Сколько по времени займет демонтаж дорожной плиты. Технология укладки дорожных плит при строительстве подъездных дорог. Лучшие примеры раскладки дорожных плит разной конфигурации

Компания «Техрент», которая предоставляет услуги в Москве и Московской области, владеет арсеналом спецтехники, необходимой для того, чтобы осуществить монтаж или демонтаж дорожных плит. Сотрудники компании выполнят поставленные задачи оперативно и качественно, с соблюдением техники безопасности. Цена на работу доступна.

Услуги по монтажу и демонтажу дорожных плит в компании «Техрент»

Укладка дорожных плит будет выполнена опытными рабочими с использованием высокотехнологичной спецтехники.

Технология монтажа дорожных плит подразумевает:

  • выравнивание ;
  • доставку дорожных плит на грузовом транспорте;
  • укладку плит ;
  • укатку покрытия катком и гружеными самосвалами.

В парке компании «Техрент» имеются и самоходные краны, и катки, и грузовой транспорт - полный комплект спецтехники для того, чтобы создать ровное и надежное дорожное покрытие из железобетонных плит.

К вашим услугам:

  • грунтовые и дорожные катки Bomag, Hamm, Dynapac;
  • автокраны Zoomloon, «Ивановец», «Галичанин» и другие;
  • грузовые автомобили МАЗ и КамАЗ грузоподъемностью до 20 тонн.

Мы тщательно контролируем состояние спецтехники, она регулярно проходит техосмотр в собственной мастерской «Техрент». Благодаря этому обеспечивается работа без сбоев. Наши сотрудники выполнят монтаж дорожных плит в оговоренные сроки.

Услуги по демонтажу дорожных плит в компании «Техрент»

При демонтаже дорожных плит тоже не обойтись без мощной спецтехники. С помощью автокранов и грузового транспорта рабочие компании «Техрент» снимут железобетонные плиты на определенном участке дороги либо полностью удалят временную автодорогу.

Сколько стоит установка дорожных плит и их демонтаж в компании «Техрент»

Стоимость монтажа и демонтажа дорожных плит зависит от объема работ и от того, какая техника привлечена. Так, цена за смену работы самоходного крана - от 8 тыс. руб. Расценки на использование катка - 11–13 тыс. руб. за смену. Заказать грузовой транспорт обойдется до 10 тыс. руб. за смену. При этом в цену входит стоимость топлива и оплата труда оператора или водителя.

На предварительной консультации, ознакомившись с объемом работ, сотрудники «Техрент» помогут грамотно подобрать комплект техники для решения той или иной задачи и рассчитают точную цену. Итоговая цена за 1 кв. м уложенных или демонтированных дорожных плит дешевле средней стоимости по рынку.

Укладка дорожных и аэродромных плит ПАГ.

Наша компания предлагает полный комплекс работ по укладке дорожных и аэродромных плит “под ключ” по сбалансированным ценам – от устройства песчано- гравийной подушки и подготовки верхнего слоя грунта при помощи бульдозера – до собственно укладки, с использованием автокрана требуемой грузоподъемности. Вся спецтехника, необходимая для организации процесса укладки присутствует на балансе компании. Есть возможность поставки широкого ассортимента дорожных плит нужных вам габаритных размеров и веса.
На предварительной консультации, ознакомившись с объемом работ, сотрудники нашей компании помогут грамотно подобрать способ укладки дорожной плиты и рассчитают точную цену. Итоговая цена за 1 кв. м уложенных или демонтированных дорожных плит дешевле средней стоимости по рынку.
К числу преимущественных отличий нашей компании можно отнести:
Высокую квалификацию сотрудников.
Возможность укладки дороги, как из новых, так и из бывших в употреблении плит.
Наличие собственного парка необходимой дорожной техники.
Прямой контакт с производителями строительных материалов.
Доступные цены на укладку дорожных плит.
Обращаясь к нам Вы можете быть полностью уверены в том, что укладка плит будет выполнена быстро и качественно.

Этапы укладки дорожных и аэродромных плит специалистами нашей компании:

Этап 1 — подготовительные работы: сначала срезаем верхний слой грунта, и устраняем все неровности почвы, получается своеобразное «земляное корыто». Дно «корыта» устилаем особым материалом- геотекстилем для водообмена, вымывания грунта и защиты от растений;



Этап 2 — устройство основания: делаем «подушку» из слоев щебня с песком (либо кирпичного боя) и песка, которая сделает будущую дорогу устойчивой к грунтовым воздействиям толщиной не менее 10-20 см, при этом песок тщательно проливаем водой, а затем утрамбовываем.


Этап 3 – устройство покрытия из плит: это непосредственно сама укладка плит, а именно -последовательное размещение плит с помощью спецтехники в стык или с зазором, далее свариваем прицепные металлические петли, которые находятся на торцевых сторонах плиты. (если эти петли есть на плитах). Это необходимо для предотвращения расползания дорожных плит по завершению укладки и при последующей эксплуатации дороги. Далее производим заполнение образовавшегося шва между плитами песком или бетонным раствором. Собственно говоря, можно обойтись и без этого, но тогда дорога не получится такой ровной и гладкой, а также будут видны стыковочные узлы, которые, однозначно, не придадут красоты внешнему виду.



На этом дорога, выполненная из дорожных (аэродромных) плит, закончена.
Эти дороги отличаются от бетонных, во-первых, тем, что по ним можно ездить сразу, после укладки. Во-вторых, дорожные плиты можно снимать и использовать вторично для укладки. И при этом их эксплуатационные качества совершенно не уменьшатся.

