План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему: Конспект образовательной деятельности по грамоте "Звук и буква Ч" для детей старшего дошкольного возраста. А вот и буква. Чудесная буква Ч в чепчике

Цель занятия: изучаем букву Ч, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой Ч, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Ч по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Чайник Черепаха Часы Чайка

  • Какой звук есть и в слове ЧАЙКИ, и в слове МЯЧ?
  • В начале, в конце или в середине слова звук [ч] в слове ЧАЙКА? — БОЧКА? — КАЛАЧ? — ДОЧКА?

Когда мы произносим звук [ч], кончик языка стукает по «бугоркам» за верхними зубами. Произнеси: Ч! Кончик языка стукает по «бугоркам» и мешает воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [ч].

  1. Гласный или согласный звук [ч]?
  2. Звонкий или глухой этот звук?
  3. Почему?

Рассмотри букву Ч. Нашили букву Ч в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

У них усы не для красы -
Они показывают время
И называются… (часы).

Когда лежу на месте.
Не раскрывая рта,
Во мне, скажу по чести,
Такая пустота!
Скорей, скорей бы лето!
И люди будут класть
Дорожные предметы
В мою большую пасть.
Мне, видно, от рожденья
Такой характер дан,
Что я люблю движенье,
На то я … (чемодан).

Кто же это ходит
В каменной рубахе?
В каменной рубахе
Ходит … (черепаха).

Вышел еж с сапожной щеткой,
Занялся работой… (четкой).

Заяц волка замещает,
Всех косых не … (замечает).

Вдоль по улице мощеной
Мчится вскачь арбуз… (моченый).

А волна реки, плеща,
Пену сбросила с … (плеча).

Сказка про букву Ч

Кто живет в часах

Я знаю, что чайки живут в море, чабаны - в горах, а чайники - на кухне. Черепахи живут в песке, червяки - в земле, а чучело - на огороде. Кроме того, я знаю, что чиж живет в гнезде, сверчок - на чердаке, а в старом чемодане - мыши. Я даже знаю, хотя ни разу не видел, что в черном чулане живет какое-то черное чудовище. Я слышал, как оно там чешется и чихает от сырости.

Но вот кто живет в часах, я до сих пор не знаю. Сколько раз их ни развинчивал, ничего, кроме колесиков и винтиков, там нет. Кто же тогда там тикает? Чудеса!

Загадки для детей на букву Ч

Из горячего колодца
Через нос водица льется.
(Чайник)

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
Пейте чай, вода вскипела!»
(Чайник)

Мы, когда идем, стоим,
А стоять умеем лежа,
Даже если убежим.
Мы не двигаемся тоже.
(Часы)

Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час,
А вы, друзья, не бейте нас.
(Часы)

Нет ног, а хожу, рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.
(Часы)

Идут круглые сутки,
Не стоят ни минутки,
А все на одном месте.
(Часы)

Мой хвост не отличишь от головы.
Меня всегда в земле найдете вы.
(Червяк)

Пословицы и поговорки на букву Ч

Недоученный хуже неученого.
Почитай учителя, как родителя.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Ученику - удача, учителю - радость.
Хочешь есть калачи - не сиди на печи.
Чего себе не хочешь, того и другому не делай.
Чем дальше в лес, тем больше дров.
Чем полнее бочка, тем меньше звона.
Что в воду упало, то пропало.

Веселые стихи про букву Ч для детей

Говорят: часы стоят.
Говорят: часы спешат.
Говорят: часы идут,
Но немножко отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
Но часы висят на месте.
(В. Орлов)

Черепаха
До болота идти далеко,
До болота идти нелегко.
«Вот камень лежит у дороги,
Присядем и вытянем ноги».
И на камень лягушки кладут узелок.
«Хорошо бы на камне прилечь на часок!»
Вдруг на ноги камень вскочил
И за ноги их ухватил.
И они закричали от страха:
«Это — ЧЕ!
Это — РЕ!
Это — ПАХА!
Это — ЧЕЧЕРЕ!
ПАПА!
ПАПАХА!»
(К. Чуковский)

На часок мы зашли
К черепашке.
Черепашка подала
Чайник, чашки.
Поползла потом к соседке
За чаем.
Что-то долго
Мы хозяйку
Ожидаем.
(Г. Сапгир)

