Населения социальные государственные гарантии социальное обеспечение населения. А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать. Одним из аспектов минимальных социальных гарантий являются гарантии защиты от безработицы. В решении этой проблемы ест

Любая социальная защита строится на социальных гарантиях, которые также представляют собой определенную систему. Гарантии должны:

Регулировать рынок рабочей силы через смягчение возникающих противоречий между ее спросом и предложениями;

Содействовать полной занятости всех трудоспособных членов общества (никто не должен против своей воли оставаться без работы);

Рассчитываться на все категории трудоспособного населения, особо выделяя при этом нуждающихся.

Система гарантий должна учитывать структуру населения конкретного региона, которая по трудовому потенциалу может быть разделена на следующие группы:

Пригодных для работы в современных условиях;

Тех, кто может быть использован лишь после соответствующей профессиональной подготовки;

Кто может работать, но при создании подходящих условий труда;

Кто вообще не может работать;

Кто не стремится работать.

Для полной ясности о социальных гарантиях приведем некоторые | выписки из законодательства по этому вопросу.

1. Гарантии в реализации права на труд:

свобода выбора занятий и работы;

государство признает оплачиваемую занятость как основу образа жизни;

государство бесплатно содействует в подборе подходящей работы;

безработных государство бесплатно обучает новым профессиям и т.д.

2. Дополнительные гарантии некоторым категориям граждан: молодежи; пенсионерам; одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей; женщинам, воспитывающим детей дошкольного возраста и детей инвалидов; безработным; освобожденным из мест заключения; беженцам и т.д.

3. Профсоюзы активно содействуют занятости трудоспособного населения.

4. Создаются все необходимые условия и гарантии профессиональной подготовки и переподготовки безработных.

5. Для привлечения безработных к трудовой деятельности организуются общественные работы.

6. Работодатели обязаны социально гарантировать занятость населения.

7. В условиях социально-экономического реформирования общества государство гарантирует материальную и социальную поддержку населения.

Закон строго определяет размер пособий по безработице.

9. Закон определяет также условия и сроки выплаты пособия по безработице и тд.

В условиях формирования рыночной системы хозяйствования обостряется противоречие между необходимостью проведения жесткой экономической политики и недостаточным запасом прочности социальной защиты людей, которая становится необходимым элементом функционирования цивилизованного общества.

Изучение данной проблемы позволяет определить социальную защиту как систему законодательных, социально-экономических и морально-психологических гарантий, обеспечивающих достойное и социально приемлемое качество жизни человека. Основными институтами социальной защиты человека являются государство, профессиональные союзы и другие общественные объединения. В то же время социальная защита строится на социальных гарантиях. Эти гарантии зафиксированы законодательством.

ВОПРОСЫ ДНЯ КОНТРОЛЯ И ОБСУЖДЕНИЯ

1. Расскажите об истории формирования концепции социальной защиты.

2. Дайте характеристику понятия “социальная защита”.

3. Какие направления охватывает социальная защита?

4. Дайте характеристику понятия “социальный институт”.

5. Перечислите основные социальные инстигуты, осуществляющие защитные функции.

6. Раскройте роль профсоюзной организации по защите прав и интересов наемных работников.

7. Расскажите об основных принципах социальной защиты.

8. В чем основное предназначение социальных гарантий?

9. Приведите некоторые положения из законодательства о социальных гарантиях трудоспособному населению.

Социология, социальная работа и статистика

Государственные гарантии социальной защиты населения в РФ. В обществе рыночных отношений главную функцию социальной защиты берет на себя государство как главный субъект социальной политики и социальной работы. Основные социальные гарантии закреплены в Конституции РФ и находят свое подтверждение в социальной политике. 7 Основного закона РФ: В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда обеспечивается постоянная поддержка семьи материнства отцовства и детства инвалидов...

28.Государственные гарантии социальной защиты населения в РФ.

В обществе рыночных отношений главную функцию социальной защиты берет на себя государство как главный субъект социальной политики и социальной работы. Основные социальные гарантии закреплены в Конституции РФ и находят свое подтверждение в социальной политике. Они определены в ст. 7 Основного закона РФ: "В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается постоянная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты".

На современном этапе просматриваются две основные функции в системе государственной социальной защиты: социальные выплаты и система социального обслуживания одиноких, престарелых, инвалидов и других подобных категорий, основанные на принципе заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности. В то же время социальная защита должна распространяться на все категории населения через систему социальных гарантий.

Социальные гарантии — это механизм долговременного действия, предусмотренные законом обязательства государства, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных социальных гарантий должны стать минимальные социальные стандарты.

Минимальные социальные стандарты — это установленные законодательством РФ нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты, ниже которого опускаться нельзя. Систему государственных минимальных стандартов составляют взаимосвязанные государственные минимальные социальные стандарты в следующих областях:

1) оплаты труда;

2) пенсионного обеспечения;

3) образования;

4) здравоохранения;

5) культуры;

6) социального обслуживания;

7) жилищно-коммунального обслуживания.

Закрепляя в законе "О государственных минимальных стандартах" самый необходимый минимум социальных стандартов, государство делает обязательным их обеспечение для исполнительной власти на всех уровнях, а также для работодателей и предпринимателей всех видов собственности, причем не только государственной. Минимальные пределы государственных гарантий подтверждаются и другими законодательными актами, в том числе гражданским и трудовым кодексами, законами "О здравоохранении", "Об образовании", "О культуре" и др.

В качестве государственных минимальных стандартов в области оплаты труда устанавливаются:

— минимальный размер оплаты труда;

Минимальная заработная плата — это уровень заработной платы работника неквалифицированного труда, призванный обеспечить ему нормальные условия воспроизводства. Она устанавливается законодательством или специальным соглашением.

В ст. 37 Конституции РФ записано, что "каждый имеет право на труд и в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы".

Согласно Трудовому кодексу РФ месячная оплата труда работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (норма труда), не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда.

Величина минимальной заработной платы обычно определяется путем исчисления прожиточного минимума. Прожиточный минимум — понятие, характеризующее минимум жизненных средств, необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы и развития личности. Это показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддержания активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков.

Прожиточный минимум рассчитывают по нормативам удовлетворения минимальных потребностей в товарах и услугах с учетом уровня цен, и он должен соответствовать величине заработной платы. Для определения абсолютного уровня прожиточного минимума наиболее точным является метод потребительской корзины. В состав такой корзины входят самые необходимые продукты для поддержания жизнедеятельности средней семьи.

Прожиточный минимум может быть использован:

— в качестве базы для адресной социальной поддержки;

— в качестве целевых ориентиров при регулировании доходов и потребления малообеспеченных слоев населения;

— для оценки материальных и финансовых ресурсов, необходимых для реализации перспективных и текущих социальных программ, оказания целевой натуральной помощи малообеспеченным слоям населения;

— для обоснования размеров минимальной оплаты труда и трудовой пенсии по старости;

— в качестве одного из критериев малообеспеченности, дающих право на получение различного рода социальных выплат.

Одной из главной минимальных социальных гарантий являются гарантии защиты от безработицы.

В решении этой проблемы есть две стороны: создание экономических условий для максимальной занятости населения, с одной стороны, и государственная поддержка — с другой. На снижение уровня безработицы должны быть направлены государственные программы содействия занятости, а также разработка и реализация федеральной целевой программы создания рабочих мест и осуществления следующих мероприятий:

— поддержка малого и среднего предпринимательства, не требующего крупных инвестиций;

— более эффективное использование на общественных работах тех, кто состоит на учете в службе занятости;

— профилактика безработицы на основе переквалификации работников, подлежащих сокращению, без прекращения с ними трудового договора;

— расширение в регионах сети частных бюро содействия занятости;

Регулирование занятости — одно из главных направлений социальной политики.

Государство гарантирует безработным:

— выплату пособий по безработице;

— выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;

— возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

— возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости;

— оплату в размере причитающегося пособия по безработице (стипендии) за счет средств фонда занятости периода временной нетрудоспособности в течение не более 12 месяцев.

Важным элементом социальной защиты населения являются программы трудоустройства и переквалификации. При введении в действие этих программ участвуют государство и предприниматели.

Безработица порождает тяжелые социальные последствия, усиливая социальное неравенство, снижая социальный статус, возникает социальную напряженность в обществе. Как показывают социологические опросы, безработица (особенно длительная) вызывает у людей неуверенность в будущем и сопровождается увеличением нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний, ростом алкоголизма, наркомании, проституции и преступности.

В качестве государственных социальных стандартов в области пенсионного обеспечения устанавливаются минимальные размеры государственных пенсий.

Государственные минимальные стандарты в области образования предполагают:

— набор общедоступных и бесплатных услуг образовательных учреждений, финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней;

— нормы и нормативы предельной наполненности классов и групп в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и обеспеченности населения общедоступными и бесплатными услугами;

— нормы и нормативы социально-экономической поддержки обучающихся;

— норматив числа студентов, получающих бесплатное высшее профессиональное образование в государственных учебных заведениях и размер стипендии.

В Конституции РФ (ст. 41) определены минимальные социальные гарантии в области здравоохранения . Для оценки минимально допустимого уровня удовлетворения потребностей в медицинской помощи используются показатели обеспеченности врачами, больничными койками, амбулаторными учреждениями на 1000 жителей в регионах.

Одной из важнейших функций системы социальной защиты населения является социальное обслуживание , т. е. деятельность по оказанию различных видов услуг, предоставляемых в стационарных и нестационарных условиях в виде правовой, материальной, медико-реабилитационной, социально-психологической и других видах помощи. Государственные гарантии в области социального обслуживания определены законами "Об основах социального обслуживания населения в РФ", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" и др.

До начала 90-х годов отрасли социального обслуживания населения были на дотации государства и лишь частично оплачивались потребителями. В настоящее время структура платных услуг населению резко возросла.

Специфическим видом государственных социальных гарантий являются предоставление жилья и дотации населению на его содержание. Сфера жилищно-коммунального хозяйства переводится на рыночные механизмы. Концепция этой реформы предполагает сохранение дотаций на содержание жилья. Дотирование остается как социальная поддержка незащищенных групп населения. 26 мая 1997г. принято постановление Правительства РФ № 621 "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг". Постановлением определена минимальная социальная норма жилой площади на человека — 18 кв. м2, ниже которой человек признается нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеет право на льготное получение, покупку или строительство жилья.

Итак, минимальные социальные гарантии составляют основу системы социальной защиты населения в обществе рыночных отношений. Они устанавливаются государством в соответствии с законодательством и возможностями их финансового обеспечения.

Таким образом, социальная защита – это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи.

Основными формами социальной защиты выступают:

Законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ;

Регулирование доходов и расходов населения;

Социальное страхование;

Социальное вспомоществование;

Социальные услуги;

Целевые социальные программы.

Действующая система социальной защиты в России ориентируется на поддержку отдельных слоев населения по принципу заявительности – по мере обращения граждан; патернализма, обозначающего государственную опеку по отношению к менее защищенным слоям населения.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43527. Организация отдыха детей и молодежи: технологии, опыт, проблемы 246.5 KB
Правильно организованный отдых детей и молодежи обеспечит их разностороннее развитие и формирование личности, духовное, патриотическое, нравственное воспитание, укрепление здоровья, оздоровление организма и восстановление работоспособности. В современной России возникла проблема, касающаяся организации досуга и отдыха детей и молодежи
43528. Анализ и прогнозирование финансового состояния предприятия ООО «Зеркало-инфо» 455 KB
Объектом исследования курсовой работы является ООО Зеркалоинфо предмет исследования финансовое состояние предприятия. Цель курсовой работы исследование финансового состояния предприятия ООО Зеркалоинфо выявление основных проблем финансовой деятельности. В первой главе работы проводится анализ финансового состояния предприятия.
43529. Анализ и прогнозирование финансового состояния предприятия СООО «Эмир Моторс» 467 KB
Объектом исследования курсовой работы является СООО Эмир Моторс предмет исследования финансовое состояние предприятия. Цель курсовой работы исследование финансового состояния предприятия СООО Эмир Моторс выявление основных проблем финансовой деятельности. В первой главе работы проводится анализ финансового состояния предприятия.
43530. Расчет балки и ее характеристик 3.86 MB
Для указанных схем определить собственные частоты и формы колебаний. Проверить ортогональность собственных форм колебаний. Определить амплитуды вынужденных колебаний под действием силы P(t) = P0cosΩt, приложенной в точке А. Построить эпюру динамических изгибающих моментов при частоте Ω = (γ/mδ)1/2
43531. Системный анализ информационной системы управления бюджетом на предприятии 12.42 MB
А1 Масштаб предприятия одно здание 100 служащих. А2 Масштаб предприятия четыре филиала в пределах города 500 служащих. А3 Масштаб предприятия один филиал в пределах города и четыре филиала в области 1000 служащих. А4 Масштаб предприятия семь офисов в семи регионах РФ 500 служащих.
43532. Становление системы хореографического образования А.Я.Вагановой 82.91 KB
Стремясь подчеркнуть особенности русской балетной школы, Ваганова в своей книге нередко сопоставляет ее с французской и итальянской школами. Эти понятия нельзя связывать с современным зарубежным балетом, хотя в отдельных случаях описанные Вагановой приемы еще бытуют в хореографической практике.
43533. Проектирование автоматизированного участка цеха по производству сотового заполнителя 649 KB
Характеристика изделий получаемых в данном технологическом процессе Технические характеристики сот Краткая характеристика линии для производства непрерывного сотового заполнителя Характеристика склада
43534. РАСЧЕТ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МАШИН И ОСНАСТКИ 465.5 KB
Цепной передачи одноступенчатого редуктора ременной передачи.Проектировочный и проверочный расчет цепной передачи.Проектировочный и проверочный расчет зубчатой передачи.Проектировочный и проверочный расчет ременной передачи.
43535. Бизнес-план придорожного сервиса автодороги Р351 «Тюмень-Екатеринбург» 747 KB
Пункт придорожного сервиса представляет собой мини-кафе, строительство которого включено Управлением торговли и услуг Екатеринбургского облисполкома в план развития объектов общепита придорожного сервиса в Свердловской области. По проекту кафе будет располагаться рядом с существующим газоном

Частью общей стратегии любого правительства в области общественных отношений выступает система социальных гарантий. Это направление предусматривает целенаправленную деятельность власти по разработке и реализации решений, касающихся непосредственно каждого гражданина и его положения. Создание тех или иных форм защиты осуществляется с учетом различий между группами населения.

Значение

Основная цель, которую преследует гарантий, это формирование защиты всех элементов, составляющих структуру общества, а также отдельных индивидов от деструктивных процессов, которые имеют место на тех или иных этапах развития. Деятельность власти направлена на развитие формирующих население групп, классов, слоев, этнических сообществ. Такая политика должна содержать определенные стратегические установки, ориентированные на достижение глобальных для страны целей. Основа, на которой формируются социально-экономические гарантии, это информация, которую получают при сборе статистических сведений и выполнении общественных исследований. Анализ и осмысление полученных данных позволяет выработать грамотную стратегию по реализации особо значимых целей, решению актуальных задач.

Политика власти в сфере доходов

Различия в показателе прибыли на душу населения именуются дифференциацией. В рыночном хозяйстве она всегда была и остается характерным признаком. отмечается и в странах, которые давно встали на путь развития, и которые находятся сейчас в самом его начале. Особенно характерен рост ее показателей для России. На смягчение установившегося неравенства как раз и ориентированы государственные социальные гарантии. Это считается сегодня первоочередной задачей Правительства страны. Решение данного вопроса предусматривает поддержание оптимального соотношения между доходами занятой (активной) части населения и нетрудоспособных граждан. Реализуется эта задача посредством введения налогов и трансфертов для жизнедеятельности людей или достижения ими определенного уровня жизни.

Снижение показателей дифференциации

В качестве основных направлений в данной политике выступают:

  • Перераспределение, регулирование, перерасчет поступлений граждан.
  • Поддержание беднейших категорий и так далее.

Перераспределение доходов производится посредством дифференциации налогов, получаемых из разных источников. Регулирование прибыли заключается в непосредственном вмешательстве в первичное направление денежных потоков путем установления или минимальной величины зарплаты или верхнего предела ее номинального размера. Наибольшее значение, однако, имеет поддержка беднейших слоев населения.

Социальная гарантия

Это определение выступает в качестве ключевого понятия в разработке программ, направленных на защиту населения от разного рода деструктивных общественных и политических процессов в стране. Оно включает в себя различные нормативы, которые обеспечивают гражданам общепризнанный уровень потребления - минимальный стандарт качества жизни с учетом возможностей национального хозяйства.

Основные требования

Институт общественной защиты граждан должен соответствовать следующим условиям:

  1. Иметь достаточный и необходимый объем.
  2. Располагать материальными и финансовыми ресурсами.
  3. Предусматривать адресность.
  4. Учитывать территориальные особенности.
  5. Обладать механизмом доведения помощи до получателей.

Характеристика

Социальная гарантия - это элемент, который обеспечивается населению в соответствии с конституционными положениями. Она может быть:

  • Общенациональной.
  • Региональной.
  • Отраслевой.

Защита трудоспособного населения

Социальные гарантии работникам - это инструменты обеспечения нормальных условий профессиональной деятельности и получения оплаты за нее. В России в качестве одного из таких средств выступает установление МРОТ. Во многих странах введена минимальная часовая зарплата. На сегодняшний день МРОТ в России находится на достаточно низком уровне. Это говорит о том, что проводимая политика в сфере занятости населения не дает нужного эффекта.

Социальные гарантии и компенсации

Это отдельное направление деятельности власти. Оно ориентировано в сторону нетрудоспособного населения, которое сегодня особенно нуждается в защите. Стратегия власти должна создавать оптимальные условия с учетом каждой категории таких граждан. Поступления на их обеспечение разделяются на три группы:


Классификация льгот

Они представлены в виде дотаций на:

  1. Оплату коммунальных услуг и жилья.
  2. Покупку лекарств.
  3. Бесплатное обеспечение транспортными средствами, дотации на топливо и техобслуживание.
  4. Налогообложение.
  5. Предоставление путевок в санатории и на курорты.
  6. Проезд на внутригородском и междугороднем общественном транспорте.

Виды пособий

Денежные компенсации предусмотрены:

  1. По бедности.
  2. Матерям и детям.
  3. Инвалидам.
  4. Ветеранам, пенсионерам и пожилым людям.
  5. Вынужденным переселенцам и беженцам.

Функции

Любая социальная гарантия - это элемент общественного института защиты населения. В его рамках ставятся крупномасштабные цели и задачи. Их достижение и реализация осуществляется по разработанной Правительством программе. Четкое следование принятой схемы должно обеспечивать предполагаемый эффект. Социальная гарантия -это, кроме прочего, эффективный инструмент стабилизации положения граждан. Она исполняет следующие функции:


Заключение

Основные задачи, которые стоят перед охватывают стимулирование и поддержание экономического развития, подчинение производственной сферы интересам потребителей. Вместе с этим, благодаря внедрению разработанных программ, усиливается трудовая мотивация, деловая предприимчивость населения. Все это в свою очередь способствует достижению и последующему повышению уровня жизни, сохранению природного и культурного наследия, самобытности и национального своеобразия.

1. Правовые основы соц. политики.

2. Соц. гарантии.

1 – соц. политика – это комплексная характеристика гос. управления:

· Доктринальная (подход гос-ва к решению проблем)

· Нормативная

· Организационная (структура учрежд. и организаций, которые занимаются решением проблем)

· Инструментальная (совокуп. средств и методов реализации соц. задач)

· Процедурная (опр. процедура предоставления соц. льгот, соц. помощи)

Соц. политика гос-ва – это определённая ориентация и система мер по оптимизации соц. развития общества, отношений между соц. группами, создание условий для удовлетворения жизненных потребностей.

Для осущ. соц. политики необходимо:

1. Общественно поддерживаемая соц. доктрина (официальные программные док-ты)

2. Конституционные и законодательные установления (законы + подзаконные акты)

3. Механизм организации исполнения гос-вом соц. обязательств.

4. Организационная структура мониторинга и контроля.

5. Ресурсы для реализации соц. обязательств.

Задачи соц. политики:

1. Повышение уровня жизни и соц. поддержки населения.

2. Оптимизация структуры занятости, сокращение безработицы.

3. Формирование механизма соц. защиты.

4. Разработка эффективной системы защиты гражданских прав личности и обеспеченье безопасности.

5. Преобразования в соц. бытовой инфраструктуре и соц. культурной сфере.

Декларация прав и свобод граждан. Принята Верх. Советом РСФСР 22.11.1991 г. В основе всеобщая декларация прав человека (право на жизнь, равенство мужчин и женщин, равенство перед законом, ответственность по закону, право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность к частной жизни, право на жилище, свободу передвижения, свободу мысли и слова, свободу совести и вероисповедания, право на участия в управлении делами гос-ва, право на собственность, на труд, на равное вознаграждение за равный труд, на предпринимательскую деятельность, на отдых, на образование и на медицинскую помощь + право на юридическую помощь и на судебную защиту прав). К соц. работе с населением относятся статьи:

23(частично) – каждый имеет право на защиту от безработицы;

26 – каждый имеет право на соц. обеспеченье:

· По возрасту

· В случае утраты трудоспособности

· Потери кормильца

· Иных установленным законах случаях

Пенсии, пособия и иные виды соц. помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.

Гос-во развивает систему соц. страхования и обеспеченья

Поощряется создание общественного фонда соц. обеспеч. и благотворительность;

28 – гос-во обеспеч. Защиту материнства и младенчества, прав детей, инвалидов, умственно отсталых лиц, граждан отбывших наказание в местах лишения свободы и нуждающихся в соц. поддержке.

Статьи: 2, 6, 7, 17, 18, 21, 37, 38, 39, 72.

2 – под системой соц. гарантий понимается: предоставление соц. значимых благ и услуг всем гражданам без учёта их трудового вклада и проверки нуждаемости. Меру гарантии определяет принцип распределения по потребности с учётом ресурсных возможностей общества.

Минимальный набор и уровень гарантий динамичен и зависит от исторических условий каждого гос-ва.

В основе системы гарантий принципы общего налого обложения и бюджетного финансирования.

К системе соц. гарантий примыкают соц. льготы – соц. гарантии отдельным категориям лиц.

Основа гос. соц. гарантий – минимальные соц. стандарты – установленные законодательством гос-ва норма и нормативы закрепляющие минимальный уровень соц. защиты населения, ниже которого опускаться нельзя.

В структуру соц. гарантий входят стандарты в области:

· Оплаты труда

· Образования

· Здравоохранения

· Культуры

· Жилищно-коммунального обслуживания

· Соц. обеспеченья

В число минимальных гос. стандартов относятся – минимальный размер оплаты труда, размер прожиточного минимума(установлен федеральным законом о прожиточном минимуме в РФ; закон от 24.10.1997 г. В редакции от 22.08.2004 г.), потребительская корзина(утв. Постановлением правительства РФ от 19.02.1999 г. №192 «Об утверждении методических рекомендации по определению потребительской корзины для основных соц. демографических групп населения в целом по РФ и в субъектах РФ)

Соц. поддержка малоимущим семьям.

Среднедушевой доход семьи опр. федеральным законом от 05.04.2003 г. №44 ФЗ «О порядке учёта доходов и расчёта среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказании им гос. соц. помощи.

Субъекты соц. гарантий:

1. Федеральные орган гос. власти.

2. Органы гос. власти субъектов РФ.

3. Органы местного самоуправления.

Механизм реализации соц. гарантий.

1. Установление минимального размера оплаты труда.

3. Компенсация.

4. Предоставление субсидий.

5. Предоставление соц. льгот.

6. Предоставление соц. услуг.

7. Выплата соц. пособий.

8. Оказание соц. помощи и соц. поддержки.

Соц. услуги – действия соц. службы закл. в оказании соц. помощи для преодоление трудной жизненной ситуации.

Соц. льготы – полная или частичная освобождение отдельных категорий граждан от выполнения установленных законом норм.

В зависимости от порядка формирования денежных средств гос. соц. обеспеченье осуществляется в различных формах:

· Гос. соц. страхование – за счёт страховых взносов.

· Гос. соц. обеспеченье – за счёт бюджетных средств. Гос. соц. помощь. Соц. защита(деятельность гос-ва; комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоёв населения)


Похожая информация.


Социальная защита населения — это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества.

Иногда социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня доходов для тех слоев населения, которые в силу каких-либо причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей.

Основные принципы социальной защиты:

  • гуманность;
  • адресность;
  • комплексность;
  • обеспечение прав и свобод личности.

Система социальной зашиты населения и ее структура

Система социальной защиты — это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.

Она включает в себя:

Социальное обеспечение — возникло в России в 20-е годы ХХ в. и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Эта категория по сути идентична категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике.

Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к социальному обеспечению относились пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до года, помощь семьям в содержании и воспитании детей (бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, интернаты, пионерские лагеря и пр.), семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных организациях (домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов. При переходе к рынку система социального обеспечения в значительной мере перестала выполнять свои функции, однако часть ее элементов вошла в современную систему социальной защиты населения.

Социальные гарантии — предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ.

В нашей стране к социальным гарантиям относят:

  • гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;
  • общедоступность и бесплатность образования;
  • минимальный размер оплаты труда;
  • минимальный размер пенсии, стипендии;
  • социальные пенсии (инвалидам с детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа; детям, потерявшим одного или обоих родителей; лицам, старше 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имеющим трудового стажа);
  • пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет;
  • ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.

С 1 января 2002 г. увеличены размеры пособий, связанных с рождением ребенка. Так, размер единовременного пособия при рождении ребенка возрос с 1,5 тыс. рублей до 4,5 тыс. рублей и в 2006 г. — до 8000 рублей, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 200 до 500 рублей, а в 2006 — до 700 рублей. Это пособие обеспечивало 25% прожиточного минимума трудоспособного лица. Размер ежемесячного пособия на ребенка до 16 лет не пересматривался и составляет 70 рублей. Его соотношение с величиной прожиточного минимума ребенка составляло в 2004 г. 3,0%. В Москве и некоторых других регионах это пособие в 2006 г. увеличилось до 150 руб.


Разновидностью социальных гарантий являются социальные льготы. Они представляют собой систему общественных гарантий, предоставляемых отдельным группам населения (инвалидам, участникам войны, ветеранам труда и пр.). В 2005 году произошла замена натуральных льгот этим категориям населения денежными компенсациями. С 1 января 2005 года льготная категория граждан имеет право на пользование социальным пакетом и право на получение ежемесячных денежных выплат. Стоимость социального пакета устанавливается в размере 450 рублей. В него входят проезд в пригородном транспорте, бесплатное лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение и проезд к месту санаторно-курортного лечения. Закон предусматривает, что с января 2006 года льготники смогут выбирать между социальным пакетом и получением соответствующей денежной суммы.

С 1 января 2006 года ежемесячные денежные выплаты в соответствии с законом были установлены в следующих размерах: инвалиды Великой Отечественной войны — 2000 рублей; участники ВОВ — 1500 рублей; ветераны боевых действий и ряд других категорий льготников — 1100 рублей.

Лица, работавшие в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов, члены семей погибших или умерших инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, будут получают ежемесячно 600 рублей.

Инвалидам, имеющим третью степень ограничения трудовой деятельности, ежемесячно выплачивается 1400 рублей; вторую степень — 1000 рублей; первую степень — 800 рублей; детям-инвалидам будет выплачиваться 1000 рублей. Инвалиды, не имеющие степени ограничения к трудовой деятельности, за исключением детей-инвалидов, ежемесячно получают по 500 рублей.

Социальное страхование — защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства.

Существует две формы социального страхования — обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности.

Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.

Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.

Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально- бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль социальной сферы — социальное обслуживание.

Работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и, прежде всего, социально слабых слоев общества, называется социальной работой.

Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тя
желую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.

Субъекты социальной работы — те организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников и др. Это благотворительные организации и общества милосердия типа Красного Креста и Красного Полумесяца.

Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся ей профессионально или на общественных началах. Профессиональных социальных работников (т. е. людей, имеющих соответствующее образование и диплом) около полумиллиона во всем мире (в России несколько десятков тысяч). Основную часть социальной работы выполняют непрофессионалы либо в результате сложившихся обстоятельств, либо в силу убеждений и чувства долга.

Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы. Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Под эффективностью понимается соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого результата. Эффективность в социальной сфере — это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. Результат — это конечный итог какой-либо деятельности в соотношении с ее целью. Он может быть положительным или отрицательным.

В социальной работе результатом является удовлетворение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб, и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе. Критериями эффективности социальной работы на макроуровне могут служить показатели материального положения семьи (человека), ожидаемая продолжительность жизни, уровень и структура заболеваемости, бездомности, наркомании, преступности и пр.

С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствием снижение уровня брачности и, в конечном итоге, рождаемости).