Трудовая деятельность человека: понятие, составляющие и особенности. Деятельность человека (обществознание): виды, описание и особенности

Трудовая деятельность

Вариант 1

Трудовая деятельность людей (процесс материального производства) - это одна из форм человеческой деятельности, направленная на преобразование природного мира и создание материальных благ.

В структуре трудовой деятельн ости выделяют:

1) сознательно поставленные цели - производство определенной продукции, переработка природных материалов, создание машин, механизмов и многое другое;

2) предметы труда - те материалы (металл, глина, камень, пластмасса и пр.), на преобразование которых направлена деятельность людей;

3) средства труда - все устройства, приборы, механизмы, приспособления, энергетические системы и др., при помощи которых подвергаются преобразованию предметы труда;

4) используемые технологии - приемы и способы, применяемые в процессе производства.

Параметры трудовой деятельности :

1) производительность труда – количество продукции, произведенной в единицу времени:

2) эффективность труда - соотношение материальных и трудовых затрат, с одной стороны, и полученных результатов - с другой;

3) уровень разделения труда - распределение конкретных производственных функций между участниками трудового процесса (в масштабе общества и в конкретных трудовых процессах).

. Общие требования к участнику трудовой деятельности :

1) требова ние профессионализма работник должен владеть всеми приемами и способами производства, из которых складывается технологический процесс

2) требование квалификации: квалификация работника не может быть ниже того уровня, который определяется характером труда. Чем сложнее труд, тем выше требования к специальной подготовке участника трудового процесса;

3) требования трудовой, технологической исполнительской, договорной дисциплины: от работника требуется безус­ловное соблюдение законов о труде и. правил внутреннего трудового распорядка, соблюдение заданных параметров производственного про­цесса, выполнение обязательств, вытекающих из содержания трудо­вого договора

Вариант 2

Трудовая деятельность человека

Основным исторически первичным видом человеческой деятельности является труд. Труд характеризуется как сознательная целенаправленная деятельность человека, результат которой содержится в его представлении и регулируется волей в соответствии с поставленной целью. По этому поводу К. Маркс писал, что труд - исключительно достояние человека.

Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, пчела постройкой своих восковых ячеек подобна архитектору. Но самый плохой архитектор отличается от наилучшей пчелы тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове.

В процессе труда не только производится тот или иной продукт трудовой деятельности субъекта, но формируется и сам субъект. В трудовой деятельности развиваются способности человека, его мировоззренческие принципы. По своей объективной общественной сути труд является деятельностью, направленной на создание общественно полезного продукта. Он предполагает выполнение определенного задания, поэтому требует планирования, контроля исполнения, дисциплины.

Трудовая деятельность совершается не в силу привлекательности самого процесса деятельности, а ради более или менее отдаленного ее результата, служащего для удовлетворения потребностей человека. В силу общественного разделения труда мотивом деятельности отдельного человека становится продукт не его деятельности, а деятельности многих других людей - продукт общественной деятельности. В каждом виде труда имеется своя, более или менее сложная техника, которой необходимо овладеть. Поэтому в любом труде значительную роль играют знания и навыки. Знания наиболее важны в сложных интеллектуальных видах труда, навыки - в труде, для которого характерны однообразие, шаблонность выполняемых операций.

Труд - основной источник развития человека, его насущная потребность. Посредством труда человек обогащает и расширяет свое собственное бытие, материализует замыслы. Однако в зависимости от специфики общественных условий труд может восприниматься как обязанность, тяжелая необходимость. Поэтому в труде существенна не только техника труда, но и отношение человека к труду, основные мотивы трудовой деятельности. Роль труженика является одной из базовых ролей в социальной системе.

Общество должно стимулировать экономическими, правовыми, идеологическими и иными средствами работника к совершенствованию, но как сработают эти стимулы в решающей степени, зависит от личности. Совершенствование личности труженика - процесс системный. Наиболее ярко эта системность проявляется сегодня, в связи с переходом к новому информационно-компьютерному технологическому способу производства и, соответственно, к новой ступени в развитии цивилизации. От труженика требуется, в частности, не только высокий уровень общего образования и профессиональной подготовки, но и, как отмечают обществоведы, высокий морально-нравственный уровень.

Последнее требование становится актуальным в связи с увеличением творческих аспектов в трудовой деятельности человека и усилением значимости самоконтроля и самодисциплины работающего человека.

Вариант 3

Трудовая деятельность людей (или процесс материального производства) - это одна из форм человеческой деятельности, направленная на преобразование природного мира и создание материальных благ. В структуре трудовой деятельности выделяют:
1) сознательно поставленные цели - производство определенной продукции, переработка природных материалов, создание машин и механизмов и многое другое;
2) предметы труда - те материалы (металл, глина, камень, пластмасса и пр.), на преобразование которых направлена деятельность людей;
3) средства труда - все устройства, приборы, механизмы, приспособления, энергетические системы и др., при помощи которых подвергаются преобразованию предметы труда;
4) используемые технологии - приемы и способы, применяемые в процессе производства.
Для характеристики трудовой деятельности обычно используют следующие параметры:
1) производительность труда - количество продукции, произведенной в единицу времени;
2) эффективность труда - соотношение материальных и трудовых затрат, с одной стороны, и полученных результатов - с другой;
3) уровень разделения труда - распределение конкретных производственных функций между участниками трудового процесса (в масштабе общества и в конкретных трудовых процессах).
О содержании трудовой деятельности человека можно судить по тем функциям, которые он выполняет, по степени их разнообразия и сложности, по уровню самостоятельности и творчества работника.
Характер требований, предъявляемых к участнику трудовой деятельности, зависит от многих факторов, в первую очередь от конкретного содержания труда и места в системе разделения труда. Общие требования таковы:
1) работник должен владеть всеми приемами и способами производства, из которых складывается технологический процесс (требование профессионализма);
2) квалификация работника не может быть ниже того уровня, который определяется характером труда. Чем сложнее труд, тем выше требования к специальной подготовке участника трудового процесса (требование квалификации);
3) от работника требуется безусловное соблюдение законов о труде и правил внутреннего трудового распорядка, соблюдение заданных параметров производственного процесса, выполнение обязательств, вытекающих из содержания трудового договора (требования трудовой, технологической, исполнительской, договорной дисциплины).

