Как осуществляется параллельная связь между предложениями. Текст. Признаки текста. Виды связи в тексте. Цепная связь. Способы передачи цепной связи. Параллельная связь. Присоединительная связь

Ретардация - стилистический прием замедления прямого фабульного повествования в литературном произведении путем введения описаний природы, обращений к прошлому героя, философских рассуждений, лирических отступлений и т. п. Можно указать на философические размышления о наполеоновской тактике в «Войне и мире» Л. Толстого, на лирические отступления в «Евгении Онегине» Пушкина, в «Дон-Жуане» Байрона и т. д.

Кумулятивная композиция – композиция, которая строится на нагромождении-нанизывании сюжетных элементов, а смысл произведения скрыт в многократном повторении и нарастании этих элементов.

Вопрос 35. Стилистическая роль инверсии и анаколуфа.

Инверсия – стилистически мотивированное нарушение обычного порядка слов в предложении или словосочетании. Вы согласитесь, мой читатель, / Что очень мило поступил / С печальной Таней наш приятель (А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»);

Инверсия может становиться эффективным средством создания комического эффекта :

Основная функция инверсии – выделение значимого в смысловом отношении отрезка текста, постановка логического ударения (логическое ударение падает на тот член предложения, который перемещается с обычного места). К другим значимым функциям инверсии можно отнести такие: ритмообразующая, эмоционально-экспрессивная, функция стилизации (например, под разговорную речь).

Анаколуф (нарушение грамматической однородности) – фигура, заключающаяся в грамматическом рассогласовании компонентов высказывания (несогласование в роде, числе, падеже; объединение в ряду однородных членов предложения разных частей речи и т.п.). «А ведь было время, когда он только был бережливым хозяином! был женат и семьянин <…>» (Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»); «Приказчик был баба и дурак » (Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»).

Анаколуф способствует выдвижению отрезка текста, следовательно, привлечению внимания к изображаемому . С помощью данной фигуры часто создаётся комический эффект . Помимо этого укажем, что анаколуф используется для создания речевой характеристики персонажа (иностранца, носителя языка с низким уровням языковой компетенции, человека, находящегося в состоянии волнения и т. п.).

Вопрос 36. Виды связи в тексте. Цепная связь. Параллельная связь. Определение понятий. Стилистическая роль. (г. Я. Солганик. Стилистика текста)

Цепная связь (последовательная, линейная) – такой вид связи предложений в тексте, при котором используется лексический повтор. Эта связь отражает последовательное движение, развитие мысли (последующее предложение развивается из предыдущего). Одна из самых распространенных. Например:

1. Маша рисует елку. Елка растет во дворе. Общий компонент называется одним и тем же словом (елка-елка), используется лексический повтор.

2. Маша рисует елку. Она растет во дворе. Общий компонент называется словом и заменяющим его лично-указательным местоимением (елка-она).

3. Маша рисует елку. Дерево растет во дворе. Общий компонент называется словом и заменяющим его синонимом (елку – дерево) – третий пример.

Виды цепной связи по способу выражения: 1) цепная лексическая 2) цепная местоименная 3) цепная синонимическая

Это три способа обозначения общего компонента мысли. Язык не знает других способов, средств его обнаружения, выявления. И лексический повтор, и местоимения, и синонимическая лексика – своеобразные сигналы, свидетельствующие, что речь идет об одном и том же. И эти сигналы имеют важный, но внешний, поверхностный характер.

Глубинная же суть связи предложений заключается в ее структурном характере. Один из элементов структуры первого предложения соотносится со структурным элементом второго предложения И эта структурная соотнесенность представляет собой синтаксическую модель, в данном случае "дополнение - подлежащее" (Д – П), которая выражается в лексическом повторе, местоименной, синонимической замене. Причем главное здесь именно структурная соотнесенность, а лексика и местоимения лишь средства обнаружения, проявления структурной соотнесенности. Эти средства могут меняться, варьироваться, модель же остается неизменной. Природа связи предложений имеет синтаксический характер , так что возможны и такие примеры:

7. Маша рисует елку. Машу (ее, девочку) я знаю давно.

8. Маша рисует елку. Елку (ее, это дерево) любят все дети.

9. Маша рисует елку. Рисунок получился удачным.

В рассмотренных примерах связь предложений осуществляется по моделям "подлежащее – дополнение" (7-й пример), "дополнение – дополнение" (8-й пример) и "сказуемое – подлежащее" (9-й пример).

Итак, главное в цепной связи - структурная соотнесенность предложений, виды этой соотнесенности: дополнение – подлежащее, подлежащее – дополнение, дополнение – дополнение, сказуемое – подлежащее и др.

Параллельная связь - такой вид межфразовой связи, при котором каждое предложение построено по типу предшествующего. Все они однотипны и имеют одинаковый порядок слов => они параллельны.

Предложения не развиваются одно из другого, а сопоставляются.

Обратимся снова к нашему примеру: Маша рисует елку . Можно продолжать это предложение, например так:

Маша рисует елку.

Игорь читает книгу.

Зина разгадывает кроссворд.

Возможен и несколько иной тип параллелизма:

Маша рисует елку.

Маша учится в школе.

Маша интересуется географией.

Здесь параллелизм строения предложений усиливается, подчеркивается анафорой, единоначатием. И так как в нашем примере речь идет об одном человеке, то подчеркиваются, сопоставляются его качества, поступки и т. д. Такое строение текста уместно при характеристике кого-либо, создании речевого портрета, вообще при описании.

    ! Таким образом, два основных типа связи самостоятельных предложений в тексте – цепная и параллельная – основаны на структурной соотнесенности предложений. Первая используется при последовательном движении и развитии мысли , а вторая – при сопоставительном.

Функционирование и стилистическая роль цепной связи

Цепные связи используются во всех стилях языка. Это самый массовый, самый распространенный способ соединения предложений. Строфы с цепными связями составляют основную массу (80-85%) словесной ткани во всех стилях речи. Широкое использование цепных связей объясняется тем, что они в наибольшей степени соответствуют специфике мышления, особенностям соединения суждений. Там, где мысль развивается линейно, последовательно, где каждое последующее предложение развивает предшествующее, как бы вытекает из него, цепные связи неизбежны.

