Педагогический проект на тему: Осуществление преемственности между детским садом и школой (Скоро в школу). Методическая разработка (подготовительная группа) на тему: Проект "Преемственность ДОУ и начальной школы"

Аннотация проекта.

Разработка проекта обусловлена ​​необходимостью создания условий для перехода ребенка из детского сада в школу, который является важным этапом жизни, связан не только с изменением среды его развития, но и с соответствующими процессами самосознания, со столкновением с новыми проблемами, открытием в себе новых возможностей и т.д. Для одних детей — это ощущения выхода на новую жизненную ступень, другим внушает ностальгию по привычной жизни в детском саду, часто порождает стрессовые состояния. Поэтому очень важно, чтобы в дошкольном учреждении, начальной школе, в семье помогли ребенку осознать, что детский сад и школа есть звенья единой системы образования и воспитания. Решить проблемы преемственности возможно лишь тогда, когда будет реализована единая линия развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, только тогда две ступени образования будут действовать в тесной взаимосвязи. В концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) преемственность рассматривается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы образования: целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребенка. Все это возможно при условии соблюдения принципа преемственности дошкольного и начального звеньев образования.

Паспорт проекта

Название проекта:

Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни

Автор проекта:

Павлова Светлана Александровна – заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Тип проекта:

  • практико-ориентированный, внедренческий (по способу деятельности)
  • управленческий (по содержанию)
  • непосредственный (по характеру координации)
  • длительный (по продолжительности выполнения)

Общие принципы

  • свобода выбора
  • свобода общения
  • научность
  • толерантность

Методы:

  • исследовательский
  • частично-поисковый

База реализации проекта: Макеевская общеобразовательная школа I-III ст. № 93 с дошкольным подразделением.

Творение человека - высшее напряжение всех духовных сил. Это и жизненная мудрость, и мастерство, и искусство.

В. Сухомлинский

Нормативно – правовая база

  • Закон «Об образовании» от 19 июня 2015 года (Постановление №I-233П-НС)
  • Государственный образовательный стандарт начального общего образования на 2015-2017 гг.
  • Программы Начального общего образования для общеобразовательных организаций.
  • Письмо №3517 от 20.08.2015 г. “Про методические рекомендации”
  • Государственный образовательный стандарт дошкольного образования на 2015-2017 гг.
  • Типовая образовательная программа дошкольного образования “От рождения до школы”

Актуальность проекта

На современном этапе развития системы образования, в основе которой заложен гуманистический подход к организации педагогического процесса, одной из актуальных проблем является обеспечение преемственности в обучении и воспитании детей. Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» подчеркивает, что именно преемственность — одно из необходимых условий непрерывного образования, которая обеспечивает единство цели, содержания, методов, форм обучения с учетом возрастных особенностей детей в смежных звеньях образования. Исследование проблемы преемственности между дошкольными и начальными звеньями образования имеют глубокие историко — педагогическое корни. Они свидетельствуют, что всегда правомерным был вопрос преемственности между начальными и дошкольными образовательными ступенями, где она выступала основным условием функционирования подготовки детей к школе, а подготовка — важнейшим условием практического обеспечения преемственности в содержании, методах и организации учебно-воспитательной работы дошкольного и школьного звеньев образования.

Цель проекта:

  • Создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.
  • Обеспечение системы непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.
  • Организация благоприятных условий в детском саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.
  • Формирование устойчивой мотивации каждого ребенка к школьной жизни.

Задания проекта:

  • Найти пути обновления и совершенствования системы дошкольного и начального образования.
  • Направить самостоятельную и самообразовательную деятельности на решение проблемы преемственности и перспективности в обучении и воспитании дошкольников и младших школьников.
  • Усовершенствовать психологические, развивающие, воспитательные и дидактические принципы осуществления преемственности и перспективности.
  • Обеспечить систематический анализ имеющихся трудностей в работе воспитателей ДОУ и учителей начальных классов, создать систему коррекционных мероприятий деятельности.

Психолого – педагогическое сопровождение проекта

Цель: создание условий для максимального личностного развития и обучения ребенка в рамках социально — педагогической среды.

Задания: психологизация среды, в частности повышение общей психологической культуры педагогов, родителей и других взрослых, которые рядом с детьми.

Гипотеза

Реализация проекта «Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни» позволит улучшить подготовку детей к школе, успешно адаптировать первоклассников в школе, обеспечить сохранение здоровья, эмоционального благополучия, способствовать развитию индивидуальности личности, создать равные стартовые возможности для всех детей 6-летнего возраста, позволить решить проблемы преемственности и привлечь родителей к сотрудничеству с педагогами.

Направления преемственности дошкольного и начального образования

Реализация направлений осуществляется по следующим связям:

Психологическая связь:

  • изучение особенностей развития детей на переходном этапе;
  • определение специфики перехода от игровой к учебной деятельности;
  • обеспечение психологизация учебно-воспитательного процесса как условия формирования личности на двух уровнях.

Методическая связь:

  • взаимное ознакомление с методами и формами учебно-воспитательной работы в старшей группе и в 1-м классе учебного заведения;
  • обеспечение преемственности согласно методов и приемов работы с детьми по развитию речи, математике, ознакомлению с окружающим миром, физического, эстетического, социального воспитания.

Практическая связь:

  • предварительное знакомство учителей со своими будущими учениками;
  • кураторство воспитателями своих бывших воспитанников;
  • формы взаимодействия педагогических коллективов: семинары, семинары-практикумы, тренинги (педагогического общения, коммуникативных умений), совместная работа психолога с учителями и воспитателями дошкольных групп);
  • система посещения учителями старших групп, наблюдение за деятельностью детей на занятиях и вне их; беседы с детьми и их воспитателями; создание школы будущего первоклассника; организация совместных концертов, спортивных соревнований; ремонт и изготовление игрушек детьми и тому подобное.

Преемственность дошкольного и начального образования является многоаспектной категорией, обладающей сложным строением и широким спектром функций.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап

  • Изучение контингента будущих первоклассников (изучение особенностей воспитанников дошкольного подразделения МОШ № 93).
  • Проведение диагностических исследований для определения направлений работы с детьми.
  • Подборка методических рекомендаций для учителей, психолога для определения направления работы с детьми в преодолении дезадаптации.
  • Привлечение воспитателей, учителей, родителей к работе с будущими первоклассниками.

2. Основной этап

2.1. Подготовительная работа с детьми

  • Диагностика готовности к школьному обучению.
  • Знакомство детей с будущими учителями и классами, где они будут учиться (экскурсии).
  • Коррекционно — развивающие занятия с детьми «День школы в детском саду».
  • Проведение открытых занятий воспитателями дошкольного подразделения учебного учреждения.

— Организация открытых уроков в 1-х классах учителями начальной школы

— Индивидуальная и групповая работа психолога и логопеда с детьми старшего дошкольного возраста.

— Совместное проведение праздников и развлечений.

— Проведение бинарных уроков и занятий с участием учителя и воспитателя.

— Кружковая работа с детьми старших групп.

— Обобщенные курсы «Психологическая тропинка» и «Год до школы» для старших дошкольников.

— Занятия с элементами сказкотерапии «Лесная школа» для первоклассников.

— Музыкотерапевтическая педагогика «ПеснеЗнайка».