Стоимость укладки дорожных плит:

Наименование работ Единица измерения Цена, руб.
Выезд специалиста, консультация и обмер Бесплатно
1 этап: Подготовительные работы
Разработка земляного «дорожного корыта» с планировкой и уплотнением куб.м от 600
Разработка грунта вручную с погрузкой и вывозом грунта автосамосвалами. куб.м. 900-1100
Разработка грунта механизмами с погрузкой и вывозом грунта куб.м. 700-800
Демонтаж асфальтобетонного покрытия кв.м. от 170
Демонтаж дорожных плит с испол. крана с погрузкой и вывозом мусора кв.м. от 360
Укладка геотекстиля со стоимостью материала кв.м. от 100
2 этап: Устройство основания
Устройство подстилающего слоя основания из песка толщиной 10 см кв.м. от 120
Устройство основания из щебня известнякового толщиной 10 см кв.м. от 220
Устройство основания из щебня гранитного кв.м. 310-330
Устройство основания из бетонного щебня куб.м от 1300
Устройство основания из кирпичного боя куб.м от 1500
3 этап: устройство покрытия из дорожных плит
Устройство покрытия из новых дорожных плит кв.м 1300
Устройство покрытия из б/у дорожных плит кв.м 1100
Устройство покрытия из новых аэродромных плит кв.м 1600
Устройство покрытия из б/у аэродромных плит кв.м 1300

Укладка плит — один из самых эффективных способов обустройства временных дорог. Он не требует больших финансовых вложений и помогает в кратчайший срок положить покрытие там, где в нём есть необходимость.

Преимущества

Строительство дорог методом укладки крупных железобетонных плит имеет ряд существенных преимуществ:

  • Высокая скорость работы. Нет необходимости ждать несколько недель, пока дорожное строительство будет завершено.
  • Нет необходимости задействовать тяжёлую асфальтоукладочную технику.
  • Использовать покрытие можно сразу же после окончания дорожного строительства.
  • После того как необходимость в покрытии отпадёт, оно легко демонтируется. Железобетонные плиты могут быть использованы впоследствии повторно.

Дорожное строительство методом укладки железобетонных плит осуществляется повсеместно . Такие дороги можно увидеть в местах подъезда к строительным площадкам, в местностях с мягким, проседающим грунтом, возле стоянок или сельских аэродромов.

Универсальность — вот основное отличие данного метода строительства дорог. Укладывать плиты можно практически на любой грунт, чего нельзя сказать о классическом асфальтировании. Нет необходимости в подготовке основания, да и расходы на аренду спецтехники будут куда меньшими.

Возможность повторного использования — ещё один плюс в пользу плит. Справедливости ради следует отметить, что бывшие в употреблении плиты отличаются от новых только внешним видом и незначительными сколами в местах стыков. Стоят же они при этом на порядок меньше (в среднем на 40-45%).

Дорожное покрытие из плит не боится ни суровых климатических условий , ни резких температурных перепадов. Оно отлично ведёт себя в диапазоне температур от -45 до +55 °C. Более того, добавление в бетон специальных примесей способно ещё больше расширить этот температурный диапазон.

Требования к материалу

Существует ряд требований, предъявляемых к дорожным плитам при организации временных подъездов к строительным площадкам и промышленным объектам. Так, в частности, толщина этих плит не должна быть меньше 14 см . Внутрь в обязательном порядке должна быть встроена арматура, а плотность готового изделия должна находиться в диапазоне от 2,2 до 2,5 т/м. Что касается формы, то она может быть произвольной. Какая-то дорожная техника лучше производит укладку длинных прямоугольных железобетонных плит, какая-то — квадратных.

В зависимости от условий эксплуатации, поверхность плит может быть гладкой или рифлёной. Рифлёные плиты в большей степени защищены от образования наледи. С другой стороны, если по подъездным дорогам будет курсировать преимущественно гусеничная техника, то в создании рифлёной поверхности нет никакого смысла.

Немалые требования при дорожном строительстве подъездных путей предъявляются к качеству бетона . Именно от этого материала напрямую зависит, какие нагрузки сможет выдержать будущее покрытие и насколько хорошо оно будет сопротивляться атмосферным явлениям. Считается, что оптимальным для России является бетон, имеющий высокий класс устойчивости к морозу (F150). Если в дальнейшем планируется демонтаж плит и повторное дорожное строительство с их использованием, то желательно, чтобы в бетон были вмонтированы монтажные петли. Они должны находиться в специальных углублениях, чтобы не мешать движению автотранспорта после укладки.

Разновидности дорожных плит

Дорожные плиты различаются по форме и размеру. Размер указывается производителем в метрах, а для определения формы существует удобная система наименований. Так, к примеру, прямоугольные плиты обозначаются буквой «П», шестиугольные — «Ш». Есть и более сложные наименования. Например, «ППБ» обозначает: прямоугольная плита с двумя совмещёнными бортами.

Осуществляя дорожное строительство временных подъездных путей, необходимо помнить, что их прочность и эксплуатационные свойства напрямую зависят от соблюдения технологии укладки плит. Как и в случае с асфальтированием, подготовка грунта имеет далеко не второстепенное значение.

Подготовка грунта производится в следующем порядке:

  • Верхний почвенный слой удаляется, а его поверхность разравнивается при помощи дорожной техники.
  • Пользуясь услугами спецтехники, разрывается траншея глубиной от 30 до 50 см (в зависимости от типа грунта и целевой нагрузки на дорожное покрытие).
  • Чтобы застраховать подъездную дорогу от размывания и прорастания сорняков, на дно прорытой траншеи укладывается геотекстиль.
  • Поверх геотекстиля насыпается десятисантиметровый слой щебня, а поверх щебня около 20 см песка.
  • Песчаную подушку поливают водой.
  • Грунт тщательно утрамбовывается.

