Субъективно-оптическое смешение цветов (аддитивное, слагательное) в живописи. Механический способ смешения цвета В цветовом круге взаимно дополняющие цвета находятся на противоположных концах его диаметра. Оптическое смешение двух недополняющих хроматичес


Оптическое смешение цветов


3*




86. Ж. СЕРА. Цирк







а. Оттиск пурпурной краской

б. Оттиск желтой краской

в. Оттиск голубой краской



г. Оттиск черной краской

д. Четырехкрасочный оттиск



Механическое смешение цветов




Примечания:

§6 Смешение цветов

Видимые в естественных условиях цвета, как правило, являются результатом смешения спектральных цветов.

Существуют три основных способа смешения цветов: оптическое , пространственное и механическое.


Оптическое смешение цветов

Оптическое смешение цветов основано на волновой природе света. Его можно получить при очень быстром вращении круга, сектора которого окрашены в необходимые цвета.

Вспомните, как вы вращали в детстве волчок и с удивлением наблюдали за волшебными превращениями цвета. Легко изготовить специальный волчок для опытов по оптическому смешению цветов и провести серию экспериментов (см. упр. 11). Можно убедиться, что призма разлагает белый луч света на составные части – цвета спектра, а волчок смешивает эти цвета снова в белый цвет.

В науке «Цветоведение» (колористика) цвет рассматривается как физическое явление. Оптическое и пространственное смешение цветов отличаются от механического их смешения.


Основные цвета в оптическом смешении – красный, зеленый и синий.

Основные цвета при механическом смешении цветов – красный, синий и желтый.


Дополнительные цвета (два хроматических цвета) при оптическом смешении дают ахроматический цвет (серый).

Вспомните, как вы были в театре или цирке и радовались тому праздничному настроению, которое создает цветное освещение. Если внимательно проследить за тремя лучами прожекторов: красным, синим и зеленым, то можно заметить, что в результате оптического смешения этих лучей получится белый цвет (ил. 84).


84. Оптическое смешение цветов


Можно провести и такой эксперимент по получению многокрасочного изображения путем оптического смешения цветов: взять три проектора, поставить на них цветные фильтры (красный, синий, зеленый) и, одновременно перекрещивая эти лучи, получить на белом экране почти все цвета, примерно так же, как в цирке.


Участки экрана, освещенные одновременно синим и зеленым цветами, будут голубыми. При сложении синего и красного излучений на экране получается пурпурный цвет, а при сложении зеленого и красного совершенно неожиданно образуется желтый цвет.

3* Оптика (от греч. optike – наука о зрительных восприятиях), раздел физики, в котором исследуются процессы излучения света, его распространения в различных средах и взаимодействия света с веществом.


85. Механическое смешение цветов


Сравните: если мы смешиваем краски, то получаем совсем другие цвета (ил. 85).

Складывая все три цветных луча, получаем белый цвет. Если в проекторы установить черно-белые слайды, то можно попытаться их сделать цветными с помощью цветных лучей. Не проделав такого опыта, трудно поверить, что многообразия цветовых оттенков можно достигнуть смешением трех лучей: синего, зеленого и красного.

Конечно, существуют и более сложные приборы для оптического смешения цветов, например телевизор. Каждый день, включая цветной телевизор, вы получаете на экране изображение со многими оттенками цвета, а основано оно на смешении красного, зеленого и синего излучений.


Пространственное смешение цветов

86. Ж. СЕРА. Цирк


Пространственное смешение цветов получается, если посмотреть на некотором расстоянии на небольшие, касающиеся друг друга цветовые пятна. Эти пятна сольются в одно сплошное пятно, которое будет иметь цвет, полученный от смешения цветов мелких участков.

Слияние цветов на расстоянии объясняется светорассеянием, особенностями строения глаза человека и происходит по правилам оптического смешения.

Закономерности пространственного смешения цветов важно учитывать художнику при создании любой картины, поскольку она будет рассматриваться обязательно с некоторого расстояния. Особенно необходимо помнить о получении возможных эффектов смешения цветов в пространстве при выполнении значительных по своим размерам живописных произведений, рассчитанных на восприятие с большого расстояния.

Это свойство цвета прекрасно использовали в своем творчестве художники-импрессионисты, особенно те, которые применяли технику раздельного мазка и писали мелкими цветными пятнами, что даже дало название целому направлению в живописи – пуантилизму (от французского слова «пуант» – точка).

При рассматривании картины с определенного расстояния мелкие разноцветные мазки зрительно сливаются и вызывают ощущение единого цвета.



87. ПОЛЬ СИНЬЯК. Папский дворец в Авиньоне



88. ДЖ. БАЛЛА. Девочка, выбежавшая на балкон


Интересный эксперимент по разложению цвета на составляющие провел художник Джакомо Балла. Не только цвет, но и движение он разложил на составляющие его фазы, используя принцип последовательного фиксирования движения, как при выполнении моментальной фотографии. В результате этого родилась удивительная картина «Девочка, выбежавшая на балкон» (ил. 88), которая только при рассмотрении издали на основе пространственно-оптического смешения цветов раскрывает замысел автора.

На пространственном смешении цветов основано получение изображений различных цветовых оттенков в полиграфии при печати с растровых форм. При рассматривании с определенного расстояния участков, образованных мелкими разноокра- шенными точками, вы не различаете их цвета, а видите цвет пространственно-смешанным.