Труд играется огромную роль в развитии человеческого общества и человека. По утверждению Ф. Энгельса, труд создал самого человека.

На протяжении всей жизни человек трудиться. Трудиться для того, чтобы удовлетворять свои потребности в крове, пище, одежде и прочее, а также в труде он реализует свой трудовой потенциал, самореализуется и вступает во взаимодействие с обществом.

Благодаря трудовой деятельности человеком создаются различные материальные и духовные блага, которые удовлетворяют не только его индивидуальные потребности, но и потребности всего общества. Также эти блага обеспечивают социально-экономическое развитие страны в целом.

В процессе труда люди вступают друг с другом в трудовые отношения, которые не могут просто функционировать и для которых необходимо регулирование и контроль. В основном трудовые отношения регулируются государством, издаваемыми им законами и правилами.

Понятие «труд» нельзя рассматривать упрощенно, поскольку оно включает не только экономический, но и физиологический, социальный и социологический компоненты.

С экономической точки зрения труд -- это любая общественно полезная деятельность человека, с физиологической точки зрения трудовая деятельность есть нервно-мышечный процесс за счет накопления в организме потенциальной энергии. Следовательно, труд можно рассматривать как процесс, совершающийся между человеком и природой, в котором человек, производя определенную деятельность, опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой.

Определяя цели, способы и результаты труда, товаропроизводитель решает три главных вопроса:

  • 1) какие продукты, в каком количестве и когда должны быть произведены? (труд как сознательная деятельность);
  • 2) как эти продукты произвести, из каких ресурсов, с помощью какой технологии? (труд как целесообразная, рациональная деятельность);
  • 3) для кого эти продукты должны быть произведены? (труд как общественно полезная деятельность).

Итак, в самом общем виде труд можно определить как объективно присущую человеку сферу целенаправленной полезной деятельности по превращению природных, материальных и интеллектуальных ресурсов, которыми он располагает, в продукт, необходимый для личного и общественного потребления.

Выполняя определенный вид деятельности, предусматривающий производство продукции или материальных услуг, человек взаимодействует с другими элементами трудового процесса -- предметами и средствами труда, а также с окружающей средой.

К предметам труда относятся земля и ее недра, флора и фауна, сырье и материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, объекты производственных и непроизводственных работ и услуг, энергетические, материальные и информационные потоки.

Средства труда -- это машины, приборы и оборудование, инструменты, приспособления и другие виды технологической оснастки, средства программного обеспечения, организационная оснастка рабочих мест. Взаимодействие человека с предметами и средствами труда предопределяется конкретной технологией, уровнем развития механизации труда (машинных, машинно-ручных и ручных процессов), автоматизации и компьютеризации трудовых процессов и производства.

Окружающая среда и ее состояние рассматриваются с точки зрения микроэкологии труда, т.е. обеспечения безопасности труда и соблюдения психофизиологических, санитарно-гигиенических, эргономических и эстетических требований к условиям труда, а также с учетом социально-экономических отношений в организации (на предприятии, в трудовом коллективе).

Созданный в процессе труда продукт как товар имеет физическую (натуральную) и стоимостную (денежную) формы.

Физическая (натуральная) форма различной готовой продукции промышленного, аграрного, строительного, транспортного и другого отраслевого характера, а также всевозможные производственные и непроизводственные работы и услуги выражаются в разнообразных измерителях - штуках, тоннах, метрах и т.п.

В стоимостной (денежной) форме продукт труда может быть выражен как полученный доход или заработок в результате реализации продукта труда.

Важно подчеркнуть, что труд является основой жизнедеятельности и развития человека. Потребность трудиться, как необходимое и естественное условие существования изначально заложена в самой человеческой природе.

На протяжении всей своей жизни люди познают способы взаимодействия с природой, находят более совершенные формы организации производства, пытаются получить больший эффект от своей трудовой деятельности. При этом и сами люди постоянно совершенствуются, наращивая знания, опыт, производственные навыки. Диалектика этого процесса такова: сначала люди видоизменяют и совершенствуют орудия труда, а затем изменяются и совершенствуются сами.

Процесс развития человечества состоит в непрерывном обновлении и совершенствовании орудий труда и самих людей. Каждое поколение передает последующему в полном объеме запас знаний и производственного опыта. Это новое поколение, в свою очередь, приобретает новые знания и опыт и передает их последующему поколению. Все это происходит по восходящей линии.

Развитие предметов и орудий труда представляет собой лишь необходимое условие осуществления самого процесса труда, но решающим элементом этого процесса выступает сам человек.

Труд является основой жизнедеятельности и развития человека. В самой природе заложено, что человек должен трудиться так, как это необходимое и естественное условие существования. Столь же необходимым и естественным является труд с точки зрения его роли в обществе.

В процессе производства материальных благ и услуг люди по необходимости вступают в определенные взаимосвязи не только с вещественными элементами и природной средой, но и друг с другом. Такие взаимосвязи называют производственными отношениями.

Отношения между людьми, которые обусловлены их участием в общественном труде, представляют собой общественную форму труда.

Необходимо понять, что без исторически сложившейся общественной формы труд как таковой не существует, так же как и не может быть общественной формы труда без самого труда.

С самых первых шагов человечества труд приобретает соответствующую ему общественную форму. Посмотрите вокруг себя: одежда, обувь, мебель, продукты питания, автомобили и т.д. -- все, чём мы пользуемся, создано совместным трудом людей.

Стало быть, труд является основой жизни и деятельности не только отдельного человека, но и общества в целом.

Характер труда позволяет рассматривать труд с точки зрения общественных условий производства, его определяют формы и методы привлечения членов общества к труду, тип общественной формации труда, отношение работников к труду, следовательно, характер труда выражает собой то особенное, что присуще общественному труду в каждой общественно-экономической формации и предопределено типом господствующих в обществе производственных отношении.

