Типы предложения в немецком языке. Порядок слов в немецком придаточном предложении - Немецкий язык онлайн - Start Deutsch

Что такое немецкое придаточное предложение, вы можете понять, посмотрев на следующую схему с примером:




Как видите, придаточное предложение может стоять как до, так и после главного предложения.

В придаточном предложении сказуемое стоит на последнем месте . Если сказуемое составное, то спрягаемая часть стоит на самом последнем месте, а неизменяемая - перед ней. Отрицание «nicht» стоит перед сказуемым. Отделяемые приставки не отделяются. Подлежащее стоит сразу за союзом.

Порядок слов в придаточном немецком предложении вы можете увидеть на этой схеме:





Таким образом, очень важно запомнить, что сказуемое стоит в конце предаточного предложения. Сказуемым чаще всего является глагол. Неизменяемая и спрягаемая части появляется, когда, например, у нас есть модальный глагол. Ich kann kommen. kann - спрягаемая часть, kommen - неизменяемая часть.

Есть несколько типов придаточных предложений . Ниже мы приводим таблицу типов придаточных предложений, в которую включены вводные слова (союзы, местоимения),после которых идет вышеописанный порядок слов в придаточном предложении.

Основные типы придаточных предложений:

1) Причины:

Ich komme nicht, weil ich krank bin. Я не приду, потому что я болен/больна.

Ich mache das Fenster auf, da es mir zu heiß ist. Я открою окно, потому что мне слишком жарко.

2) Цели:

Ich lerne Deutsch, damit ich eine gute Arbeit finden kann. Я учу немецкий язык, чтобы я мог/ла найти хорошую работу.

Ich arbeite viel, damit meine Kinder alles haben. Я много работаю для того, чтобы мои дети имели все.

Если действующие лица в главном и придаточном предложениях совпадают, то можно использовать оборот с um... zu :

damit ich Deutsch lerne. Я приехал/а в Германию, чтобы учить немецкий язык.

Ich bin nach Deutschland gekommen, um Deutsch zu lernen. Я приехал/а в Германию, чтобы учить немецкий язык.

3) Условия:

Wenn es morgen nicht regnet, gehen wir in die Berge. Если завтра не будет дождя, мы пойдем в горы.

Falls Sie Kinder haben, bekommen Sie eine Ermäßigung. В случае, если у Вас есть дети, Вы получите скидку.

4) Времени:

Wenn du nach Hause kommst, ruf mich bitte an. Когда ты вернешься домой, позвони мне, пожалуйста.

Während ich arbeite, sind meine Kinder im Kindergarten. В то время, когда я работаю, мои дети находятся в детском саду.

Als ich acht war, habe ich das Schwimmen gelernt. Когда мне было восемь лет, я научился/научилась плавать.

Seitdem ich in Moskau wohne, habe ich immer einen guten Job. С тех пор, как я живу в Москве, у меня всегда есть хорошая работа.

Wir haben noch eine Stunde Zeit, bis die Gäste kommen. У нас есть еще час до того, как придут гости.

Sobald du fertig bist, fangen wir an. Как только ты будешь готов/а, мы начнем.

Bevor ich einkaufen gehe, schreibe ich mir immer eine Einkaufsliste. Прежде чем идти за покупками, я всегда пишу себе список покупок.

Nachdem ich die Prüfung bestanden habe, kann ich mich erholen. После того, как я сдал/а экзамен, я могу отдохнуть.

5) Места и направления:

Ich möchte wissen, wo wir sind. Я хотел/а бы знать, где мы находимся.

Ich weiß nicht, wohin dieser Weg führt. Я не знаю, куда ведет эта дорога.

6) Уступки:

Obwohl es regnet, gehe ich spazieren. Несмотря на то что идет дождь, я пойду на прогулку.

7) Сравнения:

Je mehr Geld ich verdiene, desto mehr Steuern muss ich bezahlen. Чем больше денег я зарабатываю, тем больше налогов я должен/должна платить.

Sie sprechen besser Deutsch, als wir erwartet haben. Вы говорите по-немецки лучше, чем мы ожидали.

8) Дополнительное придаточное предложение:

Man sagt, dass Benzin bald wieder teurer wird. Говорят, что бензин скоро опять подорожает.

Können Sie mir bitte sagen, wie dieses Gerät funktioniert? Вы можете мне сказать, как работает этот прибор?

Ich weiß noch nicht, ob ich morgen ins Schwimmbad gehe. Я еще не знаю, пойду ли я завтра в бассейн.

9) Определительное придаточное предложение:

Ich möchte einen Mann heiraten, der mich immer verstehen wird. Я хочу выйти замуж за мужчину, который меня всегда будет понимать.

Ich möchte eine Frau heiraten, die mich nie betrügen wird. Я хочу жениться на женщине, которая мне никогда не будет изменять.

Ich möchte ein Kind haben, das mich niemals enttäuschen wird. Я хочу иметь ребенка, который меня никогда не будет разочаровывать.

Ich möchte diesen Film sehen, von dem alle sprechen. Я бы хотел/а посмотреть это фильм, о котором все говорят.

А вот и те союзы, которые НЕ ВЛИЯЮТ на порядок слов вводимого ими предложения: und, aber, denn, oder, sondern

Порядок слов после этих союзов точно такой же, как и в главном предложении: спрягаемая часть сказуемого на втором месте.

Er antwortete sicher, denn er hatte sich auf die Prufung gut vorbereitet.
Он отвечал уверенно, так как хорошо подготовился к экзамену.

Ich habe keine Zeit, und ich gehe nicht zum Fußball.
У меня нет времени, и я не пойду на футбол.

Упражнение: Вставьте подходящие союзы

1) ...du willst, begleite ich dich nach Hause.

2) Ich muss viel arbeiten,... ich genug Geld habe.

3) ... ich krank bin, muss ich meine Arbeit erledigen.