Все цветные репродукции в этой книжке и во многих других напечатаны с использованием цветоделения на три основных цвета (пурпурный, желтый и голубой); во время печатания происходит смешение этих цветов путем последовательного наложения их (механическое смешение). Черный цвет добавляется как контурный или по мере необходимости, а незапечатанная белая бумага дает эффект белого цвета. Если взглянуть на увеличенный фрагмент четырехкрасочного оттиска с близкого и дальнего расстояния, то можно наглядно пронаблюдать эффекты механического и пространственного смешения цветов.



89. Этапы печати иллюстрации в полиграфии

а. Оттиск пурпурной краской

б. Оттиск желтой краской

в. Оттиск голубой краской



г. Оттиск черной краской

д. Четырехкрасочный оттиск


90. Увеличенный фрагмент четырехкрасочного оттиска


Механическое смешение цветов

Механическое смешение цветов происходит тогда, когда мы смешиваем краски, например, на палитре, бумаге, холсте. Здесь следует четко различать, что цвет и краска – это не одно и то же. Цвет имеет оптическую (физическую) природу, а краска – химическую.

Цветов в природе гораздо больше, чем красок в вашем наборе.

Цвет красок значительно менее насыщен, чем цвет многих предметов. Самая светлая краска (белила) светлее самой темной (черной) краски всего в 25-30 раз. Возникает, казалось бы, неразрешимая проблема – передать в живописи все богатство и разнообразие цветовых отношений природы такими скудными средствами.

Но художники успешно решают эту проблему, используя знания по цветоведению, выбирая определенные тональные и колористические отношения.

В живописи различными красками, в зависимости от их сочетаний, можно передать один и тот же цвет и, наоборот, одной краской – разные цвета.

Интересных эффектов можно достигнуть, если добавить немного черной краски к каждому цвету (ил. 91).

Иногда механическим смешением красок можно достигнуть результатов, похожих на оптическое смешение цветов, но, как правило, они не совпадают.

Яркий пример – смешение всех красок на палитре дает не белый цвет, как в оптическом смешении, а грязно-серый, бурый, коричневый или черный.



91. Пример механического смешения цветов с черной краской


Рассмотрите рисунок с танцующими детьми и понаблюдайте в действительности за изменениями цвета, если одну прозрачную ткань наложить на другую.



92. Танцующие дети. Смешение цветов наложением

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Смешение цветов

Все видимые нами в естественных условиях цвета являются результатом оптического смешения цветов.

Существуют три основных способа смешения цветов: оптическое, пространственное и механическое.

Оптическое смешение. Оптическое смешение цветов основано на волновой природе света. Его можно получить при очень быстром вращении круга, сектора которого окрашены в необходимые цвета.

Вспомните, как вы вращали в детстве волчок и с удивлением наблюдали за волшебными превращениями цвета. Легко изготовить специальный волчок для опытов по оптическому смешению цветов и провести серию экспериментов. Можно убедиться, что призма разлагает белый луч света на составные части -- цвета спектра, а волчок смешивает эти цвета снова в белый цвет.

В цветоведении цвет рассматривается как физическое явление. Оптическое и пространственное смешение цветов отличаются от механического их смешения.

Основные цвета в оптическом смешении -- красный, зеленый и синий.

Основные цвета при механическом смешении цветов -- красный, синий и желтый.

Дополнительные цвета (два хроматических цвета) при оптическом смешении дают ахроматический цвет (серый). Например, лимонно-желтый и ультрамариново-синий, оранжевый и голубой.

Первый закон смешения цветов

Для каждого хроматического цвета имеется другой хроматический цвет, от смешения с которым получается ахроматический цвет. Такие пары цветов, взаимно нейтрализующие друг друга, называют дополнительными. К красному дополнителен зеленый, к голубому - оранжевый, к желтому - фиолетовый. Все пары дополнительных цветов в цветовом круге лежат на противоположных концах диаметров.

Вспомните, как вы были в театре или цирке и радовались тому праздничному настроению, которое создает цветное освещение. Если внимательно проследить за тремя лучами прожекторов: красным, синим и зеленым, то можно заметить что в результате оптического смешения этих лучей получится белый цвет.

Можно провести и такой эксперимент по получению многокрасочного изображения путем оптического смешения цветов: взять три проектора, поставить на них цветные фильтры (красный, синий, зеленый) и, одновременно перекрещивая эти лучи, получить на белом экране почти все цвета, примерно так же, как в цирке.

Участки экрана, освещенные одновременно синим и зелеными цветами, будут голубыми. При сложении синего и красного излучений на экране получается пурпурный цвет, а при сложении зеленого и красного совершенно неожиданно образуется желтый цвет.

Складывая все три цветных луча, получаем белый цвет. Если в проекторы установить черно-белые слайды, то можно попытаться их сделать цветными с помощью цветных лучей. Не проделав такого опыта, трудно поверить, что многообразия цветовых оттенков можно достигнуть смешением трех лучей: синего, зеленого и красного. Существуют и более сложные приборы для оптического смешения цветов, например телевизор. Каждый день, включая цветной телевизор, вы получаете на экране изображение со многими оттенками цвета, а основано оно на смешении красного, зеленого и синего излучений.

Пространственное смешение цветов получается, если посмотреть на некотором расстоянии на небольшие, касающиеся друг друга цветовые пятна. Эти пятна сольются в одно сплошное пятно, которое будет иметь цвет, полученный от смешения цветов мелких участков.