Для трамбовки грунта можно воспользоваться услугами спецтехники с виброплитой . Если устилать плитами нужно большую площадь, лучше применить каток. Не забывайте контролировать уровень грунта в процессе трамбовки (для этих целей используйте нивелир и верёвочный маяк).

После того как поверхность утрамбована, можно начинать укладку железобетонных плит. Если их размер не позволяет обходиться услугами имеющейся спецтехники, можно прибегнуть к аренде подъёмного крана на колёсах. Во избежание перекосов, первый ряд дорожных плит всегда укладывается вдоль растянутого шнура.

При строительстве подъездных дорог железобетонные плиты могут быть уложены с зазором либо вплотную одна к другой. В оставшиеся щели засыпается песок. С целью предотвращения появления трещин на дорожном покрытии швы предварительно расширяют влажным раствором, а сами плиты при этом покрывают плёнкой.

Если ожидается, что по подъездным дорогам будет перемещаться тяжёлая техника, их необходимо усилить. Для этого существует несколько способов. Самый простой — это добавить на этапе организации песчаной подушки цемент. Нередко для повышения прочностных характеристик дорожного покрытия монтажные петли бетонных плит сваривают вместе.

Открытое акционерное общество
Проектно-конструкторский и технологический институт промышленного строительства

ОАО ПКТИпромстрой

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НА УСТРОЙСТВО ВРЕМЕННЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ИЗ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ПЛИТ

113-05 ТК

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1 Технологическая карта составлена на производство работ по устройству временных внутриплощадочных, подъездных и внутриквартальных автомобильных дорог из сборных железобетонных плит.

1.2 В состав работ, рассматриваемых картой, входит:

Устройство земляного полотна;

Устройство подстилающего слоя из песка;

Укладка плит;

Сварка скоб и плит;

Заделка стыков и швов.

1.3 При привязке технологической карты к конкретному объекту и условиям строительства уточняются: направление монтажа плит и движение крана в зависимости от общего направления работ на трассе, разбивка на участки и захватки в соответствии с проектом производства работ. При привязке уточняются также объемы работ, калькуляция трудовых затрат, средства механизации с учетом максимального использования наличного парка монтажных механизмов.

1.4 Форма использования технологической карты предусматривает обращение ее в сфере информационных технологий с включением в базу данных по технологии и организации строительного производства автоматизированного рабочего места технолога строительного производства (АРМ ТСП), подрядчика и заказчика.

2 ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

2.1 До начала работ по устройству временной автодороги должны быть выполнены следующие работы:

Освещена и разбита трасса дороги;

Установлены временные здания и сооружения в объеме, необходимом для производства работ;

Доставлены на площадку механизмы и инструменты;

Устроено освещение мест производства работ и бытовых помещений;

Завезены необходимые материалы.

2.2 При производстве работ по строительству дорог, а также при приемке их в эксплуатацию должны соблюдаться требования СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги», СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты», СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции».

2.3 Работы по строительству временных автодорог осуществляют поточным методом, обеспечивающим равномерное и непрерывное производство работ механизмов и рабочих. Технологическая схема устройства дороги из сборных железобетонных плит приведена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Технологическая схема устройства дороги из сборных железобетонных плит

2.4 При небольших объемах работ и на участках малой протяженности, где применение поточного метода нецелесообразно, работы производят цикличным методом поочередно на всем протяжении дороги.

2.5 К началу дорожных работ должны быть устроены, ограждения мест производства работ и расставлены знаки и информационные щиты с указанием видов работ и сроков их выполнения.

УСТРОЙСТВО ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА

2.6 К устройству земляного полотна (корыта) приступают после срезки растительного слоя и выполнения разбивочных геодезических работ.

2.7 Срезка растительного слоя производится продольными проходами бульдозера марки ДЗ-101. Срезаемый грунт вывозится за пределы участка, если он не может быть использован.

2.8 Ширина корыта в выемке должна быть больше ширины покрытия на 0,5 м.

2.9 Технология устройства врезного корыта включает следующие операции: зарезание грунта и перемещение в конус, погрузка грунта в автосамосвалы и вывоз на автомобилях-самосвалах, планировка поверхности дна.

2.10 Бульдозер зарезает и перемещает грунт вдоль корыта, образуя конус соответствующей высоты. Затем погрузчиком ПУМ-500 погружают грунт на автомобили-самосвалы с его транспортировкой в установленные места.

2.11 Для обеспечения фронта работ по устройству песчаного подстилающего слоя работы по устройству корыта должны вестись с опережением не менее одной смены.

УСТРОЙСТВО ПЕСЧАНОГО ПОДСТИЛАЮЩЕГО СЛОЯ.

2.12 К устройству подстилающего слоя приступают после приемки земляного полотна. Песок для подстилающего слоя должен иметь коэффициент фильтрации в уплотненном состоянии не менее 3 м/сутки.

2.13 Технологический процесс устройства песчаного слоя включает: разгрузку, распределение и уплотнение песка.

2.14 Песок для устройства подстилающего- слоя доставляют в автомобилях-самосвалах и разравнивают бульдозером ДЗ-101 (ДЗ-101А). Окончательную планировку поверхности подстилающего слоя под уплотнение при необходимости производят вручную. Толщина слоя в рыхлом состоянии должна превышать проектную с учетом коэффициента разрыхления 1,1.

2.15 Одновременно определяют влажность песка. В случае необходимости песок увлажняют до оптимального значения, рассчитывая необходимое количество воды по формуле (т/м 3),

Q = h (W о - W e ) d ´ 10, (1)

где h - толщина отсыпаемого слоя песка, м;

W о и W e - соответственно оптимальная и естественная влажность в %;

d - объемная масса песка.

2.16 Уплотнение производится прицепным пневмокатком ДСК-1 в сцепе с трактором С-100 или площадочными вибраторами.

2.17 Уплотнение начинают от обочины к оси дороги, при этом каждый след от предыдущего прохода катка должен перекрываться при последующем проходе не менее чем на 1/3.

2.18 Для эффективного уплотнения пневмокатком необходимо 8-кратное количество проходов по одному следу. Окончательное число проходов устанавливается пробной укаткой. Результаты пробного уплотнения необходимо заносить в общий журнал работ.

2.19 По выполненным подстилающим слоям не допускается движение автотранспорта во избежание нарушения профиля слоев и загрязнения материала.

2.20 Все последующие работы по строительству дороги выполняют после устройства подстилающего слоя без значительного разрыва во времени.

УСТРОЙСТВО ПОКРЫТИЙ ИЗ СБОРНЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ПРЯМОУГОЛЬНЫХ ПЛИТ

2.21 До устройства сборного покрытия должны быть выполнены все работы, связанные с устройством земляного полотна и песчаного подстилающего слоя.

2.22 Сборные железобетонные плиты транспортируются с заводов специально оборудованными бортовыми автомобилями или плитовозами.

Для устройства временных дорог могут применяться плиты, выпускаемые промышленностью и соответствующие ГОСТ 21924.0-84* «Плиты железобетонные для покрытий городских дорог. Технические условия», приведенные в таблице 1.

Таблица 1 - Плиты железобетонные для временных дорог

п/п

Марки элементов

Размеры, мм

Масса, т

Конфигурация

2П60.35-10

6000 ´ 3500 ´ 140

7,33

прямоугольная

2П60.30-10

6000 ´ 3000 ´ 140

6,28

-«-

2П60.18-10

6000 ´ 1750 ´ 140

3,65

-«-

2П35.28-10

3500 ´ 2750 ´ 170

4,08

-«-

2П30.18-10

3000 ´ 1750 ´ 170

2,20

-«-

2П18.18-10

1750 ´ 1750 ´ 160

1,20

-«-

2П18.15-10

1750 ´ 1500 ´ 160

1,03

-«-

2ПТ55-10

5500 ´ 2000/1500 ´ 140

3,35

трапецеидальная

2ПТ35-10

3500 ´ 2000/1500 ´ 170

2,58

-«-

2.23 Картой предусмотрена укладка плит «с колес», без перегрузки плит в штабеля.

2.24 Монтаж плит покрытий надлежит начать с маячного ряда, располагаемого по оси покрытия при двускатном поперечном профиле покрытия и по краю - при односкатном поперечном профиле.

Укладку плит предусмотрено выполнять самоходными кранами в направлении продольной оси покрытия. Монтаж плит выполняется в следующей последовательности: плита краном снимается с автомашины и наводится на место укладки с таким расчетом, чтобы подошва плиты оказалась на 3-5 см ниже поверхности уже уложенных смежных плит. Движением стрелы уменьшается до минимума зазор в поперечном шве между укладываемой и уложенной плитами. Наконец, плита опускается на песчаный слой с таким расчетом, чтобы она коснулась его одновременно всей подошвой.

Продольные и поперечные швы должны совпадать, ширина швов между смежными плитами не должна превышать 20 мм, а уступ между плитами не более 5 мм.

С целью обеспечения требуемой ровности покрытия плиты следует укладывать на выровненный песчаный слой.

2.25 Окончательная посадка плит на основании должна производиться путем прикатки покрытия гружеными автомобилями или катками на пневматических шинах до исчезновения видимых осадок плит.

2.26 После прикатки плита с гладкой опорной поверхностью должна иметь контакт с основанием (подстилающим слоем) по всей поверхности опирания. Площадь контакта проверяют визуально по отпечатку на песчаном основании после поднятия плиты. При положительном контакте основания с плитой последняя укладывается окончательно.

2.27 Завершающими процессами устройства сборного покрытия являются сварка стыковых скоб и герметизация швов. Для сварки применяется сварочный агрегат типа САК-2Г-IC, электроды типа Э-42А диаметром 4-5 мм. Сварка ведется непрерывным- швом длиной 8-9 см с катетом не менее 7 мм (шириной 0,5 диаметра скобы, высотой 0,25 диаметра с глубиной проварки не менее 5 мм).

При зазорах между скобами более 4 мм на них накладывается стальной стержень диаметром на 2-3 мм больше зазора и приваривается с обеих сторон.

Для образования швов расширения через каждые четыре плиты (24 м) скобы не должны свариваться.

Герметизация швов выполняется следующими способами. За исключением швов расширения, поперечные швы на 2/3 глубины паза заполняются цементно-песчаным раствором, на 1/3 - битумно-полимерной мастикой. Швы расширения на всю глубину заполняются мастикой.

Продольные швы при сварке монтажных скоб заполняются цементно-песчаным раствором на всю глубину шва. Заливка швов выполняется мастикой в два этапа: после оседания мастики при первой заливке швов доливается снова и излишек срезается заостренным резаком заподлицо с поверхностью покрытия.