4) Ich weiß nicht,... wir machen sollen.

5) ... du das nicht machst, rede ich nicht mehr mit dir.

6) Ich gehe nach Hause,... ich müde bin.

§ 165. Именное сказуемое отличается от глагольного тем, что включает в себя, помимо глагольной, именную часть – чаще всего имя существительное или имя прилагательное (в краткой форме). В качестве глагольной части именного сказуемого регулярно выступают глаголы-связки ( 118) sein (быть, являться), werden (становиться), haben (иметь) в своем словарном значении.

Время именного сказуемого определяется по времени глагола-связки:

Zur Bestimmung der Rentabilität ist der Gewinn zur wichtigsten Größe geworden (Perfekt от werden + имя существительное, точнее: группа существительного) . Die menschlichen Bedürfnisse waren unendlich groß (Präteritum от sein + имя прилагательное в краткой форме) . Aber die Mittel zu ihrer Befriedigung (das heisst die Güter) wurden immer knapper (Präteritum от werden + имя прилагательное в краткой форме в сравнительной степени) .

Примечания:

1) В отличие от русского языка, в котором именное сказуемое бывает простым и составным (ср.: Он менеджер – Он был менеджером), немецкое именное сказуемое всегда составное, т.к. глагол-связка sein употребляется и в форме Präsens: Er ist / war Manager.

2) При переводе глагола sein в именном сказуемом следует учитывать, что в русском языке, в отличие от немецкого, глагол-связка быть в настоящем времени опускается: Er ist/war unser wichtigste ausländische Partner .

3) Если именная часть сказуемого выражена прилагательным в превосходной степени ( 34), то такое прилагательное склоняется и снабжается соответствующим артиклем: Diese Frage ist die wichtigste ; Dieses Problem ist das wichtigste ; Dieser Nachweis ist der wichtigste .

§ 166. В качестве именной части именного сказуемого может выступать и причастие.

1. Форма Partizip II переходного глагола образует в сочетании с глаголом sein (в Präsens/Präteritum) так называемый

«результативный пассив» ( 132).

Отнесение формы sein + Partizip II vt к именному сказуемому основывается на том, что глагол sein ведет себя здесь как глаголсвязка и переводится в самостоятельном значении быть, являться. Время именного сказуемого этого типа определяется, как и в любом другом именном сказуемом, по времени глагола sein.

Если sein имеет форму Präsens, то сказуемое фиксирует в

настоящем результат совершенного ранее действия: Der Vertrag ist notariell beurkundet .

Если глагол sein стоит в форме Präteritum, то сказуемое обозначает в прошлом результат действия, совершенного в еще более ранний период, т.е. фиксирует в прошлом новое состояние: Der Vertrag war notariell beurkundet .

Примечание: Свои причины имеет каждое из толкований в грамматиках формы sein + Partizip II переходного глагола:

Как именного сказуемого – вследствие схожести причастия и прилагательного, ср.: Die Rentabilität war erhöht

. – Die Rentabilität war hoch

Как результативного пассива / пассива состояния – вследствие схожести пассивных значений, передаваемых сочетаниями sein + Partizip II и werden + Partizip II, ср.: Die Rentabilität ist (durch Einsatz von neuen Verfahren) erhöht

. – Die Rentabilität wird (durch Einsatz von neuen Verfahren) erhöht .

2. Краткая форма Partizip I, образующая сочетание с глаголами sein или werden, ведет себя аналогично краткому прилагательному в составе именного сказуемого:

Wer eine neue Konsumware will, muss die alte „abschaffen“. Denn nur

dann ist/wird die Anschaffung lohnend

новый потребительский товар, должен избавиться от старого.

Поскольку только тогда приобретение оправдывает себя (букв.:

является/становится оправдывающим себя)>.

Сближение в употреблении в качестве именной части кратких форм причастия I и прилагательного видно из сравнения аналогичных контекстов:

Die Anschaffung war lohnend

оправдано/оправданным>. – Die Anschaffung war günstig

«Друзья, если вы хотите выучить и ЗНАТЬ немецкий язык, то вы не ошиблись, зайдя на этот сайт. Начала изучать немецкий язык в июне 2013 года, а 25 сентября 2013 сдала экзамен Start Deutsch A1 на 90 бал... лов. Благодаря Даниилу и упорной работе, я добилась хороших результатов. Теперь я могу не только строить простые предложения. читать тексты, но и общаться на немецком языке. Я сделала правильный выбор, когда выбирала себе учителя немецкого языка. Большое спасибо тебе, Даниил)))) »

Курносова Ольга,
Санкт-Петербург

«»

Татьяна Браун,
Санкт-Петербург

«Всем Здравствуйте! Выражаю особую благодарность "DeutschKult" в лице Даниила. Спасибо Вам, Даниил. Ваш особенный подход в изучении немецкого языка дает людям уверенные знания грамматики и навыки общен... ия. Менее, чем после 1 месяца обучения, я успешно сдала экзамен (уровень А1). В дальнейшем планирую продолжать изучать немецкий язык. Грамотный алгоритм обучения и профессионализм Даниила дают уверенность в своих силах и открывают большой личный потенциал. Друзья, я всем рекомендую правильный старт - изучайте немецкий с Даниилом! Всем желаю Успехов! »

Камальдинова Екатерина,
Санкт-Петербург

«»

Ирина,
Москва

«До встречи с Даниилом я учила немецкий в течение двух лет, знала грамматику, достаточно большое количество слов - но совершенно не говорила! Я думала, что никогда не смогу преодолеть "ступор" и начать... говорить по-немецки бегло, без мучительного обдумывания каждой фразы. Чудо свершилось! Даниил был первым, кто помог мне не просто говорить, но думать по-немецки. За счет большого количества разговорной практики, обсуждения самых разных тем без подготовки, происходит бережное погружение в языковую среду. Спасибо, Даниил! »

Татьяна Хмылова,
Санкт-Петербург

Оставить отзыв

Все отзывы (54) 

Сообщество

Вся грамматика немецкого человеческим языком!

