Каждый гражданин своей страны имеет право на свободу и защиту своих прав, именно это и выделяет правовое государство, о котором говорит Роберт фон Моль в своей высказывании.
Чтобы подтвердить верность данного высказывания и своей точки зрения, обратимся к теории из курса обществознания. Правовое государство – это государство, основанное на верховенстве закона и права, главным направлением деятельности которого является признание, соблюдение и защита прав человека. Его основные признаки: гарантии свободы человека, верховенство закона и права, взаимная ответственность граждан и государства, разделение властей и демократический режим.
Приведем пример из курса истории. В нашей стране, в России, действует защита прав человека. Каждый в нашей стране имеет определенную свободу, которое дает нам наше государство. Соответственно, Россия – это правовое государство, и из этого следует, что свобода человека напрямую связана с правовым государством.
Приведем аналогичный пример, только из курса географии.
Швеция – это правовое государство, в котором ведется защита прав и свобод жителей данной страны. В этой стране защищают не только людей, но и животных, где ценят их права и свободы, что несомненно делает Швецию истинным представителем правового государства.
Сделаем вывод, что правовое государство не было бы правовым, если бы не свобода, которую дает гражданам государство.
Обновлено: 2019-05-05
Внимание!
Спасибо за внимание.
Полезный материал по теме
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
«Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены закону» (Ж. Д’Аламбер)
Выбранное мною высказывание посвящено проблеме верховенства права как основного критерия правового государства. Эта проблема в наше время актуальна как никогда. Дело в том, что именно сейчас большинство государств стремится достичь этого идеального состояния правового государства.
Деятель Великой Французской революции Жан Д’Аламбер полагал, что «истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены закону». Иными словами, с одной стороны, автор подчёркивает верховенство закона как основополагающий признак власти и вытекающее из этого равенство всех перед законом и судом. С другой стороны, он говорит о том, что, в свою очередь, люди также должны быть «подчинены закону», то есть обязаны с ним считаться. Я разделяю подобную точку зрения и считаю, что в некотором роде её можно назвать формулой правового демократического государства, основанного на равноправии и верховенстве права.
Итак, обратимся к теоретическому обоснованию проблемы. В современных общественных науках огромное внимание уделяется такому понятию, как правовое государство. Под ним принято понимать государство, ограниченное в своих действиях правом, подчинённое воле суверенного народа, выражаемой в конституции, и призванное обеспечить основополагающие права и свободы личности. Иными словами, основные принципы правового государства выделяет и Д’Аламбер: «истинное равенство граждан», или равенство всех перед законом и судом, и «одинаковая подчинённость закону» – верховенство права.
Конституция РФ определяет нашу страну как правовое государство. В ней официально закреплены такие положения, как верховенство права и приоритет прав человека, что как раз отвечает формуле, выведенной Д’Аламбером. Однако, к сожалению, так как демократическая система в нашей стране молодая, она ещё только развивается, то мы можем говорить лишь о начальной ступени правового государства, которое ещё не до конца сложилось в общественном сознании.
Однако, как уже говорилось ранее, в воплощении этой формулы в жизнь участвуют не только власти, но и сами граждане. Если они оказываются не готовы к подобному строю, недовольны существующим положением дел или же просто не поддерживают идей правового государства, то мы сталкиваемся с таким понятием, как правовой нигилизм. Под правовым нигилизмом в современных общественных науках принято понимать отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей. Такой юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может приводить к противоправным действиям и в целом тормозить развитие правовой системы.
Помимо теоретических аргументов, рассмотрим и конкретные фактические примеры. Обратимся к истории Великой Французской революции 1789 года, заразившей своими идеями всю Европу. Главным лозунгом французских революционеров стал следующий: «Свобода, равенство, братство». Причём под равенством они понимали именно тот аспект социально-политической жизни, к которому и в наше время стремится большинство государств. Для деятелей революции это равенство заключалось прежде всего в равенстве прав и свобод, а значит, и в равенстве всех перед законом и судом, без которого невозможно ни одно правовое государство.