Схемы организации рабочих мест по устройству временной автодороги приведены на рисунках 2-4.

1 - бульдозер ДЗ-101; 2 - автосамосвал ЗИЛ-ММЗ-555; 3 - погрузчик ПУМ-500.
Рисунок 2 - Организация рабочего места при устройстве корыта

1 - бульдозер ДЗ-101; 2, 3 - дорожные рабочие; 4 - площадочный вибратор; ¬ - направление работ.
Рисунок 3 - Схема организации рабочего места при устройстве песчаного подстилающего слоя

1, 2, 3 - монтажники; 4 - автокран; 5 - плитовоз ¬ - направление укладки дорожных плит.
Рисунок 4 - Организация рабочего места при укладке дорожных плит

ПРИЕМЫ ТРУДА

Приемы труда при выполнении работ приведены на рисунках:

1. Устройство корыта

Бульдозер продольными проходами вдоль оси дороги производит разработку грунта растительного слоя и его перемещение в конус

2. Погрузка грунта в автосамосвалы

Тракторный погрузчик подбирает грунт, сдвинутый бульдозером, и производит погрузку в автосамосвалы

3. Разравнивание песка

Бульдозер продольными проходами вдоль оси дороги разравнивает песок, завезенный автосамосвалами в корыто

4. Планировка песчаного основания

Дорожные рабочие Р1 и Р2 лопатами разравнивают песок и проверяют профиль спланированной поверхности основания по шаблону.

5. Уплотнение песчаного подстилающего слоя вибратором

Дорожный рабочий Р3 включает двигатель площадочного вибратора и за фалы перемещает его по спланированной поверхности песчаного подстилающего слоя.

6. Устройство покрытия из сборных железобетонных плит

Автокран, установленный на ранее смонтированных плитах, производит монтаж дорожных плит «с колес». Монтажник M1 осуществляет строповку и подает сигналы машинисту крана. Монтажники М2 и М3 укладывают плиту, проверяют по уровню правильность ее положения. Машинист крана поднимает предварительно уложенную плиту и отводит ее в сторону. Монтажники М2 и М3 устраняют неровности на песчаной постели и с помощью машиниста крана производят окончательную укладку плиты. Машинист крана подает стрелу для строповки следующей плиты. Уложенные плиты обкатываются самоходным катком. Электросварщик С1 выполняет сварку закладных элементов плит и скоб. Дорожные рабочие P1, Р2, Р3 заполняют швы цементно-песчаным раствором, а температурные швы - битумной мастикой.

3 ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ И ПРИЕМКЕ РАБОТ

3.1 При строительстве дорог производится контроль качества работ на всех этапах строительства.

3.2 При входном контроле материалы и изделия для строительства временных дорог следует принимать по паспортам (сертификатам) и проверять их качество в соответствии с требованиями стандартов или технических условий на эти материалы и изделия, а также указаниями, данными в чертежах дорожных одежд.

3.3 Технические характеристики песка подстилающих слоев дорожных одежд должны соответствовать требованиям ГОСТ 8736-93* .

3.4 Технические характеристики плит должны соответствовать требованиям ГОСТ 21924.0-84* .

Дорожные плиты должны иметь шероховатую лицевую поверхность, обеспечивающую коэффициент сцепления не менее 0,5.

Допускаемые отклонения от размеров плит приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Допускаемые отклонения для плит временных дорог

№ п/п

Наименование

Допускаемые отклонения, мм

Отклонение от линейного размера

длина и ширина плиты:

до 2,5 м включительно

свыше 4,0 м

±10

толщина плиты

размеры выемок (монтажно-стыковые элементы)

Отклонение от прямолинейности

Прямолинейность профиля верхней поверхности плиты в любом сечении на всей длине или ширине:

до 2,5 м включительно

свыше 2,5 до 4,0 м включительно

свыше 4,0 м

Отклонение от плоскостности

Плоскостность лицевой поверхности плиты (при измерении от условной плоскости, проходящей через три крайние точки) при длине плиты:

до 2,5 м включительно

свыше 2,5 до 4,0 м включительно

свыше 4,0 м

Отклонение от перпендикулярности

Перпендикулярность смежных торцевых граней плит на участке длиной:

400 мм

1000 мм

Отклонение от равенства диагоналей

Разность длин диагоналей лицевых поверхностей плит при их наибольшем размере (длине и ширине):

до 4,0 м включительно

свыше 4,0 м

3.5 Величины и количество допускаемых дефектов внешнего вида дорожных плит приведены в таблице 3.

Таблица 3 - Допускаемые дефекты

Дефекты

Норма дефектов

Раковины

Не более 3 на 1 м 2

диаметром

6 мм

глубиной

3 мм

Околы бетона и ребер

глубиной

3 мм

длиной

Местные наплывы

Не. более 3 на 1 м 2

5 мм

Трещины

Не допускаются

Толщина защитного слоя

Не менее 30 мм

Обнажения арматуры

Не допускаются

3.6 При устройстве земляного полотна и песчаного подстилающего слоя контролируется степень уплотнения грунта, соответствие отметок профилей проектным, ровность оснований.

3.7 Размер твердых включений, в т.ч. мерзлых комьев, в насыпях и обратных засыпках не должен превышать 2/3 толщины уплотненного слоя, но не более 15 см для грунтовых подушек и 30 см для прочих насыпей и обратных засыпок.

3.8 Отклонения геометрических размеров насыпей:

Положения оси насыпей автомобильных дорог - не более ± 20 см;

Ширины насыпей по верху и по низу - не более ± 15 см;

Отметок поверхностей насыпей - ± 5 см;

Крутизны откосов насыпей - увеличение не допускается.

