Владимирская церковь (Быково, Раменский район): описание, адрес, история. Церковь Владимирской иконы Богоматери села Быково Село быково церковь владимирской иконы божией матери

Я давно слышала об одном из красивейших и самых необычных соборов Подмосковья — Владимирской церкви в Быково, которая похожа на сказочный замок. Кроме того, неподалеку сохранилась дворянская усадьба Быково с парком. Все это послужило поводом съездить и посмотреть эту красоту в один из летних выходных.

Усадьба Быково расположена в нескольких километрах к югу от Москвы, поэтому добраться до нее достаточно просто даже без машины.
Как только мы вышли из маршрутки, увидели шпиль Владимирской церкви. Ориентируясь на него, прошли вдоль частных домов к храму. Построен он был в 1789 году по проекту известного архитектора В.И. Баженова для любимчика императрицы Екатерины Великой Измайлова. Церковь выполнена в псевдоготическом стиле и выглядит довольно необычно для нашей Подмосковной местности. Больше она напоминает какой-то зловещий замок, особенно со стороны внушительной лестницы.

Храм разделен на верхний и нижний. Внизу разместилась действующая церковь, там проводятся богослужения. Наверх же проход закрыт из-за того, что лестница находится в аварийном состоянии и требует восстановления.

Фасад Владимирской церкви

Вообще, несмотря на то, что я видела в интернете фотографии всей церкви вместе с лестницей, оказалось, что сделать такое фото без широкоугольного объектива довольно сложно. Отойти от входа на достаточное расстояние не получилось, из-за того, что на территории ведутся ремонтные работы и вокруг разложены стройматериалы.

Владимирская церковь усадьбы Быково

К тому же на маленькой площадке возле церкви возвышается колокольня, построенная уже в XIX веке, но отлично вписавшаяся в архитектурный ансамбль Владимирского храма.

Колокольня Владимирского храма

Туристов в выходной день здесь хватает, все стараются запечатлеть это произведение искусства себе на память, да и себя на фоне него.

Видно, что люди при церкви хорошо ухаживают за территорией: вокруг посажены цветочки, потихоньку идет ремонт. Надеюсь, что в скором времени удастся восстановить столь необычный храм и сохранить его для следующих поколений.


Территория около храма

Усадьба Быково

Обогнув церковь по дорожке вдоль детской площадки и пройдя вдоль кирпичной пятиэтажки, мы подошли к входу в парк. Прошли сквозь вертушку, такую же, как устанавливались на советских заводах, и оказались в парке бывшей усадьбы Быково. Сразу же бросились в глаза горы мусора. Очень сложно сделать хотя бы одну фотографию, чтобы в кадр не влезла какая-нибудь куча бумаг, бутылка или консервная банка. Никогда не понимала, неужели так сложно убрать за собой мусор, а обязательно надо оставить его в лесу, или в таком потрясающем месте как эта усадьба. Люди, одумайтесь!
Парк также находится в запустении и крайне не ухожен, хотя сохранились некоторые аллеи и дорожки.

Когда-то это усадьба поражала своим великолепием. Место это было подарено губернатору Москвы М.М. Измайлову самой Екатериной Великой. Так как по служебным делам он был знаком с архитекторами, которые занимались строительством царской усадьбы Царицыно, В.И. Баженовым и М.Ф. Казаковым, он привлек их и для строительства усадьбы в своем имении в Быково.


Главный дом усадьбы Быково


В парке усадьбы Быково

Барский дом построили на искусственном холме, землю для которого крестьяне носили в корзинах. А брали эту землю в парке, когда рыли там пруды.


Вид с холма, на котором расположена усадьба

Позже, уже при новых владельцах Воронцовых-Дашковых, главный дом был перестроен и получил очертания английского замка. От творения Баженова остался только фундамент и белоснежная балюстрада при въезде в дом. Это и объясняет столь странный внешний вид строений, более привычный для европейских стран.

Усадьба Быково

Вокруг усадьбы был разбит парк с несколькими прудами, оранжереей, дворцом-Эрмитаж и аллеей из черных роз, купленных за золото во Франции. Как вы понимаете, всей былой красоты сейчас увидеть нельзя, что не может не огорчать.


Пруд около усадьбы Быково

Воронцовы-Дашковы были не последними владельцами усадьбы Быково. Дело в том, что согласно легенде, однажды в отсутствие жены хозяин имения устроил званый ужин, на который пригласил свою любовницу и пообещал подарить ей усадьбу в Быково. Когда его жена узнала от слуг о таком обещании, то велела мужу тотчас же продать имение.

