Ткань
Где располагается
Особенности строения клеток
Значение
образовательная
Верхушки стеблей
Кончики корней
Камбий
Рана
Мелкие делящиеся клетки без вакуолей
Рост растения
Покровная
Эпидермис (кожица)
Пробка
Кора
Живые и мертвые клетки с толстыми и прочными оболочками, плотно прилегают друг к другу
Защита от неблагоприятных воздействий
Механическая
Луб
Древесина
Толстые одревесневшие оболочки
Опора органам растения
Проводящая
Сосуды древесины
Ситовидные трубки луба
Ситовидные трубки
Распределение веществ, поступающих в корни и образующиеся в листьях по всему организму
Основная
Мякоть листа
Сердцевина стебля
Корень
Хлоропласты в клетках
Образование и накопление питательных веществ
Выделительная
Нектарники
Железы
Выделение эфирных масел, воды, нектара
Клетка
– основная структурно-функциональная единица живого, наименьшая живая система.
Ткань
- группа клеток, сходных по строению и выполняющих одинаковые функции.
Проводящие ткани обеспечивают передвижение воды и растворенных в ней питательных веществ по растению. Различают два вида проводящей ткани - ксилему (древесину) и флоэму (луб).
Ксилема -это главная водопроводящая ткань высших сосудистых растений, обеспечивающая передвижение воды с растворенными в ней минеральными веществами от корней к листьям и другим частям растения (восходящий ток). Она также выполняет опорную функцию. В состав ксилемы входят трахеиды и трахеи (сосуды) (рис. 8.3), древесинная паренхима и механическая ткань.
Трахеиды представляют собой узкие, сильно вытянутые в длину мертвые клетки с заостренными концами и одревесневшими оболочками. Проникновение растворов из одной трахеиды в другую происходит путем фильтрации через поры - углубления, затянутые мембраной. Жидкость по трахеидам протекает медленно, так как поровая мембрана препятствует движению воды. Трахеиды встречаются у всех высших растений, а у большинства хвощей, плаунов, папоротников и голосеменных служат единственным проводящим элементом ксилемы. У покрытосеменных растений наряду с трахеидами имеются сосуды.
Рис 8.3. Элементы ксилемы (а) и флоэмы (6): 1-5 - кольчатая, спиральная, лестничная и пористая (4, 5) трахеи соответственно; 6 - коль чатая и пористая трахеиды; 7 - ситовидная трубка с клеткой-спутницей.
Трахеи (сосуды) -это полые трубки, состоящие из отдельных члеников, расположенных друг над другом. В члениках на поперечных стенках образуются сквозные отверстия - перфорации, или эти стенки полностью разрушаются, благодаря чему скорость тока растворов по сосудам многократно увеличивается. Оболочки сосудов пропитываются лигнином и придают стеблю дополнительную прочность. В зависимости от характера утолщения оболочек различают трахеи кольчатые, спиральные, лестничные и др. (см. рис. 8.3).
Флоэма проводит органические вещества, синтезированные в листьях, ко всем органам растения (нисходящий ток). Как и ксилема, она является сложной тканью и состоит из ситовидных трубок с клетками-спутницами (см. рис. 8.3), паренхимы и механической ткани. Ситовидные трубки образованы живыми клетками, расположенными одна над другой. Их поперечные стенки пронизаны мелкими отверстиями, образующими как бы сито. Клетки ситовидных трубок лишены ядер, но содержат в центральной части цитоплазму, тяжи которой через сквозные отверстия в поперечных перегородках проходят в соседние клетки. Ситовидные трубки, как и сосуды, тянутся по всей длине растения. Клетки-спутницы соединены с члениками ситовидных трубок многочисленными плазмодесмами и, по-видимому, выполняют часть функций, утраченных ситовидными трубками (синтез ферментов, образование АТФ).
Ксилема и флоэма находятся в тесном взаимодействии друг с другом и образуют в органах растения особые комплексные группы - проводящие пучки.
Механические ткани обеспечивают прочность органов растений. Они составляют каркас, поддерживающий все органы растений, противодействуя их излому, сжатию, разрыву. Основными характеристиками строения механических тканей, обеспечивающими их прочность и упругость, являются мощное утолщение и одревеснение их оболочек, тесное смыкание между клетками, отсутствие перфораций в клеточных стенках.
Механические ткани наиболее развиты в стебле, где они представлены лубяными и древесинными волокнами. В корнях механическая ткань сосредоточена в центре органа.
В зависимости от формы клеток, их строения, физиологического состояния и способа утолщения клеточных оболочек различают два вида механической ткани: колленхиму и склеренхиму, (рис. 8.4).
