Сложносочинённого предложения. Сложносочинённые предложения в литературе: примеры и типы

Сложное предложение - это предложение с двумя или несколькими предикативными основами, причем простые предложения в составе сложного образуют смысловое и интонационное целое.

Основные виды сложных предложений.

Сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные.

Союзные предложения, в свою очередь, делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые.

Таким образом, существует три основных вида сложных предложений:

сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные.

Сложносочиненное предложение (ССП)

простые предложения связаны между собой сочинительными союзами и интонацией.

В ССП простые предложения равноправны.

Наступила ночь, и в домах зажглись огни.

Сложноподчиненное предложение (СПП)

простые предложения связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами.

В СПП одно простое предложение (придаточное) зависит от другого (главного).

Когда наступила ночь, в домах зажглись огни.

Бессоюзное предложение (БСП)

простые предложения связываются без союзов, интонацией.

Наступила ночь, в домах зажглись огни.

Сложносочиненное предложение.

Сложносочиненные предложения бывают:

Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.

Примечание : Иногда между частями сложносочиненного предложения перед союзом И ставится тире, если в предложении есть резкое противопоставление или быстрая смена событий.

Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идет волшебница зима (А.С.Пушкин).

Сложноподчиненное предложение.

Особенности СПП:

Строение СПП:

Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении:

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными.

По характеру подчинения нескольких придаточных предложений они разделяются на три типа:
- придаточные предложения с однородным подчинением;
- придаточные предложения с неоднородным (параллельным) подчинением:
- придаточные предложения с последовательным подчинением.

Придаточные предложения с однородным подчинением.

Особенности :

2) отвечают на один и тот же вопрос;
3) между собой связаны сочинительными союзами либо бессоюзно.

Пример :
Он радовался, что праздник удался, что гости довольны, что они веселятся вовсю.

Пояснения :
1) все три придаточных предложения относятся к главному предложению Он радовался :
Он радовался (чему?), что праздник удался.
Он радовался (чему?), что гости довольны.
Он радовался (чему?), что они веселятся вовсю.

2) все придаточные предложения отвечают на один и тот же вопрос чему ?
3) они связаны с главным предложением одним и тем же союзом что .
Это однотипные придаточные предложения.

Придаточные предложения с неоднородным (параллельным) подчинением

Особенности :
1) относятся к одному и тому же главному предложению;
НО!
2) отвечают на разные вопросы – то есть являются придаточными разного типа.

Пример :
Если посмотреть на луну в телескоп, то можно увидеть, что у нее весьма своеобразная поверхность.

Пояснения :
1) оба придаточных предложения относятся к одному и тому же главному предложению можно увидеть ;
НО!
2) первое придаточное отвечает на вопрос при каком условии ? Второе – на вопрос что ?
То есть отвечают на разные вопросы.
Это разнотипные придаточные предложения, хотя и относятся к одному и тому же главному предложению.

Придаточные предложения с последовательным подчинением

Особенности :
1) главному предложению подчинено одно придаточное;
2) этому придаточному предложению, в свою очередь, подчинено следующее придаточное предложение – таким образом, первое придаточное предложение является главным для следующего.

Пример :
Мальчик стоял под навесом и смотрел, как бегут ручейки к луже, которая росла на глазах.

Пояснение :
К главному предложению Мальчик стоял под навесом и смотрел относится только одно придаточное: как бегут ручейки к луже . А следующее придаточное предложение (которая росла на глазах ) уже никак не связано с главным, относится к предыдущему придаточному, которое и является для него главным предложением:
Бегут ручейки к луже (какой?), которая росла на глазах .


ПРИМЕЧАНИЕ
: нередко встречаются сложноподчиненные предложения с комбинированным подчинением: однородное + параллельное, однородное + последовательное, последовательное + параллельное и т.д. Поэтому при разборе предложения будьте внимательны.

Знаки препинания в СПП.

Сложносочинёнными (укр. складносурядними) называются такие предложения, предикативные части которых соединены в одно смысловое и структурное целое при помощи сочинительных союзов и интонации . Порядок следования предикативных частей в ССП (сложносочинённых предложениях) является относительно свободным в одних видах предложений и закреплённым в других. Обратимся к примерам:

1.Не то это было раннее утро, не то уже наступал вечер (А. Фадеев).

2.Три дня не было мороза, и туман невидимо работал над снегом (М. Пришвин).

Нет сомнения, что в первом примере предикативные части практически без ущерба для смысла и структуры всего СП можно поменять местами: Не то уже наступал вечер, не то это было раннее утро . Во втором же примере без нарушения структуры всего СП это сделать невозможно, так как смысл второй предикативной части объясняется содержанием первой – Туман невидимо работал над снегом, потому что три дня не было мороза . Как видим, при перестановке предикативных частей во втором примере изменяется структура всего СП, то есть ССП трансформируется в СПП (сложноподчинённое предложение) с придаточной частью причины.

Виды сложносочинённых предложений. В зависимости от структурных свойств, характера союза и лексического наполнения среди ССП можно выделять различные виды предложений. Мы считаем целесообразным использовать классификацию, предложенную в “Современном русском языке” под ред. Д. Э. Розенталя (М., 1984):

1. Соединительно-перечислительные. 5. Противительные.

2. Разделительные. 6. Присоединительные.

3. Предложения следствия-вывода. 7. Пояснительные.

4. Сопоставительные.

Разумеется, чёткой границы между этими видами сложносочинённых предложений нет, и это разделение в той или иной степени является условным.

