Нерасчлененные сложноподчиненные предложения. Типы местоименно-соотносительных предложений

Эти предложения характеризуются:

1) Придаточная часть относится к одному слову главной части, которое называется опорным. Опорное слово своими лексико-грамматическими формами предопределяет грамматическую форму и значение придаточной части, которая входит в структурную схему главной части и является структурно и семантически необходимым для полноты структуры и семантики всего СПП.

2) Придаточная часть присоединяется синтаксическими союзами и союзными словами.

3) В главной части может быть соотносительное слово, конструктивно обязательное или факультативное.

4) Положение придаточной части по отношению к главной фиксировано: постпозиция по отношению к опорному слову. По отношению к главной части – постпозиция или интерпозиция. Как правило это негибкие конструкции.

При внутреннем делении СПП НС учитываются лексико-грамматические свойства опорного слова. Делятся на присловные и местоименно-соотносительные.

В местоименно-соотносительных предложениях придаточная часть относится к местоимению в главной части, которое является конструктивно-необходимым. Придаточная часть построена по принципу его замещения.

В присловных предложениях придаточная часть распространяет опорное слово как часть речи или как носителя определенной семантики. Среди них выделяют:

1. СПП, в которых придаточная часть распространяет главную как часть речи (грамматическая категория): 1) присубстантивные (при сущ.); 2) прикомпоративные (при сравнительной степени прилаг. или нар.)

2. СПП, в которых придаточная часть распространяет опорное слово, как носителя лексического значения – изъяснительные придаточные.

Местоименно-соотносительные спп.

Характерно наличие в главной части соотносительных местоимений, к которым относятся придаточная часть. Соотносительное слово в главной части конструктивно необходимо, т.е. его наличие определяет тип всей конструкции. К Т-словам относятся: слова «так, там, туда, оттуда, таков, столько, настолько, до того, до такой степени», указательное слово «тот» (необходимо если в главной части является сказуемым или подлежащим). Чаще всего это указательные местоимения, наречия, неопределенные о определительные местоимения. Выделяют отождествительные и фразеологические придаточные.

1. В отождествительных средства связи – союзные слова. В них наблюдается соответствие между соотносительным словом и союзным словом. Они отождествляются по значению. Выделяют 3 подгруппы:

1) с предметным значением – в главной части употребляются указательное слово «тот», определительные местоимения (каждый, все), неопределенные местоимения. Придаточная часть присоединяется союзными словами «кто, что, чей». Соотносительное слово и союзное слово указывают на один и тот же предмет.

2) с определительным значением - В главной части употребляется соотносительные слова «так, такой, столько, настолько, постольку». Придаточная часть присоединяется союзным словом «какой, каков, сколько, насколько, поскольку».

3) с обстоятельственно-пространственным – в главной части употребляются местоименные наречия «там, туда, оттуда» Придаточная часть присоединяется союзным словом «где, куда, откуда» Все отождествительные предложения являются гибкими структурами: главную и придаточную часть можно поменять местами.

2. Фразеологические. Средства связи – синтаксические союзы. В главной части употребляются соотносительные слова «так, такой, такой, столько, настолько, до такой степени, до того, таким образом».

В придаточной части употребляются 2 группы союзов: а) что, чтобы (придаточная часть имеет модальное значение реальности или потенциальности), б) как будто, будто, точно, слово – придаточная часть обозначает условно-предположительные явления, т.е. признак, обозначаемый соотносительным словом, определяется по сходству с тем, каким он мог бы быть, если бы осуществилось условие, о котором идет речь в придаточной части.

Местоименно-соотносительные и местоименно-союзные придаточные во всем сходны, только средства связи у них разные.

Местоименно-соотносительные придаточные Местоименно-союзные придаточные
Предложения присловной нерасчлененной структуры, где связь между предикативными единицами основана на соотношении двух близких по семантике местоимений или местоименных наречий: то…что, тот…кто, такой…какой, столько…сколько, там…где, туда…куда и т.д. Первое слово в этой паре находится в главном предложении и является указательным, второе слово располагается в придаточной части и является союзным словом. Указательное слово в таких предложениях является обязательным, придаточное присоединяется непосредственно к нему. Указательное слово нельзя убрать. Пример: Ятот , кого никтонелюбит . Тот – это указательное слово, к нему относится придаточное, его убрать нельзя. Местоименно-союзное придаточное отличается от местоименно-соотносительного тем, что придаточное присоединяется не союзным словом, а подчинительным союзом.
В зависимости от типа союзного слова или подчинительного союза и функции придаточного выделяются следующие подтипы местоименно-соотносительных и местоименно-союзных придаточных: А) Субстантивный подтип: придаточное относится к местоимению-существительному в главной части. Пары: тот…кто, то…что, все…что . Например: Все, что вас интересует, прочитаете в этом учебнике . Б) Адъективный подтип: придаточное относится к местоимению-прилагательному из главной части: Пары: такой…какой, таков…каков. Например: Лес такой, каким я его помню с детства . В) Адвербиальный подтип: придаточное относится к местоименному наречию . Пары: там…где, туда…куда, столько…сколько . Например: Все прошло так, как было задумано . В школе нет необходимости изучать данные типы придаточных, так как их можно легко подвести под изъяснительные, определительные и обстоятельственные придаточные.

Спорные вопросы характеристики сложноподчиненных предложений

I. Отграничение СПП от ПП :

1 -А . Простые предложения с фразеологическими оборотами, содержащими частицы, омонимичные подчинительным союзам и союзным словам . Хоть глаз выколи, что было силы и др. Закусиличем Бог послал . Это ПП, поэтому запятая не нужна.

1-Б . Простые предложения, в состав которых входят лексиколизованные единицы с относительными местоимениями и местоименными наречиями (куда попало, что угодно, неизвестно что). Ребенокбросаетвещикудапопало (ПП).

2 . СПП нужно отграничивать от простых предложений со сравнительными оборотами . Сравнительный оборот лишен предикативности (т.е. у него нет самостоятельной основы), поэтому сравнительный оборот – это элемент простого предложения. А.П.Чехов: Лунавзошла багровая , хмурая , точно больная (ПП со сравнительным оборотом). Последняя часть СИС оформлена как сравнительный оборот. Сравни: 1 Лунавзошла багровая , хмурая , 2 точно ее разбудилкто-то в неподходящий момент (СПП).



3 . СПП нужно отграничивать от ПП фразеологизированной структуры , построенные по определенным структурным моделям: фразеологизированная конструкция (например, что касается меня ) + сущ./мест. в Р.п., то… Например: Что касается меня (фразеологизированная конструкция), то ялюблю изучать синтаксис . Только и говорил что о работе. Предложение по форме напоминает СПП, но не является таковым.