Главный вход в усадьбу Быково

Следующими хозяевами усадьбы были представители рода Ильиных, которые владели Быково до самой революции. Позднее усадьба была национализирована, здесь размещался приют для сирот, а затем туберкулезный санаторий. За все это время были разворованы многочисленные ценности барского дома, разрушены оранжерея и дворец-Эрмитаж, а парк пришел в запустение.


В парке усадьбы Быково

К счастью на одном из прудов сохранилась беседка-ротонда, работы В.И. Баженова. Сейчас она возвышается на островке и сильно закрыта бурной растительностью. А когда-то хозяин усадьбы встречался здесь со своими возлюбленными, пруды были ухожены, а к дому вели многочисленные аллеи.

Усадьба Быково. Беседка Баженова на пруду

Мы увидели дворянскую усадьбу снизу, и надо сказать, она произвела потрясающее впечатление. На холме возвышается здание из красного кирпича, с балконом, который поддерживают колонны с изображением девушек. Над балконом изображен герб Воронцовых-Дашковых. Балюстрада дворца местами уже разрушена, а жаль.

Колонны усадьбы Быково

Очень бы хотелось надеяться на восстановление столь красивой усадьбы, причем не только фасадной части, но и интерьеров. В этом случае я бы с удовольствием посетила бы Быково еще раз, с удовольствием прошлась бы по музеям. Эх...мечты, мечты. А ведь вполне можно было бы сделать что-то наподобие Архангельского. Здесь есть и необходимый простор, и прекрасные творения знаменитых архитекторов, которые еще можно спасти.
Несмотря ни на что, усадьба в Быково поразила нас своим былым величием, и необычностью архитектурных решений. А Владимирская церковь является уникальным для Подмосковья храмом, который обязательно стоит увидеть своими глазами.

Как добраться до Усадьбы Быково и Владимирской церкви

Адрес: Московская область, Раменский район, с. Быково, ул. Колхозная

На автомобиле: по направлению от Москвы надо ехать по Рязаннскому ш. до поворота на Быково (через Жилино) примерно 8 километров, затем свернуть налево. Далее нужно ехать к г. Быково и Жуковскому, а не к аэропорту. Через Быково нужно насквозь проехать, на границе между Быково и Жуковским на светофоре свернуть направо, после этого через 200 м. свернуть еще раз направо. До Владимирской церкви ехать по улице Шоссейная.

До Усадьбы Быково можно доехать на электричке с Казанского вокзала до платформы «Удельная», а затем на маршрутке 23 или 39 до остановки «Храм». Также от метро «Выхино» ходят автобусы № 424. Билет на электричку стоит 70 рублей в один конец, а на автобус 58 рублей.

Создание этого необыкновенного храма приписывают руке Василия Баженова и датируют постройку 1789 годом. Но есть и другие мнения - уж слишком этот загадочный памятник непохож на другие творения великого зодчего (читай здесь). Владимирская церковь в Быково стоит в отдалении не только от Рязанского шоссе, но и от магистрального пути эволюции русской православной архитектуры.


Храм удивительной гармонии, красоты и неповторимой стилистики до сих пор остается мало изученным. Эта двухэтажная церковь, построенная в честь Владимирской иконы Божьей Матери на месте, где исстари находилась деревянная церковь Рождества Христова. Специалисты утверждают, что это единственный у нас Храм овальной формы.

Взять хотя бы лестницы, что встречают нас при входе на территорию церкви. Таких лестниц не знало русское храмовое зодчество. Кажется, что этот церемониальный, очерченный легким парапетом, всход ведет не в храм, а во дворец. А если со шпилей снять кресты, то строение вполне можно принять за дворцовую постройку причудливой формы, напоминающую западноевропейский средневековый замок. Церковь завершена куполом, окруженным целым рядом шпилей. Шпилями увенчаны и колокольни.

Рядом с храмом колокольня.В 30-е годы 19 века рядом с Храмом была возведена колокольня по проекту ученика Баженова архитектора Таманского, да так удачно и гармонично, как будто она была задумана самим Баженовым.