Соединительно-перечислительные ССП. Это предложения, предикативные части которых связаны соединительно-перечислительными отношениями. Они, как правило, отличаются открытостью структуры и нередко состоят более чем из двух частей. Для таких предложений характерны следующие союзы: и, да (одиночные и повторяющиеся), ни…ни. Примеры: 1. А между тем слова кошевого не прошли даром, и в городе оказался недостаток в съестных припасах (Н. Гоголь). 2. Молодые листья лепетали, да зяблики кое-где пели, да горлинки ворковали всё на одном и том же дереве, да куковала одна кукушка, перемещаясь всякий раз (И. Тургенев);

Разделительные ССП. Суть этих предложений состоит в том, что названные в них явления оказываются или в чём-то несовместимыми, или взаимоисключающими друг друга. Предикативные части этих предложений объединяются при помощи союзов или, либо (одиночные и повторяющиеся), то…то, не то…не то, то ли…то ли, ли…ли и т.п. Примеры: В душном воздухе то раздавались удары кирок о камень, то заунывно пели колёса тачек (М. Горький); Либо я всё устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызову (И. Тургенев).

ССП следствия-вывода. Этопредложения закрытой структуры. Состоят они обычно из двух частей, которые располагаются в строго определенном порядке. Различаются два вида ССП следствия-вывода:1. Причинно-следственные. Первая часть в таких предложениях указывает на причину, а вторая – на следствие или вывод: В саду стало прохладно, и гости вернулись в дом; Спектакль закончился, и зрители стали выходить в фойе. 2. Условно-следственные . В первой части таких предложений содержится условие, при котором возможно то, о чем идет речь во второй. Характерная особенность условно-следственных предложений: глагол-сказуемое (главный член предложения) в них употребляется в сослагательном или повелительном наклонении. Такие предложения, как правило, синонимичны сложноподчиненным предложениям с условным союзом если. Примеры: Сделали бы вы вовремя задание, и не было бы этого неприятного разговора; Подготовьте рефераты, и можете рассчитывать на более высокую оценку.

Сопоставительные ССП. Особенность сопоставительных предложений заключается в том, что с одной стороны в них сравнивается содержание предикативных частей, а с другой – устанавливается отличие. Для таких предложений характерны союзы а, но, да, однако, зато, же, а то, не то . Примеры: Канонада стала слабее, однако трескотня ружей сзади и справа слышалась чаще и чаще (Л. Толстой); Давно уже не слышно было ни звона колокольчика, ни стука колёс по кремнистой дороге, а бедный старик ещё стоял на том же месте в глубокой задумчивости (М. Лермонтов).

Противительные ССП. В противительных предложениях указывается на противопоставление событий, на их различие или несоответствие. Союзы, характерные для таких предложений: а, но, да, однако, зато, же, только и др. Как правило, это предложения закрытой структуры. Примеры: Низ башни был каменный, а верх деревянный (А. Чехов); Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою (В. Короленко);

Присоединительные ССП характеризуются тем, что во второй предикативной части у них содержатся сведения, дополняющие те, о которых уже известно из первой части. В таких предложениях обычно употребляются союзы да и, и ещё, кроме того, к тому же, притом, при этом, также, тоже и др. Например: Наташа говорила шёпотом, да и дед и лесничий тоже говорили вполголоса (К. Паустовский); Вода была тепла, но не испорчена, и притом её было много (В. Гаршин).

Впояснительных ССП одна часть при помощи союзов то есть, а именно поясняет содержание другой. Например: 12 июня силы Западной Европы перешли границы России и началась война, то есть свершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие (Л. Толстой); Кроме растений, в саду есть помещения для разных животных, а именно : построено много башенок с решетчатыми вышками для голубей, а для фазанов и других птиц поставлена между кустами огромная проволочная клетка (И. Гончаров).

Вопросы и задания

І. Могут ли некоторые сложносочинённые предложения в качестве синтаксических синонимов иметь сложноподчинённое предложение? Приведите примеры, если это возможно.

ІІ. В зависимости от смысловых отношений между предикативными частями выделите виды сложносочинённых предложений. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. …То длинный сук её за шею зацепит вдруг, то из ушей златые серьги вырвет силой, то в хрупком снеге с ножки милой увязнет мокрый башмачок, то выронит она платок (А. Пушкин). 2. Присоветуй им встретить меня с детской любовью и послушанием, не то не избежать им лютой казни (А. Пушкин). 3. …Да смотри ж не болтай, а не то поколочу (А. Пушкин). 4. Везде прославилась она девицей скромной и разумной, зато завидных женихов ей шлёт Украйна и Россия (А. Пушкин). 5. Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит или коней табун игривый молчанье дола возмутит (М. Лермонтов). 6. Чины людьми даются, а люди могут обмануться (А. Грибоедов). 7. Оскорбление тяжелое и общество офицеров постановляет поединок (А. Куприн). 8. Лизу напугал странно постаревший взгляд Веры Никандровны, и она решилась возражать (А. Фадеев). 9. Андрей был бы хорош только он располнел очень… (А. Чехов). 10. Многое ещё хотелось сделать строителям в этот день, но день был по-зимнему короток (В. Ажаев).

ІІІ. Выделите сложносочинённые предложения открытой и закрытой структуры. Найдите предложения с общим второстепенным членом. Расставьте недостающие знаки препинания и объясните их постановку.

1. Начнётся бой, трудный и долгий, может быть на весь день до вечера, и для кого-то из них этот день станет последним днём жизни (В. Быков). 2. Последние тени сливались, да мгла глядела, слепая, необъятная, да за курганом тускнело мёртвое зарево (А. Серафимович). 3. Караван то пробивался среди обломков то продирался сквозь густые заросли стланика… (Г. Федосеев). 4. В прогалине туч блеснула луна и чистой крутой дугой легла на подъём дорога (Г. Николаева). 5. На берегу, на промысле, горели два костра, а в море никого не было (М. Горький). 6. То падал как будто туман то вдруг припускал косой, и крупный дождь (Л. Толстой). 7. То гордый конь его копытом крепко бьёт то зубом волк рванёт то острым рогом вол боднёт (И. Крылов). 8. В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки (А.Чехов). 9.Твои мы песни слушать рады да только ты от нас подальше пой (И. Крылов). 10. Каждый день дул страшный ветер, а за ночь на снегу образовался твёрдый, льдистый слой наста (А. Куприн). 11. Гоняются над лугом друг за дружкой весёлые стрекозы и перепархивают разноцветные бабочки (И. С. Микитов). 12. Месяца не было, но звёзды ярко светили в чёрном небе (Л. Толстой). 13. Точно я на парусах, надо мною широкое голубое небо и носятся большие белые птицы (А. Чехов). 14. По улицам, на месте домов, лежали груды углей и торчали закоптелые стены без крыш и окон (А. Пушкин). 15. Ночь прошла под большой чистой луной и к утру лёг первый мороз (М. Пришвин).