Самые важные темы немецкой грамматики (темы лучше изучать в той последовательности, в которой они опубликованы):

1. Построение предложения:

В немецком языке есть 3 схемы построения простых предложений. Так или иначе любое предложение немецкого языка вписывается в одну из этих схем. Для начала давайте вспомним пару терминов: Подлежащее - существительное в именительном падеже (отвечающее на вопрос кто? что?). Сказуемое - это глагол. Обстоятельство - отвечает на вопрос как, где, когда, зачем,... . Иными словами обстоятельство уточняет предложение. Примеры обстоятельств: сегодня, после работы, в Берлине, ...

А вот и сами схемы предложений:

  1. Подлежащее -> сказуемое -> обстоятельства и все остальное -> второй глагол, если есть в предложении.
  2. Обстоятельство -> сказуемое -> подлежащее -> все остальное -> второй глагол, если есть
  3. (Вопросительное слово) -> сказуемое -> подлежащее -> все остальное -> второй глагол, если есть

2. Времена:

В немецком языке существует 6 времен (1 настоящее, 3 прошедших и 2 будущих):

Настоящее время (Präsens):

Это самое простое время в немецком языке. Для построения настоящего времени нужно всего лишь поставить глагол в правильное спряжение:

Пример: machen - делать

Примеры:
Hans geht zur Arbeit. - Ханс идет на работу.
Der Computer arbeitet nicht. - Компьютер не работает.

Прошедшие времена:

В немецком языке 3 прошедших времени. Однако по факту вам 2 времен будет вполне достаточно. Первое называется "Präteritum", а второе "Perfekt". В большинстве случаев оба времени переводятся одинаково на русский. В официальной переписки и в книгах используется "Präteritum". В устной речи используется обычно "Perfekt", хотя иногда и проскальзывает "Präteritum".

Präteritum:

Здесь мы впервые сталкиваемся с понятием правильные (сильные) и неправильные (слабые) глаголы. Формы правильных глаголов меняются по четкой схеме. Формы неправильных глаголов нужно заучивать. Их вы найдете в.

Правильный глагол: machen (Infinitiv) -> machte (Präteritum)
Спряжения глагола machen в Präteritum:

Примеры:
"Du machtest die Hausaufgabe!" - "Ты делал домашнее задание!"
"Du spieltest Fussball" - "Ты играл в футбол"

Неправильный глагол gehen (Infinitiv) -> ging (Präteritum)

Пример:
"Du gingst nach Hause!" - "Ты шел домой!"

Будущие времена:

В немецком языке для будущего времени есть "Futur l" и "Futur ll". "Futur ll" немцы вообще не используют, а "Futur l" они обычно заменяют настоящим временем (Präsens) с указанием будущего как уточнение.

Пример: "Morgen gehen wir ins Kino." - "Завтра мы идем в кинотеатр."

Если вы указываете обстоятельство будущего времени (завтра, скоро, через неделю, и.т.д.), то вы спокойно можете использовать настоящее время для того, чтобы выразить планы будущего.

Если же все таки рассматривать время "Futur l", то строится он следующим образом:

Подлежащее -> вспомогательный глагол "werden" -> все остальное -> смысловой глагол в форме "Infinitiv".

Пример: "Wir werden ins Kino gehen." - "Мы пойдем в кинотеатр." (дословно: "мы будим идти в кинотеатр." )

Спряжения глагола "werden"

3. Падежи:

Падежи]

4. Сложноподчиненные и сложносочиненные предложения:

Для того, чтобы четко и лаконично изложить свои мысли в устной или письменной форме, мало владеть такими грамматическими нормами, как спряжение глаголов, склонение по падежам существительных и прилагательных и т.д. Немецкое предложение имеет четко организованную структуру, которая на начальном этапе изучения может быть непонятна людям, не говорящим на немецком языке.

Перед тем, как приступить к грамматически верному построению любого предложения, необходимо определить, что говорящий хочет сказать, то есть какое предложение будет по цели высказывания:

Повествовательным – передает собеседнику имеющуюся информацию;

Вопросительным – в предложении задается вопрос с целью получения какой-либо информации;

Побудительным – содержит призыв собеседника к совершению действия.

Чтобы наглядно понять структуру немецкого предложения, сами жители Германии сравнивают ее с оркестром, в котором дирижером является глагол-сказуемое. Он и «задает тон» каждому инструменту в оркестре – члену предложения.

В повествовательном простом предложении глагол-сказуемое неизменно стоит на 2-ой позиции . А вот что стоит до него, вовсе не важно. Это не обязательно должно быть подлежащее, выраженное существительным или местоимением. На 1-е место могут быть поставлены и второстепенные члены.

Например:

Если в предложении использовано составное сказуемое, то на 2-е место обязательно ставится его изменяемая часть, а неизменная часть отправляется в конец .

Есть такие вариантики составного сказуемого :

1. Так сказать Модальное сказуемое (это значит >> модальный глагол + смысловой).

К примеру,

  • Wir können heute arbeiten . — Мы можем сегодня работать.

! können , мочь- модальный глаг./ arbeiten , работать — смысловой глаг. !

2. Временная форма (вспомогательный глагол + смысловой).

К примеру,

  • Ich habe zwei Jahre Deutsch gelernt . — Я 2 года учил немецкий.

! haben — вспомогательн.глаг. / lernen — смысловой глаг. !

3. Инфинитивная конструкция (глагол + глагол/инфинитив с частицей zu или по-другому составной инфинитив).

К примеру,

  • Frau Horst beginnt zu sprechen. Госпожа Хорст начинает говорить.

! beginnen — глагол / zu sprechen — инфинитив с частицей zu !

  • Ich verspreche zu kommen . Я обещаю прийти.