II.СПП:

1) По-разному классифицируются в грамматике СПП , построенные по моделям[там…], (где…); [туда…], (куда…). Например: Мы остановились там, где горел костер . Задаем вопрос от слова там : где именно? Следовательно, связь присловная.

А) Школьный вариант : придаточные обстоятельственное места, слово там - указательное, его можно убрать из главного предложения. И через это указательное слово придаточное объясняет ГО главной части, поэтому связь детерминантная, структура расчлененная, и перед нами придаточное обстоятельства места.

Б) Слово там – указательное, придаточное объясняет его семантику. Тогда это присловная связь, нерасчлененная структура, и это местоименно-соотносительное придаточное адвербиального подтипа.

2) Сопоставительная характеристика придаточных изъяснительных и определительных

Аспекты анализа Изъяснительное придаточное Определительное придаточное
1) Семантический аспект Раскрывает содержание или смысл опорного слова в главной части Конкретизирует знание о предмете, явлении за счет признаковой характеристики
2) Структурный аспект а) Наличие присловной подчинительной связи
б) Относится к синсемантическому слову (слову со значением речи, мысли, чувства) в) Средство связи - союзы или союзные слова б) Относится к автосемантическому слову, к существительному, нуждающемуся в признаковой характеристике в) Средство связи - только союзные слова
3) Функциональный аспект Раскрывает внутреннее содержание предмета или явления Передается внешний признак предмета, явления
Примеры а) Татьяна Афанасьевна подала брату знак, что больная хочет уснуть (Знак какой?). Присловная связь, нерасчлененная структура. Предположим, что это придаточное определительное, что – подчинительный союз. Но в придаточных определительных возможны только союзные слова. Значит, нужно задать вопрос иначе: знак о чем? Вывод: это придаточное изъяснительное. *Можно подставить.о том. б) Тетке приснился страшный сон, что за нею гонится дворник с метлой. в) Опасение, что к сумеркам мы не найдем воды, придало всем энергии (В.К.Арсеньев). а) Мысль, что встревожила вчера, не покидала меня и сегодня (Мысль какая?). Что = которая. Определительное придаточное. б) Есть мгновенья, когда (=в которые) ни единого звука нельзя вымолвить (И.А.Бунин).

III.Средство связи в СПП

1) Наметилась тенденция в употреблении частиц в функции союзных средств . Вопрос о виде придаточных и квалификации такого предложения рассмотрен в классификации В.В. Бабайцевой про переходные типы предложений (Я спросил, готов ли обед - СПП и БСП).

2) Наметилась тенденция к расширению репертуара союзных средств связи за счет слияния указательных слов с союзными . Например: в силу того что, вместо того чтобы, благодаря тому что, несмотря на то что .

Приместоименные придаточные выделяются двух типов:

1) местоименно-соотносительные;

2) местоименно-союзные.

Местоименно-соотносительные конструкции.

В них связь между предикативными частями осуществляется с помощью соотносительных пар: «тот, всякий, каждый, все - кто», «кто (все) - что», «такой - какой», «таков - каков», «так – как», «столько - сколько», «настолько - насколько»:

Тот, [ кто тот?] кто уважает старших, сам достоин уважения.

Он сделал всё так, [ как так?] как умеет.

Он кланялся всякому, [ какому всякому?] кого встречал на пути.

Средство связи в предложениях подобного типа – союзное слово.

Местоименно-союзные предложения можно назвать предложениями контаминированной структуры. Такие предложения совмещают признаки предложений разных типов. Они занимают промежуточное положение между предложениями расчлененной и нерасчлененной структуры. Их особенностями является следующее:

1) Наличие в главной части местоимения, требующего распространения;

2) соотносительный союз в придаточной части.

Он делает работу так, что за ним нужно всё переделывать - местоименно-союзный тип.

Он сделает эту работу так, как никто не сделает - местоименно-соотносительный тип.

Предложения местоименно-союзного типа могут иметь следующие значения:

1) Значение меры и степени:

Он так раним [ в какой степени?], что его всегда легко обидеть

2) Значение образа действия:

Татьяна так танцевала [ каким образом?], что все подруги ей завидовали.

3) Значение сравнения:

Воздух такой чисты, будт о кругом нет промышленных предприятий.

Следует запомнить, что конструкции со сравнительными союзами, придаточные в которых распространяют имя существительное, рассматриваются среди атрибутивных (определительных).

Отдельно от других стоят сравнительно-сопоставительные конструкции, связь между предикативными частями которых осуществляется с помощью соотносительной пары «чем - тем». В конструкциях подобного типа в обеих частях присутствует компаратив:

Чем меньше [компаратив наречия] женщину мы любим, тем больше [компаратив наречия] нравимся мы ей.

Примечание:

«АГ80» рассматривает эти предложения среди сравнительных конструкций нерасчлененной структуры (И. Н. Кручинина, с. 492 , §2818); М. В. Ляпон (с. 614, §3106) считает, что это сопоставительные СПП расчлененной структуры; Л. Ю. Максимов относит эти СПП к несвободным фразеологизированным моделям местоименно-соотносительного типа.


ЛЕКЦИЯ № 3.

СПП расчлененной структуры

План

1. СПП расчлененной структуры: общая характеристика.

2. СПП с придаточными времени.

3.СПП с придаточными места.


4. СПП с придаточными цели

5. СПП с придаточными причины.

6. СПП с придаточными условия.

7. СПП с придаточными уступки (уступительными).

8. СПП с придаточными следствия.

9. СПП с придаточными сравнения.

10. Вопрос о сложноподчиненных предложениях с придаточной частью образа действия, меры и степени.

11. СПП с присоединительными придаточными;

12. СПП с пояснительными придаточными.

1. НАПОМНИМ, что в СПП расчлененной (с неприсловной связью) структуры:

1) придаточная часть относится ко всей главной и не имеет опорного слова в главной части:

Мы вышли из дома, когда стемнело.

2) связь оформляется в основном семантическим (однозначным) союзом, указывающим на определённые отношения;

3) корреляты свободно перемещаются в предложении (могут быть как в главной, так и в придаточной части);

4) видовременной план соотношения форм глаголов-сказуемых носит несвободный характер.