Говорит Чечетке Чиж:
- Ты когда на юг летишь?
- За чижами наш черед,
За чижами наш черед,
За чижами наш черед,
Вот!
(М. Яснов)

Чижик был в гостях у тетки,
Он на чай летал к чечетке.
Чудо - чай вечерком
Да вприкуску с червячком
Сахарным!
(А. Пудваль)

Четыре Анюточки
Не устав ничуточки,
Пляшут третьи суточки
Все под прибауточки:
Чок-чок, каблучок,
Чуки-чуки-чуки,
Чок!
(Е. Благинина)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте

на тему: «Звук и буква Ч»

(для детей старшего возраста)

Цель: познакомить детей со звуком [ч] и буквой Ч.

Образовательные задачи:

1) закрепить умение детей выделять звук [ч] из ряда звуков, слогов, слов;

2) упражнять в определении места звука в слове (начало, середина, конец слова);

3) упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

4) закрепить в речи детей понятие «слог»;

5) совершенствовать звуковой анализ;

6) познакомить детей с правописанием ЧА, ЧУ;

7) совершенствовать навык чтения слогов, слов;

Развивающие задачи : развивать фонематический слух, внимание.

Воспитательные задачи: воспитывать положительное отношение к занятиям; вести контроль за собственной речью; формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника.

Оборудование:

предметные картинки (банан, утка, коса, валенки); сюжетные картинки; мяч; листы с изображением черепахи; предметная картинка (черепаха); пособие для звукового анализа; пособие «Часы»; тетради, ручки; коробка; карточки с изображением букв (Ч, А, Т, У, С, Ы).

Ход образовательной деятельности

1. Организационный момент:

В-ль: Ребята, по дороге в детский сад я встретила почтальона. Он передал мне письмо. Давайте прочтем, что в нем написано.

«Дорогие ребята!

Приглашаю Вас совершить чудесное путешествие в страну Букварию, где живут…

А кто живет в этой стране, вы должны отгадать сами.

Ваша новая буква»

В-ль : Вот какое интересное письмо. Ну что отгадаем, кто же живет в стране Букварии?

Дети: Да.

Показываю детям картинку с изображением банана.

В-ль: Ребята, что изображено на этой картинке?

Дети: На этой картинке изображен банан.

В-ль: Какой первый звук в слове банан?

Дети: В слове банан первый звук б.

В-ль: Молодцы, ребята. (переворачиваю картинку. На обратной стороне изображена буква Б).

Аналогичная работа с картинками: утка, коса, валенки, буква Ы.

В-ль: Ребята, давайте прочитаем, кто же живет в Букварии?

Дети: Буквы.

В-ль: Правильно.

Подготовительная работа

Сегодня нам будут помогать наши глазки. Подготовим их к занятию:

1. Наши глаза смотрят и всё видят.

Гимнастика для глаз

Не поворачивая головы, проследите за полетом Пчелки.

Поможем язычку стать сильным и послушным.

Артикуляционная гимнастика «Язычок гулять собрался» :

Погулять язык собрался (открываем рот)

Он умылся (облизать верхнюю губу),

Причесался («расчесать» язык верхними зубами)

На прохожих оглянулся (облизать губы по кругу),

Влево, вправо повернулся (оттянуть язык к левому и правому уху поочередно),

Вниз упал (вытащить язык вперед-вниз),

Наверх залез (потянуть язык к носу),

Раз и в ротике исчез (закрыть рот)!

очень понравились наши упражнения, он обязательно научит своих друзей делать такие же.

Повторение пройденного материала.

Расскажите, на какие две большие группы делятся звуки? (гласные и согласные)

Гласные это те звуки, которые мы можем петь и тянуть, и они не встречают препятствий.

Согласные – это те звуки, которые мы не можем петь и тянуть.

Какие бывают согласные? (твердые и мягкие). А еще? (звонкие и глухие).

Изучение нового материала.

Артикуляция и характеристика звука Ч.

А сейчас, так как мы сегодня играем со звуком Ч, давайте с вами расскажем,

Что делают наши губы, когда мы произносим этот звук? (Губы округлены)

Зубы не смыкаются.

Где находится язык? (язычок за верхними зубками прыгает по бугоркам)

Поднесите ладонь ко рту и почувствуйте, какая воздушная струя (она короткая, резкая)

Положите ладошку на горло и произнесите звук Ч. Горлышко звенит или нет? (нет, звук Ч глухой)

В каком замке будет жить звук Ч? (в замке согласных). Почему?

Звук Ч звонкий или глухой? Почему?

Запомните звук Ч всегда мягкий (у него нет старшего твердого братца)

И сегодня мы познакомимся еще с одной новой буквой.

Послушайте скороговорку и скажите, какой звук чаще всего слышится в ней: « Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая»

Дети: звук [ч] .

В-ль : Правильно. Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой Ч.

Давайте дадим характеристику звуку [ч]. Произнесите звук ч.

Дети : Ч-ч-ч.

В-ль: Звук ч можно пропеть?

Дети: Звук ч нельзя пропеть. Он согласный, потому что он встретил преграду во рту и не поется.

В-ль: Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук ч. Наше горлышко спит или работает?

Дети: Горлышко спит.

В-ль: Если горлышко спит, значит звук ч какой?

Дети: Звук [ч] глухой.

В-ль: Молодцы, все правильно. А еще звук [ч] всегда мягкий.

Вика, дай полную характеристику звука [ч].

Вика: Звук [ч] согласный, глухой, всегда мягкий.

2. Основная часть

В-ль: Ребята, приготовьте свои ладошки. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ч], слог со звуком [ч], слово со звуком [ч].

Ч, С, Ч, Т, Ч, Ч, П, К, Ч

ЧА, ПА, ЧУ, ТИ, ЧИ

МЯЧ, ПАЛКА, ПОЧКА, ЧАЙНИК, ТИГР, ОЧКИ.

В-ль: Молодцы, все были очень внимательными.

Это буква Ч. На что она похожа? Ребята, у меня было много фотографий буквы ч, но их кто-то порвал, давайте их соберем. (Дети собирают из частей букву Ч).

Чебурашка вам принес листочки, на которых написана буква Ч, ее надо заштриховать. Давайте возьмем карандаш зеленого цвета. (зеленый, потому что буква Ч, обозначает звук Ч, а он всегда мягкий, а мягкие согласные мы обозначаем зеленым цветом).

Давайте сначала разомнем пальчики, и потом вы примитесь за работу. (Пальчиковая гимнастика).

3. Работа с раздаточным материалом

В-ль : Ребята, посмотрите на эту картинку. У каждого из вас есть такая же .

Возьмите ее, пожалуйста.

Будь внимательным, смотри:

Слова со звуком [ч] назови

И место звука в слове укажи.

Дети: На этой картинке изображен ключ. В слове ключ звук [ч] находится в конце слова.

(аналогично со словами: бочка, царевич, черепаха, Чипполино, чеснок, печка).

В-ль : Молодцы. Вы очень хорошо выполнили это задание.А сейчас поиграем в игру «Назови ласково» (игра с мячом)

Игра «Большой-маленький» (игра с мячом)

Чебурашка вам хочет рассказать, что у нас звук Ч – волшебный. Он превращает все большое в маленькое. Была большая река, но пришел звук Ч и получилась маленькая - речка.

Давайте сейчас поиграем, я вам кидаю мячик с большим словом, а вы превращаете его в маленькое. (слова: яблоко, чашка, рука, книга, стул, коробка, цветок)

Выходите в круг.

В-ль: Стул.

Дети: Стульчик.

(Слова: замок, вилка, пенек, яблоко, бык, помидор, внук, блин, тапки, ветка, диван, батон, шнурок).

4. Беседа

В-ль: Ребята, что такое слог?

Дети : Слог – это часть слова, в которой обязательно есть гласный звук. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

В-ль:

Буду я сейчас водить,

Буду слоги говорить.

Слоги нужно так поставить,

Чтобы слово получить.

В-ль: СЫ, ЧА

Дети: ЧАСЫ.

(ЧА, ДА КА, ЧАЙ КА, ТОЧ ЧА,ТУ ЧА, СВЕ НИК,ЧАЙ

ЧОК, СУ КА, ЧАШ ЧО, ПЛЕ КА, ТОЧ)

В-ль: Молодцы! А сейчас встаньте, отдохнем:

Кто, скажите, сможет, дети

Повторить движенья эти?

Руки вверх я подниму.

Д: Это тоже я могу.

Вправо-влево разведу.

Д: Это тоже я могу.

И как птица полечу.

Д: Это тоже я могу.

Головою поверчу.

Д: Это тоже я могу.

А потом присяду, встану.

Д: Это тоже я могу.

И нисколько не устану.

Д: Это тоже я могу.

Я попрыгаю немного.

Д: Это тоже я могу.

И пешком пойду в дорогу.

Д: Это тоже я могу.

Если надо, побегу.

Д: Это тоже я могу.

Все на свете я могу.

Сейчас сядет тот, кто произнесет чистоговорку:

Ча-ча-ча-дай мне калача.

Чу-чу-чу-я гулять хочу.

Чи-чи-чи-красные кирпичи.

Чо-чо-чо-ох, как горячо.

Ач-ач-ач-пришел врач.

Оч-оч-оч-скоро ночь.

Уч-уч-уч-у меня ключ.

Ча-ча-ча-увидели грача.

Чу-чу-чу-молоточком стучу.

Чи-чи-чи-пироги в печи.

5. Знакомство с буквой Ч

В-ль : Ребята, посмотрите, что это?

Дети: Это буква Ч.

В-ль : На что похожа буква Ч ?

Дети: на вешалку, на крючок, на цифру 4.

В-ль :

Да, мы правильно решили,

Ч мы пишем как 4

Только с цифрою, друзья

Буквы путать нам нельзя.

Напишите букву Ч в воздухе.

А сейчас отгадайте загадку:

Что за чудо?

Вот так чудо.

Сверху блюдо,

Снизу блюдо,

Ходит чудо по дороге,

Голова торчит да ноги.

Дети: Это черепаха.

В-ль :

Правильно. Возьмите листочки, на которых нарисована черепаха. На панцире у черепахи написаны буквы Ч . Но написаны они правильно и неправильно. Обведите те буквы Ч , которые написаны правильно.

(дети выполняют задание)

В-ль :

А сейчас откройте тетради и напишите букву Ч.

(дети работают в тетрадях)

6. Составление слогов с буквой Ч

Показываю плакат с изображением часов.

В-ль :

Посмотрите на часы:

С одной стрелочкой они.

Буква Ч на стрелку встала

И по кругу побежала.

Она к гласным подошла,

С ними слоги назвала.

(дети называют слоги: ЧИ, ЧА, ЧУ, ЧЕ)

В-ль :

Ребята, на часах нет гласных букв Я и Ю, которые обозначают мягкость согласных. Буква Ч с ними не «дружит», потому что сама всегда обозначает мягкий звук.

Запомните: ЧА – пишется с А.

ЧУ – пишется с У.

В-ль :

Ребята, возьмите «светофорчики». Выкладываем схему слова ЧАСЫ.

(дети выполняют задание).

В-ль :

Саша, выйди к доске и составь схему слова часы. А вы, ребята, проверяйте.

Ребенок выкладывает схему слова на доске.

В-ль :

Саша, почему ты поставил первым зеленый кружок?

Саша: Звук ч мягкий согласный звук, поэтому обозначаем его зеленым кружком.

Аналогичная работа со звуками: а,с,ы.

В-ль :

Молодцы! Все хорошо справились с этим заданием. Ребята, так как мы находимся в волшебной стране Букварии, то нас ожидает сюрприз. Это - волшебная коробка, но открыть мы ее сможем только тогда, когда выполним еще одно задание.

Составьте слово из букв.

А С Ч Ы

Ч А Т У

(дети выполняют задание у доски).

7. Подведение итогов.

Ребята, а почему буквы зеленого цвета?

Дети: Букву Ч обозначает звук [ч], а он всегда мягкий.

В-ль :

Правильно, ребята. Назовите еще раз характеристику

Звука [ч].

Дети: Звук [ч] – согласный, глухой и всегда мягкий.

В-ль :

Правильно, ребята, молодцы! Эти буквы - вам. Может быть, вы еще придумаете слова со звуком [ч], о которых мы не говорили сегодня. И если придумаете, то обязательно расскажите мне.