Основные группы сложносочинённых предложений.

По союзам, которые связывают части сложного предложения, слож­носочинённые предложения делятся на три основные группы:

1) сложносочинённые предложения с с о е д и н и т е л ь н ы м и союзами (и, да, ни-ни, тоже, также , 2) сложносочинённые предложения с р а з д е л и т е л ь н ы м и союзами (или , либо, то - то, не то - не то ); 3) сложносочинённые предложения с п р о т и в и т е л- ь н ы м и союзами (но, а, да, зато, же, однако, а то, не то ).

Разные союзы выражают различные отношения между про­стыми предложениями, входящими в состав сложносочинённого, например: 1) союз и может выражать одновременность явле­ний: Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет , и речка подо льдом блестит (П.); 2) союз но выражает"проти­вопоставление: Я звал тебя, но ты не оглянулась. (Блок.)

Различные смысловые отношения между предложениями при их сочинении выражаются не только союзами, но часто соот­ношением глагольных форм, а также лексическими средства­ми, в частности местоимёнными словами, включаемыми во вто­рое предложение.

1) Солнце только что село, и алый тонкий свет лежал на зелёных лозах, на высоких тычинках, на сухой земле. (Т.) Со­юз и выражает последовательность явлений. Сказуемое в первом предложении (село) выражено глаголом совершенного вида, а во втором предложении - глаголом несовершенного вида (ле­жал). Эти глагольные формы позволяют указать, что после не­длительного действия возникло действие длительное.

2) и потому я не стал дожидаться ужина и лёг спать. (Арс.) В этом примере вто­рое предложение по смыслу является следствием первого; это его значение поддерживается местоимённым наречием потому. (Ср.: В этот день мне нездоровилось немного, и я не стал до­жидаться ужина и лёг спать.)

3) Марианна не была ребёнком, но прямотою и простотою чувства она походила на ребёнка. (Т.) Значение противопо­ставления поддерживается в этом примере отрицательной части­цей не при сказуемом первого предложения.

Сложносочинённые предложения с соединительными со­юзами.

1. Союз и неоднозначен: он может указывать на одновре­менность действий (сидел и молчал), на их последовательность (вскочил и побежал), на обусловленность одного действия дру­гим (Он вскрикнул во сне и проснулся, т. е. проснулся от кри­ка) и т. п. Поэтому и в сложном предложении он может со­единять части, в которых говорится об одновременности событий, или об их следовании друг за другом, или об обусловленнос­ти одного события другим. Рассмотрим примеры: 1) Урожайный сгибается колос, и пшеница стеною встаёт, и подруги серебряный голос нашу звонкую песню поёт. (Л. К.) (Это сложносочинён­ное предложение состоит из трёх частей; в сложном предложе­нии устанавливается одновременность явлений; одновременность выражается перечислительной интонацией, союзом и и одно­типностью глагольных форм: во всех трёх частях сказуемыми являются глаголы несовершенного вида настоящего времени.) 2) Ямщик свистнул, и лошади поскакали. (П.) (В этом слож­ном предложении передаётся последовательность явлений; после­довательность выражается союзом и, лексическими значени­ями глагольных форм; сказуемые выражены глаголами совер­шенного вида прошедшего времени.) 3) Сверкнула молния, и вслед за тем послышался резкий удар грома. (В этом предложе­нии передаётся последовательность явлений; последовательность выражается прежде всего сочетанием вслед за тем , а также со­юзом и.) 4) Потёмки между тем всё более сгущались, и пред­меты теряли свои контуры. (Ч.) (Вторая часть предложения име­ет значение следствия.) 5) Я вас не знаю, Дарья Михайлов­на, и потому вы мне не нравиться не можете. (Т.) (В этом примере наличие местоименного наречия потому во второй час­ти подчёркивает значение следствия.) В научной прозе вре­менная последовательность очень часто сочетается со значением следствия, например: Земля постепенно остывала, отдавала своё тепло в холодное межпланетное пространство. Наконец, её тем­пература приблизилась к 100°, и тогда водяной пар атмосфе­ры стал сгущаться в капли и в виде дождя устремился на го­рячую пустынную поверхность земли. (Опарин.) Во втором сложносочинённом предложении простое предложение, прикреп­лённое союзом и , который сочетается со словом тогда, вклю­чает последующие события, являющиеся следствием. В научной и деловой речи встречаются и сложносочинённые предложения с условно-следственным значением, например: Измените тип об­мена веществ живого тела, и вы измените наследственность. (Пер­вая часть со сказуемым в форме повелительного наклонения име­ет значение условия, а вторая - со сказуемым в форме будуще­го времени - имеет значение следствия.)

2. Значительно реже употребляется в литературном языке соединительный союз да. Он встречается преимущественно в ху­дожественной речи, например: Голодный волк в лесной глуши пронзительно стонал, да ветер бился и ревел, играя на реке. (Н.) Он имеет добавочный разговорно-бытовой или фольклор­ный оттенок.

3. Союзы тоже и также по значению приближаются к союзу и, но они стоят не между частями предложения, а внутри вто­рой части, при них может быть добавочный союз и .

П р и м е р ы. 1) Слезы высохли у меня на глазах, сестри­ца тоже перестала плакать. (А.) 2) Странный старичок за­говорил очень протяжно, звук его голоса также изумил меня. (Т.)

