Тест по физике на тему радиация. Тест по физике на тему «Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Модели атомов. Опыт Резерфорда. Экспериментальные методы исследования частиц. излучение – это

Вариант 1

  1. Переведите с древнегреческого слово «атом».

1) Маленький 3) Неделимый

2) Простой 4) Твердый

  1. α-излучение - это

3) поток нейтральных частиц

  1. γ-излучение - это

1) поток положительных частиц

2) поток отрицательных частиц

3) поток нейтральных частиц

4) среди ответов нет правильного

  1. Что представляет собой α-излучение?

1) Поток ядер гелия

2) Поток протонов

3) Поток электронов

  1. Что представляет собой γ-излучение?

1) Поток ядер гелия

2) Поток протонов

3) Поток электронов

4) Электромагнитные волны большой частоты

  1. «Атом представляет собой шар, по всему объему которого равномерно распределен положительный заряд. Внутри этого шара находятся электроны. Каждый электрон может совершать колебательные движения. Положительный заряд шара равен по модулю суммарному отрицательному заряду электронов, поэтому электрический заряд атома в целом равен нулю». Кто из ученых предложил такую модель строения атома?

1) Д. Томсон 3) А. Беккерель

  1. В опыте Резерфорда α-частицы рассеиваются

1) электростатическим полем ядра атома

2) электронной оболочкой атомов мишени

3) гравитационным полем ядра атома

4) поверхностью мишени


Радиоактивноcть. Опыт Резерфорда.

Вариант 2

  1. Кто из ученых впервые открыл явление радиоактивности?

1) Д. Томсон 3) А. Беккерель

2) Э. Резерфорд 4) А. Эйнштейн

  1. β-излучение - это

1) поток положительных частиц

2) поток отрицательных частиц

3) поток нейтральных частиц

4) среди ответов нет правильного

  1. В сильном магнитном поле пучок радиоактивного излучения распадается на три потока. Какими цифрами на рисунке обозначены α, β и γ излучения?

1) 1 - α, 2 - β, 3 - γ

2) 1 - β, 2 - α, 3 - γ

3) 1 - α, 2 - γ, 3 - β

4) 1 - β, 2 - γ, 3 - α

  1. Что представляет собой β-излучение?

1) Вторичное радиоактивное излучение при начале цепной реакции

2) Поток нейтронов, образующихся в цепной реакции

3) Электромагнитные волны

4) Поток электронов

  1. В конце XIX - начале XX века было открыто явление радиоактивного распада, в ходе которого из ядра вылетали α-частицы. Эти экспериментальные факты позволила выдвинуть гипотезу

А: о сложном строении атома

Б: о возможности превращения одних элементов в другие

1) только А 3) и А, и Б

2) только Б 4) ни А, ни Б

  1. Планетарная модель атома обоснована

1) расчетами движения небесных тел

2) опытами по электризации

3) опытами по рассеянию α-частиц

4) фотографиями атомов в микроскопе

  1. В опыте Резерфорда большая часть α-частиц свободно проходит сквозь фольгу, практически не отклоняясь от прямолинейных траекторий, потому что

1) ядро атома имеет положительный заряд

2) электроны имеют отрицательный заряд

3) ядро атома имеет малые (по сравнению с атомом) размеры

4) α-частицы имеют большую (по сравнению с ядрами атомов) массу


Цель урока:Образовательные: Повторить материал по теме: «электромагнитные
явления».
Систематизировать, обобщить и закрепить знания, умения и навыки
учащихся, решении конкретных упражнении и заданий по данной теме.
Обобщить знания, полученные школьниками при изучении физики, химии и
информатики.
Изучить тему: «Радиоактивность - как свидетельство сложного строения
атома».
Познакомить учащихся с историей открытия радиоактивности, опытами
Беккереля и Резерфорда, работами Кюри в области радиоактивных
излучений.
Показать применение компьютерных моделей для описания процессов в
микромире.
Развивающие: Продолжить развитие умения анализировать,
сравнивать, делать логические выводы, способствовать развитию
воображения, творческой активности учащихся, а также памяти и
внимания.
Воспитательные: развитие навыков коллективной работы,
ответственности за общее дело, воспитание основ нравственного
самосознания. Пробудить у учащихся интерес к научно – популярной
литературе, к изучению предпосылок открытия конкретных явлений.