Основной объем храма – овальный в плане, поставленный на высокий подклет; с запада к нему пристроена обширная прямоугольная трапезная с двумя башнями-колокольнями по углам. Основной объем завершается световой ротондой с высоким шпилем наверху; окружает ее ряд таких же шпилей. По бокам в овале основного объема храма прорезаны высокие стрельчатые окна, между которыми размещены декоративные портики с колоннами, обрамляющие боковые входы. Под кровлей проведен богатый резной карниз. Высокие окна с островерхим завершением украшают и трапезную, боковые фасады которой сверху увенчаны тимпанами. Сверху на трапезную поставлена невысокая ротонда с очень маленьким шпилем с крестом. Трапезная была расширена в первой половине XIX века.

Очень эффектно смотрится храм с запада, со стороны колоколен. К площадке перед входом в верхний храм ведет парадная лестница на два всхода, под которой расположен вход в нижний храм. Одна башня-колокольня строилась как собственно колокольня, с площадкой для звона, вторая – для часов. Круглые верхние ярусы башен прорезаны арочными проемами и завершаются куполами с высокими шпилями, такими же, как над центральной главой.

Весь декор храма необыкновенно богат. Многообразие деталей, выдержанных в едином готическом стиле, придает высокому зданию устремленность ввысь, выражающуюся не только в остроконечных шпилях. В 1884г. рядом с храмом была построена отдельная колокольня в подражание тому же стилю. Одни источники называют ее архитектором Д.А.Гущина, другие – И.Т.Таманского.

На колокольне имелось семь колоколов, самый большой из которых весил 117 пудов, а самый маленький - всего 70 фунтов. Роспись стен Храма поздняя, была выполнена по просьбе прихожан в 1912 году, но не завершена. Храмовая икона Владимирской Божьей Матери появилась здесь после М. М. Измайлова, а до этого там находилась фамильная икона Измайловых - Казанской Божьей Матери.

Храм в селе Быково уникален тем, что имеет два этажа. Нижний предел в честь Рождества Христова, а верхний был построен в честь Владимирской иконы Божьей Матери. По верхнему пределу была названа и сама церковь. Главная особенность верхнего предела заключается в том, что в его оформлении использовался искусственный мрамор. Со временем его рецептура была потеряна. Современным мастерам удалось восстановить состав бело-розового камня, который трудно отличить от подлинника. Здесь сохранились фрагменты лепнины и старинная роспись.
Здание Храма построено из кирпича и облицовано снаружи белым камнем. В основу плана положен эллипс, который никогда не использовался на Руси в церковном зодчестве и крайне редко в светском строительстве.
Это единственная в мире белокаменная церковь, построенная в стиле русской готики (или псевдоготике), ее называют еще северный Тадж-Махал.


Владимирская икона Божьей Матери - величайшая святыня Русской земли. По преданию она была написана апостолом Лукой в первом веке от Рождества Христова. В Храме села Быково хранится древний список Владимирской иконы Божьей Матери. Икона мироточит, именно ей особо поклоняются прихожане. Службы здесь проходят не только по выходным, как это принято на селе, а каждый день. В 1937 году Владимирский Храм, как и многие Храмы по всей Руси, был закрыт и использовался под хозяйственные нужды. В настоящее время практически закончено восстановление предела Рождества Христова. Опытные специалисты воссоздали иконы, резьбу по золоту и росписи. Роскошный трехъярусный иконостас в стиле русского барокко 17 века выполнен по дореволюционным фотографиям.

Внутри храм отделан в классицистическом стиле. Своды опираются на четыре купы колонн с коринфскими капителями, отделка выполнена из искусственного мрамора, с деревянной резьбой. Интерьеры сильно пострадали в советское время: в 1937г. церковь была закрыта и разорена. Со шпилей сбили кресты, колокольня осталась без колоколов, множество церковной утвари и книг было уничтожено. В здании храма разместилась швейная фабрика. Позднее ее заменил склад управления кинофикации. В 1989г. храм снова передали верующим, начались восстановительные работы и богослужения.

Прихожане считают свой Храм намоленным. Необычайно теплая обстановка располагает к глубоким раздумьям.

Про церковь рассказывают две истории: 1. Во времена большивизма в ней устроили конюшню. После того, как кони передохли, решили её больше не использовать в этих целях. 2. Некий бравый большивик решил снять колокол. Его предупреждали о том, что не стоит. Многие боялись а он не побоялся. В результате он при попытке снять колокол сорвался и... насмерть. Рассказывали, что попыток было несколько...

Проезд:
- с Казанского вокзала а) до ст. Удельная, пересадка на авт. ст. Удельная - Верея, или б) до ст. Отдых, пересадка на авт. ст. Отдых-Верея, или в) до ст. Ильинская, далее пешком 4 км, или г) до ст. Быково, далее пешком 1-2 км или маршруткой 22П, пешком 1 км

Проезд автомобилем: От Москвы по Рязанскому шоссе до поворота на Быково (через Жилино) - 8 км, там свернуть налево. Далее - проезд не к аэропорту, а к г.Быково и Жуковскому. Проехать через Быково насквозь, на границе между Быково и Жуковским на светофоре свернуть направо, после этого через 200м. свернуть еще раз направо на ул. Шоссейная, и проехать по ней до церкви.

От метро Выхино на автобусах 424, 430, 431 м. "Выхино" - Жуковский до остановки "Храм", или с Казанского вокзала до остановки Быково, далее на автобусе до остановки "Храм"

точные координаты церкви - N55°36.6537" E38°03.4989". Доехать туда можно и на 23-м автолайне. Скажите, чтобы вас высадили в с.Быково у церкви, так как никогда сами не догадаетесь, где надо сходить (церкви с дороги не видно).

До этого нам уже дважды приходилось посещать Быково - и все время почему-то невезло с погодой. Накануне поездки посмотрели прогноз - Гисметео обещал ясный солнечный день.

Просыпаемся в 8 утра, выглядываем на улицу - небо затянуто тучами, а снег падает крупными хлопьями без остановки. При этом все источники прогнозов обновились и показывают тучи и снегопад в течение дня, лишь оптимистичный Яндекс утверждает, что в Москве якобы сейчас солнце. Я уже подумывал остаться дома, а Юля все же хотела ехать. Чтобы не спорить, подбросили старинный "пятачок" 1991 года, который я еще в школе (да и в институте тоже) брал с собой на экзамены, чтобы получить "отлично". :) Монетка дала понять, что надо ехать. Ну мы поехали - и не прогадали!

Церковь Владимирской иконы Божией Матери в селе Быково была построена в 1789 году. По одной, наиболее распространенной и авторитетной версии, проект ее принадлежит В. И. Баженову, по другим - М. Ф. Казакову или А. Н. Бокареву.

Белокаменная церковь в стиле русской готики (или псевдоготики) не имеет себе достойных аналогов в храмовой архитектуре Подмосковья, да и, пожалуй, в храмовой архитектуре России вообще. В здании два храма - верхний в честь Владимирской иконы Божией Матери и нижний в подклете - Христорождественский.

Основной объем храма - овальный в плане, поставленный на высокий подклет; с запада к нему пристроена обширная прямоугольная трапезная с двумя башнями-колокольнями по углам.

Основной объем завершается световой ротондой с высоким шпилем наверху, окружает ее ряд таких же шпилей.

Весь декор храма необыкновенно богат.

По бокам в овале основного объема храма прорезаны высокие стрельчатые окна...

...Между которыми размещены декоративные портики с колоннами, обрамляющие боковые входы.

Очень эффектно смотрится храм с запада, со стороны колоколен. К площадке перед входом в верхний храм ведет парадная лестница на два всхода, под которой расположен вход в нижний храм. Одна башня строилась собственно как колокольня с площадкой для звона, вторая - для часов.

Посмотрим на декор поближе.

Круглые верхние ярусы башен прорезаны арочными проемами и завершаются куполами с высокими шпилями, такими же, как над центральной главой.

В 1884 году рядом с храмом была построена отдельная колокольня в подражание тому же стилю. Одни источники называют ее архитектором Д. А. Гущина, другие – И. Т. Таманского.

В стороне от улицы, на которой стоит церковь, в глубине старинного парка, расположена сама усадьба Быково, вернее, то, что от нее сохранилось. Нынешнее здание усадьбы построено в 1856 г. архитектором де Симоном на подвалах предыдущего усадебного дома. В настоящее время в нем располагается действующий туберкулезный диспансер. В 1704 году Петр I пожаловал это село ростовскому воеводе Иллариону Воронцову «за заслуги перед Отечеством». Воронцов был небогат, владел всего двумястами душ крестьян. О самом Илларионе Воронцове теперь почти никто и не вспоминает, куда больше прославились его потомки.

Правнук воеводы князь Михаил Семенович закрепился в истории не только тем, что блестяще себя проявил, будучи наместником царя, но и тем, что именно о нём молодой А. С. Пушкин, испытывавший нежные чувства к его красавице жене, написал достаточно злую и несправедливую эпиграмму.

«Полумилорд, полукупец.

Полумудрец, полуневежда,

Полуподлец, но есть надежда,

Что будет полным, наконец.»

В 1775 году Екатерина II посетила множество подмосковных усадеб, в том числе и усадьбу в Быково. Поместье выглядело крайне скромным и не произвело на императрицу никакого впечатления. Стерпеть такого позора граф не мог. Он тут же пригласил главного архитектора России Василия Баженова, чтобы тот осуществил перепланировку имения и парка.

Баженов охотно принялся за работу. Он поставил себе цель: кардинально сменить облик барской усадьбы. Новый дворец Баженов решил построить в западной части усадьбы на дубовых сваях. Холм, на котором теперь красуется дворец, был создан искусственно. Землю для холма крестьяне таскали на себе в плетеных корзинах с мест, где были выкопаны три пруда.

Гульбище, расположенное перед портиком, обрамлено балюстрадой - перилами из фигурных столбиков. Слева от дворца возведена высокая башня, на которой были установлены телескоп и солнечные часы. Над балконом расположен герб Воронцовых-Дашковых.

Южный фасад построен в классическом стиле. Украшением его является портик с колоннами в виде прекрасных женских фигур, на которые опирается балкон.

Существует романтическая легенда о том, что один из Воронцовых-Дашковых в отсутствие жены устроил во дворце товарищеский ужин.

На него была приглашена его возлюбленная, которой он якобы пообещал подарить дворец.

Узнав об этом от слуг, жена потребовала продать усадьбу. А старожилы вспоминали о том, как однажды видели идущую с небольшой котомкой несостоявшуюся владелицу усадьбы, которая прожила в Москве до самой войны...

Герб Воронцовых-Дашковых представляет собой объединение графского герба Воронцовых и дворянского Дашковых.

Взглянем на него поближе. Внизу до сих пор можно разобрать девиз: «Semper immota fides», что в переводе с латыни означает «Вечно непоколебимая верность».

С именем В. И. Баженова связывают и сохранившуюся на одном из островов пруда в парке павильон-беседку. Белоснежная беседка действительно наредкость пропорциональна и гармонична. Три расположенных по кругу пилона и коринфские колонны поддерживают широкий карниз и купол. К сожалению, изящного мостика на остров уже не существует, и добраться до беседки летом теперь можно лишь на лодке. А вот в холодное время года к ней можно попробовать пройти по льду, но мы тогда не решились.

Вернемся же ко дворцу. Внутри он был отделан в английском стиле. Стены двусветной столовой обшиты дубом, под потолком размещался фриз из портретов рода Воронцовых. Хранилась здесь и воронцовская библиотека XVIII века, и портрет знаменитой княгини Дашковой (подруги Екатерины II) работы Левицкого. Все растаяло и унеслось в вихре времени, как и сам баженовский дом...

Дополнение от наших читателей: Как проехать в Быково?

Из Москвы к баженовскому храму лучше ехать по Новорязанскому шоссе (Волгоградскому проспекту),а затем по шоссе на Жуковский (поворотов с Новорязанского шоссе на Жуковский несколько, подходит любой).

В селе Островцы,у поста ГАИ поворот налево (указатель на Жуковский и аэропорт Быково). Ранее повороты с этими указателями уже были (они также ведут к цели, так что если свернуть раньше, ошибки не будет). С мостов через реку Пехорку и Быковку, правее по ходу, виден парк, поднимающийся по склону берега, и башня дворца. Церковь не видна, она восточнее, за парком. Далее, чтобы не запутаться в многочисленных улочках поселка, лучше доехать до шоссе на Жуковский и повернуть по нему направо (в эту точку сходятся все варианты подъезда).

Справа вдоль шоссе тянутся одноэтажные домики поселка, а за ними уже можно различить шпили баженовского храма. В том месте, где кончается одноэтажная застройка (дальше - многоэтажные дома), нужно повернуть с шоссе направо и затем еще раз направо, на улицу, параллельную шоссе (но уже в обратном направлении). Эта улица подводит почти прямо к церкви (она будет видна слева в торце короткого поперечного проезда).

По времени час-полтора в зависимости от загруженности дорог в сторону области, имхо.

Главная в Москве церковь, освященная во имя Владимирской иконы Божией Матери, стояла до революции в Китай-Городе, близ Лубянской площади, в самом начале Никольской улицы. Она была основана по обету царицей Натальей Нарышкиной там, где издревле стояла часовня с Владимирским образом. Эта часовня, как и церковь, были основаны на той дороге и близ того самого места, где в 1395 году москвичи с благоговением и страхом встречали из Владимира чудотворный образ Богоматери, надеясь обрести спасение от страшного Тимура, шедшего с войском на Москву.

И в память о той легендарной, судьбоносной для Москвы встрече был основан не только московский Сретенский монастырь, но и Владимирская часовня на московском посаде, а вслед за ней – и приходская Владимирская церковь на Никольской. Ее чешуйчатая главка, «как еж, ощетинившаяся колючками», по выражению современного москвоведа, была далеко видна с окрестностей и красиво возвышалась над старинной застройкой Никольской улицы.

Владимирская икона – главная православная и историческая святыня Москвы, а с ней – и всего государства Российского. По преданию, образ написал сам Евангелист Лука на доске от стола, за которым совершилась трапеза Спасителя и Пресвятой Богородицы с праведным Иосифом Обручником. На Русь икона попала всего лишь в начале XIV века – тогда ее прислали из Константинополя князю Мстиславу, который поместил ее в Вышгороде. Сын основателя Москвы, князь Андрей Боголюбский перенес ее во Владимир и установил в новопостроенном Успенском соборе. А уже в 1395 году, когда москвичи с ужасом ожидали нашествие «великого хромого», икону впервые привезли в Москву, где она милостью Божией осталась на века и еще не раз чудесами своими спасала стольный град от врагов и даровала победы. Именно ей слезно молились русские осенью 1480 года, когда пало монголо-татарское иго, 240 лет терзавшее Русь, – после великого стояния на реке Угре хан Ахмет без боя и навсегда ушел от Москвы. А в 1521 году Владимирская икона спасла Москву от нашествия крымского хана Менгли-Гирея.

Считается, что древняя часовня с Владимирским образом была выстроена здесь, на подступах к Кремлю, в том же 1395 году, когда икону встречали в Москве, или же позднее, но именно в честь этого события, по московскому обычаю. Так или иначе, часовня стояла тут задолго до построения стены Китай-города. И когда в 1534 году итальянский зодчий Петрок Малый, архитектор кремлевской Успенской звонницы, стал возводить крепостную стену, то на этом участке она вплотную примкнула к часовне: тогда здесь была устроена башня с ворота, получившими официальное имя «Никольские» по местной улице и «Владимирские» - по часовне. А потом, приблизительно в XVI веке список с Владимирской иконы поместили и на наружной стене Никольской башне Китай-города. Эта башня и оказалась на участке той самой эпохальной для Москвы Сретенской дороги…

И царица Наталья Кирилловна Нарышкина решила построить тут церковь, освященную во имя Владимирской иконы. Ведь к тому времени не только в Москве, но и в этом историческом месте еще не было ни одного приходского храма в честь чудотворной иконы, а только Сретенский монастырь и часовня. И праздничные крестные ходы из Кремля совершались прямо в обитель. Царица дала обет – возвести здесь церковь.

Причиной тому было не только знаменательное место – царица считала Владимирскую икону своей покровительницей, поскольку ее именины приходились на день праздника чудотворной иконы. И именно Владимирским образом родители царицы (по другим данным, ее воспитатель боярин Матвеев) благословили ее в день свадьбы с царем Алексеем Михайловичем в далеком 1671 году. Именно этот фамильный образ овдовевшая государыня и пожаловала царским подарком в новоустроенную церковь, хотя до освящения своего обетного храма ей дожить не довелось.

Строительство красавицы-церкви в ярком, узорчатом стиле нарышкинского барокко было начато по личному указу Петра I, очень любившего мать, летом 1691 года на казенные средства Стрелецкого приказа, а освящена она была в октябре 1694 года. Тогда к ней был установлен крестный ход из Кремля 21 мая - в празднование чудесного спасения Москвы от набега крымского хана в 1521 году.

Интересно вот что. Из-за своего местоположения церковь была приписана к Заиконоспасскому монастырю, что на Никольской улице, и именно его духовенство служило в этом обычном московском храме. Однако у Владимирской церкви не было и не могло быть своего прихода в торговом посаде Москвы, зато, как писал один дореволюционный краевед, у этой «бесприходной» церкви приходом была вся Москва, и каждый, кто шел по Никольской улице, непременно заходил в храм помолиться Заступнице рода человеческого и Спасительнице Москвы.

Бесценные святыни Владимирской церкви соответствовали «дворцовому» статусу храма, возведенного по обету царицы. Она и стала его первой дарительницей, а вслед за Нарышкиной в эту китайгородскую церковь дарили и Елизавета Петровна, и Мария Федоровна – богатые пелены и воздухи, расшитые руками императриц. Образ Спаса Нерукотворного, в манере «фряжского письма», был, по преданию, написан самим Симоном Ушаковым. Во второй половине XVIII века архитектор Василий Баженов соорудил в храме огромный иконостас. Список Владимирской иконы в начале XIX века украсила великолепная золотая риза с драгоценными алмазами, жемчугами, изумрудами и яхонтами – это был дар знаменитого графа Н.П.Шереметева по завещанию, так как прежний оклад храмовой чудотворной иконы был «легковесен».

А напротив Владимирской церкви по левой стороне Никольской когда-то стоял двор его деда, сподвижника Петра Великого, первого русского графа Бориса Петровича Шереметева. И дочь его, Наталья Борисовна, горько оплакивала здесь усопшего императора Петра II, который сильно благоволил ее мужу, князю Долгорукому. После смерти малолетнего правителя она была выслана в Сибирь, а ее супруг казнен. Теперь же о старом бытоукладе, когда наряду с московским посадом в привилегированном Китай-городе стояли дворы богатых бояр, там напоминают лишь имена местных Черкасских переулков – двор графа Шереметева одно время принадлежал князю Черкасскому. Позже всех аристократических жильцов вытеснили торговые лавки, учебные просветительские учреждения, да деловые центры московского Китай-Города.

В церкви был и другой образ Владимирской Богоматери, в серебряном окладе, - тот самый, которым патриарх Иоаким благословил царицу Нарышкину на венчании с царем Алексеем Михайловичем.

А в 1805 году у церкви появилась и новая часовня, в которую поместили список иконы в красивой серебряной ризе, устроенной на пожертвование богатого москвича. В том столетии уже существовал знаменитый «пролом» – новые проходные ворота китай-городской стены, проломанные ради удобства прохода на Никольскую улицу. Эти проломные ворота часто именовались «Владимирскими».

У «Пролома» был знаменитый развал московских букинистов (второй по величине после Сухаревки), где постоянно рылись «зашибленные книгой» страстные библиофилы в поисках раритетов. Одним из таких обитателей «Пролома» был историк и глава кадетов, профессор П.Н.Милюков, в бытность свою студентом Московского университета ежедневно приходивший сюда подержать старую и ценную книгу в руках – и пополнить свою домашнюю библиотеку.

Уже в советское время эта традиция счастливо продолжилась – словно в память о том развале «у Пролома» именно здесь построили популярный букинистический магазин «Книжная находка».

Но судьба московской церкви оказалась печальной - осенью 1932 года она была закрыта и передана под клуб милиции. А летом 1934 года она была снесена вместе со стеной Китай-города, и ровно в 400-летний юбилей этой московской крепости. Теперь на месте храма – проезжая часть улицы.

Поистине уникальна. Можно только догадываться, какое впечатление она производила в конце XVIII века. Кроме того, храм Владимирской иконы Божией Матери в Быково уникален своим планировочным решением: центральная часть сооружения имеет овальную форму.

При Владимирской церкви возвели две колокольни - одну под звон (на ней повесили семь колоколов), вторую - под часы, водрузить которые так в итоге и не получилось.

Церковь в Быково поражает своей необычной красотой. Вместе с усадьбой она могла бы стать местом туристического паломничества, привлекая любителей прекрасного, и приносить немалые деньги в бюджет. Однако церковь с усадьбой вынуждены выживать, не получая никакой поддержки от государства.


Саша Митрахович 07.06.2018 07:42


Возведение Владимирской церкви в Быково мы обязаны генерал-губернатору Москвы Михаилу Михайловичу Измайлову. Он был одним из фаворитов Екатерины II и участвовал в заговоре против Петра III, в результате которого государыня взошла на престол. В благодарность императрица подарила ему дворцовое село Быково.

В селе Быково Измайлов поселился вместе со своей супругой Марией, урожденной Нарышкиной. По легенде, однажды Екатерина навестила чету Измайловых и была изрядно удивлена скромностью их имения. И тогда в Михаиле Михайловиче, как говорится, взыграло ретивое. Он пригласил обустраивать свою усадьбу именитого В. И. Баженова. (Имя Баженова значится на мемориальной доске).

В процессе переустройства усадьбы М. М. Измайлов овдовел. В память о жене он решил возвести в селе и новую церковь, тем более что старая к тому времени изрядно обветшала. На строительство ушло почти девять лет, и в 1789 году в Быково появилась двухэтажная церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери.

Нестандартные архитектурные решения и нехарактерный для русского зодчества декор многие объясняют тем, что и заказчик (Измайлов), и архитектор (Баженов), похоже, симпатизировали масонам. Поэтому в оформлении церкви они якобы решили зашифровать символику «вольных каменщиков».

Храм, облицованный белым камнем, был обнесен такой же белокаменной оградой с деревянными решетками и обелисками. Эту красоту уничтожили в 1938 году.

Роспись интерьеров началась в 1912 году по инициативе прихожан Владимирской церкви, закончить работы до революции так и не успели. Нынешняя роспись церкви - частично восстановленное старое, частично сделанное заново.


Саша Митрахович 08.06.2018 06:52


После Октябрьской революции какие только организации не занимали Владимирскую церковь - и мастерские, и школа подрывников, и приют для сирот красноармейцев.

Некоторое время после октябрьской революции в быковском храме Владимирской иконы Божией матери «квартировала» пошивочная мастерская. Вскоре фабрику закрыли, здание вообще заколотили, а надгробия с расположенного вокруг храма кладбища, где некогда хоронили именитых горожан, растащили. Позже в Быково разместили санаторий для больных туберкулезом так называемой внелегочной локации.

К началу шестидесятых годов прошлого века появилась надежда на детальную реставрацию бывшей усадьбы. Тогда постановлением Совмина РСФСР главный дом-дворец, беседку на островке, парк и пруды, а также Владимирский храм вместе с колокольней и оградой с воротами включили в список памятников общероссийского значения.

К этому времени храм пребывал в плачевном состоянии: главный купол протекал, межэтажные перекрытия из-за сырости прогнили, штукатурка отвалилась, лестницы разрушались.

Начался ремонт, на который ушло почти тридцать лет, были потрачены огромные деньги. Впрочем, именно в результате этих работ пострадала колокольня, лестницы совсем обрушились, а мраморные колонны верхнего храма были выломаны и свалены на полу.

В девяностые, на волне возврата храмов верующим, Владимирскую церковь тоже передали приходу. Началась медленная реставрация. Сейчас церковь более-менее приведена в порядок.

Теперь уже воссозданы старинные интерьеры -резьба, позолота, фрески... Появился роскошный трехьярусный барочный иконостас - его выполнили по дореволюционным фотографиям, стараясь точно повторить вид того, прежнего, который создавался мастерами XVIII века.


Саша Митрахович 08.06.2018 07:10


Владимирская церковь в Быково - один из ярчайших примеров русской псевдоготики, «романтического течения» в отечественном зодчестве. Памятников в этом стиле сохранилось меньше, чем современных им памятников в стиле классицизма, но они заняли специфическую нишу в истории русской архитектуры.

Псевдоготическими, как правило, строили усадебные хозяйственные постройки и храмы. Интересное отличие быковской церкви - следуя «готической» традиции, зодчий использует редкий для русской архитектуры прием, строит храм с двумя колокольнями.


Саша Митрахович 08.06.2018 07:19


Церковь в Быково двухэтажная, она сочетает в едином здании отапливаемый зимний и «холодный» летний приделы. В верхнем этаже располагается придел, освященный во имя Владимирской иконы Божией Матери, в нижнем - фактически высокий подклет - в честь Рождества Христова. Действует в настоящее время только последний.

У Владимирской церкви четырехстолпная несущая конструкция, арочные своды, конха над алтарем. Евангелисты в парусах, купольный свод - все это традиционные элементы архитектуры православного храма! Все решено в добротном русском классическом стиле.

Стены и колонны отделаны искусственным мрамором приятного нежно-розового оттенка, в совокупности с ним пастельная зелено-голубая раскраска стен создает одно из излюбленных в классицизме колористических сочетаний.

Стоит обратить внимание на позолоту; она используется со вкусом, без переизбытка, при том, что ее роль в отделке очень важна. Ею покрыты рельефные элементы орнамента (преимущественно растительного) и капители внутренних колонн.

«Кусты» колонн сгруппированы четыре по четыре. Они фактически заменяют собой несущие столпы традиционного храма, на них опираются подпружные арки, несущие купол. Еще одна интересная деталь: ближние к алтарю колонны в этих группах не круглые, как остальные, а четырехугольные. Неизвестно, в чем причина такого решения. Однако эти
«нестандартные» колонны искусно замаскированы как фактурой облицовочного мрамора, так и рисунком капителей: их основания четырехугольные, но в целом они повторяют формы капителей «круглых» колонн.