К предложениям этого типа относятся СПП с придаточными:

Времени;

Причины;

Условия;

Уступки;

Следствия;

Сравнения;

Образа действия, меры и степени (по школьному курсу);

Присоединительные;

Сопоставительные;

8. СПП с местоименно соотносительными придаточными

Местоименн-соотносительные предл. В этих предл. хар-р соотносительного слова определяет круг возможных союзный ср-в с помощью к-х к нему может быть присоединена предикативная часть. (то…, что). В зависимости от соотношения соотносительного слова и союзных ср-в выдеяется 3 типа местоименно-соотносит. предик. Во-1х) придаточно-отождествительные 2) придаточные фразиологич. подтипа. 3)вмещающие предаточные. 1)Придаточно-отождествительные – хар-ся. тем, что допускают любое из соотносительных слов (кроме слова то и устойчивых сочетаний: при такой степени, таким образом…). Выбор же союзных ср-в связи в них ограничен. В этих предл. используются только союзные слова соответствующие по значению соотносительным. Пр: такой, какой, там… где, тот.. кто. ТО,ЧТО. 2)Предл. фразиол. подтипа ограничен и круг союзных и круг соотносительных слов. Они содержат соотносительные слова – с определительно-качеств или колич. знач. Союзными ср-ми связи явл. союзы: что, чтобы, будто, словно. Пр: я братец такой, люблю ее, что даже боюсь своей любви. Дожди были такие, будто не вода, а серебро лилось с неба. К придаточным задаем вопросы: - в какой степени, до какой степени?. М/ду частями этих предл. выр-ся отношения меры и степени, к-е могут осложняться дополнительным значением – цели, следствия, сравнения. 3)Вмещающие предложения. В этих предл. максимально ограничен круг соотносительных слов и максимально широк круг союзных ср-в связи. – В качестве соотносительного слова употребл. только слово ТО. В качестве союзных ср-в связи употр. все союзные слова кроме корялятивного местаимения ЧТО и практически любые союзы. Пр: задача состояла в том, чтобы одновременно увеличить и быстроту и точность обработки деталей. К придаточной части задается падежный вопрос и мду частями складывается вмещающие синт. отнош.

12. Многокомпонентные СП 1 уровень стр-ры (или СПП, ССП, БСП откр. и закр. стр-ра и т.д.)

Многокомпонентные СПП. – эти предл. отличаются др. от др. хар-ом комбинирования подчинительных связей. 1)соподчинение.-когда 1 придаточная зависит от нескольких главных. Пр: светило солнышко и дул ветерок, когда мы вышли из дома. 2)зависимость нескольких придаточных от 1 гл. части называется соподчиненность. Соподчиненность бывает разной. а)соподчиненность при к-й несколько придаточных несколько одинаковое значение (времени, изъясн). Относятся ко всей главной части, к главному слову и м=ду собой соединяются др.с др. соединительной или безсоюзной. называются однородной соподчиненностью. б)Соподчиненность может быть и неоднородной. неоднородную соподчиненность делят на: -разночленную и общую. При разночленной соподчиненности. зачти зависят от разных слов в главной части. При общей соподчиненности придаточные с разным значением зависят от всей гл. части. . 3)Возможно и последовательное подчинение частей, когда следующая зависит от предыдущей.

13. Многокомпонентные СП многоуровневой стр-ры.

Многокомпонентное, многочленное предл. – это сложное предл. представляющая собой синт. ед. имеющее своеобразную многомерную стр-ру. От 2 компонетного сложного предл. оно отличается тем, что имеет не менее 3 пред. частей и эти части хар-ются особым хар-ом связей. В среднем многочленные слож. предл. имеют 5+-2 пред. ед. Но в письменной речи встречаются до 20 частей. Пред. части составляющие многосложное предл. могут группироваться по семантике в стр-но семантические компоненты. Пр: А за стенками вагона гудел и носился ветер и сыпался, сыпался снег, засыпая стенки, двери… поезда, и только крыши вагонов слабо выступали, как спины погребенных допотопных чудовищ. А.(1 пред. ед. и (2ур. членения) 2. пред. ед.) и только (1ур. членения) В(3пред. ед.). В зависимости от возможности либо невозможности группировки пред. ед. и образования стр-но сем. компонентов предл: - 1 уровневой (нельзя выделить компоненты) и – многоуровневой стр-ой. (можно выделить компоненты). Первый и основной уровень членения всегда 1. – он хар-н для всей конструкции в целом. Все остальные уровни разделяются в рамках 1го. ССП и БСП –открытой стр-ры явл. 1 уровневыми. в них компоненты не выделяются.

14. Способы передачи чужой речи, прямая, косвенная, не собственная прямая речь.

Способы передачи чужой речи.

Чужая речь- это речь другого лица по отношению к говорящему. Чужая речь может быть передана говорящим лицом по-разному, различными способами. Дословная, буквальная передача чужой речи – прямая речь: «Где же ты мама?» - спросил Потапов девочку (к.паустовский). Максимально полная передача содержания чужой речи, но без сохранения ее формы и стиля достигается с помощью косвенной речи: Потапов спросил девочку, где ее мама.

Прямая речь- особое синт. образование, способ дословной передачи чужой речи. Она состоит из 2 частей –ввода и чужой речи, - которые различаются по ф-ям и по стилю. а: «А?» - «А», - а…. «А, - а.-А». Пунктуация прямой речи отражает это различие частей: они отделяются двоеточием или тире, чужая речь выделяется кавычками (или тире). 1) а: «А» 2) «А», - а. 3) «А, - а, и а». Косвенная речь – это способ передачи чужой речи от лица говорящего, автора. В отличие от прямой речи здесь чужая речь меняется, из нее устраняются все слова и формы, которые указывают на лицо автора этой речи и на лицо адресата. Косвенная форма имеет форму СПП, в к-м слова автора (ввод) представляют главное предл., а чужая речь передана в виде придаточного. Это изъяснительное предл. с придаточным дополнительным. Перестроить прямую речь в косвенную возможно, но наоборот невозможно, если чужая речь представляет собой эмоциональное восклицательное предложение.

Анализ сложного многокомпонентного предложения

[это происходило регулярно в семь утра](1):[дворник орал](2), (что в мире один такой нашелся добрый дурак)(3),(который бесплатно раздает направо-налево свои квартиры и при этом терпит)(4),(что ему не платят вот уже шесть месяцев). 1:[ *]2, (что)3,(который *)4,(что)5.

1. предл. не воскл.

2. это предл. сложн. т.к. состоит из 5 пред. ед.: 1п.е. это происходило регулярно в семь утра. 2п.е., 3, 4, 5.

3.Конструкция многоуровневая, т.к. можно выделить стр-но семантические компоненты. Компонент А: 1п.е. В: 2,3,4,5 п.е.

4.На 1 основном уровне членения. предл. безсоюзное, т.к. части соедин. безсоюзной связью, по смыслу.

Стр-ра закрытая, т.к. части не равноправны и предл. нельзя продолжить сохранив теже синт. отнош.

БСП типизированной стр-ой, т.е. в предл. емеются специфич. ср-ва связи.

Предл. с анафорич. эл-ом. (мест) – это – находится в 1 части.

Синт. отношение восполняющие.

5. Компонент А – представляет собой прост. пред. ед.