Прежде всего характерны они для научного стиля . В научном тексте мы встречаемся со строгой последовательностью и тесной связью отдельных частей текста, отдельных предложений, где каждое последую­щее вытекает из предыдущего. Излагая материал, автор последовательно переходит от одного этапа рассуждения к другому. И такому способу изложения в наибольшей степени соответствуют цепные связи.

Тесно и четко соединяя предложения, этот способ связи относится к наиболее экономным, так как позволяет не повторять все предшествующее словосочетание и в то же время вводить новые определения опорною слова.

В языке публицистики представлены все виды цепной связи. Использование их зависит во многом от характера текста, от жанра. Но наиболее характерными, наиболее полно соответствующими природе и задачам публицистического стиля следует признать синонимическую цепную и цепную местоименную с их широкими возможностями комментирования и оценки содержания высказывания.

В языке художественной литературы , как и в публицистике, можно найти почти все виды цепной связи. Теснейшая внутренняя связь между предложениями художественного текста не только закон, но и одно из условий мастерства.

В целом основной принцип языка художественной литературы в области связи законченных предложений – это, по-видимому, стремление сделать синтаксическую связь между предложениями не столь явной и открытой, как, например, в научной литературе. Поэтому в языке художественной литературы среди цепных связей широко распространены связи с личными местоимениями , с указательным местоимением это , а также цепные связи посредством лексического повтора.

Цепные связи между предложениями строфы достаточно свободны, оставляют много простора для творчества. Однако свобода эта относительна. В строфах с цепными связями налицо общие, однотипные способы, средства соединения предложений хотя и многообразные, но действующие с принудительной силой.

    Цепные связи преобладают в речи деловой, научной, публицистической, очень часты в художественной литературе, вообще они присутствуют везде, где есть линейное, последовательное, цепное развитие мысли.

Функционирование и стилистическая роль параллельной связи

Отражая характер мышления, называя действия, события, явления, располагающиеся рядом (рядоположные), параллельные связи по самой своей природе предназначены для описания и повествования.

Параллелизм структуры обычно выражен с большей или меньшей полнотой; случаи полного параллелизма, когда все предложения строфы параллельны, сравнительно редки. Параллелизм, как правило, выражается в том, что сказуемые предшествуют подлежащим и часто открывают предложение. Предложения повествовательных строф не описывают действия, а повествуют о них, т. е. передается самое событие, самое действие. Расположение сказуемого после подлежащего в качестве основы параллелизма выступает довольно редко.

Подчеркнуто эмоциональный, экспрессивный характер имеют параллельные связи, усиленные лексическим параллелизмом – анафорой (единоначатием).

Вопрос 37. Строение текста. Предложение и строфа как единицы текста. Понятие о прозаической строфе (сложное синтаксическое целое, сверхфразовое единство). Композиция строфы. Понятие о фрагменте. Глава. Часть. Законченное произведение. По Г. Я. Солганику (Стилистика текста)

Любой текст состоит из предложений. Это строительный материал, своеобразные кирпичи, образующие здание текста. Но как от отдельного до законченного дома, так от предложения до завершённого произведения дистанция огромного размера. Необходимы перерывы, остановки, возвращения к ранее сказанному. Вязь предложений неоднородна. Одни играют важную роль, выражая нечто существенное, отмечая вехи повествования, другие имеют локальное значение. И всё это получает отражение в структуре текста. Такая картина открывается, если идти от произведения к отдельному предложению. К аналогичному выводу мы придём, если двигаться от предложения к завершенному произведению. Отдельное предложение не закончено, не исчерпывает мысли.

Итак, отдельные предложения не исчерпывают мысли, оно выражает лишь какую-либо её часть, сторону. И это соответствует характеру человеческого восприятия. Мы воспринимаем информацию долями, частями, анализируя их, соединяя, суммируя, производя сложные, не до конца известные науке умственные процессы. Особенность человеческого восприятия такова, что мы получаем информацию частями.

Предложения в тексте – своеобразные кванты, доли информации, из которых складывается целая информационная картина, целое речевое произведение. Отдельное предложение – это часть мысли. Для развития, более или менее полного раскрытия мысли требуется группа предложений. Язык, как известно, это форма мысли. Слова выражают понятия, предложения – суждения, а группа предложений – законченную мысль.

Таким образом, группа предложений, объединенных по смыслу и грамматически выражающих более или менее законченную мысль, - это языковая единица, как слово или предложение, но более сложная по составу, устройству. В научной литературе её называют по-разному: сложное синтаксическое целое, сверхфразовое единство, компонент, прозаическая строфа и др. Строфа обозначает тесно взаимосвязанную группу стихов, представляет собой смысловое, метрическое и синтаксическое единство. (пример: онегинская строфа представляет собой «стихотворение в стихотворении»).

В отличие от стихотворной строфы тесное смысловое и синтаксическое единство законченных предложений в прозаической речи логично называть прозаической строфой . В дальнейшем для краткости можно пользоваться и термином строфа , понимая под этим прозаическую строфу.

Строфа – не сумма предложений, а синтаксическая единица, единица языка. Между составляющими строфу предложениями существуют грамматические отношения. Любой достаточно протяжённый текст естественно членится на строфы. С другой стороны, если нам нужно написать какой-либо текст, мы не можем обойтись без прозаических строф, составляющих строительный материал речи.

Членение текста на прозаические строфы – один из законов построения речи. И он проявляется в любом тексте.

Важная характеристика строфы – отношение автора (говорящего) к тому, что им высказывается.

Предложения строфы имеют, как правило, единую авторскую позицию, и любое изменение её сказывается на структуре строфы. В качестве средств выражения авторской позиции используется (для оформления переходов, начала, конца мысли и т.д.) личные местоимения (я, мы), личные глагольные формы, модальные слова, частицы и др.

Композиция строфы. Итак, прозаическая строфа – это единица, строящаяся по законам языка. Составляющие строфу предложения объединяются грамматическими отношениями (цепная, параллельная связь) и единой авторской позицией. Это внутренний, грамматический план строения строфы.

Но строфа имеет и внешний план строения – определенную композицию. Входящие в неё предложения играют неодинаковую роль.

Наибольшей самостоятельностью, относительно большой свободой своего строения характеризуется первое предложение – зачин . Для зачина используются специальные синтаксические средства, оформляющие момент начала речи. Другие предложения строфы менее самостоятельны в структурном и смысловом отношении и часто зависят синтаксически от зачина. Зачин является организующим синтаксическим центром строфы . В любом виде речи существует необходимость выразить начало мысли, оформить его синтаксическими средствами. Можно, например, отметить существование устойчивых формул начала мысли в диалог-ой речи (в пример приводятся стихотворение Некрасова «Железная дорога» и арабская сказка «Тысяча и одна ночь»).

Вводя новую мысль, зачин определяет во многом её развитие, как бы даёт тон послед-му изложению. Обладая законченностью не только грамматической, но и смысловой, тематической, зачин нередко заключает в себе краткое содержание всей строфы. В художественной речи зачин не только обозначает тему строфы, но и служит своего рода камертоном, определяющим стилистическое единство строфы. Не случайно поэтому первому предложению произведения писатели уделяют так много внимания.

Только первое предложение строфы можно считать построенным свободно. Структура же второго и послед предложений в значит-ой степени определена и обусловлена отношением к первому. Но синтаксическая самостоятельность, независимость зачина относительна. Строфа – единое синтаксическое целое, и все её элементы тесно взаимосвязаны. Синтаксическое строение зачинов разнообразно. Но тем не менее существуют определенные устойчивые повторяющиеся формы, синтаксические способы выражения начала мысли, перехода от одной мысли к другой и т.д.

Однотипные зачины. Все они имеют одинаковый порядок слов – прямой : подлежащее, сказуемое, обстоятельство. Сказуемое простое – выраженное глаголом прошедшего времени совершенной или несовершенной формы. Подчеркивается само действие, процесс. Равномерная распределенность логического ударения между всеми членами предложения.

Динамические зачины . Синтаксически открыты. Требуют развития, распространения . Построение: начало мысли (микротема строфы), средняя часть (развитие мысли; 1,2 или больше предложений, присоединяются цепной или параллельной связью), концовка (выделяется специально; развитие мысли завершается).

Широко распространено использование союза и в последнем предложении строфы.

Последнее предложение строфы состоит из трёх однородных сказуемых с союзом и перед последним из них. В составе предложения союз и перед последним из однородных членов замыкает их ряд, означает исчерпанность перечисления. В концовке прозаической строфы функция союза и в аналогичных синтаксических условиях усложняется: он сигнализирует о завершённости не только перечисления, но и всей строфы, значение замкнутости, исчерпанности как бы наслаивается на основные смысловые союзы, становясь среди них преобладающими.

Для синтаксического оформления концовки строфы союз и используется и в другом своём качестве – в присоединительном значении в начале последнего предложения.

Способы синтаксического оформления концовки многообразны. Кроме союза и используются союзы а, но, да. Средствами завершения строфы могут служить восклицательные или вопросительные предложения, вводные слова, прямая речь и т.д.

    Таким образом, строфа имеет следующую композицию : 1.Зачин , содержащий начало мысли, формулирующий её тему 2.Средняя часть – развитие мысли, темы 3.Концовка – своеобразная синтаксическую точку, подводящую итог микротеме строфы и подчёркивающую это не только в смысловом, но и в синтаксическом отношении (не обязательная композиция).

Фрагмент

Обычно одна тема (или ее аспект) развивается в двух или нескольких прозаических строфах. Эти строфы образуют семантико-синтаксическую единицу - фрагмент.

Во фрагменте, как правило, наибольшую смысловую, информационную и композиционную нагрузку несет строфа, открывающая произведение или начинающая новую тему , выражающая узловой момент ее развития. Это наиболее независимые в смысловом и композиционно-синтаксическом отношении строфы, что отражается в структуре и форме их зачинов. Такие строфы можно назвать ключевыми. Это своеобразные зачины фрагментов.

Строфы, заключенные внутри фрагмента, внутренние, играют иную роль в композиции целого. Они призваны развивать, пояснять, иллюстрировать тему, намеченную в ключевой строфе . Поэтому они менее самостоятельны, более тесно связаны между собой и не оказывают существенного влияния на развитие главной, сквозной мысли - темы.

Связь между внутренними строфами чаще передается с помощью зачинов смежных строф или концовки предшествующей и зачина последующей строф, соединенных цепной, или параллельной, или присоединительной связью.

Параллелизм зачинов, усиленный анафорой, - основное средство синтаксической связи между строфами данного фрагмента. В стилистическом плане этот способ организации текста характерен в основном для возвышенной, эмоционально-приподнятой речи. Однако иногда он может использоваться и в речи нейтральной и даже шутливой.

Для соединения прозаических строф внутри фрагмента нередко используются вводные слова, которым часто предшествуют союзы и, но, а и др. Эти средства выражают значение начала, перехода от одной мыс­ли к другой.

Обычно зачины с вводными словами, которым пред­шествуют союзы, открывают (вводят) внутренние строфы, тесно связанные между собой единством последовательно развивающейся темы. Происходит повтор слов и оборотов предыдущей строфы (чаще ее концовки) в зачине последующей строфы. Пишущий как бы отталкивается от повторяемого слова, развивая мысль в ином аспекте.

Довольно широко используются как средство связи между строфами зачины, выраженные вопросительными или восклицательными предложениями и имеющие диалогический характер. Благодаря неожиданной смене синтаксической формы (после ряда утвердитель­ных предложений - вопросительное или восклицательное предложение) такие зачины резко меняют аспект повествования, переводят его в иной план. Как правило, это зачины, открывающие строфы, которые имеют комментирующий характер.

Восклицательное предложение в начале второй строфы позволяет изменить аспект и ход изложения, синтаксически оформить зачин и перейти к новой мысли.

Вопросительные предложения в качестве средства связи между строфами также широко распространены в разных стилях. Весьма характерны они, например, для публицистики. Вопросительное предложение в начале строфы сосредоточивает внимание читателя на главном. В строфах, открывающихся вопросительным предложением, получает дальнейшее развитие мысль, выраженная в предшествующей строфе. Ответ на вопрос, содержащийся в зачине, дается в последующих предложениях.

Аналогичную функцию выполняет зачин со словами да или нет.

Глава

Схема связной речи с точки зрения составляющих ее единиц:

! Предложение –> прозаическая строфа –> фрагмент –> глава –> часть –> законченное произведение.

Нижняя граница текста – одно предложение, верхняя – неопределенное множество предложений. Специфика всех этих единиц речи в их структурной и относительной смысловой законченности, что позволяет каждой из них при определенных условиях выступать в качестве самостоятельного речевого произведения.

Не в каждом произведении могут быть представлены все компоненты схемы, но в каждом неизбежен хотя бы один компонент.

Устройство текстов большей протяженности гораздо сложнее. Фрагменты могут объединяться в более крупное речевое целое, составляющее произведение, или значительные его звенья (главу, часть). При этом основной способ организации крупных текстов – семантико-синтаксическая связь зачинов . В прозаической строфе зачин – ключевое предложение, своеобразное подлежащее, тема. Во фрагменте зачин играет аналогичную роль, но объединяет уже несколько строф. Зачины фрагментов образуют смысловой и синтаксический каркас текста, служат главным средством его организации. Это своеобразный двигатель сюжета, развития мысли. Зачин несет в себе наиболее важную информацию, которая получает в дальнейшем конкретизацию, развитие и углубление. Совокупность зачинов – реферат текста .

Синтаксическая (цепная или параллельная) связь между зачинами фрагментов выступает в качестве главного способа организации текстов.

Фрагменты посредством связи зачинов объединяются в более крупные речевые целые – главы . Поэтому в чисто формальном плане главу можно определить как совокупность тесно связанных по смыслу и синтаксически фрагментов.

Семантическая организация главы держится на двух осях:

    вертикальной. Ее образуют акциональные предикаты (субъект непосредственно участвует в событии). Они движут повествование, составляют каркас текста. серия «заглавных» (сквозных) предикатов воплощает движение художественной мысли, развитие действия и т.д.Неакциональные предикаты организуют пространство произведения.

    горизонтальной . Неакциональные предикаты организуют пространство произведения.

    Акциональные+неакциональные=хронотоп.

Для подавляющего большинства глав характерен вертикально-горизонтальный тип организации семантики. Эпизодические предикаты, располагаемые на горизонтальных осях, тесно связаны с «заглавными» и взаимодействуют с ними. Они конкретизируют предикаты вертикальной оси, насыщают их художественными деталями.

Субъекты в главе замещают в речи предметы действительности. Организуют событийный план художественного текста. Это своеобразные узловые точки, центры, вокруг которых развертываются события. Субъект важен, но организует лишь сюжет. Текст главы семантически организуют предикаты.

«Заглавные» предикаты «возглавляют» микроэпизоды (внутри главы), в которых раскрывается обобщенная мысль «заглавного» предиката. Если сквозные предикаты адвербиальные, то в эпизода используются акциональные, и наоборот. При этом использование в качестве «заглавных» акциальных или адвербиальных предикатов определяет соответственно повествовательный или описательный характер главы.

Части

Вертикально-горизонтальный принцип лежит не только в основе организации глав, но и в основе организации более крупных целых – частей произведения. Так, можно выделить главы, движущие романное действие (подобно акциональным предикатам), и главы-отступления, главы-ретардации (описательные, исторические, философские), подобные адвербиальным (описания) и статальным предикатам (состояния).

При схематическом изображении получим: на вертикальной оси главы повествовательные, на горизонтальных – описательные.

Глава занимает наименьшее семантическое пространство. Ее можно определить как наименьшую относительно законченную часть художественного произведения, выделенную графическими средствами. Глава подчеркивает, ставит в фокус читательского внимания тот или иной фрагмент мира, вычленяя его из непрерывного течения жизни.

Писатели по-разному членят произведение на главы. Дробное членение на главы характеризует установку писателя на психологизм.

Здравствуйте, читатели блога «Русское слово»!

Сегодня продолжим разговор о связной речи, начатый в , и поговорим о способах связи предложений в тексте, а также о том, как научиться использовать эти способы в речи .

Для начала хочу пояснить. Мы не дублируем и не создаём здесь учебник. И не открываем «Америку»! Наша цель – привлечь внимание к проблеме связности речи и подсказать пути решения.

Справедливо заметили читатели блога в комментариях к предыдущей записи по нашей теме, что связная речь начинает формироваться ещё в детстве. Но почему-то со временем приобретённые в детском саду и школе навыки связной речи теряются.

Уметь связно выразить свои мысли, бесспорно, нужно каждому человеку. Ведь мы очень хотим, чтобы нас понимали правильно , ведь так?!

Значит, надо учиться строить своё высказывание, строить текст . Кстати, вспомним, что такое .

И начнём!

Вороне где-то бог послал кусочек сыру. Ворона – общее название для нескольких видов птиц из рода Ворон. А гадкая ворона подлетела и цапнула ожерелье! Вороны живут до 75 лет, хотя молва приписывает им до 300 лет. Ворона полетела в лес и остальные жемчужинки попа-адали в траву-у!.. На ель ворона взобралась… Птица способна к сложным формам поведения и умеет хорошо приспосабливаться к различным условиям среды. Ворона каркнула во всё воронье горло.

Конечно, это не текст!

Предложения просто «выдернули» из разных источников (из басни, Википедии, рассказа) и поставили в один ряд. Без смысла! Без связи! Без цели! Казалось бы, отрывок повествует о вороне. Но это слово «ворона» — единственное, что объединяет эти предложения.

Предложения НЕ СЯЗАНЫ между собой ни по смыслу, ни грамматически, ни стилистически!

Здесь нет ни начала, ни конца. Полная бессмыслица!

Предложения в тексте должны развивать тему , они должны быть связаны между собой, объединены основной мыслью автора . Любой текст – это обязательно связная структура!

Существует два основных способа связи предложений в тексте.

Цепная (последовательная) связь предложений в тексте

Цепная связь предложений отражает последовательное развитие мысли. Соседние предложения как бы цепляются друг за друга (как звенья цепи).

Предложения при цепной связи связаны – спаяны! – между собой так: второе предложение — с первым, третье – со вторым, четвёртое – с третьим и т.д.

Очень простой пример текста, в котором предложения связаны цепной связью:

В классе на стене висит доска. На ней написано слово текст. Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Чтобы научиться так связывать предложения между собой, используйте повторяющиеся слова, местоимения, однокоренные сова, слова-синонимы, антонимы, союзы и союзные слова. Есть и другие средства связи, об этом позже…

Параллельная связь предложений в тексте

При параллельной связи все предложения соединены не последовательно, а как бы централизованно: второе, третье, четвёртое предложения связаны по смыслу с первым предложением.

При этом предложения одинаково относятся как друг к другу, так и к первому предложению.

Параллельная связь отражает перечисление, противопоставление или сопоставление. Каждое новое предложение не продолжает предыдущее, как при последовательной (цепной) связи, а раскрывает, детализирует одно общее – первое – предложение.

Предложения не сцепляются, а сопоставляются. Как правило, в них одинаковый порядок слов, похожи и члены предложения и т.д.

Пример текста, где предложения связаны параллельно:


Второе, третье и четвёртое предложения раскрывают смысл первого . Даже если поменять их местами, текст не разрушится. И при этом останется связным. Объединяет все четыре предложения контекстуальные синонимы: кабинет, класс, комната, здесь.

Цепная и параллельная связь предложений , бывает, используется в одном тексте. Классическим примером является лермонтовский «Парус».

Для описательных текстов характерна параллельная связь между предложениями. Это связано с тем, что описываемые реалии соположены в пространстве и времени. Они могут представлять собой части, элементы, стороны описываемого явления, пейзажа, общей картины, обстановки.

При характеристике человека параллельная связь обусловлена подчинением описания единому тематическому плану (человек, его возраст, его внешность, его характер, его одежда и т.д.).

В изображении предметов иногда встречается цепная связь, особенно в тех случаях, когда предметы описываются по отношению друг к другу.

Город (Т 1) был старым (Р 1).
Улицы его (Т 2 = Т 1) были узкими (Р 2).
Дома (Т 3 = Т 1) были в основном одноэтажными (Р 3).
Скверы (Т 4 = Т 1) густо заросли сиренью и акацией (Р 4).

Тематический ряд город, улицы, дома, скверы раскрывает одну и ту же тему город, описываемые предметы - составные части одного целого. В ремах содержатся качественные признаки предметов. Связь параллельная.

"И сейчас же с площадки сада под колонны на балкон двое легионеров ввели и поставили перед креслом прокуратора человека лет двадцати семи. Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта - ссадина с запекшейся кровью. Приведенный с тревожным любопытством глядел на прокуратора" (М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»).

В городе (Т 1) была зима (Р 1).
За окном (Т 2) мела метель (Р 2).
В комнате (Т 3) топилась печь (Р 3).
В доме (T 4) было тепло (Р 4).
На душе (Т 5) было спокойно (P 5).

В автономных темах отражаются разные стороны одной картины, они минимально зависят друг от друга. В ремах дается характеристика состояний. В целом они складываются в общее описание состояния среды или человека. Связь параллельная.

"Луна в вечернем чистом небе висела полная, видная сквозь ветви клена. Липы и акации разрисовали землю в саду сложным узором пятен. Трехстворчатое окно в фонаре, открытое, но задернутое шторой, светилось бешеным электрическим светом. В спальне Маргариты Николаевны горели все огни и освещали полный беспорядок в комнате". (М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»).

За моим окном виден сад (Р 1).
В саду (Т 2 = Р 1) растут старые яблони (Р 2).
За яблонями (Т 3 = Р 2) темнеется лес (Р 3).
Над лесом (Т 4 = Р 3) синеет небо (Р 4).
В небе (Т 5 = Р 4) плывут облака (Р 5).

В темах перечисляются предметы, составляющие пейзаж, обстановку. Темой каждого последующего предложения становится рема предыдущего. Связь цепная.

"Дверь раскрылась. Комната оказалась очень небольшой. Маргарита увидела широкую дубовую кровать со смятыми и скомканными грязными простынями и подушками. Перед кроватью стоял дубовый на резных ножках стол, на котором помещался канделябр с гнездами в виде когтистых птичьих лап. В этих семи золотых лапах горели толстые восковые свечи" (М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»).

Головкина С.Х., Смольников С.Н.
Лингвистический анализ текста — Вологда, 2006 г.

ПРАКТИКУМ «ВИДЫ И СПОСОБЫ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ»

Виды связи предложений в тексте:

Цепная связь: Последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т.д.(Схема цепной связи: 1 – 2 – 3 – 4…). Цепная связь обусловлена чередованием «данного» и «нового», мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым», во втором становится «данным», и т.п.

Параллельная связь предложений в тексте: Соподчинение второго, третьего и т.п. предложений первому. (Схема параллельной связи: 1: 2 – 3 – 4 – 5 …). Первое предложение содержит тему, дает общий план картины, а все остальные связаны с ним по смыслу и грамматически. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста.

    Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки.

    Где-то за горизонтом шла гроза.

СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

Лексические средства связи:

    Однотематическая лексика

    Описательные обороты.

Грамматические средства связи

    Союзы

    Видовременная соотнесённость глагольных форм (одно время и один вид в соседних предложениях) – например, все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.

    Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста

(Все предложения двусоставные неполные)

    Предложения могут связывать сразу несколько языковых средств

( Указательное местоимение, синоним и частица)

1. На столе лампа. Огонь в камине. На стене тени.

2. Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили

3. Друзья работали слаженно. Двое мальчиков кололи дрова. Трое складывали их в поленницу.

4. Однажды читатель берёт в руки книгу…Возникает воспоминание пережитого счастья или горя, и, поражённый, он восклицает:

- Как этот человек мог выразить мои переживания?!

Сопереживание, ощущение соей слитности с автором – это одна из сторон постижения книги.

5. Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни

6. Туристы вышли на поляну. Здесь решили они остановиться на ночлег.

7. Любите книгу всей душой. Она не только ваш лучший друг и помощник, но и до конца верный спутник.

8. Мои друзья – моя опора. Любой из них протянет мне всегда руку помощи.

9. Из Беловежской пущи на Волынь завезли зубров. Новички быстро прижились и перестали бояться.

10. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.

.

15.

16. В поле гулял ветер. В лесу же была тишина.

17. Занимайтесь спортом! Во-первых, он даст вам здоровья. Во-вторых, укрепит ваш дух и, наконец, принесёт массу удовольствия.

(Д.Лихачёв)

19. Кто-то незнакомый стоял на перекрёстке. Этого человека я видел и вчера.

Упражнение 4. Восстанови порядок предложений

1. А бедные люди часто совсем не получали соли.

2. За столом солонка стояла около хозяина.

3. Вот почему до наших дней сохранилось слово пересолить в смысле перестараться.

4. Особенно старался хозяин перед богатым гостем.

5. Когда-то на Руси соль была очень дорогой.

6. Больше сыпал тому, кого уважал.

7. От этого появилось выражение несолоно хлебавши , которое означает «уйти, не получив ожидаемого».

8. Он сам сыпал соль гостям.

9. И нередко пересаливал.

Хорь. Он Крестьянин

2. Хорь был человек положительный. Это Они же делали Хоря человеком авторитетным.

3. Запевающий сон, зацветающий цвет,

Исчезающий день, погасающий свет.

Открывая окно, увидал я сирень.

Это было весной – в улетающий день.

Раздышались цветы – и на темный карниз

Передвинулись тени ликующих риз.

Задыхалась тоска, занималась душа,

Распахнул я окно, трепеща и дрожа.

И не помню – откуда дохнула в лицо,

Запевая, сгорая, взошла на крыльцо. (А. Блок)

    леса , могучие, нетронутые. В лесах

    талантливым талантливости .

    В лесу мы видели лося . Сохатый

    Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи.

    Ей ей и украшать её.

    Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать.

    Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью.

    Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда.

    Так

    И радость огнями взлетала в небо. (А.Алексеев).

    Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но

    Словом

    огромный

    Направо пойдешь – богатым быть. Налево пойдешь – женатым быть. Прямо пойдешь – убитым быть.

    Прочитанную книгу они долго обсуждали. В той книге оказалось то, чего они так ждали. Не напрасными оказались их ожидания.

    "Творчество Пушкина имело особое значение для дальнейшего развития литературного русского языка. Великому поэту в своих произведениях удалось соединить иноязычные заимствования, высокие старославянизмы, а также элементы разговорной живой речи.

    Друг спорит. Недруг же поддакивает.

    Много соли содержится в морской воде. Вот почему ее нельзя использовать для приготовления различных блюд.

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА «ТЕКСТ. СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ»

Однажды читатель берёт в руки книгу … Возникает воспоминание пережитого счастья или горя, и, пораженный, он восклицает:

Как этот человек мог выразить мои переживания?! Однажды человек начинает постигать себя через книгу – пишет её или читает – он проходит с нею вместе сложнейший процесс самопознания и самовыражения.

Сопереживание, ощущение своей слитности с автором, понявшим читателя и показавшим ему похожие лицо и душу, - это одна сторона постижения поэтической книги.

Другое не менее значительное чувство: после осознания себя – жажда ответа, порыв к действию. Человеку открываются глаза на мир – он проверяет свои слова и поступки, он формирует себя в себе с помощью чужого слова, чужого чувства, чужой мысли …

Однажды человек, уверенный в том, что все знает и во всем разбирается, сдавший экзамен по литературе на «отлично», внезапно, словно прозрев, начинает ощущать, почти осязать слова, прежде не вызывавшие в нем сильных эмоций и ассоциаций:

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом…

Ёщё вчера эти строки и не вспоминались даже. Сегодня они возникли в памяти, и одновременно явился перед мысленным взором безграничный морской пейзаж …

И наполняется читатель силой от прочитанного, желанием взлететь в неведомое, стремлением оттолкнуться от обыденности – мир представляется ему легко преодолимой преградой на пути к солнцу.

Однажды тот, кто с детства привык к кино и телевизору, вечно спешащий по делам, захочет остановиться, оглянуться, почувствовать себя … Человеку захочется, как свежего воздуха, полета, вдохновения.

Однажды … человек захочет постичь искусство слова … Это счастливый человек.

    Определи тему текста.

    Найди в тексте ключевые слова.

    С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами?

    Какова роль в тексте повторяющегося слова «однажды»? (Глава, из которой взят отрывок, так и называется – «Однажды»).

    Объясните значение слов ассоциация, эмоция, сопереживание.

    Найди в тексте контекстуальные синонимы, антонимы, слова в переносном значении.

    Запиши два последних абзаца, разбери предложения.

    Напиши сочинение «Почему мне хочется перечитать книгу………….» или напиши небольшое эссе – выскажи свое мнение о предложенном отрывке текста.

Ответы:

Упражнение1. Определи виды связи предложений в тексте:

Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки. ( Параллельная связь )

Где-то за горизонтом шла гроза. Она рассылала в жаркую летнюю ночь решительные широкие раскаты. Гром, уже почти обессиленный в пути, оживлялся под сухой крышей… Цепная связь

Наконец-то мы добрались к морю. Оно было очень спокойным и огромным. Спокойствие это, однако, было обманчивым. Цепная связь

Леса служат для того, чтобы оздоровлять нашу планету. Они не только являются гигантскими лабораториями, производящими кислород. Они также поглощают ядовитые газы и пыль. Их поэтому справедливо считают "легкими нашей земли. ( Параллельная связь )

Упражнение 2. Определи способ связи предложений в тексте.

    На столе лампа. Огонь в камине. На стене тени. Неполные предложения и эллипсис,

отсылающие к предшествующим элементам текста

2. Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась превозносили шутили

над нашими неудачами. (А.Пушкин) Видовременная соотнесённость глагольных форм (одно время и один вид в соседних предложениях)

3. Друзья работали слаженно. Двое мальчиков кололи дрова. Трое складывали их в поленницу. Числительные(количественные, порядковые, собирательные)

4. Однажды читатель берёт в руки книгу…Возникает воспоминание пережитого счастья или горя, и, поражённый, он восклицает: - Как этот человек мог выразить мои переживания?! Сопереживание, ощущение соей слитности с автором – это одна из сторон постижения книги. Однотематическая лексика

5. Построили шоссе. соединила область со столицей. (Ф.Абрамов) Описательные обороты.

6. Туристы вышли на поляну . Здесь решили они остановиться на ночлег. Наречия(местоимения-наречия): здесь, тут, там, везде, всюду, однажды и другие)

7. Любите книгу всей душой. Она не только ваш лучший друг и помощник, но и до конца верный спутник. Местоимения (личные, указательные, определительные и другие)

8. Мои друзья – моя опора. Любой из них протянет мне всегда руку помощи. Местоимения (личные, указательные, определительные и другие)

9. Из Беловежской пущи на Волынь завезли зубров. Новички быстро прижились и перестали бояться. Синонимы(в том числе и контекстуальные, описательный оборот)

10. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить. Лексический повтор, однокоренные слова

11. С малых лет учись быть верным слову. Верность слову – твоя личная честь.(В. А. Сухомлинский) Лексический повтор, однокоренные слова

12. Над самой головой раздавался стук дятла. Лесной доктор обследовал больное дерево. Синонимы(в том числе и контекстуальные, описательный оборот)

13. У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше. Антонимы(в том числе и контекстуальные)

14. Страшен враг за горами. Гораздо опаснее он за плечами . Антонимы(в том числе и контекстуальные)

15. Война принесла нашей стране много горя, бед и несчастий. Но наш народ победил потому, что был

до конца предан своей Родине. Союзы (преимущественно сочинительные)

16. В поле гулял ветер. В лесу же была тишина. Частицы(же, ведь, и, всё-таки и другие)

17. Занимайтесь спортом! Во-первых , он даст вам здоровья. Во-вторых , укрепит ваш дух и, наконец , принесёт массу удовольствия. Вводные слова, указывающие на порядок явлений(мыслей) и связь между ними

18. Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв) Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений.

19. Кто-то незнакомый стоял на перекрёстке. Этого человека я видел и вчера. (Указательное местоимение, синоним и частица)

Упражнение 3. Лингвистическая задача

    На третий день, когда зерцало – солнце появилось из футляра востока,…

    На пятый день, когда с главы звёзд сорвали покров ночи,…

    На шестой день, когда пламя солнца показалось на востоке,…

    На седьмой день, когда хрусталь – солнце появился из посудного шкафа небосклона,…

    рабыня царя с пылающим сердцем пришла в залу суда и начала взывать о справедливости.

    рабыня царя с лицом, блиставшим, как зеркало, пришла в судную залу и начала взывать о справедливости.

    рабыня царя пришла без покрова в судную залу и начала взывать о справедливости.

    рабыня взяла бутылку нефти, предстала в судном зале и сказала: «Если сегодня я не добьюсь осуществления своих прав, я сожгу себя этой нефтью».

((Для решения данной задачи необходимо обратить внимание на такие средства связи предложений в тексте, как понятия лексического повтора и слова одной тематической группы:

1 – B Зерцало – солнце = с лицом, блиставшим, как зеркало .

2 – C Сорвали покров ночи – без покрова

3 – A Пламя солнца – с пылающим сердцем

4 – D Из посудного шкафа небосклона – бутылку нефти))

Упражнение 4. Восстанови порядок предложений ( КЛЮЧ: 5 2 8 6 4 9 3 1 7)

1.5. Когда-то на Руси соль была очень дорогой.

2.2. За столом солонка стояла около хозяина.

3.8. Он сам сыпал соль гостям.

4.6.Больше сыпал тому, кого уважал.

5.4. Особенно старался хозяин перед богатым гостем.

6.9. И нередко пересаливал.

7.3. Вот почему до наших дней сохранилось слово пересолить в смысле перестараться.

8.1. А бедные люди часто совсем не получали соли.

9.7. От этого появилось выражение несолоно хлебавши , которое означает «уйти, не получив

ожидаемого».

Упражнение 5. Определи тип связи и средства связи предложений в тексте.

1. На пороге избы встретил меня старик: лысый, низкого роста, плечистый и плотный – сам Хорь. Он был похож на Сократа: такой же высокий шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос. Крестьянин чувствовал своё достоинство, говорил и двигался медленно, изредка посмеивался из-под длинных усов. 1 текст – параллельная связь, - грамматические (личное местоимение, единство видовременных форм глаголов), - лексические (слова одной тематической группы)

    Хорь был человек положительный. Это проявлялось в его выдержанности и в отношении к людям. Они же ценили и другие качества мужика. Хозяйственность, умение правильно распорядиться временем, наладить быт делали Хоря человеком авторитетным.( 2 текст – цепная связь, - грамматические (местоимения: указательное и личное, единство видовременных форм глаголов)

Упражнение 6. Определи средства связи предложений в тексте.

Лексический повтор – повторение одного и того же слова. Вокруг города по низким холмам раскинулись леса , могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.

Однокоренные слова. Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым , но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному - первый признак талантливости . (В.Белов)

Синонимы. В лесу мы видели лося . Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.

Антонимы. У природы много друзей . Недругов у неё значительно меньше.

Описательные обороты. Построили шоссе . Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов)

Личные местоимения. 1) А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком. 2) Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её. (Л.Леонов) 3) Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать.(А.Чехов)

Указательные местоимения (такой, тот, этот) 1) Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.Астафьев) 2) Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. (Б.Зайцев) – во втором тексте средства связи – лексический повтор и указательное местоимение «эти».

Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.) Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал (Л.Н.Толстой «Война и мир»).

Союзы (преимущественно сочинительные) Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо. (А.Алексеев). Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» (Л.Н.Толстой)

Вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.) Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом , общество было довольно гадко. (А.Пушкин).

Единство видовременных форм глаголов - использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций.
Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. (А.Пушкин) – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.

Неполные предложения и эллипсис , отсылающие к предшествующим элементам текста: Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный , всё лицо закроешь (И.Шмелёв)

Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)

_________________________________________________________________________________

    Зима бывает долгой и суровой в этих краях. Морозы порой достигают 50 градусов. До самого июня лежит снег. Метели случаются даже в апреле. (Слова, принадлежащие к одной тематической группе.)

    Прочитанную книгу они долго обсуждали. В той книге оказалось то, чего они так ждали. Не напрасными оказались их ожидания". (Лексические повторы (то есть повторы словосочетаний и слов), включая и употребление однокоренных.)

    Творчество Пушкина имело особое значение для дальнейшего развития литературного русского языка. Великому поэту в своих произведениях удалось соединить иноязычные заимствования, высокие старославянизмы, а также элементы разговорной живой речи. (Синонимические замены и синонимы (включая контекстуальные, описательные и синонимические обороты, а также родо-видовые обозначения).

    Друг спорит. Недруг же поддакивает. (Антонимы (включая и контекстуальные).

    Много соли содержится в морской воде. Вот почему ее нельзя использовать для приготовления различных блюд. (Словосочетания и слова со значением определенных логических связей, а также резюмирующие, типа: поэтому, вот почему, в заключение, подведем итог, из этого следует и прочие.)

    Шумит дождь за окнами. В доме нашем зато уютно и тепло. (Частицы, союзные слова и союзы в начале предложений.)

Последовательная и параллельная связь предложений в тексте

  • Связь предложений в тексте – это прежде всего связь смыслов.
  • (Л. Щерба)
Последовательная (цепная) связь
  • В предложении обычно выделяются две части: первая – это то, что нам известно из предшествующего текста или из самой обстановки речи, и вторая – это то, ради чего строится предложение.
  • Первая часть называется данным, вторая – новым. Например: Моей любимой наукой в гимназии была география . Она бесстрастно подтверждала, что на земле есть необыкновенные страны. (К. Паустовский.) В первом предложении данное Моей любимой наукой в гимназии была …, новое – география. Во втором предложении данное – Она, всё остальное – новое.
Проведите диалог с текстом; укажите данное и новое в каждом предложении.
  • Самая большая цель жизни – увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье для всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит пред человеком задачу, которую важно уметь решать.
  • (Д. Лихачёв)
Рассмотрите схему строения текста. Постарайтесь объяснить, почему такой способ связи предложений в тексте называется цепным. Как развивается мысль в текстах с цепной связью предложений?
  • В текстах с цепной связью предложений мысль развивается как бы по цепочке: новое в первом предложении становится данным во втором, новое во втором предложении становится данным в третьем и так далее.
Какие лексические средства связи в этих предложениях?
  • Поэзия есть огонь , загорающийся в душе человека. Огонь этот жжёт, греет и освещает.
  • На всю жизнь запомнились мне пушкинские сказки, его чистый русский язык. С Пушкина началась моя привязанность к книге, пробудилась неусыпная страсть к чтению.
  • Меня всегда пленял дар Андроникова-артиста. Талант его необычен и являл себя с особенным блеском, когда выступал Андроников не в большом зале, перед сотнями, и не на экране телевидения, перед миллионами, а в комнате, перед двумя-тремя – много десятью людьми.
  • За свою жизнь И. К. Айвазовский написал около шести тысяч морских пейзажей . Его картины есть почти во всех музеях мира.
  • У каждого времени своя жестокость . А доброта одна на все времена.
  • Наша память хранит с малолетства весёлое имя: Пушкин . Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей и мучеников жизни. И рядом с ними – это лёгкое имя: Пушкин.
Объясните, почему для соединения предложений в них использован лексический повтор, а не местоимение
  • Девочка постелила на стол чистую суровую скатерть. От скатерти пахло ржаным хлебом.
  • Человеческая память несёт в себе огромную энергию. Память обычно сохраняет то, чего уже нет, что прошло, что было.
Лексические средства связи предложений в тексте
  • 1. Лексический повтор
  • 2. Однокоренные слова
  • 3.Синонимы лексические
  • 4.Синонимы текстовые
  • 5.Описательный оборот
  • 6. Антонимы
Назовите морфологические средства связи предложений в тексте
  • Точность и краткость – вот первые достоинства прозы . Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат.
  • Всякие великий писатель оставляет за собой школу. И Пушкин оставил школу и последователей
Морфологические средства связи предложений в тексте
  • 1. Местоимения
  • а) Личные: он, ему, о ней
  • б)указательные: такой, тот, этот
  • 2. Сочинительные союзы: и, а, но
Параллельная связь
  • В текстах с параллельной связью все предложения, начиная со второго, конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении.
  • ТИШИНА
  • Тёплый, солнечный день.
  • Деревья, измученные дождями и ветрами, нежатся на солнце. Стрекочут, как летом, кузнечики. Пересвистываются птицы. Удивительная тишина.
  • (1)Взгляните в глаза стрекозе, сидящей на веточке. (2)Если сможете осторожно приблизиться к ней, то удивитесь. (3)Глаза не просто большие. (4) Они огромные, круглые и гладкие, как бока глобуса. (5)Сверкают на солнце, отражают весь мир: зеленый лес, желтую дорогу и бесконечное небо.
  • (6)Потом она взлетит. (7)И вы услышите шелест ее сильных крыльев. (8)Или не услышите, но увидите, как крылья в движении засветятся, заиграют в солнечных лучах.
  • (9)Стрекозы - хищники, они охотятся с мая до осени.
Определите вид связи предложений в тексте
  • Весна в лесу.
  • Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки.
  • Итак, ребята, чему мы сегодня научились, что нового узнали?
  • -что такое цепная связь? Какие ср-ва связи используют при цепной связи?
  • -что такое параллельная связь?
  • Для чего это нам пригодится?
Домашнее задание
  • Составить или подобрать 2 текста:
  • 1. с цепной связью предложений
  • 2. с параллельной связью предложений.
  • Записать эти тексты