Сценарий фестиваля национальных культур. Сценарий "Фестиваль народов. Татары" Сценарий художественная самодеятельность на татарском

Ведущий 1 :Добрый день! Мы начинаем Фестиваль национальных культур народов России

Ведущий 2 На нашей большой, голубой планете Земля есть самая замечательная в мире страна-Россия! Россия – многонациональная страна. Всего в стране живут люди 160 национальностей, 23 народа численностью свыше 400.000 каждый.

Ведущий 1 .И в нашей школе учатся дети самых разных национальностей. И для всех нас Россия является Родиной, несмотря на различие национальной культуры, веры, языка и традиций.

Дружба народов - не просто слова,
Дружба народов навеки жива.
Дружба народов - счастливые дети,
Колос на ниве и сила в расцвете

Ведущий 2

На нашем фестивале сегодня участники познакомят нас со своей национальной культурой и порадуют своими талантами. Ну а так, как это программа конкурсная, то должно быть и справедливое жюри, которое оценит по заслугам всех выступающих на этой сцене.

Ведущий 1

Оценивает выступления учащихся компетентное жюри в составе:

1.___________________________________________________

2.________________________________________________________

3._____________________________________________________

Ведущий 2

Русские, казахи, татары и армяне,
Мы черные, и русые, и смуглые, и белые.
В России - на земле родной,
Живем мы все большой и дружной семьей.

Ведущий 1

О, Армения, ты - украшенье планеты -
Поэтами тысячекратно ты воспета.
Ты - словно мечта о божественном чуде.
Тебя населяют красивые люди,
Их кожа смугла и блистающи очи.
Полны ароматов армянские ночи,
Армянские дни - словно горсть самоцветов.
Там солнце,там горы, там вечное лето.
Ведущий 2 На сцену приглашаем 9 б класс(классный руководитель Капралова Наталья Николаевна)

(выступает 9 б класс )

Ведущий 1 Наш фестиваль в едином хороводе

    1. Здесь соберет людей со всех сторон
    2. Земли народной сердцу милой,
    3. Что Родиной с тобою мы зовем.

Ведущий 2 Живут в России разные народы с давних пор. Одним - тайга по нраву, Другим - степной простор.

У каждого народа язык свой и наряд.

Один - черкеску носит. Другой - надел халат.

Один - рыбак с рожденья. Другой - оленевод.

Один - кумыс готовит. Другой - готовит мёд.

Ведущий1 Украина -страна задушевных лирических песен, родина Николая Гоголя и Тараса Шевченко. Культура Украины имеет древнейшие корни.

Ведущий 2 О, как прекрасна УКРАИНА!

Ее таврийские поля,

Ее луга, леса, пригорки

И благодатная земля.

Мы приглашаем на сцену 8 а класс(классный руководитель Пестова Ольга Владимировна)

(выступает 8 а класс)

Ведущий 1 Сколько нас, нерусских, у России –
И татарских и иных кровей,
Имена носящих не простые,
Но простых российских сыновей!
Пусть нас и не жалуют иные,
Но вовек – ни завтра, ни сейчас –
Отделить нельзя нас от России –
Родина немыслима без нас!..

Ведущий 2 . На сцену приглашаем 8 б класс (классный руководитель Сулаева Светлана Николаевна) который познакомит нас с культурой казахского народа

(выступает 8 б класс)

Ведущий 2 Евреи в ладу жили с русскими встарь,

Свидетельство - нравы, привычки, словарь.

И с русским народом сроднились давно,

Во всех испытаниях стоят заодно.

Такого родства временам не забыть –

Нас крепко связала истории нить!

На счастье - с народом любым наравне –

Имеем мы право в родимой стране!

Ведущий 1 Приглашаем на сцену 11 класс(классный руководитель Разумова Ольга Петровна)

(выступает 11 класс)

Ведущий 2 Цыгане на протяжении ряда веков оставались для науки своеобразной загадкой. Столетия минули с тех пор, как, покинули они свою древнюю родину и разбрелись по всему свету. Цыга́не - собирательное название около 80 этнических групп, объединённых общностью происхождения и признанием «цыганского закона».

Ведущий 1 У речной изложины -пестрые шатры.
Лошади стреножены, зажжены костры.

Странно под деревьями встретить вольный стан -
С древними кочевьями сжившихся цыган!

Ведущий 2 На сцену приглашаем 10 класс (классный руководитель Глебова Анна Владимировна)

(выступает 10 класс)

Ведущий 1 Россия! Русь! Страна моя родная!

Любовью чистой я с тобой делюсь,

Ты для меня одна навек святая.

Тебе я низко в пояс поклонюсь.

Ведущий 2 Взрастила ты уж много поколений,

Народ всегда ты за собой вела,

Ты верила всем сердцем без сомненья,

С людьми вершила добрые дела.

Ведущий 1 Татары мы и русские, Грузины и карелы.

Мы черные и русые,Мы смуглые и белые,

Мы школьники- ровесники, Хорошие друзья!

Живем в России вместе мы-У нас одна семья!