Слияние цветов на расстоянии объясняется светорассеянием, особенностями строения глаза человека и происходит по правилам оптического смешения.

Закономерности пространственного смешения цветов важно учитывать при создании любой композиции, поскольку она будет рассматриваться обязательно с некоторого расстояния. Особенно необходимо помнить о получении возможных эффектов смешения цветов в пространстве при выполнении значительных по своим размерам произведений, рассчитанных на восприятие с большого расстояния.

Это свойство цвета прекрасно использовали в своем творчестве художники-импрессионисты, особенно те, которые применяли технику раздельного мазка и писали мелкими цветными пятнами, что даже дало название целому направлению в живописи -- пуантилизму (от французского слова «пуант» -- точка).

При рассматривании картины с определенного расстояния мелкие разноцветные мазки зрительно сливаются и вызывают ощущение единого цвета. Смешивая таким образом оранжевый с фиолетовым, получим темно-розовый, зеленый с оранжевым - желтый.

Второй закон смешения цветов

При оптическом смешении недополнительных цветов получаются новые цвета промежуточных цветовых тонов. Желтый и красный дают оранжевый, желтый и зеленый - желто-зеленый, синий и красный - фиолетовый.

Поверхности, покрытые мелкими мазками разного цвета, на некотором расстоянии воспринимаются как имеющие промежуточный цвет. Мазки чистого красного и синего цветов издалека кажутся фиолетовыми. При оптическом смешении двух цветов разной светлоты видимый цвет будет иметь среднюю светлоту. Белая поверхность, покрытая мелким рисунком, воспринимается с определенного расстояния как поверхность серого цвета.

На пространственном смешении цветов основано получение изображений различных цветовых оттенков в полиграфии при печати растровых форм. При рассматривании с определенного расстояния участков, образованных мелкими разноокрашенными точками, вы не различаете их цвета, а видите цвет пространственно смешанным.

Все цветные репродукции печатаются с использованием цветоделения на три основных цвета (пурпурный, желтый и голубой); во время печатания происходит смешение этих цветов путем последовательного наложения их. Черный цвет добавляется как контурный или по мере необходимости, а незапечатанная белая бумага дает эффект белого цвета.

Механическое смешение цветов. Механическое смешение происходит происходит тогда, когда мы смешиваем краски, например, на палитре, бумаге или другом материале. Здесь следует четко различать, что цвет и краска - это не одно и то же. Цвет имеет оптическую (физическую) природу, а краска - химическую.

Основным средством передачи цвета являются краски. Краски состоят из пигмента (мелко размолотых частиц различного по химическому составу и происхождению) и связующего вещества.

В зависимости от степени прозрачности краски принято делить на две группы: корпусные (кроющие), которые покрывают поверхность совершенно непрозрачным слоем, и прозрачные (лессировочные) краски, в красочном слое которых световой поток проходит насквозь, отражается от поверхности основы и вторично проходит сквозь красочный слой.

Основные понятия и определения пигментов

Пигментами называют высокодисперсные неорганические или органические, нерастворимые в дисперсионных средах вещества, способны образовывать с пленкообразователями защитные, декоративные ил декоративно-защитные покрытия.

Растворимые вещества, способные окрашивать другие материал, называют красителями.

Пигменты наполняют полимерные органические покрытия и придают им цвет, непрозрачность -- «укрывистость», увеличивают твердость атмосферостойкость, улучшают защитные, декоративные и другие свойства. Наряду с пигментами для наполнения полимерных плене применяют наполнители.

Наполнителями называют белые или слабоокрашенные высоко дисперсные природные или синтетические вещества, отличающиеся от пигментов более низким показателем преломления света (n 0 D = 1,45 - 1,75) Наполнители не обладают защитными и декоративными свойствами, не могут частично заменять дорогостоящие пигменты и улучшать свойства красок и покрытий. Наполнители часто выполняют специфическиие функции (например, изменяют реологические свойства красок, армирую пленки), поэтому иногда их называют функциональными пигментами или пигментами-наполнителями.

Пигментированными лакокрасочными материалами называют дисперсии пигментов и наполнителей в растворах или эмульсиях пленкообразующих веществ или их сухие смеси. Лакокрасочные материалы могут содержать также растворители, разбавители, пластификаторы, сиккативы отвердители и другие вспомогательные вещества. Пигментированные лакокрасочные материалы -- краски, эмали, грунтовки и шпатлевки предназначаются для образования окрашенных непрозрачных защитных и декоративных покрытий или различных слоев в многослойных лакокрасочных покрытиях. Применяются для окраски изделий из металлов, дерева, штукатурки, тканей, кожи, пластмасс, бумаги и других материалов. Стандартная терминология для лакокрасочных материалов еще не установлена.

Краски -- этим общим термином называют все виды пигментированных лакокрасочных материалов. Принято классифицировать и обозначать краски по виду пленкообразующих веществ или по назначению.

Масляные краски изготовляются на основе высыхающих масел или олиф в виде густотертых паст или готовых к употреблению суспензий

Эмалевые краски, или просто эмали дисперсии высокодисперсных пигментов и наполнителей в органических или водных растворах или дисперсиях пленкообразователей. Эмали образуют на окрашенных поверхностях после отверждения («высыхания») непрозрачные окрашенные пленки с различным блеском и микрофактурой. Предназначаются для верхних слоев покрытий, стойких к атмосферным воздействиям к воде, а специальные сорта -- к бензину, маслам, кислотам или щелочам.