! verspreche — глагол / zu kommen — инфинитив с частицей zu !

4. Глагольные словосочетания (устоявшиеся связки слов, где есть глагол и относящаяся к нему часть).

К примеру,

Ich weiß Bescheid . — Я в курсе дела/осведомлен.

! Bescheid wissen — глагольное словочетание!

Frauen legen mehr Wert auf Vertrauen und Loyalität als Männer. — Женщины придают значение доверию и верности больше, чем мужчины. / Женщины ценят доверие и верность больше, чем мужчины.

! Wert legen — глагольное словочетание!

5. Глагол с отделяемой приставкой.

К примеру,

Dominik macht die Augen zu . — Доминик закрывает глаза.

! zu machen — закрывать — глаг. с отдел.приставкой!

Отдельно стоит сказать о тех частях речи, которые располагаются между составными частями сложного сказуемого.

Эта часть предложения на немецком языке звучит, как Mittelfeld . Слова в данном отрезке не могут быть расстановлены, как угодно, они также подчиняются определенным правилам:

Местоимения всегда ставятся впереди существительных, независимо от того, в каком падеже они стоят.

Например :

  • Linda hat ihm mein Auto geliehen! — Линда одолжила ему мою машину!
  • Helga hat mir diese Uhr geschenkt. — Хельга подарила мне эти часы.

Несколько существительных, следующих одно за одним, расставляются согласно падежам — Nominativ, Dativ, Akkusativ, Genetiv.

Например:

  • Heute hat meine Mutter (Nom.) mir (Dat.) etwas besonderes (A) gekauft. — Сегодня моя мама купила мне кое-что особенное.

Несколько местоимений подряд также расставляются согласно падежам: Nominativ, Akkusativ, Dativ.

Например :

  • Heute hat sie(N) es(A) mir (D) gekauft. — Сегодня она купила это мне.

Такая часть предложения, как обстоятельство, в немецком тексте располагается по правилу ТЕКАМОLO . Что это значит? TE (или temporal) означает время, КА (или kausal) — это причина, MO (или modal) обозначает образ действий, LO (или lokal) — местоо. Иными словами сначала будут названы обстоятельства, отвечающие на вопросы «как долгоо/когда/как частоо?», далее – по какой причине?/почемуу, следующее место – как?/каким образом?, ну и заключительная позиция — где?/куда?/откудаа?.

Например :

  • Wir fahren morgen (temporal ) mit dem Zug (modal ) nach Frankreich (lokal ). — Завтра мы поедем на поезде во Францию.
  • Sven wurde gestern (TE ) wegen einer Infektion (KA ) schnell (MO ) ins Krankenhaus (LO ) gebracht. — Вчера Свена быстро доставили в больницу вследствие инфекции.

Существительные, используемые с определенным артиклями, ставятся в повествовательном простом предложении впереди существительных с артиклями ein, eine.

Например :

  • Ich habe dem Sohn meiner Tante ein Hemd gekauft. — Я купила сыну моей тети рубашку.
  • Kimmi hat den Eltern ein neues Café empfohlen. — Кимми порекомендовала родителям новое кафе.

Непрямое дополнение, состоящее из дополнения и предлога, ставится перед прямым дополнением, требующим Dativ и Akkusativ.

Например :

  • Die Mutter hat ihrer Tochter (D) ein neues Kleid (A) aus Baumwolle (Präposition/предлог + D) genäht. — Мама сшила своей дочке платье из хлопка.

Обстоятельства, если такие имеются, как правило, ставятся между дополнениями.

Например :

Du musst dir unbedingt diese Serie anschauen! — Ты должен обязательно посмотреть этот сериал!

Ich danke Ihnen herzlich für Ihre Glückwünsche, juhuuu! — Я сердечно благодарю Вас за Ваши поздравления, юхууу!

Изучая вопрос о структуре немецкого предложения, нельзя не коснуться построения сложного предложения.

Сложное предложение и его структура

Предложение, состоящее их двух или более основ (подлежащее + сказуемое), называется сложным . В немецком языке, как и в русском, такие предложения делятся на два вида:

Сложносочиненные, в составе которых простые предложения соединяются союзами aber и und. Расположение слов в них традиционное;

Например :

Ich fliege nach Spanien und meine Kinder bleiben zu Hause (natürlich mit Oma haha). — Я лечу в испанию, а мои дети остаются дома (конечно же с бабушкой, хаха).

Ich habe Magdalena eingeladen, aber sie ist nicht gekommen. — Я пригласила Магдалену, но она не пришла.

Сложноподчиненные – состоящие из 2-х частей: главной – Hauptsatz , и подчиненной – Nebensatz . В главной части расположение слов должно быть прямым. Что касается подчиненной части, она имеет обратный порядок слов – глагол выносится в конец.

Например :

Markuss ist nicht zu meiner Geburtstagsparty gekommen, obwohl ich ihn eingeladen habe (глаг.в конце). — Маркусс не пришел на мое день рождение, хоть я его и пригласила.

2. Вопросительное предложение

Предложения-вопросы в немецкой речи делятся на две категории:

Общие — подразумевают конкретный ответ «да/нет»;

Специальные , в структуре которых должно присутствовать слово-вопрос.

В общем вопросе на 1-ой позиции должна стоять изменяемая часть глагола-сказуемого, на 2-м месте – подлежащее, далее оставшиеся члены предложения. Если сказуемое сложное, в конец вопроса ставится его неизменяемая часть.

Например:

Kommt Helena morgen? — Прийдет завтра Хелена?

Magst du Heine nicht? — Тебе не нравится Хайне?

Hat Erik dir mein Buch gegeben ? — Эрик дал тебе мою книгу?

Специальные вопросительные предложения начинаются со слова-вопроса. Вторую позицию в структуре занимает сказуемое, обозначенное глаголом, далее – подлежащее (существительное или местоимение) и все оставшиеся второстепенные члены.