Все очень хорошо занимались.


Здравствуйте, дорогие мои читатели!


Буква «Ч»

Веселые стихи

Да, вы правильно решили:Ч мы пишем как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

В. Степанов

– Чей ты, ручей?

– Черных грачей,

Чечётки, чирка,

Чижа, червячка,

Чащобы дремучей

И речки под кручей.

Подогрела чайка чайник,Пригласила девять чаек.

Прилетели все на чай.

Сколько чаек – отвечай!

Г. Сапгир

Черепаха, не скучая,

Час сидит за чашкой чая.

Черепаха всех смешит,

Потому что не спешит.

А куда спешить тому,

Кто всегда в своем дому?

Черепашка! Черепашка!Первый раз она, бедняжка,

Очутилась под дождем.

– Мама! Кто стучится в дом?

«Ч» с четверкой спутал чижик

И прочел: «Четыре ижик».

Чай из листиков нарезан,

Снятых с чайного куста.

Человеку чай полезен –

Чайник в доме неспроста.

С. Мосияш

Чижик был в гостях у тетки,

Он на чай летал к чечётке.

Чудо – чай вечерком

Да в прикуску с червячком

Са-хар-ным!

А. Пудваль

Говорят: часы стоят,

Говорят: часы спешат,

Говорят: часы идут,

Но немножко отстают.

Мы смотрели с Мишкой вместе,

А часы стоят на месте.

Л ногою мяч поддела.Ч поймать его хотела.

Ждет и ждет. Устала ждать,

А мяча все не видать.

А. Шибаев

Первой букве в слове «чтение» –

Букве Ч мое почтение!

Е. Тарлапан

Черной ночью черный кот

Прыгнул в черный дымоход.

В дымоходе чернота,

Отыщи-ка там кота!

Е. Измайлов

Буква Ч сказала: «Есть!» –

Отдала кому-то честь.

Говорит чечётке чиж:

– Ты когда на юг летишь?

– За чижами наш черед. Вот!

На часок мы зашли к черепашке.

Черепашка подала чайник, чашки.

Поползла потом к соседке за чаем.

Что-то долго мы хозяйку ожидаем.

Скороговорки

Чистоговорки

Ча-ча-ча – горит в комнате свеча.

Чу-чу-чу – молоточком я стучу.

Чи-чи-чи – пышат в печке калачи.

Час-час-час – детвора пустилась в пляс.

Очь-очь-очь – наступила ночь.

Игры

Игра «Кто больше?».

Придумайте слова, где звук [ч ] стоит в конце слова. (Грач, врач, мяч, луч, палач, печь, ночь.)

И г р а «Звук заблудился».

Игра «Дополните предложения».

Дополните предложения словами, включающими звук [ч ], например: Чиполлино – чудный человечек.

1. Вчера в четыре часа четыре девочки…

2. Скучаю о…

3. Хочется чаю, чашку черники и…

4. Черной ночью черный кот…

5. Чесноков черными чернилами чертил…

6. Часовщик чинит…

Ответ: 1) чинили чемоданы, чулки; 2) о птичке, чудаке-чибисе, Чебурашке; 3) чуточку черемухи и чернослива; 4) почесывался на чердаке; 5) очень четко чертеж; 6) часы ручные.

Игра «Слоговое лото».

1. Придумайте слова со слогами чай и чу .

2. Придумайте слова со слогами: ча, да, ку, сы, ту, ща, ша.

Ответ: дача, куча, часы, туча, чаща, чаша.

Игра «Ступеньки слов».

Впишите недостающие буквы.

Игра «Слоговой аукцион».

Продолжите слова:чи… (-жик ) ча… (-ща ),че… (-ловек ), чер… (-ный ), пач… (-ка ), реч… (-ка ), свеч… (-ка ).

Игра «Подберите пару».

человек черный чертеж чудесный

чай чистый часы червивый

чайник честный чернослив четкий

Игра «Добавим слог до слова».

Игра «Доскажи словечко».

Идет спокойно, не спеша.Пусть видят все, как хороша.Удобна и прочна рубаха,

В которой ходит… (черепаха).

Кто же это ходит

В каменной рубахе?