Другим примером может послужить положение дел в царской России. Судебная система тогда была представлена набором сословных судов, то есть каждое сословие было под властью «своего» суда, и, естественно, спрос также был со всех разный. Это яркий пример отсутствия равенства в правах. Правами человек наделялся в зависимости от положения, занимаемого им в обществе.
Также можно привести пример из личного социального опыта. Я считаю, что можно провести некую параллель между государством и школой или даже обыкновенным школьным классом. Так, школьный класс гораздо больше будет ценить того учителя, который ко всем относится одинаково и оценивает учеников по факту, чем того, который выделяет среди учеников «любимчиков», для которых общие законы оказываются мягче. Иными словами, первый тип учителя вызывает в ребятах уважение и желание следовать законам, второй же, скорее всего, приведёт к отрицанию норм, принятых этим учителем, желанию нарушить их из чувства противоречия.
Таким образом, действительно, только то государство можно считать правовым, в котором закон стоит надо всеми и все равны не только в правах и свободах, но и перед законом, в суде.
С9.5. ПРАВОВЕДЕНИЕ. ДЕМОКРАТИЯ – ЭТО ПРАВЛЕНИЕ НАРОДА, ИЗБРАННОЕ НАРОДОМ И ДЛЯ НАРОДА. А. ЛИНКОЛЬН.
С автором, поднимающим проблему реализации народовластия в политической системе страны, вполне можно согласиться, ведь демократию как политический режим отличают приоритет прав и свобод человека, выборность представительных органов, разделение властей, плюрализм. Важно, что демократические ценности получают наиболее полное развитие в правовом государстве, где действует принцип верховенства права. Например, в РФ сам Президент обязан подчиняться Конституции и другим законам наравне с обычными россиянами.
В условиях демократии источником власти выступает народ, осуществляющий свои политические права через участие в свободных выборах и референдуме. Его мнение находит выражение в деятельности государственного аппарата, особенно законодательной ветви – парламента. Стало быть, сами граждане несут ответственность за свой выбор, наделяющий госчиновников широким спектром полномочий.
Однако даже должностных лиц возможно контролировать силами народа. Этой задаче отвечает гражданское общество, свидетельством зрелости которого является наличие действующих общественных организаций. Так, в России существуют Комитет солдатских матерей, Союз предпринимателей, Общество по защите потребителей: отстаивая права населения в различных сферах, они развивают в государстве ответственность перед избирателями, формируют мощную основу гарантированной, а не декларированной демократии.
С9.4. ПОЛИТОЛОГИЯ. ДЕМОКРАТИЯ НЕ МОЖЕТ СТАТЬ ВЫШЕ УРОВНЯ ТОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА, ИЗ КОТОРОГО СОСТАВЛЕНЫ ЕЁ ИЗБИРАТЕЛИ. Б. ШОУ.
Автор затрагивает проблему развития политической культуры граждан в условиях демократии. Этот тип политического режима отличает прежде всего свобода, гарантированная государством, причём в различных проявлениях: от свободы совести до свободы выбора действующей власти.
Однако каждый из нас по-своему понимает свободу: кто-то видит её в соблюдении законов, кто-то в отстаивании своей позиции, кто-то в отрицании значимости государства –политическом нигилизме. Поэтому и важно говорить сегодня о политической социализации людей, в рамках которой потенциальные избиратели могут приобщиться к политической сфере, познакомиться с этапами политического процесса, политическим нормами. Результатом этого процесса выступает формирование политической культуры жителей страны. Будет ли она патриархальной, что характерно для традиционного общества, подданнической или активистской, зависит от действий государственных органов. Думается, что в РФ, являющейся правовым государством, власть заинтересована в повышении интереса к политике, росте численности электората с активной гражданской позицией.
