимости от сферы социальной действительности, которой специально заинтересована философия, можно выделить философию науки и техники, философию морали, философию искусства, философию религии, философию экономики, философию образования и др.

Философия выполняет в обществе разнообразные функции .

Важнейшие из них следующие:

1. Мировоззренческая функция - философия является мировоззрением и дает человеку мировоззрение, обеспечивает ориентацию человека в усложняющемся мире.

2. Методологическая функция - философия дает человеку направление в практической и познавательной деятельности, определяет способ, путь достижения цели.

3. Критическая функция - философия подвергает проверке все человеческие действия на их соответствие интересам человека, на их гуманность, указывает на причины человеческих заблуждений и тем самым содействует поиску истины.

4. Культурно-творческая функция - философия вносит в общество мудрость и разумность, приобщает к духовным ценностям, позволяет прогнозировать, определять варианты будущего и тем самым содействует общественно-историческому процессу.

1. Философия, ее предмет, функции и структура. Философия и мировоззрение.

Термин ≪философия≫ приблизительно в VI столетии до н. э. ввел знаменитый математик и мыслитель Пифагор. phileo - любовь и sophia - мудрость, т.е. философия - это любовь к мудрости, или, как говорили в древние времена на Руси, ≪любомудрие≫. Объяснение и закрепление в европейской культуре слова ≪философия≫ связано с именем Платона (427-347 гг. до н. э.). Философы - это, по его мнению, люди, которые открывают тайны природы и человеческой жизни, учат действовать и жить в согласии с природой и требованиями самой жизни. Итак, философия является особым видом знания - это ≪софийное≫, мудрое знание и поучения на его основе.

Философия - это теоретически разработанное мировоззрение, система общих категорий, теоретических взглядов на мир, место в нем человека, осознание различных форм отношения человека к миру, которое опирается на достижения наук о природе и обществе и владеет определенной мерой логической доказательности. Ценность философии - в пробуждении творческого, конструктивного осмысления человеком самого себя, мира, общественной практики и истоков общественного продвижения в будущее, в ≪потрясении≫ сознания. Потрясение - пролог к пробуждению движения, к самостоятельной духовной жизни личности, ее самосознания.

Структура и предмет философии . Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология, или метафизика), о сущности и развитии Человеческого общества (социальная философия и философия ис­тории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антро­пология), теорию познания (гносеология), проблемы творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, историю философии. Так исторически сложился предмет философии, т.е. круг ее специфических разделов и проблем, так теоретически и практически, т.е. организационно и педагоги­чески, дифференцировались ее разделы. Предмет философии - не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержа­ния и смысла., т.е. мир в целом в своих наиболее общих закономерностях, рассматриваемый под углом зрения субъект -объектного отношения, иначе говоря, отношения ≪человек - мир≫. Таким образом, философия исследует: 1) природу и сущность мира; 2) природу, сущность и назначение человека; 3) систему ≪человек - мир≫ в целом и состояние, в котором она находится.

Философия как особый вид духовной деятельности непосредственно связана с общественно-исторической практикой людей и познанием, а потому выполняет разнообразные функции.

1. Мировоззренческая функция. Философия расширяет и систематизирует знания людей о мире, человеке, обществе, помогает понять мир как единую сложную систему. 2. Фундаментальная функция. Философия раскрывает и формирует наиболее общие понятия, закономерности и принципы реального мира, которые применяются в различных сферах научного знания и практической деятельности человека. 3. Методологическая функция. Ее следует понимать как выработку общих принципов и норм познавательной деятельности. Философия сопоставляет и оценивает различные средства этой деятельности, указывает на наиболее оптимальные из них.4. Гносеологическая функция. Благодаря теории философского познания раскрываются закономерности естественных и общественных явлений, исследуются формы продвижения человеческого мышления к истине, пути и средства ее достижения, обобщаются результаты других наук. 5. Логическая функция. Философия оказывает содействие формированию

культуры человеческого мышления, формированию критической, непредубежденной позиции в межличностных и социально-культурных диалогах. 6. Воспитательная функция. Философия стремится к формированию мировоззренческих и нравственно-эстетических принципов и норм в жизнедеятельности человека. 7. Аксиологическая функция философии помогает человеку в определении ценностей жизни, системы моральных и гуманистических принципов и идеалов, смысла жизни. 8. Интегративна я функция. Состоит в объединении практического, познавательного и ценностного опыта жизни людей. Его целостное философское осмысление - необходимое условие гармонической и сбалансированной общественной жизни. 9. Критическая . философия осуществляет критическую ≪селекцию≫, аккумулирует мировоззренческий опыт для передачи последующим поколениям. 10. Регулятивная функция. Философия влияет на взаимосогласованность конкретных действий и направлений жизнедеятельности человека на основе понимания общих принципов и целей, определяемых с помощью философского мировосприятия.11. Прогностическая функция. Философия помогает в формировании наиболее общих представлений и знаний о формах и направлениях развития и будущего состояния объектов и процессов реального мира.

Все функции философии взаимосвязаны, и преобладающее проявление какой-либо из них связано с ориентированностью общества на решение определенных задач, целевой установки теоретической или практической деятельности.

Философия состав­ляет теоретическую основу мировоззрения , или его теоретическое ядро, вокруг которого образуется своего рода духовное облако обоб­щенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия - это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обла­дает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, ска­жем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующее у че­ловека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать.

Мировоззрение - это система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к той действительности, которая его окружает, и к себе самому, т. е. наиболее обобщенные взгляды на смысл жизни, на цель человеческой деятельности. В истории человечества ранее всех возникло мифологическое мировоззрение, в котором человек предстает слитым воедино с окружающей средой и не отделяется ни от природы, ни от своего рода. Религиозному мировоззрению присуще разделение мира на земной, естественный и сверхъестественный, небесный. Философия от мифологических и религиозных форм мировоззрения отличается тем, что реализует свою мировоззренческую функцию на основе критического отношения к действительности, обращаясь к фактам логических построений, вырабатывая гносеологические и логические категории и критерии для сознательного поиска и отбора истинных взглядов.

Онтология (учение о бытии);

Человек;

Общество.

Космоцентризм;

Теоцентризм;

Антропоцентризм.

Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:

Онтология (учение о бытии);

Гносеология (учение о познании);

Человек;

Общество.

Основные ф-ции: 1) синтез знаний и создание единой картины мира, соответствующей определенному уровню развития науки, культуры и исторического опыта; 2) обоснование, оправдание и анализ мировоззрения; 3) разработка общей методологии познания и деятельности человека в окружающем мире. Каждая наука изучает свой круг проблем. Для этого вырабатывает собственные понятия, к-рые применяются в строго определенной области для более или менее ограниченного круга явлений. Однако, ни одна из наук, кроме Ф., не занимается специальным вопросом, что такое «необходимость», «случайность», etc. хотя может использовать их в своей области. Такие понятия являются предельно широкими, всеобщими и универсальными. Они отражают всеобщие связи, взаимодействия и условия существования любых вещей и называются категориями (см. глоссарий). Основной вопрос: Основные задачи или проблемы касаются выяснения отношений между человеческим сознанием и внешним миром, между мышлением и окружающим нас бытием.

1. Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

Имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

Однако не является научным знанием в чистом виде.Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.(Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:

Основано на знании (а не на вере либо вымысле);

Рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);

Логично (имеет внутреннее единство и систему);

Опирается на четкие понятия и категории.Таким образом, философия представляет собой высший уро-вень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, сис-темностью, логикой и теоретической оформленностью.

5. Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:

Космоцентризм;

Теоцентризм;

Антропоцентризм.

Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе ко-торого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе).Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).)

Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:

Онтология (учение о бытии);

Гносеология (учение о познании);

Человек;

Общество.

Основные ф-ции: 1) синтез знаний и создание единой картины мира, соответствующей определенному уровню развития науки, культуры и исторического опыта; 2) обоснование, оправдание и анализ мировоззрения; 3) разработка общей методологии познания и деятельности человека в окружающем мире. Каждая наука изучает свой круг проблем. Для этого вырабатывает собственные понятия, к-рые применяются в строго определенной области для более или менее ограниченного круга явлений. Однако, ни одна из наук, кроме Ф., не занимается специальным вопросом, что такое «необходимость», «случайность», etc. хотя может использовать их в своей области. Такие понятия являются предельно широкими, всеобщими и универсальными. Они отражают всеобщие связи, взаимодействия и условия существования любых вещей и называются категориями (см. глоссарий). Основной вопрос: Основные задачи или проблемы касаются выяснения отношений между человеческим сознанием и внешним миром, между мышлением и окружающим нас бытием.

1. Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

Имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

Однако не является научным знанием в чистом виде.Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.(Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:

Основано на знании (а не на вере либо вымысле);

Рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);

Логично (имеет внутреннее единство и систему);

Опирается на четкие понятия и категории.Таким образом, философия представляет собой высший уро-вень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, сис-темностью, логикой и теоретической оформленностью.

5. Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:

Космоцентризм;

Теоцентризм;

Антропоцентризм.

Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе ко-торого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе).Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).)

Философия — это наука о всеобщем, она — свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового. Философию можно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира.

Основные усилия осознавшей себя философской мысли направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия.

Цель философии — увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

Понимание предмета философского познания исторически менялось. Не существует единого определения философии и сегодня. Вместе с тем, на наш взгляд, наиболее точно выражает специфику философии трактовка ее предмета как всеобщего в системе отношений «мир-человек ». Данная система включает различные типы отношений человека к миру: познавательный, практический, ценностно-ориентирующий.

Представляется, что эти типы отношений весьма точно выявлены немецким философом Имманулом Кантом (1724 — 1804) в сформулированных им трех вопросах, аккумулирующих проблемное ядро философии.

  • Что я могу знать? — Или каковы познавательные возможности рода человеческого (познавательный тип отношения человека к миру).
  • Что я должен делать? — Иначе говоря, что я должен делать, чтобы быть человеком и жить достойно (практический тип отношения человека к миру).
  • На что я смею надеяться? — Это вопрос о ценностях и идеалах (Ценностный тип отношения человека к миру).

Ответив на эти три вопроса, мы получаем ответ на интегративный вопрос: «Что есть человек?»

— все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

Структура философии

Сложное структурирование самого предмета философии определяет разветвленное внутреннее строение философского знания, которое состоит из следующих областей:

  • Онтология — учение о бытии (о первоначалах и первопричинах всего сущего).
  • Гносеология - учение о познании (философская теория познания), отвечающая на вопросы о том, что есть истинное и достоверное знание, каковы критерии и способы получения истинного знания, какова специфика различных форм познавательной деятельности.
  • Аксиология — учение о ценностях.
  • Философская антропология - учение о сущности человека, смысле человеческой жизни, необходимости и случайности, свободе и т.д.
  • Логика — учение о законах и формах человеческого мышления.
  • Этика — учение о законах и принципах морали.
  • Эстетика - учение, исследующее эстетические ценности (красота, безобразие, трагическое, комическое, низменное и т.д.) и искусство как особую художественную деятельность.

В XIX-XX веке формируются: философия религии, философия культуры, философия науки и техники и другие отрасли философского знания.

Философия включает в себя:

  • учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика);
  • о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории);
  • учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология);
  • теорию познания;
  • проблемы теории познания и творчества;
  • этику;
  • эстетику;
  • теорию культуры;
  • свою собственную историю, т. е. историю философии. История философии являет собой существенную составляющую предмета философии: она есть часть содержания самой философии.

Предмет Философии

Термин “философия ” возник из соединения двух греческих слов “phileo” — любовь и “sophia” — мудрость и означает любовь к мудрости.

Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в и , но классической формы достигла в . Для обозначения особой сферы знания термин “философия” впервые употреблен . Вначале философия включала в себя всю совокупность знаний о мире.