6. компонент В. – это многокомпонентное сложное предл. 1 уровневой стр-ры. с последовательным подчинением частей, т.е. следующая часть зависит от предыдущей.

7. На 2 уровне членения предл. СПП.

3я пред. ед. предаточно-изъяснит. с изъяснит. объектн. отнош.

4я п.е. придаточно-определительная, отношения определительные.

5я п.е. придаточно-изъяснит. с изъяснит. объектн. отнош.

1.По цели высказывания повествовательное, не восклицательное, т.к. коммунивкативная установка – сообщение, не воскл. т.к. эмоционально не окрашено.

2.Сложное т.к. сосотоит из 2х предикативных ед. 1)пред. ед.: Этот голос означает только одно 2)пред. ед.: Другим людям нужна твоя немедленная, безотлагательная помощь.

3.Ср-ва связи: Бессоюзное- интонация, -порядок следования частей, -анафорические эл-ты. слово «одно».

4.стр-ра закрытая т.к. непосредственно составляющих частей 2 и предложения нельзя продолжить сохранив те же синт. отношения.

5.стр-ра типизированная т.к в 1 части имеется анафорический эл-т «одно».

6.синт. отношения восполняющее.

Синтаксический анализ ссп.

Предпочвенная вода лежит очень глубоко, и колодцы к лету пересыхают.

1.Предложение повеств. не воскл.

2.Прдл. сложное т.к. состоит из 2х. предик.частей. а)вода лежит очень глубоко. б)колодцы к лету пересыхают.

... », 1997 и др. Значение словарей в жизни каждого человека трудно переоценить. Чтение словарей, постоянное обращение к ним повышает культуру речи. Словари обогащают индивидуальный словарный и фразеологический запас, знакомят с нормами русского языка, предостерегают от неправильного употребления слов, их грамматических форм, произношения. Словари расширяют наше познание языка, углубляют понимание...

Его повседневных жизненных отношений . Особенно широко в коррекционной работе используется ведущая деятельность детей. В дошкольном возрасте - это игра в различных ее разновидностях (сюжетная, дидактическая, подвижная, игра-драматизация, режиссерская). Ее успешно применяют как для коррекции личности ребенка, его взаимоотношений с окружающими, так и для коррекции познавательных, ...

Установить процентные соотношения различных показателей и на основании этого принять меры к усовершенствованию определенных сторон педагогической деятельности. Количественные или математические методы в педагогике являются аппаратом для прогнозирования, моделирования, компьютеризации педагогических процессов. 12. Содержание образования, как фундамент базовой культуры личности Для успешного...

В местоименно-соотносительных предложениях контактное слово - указательное местоименное слово - выполняет одновременно несколько функций.

Во-первых, оно организует смысловое единство сложноподчиненного предло­жения, поскольку его придаточная часть наполняет данное местоимение конкретным содержанием.

Во-вторых, указательное слово является служебным, свя­зывающим компонентом, так как образует скрепу вместе с со­юзным словом или союзом. Эти коррелятивные образования цельны и стабильны: то - что, тот - кто, такой - какой, тот - который, столько - сколько, настолько - насколько, там - где, так - как, тогда - когда ит. п., а также: так - что, такой - что, так - будто идр.

Например:

Что позабудет сделать человек , то наверстает за него природа (Бродск.);

Барина в Толстом было как раз столько, сколько нужно для холопов (М. Г.);

Там, где в прошлом году была рожь, теперь лежал в рядах скошенный овёс (Ч.);

Кто заключил в себе та­лант, тот чище всех должен быть душою (Г.);

Я только тот люблю цветок, который врос корнями в зем­лю (Ес.)

В-третьих, хотя местоименное слово обладает неполной знаменательностью (только указывает на предметы, признаки и пр., но не называет их), оно выполняет функцию члена предложения. В главной части оно находится в определенных отношениях (предикативных, атрибутивных, объектных, ре­лятивных) с другими членами и само является подлежащим, или сказуемым, или определением, или дополнением, или об­стоятельством. Придаточная часть, которая поясняет указа­тельное слово, как бы дублирует его функцию.

Формальная и семантическая связь между главной и при­даточной частями в местоименно-соотносительных предложе­ниях является наиболее тесной из всех видов связи в нерасчлененных сложноподчиненных предложениях; обе предика­тивные части семантически не автономны.

Семантика отношений частей предложения также опреде­ляется наличием указательного местоимения - это отношения пояснения. Соответственно придаточную часть можно назвать пояснительной. Однако сама по себе форма придаточной части недостаточна, чтобы судить о виде предло­жения: употребляемые союзные слова (что, кто, который, где, сколько, почему и др.) могут быть употреблены и в других видах нерасчлененных сложноподчиненных предложений. Пояснительное значение проявляется только в сочетании с указательным словом; это значение идентифицируется (опре­деляется) вопросом «а именно?».

Поясняя указательное слово как член предложения, пр­даточная часть как бы дублирует функцию этого члена.

Например:

Всё то, чего коснётся человек, озарено его душой живою (Ахм.)

2. Субстантивно-атрибутивные сложноподчиненные предложения.

Структура субстантивно-атрибутивных предложений опре­деляется присловной связью придаточной части со словоформой существительного, которая может выполнять любую синтаксическую функцию в главной части и занимать в ней любе место.

Например:

К явлениям, которых я не понимаю, я подхожу бодро и не подчиняюсь им (Ч.);

Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранной (Гонч.);

Чичиков, точно, увидел даму, которую он coвершенно было не приметил, раскланиваясь в дверях с Маниловым (Г.);

Я вошла вчера в зелёный рай, где покой для тела и души под шатром тенистых тополей (Ахм.);

Так прожил Касатский в первом монастыре, куда посту­пил, семь лет (Л. Т.);

Смыли вёсны горький пепел очагов, что грели нас (Тв.)

Присловная связь придаточной части с контактным сло­вом оформляется относительными местоимениями (в том чис­ле местоименными наречиями). При этом изменяемые со­юзные слова согласуются с контактным существительным в числе ироде.

Например:

Мелкое болотистое озеро, по берегу которого мы пробирались, ещё белело меж деревьев (Б.);

Служба, о которой за минуту думал я с таким восторгом, показалась мне тяжким несчастием (П.);

А у белых каменных ворот, которые вели со двора в поле, у старинных крепких ворот со львами стояли две девушки (Ч.)

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Предмет изучения синтаксиса русского языка

Место дисциплины в учебном процессе.. дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин опд и.. основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин стилистика и..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Пояснительная записка
В разделе «Синтаксис. Пунктуация», согласно Государственному образовательному стандарту, должны изучаться следующие темы: - предмет синтаксиса; - словосочетание;

Дисциплины
Вид работы Трудоемкость, ч. Общая трудоемкость Аудиторная работа

Понятие синтаксиса
Разделсинтаксисаявляется последним, завершающим разделом курса современного русского языка. Как известно, в науке о языке принято выделять пять основных языковых ур

Предмет изучения синтаксиса русского языка
Однозначного ответа на впрос о том, что является предметом синтаксиса русского языка не существует. По этомувопросу в науке о русском языке известно четыре научных направления.