Как нельзя лучше этому способствует неконтролируемая государством сфера жизни граждан, называемая гражданским обществом. Общественные организации являются посредником между государством и гражданами. Их влияние на политическую культуру населения неоспоримо в правовом просвещении, развитии политического информирования людей.
Таким образом, в стране, поддерживающей политический энтузиазм граждан, действительно возможна практическая реализация таких принципов демократии, как народовластие, верховенство права, политический плюрализм, разделение властей.
С9.5. ПРАВОВЕДЕНИЕ. ПРАВОСУДИЕ – ОСНОВА ГОСУДАРСТВА. ЛАТИНСКОЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ИЗРЕЧЕНИЕ.
В данном высказывании освещается проблема формирования правового государства, для которого прежде всего характерна реализация принципа верховенства права. Так, например, из СМИ известно, что дочери американского президента Д.Буша за административные проступки неоднократно подвергались наказанию в виде общественных работ, и это несмотря на родственные связи.
Впрочем, и РФ являет собой пример правового государства. В нашей стране высшей ценность, согласно Конституции, признаются права и свободы человека. Гарантом их исполнения выступает сам президент, который также находится под контролем законодательства. Некоторые его действия могут быть объявлены незаконными: тогда парламент вправе выразить главе стран недоверие, то есть импичмент.
Однако у граждан России есть не только права, но и обязанности, среди которых исполнение воинского долга, уплата налогов, охрана окружающей среды и памятников культуры, соблюдение нормативных актов. Сегодня они олицетворяют взаимную ответственность общества и государства, но история знает и иные примеры. В СССР в условиях тоталитаризма лишь декларировались права на жизнь, свободу, неприкосновенность личности, но власть делала невозможным их исполнение на практике. За излишне свободное суждение о партии и социалистическом строе можно было оказаться в числе врагов народа.
В современном мире особое внимание уделяется формированию общественных организации, осуществляющих связь жителей страны с государством. Их активная деятельность говорит о существовании гражданского общества. Его развитие и превращение в серьёзную политическую силу – дело будущего. Только при демократии, когда независимы СМИ, свободны и альтернативны выборы, гарантированы права людей, возможно говорить о правосудии и справедливости.
Таким образом, в данном контексте высказывается мнение об идеале нашей современности – правовом государстве.
С9.4. ПОЛИТОЛОГИЯ. СПРАВЕДЛИВОСТЬ БЕЗ СИЛЫ БЕСПОМОЩНА, А СИЛА БЕЗ СПРАВЕДЛИВОСТИ ДЕСПОТИЧНА. Б. ПАСКАЛЬ.
Автор поднимает проблему формирования основ демократии и правового государства. Я согласна с ним в том, что государство, обладая монопольным правом на применение силы, может воспользоваться им исключительно в своих интересах. Так в СССР на фоне декларирования прав и свобод трудящихся сложился культ личности вождя, применялись репрессии, действовала цензура, что говорило о складывании тоталитаризма.
К счастью, сегодня Россия являет собой иной пример. По Конституции, обладающей высшей юридической силой, источником власти в стране выступает её многонациональный народ, осуществляющий своё участие в политике через референдум и свободные выборы. Жители государства защищены самим Президентом, выступающим гарантом их прав и свобод. Несмотря на многообразие последних, граждане исполняют и обязанности в форме уплаты налогов, несения воинского долга, охраны окружающей среды, соблюдения законов.
Однако важно, чтобы население осознанно подчинялось власти, а не боялось её возможностей. Иначе у него сформируется подданнический уровень политической и правовой культуры, нарушится потребность в активном участии в политическом процессе как с точки зрения активного, так и пассивного избирательного права. Если нормативные акты государства направлены на защиту интересов людей, на помощь им в жизнедеятельности, то государственный строй может называться правовым.
Таким образом, демократические ценности справедливости, политического плюрализма, свободы актуальны в современной России, поскольку жители страны, создавая гражданское общество, поддерживают власть в её начинаниях.