Например:

Wann hat Erik dir mein Buch gegeben ? — Когда Эрик тебе дал мою книгу?

Wem gehört diese Kaffeetasse? — Чья/кому принадлежит эта кофейная чашка?

Warum kommst du so früh? — Почему ты приходишь так рано?

3. Побудительное предложение

Цель высказывания побудительного предложения – призыв к совершению какого-либо действия. Как правило, в немецком языке побудительные предложения формулируются в наклонении Imperativ. Особенностью структуры является тот факт, что на 1 позицию ставится сказуемое-глагол, а в конце вместо точки ставится знак восклицания. При произнесении восклицание выделяется голосом. Подлежащее в этом виде предложений может отсутствовать. Если оно есть, то ставится после сказуемого.

Например:

Komm ! — Подойди!

Schließ bitte die Tür! — Закрой, пожалуйста, дверь!

Zeig mir bitte das Foto! — Покажи мне, пожалуйста, фото!

На этом пока всё 😉

В немецком языке любое сказуемое обязательно включает глагол: ср. русское предложение «Я рад» и немецкое "Ich bin fro h ". Второй особенностью немецкого сказуемого является постоянное место сказуемого и его частей в различных видах предложений. Cказуемое с дополнениями и обстоятельствами образует группу сказуемого.

Имеются следующие виды сказуемого:

1) глагольное сказуемое;

2) сказуемое, выраженное устойчивым глагольным словосочетанием;

3) именное сказуемое.

Глагольное сказуемое.

Простое глагольное сказуемое состоит из одного глагола в любой форме времени, залога и наклонения: Ich lese. - Я читаю. Ich las. - Я читал. Ich werde lesen. - Я буду читать. Ich habe gelesen. - Я читал . Dieses Buch wird viel gelesen. - Эту книгу много читают .

Сложное глагольное сказуемое бывает двух видов:

а) Сложное глагольное сказуемое состоит из глагола с видовым значением (выражающим начало, конец, повторяемость действия) и инфинитива знаменательного глагола, употребляемого с zu : Er begann zu sprechen. - Он заговорил. Он начал говорить. Er pflegt frü h aufzustehen. - Он имеет обыкновение рано вста­вать. Es rte auf zu regnen. - Дождь прошел .

б) Сложноеглагольное сказуемое состоит из модального глагола ( nnen, rfen, ssen и т. д.) или глагола с модальным значением (scheinen, brauchen и т.д.) и инфинитива знаменательного глагола; с модальными глаголами инфинитив употребляется без частицы zu , с глаголами с модальным значением с частицей zu : Er muß arbeiten.- Он должен работать. Er braucht heute nicht zu kommen. - Ему сегодня не надо при­ходить .

в) Cложное глагольное сказуемое состоит из глаголов haben и sein и инфинитива знаменательного глагола, употребленного с zu- : Ich habe Ihnen viel zu sagen. - Я должен Вам многое сказать. Der Text ist zu ü bersetzen. - Текст можно (необходимо) перевести.

Употребление модальных глаголов для выражения зна­чения возможности, необходимости, желания). Глагол nnen означает возможность, имеющуюся в силу определен­ных условий: Es regnet nicht mehr, er kann nach Hause gehen. - Дождя больше нет, он может (ему можно) идти домой. Es regnet, er kann nicht nach Hause gehen. - Идет дождь , он не может идти домой . Es regnet nicht mehr, man kann nach Hause gehen. - Дождя боль ­ше нет , можно идти домой . Es regnet, man kann nicht nach Hause gehen. - Идет дождь , нельзя идти домой . nnen имеет также значение «уметь»: Ich kann Schach spielen. - Я умею играть в шахматы .

Глаголrfen означает возможность, существующую в силу чьего- либо разрешения. Например, в предложениях, содержащих раз­решение, запрет, приказ: Sie rfen hier nicht bleiben! - Вы не должны здесь оставаться! Вам нельзя здесь оставаться. Вам не разрешается здесь оставаться. Man darf hier nicht rauchen! - Здесь нельзя курить. Здесь не разрешается курить !

rfen часто употребляется в вопросительных предложениях, в которых спрашивается о разрешении сделать что-либо: Darf ich nach Hause gehen? - Могу я идти домой? Можно я пойду домой? Можно мне пойти домой? Darf man hier rauchen? - Здесь можно курить? Здесь разрешается курить?

Глагол ssen имеет значение «долженствовать» (в силу объективной необходимости или убеждения): Es ist spä t, er muß nach Hause gehen. - Поздно, он должен идти домой. Поздно, ему надо (ему нужно, ему необходимо) идти домой. Es ist spät, man muß nach Hause gehen. - Поздно , нужно (не ­обходимо ) идти домой .

С отрицанием müssen почти не употребляется; вместо müssen употребляется глагол с модальным значением brauchen - нужно: Sie brauchen morgen nicht zu kommen. - Вам ненужно завтра приходить . Ср.: Sie ssen morgen kommen. - Вам надо завтра прийти .

Глагол sollen имеет значение «долженствовать» (в силу чьего-либо приказа, распоряжения и т.д.): Er soll bleiben.- Он должен остаться. Пусть он останется. Er soll nicht bleiben. - Он не должен оставаться. Sollen часто употребляется в вопросительных предложениях, в которых спрашивается о необходимости что-либо сделать: Sollen wir hier bleiben? - Мы должны остаться здесь? Нам остаться здесь? Нам нужно остаться здесь? Soll man bleiben? Нуж­но остаться? Остаться?

Обратите внимание на то, что русским односоставным предложениям с «мож­но», «нельзя», «нужно» и т.д.+ инфинитив в немецком языке всегда соответст­вуют двусоставные предложения (т.е. предложения с подлежащим и сказуемым): Мне можно идти? - Darf ich gehen? Мне нужно идти . - Ich muß gehen. Нельзя уходить ! - Man darf nicht gehen .