Синтаксические средства русского языка
Синтаксические средства русского языка, с по­мощью которых строятся предложения и словосочетания, раз­нообразны. Основными являются формы сл


Синтаксис – это раздел грамматики, изучающий правила сочетания слов в связной речи; это наука о связи слов. Предметом синтаксиса являются слово в

Понятие о словосочетании как номинативной единицы языка
Термин «словосочетание» понимался и понимается линг­вистами по-разному. Для одних он означает любое грамма­тическое сочетание полнозначных слов, включая и предло­жение. Такого взгля

Состав словосочетания
Словосочетание является двучленным. В нем выде­ляется грамматически господствующий член и грам­матически зависимый, подчиненный член. Так, в слово­сочетании:

Синтаксические отношения между членами словосочетания
Слова в словосочетании вступают друг с другом не только в грамматические связи, но и в с мысловые отношения. Отношения между господствующим и подчиненным чле­нами словосочетания можно в общем виде

Типы связи слов в словосочетании
Зависимость подчиненного члена от господствующего вы­ражается в словосочетании формальными средствами: - флек­сиями; - служебными словами; - положением (позицией) слов от

Типы словосочетаний в зависимости от морфологического выражения стержневого слова
Структурные и семантические особенности словосочета­ния во многом зависят от того, какой частью речи выражен господствующий член. Поэтому в синтаксисе рассматривается классификация

Глагольные словосочетания
В глагольных словосочетаниях господствующий член мо­жет быть выражен той или иной глагольной формой, а именно: 1. формой инфинитива (читать

Субстантивные словосочетания
В субстантивных словосочетаниях господствующий член выражается существительным или субстантивированным сло­вом (большой дом, случайный прохожий, п

Адъективные словосочетания
В адъективных словосочетаниях господствующий член представлен прилагательным (довольный успехом, красный от загара, способный к музыке). Завис

Словосочетания с числительным в роли главного слова
Словосочетания с числительными обозначают определен­ное или неопределенное количество предметов (семеро друзей, второй слева). Разными структурными свойствами обладают т


Упражнение 1 Выпишите из предложения все словосочетания: В жанровом отношении научный стиль довольно разнообразен.


Словосо­четание – это сочетание двух или более знаменатильных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Простые

Понятие о предложении
Предложение является основной единицей синтаксиса. Предложение - главное средство выражения и сообще­ния мысли. Его основная функция в языке - коммуника­тивн

Предикативность
Предикативность - это отнесенность содержаще­гося в предложении высказывания к действительности, уста­навливаемая и выражаемая говорящим. Предикативность проявляется и раскрыва

Интонация сообщения
Интонация предложения имеет замкнутую структуру: - на­чало; - развитие; - завершение. Без этих элементов интонации построить реальное предложение

Грамматическая организованность
Наряду с предикативностью и интонацией сообщения как основными признаками предложение характеризуется грамматической организованностью. Она проявляется как в наличии связи слов (это

Актуальное членение предложения
Актуальное (или коммуникативное) чле­нение предложения, имеющее иную природу, нежели грам­матическое, осуществляется в процессе речи, в определенной ситуации общения, с учетом связи

Типы предложений по цели высказывания
Предложения по цели высказывания делятся на: - повествова­тельные; - вопросительные; - побудительные.

Повествовательные предложения
В повествовательном предложении выражается сообщение. Оно может представлять собой: 1) описание: Всадник сидел в седле ловко и небрежно(М. Г.); В Карантин

Побудительные предложения
Побудительное предложение выражает волеизъяв­ление, побуждение к действию. Оно адресовано собеседнику или третьему лицу. Объектом побуждения могут быть не­сколько (или множе

Вопросительные предложения
Вопросительное предложение служит для выраже­ния вопроса, обращенного к собеседнику. С помощью вопроса говорящий стремится получить новые сведения о чем-либо, подтверждение или отрицание какого-либ

Типы предложений по эмоциональной окраске
Предложения по эмоциональной окраске делятся на: - восклицательные; - невосклицательные Повествовательные, побудительные и вопросительные п

Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа
Упражнение 1 Прочитайте с правильной интонацией приведенные тексты: Текст 1 Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял м


Предложение - главное средство выражения и сообще­ния мысли. Его основная функция в языке - коммуника­тивная, т. е. функция сообщения. Предикативность

План темы
1. Понятие простого предложения. 2. Двусоставные предложения: - подлежащее; - сказуемое. 3. Односоставные предложения: - глагольные односоставные предло

Понятие простого предложения
В русском языке простое предложение разнообразно по структуре и семантике. Различия в структуре связаны со стро­ением предикативного ядра, с соотношением главных и второ­степенных ч

Двусоставные предложения
Главные члены, подлежащее и сказуемое, - это предикативная основа двусоставного предложения. Прежде всего, в них получают выражение основные категории предло

Подлежащее
В русском языке подлежащее - это абсолютно неза­висимый главный член двусоставного предложения. Грамма­тическими показателями независимости подлежащего являю

Сказуемое
Грамматическая зависимость сказуемого от подлежащего заключается в том, что сказуемому принадлежит актив­ная роль в выражении предикативной связи главных членов предложения. Формы с

Односоставные предложения
Односоставные предложения - это самостоя­тельный структурно-семантический тип простого предложе­ния, противопоставленный двусоставным. Специфика их за­ключается в том, что пред

Глагольные односоставные предложения
Глагольные односоставные предложения разнообразны по структуре и по грамматическим значениям. В выражении ос­новных элементов предикативности - модальности, времени, лица - решающая роль принадлежи

Определенно-личные предложения
В односоставных определенно-личных предло­жениях выражается действие (признак), соотнесенное с опре­деленным деятелем (носителем признака), который, однако, словесно не обозначен. Указание на конкр

Неопределенно-личные предложения
В односоставных неопределенно-личных пред­ложениях выражается независимое действие (признак). Де­ятель (носитель признака) не назван, но грамматически пред­ставлен как неопределенный. Напр

Обобщенно-личные предложения
В односоставных обобщенно-личных предложе­ниях выражается независимое действие (признак). Деятель словесно не обозначен, но грамматически представлен как обобщенный. Указание на отнесенность к обоб

Безличные предложения
В односоставных безличных предложениях выража­ется независимое действие безотносительно к деятелю. Гла­гольные формы главного члена предложения не указывают на деятеля и не способны делать это по с