Ведущий 2 Завершает наш Фестиваль 9 а класс (классный руководитель Косычева Ирина Валерьевна). Ребята знакомят нас с русской национальной культурой (выступает 9 а класс)

Ведущий 1 Толерантность – слово иностранное,

Но для всех понятное давно,

Будь терпимым к дальнему иль странному,

Отстраненным, будто бы в кино.

Речь здесь не идет о равнодушии

И о черствости никто не говорит.

Деликатность и терпение к живущему

Рядом, нам совсем не повредит.

Ведущий 2:

Будь терпимым ко всему иному:

К вере, взглядам, мыслям и одеждам

И тогда, пожалуй, ясно всякому,

Тихая затеплится надежда.

Что мы можем жить такие разные,

В этом мире вечного движения

А для обретенья толерантности

Нужно просто чувство уважения.

Ведущий 1 Мы благодарим всех, кто принял участие в нашем мероприятии. Ждем решение жюри

Таблица для жюри

Оценивается

Соответствие содержания заданной теме;

Стилевое решение;

Музыкальное оформление;

Артистизм, искренность, связь со зрителем, простота, активная позиция исполнителя;

Сценическая культура, реквизиты, костюмы, соответствие музыкального материала

Культура исполнения (внешний вид участника, эстетика)

Ведущая: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы собрались не случайно. Сегодня у нас большой праздник – Международный день родного языка. И в этом зале собрались представители разных национальностей, чтобы воспеть свой великий родной язык.

У каждого народа есть свои особенности, традиции, культура. Все это отличает каждый народ друг от друга. Именно это заставляет людей гордиться за свой язык.

В нашем детском саду стало доброй традицией проводить День родного языка, где воспитанники каждой национальности завораживают нас культурой своего народа, окутывают нас теплым воздухом дружбы. Ведь наша республика самая многонациональная в России.

И первыми я приглашаю к нам представителей татарской национальности

1 бала . Хәерле көн, исәнмесез кадерле кунаклар!

2бала. Исәнмесез диеп сүз башлыймын

Танышулар шулай башлана.

Исәнмесез диеп сүз башласам

Бәхетем арта, күңлем шатлана.

3 бала: Без татарлар! Шушы исем белән

Җирдә яшәү үзе бер бәхет,

Яшибез без бу җирдә

Бар халыклар белән берләшеп!

Ведущая: Рәхмәт. Приглашаются представители русской национальности.

1 ребенок. Добрый день, дорогие друзья!

2 ребенок. Здравствуйте, уважаемые родители!

3 ребенок. Наш Татарстан

Дружбой славится

Нам жить в Татарстане

Очень даже нравится.

1ребенок. Нынче день у нас хороший

Веселятся все вокруг

Пляшут, хлопают в ладоши

Ну и мы не отстаем.

Ведущий: Спасибо. И я приглашаю следующую национальность. Встречайте крещенных татар.

1 ребенок: Исәнмесез,кадерле кунаклар!

2 ребенок: Сәлам, дуслар!

3 ребенок: Дуслар булып яшик гөрләп

Охшаш безнең телләр, гадәтләр

Тынычлык һәм дуслык чәчәк атсын

Уртак безнең җирдә теләкләр.

Ведущий: Спасибо. Приглашаются представители удмуртской национальности

1 ребенок : Зеч буресь, гажано эшёс!

2 ребенок. Шунды пот, шунды пот

Воен няньме верьято,

Сяська дэрем кузьмало.

Шунды-мумы, пот, пот,

Пилем-дядяй, кош, кош.

Ведущий : Спасибо всем. Прав был великий татарский поэт Габдулла Тукай, написавший:

С народом России мы песни певали

Есть общее в нашем быту и морали,

Один за другим проходили года –

Шутили, трудились мы вместе всегда

Вовеки нельзя нашу дружбу разбить.

Нанизаны мы на единую нить.

Народная память хранит тысяча мелодий.Они являются бесценным наследием наших предков. Каждый народ богат песнями. В старину говорили “Где много песен поется – там и весело живется”. И открывает нашу музыкальную страничку татарская народная песня “Оммеголсем”

Ведущая : Рәхмәт. Следующее слово предоставляется русским.

Песня «Во кузнеце»

Ведущая: Спасибо. Встречайте крещенных татар.

Песня «Аргы яктан килдеңме»

Ведущая: Спасибо. А сейчас послушаем удмуртскую народную песню

Песня «Кинёс лыктилям»

Ведущая: Молодцы! Танец – это особый вид искусства. Он отражает чувства, через танец мы познаем мир. А ещё танцы прекрасное лекарство от многих болезней, от хандры и скуки. Пришло время народных танцев.

Вашему вниманию татарский народный танец

Ведущая: Спасибо. Встречайте русский народный танец.

Ведущая: Молодцы. Для вас танец татар-кряшен «Чын-чын әйтәмен”

Ведущая : Рәхмәт. И заканчивает танцевальную страничку

удмуртский народный танец

Ведущая: Спасибо всем за прекрасное исполнение танцев

Волшебная палочка, будь добра

Впусти нас в ворота, открой чудеса.