3.9 Плотность грунта естественного основания должна контролироваться путем отбора проб по оси дороги и в 1,5-2 м от оси бровки земляного полотна, а также по одной пробе в промежутках между ними по ширине отсыпаемого слоя более 20 м. Контроль плотности грунта следует производить на глубине 8-10 см от поверхности уплотняемого слоя. Отклонения от требуемого значения показателя плотности в сторону уменьшения допускается не более чем у 10 % образцов и не должны превышать 4 %. Число точек с максимальным отклонением не должно превышать 10 % от общего числа измерений.

3.10 Контроль ширины участка с поперечным и продольным уклоном, крутизны откосов земляного полотна, размещения и размеров водоотводных и дренажных устройств следует производить с помощью геодезических инструментов и шаблонов в процессе производства работ.

Допускаемые отклонения от проектных размеров не должны превышать установленных в таблице 4.

Таблица 4 - Допускаемые отклонения от проектных размеров при устройстве дорог при использовании комплектов машин без автоматической системы задания вертикальных отметок

Параметры

Допускаемые отклонения

1. Земляное полотно

Высотные отметки продольного профиля, мм

Расстояние между осью и бровкой земляного полотна, см

Поперечные уклоны

0,010

Разница между показателями плотности верхнего слоя на одной поперечине (для дорог с усовершенствованными покрытиями), %

Крутизна откосов, %

Поперечные размеры кюветов нагорных и других канав (по дну), см

Глубина кюветов при условии обеспечения стока, см

Продольные уклоны дренажей, %

Ширина насыпных берм, см

Толщина растительного грунта на откосах, %

2. Железобетонное покрытие

Ширина покрытия, см

Высотные отметки по оси, мм

Поперечный уклон

0,010

Превышение граней смежных плит сборных цементно-бетонных покрытий, мм

3.11 Плотность песчаного подстилающего слоя контролируют стандартными пробобрателями. Для измерения коэффициентов фильтрации и оптимального уплотнения отбирают через каждые 50 м не менее трех образцов (по оси и на расстоянии 1,5-2 м от кромок проез­жей части). Отклонения от коэффициента оптимального уплотнения не должны превышать по абсолютной величине ± 0,02 с количеством образцов до 10 %.

3.12 После определения коэффициента оптимального уплотнения песок из каждых шести пробобрателей испытывают на фильтрацию.

3.13 Контроль качества покрытий дорог из сборных железобетонных плит заключается в проверке полного опирания плит на песчаный подстилающий слой, ровности покрытия, прямолинейности продольных и поперечных рядов плит, ширины швов между плитами, правильности заполнения швов и применяемого состава резинобитумной мастики.

3.14 При операционном контроле качества работ по устройству дорог следует контролировать не реже чем через каждые 100 м:

Высотные отметки по оси дороги;

Толщину слоя неуплотненного материала по его оси;

Поперечный уклон;

Ровность (просвет под рейкой длиной 3 м на расстоянии 0,75-1 м от каждой кромки покрытия (основания) в пяти контрольных точках, расположенных на расстоянии 0,5 м от концов рейки и друг от друга);

Постоянно визуально - цельность плит и стыковых элементов, качество сварки стыков и заполнения швов, соблюдение технологии строительства;

Не реже одного раза в смену - контакт плит с основанием (подстилающим слоем) поднятием одной из 100 уложенных плит;

Превышение граней смежных плит в продольных швах на трех поперечниках на 1 км, а в поперечных швах в 10 стыках на 1 км.

3.15 Контрольную проверку контактирования плит сборного покрытия с основанием следует осуществлять перед сваркой стыковых скоб поднятием одной из ста уложенных плит, но не реже 1 раза в смену. Превышение краев смежных плит сборного покрытия следует проверять в трех поперечниках на 1 км. В случае если высота уступов между плитами более 3 мм, производится подъем плит и удаление (или подсыпка) песчаной смеси.

3.16 Контролируемые параметры, состав и способы осуществления контроля качества работ приведены в таблице 5.

Таблица 5 - Состав операционного контроля качества работ

Наименование операций, подлежащих контролю

Контроль качества выполнения операций

прорабом

мастером

Состав

Способы

Время

Привлекаемая служба

Срезка растительного грунта. Выемка корыта или насыпи. Качество грунта. Способы уплотнения. Геометрические размеры. Соблюдение геодезических отметок. Качество уплотнения

Теодолитом, нивелиром, рулеткой, режущим кольцом, визуально

В процессе и по окончании работ

Строительная лаборатория. Геодезическая

Распределение, планировка и уплотнение подстилающего слоя и основания

Качество грунта (песка). Качество уплотнения. Геодезические и геометрические размеры

Нивелиром, стальным метром и рулеткой, мерным шаблоном

То же

Строительная лаборатория

Распределение технологического слоя

Качество песка. Равномерность распределения, соответствие толщины слоя

Визуально

-«-

Строительная лаборатория

Монтаж покрытия дорог

Соответствие монтажных кранов. Проверка наличия паспортов на плиты. Внешний осмотр плит. Сохранение проектных уклонов. Плотность прилегания основания плит. Размерность швов

Нивелиром, стальным метром, визуально

-«-

ОГМ, геодезическая

Вибропосадка

Исправность механизма. Качество посадки плит. Сохранность проектных размеров и уклона

Визуально

-«-

ОГМ, геодезическая

Заполнение швов

Соответствие компонентов и их качество для заполнения швов. Качество выполнения работ

Визуально

-«-

Строительная лаборатория

4 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ ТРУДА, ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ И ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

4.1 Устройство дорожных покрытий из сборного железобетона должно осуществляться при строгом соблюдении требований СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования», СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство», ПБ-10-382-00 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», правил пожарной безопасности, предусмотренных в ГОСТ 12.1.004-91* и ППБ 01-03 . Ответственность за состояние безопасности труда и промышленной санитарии возлагается на начальников и главных инженеров специализированных строительных организаций.