Субстантивные односоставные предложения
Субстантивные односоставные предложения являются принципиально безглагольными, т. е. не только не содержат ни «физических» глагольных форм, ни нулевых форм, но и не предполагают про

Номинативные предложения
В односоставных номинативных предложениях выражается бытие предмета в настоящем времени. Как бы­тийное значение, так и указание на совпадение бытия с мо­ментом речи проявляются в главном члене, нез

Генитивные предложения
По основным значениям бытийности и настоящего вре­мени, выражаемым в главном члене, генитивные пред­ложения сходны с номинативными. Однако родительный квантитативный (количественный) вносит в них д

Нечлинимые предложения
Основным структурным типам простого предложения - двусоставным и односоставным - в русском языке противо­поставлены так называемые нечленимые предложения. Например:

Распространенные предложения
Основные структурные типы простого предложения: - двусоставные: Дети проснулись; Зима была снежная; Солнце начинало припекать; Учить детей - нелёгкое дело; -

Определение
Определение - это второстепенный член предложе­ния, выражающий общее значение признака, которое реали­зуется в многообразных частных значениях. В составе предло­жения определен

Обстоятельства
Данный тип второстепенных членов предложения очень разнообразен и разнороден по значению и по форме. Обсто­ятельственные второстепенные члены предложения характеризуют действие или

Полные и неполные предложения
Различение полных и неполных предложений очень важно для лингвистической теории и учебной практики. В теорети­ческом плане понятие полноты/неполноты связано с самой сущностью предло

Предложения, осложненные обособленными членами
Структура простого распространенного предложения, со­держащего то или иное число второстепенных членов, может быть еще более осложнена путем обособления одного (или не­скольких) из

Обособленные определения
Обособление определений является продуктивным прие­мом осложнения структуры простого предложения. Благода­ря обособлению выражаемый определением признак актуали­зируется, а все соде

Обособленные обстоятельства
Обособление обстоятельств определяется, в первую оче­редь, общими условиями. Однако немалое значение имеют частные и дополнительные условия. С учетом различных условий можно выделит

Сравнительные обороты
Специфика этого вида обособленных конструкций проявляется как в значении, так и в оформлении; особыми являются и условия обособления их. Сравнение, уподобление как специфич

Предложения, осложненные однородными членами
Простое предложение, как распространенное, так и нерас­пространенное, может быть осложнено однородными членами. Синтаксические отношения в таком предложении включают как сочинение, так и подчинение

Конструкции, не входящие в структуру предложения
Наряду с предложениями, заключающими сообщение, по­буждение или вопрос, в речи употребляются конструкции, не являющиеся самостоятельными предложениями и не входящие в структуру пред

Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа
Упражнение 1 Определите следующие структурные про­тивопоставления в ряде предложений: - двусоставные - односоставные предложения; - нерасп


Подлежащее и сказуемое, - это предикативная основа двусоставного предложения. Прежде всего, в них получают выражение основные категории предло­жения - модальнос

План темы
1. Понятие сложного предложения. 2. Союзные сложные предложения: - сложносочиненные предложения; - сложноподчиненные предложения: - нерасчлененные сложноподчинен

Понятие сложного предложения

Союзные сложные предложения
Структура союзных сложных предложений определяется количеством предикативных частей и их строением, а грамма­тическая форма представлена союзными средствами: союза­ми, союзными (отн

Сложносочиненные предложения
Сложносочиненное предложение (ССП) выражает значе­ние грамматической равнозначности. Основным показателем этого значения, и одновременно средством связи частей

Соединительные предложения
В сложносочиненных соединительных предложениях значение однородности выражается в перечислении одно­типных событий, ситуаций, что оформляется соединительны­ми союзами. Основ

Противительные предложения
В сложносочиненных противительных предложениях вы­ражаются отношения противоположности, несов­местимости; их грамматическая форма создается союзами а, но, да, однако, же,

Присоединительные предложения
Сложносочиненные присоединительные предложения сочетают в себе значе­ние грамматической равнозначности и добавочности: первая часть семантически завершена, автономна, а вторая

Предложения усложненной структуры
Как мы видели, минимальный состав сложносочиненного предложения определяется содержанием отношений между его частями. Одни отношения обусловливают закрытую структуру (сопоставление, противопоставле

Сложноподчиненные предложения
Сложноподчиненное предложение (СПП) состоит из двух неравнозначных предикативных частей; это его элемен­тарная структура: господствующая часть - «главное предло

Нерасчлененные сложноподчиненные предложения
В нерасчлененных сложноподчиненных предложениях придаточные являются присловными. Они поясняют, характеризуют определенные словоформы в составе главной части

Изъяснительные сложноподчиненные предложения
Структура изъяснительных сложноподчиненных предло­жений определяется валентностью контактных слов, необхо­димостью их «распространения». Валентность формируется не столько г

Расчлененные сложноподчиненные предложения
Главный структурный признак расчлененных сложнопод­чиненных предложений - соотнесение предикативных час­тей (главной и придаточной) в целом; присловной связи меж­ду ними нет

Придаточные сопоставительные
К главной части сложноподчиненного предложения прида­точные сопоставительные присоединяются с помощью союзов в то время как, между тем как, если...то, тогда как.

Придаточные условные
К главной части сложноподчиненного предложения прида­точные условные присоединяются посредством союзов если (то), а также стилистически окрашенных ежели, коли, раз

Придаточные целевые
Придаточные целевые обозначают цель, мотив, объясняю­щий содержание главной части сложноподчиненного предло­жения. Они присоединяются посредством союзов чтобы, дабы (уст

Придаточные уступительные
Уступительные отношения имеют сложный характер. Для их объяснения говорят, что придаточная часть (уступительная) сложноподчи­ненного предложение обозначает обратное условие

Присоединительными
Это особый вид сложноподчиненного предложения, кото­рый не относится ни к нерасчлененным, ни к расчлененным. С одной стороны, сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительн


Термином «сложноподчиненное предложение» следует, строго говоря, обозначать только двухкомпонентное сложное предложение, т. е. состоящее из главной части и придаточной. Это элемента

Бессоюзные сложные предложения
Бессоюзное сложное предложение - один из двух основ­ных структурных типов сложного предложения в русском языке, который выделяется по формальному критерию. Бессоюзи

Бессоюзные сложные предложения усложненной структуры
Сложные предложения с бессоюзной связью имеют гибкую структуру. Она может оформлять как отдельные виды отно­шений (перечисление, пояснение, обусловленность и др.), так и различные их комбинации. Пр

Многочленные сложные предложения
Термином «многочленные сложные предложения» обозна­чаются разнообразные конструкции, имеющие два общих признака: а) число предикативных частей более двух;

Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа
Упражнение 1 Докажите, что данные предложения сложные. Что-то начало мне мерещиться, как если бы ночью снился сон, от которого оста


Сложное предложение представляет собой струк­турное, смысловое и интонационное объединение предикативных единиц, грамматически аналогичных простому предло­жению

Понятие речи и текста
Структурные средства языка, его единицы реально вопло­щаются в речевой деятельности человека. Рассмотренные на­ми единицы синтаксиса - словосочетание и предложение

Отличительные признаки текста
По мнению Л.М. Майдановой, в определение понятия «текст» входят три отличительных признака текста: - целостность;

ОРТ повернулось лицом к малышам
Первый канал намеревался вплотную заняться «детским вопросом» еще прошлой осенью. Трудно сказать, что именно помешало коллегам. Скорее всего, кризис. И вот снова осень, и теперь у них все получи

Виды и типы текстов
В лингвистической литературе проведена типология текстов, которая показала, что по единым основаниям возможна классификация всех известных текстов. Например, по вида

Построить свой дом
…Село Пронькино. Заметно молодеет оно. Появляются новые добротные дома. Сельчане сами их строят. Правление колхоза имени Фрунзе выделяет денежные ссуды, помогает транспортом

На орбите Марса пропал американский спутник
Нам придется подождать с новостями о марсианской погоде. Первый в мире межпланетный метеорологический спутник «Марс Клаймит Орбитер» потерялся при приближении к «красной планете». Специалисты НА

В Оренбурге появилась мисс-студентка
Вот и прошел межвузовский конкурс красоты «Мисс-студентка». В нем приняли участие девушки из четырех университетов: ОГУ, ОГАУ, ОГМА, ОГЮА. В зале дома культуры «Россия» атмосфера

Перед вами тексты для анализа
Задание по тексту: Укажите черты описания и повествования в приводимом тексте. Около полувека назад в дачном посёлке Куоккала стоял неподалёку от


Текст - это конкретный продукт, результат речевой де­ятельности. Он строится по абстрактным грамматическим схемам, по обобщенным правилам, но заключает конкретн

Основные типы речевых ошибок
Среди качеств хорошей речи называются чистота, выразительность, богатство, уместность её. Для журналиста качества чистоты и уместности сольются с правильностью и понятностью. В реальном процессе об

Неправильным подбором слов в словосочетании и предложении
Для более точного выражения наших мыслей большую роль играет правильный подбор слов в словосочетании и предложении. Например: Большаяполовина студентов нашей группы явил

Речевые ошибки грамматического типа, связанные с нарушением согласования членов предложения
Например: Были даны консультации учителям, обратившихся за помощью. Время, выделенного на повышение квалификации учителей, было явно недостаточно.

Неправильным порядком слов в предложении
Речевые ошибки могут быть связаны с неправильным порядком слов и предложении. Например: Космодром согревает теплыми лучами солнце. Фраза получилась двусменной. Не

Некоторые особенности порядка слов в простом предложении
I.В русском языке широко распространены предло­жения с прямым порядком главных членов, когда подлежащее (или группа подлежащего, т. е. под­лежащее с зависимыми от него словами) стои

Порядок слов в предложениях с обособленными и необособленными распространенными определениями
I. Причастный оборот и прилагательное с зависи­мыми словами должны стоять до или после сущест­вительного, к которому относятся, и не должны вклю­чать его в свой состав. Нап

Замена придаточных предложений причастными и деепричастными оборотами
I.Причастный оборот близок по значению к определительному придаточному предложению. На­пример: Счастлив путешественник, попавший в нетрону­тые края

Материала
1. Перечислите основные типы речевых ошибок. 2. Расскажите о речевых ошибках, связанных с неправильным произношением и употреблением отдельных слов и словоформ. 3.

Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа
Упражнение 1 Прочитайте, укажите случаи инверсии. 1. Сезон начался «Певцом из Палермо». Конечно, больше всех волновался я (Ф.

План темы
1. Понятие пунктуации. 2. Знаки препинания в конце самостоятельных предложений и между частями сложного предложения. 3. Употребление запятой между однородными членами предложения.

Понятие пунктуации
Пуктуация(позднелат. punctuatio, от лат. punctum - точка) – это - со­брание правил постановки знаков препи­нания; - расстановка знаков препи­нания в тексте;

Знаки препинания в конце самостоятельных предложений и между частями сложного предложения
I.В конце самостоятельных предложений (простых и сложных) ставится точка либо вопросительный знак, либо восклицательный знак. Точка ставится в том случае, если предложение повествовательно

Употребление запятой между однородными членами предложения
Однородными называются члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же члену предложения. Например:

Предложения
При отсутствии глагола-связки в составном имен­ном сказуемом ставится тире: 1. если подлежащее и сказуемое выражены име­нами существительными в именительном падеже.

Словами при однородных членах
I.Между однородными членами, соединенными повторяющимися союзами (и...и, ни...ни, да...да, или...или, либо...либо, то...то, не то...не то), ставится запятая. Наприме

Обособленные члены предложения
Обособленными членами называются члены предло­жения, выделяемые по смыслу и интонацией. Обособленными бы­вают: а) определения; б) приложения;

Обособление определений
1. Обособляются и отделяются на письме запятыми одиночные и распространенные согласованные определения, если они относятся к личному местоимению. Например:

Предложения
Уточняющие члены предложения выде­ляются при произнесении интонацией, а на письме - запятыми. 1. Чаще всего обособляются уточняющие обстоя­тельс

Обособление дополнений
Обособляются дополнения с предлогами кроме, вместо, помимо, за исключением, включая, исключаяи др. Например: Кто, кроме охотника, испы­тал, как отрадно б

Сравнительные обороты
Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами, начинающимися союзами как, словно, точно, будто, как будто, что, чем, нежелии др., выде­ляются запятыми.

Вводные слова и вводные предложения
Вводные слова - это слова (или словосочетания), с по­мощью которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает. Чаше всего в качестве вводных слов

Знаки препинания в сложносочиненном предложении
I. 1.Каждое из предложений, входящих в сложно­сочиненное, отделяется от другого запятой. Напри­мер: Оба приятеля очень крепко поцеловались, и Мани­лов увел своего гостя

Одним придаточным
Придаточные предложения соединяют­ся с главным при помощи подчинительных союзов или союзных слов. Союзы, соединяя придаточное предложение с главным, не яв­ляются, однако, чле

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными
Сложноподчиненные предложении с двумя или несколькими при­даточными бывают нескольких видов. 1. Сложноподчиненные предложения с последовательным подч

Знаки препинания при них
I. Употребление запятой и точки с запятой 1. Между предложениями, входящими в состав бес­союзного сложного предложения, ставится запятая в том сл


Когда говорящий в процессе речевой деятельности произ­водит текст, может возникнуть потребность передать чужую речь, включить ее содержание в информацию. Чужая речь -


Цитаты - это дословные выдержки из текстов, чьих-либо высказываний. Цитаты являются разновид­ностью прямой речи. Цитироваться могут как закончен­ные предложения, так и их части

Материала
1. Дайте определение пунктуации. 2. Какие основные направления выделяются при изучении пунктуации? Расскажите об особенностях каждого. 3. Что такое пунктограмма? 4. Когда

Понятие о пунктуации
Упражнение 1 А. Прочитайте, выделите в каждом предложении словосочетания, установите в них главное и зависимое слово и ука­жите способ их связи.

Предложения
Упражнение 3 Прочитайте, укажите среди сложных предложе­ний сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные. Перепи­шите, подчеркивая грамматическую основу каждого простого пред­ложения

Членами предложения
Упражнение 7 Прочитайте, укажите однородные члены пред­ложения. Какими членами предложения они являются, как соеди­нены? Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания

Знаки препинания в простом предложении
Упражнение 13 Перепишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор про­стых предложений, указав: 1) тип предложения по цели высказыва­ния (по

Употребление тире между членами предложения
Упражнение 14 Перепишите, обозначая подлежащее и сказуе­мое и ставя, где это нужно, тире. 1. Дон река капризная (Пауст.). 2.

Словами при однородных членах
Упражнение 18 Прочитайте, выделите однородные члены и укажите, чем они связаны. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания, подчеркните союзы, связывающие однородные члены, отметь

Знаки препинания при обособленных членах предложения
Упражнение 23 Прочитайте. Укажите обособленные члены предложения и объясните пунктуацию при них. 1. Пламя нашего костра освещает его [камень] со стороны, обращенно

Обособление определений
Упражнение 24 Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните пунктуацию при обособленных определениях. I. 1. За дом

Обособление дополнений
Упражнение 31 Прочитайте. Укажите обособленные обстоя­тельства, выраженные деепричастиями или деепричастными оборо­тами. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания

Сравнительные обороты
Упражнение 40 Прочитайте, укажите сравнительные обороты. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания, раскрывая скобки. I. 1. Свет

Знаки препинания в сложных предложениях
Упражнение 49 Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор сложных предложений указав: 1) тип предложения по цели высказывания (если сложное предл

Предложении
Упражнение 50 Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор сложносочиненных предложений. I. Я стал читать и

Предложении
Упражнение 57 Прочитайте. Укажите придаточные предложе­ния, отметьте, каким союзом или союзным словом каждое из них свя­зано с главным, какое значение имеет. Перепишите, ра

Препинания в них
Упражнение 64 Прочитайте и установите смысловые отноше­ния между простыми предложениями, входящими в сложное бес­союзное. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинани

Знаки препинания при прямой речи и диалоге
Упражнение 70 А. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания и заменяя, где нужно, строчные буквы прописны­ми. 1. Он поднял голову, взгл

Цитаты и знаки препинания при них
Упражнение 72 Данные высказывания оформите как цитаты, сопроводив их словами автора. Место, куда надо вставить эти слова, отмечено знаком ||. 1. Обращаться со слов


Пуктуация– это со­брание правил постановки знаков препи­нания; расстановка знаков препи­нания в тексте; то же, что знаки препи­нания.

Критерии оценки знаний, умений и навыков студентов
Итоговой формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине «Современный русский язык: Синтаксис. Пунктуация»является экзамен. Экзамен проводится устно, студенту предл

Фонд контрольных заданий по дисциплине
«Современный русский язык: Синтаксис. Пунктуация» (для студентов специальности «Журналистика») Примечание:Фонд контроль

Предложение как основная синтаксическая единица
Задание 24 Определите простое предложение: А) Я открыл глаза. В) В туманном небе на го

Простое предложение
Задание 32 Определите односоставное предложение: А) Светало. В) Мне придется вернуться? С) За стеклом все было снежно и безмолвно

Сложное предложение
Задание 62 Определите сложное предложение: А) Мне стало мерещиться. В) В эту ночь в саду шелестел дождь, и потом несколько

Пунктуация
Задание 88 Определите восклицательное предложение: А) Живее, кони, живее. В) Мы въехали в кусты. С) Дорога стала ухабистее.

Глоссарий
НОРМА (ЯЗЫКОВАЯ), норма литературная, - принятые в об­щественно-речевой практике образован­ных людей правила произношения, грам­матические и другие языковые средства, правила слово

Список условных сокращений
Абр. – Ф. Абрамов Аж. – В. Ажаев Акс. – С.Т. Аксаков А.К.Т. – А.К. Толстой Андр. – Л. Андреев А.Н.С. – А.Н. Со

Сведения об исследователях русского языка
АВАНЁСОВ Рубен Иванович [р. 1(14). 2.1902, г. Шуша (Нагорный Карабах) Азерб. ССР] - сов. языковед, чл.-корр. АН СССР (1958). Окончил МГУ (1925), проф. МГУ (с 1937), д-р филологич.

Сложносочиненное предложение (ССП)

Сложноподчиненное предложение (СПП)
1. По модальности: реальное или нереальное. 2. По характеру предикативных отношений: утвердительное или отрицательное. 3. По цели высказывания: повествовательное,

Бессоюзное сложное предложение (БСП)
1. По модальности: реальное или нереальное. 2. По характеру предикативных отношений: утвердительное или отрицательное. 3. По цели высказывания: повествовательное,

Многочленное сложное предложение (МСП)
1. По модальности: реальное или нереальное. 2. По характеру предикативных отношений: утвердительное или отрицательное. 3. По цели высказывания: повествовательное,

Как спасали Серого
Мы иногда оказываемся достойны наших честных и неподкупных собак. Этот серый пес разбередил души завсегдатаев Нижегородского рынка. Собака жалобно скулила, вместо передней лапки – к

Здоровые мужики рыдали как дети
Пятнадцать минут назад глубоко под землей прогремел взрыв. Но у входа в торговый центр – уже целая толпа зевак. Они мешают работе пожарных и сотрудников Центра экстренной медицинской помощи. “Что з

Связи Номинационная цепочка
1. Средства межфразовой связи 1. Структура номинационной це- смыслового типа: почки: а) средства связи межпонятий- а) базов

Понятие диалога
(отрывок из книги «Образовательные возможности общения в деятельности журналиста) Для журналиста особенно важным является понимание того, что успех его де

Бескрылые летуны
В теплые дни бабьего лета или чуть позже, но при хорошей погоде вы непременно увидите бескрылых маленьких летунов-путешественников. Сидит на сучке паучок, выпускает серебристую гибк

Поезд не может уйти без тебя
Мне кажется, что мы знакомы давным-давно, хотя прошло всего шесть лет с тех пор как на выставке под названием “Магический квадрат” в музее изобразительных искусств я впервые увидела