Также русским односоставным предложениям с инфинитивом в немецком языке соответствуют двусоставные предложения: Переводить? - Soll ich ü bersetzen? Sollen wir übersetzen? Soll man übersetzen? Мне читать ? - Soll ich lesen? Этого им не понять. - Das nnen sie nicht verstehen .

Глагол wollen означает желание или намерение: Er will das wissen.- Он хочет это знать. Am Abend wollen wir ins Theater gehen. - Вечером мы собира­емся (хотим, намереваемся) пойти в театр. Wollen Wollen wir nach Hause gehen! Пойдем(те) домой! Давай(те) пойдем домой! (Ср. употребление 1-го лица множественного числа императива. Gehen wir nach Hause! - Пойдем(те) домой! Давай(те) пойдем домой ).

Глагол wollen может иметь ослабленное модальное значение; в этом случае сочетание wollen с инфинитивом близко по значению футуруму: Ich will alles tun, was ich kann. - Я сделаю все, что могу .

Глагол gen имеет два основных значения:

а) mögen означает «пусть, должен; может»: Er mag morgen kommen. - Пусть он придет завтра. (Он должен прийти завтра.) (Ср.: также употребление gen в этом значении в придаточных предложениях, содержащих косвенную речь).

6) gen означает «хотеть, желать», в этом значении gen употребляется в претерите конъюнктива: Ich chte Sie etwas fragen. - Я хотел бы вас спросить кое-что. Мне хочется вас спросить кое о чём. Я хочу вас спросить кое о чём .

Глагол lassen - ließ - gelassen в качестве модального глагола упот­ребляется двояко:

а) lassen vt имеет значение «велеть, просить, заставлять»: Der Dekan läß t Sie morgen kommen.- Декан велит вам (про­сит вас) прийти завтра. Der Lektor läß t uns viel lesen. - Преподаватель заставляет нас много читать.

Обратите внимание на соответствие lassen русскому «пусть»: Lassen Sie ihn sprechen. - Пусть он скажет. В этом случае в рус­ском языке употребляется также следующий вариант: Lassen Sie ihn sprechen. - Дайте ему сказать. Lassen Sie mich sprechen. - Дайте мне сказать.

Помимо этого глаголlassen входит в состав следующих выражений: sich (Dat.) etw. hen lassen - сшить себе что-л. (или : отдать себе что . сшить ): Ich lasse mir ein neues Kleid nähen.- Я шью себе новое платье . Я отдала сшить себе новое платье . etw. reparieren fassen - отдать в починку : Er ließ seine Uhr reparieren. - Он отдал свои часы в починку , sich (Akk.) rasieren lassen - побриться парикмахерской ): Er läßt sich immer hier rasieren. - Он бреется всегда здесь .

Lassen употребляется также в побудительных предложениях: Laß(t) uns nach Hause gehen! - Давай(те) пойдем домой , (ср.: упот­ребление в этом же значении модального глагола wollen ).

б) lassen sich - имеет значение возможности (т.е. является синонимом nnen ): Das läß t sich machen.- Это можно сделать. Das läßt sich nicht machen. - Этого нельзя сделать . Dieser Text läßt sich leicht übersetzen. - Этот текст легко пере ­вести .

Сочетание глагола lassen с другим глаголом при переводе на русский язык часто неразложимо, т.е. его значение выводится не из суммы зна­чений этих двух смысловых глаголов (напр.: Er laß t uns viel lesen.- Он застав­ляет нас много читать ), а имеет другой русский эквивалент, в котором значение lassen непосредственно не отражено, например.: mit sich reden lassen - быть сговорчивым, sich (Dat.) etwas gefallen lassen - терпеть, сносить что-л . В сло­варе о переводе подобных сочетаний на русский язык следует справляться в словарной статье на lassen . Lassen может также образовать с другими глаголами сложный глагол: fallenlassen - ронять .

Модальные глаголы чаще употребляются в простых временных формах, чем в сложных; так чаще употребляется претерит, чем перфект. Модальные глаголы nnen, gen, rfen (последний в форме претерита конъюнктива rfte ), ssen, sollen и wollen в сочетании с инфинитивом II, реже с инфинитивом I, могут употребляться для выражения различных видов предположения; в этом своем значении модальные глаголы переводятся на русский язык следующим образом:

а) nnen, gen в сочетании с инфинитивом II, реже с инфинитивом I, передаются на русский язык словами «возможно, может быть, пожалуй, кажется» и личной формой глагола: Er kann (mag) nach Hause gegangen sein. - Возможно (может быть, пожалуй, кажется) он ушел домой. Er kann (mag) krank sein. - Возможно (может быть, пожалуй, кажется) он болен .

Однако при переводе вопросительного предложения «возможно, может быть» и т. д. обычно опускаются: Wann kann (mag) er nach Hause gegangen sein? - Когда он ушел домой? (Когда он мог уйти домой?) .

б) rfen в претерите конъюнктива (т. е. в форме rfte ) в со­четании с инфинитивом II, реже с инфинитивом I, передается на русский язык словами «видимо, по-видимому, пожалуй, кажется» и личной формой глагола: Er rfte schon nach Hause gegangen sein. - Он, видимо (по-видимому, пожалуй, кажется), уже ушел домой. Er rfte krank sein. - Он, видимо (по-видимому, пожалуй, кажется), болен .

(При наличии отрицания возможен также вариант перевода сло­вами «вряд ли»: Das rfte nicht richtig sein. - Вряд ли это пра­вильно .)

Однако при переводе вопросительного предложения «видимо, по-видимому» и т.д. обычно опускаются: rfte es richtig sein? -Это верно? rfte er sich geirrt haben? - Он не ошибся?

в) ssen в сочетании с инфинитивом II, реже с инфинитивом I, передается на русский язык словами «должно быть, наверное, весьма вероятно, очевидно» и личной формой глагола: Er muß nach Hause gegangen sein. - Он, должно быть (наверное, весьма вероятно, очевидно), ушел домой. Er muß krank sein. - Он, должно быть (наверное, весьма веро­ятно, очевидно), болен .

г) sollen в сочетании с инфинитивом II, реже с инфинитивом I, передается на русский язык словами «говорят, сообщают» и т.д. и последующим придаточным предложением: Er soll nach Hause gegangen sein. - Говорят, что он ушел домой. Er soll krank sein. - Говорят, что он болен. Die Delegation soll Moskau schon verlassen haben. - Сообщают , что делегация уже выехала из Москвы .

Указанное сочетание может также передаваться на русский язык словами «по сведениям, по сообщениям» и т.д. и личной формой глагола. Die Delegation soll Moskau schon verlassen haben.- По имеющимся сведениям делегация уже выехала из Москвы. Sollen в указанном выше значении может употребляться в пред­ложении, в котором из контекста уже ясно, что передаются чужие слова: Es wird gemeldet, die Delegation soll nach Kiew gefahren sein. - Сообщают, что делегация уехала в Киев .

д) wollen в сочетании с инфинитивом II, реже с инфинитивом I, передается на русский язык словами «он утверждает», «он говорит» и последующим придаточным предложением, в котором может стоять слово «якобы»: Er (sie) will selbst dabei gewesen sein. - Он (она) утверждает, что (якобы) сам(а) при этом присутствовал(а) .

Глаголы haben и sein также могут употребляться в модальном значении в специальных оборотах:

1) haben + zu + инфинитив имеет, как правило, значение дол­женствования, необходимости: Ich habe noch zu arbeiten. - Я должен (мне нужно) еще рабо­тать. Wir haben noch eine Stunde zu fahren. - Нам (нужно ) ехать еще час . Ich hatte noch zu arbeiten. - Я должен был (мне нужно было) еще работать .

Синонимом сочетания haben + zu + инфинитив являются модальные гла­голы ssen и sollen с инфинитивом: Ich habe noch zu arbeiten. = Ich muß (soll) noch arbeiten .

Реже haben + zu + инфинитив имеет значение возможности: Er hat nichts zu sagen.- Он ничего не может сказать. Ему не­чего сказать. Er hat viel zu berichten. - Он может многое сообщить. Ему есть, что сообщить .

2) sein + zu + инфинитив выражает в зависимости от контекста: а) значение долженствования, необходимости, б) значение возможности; сочетание sein + zu + инфинитив имеет пассивное значение.

а) Die Rechnung ist gleich zu bezahlen. - Счет должен быть тотчас же оплачен. Счет нужно тотчас же оплатить . Die Rechnung war gleich zu bezahlen. - Счет нужно было тотчас же оплатить . Die Versammlung ist von allen zu besuchen. - На собрание долж ­ны прийти все .

б) Das ist leicht zu tun. - Это (можно ) легко сделать . Diese alte Maschine ist nicht mehr zu benutzen. - Эта старая машина не может быть больше использована . Das war leicht zu tun. - Это (можно) было легко сделать .

Синонимами sein + zu + инфинитив являются модальные глаголы ssen, sollen, nnen с инфинитивом пассива: Die Rechnung ist gleich zu bezahlen. = Die Rechnung muß (soll) gleich bezahlt werden. - Счет надо тотчас же оплатить . Das ist leicht zu tun. = Das kann leicht getan werden.- Это (можно) легко сделать .

Перевод на русский язык глаголов с модальным значением:glauben, scheinen, suchen, verstehen, wissen . Эти глаголы называются глаголами с модальным значением, т.к. вотличие от модальных глаголов их основное значение не мо­дальное. Так, например, основное значение suchen «искать», а его модальное значение - «пытаться».

С инфинитивом другого глагола ониприобретают модальное значение и переводятся следующим образом:

1) glauben – казаться (+ дополнение в дат. падеже): Ich glaube Sie zu kennen. - Мне кажется, что я вас знаю. Er glaubte diesen Mann zu kennen. - Ему казалось, что он знает этого человека. Er glaubt alles verstanden zu haben. - Ему казалось, что он все понял .

2) scheinen – казаться: Er scheint diesen Mann zu kennen. - Кажется, он знает этого человека. Er schien diesen Mann zu kennen. - Казалось, (что) он знает этого человека. Er scheint, alles vergessen zu haben. - Кажется, (что) он все забыл. Er scheint klug (zu sein). - Он, кажется, умен .

3) suchen - пытаться, стараться: Er sucht uns zu helfen. - Он пытается (старается) нам помочь. Er suchte uns zu überzeugen. - Он старался (пытался ) нас убе ­дить .

4) verstehen – уметь: Er versteht zu überzeugen. - Он умеет убеждать .

5) wissen – уметь, мочь: Er weiß zu schweigen. - Он умеет молчать . Er weiß zu überzeugen. - Он умеет убеждать . Ich weiß Ihnen nicht zu helfen. - Я не могу вам помочь .

Сказуемое, выраженное устойчивым глагольным словосочетанием.

Устойчивые глагольные словосочетания состоят из гла­гола и имени существительного или имени прилагательного (реже наречия); устойчивые глагольные словосочетания по значению эквивалентны глаголу, например: Platz nehmen = sich setzen (садиться), zum Ausdruck bringen = ausdrü cken (выражать) .

Расположение частей сказуемого, выраженного устойчивым сло­восочетанием, такое же, как у разделимых глаголов: Wir nehmen immer dort Platz. - Мы всегда садимся там . Сp.: Die Versammlung findet in diesem Hörsaal statt. - Собрание состоится в этой аудитории .