2.2. Работа с родителями

  • Психолого — консультативная служба для родителей будущих первоклассников. Работа родительского всеобуча «Сегодня ребенок — завтра школьник».
  • Родительское собрание «Подготовка к школе. Ознакомление с содержанием программы «От рождения к школе » и новыми образовательными стандартами.
  • Лектории: «Готовность детей к обучению в школе», «Критерии подготовки ребенка к школе», «Психологическая готовность детей к школе.
  • Семейные проекты «Экомир моей семьи», «В кругу дружной семьи», «Взаимодействие семьи и учреждения по укреплению духовного и физического здоровья детей», «Папа, мама и я — счастливая семья».
  • Дни открытых дверей.
  • Психологический консультпункт для родителей детей будущих первоклассников.

2.3. Работа с педагогическим персоналом

  • Педагогический совет «Преемственность в работе детского сада и школы, как условие обеспечения личностно-ориентированного подхода к образовательно — воспитательному процессу».
  • Творческая группа «Преемственность — залог успеха».
  • Педчтения «Изучение и анализ программ дошкольного учреждения и начальной школы».
  • Заседание «круглого стола» «Будущий первоклассник» (консолидация усилий воспитателей, педагогов, семьи по улучшению всестороннего воспитания и обучения).
  • Семинар — практикум «Психологическая готовность ребенка к школе». Обмен мнениями. Анализ и обсуждение уроков в школе и занятий в детском саду.

3. Обобщающе — аналитический этап

3.1. Исследование уровня влияния проекта на процесс адаптации первоклассников.

3.2. Диаграмма — сравнение количества детей с проблемами в адаптации, которые посещали сад при МОШ №93 с дошкольным подразделением и тех, кто не воспитывались в данном заведении.

3.3. Подведение итогов реализации проекта, создание рекомендацій.

4. Коррекционный этап:

4.1. Мониторинг успешности реализации проекта.

4.2. Коррекция выявленных недостатков.

4.3. Проведение психолого-педагогических консультаций с участниками проекта для внесения коректив в работе (ответственные члены творческой группы, психолог)

4.4. Проведение методических оперативок для оказания помощи воспитателям, учителям, родителям, другим участникам проекта по практической реализации рекомендаций.

И получить сертификат к аттестации ?

Краткое описание

Цель проекта:
предупреждение и преодоление трудностей поступления в детский сад и при переходе из ясельной и младшей групп в среднюю в другом ДОУ, сохранение здоровья и эмоционального благополучия воспитанников.

Описание

Проект «Преемственность. Ясли – сад»
Гермогенова Е.В., зам. дир. по УВР Гимназия №56 г.
Санкт - Петербург ,
педагог - психолог;
Григорьева И.П., заведующая ГБДОУ №92
Петроградского района, Санкт-Петребург
«От того, как будет чувствовать себя ребенок,
поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,
что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям»
В. А. Сухомлинский.

Одной из первостепенных задач руководителя стоит организация процесса адаптации к новым условиям всех участников процесса.
Каждый новый период в жизни человека сопровождается новыми трудностями и переживаниями. Особенно остро такие трудности переживают дети. Для ребенка, который привык играть дома непростой оказывается ситуация поступления в детский сад, в нашем случае в ясельную или младшую группу детского сада.
Ситуация поступления в детский сад оказывается нелёгкой и для родителей. Именно поэтому основная работа по успешной адаптации ребёнка в новых условиях ведётся с родителями. Одни без особых проблем приходят в детский сад, для других проблема адаптации остаётся актуальной. Для наиболее эффективного решения этих проблем специалистами Дошкольного отделения Гимназии №56 и специалистами ГБДОУ №92 был разработан проект «Преемственность. Ясли – сад»

Цель проекта :
предупреждение и преодоление трудностей поступления в детский сад и при переходе из ясельной и младшей групп в среднюю в другом ДОУ, сохранение здоровья и эмоционального благополучия воспитанников.
Задачи проекта:
1. Обеспечить воспитанникам эмоциональный комфорт в новых условиях.
2. Помочь воспитателям найти правильные пути и способы работы с адаптирующимися в новых условиях воспитанниками.
3. Разработать пути коррекции проблем дезадаптации.
4. Информировать родителей о проблемах адаптации детей и особенностях того или иного возрастного периода. Оказывать психологическую помощь и поддержку.
5. Повышать уровень профессиональной компетентности воспитателей, педагогической компетентности родителей.
Преемственность связь между явлениями в процессе развития, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы .
(Большой энциклопедический словарь, СПб, 1999г.)

Осуществление преемственности помогает выработать единые подходы в обучении и воспитании, обеспечивает сохранение имеющихся традиций. Несоблюдение правила преемственности в общей системе дидактических принципов обучения и воспитания часто становится причиной дезадаптации , а, следовательно, ухудшения здоровья воспитанника и педагога.

Проект предполагает взаимодействие сотрудников дошкольных образовательных учреждений (руководителей, методистов, воспитателей, психологов). Проект базируется на основных принципах гуманистической психологии и педагогики и ориентирован на тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Проект содержит в себе систему информирования всех участников образовательного процесса в виде буклетов :
·
Для воспитателей
·
Для родителей.

Кто осуществляет преемственность?
Преемственность в обучении, воспитании, развитии ребенка осуществляют:
· воспитатели детского сада;
· специалисты;
· родители.

Нет смысла говорить о психологических особенностях раннего и младшего дошкольного возраста, так как перед нами коллеги, которые не только теоретически, но и практически знакомы с ними. На педагогов, которые работают в яслях, приходится период кризиса трёх лет. Как справится с ним? Как помочь родителям? И здесь на помощь приходит взаимодействие с коллегами, и абсолютно неважно из какого дошкольного учреждения эти коллеги.
Дети, посещающие ясли приходят в детский сад уже более адаптированные, чем их сверстники, пришедшие в детский сад впервые.
Нами было проведено исследование с целью изучения того, какими хотят видеть воспитатели своих будущих воспитанников, пришедших из ясельных и младших групп детского сада.
Изначально мы думали, что педагоги будут говорить о развитии внимания, памяти, мышления (наглядно-образного). Но выяснилось, что педагогов больше всего волнует уровень развития речи, навыков самообслуживания и социализации. Некоторые воспитанники ГБДОУ №92 попадают в Дошкольное отделение Гимназии №56, и мы наблюдаем достаточно высокий уровень развития воспитанников. Главное, что дети, которых мы наблюдаем, эмоционально благополучны и готовы с интересом и желанием познавать мир дальше. Именно поэтому мы разработали данный проект, проект взаимодействия, проект дружбы двух учреждений.
Важный аспект – работа с родителями! В ГБДОУ №92 этот пласт освоен, и родители при переходе на новую ступень являются подготовленными. Система индивидуального консультирования до поступления в детский сад, работа «Родительского клуба», информационные буклеты помогают повышать педагогическую компетенцию родителей.
Компетентность родителя – это сложное индивидуально-психологическое образование, возникающее на основе интеграции опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых личностных качеств, обусловливающее его готовность к реализации воспитательной функции (Костылева Н.Е.). Компетентность родителя выражает «единство его теоретической и практической готовности к осуществлению родительской деятельности». Как интегративное личностное образование она основывается на ряде компетенций, проявляющихся в знаниях и опыте в определенной области. Совокупность компетенций, обеспечивающих готовность к реализации воспитательной функции, составляет основу родительской компетентности. Быть компетентным родителем – значит уметь мобилизовать в конкретной ситуации воспитания собственного ребенка имеющиеся воспитательные компетенции.
Родительская компетентность базируется на ключевых и сопутствующих компетенциях (Е.В. Бондаревская). К ключевым компетенциям относятся те, которые имеют универсальное значение и могут быть использованы в различных видах деятельности при решении множества воспитательных задач. Сопутствующие – те, которые являются дополнительными, позволяющими углубленно решать отдельные задачи личностного развития, отражающие индивидуальные интересы и пристрастия родителей, индивидуальные возможности детей.

Становление родительской компетентности – сложный и динамичный процесс, осуществляемый как в ходе семейного самообразования, так и при непосредственном содействии педагогов образовательных учреждений.

Именно поэтому были разработаны данные блоки проекта.
Работа с родителями.
·
Первая беседа.
·
Информационные буклеты.
·
Родительский клуб «Поддержка» на базе Дошкольного отделения Гимназии №56.
·
Консультативное сопровождение.
·
Анкетирование «Адаптация».
В данном проекте отражена работа с педагогами и воспитанниками.
Работа с педагогами
·
Консультации специалистов.
·
Семинары «Адаптация», «Трудный ребёнок», «Работа с родителями», «Трансформация игры» (на базе Дошкольного отделения Гимназии №56).
·
Круглые столы и консилиумы.
·
Информационные буклеты.
Работа с воспитанниками
·
Индивидуальная и групповая совместная деятельность по программам ФГТ.
·
Ведение «Дневника воспитанника», в дальнейшем «Карта индивидуального сопровождения».
·
Мониторинг эмоционального благополучия воспитанников.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары , курсы повышения квалификации , профессиональная переподготовка и профессиональное обучение . Низкие цены. Более 7900 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

доклад преемственность ясли сад и компетенции родителей.doc

«От того, как будет чувствовать себя ребенок,

поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,

что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям»

В. А. Сухомлинский.

Одной из первостепенных задач руководителя стоит организация процесса адаптации к новым условиям всех участников процесса.

Каждый новый период в жизни человека сопровождается новыми трудностями и переживаниями. Особенно остро такие трудности переживают дети. Для ребенка, который привык играть дома непростой оказывается ситуация поступления в детский сад, в нашем случае в ясельную или младшую группу детского сада.

Ситуация поступления в детский сад оказывается нелёгкой и для родителей. Именно поэтому основная работа по успешной адаптации ребёнка в новых условиях ведётся с родителями. Одни без особых проблем приходят в детский сад, для других проблема адаптации остаётся актуальной. Для наиболее эффективного решения этих проблем специалистами Дошкольного отделения Гимназии №56 и специалистами ГБДОУ №92 был разработан проект «Преемственность. Ясли – сад»

Цель проекта :

предупреждение и преодоление трудностей поступления в детский сад и при переходе из ясельной и младшей групп в среднюю в другом ДОУ, сохранение здоровья и эмоционального благополучия воспитанников.

Задачи проекта:

    Обеспечить воспитанникам эмоциональный комфорт в новых условиях.

    Помочь воспитателям найти правильные пути и способы работы с адаптирующимися в новых условиях воспитанниками.

    Разработать пути коррекции проблем дезадаптации.

    Информировать родителей о проблемах адаптации детей и особенностях того или иного возрастного периода. Оказывать психологическую помощь и поддержку.

    Повышать уровень профессиональной компетентности воспитателей, педагогической компетентности родителей.

Преемственность связь между явлениями в процессе развития, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы .

(Большой энциклопедический словарь, СПб, 1999г.)

Осуществление преемственности помогает выработать единые подходы в обучении и воспитании, обеспечивает сохранение имеющихся традиций. Несоблюдение правила преемственности в общей системе дидактических принципов обучения и воспитания часто становится причиной дезадаптации , а, следовательно, ухудшения здоровья воспитанника и педагога.

Проект предполагает взаимодействие сотрудников дошкольных образовательных учреждений (руководителей, методистов, воспитателей, психологов). Проект базируется на основных принципах гуманистической психологии и педагогики и ориентирована на тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Проект содержит в себе систему информирования всех участников образовательного процесса в виде буклетов :

    Для воспитателей

    Для родителей.

Кто осуществляет преемственность?

Преемственность в обучении, воспитании, развитии ребенка осуществляют:

    воспитатели детского сада;

    специалисты;

    родители.

Нет смысла говорить о психологических особенностях раннего и младшего дошкольного возраста, так как перед нами коллеги, которые не только теоретически, но и практически знакомы с ними. На педагогов, которые работают в яслях приходится период кризиса трёх лет. Как справится с ним? Как помочь родителям? И здесь на помощь приходит взаимодействие с коллегами, и абсолютно неважно из какого дошкольного учреждения эти коллеги.

Дети, посещающие ясли приходят в детский сад уже более адаптированные, чем их сверстники, пришедшие в детский сад впервые.

Нами было проведено исследование с целью изучения того, какими хотят видеть воспитатели своих будущих воспитанников, пришедших из ясельных и младших групп детского сада.

Изначально мы думали, что педагоги будут говорить о развитии внимания, памяти, мышления (наглядно-образного). Но выяснилось, что педагогов больше всего волнует уровень развития речи, навыков самообслуживания и социализации. Некоторые воспитанники ГБДОУ №92 попадают в Дошкольное отделение Гимназии №56, и мы наблюдаем достаточно высокий уровень развития воспитанников. Главное, что дети, которых мы наблюдаем, эмоционально благополучны и готовы с интересом и желанием познавать мир дальше. Именно поэтому мы разработали данный проект, проект взаимодействия, проект дружбы двух учреждений.

Важный аспект – работа с родителями! В ГБДОУ №92 этот пласт освоен, и родители при переходе на новую ступень являются подготовленными. Система индивидуального консультирования до поступления в детский сад, работа «Родительского клуба», информационные буклеты помогают повышать педагогическую компетенцию родителей.

Проблема становления психолого-педагогической компетентности родителей является одной из наиболее актуальных в системе отечественного дошкольного образования. Многочисленными нормативными и концептуальными документами родители признаются полноправными субъектами педагогического процесса. Несмотря на это, реализация воспитательной функции семьи осуществляется малоэффективно в связи с низким уровнем психолого-педагогической компетентности родителей.

Компетентность родителя – это сложное индивидуально-психологическое образование, возникающее на основе интеграции опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых личностных качеств, обусловливающее его готовность к реализации воспитательной функции (Костылева Н.Е.). Компетентность родителя выражает «единство его теоретической и практической готовности к осуществлению родительской деятельности». Как интегративное личностное образование она основывается на ряде компетенций, проявляю-щихся в знаниях и опыте в определенной области. Совокупность компетенций, обеспечивающих готовность к реализации воспитательной функции, составляет основу родительской компетентности. Быть компетентным родителем – значит уметь мобилизовать в конкретной ситуации воспитания собственного ребенка имеющиеся воспитательные компетенции.

Родительская компетентность базируется на ключевых и сопутствующих компетенциях (Е.В. Бондаревская). К ключевым компетенциям относятся те, которые имеют универсальное значение и могут быть использованы в различных видах деятельности при решении множества воспитательных задач. Сопутствующие – те, которые являются дополнительными, позволяющими углубленно решать отдельные задачи личностного развития, отражающие индивидуальные интересы и пристрастия родителей, индивидуальные возможности детей.

Становление родительской компетентности – сложный и динамичный процесс, осуществляемый как в ходе семейного самообразования, так и при непосредственном содействии педагогов образовательных учреждений.

Именно поэтому были разработаны данные блоки проекта.

Работа с родителями.

    Первая беседа.

    Информационные буклеты.

    Родительский клуб «Поддержка» на базе Дошкольного отделения Гимназии №56.

Проект создавался для выступления на курсах повышения квалификации.

1. Сам проект (актуальность, цели, задачи и т.д. - текст)

2. Реализация (план работы на год)

3. Результаты (этапы развития, результаты и перспективы развития)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность. Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы. Таким образом, преемственность должна строиться:

На учете возрастных и психологических особенностей детей 5 – 8 лет;

На единых целях воспитания и обучения детей;

На единстве требований взрослых (педагогов, психологов, родителей), согласующих с выбранной образовательной программой.

Цели:

Создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.

Обеспечить систему непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.

Создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.

Увлечь детей детского сада перспективой школьного обучения, вызвать желание учиться в школе.

Задачи:

Способствовать укреплению и сохранению здоровья дошкольников, готовящихся к обучению в школе.

Всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.

Создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка.

Вид проекта : творческий смешанного типа.

Участники проекта : дети подготовительной к школе группы-25 человек, выпускники детского сада (учащиеся 1 класса начальной школы ВСОШ № 2) - 20 человек, педагоги и специалисты ДОУ, учителя начальной школы, родители.

Этапы развития проекта:

Длительность: 1 год

Пояснительная записка.

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии малыша: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться.

Преемственность в работе школы и дошкольного учреждения, предусматривает использование всех форм преемственности: изучение программ, сложных звеньев, взаимный обмен опытом, дальнейший поиск оптимальных путей усовершенствования педагогической работы, формирования у детей интереса к занятиям, учебной деятельности

Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному развитию детей. Это объясняется такими объективными причинами, как научно-технический прогресс; увеличение потока информации; изменения, происходящие в нашем обществе, совершенствование содержания и повышение значимости образования; переход на обучение с шестилетнего возраста.

Результаты передового педагогического опыта убеждают в том, что эти требования закономерны, а выполнение их возможно, если учебно-воспитательная работа в детском саду и школе будет представлять единый развивающий процесс.

Преемственность - непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. (Советский философский словарь ) Преемственность - это не что иное, как опора на пройденное, использование и дальнейшее развитие имеющихся у детей знаний, умений и навыков, расширение и углубление этих знаний, осознание уже известного на новом, более высоком уровне. Преемственность дает возможность в комплексе решать познавательные, воспитательные и развивающие задачи. Она выражается в том, что каждое низшее звено перспективно нацелено на требования последующего. Проблема преемственности в системе образования не нова. Еще К. Ушинский обосновал мысль о взаимоотношениях «подготовительного обучения» и «методического обучения в школе». А в рамках школьной реформы, предусматривающей переход к 12-летнему общему образованию начиная с шести лет, эта проблема стала очень актуальной. Ключевой стратегический приоритет непрерывного образования - формирование умения учиться.

Проблемы преемственности: «скачкообразное» изменение методов и содержания обучения; обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности учащихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня.

Решить проблемы преемственности возможно лишь тогда, когда будет реализована единая линия развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, только тогда две ступени образования будут действовать в тесной взаимосвязи. В концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) преемственность рассматривается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы образования: целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребенка.

Программы детского сада и начальной школы предусматривают преемственность в содержании по всем темам обучения грамоте, математике и письму. Принципы преемственности и непрерывности образовательного цикла в комплексе «детский сад-школа» программами предусмотрены. Однако если содержание школьного образования выстраивается в «школьной логике» - логике будущих школьных предметов, то практикуется обучение усложненным для дошкольников предметам, игнорируются объективные возрастные закономерности развития ребенка, характерные для дошкольного возраста, назревает опасность таких негативных последствий, как потеря у детей интереса к учебе. Иногда, наоборот, дублирование целей, задач, форм и методов начальной школы в дошкольном учреждении может спровоцировать негативное отношение ребенка к данным предметам. Первое и главное требование начальной школы - сформированность у выпускников детского сада интереса к учебной деятельности, желания учиться, создание прочной базовой основы. Но школу не удовлетворяет формальное усвоение знаний и умений. Необходимо не только качество этих знаний, но и их осознанность, гибкость и прочность. Выпускники дошкольного учреждения должны осознанно, с пониманием сути явлений уметь использовать приобретенные знания и навыки не только в обычной, стереотипной, но и в измененной ситуации, в новых, необычных обстоятельствах (игра, труд и др.).

Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов в детском саду. Проблема развития познавательного интереса ребенка решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях.

Чему нужно научить ребенка в детском саду, кроме программных требований к знаниям и умениям? Размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы. Необходимо учить подмечать закономерности, сходство и различие, давать упражнения, направленные на развитие внимания, наблюдательности, памяти, задания логического характера, которые тесно связаны с такими приемами логического мышления, как анализ, сравнение, синтез, обобщение. Размышление одного ребенка способствует развитию этого умения у других.

Успешность обучения детей в школе связана не только с наличием у дошкольников определенного объема знаний. Школьное обучение основные требования предъявляет прежде всего к умственной деятельности. В связи с этим уровень развития умственных способностей - один из важных факторов обучения детей в школе.

Вся работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка. Поэтому нами для решения этих задач (проблем) была составлена программа преемственности детского сада и школы. Проект помогает обеспечить эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую ступень образования.

В течение ряда лет МБДОУ «Солнышко» и ВСОШ № 2 Высокогорского муниципального района РТ работают в тесном сотрудничестве. Вопрос преемственности доминирует в нашей совместной работе. Воспитатели детского сада и учителя начальной школы работают в одном методическом объединении (МО). На совместных заседаниях МО рассматриваются актуальные проблемы дошкольного и школьного образования, работает постоянный семинар-практикум по изучению передового педагогического опыта в вопросах обучения и воспитания учащихся, в системе организовано взаимопосещение занятий в подготовительной к школе группе детского сада и уроков в начальной школе. Положительный результат дает общение будущего учителя 1-го класса с группами дошкольников и их родителями. Традицией стало для учителей посещение, а затем и проведение собрания в ноябре в группе выпускников детского сада. Воспитатели детского сада, в свою очередь, не забывают о своих воспитанниках, постоянно следят за их успехами.

При выпуске из детского учреждения воспитатели детского сада дают полную психологическую характеристику на каждого ребенка и рекомендации учителю для дальнейшей работы. Такая работа позволяет положительно решать вопросы преемственности в работе детского сада и школы. Высокое качество знаний учащихся начальных классов свидетельствует о правильности выбранного пути.