Друг мой, палочка, смотри

Нас с детьми не поведи!

Игры ждут нас впереди.

Поиграем татарскую народную игру “Түбәтәй””

Русская народная игра “Гори,гори, ясно”

Народная игра крещенных татар “Чума үрдәк, чума каз”

Удмуртская народная игра “Водяная”

Ведущая: Татарстан многонациональная республика. В связи с этим и кулинарные традиции весьма многообразны. У каждого народа – свои кулинарные традиции. И мы сегодня увидим, чем нас порадуют наши гости..

Татары: Чак –чак – символ гостеприимства татарского народа и сладкий подарок на любой случай жизни. После празднования тысячелития нашей столицы, почти весь мир узнал об этом замечательном, вкуснейшем лакомстве. С одной стороны он символизирует своим ярким цветом “солнечный Татарстан” , с другой –радушие, дружелюбие и сплоченность татарского народа, да и всех народов проживающих на благодатной земле. Однако в любом блюде важнее всего вкус. Как говорится, лучше один раз попробовать. Приятного аппетита!

Русские: Пельмени – исконно русское блюдо, сытное и вкусное. Существует множествво рецептов приготовления пельменей , которые отличаются по размеру, начинке, способу варки. Но классические пельмени – это беспроигрышный вариант, простой и вкусный, способ накормить всю семью. Пельмени — загадочное и почти волшебное блюдо, не случайно в некоторых районах пельмени назвали колдунами. Научиться их готовить совсем просто, так же, как стать ценителем и настоящим пельменным гурманом. Поверьте. вкус настоящих пельменей того стоят

Крещенные татары : Национальная кухня крещенных татар богата своими куьтурными традициями, уходящим в толщу веков. За многовековую историю сложились неповторимые обычаи национальой кухни, сохранившие свою популярность и по сей день. Табикмэк – это национальное блюдо крещенных татар. Традиционный табикмэк представляет собой постные лепешки с начинкой из картофельного пюре или пшенной молочной каши, обильно смазанные сливочным маслом. Это очень вкусно и сытно, можно подавать, как самостоятельное основное блюдо, и на завтрак хорошо, со сладким чаем. Приятного аппетита!

Удмурты: Кухня Удмуртии богата своими национальными традициями. Ярко выраженный национальный колорит удмууртской кухне придают молочно-мучные смеси, которые выпекают, добавляя мясные, грибные или овощные наполнители. Яркий тому пример – перепечи – корзиночки из теста с различной начинкой. Перепечи в Удмуртии считаются праздничным блюдом. Готовят их для большого гостя, в торжество или праздничные дни. Это блюдо подается только в горячем виде, сразу из печи, потому что готовятся они перед печью по старинке, отсюда и название перепечи.

Татары:

Төрле-төрле телдә сөйләшсәк тә

Төрле-төрле милләт булсак та

Тик бер безнең туган илебез

Шунда дус һәм тату яшибез

Русские:

Русские, казахи, татары и армяне,

Мы черные, и русые, и смуглые, и белые

В Татарстане на земле родной

Живем мы все большой и дружной семьей.

Крещенные татары:

Дружба народов не просто слова

Дружба народов навеки жива.

Дружба народов счастливые дети,

Колос на ниве и сила в расцвете.

Удмурты:

Нас удмуртов немного,

Наша Родина невелика.

Но сегодня и наша дорога

Широка, словно Кама-река.

Ведущая : Сегодня мы увидели, как поют и танцуют дети разных национальностей. Они говорят на разных языках, но все они любят свой дом, семью, свою Родину, хотят жить весело, дружно и мирно. И свой праздник мы закончим “ Хороводом дружбы”.

Сценарий фестиваля народов России

«Мы – разные, мы вместе, Россия наш общий дом»

Ведущий 1:

Я люблю тебя, Россия!

Я хочу чтоб ты цвела!

Ведущий 2:

Словно птица в небе синем,

Распахнувши два крыла,

Ты согрела полпланеты –

Сто народов! Сто племен!

Ведущий 1: Мы – твои родные дети

Ведущий 2: Пусть синеет небосклон!

Ведущий 1:

Немцы, русские, башкиры,

И казахи и мордва,

Проживаем в добром мире

Как на дереве листва.

Ведущий 2:

И еще десятки разных

Наций, сел и городов!

Ведущий 1: Этот день – наш общий праздник!

Ведущий 2: Этот край – наш общий дом!

Ведущий 1:

Россией зовётся общий наш дом -
Пусть будет уютно каждому в нём,
Любые трудности вместе осилим,
В нашем единстве - наша сила

Выступление хора учителей с песней « Хохлома»

Ведущий: 1

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня в нашей школе праздник – фестиваль народов России. Россия – многонациональная страна. Всего в стране живут люди 160 национальностей, 23 народа численностью свыше 400.000 каждый.