Понимание предложений со сказуемым, выраженным устойчивым глагольным словосочетанием,часто доставляет труд­ности, поскольку за сказуемое иногда принимается не все устой­чивое словосочетание, а лишь глагол. Сравните, например, следую­щее предложение: Der Autor brachte diese Idee in folgenden Worten zum Ausdruck . Даже, если знать каждое слово этого предложения в отдельности, но не учитывать того, что сказуемое выражено устой­чивым словосочетанием, перевод невозможен. Только определив сказуемое, можно правильно перевести это предложение: Der Autor brachte diese Idee in folgenden Worten zum Ausdruck. (der Autor – подлежащее, brachte zum Ausdruck - сказуемое) (zum Ausdruck bringen - выражать) . - Автор выразил эту идею в следующих словах .

Сказуемое, выраженное устойчивым глагольным словосочета­нием, встречается очень часто. Наиболее употребительными типами устойчивых словосочетаний, выступающих в качестве сказуемого, являются следующие:

1) глагол + существительное (большей частью с предлогом): jmdn. in Empfang nehmen - встретить, принять кого-либо; zum Ausdruck kommen - выразиться в чем-либо, найти выражение в чем-либо; zu Ende bringen - доводить до конца; jmdm. Etwas zur Kenntnis bringen - довести что-либо до чьего-либо сведения; einen Eindruck machen - произвести впечатление; Abschied nehmen von (Dat.) - прощаться; kein Ende nehmen - не прекращаться и т.д.

2) глагол + прилагательное: etwas ckgä ngig machen - что-либо отменить; es weit bringen - многого достичь; jmdn. auf etwas aufmerksam machen - обратить чье-либо внимание на что-либо; sich bemerkbar machen - обратить на себя внимание; дать о себе знать и т.д.

3) глагол + наречие (представляющее собой слияние предлога существительным): zutage treten - обнаружиться, выявиться, проявиться; zugrunde legen - положить что-либо в основу чего-либо; zugrunde gehen - гибнуть; zustande kommen - осуществ­ляться .

Другие подгруппы этого типа менее многочисленны, но принцип анализа и перевода сочетаний тот же. Такие словосочетания, как видно из примеров, могут переводиться на русский язык глаголом илианалогичным по форме словосочетанием русского языка.

Круг глаголов, образующих указанные выше словосочетания, невелик: bringen, kommen, liegen, legen, machen, nehmen, setzen, treten и некоторые другие; в составе словосочетания эти глаголы утрачивают исходное лексическое значение и становятся лексически неполнозначными. Основное лексическое значение несут на себе существительное, прилагательное, наречие. В словаре перевод этих словосочетаний следует искать в статье соответствующего существительного, прилагательного, наречия (хотя в большинстве словарей сочетания подобного рода помещаются также и в статье соответствующего глагола, т.е. два раза).

Именное сказуемое

Именное сказуемое состоит из глагола-связки и именной части, которая в немецкой грамматике называется предикативом.

В качестве глагола-связки выступают sein, werden, bleiben, heißen : Die Vorlesung ist interessant. - Лекция интересная . Er wird Lehrer. - Он будет учителем. Wir bleiben Freunde. - Мы останемся (остаемся) друзьями. Er heiß t Oleg Petrow. - Его зовут Олег Петров .

В качестве предикатива чаще всего выступают суще­ствительные, прилагательные, причастия II от переходных глаго­лов, реже - местоимения, числительные и наречия.

1) Предикатив, выраженный существи­тельным, стоит в номинативе (отвечает на вопрос wer? was? ): Das ist ein Lehrbuch. - Это учебник. Das ist ein Student. - Это студент . Er ist Student. - Он студент .

Предикатив стоит, как правило, с неопределенным или нуле­вым артиклем, но: Das ist der Student Petrow. - Это студент Петров .

Обратите внимание на то, что в русском языке существительное-предикатив может стоять в творительном падеже: «Он был студен­том», а в немецком только в номинативе: Er war Student.

В качестве предикатива может выступать также существитель­ное с предлогом: Dieser Brief ist r den Dekan. - Это письмо для декана. Das Modell ist aus Metall. - Модель из металла .

2) Предикатив, выраженный прилагательным, стоит всегда в неизменяемой форме (отвечает на вопрос wie? ): Ich bin schon gesund. - Я уже здоров. Sie ist schon gesund. - Она уже здорова . Sie sind schon gesund. - Они уже здоровы .

3) Предикатив, выраженный причастием II от переходных глаголов, стоит также в неизменяемой форме: Der Text ist ins Russische ü bersetzt. - Текст переведен на рус­ский язык. Die Texte sind ins Russische übersetzt. - Тексты переведены на русский язык .

В некоторых грамматиках сочетание sein + причастие II от переходных глаголов называется пассивом состояния , или стативом.

4) Предикатив может быть выражен место­имением в номинативе: Das bin ich.- Это я ; числительным: Wir sind vier. - Нас четверо ; наречием: Jetzt ist alles anders. - Теперь все иначе .

5) В любом предложении, кроме придаточного, если глагол-связка употреблен в презенсе пли претерите, предикатив стоит в конце предложения: Er ist jetzt Student. - Он теперь студент. Früher war er Arbeiter. - Раньше он был рабочим . Sie ist schon alt. - Она уже старая .

Если глагол-связка находится в сложной временной форме, то предикатив стоит перед причастием или инфинитивом: Er wird Ingenieur sein. - Он будет инженером. Er ist jetzt Ingenieur geworden.- Он стал теперь инженером. Er ist vor kurzem krank gewesen. - Недавно он был болен .

Особый случай представляет собой местоположение словосоче­таний с wie и als при сравнении: Er ist ebenso alt wie ich.- Ему столько лет, сколько и мне. Er ist älter als ich. - Он старше , чем я . Diese Arbeit wird schwieriger sein als die erste. - Эта работа будет труднее первой .

6) Именное сказуемое может иметь в своем составе модальный глагол: Er will stark sein. - Он хочет быть сильным. Er kann Lehrer werden. - Он может стать учителем .