Эмалями также называют покрытия на основе легкоплавких стекол, окрашенных термостойкими неорганическими пигментами. Применяются для нанесения на изделие из металлов и керамики при высоких температурах. Придают изделиям цвет, износостойкость, электроизоляционные свойства и глянец; используются для покрытия санитарно технического оборудования (ванны, раковины), посуды, аппаратуры для пищевой и химической промышленности и др. Эти эмали к лакокрасочным материалам не относятся.

Водоразбавляемые краски изготовляются на основе дисперсий (эмульсий, латексов) лиофобных полимеров или мицеллярных растворов лиофильных пленкообразователей в воде.

Порошковые краски смеси пигментов, наполнителей и сухих олигомерных или полимерных органических пленкообразователей, которые при расплавлении образуют сплошные пленочные покрытия.

Грунтовки -- дисперсии противокоррозионных пигментов, иногда с наполнителями, в пленкообразующих веществах с высокой адгезионной способностью к окрашиваемой поверхности. Грунтовки предназначаются для создания прочного сцепления покрытия с подложкой и с вышележащими слоями, для защиты металлов от коррозии, в том числе протекторной, заполнения пор древесины и штукатурки, придания водо- и воздухонепроницаемости тканям и другим материалам, защиты от гниения древесины или преобразования ржавчины черных металлов. Грунтовки наносят непосредственно на подготовленную к окраске поверхность изделий и после их отверждения на слой грунта наносят шпатлевку или непосредственно эмали.

Шпатлевки -- пастообразные или вязкотекучие высоконаполненные лакокрасочные материалы, предназначенные для выравнивания шероховатых и пористых поверхностей, заделки пазов, выбоин, швов, стыков и других дефектов поверхностей перед окраской. Шпатлевки состоят из пленкообразователей, наполнителей и дешевых, чаще всего природных, пигментов и небольших количеств растворителей. Наносятся, как правило, на предварительно загрунтованные поверхности слоем толщиной до 300 мкм; перед нанесением окрасочных слоев шпатлевочный слой подвергают сухому или мокрому шлифованию.

Значение пигментов и пигментированных лакокрасочных материалов в народном хозяйстве

Наиболее доступным и распространенным способом защиты от коррозии является нанесение защитных или защитно-декоративных лакокрасочных покрытий. Долговечность квалифицированно окрашенных изделий и конструкций повышается в 2 - 10 раз. Пигменты в защитных органических покрытиях не только задерживают коррозию металлов, но и предохраняют само полимерное покрытие от преждевременного старения и разрушения, что дает огромный экономический эффект.

Значительная часть лакокрасочных материалов, а следовательно, и пигментов расходуется для окраски наружных и внутренних поверхностей зданий. Правильный выбор цвета и фактуры отделки жилых и производственных помещений и периодическое восстановление окраски имеют не только эстетическое, но и большое санитарно-гигиеническое и психофизиологическое значение, снижая утомляемость и повышая работоспособность людей.

До 40 % всех вырабатываемых пигментов используется в производстве пластмасс, синтетических волокон, резинотехнических изделий, линолеума, искусственной кожи, строительных материалов, керамики, а также медицинских и косметических препаратов. Оксиды свинца применяются для изготовления хрусталя и оптического стекла, аккумуляторов и других изделий.

Назначение пигментов. Пигменты являются твердыми компонентами композиционных лакокрасочных материалов -- красок, эмалей, грунтовок, шпатлевок и порошковых композиций. Взаимодействуя с органическими пленкообразователями, пигменты создают с ними структурные сетки, увеличивая прочность и долговечность покрытий. Пигменты и особенно некоторые виды наполнителей игольчатой и чешуйчатой формы армируют, пленку, снижают ее газо- и водопроницаемость, повышают механическую прочность и атмосферостойкость лакокрасочных покрытий.

Пигментные частицы в пленке, поглощая, отражая и рассеивая равномерно или избирательно лучи падающего света, придают белую черную или цветную окраску пленке, полностью укрывая цвет находящейся под пленкой подложки. Одновременно пигменты защищают органическое полимерное вещество пленки от деструкции под воздействием солнечных лучей, задерживая ее разрушение, и в несколько раз увеличивают долговечность покрытий. Многие пигменты обладают противокоррозионными свойствами. Находясь в составе грунтов и непосредственно примыкая к поверхности окрашенного металла, они оказывают пассивирующее действие и задерживают коррозию. Некоторые пигменты обладают особыми специфическими свойствами и имеют только целевое назначение для полиграфических, художественных, сигнальных, светящихся маскировочных, термосигнальных, термостойких красок, необрастающих в морской воде, бактерицидных и других покрытий.

Массовая доля пигментов и наполнителей в красках и эмалях составляет 20 - 50%, в грунтовках - до 60%, в шпатлевках - до 70%

Классификация пигментов. Общепринятой, отражающей все особенности пигментов классификации нет. Неорганические пигменты можно классифицировать по следующим признакам.

1. По происхождению пигменты делятся на природные, получаемые измельчением, обогащением или термической обработкой горных пород и минералов, и синтетические, получаемые в результате химических реакций.

2. По назначению пигменты подразделяются на декоративные, защитно-декоративные, защитные (противокоррозионные) и целевого назначения.

3. По цвету различают ахроматические (белые, черные, нейтрально-серые) и хроматические (все цветные) пигменты.

4. По химическому составу пигменты делят на оксиды, соли, металлы; несмотря на кажущуюся наибольшую обоснованность, химическая классификация практического значения не имеет, так как химический состав не всегда является определяющим параметром.

В табл. 1 приведена наиболее практичная классификация важнейших неорганических пигментов, сочетающая принципы по назначению и по цвету, что позволяет правильно ориентироваться при выборе пигментов.

Таблица 1

Классификация неорганических пигментов

Цвет пигментов

Назначение пмгментов

Декоративно-защитные

Противокоррозионные

Целевого назначения*

Ахроматические пигменты

Диоксид титана

Цинковые белила

Свинцовые белила

Фосфат цинка

Гидроксид алюминия, сульфат бария Тип

Алюминат цинка, сульфид цинка Св

Титанаты магния, алюминия Т

Борат Бария Б

Технический углерод (сажа, черни)

Смешанный оксид железа (II, III)

Титанаты железа (III), меди, кобальта Т, Х

Хроматические пигменты

Свинцовый крон лимонный

Свинцовый крон желтый

Цинковый крон малярный

Желтый железооксидный пигмент

Природная и синтетическая охра

Стронциевый крон

Цианомид свинца

Цинковый крон грунтовочный

Бариево-калиевый крон

Титанаты никеля, железа (II) Т, Х

Кадмопон Т, Х

Сульфид кадмия Х

Синтетические железооксидный пигменты

Природный сурик, мумия

Крон свинцово-молибдатный

Свинцовый сурик

Оксид меди (I) П

Сульфид-селенид кадмия

Оранжевые

Свинцовый оранжевый крон

Железная лазурь

Ультрамарин

Алюминат кобальта Т, Х

Оксид хрома

Изумрудная зелень

Смешенные зелени (желтые + синие)

Фосфат хрома

Титанат хрома Т,Х

Хромат кобальта Т, Х

Смешанные оксиды (например, СоОnZnO) Т, Х

Тип. типографские, Св для светотехнических составов, Т термостойкие, Б бактерицидные, Х для художественных красок, П противообрастающие.

Органические пигменты обладают только декоративными свойствами и классифицируется по цвету и классам органических соединений

Важнейшие свойства пигментов. Технические продукты, применяемые в качестве пигментов, должны обладать комплексом свойств изменяющимся в зависимости от назначения пигментов, состава и свойств пленкообразователей, условий отверждения и эксплуатации пигментированных лакокрасочных покрытий.

Физические свойства: кристаллическая структура, показатель преломления света, цвет, плотность, твердость, форма и размер частиц (дисперсность), удельная поверхность, насыпная плотность, растворимость.

Химические свойства: рН водной вытяжки, стойкость к воде и химическим реагентам (кислотам, щелочам), реакционная способность, кислотно-основные свойства поверхности.

Физико-химические свойства: смачиваемость (гидрофильность или олефильность), плотность и прочность упаковки частиц в анрегатах, адсорбционная способность (адсорбционный потенциал) поверхности, фотохимическая активность, светостойкость, фототропность, способность изменять электродный потенциал поверхности (пассивирующее действие).

Технологические свойства: укрывистость (кроющая способность), красящая способность (интенсивность), маслоемкость, диспергируемость, критическое объемное содержание, структурирующая способность, атмосферостойкость, совместимость с другими компонентами красочной системы.

Экологические требования: безвредность, нелетучесть, нераспыляемость, отсутствие или полное использование отходов и побочных продуктов при производстве.

Экономические показатели: наличие сырьевой базы для массового производства, возможность осуществления безотходной технологии, наименьший расход пигмента для достижения заданных показателей, длительный срок службы пигментированных покрытий, минимальные трудовые и энергетические затраты как на производство самого пигмента, так и на пигментирование лакокрасочных материалов.

Трудно найти вещества, которые бы сочетали в себе перечисленные разнообразные свойства, поэтому число пигментов невелико - всего несколько десятков. Традиционными носителями пигментных свойств являются оксиды, гидроксиды, средние и основные соли металлов переменной валентности (железа, свинца, хрома, титана) и некоторых других (цинка, алюминия, бария).

Для получения нужной кристаллической структуры, формы и размера частиц в процессе синтеза пигментов вводят зародыши кристаллизации, а также стабилизаторы структуры. В кристаллическую решетку иногда внедряют ионы других металлов.

С целью снижения запаса поверхностной энергии и предотвращения коагуляции коллоидных частиц, фотоактивности и других нежелательных явлений в пигменты вводят внешние модификаторы, осаждая на поверхности частиц диоксид кремния, оксид алюминия и др.

Для придания смачиваемости, связи с пленкообразователями, улучшения диспергируемости и повышения стабильности дисперсий поверхность частиц модифицируют органическими поверхностно-активными веществами (ПАВ). Введение различных добавок и модификаторов снижает массовую долю основного вещества в технических пигментах до 85 - 95 %, а иногда и более. смешание цвет пигмент лакокрасочный

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Характеристика и виды оборудования, применяемого для смешения для полимерных материалов, особенности их использования и назначение. Экспериментальная оценка гомогенности смеси. Основные закономерности ламинарного смешения. Механизм смешения в камере ЗРС.

    контрольная работа , добавлен 28.01.2010

    Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования личности школьника. Техника изготовления цветов. Создание настенного панно. Разработка и использование дидактического пособия по изготовлению искусственных цветов на уроках технологии.

    дипломная работа , добавлен 03.07.2015

    Исследование процесса изготовления пигментированных лакокрасочных материалов. Основные характеристики, конструкция и принцип работы используемого оборудования. Краткая характеристика основных видов материалов, используемых в лакокрасочной промышленности.

    реферат , добавлен 25.01.2010

    Использование математических моделей объектов регулирования для анализа их свойств. Статическая характеристика напорного бака. Получение передаточных функций по заданным динамическим каналам объекта. Математическое описание модели теплообменника смешения.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2011

    Характеристика пигментированных лакокрасочных материалов. Производство из исходного сырья и из паст – пример составления рецептуры. Расположение оборудования. Диссольверы и бисерные мельницы. Типы фильтров. Удаление сорности из лакокрасочного материала.

    курсовая работа , добавлен 03.04.2013

    Техническое описание модели (комбинезон спортивный, женский; комбинированный из трикотажного гладкокрашеного полотна 2 цветов и сетчатого материала). Требования к изделию, подбор ассортимента материалов (основного и дополнительного) и фурнитуры.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2015

    Получение динамических термоэластопластов путем смешения каучука с термопластом при одновременной вулканизации эластомера в процессе смешения (метод динамической вулканизации). Особенности влияния концентрации каучука на свойства механических смесей.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2011

    Обработка и верификация расчетной модели эжектора с шевронами на основе экспериментально полученных данных. Исследование характеристик смешения. Особенности построения сетки при расчете эжектора с шевронами. Анализ визуализации полученных результатов.

    дипломная работа , добавлен 16.06.2011

    Технология ручной росписи ногтей, подбор сюжета и цветов лака. Подготовка рабочего места специалиста, техника безопасности. Перечень инструментов и материалов. Этикет при обслуживании клиента. Выбор дизайна маникюра, последовательность его создания.

    творческая работа , добавлен 01.12.2013

    Модель идеального смешения вещества. Изменение дифференциального уравнения с помощью преобразования Лапласа. Моделирование процесса управления смесителем. Балансовое уравнение автоматического управления емкостью. Расчет коэффициентов самовыравнивания.

Цель урока: дать представление о двух основных способах оптического смешения цветов.

План урока:

1. Сущность оптического смешения цветов.

2. Слагательное смешение цветов.

3. Вычитательное смешение цветов.

Студент должен:

знать: два основных способа оптического смешения цветов.

Ответы на вопросы плана урока:

1. Оптическое смешение цветов основано на волновой природе света. Его можно получить при очень быстром вращении круга, сектора которого окрашены в необходимые цвета. Вспомните, как вы вращали в детстве волчок и с удивлением наблюдали за волшебными превращениями цвета. Легко изготовить специальный волчок для опытов по оптическому смешению цветов и провести серию экспериментов. Можно убедиться, что призма разлагает белый луч света на составные части - цвета спектра, а волчок смешивает эти цвета снова в белый цвет. В науке "Цветоведение" (колористика) цвет рассматривается как физическое явление. Оптическое и пространственное смешение цветов отличаются от механического их смешения. Основные цвета в оптическом смешении - красный, зеленый и синий. Основные цвета при механическом смешении цветов - красный, синий и желтый. Дополнительные цвета (два хроматических цвета) при оптическом смешении дают ахроматический цвет (серый). Если внимательно проследить за тремя лучами прожекторов: красным, синим и зеленым, то можно заметить, что в результате оптического смешения этих лучей получится белый цвет. Можно провести и такой эксперимент по получению многокрасочного изображения путем оптического смешения цветов: взять три проектора, поставить на них цветные фильтры (красный, синий, зеленый) и, одновременно перекрещивая эти лучи, получить на белом экране почти все цвета. Участки экрана, освещенные одновременно синим и зеленым цветами, будут голубыми. При сложении синего и красного излучений на экране получается пурпурный цвет, а при сложении зеленого и красного совершенно неожиданно образуется желтый цвет. Складывая все три цветных луча, получаем белый цвет. Если в проекторы установить черно-белые слайды, то можно попытаться их сделать цветными с помощью цветных лучей. Не проделав такого опыта, трудно поверить, что многообразия цветовых оттенков можно достигнуть смешением трех лучей: синего, зеленого и красного. Конечно, существуют и более сложные приборы для оптического смешения цветов, например телевизор. Каждый день, включая цветной телевизор, вы получаете на экране изображение со многими оттенками цвета, а основано оно на смешении красного, зеленого и синего излучений.

2. Слагательное смешение (или аддитивное). Физическая сущность этого типа смешения заключается в суммировании световых потоков (лучей) тем или иным способом. Виды слагательного смешения: пространственное - это совмещение в одном пространстве различно-окрашенных световых лучей (мониторы, театральные рампы); оптическое смешение - это образование суммарного цвета в органе зрения человека, тогда как в пространстве слагаемые цвета разделены (поинтилистическая живопись); временное - это особый смешения, его можно наблюдать при смешивании цветов дисков, помещенных на спецприбор "вертушка" Максвелла; бинокулярное – это эффект разноцветных очков (одна линза одного цвета, вторая - другого).


Основные цвета при слагательном смешении: Красный, Зеленый. Синий. Правила слагательного смешения: при смешении двух цветов расположенных по хорде 10-ступенчатого круга получается цвет промежуточного цветового тона. Пример: Красный + Зеленый = Желтый; при смешении противоположных цветов в 10-ступенчатом круге получается ахроматический цвет.

3. Вычитательное смешение (или субтрактивное). Его сущность заключается в вычитании из светового потока какой-либо его части путем поглощения, например при смешении красок, при наложении полупрозрачных слоев друг на друга, при всех видах наложения или пропускания. Основное правило: всякое ахроматическое тело (краска или фильтр) отражает или пропускает лучи своего собственного цвета и поглащает цвет дополнительный к собственному.

Основные цвета при вычитательном смешении : Красный, Желтый, Синий.

Вопросы для повторения:

1. На чем основано оптическое смешение цветов?

2. Охарактеризуйте слагательное смешение цветов.

3. Охарактеризуйте вычитательное смешение цветов.

Литература:

1. Миронова Л.Н. Цветоведение, Минск. 1984.

2. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись/ Ю.М. Кирцер. – М., Высшая школа. 1992.

Оптическое и механическое смешение цветов. Смешением монохроматических цветов солнечного спектра одного с другим и с ахроматическими цветами (белым и черным) можно получить большое число возможных цветовых комбинаций.

При оптическом (аддитивном) смешении результирующий цвет получается действием на человеческий глаз трех независимых излучений, складывающихся в световой поток, который производит ощущение определенного цвета. Основан такой слагательный синтез цветов на следующих законах:

1. Каждому хроматическому цвету соответствует другой хроматический цвет, который при оптическом смешении с первым в определенных количественных соотношениях даст белый цвет. Такие цвета называются дополнительными. При их смешении в иных пропорциях получается один из исходных хроматических цветов, но меньшей насыщенности. В цветовом круге пары дополнительных цветов расположены на противоположных концах диаметров.

Главными взаимно-дополнительными парами цветов являются: красный - голубовато-зеленый, оранжевый - голубой, желтый - синий (ультрамариновый), желто-зеленый - фиолетовый, зеленый - пурпурный, голубовато-зеленый - красный.

2. При оптическом смешении недополнительных цветов получаются цвета, промежуточные по цветовому тону между смешиваемыми цветами (например, желтый и зеленый цвета дают при смешении желто-зеленый цвет). Если смешиваются далекие один от другого по спектру цвета (почти дополнительные), то результирующий цвет получается малонасыщенным.

3. При оптическом смешении одинаково воспринимаемые цвета дают одинаковый результирующий цвет независимо от того, какие цвета были взяты для смешения - монохроматические или сложные. Например, монохроматический оранжевый цвет и оранжевый из смеси красного и желтого дают одинаковые цвета в смесях с другими цветами.

Одним из видов оптического смешения цветов является пространственное смешение цветов (сложение). Так, если смотреть с достаточно большого расстояния на плоскость, отдельные части которой окрашены двумя близко расположенными один к другому недополнительными цветами, то будет виден только один сплошной суммарный цвет - результат их смешения. Пространственное смешение цветов широко используется в текстильной промышленности при выработке тканей из разноцветной пряжи (в частности, плательной ткани шотландка). Другим примером пространственного смешения цветов может служить однотонная ткань, выработанная путем переплетения разноцветных нитей. Впечатление однотонной она производит потому, что мелкие цветные точки, близко расположенные одна к другой, действуя на сетчатку глаза, сливаются в один суммарный цвет. Ткань, выработанная из более толстой пряжи, будет казаться пестрой, так как в этом случае станут видны все цветовые пятна.

Пользуясь оптическим смешением цветов, можно путем комбинации только трех цветов -- красного, зеленого и синего - получить все многообразие цветовых тонов.

Механическое (вычитательное) смешение цветов.

Кроме оптического, существует также механическое (вычитательное) смешение цветов. Принцип механического смешения цветов лежит в основе смешения красителей, применяемых в процессах крашения и печатания текстильных материалов.

Если при оптическом смешении происходит суммирование световых потоков на сетчатке глаза, то при механическом восприятие того или иного цвета обеспечивается путем «вычитания» из белого луча лучей определенной части спектра, поглощенных компонентами смеси красок. Результирующим цветом будет цвет, пропускаемый красочной средой; другими словами, на сетчатку глаза попадут остатки лучей, не поглощенные компонентами смеси красок. В итоге такого смешения получаются новые хроматические цвета, часто не похожие на цвета, получаемые при оптическом смешении. Так, при оптическом смешении цвета желтый и синий, как дополнительные, дадут серый цвет, а при механическом смешении они дадут зеленый цвет.

При механическом смешении многокрасочные эффекты могут быть получены из трех красок: пурпурно-красной, голубой и лимонно-желтой. На возможности получения всех цветовых тонов из смешения этих трех красок путем наложения их одна на другую основано получение так называемой трехцветной печати.

В цветоведении изложены три закона оптического смешения цветов, знание которых необходимо для художников в иx практической работе. Мелкие точки, штрихи или полоски различных цветов, нанесенные на поверхность, с определенного расстояния кажутся однотонными, а различные цвета сливаются в один цвет. Первый закон оптического смещения заключается в следующем: ко всякому хроматическому цвету можно подобрать такой хроматический цвет, который при оптическом смешении с первым в определенном количественном отношении дает ахроматический цвет. Цвета, которые в оптических смесях могут давать ахроматический цвет, называют взаимно дополнительными цветами. Это могут быть лишь строго определенные цвета.

К ультрамариновому дополнительным является лимонно-желтый цвет, к карминно-красному -- голубовато-зеленый (цвет изумрудной зелени), к лимонно-желтому -- ультрамариновый и к голубовато-зеленому -- карминно-красный цвет. Второй закон оптического смешения заключается в том, что при оптическом смешении недополнительных цветов получаются цвета по своему цветовому тону промежуточные между смешиваемыми цветами. При смешении желтого с красным получается оранжевый цвет, при смешении желтого с зеленым синий цвет и т.д. Третий закон оптического смешения заключается в том, что цвета, которые выглядят одинаково, в оптических смесях дают одни и те же результаты независимо от того, каков физический состав световых потоков, вызывающих ощущение этих цветов. «Например, одинаковые по цвету монохроматический оранжевый, длина волны которого 610 мкм. и того же тона оранжевый, составленный из волн 590 и 630 мкм. в оптических смесях с другими цветами дают совершенно одинаковые результаты, хотя в одном случае цвет монохроматический, а в другом сложный» . Однако результаты оптического смешения цветов отличаются от результатов смешения красок, которыми в практике живописи пользуются художники. Результаты оптического смешения цветов приведены в табл.1, результаты смешения красок -- в табл.2.

Художники часто применяют в живописи законы оптического смешения цветов. Известно, что в основе творчества постимпрессионистов Поля Синьяка, Жоржа Сера лежат законы оптического суммирования цветов и законы контраста. Ссылаясь на законы оптическою смешения цветов, изложенные в книге Шевреля, Поль Синьяк настаивал на преимуществах оптического смешения цветов в живописи по сравнению с обычным смешением красок. В программной книге постимпрессионизма Поль Синьяк писал: «Всякая материальная смесь ведет не только к затемнению, но и к обесцвечиванию, всякая оптическая смесь, наоборот, ведет к ясности и блеску» . Но, как видно из табл.1, при оптическом смешении дополнительных цветов и близких к ним также происходит обесцвечивание цвета. Законы оптического смешения в практике искусства знали не только постимпрессионисты, но и мастера древней фаюмской живописи, создатели помпейских росписей, мастера венецианской школы живописи Высокого Возрождения, Диего Веласкес и многие другие художники.

Таблица 1 . Результаты оптического смешения цветов

Фиолетовый

Индиго синий

Голубовато-зеленый

Зеленовато-желтый

Пурпурный

Темно-розовый

Беловато-розовый

Беловато-желтый

Золотисто-желтый

Оранжевый

Оранжевый

Темно-розовый

Беловато-розовый

Беловато-желтый

Беловато-розовый

Беловато-зеленый

Беловато-зеленый

Зеленовато-желтый

Зеленовато-желтый

Беловато-зеленый

Беловато-зеленый

Беловато-синий

Аквамариновый

Голубовато-зеленый

Голубовато-зеленый

Аквамариновый

Аквамариновый

Индиго синий

Таблица 2 . Результаты смешения красок

Киноварь красная

Сиена жженая

Кадмий оран. средний

Охра желтая

Кадмий желтый

Зеленая изумрудная

Ультрамарин

Темный красновато-коричневый, с легким фиолетовым оттенком

Темный коричневый

Темный желто-коричневый, слегка зеленоватый

Темный серовато-коричневый, слегка зел.

Темный желтый зеленовато-мутный

Темный серовато-голубовато-зеленый

Почти черный с синеватым оттенком

Темный синий зеленоватого оттенка

Темный лиловый

Темный красновато-кор. с фиолетовым оттенком

Очень темный коричневый c оливковым оттенком

Бутылочный

Серовато-зеленый

Голубовато-зеленый бирюзовый

Синий небесного опенка, слегка зеленоватый

Ультрамарин синий

Фиолетовый

Коричневато-красно-фиолетовый

Темный корич. с виш. оттенком

Серо-желтый коричневатый

Серовато-желтовато-зеленый

Мутный желтовато зеленый

Несколько мутный бирюзовый

Синий, слегка фиол. опенка

Зеленая изумрудная

Почти серый темный

Почти серый темный

Коричневато-серовато-зеленоватый

Мутный зеленоватый

Желто-зеленый

Зеленый голубоватого оттенка

Кадмий желтый средний

Розовато-кор. розовато-желтого оттенка

Оранжевый

Желто-коричневый

Желто-оранжевый

Желтый, слегка лим. оттенка

Охра желтая

Розовато -коричневатый

Коричневато-оранжевый

Желто-коричневый

Желто-оранжевый коричневатый

Песочно-желтый

Кадмий оранжевый

Красновато оранжевый

Оранжевый

Оранжевато- коричневый

Желтовато-оранжевый

Сиена жженая

Красно-коричневый

Краснокирпичный

Кор. красн. оттенка

Киноварь красная

Красный алый

Крас. пур. оттенка

Цветные штрихи по локальному пятну цвета фресок Феофани Грека и его учеников свидетельствуют о знании законов пространственного смешения цветов, оживляющего цвет в иконах русской школы. В живописи использовались и будут использоваться приемы оптического смешения цветов, но рассматривать их можно только как один из возможных приемов построения цветового строя или колорита картины.