Рост потребности в получении знаний и расширение масштабов их применения на практике стимулировали увеличение их объема и многообразия и привели к дифференциации знаний, выражающейся в появлении разных наук. Разложение единого знания на отдельные науки, начавшееся еще в , не означало исчезновения философии. Наоборот, появилась потребность в особом разделе знания, способном выступить в качестве средства интеграции знания, и способа выработки наиболее общих принципов и норм познавательной и преобразовательной деятельности людей. Постепенно философия сконцентрировала свое внимание на теоретизировании вокруг наиболее общих мировоззренческих проблем природы, общества и мышления, стремясь дать ответы на вопросы о целях и смысле существования общества и личности . На эти вопросы, возникающие в исторически конкретных условиях жизни, невозможно дать ответы, пригодные для всех времен и всех народов. Люди, ставящие мировоззренческие вопросы, стремились получить такие ответы на них, которые соответствовали их потребностям и уровню интеллектуального развития. Причем в разных исторических условиях меняется не только набор мировоззренческих вопросов, но и преобразуется сама их иерархия, а также характер желаемых ответов на них. Это закладывает основу для специфики в понимании предмета философии и в его содержание.

Следует учесть, что долгое время предмет философии многими учеными отождествлялся с предметом науки вообще, а знания, содержащиеся в рамках отдельных наук, рассматривались как компоненты философии. Такая ситуация сохранялась вплоть до ХVIII в. Однако на передний план философствования разные мыслители выделяли те грани предмета философии, которые были для них объектом первоочередного интереса. Нередко отдельные мыслители ограничивали предмет философского исследования лишь некоторыми, казавшимися им наиболее существенными частями. Иными словами, надо иметь в виду, что предмет философии, как и представления о нем формируется с развитием научного знания, т. е. сведения о нем складываются в ходе преобразования самой философии. Например, из истории философии известно, что в качестве предмета философии для первых древнегреческих философов выступал природный мир, позднее для в этом качестве выступил весь мир. Для эпикурейцев и поздних стоиков предмет философии главным образом очерчен кругом проблем, относящихся к человеку в мире. Христианские философы средневековья предмет философии сводили к взаимосвязи между человеком и Богом. В Новое время на передний план в структуре предмета философии выдвигаются проблемы познания, методологии. В эпоху просвещения для многих европейских философов предметом размышлений снова становится человек со всем множеством его отношений. В ХIХ — ХХ вв. многообразию школ и представлений в мировой философии соответствует и богатство представлений о характере ее предмета. В наши дни в качестве предмета философских размышлений выступает природный и социальный мир, а также человек в нем как многомерная и многоуровневая система во всем изобилии связей. Философия изучает наиболее общие стороны, свойства, тенденции развития мира, выявляет всеобщие принципы самоорганизации, существования и развития природы общества, человека и его мышления, раскрывает цели и смысл существования человека в мире. При этом современная философия свои выводы основывает на обобщении данных частных наук.

В предмет философии включается и рассмотрение вопросов о том, как возникает, развивается и преобразуется сама философия, как она взаимодействует с разными формами общественного сознания и практики.

Иными словами, в качестве предмета философии рассматривается вся совокупность наиболее общих вопросов, касающихся взаимосвязи человека и мира, ответ на которые дает возможность человеку оптимизировать реализацию своих потребностей и интересов.

Цель Философии

Философия как система знаний о наиболее общих принципах, фиксирующих отношение человека к миру, возникает из потребности людей в выработке рациональных оснований, придающих мировоззрению целостность, а познавательным и практическим усилиям — направленность . Это означает, что философия, накапливая, соединяет в себе, c одной стороны, наиболее общие представления о мире в целом, а с другой стороны, сведения о наиболее масштабных принципах отношения к миру, применяемых в ходе познавательной и практической деятельности. Отталкиваясь от ранее сложившихся форм внефилософского, дофилософского и предфилософского миропонимания, подвергая их критическому переосмыслению, философия на основе рационального отношения к миру и теоретического синтезирования сведений о нем формирует обобщенный его образ применительно к потребностям обеспечения жизни людей. Для этого философии необходимо разрабатывать особый понятийный аппарат, составляющий основу ее языка, помогающего выразить философское отношение человека к миру. Однако формирование философского языка, приемов и методов философского познания выступает лишь компонентом цели философии. Сущность же цели философии заключается в том, чтобы научить человека мыслить и на этой основе определенным образом относиться к миру. Реализация философией этой цели превращает ее в основу для понимания человеком смысла и цели жизни, уяснения причастности к тому, что происходит в мире.