Рис. 8.4. Механические ткани: а - уголковая колленхима; 6 - склеренхима; в -- склереиды из плодов алычи: 1 - цитоплазма, 2 - утолщенная клеточная стенка, 3 - поровые канальцы.
Колленхима представлена живыми паренхимными клетками с неравномерно утолщенными оболочками, делающими их особенно хорошо приспособленными для укрепления молодых растущих органов. Будучи первичными, клетки колленхимы легко растягиваются и практически не мешают удлинению той части растения, в которой находятся. Обычно колленхима располагается отдельными тяжами или непрерывным цилиндром под эпидермой молодого стебля и черешков листьев, а также окаймляет жилки в листьях двудольных. Иногда колленхима содержит хлоропласты.
Склеренхима состоит из вытянутых клеток с равномерно утолщенными, часто одревесневшими оболочками, содержимое которых отмирает на ранних стадиях. Оболочки склеренхимных клеток обладают высокой прочностью, близкой к прочности стали. Эта ткань широко представлена в вегетативных органах наземных растений и составляет их осевую опору.
Различают два типа склеренхимных клеток: волокна и склереиды. Волокна - это длинные тонкие клетки, обычно собранные в тяжи или пучки (например, лубяные или древесинные волокна). Склереиды - это округлые мертвые клетки с очень толстыми одревесневшими оболочками. Ими образованы семенная кожура, скорлупа орехов, косточки вишни, сливы, абрикоса; они придают мякоти груш характерный крупчатый характер.
Основная ткань, или паренхима , состоит из живых, обычно тонкостенных клеток, которые составляют основу органов (откуда и название ткани). В ней размещены механические, проводящие и другие постоянные ткани. Основная ткань выполняет ряд функций, в связи с чем различают ассимиляционную (хлоренхиму), запасающую, воздухоносную (аэренхиму) и водоносную паренхиму (рис. 8.5).
Рис 8.5. Паренхимные ткани: 1-3 - хлорофиллоносная (столбчатая, губчатая и складчатая соответственно); 4-запасающая (клетки с зернами крахмала); 5 - воздухоносная, или аэренхима.
Клетки ассимиляционной т кани содержат хлоропласты и выполняют функцию фотосинтеза. Основная масса этой ткани сосредоточена в листьях, меньшая часть - в молодых зеленых стеблях.
В клетках запасающе й паренхимы откладываются белки, углеводы и другие вещества. Она хорошо развита в стеблях древесных растений, в корнеплодах, клубнях, луковицах, плодах и семенах. У растений пустынных местообитаний (кактусы) и солончаков в стеблях и листьях имеется водоносная паренхима, служащая для накопления воды (например, у крупных экземпляров кактусов из рода карнегия в тканях содержится до 2-3 тыс. л воды). У водных и болотных растений развивается особый тип основной ткани - воздухоносная паренхима, или аэренхима. Клетки аэренхимы образуют крупные воздухоносные межклетники, по которым воздух доставляется к тем частям растения, связь которых с атмосферой затруднена
ОРГАНЫ РАСТЕНИЯ
ОРГАН – это часть растения, которая имеет определенное расположение, а так же характерную форму и строение и выполняет определенную функцию.
КОРЕНЬ - осевой подземный вегетативный орган.
Поглощение и транспорт воды и растворенных минеральных солей
Вегетативное размножение
Выделение в почву продуктов обмена
Запасание питательных веществ
Синтез биологически активных веществ
Закрепление в почве
ФУНКЦИИ КОРНЯЗОНЫ КОРНЯ
ЗОНЫ КОРНЯ И ЗНАЧЕНИЕ
Защищает верхушку корня от механических повреждений и обеспечивает продвижение корня в почве.
Клетки активно делятся, меристема корня. Все ткани корня образуются из этой зоны.
Наличие корневых волосков, Обеспечивает поглощение корнями воды и растворенных в ней минеральных веществ .
Посредник между зоной всасывания корня и надземной частью растения, находится над корневыми волосками. В этой зоне образуются проводящие сосуды и боковые корни.
ВИДЫ КОРНЕЙ
ТИПЫ КОРНЕВЫХ СИСТЕМ
кукуруза
Придаточные корниБоковые корни
Все орхидные
ВИДОИЗМЕНЕНИЯ КОРНЕЙБолотный кипарис, все болотные
Морковь свекла
Георгин, чистяк
Побег – это надземная часть растения, состоящая из стебля и находящихся на нем листьев и почек.
Стебель – осевой надземный вегетативный орган растения. Побег выполняет часто функцию запасания питательных веществ, вегетативного размножения растений и защиты их от поедания. В таких случаях он видоизменяется.