4.2 К управлению дорожными машинами допускаются рабочие не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование и имеющие удостоверение на право управления машинами и водительские права.

4.3 При выгрузке и распределении дорожных материалов находиться в кузове автомобиля-самосвала запрещается.

4.4 Водителям автомобилей-самосвалов, доставляющих песчаную смесь к местам укладки, движение задним ходом допускается производить только по сигналу дорожного рабочего.

4.5 Становиться на кузов автомобиля-самосвала во время очистки кузова запрещается.

4.6 Находиться рядом с движущимся катком, а также зажигать и регулировать форсунки автогудронатора на ходу запрещается.

4.7 При совместной работе ряда машин расстояние между ними должно быть не менее 10 м, а между моторными катками - не менее 5 м.

4.8 Для предотвращения пожара на машинах с бензиновыми двигателями и форсунками должны быть установлены огнетушители, а на битумовозах и автогудронаторах - дополнительно и ящики с песком.

4.9 Запрещается заправка машин привозными горюче-смазочными материалами в местах производства дорожно-строительных работ.

4.10 Рабочую зону необходимо оградить. С наступлением темноты в зоне работ должны быть установлены сигнальные лампы красного цвета. Осветительные лампы мощностью до 200 Вт подвешивают на высоте 2,5-3 м, а более 200 Вт - на высоте 3,5-10 м. Проект электроосвещения выполняет заказчик или по его заказу - специализированная проектная организация.

4.11 Рабочие должны быть обеспечены специальной одеждой и исправным инструментом в соответствии с действующими нормами (ГОСТ 12.4.011-89).

4.12 Производство земляных работ в зоне расположения подземных коммуникаций (электрокабели, газопроводы и др.) допускается только с письменного разрешения организации, ответственной за эксплуатацию этих коммуникаций. К разрешению должен быть приложен план (схема) с указанием расположения и глубины заложения коммуникаций, составленный на основании исполнительных чертежей. До начала работ необходимо установить знаки, указывающие места расположения подземных коммуникаций.

4.13 При завозе материалов на объекты строительства автомобилями должны соблюдаться следующие правила:

Лица, руководящие разгрузкой, не должны подходить к самосвалам, становиться на крылья и колеса, подниматься в кузов до полной остановки самосвалов;

При разгрузке бортовых машин можно открывать борта после принятия соответствующих мер предосторожности от ушибов при возможном падении грузов и самих открываемых бортов.

4.14 При устройстве сборных покрытий доставленные на место работ железобетонные плиты разгружают автомобильными кранами непосредственно на покрытие дороги.

4.15 К монтажу плит допускаются лица, имеющие удостоверения на право выполнения монтажных работ.

4.16 При установке строительных машин и применении транспортных средств с поднимаемым кузовом в охранной зоне воздушной линии электропередачи необходимо снять напряжение с воздушной линии электропередачи.

При обоснованной невозможности снятия напряжения с воздушной линии электропередачи работу строительных машин в охранной зоне линии электропередачи разрешается производить по наряд-допуску при условии выполнения следующих требований:

а) расстояние от подъемной или выдвижной части строительной машины в любом ее положении до находящейся под напряжением воздушной линии электропередачи должно быть не менее указанного в таблице 2 СНиП 12-03-2001 ;

б) корпуса машин, за исключением машин на гусеничном ходу, при их установке непосредственно на грунте должны быть заземлены при помощи инвентарного переносного заземления.

4.17 При производстве работ по монтажу и демонтажу сборных покрытий рабочие должны находиться вне пределов опасной зоны. Перемещение стрелы крана с плитой над кабиной автомашины запрещается.

4.18 При установке плиты на место подходить к ней можно только в том случае, когда плита будет находиться на высоте не более 50 см от поверхности основания.

4.19 Выравнивать песчаное основание под приподнятой плитой разрешается только с помощью гладилки, насаженной на длинную рукоятку.

4.20 Рабочим запрещается становиться на плиту во время ее укладки на основание.

4.22 Все лица, находящиеся на строительной площадке, обязаны носить защитные каски. Работники без защитных касок и других необходимых средств защиты к выполнению работ не допускаются.

5 ПОТРЕБНОСТЬ В МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РЕСУРСАХ

5.1 Потребность в машинах, оборудовании, механизмах и инструментах определяется

с учетом выполняемых работ и технических характеристик согласно таблице 6.

Таблица 6 - Ведомость потребности машин, механизмов, оборудования, приспособлений и инструментов

№ п/п

Наименование

Тип, марка

Техническая характеристика

Назначение

Кол.

Бульдозер

ДЗ-101

(ДЗ-101 А)

Мощность 96 л.с.

