При какой температуре включают отопление в садиках. Обеспечение теплоснабжения детского сада. Основные решения по вентиляции и кондиционированию

По словам вице-премьера Ольги Голодец, с каждым годом в нашей стране растет число детей, которым необходимо место в детском саду. Так, в 2002 г. в России было зарегистрировано 6,7 миллиона детей в возрасте от 3 до 7 лет, в 2012-м — 7,6 миллиона, а к 2015 году их будет уже 8,4 миллиона. «И это не прогноз, а фактические данные, поскольку эти дети уже родились, — уточняет Ольга Голодец. — В очереди в детский сад стоят порядка двух миллионов ребят».

С другой стороны, количество самих дошкольных образовательных учреждений сократилось вдвое по сравнению с 1990 годом.

Наиболее активные мамы детей дошкольного возраста еще год-два назад собирали митинги, лейтмотивом выступлений и агитплакатов которых был призыв «Верните детям детские сады!» Речь шла о выселении из бывших зданий дошкольных учреждений всевозможных муниципальных служб, занявших их в 1990-е, а также о расселении семей, которым некоторые бывшие детские сады отдали под жилье (нередко его получали врачи и учителя). Тем не менее, если хоть немного разобраться в ситуации, то окажется, что выселение государственных и муниципальных служб из вчерашних детских садиков проблему не решит.

«Подавляющее большинство построенных до 1990 гг. дошкольных учреждений не соответствуют современным строительным нормативам и положениям закона «Об энергосбережении» , а потому требуют серьезных капиталовложений в реконструкцию, — считает директор ООО «Теплосеть» Сергей Пономарев (г. Бийск Алтайского края). — Минимум, который сегодня решает эту проблему в действующих дошкольных учреждениях, — установка пластиковых окон с тройным остеклением, приборов учета, средств теплоавтоматики, в некоторых случаях — утепление фасадов. Возвращение старых зданий детских садов, которые сегодня заняты госслужбами и жильем, потребует реконструкции и в строительной, и в энергетической части: наличие только пластиковых окон и металлопластиковых стояков отопления проблему не решит. С экономической точки зрения гораздо дешевле построить новые здания, обеспечив их современным энергосберегающим оборудованием» . «Замена изношенных труб в действующих учреждениях социальной сферы, установка пластиковых окон и другие подобные мероприятия, безусловно, важны, но не играют приоритетной роли при решении задач создания комфортного микроклимата и теплосбережения, — соглашается Антон Белов, заместитель директора теплового отдела компании «Данфосс ». — Без комплексной автоматизации и использования современного энергоэффективного инженерного оборудования этих вопросов не решить. К тому же, опыт показывает: какими бы дорогими не казались на первый взгляд эти решения, они окупаются в среднем за 2-3 года» . Необходимость создания комфортных условий для детей является сегодня еще одной проблемой дошкольных учреждений. Несбалансированный микроклимат в помещениях детских садов становится одной из основных причин роста заболеваемости малышей. «Когда получили место в детском саду — радости не было предела. Но очень быстро она сменилась разочарованием: сын проходил в детский сад всего неделю — и заболел, — рассказывает Анна Кудрявцева, мама 4-летнего Максима из Бийска (Алтайский край). — Оказалось, ничего удивительного в этом нет, и дело отнюдь не в адаптации ребенка. Один воспитатель заставляет детей теплее одеваться, не проветривает помещение, полагая, что таким образом он спасает их от простуды, а другой, наоборот, заводит разгоряченных детей с прогулки, хотя форточки в группе еще не закрыты».

Как можно видеть из примера, нередко комфортный уровень температуры в помещении оценивается воспитателем или педагогом исходя из собственных ощущений и мнения о том, каким должен быть оптимальный для ребенка микроклимат. Тем более что работникам детсадов, как правило, приходится самостоятельно регулировать температуру в помещениях детского сада (главным образом, открывая и закрывая форточки), поскольку автоматизация этого процесса устаревшими проектами не предусмотрена. В частности, знакомство с Федеральным банком данных проектирования объектов капитального строительства и наиболее экономически эффективных проектов повторного применения на сайте Минрегиона РФ (например, Москвы, Томской области и Алтайского края) повергает в уныние — представленные здесь проекты детских садов вряд ли можно назвать в полной мере теплосберегающими. В лучшем случае документация предусматривает использование водяных теплых полов и установку пластиковых окон.

Между тем, сегодня есть успешные реализованные проекты, доказывающие, что современные решения для систем отопления и водоснабжения способны дать ответы сразу на все существующие вопросы. Как отмечает Антон Белов («Данфосс »), в подавляющем большинстве случаев решение задач создания комфортного микроклимата и энергосбережения достигается благодаря использованию автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов (АИТП) с погодной компенсацией. Одна из особенностей этого решения заключается в том, что автоматика позволяет задавать различные режимы работы отопительной системы. Например, можно запрограммировать снижение температуры воздуха в помещениях в ночное время и выходные дни, когда детей в садике нет. А в остальное время — поддерживать температуру на требуемом санитарными нормами уровне. Таким образом одновременно решаются задачи поддержания здорового микроклимата и экономии тепла.

Существенную роль в создании комфортных условий в помещениях детских садов играют также автоматические радиаторные терморегуляторы, устанавливаемые на отопительных приборах. Для детских учреждений специалисты рекомендуют применять терморегуляторы с газонаполненным датчиком, как наиболее чувствительные к перепадам температуры воздуха.

Существуют и еще более прогрессивные решения. Например, в Томске успешно функционирует энергоэффективный детский сад категории «А», где для обеспечения в группах комфортного микроклимата центральное отопление не используется вовсе. Основу системы теплоснабжения детского сада составляют тепловые насосы Danfoss, позволяющие на каждый затраченный киловатт питающей их электроэнергии получить от 4 до 6 кВт тепловой энергии. Другими словами, от 75 до 84 процентов тепловой энергии оказывается бесплатной, если сравнивать систему отопления нового детского сада с классической схемой теплоснабжения. Интересно, что подобные решения в Томске окупают себя еще на стадии строительства, поскольку подключение к городской теплосети стоит дороже полностью смонтированной «под ключ» системы на базе теплового насоса. Полученный опыт муниципальные органы планируют тиражировать на новые социальные объекты, возводимые в городе.

Не менее интересен пример детского сада № 347 в Перми: здесь энергосервисная компания за собственный счет установила энергосберегающее оборудование датского концерна, с тем, чтобы вернуть затраченные средства за счет экономии на потреблении топливно-энергетических ресурсов. Причем уже на следующий год она составила 54% от суммы затрат на модернизацию детского сада.

Примечательно, что оба проекта — и в Томске, и в Перми — позволяют не только говорить о значительной экономии ресурсов и финансовых средств на их оплату, высокой окупаемости инвестиций, но и о формировании комфортного климата в помещениях детских садов. Руководители учреждений отмечают, что воспитанники меньше болеют, а проблемы с регулированием температуры в помещениях у них не стало вовсе.

Решая вопрос нехватки детских дошкольных учреждений, нельзя забывать и о сопутствующих задачах — создании комфортного для малышей микроклимата и энергосбережении. Как показывает практика, они не только не противоречат друг другу, но являются звеньями одной неразрывной цепи: экономить тепло можно без ущерба для здоровья, в первую очередь — самых маленьких граждан нашей страны.

Как грамотно составить договор об отоплении детского сада и как действовать руководству при возникновении перебоев с теплоснабжением, - рассказываем в статье. Дадим ответ, какие системы отопления выбрать для детских садов.

По вопросам обеспечения отопления в детском саду заведующий взаимодействует, в первую очередь, с органами местного самоуправления либо с теплоснабжающими организациями, которые по поручению данных органов оказывают услуги теплоснабжения на территории муниципального образовательного учреждения.

Организации, поставляющие отопление детским садам

Органы местного самоуправления, являющиеся учредителями детских садов, по закону обязаны создавать условия для обеспечения нормальной жизнедеятельности ДОУ, в том числе заботиться об отоплении.

Полномочия по организации теплоснабжения возлагают на органы местного самоуправления поселений и городских округов (первого уровня) и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (второго уровня).

Детским садам по вопросам отопления своих помещений нужно обращаться к теплоснабжающим организациям. В соответствии с Законом № 131ФЗ органы местного самоуправления для организации теплоснабжения могут создавать специальные предприятия и учреждения. В то же время отоплением ДОУ, расположенных на территории поселений и городских округов, могут заниматься не муниципальные, а иные (государственные или частные) теплоснабжающие предприятия на основании муниципальных контрактов.

КАК НЕ ЗАМЕРЗНУТЬ ЗИМОЙ В ДЕТСКОМ САДУ

Раздайте карточки с поручениями каждому сотруднику и проверьте выполнение по электронным чек-листам в журнале «Справочник руководителя дошкольного учреждения»

Готов ли ваш ДОО к зиме?

Заключение договора об отоплении в ДОУ

Детский сад от имени юридического лица заключает специальный договор с теплоснабжающей организацией на поставку тепловой энергии (теплоснабжения). При заключении данного договора для избежание негативных последствий руководителю необходимо обратить внимание на следующие моменты.

    В договоре об отоплении должно быть указано количество тепловой энергии, которое теплоснабжающая организация обязуется поставлять ДОУ. Важный момент: общий объем тепловой энергии лучше разбить по месяцам. В таком случае руководству будет проще отслеживать работу исполнителя и предъявлять претензии в связи с ненадлежащим исполнением.

    В договоре об обеспечении теплоснабжения будет правильным установить требования к температурному режиму в помещениях ДОУ. Этот пункт особенно актуален, если в детском саду нет теплового счетчика и каким-то другим способом невозможно определить количество поставленной тепловой энергии. Требования прописываются на основании п. 2.6 СанПиН.

    Финансированием детского сада преимущественно занимается собственник (учредитель). От него зависит, насколько своевременно и в полном объеме ДОУ оплачивает оказанные услуги. В связи с этим из договора об отоплении желательно исключить штрафные санкции (штрафы, пени, неустойки и т.д.) в отношении учреждения за несвоевременную или не в полном объеме оплату услуг теплоснабжения. В противном случае детскому учреждению придется отвечать за нарушение установленных договором сроков (или объемов) оплаты услуг теплоснабжения, хотя нести ответственность должен учредитель.

    В договоре об отоплении между ДОУ и теплоснабжающей организацией будет разумным предусмотреть порядок снижения оплаты за недопоставленную тепловую энергию или поставленную не в полном объеме.

    В договоре о теплоснабжении детского сада можно также определить порядок привлечения поставщика тепловой энергии к материальной ответственности за нарушении обязательств по соглашению. Однако, сделать это удается крайне редко.

Цену договора теплоснабжения детского сада определяют исходя из установленных местных тарифов на тепловую энергию по разделу “бюджетные потребители”.

Перебои в теплоснабжении детского сада: порядок действий руководителя

На практике довольно часто случаются ситуации, когда детский сад остается без теплоснабжения (например, при аварии на теплосетях или приостановлении поставки тепловой энергии в одностороннем порядке). Заведующий в этом случае должен приложить все усилия для защиты законных интересов и соблюдения прав дошкольного учреждения и всех участников образовательного процесса.

Информацию о перебоях в теплоснабжении руководитель незамедлительно передает учредителю, органам местного самоуправления, органу управления образованием. Сведения также подаются в теплоснабжающую организацию и диспетчерскую службу (при наличии таковой). Такая оперативность позволит восстановить теплоснабжение в детском саду в короткие сроки.

Дошкольное учреждение обязано приостановить свою деятельность, если в результате ограничения или отключения тепловой энергии температура воздуха в помещениях опустилась ниже границ, допустимых СанПиН, и нет возможности обогревать помещения альтернативными источниками тепла.

В противном случае учреждение либо его руководитель понесут административную ответственность и будут обязаны выплатить штраф. В соответствии со ст. 6.7 КОАП РФ "Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения", учреждение заплатит штраф в размере от 20 000 до 30 000 рублей, а руководителя могут оштрафовать на сумму от 2000 до 3000 рублей.

Детский сад относится к первой категории надежности теплоснабжения, то есть не допускает перерывов в подаче тепловой энергии и снижения температуры воздуха в помещениях ниже предусмотренных ГОСТ 30494.

Для детских садов установлены следующие нормы отопления:

    для спален в ясельных группах - 21 градус, в дошкольных группах - 19 градусов; допустимая более низкая температура для спален - 18 градусов;

    температура в групповых помещениях и раздевалках дошкольных групп - 21 градус;

    для туалетов яслей оптимальная температура - 22 градуса, для дошкольных групп - 20 градусов;

    в музыкальных и гимнастических залах - 19 градусов;

    в бассейнах - 29 градусов;

    в медицинском кабинете - 22 градуса;

    в отапливаемых переходах - 15 градусов.

Указанные нормы отопления в детских садах обязательны для местностей со средней температурой в январе ниже -14 градусов Цельсия.

Обязанности компании, осуществляющей теплоснабжение детского сада

Иногда происходят перерывы в теплоснабжении по вине теплоснабжающей компании. В таком случае компания возмещает дошкольному учреждению убытки в порядке, установленном законодательством и договором об отоплении.

Таким образом, если в период отсутствия центрального теплоснабжения детский сад использовал альтернативные источники тепла (например, электрические обогреватели), расходы, связанные с их приобретением и эксплуатацией, оплачивает теплоснабжающая организация.

Кроме того, теплоснабжающая организация обязана компенсировать убытки, понесенные дошкольным учреждением, в том случае, когда приходится временно закрывать детский сад из-за отсутствия теплоснабжения и возвращать часть родительской платы за этот период.

Порядок оплаты за отопление в детском саду

Дошкольные учреждения освобождены от обязанности оплачивать тепловую энергию с применением авансовых платежей. То есть детские сады могут оплачивать услуги теплоснабжения по окончании расчетного периода (месяца, в котором услуга была фактически оказана). Об этом говорится в п. 2 Порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.04.2000 № 294.

Теплоснабжающая организация по требованию ДОУ обязана выставлять счета за фактически принятое учреждением тепло, и делать перерасчет платы за тот период, когда теплоснабжение подавалось с перебоями или фактически отсутствовало.

Получите диплом установленного образца

Узнать больше о договорных отношениях, требованиях к оснащению и получить методические рекомендации экспертов поможет учебная программа Административно-хозяйственная деятельность .

Реконструкция систем отопления детских садов

При реконструкции систем отопления в детских садах возникает масса проблем, связанных с

    износом труб и приборов отопления;

    перепланировкой помещений;

    утеплением наружных стен зданий;

    ужесточением норм и правил при проектировании;

    переходом на независимую от тепловых сетей систему теплоснабжения.

Зачастую эти проблемы можно решить только полной заменой схемы системы отопления. Для детских садов наиболее оптимальной является горизонтальная поэтажная тупиковая система отопления.

В качестве отопительных приборов допускается использовать биметаллические секционные радиаторы. Это самый оптимальный вариант на сегодня. Радиаторы отопления, установленные в детском саду, должны быть закрыты коробами из гипсокартона с решетками (для отопительных приборов) из дерева или других термостойких материалов. При использовании радиатора необходимо проветривать помещение каждые 1,5 часа по 10 минут.

На первых этажах, для групповых, спальных и раздевальных помещений рекомендуется устройство теплого пола. Поверхность пола зимой должна быть не менее 22 градусов.

В детских садах, как правило, не допускается паровое отопление. Для вновь строящихся и проектируемых зданий дошкольных учреждений не используется печное отопление.

Система отопления детского сада проектируется согласно следующим нормативным документам:

    СанПиН 2.4.1.2660-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях”;

    СП 118.13330.2012 “Общественные здания и сооружения”;

    СП 60.13330.2012 “Отопление, вентиляция и кондиционирование”.