С9.5. ПРАВОВЕДЕНИЕ. ЗАКОНЫ НАС ЗАЩИЩАЮТ НЕ ТОЛЬКО ОТ ДРУГИХ, НО И ОТ САМОГО СЕБЯ. Г.ГЕЙНЕ.
Великий немецкий поэт поднимает проблему значения права как системы общеобязательных правил поведения в жизни и деятельности человека. Я согласна с автором в признании важности законов как источников правового регулирования наряду с правовыми обычаями и судебными прецедентами.
Нормативно-правовые акты в отличие от иных форм выражения права обладают письменной формой, государственным происхождением и юридической силой. Так, например, в иерархии правовых актов РФ, высшее положение занимает Конституция, устанавливающая основы государственного строя, главные права и свободы граждан. Представление о законодательной базе страны отличает человека высокой правовой культуры, ведь незнание закона всё равно не освобождает от ответственности.
Сегодня в России развито гражданское общество, участники которого осознанно соблюдают правовые нормы, понимают необходимость поддержания общественного правопорядка. Население постепенно легитимизирует власть, то есть одобряет её законные действия в различных сферах общественной жизни.
Нормы права, регламентирующие одинаковые направления общественных отношений, объединяются в институты и отрасли права. Они чётко разделены на публичное (регулирует связи государства с гражданами на основе принуждения) и частное (контролирует исполнение обязательств граждан по отношению друг к другу) право. Но все вместе они выполняют ещё и охранительную функцию, которая проявляется в защите интересов простых людей. В пример этому можно назвать соблюдение принципа презумпции невиновности, когда лицо не считается виновным, пока не доказана его вина. Он символизирует правовой характер нашего государства.
Стало быть, значение права в развитии демократии неоценимо: граждане признают законы как основу регулирования общественной жизни.
С9.5. ПРАВОВЕДЕНИЕ. ДЛЯ ПРАВОСУДИЯ ЯВЛЯЕТСЯ БЕДСТВИЕМ, КОГДА В ПРИГОВОРАХ РЕШЕНИЕ ЗАВИСИТ ОТ ЛИЧНОГО ПРОИЗВОЛА. А.Ф. КОНИ.
Автор затрагивает проблему опасности нарушения принципа верховенства права, составляющего основу существования правового государства. Я согласна с ним, т.к. зачастую законы используются для реализации личных интересов отдельных и власть имущих.
Когда требования правовой системы одинаковы для всех граждан без различия по имущественному положению, складываются более благоприятные условия для развития правового государства. Например, племянник Президента, учинив драку в общественном месте, должен знать, что понесёт наказание наравне с другими правонарушителями.
Этому может способствовать и принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, исполнение которого проявляется в независимости судей, взаимном контроле парламента и правительства. Так в РФ Президент ежегодно осуществляет отчёт перед Федеральным Собранием, подводя итоги своей работы.
Важно помнить и о личной ответственности граждан перед законом и государством. Соблюдая нормативно-правовые акты, уплачивая налоги своевременно, исполняя воинский долг, россияне демонстрируют свою законопослушность, признают легитимность власти. А государственные органы отвечают им предоставлением гарантий их прав и свобод. Глава страны лично отвечает за реальное их исполнение.
Следовательно, государство, претендующее назваться правовым, должно прежде всего соблюдать правовые нормы, действуя в интересах своего населения. Участившиеся случаи разоблачения коррупционеров в России, освещающиеся в СМИ, свидетельствуют о действии правовой системы не только в отношении обычных трудящихся, но и в отношении чиновников.
С9.3. СОЦИОЛОГИЯ. НЕКОТОРЫЕ НЕПИСАНЫЕ ЗАКОНЫ ТВЁРЖЕ ПИСАНЫХ. СЕНЕКА.
Выдающийся римский философ поднимает проблему значения морали в современном обществе. Я согласна с тем, мораль как совокупность представлений человечества о добре и зле, возникших в глубокой древности, необходима сегодня как основа воспитания подрастающего поколения.
С9.3. СОЦИОЛОГИЯ. МОРАЛЬНУЮ СИЛУ НЕВОЗМОЖНО СОЗДАТЬ ПАРАГРАФАМИ ЗАКОНА. К.МАРКС.
Известный немецкий философ поднимает проблему значения морали в современном обществе. Я согласна с тем, мораль как совокупность представлений человечества о добре и зле, возникших в глубокой древности, необходима сегодня как основа воспитания подрастающего поколения.
В условиях информационного общества на первый план в качестве социального регулятора выходят нормы права, устанавливаемые и охраняемые государством. Они имеют общеобязательное значение и обладают юридической силой. Однако не все граждане понимают необходимость подчинения им.
Приобщение к социальным нормам начинается с семьи, где происходит первичная социализация ребёнка. Родители объясняют детям правила поведения в обществе, передают опыт и знания. Их действия направлены на формирование социально значимых качеств, отличающих личность. Например, старшего брата обязывают заботиться о младших ребятах, забирать их из детского сада, кормить и одевать, тем самым развивая способность к ответственности.
Хотя мораль и нигде не записана, она является внутренним сводом законов для человека. Она скорее регулирует мысли и чувства людей, направляя их в гуманистических интересах. Этические нормы находят выражение в нашей повседневности: так, начальник, придирчиво относящийся к исполнению служебных обязанностей своими подчинёнными, может помочь им в трудной ситуации советом. Иногда важнее, чем правовые обязательства, оказывается голос собственной совести.
В любом случае нравственность выступает одним из критериев общественного прогресса, показателем уровня развития общества в целом и отдельного человека в частности. Каждый из нас может бояться действия писаных норм в виде права, но отвечает за свои поступки всегда только сам перед собой согласно морали.
В данном высказывании автор размышляет над проблемой условий обеспечения и осуществления свободы граждан в государстве. По мнению Руссо, сильным можно считать лишь правовое государство, в котором в полной мере реализуются права и свободы граждан.
Я лишь частично могу согласиться с такой точкой зрения французского просветителя. С одной стороны, действительно, наиболее высокая степень свободы граждан обеспечивается исключительно в правовом государстве. Ведь, как известно из курса обществознания, правовое государство существует и осуществляет свою деятельность на основе правовых норм, установленных в самом государстве. Соблюдение норм права в таком государстве является высшей ценностью., а народ признается единственным источником власти (т.к. правовое государство может существовать исключительно при демократическом режиме). Одним из главных отличительных признаков правового государства, помимо вышеизложенного, является принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную). Правовое государство является целой платформой для осуществления деятельности институтов гражданского общества, которые помогают обеспечивать в обществе различные виды свобод: свобода слова и печати, идеологический плюрализм, свобода вероисповедания, свобода перемещения и т.д.
Ярким примером сильного правового государства сегодня являются США. Будучи развитым с экономической военной точки зрения, в США существует высокая степень развитости гражданского общества, институты которого в полной мере обеспечивают соблюдение прав и свобод человека (СМИ, общественные объединения, присяжные заседатели). Так, в некоторых штатах США, дабы не ущемлять свободы лиц нетрадиционной ориентации, были легализованы однополые браки.
Однако, с другой стороны, сильным может быть не только правовое государство, в котором реализуются права и свободы граждан в полном объеме. Ярким примером является Советский Союз. Будучи тоталитарным государством, СССР победила в Великой отечественной войне, подняла страну из руин в лидеры мировой индустрии. СССР обладала внушительной военной мощью и экономической стабильностью, имела в своем составе огромные территории и мощную патриотическую идеологию. Но несмотря на все это, в стране совершенно не были реализованы права и свободы граждан, были постоянные репрессии, гражданам насильно навязывалась коммунистическая идеология, государство контролировала практически все сферы общественной жизни.
Поэтому нельзя сделать однозначный вывод о том, что лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам.