Составьте схему разнообразие листьев. Разнообразие частей растений. Цель: Изучение внешнего строения простых и сложных листьев


Ткань

Где располагается

Особенности строения клеток

Значение

образовательная

Верхушки стеблей
Кончики корней
Камбий
Рана

Мелкие делящиеся клетки без вакуолей

Рост растения

Покровная

Эпидермис (кожица)
Пробка
Кора

Живые и мертвые клетки с толстыми и прочными оболочками, плотно прилегают друг к другу

Защита от неблагоприятных воздействий

Механическая

Луб
Древесина

Толстые одревесневшие оболочки

Опора органам растения

Проводящая

Сосуды древесины
Ситовидные трубки луба

Ситовидные трубки

Распределение веществ, поступающих в корни и образующиеся в листьях по всему организму

Основная

Мякоть листа
Сердцевина стебля
Корень

Хлоропласты в клетках

Образование и накопление питательных веществ

Выделительная

Нектарники
Железы

Выделение эфирных масел, воды, нектара

Клетка – основная структурно-функциональная единица живого, наименьшая живая система.
Ткань - группа клеток, сходных по строению и выполняющих одинаковые функции.

Проводящие ткани обеспечивают передвижение воды и растворенных в ней питательных веществ по растению. Различают два вида проводящей ткани - ксилему (древесину) и флоэму (луб).

Ксилема -это главная водопроводящая ткань высших сосудистых растений, обеспечивающая передвижение воды с растворенными в ней минеральными веществами от корней к листьям и другим частям растения (восходящий ток). Она также выполняет опорную функцию. В состав ксилемы входят трахеиды и трахеи (сосуды) (рис. 8.3), древесинная паренхима и механическая ткань.

Трахеиды представляют собой узкие, сильно вытянутые в длину мертвые клетки с заостренными концами и одревесневшими оболочками. Проникновение растворов из одной трахеиды в другую происходит путем фильтрации через поры - углубления, затянутые мембраной. Жидкость по трахеидам протекает медленно, так как поровая мембрана препятствует движению воды. Трахеиды встречаются у всех высших растений, а у большинства хвощей, плаунов, папоротников и голосеменных служат единственным проводящим элементом ксилемы. У покрытосеменных растений наряду с трахеидами имеются сосуды.

Рис 8.3. Элементы ксилемы (а) и флоэмы (6): 1-5 - кольчатая, спиральная, лестничная и пористая (4, 5) трахеи соответственно; 6 - коль чатая и пористая трахеиды; 7 - ситовидная трубка с клеткой-спутницей.

Трахеи (сосуды) -это полые трубки, состоящие из отдельных члеников, расположенных друг над другом. В члениках на поперечных стенках образуются сквозные отверстия - перфорации, или эти стенки полностью разрушаются, благодаря чему скорость тока растворов по сосудам многократно увеличивается. Оболочки сосудов пропитываются лигнином и придают стеблю дополнительную прочность. В зависимости от характера утолщения оболочек различают трахеи кольчатые, спиральные, лестничные и др. (см. рис. 8.3).

Флоэма проводит органические вещества, синтезированные в листьях, ко всем органам растения (нисходящий ток). Как и ксилема, она является сложной тканью и состоит из ситовидных трубок с клетками-спутницами (см. рис. 8.3), паренхимы и механической ткани. Ситовидные трубки образованы живыми клетками, расположенными одна над другой. Их поперечные стенки пронизаны мелкими отверстиями, образующими как бы сито. Клетки ситовидных трубок лишены ядер, но содержат в центральной части цитоплазму, тяжи которой через сквозные отверстия в поперечных перегородках проходят в соседние клетки. Ситовидные трубки, как и сосуды, тянутся по всей длине растения. Клетки-спутницы соединены с члениками ситовидных трубок многочисленными плазмодесмами и, по-видимому, выполняют часть функций, утраченных ситовидными трубками (синтез ферментов, образование АТФ).

Ксилема и флоэма находятся в тесном взаимодействии друг с другом и образуют в органах растения особые комплексные группы - проводящие пучки.

Механические ткани обеспечивают прочность органов растений. Они составляют каркас, поддерживающий все органы растений, противодействуя их излому, сжатию, разрыву. Основными характеристиками строения механических тканей, обеспечивающими их прочность и упругость, являются мощное утолщение и одревеснение их оболочек, тесное смыкание между клетками, отсутствие перфораций в клеточных стенках.

Механические ткани наиболее развиты в стебле, где они представлены лубяными и древесинными волокнами. В корнях механическая ткань сосредоточена в центре органа.

В зависимости от формы клеток, их строения, физиологического состояния и способа утолщения клеточных оболочек различают два вида механической ткани: колленхиму и склеренхиму, (рис. 8.4).

Рис. 8.4. Механические ткани: а - уголковая колленхима; 6 - склеренхима; в -- склереиды из плодов алычи: 1 - цитоплазма, 2 - утолщенная клеточная стенка, 3 - поровые канальцы.

Колленхима представлена живыми паренхимными клетками с неравномерно утолщенными оболочками, делающими их особенно хорошо приспособленными для укрепления молодых растущих органов. Будучи первичными, клетки колленхимы легко растягиваются и практически не мешают удлинению той части растения, в которой находятся. Обычно колленхима располагается отдельными тяжами или непрерывным цилиндром под эпидермой молодого стебля и черешков листьев, а также окаймляет жилки в листьях двудольных. Иногда колленхима содержит хлоропласты.

Склеренхима состоит из вытянутых клеток с равномерно утолщенными, часто одревесневшими оболочками, содержимое которых отмирает на ранних стадиях. Оболочки склеренхимных клеток обладают высокой прочностью, близкой к прочности стали. Эта ткань широко представлена в вегетативных органах наземных растений и составляет их осевую опору.

Различают два типа склеренхимных клеток: волокна и склереиды. Волокна - это длинные тонкие клетки, обычно собранные в тяжи или пучки (например, лубяные или древесинные волокна). Склереиды - это округлые мертвые клетки с очень толстыми одревесневшими оболочками. Ими образованы семенная кожура, скорлупа орехов, косточки вишни, сливы, абрикоса; они придают мякоти груш характерный крупчатый характер.

Основная ткань, или паренхима , состоит из живых, обычно тонкостенных клеток, которые составляют основу органов (откуда и название ткани). В ней размещены механические, проводящие и другие постоянные ткани. Основная ткань выполняет ряд функций, в связи с чем различают ассимиляционную (хлоренхиму), запасающую, воздухоносную (аэренхиму) и водоносную паренхиму (рис. 8.5).

Рис 8.5. Паренхимные ткани: 1-3 - хлорофиллоносная (столбчатая, губчатая и складчатая соответственно); 4-запасающая (клетки с зернами крахмала); 5 - воздухоносная, или аэренхима.

Клетки ассимиляционной т кани содержат хлоропласты и выполняют функцию фотосинтеза. Основная масса этой ткани сосредоточена в листьях, меньшая часть - в молодых зеленых стеблях.

В клетках запасающе й паренхимы откладываются белки, углеводы и другие вещества. Она хорошо развита в стеблях древесных растений, в корнеплодах, клубнях, луковицах, плодах и семенах. У растений пустынных местообитаний (кактусы) и солончаков в стеблях и листьях имеется водоносная паренхима, служащая для накопления воды (например, у крупных экземпляров кактусов из рода карнегия в тканях содержится до 2-3 тыс. л воды). У водных и болотных растений развивается особый тип основной ткани - воздухоносная паренхима, или аэренхима. Клетки аэренхимы образуют крупные воздухоносные межклетники, по которым воздух доставляется к тем частям растения, связь которых с атмосферой затруднена

ОРГАНЫ РАСТЕНИЯ

ОРГАН – это часть растения, которая имеет определенное расположение, а так же характерную форму и строение и выполняет определенную функцию.

КОРЕНЬ - осевой подземный вегетативный орган.

Поглощение и транспорт воды и растворенных минеральных солей

Вегетативное размножение

Выделение в почву продуктов обмена

Запасание питательных веществ

Синтез биологически активных веществ

Закрепление в почве

ФУНКЦИИ КОРНЯ

ЗОНЫ КОРНЯ

ЗОНЫ КОРНЯ И ЗНАЧЕНИЕ

Защищает верхушку корня от механических повреждений и обеспечивает продвижение корня в почве.

Клетки активно делятся, меристема корня. Все ткани корня образуются из этой зоны.

Наличие корневых волосков, Обеспечивает поглощение корнями воды и растворенных в ней минеральных веществ .

Посредник между зоной всасывания корня и надземной частью растения, находится над корневыми волосками. В этой зоне образуются проводящие сосуды и боковые корни.


ВИДЫ КОРНЕЙ

ТИПЫ КОРНЕВЫХ СИСТЕМ


1- Главный корень

кукуруза

Придаточные корни

    Боковые корни

Все орхидные

ВИДОИЗМЕНЕНИЯ КОРНЕЙ

Болотный кипарис, все болотные

Морковь свекла

Георгин, чистяк


Побег – это надземная часть растения, состоящая из стебля и находящихся на нем листьев и почек.

Стебель осевой надземный вегетативный орган растения. Побег выполняет часто функцию запасания питательных веществ, вегетативного размножения растений и защиты их от поедания. В таких случаях он видоизменяется.

СТРОЕНИЕ ПОБЕГА

ВИДОИЗМЕНЕНИЯ ПОБЕГОВ

Напоминает корень. На нем есть недоразвитые чешуйчатые листья и почки, от узлов отрастают придаточные корни. В корневище откладываются про запас пит.вещества. Чаще всего корневище встречается у многолетних злаков.

Примеры: пырей, валерьяна, ландыш, стрептокарпус.

Корневище

Подземный побег, на котором в глазках располагаются почки. Клубни бывают подземные надземные. Клубни служат для размножения растений, запасают питательные вещества и переносят неблагоприятные периоды года. При благоприятных условиях клубни легко прорастают и благодаря запасенным веществам дают начало молодым самостоятельным растениям.

Пример: картофель, кольраби, глоксиния.

    Клубень

Клубни Каллы

Клубни Георгина

Клубни картофеля

Имеет укороченный стебель, окруженный сочными листьями, в пазухах которых находятся почки. Питательные вещества содержатся в листьях. Луковицы помогают выжить растениям при неблагоприятных условиях и являются органами вегетативного размножения.

Пример: лук, тюльпан, нарцисс, гиацинт, гипеаструм, амариллис.

Луковица Нарциса

3 . Луковица

    Колючки

Находятся в пазухах листьев и защищают растение от поедания животными.

Пример: боярышник, роза, терн, дикая яблоня, кактус.


    Усы

Тонкие, с удлиненными междоузлиями ползучие стебли. Они укореняются в узлах и дают начало новым растениям.

Пример: клубника, земляника.

    Усики

Вьющиеся побеги, которые, обвиваясь вокруг разных опор, поддерживают стебель в определенном положении.

СТЕБЕЛЬ

Стебель (у деревьев - ствол, ветви и побеги) служит связующим звеном между корнями, через которые вода и минеральные вещества поступают в растение, и листьями, в которых синтезируются питательные вещества.

ФУНКЦИИ:

    Осуществляет связь все частей растения

    Запас питательных веществ

    Вегетативное размножение

    Обеспечивает транспорт воды минеральных и органических веществ

    Образует и несет на себе почки и листья

ВИДЫ СТЕБЛЕЙ ПО НАЛИЧИЮ ДРЕВЕСИНЫ

Травянистые

Деревянистые

ВИДЫ СТЕБЛЕЙ ПО РАЗМЕЩЕНИЮ В ПРОСТРАНСТВЕ

Вьющиеся растения: березка полевая, вьюнок

Прямостоячие растения: все растения с прямостоячим стеблем: одуванчик, клевер, ромашка и т.д.

Цепляющие растения Чина, виноград, огурец, тыква, кабак, дыня.

Ползучие: земляника, клубника.

ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ СТЕБЛЯ

ЛИСТ

Лист – боковой орган растения.
Функции
– фотосинтез, газообмен, транспирация.


ЛИСТЬЯ

Сложные – состоящие из нескольких листовых пластин: земляника – тройчатый, рябина – непарноперистосложный, акация желтая – парноперистосложный.

Простые – состоящие из одной листовой пластины: Липа, вишня, абрикос, злаки.

Рис. 3. Простые листья : 1 - игольчатый; 2 - линейный; 3 - продолговатый; 4 - ланцетный; 5 - овальный; 6 - округлый; 7 - яйцевидный; 8 - обратнояйцевидный; 9 - ромбический; 10 - лопатчатый; 11 - сердцевидно-яйцевидный; 12 - почковидный; 13 - стреловидный; 14 - копьевидны : 1 - перисто-сложный; 2, 3 - тройчатые; 4 - пальчато-сложный.


ЖИЛКОВАНИЕ –

Листопад – это сбрасывание листьев у многолетних деревьев кустарников; закономерное физиологическое явление.

Значение листопада

Оздоровительное для растения и защита от чрезмерного испарения осенью и зимой

Опавшие листья – прекрасное минеральное и органическое удобрение

Предотвращение вымерзания корней и осыпавшихся семян

ВИДЫ ПОЧЕК

ПОЧКА - зачаточный побег, способный долгое время сохранять жизнеспособность меристем и обеспечивать их защиту от неблагоприятных условий.


А - вегетативная – рост стебля в верх

Б - вегето-генеративная (резерв вегетативного размножения)

В - Генеративная (цветковая) – содержит зародыши цветков и соцветий

1 – зачаточный стебель; 2- зачаточные чешуйки; 3 – Зачаточные цветки; 4 – Зачаточные листья; 5 – зачаточные почки.


Рис. 16. Строение побега : А – с листьями, Б – после листопада

А. 1 – стебель; 2 – лист; 3 – узел; 4 – междоузлие; 5 – пазуха листа; 6 – пазушная почка; 7 – верхушечная почка.