Габариты 5029 ´ 2860 ´ 2565 Масса 9900 кг

Устройство земляного полотна

Погрузчик

ПУМ-500

Мощность 18-25 л.с. Емкость ковша 0,38 м 3 Грузоподъемность ковша 500 кг

Погрузка грунта

Автокран

КС-3577-3

Грузоподъемность 6,3 т. Вылет стрелы 9,8 м. Габариты 8000 ´ 2650 ´ 3100 Масса 9500 кг

Укладка железобетонных дорожных плит

Пневмокаток

ДСК-1

Уплотнение песка

Автомобиль-самосвал

ЗИЛ-ММЗ-555

Подвозка песка

Плитовоз

Подвозка плит

Сварочный агрегат

САК-2Г-1С

Электроды Э-42А Æ 4-5 мм

Сварка скоб

Площадочный вибратор

ИВ-91

Уплотнение песчаного слоя

Тачка-рикша

Т-200

Грузоподъемность 200 кг, длина 1250, высота 950

Для развозки инструментов и материалов

Нивелир

Габариты 220 ´ 150 ´ 175 Масса 1,8 кг

Вынос отметок

Нивелирная рейка

Габариты 3000 ´ 900 ´ 30

Вынос отметок

Рейка деревянная

Длина 3 м

Проверка ровности, оснований и покрытий

Рулетка

Длина 20 м Масса 0,35 кг

Разметка

Рулетка

РС-10

Длина 10 м Масса 0,23 кг

Разметка

Шнур разметочный в корпусе

ТУ22-3527-76

Длина 100 м

Нанесение отметок

Шаблон для проверки профиля

Планировка песчаного основания

Вешки

Габариты 2000 ´ 30 Красно-белого цвета

Для трассировки дороги

Колышки

Габариты 250 ´ 30 ´ 30

Разметка трассы

Метр металлический

Габариты 100 ´ 10 ´ 14

Для линейных измерений

Лопата штыковая

Для земляных работ

Лопата растворная

ЛР

Габариты 1150 ´ 240 Масса 2,1 кг

Для укладки и разравнивания песка

Щетка металлическая

ТУ 494-01-104-76

Очистка закладных деталей в ж.б. плитах

Черпак для эмульсий

Для разлива эмульсии

Ведра оцинкованные

Емкость 10-15 л

Для хранения и переноски битумной эмульсии, мастики

Кувалда кузнечная продольная остроносая

ГОСТ 11402-75*

Габариты 500 ´ 57 ´ 167 Масса 3 кг

Забивка штырей

Траверса

Грузопод. 4 т

Метла

Очистка поверхности плит от мусора

Рукавицы матерчатые

Индивидуальное средство защиты

каждому

Каска строительная

Средства индивидуальной защиты

каждому

Стандартный пробообразователь

Для определения плотности подстилающего слоя

5.2 Потребность в материалах на 100 м 2 площади дороги представлена в таблице 7.

Таблица 7 - Ведомость потребности в материалах, изделиях и конструкциях

№ п/п

Наименование материалов

Марка, ГОСТ

Ед. изм.

0,12

Битумно-резиновая мастика

кг

6 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

6.1 В качестве единицы измерения для составления калькуляции затрат труда и машинного времени и построения календарного плана производства работ принято 100 м 2 площади дороги.

6.2 Затраты труда и машинного времени на устройство дорожных покрытий из сборных железобетонных плит подсчитаны по «Единым нормам и расценкам на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы», введенным в действие в 1987 г., и представлены в таблице 8.

6.3 Продолжительность работ на устройство дорожных покрытий определяется календарным планом работ, представленным в таблице .

Технико-экономические показатели составляют:

Затраты труда, чел.-час....................................................20,58

Затраты машинного времени, маш.-ч.............................6,54

Продолжительность работ, час........................................10,8

Таблица 8 - Калькуляция затрат труда и машинного времени на производство работ по устройству временных дорог из сборных железобетонных плит

(Измеритель конечной продукции - 100 м 2)

№ п/п

Обоснование (ЕНиР и др. нормы)

Наименование технологических процессов

Ед. изм.

Объем работ

Нормы времени

Затраты труда

рабочих, чел.-ч

машиниста, чел.-ч.5 (работа машин, маш.-ч)

рабочих, чел.-ч

машиниста, чел.-ч., (работа машин, маш.-ч)

Е2-1-22

Разработка и перемещение нескального грунта бульдозером ДЗ-101 (0,62+0,49 ´ 4=2,58)

100 м 3

2,58 (2,58)

0,258 (0,258)

Е2-1-36 №3а

Планировка площади корыта бульдозером

1000 м 2

1,12 (1,12)

0,112 (0,112)

Е1-1 №1а

Погрузка грунта в автосамосвалы погрузчиком ПУМ-500

100 м 3

2,7 (2,7)

0,47 (0,47)

Е17-1т.2 №5

Разравнивание песка бульдозером

100 м 2

0,11 (0,11)

0,11 (0,11)

Е17-31 №1а

Окончательная планировка поверхности песка под уплотнение (вручную)

100 м2

Е2-1-29 Табл. 3 №1а

Уплотнение песчаного подстилающего слоя пневмокатком

1000 м 2

1,2 (1,2)

0,146 (0,146)

Е4-1-1 Табл. 2 №3

Укладка плит 2П30.18 с помощью автокрана и сварка плит

1 элем.

0,78

0,26 (0,26)

15,6

5,2 (5,"2)

Е17-3 №20 применит.

Укатка плит катком ДСК-1

100 м 2

0,17 (0,17)

0,17 (0,17)

Е4-1-26 Примеч.

Заполнение швов цементно-песчаным раствором

100 м шва

1,72

Е17-39 №3

Заполнение швов мастикой

100 м шва

0,23

1,86

ИТОГО:

Безопасность труда в строительстве. Часть 2. строительное производство. 857-ПП от 07.12.2004 г.

17 СанПиН 2.2.3.1384-03 Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ.