"священная война" в мажоре. Своих не бросаем

В Шесть магазинов «ломануть» дешевле обойдется

Ильдар Дадин отправился отбывать свои три года — за преступление, которого быть не может.

Наталья Николаевна Дударь — миловидная молодая блондинка. Губки чуть припухлые, строгие очки в золотой оправе на кончике носика, бровки так забавно сдвигает. Типаж идеальной воспитательницы детского сада, учительницы младших классов или ученого работника зоопарка в секции «Пони и козочки». Но нет. Наталья Николаевна работает судьей в Басманном суде Москвы, и вот ее послужной список:

— продлевала содержание под стражей тяжело больного Василия Алексаняна, вскоре после чего он умер;
— вынесла постановление о домашнем аресте первой фигурантки «болотного дела» Александре Духаниной;
— продлевала аресты фигурантов «болотного дела» Косенко, Акименкова, Кривова, Савелова, Барабанова, Зимина, Белоусова;
— определила Алексею Полиховичу меру пресечения в виде ареста;
— отказалась удовлетворять жалобы Ильи Гущина на следователей;
— отклонила жалобу Сергея Кривова на действия следователя;
— продлевала домашний арест Сергея Удальцова.

А еще она защитила кандидатскую диссертацию 18 марта 2004 года на тему «Общие начала назначения наказания», и эта диссертация вызывает массу вопросов, о чем подробно сообщает нам уважаемый «Диссернет».

Так вот. Именно эта миловидная дамочка вошла-таки в историю российского правосудия, вынеся первый в России приговор по ст. 212.1 УК «Неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования».

Эта статья появилась в УК летом 2014 года, когда протестная волна окончательно разбилась о быт, телевизор и Крым, и стало понятно, что «особо буйных» можно просто пересажать по одному, никто и не заметит.

Ильдару Дадину 33 года, его хорошо знают в протестных группах. Это его забирали в отделение, когда он стоял с плакатом «Нет войне». А еще с плакатами «Свободу политзаключенным», Je Suis Charlie, «Промолчи — когда завтра придут за тобой, промолчит следующий». Вот за то, что стоял с плакатом, — три года. За то, что протестовал против войны и террора, — три года. Как-то один блатарь сказал в обезьяннике задержанным на пикетах: «Вы чего, вам по 3 года за это дают? Да вы идиоты, на три года можно шесть магазинов ломануть!»

Проблема только в том, что в Конституции не написано, что магазины «ломать» можно. А вот про свободу митингов и собраний написано в статье 31. И административные задержания за пикеты, и уголовное преследование попирают Конституцию — впрочем, чего уж о покойнице, да еще и в канун именин.

Надо же — Наталья Дударь ухитрилась посадить Ильдара Дадина на той же неделе, когда у нас отмечается День Конституции, это 12 декабря, напомню. Полиция, наверное, белые рубашечки наденет. Праздник.

Ильдар встретит праздник в тюрьме.

Тюрьму он выстоит, к нему в СИЗО придет его девушка Настя, и они сыграют там свадьбу. Зона, в которую он уедет, проклянет тот день, когда Ильдар получил срок: он бесстрашный, умный и к тому же остро политический, и вот эти вот дешевые штучки «Не зли судью», «Не зли прокурора», «Не зли хозяина», «Не зли отрядного» не понимает и понимать не будет, и правильно делает. Ильдар знал, на что шел, уже после всех основных приговоров по «делу 6 мая». И пришел на приговор с двумя сумками — не испытывал иллюзий. В отличие от нас ото всех, ведь никто же не верил, что за плакат «Нет войне!» могут дать три года общего режима.

Дело, конечно, вовсе не в том, что называется несоразмерностью наказания. Наплевать и забыть на ту несоразмерность. Не может быть вообще никакого наказания за выражение собственного мнения и политических взглядов. Это просто не может обсуждаться в нормальной стране. Сопротивление представителям власти? Есть такое деяние. Хулиганство? Есть. Экстремизм? Есть. А вот нарушения правил митинга или пикетирования нет и быть не может. И судья Дударь это знает. И ее начальница Ольга Егорова это знает — даже несмотря на то, что в ее ведомстве куда-то делись деньги за переводы, которых не было, и за аудиопротоколирование, которого тоже нет. И в Верховном суде это знают, и в Конституционном — хотя недаром же последний больше занят воспеванием благ крепостного права. Помните статью председателя КС про то, что прискорбная отмена крепостного права стала одной из причин роста бунтарских настроений? Ну так что ж теперь хотеть от российского суда?

война" в мажоре" title=""Священная война" в мажоре" /> Несколько полицейских тащат от памятника Жукову мужчину в шарфе цветов украинского флага. В его руках скомканный плакат, еще читается надпись: «Украинцы, мне стыдно, что я россиянин». На Манежной площади - народный сход против ввода российских войск в Крым. Всех, кто осмеливается поднять плакат - например, мужчину с табличкой «Я не хочу, чтобы в моего брата стреляли» - задерживает ОМОН. Яростно на протестующих накидываются и некоторые прохожие. - Там же фашисты, бандеровцы! У нас в квартире за стенкой такие же бандеровцы живут, вечно права качают, - возмутилась полная женщина, гулявшая по площади с ребенком. - Валите отсюда! - напустился на нее один из протестующих. - Если мы не хотим интервенции России, мы и сами не должны диктовать другим, что делать, - успокаивала его рядом стоящая демонстрантка. - Вам вообще что надо? - допытывалась у вышедших на сход другая женщина, сухопарая и седая. - Чтобы танки ушли с чужой территории. - Это наша территория, понятно? И всегда была! Диалог прервал ОМОН - задержав одну из сторон спора. - Заберите это уродство! Алкаши встали тут с плакатами! - приветствовали те, что против «бандеровцев», действия полиции. Очень быстро под памятником Жукову полицейские нашли бесхозную сумку - возможно, оброненную одним из первых задержанных - и закрыли площадь для прохода, а протестующих начали вытеснять в сторону Тверской. Люди теснились на ступеньках Манежной площади, стайка девушек пела «Солнечный круг»: «Против беды, против войны встанем за наших мальчишек...» Каждую минуту кто-нибудь оказывался в автозаке, а при малейшем сопротивлении задержание становилось очень жестким. Виктория и Михаил кричали постой лозунг «Нет войне!», взявшись за руки. Вика выросла в Украине, Михаил - россиянин. На митинге оба - первый раз в жизни. «У меня в стране не ущемляют русский язык, я-то знаю. Я училась в украинской школе, но никто нам не запрещал говорить по-русски», - говорит Вика. «Братские народы пытаются стравить между собой», - сжимая ее ладонь, добавляет Миша. За задержаниями, как за представлением, со стороны наблюдали трое парней и смеялись: «Шмальнем пару раз, и нет Украины!» Оказалось - военные, контрактники . «Восток Украины - по документам и так наша земля, отданная во временное пользование, - шокирует меня один из них. - Мы просто возьмем свое: а восток нам нужен, там же металлургия, заводы...» «И курорты!» - добавляет другой. «Нас тоже запросто могут туда послать. А что, нам повоевать - хорошо: сразу деньги, пенсия будет большая», - пожимает плечами третий. - Опомнитесь! Вас первых отправят туда воевать! Наши дети туда пойдут! - громко обращалась женщина к цепи ОМОНа. - Да что вы все с войной-то, какая война? - удивлялся в ответ омоновец. В войну не верят и те, кто вышел на марш в поддержку решения Совета Федерации разрешить использовать наши вооруженные силы в Украине - а таких было в разы больше, чем противников, больше 30 тысяч. Здесь вышагивающие под флагами «Единой России», «Трезвой России», «Офицеров России», православного движения «Божья воля» демонстранты тоже говорят про мир и про братские народы - точнее, те из них, кто не мотал головой в ответ на все вопросы, как большинство похожих на учительниц смущенных женщин за сорок. Один из пришедших рассказал, что его, школьного учителя, вчера настоятельно попросили прийти сюда - сам он против ввода войск. Демонстранты убеждают, что они тоже против войны. «Просто для того, чтоб был мир, как раз и нужно ввести войска. Ядерную бомбу тоже изобрели, чтоб больше не было войн», - доказывает мне мужчина с плакатом «Мир Крыму!» и от дальнейшего разговора отказывается: «Я на работе». В изъявлении любви к братьям-славянам другие шли дальше: над толпой плыл баннер «Россия и Украина едины!» и даже растяжка «Россия + Крым = любовь». Главная причина вмешательства России - необходимость спасти русскоговорящее население в Украине от фашистов и американцев, считают многие из идущих. «Если Обама против, что Владимир Владимирович вводит войска - его заинтересованность в том, чтобы развалить и подмять под себя Украину», - уверен пожилой мужчина, тихим голосом он рассказывает по заговор Америки и внезапно добавляет про Библию: там сказано, что все народы когда-нибудь объединятся, пора и нам объединиться с украинцами. Ухоженная дама в шубе несет нарисованный на обоях рукописный (редкость на этом марше) плакат: «Госдеп и НАТО - подгузники фашизма!» «Я в школе работаю - так там в младших классах чуть ли не все дети уже нерусские. У них план, чтобы над кремлевскими башнями их полумесяц был», - делится другая дама с соседом по колонне, плавно переходя от обсуждения американцев к другому врагу. Оркестр играет мажорное и патриотическое. «Ураааа!» - иногда покатывается по толпе необъяснимый радостный вопль, как на первомайских демонстрациях в СССР. Так же, весело и бодро, трубачи играют «Священную войну». «Идет война народная, священная война...» - с убежденностью на лицах поют демонстранты, те же, что только что убеждали меня: никакой войны нет и не будет. ...На Пушкинской, где строились колонны, девушка раздавала идущим на марш листовки левого Комитета за рабочий Интернационал с заголовком «Нет интервенции». Раздать удалось немного - высокий мужчина вырвал из ее рук пачку и стал зло требовать: «Уходи отсюда!» Среди толпы у активистки моментально нашлись заступники, обступили ее обидчика: - Мы сейчас полицию позовем, отстаньте от девушки! Вы кто вообще? Мужчина растерялся. - Я - гражданин! А если вы считаете это интервенцией, а не помощью нашим братьям, вы поддерживаете их! - и указал на девушку как на исчадие ада. - Ах, так она провокатор?! - вчиталась в листовку женщина, которая яростнее всех бросилась на защиту. - Бандеровцы заслали? Провокаторов казнить надо! Сейчас мы ее на колени поставим! Вы уж извините, молодой человек, я не поняла. Спасибо вам. Наталия Зотова

Плакат - жанр универсальный. Но плакаты Великой Отечественной Войны это больше чем жанр, это - летопись, предопределившая Великую Победу великой нации над фашизмом.

Тоидзе И. Родина-мать зовет! 1941

Боец, освободи свою Белоруссию!
Плакат. Худ. В. Корецкий, 1943 год

27.01.43: Гитлеровский выродок хотел такой войны, как во Франции, но не такой, как в России. Он хотел подобно сутенерам жить за чужой счет, пить чужое шампанское и жрать чужой шоколад, слать награбленные сукна, шелка и чулки алчной, как волчица, супруге, неизменно повторявшей в своих «трогательных» письмах два слова «шли и давай»… С помутневшим, исступленным взором бросаются немецко-фашистские кобели на женщин чужой национальности, дыша им в лицо смрадом гнилых зубов, пачкая их каплями своей отравленной слюны. (“Красная звезда”, СССР)
Убей фашиста-изувера!
Плакат. Худ. В.Дени. 1942 год

Моряк! Избавь от гнусных гадин родную девушку твою! Будь с палачами беспощаден, убей насильников в бою! (1941 год)

Воин Красной Армии, спаси!
Плакат. Худ. В.А. Серов, 1942 год.

Фашистский плен – это зверства, мучения и пытки.
Плакат. Худ. В.А. Кобелев, 1941 год.

29.06.41: Основная идея фашистов – это превосходство германской расы над другими расами. Они составили описание образцового представителя германской расы. Так составляют описание чистокровного быка или породистого кобеля. По словам «ученых» фашизма, чистый германец отличается стройностью, высоким ростом, светлой окраской кожи и волос, удлиненной формой головы. Нужно сказать, что три вожака фашистов мало подходят к перечисленным приметам. Гитлер - брюнет среднего роста, Геринг - чрезвычайно тучное существо. А Геббельс вообще мало похож на человека - германского или не германского - это обезьяна крохотного роста, уродливая и вертлявая. Наружность вожаков не мешает фашистам упорствовать в возвеличении германской расы…

Людей фашисты превратили в животных, и сложный мир человеческих чувств заменили учебником племенного скотоводства… Предки теперешних немецких фашистов заявляли: «Славяне - это только удобрение для германской расы». Фашисты подхватили столь «умную» мысль. Славян они считают «второстепенной расой, созданной для земледелья, для танцев или хоровых песен, но абсолютно непригодной для городской культуры и для самостоятельного государственного существования». Русские, по словам фашистских «ученых»: «помесь монголов и славян, созданных для жизни под чужим руководством». (“Красная звезда”, СССР)

Фашизм - это голод, фашизм - это террор, фашизм - это война! 1941 год. Караченцев Петр Яковлевич

Фашистский плен – это пытки и смерть.
Плакат. Худ. Ю.Н. Петров, 1941 год

24.08.41: В одной из гостиниц города Смоленска немецкое командование открыло для офицеров публичный дом на 260 мест. Сотни девушек и женщин силой загнаны в этот страшный вертеп; их тащили за руки, за косы, безжалостно волокли по мостовой. Публичный дом открыли немцы и в деревне Левикино, Глинковского района, Смоленской области. Фашистские варвары согнали туда силой 50 девушек-колхозниц, в том числе школьниц. Так поступают носители «нового порядка» во многих других деревнях и городах. (“Правда”, СССР)

На тотальную войну русские дают тотальный ответ: с врагом сражаются даже женщины и дети. Один немецкий корреспондент сообщал, что видел в разбитом грузовике тело красивой девушки лет семнадцати с лейтенантскими петлицами – она так и не выпустила из рук самозарядную винтовку. Другие ‘амазонки’, порой плохо экипированные, но всегда отлично вооруженные, продолжают доставлять немцам немало хлопот. Из девочек и мальчиков в возрасте 8-16 лет, входящих в организацию ‘юных пионеров’, – это русский эквивалент бойскаутов – создают группы для обнаружения парашютистов. Даже русские комары в бесконечных Припятских болотах ведут против немцев собственную ‘партизанскую войну’. (“Time”, США)

Отомсти! Плакат. Худ. Д. Шмаринов, 1942 год

27.05.42: Теперь война интересует нас: мы хотим освободить захваченные немцами области и города. Мы не можем дышать, пока в Смоленске и Новгороде бесчинствует немецкая солдатня. Мы не уснем, пока немецкие ефрейторы насилуют украинских девушек. Мы не успокоимся, пока не истребим фашистов. Hаша сила в нашем сознании: нет красноармейца, который не понимал бы, за что мы воюем. (“Красная звезда”, СССР)

14.01.42: Этих не похоронили. Они валяются возле дороги. Из-под снега торчит то рука, то голова. Замерзший немец стоит у березы, рука поднята - кажется, что мертвый, он еще хочет кого-то убить. А рядом лежит другой, заслонил рукой лицо. Не сосчитать… На березовом кресте рука русского написала: «Шли в Москву, попали в могилу»…

Вот их трупы. А рядом бутылки из-под французского шампанского, норвежские консервы, болгарские папиросы. Страшно подумать, что эти жалкие люди - господа сегодняшней Европы… Часть «господ», впрочем, уже не будет пить шампанского: лежит в промерзшей земле.

Хорошо, когда их застают врасплох. В селе Белоусово остался нетронутым ужин. Бутылки они откупорили, а пригубить не успели. В селе Балабанове штабные офицеры спали. Выбежали в подштанниках - и торжественно в шелковых французских кальсонах погибли от русского штыка. (“Красная звезда”, СССР)

13.09.41: Пьяная фашистская сволочь расстреливает, вешает, закалывает штыками, рвет на части, сжигает на кострах стариков, женщин и детей. Фашистские двуногие скоты насилуют девушек и женщин, а затем убивают их… Немецко-фашистская погань творит свои бесчинства с холодным расчетом профессиональных убийц и палачей. Опьяненные кровью садисты выполняют программу, провозглашенную пославшим их людоедом-Гитлером. (“Правда”, СССР)

10.09.41: Звери в мундирах гитлеровских офицеров и солдат показывают, на что они способны. Они выкалывают глаза раненым, вырезывают груди у женщин, они расстреливают стариков и детей из пулеметов, сжигают колхозников в их избах, насилуют девушек, сгоняют их в публичные дома. Трусливые фашистские собаки под угрозой расстрела гонят перед собой советских женщин и стариков, прикрывая их телами свою шкуру. (“Правда”, СССР)

Я жду тебя, воин-освободитель! Плакат. Худ. Д. Шмаринов, 1942 год

27.12.41: Публичный дом вместо семьи - такова скотская мораль гитлеровцев!… Эта морально и физически растленная, грязная, вшивая, больная сифилисом и гонорреей фашистская солдатчина насилует советских женщин в захваченных городах и селах. Мерзавцы глумятся над своими жертвами вдвойне - они топчут их честь и лишают здоровья. Страшно становится, когда подумаешь, сколько несчастных жертв фашистских насильников заражено тяжелыми венерическими заболеваниями!… (“Красная звезда”, СССР)

Плакат. Худ. Д.А. Шмаринов, 1942 год

14.01.42: Женщины, когда видят наших, плачут. Это - слезы радости, оттепель после страшной зимы. Два или три месяца они молчали. Сухими жесткими глазами глядели на немецких палачей. Боялись перекинуться коротким словом, жалобой, вздохом. И вот отошло, прорвалось. И кажется, в этот студеный день, что и впрямь на дворе весна, весна русского народа посередине русской зимы.

Страшны рассказы крестьян о черных неделях немецкого ига. Страшны не только зверства - страшен облик немца. «Показывает мне, что окурок в печку кидает, и задается: «Культур. Культур». А он, простите, при мне при женщине в избе оправлялся. Холодно, вот и не выходит»… «Грязные они. Ноги вымыл, утерся, а потом морду - тем же полотенцем»… «Один ест, а другой сидит за столом и вшей бьет. Глядеть противно»… «Он свое грязное белье в ведро положит. Я ему говорю - ведро чистое, а он смеется. Опоганили они нас»…

«Опоганили нас» - хорошие слова. В них все возмущение нашего народа перед грязью не только телесной, но и душевной этих гансов и фрицев. Они слыли культурными. Теперь все увидели, что такое их «культура» - похабные открытки и пьянки. Они слыли чистоплотными - теперь все увидели вшивых паршивцев, с чесоткой, которые устраивали в чистой избе нужник. (“Красная звезда”, СССР)

Сын мой! Ты видишь долю мою … Громи фашистов в святом бою!
Плакат. Худ. Ф. Антонов, 1942 год

18.10.41: Они зверствуют в захваченных селах и деревнях. Разбойники со свастикой, они упиваются кровью советских людей. Их пьянят кровь и «шнапс». Они пьют водку и творят свои кровавые дела. Потом пьют снова и зверствуют с удвоенной силой… Немцы стали бить пленных, плевать им в лицо. Несколько человек, которые сопротивлялись, были тут же расстреляны. Затем разбойники со свастикой устроили катание на пленных красноармейцах. Они разыскали где-то свинью. Один из солдат садился на плечи пленному красноармейцу, другой - на свинью, обоих подгоняли, чтобы это было похоже на гонки. Пьяные немцы хихикали, злорадствовали, издевались.

Не уйти фашистскому зверю от расплаты!
Плакат. Худ. В.Корецкий, 1942 год

30.01.43: Десять лет тому назад ты выбрал Гитлера. Ты пошел за людоедом. Ты пошел во Францию. Ты пошел к нам. Теперь тебе осталось одно: умереть. Ты думал 30 января, получив двойную порцию шнапса, вешать русских. Ты встретишь этот день в могиле. (“Красная звезда”, СССР)

28.01.42: Товарищи бойцы, посмотрите еще раз, действуют ли ручные гранаты на «бесчувственную» немчуру. Проверьте снова, доходят ли до них удары штыка. Посмотрите, хорошо ли умирают они от наших мин и снарядов… Они требуют: «будьте жестокими», они пытают, насилуют, жгут. Мы говорим: ты проснулся, перед тобой новый день, - во имя человеколюбия убей еще парочку фрицев - дети и внуки помянут твое имя. (“Красная звезда”, СССР)

25.01.42: Молчите, фрицы, чтобы мы не узнали, как вам страшно. Молчите, гретхен, чтобы мы не узнали, как вам тяжело… Вы, может быть, думаете, что мы жаждем изучать вашу звериную психологию? Нет. Мы хотим одного - изничтожить ваше гитлерячье племя. (“Красная звезда”, СССР)

28.01.42: Предчувствуя свою погибель, немчура готовит новые пытки. Ученики колченогого, все эти «герр-докторы» сидят и придумывают, каким еще пыткам предать наших жен и наших детей. К нам они не были особенно «чувствительны». Они распарывали животы у беременных женщин. Они поили умиравших раненых лошадиной мочей. Они насиловали девочек, а потом относили их на лед и снова насиловали…

30.10.41: В армии же Гитлера массовое изнасилование женщин - это общее узаконенное явление. Оно поощряется всей политикой фашизма в армии. Надругательство над населением, изуверские пытки и массовое изнасилование женщин, широко практиковавшиеся фашистскими бандами и до этого, усилились во много раз в войне против СССР. Жестокость служит прикрытием трусости фашистов, не ожидавших такого сопротивления со стороны советского народа. (“Красная звезда”, СССР)

Худ. Кукрыниксы (М. Куприянов, П.Крылов, Н.Соколов), 1942 год

25.03.42: Специальными афишами немцы об’явили: Старая Русса - исконный немецкий город. Желая, видимо, придать городу «немецкий» облик, гитлеровцы загнали скот в древний красивый старорусский собор, повесили на перекрестках главных улиц трупы замученных ими людей, пооткрывали дома терпимости, куда силой затаскивают женщин и девочек-подростков. Да, после всего этого вид у города стал действительно немецким!

Впрочем, даже гитлеровские воротилы стали, видимо, несколько втупик от подобного онемечивания. Оказалось, что в городе за время немецкой оккупации заболели венерическими болезнями 20 процентов всех женщин, загнанных немцами под угрозой расстрела в дома терпимости. Приказ, об’явивший это, не отрицает, что болезнь занесена немецкими офицерами и солдатами. Приказ обращается к больным с настоятельным советом не насиловать женщин. Забота о населении? Нет. «Один больной солдат может сделать больными десятки других»… А несчастные женщины? Наплевать, вот еще нежности!

Висит об’явление: «При рождении девятого живого ребенка или седьмого сына родители имеют право выбирать в крестные Адольфа Гитлера или имперского маршала Германа Геринга». А рядом на улице повешены две беременные женщины - Нилова и Бойцова. Тут же висит третья женщина - Прокофьева, после которой осталось четверо маленьких ребят. За что повешены эти женщины? Так, для острастки. (“Красная звезда”, СССР)

Плакат. Худ. Антонов Федор Васильевич, 1942

30.12.41: Немецкое командование приказало поместить нас в совершенно холодное здание. Несколько дней нас морили голодом, не давали даже воды. Все страшно мучились, некоторые были на грани сумасшествия. Наконец… немцы бросили нам дохлую лошадь. Изголодавшиеся люди стали рвать куски падали. Это было ужасное зрелище. Некоторые товарищи, возмущенные таким издевательством, подняли крик. Тогда один офицер распорядился выставить у дверей пулемет и приказал стрелять по нас. Немецкий пулеметчик в упор открыл огонь. Мы стали прятаться за выступы стен, но это не все могли сделать. 25 человек было убито и ранено. Трупы убитых оставались лежать, вынести их не разрешали. (“Красная звезда”, СССР)

Плакат. Худ. Б.В. Иогансон, 1943 год.

Зверь ранен! Добьем фашистского зверя!
Плакат. Худ. Д.С. Моор, 1943 год

12.04.45: Во многих советских библиотеках и клубах вы наверняка увидите солидный том. На обложке оттиснуто одно-единственное слово: «Они». Они – это немцы. В книге множество иллюстраций – страшных иллюстраций, ведь речь идет о пытках и мучениях, которым подвергали немцы советских граждан: мужчин, женщин, детей. Столь же ужасные факты мы читаем в сообщениях прессы о немецких лагерях смерти на территории СССР и Польши: то, что там творилось, не описать словами, это – проявления абсолютного зла. Добавим к этому полностью разрушенные и опустошенные западные области России и гигантские потери на фронте. Каждый русский понимает: бедствие, постигшее Европу – не просто война, а нечто большее. Кого же в этом винить? (“The Times”, Великобритания).

Я ждал тебя – воин освободитель! 1945

10.01.43: Каждый советский воин знает, за что он воюет. Убить немца - это стало нашим воздухом, нашим хлебом. Без этого нет нам жизни. (“Красная звезда”, СССР)

01.01.43: Из солдатской фляжки мы хлебнули студеной воды ненависти. Она обжигает рот крепче спирта. Проклятая Германия вмешалась в наши дни. Европа мечтала о полете в стратосферу, теперь она должна жить, как крот, в бомбоубежищах, в землянках. По воле бесноватого и ему присных настало затемнение века. Мы ненавидим немцев не только за то, что они низко и подло убивают наших детей. Мы их ненавидим и за то, что мы должны их убивать, что из всех слов, которыми богат человек, нам сейчас осталось одно: «убей». Мы ненавидим немцев не только за то, что они низко и подло убивают наших детей. Мы их ненавидим и за то, что мы должны их убивать, что из всех слов, которыми богат человек, нам сейчас осталось одно: убей. (“Красная звезда”, СССР)

Воин Красной Армии, спаси! Худ. Корецкий Виктор Борисович, 1942
“Правда” от 5 августа 1942 года.

Слава освободителям Украины! Смерть немецким захватчикам!
Плакат. Худ. Д.Шмаринов, 1943 год

30.01.43: Фриц взвыл: «Что он плохого сделал?» Он не говорил этого прежде… Девятнадцать месяцев он спокойно убивал, грабил и вешал. Теперь он взвыл: «За что?»… За то, что в Кисловодске мы нашли пятилетнюю девочку со вспоротым животом. За то, что в Калаче мы нашли трехлетнего мальчика с отрезанными ушами. За то, что в каждом городе немцы убивают невинных. За все казни. За все виселицы. Фриц воет: «Если бы можно было мирно жить!» Поздно вспомнил, проклятый. Кто тебя звал на нашу землю? (“Красная звезда”, СССР)

Спасем советских ребят от немцев!
Плакат. Худ. Л.Ф. Голованов, 1943 год

30.10.41: Германское фашистское командование исходит из того основного гитлеровского положения, что террор, страх являются самым могучим средством воздействия на людей, что поэтому немец всюду должен устрашать население. Поэтому в фашистской армии поощряются самые зверские приемы расправы: казни происходят публично и притом в нарочито устрашающей обстановке. Но это не помогает палачам; на свирепый террор фашистов советский народ отвечает развитием партизанского движения. (“Красная звезда”, СССР)

Летчик-штурмовик гвардии старший лейтенант Андрей Филиппович Коломеец рассказал, как немцы ослепили его отца:
Развернул я однажды утром газету и прочитал в сводке Совинформбюро название своего родного поселка, освобожденного Красной Армией.

Написал письмо и получил долгожданный ответ: все живы, здоровы – и сестренка, и мать, и отец. Просят рассказать о себе, как воюю, как живу.

Одно только удивило меня: почему письмо написано рукой сестренки, отчего не пишет папа – он ведь у меня человек грамотный, словоохотливый. Стал я в письмах твердить: хочу, папаша, получить весточку, твоей рукой написанную. А письма из дому попрежнему пишет сестренка. Тут я уж рассердился: не ответит отец – писать перестану. И вот приходит ответ на мое письмо: “не сердись, Андрюша, на папаню – не может он тебе своей рукой написать потому, что слепой он: немцы ему глаза выжгли. Не хотел он на них работать на чугунно-литейном. Забрали его в гестапо, продержали два дня, потом выпустили. Вместо глаз – две раны…”

С тех пор я вдвое зорче в полете. Как ни маскируется немец, нахожу и бью его. Ничто не укроет бандита от моего огня. Я беспощадно мщу проклятой немчуре за увечье родного отца.

Сынок, отомсти!
Плакат. Худ. Н. Жуков, 1944 год

27.07.42: Именно к крестьянской душе Тимошенко и всей России обратился в последнем Первомайском приказе Сталин – человек, чье лицо символизирует всю страну: «Они [бойцы Красной Армии] научились по-настоящему ненавидеть немецко-фашистских захватчиков. Они поняли, что нельзя победить врага, не научившись ненавидеть его всеми силами души».

Именно эти силы души – души солдата и рабочего – имела в виду секретарь московской профсоюзной организации Николаева, выступая перед ткачихами: «Вся работа в тылу проходит под знаменем ненависти».

Это – ненависть обороняющихся, и Красная Армия по-прежнему обороняется: ей пока не удалось добиться больших успехов в наступательных операциях, и сейчас она на собственном опыте ищет ответ на вопрос, сможет ли одна оборона дать нужный результат. Именно к этой ненависти апеллируют коммюнике Москвы, подчеркивающие необходимость истреблять немецких солдат, уничтожать немецкие танки, пушки, самолеты». (“Time”, США)

Отомщу фашистам за твои муки!
Плакат. Худ. Б. Дехтерев, 1943 год.

И чем безнадёжнее становится положение гитлеровцев, тем более они неистовствуют в своих зверствах и грабежах. Наш народ не простит этих преступлений немецким извергам. Иосиф Сталин, 1943 год

30.10.41: Это подлецы со свастикой, идя в атаки, гонят впереди себя мирных жителей. За последние дни только на одном участке фронта - на подступах к Крыму - немцы несколько раз пытались укрыться, как броней, телами стариков, женщин и детей. Это негодяи-немцы, попирая все законы ведения войны, признанные ими на словах, злодейски расправляются с ранеными и пленными красноармейцами, а уцелевших превращают в своих рабов. Нашим воинам известны сотни фактов, когда фашисты заживо сжигали раненых, выкалывали им глаза, разрывали их танками на части. А сколько таких преступлений остались неизвестными!… (“Красная звезда”, СССР)

Ни одна армия не позорила себя такими гнусными и бесчестными уловками, как немецко-фашистская армия.
Плакат. Худ. Н. Быльев, 1943 год

Папочка, спаси!
Плакат. Худ. И.Кружков, 1943 год

11.11.41: В кармане немецкого солдата было найдено письмо от его отца. Он писал: «Не понимаю тебя, Ганс. Ты пишешь, что на Украине вас ненавидят, стреляют из-за каждого куста. Надо хорошо oб’яснить этим скотам, ведь вы их освобождаете от большевиков, может быть, они вас не поняли». (“Правда”, СССР)
Боец, Украина ждет тебя!

Плакат. Худ. Н.Жуков, B.Климашин, 1943

В годы войны политический плакат занял ведущее место среди других видов изобразительного искусства. Государственное издательство “Искусство” (Москва и Ленинград), “Окна ТАСС”, “Боевой карандаш” (Ленинград), студия имени М.Б. Грекова, издательства в республиках Средней Азии и Закавказья, городах Сибири и Дальнего Востока, в Куйбышеве, Иванове, Ростове-на-Дону, выездные редакции центральных газет и бригады художников, созданные при творческих союзах, художественных институтах, – вся гигантская агитиндустрия социалистического реализма работала, как хорошо отлаженный механизм.

Пожалуй, нигде в мире в военные годы в жанре политического плаката не работал столь широкий круг самых крупных мастеров своего времени: Д. Моор, В. Дени, А. Дейнека, Кукрыниксы, Д. Шмаринов, Г. Верейский, С. Герасимов, Б. Иогансон и другие. Лето. 1941 год. 22 июня. Воскресенье. По радио – сообщение ТАСС о вероломном нападении Германии на нашу страну.

А уже 24 июня на улицах Москвы появился и стал неотъемлемой частью строгого облика столицы плакат “Беспощадно разгромим и уничтожим врага!”

В течение нескольких дней его узнала вся страна, а еще через неделю – весь мир. За этим плакатом последовали другие. Плакаты, карикатуры в газетах, “Окна ТАСС”, книжные иллюстрации, антифашистские листовки для немецких солдат, даже упаковки для пищевых концентратов, посылаемые на фронт, – все эти многообразные формы использовали художники Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов (Кукрыниксы), заставляя их служить своей цели.

Вместе с тем не менее массовыми тиражами издавались плакаты, посвященные армии и тылу, идеологической и практической роли руководства страны в организации отпора врагу. “Плакатисты очень часто прижаты к событиям вплотную”, – писал известный художник Виктор Иванов. С каждым новым годом войны менялась и тональность дожественных полотен.

В 1943 году тема напрашивалась сама собой. … Солдат прикладом автомата сбивает установленную фашистами доску-указатель “Drang nach osten”. Отныне волна похода устремляется на запад, и, кажется, никакая сила не сможет остановить этого порыва. “На Запад!” – тема и название самых популярных плакатов этого периода. 1944, 1945. Война вошла в новую фазу. Дороги войны, медленные, хранящие следы отступления, где на каждом шагу подстерегала смерть, остались позади.

Стремительные дороги наступления, радостные дороги возвращения и встреч становятся темой плакатов: “Дойдем до Берлина!”, “Родина, встречай героев!” (Леонид Голованов), “Освободим Европу от цепей фашистского рабства!” (И.Тоидзе), “Здравствуй, Родина-мать!” (Нина Ватолина), “Победителю Слава!” (Валентин Литвиненко), “Первомайский привет героям фронта и тыла!” (Алексей Кокорекин). Коллекция памяти, как и коллекция музея, прочно сохраняет то, чего уже нет, что было и прошло. Время… Ему есть, о чем молчать, и есть, о чем вспомнить. И все это осталось в плакатах: “Сталин – величие нашей эпохи” (А.Житомирский), “За Родину! За Сталина!” (А.Ефимов), “Приказ Сталина – приказ Родины” (А.Серов), “Болтун – находка для шпиона” (Л.Елькович), “Товарищ! Будь начеку, не выбалтывай тайны врагу” (Б.Жуков). М. Нестерова 1945г. Главные монументы сталинской эпохи взорваны и уничтожены. Некогда знаменитые работы находятся в малодоступных музейных запасниках.

Корецкий В. Будь героем! 1941

Корецкий В. Партизаны, бейте врага без пощады! 1941

Моор Д. Все на “Г”. 1941

Долгоруков Н. Так было… Так будет! 1941

Кукрыниксы. Бьемся мы здорово… 1941


Аввакумов Н., Щеглов В. Завоеваний Октября не отдадим! 1941


Жуков Н., Климашин В. Отстоим Москву! 1941


Иванов В. Пусть вдохновляет вас в этой войне… 1941


Кокоренкин А. В этой фронтовой сводке есть и мой боевой труд! 1943

И только в последнее время этот культурный слой начинает постепенно всплывать из небытия, являя миру свой неизменный лик. И, может быть, единственное, что в наших силах, это постараться не исказить истины за разноголосицей воспоминаний. В этой подборке представлены как знаменитые работы мастеров политического плаката советской эпохи, так и не столь известные сегодня произведения, по различным причинам не включавшиеся в изданные в последние десятилетия альбомы и каталоги. Без них плакатная летопись Великой Отечественной была бы не точной.

Иванов В. Пьем воду родного Днепра… 1943

Сачков В. Воину-освободителю – Слава

Этот плакат 1946 г. интересен тем, что на нём как цитата со стены Рейхстага приводится надпись “Слава русскому народу”. В дальнейшем советская пропаганда себе такого не позволяла и вместо “русского народа” на плакатах присутствовал “советский народ”.

Вот ещё один плакат 1946 года. Как видим, русский народ уже фигурирует в основном лозунге на плакате:

Очевидно, что использование термина “русский народ”, вместо постоянно употреблявшегося до этого официальной пропагандой “советского народа” стало возможно после известного тоста Сталина за русский народ на кремлёвском приёме 24 мая 1945 года в честь командующих войсками Красной Армии. Вот стенограмма этого тоста:

– Товарищи, разрешите мне поднять еще один, последний тост.

Я, как представитель нашего Советского правительства, хотел бы поднять тост за здоровье нашего советского народа и, прежде всего, русского народа. (Бурные, продолжительные аплодисменты, крики «ура»)

Я пью, прежде всего, за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза.

Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне и раньше заслужил звание, если хотите, руководящей силы нашего Советского Союза среди всех народов нашей страны.

Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он - руководящий народ, но и потому, что у него имеется здравый смысл, общеполитический здравый смысл и терпение.

У нашего правительства было немало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941-42 гг., когда наша армия отступала, покидала родные нам села и города Украины, Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, Карело-Финской республики, покидала, потому что не было другого выхода. Какой-нибудь другой народ мог сказать: вы не оправдали наших надежд, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой. Это могло случиться, имейте в виду.

Но русский народ на это не пошел, русский народ не пошёл на компромисс, он оказал безграничное доверие нашему правительству. Повторяю, у нас были ошибки, первые два года наша армия вынуждена была отступать, выходило так, что не овладели событиями, не совладали с создавшимся положением. Однако русский народ верил, терпел, выжидал и надеялся, что мы все-таки с событиями справимся.

Вот за это доверие нашему правительству, которое русский народ нам оказал, спасибо ему великое!

За здоровье русского народа!

1945 г. Кокорекин А. Победоносной Родине – слава!




С ДНЕМ ПОБЕДЫ!!!

Post Views: 1 659

Могу даже предположить, что в преддверии праздника эту серию рисунков может кто-то из читателей раскритиковать, увидев в самом названии серии художника призыв к ненависти и мести. Не надо забывать, что рисунки созданы в 1942 году, когда огромные территории страны были оккупированы фашистами. Конечно, это удел историков - передать следующим поколениям всю правду о той великой войне, какова бы эта правда не была... А творчество Шмаринова - тоже уже история, в том числе и история войны. Поэтому и решил рассказать о художнике и показать его цикл "Не забудем, не простим!".

Дементий Алексеевич Шмаринов

Советский и российский график, иллюстратор, педагог, профессор, академик Академии художеств СССР (1953),член-корреспондент Академии искусств ГДР (1970), народный художник СССР (1967), лауреат Сталинской премии второй степени (1943), Ленинской премии (1980) и премии Президента РФ в области культуры и искусства (1997).
Шмаринов родился в семье агронома. В 1919-1922 годах учился в Киеве в студии профессора Киевского художественного института Николая Адриановича Прахова (18 мая 1873, Рим - 25 ноября 1957, Киев). Затем, в 1923-1928 годах, продолжил учебу в Москве – в студии Ксаверия Павловича Чемко, где его педагогом был преподаватель ВХУТЕМАСа (Высшие художественно-технические мастерские) у Дмитрий Николаевич Кардовский (24 августа (5 сентября) 1866 - 9 февраля 1943). Дементий Шмаринов известен, в основном, как иллюстратор, работавший в монохромных техниках углем и черной акварелью. Художник создал иллюстрации к романам «Жизнь Матвея Кожемякина» (1936), «Дело Артамоновых» М. Горького, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского (1935-1936), «Пётр I» А. Н. Толстого (1940-1945), «Война и мир» Л. Н. Толстого (1953-1955), «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова (1941), «Повести Белкина» (1937), «Капитанская дочка» (1974) и «Пиковая дама» (1976) А. С. Пушкина, «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя, «Ромео и Джульетта» (1959-1960) и «Двенадцатая ночь» (1964) У. Шекспира, «По ком звонит колокол» Э. Хемингуэя (1979).
В 1942 году Шмаринов создал цикл антифашистских рисунков под общим названием «Не забудем, не простим», проникнутый гневной патетикой и повествующий о страданиях и мужестве народа в борьбе с врагом. Эта серия рисунков в 1943 году была издана отдельной книгой в ленинградском издательстве «Искусство» и в этом же году получила Сталинскую премию второй степени. В годы войны Шмаринов также стал автором плакатов «Отомсти!» (1941) и «Красная Армия несет освобождение от фашистского ига». Живописных работ художник написал мало, одна из них – «Встреча (На отвоеванной земле)» была написана в 1944-1945 годах. После войны художник несколько раз в разные годы избирался председателем правления Московского отделения Союза художников РСФСР (в 1959-1973 годах), в 1989 написал книгу воспоминаний «Годы жизни и работы».
Сын Дементия Алексеевича – Алексей (род. 4 апреля 1933) тоже стал художником. Он окончил с красным дипломом Московский художественный институт имени В.И. Сурикова (1952-1958). Сегодня Алексей Дементьевич – народный художник России (1993), лауреат Государственной премии РСФСР (1989), академик Российской академии художеств, член-корреспондент Общества деятелей искусств Австрии и интернационального Мюнхенского пресс-клуба, лауреат премии имени Петера Людвига (1994) и премии Общества деятелей искусств Австрии «Золотой Лавр» (2005), награжден орденами Почета (1999) и Преподобного Сергия Радонежского (2000). Как и отец, он основное внимание уделяет графике и книжной иллюстрации.

Серия "Не забудем, не простим!" (1942)

Шмаринов Дементий Алексеевич (1907-1999) Мать. 1942 г. Третьяковская галерея

Шмаринов Дементий Алексеевич (1907-1999) Фашистская орда. 1942 г. Третьяковская галерея

Шмаринов Дементий Алексеевич (1907-1999) Беженцы. 1942 г. Третьяковская галерея

Шмаринов Дементий Алексеевич (1907-1999) Грабители. 1942 г. Третьяковская галерея

Шмаринов Дементий Алексеевич (1907-1999) Насильники. 1942 г. Третьяковская галерея

Шмаринов Дементий Алексеевич (1907-1999) В рабство. 1942 г. Третьяковская галерея

Шмаринов Дементий Алексеевич (1907-1999) Добили. Расправа над раненными красноармейцами. 1942 г. Третьяковская галерея

Шмаринов Дементий Алексеевич (1907-1999) Расстрел. 1942 г. Третьяковская галерея

Фото: Александра Гармажапова 2 марта 2014 14:01 / Политика

Человек из "группы Милонова" ударил протестующего с плакатом "Нет войне!"

Онлайн-хроника

Как сообщает корреспондент "Новой", на площади перед Мариинским дворцом собрались 100-150 человек, выступающих против ввода российских войск в Крым. Люди стоят с плакатами "Нет войне!". Женщина держит транспарант "У меня родные в Крыму. Не хочу, чтобы их убили. На Исаакиевскую площадь прибыл депутат Милонов с соратниками. Милонов говорит, что готов пойти добровольцем на войну и "разобраться с либеральной нечистью". Один из милоновцев ударил в нос человека с плакатом. После чего спокойно отошел в толпу. У пострадавшего хлещет кровь. На вопрос, будет ли он обращаться в полицию, мужчина грустно ответил: "Кому тут жаловаться!" - но не покинул площадь.

"Обращаться в полицию? Кому там жаловаться?"

На митинге задержали уже пятерых протестующих. Появились казаки, с ними экс-глава петербургской милиции Крамарев. Задерживают всех с украинской символикой и плакатами. Среди протестантов три депутата ЗакСа - Галкина, Резник и Кобринский и экс-депутат Госдумы Юлий Рыбаков. Галкина и Резник пришли, несмотря на то что подверглись за участие в митинге на Малой Садовой против несправедливого приговора узникам Болотной.


Депутат Ольга Галкина сейчас перед Мариинским дворцом

ОМОН на Исаакиевской площади ведет себя более мирно, чем несколько дней назад на Малой Садовой

Депутаты ЗакСа просят митингующих разойтись и прийти через неделю на согласованный митинг на Марсовом поле. Девушка из толпы кричит: "Люди, спасибо, что пришли!" Аплодируют.

Полиция тащит людей в автозаки, а псевдоказаки кричат: "Молодцы!" "Русских хотят защищать в Крыму, а тут - тащат в автозаки. Мне стыдно", - говорит какая-то девушка в толпе .


Протестующая с плакатом, порванным "милоновцами"


На Исаакиевской площади собрались 100-150 человек

Казаки упрекают протестующих:

Вы рассуждаете как либерал!

Кто такие, по-вашему, либералы?

Враги народа.

Милонову кричат: "Позор!" Он продолжает раздавать интервью.

Среди протестантов появляется батюшка. Он призывает всех к миру. Казаки отвечают ему матом. Батюшка говорит, что Россия больна агрессией. Казаки его провоцируют - спрашивают, подставлять ли им щеку и ж*пу украинцам.

Казак кричит: "Крым - это Россия". Незнакомая девушка предлагает ему отдать монголам пол-России и претендовать на Аляску.

Полиция задержала Анатолия Артюха, представляющего милоновский "Народный собор". Всего задержано 22 человека.

Батюшка призывает к миру. Ему отвечают матом