Ведущий: 2

Это русские (115.869.000 человек - 80% населения страны), татары (5.558.000), украинцы (2.943.500), башкиры (1.673.800), чуваши (1.637.200), чеченцы (1.361.000), армяне (1.130.200), мордва (844.500), белорусы (814.700), аварцы (757.100), казахи (655.100), удмурты (636.900), азербайджанцы (621.500), марийцы (604.800), немцы (597.100), кабардинцы (520.100), осетины (514.900), даргинцы (510.200), буряты (445.300), якуты (444.000), кумыки (422.500), ингуши (411.800), лезгины (411.600).

Ведущий 1
В то же время существуют 60 малочисленных народов, из которых 39 - северные. Общая численность коренных малочисленных народов - 500.000 человек, в том числе северных - 200.000. Около 140 тысяч жителей России называют себя казаками. На фестивале у нас представлены 11 народов России.

Ведущий 2

Дружба народов - не просто слова,
Дружба народов навеки жива.
Дружба народов - счастливые дети,
Колос на ниве и сила в расцвете

Ведущий 1

Русские, татары, адыгейцы и армяне,
Мы черные, и русые, и смуглые, и белые.
В России - на земле родной,
Живем мы все большой и дружной семьей.

Ведущий 2. Оценить выступления наших ребят предоставляется нашему многоуважаемому жюри.

    Жаренова Тамара Николаевна -директор нашей школы, заслуженный учитель Р.Ф.

    - заместитель директора по воспитательной работе.

    Перфилова Юлия Вячеславовна -заместитель директора по научной работе.

    Филатова Ирина Генадьевна - заместитель главы города Лакинска

    Жаренов Никита Евгеньевич -педагог-организатор

    Гоголева Вера Генадьевна - социальный педагог

    Родичкина Ольга Владимировна - библиотекарь

    Алексеева Ольга Николаевна - заместитель директора по учебной работе

Ведущий1: В конкурсе оценивается:

Соответствие содержания заданной теме;

Стилевое решение;

Музыкальное оформление;

Артистизм, искренность, связь со зрителем, простота, активная позиция исполнителя;

Культура исполнения (внешний вид участника, эстетика);

Сохранение традиций.

Сценическая культура, реквизиты, костюмы, соответствие музыкального материала

Ведущий 2:

Культура – это то, что оправдывает существование народа и нации, это святыня нации, которую он собирает и сохраняет. Сегодня мы познакомимся с разными национальными культурами.

Ведущий 1:

Россия! Русь! Страна моя родная,

Ты для меня одна навек святая,

Тебе я низко поклонюсь.

Народ свой дружный за собой вела,

Ты верила им сердцем без сомнений,

С людьми вершила добрые дела!

Ведущий 2: Наш фестиваль мы начинаем с представления русской культуры

Ведущий 1:

Татары мы и русские,

Грузины и карелы.

Мы черные и русые,

Мы смуглые и белые,

Мы школьники ровесники

Хорошие друзья!

Живем в России вместе мы-

У нас одна семья!

Ведущий 2:

Татарская земля…

Традиций нам не счесть твоих.

Другого мы не знаем края,

Где б также почитали их.

Татарскую национальную культуру представляет учащиеся_______________

Выступление ____________________________________ класса

Ведущий 1:

Армения , красивая страна,
Там есть великая гора,
И озеро там, где вода чиста как небо голубое.

Есть в мире светлая страна,
Там чудных дней она полна.

Ведущий 2:

Армянский народ один из древнейших современных народов. Армянскую нацию представляют ученики________________

Выступление ____________________________________ класса

Ведущий 1:
Узбекистан, звезда Востока -
Страна улыбок, песен, cвета.
Вдали так грустно, одиноко
Без жарких поцелуев лета!

Ведущий 2:

С культурой Узбекистана нас познакомит_______________________

Выступление ____________________________________ класса

Ведущий 1:

Кто жил и вырос в Кыргызстане,
Тот не забудет никогда,
Весной - цветущие тюльпаны,
И вкус речного родника.:

Ведущий 2:

Встречайте! Учащиеся___________________ представят нам народ Киргизии.

Выступление ____________________________________ класса

Ведущий 1:

Сколько нас, нерусских, у России –
И татарских и иных кровей,
Имена носящих не простые,
Но простых российских сыновей!
Пусть нас и не жалуют иные,
Но вовек – ни завтра, ни сейчас –
Отделить нельзя нас от России –
Родина немыслима без нас!..

Ведущий 2:

Когда Всевышний землю раздавал,

Таджики пили чай.

Но, спохватились,

Кто-то первым прибежал:

«А где же наша?»

«Вот, что осталось – получай!»

Тут и другие подошли:

«А где луга, поля, где лес?»

Да, здесь, по сути, нет земли.

Одни лишь горы до небес».

«Друзья, таджики, я не виноват,

Тут в этом деле – не зевай.

Кому достался Плоскоград,

Ну, а кому – зелёный чай.

Класс расскажет о солнечном Таджикистане

Выступление ____________________________________ класса

Ведущий 1:

Если Вы были в Казахстане , но не видели белую казахскую юрту на зеленых лугах джайляу, вы не сможете почувствовать настоящую полную жизнь казахов.

Юрта - одно из самых старых и самых больших изобретений евразийских кочевников. Во все времена это было практическое и удобное жилье
Казахская юрта. Белоснежный купол в зелени предгорного джайляу, сказочные переливы ковров и текеметов, идеальная сборно-разборная конструкция жилища кочевника, что это - легенда или реальность? Возможно, все вместе и еще много других чудес и таинств заключает в себе уникальный, веками отшлифованный феномен традиционного переносного дома казахов.

Ведущий 2:

А что, кроме замечательного переносного жилья есть у казахов? Мы об этом расскажут ребята из_______________________________________________

Выступление ____________________________________ класса

Ведущий 1:

Азербайджан страна огней
Страна игидов и друзей
Страна распахнутых дверей
Страна Бабека, Короглы,
Страна Новруза и весны

Азербайджанский народ, являющийся одним из наиболее древних народов мира, по праву гордится своими историческими памятниками материальной культуры, своей богатой литературой, искусством и музыкальной культурой.

Ведущий 2:

Довольно интересная информация. Вот бы увидеть что-нибудь из культуры этого народа.

Ведущий 1:

Ваше желание будет исполнено. Сейчас ученики _________________ класса нам представят культуру народа Азербайджана.

Выступление ____________________________________ класса

Ведущий 2:

А сейчас ты скажем стихами замечательного русского поэта А.С. Пушкина

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою…

Ведущий 1:

Грузия – страна с древнейшей и богатейшей самобытной культурой, толщи которой простираются вглубь тысячелетий. Знание о ней и признание ее богатства, давно пересекло национальные границы и вышло на международный уровень, так как является культурным достоянием и наследием всего человечества.

Ведущий 2:

Да, у этого народа, я слышала, очень интересная культура. Не мешало бы и посмотреть. На сцену приглашаются ученики __________________________

Выступление ____________________________________ класса

Ведущий 1:

Цыгане на протяжении ряда веков оставались для науки своеобразной загадкой. Столетия минули с тех пор, как, покинули они свою древнюю родину и разбрелись по всему свету, и теперь едва ли отыщешь государство,

Ведущий 2:

У речной изложины -
Пестрые шатры.
Лошади стреножены,
Зажжены костры.

Странно под деревьями
Встретить вольный стан -
С древними кочевьями
Сжившихся цыган!

Цыга́не - собирательное название около 80 этнических групп, объединённых общностью происхождения и признанием «цыганского закона». Об этом и многом другом нам расскажут ребята________________

Выступление ____________________________________ класса

Ведущий 1:

Мы любим степи, вольный их простор
И трель кузнечика в вечерний час.
А ты громады снежных гор,
Хребтами к небу вскинутый Кавказ.
И кто же нас сумеет обвинить,
Что мы с тобой не про одно поем, -
Степной простор и гребней снежных нить –
Не это ли мы Родиной зовем?

Ведущий 2:
Сколько есть нардов у Кавказа–
Гордые езиды, осетины

Строгие чичены, ингуши
Отделить нельзя Вас от России

Ведь недаром русские поэты,

Посвящали Вам свои стихи!

Встречайте _________________________________________________

Выступление ____________________________________ класса

Ведущий 1
В борьбе за волю были мы едины,

И труд, и дом наш вместе бережем,

И в дни торжеств, и в бедствия годины

Едины мы, плечом к плечу идем.

Ведущий 2

Чуваши (самоназвание - чăваш) - коренное население Чувашской Республики. Чуваши подразделяются на две субэтнические группы - северо-западных (вирьял, "верховые") и юго-восточных (анатри, "низовые"), имеющих свои культурные и диалектные отличия.

А про обряды, обычаи наших чувашей расскажет________________________

Выступление ____________________________________ класса

Ведущий 1

А сейчас поговорим о калмыках.До начала XX в. традиционные поселения калмыков (хотоны) имели семейно-родственный характер. Для них была характерна планировка в форме круга из переносных жилищ, в центр его загоняли скот, там же проводили общественные сходки. Основу традиционного хозяйства калмыков составляло кочевое скотоводство.

Ведущий 2

Приволжье и на Каспии значительную роль играло рыболовство. Немаловажное значение имела охота, главным образом на сайгаков, а также на волков, лисиц и другую дичь. Земледелием некоторые группы калмыков занимались издавна, но значительной роли оно не играло. Лишь с переходом к оседлости стало расти его значение.

Ведущий 1

Да, калмыков по численности меньше, чем цыган, но думаю у них, как у каждого народа есть свои обычаи и традиции, про которые скажут нам ученики __________________________________________________________ класса

Выступление ____________________________________ класса

2 ведущий:

Средь донских степных полей

И кубанских ковылей,

Где Кубань и Дон текут

Казаки давно живут.

1 ведущий:

Гордый и лихой народ

Заслужил себе почет:

Храбрость, мужество, отвагу

На своих плечах несет.

На сцену приглашаются ребята __________________ класса.

Выступление ____________________________________ класса

2 ведущий:

Якутия моя – просторный край России.

И распростерся он могучий и широкий,-

С зеленою тайгой и морем темно-синим,-

Далеко-далеко на северо-востоке.

В Якутии рассвет – что хвост лисицы красной,

А вечера ее – как соболиный мех.

Весною дым листвы висит на небе ясном,

Зимою как песец ее сверкает снег.

1 ведущий:

Хотя и говорят, что край у нас суровый:

Метели, мерзлота и мало теплых дней,-

А я вот говорю, что край у нас здоровый,

Что лучше края нет и нет его щедрей.

Как ласточка к гнезду, как парусник к причалу,

Так сердцем я тянусь в родимые края.

Порой мне кажется, что здесь берет начало

Россия – родина великая моя

Выступление ____________________________________ класса

2 ведущий:

Мордовия…

Я вижу в этом слове

Простор лесов зелёных и лугов

И пение птиц, летающих на воле,

Журчание рек, несущих свой поток.

1 ведущий:

Здесь люди любят помогать друг другу

Все вместе обойдём мы много бед.

В Мордовии живу я и горжусь ей!

Ведь лучше края в мире нет!

Выступление ____________________________________ класса

2 ведущий:

Россия! Русь! Страна моя родная!

Любовью чистой я с тобой делюсь,

Ты для меня одна навек святая.

Тебе я низко в пояс поклонюсь.

1 ведущий:

Взрастила ты уж много поколений,

Народ всегда ты за собой вела,

Ты верила всем сердцем без сомненья,

С людьми вершила добрые дела.

Ведущий 2:

Толерантность – слово иностранное,

Но для всех понятное давно,

Будь терпимым к дальнему иль странному,

Отстраненным, будто бы в кино.

Речь здесь не идет о равнодушии

И о черствости никто не говорит.

Деликатность и терпение к живущему

Рядом, нам совсем не повредит.

Ведущий 2:

Будь терпимым ко всему иному:

К вере, взглядам, мыслям и одеждам

И тогда, пожалуй, ясно всякому,

Тихая затеплится надежда.

Что мы можем жить такие разные,

В этом мире вечного движения

А для обретенья толерантности

Нужно просто чувство уважения.

Песня «Я, ты, он, она…»

Ведущий 1. Вот и закончилось наше путешествие по наше большой и не объятой стране России! Результаты будут объявлены на линейки.

Ведущий 2. Мы желаем всем мира, счастья, дружбы, согласия. Чистого неба, яркого солнца.

Ведущий: Большое спасибо участникам и организаторам нашего фестиваля. До новых встреч!

*****************************************************

«Ватаным Татарстан!» « Родина моя Татарстан!»

Оформление. Проекционные экраны на которых в течение всей программы демонстрируется государственные символы Татарстана, орнаменты народов Татарстана,

Праздник желательно провести на двух государственных языках РТ – татарском и русском или на одном из них, в зависимости от национального контингента участников праздника.

Дети входят в зал под татарскую народную мелодию.

Дорогие ребята,уважаемые учителя! Мы сегодня собрались, чтобы отметить праздник содружества национальностей, живущих на земле Татарстана. Наш Татарстан чудесный край. Много людей разных национальностей проживают на его территории: и русские, и татары, и чуваши, и марийцы, и удмурты и еще другие.

Кадерле укучылар,хөрмәтле укытучылар!Сезгә бүген Татарстанда яшәүче

төрле милләт вәкилләренең ничек яшәүләре,нәрсә белән шөгыльләнүләрен,осталыкларын сөйләп китәсебез килә.

Без бер илнең балалары

Барыбыз да дуслар без.

Татарлар,удмурт,марилар,

Башкорт,чуваш,руслар без.

Хәзер сүзне укучыларга бирәбез

Вед: Хәерле көн, кадерле укучылар, хөрмәтле укытучылар, кунаклар!

Вед: Добрый день, дорогие ученики, уважаемые учителя, гости!

Вед: Татарстан!

Бүгенем син минем, үткәнем син,

Киләчккә барыр юлым син.

Аяк терәп басар жирем дә син,

Сусавымны басар суым да син!

Вед: Сегодня ярче светят краски

Сплетенье песен и веков!

Татарстан мой, горжусь тобой,

Твоею славой, твоей судьбой.

Тобой – прекрасной Родиной моей,

Нигде на свете нет тебя милей!

Син тәүге кат баскан җирем

Кояшым, таңым минем.

Мин шат булып үскән җирем

Татарстаным – даным минем

Да можно ли край мой пером описать,

И ль кистью его на холсте набросать?

Найдется ли в мире художник такой,

Чтоб мог передать он в картине

Твою красоту, о Татарстан, мой родной.

Син саф хисем, якты язым

Ватаным күркем минем

Син дөньда тинсез бер ил

Канатым – иркем минем.

Син – Ватаным, бирдең нурың

Яшәвем өчен минем!

Татарстан! Ты что ни день чудесней,

Дымят заводы, шумят поля,

Тебе поем мы, Родина моя!

Песня “Туган илебез” (сл.Туфайловой, муз.Зарипова)

(Без бәхетле шат балалар)

Вед: Татарстан - богатая ресурсами республика, но её самое главное богатство - это, конечно же, талантливый, трудолюбивый, многонациональный народ, который веками жил и творил на этой территории в мире и согласии.

Вед : Татарстан – жир асты байлыклары белән данлыклы, ә иң зур байлыгы – талантлы, уңган күпмилләтле халкы: татарлар, руслар, чувашлар, удмуртлар, марийлар hәм башкалар.

Вед: Все эти годы народы Татарстана, преодолевая неимоверные трудности, укрепляли свою государственность, экономику, развивали науку, культуру, открывали новые учебные заведения, театры, возводили крупнейшие заводы, промышленные предприятия.

Туган җирем минем Татарстан

Үз иркеңдә мәңге шат яшә

Кошларың да синең гөлем диеп

Саф татарча безгә эндәшә.

Край мой родной,

Ты сегодня известен

Чудом подземных своих кладовых

Трудно дающимся золотом нефти-

И красотой городов молодых!

Татарстан – үз өебез,

Безнең якты илебез.

Яныгыз да, көегез дә,

Илебезне сөегез.

Көмеш суларың, зәңгәр урманың

Якын күңелгә, Татарстаным.

Син – туган ягым,

Син – минем таңым, Татарстаным!

Край мой родной,

Где становится былью

Дерзкие взлёты крылатой мечты,

Подвигом-песней поэта Джалиля-

Целой планете запомнился ты

Яшәр өчен бетмәс көч алырга

Олысына һәм дә кечегә.

Мәрхәмәтле, ямьле, мәхәббәтле

Туган ягы кирәк кешегә.

Дус яшибез без жир йөзендә,

Дуслар кирәк hәрбер кешегә.

Дуслык булса яшәү дә күңелле,

Унай була hәрбер эшең дә.

Вед: В нашей республике исторически утвердилась «модель дружбы» между народами, стержнем которой является уважение к традициям народов, проживающих в нашей республике.

Вед: Кадерле дуслар! Мәктәбебезнең күпмилләтле Парадын каршы алыгыз!

Вед: (муз. фон ) Дорогие друзья, встречайте многонациональный парад народов нашей школы.

Һәр кайсы үз телләрендә исәнләшәләр.

Исәнмесез!

Здравствуйте!

Арумы сез карендәшләр!

Умоесь а!

(по чувашский)

Вед : Бүген Татарстанда 115 милләт халкы яши.

Вед: Сегодня в нашей республике проживает более 115 национальностей.

Вед: Идел ярларына нурлар сибеп,

Матур булып ата бездә таң.

Таң шикелле якты, күп милләтле

Туган илебез безнең Татарстан!

Вед: Сколько нас, народов Татарстана

И татарских и иных кровей,

Имена носящих непростые,

Дочерей твоих и сыновей…

Вед : У каждого народа свой язык, традиции, песни, танцы,национальные блюда.(Сейчас мы познакомимся с национальными блюдами,слово вам)

К аждый предлагает свои национальные блюда гостям.

Халкыбызнын бай, hәм данлы тарихы бар, ул электән олы дәуләтләр төзеп яшәгән, бөек мәдәниятле булган. Күрше халыклар белән дус- тату гомер кичергән.

Ата-бабаларыбыз безгә «Бергәлектә көч!» дип әйтеп калдырган.

Вед : И сегодня каждый житель Татарстана понимает, чем разнообразнее мелодии, краски нашей республики, тем ярче, интереснее наша жизнь.

Вед: (муз. фон)

Дөньяның нигезе - матурлык

Бердәмлек, һәм Ватан,

Чәчәк ата гөлбакчадай, –

Дуслык иле Татарстан!

Вед: Одной семьёй, в одном порыве

Мы созидаем и творим,

В единстве душ и дружбе всех народов

Наш мир прекрасен и неповторим!

Вед: Татарстанда тудык без,

Чуваш, татар, мари, рус,

Мордва, башкорт, һәм дә удмурт,

Яшибез бергә, яшибез дус!

Вед: Чуть меньше половины жителей Татарстана – это русские. Удивительный факт отмечают учёные, исследовавшие национальный состав сёл, городов ТАССР. Оказывается, что только на территории ТАССР ещё до революции существовали деревни со смешанным русским, татарским, чувашским населением. Все они жили как одна семья, уважали культуру и традиции друг друга. Таких сел и деревень со смешанным по национальному признаку населением не было на территории СССР нигде. Ни в этом ли корни нашей дружбы и толерантности?!

Слово даём русским красавицам

№ ___(русский)

Стихотворение «Родина»

Россия, Родина, Отчизна,

Родной цветущий Татарстан.

Мои слова идут из сердца.

Ты Родиной моею стал.

Здесь есть деревни и поселки,

Здесь есть большие города,

И нет милее Татарстана,

Ведь это Родина моя.