СТРОЕНИЕ ПОБЕГА
ВИДОИЗМЕНЕНИЯ ПОБЕГОВ
Напоминает корень. На нем есть недоразвитые чешуйчатые листья и почки, от узлов отрастают придаточные корни. В корневище откладываются про запас пит.вещества. Чаще всего корневище встречается у многолетних злаков.
Примеры: пырей, валерьяна, ландыш, стрептокарпус.
КорневищеПодземный побег, на котором в глазках располагаются почки. Клубни бывают подземные надземные. Клубни служат для размножения растений, запасают питательные вещества и переносят неблагоприятные периоды года. При благоприятных условиях клубни легко прорастают и благодаря запасенным веществам дают начало молодым самостоятельным растениям.
Пример: картофель, кольраби, глоксиния.
Клубень
Клубни Каллы
Клубни Георгина
Клубни картофеля
Имеет укороченный стебель, окруженный сочными листьями, в пазухах которых находятся почки. Питательные вещества содержатся в листьях. Луковицы помогают выжить растениям при неблагоприятных условиях и являются органами вегетативного размножения.
Пример: лук, тюльпан, нарцисс, гиацинт, гипеаструм, амариллис.
Луковица Нарциса
3 . ЛуковицаКолючки
Находятся в пазухах листьев и защищают растение от поедания животными.
Пример: боярышник, роза, терн, дикая яблоня, кактус.
Усы
Тонкие, с удлиненными междоузлиями ползучие стебли. Они укореняются в узлах и дают начало новым растениям.
Пример: клубника, земляника.
Усики
Вьющиеся побеги, которые, обвиваясь вокруг разных опор, поддерживают стебель в определенном положении.
СТЕБЕЛЬ
Стебель (у деревьев - ствол, ветви и побеги) служит связующим звеном между корнями, через которые вода и минеральные вещества поступают в растение, и листьями, в которых синтезируются питательные вещества.
ФУНКЦИИ:
Осуществляет связь все частей растения
Запас питательных веществ
Вегетативное размножение
Обеспечивает транспорт воды минеральных и органических веществ
Образует и несет на себе почки и листья
ВИДЫ СТЕБЛЕЙ ПО НАЛИЧИЮ ДРЕВЕСИНЫ
Травянистые
Деревянистые
ВИДЫ СТЕБЛЕЙ ПО РАЗМЕЩЕНИЮ В ПРОСТРАНСТВЕ
Вьющиеся растения: березка полевая, вьюнок
Прямостоячие растения: все растения с прямостоячим стеблем: одуванчик, клевер, ромашка и т.д.
Цепляющие растения Чина, виноград, огурец, тыква, кабак, дыня.
Ползучие: земляника, клубника.
ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ СТЕБЛЯ
ЛИСТ
Лист
– боковой орган растения.
Функции
– фотосинтез, газообмен, транспирация.
ЛИСТЬЯ
Сложные – состоящие из нескольких листовых пластин: земляника – тройчатый, рябина – непарноперистосложный, акация желтая – парноперистосложный.
Простые – состоящие из одной листовой пластины: Липа, вишня, абрикос, злаки.
Рис. 3. Простые листья : 1 - игольчатый; 2 - линейный; 3 - продолговатый; 4 - ланцетный; 5 - овальный; 6 - округлый; 7 - яйцевидный; 8 - обратнояйцевидный; 9 - ромбический; 10 - лопатчатый; 11 - сердцевидно-яйцевидный; 12 - почковидный; 13 - стреловидный; 14 - копьевидны : 1 - перисто-сложный; 2, 3 - тройчатые; 4 - пальчато-сложный.
ЖИЛКОВАНИЕ –
Листопад – это сбрасывание листьев у многолетних деревьев кустарников; закономерное физиологическое явление.
Значение листопада
Оздоровительное для растения и защита от чрезмерного испарения осенью и зимой
Опавшие листья – прекрасное минеральное и органическое удобрение
Предотвращение вымерзания корней и осыпавшихся семян
ВИДЫ ПОЧЕК
ПОЧКА - зачаточный побег, способный долгое время сохранять жизнеспособность меристем и обеспечивать их защиту от неблагоприятных условий.
А - вегетативная – рост стебля в верх
Б - вегето-генеративная (резерв вегетативного размножения)
В - Генеративная (цветковая) – содержит зародыши цветков и соцветий
1 – зачаточный стебель; 2- зачаточные чешуйки; 3 – Зачаточные цветки; 4 – Зачаточные листья; 5 – зачаточные почки.
Рис. 16. Строение побега : А – с листьями, Б – после листопада
А. 1 – стебель; 2 – лист; 3 – узел; 4 – междоузлие; 5 – пазуха листа; 6 – пазушная почка; 7 – верхушечная почка.
Б. 1 – верхушечные почка; 2 – почечные кольца; 3 – листовые рубцы; 4 - боковые почки.
Рис. . Надземные видоизменения побегов :
1 – стеблевой суккулент; 2 – колючка; 3 – филлокладий иглицы; 4 – кладодий спаржи; 5 – почка капусты; 6 – столоны земляники; 7 – ус винограда; 8 – укороченный побег вишни; 9 – цветочная стрелка одуванчика.
Строение побега: ЛИСТ:
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.
Цель:
Осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные : показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ-ходимости ответственного, бережного отношения к окру-жающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и без-опасного образа жизни
Личностные :
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Формирование ответственного отношения к учению;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответ-ствующего современному уровню развития науки и обще-ственной практики.
Познавательные : умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные :.
Умение самостоятельно планировать пути достиже-ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби-рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Цели: познакомить с разнообразием листьев, особенностями их внешнего строения; научить распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, располо-жению на стебле, различать простые и сложные листья.
Оборудование и материалы: комнатные растения, гербарии растений с различными типами листовых пластинок, гербарии листа ивы (на каждую парту).
Ключевые слова и понятия: лист, строение листа, листовая пластинка, черешок, основание листа, прилистники; способы прикрепления листьев: черешковый лист, сидячий лист, влага-лищный лист; простые и сложные листья; рассеченные листья: пальчато-лопастный, пальчато-рассеченный, пальчато-раздель-ный, перисто-лопастный, тройчатолопастный; формы края листа: цельнокрайный, зубчатый, пильчатый, шиповатый (колючезуб-чатый), городчатый, выямчатый, извилистый; формы листовых пластинок: овальная, яйцевидная, копьевидная, стреловидная, перистолопастная, перисто-рассеченная, парноперистосложная, непарноперистосложная, линейная, тройчатосложная, пальчато-
Рассказ учителя с элементами беседы
Листовые пластинки можно классифицировать по форме . Су-ществует огромное количество форм листовых пластинок: округ-лые, яйцевидные, линейные, ланцетные, копьевидные, стреловид-ные, сердцевидные, продолговатые и др. Можно классифицировать и по форме края. Кроме листьев с цельным краем (они так и на-зываются — цельнокрайные), выделяют несколько основных видов формы края: зубчатый , пильчатый , шиповатый (колючезубчатый ), городчатый , выямчатый , извилистый .
Необходимо заметить, что на одном побеге могут встречать-ся листья различной формы, величины, окраски. Это явление называется гетерофилией. Гетерофилия характерна для лютика, стрелолиста и многих других растений.
Если посмотреть на листовую пластинку, можно заметить жилки — пучки проводящих сосудов. Вы видели их на листе ивы. Расположение жилок на листе может быть разным. Способ раз-мещения жилок называют жилкованием . Выделяют несколько ти-пов жилкования: параллельное, дуговое, дихотомическое, сетчатое (пальчатое и перистое ).
Параллельное, или дуговое, жилкование характерно для од-нодольных растений, а сетчатое — для двудольных.
Вспомните, какие растения являются двудольными.
Какие еще признаки двудольных растений вы знаете?
Приведите примеры однодольных и двудольных растений.
Закрепление знаний и умений Практическая работа 13. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОСТЫХ И СЛОЖНЫХ ЛИСТЬЕВ
Ход работы
Опишите гербарные образцы листьев, лежащие на ваших столах, по плану.
План
Каков способ прикрепления этого листа к стеблю?
Каково жилкование листа?
Простой это лист или сложный?
Какова форма листовой пластинки этого листа?
Какова форма края листа?
2.Какому растению — однодольному или двудольному — при-надлежит это лист?
3. Рассмотрите рисунок. Выпишите типы жилкования, которые имеют изображенные на рисунке листья.
Жилкование листьев
4. Листья простые и сложные , их жилкование и листорасположение
Рассмотрите предложенные образцы растений. Дайте краткую харак-теристику их листьев по плану название растения, простые или слож- I ные листья, тип жилкования, тип листорасположения.
Творческое задание. Сделать оттиск листа. Для этого понадо-бятся засушенный лист (листья сушат в нескольких слоях газеты под прессом), гуашевые или акварельные краски, бумага для ак-варели, небольшой малярный валик. Лист следует густо нама-зать акварельной или гуашевой краской и положить на бумагу для акварели. Сверху накрыть промокательной бумагой и прокатать валиком. Составить композицию из оттисков различных листьев.
Задание для учеников, интересующихся биологией. Используя дополнительную литературу, подобрать примеры растений с раз-личными типами листовых пластин.
Многообразие листьев
Лист . Виды листьев . Выпуск #2
Ресурсы:
И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило-ва, В.С. Кучменко Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразо-вательных учреждений
Серебрякова Т.И ., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы
Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»
В.В. Пасечника . Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к
учебник «Биология», 6-й класс
Хостинг презентаций
Люди привыкли называть листом широкую зелёную пластинку. Однако внешнее строение листа более сложное. Рассмотрим разнообразие форм, расположение на стебле, жилкование листьев.
Части листа
Лист - это боковой орган побега, появляющийся из почки и крепящийся к стеблю с помощью черешка. В таблице «Характеристика внешнего строения листьев» более подробно описана каждая часть.
Части листа |
Определение |
Характеристика |
Листовая пластинка |
Основная, самая широкая часть листа |
Обладает ограниченным ростом; Имеет двухстороннюю симметрию; Живёт один вегетационный период; У хвойных живёт до 5-15 лет; У тропических растений вырастает до 15 м в длину (обычный размер - до 10 см) |
Узкая часть листа, соединяющая листовую пластинку со стеблем |
Поворачиваясь, ориентирует лист к свету; Смягчает удары (дождевые капли, посадка насекомых) |
|
Основание |
Место крепления листа |
Удерживает лист на стебле |
Прилистники |
Выросты у основания в виде чешуек, маленьких листочков, колючек |
Образуют почку и защищают будущий лист; Опадают после раскрытия почки; В некоторых случаях сохраняются и играют роль листа |
Листья с черешками называются черешковыми. При отсутствии черешка листовая пластинка растёт из стебля. Такие листья называются сидячими. Пример - лён, пшеница, одуванчик.
Простые и сложные
Все листья разделяются на два вида:
- простые - лист имеет одну листовую пластинку;
- сложные - состоят из нескольких листочков, прикрепляющихся к общему черешку.
Осенью простые листья опадают полностью вместе с черешком. Пример - берёза, вяз, осина. Сложные листья распадаются на листочки, а общий черешок отделяется от побега. Примеры - рябина, клевер, шиповник.
По расположению на общем черешке сложные листья разделяются на три вида:
- перистосложные - листочки лежат по бокам от черешка; подразделяются на парноперистые - чётное количество, каждый листочек имеет пару, и непарноперистые - нечётное количество, заканчиваются одним листиком;
- пальчатосложные - листочки отходят от верхушки черешка в разные стороны;
- тройчатые - состоят из трёх листочков.
Наиболее сложные листья - дважды или трижды перистые или пальчатые. В этих случаях общий черешок имеет ответвления.
Разнообразие форм
Листья отличаются формой листовой пластинки. Листья бывают:
- округлые;
- овальные;
- игольчатые;
- ланцетные;
- сердцевидные;
- яйцевидные;
- линейные;
- серповидные;
- веерообразные;
- и т.д.
Рис. 1. Разные формы листьев.
Края листьев также разнообразны. Выделяют:
- цельнокрайние (гладкие);
- зубчатые;
- двоякозубчатые;
- пильчатые;
- городчатые;
- волнистые;
- шиповатые;
- выемчатые.
В зависимости от глубины выемки листья подразделяются на три вида:
- цельные - глубина менее четверти 1/2 листа (берёза);
- расчленённые - выемка не доходит до оси (дуб);
- рассечённые - выемка доходит до центра (картофель).
Листья могут по-разному располагаться на черешке. Выделяют четыре типа расположения:
- очерёдное - по одному листу на узле друг за другом (яблоня);
- супротивное - по два листа на узле в обе стороны (мята);
- мутовчатое - по три и более листа из одного узла (олеандр);
- розеточное - по кругу на одной высоте (агава).
Рис. 2. Листорасположение.
Жилкование
Любая пластинка, вне зависимости от формы и сложности строения, имеет внутреннюю сеть жилок, проводящую питательные вещества к клеткам листа. Также жилки служат своеобразным скелетом - держат форму и придают листу прочность. Жилкование бывает трёх типов.
- Сетчатое . Основные жилки разветвляются на более мелкие. Структура напоминает сеть. Сетчатое жилкование подразделяется на три вида - перисто-нервное (яблоня), радиальное (цеанотус), пальчатое (клён). Типично для двудольных растений.
- Параллельное . Жилки идут параллельно от основания до верхушки листа. Встречается у однодольных растений.
- Дуговое . Напоминает параллельное, но жилки повторяют округлую форму листа, начинаясь от основания и соединяясь в верхушке. Пример - подорожник, ландыш. Типично для однодольных растений.
Рис. 3. Типы жилкования.
Что мы узнали?
Из статьи по биологии 6 класса мы узнали о составных частях, разнообразии и формах листьев растений. Листья бывают простые и сложные, округлые и вытянутые с разными краями, расположением на побеге и типом жилкования.
Тест по теме
Оценка доклада
Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 692.
Корень — основной орган растений, который выполняет важнейшие функции: закрепление в почве, проведение и запасание воды и растворённых в ней минеральных веществ. Всем растениям нужно выполнять эти задачи, но не в равной степени. Именно поэтому существует огромное разнообразие корневых систем.
Корневые системы разделяют на две группы:
- Стержневая корневая система: есть главные корень, от которого распространяются по почве боковые корни (двудольные растения);
- Мочковатая корневая система: главного корня выделить нельзя, все корни одинаковые (однодольные).
В зависимости от местообитания у растений отличается длина корней. У растений пустынь чрезвычайно продолжительные корни для добычи влаги из глубоких грунтовых вод. А растениям тундры из-за вечной мерзлоты приходится держать корни у поверхности. Такая длина корней не может обеспечить полноценное питание, поэтому растение вырастает небольшим для экономии питательных веществ.
На этом метаморфозы корней не заканчиваются. Некоторые растения пошли дальше и придумали причудливые формы, которые назвали видоизменениями корней.
Видоизменения корней:
Разнообразие листьев
Лист — орган растения, который отвечает за фотосинтез и испарение воды (транспирацию). Потребности в питательных веществах и воде у растений разные, поэтому существует разнообразие листьев.
По внешнему строению листья бывают:
- Черешковые: листья соединены со стеблем при помощи черешка (дуб, берёза);
- Сидячие: листья присоединены к стеблю основанием листовой пластины (алоэ, пшеница).
Разнообразие листьев по внешнему строению:
Листья различаются жилкованием:
- Сетчатое жилкование: от крупной жилки отходят мелкие жилки, которые формируют целую сеть; сетчатое в свою очередь делится на перистое и пальчатое(вишня, груша, яблоня);
- Параллельное жилкование: жилки располагаются параллельно(пырей, злаковые);
- Дуговое жилкование: жилки располагаются по дуге (подорожник, ландыш, тюльпан).
Жилкование листьев:
В зависимости от местообитания и увлажнения почвы у растений отличается форма листьев. Если растение живёт во влажной местности, оно будет иметь большие листья с огромным количеством устьиц. Такое растение не экономит влагу и не боится получить лишнюю порцию солнечного света. Если растение живёт в засушливой местности, оно будет иметь узкие листья с небольшим количеством устьиц. Часто у таких растений есть дополнительная защита от потери влаги: восковой налёт и толстая кутикула.
Кардинальные видоизменения частей растения не обошли и листья.
- Колючки. У такого видоизменения может быть две цели: либо растение сильно уменьшает поверхность, чтобы замедлить испарение воды (кактус), либо защищается от травоядных животных (барбарис).
- Водозапасающие листки . Такие видоизменённые листья есть у растений засушливых местообитаний (алоэ). С их помощью растение удерживает нужную влагу.
- Усики. С помощью таких листьев растения крепятся к опоре (горох). Не путайте с корнями-присосками и корнями-прицепками: хоть функция одна, происхождение разное.Усики развиваются из бывших листьев, а корни-присоски и корни-прицепки — из корней.
- Листья насекомоядных растений . Насекомоядные растения живут на бедных почвах, так что приспособились к экстремальным условиям экстремальным образом (венерина мухоловка). На поверхности таких листьев имеются специальные желёзки, которые выделяют пищеварительные ферменты (пепсин) и органические кислоты (муравьиная кислота). Если насекомое попадает на ловчий орган такого растения, у него усиливается секреция (выделение) пищеварительных веществ. Железистые волоски гнутся по направлению к насекомому (росянка) или загибают края листа, на котором расположено насекомое (жирянка).После захвата добычи ферменты начинают активно работать и расщепляют насекомых до простых веществ, которые могут использовать сами растения. Таким образом, листки насекомоядных растений способны переваривать насекомых, тем самым восполняя запас питательных веществ.
Видоизменения листьев:
Разнообразие стеблей
Стебель растения— часть побега, выполняющая ряд важнейших функций: проведение и запасание веществ, защита, обеспечение вегетативного размножения, прикрепление к опоре. Чтобы обеспечить все функции, необходимые растению, существует разнообразие типов стеблей.
Разнообразие стеблей по степени одревеснения:
Разнообразие стеблей по форме поперечного сечения:
По направлению роста:
- Прямостоячие: для такого вида стебля у растения должна быть механическая ткань (берёза);
- Вьющиеся: такие растения способны обвивать опору (вьюнок);
- Лазающие: используют для прикрепления к опоре видоизменённые органы (виноград);
- Лежачие: лежат на почве (вербейник);
- Ползущие: также лежат на земле, но могут укореняться (земляника).
Разнообразие стеблей по направлению роста:
В зависимости от перечисленных выше характеристик стебля выделяют жизненные формы растений:
- Дерево: растение с деревянистым стеблем, которое имеет главный ствол (берёза);
- Кустарник: растение с деревянистым стеблем, у которого нет главного ствола во взрослом сформированном состоянии, то есть когда растение достигло пика своего развития (сирень);
- Кустарничек: низкорослое растение, у которого нет главного ствола во взрослом состоянии (черника);
- Травянистое растение: однолетнее, двулетнее или многолетнее растение с травянистым стеблем (клевер).
Жизненные формы растений:
Разнообразие побегов
Побег — наземные вегетативный орган растения, который представляет собой стебель с листьями и почками. Побеги некоторых растений видоизменились настолько, что их легко спутать с другими частями, например, с корнем. В этом нелёгком деле поможет только максимальная концентрация.
Видоизменения побегов:
- Клубни . Плод картофеля — это на самом деле видоизменённый побег, который называется клубнем. Подземные побеги картофеля называются столонами, а клубень — это его утолщение. На поверхности клубня картофеля, особенно на верхушке, расположены почки — глазки. Такое тотальное видоизменение побега нужно для большого отложения питательных веществ, в частности крахмала.
- Луковицы. Такие видоизменения можно увидеть непосредственно у лука или тюльпана. Если разрезать луковицу, можно рассмотреть её части: донце и чешуи. Донце расположено в нижней части и представляет собой остаточный плоский стебель. Сверху от него находятся видоизменённые листья — чешуи. Такое видоизменение служит для накопления воды и питательных веществ в сочных внутренних чешуях.
- Корневища. Корневище растения легко спутать с корнем, но это видоизменённый побег, так как имеет на своей поверхности почки. Благодаря этому, от корневища могут отрастать как придаточные корни, так и новые побеги. На практике используется размножение корневищами: из участка корневища, помещённого в почву, вырастает самостоятельное растение. Такое видоизменение есть у многих растений, например, у крапивы и ландыша.
- Шипы. Уменьшения поверхности стебля служит для уменьшения испарения и защиты от травоядных животных (акация).
- Усы. Усы позволяют землянике вегетативно размножаться и распространяться на различные расстояния.
- Запасающие побеги . Исходя из названия, такие побеги выполняют функцию запасания воды и питательных веществ (кактус, орхидные).
Видоизменения побегов:
Разнообразие цветков
Цветок — орган растения, который предназначен для полового размножения. Несмотря на то, что цветок выполняет всего одну функцию, разнообразие не обошло и эту часть растения.
По типу околоцветника:
Типы околоцветника:
По разной форме цветков:
Правильные и неправильные цветки:
Раздельнополые и обоеполые цветки:
Для описания разнообразных цветков используют формулу цветка. Чтобы её использовать, нужно вспомнить части цветка.
В формулу цветка входят такие сокращения:
- О — простой околоцветник;
- Ч — чашелистики;
- Л — лепестки;
- Т — тычинки;
- П — пестик;
- ∞ — если число больше 12;
- *— правильный цветок;
- — неправильный цветок;
- ♀ — однополый женский;
- ♂ — однополый мужской.
Например, формула тычиночного цветка огурца будет представлена следующим образом: ♂*Ч(5)Л(5)Т(5)П0, то есть это правильный однополый мужской цветок с пятью сросшимися чашелистиками, пятью сросшимися лепестками, пятью сросшимися тычинками, без пестика. Если число не заключено в скобки, то данная часть растения не срастается.
Разнообразие соцветий
Соцветие — несколько связанных друг с другом цветков. При помощи появления соцветий растения повышают вероятность опыления насекомыми: с дальнего расстояния соцветия видно лучше.
Разнообразие соцветий велико:
- Простые соцветия: у таких соцветий на главной оси (главном выраженном побеге)сидят цветки (подорожник);
- Сложные соцветия: у таких соцветий на главной оси сидят другие простые соцветия (сирень);
- Голые соцветия: у таких соцветий прицветники (листки на ножке под самым основанием цветка)уменьшены или их совсем нет (пастушья сумка);
- Облиственные соцветия: у таких соцветий прицветники сильно развиты (фиалка).
Простые и сложные соцветия:
В свою очередь простые соцветия делятся на:
- Кисть: на длинной оси расположены цветоножки, на концах которых находятся цветки (капуста);
- Простой колос: на длинной оси расположены сидячие цветки (подорожник);
- Початок: на длинной толстой оси расположены сидячие цветки (кукуруза);
- Простой зонтик: из вершины оси выходят длинные цветоножки (примула);
- Щиток: на длинной оси расположены цветоножки, при этом нижние намного длиннее верхних (груша);
- Головка: на укороченной оси расположены сидячие цветки (клевер);
- Корзинка: на расширенной оси расположены сидячие цветки (подсолнух).
Простые соцветия:
А сложные соцветия бывают такими:
- Метёлка (сложная кисть): на оси расположены кисти (сирень);
- Сложный колос: на оси расположены колоски (пшеница);
- Сложный зонтик: на оси расположены зонтики (петрушка);
- Монохазий: на невыраженной оси расположена одна ось второго и третьего порядка;
- Дихазий: на невыраженной оси расположены две оси второго и третьего порядка;
- Плеохазий: на невыраженной оси расположено более двух осей второго и третьего порядка.
Сложные соцветия:
Разнообразие плодов
Плод — орган растения, в котором расположены семена для дальнейшего распространения. Части плода: околоплодник и семя. Околоплодник (мякоть) защищает ценные семена от неблагоприятных условий окружающей среды.
Классификация плодов по сложности:
- Простой (настоящий) плод: развивается из цветка, который имеет один пестик (горох);
- Сложный плод: развивается из цветка, который имеет несколько пестиков (малина);
- Соплодие: развивается из целого соцветия (ананас).
Разнообразие плодов по сложности:
По количеству семян:
- Односемянные плоды (орех);
- Многосемянны плоды (яблоня).
По консистенции:
В зависимости от строения плода выделяют разновидности:
Ягодовидные плоды . У этих плодов сочный околоплодник с множеством семян внутри.
- Ягода: без сомнений все пробовали ягоды; эти сочные плоды покрыты тонкой кожицей (клюква, черника);
- Яблоко: удивительно, но яблоко есть не только у яблони; яблоком называют яблоко — ложный плод, в образовании которого участвует разросшееся цветоложе (яблоня, боярышник);
- Померанец: плод цитрусовых (лимон, мандарин).
Ягодовидные плоды:
Костянковидные плоды. У этих плодов сочный околоплодник и твёрдые косточки (одна или несколько).
- Костянка: сочный плод с одревесневшим центром околоплодника — косточкой (вишня, абрикос);
- Многокостянка: группа костянок, образовавшаяся из одного цветка (малина, ежевика).
Костянковидные плоды:
Ореховидные плоды. У этих нераскрывающихся плодов сухой околоплодник и одно семя.
- Орех: этот плод имеет деревянистый околоплодник (грецкий орех, фундук);
- Орешек: орех маленького размера (гречиха, конопля);
- Многоорешек: несколько орешков расположены на разросшемся цветоложе (земляника);
- Жёлудь: плод с плюской — чашевидным органом, похожим на блюдце (дуб);
- Семянка: у этой разновидности плода кожистый околоплодник, который не срастается с семенем (подсолнечник);
- Зерновка: в отличие от семянки, плёнчатый околоплодник зерновки срастается с семенем (пшеница, кукуруза).
Ореховидные плоды:
Коробочковидные плоды. У этих раскрывающихся плодов сухой околоплодник и много семян.
Коробочковидные плоды:
Благодаря такому разнообразию семян и плодов, растения выработали множество стратегий для распространения семян на большие расстояния. Плоды и семена могут перемещаться с помощью воды, ветра, животных и самораспространения.
- Гидрохория — распространение водой. Так перемещаются семена водных растений (кувшинка, кубышка). Для этого растения придумали специальные приспособления — водные пузыри, которые препятствуют погружению на дно. Таким образом течения разносят семена на большие расстояния.
- Анемохория — распространение ветром. Так перемещаются сухие и лёгкие плоды и семена (ясень, клён). Для этого у растений образуются причудливые выросты или хохолки, которые способствуют перемещению течениями ветра.
- Зоохория — распространение животными. Чтобы растение могло переместиться с помощью животных, можно пойти по двум пути: или придумать специальные выросты, или иметь сочный околоплодник. Если у растения есть крючочки и шипики, то оно способно прицепиться к шкуре животного и так пройти большое расстояние (лопух). Если у растения сочный околоплодник, то с огромной вероятностью им полакомится птица, переварит и выбросит семя неповреждённым (черника). Распространение семян птицами называется орнитохория.
- Антропохория — распространение человеком. Семена могут прикрепляться к мешкам при перевозке грузов (подорожник).
- Автохория — распространение саморазбрасыванием. Так перемещаются раскрывающиеся плоды (горох, фасоль). При этом способе расстояние, на которое распространяются семена,получается небольшое.