Тип урока: комбинированный.
Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная работа и работа в
группах.
Оборудование: компьютеры, соединенные в локальную сеть с выходом в Интернет,
интерактивная доска.
Этапы урока.
I этап: Вводно-мотивационный.
1.Вступительное слово учителя.
1 мин.
2. Организационный момент (формулирование темы урока, постановка цели и задач урока).
Слайд – презентация (PowerPoint)
3 мин.
3.Обобщение и закрепление темы «Электромагнитные явления»
Конкурс по заданиям:
1)объясни опыт.2) найди направление В.3) назови физические величины.4) реши задачу (задания в программе
Notebook, использование интерактивной доски).
5)пройди тест (интерактивный).
26мин.
II этап: Операционный этап
4.Изучение новой темы с использованием Интернет – ресурсов. http://files.school-collection.edu.ru.
Слайд – презентация (PowerPoint).
20мин.
III этап:
5.Закрепление нового материала.
Вопросы по новой теме.
Тест к уроку (интерактив.)
7мин.
6. Подведение итогов.
2мин.
7.Домашнее задание.
1мин.

Объясни опыт

№113
На рисунке изображен проводник, по которому течет
электрический ток I. Какое направление имеет вектор
индукции магнитного поля тока в точке М?

На рисунке изображен проводник, по которому течет электрический ток I. Какое направление имеет вектор индукции магнитного поля

тока в
точке М? № 114

10.

Какое правило иллюстрирует рисунок?

11.

Физические величины.

12. Формулы

Решение задач
№ 242
Чему равна энергия магнитного поля W
катушки индуктивностью L = 2 Гн при
силе тока в ней I = 3 А?
Дано:
Решение.

13. Решение задач

Магнитный поток, пронизывающий контур, находящийся в однородном магнитном поле (2)99
Контур площадью 50 см2 находится в однородном магнитном
поле с индукцией 6 Тл. Чему равен магнитный поток,
пронизывающий контур, если угол между вектором B и
нормалью n к плоскости контура составляет 90°?
Дано:
Решение.

14. Контур площадью 50 см2 находится в однородном магнитном поле с индукцией 6 Тл. Чему равен магнитный поток, пронизывающий

№185
Электрон влетает в магнитное поле со скоростью
υ = 7∙107 м/с перпендикулярно силовым линиям индукции
магнитного поля с индукцией B = 1 мТл. Определить, чему
равен радиус орбиты электрона.
Решение.
Дано:

15.

Задача № 88 Магнитное поле внутри катушки с током
Длинная катушка, содержащая N = 1000 витков и
намотанная на железный сердечник, имеет индуктивность
L = 0,04 Гн. Площадь поперечного сечения катушки
S = 10,0 см2. При какой силе тока в катушке магнитная
индукция B в сердечнике будет равна B = 1,0 мТл?
Дано:
Решение.

16.

Тест по теме «Электромагнитные
явления»

17. Тест по теме «Электромагнитные явления»

18.

19.

400 г. до н.э. Демокрит:
«Существует предел
деления атома».
1626 г., Париж: учение
об атоме запрещено
под страхом смерти

20.

1869г.-открыт периодический закон

21. 1869г.-открыт периодический закон

1896г - открыл явление
радиоактивности
(способность атомов
некоторых химических
элементов к
самопроизвольному
излучению)

22. 1895Г.- Вильям Рентген- открыл лучи, которые впоследствии были названы его именем.

В 1898г. Мария
СклодовскаяКюри и Пьер
Кюри
выделили из
урановых минералов
радиоактивные
элементы полонии и
радий.

23.

1899г

24.

α - частица
Полностью ионизированный атом
химического элемента гелия
4
2
He

25.

β - частица
Представляет собой - электрон 0
e
1

26. α - частица

γ - частицы
Вид
электромагнитного
излучения

27. β - частица

Проникающая способность
радиоактивного излучения

28. γ - частицы

Свойства радиоактивных излучений
Ионизируют воздух;
Действуют на фотопластинку;
Вызывают свечение некоторых веществ;
Проникают через тонкие металлические
пластинки;
Интенсивность излучения
пропорциональна концентрации вещества;
Интенсивность излучения не зависит от
внешних
факторов (давление,
температура, освещенность,
электрические разряды).

29. Проникающая способность радиоактивного излучения

Закрепление
В чем заключалось открытие, сделанное
Беккерелем в 1896 году?
Кто из ученых занимался исследованиями
лучей?
Кем и как было названо явление
самопроизвольного излучения?
В ходе исследования явления
радиоактивности, какие неизвестные ранее
химические элементы были открыты?
Как были названы частицы?
О чём свидетельствует явление
радиоактивности?
тест

30.

Что же происходит с веществом
при радиоактивном излучении?
Уже в самом начале исследования
радиоактивности обнаружилось
много странного и необычного.
Постоянство с которым
радиоактивные элементы
испускают излучение.
Радиоактивность
сопровождается
выделением энергии и она
выделяется непрерывно.

31. Закрепление

Итоги.
На сегодняшнем уроке мы повторили тему
«Электромагнитные явления» и приступили к
изучению одного из самых интересных, современных
и бурно развивающихся разделов физики –
ЯДЕРНАЯ ФИЗИКА. Познакомились с удивительным
явлением- радиоактивности, с опытами Беккереля и
Резерфорда.
Рассмотрели применение компьютеров при изучении
физики и использованием информационных
ресурсов Интернет и электронных учебников. Мы
изучили только небольшую часть данной темы, так
сказать – вершину айсберга

32. Что же происходит с веществом при радиоактивном излучении? Уже в самом начале исследования радиоактивности обнаружилось много

Дом/ задание
Прочитать параграф 65
Ответить на вопросы в конце учебника
Составить вопросы для самоконтроля.
http://vektor.moy.su/index/fizika_9_klass/
0-64 Урок 55\1. Радиоактивность как
свидетельство сложного строения
атомов. Тест к уроку.
1. http://school-collection.edu.ru

Тест «Атомное ядро»

Вариант 1.


1. На рисунке представлены модели атомов. Какой цифрой отмечена модель атома Томсона?

А. 1 Б. 2 В. 3

2. В модели атома Резерфорда:

А. Положительный заряд сосредоточен в центре атома, а электроны обращаются вокруг него.

Б. Отрицательный заряд сосредоточен в центре атома, а положительный заряд распределён по всему объёму атома.

В.

3. Какой цифрой отмечен на схеме установки Резерфорда источник - частиц?

А. 1 Б. 2 В. 3 Г. 4

4.Электроны не могут изменить траекторию - частицы в опытах Резерфорда, потому что

А. Заряд электрона очень мал по сравнению с зарядом – частицы.

Б . Масса электрона значительно меньше массы - частицы.

В. Электрон имеет отрицательный заряд, а - частица – положительный.


5. Какая - частица пролетает сравнительно близко от ядра?

6. Планетарную модель атома предложил

А. Томсон.

Б. Демокрит

В. Резерфорд.

7. Опыт Резерфорда по рассеянию - частиц доказывает:

А.

Б.

В

Тест «Атомное ядро»

Вариант 2

Выберите одно правильное утверждение.

1. На рисунке представлены модели атомов. Какой цифрой отмечена модель атома Резерфорда?

А. 1 Б. 2 В. 3

2.В модели атома Томсона:

А . Положительный заряд сосредоточен в центре атома, а электроны обращаются вокруг него.

Б. Положительный заряд сосредоточен в центре атома, а неподвижные электроны рассредоточены вокруг него.

В. Положительный заряд рассредоточен по всему объёму атома, а электроны вкраплены в эту положительную сферу.

3. Какой заряд имеет - частица?

А . Отрицательный. Б . Положительный. В . Нейтральный.

4. Какой цифрой на схеме установки Резерфорда отмечена фольга, в которой происходило рассеяние - частиц?

А. 1 Б. 2 В. 3 Г. 4

5. Демокрит утверждает:

А . Атом – мельчайшая неделимая частица вещества.

Б . Атом – это «кекс с изюмом».

В. В центре атома находится положительное ядро небольшого размера, а вокруг него движутся электроны.

6. Какая - частица пролетает на сравнительном большом расстоянии от ядра?

7. Опыт Резерфорда по рассеянию - частиц доказывает

А. Сложность радиоактивного излучения.

Б. Способность атомов некоторых химических элементов к самопроизвольному излучению.

В. Несостоятельность модели атома Томсона.

Радиоактивность и радиационно опасные объекты
Задание #1
Вопрос:
Что такое радиоактивность?

1) Это способность некоторых веществ испускать вредные излучения
2) Это явление самопроизвольного превращения одних атомных ядер в другие,
сопровождаемое испусканием частиц и электромагнитного излучения
3) Это явление, позволяющее использовать ядерную энергию в мирных целях
Задание #2
Вопрос:
Что вносит вклад в естественный радиационный фон?

1) Выбросы, производимые на АЭС
2) Солнечное излучение
3) Некоторые элементы, содержащиеся в Земле

Задание #3
Вопрос:
Что такое радиационно опасный объект?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) Это любой объект, содержащий радиоактивные вещества
2) Это объект, подвергшийся радиоактивному загрязнению
3) Это объект, на котором используют, хранят, перерабатывают или
транспортируют радиоактивные вещества
Задание #4
Вопрос:
Примерами радиационно опасных объектов являются:
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1

1) АЭС
2) Места захоронения радиоактивных отходов
3) Предприятия, использующие АХОВ
4) Объект, подвергшийся радиационному загрязнению
Задание #5
Вопрос:
Как классифицируется авария на РОО, при которой произошёл значительный
выброс радиоактивных веществ и требуется эвакуация населения в радиусе 25
км?

1) Авария с риском для окружающей среды
2) Серьёзное происшествие
3) Тяжёлая авария
4) Глобальная авария
Задание #6
Вопрос:
Что такое радиационная авария?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) Это выброс радиоактивных веществ в окружающую среду
2) Это нарушение деятельности какого­либо РОО
3) Это авария на радиационно опасном объекте, которая приводит к выбросу или
выходу радиоактивных продуктов или появлению ионизирующих излучений в
количествах, превышающих установленные нормы для данного объекта
Задание #7
Вопрос:
Выберете вещество, которое не является радиоактивным
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Уран
2) Плутоний
3) Радон
4) Аргон
2

Задание #8
Вопрос:
Расположите виды аварий по степени тяжести, начиная с наиболее тяжкого
Укажите порядок следования всех 4 вариантов ответа:
__ Тяжёлая авария
__ Авария с риском для окружающей среды
__ Серьёзное происшествие
__ Глобальная авария
Задание #9
Вопрос:
Что характеризует такая величина, как период полураспада?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) Время снижения активности радиоактивных излучений в два раза
2) Периодичность, с которой распадается радиоактивное вещество
3) Время, за которое естественный радиационный фон уменьшается вдвое
Задание #10
Вопрос:
Что из перечисленного не является РОО?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Места утилизации кораблей ВМФ
2) Предприятия нефтедобывающей промышленности
3) Предприятия по добыче урана
4) Исследовательские ядерные реакторы
Ответы:
1) (1 б.) Верные ответы: 2;
2) (1 б.) Верные ответы: 2; 3;
3) (1 б.) Верные ответы: 3;
4) (1 б.) Верные ответы: 1; 2;
5) (1 б.) Верные ответы: 3;
6) (1 б.) Верные ответы: 3;
7) (1 б.) Верные ответы: 4;
8) (1 б.) Верные ответы:

    Поток ядер гелия;

    Поток нейтронов.

    Какое излучение представляет угрозу во время ядерного взрыва?

    92 U 238 ?

    92; 2) 238; 3) 146; 4) 52.

    Ядро изотопа полония 84 Po 208 испускает α-частицу. Какой элемент образуется?

    84 Po 208 ; 2) 8 5 At 208 ; 3) 8 2 Pb 20 4 ; 4) 8 0 Hg 20 0 .

    Ядро стронция 38 Sr 90 претерпело бета-распад. Определите число нейтронов во вновь образовавшемся ядре. Что это за элемент?___________________________

    Ядро изотопа нептуния 93 Np 237 83 Po 213 . Определите число α-распадов. _________________

    За 16 часов активность радиоактивного элемента уменьшилась в 4 раза. Чему равен период полураспада? ________________________

    34 Se 79 ? _ ___________________

Вариант 2.

    Кто из ученых открыл радиоактивный элемент полоний?

    Бор; 2) Резерфорд; 3) Беккерель; 4) Складовская-Кюри.

    Что представляет собой γ-излучение?

    Поток электронов разной скорости;

    Поток ядер гелия;

    Поток фотонов большой энергии;

    Поток нейтронов.

    Какое излучение обладает наибольшей проникающей способностью?

    α; 2) β; 3) γ; 4) нейтронное излучение.

    Сколько нуклонов содержится в ядре урана 92 U 238 ?

    92; 2) 238; 3) 146; 4) 52.

    Ядро изотопа полония 84 Po 208 испускает 2 α-частицы. Какой элемент образуется?

    84 Po 208 ; 2) 8 5 At 208 ; 3) 8 2 Pb 20 4 ; 4) 8 0 Hg 20 0 .

    Ядро стронция 38 Sr 90 претерпело альфа-распад. Определите число нейтронов во вновь образовавшемся ядре. Что это за элемент?___________________________

    Радиус действия ядерных сил? __________________________________________

    Ядро изотопа нептуния 93 Np 237 испытав серию альфа и бета распадов превратилось в ядро висмута 83 Po 213 . Определите число бета-распадов. ____________________

    За 16 часов активность радиоактивного элемента уменьшилась в 8 раз. Чему равен период полураспада? ____________________________________________________

    Чему равна примерно удельная энергия связи ядра селена 34 Se 79 ? ______________

Вариант 3.

    Кто из ученых открыл 3 составляющие радиоактивного излучения?

    Бор; 2) Резерфорд; 3) Беккерель; 4) Складовская-Кюри.

    Что представляет собой β-излучение?

    Поток электронов разной скорости;

    Поток ядер гелия;

    Поток фотонов большой энергии;

    Поток нейтронов.

    Какое излучение можно остановить листом бумаги?

    α; 2) β; 3) γ; 4) нейтронное излучение.

    Сколько нейтронов содержится в ядре урана 92 U 238 ?

    92; 2) 238; 3) 146; 4) 52.

    Ядро изотопа полония 84 Po 208 испускает γ-частицу. Какой элемент образуется?

    84 Po 208 ; 2) 8 5 At 208 ; 3) 8 2 Pb 20 4 ; 4) 8 0 Hg 20 0 .

    Ядро стронция 38 Sr 90 претерпело бета-распад и альфа-распад. Определите число нейтронов во вновь образовавшемся ядре. Что это за элемент?__________________

    Радиус действия ядерных сил? __________________________________________

    Ядро изотопа нептуния 93 Np 237 испытав серию альфа и бета распадов превратилось в ядро полония 84 Po 213 _________________________

    За 16 часов активность радиоактивного элемента уменьшилась в 2 раза. Чему равен период полураспада? _________________________________

    Чему равна примерно энергия связи ядра брома 35 Br 79 ?_______________________

Вариант 4.

    Кто из ученых доказал, что в ядре находится 99,9% массы атома?

    Бор; 2) Резерфорд; 3) Беккерель; 4) Складовская-Кюри.

    Что представляет собой α-излучение?

    Поток электронов разной скорости;

    Поток ядер гелия;

    Поток фотонов большой энергии;

    Поток нейтронов.

    Какое излучение представляет угрозу во время термоядерного взрыва?

    α; 2) β; 3) γ; 4) нейтронное излучение.

    На сколько нейтронов больше чем протонов содержится в ядре урана 92 U 238 ?

    92; 2) 238; 3) 146; 4) 52.

    Ядро изотопа полония 84 Po 208 испускает β-частицу. Какой элемент образуется?

    84 Po 208 ; 2) 8 5 At 208 ; 3) 8 2 Pb 20 4 ; 4) 8 0 Hg 20 0 .

    Ядро стронция 38 Sr 90 претерпело 2 бета-распада. Определите число нейтронов во вновь образовавшемся ядре. Что это за элемент?___________________________

    Радиус действия ядерных сил? __________________________________________

    Ядро изотопа нептуния 93 Np 237 испытав серию альфа и бета распадов превратилось в ядро висмута 82 Pb 213 . Определите число β-распадов. ________________________

    За 6 часов активность радиоактивного элемента уменьшилась в 4 раза. Чему равен период полураспада? ____________________________________________________

    Чему равна примерно энергия связи ядра селена 34 Se 82 ? _ ______________________

Вариант 5 .

    Кто из ученых объяснил излучение атома?

    Бор; 2) Резерфорд; 3) Беккерель; 4) Складовская-Кюри.

    Что представляет собой α-излучение?

    Поток электронов разной скорости;

    Поток ядер гелия;

    Поток фотонов большой энергии;

    Поток нейтронов.

    Откуда в β-радиоактивном ядре появляется электрон?

___________________________________________________________________

    Сколько протонов содержится в ядре урана 92 U 238 ?

    92; 2) 238; 3) 146; 4) 0.

    Ядро изотопа полония 84 Po 208 испускает γ-частицу и α-частицу. Какой элемент образуется?

    84 Po 208 ; 2) 8 5 At 208 ; 3) 8 2 Pb 20 4 ; 4) 8 0 Hg 20 0 .

    Ядро стронция 38 Sr 90 претерпело 2 бета-распада и 2 альфа-распадов. Определите число нейтронов во вновь образовавшемся ядре. Что это за элемент?_____________

    Радиус действия ядерных сил? __________________________________________

    Ядро изотопа нептуния 93 Np 237 испытав серию альфа и бета распадов превратилось в ядро висмута 83 Po 213 . Определите число β-распадов.

    За 8 часов активность радиоактивного элемента уменьшилась в 4 раза. Чему равен период полураспада?

    Чему равна примерно энергия связи ядра селена 34 Se 76 ?