Я о тебе стихи слагаю,

Пою я песни о тебе

Люблю тебя я всей душою,

Люблю родной мой Татарстан.

Русский народный танец «Валенки»

Песня: _______________________----

Вед: Мәңге яшә Татарстаным,

Күп милләтле, олуг халкым

Вед: Свою историю, культуру,

Мы сохранили, сберегли,

Через столетья, лихолетья

Как клад заветный сберегли.

Татар кызларына с үз бирәбез

№___(татарский коллектив)

Милли мо ң нар ” Г.Тукай шигыре

Татар халык биюе.

Туган тел” җыры

Вед: И все мы сегодня любим Татарстан, гордимся нашей республикой и можем сказать: « Все мы – дети твои, Татарстан!»

№-_____(чувашский…)

Стихотворение на чувашском языке ________________

Народные чувашские притопы

Вед: Все народы нашей замечательной республики живут и сегодня в мире

№_____ (Марийский)

Стихотворение на марийском языке._____________________

Марийский народный танец.

Вед: Моей страны родной просторы

Берёзки стройные, озера и поля

Одной семьёй веками жили мы в России,

И Татарстан для нас - родимая земля!

№_____(Удмуртский)

Стихотворение на удмурстком языке_________________________

Притопы удмуртского народа

Вед: Мой Татарстан, республика моя,

Пусть будут яркими твоей истории страницы,
Пусть будет дружной древняя земля,

Лети над миром сильной, вольной птицей!

Песня: Пусть всегда будет солнце!

Ты стал неузнаваем, Татарстан!

Ты стал счастливым краем, Татарстан!

Славься, Татарстан! Край золотой,

Славься народ, окрыленный мечтой!

Славься наша многонациональная Республика Татарстан! Цвети вечная и вечно молодая Казань!

Вед: И пусть наша республика всегда будет примером каждого человека!

Вед: Мәңге яшәсен безнең ил!

Безнең Ватан – Татарстан!

№ –песня «Мин яратам сине, Татарстан»

Вед: Сау булыгыз, дуслар!

Сезгә нык сәламәтлек, бәхет һәм уңышлар телибез!

Вед: До свидания, дорогие друзья!

Доброго всем здоровья, благополучия, мира!

Спасибо за внимание!!

Тема: Фестиваль народов мира. Татары.

Цель: Познакомить учащихся с культурой татарского народа.

Задачи:

Обогащать знания учащихся о культуре, обычаях, традициях татарского народа.

Воспитывать толерантность, эстетический вкус.

Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, речи, внимания.

Оборудование: презентация «Татары», национальные костюмы (мужской и женский), традиционное блюдо.

Выступление длится 5-7 минут и сопровождается презентацией.

Слайд 1.

Звучит гимн Татарстана. Все стоят смирно.

Слайд 2.

Казань – наш город древний
Уже тысячелетний,
Один из самых лучших
В России городов.
Всегда со всем радушием
Друзей встречать готов.

Вот город наш стоит на Волге,
Сосновым лесом окружен.

Слайд 3.
А это - наш старинный Кремль,
Стеною белой обнесен.

Слайд 4.
А это – Кул-Шариф сияет
На небе тысячей огней
И нас при этом охраняет
От серых и бесцельных дней.

Слайд 5.
А по соседству, обновленный,
Наш Благовещенский собор,

Слайд 6.
И башня Сююмбике склонилась
В согласии каменном своем.

Слайд 7.
Здесь все в гармонии, здесь – сердце
Столицы нашей, Кремль наш.
А рядом город вырастает,
О нем рассказ пойдет в стихах…

В нашем городе много народа живут,
Мир и дружба навеки присутствуют тут.
Вместе в горе и в радости вместе они
Делят на всех праздники свои.

Песня «Туган як».

Слайд 8.

Традиций много есть у нас:
Невесте с женихом – Никах, Барана режем в праздник мы,
Чтоб в мире не было войны.

Слайд 9.
Курбан байрам и Рамазан,
Ещё бывает ураза,
А летом праздник Сабантуй
Гуляют все! Пой и танцуй!
Слайд 10.

Сабантуй – веселый праздник!
Прояви себя джигит,
Будь и ловким и отважным,
И уменье докажи.

Слайд 11.

Костюмы наши хороши!
Их вышивали от души
Калфак у нас на голове,
А на ножках сапожки.


У девушек – фартук,
У парней – жилетка.
Мы традиции храним,
Внукам их передадим.

Мы - народ татары древний,
Традиций много есть у нас.
Гостей встречать мы все умеем,
Поем и пляшем, просто класс!
Веселимся там и тут,
Ноги сами в пляс идут!

Татарский танец.

Слайд 12.

Вы такой вкусноты не видали нигде,
Есть у нас кыстыбый,
Есть у нас губадия.
Знаменитый чак-чак подают всем гостям,
Каждый любит балишь,
Все пекут эчпечмак.

Дорогое жюри, не для взятки возьми,
От народа дары с уважением прими.

Слайд 13