Такое понимание цели философии и ее назначения сложилось не сразу. С развитием философии оно изменялось в зависимости от представлений о том, что она собой представляет. Согласно Платону, философия — это любовь к мудрости и средство достижения совокупного знания, а также условие правильной организации личной и общественной жизни. Для Аристотеля философия — исследование причин и принципов существования вещей, т. е. ее целью выступает выявление и фиксация таких причин и принципов. Стоики рассматривали философию как средство организации должного отношения человека к миру, обществу и самому себе. Цель философии отсюда заключается в обеспечении следования долгу. Эпикурейцы видели в философии руководство к достижению счастья. Соответственно целью философии для них было обеспечение достижения счастья. Для Фомы Аквинского философия — это знание истины, относящейся к первому началу бытия. И, следовательно, цель ее — в раскрытии таких истин. В понимании Р. Декарта философия — не только условие благоразумия в делах, но и источник знания обо всем, что познает человек. Согласно Т. Гоббсу, философия есть познание, объясняющее действия из известных нам причин или производящих оснований. В понимании цели философии они были близки и видели ее в выполнении этой дисциплиной роли средства организации познания мира и руководства практикой. Для И. Канта философия является наукой о последних целях человеческого разума. Соответственно цель этой науки видится И. Кантом в их выявлении.
Г. В. Ф. Гегель считал философию мыслящим рассмотрением предметов, проникновением в разумное, постижением наличного и действительного . Иными словами, такое проникновение и постижение и есть цель философии. По мнению М. Хайдеггера, философия — это размышление, направленное на целое и предельнейшее. Следовательно, целью философии выступает прояснение сути целого и предельнейшего.

В отечественной философии наших дней отражены разные представления о ее целях , что находит выражение в разнообразии определений понятия “философия”. Одни представители этой науки определяют ее как высший вид миросозерцания. Другими она отождествляется с мировоззренческой рефлексией или деятельностью направленной на составление представлений о ценностях жизни. Для третьих данная дисциплина обозначает науку о наиболее общих законах движения и развития в природе, обществе и мышлении. Четвертые определяют ее как учение, особую систему взглядов, знаний о мире в целом и принципах отношения к нему человека. В имеющихся в учебной литературе определениях философии обращается внимание на такие существенные возможности философии, как возможность быть основой миропонимания, мировоззрения, выступать средством выявления наиболее общих законов и принципов движения и развития в природе, обществе и мышлении, с одной стороны, и быть основанием выработки и воплощения принципов организации оптимальной жизнедеятельности людей, с другой стороны. Множественность представленных в трудах философов смыслов понятия философии свидетельствует о многогранности ее содержания и сложности цели ее предназначения. Концентрированное содержание этой цели заключается в выработке основополагающих принципов практики жизнеобеспечения социальной общности.

Обобщение изложенного выше опыта определений философии предоставляет право определить ее следующим образом: философия — это форма духовной деятельности, вырабатывающая на основе развивающейся системы знаний о мире в целом, о наиболее общих законах природы, общества и мышления основополагающие принципы, ориентирующие человека в его практике.

Структура философии

Рассмотрение как реализации направлений ее назначения предоставляет основание для выделения в ней особых разделов или элементов ее структуры.

Философия по своей структуре делится на:
  • теорию познания;
  • метафизику (онтологию, философскую антропологию, космологию, теологию, философию существования);
  • логику (математику, логистику);
  • этику;
  • философию права;
  • эстетику и философию искусства;
  • натурфилософию;
  • философию истории и культуры;
  • социальную и экономическую философию;
  • религиозную философию;
  • психологию.
Основными частями теоретической философии выступают:
  • онтология — учение о бытии;
  • гносеология — учение о познании;
  • диалектика — учение о развитии
  • аксиология (теория ценностей);
  • герменевтику (теорию понимания и толкования знаний).

Особым разделом в философии, проблематика которого входит как в общетеоретическую (систематическую философию), так и в социальную философию, является философия науки. Социальная философия включает в себя социальную онтологию, т. е. учение о бытии и существовании общества, философскую антропологию, т. е. учение о человеке, и праксеологию, т. е. теорию человеческой деятельности. Социальная онтология наряду с изучением наиболее общих проблем существования и развития общества исследует философские проблемы экономики, политики, права, науки и религии.