Современная кардинальная экономическая реформа органически выводит на рыночные отношения всех участников производства в обществе, коренным образом изменяет производственные отношения. Прежде всего это смена форм собственности, отказ от планомерного привлечения и распределения трудовых ресурсов в стране и переход к свободному предпринимательству, основанному на различных организационно-правовых формах собственности и на свободном найме рабочей силы через спрос и предложение на рынке труда. В связи с этим изменяются отношения по всей цепочке связи между людьми -- от процесса труда до конечного потребления (присвоения) продукта труда. Содержание труда выражает распределение конкретных трудовых функций (исполнительских, контрольно-регулирующих) на рабочем месте и определяется совокупностью выполняемых операций Основу этих функций составляют развитие орудий труда, организация труда, уровень общественного и профессионального разделения труда, мастерство самого работника Содержание труда отражает производственно-техническую сторону труда, показывает уровень развития производительных сил, технических способов соединения личного и вещественного элементов производства, те раскрывает труд прежде всего как процесс взаимодействия человека с природой, средствами и предметами труда в процессе труда. Следует подчеркнуть, что содержание и характер труда выражают две стороны одного и того же явления -- сущность и форму общественного труда. Эти две социально-экономические категории находятся в диалектической взаимосвязи, и изменение одной из них неизбежно оказывает влияние в той или иной форме на изменение другой.

Сущность и форма труда выражается через характер и содержание.

Характер труда-- его социально-экономическая сторона, выражающая тип общественного органа труда и отношения к нему работников. Определяется системой производственных отношений и зависит от степени развития материально-технической базы данного производства. Содержание и характер труда взаимосвязан.

Первый признак содержания труда -- сложность. Понятно, что труд ученого сложнее, чем труд токаря, а директора магазина -- труда кассира. Но для обоснования меры оплаты различных видов труда требуется их сравнение. Для соизмерения сложного и простого труда применяют понятие "редукция труда". Редукция труда -- это процесс сведения сложного труда к простому для определения меры оплаты труда различной сложности. С развитием общества увеличивается доля сложного труда, что объясняется повышением уровня технической оснащенности предприятий и требований к образованию работников.

Отличия сложного труда от простого:

  • 1) выполнение работником таких функций умственного труда, как планирование, анализ, контроль и координация действий;
  • 2) концентрация активного мышления и целеустремленное сосредоточение работника;
  • 3) последовательность в принятии решений и действий;
  • 4) точность и адекватная реакция организма работника на внешние раздражители;
  • 5) быстрые, ловкие и разнообразные трудовые движения;
  • 6) ответственность за результаты труда.

Второй признак содержания труда -- профессиональная пригодность. Ее влияние на результаты труда обусловлены способностями человека, формированием и развитием его генетических задатков, удачными выбором профессии, условиями развития и отбора кадров. Существенную роль в профессиональном отборе играют специальные методы определения профессиональной пригодности.

Третий признак содержания труда -- степень самостоятельности работника -- зависит как от внешних ограничений, связанных с формой собственности, так и внутренних, диктуемых масштабом и уровнем сложности работы. Уменьшение ограничений в принятии решения при повышении меры ответственности означает большую свободу действий, творчество и возможность неформального подхода к решению проблем. Самостоятельность работника выступает критерием уровня самосознания развитой личности, ее меры ответственности за результаты работы.

На протяжении всей жизни человек трудиться. Трудиться для того, чтобы удовлетворять свои потребности в крове, пище, одежде и прочее, а также в труде он реализует свой трудовой потенциал, самореализуется и вступает во взаимодействие с обществом.

Благодаря трудовой деятельности человеком создаются различные материальные и духовные блага, которые удовлетворяют не только его индивидуальные потребности, но и потребности всего общества. Также эти блага обеспечивают социально-экономическое развитие страны в целом.

В процессе труда люди вступают друг с другом в трудовые отношения, которые не могут просто функционировать и для которых необходимо регулирование и контроль. В основном трудовые отношения регулируются государством, издаваемыми им законами и правилами.

Понятие «труд» нельзя рассматривать упрощенно, поскольку оно включает не только экономический, но и физиологический, социальный и социологический компоненты.

С экономической точки зрения труд - это любая общественно полезная деятельность человека; с физиологической точки зрения трудовая деятельность есть нервно-мышечный процесс за счет накопления в организме потенциальной энергии. Следовательно, труд можно рассматривать как процесс, совершающийся между человеком и природой, в котором человек, производя определенную деятельность, опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой.

Из приведенных определений вытекает, что труд - это деятельность. Однако понятие «деятельность» значительно шире понятия «труд», поэтому его приходится ограничивать.

С равным правом можно говорить о деятельности и человека, и естественных сил природы, и техники и животных. Но слово «труд» по отношению к деятелям такого рода совсем неприменимо: сказать, что они «трудятся», можно лишь не иначе как в поэтической метафоре, поскольку это противоречит и нашим представлениям, и правилам словоупотребления.

Только про человека одинаково правомерно говорить, что он трудится и что он работает. Отсюда следует первое ограничение: трудом мы называем лишь деятельность человека.

Но и деятельность человека является еще слишком широким понятием: сюда войдет и творчество Рафаэля, Ньютона, Эдисона, и бесплодное черпание воды решетом сказочным Иванушкой-дурачком.

С физиологической точки зрения все проявления деятельности здорового и больного человека представляют собой вполне тождественные нервно-мышечные процессы, которые совершаются, конечно, за счет накопленной в организме потенциальной энергии. Но далеко не все из них относятся понятию «труд», ибо трудом мы называем лишь общественно полезную деятельность человека. Таково второе ограничение. Значение его весьма условно: один и тот же гравер может изготовлять, используя одни и те же приемы, и полноценные денежные знаки, и фальшивые кредитки. В первом случае это будет труд, ибо это полезная обществу работа, во втором - преступная деятельность, ибо она вредна для общества.

Следует отметить, что в разные эпохи общество различно расценивает те или иные виды человеческой деятельности.

Некогда различные гадания, снятие порчи и сглаза, проституция, спекуляция считались полезным для общества и даже богоугодным делом; в советскую же эпоху эти явления осуждались и даже карались по закону; в современных условиях в странах с рыночной экономикой в ряде случаев такие виды деятельности признаются трудовым промыслом, легализуются как своеобразный бизнес, хотя и презираются общественностью.

Эти примеры подчеркивают, что определение труда содержит социологический момент: признание обществом полезности той деятельности, которую мы именуем трудом.

Определяя цели, способы и результаты труда, товаропроизводитель решает три главных вопроса: какие продукты, в каком количестве и когда должны быть произведены? (труд как сознательная деятельность); как эти продукты произвести, из каких ресурсов, с помощью какой технологии? (труд как целесообразная, рациональная деятельность); для кого эти продукты должны быть произведены? (труд как общественно полезная деятельность).

Итак, в самом общем виде труд можно определить как объективно присущую человеку сферу целенаправленной полезной деятельности по превращению природных, материальных и интеллектуальных ресурсов, которыми он располагает, в продукт, необходимый для личного и общественного потребления.

Выполняя определенный вид деятельности, предусматривающий производство продукции или материальных услуг, человек взаимодействует с другими элементами трудового процесса - предметами и средствами труда, а также с окружающей средой.

К предметам труда относятся земля и ее недра, флора и фауна, сырье и материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, объекты производственных и непроизводственных работ и услуг, энергетические, материальные и информационные потоки.

Средства труда - это машины, приборы и оборудование, инструменты, приспособления и другие виды технологической оснастки, средства программного обеспечения, организационная оснастка рабочих мест. Взаимодействие человека с предметами и средствами труда предопределяется конкретной технологией, уровнем развития механизации труда (машинных, машинно-ручных и ручных процессов), автоматизации и компьютеризации трудовых процессов и производства.

Окружающая среда и ее состояние рассматриваются с точки зрения микроэкологии труда, т.е. обеспечения безопасности труда и соблюдения психофизиологических, санитарно-гигиенических, эргономических и эстетических требований к условиям труда, а также с учетом социально-экономических отношений в организации (на предприятии, в трудовом коллективе).

Созданный в процессе труда продукт как товар имеет физическую (натуральную) и стоимостную (денежную) формы.

Физическая (натуральная) форма различной готовой продукции промышленного, аграрного, строительного, транспортного и другого отраслевого характера, а также всевозможные производственные и непроизводственные работы и услуги выражаются в разнообразных измерителях - штуках, тоннах, метрах и т.п.

В стоимостной (денежной) форме продукт труда может быть выражен как полученный доход или заработок в результате реализации продукта труда.

Важно подчеркнуть, что труд является основой жизнедеятельности и развития человека. Потребность трудиться как необходимое и естественное условие существования изначально заложена в са«ой человеческой природе.

На протяжении всей своей жизни люди познают способы взаимодействия с природой, находят более совершенные формы организации производства, пытаются получить больший эффект от своей трудовой деятельности. При этом и сами люди постоянно совершенствуются, наращивая знания, опыт, производственные навыки. Диалектика этого процесса такова: сначала люди видоизменяют и совершенствуют орудия труда, а затем изменяются и совершенствуются сами.

Процесс развития человечества состоит в непрерывном обновлении и совершенствовании орудий труда и самих людей. Каждое поколение передает последующему в полном объеме запас знаний и производственного опыта. Это новое поколение, в свою очередь, приобретает новые знания и опыт и передает их последующему поколению. Все это происходит по восходящей линии.

Развитие предметов и орудий труда представляет собой лишь необходимое условие осуществления самого процесса труда, но решающим элементом этого процесса выступает сам человек.

Труд является основой жизнедеятельности и развития человека. В самой природе заложено, что человек должен трудиться так, как это необходимое и естественное условие существования. Столь же необходимым и естественным является труд с точки зрения его роли в обществе.

В процессе производства материальных благ и услуг люди по необходимости вступают в определенные взаимосвязи не только с вещественными элементами и природной средой, но и друг с другом. Такие взаимосвязи называют производственными отношениями.

Отношения между людьми, которые обусловлены их участием в общественном труде, представляют собой общественную форму труда.

Необходимо понять, что без исторически сложившейся общественной формы труд как таковой не существует, так же как и не может быть общественной формы труда без самого труда.

С самых первых шагов человечества труд приобретает соответствующую ему общественную форму. Посмотрите вокруг себя: одежда, обувь, мебель, продукты питания, автомобили и т.д. - все, чём мы пользуемся, создано совместным трудом людей.

Стало быть, труд является основой жизни и деятельности не только отдельного человека, но и общества в целом.

Литература. Волков. О.И. Девяткин О.В. Экономика предприятия (фирмы): Учебник. М.:ИНФРА – М, 2005.601с. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для ВУЗов. - М. ЮНИТИ, 2000.5-14. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М., 1993.

Труд

Труд - Целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни; все умственные и физические затраты, совершаемые людьми в процессе производства материальных и духовных ценностей; результат деятельности, работы, произведение.

Труд - деятельность, направленная на создание об­щественно полезного продукта, удовлетворяющего материаль­ные или духовные потребности людей. В трудовой деятельности раскрываются, по словам Маркса, “человеческие сущностные силы”. Участвуя в создании продуктов труда, человек вступает в существующую систему производственных отношений, у него формируются отношение к трудовой деятельности, мотивы труда.

Полное раскрытие способностей и качеств личности в труде возможно лишь в обществе, свободном от эксплуатации. Труд по принуждению (физическому, юридическому, экономическому) , характерный для рабовладельческого, феодального и капитали­стического способов производства, глушил естественную для человека потребность трудиться. Свобода труда от эксплуатации, механизация трудоемких процессов, стирание грани между умст­венным и физическим трудом создают в советском обществе са­мые благоприятные условия для проявления в полной мере потребности человека в творческом труде.

В прямой зависимости от существующих производственных отношений находятся мотивы, побуждающие человека к дости­жению высоких показателей в трудовой деятельности. В обще­стве, основанном на эксплуатации трудящихся, эти мотивы связаны преимущественно со стремлением к личному благопо­лучию. Мотивы труда советских людей включают не только личную заинтересованность, но и общественные стимулы. Труд на благо Родины, осознание того, что в нашем обществе бла­гополучие самого труженика зависит от роста общественного богатства увеличивают значимость роли общественных мотивов в деятельности.

В труде раскрываются и формируются способности человека, его характер, личность в целом. Производство ставит перед тружеником огромное количество проблемных ситуаций, задач, которые могут быть решены лишь при творческом подходе к делу. Таким образом, производство стимулирует познавательную активность личности, заставляет работающего совершенствовать знания, умения, навыки. Решение задач, возникающих в совре­менном промышленном и сельскохозяйственном производстве, часто требует широкой общетехнической подготовки.

Изучение условий, влияющих на производительность труда, показало, что в процессе производства для человека нет без­различных факторов. Окраска помещений, организация рабочего места, режим напряжения и пауз в работе, отношения с товарищами по работе - все это имеет прямое отношение к произ­водительности труда, создает общий настрой на работу и об­легчает или затрудняет проявление трудовых усилий.

Деятельность педагога (по объекту, целям и средствам) отлична от других видов труда. Обычное для трудовой деятель­ности отношение субъект - объект выступает в обучении отно­шением субъект - субъект. В педагогическом труде сталкива­ются два вида деятельности: обучение - деятельность педагога по организации процесса передачи знаний и контролю за их усвоением и учение - деятельность обучающегося, связанная с активным восприятием знаний, их переработкой и усвоением.

В условиях технического прогресса, достигнутого нашей стра­ной, значительно изменились особенности труда учителя и тре­бования к его знаниям, умениям и навыкам. Широкое распро­странение средств массовой коммуникации (печатное слово, радио, кино, телевидение) привело к тому, что школьники по­лучают большое количество информации по всем отраслям зна­ний вне школы. Учитель теперь не является тем единственным источником информации, каким он был до недавнего времени. Возникли более высокие требования к его труду. В его задачи все больше входят психолого-педагогические цели: формирова­ние личности и познавательной активности школьников. Быстрое пополнение фактического материала во всех областях науки заставляет учителя все время заниматься самообразованием. Творческий подход к учебной и воспитательной деятельности стал необходимым условием успешного обучения подрастающе­го поколения.

Не зависящее от воли работника приостановление трудовой деятельности на длительный срок из-за невозможности трудоустройства, возникшего вследствие расторжения соглашения между работником и работодателем; безработица бывает временной (следствие недостаточной мобильности или квалифицированности рабочей силы); структурной, технологической (результат перемен в структуре экономики); циклической (следствие серьезных экономических кризисов); добровольной; неполной (сокращенное рабочее время и размер зарплаты); сезонной и т.п. Безработица социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не находит себе работу и становится "излишним" населением. Дифференциация и сосуществование в обществе как целом различных социальных функций, видов деятельности, выполняемых определенными группами людей и выделение в связи с этим различных сфер (промышленность, сельское хозяйство, наука, образование, армия и др.). Количество труда, которое работники готовы предоставить работодателю в данный период времени за определенную ставку заработной платы. Это система связанных признаков, свойств вещей, процессов, явлений, функций как материального, так и нематериального порядка. Чтобы реализовать собственную профессиональную деятельность, специалист должен изменить, преобразовать предмет труда, или создать нечто новое, ранее отсутствовавшее или не имеющее место в реальности. Отношение объема продукции к затратам труда. Одно из ключевых понятий политической экономии – орудия производства и люди, приводящие в движение эти орудия и осуществляющие производство материальных благ. Одно из важных понятий политической экономии, определенные связи и отношения людей в процессе производства материальных благ. Род трудовой деятельности человека, владеющего определенными общими и специальными теоретическими знаниями и практическими навыками, приобретенными в результате специальной подготовки, опыта работы. Виды и наименования профессий определяются характером и содержанием труда, а также спецификой и условиями различных сфер деятельности. Особая разновидность товара, товар на рынке труда; экономическая категория, выражающая способность к труду; совокупность физических и интеллектуальных способностей, знаний, умений и навыков, которыми располагает человек и которые используются им для производства жизненных благ; численность населения, предлагающего свой труд на рынке рабочей силы. Средства воздействия человека на предметы труда в целях производства материальных благ: машины, оборудование, производственные здания и сооружения. Часть населения страны, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для работы в народном хозяйстве. Характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.) Эмоционально-оценочное отношение личности или группы к выполняемой работе и условиям ее протекания.

Понятие трудовой деятельности

Трудовая деятельность человека является разновидностью его социального поведения. Трудовая деятельность – это жестко фиксированный во времени и пространстве целесообразный ряд операций и функций, совершаемых людьми, объединенными в трудовые организации. Трудовая деятельность работников обеспечивает решение ряда задач:

    создание материальных благ как средств жизнеобеспечения человека и общества в целом;

    оказание услуг различного целевого назначения;

    разработка научных идей, ценностей и их прикладных аналогов;

    накопление, консервация, переработка и анализ, передача информации и ее носителей;

    развитие человека как работника и как личности др.

Трудовая деятельность – независимо от способа, средств и результатов – характеризуется рядом общих свойств:

    определенным функционально-технологическим набором трудовых операций;

    набором соответствующих качеств субъектов труда, зафиксированных в профессиональных, квалификационных и должностных характеристиках;

    материально-техническими условиями и пространственно-временными рамками реализации;

    определенным способом организационно-технологической и экономической связи субъектов труда со средствами условиями их реализации;

    нормативно-алгоритмизированным способом организации, при посредстве которого формируется поведенческая матрица индивидов, включенных в производственный процесс (организационно-управленческой структурой).

Каждый вид трудовой деятельности можно выделить две основные характеристики: психофизиологическое содержание (работа органов чувств, мышц, процессы мышления и т. п.); и условия, в которых осуществляется трудовая деятельность. Структура и уровень физических и нервных нагрузок в процессе трудовой деятельности определяются этими обеими характеристиками: физические – зависят от уровня автоматизации труда, его темпа и ритма, конструкции и рациональности размещения оборудования, инструмента, оснастки; нервные – обусловлены объемом перерабатываемой информации, наличием производственной опасности, степенью ответственности и риска, монотонностью труда, взаимоотношениями в коллективе.

Таким образом, в целом можно говорить о сокращении двигательных компонентов и возрастании значения психической составляющей трудовой деятельности. Помимо этого, НТП создает технические предпосылки для вывода работника из зоны действия производственных вредностей и опасностей, позволяет совершенствовать защиту исполнителя, освободить его от тяжелых и рутинных работ.

Однако чрезмерное снижение двигательной активности оборачивается гиподинамией. Рост нервных нагрузок может привести к травмам, авариям, сердечно-сосудистым и нервно-психическим расстройствам. Возрастание скорости и мощности оборудования может привести к несогласованности параметров его работы и возможности человека реагировать и принимать решения. Новые технологии зачастую ведут к появлению новых производственных вредностей и опасностей, негативному воздействию на экологию.

Проблема заключается в том, чтобы «привязать» технику к возможностям человека, учитывать его психофизиологические характеристики на стадиях проектирования, конструирования, эксплуатации системы «человек-машина». Все это определяет необходимость изучения физиологических и психических процессов в трудовой деятельности человека.

Роль труда в обществе

История развития человека и общества свидетельствует о решающей роли труда в этом процессе.

В процессе своей эволюции труд существенно усложнялся: человек стал выполнять более сложные и разнообразные операции, применять все более организованные средства труда, ставить перед собой и достигать более высокие цели. Труд стал многосторонним, разнообразным, совершенным.

В условиях применения более совершенных ресурсов и средств труда организация труда оказывает возрастающее влияние на окружающую среду, иногда и во вред среде. Поэтому экологический аспект в трудовой деятельности приобретает новое значение.

Совместный трудлюдей представляет собой нечто большее, чем простая сумма затраченного ими труда. Совместный труд рассматривается и как прогрессирующее единство совокупных результатов труда. Взаимодействие человека с природными материалами, средствами труда, а также отношения, в которые при этом вступают люди, - все это называется производством.

Особенности современного труда:

    Возрастание интеллектуального потенциала процесса труда, что проявляется в усилении роли умственного труда, росте сознательного и ответственного отношения работника к результатам своей деятельности;

    Увеличение доли овеществленного труда, связанного со средствами труда, обусловлено достижениями научно-технического прогресса и при ограниченных физических возможностях человека служит решающим фактором ростапроизводительности и эффективности труда;

    Возрастающий аспект социального процесса. В настоящее время факторами роста производительности труда считаются не только повышение квалификации работника или повышение уровня механизации и автоматизации его труда, но и состояние здоровья человека, его настроение, отношения в семье, коллективе и обществе в целом. Эта социальная сторона трудовых отношений существенно дополняет материальные стороны труда и играет важную роль в жизни человека.

Связь социологии труда с науками о труде

Система наук о труде включает множество самых разнообразных и относительно самостоятельных дисциплин.

Социология труда изучает «поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду», взаимоотношения социальных групп в процессе труда, делает акцент на демографические различия людей, на различия в их образовании и квалификации, на особенности воспитания и политических взглядов, вероисповедания и общественного положения.

Многообразие наук о труде обусловлено спецификой тех трудовых проблем, которые являются объектом исследования каждой из них.

Предметом экономики труда является система социально-экономических отношений, складывающихся в процессе трудовой деятельности, между работодателем, наемным работником и государством по поводу организации труда. Экономика труда изучает социально-экономические проблемы труда, проблемы обеспечения эффективности и производительности труда на основе его научной организации.

Физиология труда как наука изучает влияние и механизм воздействия трудового процесса на физиологические характеристики человека, является научной основой разработки норм труда, режимов труда и отдыха, планировки рабочего места, обеспечения благоприятных условий труда.

Психология труда изучает психологические характеристики человека в процессе труда, отношение человека к своей трудовой деятельности, она является основой профессиональной подготовки, разработки систем мотивации и стимулирования труда работников, выступают инструментом управления трудовыми конфликтами.

Эргономика является основой рационализации трудовых процессов, поскольку изучает деятельность человека в его связи с техникой, машинами, средствами производства. Эргономика позволяет оптимизировать взаимодействие человека с машинными системами.

Гигиена труда, производственная санитария и техника безопасности обеспечивают создание на производстве здоровых и безопасных условий труда.

Демография это наука о народонаселении, она изучает процессы воспроизводства населения, его половозрастную структуру, расселение населения по регионам страны, что позволяет эффективно удовлетворять потребности предприятий в необходимых трудовых ресурсах.

Управление персоналом дает возможность реализовывать трудовой потенциал (путем подбора, обучения и справедливого вознаграждения персонала организации работников), и позволяет эффективно управлять персоналом организации (обеспечивается выбором оптимального стиля управления, выработкой кадровой политики, проведением маркетинга персонала).

Социология профессий изучает общественное разделение труда, престижность различных видов трудовой деятельности, профессиональную пригодность человека и др.

Организация труда изучает формирование упорядоченной системы взаимодействия работников, их групп и подразделений для достижения поставленных целей, что позволяет обеспечить эффективное соединение рабочей силы со средствами производства в конкретных условиях, реализацию трудового потенциала работников и удовлетворяет потребности всех субъектов социально-трудовых отношений.

Трудовое право является юридической основой трудовых отношений. Оно устанавливает правовые нормы труда, регламентирует права и обязанности субъектов социально-трудовых отношений, определяет дифференциацию в оплате труда, служит основой социальной политики и социальной защиты работников.

Статистика труда дает возможность проведения анализа эффективности труда на основе количественных показателей производительности труда, численности и динамики персонала, фонда заработной платы и др.

Какие задачи решает дисциплина

"Экономика и социология труда"?

Основные задачи дисциплины "Экономика и социология труда" определены ее целью, которая предусматривает исследование научных основ, теоретических, методологических положений и практического опыта в области управления человеческими ресурсами - формирования и рационального использования трудового потенциала каждого человека и общества в целом при возникновении новых социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики.

Главная задана - изучение сущности и механизмов экономических и социальных процессов в сфере труда в контексте жизнедеятельности человека и общества. Ее решение основано на изучении методологических положений экономической -фудовой теории, раскрывающей основополагающую роль труда в жизнедеятельности человека и общества, а также экономические и социальные особенности труда в конкретных исторических условиях.

Другая задача - изучение факторов и резервов эффективной занятости, формирования и рационального использования трудового потенциала, повышения эффективности и производительности труда. Определяющими предпосылками дпя решения эггой задачи являкхгся, во-первых, механизм реализации российских законов и социально-экономической политики в регулировании социально-трудовых отношений, а во-вторых, изучение закономерностей, объективных и субъективных факторов, воздействующих на экономические и социальные процессы, отношение человека к труду, его поведение в коллективе.

Еще одна задача- выявление взаимосвязей социально-трудовых отношений с экономическими отношениями и процессами, протекающими в национальной экономике рыночного типа, ориентированной на социальное развитие, а также взаимосвязей рынка труда с рынками сырья, капитала, фондовыми рынками. Вследствие этого особое значение приобретает исследование процесса стоимости рабочей силы, а также формирования трудовых затрат на всех стадиях воспроизводственного цикла. Расширение и углубление знаний в этой области требует изучения зарубежного, а также отечественного опыта в различных регионах страны и на различных предприятиях, изучения состояния внуфенних рынков труда, знакомства с методическими приемами экономического анализа, аудита, социологического исследования.

Социальная инженерия - это управленческая деятельность, направленная на изменение социальных систем и социальных институтов в соответствии с заданной целью с использованием наукоемких технологий и инженерного подхода. В отечественной науке и практике управления впервые этот термин употребил в начале ХХ века директор Центрально института труда А. Гастев. В его понимании социальный инженер - это руководитель трудового коллектива, от деятельности которого зависит успешность функционирования всей социально-инженерной машины. Идея социальной инженерии заключалась в тесном сочетании людских комплексов с организацией комплексов машин. Эти комплексы машино-людей основываются на единстве биологии и инженерных наук. Советский партийный и государственный деятель, видный специалист по проблемам организации труда и управления П.М. Керженцев ограничивал проблемы социальной инженерии управлением людьми и коллективами, независимо от сферы деятельности. Он сформулировал ряд общих принципов управления - это установление цели и задач организации и управленческой деятельности; выработка плана, методов работы и методов управления; постановка учета и контроля. По мнению П.М. Керженцева, в условиях социализма главное внимание в управленческой деятельности должно было уделяться плановому ведению производственной и трудовой деятельности. Но руководитель, обладая реальной властью, существенным образом влияет на трудовой коллектив и результативность его деятельности, поэтому подбор руководителей должен строиться на соответствии его личных качеств требованиям конкретной должности, на которую он претендует.

Отечественная социальная инженерия 20-30-х годов ХХ столетия базировалась на психотехнике и социологических исследованиях, традиции которых продолжила после тридцатилетнего перерыва заводская социология 60-80-х годов. В теории и практике социального планирования, которые получили свое дальнейшее развитие в годы хрущевской оттепели, использовались наряду с данными социологических опросов идеологические установки и социально-культурные нормативы. В отечественной социальной инженерии были сформулированы следующие принципы: принцип прямого участия в решении социальных задач, так как решаются актуальные насущные задачи; принцип непрерывного социоинженерного обеспечения и социального проектирования; принцип технологизации, то есть обеспечение оптимальных способов воздействия.

В западной социологии социоинженерная деятельность была подробно рассмотрена К. Поппером в работах «Нищета историцизма» (1945) и «Открытое общество» (1945). Социальную инженерию он рассматривал как совокупность подходов прикладной социологии, направленных на рациональное изменение социальных систем на основе фундаментальных знаний об обществе и предсказании возможных результатов преобразований.

Современный социоинженерный подход позволяет изменить социальную действительность на основе методов планирования, программирования, предвидения и прогнозирования. Социоинженерная деятельность включает в себя следующие процедуры:

Оценка состояния объекта социоинженерной деятельности;

Прогнозирование наиболее вероятных вариантов развития внутренней и внешней среды объекта прогноза;

Моделирование будущего состояния объекта исследования с использованием математических, кибернетических, прогностических и других методов;

Разработка социального проекта нового состояния исследуемого объекта;

Социальное планирование в соответствии с социальным проектом;

Осуществление проекта с помощью инновационных социальных технологий.

Современная отечественная социальная инженерия развивается по следующим блокам (направлениям):

Социетальный блок - строительство социальных институтов: государственное строительство, создание модернизированной системы образования, здравоохранения и т.п.;

Региональный блок - формирование региональных сообществ;

Муниципальный блок - формирование местных сообществ;

Организационный блок - строительство организаций;

Блок групповой инженерии - формирование целевых групп и команд.

социальная инженерия сегодня представляет собой комплекс практически ориентированных знаний в области управления социальными структурами и процессами, развивающийся по следующим направлениям:

    Строительство социальных институтов, например, государственное строительство, реорганизация системы высшего образования и т.д. («социетальный» блок);

    Региональное строительство (региональный блок);

    Формирование местных сообществ (муниципальный блок);

    Строительство организаций или «организационная инженерия» (организационный блок);

    Формирование целевых групп и команд («групповая» инженерия). Избирательные технологии и другие способы продвижения лидеров или их команд являются составной частью всех блоков социоинженерной деятельности.

В образовательной практике идеи социальной инженерии реализуются путем применения современных образовательных технологий и активных методов обучения, а также посредством “насыщения” учебного процесса дисциплинами социоинженерного и организационного цикла, в том числе:

    теория и методы социальной инженерии;

    диагностика организаций;

    прогнозирование и моделирование развития организаций;

    организационное проектирование и программирование;

    социальное планирование;

    внедрение социальных новшеств в организации и т.д.;

    практикум по социальным технологиям;

    методы разрешения конфликтов.

На становление и развитие социальной инженерии существенное влияние оказали психология, прикладная антропология, управленческие науки, а в настоящее время синергетика и социальная синергетика - наука о самоорганизации общества, которая определяет условия и факторы устойчивого развития общества. С позиций социальной синергетики в обществе благодаря коммуникативным связям происходит синтез материальных и нематериальных структур, а эволюционное развитие, происходящее на основе обмена информацией, определяет естественный отбор энергетически более выгодных методов социального управления. Данный процесс обеспечивает переход общества на качественно новый уровень. С позиций синергетики управление рассматривается как открытая система, в основе которой лежит взаимодействие с объектом, а не воздействие на него. Механизм управления осуществляется в двух направлениях. Во-первых, задается социально-технологический коридор, приемлемый с точки зрения развития и функционирования социальной системы. В рамках этого коридора социальная система может реализовывать различные траектории саморазвития, а инновационные процессы направляются в социально-конструктивное русло. Во-вторых, для устойчивого социального развития и подъема на новый уровень самоорганизации в точках бифуркации осуществляется локальное воздействие в нужное время и в нужном месте.

Одним из вариантов практического применения синергетического подхода к управлению является теория самообучающейся организации, способной создавать, приобретать и обменивать знания и изменять свое поведение в соответствии с новыми знаниями и интуицией. Источниками обучения являются сотрудники организации, внешние консультанты, бизнес-тренеры, собственный бизнес, внешняя среда и уроки, извлеченные из собственного практического опыта. Самообучающаяся организация в современных условиях является наиболее конкурентоспособной, синергетика является универсальной методологией современного информационного общества, его структур и социоинженерного подхода к управлению обществом. Данный подход предъявляет высокие требования к управленцам, так как они должны обладать современными социально-технологическими знаниями.

Многие исследователи приходят к выводу, что социально-инженерный подход к управлению производит третий фактор, в котором разрешаются противоречия отношений объекта и субъекта управления. Объект социальной инженерии перестает быть лишь средством реализации социальных программ, разработанных экспертами, и сам становится субъектом. Формируется тринитарный подход управление - соуправление - самоуправление. Социально-инженерный подход превращает управление в интерактивный процесс, а задачей социальных инженеров становится создание условий для раскрытия внутреннего потенциала социальной системы.

К сожалению, в отечественной управленческой науке и практике сохраняется некоторое настороженное отношение к социальной инженерии, так как иногда технологичность воспринимается как экспериментирование и манипулирование людьми. Этим фактом в значительной степени обусловлена низкая востребованность социального проектирования программно-целевого управления субъектами управления.

Системный подход к управлению инновационным развитием промышленных предприятий

The system approach to management of innovative development of the industrial enterprises

Введение *

В ХХI веке мировое сообщество сталкивается с инновационными вызовами, связанными с развитием высоких технологий, информатизацией, изменением содержания труда и качества рабочей силы. При этом процесс глобализации порождает как новые формы международного сотрудничества и межгосударственных отношений, так и новые противоречия, требуя новых подходов к решению политических, экономических и социальных проблем на всех уровнях их проявления. Скоординированное развитие, гармонизация норм и стандартов социально-трудовых отношений, обмен накопленным опытом могут способствовать построению высокоорганизованного, экономически и экологически эффективного производства. Результат усилий по стабилизации производства и улучшению социального климата внутри страны во многом зависит от развития деятельности промышленных предприятий, которые являются первичной ячейкой любой экономической системы и способны стать локомотивом инновационного развития национальной экономики.

Теоретические подходы к обоснованию инновационного развития промышленных предприятий

В экономической науке существуют различные подходы к определению сущности, значения, основ функционирования и развития предприятия:

    ресурсный подход, согласно которому предприятия (организации) выживают в той мере, в которой они приобретают и поддерживают свои ресурсы, и возможность накопления предприятием организационно-специфических ресурсов выступает главным обоснованием его существования;

    системный подход рассматривает предприятие как сверхсложную открытую социально–экономическую систему, связанную специфическими отношениями со своей внешней и внутренней средой, главным и наиболее активным элементом которой выступает человек;

    эволюционный подход содержательно и метаморфически связан с эволюционным мировоззрением на процесс постоянного и причинно-обусловленного изменения деятельности предприятия, при этом механизм изменения связывается с изменчивостью, наследованием и отбором, где особое внимание уделяется инновационному процессу: появлению, закреплению и распространению инноваций, исследованию конкуренции как процессу отбора, решению проблем информации, неопределенности и времени;

    неоинституциональный подход анализирует деятельность предприятия в условиях ограничений, обусловленных институциональной структурой общества, где предприятия как экономические агенты действуют в мире высоких трансакционных издержек, в условиях неопределенности и риска, что порождает ограниченную рациональность и оппортунистическое поведение; в рамках неоинституциональной теории выделяют трансакционный подход, который исследует причины существования фирмы и особенности их внутреннего устройства, акцентируя внимание на необходимости фирмы избегать трансакционных издержках по заключению сделок на рынке и использовании преимуществ кооперации для получения максимального результата своей деятельности.

    процессный подход является одним из базовых в исследованиях стратегического менеджмента и рассматривает предприятие с точки зрения процессов, связанных с предпринимательской деятельностью, организационным обновлением и ростом, а также с развитием и применением стратегии, которая направляет организационные действия, основываясь при этом на логике причинно-следственного объяснения, связывающего независимые переменные, на типах концептов или переменных, отражающих действия предприятий или индивидов, на последовательности событий, описывающих изменение явлений с течением времени.

    поведенческий подход исследует реальное поведение предприятий как экономических субъектов, в деятельности которых господствует не рациональное, а конвенциональное поведение (т.е. подчиняющееся принятым правилам и условностям), анализ которого позволяет построить обобщенную модель принятия решений;

    подход, основанный на знаниях, концентрирует внимание на движении знаний и их влиянии на эффективность и конкурентные преимущества предприятий, рассматривая знания как субъективированную информацию, неотделимую от убеждений индивида и целенаправленного действия, придавая большое значение фирмам, которые создают и развивают рутины, действуя как хранилища знаний.

    синтетический подход означает необходимость учета в моделях теории фирм «технологических» и «социальных» факторов, утверждая, что структура социальных отношений оказывает постоянное влияние на организационную динамику предприятия.

Анализ теорий фирмы позволяет обосновать механизм управления инновационным развитием промышленных предприятий в условиях кластеризации экономики и определить основные элементы, обеспечивающие взаимодействие и сотрудничество участников инновационного процесса на разных стадиях (табл.1).

Инновационное развитие рассматривается как целенаправленный непрерывный процесс осуществления инноваций в научной, производственной, экономической, коммерческой, финансовой, маркетинговой, управленческой деятельности предприятия, направленный на максимально полное удовлетворение общественных потребностей на основе реализации научных достижений в процессе производства для получения максимального экономического, социального и экологического эффекта, выраженного в абсолютном и относительном изменении (приращении) экономических показателей.