Б. 1 – верхушечные почка; 2 – почечные кольца; 3 – листовые рубцы; 4 - боковые почки.


Рис. . Надземные видоизменения побегов :

1 – стеблевой суккулент; 2 – колючка; 3 – филлокладий иглицы; 4 – кладодий спаржи; 5 – почка капусты; 6 – столоны земляники; 7 – ус винограда; 8 – укороченный побег вишни; 9 – цветочная стрелка одуванчика.

Строение побега: ЛИСТ:


Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель:

Осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные : показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ-ходимости ответственного, бережного отношения к окру-жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без-опасного образа жизни

Личностные :

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ-ствующего современному уровню развития науки и обще-ственной практики.

Познавательные : умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные :.

Умение самостоятельно планировать пути достиже-ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби-рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: познакомить с разнообразием листьев, особенностями их внешнего строения; научить распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, располо-жению на стебле, различать простые и сложные листья.

Оборудование и материалы: комнатные растения, гербарии растений с различными типами листовых пластинок, гербарии листа ивы (на каждую парту).

Ключевые слова и понятия: лист, строение листа, листовая пластинка, черешок, основание листа, прилистники; способы прикрепления листьев: черешковый лист, сидячий лист, влага-лищный лист; простые и сложные листья; рассеченные листья: пальчато-лопастный, пальчато-рассеченный, пальчато-раздель-ный, перисто-лопастный, тройчатолопастный; формы края листа: цельнокрайный, зубчатый, пильчатый, шиповатый (колючезуб-чатый), городчатый, выямчатый, извилистый; формы листовых пластинок: овальная, яйцевидная, копьевидная, стреловидная, перистолопастная, перисто-рассеченная, парноперистосложная, непарноперистосложная, линейная, тройчатосложная, пальчато-

Рассказ учителя с элементами беседы

Листовые пластинки можно классифицировать по форме . Су-ществует огромное количество форм листовых пластинок: округ-лые, яйцевидные, линейные, ланцетные, копьевидные, стреловид-ные, сердцевидные, продолговатые и др. Можно классифицировать и по форме края. Кроме листьев с цельным краем (они так и на-зываются — цельнокрайные), выделяют несколько основных видов формы края: зубчатый , пильчатый , шиповатый (колючезубчатый ), городчатый , выямчатый , извилистый .

Необходимо заметить, что на одном побеге могут встречать-ся листья различной формы, величины, окраски. Это явление называется гетерофилией. Гетерофилия характерна для лютика, стрелолиста и многих других растений.

Если посмотреть на листовую пластинку, можно заметить жилки — пучки проводящих сосудов. Вы видели их на листе ивы. Расположение жилок на листе может быть разным. Способ раз-мещения жилок называют жилкованием . Выделяют несколько ти-пов жилкования: параллельное, дуговое, дихотомическое, сетчатое (пальчатое и перистое ).

Параллельное, или дуговое, жилкование характерно для од-нодольных растений, а сетчатое — для двудольных.

Вспомните, какие растения являются двудольными.

Какие еще признаки двудольных растений вы знаете?

Приведите примеры однодольных и двудольных растений.

Закрепление знаний и умений Практическая работа 13. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОСТЫХ И СЛОЖНЫХ ЛИСТЬЕВ

Ход работы

Опишите гербарные образцы листьев, лежащие на ваших столах, по плану.

План

Каков способ прикрепления этого листа к стеблю?

Каково жилкование листа?

Простой это лист или сложный?

Какова форма листовой пластинки этого листа?

Какова форма края листа?

2.Какому растению — однодольному или двудольному — при-надлежит это лист?

3. Рассмотрите рисунок. Выпишите типы жилкования, которые имеют изображенные на рисунке листья.

Жилкование листьев

4. Листья простые и сложные , их жилкование и листорасположение

Рассмотрите предложенные образцы растений. Дайте краткую харак-теристику их листьев по плану название растения, простые или слож- I ные листья, тип жилкования, тип листорасположения.

Творческое задание. Сделать оттиск листа. Для этого понадо-бятся засушенный лист (листья сушат в нескольких слоях газеты под прессом), гуашевые или акварельные краски, бумага для ак-варели, небольшой малярный валик. Лист следует густо нама-зать акварельной или гуашевой краской и положить на бумагу для акварели. Сверху накрыть промокательной бумагой и прокатать валиком. Составить композицию из оттисков различных листьев.

Задание для учеников, интересующихся биологией. Используя дополнительную литературу, подобрать примеры растений с раз-личными типами листовых пластин.

Многообразие листьев

Лист . Виды листьев . Выпуск #2

Ресурсы:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило-ва, В.С. Кучменко Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразо-вательных учреждений

Серебрякова Т.И ., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника . Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Хостинг презентаций

Люди привыкли называть листом широкую зелёную пластинку. Однако внешнее строение листа более сложное. Рассмотрим разнообразие форм, расположение на стебле, жилкование листьев.

Части листа

Лист - это боковой орган побега, появляющийся из почки и крепящийся к стеблю с помощью черешка. В таблице «Характеристика внешнего строения листьев» более подробно описана каждая часть.

Части листа

Определение

Характеристика

Листовая пластинка

Основная, самая широкая часть листа

Обладает ограниченным ростом;

Имеет двухстороннюю симметрию;

Живёт один вегетационный период;

У хвойных живёт до 5-15 лет;

У тропических растений вырастает до 15 м в длину (обычный размер - до 10 см)

Узкая часть листа, соединяющая листовую пластинку со стеблем

Поворачиваясь, ориентирует лист к свету;

Смягчает удары (дождевые капли, посадка насекомых)

Основание

Место крепления листа

Удерживает лист на стебле

Прилистники

Выросты у основания в виде чешуек, маленьких листочков, колючек

Образуют почку и защищают будущий лист;

Опадают после раскрытия почки;

В некоторых случаях сохраняются и играют роль листа

Листья с черешками называются черешковыми. При отсутствии черешка листовая пластинка растёт из стебля. Такие листья называются сидячими. Пример - лён, пшеница, одуванчик.

Простые и сложные

Все листья разделяются на два вида:

  • простые - лист имеет одну листовую пластинку;
  • сложные - состоят из нескольких листочков, прикрепляющихся к общему черешку.

Осенью простые листья опадают полностью вместе с черешком. Пример - берёза, вяз, осина. Сложные листья распадаются на листочки, а общий черешок отделяется от побега. Примеры - рябина, клевер, шиповник.

По расположению на общем черешке сложные листья разделяются на три вида:

  • перистосложные - листочки лежат по бокам от черешка; подразделяются на парноперистые - чётное количество, каждый листочек имеет пару, и непарноперистые - нечётное количество, заканчиваются одним листиком;
  • пальчатосложные - листочки отходят от верхушки черешка в разные стороны;
  • тройчатые - состоят из трёх листочков.

Наиболее сложные листья - дважды или трижды перистые или пальчатые. В этих случаях общий черешок имеет ответвления.

Разнообразие форм

Листья отличаются формой листовой пластинки. Листья бывают:

  • округлые;
  • овальные;
  • игольчатые;
  • ланцетные;
  • сердцевидные;
  • яйцевидные;
  • линейные;
  • серповидные;
  • веерообразные;
  • и т.д.

Рис. 1. Разные формы листьев.

Края листьев также разнообразны. Выделяют:

  • цельнокрайние (гладкие);
  • зубчатые;
  • двоякозубчатые;
  • пильчатые;
  • городчатые;
  • волнистые;
  • шиповатые;
  • выемчатые.

В зависимости от глубины выемки листья подразделяются на три вида:

  • цельные - глубина менее четверти 1/2 листа (берёза);
  • расчленённые - выемка не доходит до оси (дуб);
  • рассечённые - выемка доходит до центра (картофель).

Листья могут по-разному располагаться на черешке. Выделяют четыре типа расположения:

  • очерёдное - по одному листу на узле друг за другом (яблоня);
  • супротивное - по два листа на узле в обе стороны (мята);
  • мутовчатое - по три и более листа из одного узла (олеандр);
  • розеточное - по кругу на одной высоте (агава).

Рис. 2. Листорасположение.

Жилкование

Любая пластинка, вне зависимости от формы и сложности строения, имеет внутреннюю сеть жилок, проводящую питательные вещества к клеткам листа. Также жилки служат своеобразным скелетом - держат форму и придают листу прочность. Жилкование бывает трёх типов.

  • Сетчатое . Основные жилки разветвляются на более мелкие. Структура напоминает сеть. Сетчатое жилкование подразделяется на три вида - перисто-нервное (яблоня), радиальное (цеанотус), пальчатое (клён). Типично для двудольных растений.
  • Параллельное . Жилки идут параллельно от основания до верхушки листа. Встречается у однодольных растений.
  • Дуговое . Напоминает параллельное, но жилки повторяют округлую форму листа, начинаясь от основания и соединяясь в верхушке. Пример - подорожник, ландыш. Типично для однодольных растений.

Рис. 3. Типы жилкования.

Что мы узнали?

Из статьи по биологии 6 класса мы узнали о составных частях, разнообразии и формах листьев растений. Листья бывают простые и сложные, округлые и вытянутые с разными краями, расположением на побеге и типом жилкования.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 692.

Корень — основной орган растений, который выполняет важнейшие функции: закрепление в почве, проведение и запасание воды и растворённых в ней минеральных веществ. Всем растениям нужно выполнять эти задачи, но не в равной степени. Именно поэтому существует огромное разнообразие корневых систем.

Корневые системы разделяют на две группы:

  1. Стержневая корневая система: есть главные корень, от которого распространяются по почве боковые корни (двудольные растения);
  2. Мочковатая корневая система: главного корня выделить нельзя, все корни одинаковые (однодольные).

В зависимости от местообитания у растений отличается длина корней. У растений пустынь чрезвычайно продолжительные корни для добычи влаги из глубоких грунтовых вод. А растениям тундры из-за вечной мерзлоты приходится держать корни у поверхности. Такая длина корней не может обеспечить полноценное питание, поэтому растение вырастает небольшим для экономии питательных веществ.

На этом метаморфозы корней не заканчиваются. Некоторые растения пошли дальше и придумали причудливые формы, которые назвали видоизменениями корней.


Видоизменения корней:

Разнообразие листьев

Лист — орган растения, который отвечает за фотосинтез и испарение воды (транспирацию). Потребности в питательных веществах и воде у растений разные, поэтому существует разнообразие листьев.

По внешнему строению листья бывают:

  1. Черешковые: листья соединены со стеблем при помощи черешка (дуб, берёза);
  2. Сидячие: листья присоединены к стеблю основанием листовой пластины (алоэ, пшеница).


Разнообразие листьев по внешнему строению:

Листья различаются жилкованием:

  1. Сетчатое жилкование: от крупной жилки отходят мелкие жилки, которые формируют целую сеть; сетчатое в свою очередь делится на перистое и пальчатое(вишня, груша, яблоня);
  2. Параллельное жилкование: жилки располагаются параллельно(пырей, злаковые);
  3. Дуговое жилкование: жилки располагаются по дуге (подорожник, ландыш, тюльпан).


Жилкование листьев:

В зависимости от местообитания и увлажнения почвы у растений отличается форма листьев. Если растение живёт во влажной местности, оно будет иметь большие листья с огромным количеством устьиц. Такое растение не экономит влагу и не боится получить лишнюю порцию солнечного света. Если растение живёт в засушливой местности, оно будет иметь узкие листья с небольшим количеством устьиц. Часто у таких растений есть дополнительная защита от потери влаги: восковой налёт и толстая кутикула.

Кардинальные видоизменения частей растения не обошли и листья.

  1. Колючки. У такого видоизменения может быть две цели: либо растение сильно уменьшает поверхность, чтобы замедлить испарение воды (кактус), либо защищается от травоядных животных (барбарис).
  2. Водозапасающие листки . Такие видоизменённые листья есть у растений засушливых местообитаний (алоэ). С их помощью растение удерживает нужную влагу.
  3. Усики. С помощью таких листьев растения крепятся к опоре (горох). Не путайте с корнями-присосками и корнями-прицепками: хоть функция одна, происхождение разное.Усики развиваются из бывших листьев, а корни-присоски и корни-прицепки — из корней.
  4. Листья насекомоядных растений . Насекомоядные растения живут на бедных почвах, так что приспособились к экстремальным условиям экстремальным образом (венерина мухоловка). На поверхности таких листьев имеются специальные желёзки, которые выделяют пищеварительные ферменты (пепсин) и органические кислоты (муравьиная кислота). Если насекомое попадает на ловчий орган такого растения, у него усиливается секреция (выделение) пищеварительных веществ. Железистые волоски гнутся по направлению к насекомому (росянка) или загибают края листа, на котором расположено насекомое (жирянка).После захвата добычи ферменты начинают активно работать и расщепляют насекомых до простых веществ, которые могут использовать сами растения. Таким образом, листки насекомоядных растений способны переваривать насекомых, тем самым восполняя запас питательных веществ.


Видоизменения листьев:

Разнообразие стеблей

Стебель растения— часть побега, выполняющая ряд важнейших функций: проведение и запасание веществ, защита, обеспечение вегетативного размножения, прикрепление к опоре. Чтобы обеспечить все функции, необходимые растению, существует разнообразие типов стеблей.


Разнообразие стеблей по степени одревеснения:


Разнообразие стеблей по форме поперечного сечения:

По направлению роста:

  1. Прямостоячие: для такого вида стебля у растения должна быть механическая ткань (берёза);
  2. Вьющиеся: такие растения способны обвивать опору (вьюнок);
  3. Лазающие: используют для прикрепления к опоре видоизменённые органы (виноград);
  4. Лежачие: лежат на почве (вербейник);
  5. Ползущие: также лежат на земле, но могут укореняться (земляника).


Разнообразие стеблей по направлению роста:

В зависимости от перечисленных выше характеристик стебля выделяют жизненные формы растений:

  1. Дерево: растение с деревянистым стеблем, которое имеет главный ствол (берёза);
  2. Кустарник: растение с деревянистым стеблем, у которого нет главного ствола во взрослом сформированном состоянии, то есть когда растение достигло пика своего развития (сирень);
  3. Кустарничек: низкорослое растение, у которого нет главного ствола во взрослом состоянии (черника);
  4. Травянистое растение: однолетнее, двулетнее или многолетнее растение с травянистым стеблем (клевер).


Жизненные формы растений:

Разнообразие побегов

Побег — наземные вегетативный орган растения, который представляет собой стебель с листьями и почками. Побеги некоторых растений видоизменились настолько, что их легко спутать с другими частями, например, с корнем. В этом нелёгком деле поможет только максимальная концентрация.

Видоизменения побегов:

  1. Клубни . Плод картофеля — это на самом деле видоизменённый побег, который называется клубнем. Подземные побеги картофеля называются столонами, а клубень — это его утолщение. На поверхности клубня картофеля, особенно на верхушке, расположены почки — глазки. Такое тотальное видоизменение побега нужно для большого отложения питательных веществ, в частности крахмала.
  2. Луковицы. Такие видоизменения можно увидеть непосредственно у лука или тюльпана. Если разрезать луковицу, можно рассмотреть её части: донце и чешуи. Донце расположено в нижней части и представляет собой остаточный плоский стебель. Сверху от него находятся видоизменённые листья — чешуи. Такое видоизменение служит для накопления воды и питательных веществ в сочных внутренних чешуях.
  3. Корневища. Корневище растения легко спутать с корнем, но это видоизменённый побег, так как имеет на своей поверхности почки. Благодаря этому, от корневища могут отрастать как придаточные корни, так и новые побеги. На практике используется размножение корневищами: из участка корневища, помещённого в почву, вырастает самостоятельное растение. Такое видоизменение есть у многих растений, например, у крапивы и ландыша.
  4. Шипы. Уменьшения поверхности стебля служит для уменьшения испарения и защиты от травоядных животных (акация).
  5. Усы. Усы позволяют землянике вегетативно размножаться и распространяться на различные расстояния.
  6. Запасающие побеги . Исходя из названия, такие побеги выполняют функцию запасания воды и питательных веществ (кактус, орхидные).


Видоизменения побегов:

Разнообразие цветков

Цветок — орган растения, который предназначен для полового размножения. Несмотря на то, что цветок выполняет всего одну функцию, разнообразие не обошло и эту часть растения.

По типу околоцветника:


Типы околоцветника:

По разной форме цветков:


Правильные и неправильные цветки:


Раздельнополые и обоеполые цветки:

Для описания разнообразных цветков используют формулу цветка. Чтобы её использовать, нужно вспомнить части цветка.

В формулу цветка входят такие сокращения:

  1. О — простой околоцветник;
  2. Ч — чашелистики;
  3. Л — лепестки;
  4. Т — тычинки;
  5. П — пестик;
  6. ∞ — если число больше 12;
  7. *— правильный цветок;
  8. — неправильный цветок;
  9. ♀ — однополый женский;
  10. ♂ — однополый мужской.

Например, формула тычиночного цветка огурца будет представлена следующим образом: ♂*Ч(5)Л(5)Т(5)П0, то есть это правильный однополый мужской цветок с пятью сросшимися чашелистиками, пятью сросшимися лепестками, пятью сросшимися тычинками, без пестика. Если число не заключено в скобки, то данная часть растения не срастается.

Разнообразие соцветий

Соцветие — несколько связанных друг с другом цветков. При помощи появления соцветий растения повышают вероятность опыления насекомыми: с дальнего расстояния соцветия видно лучше.

Разнообразие соцветий велико:

  1. Простые соцветия: у таких соцветий на главной оси (главном выраженном побеге)сидят цветки (подорожник);
  2. Сложные соцветия: у таких соцветий на главной оси сидят другие простые соцветия (сирень);
  3. Голые соцветия: у таких соцветий прицветники (листки на ножке под самым основанием цветка)уменьшены или их совсем нет (пастушья сумка);
  4. Облиственные соцветия: у таких соцветий прицветники сильно развиты (фиалка).


Простые и сложные соцветия:

В свою очередь простые соцветия делятся на:

  1. Кисть: на длинной оси расположены цветоножки, на концах которых находятся цветки (капуста);
  2. Простой колос: на длинной оси расположены сидячие цветки (подорожник);
  3. Початок: на длинной толстой оси расположены сидячие цветки (кукуруза);
  4. Простой зонтик: из вершины оси выходят длинные цветоножки (примула);
  5. Щиток: на длинной оси расположены цветоножки, при этом нижние намного длиннее верхних (груша);
  6. Головка: на укороченной оси расположены сидячие цветки (клевер);
  7. Корзинка: на расширенной оси расположены сидячие цветки (подсолнух).


Простые соцветия:

А сложные соцветия бывают такими:

  1. Метёлка (сложная кисть): на оси расположены кисти (сирень);
  2. Сложный колос: на оси расположены колоски (пшеница);
  3. Сложный зонтик: на оси расположены зонтики (петрушка);
  4. Монохазий: на невыраженной оси расположена одна ось второго и третьего порядка;
  5. Дихазий: на невыраженной оси расположены две оси второго и третьего порядка;
  6. Плеохазий: на невыраженной оси расположено более двух осей второго и третьего порядка.


Сложные соцветия:

Разнообразие плодов

Плод — орган растения, в котором расположены семена для дальнейшего распространения. Части плода: околоплодник и семя. Околоплодник (мякоть) защищает ценные семена от неблагоприятных условий окружающей среды.

Классификация плодов по сложности:

  1. Простой (настоящий) плод: развивается из цветка, который имеет один пестик (горох);
  2. Сложный плод: развивается из цветка, который имеет несколько пестиков (малина);
  3. Соплодие: развивается из целого соцветия (ананас).


Разнообразие плодов по сложности:

По количеству семян:

  1. Односемянные плоды (орех);
  2. Многосемянны плоды (яблоня).

По консистенции:

В зависимости от строения плода выделяют разновидности:

Ягодовидные плоды . У этих плодов сочный околоплодник с множеством семян внутри.

  1. Ягода: без сомнений все пробовали ягоды; эти сочные плоды покрыты тонкой кожицей (клюква, черника);
  2. Яблоко: удивительно, но яблоко есть не только у яблони; яблоком называют яблоко — ложный плод, в образовании которого участвует разросшееся цветоложе (яблоня, боярышник);
  3. Померанец: плод цитрусовых (лимон, мандарин).


Ягодовидные плоды:

Костянковидные плоды. У этих плодов сочный околоплодник и твёрдые косточки (одна или несколько).

  1. Костянка: сочный плод с одревесневшим центром околоплодника — косточкой (вишня, абрикос);
  2. Многокостянка: группа костянок, образовавшаяся из одного цветка (малина, ежевика).


Костянковидные плоды:

Ореховидные плоды. У этих нераскрывающихся плодов сухой околоплодник и одно семя.

  1. Орех: этот плод имеет деревянистый околоплодник (грецкий орех, фундук);
  2. Орешек: орех маленького размера (гречиха, конопля);
  3. Многоорешек: несколько орешков расположены на разросшемся цветоложе (земляника);
  4. Жёлудь: плод с плюской — чашевидным органом, похожим на блюдце (дуб);
  5. Семянка: у этой разновидности плода кожистый околоплодник, который не срастается с семенем (подсолнечник);
  6. Зерновка: в отличие от семянки, плёнчатый околоплодник зерновки срастается с семенем (пшеница, кукуруза).


Ореховидные плоды:

Коробочковидные плоды. У этих раскрывающихся плодов сухой околоплодник и много семян.


Коробочковидные плоды:

Благодаря такому разнообразию семян и плодов, растения выработали множество стратегий для распространения семян на большие расстояния. Плоды и семена могут перемещаться с помощью воды, ветра, животных и самораспространения.

  1. Гидрохория — распространение водой. Так перемещаются семена водных растений (кувшинка, кубышка). Для этого растения придумали специальные приспособления — водные пузыри, которые препятствуют погружению на дно. Таким образом течения разносят семена на большие расстояния.
  2. Анемохория — распространение ветром. Так перемещаются сухие и лёгкие плоды и семена (ясень, клён). Для этого у растений образуются причудливые выросты или хохолки, которые способствуют перемещению течениями ветра.
  3. Зоохория — распространение животными. Чтобы растение могло переместиться с помощью животных, можно пойти по двум пути: или придумать специальные выросты, или иметь сочный околоплодник. Если у растения есть крючочки и шипики, то оно способно прицепиться к шкуре животного и так пройти большое расстояние (лопух). Если у растения сочный околоплодник, то с огромной вероятностью им полакомится птица, переварит и выбросит семя неповреждённым (черника). Распространение семян птицами называется орнитохория.
  4. Антропохория — распространение человеком. Семена могут прикрепляться к мешкам при перевозке грузов (подорожник).
  5. Автохория — распространение саморазбрасыванием. Так перемещаются раскрывающиеся плоды (горох, фасоль). При этом способе расстояние, на которое распространяются семена,получается небольшое.