Российские противолодочные самолеты. Противолодочные самолёты основных капиталистических государств - Авиация - ВМС - Top secret - Pentagonus. Противолодочные самолёты авианосной авиации

Стал удачной и долговечной машиной. Однако базовую модель «пережили» военные модификации. К ним относился не только самолёт радиоразведки Ил-20.

Пассажирская машина стала основой для противолодочного самолёта Ил-38. Разработанный ещё в 60-е годы, как ответ на растущую мощь подводных ракетоносцев, Ил-38 и в 21 веке не утратил значения. Машины остаются на вооружении, проходят программы модернизации. И, вместе с самолётами дальнего действия Ту-142, остаются основой противолодочной обороны.

История создания

В 50-е годы в США развернулась масштабная программа строительства атомных субмарин, вооружённых баллистическими ракетами. Первоначально было решено, что нивелировать угрозу должен советский флот. Однако у военно-морских сил не было достаточного количества кораблей для наблюдения за всеми возможными территориями. А возможности развернуть систему гидроакустического наблюдения Советский Союз не имел. В итоге было решено опереться на авиацию. КБ Сергея Ильюшина получило задание на разработку противолодочного самолёта летом 1960 года.

По проекту, будущий Ил-38 должен был иметь возможность трёхчасового патрулирования на удалении от базы свыше 2000 км. Из соображений экономии самолёт решили строить не с нуля, а на основе существующих. В данном случае на роль «основы» подходил лайнер Ил-18, конкретнее – его модификацию улучшенной компоновки Ил-18В.

Уточнённое техзадание утвердили весной 1961 года, а первые прототипы, пока ещё без спецоборудования, требовалось построить к 1962 году. Что касается оборудования, то в 1961 году состоялась только защита проекта поисковой системы, и её оценили, как очень перспективную.

Первоначально Ил-38 хотели использовать, как многоцелевой самолёт, вооружённый противокорабельными ракетами и способный выполнять разведывательные задачи, однако против этого возразили сотрудники КБ.

По их мнению, установка подкрыльевых узлов подвески вооружения недопустимо увеличила бы нагрузку на крыло. А установка аппаратуры радиоразведки приведёт к тому, что самолёты и экипаж будут выполнять самые различные, но не «противолодочные» функции. А окончится износом машин и потерей экипажами квалификации. В итоге Ил-38 было решено оставить чисто противолодочным самолётом, вооружённым минами и торпедами.

Первый полёт Ил-38 с экипажем, во главе которого находился Владимир Коккинаки, состоялся раньше срока – осенью 1961 года. В ходе заводских испытаний, продолжавшихся до лета 1962 года, совершили 77 полётов, налетав при этом 135 часов. Осенью 1962 года взлетел второй прототип, тоже пока ещё без спецоборудования. К этому времени система «Беркут» всё ещё проходила испытания на борту летающих лабораторий на базе Ил-18. И даже не вся система полностью, а только отдельные её узлы.

Так получилось, что хотя сам самолёт и взлетел с опережением графика, испытания бортовых систем начали, опоздав почти на год. Полёты в 1964 году выявили, что «Беркут» по прежнему нуждается в серьёзной доводке.

Государственные испытания самолёта прошли в 1965 году. Ил-38 решили пригодным для запуска в серию, но не для принятия на вооружение. Со вторым пунктом решили повременить, пока не будет повышена надёжность системы «Беркут». В итоге противолодочный самолёт стал в строй только в 1969 году.

Конструкция

Противолодочный самолёт Ил-38 – моноплан с низким расположением крыла и четырьмя турбовинтовыми двигателями. От базового Ил-18 боевая машина несколько отличатся – например, крыло пришлось сдвинуть вперёд. В передней части фюзеляжа находится герметичная кабина. Там – места лётчиков, бортинженера, штурмана и радиста.

В задней части кабины – аппаратура системы «Беркут» и места для её двух операторов, причём сидят они спиной по направлению полёта. Вход в кабину производится через люки в полу, в случае аварийного приводнения используются люки в крыше и борту. Под фюзеляжем Ил-38 находится обтекатель РЛС.

За гермокабиной находятся 2 бомбоотсека, в которых подвешиваются мины, торпеды и буи. Над передним отсеком установлены 2 топливных бака мягкого типа. Позади бомбоотсеков находится вспомогательное оборудование – кислородные баллоны, аккумуляторы, ВСУ и спасательный плот.

На центроплане крыла Ил-38 установлены мотогондолы и опоры шасси, между лонжеронами крыла находятся топливные баки.

Крыло оснащено двухщелевыми закрылками и элеронами, по носку крыла проходит противообледенительная система (электрическая). Оперение – однокилевое, цельнометаллическое. Трёхстоечное шасси убирается с помощью гидропривода, тормозами (дисковыми) оснащены только основные стойки.

Турбовинтовые двигатели АИ-20М оснащены 4-лопастными винтами изменяемого шага, в крейсерском режиме моторы развивают мощность по 2700 л.с. Автоматическая система пожаротушения борется с возгораниями в мотогондолах или в отсеке вспомогательной силовой установки. На случай пожара в кабине экипажа находятся 2 огнетушителя. Система управления самолёта – механическая, с использованием жёстких тяг. К рулям высоты, направления, и элеронам параллельно подключены рулевые машины автопилота АП-6Е.

«Сердцем» системы «Беркут» была центральная вычислительная машина ЦВМ-264. Она могла управлять полётом и обрабатывать данные, полученные от радара и буёв. Автоматически производились сопровождение цели и сброс оружия. Для обнаружения лодок на Ил-38 устанавливалась панорамная РЛС, а буи использовались 3 моделей – РГБ-1 – пассивный, ненаправленного действия. РГБ-2 – тоже пассивный, но уже направленный. Буй РГБ-3 дополнительно имел активный режим работы.

Для Ил-38 была разработана самонаводящаяся торпеда АТ-2, наводящаяся по акустическому сигналу. Возможно применение противолодочных бомб калибром до 120 кг, в том числе корректируемых.

Эксплуатация

Подготовка экипажей для Ил-38 началась ещё в 1967 году – до принятия самолёта на вооружение. А с 1968 года противолодочные самолёты стал получать Северный флот. Сама машина, будучи построена на удачной и отработанной платформе, нареканий не вызывала. К сожалению, того же нельзя было сказать об оборудовании. Система «Беркут» по-прежнему отличалась ненадёжностью – на неё приходилось до 60% всех отказов. А вычислительная машина комплекса до отказа работала всего 6 часов.

Из буёв РГБ-1 в 1969 году забраковали 20%, а буи РГБ-2 оказались настолько незащищёнными от помех, что в ряде случаев истинная цель вообще не распознавалась.

Но эти проблемы постепенно решались. Хуже было другое – когда Ил-38 проектировались, ожидалось, что субмарины-ракетоносцы будут действовать в прибрежных районах. Это не подтвердилось, а после принятия на вооружение ракет с большей дальностью пуска лодки удалились от берегов настолько, что «тридцать восьмой» следить за ними уже не мог.

В период с 1970 по 1972 годы больших успехов в обнаружении и наблюдениями за субмаринами достигла эскадрилья особого назначения, базировавшаяся в Египте (тогда – ОАР). После вывода эскадрильи из Египта самолёты Ил-38 летали над Индийским океаном, взлетая из Йемена и Эфиопии. А полёты над Средиземным морем удалось продолжить, договорившись с Ливией.


После развала Советского Союза часть противолодочных полков и эскадрилий расформировали. Количество вылетов и частота обнаружения субмарин постоянно сокращались. Ситуация начала меняться к лучшему только в 21 веке, когда оставшиеся Ил-38 стали модернизировать, оснащая комплексом «Новелла». В 70-х годах партия «тридцать восьмых» была продана Индии. В 90-е годы они прошли модернизацию и получили индекс Ил-38SD.

Лётно-технические характеристики

Ил-38 часто сравнивают с американским самолётом «Орион», находящимся на вооружении с начала 60-х годов. Сравнение не очень точное, но более близкого зарубежного аналога у отечественной машины нет.

Причина, по которой «Орион» не является полным аналогом Ил-38, проста. Он создавался в рамках именно той концепции, против которой возражали создатели отечественного торпедоносца. «Орион» – многоцелевой патрульный самолёт, оснащённый более разнообразным оборудованием. К сожалению, это оборудование ещё и превосходило советское по совершенству.

Несмотря на проблемы с доработкой радиоэлектронного оборудования, Ил-38 снискал признание и уважение у лётчиков морской авиации.

Хотя Ту-142 и «оттянул» на себя более заметную роль, «тридцать восьмой» пережил самые трудные годы и продолжает совершенствоваться.

Видео

Противолодочный и патрульный самолёт Kawasaki P-1.

Япония, будучи «с виду» миролюбивым государством, лишённым всякого милитаризма и имеющая положение в Конституции, запрещающее использовать военную силу как инструмент политики, имеет, тем не менее, мощную военную промышленность и крупные и хорошо оснащённые Вооружённые силы, формально считающиеся Силами самообороны.

Чтобы охарактеризовать последние, приведём пару примеров.

Так, количество боевых кораблей дальней морской и океанской зон Морских Сил Самообороны, превышает таковое же во всех российских флотах вместе взятых. А ещё Япония обладает самой большой в мире после США противолодочной авиацией . Ни Британия, ни Франция, ни какая либо ещё страна кроме США даже близко не может сравниться с Японией по этому параметру.

И если по численности базовой патрульной авиации США превосходят Японию, то кто кого превосходит по качеству вопрос открытый.

С точки зрения оценки того, каков реально военно-промышленный потенциал Японии, очень много информации даёт один из самых амбициозных военных проектов этой страны – базовый патрульный самолёт Kawasaki P-1 . Самый большой, и возможно самый технически продвинутый противолодочный и патрульный самолёт в мире.

Познакомимся с этой машиной.

Потерпев поражение во Второй Мировой войне и будучи оккупированной США, Япония на многие годы утратила самостоятельность как в своей политике, так и в военном строительстве. Последнее отражалось, в том числе и в сильном «перекосе» ВМС Сил Самообороны в сторону противолодочной борьбы. Этот «перекос» возник не на пустом месте – именно такой союзник вблизи СССР требовался хозяевам японцев – американцам. Требовался потому, что Советский Союз делал настолько же сильный «крен» в подводный флот, и для того, чтобы ВМС США могли драться с ВМФ СССР не отвлекая чрезмерные ресурсы на силы противолодочной обороны, американский сателлит Япония вырастила такие силы у себя и за свой счёт.

Помимо всего прочего, эти силы включали в себя базовую патрульную авиацию, вооружённую противолодочными самолётами.

Поначалу Япония просто получала от американцев устаревшую технику. Но в 50-х годах всё изменилось – японский консорциум Kawasaki начал работу по получению лицензии на производство уже известного Силам Самообороны противолодочного самолёта Р-2 Neptune . С 1965 года «Нептуны» японской сборки начали поступать в морскую авиацию и до 1982 года ВМС Сил Самообороны получили 65 таких машин, собранных в Японии с использованием японских комплектующих.

С 1981 же года начался процесс замены этих самолётов на самолёты P-3 Orion . Именно эти машины составляют костяк японской базовой патрульной авиации до сих пор. По своим тактико-техническим характеристикам, японские «Орионы» не отличаются от американских.

Однако, с 90-х годов в создании боевых самолётов, в том числе морских, появились новые тренды.

Во-первых , в США сделали рывок в методах радиолокационного обнаружения возмущений на поверхности моря, порождаемых движущейся под водой подводной лодкой. Об этом уже неоднократно было написано, и повторяться не будем.

Во-вторых , шагнули вперёд методы обработки информации, собираемой самолётом по разным каналам – радиолокационному, тепловому, акустическому и другим. Если раньше операторы противолодочного комплекса должны были самостоятельно делать выводы из аналоговых сигналов на экранах РЛС и примитивных теплопеленгаторов, а акустики должны были вслушиваться в звуки, передаваемые гидроакустическими буями, то теперь бортовой вычислительный комплекс самолёта самостоятельно «сращивал» сигналы, идущие от разных поисковых систем, преобразовывал их в графический вид, «обрезал» помехи и выводил операторам готовые зоны предположительного местонахождения подводной лодки на тактический экран. Оставалось только пролететь над этой точкой и для контроля сбросить туда буй.

Резко шагнуло вперёд развитие радиолокаторов, появились активные фазированные антенные решётки, в разработке и производстве которых Япония была и остаётся одним из мировых лидеров.

Модернизировать «Орионы» так, чтобы всё это богатство могло поместиться на борт, было невозможно. Один только вычислительный комплекс обещал «съесть» все свободные объёмы внутри, а полноценная РЛС такого уровня, который Япония могла себе позволить, на самолёт просто не поместилась бы вообще, и в 2001 году «Кавасаки» начала работу над новой машиной.

Проект получил название Р-Х.

К тому времени японской промышленности уже было тесно в имевшихся рамках, и помимо противолодочного японцы в рамках того же проекта стали делать частично унифицированный с ним транспортный самолёт – будущий С-2, японская замена «Геркулеса». Унификация получилась довольно странная, исключительно по второстепенным системам, но это уже было неважно, потому, что оба проекта, что называется, получились.

Противолодочный Р-1 и транспортный С-2. Видите унификацию? А она есть! Стёкла кабин, например, одинаковые. На общности систем сэкономили 7%

Проект разрабатывался практически одновременно с американским самолётом Boeing P-8 Poseidon, и американцы предложили японцам купить этот самолёт у них, но Япония отвергла эту идею, сославшись на – внимание – несоответствие американского самолёта требованиям Сил Самообороны. С учётом того, насколько совершенной платформой разрабатывался «Посейдон» (не путать с безумной ядерной торпедой), это звучало забавно.

28-го сентября 2007 года, Р-1 (тогда ещё Р-Х) совершил свой первый успешный часовой полёт . Без шума, без прессы и помпезных мероприятий. Тихо, как и всё, что делают японцы в части повышения своих боевых возможностей.

Первый прототип Р-Х в цветах института TRDI.

В августе 2008-го «Кавасаки» уже передал тестовый самолёт в Силы Самообороны, к тому времени он уже на американский манер был переименован в ХР-1 (Х- приставка означающая «экспериментальный», всё, что идёт дальше – серийный индекс будущего самолёта). В 2010 году в Силах самообороны летало уже четыре прототипа, а в 2011, отталкиваясь от полученного при испытаниях опыта, «Кавасаки» отремонтировал и модернизировал уже построенные машины (пришлось упрочнить планер и устранить ряд других недостатков), и внес изменения в документацию на новые.

Самолёт был готов к серийному производству и оно не заставило себя долго ждать, и 25 сентября 2012 года в небо поднялся первый серийный самолёт для Морских Сил самообороны .

Рассмотрим эту машину поближе.

Фюзеляж самолёта построен с применением большого числа композитных конструкций. Крыло и аэродинамика в целом оптимизированы для полётов с небольшими скоростями на малых высотах – это отличает самолёт от американского аналога Р-8 Poseidon, который работает со средних высот. Сам фюзеляж создаётся совместно Kawasaki Heavy Industries (носовая часть фюзеляжа, горизонтальные стабилизаторы), Fuji Heavy Industries (вертикальные стабилизаторы и крылья в целом), Mitsubishi Heavy Industries (средняя и хвостовая части фюзеляжа), Sumimoto Precision products (шасси).

Р-1 – первый в мире самолёт, ЭДСУ которого передаёт управляющие сигналы не через цифровые шины данных на кабелях-«шлейфах», а через оптическое волокно . Это решение, во-первых ускоряет быстродействие всех систем, во-вторых, упрощает ремонт самолёта при необходимости такового, в третьих, оптический сигнал, передаваемый по оптическому же кабелю куда менее восприимчив к электромагнитным помехам. Японцы позиционируют этот самолёт, как имеющий повышенную стойкость к поражающим факторам ядерного оружия, и отказ от проводов в ключевых цепях системы управления, безусловно, сыграл свою роль.

Планер самолёта уникален в том смысле, что не является переделкой пассажирской или грузовой машины, а был разработан с «с нуля» именно как противолодочный. Это беспримерное по нынешним временам решение. Сейчас японцы ведут разработку других вариантов этого самолёта, от «универсального» UP-1, способного нести любое измерительное, коммуникационное или иное оборудование, до самолёта ДРЛО. Первый лётный прототип уже переоборудован в UP-1 и проходит испытания. Другого такого примера современная авиация не знает.

По своим габаритам, самолёт близок к 90-100 местному пассажирскому самолёту, но имеет четыре двигателя, что для машин такого класса нетипично и усиленную конструкцию, что логично для специально разработанной машины. Р-1 существенно больше американского «Посейдона».

Ядром прицельно-поисковой системы самолёта является РЛС с АФАР Toshiba/TRDI HPS-106. Этот радиолокатор совместно разрабатывали корпорация Toshiba и TRDI, Technical Research and Development Institute – Технический проектно-конструкторский институт, научно-исследовательская организация Министерства обороны Японии.

Спецификой этой РЛС является то, что дополнительно к основной антенне с АФАР, установленной в носу самолёта, она имеет ещё два полотна, установленных по бортам, под кабиной пилотов. Ещё одна антенна установлена в хвостовой части самолёта.

Носовой обтекатель и бортовая решётка РЛС с АФАР

РЛС всережимная, и может работать в том числе в режиме синтезирования апертуры, и в режиме инверсного синтезирования апертуры. Характеристики и расположение антенн дают обзор 360 градусов в каждый момент времени. Именно эта РЛС и «считывает» те волновые эффекты на поверхности воды, и над ней, благодаря которым современные противолодочные самолёты просто «видят» лодку под водой. Естественно, что обнаружение надводных целей, перископов, устройств РДП выпущенных подлодками, или воздушных целей для такой РЛС не проблема абсолютно.

В носу самолёта установлена убирающаяся поворотная турель с оптико-электронной системой FLIR Fujitsu HAQ-2 . В её основе – ИК-телекамера с дальностью обнаружения целей 83 километра. На этой же турели установлен ряд других телекамер.

Видно, что турель можно не только поднять-опустить, но и повернуть.

В хвосте самолёта установлен обыкновенный магнитометр – в отличие от американцев, японцы не отказались от этого способа поиска, хотя он, скорее, нужен для верификации, а не как основной инструмент . Магнитометр самолёта реагирует на типовую стальную подлодку примерно в радиусе 1,9 км. Магнитометр является японской копией канадского CAE AN/ASQ-508(v), одного из самых эффективных магнитометров в мире.

Штанга магнитометра видна очень хорошо.

Естественно, что для того, чтобы мгновенно преобразовать сигналы от РЛС, ИК-камеры и магнитометра в некую единую предполагаемую цель, и эту предполагаемую цель нарисовать н экранах отображения тактической обстановки, нужны большие вычислительные мощности и японцы разместили довольно крупный вычислительный комплекс на самолёте, благо место есть. Это, кстати, мощная тенденция – на самолёты ставят по-настоящему большие компьютеры, и для них требуется заранее предусмотреть и место, и электроснабжение, поработать над их охлаждением и электромагнитной совместимостью с прочими системами самолёта. В «Посейдоне» сделано тоже самое.

Кабина оснащена высококлассным оборудованием японского производства. Обращает на себя внимание то, что оба пилота имеют ИЛС. Для сравнения, в «Посейдоне» он есть только у командира.

Кабина пилотов. Нужны ли тут комментарии?

При этом у американцев реализован режим слепой посадки, когда на ИЛС выводится виртуальное изображение местности, над которой летит самолёт, как если бы пилот реально видел её в окно, причём относительно этой картинки самолёт позиционируется идеально точно и без лагов по времени.

Таким образом, при наличии виртуальных моделей местности вокруг аэродрома, на который производится посадка, пилот может посадить самолёт при абсолютно нулевой видимости и без помощи наземных служб. Для него просто нет разницы, есть видимость или её нет, компьютер в любом случае даст ему картинку (если она заложена в память для данного места). Возможно, что и у Р-1 реализованы такие функции, по крайней мере, вычислительные мощности на борту позволяют их обеспечить.

Самолёт оснащён комплексом радиосвязи Mitsubishi Electric HRC-124 и системой космической связи Mitsubishi Electric HRC-123. На борту установлен терминал связи и распределения информации MIDS-LVT совместимый с Datalink 16, с помощью которого самолёт может автоматически передавать и получать информацию от других японских и американских летательных аппаратов, прежде всего от японских F-15J, P-3C, E-767 AWACS, E-2C AEW, палубных вертолётов MH-60, F-35 JSF.

Малый терминал многофункциональной системы распределения информации MIDS-LVT для интеграции самолёта в систему взаимного обмена информацией Datalink 16. По-настоящему важные вещи иногда выглядят непритязательно.

«Мозгом» самолёта является Система боевого управления Toshiba HYQ-3 – это ядро поисково-прицельной системы. Благодаря ей и происходит «сращивание» разрозненных групп сенсоров и датчиков в единый комплекс, где каждый элемент системы дополняет друг друга. Более того, японцы составили огромную библиотеку тактических алгоритмов для выполнения противолодочных задач, и разработали «искусственный интеллект» - продвинутую программу, которая фактически делает за экипаж часть работы, выдавая готовые решения для поиска и поражения подводной лодки.

Впрочем, рабочий пост тактического координатора – живого офицера, способного командовать противолодочной операцией, управляя всем экипажем отталкиваясь от получаемых и обрабатываемых самолётом данных, там тоже есть. Не известно, есть ли на борту оператор радиоразведки, но, по опыту американцев, исключать такое нельзя. Стандартный экипаж в 13 человек исключительно для охоты на подлодки прямо скажем великоват.

Боевые посты

На самолёте, как и положено противолодочнику, имеется запас гидроакустических буёв, вот только японцы не стали копировать американскую схему – ни новую, ни старую.

Когда-то давно американцы грузили буи в пусковые шахты, смонтированные в днище фюзеляжа. Одна шахта – один буй. Такая схема была нужна для того, чтобы перенастройку буёв можно было бы проводить прямо в полёте, что выгодно отличало «Орион» от российского Ил-38, где буи находились в бомбоотсеке и где их нельзя было настроить под волнение в ходе полёта.

Зарядка буёв в пусковые шахты «Ориона». У Р-1 так тоже можно, и главное, что буй можно отрегулировать перед сбросом.

В новом «Посейдоне» США, освоившие новые методы ведения боевых действий, отказались от подобного способа постановки, ограничившись тремя 10-ти зарядными роторными пусковыми установками и тремя шахтами для ручного сброса. А у японцев появились и роторные установки, и шахты для ручного сброса, и стеллаж на 96 буёв, и, в тоже время, 30-ти зарядная пусковая установка в днище самолёта, аналогичная «Ориону». Таким образом, у Р-1 есть определённые преимущества перед американским аналогом.

Слева видны две роторных пусковых установки для гидроакустических буёв. Очень удобно при постановке залпом небольшого количества буёв - 4-5 шт. Можно и по одному .

Стеллаж для буёв. Крепление как у американцев, может он даже покупной. Буи лежат так, чтобы их можно было настроить перед сбросом прямо в стеллаже - и сразу в пусковую .

А это пусковые шахты для выставления «поля» буёв. Работать это поле может как одна огромная антенна .

Постановка буёв

Самолёт оснащён системой электронной разведки Mitsubishi Electric HLR-109B, позволяющей засекать и классифицировать излучение радиолокационных станций противника, и может быть использован как разведывательный.

Антенна системы

Система обороны самолёта Mitsubishi Electric HLQ-9 состоит из подсистемы предупреждения о радиолокационном облучении, подсистемы обнаружения приближающихся ракет, комплекса постановки помех и отстреливаемых ИК-ловушек.

В обороне

Представляют интерес и двигатели самолёта. Двигатели, как и большинство систем самолёта, японские, разработаны и производятся в Японии. При этом, что интересно, разработчиком двигателей объявлено Министерство обороны Японии. Производителем же является Ishikawajima-Harima Heavy Industries - IHI , ещё одна крупнейшая японская корпорация, производящая огромный спектр промышленных изделий, включая широкую линейку авиационных двигателей.

Двигатель модели F7-10 имеет небольшой размер, вес и тягу в 60 кН каждый. С четырьмя такими двигателями самолёт обладает хорошими взлётными характеристиками, и повышенной по сравнению с двухдвигательным самолётом, живучестью. Мотогондолы оснащены звукоотражающими экранами.

По уровню шума самолёт превзошёл «Орион» - Р-1 тише на 10-15 децибел.

Самолёт имеет вспомогательную силовую установку Honeywell 131-9.

ВСУ

Первое отверстие - воздухозаборник ВСУ, второе - выхлоп.

Оружие, которое может нести и применять самолёт довольно разнообразно для патрульной машины.

Оружие может располагаться как в компактном отсеке вооружения в передней части самолёта (предназначен в основном для торпед), на восьми узлах подвески, так и на съёмных подкрыльевых пилонах, число которых тоже может доходить до восьми, по четыре на крыло. Общая масса боевой нагрузки – 9000 кг.

Торпеда «Тип 97»

ПКР ASM-1C

AGM-65 Maverick

Недавно принятая на вооружение сверхзвуковая «трёхмаховая» ПКР ASM-3 в состав оружия самолёта не заявлена, но исключать это не стоит. Для поражения малогабаритных целей на короткой дистанции самолёт может нести УР AGM-65 Maverick, также американского производства.

Торпедное вооружение представлено американскими малогабаритными противолодочными торпедами Mk.46 Mod 5, некоторое количество которых, возможно, ещё остаётся у японцев, и японскими торпедами Type 97, калибром 324 мм, как и у американской торпеды. Будущая торпеда, разрабатываемая сейчас под индексом GR-X5, уже заранее заявлена в состав вооружения.

Нет никаких сведений, что самолёт может применять торпеды, оснащённый устройством для планирования, подобно американцам, но и исключать это нельзя, учитывая полную идентичность японских и американских протоколов связи на которых работает военная электроника и устройств подвески оружия. Также возможно применение с самолёта глубинных бомб и морских мин. Неизвестно, адаптирован ли самолёт для применения глубинных бомб с ядерной боевой частью.

Интересно, но похоже японцы отказались от применения дозаправки топливом в полёте. С одной стороны, дальность полёта в 8000 км позволяет это делать, с другой, это снижает время поиска, что является крайне негативным фактором. Так или иначе, но принимать топливо в воздухе самолёт не может.

P-8 Poseidon и Kawasaki P-1 рядом. Видно, что входы в самолёт удачнее у американцев, а следовательно и экстренное покидание удобнее. С другой стороны, пока не упал, Kawasaki может быть и получше.

В настоящее время все Р-1 базируются на авиабазе Ацуги, в префектуре Канагава.

Как известно, в рамках курса на милитаризацию, Япония планирует отказаться от значительно части ограничений на собственное военно-техническое развитие в 2020-м году. И премьер-министр Синдзо Абэ, и члены его кабинета не раз об этом говорили. В рамках этого подхода, Япония уже не раз предлагала новый самолёт на экспорт (пока экспорт Японией оружия запрещён её же Конституцией). Но победить американский «Посейдон» пока не получается – как по политическим факторам, так и по техническим, «Посейдон» хоть кое в чём и проще, но по стоимости жизненного цикла, видимо, выигрывает.

Впрочем, история Р-1 только начинается. Эксперты уверены, что Р-1 будет одним из средств, которыми Япония будет пробивать себе дорогу на мировые рынки оружия, наряду с подлодками класса «Сорю», оснащёнными воздухонезависимой энергоустановкой и гидросамолётом US-2 ShinMayva.

Изначально планировалось, что будет заказано 65 таких самолётов. Однако, после получения первых 15 машин, покупки остановились. Последний раз японское правительство предметно обсуждало увеличение производства в мае 2018 года, однако решение до сих пор не принято. Кроме Р-1, у Японии есть 80 модернизированных Р-3С Orion американского производства.

Это тем более удивительно, что китайский подводный флот растёт. Обычным убеждением любого аналитика, занимающегося вопросами военного развития азиатских государств является то, что рост японской военной мощи является ответом на рост таковой же у Китая. Но по какой-то причине, корреляции между развитием китайского подплава и японской базовой патрульной авиации не существует, как будто в реальности Япония имеет ввиду другого противника.

Впрочем, как весной 2018-го года заявил Риота Ишида, высокопоставленный сотрудник японского министерства обороны, до 58 машин рано или поздно будет поставлено на вооружение «в долгосрочной перспективе», сейчас же планов увеличить количество самолётов противолодочной обороны у Японии нет.

Так или иначе, Kawasaki Р-1 это уникальная программа, которая ещё оставит свой след в японской морской авиации. И вполне возможно, что этот самолёт ещё и повоюет.

Знать бы, против чьих подводных лодок.

И бортовые средства работы с ними (рабочие места операторов РГП), позволяющие обнаруживать ПЛ по шуму гребных винтов и излучению гидролокаторов ;

  • магнитометр , позволяющий обнаруживать подводные лодки по магнитному полю корпуса;
  • РЛС нижнего обзора, имеющая ограниченное применение, так как позволяет обнаружить лишь всплывшую ПЛ по отражению рубки или корпуса - микроволны не проходят через воду;
  • противолодочное оружие - как правило, ракеты-торпеды .
  • ПЛС обычно входят в состав морской авиации - в Российской Федерации это авиация ВМФ , в США - ВМС США , в Индии - ВМС Индии и т. д. Базируются противолодочные самолёты на аэродромах , находящихся недалеко от моря - в России это аэродромы Северного флота (действующего в Атлантическом и Северном Ледовитом океанах) Североморск-1 и Кипелово , находящиеся под Мурманском и Вологдой соответственно, и аэродромы ТОФ Каменный Ручей (находится близ Советской Гавани и Николаевка (примерно в 150 км от Владивостока). В Североморске и Николаевке базируются Ил-38, в Кипелово и Каменном Ручье - Ту-142МК.

    Ил-38. Видны обтекатель магнитометра на хвосте и обтекатель РЛС под кабиной

    Рабочие места операторов РГП Ту-142МК-З

    Источники

    • Изделие ВПМК. Техническое описание
    Avro Shackleton

    Авро Шеклтон (англ. Avro Shackleton) - четырёхмоторный поршневой патрульный противолодочный самолёт Королевских ВВС Великобритании, разработанный компанией Авро на базе бомбардировщика Второй мировой войны Авро Линкольн.

    Использовался с 1951 по 1990 год как противолодочный самолёт (anti-submarine warfare, ASW), морской патрульный самолёт (maritime patrol aircraft, MPA), самолёт дальнего обнаружения (airborne early warning, AEW), поисково-спасательный самолёт (search and rescue, SAR) и в других ролях. Самолёт также эксплуатировался военно-воздушными силами Южно-Африканской Республики в период с 1957 по 1984 годы.

    Назван в честь полярного исследователя, сэра Эрнеста Шеклтона

    Boeing P-8 Poseidon

    Boeing P-8 Poseidon (рус. Боинг P-8 «Посейдон») - патрульный противолодочный самолёт, разработанный по программе многоцелевого морского самолёта (англ. multimission maritime aircraft, сокр. MMA) для замены Lockheed P-3 Orion. Предназначен для обнаружения и уничтожения подводных лодок противника в районах патрулирования, разведки, участия в противокорабельных и спасательных операциях - как в прибрежных районах, так и в Мировом океане. В основе - конструкция обновлённого лайнера Boeing 737-800. От прародителя его отличает крыло, лишённое винглетов, но имеющее законцовки с увеличенной стреловидностью.

    Breguet Alizé

    Бреге Br.1050 «Ализе» (фр. Breguet Br.1050 Alizé - Пассат) - французский палубный противолодочный самолёт.

    Fairey Gannet

    Фэйри Гэнит (англ. Fairey Gannet - Олуша) - британский палубный противолодочный самолёт и самолёт ДРЛО. Разработан и производился Fairey Aviation Company. Эксплуатировался с 1953 по 1978 год. Эксплуатанты - ВМС Великобритании, Австралии, Индонезии, ФРГ.

    Grumman S-2 Tracker

    Грумман S-2 «Трекер» (англ. Grumman S-2 Tracker, до 1962 - S2F) - американский палубный противолодочный самолёт.

    S-2 стал первым самолётом ВМФ США, который был оснащён одновременно средствами обнаружения и средствами уничтожения подводных лодок. У предшественников S-2 функции обнаружения и атаки были разделены, противолодочная система AF Guardian состояла из двух однотипных самолётов, один из которых нёс радар, а второй - противолодочные торпеды.

    Jezebel (гидроакустическая система)

    Jezebel (также LOFAR англ. LOw Frequency Analysis and Recording, низкочастотный анализ и запись) - пассивный гидролокатор, предназначенный для поиска подводных лодок и гидроакустического наблюдения за акваториями. На контролируемой территории выставлялись до 16 пассивных гидроакустических буёв, которые улавливали акустические колебания от подводных лодок и других объектов и ретранслировали его по УКВ-радиоканалу на противолодочный самолёт. Сравнение сигналов с различных буёв позволяло определить точные координаты цели. Спектральный анализ сигналов (выделение акустической сигнатуры) позволял также классифицировать цель и определить её государственную принадлежность.

    В системе Jezebel использовались рекордеры AN/AQA-3 и AN/AQA-4. AQA-3 представляла собой четыре 76-мм печатающих устройств, расположенных в линейку, которые на широкой ленте печатали зависимость спектра сигнала от времени (по оси X - частота, по оси Y - время). В отличие от AQA-3 на AQA-4 была дополнительная кнопка для установления связи.

    Julie (гидроакустическая система)

    Julie - активный бистатический гидролокатор, предназначенный для поиска подводных лодок. Использовал технологию ERR (англ. Explosive Echo Ranging, определение дальности по эхо-сигналу от взрыва). Источниками зондирующего сигнала служили практические заряды (глубинные бомбы малого калибра), приёмниками - гидроакустические буи различных типов (AN/SSQ-2, AN/SSQ-23). Гидроакустический сигнал ретранслировался по УКВ-каналу на противолодочный самолёт, где обрабатывался для определения типов и координат подводных объектов.

    Перед зондированием противолодочный самолёт устанавливал на исследуемой акватории гидроакустические буи, после чего подрывал несколько глубинных бомб малого калибра, называемых практическими зарядами (англ. Practice Depth Charge, PDC). Прямой и отражённый от подводной лодки акустический сигнал принимался буями и распечатывался на бумажной ленте. При помощи специальных линеек, откалиброванных в зависимости от температуры воды ((англ. Julie rulers, линейки Джули)), операторы определяли расстояние от цели до соответствующего буя. Расстояние до двух буёв позволяло определить координаты лодки, однако при этом возникала неоднозначность (лодка могла находиться в любой из двух точек, симметричных относительно линии, проходящей через пару буёв). Для устранения неоднозначности либо использовали три буя, либо проверяли обе точки вероятного положения лодки магнитным детектором.

    Главным недостатком системы Julie была невозможность скрытного поиска подводной лодки. После взрыва глубинных бомб подводная лодка предпринимала манёвр уклонения, меняла курс, глубину, выпускала гидроакустические помехи, использовала особенности гидрологической обстановки, что значительно уменьшало радиус уверенного обнаружения лодки системой. Для стабильной работы система требовала высоко квалифицированной сработанной команды операторов. Обычно система Julie работала совместно с другими системами поиска. Например, при выполнении манёвра уклонения подводная лодка как правило увеличивала скорость, что повышало уровень шумов движителя и механизмов и увеличивало дальность обнаружения лодки пассивной системой Jezebel.

    В ВМС США применялась многоступенчатая процедура поиска и уничтожения подводных лодок. Первичный контакт с целью устанавливался системой дальнего обнаружения SOSUS, затем координаты цели уточнялись сначала системой Jezebel, затем Julie. Если подводная лодка всплывала на перископную глубину, в эту цепочку добавлялось обнаружение лодки радаром противолодочного самолёта. На завершающем этапе поиска непосредственно перед атакой лодки глубинными бомбами для точной локализации цели использовался магнитный детектор.

    Первоначально для систем Julie и Jezebel использовался один тип пассивного буя, однако в дальнейшем для каждой системы был разработан собственный буй. Буй для системы Julie был значительно дешевле, поскольку система была менее требовательна к параметрам гидрофонов, требовалось только зафиксировать белый шум прямой и отражённой волны.

    Julie разработана в Исследовательском центре морской авиации (Naval Air Warfare Center Warminster) и поступила на вооружение ВМС США в 1956 году со штатным буём AN/SSQ-2B. В 1957 году буй был заменён на AN/SSQ-23.

    Julie была единственной системой ERR, использовавшейся в ВМС США. В дальнейшем она была заменена системами активных гидракустических буёв, которые подобно гидролокаторам генерировали свой собственный зондирующий сигнал.

    Lockheed Hudson

    Lockheed Hudson - американский легкий бомбардировщик и противолодочный самолет, первоначально построенный по заказу Королевских ВВС незадолго до начала Второй мировой войны и служивший в основном в RAF. Хадсон был первым значительным контрактом для Lockheed Aircraft Corporation - первоначальный заказ RAF на 200 самолетов значительно превзошел все предыдущие заказы фирмы. Хадсон служил на протяжении всей войны главным образом в Береговой охране, а также в роли транспорта и учебного самолета. Самолет выполнял и доставку агентов в оккупированную Францию. Хадсоны также широко использовались в противолодочных эскадрильях Королевских канадских ВВС и Королевскими австралийскими военно-воздушными силами.

    Lockheed S-3 Viking

    Локхид S-3 «Викинг» (англ. Lockheed S-3 Viking) - американский палубный противолодочный самолёт. Самолёт производился корпорацией Lockheed на Палмдейлском авиазаводе № 42, всего было построено 187 машин. Первый прототип совершил пробный полёт 21 января 1972 года. Серийное производство продолжалось с 1971 по 1978 годы. S-3 Viking стоял на вооружении американского флота с 1974 года. Снят с вооружения в 2009 году. Стоимость в ценах 1974 года - $27 млн.

    В конце октября 2013 года, появилась информация о том, что Lockheed Martin намерена восстановить и модернизировать часть законсервированных самолётов, находящиеся на территории 309-й группы по обслуживанию и ремонту авиакосмической техники (AMARG). Самолёты предполагается предложить ВМС Южной Кореи, для замены патрульных самолётов P-3C/CK Orion, и ВМС США, в варианте транспортного и палубного самолёта-заправщика. Всего с хранения возможно полностью восстановить и переоборудовать от 50 до 100 S-3 Viking.

    Авиационно-технический музей (Луганск)

    Авиационно-технический музей - крупный авиационный музей, расположенный в г. Луганск.

    Создан в 1996 году. Его первыми экспонатами стали летательные аппараты, которые выработали свой ресурс и были отправлены на Луганский авиационно-ремонтный завод. Однако из-за отсутствия финансирования эти самолёты и вертолёты так там и остались, а впоследствии были попросту списаны в металлолом. Именно тогда и было принято решение сохранить эту технику как память для потомков.

    Бе-12

    Бе-12 «Чайка» (изделие «Е», по кодификации НАТО: Mail) - советский противолодочный самолёт-амфибия (летающая лодка).

    На момент создания он являлся самым большим серийным самолётом-амфибией в мире.

    Бомбодержатель

    Бомбодержатель - у авиационных специалистов такого термина нет. Используется термин «держатель» - узел внутренней или внешней подвески для изделий, как правило - боеприпасов различного характера, от простых свободнопадающих бомб до различных кассет, буёв и т.п. Для ракет большой дальности предназначены балочные держатели (балки), с которыми дополнительно монтируется масса агрегатов и аппаратуры.

    Держатели делятся на:

    кассетные (КД);

    мостовые (МД);

    балочные (БД);

    многопозиционные (барабанные, применяются только на Ту-95МС и Ту-160)КД используются для подвески небольших изделий - бомб калибром до 3000 кг (ФАБ-250, ФАБ-500, ФАБ-3000 - в зависимости от типа держателя), радиогидробуёв (РГБ) и др. Например, держатель КД3-22Р может нести три бомбы калибром 500 кг либо четыре бомбы калибром 250 кг, держатель КД4-105А - одну бомбу калибром до 3000 кг либо две калибром 1500 кг. При установке нескольких КД самолёт может нести множество (до нескольких сотен) изделий - например, противолодочный самолёт Ту-142МК при оборудовании по поисковому варианту (без ракет-торпед) несёт 400 радиогидробуёв (строго говоря, значительная часть РГБ снаряжается в кассетный держатель КД-142М) .

    БД используются для подвески тяжёлого вооружения - например, БД6-105А способен нести авиабомбу ФАБ-9000 (калибром, как следует из маркировки, 9000 кг).

    Малый балочный держатель МБД-3-У9 предназначен для внешней подвески 9 бомб калибра до 500 кг.

    На ракетоносцах Ту-16 ставились специальные переходные узлы, позволяющие на ракетные балки подвешивать свободнопадающие боеприпасы.

    Многопозиционная катапультная установка МКУ-6-5У, стоящая на Ту-95МС и Ту-160, проворачивается в нужное положение гидроприводом, для питания которого на Ту-95 ввиду отсутствия мощной самолётной гидросистемы установлены две автономные электрогидравлические установки (АЭГУ, основная и резервная), а на Ту-160 применяются самолётные гидросистемы. Каждая АЭГУ состоит из двух насосов с асинхронными двигателями МТ-8,5 мощностью 8,5 кВА (аналогичные применены в качестве насосных станций гидросистем Ту-154), бака и датчиков.

    Ил-38

    Ил-38 (по кодификации НАТО: May) - советский противолодочный самолёт средней дальности, разработанный в ОКБ-240 Ильюшина на основе пассажирского Ил-18В. Самолёт предназначен для самостоятельного или совместного с противолодочными кораблями поиска и уничтожения подводных лодок противника, для морской разведки, поисково-спасательных операций, постановки минных заграждений.

    Катастрофа Ту-142 над Татарским проливом

    6 ноября 2009 года противолодочный самолёт Ту-142МЗ ВВС и ПВО Тихоокеанского флота Российской Федерации, принадлежащий 568-му отдельному смешанному авиационному полку ТОФ (п. Монгохто Хабаровского края, аэродром Каменный Ручей), выполнял тренировочный полёт согласно плану боевой подготовки в северной части Японского моря. На завершающем этапе полёта над акваторией Татарского пролива в 14:17 по московскому времени (21:17 VLAT) связь с экипажем прервалась, и отметка самолёта исчезла с экранов наземных радиолокационных станций системы управления воздушным движением и РЛС РТО аэродрома Каменный Ручей, приблизительно в 10 км от мыса Датта. На борту Ту-142МЗ находились 11 военнослужащих.

    П-42 «Гарпун»

    П-42 «Гарпун» - проект палубного реактивного самолёта противолодочной обороны (ПЛО), который разрабатывался Государственным союзным опытным заводом морского самолётостроения (будущий ТАНТК имени Бериева). Самолёт должен был войти в состав авиагруппы проектировавшихся авианосцев проекта 1160 «Орёл». Работы по проекту были прекращены в 1973 году, одновременно с отказом от дальнейшей разработки проекта 1160.

    Посейдон (значения)

    Посейдон может означать:

    Посейдон - в древнегреческой мифологии бог морей (см. также Нептун).

    Посейдон (кратер) - лунный кратер, расположенный в Море Ясности.

    (4341) Посейдон - околоземный астероид из группы аполлонов, который характеризуется очень вытянутой орбитой с большим эксцентриситетом.

    UGM-73 «Посейдон» - семейство американских баллистических ракет, размещаемых на подводных лодках.

    Boeing P-8 Poseidon - американский патрульный противолодочный самолёт.

    «Посейдон» - российская беспилотная атомная подводная лодка известная также как «Статус-6».

    Посейдон (газопровод) - проект газопровода, который может быть протянут между Турцией и Италией.

    Противолодочная авиация

    Противолодочная авиация - один из родов морской авиации (в вооружённых силах некоторых государств - является родом ВВС), предназначенный для уничтожения подводных лодок противника на море.

    Имеет на вооружении противолодочные самолёты и вертолёты.

    Противолодочная оборона США в 1962 году

    Противолодочная оборона США в 1962 году - средства борьбы с подводными лодками и тактика их применения, существовавшие в США в 1962 году на момент возникновения Карибского кризиса.

    Словесные названия российского оружия/Ч

    Словесные названия российского оружия

    «Чажма» - корабль КИК пр.1130

    «Чайка» - радионавигационная система

    «Чайка» - авиационный радиовысотомер

    «Чайка» - КАБ УБ-2000Ф

    «Чайка» - КШМ Р-145 на базе БТР-60ПА

    «Чайка» - противолодочный самолёт-амфибия Бе-12 (М-12)

    «Чайка» - авиационный электронно-оптический визир

    «Чайка» - авиационная аппаратура автоматизированной кодовой и информационной связи Р-099

    «Чайка» - переносная милицейская УКВ радиостанция 62Р1

    «Чайка» - проект высотного самолёта М-17

    «Чайка» - ПЛ пр. 670М

    «Чайка-М» - ПЛ пр. 06704

    «Чайка-Стремнина» - оконечная аппаратура быстродействия

    «Чакра» - АПЛ с КР пр. 06709

    «Чардаш» - корабельный навигационный комплекс

    «Чародейка» - корабельный комплекс радиопленгования УКВ диапазона Р-764 для разведывательных кораблей пр. 864

    «Чебак» - возимый КВ радиоприёмник Р-309К-1

    «Челнок» - телеуправляемый минный тральщик пр.1300

    «Черёмуха» - мобильный автоматический КВ радиопеленгатор Р-355

    «Черёмуха» - серия спецсредств со слезоточивым газом CN

    «Черешня» - дрейфующая станция помех (В-611)

    «Черешня» - корабельный КВ радиопередатчик Р-644

    «Чёрная акула» - боевой вертолёт Ка-50

    «Черника» - корабельный панорамный КВ радиоприёмник Р-710

    «Чернила» - панорамный КВ радиоприёмник Р-719

    «Черноморец» - авиационная ракета-торпеда (опытная)

    «Чернослив» - авиационная наземная автомобильная УКВ радиостанция Р-814 (РАС-УКВ-А)

    «Чёрный орёл» - перспективный танк (об.640)(«Тарантул»)

    «Чибис» - авиационная станция телевизионной разведки И-249Б

    «Чибис» - корабельная РЛС

    «Чибис» - патрульный катер пр.21850

    ОАК продолжает выполнение контракта с Минобороны России по модернизации противолодочных самолётов Ил‑38. Они стоят на вооружении морской авиации Военно-морского флота нашей страны. В ходе работ компания «Ил» продлевает ресурс остающихся в строю машин, переоснащая их более современными бортовыми комплексами. Эти «илы» используются как для целей обороны, так и в спасательных операциях. Тем временем российский флот планирует заказать противолодочный патрульный самолёт нового поколения. Работы по его созданию для морской авиации ВМФ России в ОАК близятся к завершению.

    15 ноября 2017 года подводная лодка Военно-морских сил (ВМС) Аргентины «Сан-Хуан» перестала выходить на связь. Представитель ВМС Аргентины Энрике Бальби сообщил, что есть информация об одиночном взрыве, который мог быть связан с исчезновением «Сан-Хуана». По его словам, причиной аварии на субмарине могло стать повреждение аккумуляторов. На борту подлодки находилось 44 человека, в том числе первая в истории Аргентины женщина-подводник Элиана Мария Кравчик. Поиски подлодки затянулись. Несколько стран направили свои технические средства для помощи в поиске пропавшего «Сан-Хуана». Минобороны России также отправило запрошенное Аргентиной оборудование - подводный аппарат «Пантера Плюс», а также водолазов-глубоководников.

    Однако поиск подводной лодки можно было бы существенно ускорить с помощью средств морской авиации ВМФ России. Бывший командующий Балтийским флотом ВМФ России (в 2001–2006 годах) адмирал Владимир Валуев заявил, что «целесообразным было бы направить в район операции противолодочные самолёты Ил‑38 с магнитными обнаружителями».

    Силы поисково-спасательного обеспечения российского флота регулярно проводят учения по спасению экипажа подводной лодки, условно терпящей бедствие. Например, такие тренировки проводились в июле 2017 года на Тихоокеанском флоте в заливе Петра Великого. По сообщению пресс-службы Восточного военного округа, в ходе учения с помощью самолёта Ил‑38 был осуществлён поиск “аварийной” подводной лодки, лёгшей на грунт на глубине около 50 метров. Субмарина была успешно найдена, ее экипаж «спасён».

    В октябре 2017 года в хлде очередных учений экипажей из состава морской авиации Тихоокеанского флота с аэродром Николаевка, расположенного в 37 км северо-восточнее Находки, поднялись в воздух противолодочные Ил‑38 Тихоокеанского флота. Цель полёта - подводная лодка в прибрежной акватории. Данные о субмарине были получены со спутника, но точные координаты самолёты получили с помощью гидроакустического комплекса. После обнаружения субмарины «илы» атаковали цель глубинными бомбами и торпедами. Цель была уничтожена. Конечно, удар наносился не по конкретной субмарине, а по «подводной лодке условного противника».

    Ил‑38 уже отметил свой 55-летний юбилей с момента первого полёта. Однако начальник морской авиации ВМФ России, Герой России генерал-майор Игорь Кожин заявил телеканалу «Звезда», что Ил‑38 первоначального облика «до настоящего времени достойно выполнял задачи по поиску и обнаружению подводных целей, обеспечивая защиту морских рубежей государства, наших интересов в подводной среде». По его мнению, «аэродинамика самолёта настолько “вылизана”, что придумать что-то принципиально новое вряд ли представляется возможным».

    В настоящее время компания «Ильюшин» ведёт работы по модернизации этих машин. «Новейший комплекс “Новелла”, установленный на модернизированных самолётах морской авиации Ил‑38, позволит увеличить эффективность поиска и обнаружения подводных лодок в четыре раза», - заявил в феврале 2017 года главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Королёв. Он отметил, что морская авиация развивается синхронно с другими составляющими флота.

    Впечатлительные американцы прозвали Ил‑38Н “Killer submarines” - «Убийца подлодок», и оказались недалеки от истины. Однако его потенциал гораздо шире. Рассказывая о новых возможностях самолёта, адмирал Владимир Королёв сказал: «Противолодочный самолёт в результате модернизации получил радиоэлектронный комплекс “Новелла”, который позволяет увеличить эффективность поиска и обнаружения подводных лодок. И плюс к тому обладает возможностями ведения разведки и выдачи целеуказания. Этот же самолёт с помощью новой поисково-прицельной системы может уверенно находить подводные лодки и уничтожать их, причём с применением расширенной по сравнению с базовым Ил‑38 номенклатуры вооружений».

    Чуть ранее, в январе 2017 года, Игорь Кожин сообщил: «Авиация ВМФ России получит около 30 прошедших модернизацию самолётов Ил‑38Н. Поставка всех модернизированных самолётов должна завершиться не позднее 2025 года».

    «Мы говорим сегодня, что летательные аппараты, устаревшие морально, в процессе модернизации становятся вполне современными. Они позволяют нам решать задачи, которые поставил перед нами президент России, а именно выйти на 70-процентный рубеж новых самолётов морской авиации, - сказал Игорь Кожин. - Несмотря на достаточно серьёзный возраст Ил‑38, ему сделана новая модернизация, которая позволит поднять возможности самолёта на качественно новый уровень. Наши “партнёры” будут очень удивлены теми возможностями, которые в ближайшем будущем будут продемонстрированы модернизированными комплексами».

    Эти возможности, очевидно, оценили и наши настоящие партнёры: в 1970-е годы Индия приобрела шесть Ил‑38.

    13 февраля 2017 года. Аравийское море. Учения Военно-морских сил (ВМС) Индии TROPEX 2017. Морской патрульный самолёт ВМС Индии Ил‑38SD выполнил пуск российской противокорабельной ракеты Х‑35Э класса «воздух - корабль» с радиолокационным управлением по кораблю-цели. Обозначение SD идёт от комплекса Sea Dragon - «Морской дракон», являющегося экспортным вариантом российского комплекса «Новелла». Как и самолёты Ил‑38 ВМФ России, Ил‑38SD вооружены торпедами, бомбами, но по требованию индийских ВМС арсенал средств поражения расширен путём добавления в него ракет Х‑35Э.

    По данным производителя Х‑35Э - корпорации «Тактическое ракетное вооружение», это - противокорабельная ракета, предназначенная для поражения ракетных, торпедных, артиллерийских катеров, надводных кораблей водоизмещением до 5 тыс. т и морских транспортов. Х‑35Э может применяться в простых и сложных метеоусловиях, днём и ночью, в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия противника. Низкий уровень заметности ракеты обеспечивается её небольшими габаритами, предельной маловысотной траекторией полёта, а также специальным алгоритмом наведения, обеспечивающим максимальную скрытность использования ракетой активной радиолокационной головки самонаведения.

    Целеуказание может поступать как от бортовых средств носителя, так и от внешних источников, которым в Аравийском море, видимо, выступал Ил‑38SD. Стоит добавить, что Х‑35Э имеет высокие тактико-технические характеристики: дальность пуска до 130 км, высоту полёта на маршевом участке 10–15 м, а на конечном - всего 4 м при скорости полёта около 980 км/ч.

    Как заявил представитель пресс-службы ВМС Индии капитан Д. К. Шарма (D. K. Sharma), во время учений TROPEX 2017 была успешно продемонстрирована способность Х‑35Э уничтожать цели на дальнем расстоянии. Это были первые подобные стрельбы с прошедшего модернизацию и среднесрочный ремонт Ил‑38SD.

    «Самолёт продемонстрировал свою способность наносить удар мощными противолодочными ракетами, - говорилось в опубликованном заявлении индийского флота. - Эта разработка подтверждает способность ВМС Индии обеспечить оборону дальних морских рубежей Индийского субконтинента». По словам капитана Шармы, Ил‑38SD принадлежал 315-й военно-морской эскадрилье, базирующейся в Гоа, в состав которой входят пять таких самолётов. Индийская пресса отметила, что поставка модернизированных Ил‑38SD началась в 2006 году, последний самолёт был передан в феврале 2010 года. Кроме того, сообщалось, что ВМС Индии планируют проведение ремонта для продления срока эксплуатации этих машин ещё на 15 лет.

    В феврале 2017 года во время аэрокосмической выставки Aero India 2017 в пригороде Бангалора (штат Карнатака) ВМС Индии подтвердили, что намерены продлить срок эксплуатации всех пяти имеющихся Ил‑38SD.

    «Нам понравилось отношение индийских военачальников, их интерес к теме противолодочной авиации, - заявил российскому телеканалу “Звезда” генеральный конструктор авиационного комплекса “Ильюшин” Николай Таликов. - Они спрашивали у российских собеседников, можно ли создать более современный самолёт с повышенными возможностями противолодочной борьбы».

    Там же сообщалось, что для замены Ил‑38 в качестве платформы для разработки противолодочных самолётов нового поколения рассматривается двухмоторный турбовинтовой Ил‑114–300. По сообщениям на Aero India 2017, компания Hindustan Aeronautics Ltd (HAL) заявила о намерении выпускать как гражданские, так и военные версии Ил‑114 в рамках программы “Make in India”. Стороны обсуждали, как HAL и другие индийские компании могут поставлять комплектующие и детали для завершения строительства новых Ил‑114 в России.

    «В свое второе столетие морская авиация ВМФ вступает, активно обновляя свой состав и боевую выучку. Морские лётчики сегодня способны выполнять самые сложные задачи во всех широтах мирового океана», - заявил в июле 2017 года Игорь Кожин. Тем временем уже разрабатывается новый самолёт, который в будущем должен будет заменить Ил‑38, проходящий сейчас глубокую модернизацию. «Работы по созданию противолодочных патрульных самолётов нового поколения для морской авиации ВМФ России близятся к завершению», - добавил начальник морской авиации российского флота.

    Ранее Игорь Кожин сообщал, что речь идёт о создании и введении в строй новой унифицированной платформы. Это современная машина, которая во многих вопросах будет превосходить зарубежные аналоги. Новая разработка заменит все имеющиеся в парке морской авиации патрульные машины.

    Предполагается, что Ил‑114 станет хорошей заменой самолётов семейства Ил‑18, которые продолжают эксплуатироваться Вооруженными силами Российской Федерации. Морской патрульный вариант Ил‑114 может оснащаться тем же комплексом “Новелла”, что не потребует больших усилий при переучивании лётного и технического состава. А его лётно-технические характеристики, близкие и даже несколько превосходящие по отдельным моментам Ил‑38, позволят использовать наработанные экипажами Ил‑38Н новые тактические приёмы поиска и уничтожения подводных лодок противника.


    Ил-114 Санкт-Петербургского НПП "Радар"

    Вообще стоит отметить, что военное ведомство России возлагает большие надежды на лёгкий пассажирский турбовинтовой самолёт Ил-114-300. "Авиация России" уже

    Ил-38 является противолодочным самолётом, разработанным опытно-конструкторским бюро С. В. Ильюшина в 1961 году.

    История создания Ил-38

    Конец 50-х – начало 60-х годов XX века характеризуется новым витком напряжённости между США и СССР. Основной причиной этому явилась революция на Кубе, превратившейся из фактического сателлита США в союзника СССР. В этой связи руководство Советского Союза осознавало возросшую роль ВМФ в возможном будущем конфликте, особенно подводных лодок. В этой связи родилась идея создания противолодочного самолёта, который смог бы минимизировать риски со стороны подводных лодок противника и позволить очистить от них, например, целый район. Итогом всех этих соображений стало постановление Совета Министров СССР, изданное летом 1960 года, поручавшее опытно-конструкторскому бюро Ильюшина разработать противолодочный самолёт, который мог бы применяться в различных климатических условиях (как в условиях Севера, так и в тропическом климате).

    Первоначально перед ОКБ Ильюшина встала задача определить базовую модель для будущего противолодочного самолёта. После рассмотрения нескольких вариантов было принято решение взять за основу пассажирский самолёт Ил-18 . Данный самолёт обладал необходимыми аэродинамическими характеристиками, а также имел весьма подходящую компоновку. В ходе разработки было также решено отказаться от оборонительного вооружения, которым до этого в обязательном порядке вооружались противолодочные и противокорабельные самолёты. В опытно-конструкторском бюро это было мотивировано тем, что кормовая турельная пушечная установка при массе в 1-1,5 тонны существенно увеличить взлётную массу самолёта, что повлияет на его маневренность и необходимую длину взлётно-посадочной полосы.

    Новый самолёт, который получил название Ил-38, создавался быстро, и первый его опытный образец уже был построен к осени 1961 года. В сентябре того же года был осуществлён первый полёт Ил-38. В воздухе машина показала себя хорошо: она была устойчива, легко шла на взлёт и посадку.

    Хотя Ил-38 и позаимствовал основные элементы конструкции от Ил-18, но в ходе разработок машина подверглась ряду серьёзных изменений:

    • крыло самолёта было перемещено на три метра вперёд, а также существенно изменено конструктивное наполнение самолёта;
    • для увеличения максимальной дальности полёта в фюзеляже Ил-38 расположили дополнительный топливный бак;
    • в фюзеляже самолёта было выделено два специальных помещения для торпед и бомб, а также для буев;
    • многие системы самолёта были кардинально переработаны. Также это касается и внутренней «начинки» самолёта: установлена специальная радиоэлектронная аппаратура и бортовые системы.

    Период государственных испытаний Ил-38 начался летом 1965 года и продолжался почти 6 месяцев. После того как самолёт выдержал эти испытания, он был принят на вооружение Военно-морского флота. Серийное производство Ил-38 продолжалось пять лет – с 1967 по 1972 год. За этот период было выпущено 65 самолётов, что примерно в 4 раза меньше заявленной, на тот момент, потребности в них.

    С самого начала эксплуатации Ил-38 вскрылся целый ряд его недостатков и проблем. Так, отказ поисково-прицельного комплекса самолёта, как правило, происходил уже примерно через два часа использования. Брак некоторых элементов оборудования (в частности, радиогидробуёв) также не способствовал надёжности самолёта. В итоге был сделан вывод, что боевая эффективность Ил-38 находится на очень низком уровне, ввиду чего уже в 1969 году было решено продолжать работы по его улучшению.

    Первоначально для модернизации самолёта планировалась почти полная замена его бортового оборудования. Так, например, планировалось заменить прицельно-поисковой комплекс «Беркут-38» на более надёжный и точный «Коршун-М», устанавливавшийся на другом противолодочном самолёте — Ту-142М. Кроме этого, предусматривалось установить новый магнитометр, усовершенствованное радионавигационное оборудование, а также инфразвуковые буи, которые должны были иметь намного большую чувствительность.

    Однако весь этот план развалился по причине полнейшей несовместимости комплекса «Коршун-М» с вычислительной системой «Пламя-264». Таким образом, стало ясно, что для проведения всего объема улучшений необходима и полная замена бортового электронного оборудования Ил-38, что в конечном итоге привело бы к растянувшимся на долгие годы работам. В конце концов, на самолёте был заменен лишь магнитометр.

    Однако в 1980-е годы было принято решение всё же провести работы по модернизации Ил-38 ввиду его морального устаревания. В этой связи специально для Ил-38 была оборудована система «Изумруд», которая отличалась большей надёжностью и устойчивостью. В итоге из всего количества самолётов было модернизировано лишь 12.

    Также в конце 80-х годов начались работы над современным противолодочным комплексом «Новелла», установка которого предполагалась именно на Ил-38. Однако после развала Советского Союза, из-за тяжёлой экономической ситуации, комплекс «Новелла» оказался никому не нужным в России. Впрочем он вызвал интерес в Индии, где новым комплексом были оснащены шесть противолодочных самолётов Ил-38 получивших обозначение SD — Sea Dragon. Лишь в 2010-х годах данный комплекс был использован и в России. Всего по состоянию на конец ноября 2019 года «Новеллой» было оснащено семь Ил-38, находящихся в составе российского Военно-морского флота.

    Обзор самолёта и его лётно-технические характеристики

    Ил-38 представляет собой цельнометаллический низкоплан нормальной аэродинамической схемы. Оперение самолёта Ил-38 – однокилевое. Шасси – трёхстоечное.

    Также Ил-38 оборудован двумя отсеками для расположения средств обнаружения и уничтожения подводных лодок противника. Под кабиной пилотов расположен обтекатель антенны РЛС (радиолокационной станции) комплекса «Беркут-38». Кормовая часть самолёта, расположенная за хвостовым оперением, несколько удлинена за счёт расположения в ней обтекателя датчика магнитометра. Ил-38 имеет четыре турбовинтовых двигателя АИ-20М. Также стоит отметить, что на Ил-38 впервые в СССР была установлена бортовая вычислительная машина («Пламя-264»).

    Лётно-технические характеристики Ил-38:

    • Экипаж, чел. – 7
    • Длина, м – 40
    • Размах крыла, м – 37,4
    • Высота, м – 10,1
    • Площадь крыла, м² – 140
    • Средняя аэродинамическая хорда, м – 3
    • Колея шасси, м – 9
    • Масса пустого, кг – 34 700
    • Максимальная взлётная масса, кг – 68 000
    • Максимальная посадочная масса, кг – 52 200
    • Масса топлива во внутренних баках, кг – 26 650
    • Силовая установка – 4 × ТВД АИ-20М
    • Мощность двигателей – 4 × 4250 л. с. (4 × 3126 кВт (взлётная))
    • Воздушный винт – АВ-64 серии 04А
    • Диаметр винта, м – 4,5
    • Масса двигателя, кг – 1040
    • Лётные характеристики:
    • Максимальная скорость, км/ч – 650 на высоте 6000 м
    • Боевой радиус, км – 2200
    • Техническая дальность, км – 9500
    • Практический потолок, м – 8000 м (с полётной массой 66 000 кг)
    • Длина разбега, м – 1700
    • Длина пробега, м – 1070
    • Нормальная, кг – 5430
    • максимальная, кг – 8400
    • Бомбы: противолодочные:
    • свободнопадающие: ПЛАБ-250-120, ПЛАБ-50
    • корректируемые: ПЛ250-120 «Загон»
    • Торпеды: АТ-1, АТ-2, АТ-3 (УМГТ-1), АПР-1, АПР-2
    • Гидроакустические буи: РГБ-1, РГБ-2 и РГБ-3
    • Морские мины: АМД-2

    Модификации Ил-38

    За всю историю разработки и использования Ил-38 были созданы три его модификации:

    • Ил-38 — базовая модель самолёта, оснащённая бортовой вычислительной системой «Пламя-264» и поисково-прицельным комплексом «Беркут-38».
    • Ил-38SD — модификация Ил-38, оснащённая прицельно-поисковым комплексом «Новелла» и более усовершенствованной бортовой вычислительной системой. Находится на вооружении ВМФ Индии.
    • Ил-38Н — модель самолёта, практически не отличающаяся от Ил-38SD, находящаяся в составе ВМФ России .

    Достоинства и недостатки Ил-38

    Прежде чем начать общее описание достоинств и недостатков самолёта Ил-38, следует учесть, что он был разработан на основе пассажирского самолёта Ил-18. Таким образом, Ил-38 «позаимствовал» основные аэродинамические особенности своего «старшего брата», в том числе его положительные и отрицательные стороны.

    Аэродинамические характеристики Ил-38 весьма неплохи, что позволило ему стать очень даже мобильным противолодочным самолётом. Во многом это также было достигнуто за счёт небольшой массы самолёта, а также благодаря отказу от оборонительного вооружения. Высокая надёжность Ил-38 была обусловлена тем, что самолёт изначально планировался для северных акваторий, поэтому и испытывался он в самых различных климатических условиях.

    Однако для первых самолётов Ил-38 существовал главный недостаток, который по сути сводил на нет их противолодочное назначение – аппаратура отличалась своим несовершенством. Так, самолёт мог пролетать лишь 1,5 часа, прежде чем поисково-прицельный комплекс выходил из строя. Воевать такой самолёт не мог.

    Всё решила модернизация Ил-38 в конце 80-х – начале 90-х годов. Однако ввиду того, что самолёт к этому времени морально устарел, его нельзя назвать удачной машиной. В конечном итоге, Ил-38 так и не смог решить всех потребностей флота в мощном противолодочном самолёте.

    Заключение

    В настоящее время Ил-38 находится на вооружении ВМФ России. Однако ввиду того, что разработан он был ещё в начале 60-х, моральное устаревание самолёта всё же постепенно берёт своё. В этой связи уместно сделать вывод, что скоро (в пределах 10-15 лет) противолодочный самолёт Ил-38 будет заменён другими, более современными моделями.

    Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них