Проектная деятельность в подготовительной к школе группе«Скоро в школу. Ознакомительный проект "Скоро в школу!"

Татьяна Никифорова
Краткосрочный познавательный проект «Скоро в школу» в подготовительной группе

Актуальность проекта

«Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться». (Л. Н. Венгер)

Проблема обеспечения непрерывности дошкольного и начального образования является одной из самых актуальных проблем на протяжении всей истории дошкольной и общей педагогики .

Дошкольному образовательному учреждению отводится особая роль в общей системе непрерывного образования, т. к. оно является первым звеном данной системы. Именно в дошкольном образовательном учреждении закладываются основы личности, её свойства, качества и способности, которые во многом будут определять пути дальнейшего становления ребенка как школьника .

Поступление в школу - один из самых важных этапов в развитии ребенка. Из мира детства с веселыми играми и забавами маленький человек попадает в совершенно иную обстановку, где от него требуется высокая работоспособность, усидчивость, концентрация внимания. Он вынужден подчиняться правилам школьного распорядка . И если этот переход для вашего ребенка станет неожиданным, тогда его адаптация к учебному процессу будет долгой и болезненной, и это, несомненно, отразится на его успеваемости, а значит, и на самооценке. Как это не печально, но многие комплексы, которыми страдают взрослые, формируются именно в период школьного обучения .

Важнейшая задача детского сада и родителей- психологическая подготовка малыша к поступлению в школу . Чтобы понять, что переживает ребенок накануне поступления в школу , вспомните, как вам самим было некомфортно при ожидании чего- то неизвестного. Как правило, дети с огромным желанием идут в школу , с нетерпением ждут первых занятий, но одновременно испытывают тревогу. Родителям необходимо оказать помощь ребенку, рассказать о школьной жизни , вспомнить и передать свои ощущения от поступления в первый класс.

В дошкольном образовательном учреждении воспитатели должны попытаться правильно обрисовать малышу особенности обучения в школе . Для начала проверить, какие представления у него уже сформированы, задать простые вопросы : как он представляет себе школу , что такое перемена и урок, что по времени длится больше, что он должен будет делать на уроке, а что на перемене, почему он хочет в школу , что его там больше привлекает- появление новых друзей, игры с ними или желание узнавать что-то новое. Если в ответах ребенка просматривается его восприятие школы как новой увлекательной игры, необходимо объяснить, что смысл обучения (познания нового ) - это процесс, требующий терпения и настойчивости, что в школе его могут ожидать не только радостные события, но и необходимость работать, ради чего ему придется отказаться от части времени, ранее проводимого с друзьями.

Основной целью преемственностью в работе дошкольного образовательного учреждения и школы становится обеспечение плавного и безболезненного перехода ребенка в школу , формирование внутренней позиции школьника с помощью единства требований родителей, воспитателей и учителей. В связи с этим, появилась необходимость создания авторского познавательного проекта «Здравствуй, школа

Цель :

Формировать представления о школе и положительное отношение к школьной жизни у старших дошкольников .

Задачи :

Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.

Снятие чувство тревоги и сомнения у дошкольников перед встречей со школой .

Повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки .

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

Вид проекта :

Познавательно – творческий

Продолжительность проекта :

Краткосрочный 2 недели .

Участники проекта :

Воспитанники подготовительной группы , воспитатель группы , родители.

Описание проекта :

Поступление в школу полностью перестраивает жизнь ребенка. К моменту поступления в школу ребенок должен иметь представления о том, что его ждет, каким образом происходит обучение. И самое главное. У него должно быть желание учиться. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно. Данный проект будет полезен в работе воспитателей подготовительных групп , а также родителей, с целью повышения родительской компетентности в вопросах пред школьной подготовки детей .

В своем проекте я использовала просмотр мультфильмов на школьную тематику . С помощью них, дети лучше представляли школьную жизнь , для чего нужно учиться. Знакомила с литературными произведениями о школьной жизни и учебе в школе . Для родителей подготовила очень много информации о том, как помочь ребенку без волнения и тревоги переступить порог школы .

Я считаю, что проект «Здравствуй школа » помог детям и родителям лучше понять школьную жизнь , оценить свои знания и умения перед школой . Сформировал внутреннюю позицию школьника с помощью единства требований родителей и воспитателя.

Ожидаемые результаты :

Формирование у детей мотивационной готовности к школе ;

Повышение родительской компетентности в вопросах пред школьной подготовки ;

Благоприятное течение адаптационного школьного периода .

Снять чувство тревоги и сомнения перед школой .

Проект состоит из трех этапов :

1. Организационный

2. Практический

3. Обобщающий

План реализации проекта

Первый этап – организационный.

Подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности (разработка бесед, консультаций для родителей) . Создание предметно-развивающей среды школьной тематики .

Подготовить задание для родителей, собрать необходимую информацию и оформить её.

Второй этап – практический

Понедельник

Выставка иллюстрированных книг школьной тематики и чтение произведений А. Барто «В школу » , С. Маршак «Первое сентября» , рассказ М. Панфиловой из цикла «Лесная школа »

Работа с детьми :

Рассматривание иллюстрированных книг о школе . Просмотр мультфильма : «Как верблюжонок и ослик в школу ходили » .

Беседа на тему : «Будьте добры» (вежливые слова в жизни будущего школьника ) . Цель : приучать детей к самоконтролю своего поведения. Дидактическая игра «У кого лента длиннее» , цель : развивать умения детей сравнивать предметы, резко контрастные по длине путем приложения

Работа с родителями : помощь родителей в подборе настольных игр о школе . Цель : привлечь родителей в подготовку будущих школьников .

Оформление фотовыставки «Школа . Школьные принадлежности » . Оформление папки – передвижки для родителей : «Готовность к школе »

Работа с детьми :

Рассматривание школьных принадлежностей , беседа о их назначении и применении.

Беседа на тему : «Как вы думаете чем школа отличается от детского сада?» «Что мы знаем о школе » . Цель : создать положительную установку на школу . Дидактическая игра «Найди свой домик» , цель : закреплять умения детей сравнивать предметы по ширине, используя приём приложения или наложения.

Работа с родителями : посоветовать родителям совместное прочтение дома книг о школе . Побеседовать с детьми о том готов ли их ребенок идти в школу . Цель : подготовить родителей к возможным трудностям, при поступлении детей в школу .