4. Союз ни - ни (в современном литературном языке толь­ко повторяющийся) совмещает в себе два значения: соеди­нительного союза и и усилительной частицы ни, которая употребляется в отрицательных предложениях, поэтому и союз ни - ни используется для связи отрицательных предло­жений.

Пример. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет. (Кр.) (Ср.: И солнца мне не виден свет, и для корней моих простору нет.)

Сложносочинённые предложения с разделительными со­юзами.

1. Союз или указывает на наличие или возможность че­го-нибудь одного из двух или из ряда явлений, а также на чередование явлений, о которых говорится в предложе­ниях.примеры. 1) Лишь изредка олень пугливый через пусты­ню пробежит, или коней табун игривый молчанье дола возму­тит. (Л.) 2) Иль чума меня подцепит, иль мороз окостенит, иль мне в лоб шлагбаум влепит непроворный инвалид. (П.)

2. Союз то - то (только повторяющийся) указывает на че­редование явлений.

П р и м е р. То скрипнет дверь, то тихо отворится калитка, то сгорбленная фигура плетётся от дома к дому по огородам.

(Кор.)

3. Союз не то - не то (только повторяющийся) указыва­ет на трудность выделить из двух или из ряда явлений одно вследствие неопределённости впечатления от каждого

Пример. Не то кому подали лошадей, не то кто новый при­ехал. (Данилевский.)

Союзы или, то - то стилистически нейтральны, предложения

с ними могут употребляться в любом стиле речи. Союзы же иль, не то - не то имеют оттенок разговорности, конструк­ции с ними более характерны для обиходно-бытового стиля

Сложносочинённые предложения с противительными со­юзами.

1. Союз а указывает, что второе явление противопола­гается первому или чем-то отличается от него.

П р и м е р ы. 1) Они проснулись-а мы спать собираемся. (Т.) 2) Мне встретились на болоте мужчина и женщина. Он шёл с косой, а она - с граблями. (Пр.)

2. Союзы но, да, зато, однако указывают, что второе явление противополагается первому. Союз да, как и соединительный союз да, имеет добавочный разговорно-бытовой или фольклорный от­тенок.

П р и м е р ы. 1) Солнце село, но в лесу ещё светло. (Т.)

2) Я лежал как бы в забытьи, но сон не смыкал глаз моих. (Дост.) 3) Горячее лицо искало ветра, да ветра-то и не было. (Т.) 4) Видна на боках твоих впалых кнута не одна полоса, зато на дворах постоялых покушал ты вволю овса. (Н.)

3. Союз же совмещает в себе два значения: противительно­го союза и усилительной частицы; поэтому он стоит не между частями предложений, а после первого слова во второй части предложений (особо выделяя это слово); он употребляется, как правило, для связи предложений, а не отдельных слов.

П р и м е р. Веселее и громче всех смеялся сам студент, он же скорее всех и перестал. (М. Г.)

4. Союзы а то, не то соответствуют по значению словам ина­че, в противном случае; предложения с ними обычно употреб­ляются в разговорно-бытовой речи.

П р и м е р ы. 1) Ты, Тиша, скорей приходи, а то маменька опять браниться станет. (Остр.). 2) Правду говори, не то тебе достанется.

Присоединительное значение сочинительных союзов.

Некоторые сочи­нительные союзы (и, да, или, а, но, однако) употребляются в присоедини­тельном значении. В этом случае они присоединяют добавочные мысли, явля­ющиеся: а) следствием, выводом; б) попутным замечанием; в) чем-то неожи­данным, вдруг пришедшим в голову. Некоторые союзы, например да и, имеют только присоединительное значение. Перед союзами с присоединительным зна­чением голос понижается и делается пауза.

П р и м е р ы. 1) Взобрались ещё на одну гору, последнюю, и сразу перед ними засветился кучей огней большой, весёлый город. (Союз и присоединяет следствие.) 2) Так продолжается, пока дружно не захохочут все, и наконец он сам. (Гонч.) (Союз и в сочетании со словом наконец присоединяет заключе­ние во временной последовательности.) 3) К хозяину приходил курносый гим­назист Вячеслав Семашко, да иногда заходила барышня Птицына. (М. Г.) (Со­юз да присоединяет мысль в последовательном высказывании, но возникшую как бы после первой.) 4) Бедной Наденьке больше уже негде слышать тех слов, да и некому произносить их. (Ч.) (Специальный присоединительный со­юз да и прикрепляет добавочное замечание рассказчика, жалеющего На­деньку и сочувствующего ей.) 5) Встала перед глазами изба голодная, а в избе голодной мать хворая лежит. (Неверов.) (Союз а , по логи­ческому значению приближающийся к союзу и , присоединяет добавочную мысль, вызванную в создании вставшей перед глазами картиной избы.) 6) В доме на Полевой улице дед жил не более года, но и за это время дом приобрёл шумную славу. (М. Г,) (Союз но в сочетании с союзом и при­соединяет противоположное тому, что следует из содержания первого пред­ложения.)

Очень часто союзы с присоединительным значением присоединяют не часть сложного предложения, а новое предложение, например: 1) На всех углах стоят фонари и горят полным накалом. И окна освещены. (К. С.) (Союз и присоединяет новое предложение; присоединительная связь позво­ляет выделить что-то очень удивившее и очень важное в данный момент для рассказчика, давно не видавшего освещённых окон. Ср.: На всех углах сто­ят фонари, горят полным накалом, окна освещены.) 2) Пора, дитя моё, вста­вай!.. Да ты, красавица, готова? (П.) (Союз да начинает новое вопроси­тельное предложение, вызванное чем-то неожиданным; здесь да приближается по значению к вопросительным частицам разве, неужели.)

Пояснительные предложения.