Предварительный просмотр:

План работы по реализации проекта

«Преемственность в работе МБДОУ «Высокогорский детский сад «Солнышко» и МБОУ ВСОШ № 2 на 2011-2012 учебный год

№ п/п

Мероприятие

Сроки выполне-ния

Исполнители

Итоговый документ

Согласование и утверждение плана по реализации преемственности в работе детского сада и школы

Завуч школы, старший воспитатель детского сада

Сентябрь

Педагоги детского сада и школы

План по реализации преемственности

Семинар «Изучение и анализ программ дошкольного звена и начальной школы и их стыковка»

сентябрь-октябрь

завуч начальных классов, старший воспитатель

Анализ программ

Проведение праздника

«День Знаний»

Педагоги детского сада

Музыкальный руководитель, старший воспитатель,

воспитатели групп

Сценарий праздника «День знаний»

Оформить уголки для игр в школу в группах

Дети МБДОУ

сентябрь

воспитатели групп

Атрибуты для игр

День открытых дверей в школе для детей подготовительных групп и их родителей, воспитателей детского сада

Педагоги, дети,

родители воспитанников

Октябрь

Администрация, педагоги школы

Выступление завуча начальных классов о работе школы

Сделать подборку книг о школе. Оформить уголки книг «Читаем сами»

дети, родители воспитанников

Октябрь

воспитатели подготов. групп

Организация в методическом кабинете выставки для воспитателей и родителей методической и педагогической литературы «Подготовка детей к школе»

Педагоги, родители воспитанников

Октябрь

Старший воспитатель

Аннотированный каталог по литературе

Диагностика готовности к школе детей подготовительной группы

Дети подготовитель-ной к школе группы

Октябрь

Педагоги детского сада

Посещение учителями начальных классов ВСОШ № 2 занятий по математике, обучению грамоте в детском саду

Учителя нач.школы, воспитатели

Ноябрь

Конспекты занятий, анализ проведения занятий

Выступление на педагогическом совете «Итоги предварительной диагностики к школе детей подготовительной группы»

Заведующая,

Старший воспитатель,

Педагоги ДОУ

Октябрь

Статистическая справка по результатам предварительной диагностики готовности детей к школе.

Оформление наглядного материала для родителей будущих первоклассников

Родители воспитанников

Ноябрь

Воспитатели подготовитель-ной к школе групы

Тематичес-кие папки

Выступление первоклассников перед дошкольниками

Дети детского сада, первоклассники

Ноябрь

(в дни школь-ных каникул»

Учителя начальных классов, воспитатели подготовитель-ной группы

Фоторепор-таж о выступле-нии

Родительское собрание в подготовительной к школе группе

«Возрастные особенности детей, подготовка их к школе»

Администрация,

Учитель начальной школы

родители воспитанников

Ноябрь

Учитель начальной школы, Воспитатели подготовитель-ной к школе групы

Беседы с детьми: «Если ты останешься дома один» (основы безопасности), «Зачем учиться в школе»

Дети и Воспитатели подготовитель-ной к школе групы

в течение года

воспитатели подготов. групп

Материалы для бесед

Экскурсия детей подготовительной группы в школу (выставка детских рисунков «Мои впечатления о школе»)

Дети, воспитатели,

завуч, учителя начальной школы

Декабрь

Завуч, учителя начальной школы

Фоторепор-таж об экскурсии

Альбом детских рисунков

Анкетирование родителей детей предшкольного возраста

Администрация,

родители

Декабрь

старший воспитатель

Анкеты

Сводная справка по результатам анкетирова-ния

Консультация для воспитателей «Мотивационная готовность детей к школе»

Старший воспитатель,

воспитатели

Январь

Старший воспитатель

Материалы консультации

«Новогоднее чудо» (Выставка рисунков и поделок ручного труда). Кружок «Юные волшебники»

школьники-выпускники ДОУ и воспитанники детского сада)

Январь

ст. воспитатель,

завуч начальных классов

Фотоотчет

Совместный физкультурный праздник

Дети подготовительной группы и первоклассники и родители

январь

Учителя начальных классов, воспитатели подготовительной группы

Конспект праздника

Мониторинг готовности детей к школьному обучению

Дети подготовительных к школе групп

Февраль

Воспитатели подготовитель-ной к школе группы

Папка (результаты) диагностики детей

подготовительной к школе группы

Семинар-практикум (круглый стол) «Обмен опытом. Анализ и обсуждение уроков в школе и образовательной деятельности в детском саду».

Педагоги ДОУ и школы

Февраль

завуч начальных классов, ст. воспитатель

Консультация: «Скоро в школу»

Родители подготовительной группы

Февраль

Воспитатели подготовительной группы

Материал для консультации (папка-передвижка)

Заседание творческой групп по результатам мониторинга

Заведующая,

Завуч начальной школы

Старший воспитатель,

Воспитатели подготовитель-ной группы

Март

Завуч начальной школы, старший воспитатель

Справка по результатам мониторин-га

День открытых дверей в школе

Март

Завуч начальной школы, учителя начальной школы

План проведения дня открытых дверей

Оформление карт здоровья на каждого ребёнка выпускника детского сада

Дети, родители, педагоги детского сада

Апрель

ст.медсестра д\с

Карты здоровья детей

Собеседование с завучем начальных классов. Анализ успеваемости выпускников детского сада за учебный год

Старший воспитатель,

Завуч начальной школы

Май

Завуч начальной школы

Справка «Анализ успеваемос-ти выпускников детского сада»

Фотоальбом «Наши мамы и папы – школьники»

альбом загадок, пословиц и поговорок школьной тематики

иллюстрации «Все о школе»

Дети, родители, педагоги детского сада

Май

Воспитатели родители, педагоги детского сада

Фотоотчет

Материалы

Выпускной бал

Дети, родители, педагоги детского сада (приглашаются учителя начальной школы)

Май

Музыкальный руководитель,

Воспитатели

Сценарий праздника

«Выпуск в школу»

Предварительный просмотр:

1 этап проекта – создание развивающей среды

В группе был создан уголок «Школьника»; уголок «Читаем сами», уголки для игр в школу в группах, картотека разнообразных игр, центр науки и экспериментирования, открыта детская лаборатория, которая оснащена необходимым материалами; подобрана картотека опытов. Немалую роль в подготовке ребенка к школе играет социально-нравственное воспитание: в группе созданы условия для социализации ребенка, обогащение представлений о стране, крае, городе, людях, их взаимоотношениях, социальных проявлениях: профессия, возраст, пол.

В пространстве группы выделено место, где можно реализовать жизненно важные потребности в движении, так как от двигательной активности во многом зависит развитие моторики, физических качеств, состояние здоровья, настроение.

Игровая площадка обеспечивает условия для обогащения творческого потенциала, активизации механизмов самовыражения, сотворчества, импровизации и воображения.

2 этап – создание у дошкольников мотивации к обучению в школе

Реализация данного этапа проходит через чтение книг о школьной жизни, школьниках, их поступках, что дополнительно позволяет обогатить, активизировать словарный запас, а так же показать школьную жизнь с интересной стороны. Экскурсии в школу.

3 этап – встречи с выпускниками и учителями

Традициями в нашем садике стали встречи с выпускниками, совместное проведение праздников, прогулок, посещение уроков, беседы будущих выпускников с учителями.

Дальнейшая реализация проекта привела к организации кружка «Юные волшебники». Дети, посещающие д/с и выпускники детского сада, а так же родители совместно изготавливают атрибуты для театральной деятельности, делают поделки, комбинируют их из природного, бросового материала. Каждое занятие кружка несет радость, не допускает скуку и переутомление.

Работая над проектом, я поняла, что родители стали занимать более активные позиции в осуществлении подготовке детей к школе. По их инициативе мы запланировали ряд мероприятий.

Результаты реализации проекта:

  1. Речь детей стала более связной, выразительной, расширился их словарный запас.
  2. Дети научились выражать свои чувства и понимать чувства других.
  3. Они стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, сопереживать.
  4. У детей, родителей, выпускников появился интерес к сотрудничеству, партнерству.
  5. Адаптационный период у первоклассников прошел благоприятно.
  6. У учителя начальной школы появилась мотивация к взаимодействию с ДОУ.

Перспективы развития проекта:

Привлечение к работе в проекте специалистов школы: педагога-психолога

Предварительный просмотр:

1. Нельзя игнорировать объективные возрастные закономерности развития ребенка, характерные для шестилетнего возраста.

3. Избегать резкого перехода к использованию новых методов и способов работы в процессе обучения малышей.

4. Использовать в своей работе дидактические, двигательные игры, игры-путешествия и т. д.

5. Постоянно поддерживать у учащихся интерес и стремление к занятиям, использовать разнообразные приемы стимулирования детей.

7. Создавать условия комфорта, доброжелательности, прививать любовь к школе.

8. Работать в тесном сотрудничестве с воспитателями, психологами, родителями детей.


Татьяна Егорова
Проект «Преемственность в работе детского сада и начальной школы»

Наш детский сад ведет работу по преемственности со школой уже не первый год . Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Необходимо сделать переход детей в школу более мягким , учителя должны внимательно познакомиться с формами и методами работы в дошкольном учреждении , помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.

При поступлении в школу , важен уровень психологического развития ребёнка. Он становится школьником , когда имеет внутреннюю позицию, а это возможно, когда нет устойчивых страхов, связанных со школьной жизнью . Взаимодействие между ведущими линиями обучения и воспитания этого возраста влияет на дальнейшее развитие ребёнка. Комфортность пребывания в школе не должна зависеть от организации системы обучения, поэтому преемственность между дошкольным и начальным звеном – одно из условий непрерывного образования ребёнка.

Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы , где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, а также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Актуальность

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – единение усилий работников детского сада и начальной школы . Одна из проблем подготовки детей, посещающих ДОУ, к школе состоит в том , что детские сады работают по разным программам, каждая из которых выдвигает свои показатели развития.

В результате показатель развития в разных программах не соотносятся друг с другом. Вместе с тем при поступлении в школу , ребенок подвергается проверке уровня его достижений по совершенно иным критериям, удобным для каждой конкретной школы и нередко завышенным. Кроме того, ребенок лишается возможности наиграться вволю в самый благодатный для игровой деятельности период. В школах нет возможности осуществлять индивидуальную программу обучения и коррекции ребенка с особенностями психического и физического здоровья.

Проблема : недостаточно разработана система преемственности детского сада и школы .

Вид проекта : информационно-практико-ориентированный

Тип проекта

По срокам реализации : долгосрочный

По целевой установке : образовательный

Участники проекта :

Дети подготовительной к школе группы ;

Выпускники детского сада (учащиеся 1 класса начальной школы ) ;

Педагоги и специалисты ДОУ;

Учителя начальной школы ;

Родители.

Цель : обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования .

Задачи :

Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования в условиях образовательного процесса;

Обеспечить психолого-педагогические условия, направленные на сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника ;

Создать благоприятные условия для личностного развития ребенка и реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой деятельности к учебной;

-выработать единую стратегию в работе с родителями ;

Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.

Этапы реализации проекта

Создание развивающей среды в группах :

- «Уголок школьника » ;

Уголок «Читаем сами» ;

Уголки для игр «в школу » ;

Картотека разнообразных игр;

Условия для социализации ребенка : обогащение представлений о стране, крае, городе, людях, их взаимоотношениях, социальных проявлениях (профессия, возраст, пол) ;

Игровая площадка для обогащения творческого потенциала, активизации механизмов самовыражения, сотворчества, импровизации и воображения, где можно реализовать жизненно важные потребности в движении.

Создание у дошкольников мотивации к обучению в школе

Реализация данного этапа проходит через чтение книг о школьной жизни , школьниках , их поступках, что дополнительно позволяет обогатить, активизировать словарный запас, а также показать школьную жизнь с интересной стороны. В апреле-месяце в школе проводится «День открытых дверей» . Экскурсии в школу – важный компонент мотивационной готовности к школе . Дети подготовительных групп знакомятся со школьными кабинетами , с работниками школы . Эти экскурсии носят познавательный характер, способствуют воспитанию у детей чувства патриотизма.

Встречи с выпускниками и учителями :

Выступление выпускников детского сада на школьных родительских собраниях для будущих первоклассников «Скоро в школу мы пойдём » ;

Проведение выпускного утренника в детском саду ;

Составление плана совместной работы ДОУ и школы на следующий учебный год.

Результаты реализации проекта :

Речь детей стала более связной, выразительной, расширился их словарный запас;

Дети научились выражать свои чувства и понимать чувства других;

Они стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, сопереживать;

У детей, родителей, выпускников появился интерес к сотрудничеству, партнерству;

Адаптационный период у первоклассников прошел благоприятно;

У учителя начальной школы появилась мотивация к взаимодействию с ДОУ.

План работы по реализации проекта

«Преемственность в работе МБДОУ ЦРР – Детский сад №7 и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением предметов № 2»

№ Мероприятие Участники Сроки проведения

1. Согласование и утверждение плана по реализации преемственности в работе детского сада и школы завуч школы , старший воспитатель детского сада

сентябрь

2. Семинар «Изучение и анализ программ дошкольного звена и начальной школы и их стыковка » завуч начальных классов , старший воспитатель

сентябрь-октябрь

Проведение праздника «День Знаний» дети старшей и подготовительной к школе групп , педагоги детского сада

4. Оформление уголков в группе для игры «Школа » дети и родители сентябрь

5. Подборка книг о школе . Оформление уголков книг «Читаем сами» дети и родители воспитанников октябрь

6. Организация в методическом кабинете выставки методической и педагогической литературы «Подготовка детей к школе »

педагоги, родители воспитанников

7. Диагностика готовности детей подготовительной группы к школе дети подготовительной к школе группы октябрь

8. Педагогический совет «Итоги предварительной диагностики к школе детей подготовительной группы» заведующая, старший воспитатель, педагоги ДОУ

9. Праздник «Золотая осень» учащиеся начальных классов и дети подготовительной к школе группы ноябрь

10. Посещение учителями начальных классов школы № 2 занятий по математике, обучению грамоте в детском саду учителя начальной школы , воспитатели

11. Оформление наглядного материала для родителей будущих первоклассников (стенды, папки-передвижки) воспитатели ноябрь

12. Концерт для

дошкольников учащиеся школы ноябрь

(в дни школьных каникул )

13. Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Скоро в школу » администрация, учитель начальной школы , родители воспитанников

14. Беседы «Если ты останешься дома один» (основы безопасности, «Зачем учиться в школе дети и воспитатели подготовительной к школе группы

в течение года

15. Познавательный досуг с элементами кукольного театра «Дорожная азбука» (изучение правил дорожного движения) дети подготовительной к школе группы

16. Экскурсия детей подготовительной группы в школу дети , воспитатели, завуч, учителя начальной школы декабрь

17. Выставка детских рисунков «Мои впечатления о школе » дети подготовительной группы декабрь

18. Консультация для воспитателей «Мотивационная готовность детей к школе » старший воспитатель, воспитатели

19. «Новогоднее чудо» (выставка рисунков и поделок ручного труда) школьники -выпускники ДОУ и воспитанники детского сада

Физкультурный праздник «Юные олимпийцы» дети подготовительной группы, первоклассники и родители

21. Мониторинг готовности детей к школьному обучению дети подготовительных к школе групп

22. Семинар-практикум «Обмен опытом. Анализ и обсуждение уроков в школе и образовательной деятельности в детском саду ».

педагоги ДОУ и школы

23. Консультация : «Скоро в школу » родители подготовительной группы

24. Анкетирование родителей детей предшкольного возраста педагоги ДОУ, родители

25. Оформление карт здоровья на каждого ребёнка выпускника детского сада дети , родители, педагоги детского сада апрель

26. День открытых дверей в школе . Выступление детей на родительском собрании в школе «Скоро в школу мы пойдем » педагоги, дети подготовительной группы, родители воспитанников

Собеседование с завучем начальных классов . Анализ успеваемости выпускников детского сада за учебный год старший воспитатель, завуч начальной школы

28. Фотоальбом «Наши мамы и папы – школьники » ; альбом загадок, пословиц и поговорок школьной тематики ; иллюстрации «Все о школе »

дети, родители, педагоги детского сада

Выпускной утренник «Путешествие по стране Детства » дети, родители, педагоги детского сада (приглашаются учителя начальной школы )

Литература :

1. Должикова Р. А., Федосимов Г. М., Кулинич Н. Н., Ищенко И. П. «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе », Москва, Школьная пресса , 2008.

2. Доскин В. А. Здоровье ребенка и его готовность к школе : пособие для родителей; под ред. В. А. Доскина. – М.: Просвещение, 2007.

3. «Поговорим о преемственности » , Р. Стеркина, «Обруч» , №1, 1997г.

4. «Преемственность : так в чем проблема?» , Е. Сербина, «Обруч» , №1, 1997г

5. «Преемственность как процесс воспитания и обучения ребенка»,- О. П. Миронова, «Управление дошкольным образовательным учреждением» №2, 2003г.

6. Преемственные связи ДОУ , школы и родителей будущих первоклассников : Методическое пособие / Е. П. Арнаутова, Г. Г. Зубова. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

Подробности

Аннотация: в статье обосновывается актуальность развития у обучающихся проектной компетентности (проектных умений), особо указывается на необходимость проявления школьниками достаточной степени самостоятельности в работе над проектами; автор подчеркивает необходимость формирования готовности учащихся к самостоятельной проектной деятельности путем создания в образовательном учреждении системы проектного обучения, построенной на принципах преемственности;

Ключевые слова: проект, метод проектов, проектная деятельность, технология учебного проектирования, система проектного обучения, проектная компетентность, компетенция решения проблем, преемственность, учитель проектного обучения.

Проектируй свое будущее. Проектируй свою образовательную траекторию. Вы ведь видели такие слоганы? Проектная компетентность или компетенция решения проблем является очень востребованной в современном мире. При столкновении с проблемой человек должен уметь находить пути ее разрешения. Но для того, чтобы эта компетенция сформировалась, у учащихся должны быть сформированы проектные умения, и должен быть опыт проектной деятельности. Проектные умения учащихся должны развиваться от одного выполненного проекта к другому.

Небольшой экскурс в историю. Метод проектов появился в отечественной и зарубежной практике в начале 20 века. Он возник тогда, когда появилась потребность сделать образование более практико-ориентированным, повысить познавательные интересы учащихся. Еще Н.К. Крупская в своей статье «Метод проектов» называла его «методом увязки теории с практикой, системой учебно-воспитательной работы, развивающей инициативу школьников, приучающая к плановой работе, дающей умение взвешивать все обстоятельства, учитывать трудности, наблюдать, проверять себя в ходе работы..». Приведем интересный факт. Д. Дьюи, основоположник метода проектов, считал, что новые методы обучения будут готовить учащихся к жизни в обществе свободного предпринимательства, а Н.К. Крупская – к жизни в социалистическом обществе. Как образовательная технология метод проектов после длительного периода забвения вернулся в образовательную практику нашей страны в конце 80 годов вместе с международными телекоммуникационными проектами. Я начала участвовать в таких проектах в 1993 году. Для нас и учащихся тогда главным в проектах этого периода было освоение новых компьютерных и коммуникационных технологий. Язык международного общения – английский. Мотивация к изучению иностранного языка тоже была высокая. Быстро осваивали язык те, кто владел им слабо. Я поддерживаю связь с моими бывшими учениками, участниками международных проектов. Многие из них стали специалистами в области IT-технологий и английский язык они активно используют.

Особенностью таких проектов была групповая работа в разновозрастных коллективах. Она показала свою продуктивность. При наличии мотивации младшие быстро учились у старших. Проекты были в основном социальными, экологическими, межпредметными. Но уже к середине 90-х появилось большое количество телекоммуникационных международных предметных проектов – математика, биология, физика, география. На первых план выдвигалось получение предметных приращений, повышение мотивации к изучению предмета. И хотя дети работали в группах, планировали свою работу, это было как бы второстепенным.

И вот это второстепенное понемногу выдвинулось на первый план. Проектная деятельность учащихся обеспечивает формирование проектных умений учащихся, умений группового взаимодействия, презентативных и рефлексивных умений. Проектная и исследовательская деятельность учащихся является эффективным средством формирования универсальных учебных действий учащихся. Но это при одном большом условии. Учащиеся должны самостоятельно заниматься проектной деятельностью.

Хочу поговорить о наболевшем. Я несколько раз была в жюри конкурсов ученических проектов разного уровня: от окружных до всероссийских. И проблема одна. Недостаточная самостоятельность ученических проектов. Особенно ярко это прослеживается на конкурсах проектов в начальной школе. Я понимаю, что учителя часто поставлены в ситуацию, когда им очень важны призеры конкурсов. Это дополнительные баллы, реальная прибавка к зарплате. А организаторы конкурсов часто и не задумываются о том, что главным требованием к ученическому проекту должна быть степень самостоятельности работы. И критерии оценки проектных работ часто не учитывают возраст учащихся. Маленький участник конкурса даже выговорить не может того, что написано в его работе. В приложении к работе содержатся графики и диаграммы, между тем ученик даже не знает, что такое проценты. На вопрос, в какой компьютерной программе выполнялась та или иная работа, в лучшем случае получаешь ответ: «А это мой папа делал». На одном из таких конкурсов я задала прямой вопрос учителю, который руководил проектом: «Почему в работе ученика так много того, что делал учитель или родители. И получила вот такой ответ: «А администрация нашего образовательного учреждения приветствует, когда, проект учащиеся выполняют вместе с родителями». Так ведь «вместе» не значит «вместо». В некоторых школах учителя уже на родительском собрании в начале учебного года выбирают с родителями темы проектных работ учащихся и обсуждают работу. Учащиеся только готовят представление работы, то есть разучивают написанный для них текст, который они будут произносить под подготовленную взрослыми презентацию. Чему мы учим детей? Лукавить и приспосабливаться. Ради справедливости хочу заметить. Несколько лет назад на конкурсе «Шаг в будущее» выступал с докладом второклассник. Он предложил способ создания аэростата из пластиковых мешков для мусора. Очень интересная работа получилась. Родители говорили, что он им с 4 лет покоя не давал вопросами о строении Вселенной, читал, рисовал схемы. Но это, к сожалению, исключение.

Учителя, руководители проектных работ учащихся, часто сами недостаточно компетентны. Многие не понимают, чем проектная работа отличается от исследования, не различают проект и обычную реферативную работу.

Вторая проблема заключается в том, что в конкурсах участвуют не все учащиеся, в то время как сформированные проектные умения нужны всем.

Младшие школьники еще не готовы к самостоятельному проектированию. Задачи начальной школы – формировать готовность учащихся к самостоятельной проектной деятельности. Необходимо учить детей сначала с помощью учителя, а потом и самостоятельно формулировать проблему и цель для проектирования, формулировать ожидаемый результат, планировать свою работу, представлять ход и результат своей деятельности. Если проект групповой, учащиеся должны уметь взаимодействовать друг с другом, распределять работу, договариваться. И только обладая сформированными проектными умениями хотя бы минимального уровня сложности, учащиеся смогут самостоятельно принимать участие в различных проектах. В школе необходимо создать такие условия, чтобы от одного выполненного проекта к другому проектные умения развивались. Портфолио или, как это звучит в образовательных стандартах, портфель учащегося должен содержать не только и не столько грамоты и дипломы, а темы проектов, с их целями и задачами, проектными умениями, которые развивались у ученика и перечнем той самостоятельной работы, которую он выполнил.

Но обычному учителю трудно решить все эти задачи. Он сам должен овладеть технологией учебного проектирования. Получается, что, во-первых, дошкольников и детей младших классов необходимо готовить к самостоятельной проектной деятельности. Во-вторых, учителю для использования технологии учебного проектирования необходима подготовка.

Только системная работа в образовательном учреждении поможет решить эту задачу. А для этого нужна система проектного обучения в образовательном учреждении, построенная на принципах преемственности. Вот о принципах создания такой системы остановимся дальше. Пахомова Н.Ю. определяет проектное обучение следующим образом: «Под проектным обучением мы понимаем весь комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационно-управленческих средств, позволяющих, прежде всего, сформировать проектную деятельность учащегося, т.е. научить школьника проектированию» . Основными составляющими этой системы будут: пропедевтика в дошкольном учреждении, формирование и развитие проектных умений (готовность к самостоятельной проектной деятельности в начальной школе), дальнейшее формирование и развитие проектных умений в основной и средней школе. Важной составляющей также является предоставление каждому учащемуся возможности приобрести опыт проектной деятельности. Рассмотрим основные задачи проектного обучения на различных ступенях образования: в дошкольном учреждении, начальной и основной школе.

Цель проектного обучения в дошкольном учреждении (ДОУ) – пропедевтика проектных умений. Непосредственная образовательная деятельность в детском саду должна формировать представления у детей о понятиях проектной деятельности (план, проблема, цель, результат и т.д.) и представление о проектных умениях.

В начальной школе нужно готовить детей к самостоятельному проектированию. «Именно в начальной школе важно сформировать фундамент готовности к проектной деятельности, означающий, прежде всего, сформированность проектных умений» . Для решения этой задачи отлично зарекомендовал себя курс «Проектная деятельность» для 2-4 классов (авторы Пахомова Н.Ю., Суволокина И.В., Денисова И.В.). «К осваиваемому содержанию здесь относятся: проектные умения, цепочка проектных действий, технология проектирования, презентативные умения, метапредметные умения, универсальные учебные действия (УУД), понятия проектирования и презентации в целостном учебном проекте минимального уровня сложности» . В курсе дети учатся сначала с помощью учителя, а потом самостоятельно формулировать проблему, цель проектирования и ожидаемый результат, планировать свою работу, представлять ход и результат своей деятельности. В групповом проекте учащиеся должны уметь взаимодействовать друг с другом, договариваться, распределять работу.

В основной и средней школе развитие проектных умений продолжается на предметных проектных уроках и во внеурочной проектной деятельности. Необходимо системно формировать и развивать проектные умения учащихся, обеспечивая опыт проектной деятельности. Цепочка выполненных учащимся проектов должна строиться по принципу от простого к сложному. Так мы осуществим подготовку учащегося к самостоятельному выполнению индивидуального проекта в средней школе, что является обязательным требованием Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Но учитель может быть не готов к решению всех этих задач. Он сам должен овладеть технологией учебного проектирования. В этом ему может помочь активно работающее в ряде школ методическое объединение проектного обучения, включающее воспитателей, учителей начальной и основной школы. Основной целью объединения является выстраивание системы проектного обучения в образовательном учреждении как сквозной непрерывной подготовки учащегося к использованию проектной деятельности в различных образовательных ситуациях, а также использованию проектирования для решения различных проблем: личных, профессиональных и социальных, а также для самообучения в течение всей жизни. Методическое объединение поможет начинающим учителям проектного обучения, даст возможность транслировать свой опыт тем, кто владеет теорией и практикой учебного проектирования и решит много других насущных проблем.

В заключении хочу отметить, что существует Атлас новых профессий , над созданием которого работали лучшие эксперты страны. Профессии, начинающиеся со слов «проектировщик» и «проектант», встречаются там очень часто в самых разных отраслях: медицине, строительстве, авиации, энергетике, транспорте и т.д. В образовательной области указывается такая профессия, как учитель проектного обучения. Нам всем нужно стремиться к тому, чтобы и работники образования, и ученики соответствовали новым вызовам времени.

Список литературы:

  1. Пахомова, Н. Ю. Проектное обучение. Публикации разных лет. Дайджест. (Текст] / Н. Ю. Пахомова / Ред.-составитель Касатова С.В. / Под ред. Н. Ю. Пахомовой – г. Дзержинский: ДМУП «Информационный центр», – 2015. – 144 с.
  2. Коммунистическое Просвещение» № 9, 1923 статья Крупской «Методпроектов»), http://publ.lib.ru/ARCHIVES/K/KRUPSKAYA _Nadejda_Konstantinovna/_Krupskaya_N.K..html (дата обращения: 03.03.2016).
  3. Пахомова, Н. Ю. Оценивание успешности учащихся в проектной деятельности. Методическое пособие и электронный дневник наблюдений на СD-диске. (Текст] + (Электронный ресурс] /Н.Ю. Пахомова, Н.В. Дмитриева, Е.В. Кузьмина / Под ред. Н.Ю. Пахомовой – г. Дзержинский, ДМУП «Информационный центр», 2014. – 40 с.
  4. Пахомова, Н.Ю. Учебное проектирование: Методическое пособие и CD-диск с Базой данных учебных проектов. / 3-е изд., исп. и доп. (Текст] + (Электронный ресурс] / Н. Ю. Пахомова, Н.В. Дмитриева, И.В. Денисова, И.В. Суволокина, Л.В. Пухова, С.В. Касатова – г. Дзержинский: ДМУП "Информационный центр", 2012. - 52 с.
  5. http://atlas100.ru/ (дата обращения: 03.03.2016).
//