Оформить уголок развивающих математических игр : математические лабиринты, развивающее лото, допиши недостающую цыфру.

Работа с детьми :

Беседа о школе , режиме, и правилах поведения в школе , об отношении к учебе и оценках. Сюжетно – ролевая игра «Детский сад» . Цель : расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада. Загадывание загадок и чтение пословиц о школе .

Работа с родителями : памятка на тему «12 советов родителям будущих первоклассников»

Четверг :

Оформить уголок настольно – печатных игр школьной тематики : «У кого лента длиннее» , «Разложи полотенца в разные стопки» , «Найди свой домик» , «Автомобили» .

Работа с детьми :

Просмотр мультфильма «Лесная школа » . Цель : формировать представление детей о школе .

Конструктивная деятельность на тему : «Школа моей мечты » . Цель : формировать умение детей конструировать задуманное. Развивать воображение, конструктивные способности. Дидактическая игра : «Огород для Машеньки» , цель : развивать представления детей о ширине предметов.

Работа с родителями : папка передвижка на тему : «Через год я первоклашка»

Оформить выставку иллюстраций о школе .

Работа с детьми :

Рассматривание картины «Шкала» . Цель : продолжать расширять представления о школе . Составление рассказов на тему «Что такое школа » . Цель : формировать умение делиться впечатлениями. Дидактическая игра «Поможем Машеньке разложить грибочки» , цель : Развивать умения детей выполнять сравнения предметов по толщине.

Работа с родителями : оформить памятку родителям будущего первоклассника.

Третий этап – обобщающий

Фотовыставка на тему : «Как мы готовимся в школу »

Выставка рисунков : «Скоро в школу »

Лепка на тему : «Школьник »

Оформление фото- альбома о проделанной работе по проекту .

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.

Л.А. Венгер

Поступление в школу – сложный период в жизни дошкольника. У ребенка происходит перестройка образа жизни и деятельности. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное. Весь уклад жизни ребенка меняется радикально (режим, смена общения со взрослыми и сверстниками, увеличение объема интеллектуальной нагрузки). Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей ДОУ.

Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Необходимо проводить целенаправленную работу по воспитанию у дошкольников положительного отношения к школе с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание развивающей предметно-пространственной среды, через педагогическое просвещение родителей и взаимодействие с учителями начальных классов.

Мы с детьми своей группы разработали проект «Скоро в школу мы пойдём». В данном проекте первоочередное внимание уделяется организации эффективного взаимодействия ДОУ, школы и семьи. Проведение работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы способствует повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.

Проект «Скоро в школу мы пойдём»

Возраст детей: 6-7 лет.

Продолжительность проекта – 3-4 недели.

Цель проекта: Формирование представления о школе, воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной группы.

Задачи:

– Познакомить детей со школой и профессией учителя.

– Создать предметно-развивающую среду для ознакомления воспитанников со школой.

– Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь.

– Способствовать взаимопониманию, дружелюбию, снятию чувства тревоги перед встречей со школой.

– Повысить уровень родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки.

Модель трех вопросов:

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Как можно узнать?

Что в школе учатся дети

Что скоро будем школьниками

Школы бывают разные

В школе есть перемена

В школе есть учителя

В школе очень интересно

Что такое школа?

Для чего мы идём в школу?

Как учат в школе?

Какие бывают школы?

Чему учат в школе?

Есть ли в школе кружки и секции?

Какими школы были раньше?

Где и как учились наши родители?

Спросить у воспитателей, родителей

Посмотреть телевизор

Посмотреть энциклопедии

Посмотреть видео

Сходить на экскурсию в школу

II ЭТАП

Сбор сведений

Была подобрана и размещена в группе литература:

С. Маршак «Первое сентября»

А. Алексин «Первый день»

В. Воронкова «Подружки идут в школу»

Э. Мошковская «Мы играем в школу»

А. Александрова «В школу»

В. Берестов «Считалочка»

А. Барто «В школу»

Иллюстрированный материал:

Презентация «Первый раз, в первый класс»

Презентация «Правила поведения воспитанных детей в школе»

Демонстрационный материал

Аудио запись сказки «Филиппок»

Выставка фотоматериалов «История школьной формы»

Информация для родителей:

Внесение папки-передвижки в группу в помощь родителям «Готовность к школе»

Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»

Анкетирование родителей «В преддверии школьной жизни»

«Вечер вопросов и ответов» с учителем начальных классов

IV этап – Реализация проекта

Родители приняли активное участие в творческой деятельности и выбрали следующие проекты:

«Первый раз, в первый класс» – презентация

«Мы – писатели, мы – издатели» – газета

«Путешествие в страну знаний» – музыкальное развлечение

Экскурсия в школьную библиотеку, музей школы

Уголок для родителей – консультации

Презентация «Первый раз в первый класс»

Мы - писатели, мы – издатели». Публикация в газете детского сада

Музыкальное развлечение «Путешествие в страну знаний»

Экскурсия в школьную библиотеку, музей школы

Уголок для родителей

Игра «Буквы стройтесь»

V этап – Презентация проекта

Выставка творчества детей «Моя школа»

Уголок школьника своими руками

Фотовыставка «Мои родители, воспитатели – школьники»

Создание детьми закладок для букваря

Экскурсия в школу № 78

«Закладка для букваря»



Фотовыставка «Мои родители, воспитатели – школьники»

Уголок школьника своими руками

Творчество детей «Моя школа»

Экскурсия в школу

«Говорят дети». Впечатления о школе

«Мне в школе понравились медали, награды, которыми награждали учеников» – Маша П.

«Особенно мне в школе понравилась столовая…. и директор!!!» – Матвей Д.

«Мне в школе понравились учителя, и очень большая библиотека, где много книг» – Алёна Г.

«В школе классно, красиво и восхитительно. Понравились ученики и учителя» – Данил Я.

«Я хочу пойти учиться в школу, мне понравился директор школы» – Кирилл А.

«В школе большой спортивный зал, где можно быстро бегать. Я хочу там заниматься» – Павел У.

Результаты работы проектной деятельности:

У всех детей сформирован учебно-познавательный мотив обучения, все дети группы готовы к школе:

– Обогатилось представление детей об обучении в школе и профессии учителя.

– У детей сформировалась «внутренняя позиция школьника».

– Сформировалось положительное отношение детей к школе и желание учиться.

– Повысилась профессиональная компетентность педагогов ДОУ в вопросах подготовки детей к школе.

– Повысилась родительская компетентность в вопросах предшкольной подготовки.

– Укрепились связи между детским садом и семьёй.

Елена Сивак
Проект «Скоро в школу»

Актуальность проекта

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема личностной готовности к школе . Одним из основных компонентов психологической готовности к школе является мотивационная готовность к школе . Мотивационная готовность к школе является предпосылкой успешной адаптации ребенка к школе . Мотивационная готовность к обучению в школе включает в себя развитую потребность ребенка в знаниях, умениях, а также стремление к совершенствованию. Проведение специальной работы по развитию мотивационной готовности к школе , позволит преодолеть имеющиеся в ней недостатки, и будет способствовать повышению уровню личностной готовности к школе .

Задачи проекта :

1. Изучить психолого–педагогическую литературу по проблеме личностной готовности к школе .

2. Определить у детей старшего дошкольного возраста уровень сформированности личностной готовности к школе .

3. Формирование мотивационной готовности к школе у старших дошкольников посредством проектной деятельности .

4. Помочь родителям устранить недопонимание мотивационной сферы ребенка через совместную, игровую творческую и познавательную деятельность;

Тип проекта :

Познавательный;

Практико-ориентированный.

Сроки реализации проекта – краткосрочный .

Участники проекта – испытуемые дошкольники (6-7 лет, родители.

Ожидаемые результаты проекта :

Ребенок :

Углубление знаний детей о школе ;

Повышение уровня личностной готовности детей к обучению в школе ;

Формирование волевого и мотивационного компонента будущего школьника ;

Формирование системы отношений дошкольника (к себе, взрослым, школе ) ;

Овладение установленными нормами и правилами поведения в школе .

Родитель :

Повышение педагогическая компетентность родителей по вопросам развития мотивационной готовности у дошкольников .

Информационно–познавательная работа с родителями положительно вдияет на подготовку старших дошкольников к школе .

Методологической основой проекта являлись :

Исследования психологической готовности к школе (Гуткина Н. И., Венгер Л. А., Божович Л. И.)

Исследование мотивов (Лисина М. И., Запорожец А. В., Кравцова Е. Е.)

Механизм реализации проекта :

Работа над проектом проводится в несколько этапов по образовательным областям в соответствии с ФГОС :

Социально коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно эстетическое развитие;

Физическое развитие.

Этапы реализации проекта :

1 этап. Подготовительный

Изучение педагогического опыта по данному проекту .

Составление паспорта проекта .

Подбор детской художественной литературы для чтения детям.

Изготовление дидактических игр.

Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.

Подбор игрушек, атрибутов для игровой деятельности по школьной тематике .

Проведение опроса детей для выявления уровня сформированности мотивационной готовности к школе у дошкольников . С этой целью применялись методики Н. И. Гуткиной, М. Р Гинзбурга, Л. И. Нежновой. (описание методик см. в приложениях)

2 этап. Основной.

Реализовать мероприятия по формированию мотивов как компонента личностной готовности к обучению детей в школе .

3 этап. Аналитический.

Представить результаты и итоги проекта общественности .

Обобщить и распространить опыт работы по проекту .

Формы организации деятельности по проекту :

1. Ознакомление с художественной литературой.

Чтение стихотворения С. Михалкова «Сашина каша»

Цель : формировать у детей понимание того, что на уроке нужно говорить четко, внятно, громко.

Чтение произведения Л. Н. Толстого «Филлипок» .

Заучивание отрывка стихотворения «В школу » А. Барто

Сказкотерапия «Лесная школа » :

Сказка «Создание лесной школы »

Сказка «Букет для учителя»

Сказка «Смешные страхи»

Сказка «Игры в школе »

Сказка «Школьные правила »

2. Игровая деятельность.

Игра «Школа для животных »

Цель : снятие страха перед школой , ускорение адаптации к школе .

Игра «Урок рисования»

Цель : выявить отношение ребенка к школе .

Игра «Иголка и нитка»

Цель : вызвать здоровое эмоциональное возбуждение.

Игра «школьные принадлежности »

Цель : познакомить детей со школьными принадлежностями .

Сюжетно-ролевая игра «Школа »

Цель : с помощью проблемных игровых ситуаций закрепить знания детей о правилах поведения детей в школе .

Игра – инсценировка «Запомни правила»

Цель : закрепить знания детей о поведении на уроке.

3. Познавательная деятельность

Отгадывание загадок о школьных принадлежностях .

НОД «Знакомство с букварем»

Цель : сформировать у детей устойчивый интерес к школе .

Целевая прогулка в школу .

Цель : обогатить знания детей о школе .

Встреча с учителем в детском саду.

Цель : сформировать положительное отношение к учителю.

Беседа «Ознакомление детей с обязанностями учащихся»

Цель : познакомить детей с обязанностями школьников .

4. Речевое развитие.

Составление рассказа «Воспоминание о школе » .

Игра «скажи со словом – школьный »

Составление рассказов «Чем я буду заниматься в школе »

5. Художественно-продуктивная деятельность.

Рисование «Я и школа »

Организация выставки «Наши мамы и папы – школьники »

Составление альбома «Первое сентября»

Выставка рисунков «Моя первая учительница»

6. Досуговая деятельность

Развлечение дошкольников совместно с учениками 1 класса

7. Работа с родителями.

Тематическая консультация для родителей «Как подготовить ребенка к школе » .

Консультация «Готов ли личность ребенка к школе

Памятка для родителей «Делайте – Не делайте»

Тематический родительский уголок «Детский сад – школа »

Изготовление совместно с детьми атрибутов к сюжетно ролевой игре «Школа »

Показатели эффективности деятельности по проекту :

Участники проекта имеют основные представления о школе и школьных принадлежностях ;

Эмоционально – положительное отношение детей к школе ;

Участники умеют устанавливать отношения со сверстниками и со взрослыми, подчиняться установленным нормам и правилам;

Обогащение предметно-развивающей среды атрибутами, играми на школьную тематику ;

Умение родителей применять полученные знания при подготовке ребенка к школе ;

Повышение уровня знаний о мотивационной готовности детей к школе .

Наличие специальных дидактических пособий для определения уровня сформированности мотивационной готовности к школе у дошкольников ;

Методы эффективности реализации проекта :

Анкетирование

Список использованной литературы :

Венгер Л. А., Эльконин Д. Б. «Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста» М. 1988г.

Гуткина Н. И «Психологическая готовность к школе » М. 1993г.

Гуткина Н. И. «Диагностическая программа по определению психологической готовности детей к школьному обучению » 1997г.

Лисина М. И., Кангелла Г. И. «Общение со взрослыми и психологическая готовность к школе » М. 1985

Кравцова Е. Е. «психологические проблемы готовности детей к школьному обучению » М. 1991

Венгер А. А. «Как дошкольник становиться школьником » Д,В 1995

Татьяна Каск

Тема проекта: «Скоро в школу»

Цель проекта: формирование представления о школе, воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной группы.

Задачи проекта: познакомить детей со школой и профессией учителя;

создать предметно-развивающую среду для ознакомления воспитанников со школой (дидактические и сюжетно-ролевые игры); развивать связную речь детей,обогащать и активизировать словарь;

способствовать взаимопониманию, дружелюбию, снятия чувства тревоги перед встречей со школой; повысить уровень родительской компетентности в вопросах пред школьной подготовки.

Тип проекта: познавательно-творческий

Участники проекта: дети подготовительной группы

Продолжительность : краткосрочный (1 неделя)

Основное направление проекта –информационное

Актуальность проекта: Поступление в школу – серьёзный этап в жизни каждого ребёнка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Ребёнок открывает для себя совершенно новый мир.

Прежде всего, это ответственность. В первом классе он начинает свою общественно-трудовую жизнь. Главное, что необходимо ребёнку, - положительная мотивация к учению. Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт. И здесь важную роль играет информация о школе и способ её подачи родителями и воспитателями ДОУ. Неслучайно вопросы подготовки детей к школе, преемственности в работе в числе главных тем для обсуждения специалистами, практиками дошкольных учреждений и школ. Для их решения предлагаются разные формы работы с детьми и взаимодействия с родителями.

Учитывая то, что в последнее время в практике дошкольного образования отдаётся предпочтение методу проектов, подготовка детей к школе на основе данного метода представляется наиболее эффективной.

Продукт проектной деятельности : выставка рисунков, газета «Мы тоже были школьниками», игра, пакет рекомендаций для родителей.

Ожидаемый результат :формирование у детей мотивационной готовности к школе; повышение родительской компетентности в вопросах пред школьной подготовки, благоприятное течение адаптационного школьного периода.

Этапы работы над проектом.

Первый этап – организационный.

Подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов в непосредственно образовательной деятельности, бесед, консультаций для родителей, изготовление настольно-печатных игр). Создание предметно-развивающей среды школьной тематики.

Подготовить домашнее задание для родителей, собрать необходимую информацию и оформить её.

Второй этап – практический.

Дни недели Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с родителями

Образовательная деятельность в процессе организации различных

видов деятельности Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Понедельник Выставка иллюстративных книг школьной тематики и чтение произведения

М. А Понфилова «Лесная школа»

Цель: познакомить с творчеством М. А. Понфилова, учить понимать главную мысль литературного произведения, осмысливать характеры персонажей. Беседа «Будьте добры»

(вежливые слова в жизни будущего школьника)

Цель: приучать детей к самоконтролю своего поведения. Рассматривание иллюстративных книг.

Просмотр мультфильма «Козленок, который умел считать до 10»

Цель: формировать представления детей о важности умения считать. Помощь родителей в подборе мультфильмов и настольных игр о школе.

Вторник Виртуальная экскурсии в школу (использование ИКТ технологий) Беседа с детьми

«Чем школа отличается от детского сада. Что мы знаем о школе»

Цель: создание положительных установок на школу. Просмотр мультфильма «Остров ошибок»

Цель: формировать у детей желание и понимание в необходимости учиться в школе. Совместное с детьми чтение книг о школе дома.

Игра – соревнование

«Первоклассник»

Задачи: Закреплять знание детей о том, что нужно первокласснику для учёбы в школе; воспитывать желание учиться в школе, собранность, аккуратность.

«Вечер загадок»

Загадывание загадок, чтение пословиц о школе.

Цель: учить детей отражать в свои впечатления в речи и рисовании.

Создание книжки «Сборник загадок»

Сюжетно – ролевая игра

Цель: расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада.

Анкетирование для родителей

«Как вы готовите ребёнка к школе»

Четверг Оформление выставки детских рисунков «Что тебе понравилось в школе»

(на основе личных знаний)

Цель: отразить свои впечатления в рисунке, способность выработке желания учиться в школе. Рассматривание школьных принадлежностей.

Игра «Что лишнее?» (школьные принадлежности и другие предметы)

Цель: активизация словаря, классификация предметов, развитие речи. Просмотр мультфильма

«Наш друг Пиши-читай»

Цель: формировать у детей желание и понимание в необходимости учиться в школе. Подготовка консультации для родителей

«Подготовка детей к школе»

«Советы для родителей, дети которых готовятся к школе

Пятница Рассматривание картин, отражающих школьную жизнь.

Цель: расширять представления детей о школе. Беседа «Мы будущие школьники»

Цель: формирование установок на ответственное выполнение правил поведения школьников, освоенных в течение недели. Дидактические и настольно – печатные игры школьной тематики:

- «Слоговые домики»

- «Числовые домики»

- «Логический поезд»

- «Лёгкий счет» и т. д. Организация фото выставки «Мы тоже были школьниками»

(Фото родителей из школьной жизни)

Третий этап – обобщающий.

Презентация проекта.

Создание детьми сборника загадок.

Фото - выставка «Мы тоже были школьниками».

Оформление выставки рисунков «Скоро в школу».




«Скоро в школу мы пойдём»

Цель проекта: воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной группы.

Знакомство детей со школой и профессией учителя;

Создание предметно-развивающей среды для ознакомления воспитанников со школой (дидактические и сюжетно-ролевые игры;

Разработка сценариев экскурсий с детьми в школу, родительских собраний, семинаров и т.д.

Разработка плана деятельности по преемственности со школой.

Участники проекта: дети, их родители, воспитатели подготовительной группы.

Продолжительность: долгосрочный (учебный год).

Реализация проекта «Скоро в школу мы пойдём» предусматривает соблюдение следующих педагогических принципов:

Целенаправленности процесса воспитания положительного отношения к школе;

Научно-обоснованного сочетания разных видов деятельности (игры, труда, занятий);

Личностно ориентированного подхода в процессе воспитания положительного отношения к школе;

Сотрудничества детей, педагогов и родителей;

Доступности;

Системности и последовательности.

Результат:

Приведение в систему работы по данной проблеме;

Повышение компетентности педагогов в вопросах успешной адаптации детей к школе;

Использование разнообразных форм работы с воспитанниками, их родителями и педагогами по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы.

План мероприятий реализации проекта

«Скоро в школу мы пойдём»

Тема и форма проведения мероприятия; участники

Педагоги ДОУ

Дети

Родители

Разработка «Программы педагогического сопровож- дения формирования Моти- вационной готовности к школьному обучению детей 6-7 летнего возраста».

Экскурсия к школе.

Разработка плана работы с родителями детей подготовительной к школе группы.

Разработка плана работы по преемственности между ДОУ и СОШ.

Экскурсия в школьную библиотеку.

Консультация «Мотивационная готовность ребёнка к школе».

Консультация «Принципы и формы организации занятий по подготовке к школе».

Выставка рисунков «Школа»

Консультация «Раннее обучение чтению - потребность, необходимость или дань моде».

Консультация «Рука развивает мозг».

Сюжетно-ролевая игра «Школа».

Консультация «Как современные родители понимают «готовность ребёнка к школе».

Консультация «Профилактика школьной дезадаптации у детей старшего дошкольного возраста».

Дидактическая игра «Собери портфель», «Первоклассник».

Праздник «До свидания, детский сад».

Оформление наглядной информации в родительском уголке «Советы родителям будущих первоклассников». «Готовность к школьному обучению».

Диагностика «Уровень соответствия школьным требованиям детей подготовительной группы»

Анкетирование родителей «Как вы готовите ребёнка к школе».

Педчас «Осуществление преемственности между дошкольным и начальным общим образованием».

Родительское собрание «Подготовка детей к школе» (Для родителей детей подготовительной группы).

Используемая литература:

А.К. Бондаренко, Дидактические игры в детском саду, М - Просвещение, 1991.

Ж. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения, № 5/2007, М - Творческий центр Сфера.

Ж. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения

№ 2/2008, №9/2008, №9/2011, М - МЦФЭР Ресурсы

Актуальность проблемы.

Поступление в школу - серьёзный этап в жизни каждого ребёнка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Нелегко приходится и родителям. За лето ребёнок вырос, ему необходимо купить ранец, обувь, одежду, учебники.

Но при всём уважении к родительским хлопотам можно с уверенностью сказать, что у будущего школьника забот куда больше, чем у папы с мамой: он открывает для себя совершенно новый мир.

Что такое учиться? Весело это или скучно? Трудно или легко? Прежде всего, это ответственность. Теперь ребёнок должен забыть слово «хочу» ради слова «надо». В первом классе он начинает свою общественно-трудовую жизнь.

Начальный период обучения связан с перестройкой образа жизни и деятельности ребёнка. В качестве основных проблем, с которыми ему придётся столкнуться в школе, можно выделить:

Смену режима дня и питания,

Смену воздушного режима (пребывание в помещении в течение более длительного времени, чем в детском саду),

Непривычно высокий уровень шума на перемене,

Увеличение времени, проводимого без движения, сидя за столом;

Смену стиля общения с взрослыми (учитель зачастую не ориентирован на опеку, похвалу и защиту);

Необходимость полного самообслуживания в одевании и раздевании;

Необходимость организовать своё рабочее место за партой;

Требования правильно реагировать на звонки с урока на урок, следовать правилам поведения на уроке, сдерживать и произвольно контролировать двигательную, речевую и эмоциональную реакцию;

Необходимость устанавливать контакты с незнакомыми сверстниками;

Возможный неуспех в деятельности;

Увеличение объёма интеллектуальной нагрузки.

Поступление в школу - качественно новый этап в развитии ребёнка, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразова- ниями, которые Л.С. Выготский назвал кризисом семи лет.

Период адаптации в школе занимает от месяца до полугода. Все жизненные ситуации, связанные с поступлением в школу, их переживания требуют от ребёнка пересмотра, а иногда и серьёзной корректировки созданной им картины мира.

Главное, что необходимо ребёнку, - положительная мотивация к учению. Большинство будущих первоклассников хотят идти в школу, но у них складывается определённое представление, которое можно сформулировать примерно так: настоящий школьник - это счастливый

обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил, он слушает учителя, поднимает руку и получает оценки.

Причём «оценка» и «пятёрка» для будущего первоклассника почти одно и то же. Ребёнок уверен, что будет хорошим учеником, т.к. видел, что мама купила для него всё необходимое к школе. Подобные детские надежды таят в себе большую опасность: ребёнок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если не превратится со временем в учебное сотрудничество с учителем и сверстни- ками.

Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт. И здесь важную роль играет информация о школе и способ её подачи родителями и воспитателями ДОУ. Многие родители стараются создать привлекательный образ школы: «ты у нас отличником будешь», « тебя появятся друзья», «учителя любят таких умненьких, как ты».

Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребёнку заинтере- сованное отношение к школе. В действительности же будущий школьник,

настроенный на радостную увлекательную деятельность, может надолго потерять интерес к учёбе, испытав даже незначительные негативные эмоции. Причин для переживания подобных эмоций школа предоставляет предостаточно:

Неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности,

Трудности в поиске друзей среди одноклассников,

Расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и т.д.

Иногда родители и воспитатели используют образ школы как устрашение, не задумываясь о последствиях: «за такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут», «ты же двух слов связать не можешь, как ты будешь на уроках отвечать». Такие напутствия вряд ли воодушевят ребёнка.

Таким образом, исключительно позитивный или, напротив, негативный образ школы не принесут пользы. Важно настроить ребёнка на ежедневный труд и внушить ему, что он сможет всё, если постарается.

В настоящее время школа решает сложные задачи образования и воспитания подрастающего поколения. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольный период.

В психолого-педагогических исследованиях рассматриваются вопросы специальной и общей психологической готовности ребёнка к школе. По мнению учёных, одной из сторон психологической готовности является личностная готовность дошкольника к предстоящему обучению, которая выражается в мотивах учения, отношении детей к школе, учителю, школьным обязанностям и положению ученика, в способности сознательно управлять своим поведением.

И высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе. У дошкольника может быть

не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это несоответствие отмечают и учителя школ.

В литературе по данной проблеме ряд авторов подчёркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе как условия успешного обучения в дальнейшем. Да и практика сегодня нацелена преимущественно на интеллектуальную подготовку детей к школе, мало внимания уделяется формированию внутренней позиции школьника.

Не случайно вопросы подготовки детей к школе, преемственности в работе в числе главных тем для обсуждения специалистами, практиками дошкольных учреждений и школ. Для их решения предлагаются разные формы работы с детьми и взаимодействия с родителями.

Учитывая то, что в последнее время в практике дошкольного образования отдаётся предпочтение методу проектов, подготовка детей к школе на основе данного метода представляется наиболее эффективным.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«ПЕРВОКЛАССНИК»

Дидактическая задача: Закреплять знание детей о том, что нужно первокласснику для учёбы в школе; воспитывать желание учиться в школе, собранность, аккуратность.

Игровое правило. Собирать предметы по сигналу.

Игровое действие. Соревнование - кто быстрее соберёт в портфель всё необходимое для школы.

Ход игры. На столе у воспитателя лежат два портфеля. На других столах лежат учебные принадлежности: тетради, буквари, пеналы, ручки, цветные карандаши и др.

После краткой беседы о том, что дети подготовительной к школе группы скоро пойдут в школу и, что они будут сами собирать в портфели всё необходимое для учёбы, они начинают игру: выходят к столу двое играющих; по команде водящего они должны отобрать необходимые учебные принадлежности, аккуратно положить их в портфель и закрыть его. Кто это сделает первым, тот и выиграл.

Чтобы игра продолжалась, дети, выполнившие задание, выбирают вместо себя других участников. Остальные выступают в роли болельщиков и объективно оценивают победителей. В игре закрепляется название и назначение всех предметов. Воспитатель обращает внимание ребят на то, что не только быстро надо всё складывать, но и аккуратно; поощряет тех, кто точно выполнял эти правила в игре.

Анкета для родителей

«Как вы готовите ребёнка к школе?»

Уважаемые родители!

  1. Возраст ребёнка ___________
  2. Актуальна ли для вас тема подготовки ребёнка к обучению в школе?____________ _______________________________________________________________________
  3. Как вы понимаете выражение «готовый к обучению в школе ребёнок»?_________ _______________________________________________________________________
  4. Какие критерии, на ваш взгляд, наиболее ярко характеризуют подготовленность ребёнка к обучению в школе (пронумеруйте по степени убывания: от наиболее важного критерия, к наименее важному):

Высокий уровень физического развития,

Произвольность поведения,

Стремление узнавать новое,

Умение писать,

Владение навыками счёта,

Самостоятельность,

Хорошее физическое и психическое здоровье,

Умение общаться со сверстниками,

Развитые психические познавательные процессы: внимание, мышление, память,

Широкий кругозор,

Хорошо развитая речь.

  1. Считаете ли вы, что ваш ребёнок готов к поступлению в школу? Почему? _______________________________________________________________________
  2. Где, на ваш взгляд, целесообразнее осуществлять подготовку ребёнка к обучению в школе:

В детском саду,

На специальных занятиях в школе,

В группах кратковременного пребывания,

  1. Посещает ли ваш ребёнок дополнительные занятия (кроме занятий в детском саду)? Какие? ____________________________________________________________________
  2. Готовите ли вы дома ребёнка к поступлению в школу? Как? _________________ _______________________________________________________________________
  3. Какие трудности вы испытываете при подготовке ребёнка к школе? _____________ _______________________________________________________________________

Благодарим за искренние ответы!

Как современные родители понимают «готовность ребёнка к школе»

Поступление ребёнка в первый класс - ответственный момент как для негосамого, так и для родителей. О том, какими знаниями и навыками должен обладать дошкольник для комфортного пребывания в школе, взрослые начинают задумываться задолго до этого события. Однако понимание готовности ребёнка к школе родителями и педагогами нередко различается. Зачастую именно это затрудняет предшкольную подготовку детей и приводит к чрезмерным дополнительным нагрузкам.

Переход дошкольника к новой ступеньке образования - поступление в первый класс - волнует каждого родителя. Взрослые переживают, как он будет ощущать себя в школе, как сможет учиться, при этом надеются, что первого сентября он станет настоящим первоклассником. Но долгожданных изменений обычно не происходит. И второго, и третьего, и десятого сентября ребёнок остаётся всё тем же вчерашним дошкольником. Так же для родителей бывает важно, чтобы ребёнок обладал социально значимыми качествами, прежде всего связанными с процессом обучения. Многие из них тем самым компенсируют собственное чувство неполноценности: требуют от младшего школьника успехов в учёбе, не считаясь с его возможностями. Причиной этого является их собственный страх. Таким образом, на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения могут приводить к психогенной дезадаптации, которая выражается в школьных страхах и неврозах.

Поступление ребёнка в школу, адаптация его к новым условиям может оказаться болезненным периодом как для него самого, так и для его семьи.

Учитывая актуальность темы, педагоги решили выяснить, что включают современные родители в понятие «готовность ребёнка к школе», каким образом они готовят детей к этому этапу. Было опрошено 9 родителей детей подготовительной группы.

В результате выяснилось, что 41% опрошенных в качестве критерия готовности ребёнка к школе называют навыки чтения, письма и счёта, 21% - сформированность психических познавательных процессов, 17% - положительное отношение к обучению, 14% - навыки общения со сверстниками, 7% родителей отметили, что готовый к школе ребёнок здоров, самостоятелен и усидчив. Родителям было предложено заполнить анкету «Как вы готовите ребёнка к школе?».

Таким образом, готовность ребёнка к обучению в школе большинство родителей сводят к овладению навыками чтения, письма и счёта. Важно отметить, что незаслуженно низкие места в рейтинге заняли две значимые позиции - здоровье и физическое развитие ребёнка.

Успешность обучения в школе, готовность приспособиться к изменившемуся режиму и нагрузкам в первую очередь зависят от того, насколько развит ребёнок физически и здоров.

Изучение результатов опроса продемонстрировало, что родители имеют определённые теоретические знания о подготовке ребёнка к обучению в школе. Однако на практике продолжают придерживаться ошибочной точки зрения, которая сводится к специальной подготовке в ущерб психологической и физическому развитию детей. Поэтому столь важна педагогическая поддержка со стороны специалистов детского сада, способных помочь родителям не просто осознать значимость грамотной подготовки ребёнка к школе, но и имеющих возможность «вооружить» их рядом практических умений и навыков.

Консультация педагога-психолога.

Профилактика школьной дезадаптации у детей старшего дошкольного возраста

Переход из детского сада в школу - важная ступень в жизни каждого ребёнка. Оказываясь на этом этапе в новых социальных условиях, дети часто бывают к ним не готовы, что, безусловно, сказывается на их эмоциональной сфере. Поэтому так важно, чтобы дошкольники имели представление о школе ещё до того, как переступят её порог .

Психическое здоровье детей при переходе из детского сада в школу долгое время не привлекало внимание взрослых. Между тем поступление ребёнка в школу полностью перестраивает жизнь ребёнка.

В школе ребёнок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Одно из основных её проявлений - повышенный уровень тревожности.

Тревожность - переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи.

При неблагоприятных условиях (тревоги у детей, страхи у взрослых) тревожность превращается в устойчивую черту характера. Ближе к 7-8 годам можно говорить об определённом эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-то не так. В связи с этим остро стоит вопрос успешного приспособления ребёнка к школе.

Основываясь на результатах современных исследований, можно установить сильную зависимость между нарушением психического здоровья и учебной успешности детей.

К моменту поступления, а школу ребёнок должен иметь представление о том, что его ждёт, каким образом происходит обучение. И самое главное, у него должно быть желание учиться.

Многочисленные опросы старших дошкольников и наблюдения за их играми свидетельствуют о стремлении пойти в школу. Но детей привлекает лишь внешняя сторона школьной жизни. Атрибуты школьной жизни, желание сменить обстановку кажутся им заманчивыми. Но это не может быть главным. Если ребёнок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно.

Часто детям сложно проанализировать свои переживания и своё отношение к школьному обучению.

К 7 годам почти половина детей, особенно мальчиков, психологически не готовы к началу школьного обучения. Отмечается незрелость регуляторных функций, затруднено произвольное поведение, память, речь. У детей старшего дошкольного возраста перед поступлением в школу появляются страхи, тревога, неуверенность. К поведению ребёнка предъявляются завышенные требования, соответствовать которым он не в состоянии. Это тоже усиливает тревожность и снижает самооценку.

Для профилактики тревожности важно заранее готовить детей к подобным событиям, обсуждать с ними возможные затруднения, обучать конструктивным способам решения возникающих проблем.

Формирование осознанного отношения к школе определяется способом подачи информации о ней. Важно, чтобы сообщаемые детям сведения были не только понятны, но и прочувствованы ими. С этой целью в занятия включаются беседы о школе, чтение коррекционных сказок, экспрессионные этюды, развивающие, пальчиковые игры. Экспрессивные этюды вводятся для развития экспрессивной грамотности детей, умения понимать эмоции других людей и развития собственных средств выразительности.

Наиболее эффективно решить проблему дезадаптации к школьному обучению можно путём проведения профилактической работы с детьми старшего дошкольного возраста..

Через сказки (М.А. Понфилова «Лесная школа», О.В. Хухлаева «Сказка о котёнке Маше», Н.П. Слободяник «Памси») происходит знакомство со школьными атрибутами, правилами поведения, ролью учителя в школе. Ребёнок учится взаимодействовать с другими детьми, уступать в одних обстоятельствах, и не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым условиям.

В предлагаемом цикле занятий «На пороге школы», который направлен на профилактику школьной дезадаптации и снижение школьной тревожности у детей и позволяет им легче адаптироваться к школе. Занятия рассчитаны на детей 6-7 лет.

Основные цели занятий :

Ввести ребёнка в школьную жизнь через сказку;

Помочь ребёнку выстроить модель возможных отношений с учителем, одноклассниками в новой жизненной ситуации;

Опробовать в безопасной форме разные варианты поведения в значимых для детей ситуациях общения;

Создать в деятельности ребёнка модели учебно-воспитательной сферы.

Основные задачи занятий:

Формирование положительного отношения к школе;

Тренировка положительной школьной учебной мотивации;

Предупреждение и снятие страха перед школой;

Создание у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции «школьника».

Занятия проводятся в кабинете психолога 1 раз в неделю. Их длительность 30-35 мин. В группе не более 10 детей. Во время занятий дети сидят в кругу на стульчиках. Все занятия имеют гибкую структуру, наполнены разным содержанием.

В ходе проведения цикла профилактических занятий используются следующие методы и техники:

Элементы библиотерапии;

Элементы игротерапии;

Релаксация;

Рисование;

Подвижные, речедвигательные, подвижные игры.

Технология проведения игрового занятия включает:

Ритуал приветствия друг друга;

Ритуал вхождения в сказку;

Представление истории (сказки);

Развивающие игры;

Рисование;

Подвижная игра;

Обсуждение в кругу;

Ритуал прощания друг с другом и сказкой.

Осуществление преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.

Преемственность - это непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. Основное в концепции этого процесса - организация качественной подготовки дошкольника к обучению в школе.

Совсем недавно преемственность принято считать инструментом для обеспечения непрерывности в обучении и воспитании. Акцент делался на процесс передачи «эстафет- ной палочки». С одной стороны дошкольная ступень формирует фундаментальные качес- тва ребёнка, которые служат основой успешного школьного обучения. С другой стороны, школа как преемник дошкольной ступени подхватывает достижения дошкольника и развивает накопленный им потенциал.

Анализ педагогического опыта в условиях реализации инновационных образовательных технологий требует сегодня перехода от концептуальных форм решения проблемы преемственности к практическим действиям. Основное противоречие кроется в несовпадении представлений о понятии «преемственность» у различных социальных групп.

Учителя, как правило, выражают недовольство тем, что ребёнок приходит к ним не обученный правилам и нормам школьного поведения. Воспитатели же считают, что дают каждому дошкольнику достаточный багаж знаний, чтобы успешно обучаться в школе. В школьной программе это содержание дублируется, и развитие определённых способнос- тей ребёнка обрывается. Родители, в свою очередь, хотят всё и сразу, подвергая ребёнка форсированному обучению и лишая его возможности наиграться вволю в самый благодатный для игровой деятельности период.

С точки зрения психологов, «преемственность» на дошкольном этапе развития означает обеспечение предпосылки к школьному обучению, т.е. общую готовность ребёнка к школе без каких бы то ни было негативных последствий для психики.

Преемственность - это непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода.

План работы по преемственности ДОУ и школы

Срок

Ответственный

Взаимное посещение школы и детского сада (непосредственно образовательной деятельности, уроков).

Участие в педагогических советах.

Взаимное консультирование.

Изучение образовательной программы ДОУ и программы 1-го класса школы.

В течение года

старший воспитатель

Экскурсия к зданию школы

сентябрь

Воспитатели подготовительной группы ДОУ

Экскурсия в библиотеку школы.

Беседа о школе.

Беседа о профессии учителя

Чтение и рассказывание стихов о школе.

Рассматривание картин, отражающих школьную жизнь.

Изобразительная деятельность на тему школы.

Выставка детских работ «Что я знаю о школе».

Сюжетно-ролевая игра «В школу».

Словесные и дидактические игры школьной тематики.

Знакомство с пословицами и поговорками об учении.

Вечер загадок «Скоро в школу».

Рассматривание школьных принадлежностей и дидактическая игра «Собери портфель».

В течение года

Экскурсия в спортивный зал школы

Экскурсия в класс, встреча с первоклассниками

по плану школы

Посещение праздника «Прощание с букварём».

Экскурсия в актовый зал школы.

Консультация «Первые трудности, или как происходит адаптация детей к школе».

сентябрь

воспитатель, педагог-психолог школы

Родительское собрание «Скоро в школу»

воспитатель, учителя начальных классов

Консультация «Леворукий ребёнок».

Консультация «Готовим руку к письму»

Д И А Г Н О С Т И К А

Тема: «Уровень соответствия школьным требованиям детей подготовительной группы»

Группа: подготовительная

Время: апрель 2015 г.

Цель: Выявить ЗУН детей; определить, какие задания вызывают у ребёнка трудности и оказать ему помощь, если она необходима. Определить готовность детей к школьному обучению.

Вопросы, подлежащие проверке:

  1. ЗДОРОВЬЕ И ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ.
  2. Выявление уровня развития мелкой моторики, связанной с графическими действиями:

-Возьмите в руки карандаши и посмотрите на лежащие перед вами листы бумаги. На них нарисованы полоски. Между этими полосками от начала листа до конца карандашом проведите прямые линии.

  1. ОБЩИЕ СПОСОБНОСТИ РЕБЁНКА. Умственные способности. Сенсорные способности.
  2. Выявление уровня сенсорных способностей:

-Рассмотрите предметы, изображённые на картинке. А теперь рассмотрите фигуры. Соедините линиями каждый предмет с той фигурой, на которую он больше всего похож.

  1. -Рассмотрите картинку. Поставьте крестик карандашом рядом с тем домом, который выше всех, который длиннее всех.

-Найди на картинке всех домашних животных и от каждого из них проведите дорожки к домику.

-Педагог показывает детям картинку, на которой изображена история, которая произошла с одним человеком. Нужно догадаться, где начало истории, где - середина, а где - конец.

-Поставьте крестик в кружке рядом с той картинкой, которая больше всего подходит к тому, что я сейчас скажу.

-Посмотрите внимательно на картинки. Отметьте ту, на которой дети ведут себя правильно.

-Перед вами лист бумаги, в левой части которого нарисована машина. Нарисуйте такую же машину в правой части листа. Выполнять задание начинайте от той полоски, которая уже нарисована. Закрасте все части машины.

-Сейчас мы с вами будем записывать предложения, но только не буквами, а при помощи картинок. Я произнесу фразу, а вы подумайте какими картинками можно обозначить слова в ней. Надо отметить столько картинок, сколько слов в предложении.

-Соедините цифры с соответствующими числовыми карточками.

-Рассмотрите картинку и отметьте крестиком те предметы, которые находятся слева (справа) от стола.

-Рассмотрите картинки, отметьте крестиком те картинки, которые обозначают слова со звуком «ж», «ч», «ш», «л» и т.д.

-Обведите кружочком все металлические (деревянные, резиновые, стеклянные) предметы.

-Рассмотрите картинки, решите, в какое время года могут пригодиться эти вещи.

-Соедините картинки, изображающих людей разных профессий, с предметами (орудиями труда), которые им необходимы.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

«Подготовка детей к школе»

(Для родителей детей подготовительной группы)

Информационный блок.

Современная школа предъявляет к ребёнку повышенные требования: придя в первый класс, ребёнок должен уметь читать, считать, решать простые задачи, писать графический диктант. Как определить, готов ли ваш ребёнок к школе интеллектуально и эмоционально?

Ответьте на вопросы анкеты:

Способен ли ребёнок следовать инструкции, полученной от взрослого? (Да, нет, иногда.)

Способен ли ребёнок сконцентрировать внимание на выполнении задания на 15-20 мин? (Да, нет, иногда).

Способен ли ребёнок познакомиться и общаться с другими детьми?

(Да, нет, иногда.)

Способен ли он уступать, избегать конфликта? (Да, нет, иногда.)

Способен ли ребёнок к самоконтролю, умеет ли исправлять допущенные ошибки? (Да, нет, иногда.)

Умеет ли писать? (Да, нет.)

Умеет ли решать простые задачи? (Да, нет.)

Может ли составить рассказ по картинке? (Да, нет.)

Может ли пересказать услышанный рассказ, сказку? (Да, нет.)

Если на все вопросы ответы утвердительные, можно сделать вывод, что ребёнок к школе готов. В детском саду, в рамках занятий по подготовке к школе, мы учим детей читать, считать, развиваем мелкую моторику, решаем логические задачи, предлагаем упражнения для развития памяти, внимания, мышления. Мы моделируем и разыгрываем ситуации, которые могут произойти с ребёнком в школе:

Ребёнок не может справиться с полученным заданием;

Поссорился с товарищем;

Ребёнку стало плохо (заболела голова, живот, тошнит);

Хочет спросить о чём-то учителя, но стесняется и т.д.

Дома вам следует продолжать готовить ребёнка к школе, но не перегружая его. Вполне достаточно двух упражнений, весёлых задач, элемента графического диктанта. После короткого з