Особую группу, близкую к предложениям, присоединяемым сочинительными союзами, со­ставляют п о я с н и т е л ь н ы е п р е д л о ж е н и я с союзами то есть, а именно. В этих предложениях говорящий разъясняет, конкретизирует мысль, высказанную в первой части, например:

1) Наш сад погибает, в нём хозяйничают уже чужие, то есть происходит то самое, чего так боялся бедный отец. (Ч.) 2) Гро­за оказывает благодетельное влияние на природу, а именно : она очищает и охлаждает воздух.

Знаки препинания в сложном предложении с сочинитель­ными союзами.

Между частями предложения, связанными со­чинительными союзами, ставится з а п я т а я.

П р и м е р ы. 1) Море глухо роптало, и волны бились о бе­рег бешено и гневно. (М. Г.) 2) Нежданов спал, а Марианна сидела под окном и глядела в сад. (Т.) 3) Трудишься много ты, да пользы в этом нет. (Кр.) 4) Солнце зашло за горы, но было ещё светло. (Л.) 5) Раздался сильный взрыв, однако ре­бята не растерялись. Если слово однако находится в середине предложения, то оно как вводное слово выделяется запятыми, например: Раздался сильный взрыв, ребята, однако, не расте­рялись.

Если соединяемые части являются значительно распростра­нёнными, уже имеют внутри себя запятые, то между ними ста­вится т о ч к а с з а п я т о й; точка с запятой ставится и перед таким предложением, которое хотя и не является сильно рас­пространённым, но имеет добавочный характер, менее связано с предыдущим по смыслу. В этих случаях между предложения­ми голос понижается и бывает пауза.

П р и м е р ы. 1) Почти каждый вечер они уезжали куда-ни­будь за город, в Ореанду или на водопад; и прогулка удава­лась, впечатления неизменно всякий раз были прекрасны, вели­чавы. (Ч.) 2) У меня была только синяя краска; но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту. (Л. Т.) 3) Ирина опять гля­дела ему прямо в лицо; но на этот раз она улыбалась. (Т.)

П р и м е р ы. 1) Стрела выходит из колчана, взвилась-и падает казак. (П.) 2) Я перешёл во вторую избу - и во вто­рой избе ни души. (Т.) 3) Я спешу туда ж - а там уже весь

город. (П.)

П р и м е ч а н и е. Запятая не ставится перед соединительными и разде­лительными союзами, если соединяемые ими предложения имеют общий вто­ростепенный член или общее придаточное предложение, чем обусловливается тесное смысловое единство этих предложений, например:

1) По улицам двигались тяжёлые грузовики и мчались легковые авто­мобили. 2) Звезды уже начали бледнеть и небо серело, когда коляска подъ­ехала к крыльцу домика в Васильевском .(Т.)

Упражнение 115. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите со­юзы, соединяющие части сложного предложения, и отношения между этими частями; объясните расстановку знаков препинания.

1. Воздух дыш...т весенним ар...матом, и вся природа ожив­ляе...ся. (Л.) 2} Год проход...т, и Феодор воротился на свою сторонку. (П.) 3) И батареи замолчали, и барабаны застучали. (Л.) 4) Вот затр...щали барабаны - и отступили басурманы. (Л.) 5) Только кое-где м...рцали, растягив...лись и тотчас же и...чезали на бегущих струях дрожащие отражения звёзд, да порой игривая волна вскакивала на берег и бежала к нам. (Кор.) 6) Соловей допел свои последние песни, да и другие пев­чие птицы все перестали петь. (А.) 7) Секунду он молчал, мать смотрела на него тоже молча. (М. Г.) 8) Было темно, но я все-таки вид...л и деревья, и воду, и людей. (Ч.) 9) Бричка ехала прямо, а мельница почему-то стала уходить влев... . (Ч.) 10) Он шутил, а я злобствовал. (П.) 11) Пугачёв дал знак, и меня тотчас отпустили и оставили. (П.) 12) Отец пож...лал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги. (П.) 13) Прия­тели его советовали ему жалова...ся; но смотритель подумал, махнул рукой и решился отступи...ся. (П.) 14) Зала...т пёс домовый, иль ветерок заш...лестит в листах темнеющей дубро­вы, иль птица робко пролетит. (Яз.) 15) То истиной дыш...т всё в ней, то всё в ней притворно и ложно. Понять н...возможно её, зато н... любить н...возможно. (Л.) 16) Она была воспита...а по-старинному, то есть окружена мамушками, нянюшками, под­ружками и сенными девушками, шила золотом и н... знала гра­моты. (П.) 17) Всё быстрее встаёт туман с лугов и серебрится в солнечном луче, а за ним поднимаются с земли кусты. (М. Г.) 18) Все её (Лизавету Ивановну) знали, и н...кто н... заме­чал. (П.)

116 . Прочитайте и озаглавьте текст, укажите сложносочинённые предло­жения с союзами и значение этих предложений; спишите, расставляя недоста­ющие знаки препинания.

Погода вначале была хорошая тихая. Кричали дрозды и по соседству в болоте что-то живое жалобно гудело точно дуло в пустую бутылку. Протянул один вальдшнеп и выстрел по нём прозвучал в весеннем воздухе раскатисто и весело. Но когда стем­нело в лесу, некстати подул с востока холодный пронизыва­ющий ветер всё смолкло. По лужам протянулись ледяные иглы и стало в лесу неуютно глухо и нелюдимо. Запахло зимой.

(А. П. Ч е х о в.)

117. Укажите сложносочинённые предложения и их значение; спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. После этого объясните правопи­сание частиц не и ни.

I. 1) Я был резв ленив и вспыльчив но чувствителен и че­столюбив и ласкою от меня можно было добиться всего. К не­счастью всякий вмешивался в моё воспитание и никто не умел за меня взяться. (П.) 2) Зелёной сетью трав подёрнут спящий пруд и за прудом село дымится и встают вдали туманы над по­лями. В аллею тёмную вхожу я сквозь кусты глядит вечерний луч и жёлтые листы шумят под робкими шагами. (Л.) 3) Остап уже занялся своим делом и давно отошёл к куреням Андрий же сам не зная отчего чувствовал какую-то духоту на серд­це. (Г.) 4) Стол и кровать стояли на прежних местах но на окнах уже не было цветов и всё кругом показывало ветхость и небрежение. (П.) 5) Дни поздней осени бранят обыкновенно но мне она мила читатель дорогой. (П.) 6) Пустеет воздух птиц не слышно боле но далеко ещё до первых зимних бурь и льётся чистая и светлая лазурь на отдыхающее поле. (Тютч.) 7) По­рой опять гармонией упьюсь над вымыслом слезами оболь­юсь и может быть на мой закат печальный блеснёт любовь улыб­кою прощальной. (П.) 8) Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой и назовёт меня всяк сущий в ней язык. (П.)

II. 1) Шла весна. Сильнее пригревало солнце. На южных склонах бугров потаял снег и рыжая от прошлогодней травы земля в полдень уже покрывалась прозрачной сиреневой дым­кой испарений. На сугревах на курганах из-под вросших в суглинок самородных камней показались первые ярко-зелёные острые рост­ки травы медянки. Обнажилась зябь. С брошенных зимних дорог грачи перекочевали на гумна на затопленную талой водой озимь. В логах и балках снег лежал синий доверху напитан­ный влагой; оттуда всё ещё сурово веяло холодом но уже тон­ко и певуче звенели в ярах под снегом не видимые глазу веш­ние ручейки и совсем по-весеннему чуть приметно и нежно за­зеленели в перелесках стволы тополей. (Шол.) 2) Вскоре огром­ный обоз потянулся из хутора на гору. Вышедшие на про­гон бабы долго махали уезжавшим платками а потом в степи поднялась позёмка и за снежной кипящей мглой не стало вид­но ни медленно взбиравшихся на гору подвод ни шагавших ря­дом с ними казаков. (Шол.)

118. Прочитайте, укажите сложносочинённые предложения и их значение; затем укажите обособленные члены предложения. Спишите, расставляя пропу­щенные знаки препинания. После этого объясните правописание суффиксов при­лагательных и причастий.

1) Под облаками заливая воздух серебряными звуками дро­жали жаворонки а над зеленеющими пашнями солидно и чин­но взмахивая крыльями носились грачи. (Ч.) 2) Листва не ше­велилась на деревьях кричали цикады и однообразный глухой шум моря доносившийся снизу говорил о покое. (Ч.) 3) Даль была видна как днём но уже её нежная лиловая окраска затушёванная вечерней мглой пропала и вся степь пряталась во мгле. (Ч.) 4) Из-за гряды песчаных бугров слева от них по­явилась луна обливая море серебряным блеском. Большая кроткая она медленно плыла вверх по глубокому своду неба яркий блеск звёзд бледнел и таял в её ровном мечтательном свете. (М. Г.) 5) Вёсла дружно упали в волны и баркас рванулся вперёд в широкую равнину озарённой воды. (М. Г.) 6) По ночам над морем плавно носится мягкий шум его сонного дыхания этот необъятный звук вливает в душу человека спокойствие и ласко­во укрощая её злые порывы родит в ней могучие мечты. (М. Г.)

119. Прочитайте и озаглавьте текст; укажите, где сочинительные союзы со­единяют однородные члены, где - простые предложения и где - сяожносочинённые; затем укажите значение сложносочиненных предложений; спишите, рас­ставляя пропущенные запятые. Вставьте пропущенные буквы и объяснитеих правописание.

Чёрная туча совсем надвинулась и стали видны уже не з...рницы а молнии осв...щавшие весь двор и разрушающийся дом с отломанными крыльцами и гром послышался уже над голо­вой. Все птицы пр...тихли но зато заш...лестели листья и ветер добежал до крыльца на котором с...дел Нехлюдов шевеля его волосы. Долетела одна капля другая забарабанило по лопухам железу крыши и ярко вспыхнул весь воздух; всё затихло и не успел Нехлюдов сосч...тать три, как страшно треснуло что-то над самой головой и ра...катилось по небу.

(Л. Н. Т о л с т о й.)

120. Спишите, раскрывая скобки. Подчеркните сочинительные союзы.

1) У него [Сабурова] было больше всего людей, за (то) ему и приходилось идти прямо, через всю площадь. (К. С.) 2) К сумеркам мы (до) шли (до) водораздела. Люди сильно про­голодались, лошади, то (же) нуждались в отдыхе. (Арс.) 3) Впере­ди, на пыльном поле, то (же) двигались телеги, и те (же) виднелись жёлтые снопы, и так (же) звуки телег, голосов и пе­сен доносились издали. (Л. Т.) 4) Не (то) это были вспышки далё­ких взрывов, не (то) сверкали зарницы. 5) То хлопнуло где (то), то раздался вдруг вой, то словно кто (то) прошёл по ко­ридору. (С.-Щ.) 6) Через несколько минут всё уже уснуло на селе, один только месяц так (же) блистательно и чудно плыл в необъятных пустынях роскошного украинского неба. Так (же) торжественно дышало в вышине...(Г.)


Навигация

« »

В процессе общения человек оформляет свои мысли в простые или сложные синтаксические конструкции. Не последнее место среди них занимает сложносочиненное предложение.

Примеры и теоретические сведения, представленные ниже, помогут разобраться в построении и пунктуационном оформлении синтаксем данного типа.

Сложная синтаксическая конструкция, состоящая из двух и более равноправных по смыслу простых компонентов, объединенных посредством сочинительных союзов, носит название ССП, или сложносочинённое предложение.

Посмотрим на примеры: «Доктор рассказывал анекдоты, но разговор все же не клеился. Толпа текла перед ними рекой, но, наконец, она поредела, и последние поздравители удалились» (По Мопассану).

Первая из представленных конструкция состоит из двух частей, вторая – из трех. Их соединяют союзы и, но.

Вопрос от одной предикативной конструкции к другой задать невозможно.

Возьмите на заметку! Необходимо разграничивать сложносочиненные предложения и бессоюзные, выражающие последовательность действий или их сопоставление:
«Под окнами защебетали воробьи, мгла растворилась, всю округу озарило утреннее солнце. Давно настала ночь – он все не ложился».
Хотя их составляющие равноправны, между ними отсутствуют союзы, которые обязательно связывают части сложносочиненного предложения.

Союзы в составе ССП

Простые предложения, формирующие сложносочиненное, соединяют сочинительные союзы следующих групп:

  • и, и… и, тоже, да (в значении и), ни…ни, также, не только… но и, как… так и – соединительные;
  • но, да (в значении но), а, зато, однако, но зато, однако же — противительные;
  • или, либо, не то… не то, то… то, или… или – разделительные;
  • то есть, а именно — пояснительные.

Соответственно в три группы объединяются и сложносочиненные предложения, а именно:

  • с соединительными союзами;
  • пояснительными;
  • разделительными;
  • противительными.

Рассмотрим подробнее каждую из указанных групп.

Конструкции с соединительными союзами

Сложносочинённое предложение указанного вида можно почерпнуть из литературы и разговорной речи: «Коломейченко приглашает меня сесть на сено, и начинается долгий разговор про байбаков» (По В. Орлову). «Друзья заторопились домой, я тоже последовал за ними».

«Весело журчала вода в ручье, да пела где-то поблизости неизвестная мне птица». «Не только взрослые вышли на уборку урожая, но и дети не отстали от них». «И Иванов не смог прийти на встречу, и его партнер заболел». «урожай соберешь, так и зимовать будешь».

«Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет» (И. Крылов). «Мама приняла племянника радушно, он также старался оказывать ей всяческое внимание».

Наиболее часто встречаются сложносочиненные предложения, содержащие конструкции с союзом и. Смысловая связь частей, формирующих ССП данного вида, не одинакова. Они могут выражать:

  • Временные отношения. При этом явления, о которых в них говорится, происходят либо одновременно, либо последовательно: «Где-то вдали послышались глухие аккорды, и раздался хриплый мужской голос. Вот эта невидимая стена внезапно раздвинулась, и долго сдерживаемые звуки хлынули из-за нее с ужасающей силой» (А. Куприн).
  • Отношения причинно-следственные: «Дедушка всегда следил за здоровьем, и поэтому даже старость не лишила его бодрости и ясного ума. Невнятный говор и шум пробежал по всей толпе, и вслед за тем послышались явственно слова: «Украден». ().


Конструкции с разделительными союзами

Рассмотрим некоторые примеры синтаксических конструкций указанного вида: «Взметнется птица, или лось протрубит вдалеке. Или я не понимаю, или ты не хочешь меня понять»(). «Не то загремел гром, не то ударила пушка. То зайдут тучи, то неожиданно выглянет солнце».

Разделительные ССП с повторяющимися или, реже, одиночными союзами называют явления, которые, по мысли говорящего, не в состоянии происходить в один и тот же момент.

Либо одно из них исключает другое, либо они следуют по очереди.

Возьмите на заметку! Сложносочиненные предложения и осложненные однородными членами простые с союзом или, а также и, а, но часто путают. Чтобы избежать ошибки, следует посмотреть на количество грамматических основ.
Сравни:
«На секунду покажется в кустах камень, или выскочит из травы зверек, и снова замелькает степь».
«Между тем черт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку» (Н. Гоголь).


Противительное ССП

Рассмотримпримеры с союзом но, а, зато, да, которые чаще всего встречаются в современном языке: «Глаза Анжелики заплаканы, но он ничего не приметил» (По В. Шишкову). Он принялся работать, а ленивые, домашние мысли еще долго бродили в его голове» (А. Чехов).

«Пирог не пропекся, зато компот удался. Я хотел позвонить родителям, да телефон куда-то исчез». Как видим, явления, о которых говорится в данных ССП, противопоставлены друг другу.

ССП с противительным значением могут содержать частицы только и все, которые выполняют в них функцию союзов: «Разлука не помогла забыться, только боль обострилась. Затылок сильно ныл, ноги же почти отпустило».

Конструкции с пояснительными союзами

В этом виде ССП используется лишь, а именно и то есть. В разговорной речи подобные конструкции встречаются нечасто. Сфера их применения – книжные стили: «Время было удачное, то есть никто не мог войти». «Погода ужасная, а именно дождь льет не переставая».

Особенности постановки знаков препинания

ССП любой группы обычно содержит запятую, разделяющую его компоненты.

Однако если перед ними находится общий второстепенный член, или придаточное, то ставить ее не следует: «Во время вьюги волк не выходит из логова и рысь не охотится». «Когда солнце встало, все кругом заиграло красками и вода засеребрилась».

Исключением будут случаи, когда перед намипредложение с союзом повторяющимся: «По дороге медленно ползли груженые подводы, и проносились легкие верховые, и никуда не спеша шли крестьяне».

Возьмите на заметку! Если части ССП представляют собой назывные, вопросительные или безличные конструкции с подобными по значению сказуемыми, то запятой они не разделяются:
«Экскурсия по городу и обед в закусочной». «Сколько утекло песка и какое сейчас число?» «Не следует опаздывать и не надо пропускать уроки».

Необходимо упомянуть и те случаи, когда в ССП запятую заменяет двоеточие или тире.

Тире ставится, если:

  1. Второе предложение неожиданно противопоставляется первому.
  2. Во второй предикативной конструкции содержится моментальное присоединение к предыдущей.

Двоеточие ставится между составляющими ССП, если:

  1. Внутри них уже есть запятые.
  2. В их составе имеется много членов.
  3. Они не очень тесно связаны между собой по смыслу.