В каменной рубахе

Ходит… (черепаха.)

– Море, покачай-ка! –

Попросила… (чайка).

И. Гамазкова

Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком.

Всем по сказке интересной

Мальчик-Луковка знаком.

Очень просто и недлинно

Он зовется… (Чиполлино).

У них усы не для красы –

Они показывают время

И называются… (часы.)

На лугу среди букашекПоднялся переполох:Оттеснил семью ромашки

Великан… (чертополох.)

Живет спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха,

Гуляет… (черепаха).

В. Серова

Он дружок зверям и детям,

Он живое существо.

Но таких на белом свете

Больше нет ни одного.

Потому что он не птица,

Не котенок, не щенок,

Не волчок, не сурок,

Но заснята для кино

И известна вам давно

Эта милая мордашка.

И зовется… (Чебурашка).

Заяц волка замещает,

Всех косых не… (замечает).

И г р а «Покорение вершин».

Кроссворды

1. Какая гласная пропущена?

О т в е т: час, чаща, чашка, О т в е т: чуб, чудо, чулок,

чайник, часовой. чудаки, чумазый

2. Буква «Ч».

1. Человек, играющий на скрипке. 2. Человек, лечащий больных.

3. Каменное сооружение для отопления помещения.

4. Позднее, темное время суток.

О т в е т: скрипач, врач, печь, ночь.

3. Сочетание «ЧН».

1. Магазин, где продают хлеб. 2. Деревянный домик для птиц.

3. Солдат, охраняющий границы страны.

О т в е т: булочная, скворечник, пограничник.

Загадки

По земле ползет шнурок.У него ни рук, ни ног. (Червяк.) Что за странная водица?Не умыться, не напиться! (Чернила.)
Закипит – исходит паром,И свистит, и пышет жаром,

Крышкой брякает, стучит.

Звук [ч"], буквы Ч, ч.

Цель :

  1. формировать у учащихся умение выделять звук [ч?] в словах, познакомить их с буквами Ч, ч, обозначающими звук [ч?];
  2. развивать фонематический слух учащихся;
  3. воспитывать познавательный интерес.

Оборудование : слоги, Почемучка, игрушечный заяц, звуковые схемы, карточка с буквой Ч; для сказки: буквы Ч, А, У, Я, Ю, домик, изображение дерева.

Ход урока:

I Орг. момент

Раз, два, синева!

Три, четыре, руки шире!

Пять, шесть, тихо сесть.

II Актуализация опорных знаний.

К нам на урок заглянул Почемучка и у него как всегда куча вопросов:

Какая бывает речь? (Устная и письменная . )

Из чего состоит речь? (Из предложений )

Из чего состоит предложение? (Из слов.)

А слово? (Из слогов )

Работа по таблице «Звуки»:

Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные, согласные бывают твердые и мягкие.)

Чем отличаются гласные и согласные? (При произнесении согласных встречаются препятствия - губы, зубы, язык, а гласные произносятся свободно.)

Работа по ленте букв (лента в виде домика):

Назовите гласные, которые мы изучили. Почему некоторые из них находятся в верхней части ленты букв, а другие – в нижней? (Буквы А, О, У, ы не смягчают предыдущий согласный, а буквы Я, Ё, Ю, И, Е – смягчают.)

Назовите согласные, которые находятся в верхней части ленты букв. Почему они живут на верхнем этаже? (Они звонкие, их далеко слышно, они громко кричат )

Назовите согласные, которые живут на нижнем этаже. Почему они живут ниже? (Они глухие, их плохо слышно, поэтому они живут на нижнем этаже домика )

Назовите парные согласные (сестрёнки), которые мы изучили. (Б-П, Д-Т, З-С, Г-К, Ж-Ш)

Какие согласные всегда твёрдые? (Ж, Ш)

Чтение слогов:

МОР ТРА СА

ЯБ КО РЕП

Сегодня к нам пришел зайчик. (Выставляется изображение зайчика, на нём фартук с кармашком, в котором он приносит нам задания или призы)

Он проголодался и просит его накормить. Давайте посмотрим, что мы можем

ему дать. (Дети дополняют слоги до слов: морковь, яблоко, груша, трава, кора, капуста, салат, репка. )

III Новая тема.

Зайка вам очень благодарен! Посмотрите-ка: у него в кармашке загадка:

Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет.

Составьте схему слова «мяч».

Вы слышали: у нас еще один гость! Какой новый звук вы услышали? [ч?] Он впервые у нас, ему срочно нужен паспорт! Давайте выдадим ему паспорт. Что напишем в нём? (Согласный, мягкий, глухой)

Звук [ч?] всегда мягкий!

Звук [ч?] обозначается буквой Ч.

Учитель показывает красочное изображение буквы Ч.

На что похожа буква Ч? (на цифру 4)

Да, вы правильно решили:

Ч мы пишем, как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

Чтение слогов: ЧА ЧО ЧУ ЧЕ ЧИ

Сочетания ча, чо, чу пишутся с гласными, которые не смягчают согласный, потому что звук [ч?] и так мягкий.

Сказка о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю. (В. Волина)

Сказка иллюстрируется на фланелеграфе или проекторе.

Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже все обошла, уже нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, с ног сбилась, до вечера проискала и вот, усталая, обиженная, решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит – Ю и Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с конфетами. Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.

– Подумаешь, обиделась! – сказали Я и Ю. – Все равно без нас ей никуда. А как же тогда слова ЧАШКА, ЧУДО, ЧАЙ?

– А вот и обойдусь! – сказала Ч. – Мне буквы А и У помогут.

С тех пор ЧА и ЧУ пишутся только с А и У.

IV Работа по учебнику.

"Азбука" (Горецкий) С. 128-129.

Прочитайте загадку. Отгадали?

Беседа по картинке.

Что изображено, найдите слова с буквой Ч.

Чтение текста.

О чем прочитали? Какие бывают часы?

V Итог урока.

Что нового вы узнали сегодня на уроке? С какой буквой познакомились? Почему сочетания ЧА и ЧУ пишутся с буквами А и У?

Награждение учащихся, которые были наиболее активны на уроке.

Выпуск 28

В Шишкиной школе продолжаются занятия по русскому языку для дошкольников. На этот раз продолжится изучение букв русского алфавита. На урок пришли друзья из Шишкиного Леса: Зубок и Шуня. А лисичка Веснушка уже ждала их в студии. Только была она очень задумчивая. Веснушка размышляла о том, почему стол назвали столом, а часы — часами…

На помощь ей пришла Ведущая видеоурока Василиса. Она пояснила, что поскольку русский язык очень древний, то все тайны уже не узнаешь, но почему часы назвали часами понять можно.

Посмотрите на то, какими часы были раньше: на картинках изображены солнечные и водяные часы. Безусловно, так точно как сегодня по ним нельзя было узнать время. В солнечных часах тень от центральной стрелки показывала часы дня, а в водяных - пополняемый по капельке водяной столб двигал часовую стрелку. Поскольку часы показывали время лишь приблизительно, то ни минут, ни секунд по ним нельзя было определить.

И тут Шуня догадалась, почему часы назвали часами. Оказалось всё просто: — своё название они получили потому, что рассказывали людям о том, сколько часов прошло. Веснушка верно определила, что «час» — это корень от слова ЧАСЫ. Зубок обрадовался: «Так значит, мы сейчас можем нарисовать словесное дерево, которое вырастет из корня «час»?». Но Василиса остановила учеников: «Мы не сможем этого сделать, потому что пока не изучили одну букву в этом слове». Найдите в слове ЧАС новую букву «Че». В ней прячется звук «Ч». Спеть его нельзя, поэтому «Ч» — согласная. Зато теперь, когда мы нашли и изучили букву «Ч», мы сможем посадить дерево однокоренных слов.

Итак, посадили мы корень ЧАС и из него выросли однокоренные слова: часы, часики, часовой, часовщик. И в каждом из них можно найти букву «Ч» — нашу новую знакомую. Давайте поиграем в ребусы с этой буквой. Отгадайте, что тут зашифровано: ЧИ100ТА? Ученики быстро догадались, что это слово — ЧИСТОТА. В заключение урока им осталось только найти и собрать части вновь изученной буквы «Ч» в целую букву:

«Ч» похожа на четыре.
Буква наша — мы решили,
Потому что вчетвером
Мы читаем и поём.