Чтобы проиллюстрировать сложносочиненное предложение особого типа, рассмотрим примеры из художественной литературы:

«Не успел выйти за дверь – и вот, хоть глаз выколи!» (Н. Гоголь)

«Я готов был уйти с каждым возом, уехать с каждым господином почтенной наружности, нанимавшим извозчика; но ни один, решительно никто не пригласил меня, словно забыли меня» ().

«Он останавливался, присаживался на корточки, но стоило ей нерешительными шажками подойти к нему, — и он, подпрыгнув, как чёртик, выскочивший из коробочки, перелетал на противоположный конец гостиной» (Г. Мопассан).

Полезное видео

Подведем итоги

Как видим, предложения с сочинительными союзами не только отличаются типовым разнообразием, но и не имеют стандартного пунктуационного оформления. Надеемся, что материал, представленный в статье, будет полезен при решении теоретических и практических задач, связанных с ССП.

Сложно сочиненные предложения – это предложения, части которых представляют собой единое смысловое и интонационное целое, соединяются сочинительными союзами. Разновидности ССП связаны с грамматическим значением сочинительных союзов.

Выделяют шесть групп ССП :

1) ССП с соединительными союзами (и, да»и», ни…ни…, тоже, также).

2) Предложения с противительными союзами (а, но, да»но», однако, же, зато).

3) Разделительные союзы (Или, либо, ни то… ни то…, то ли… то ли…).

4) Градационные союзы (не только… но и…, как.. так и…).

5) Присоединительные союзы (да и, и притом, но и).

6) ССП с пояснительными союзами (то есть, а именно).

Союзы «Тоже, также, же» выражают отношения сопоставления или противопоставления. В отличие от других союзов, данные союзы употребляются внутри предложения. «Наши отцы искали тропинки, мы же строим дороги». «Все вышли из комнаты, я тоже вышел».

14. Сложно-подчиненное предложение

Сложноподчиненные предложения – это предложения, части которых, образуя единое смысловое и интонационное целое, соединяются подчинительными союзами, союзными словами и указательными словами.

Все СПП делятся на две группы:

1. Предложения нерасчленённой структуры, когда придаточная часть присоединяется к одному слову главной части.

2. Придаточные расчленённой структуры, когда придаточная часть присоединяется ко всей главной части.

1) – две группы предложений: а) СПП с придаточной определительной частью, которая отвечает на вопрос «какой, какая, который, чей». «Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок». Б) СПП с придаточной изъяснительной, отвечает на вопросы косвенных падежей. «Ни шути над тем, что дорого другому». (над чем?).

2) Все обстоятельственные придаточные являются придаточными расчлененной структуры, так как поясняют всю главную часть в целом. К ним относятся: а) Придаточные времени (когда?). «Прежде чем войти, подумай о выходе». Б) Придаточное места «Где пашет сошка, так хлеба крошка» (где?). в) Придаточное причины. «Счастлив медведь, что не попался стрелку, и стрелок счастлив, что не попался медведю». (Почему?). г) Придаточное цели «Чтобы узнать человека, надо пуд соли съесть» (зачем?). Придаточное антицели «Он поехал на войну, чтобы быть убитым». Отрицательный результат. Д) Придаточное условия (при каком условии?) «Осел окажется ослом, даже если нагрузить его золотом». е) Придаточное уступки (несмотря на что?) «Сколько дождь не льет, камень всходов не дает».

15. Принципы классификации сложноподчиненных предложений.

По характеру соотношения придаточной части с главной выделяют СПП нерасчлененной и расчлененной структуры В СПП нерасчлененной структуры :

1) придаточное относится к одному опорному слову в главной части и распространяет его или же замещает какое-либо слово или сочетание слов;

2) придаточное присоединяется к главной части посредством союзных слов и союзов что, чтобы, как, будто;

3) корреляты – указательные местоимения и местоименные наречия – или обязательны, или факультативны; они не сливаются с простыми по структуре союзами, располагаясь только в составе главной части: Я знаю, что он придет; Что он придет, я знаю.

В СПП расчлененной структуры :

1) придаточная часть сочетается со всей главной частью, как бы примыкая к ней и не имеет в ее составе опорного слова;

2) союз служит для характеристики определенного типа отношений: Я вернулся в родной город, так что снова смогу увидеть дорогие с детства места (следственные отношения); Я вернулся в родной город, потому что меня ждали (причинные отношения) – поэтому придаточная часть присоединяется к главной преимущественно союзами пока, хотя, потому что, ибо, так что и др.; 3) корреляты или отсутствуют, или же подвижны и могут перемещаться в придаточную часть, при этом сливаются, как правило, с простыми союзами, образуя сложные по структуре союзные средства с тем чтобы, для того чтобы; благодаря тому что и др.: Днем тепло, если нет сильного ветра.

Среди СПП нерасчлененной структуры выделяются предложения с изъяснительными, с определительными придаточными частями.Среди СПП расчлененной структуры выделяются предложения с придаточными частями следствия, условными, уступительными, присоединительными, причины, цели, сравнительными, места, времени.16. Бессоюзные сложные предложения

Бессоюзные сложные предложения – это предложения, предикативные части которых, объединяясь в единое смысловое и интонационное целое, соединяются интонацией.

Выделяются :

1)бессоюзные сложные предложения со значением перечисления, в которых сообщается о явлениях, происходящих одновременно или последовательно. «Уж тает снег, бегут ручьи, говно горит на солнце».

2)БСП со значением сопоставления» «Ты богат, я очень беден».

3)БСП со значением пояснения: «Я тебе определенно скажу: у тебя есть талант».

4)БСП со значением причины: «Я доверяю любящим: они великодушны».

5)БСП со значением обусловленности. Первая часть таких предложений называет время действия второй части или условия осуществления действия. «Хочешь есть калачи, не сиди на печи».

В русском языке существуют многочленные сложные предложения с разнотипной связью (союзной или бессоюзной). «Бойся равнодушных: они не убивают и не придают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательства и убийства».