Подводя итоги, можно отметить, что ДОУ для защиты своих интересов в отношениях с теплоснабжающей организацией необходимо иметь грамотно составленный договор на поставку тепловой энергии и приборы учета (тепловые счетчики).

Контроль за условиями содержания детей в детских садах и школах осуществляется государственными регулирующими органами. Их главная задача состоит в соблюдении установленных нормативными документами норм. Согласно правительственным постановлениям были разработаны специальные документы, определяющие допустимые условия в учреждениях для детей.

Допустимые и рекомендуемые нормы содержания детей в учебных заведениях, которые попали в нормативные регулирующие документы, были установлены еще несколько десятилетий назад. Нормы были определены на основе научных исследований. Условия, определяемые нормами, наиболее способствуют сохранению детского здоровья. Правильность требований нормативных документов была подтверждена долгой историей наблюдений, при отклонении от норм в отдельных учреждениях неизбежно наблюдается всплеск заболеваемости у посещающих их детей. Таким образом, любое детское учреждение должно стремиться максимально придерживаться установленных норм.

Наиболее важными показателями, за которыми обязаны следить в детских учреждениях, являются:

Стоит отметить, что нормы по этим показателям приблизительно одинаковы на всей территории бывшего Советского Союза. Это является следствием не только общей физиологии детей, но и того, что новым государствам достались в наследство все нормативные документы Советского Союза, с тех пор не произошло их особой коррекции. Таким образом, эта статья является актуальной для всего СНГ и нескольких других стран по состоянию на текущий год и следующий 2019-й.

Требования к показателям в детских садах

Для детских садов нормы следующие: в игровых комнатах температура не должна опускаться ниже 21 градуса Цельсия, рекомендуемая температура – 24 градуса. В спальных комнатах допустима более низкая температура, до 18 градусов, рекомендуется довести температуру до 22 градусов Цельсия. Указанные температуры обязательны для местностей, имеющих среднюю температуру в январе ниже -14 градусов Цельсия.

Из прочитанного может сложиться впечатление, что чем выше температура во внутренних помещениях детского сада, тем лучше. На самом деле, слишком высокие температуры могут быть еще более вредными, чем низкие. Так, если временные и незначительные отклонения в сторону понижения температуры ниже рекомендуемого уровня допускаются, то обратные отклонения являются крайне нежелательными. Для игровых комнат максимально допустимая температура составляет 24 градуса Цельсия, а для спален – 22 градуса.

Существуют четко определенные нормы для влажности воздуха, ее значение должно составлять от 40% до 60%. На практике далеко не всегда следят за правильным значением этого показателя. Это весьма прискорбно, так как приборы для определения уровня влажности не являются тяжело доступными или сложными в обращении и эксплуатации. Тем не менее следить за влажностью воздуха необходимо, поддержание оптимального уровня влажности хорошо влияет на сопротивляемость организма заболеваниям, а неблагоприятная влажность повышает риск заболевания различными недугами, особенно дыхательных путей.

Для свежести воздуха не указаны точные количественные нормы, однако отмечено, что проветривания должны проводиться регулярно. Именно проветривания являются основным и единственным фактически доступным в большинстве детских садов способом поддержания приемлемого уровня свежести воздуха.

Согласно нормативам, проветривание должно осуществляться периодически в течение всего дневного времени суток. Одностороннее проветривание допускается и в присутствии детей в помещении. Двухстороннее проветривание, то есть сквозняком, должно проводиться во время отсутствия детей. Зимой перед тихим часом в спальнях сквозное проветривание заканчивается за полчаса до прихода группы детей.

Одностороннее проветривание рекомендуется проводить и во время самого тихого часа, когда воздух прогреется после двухстороннего проветривания. Однако важно помнить, что сквозное проветривание должно быть прекращено за полчаса до начала тихого часа, а одностороннее – за полчаса до его конца. В теплую пору года одностороннее проветривание проводится постоянно как в дневное, так и в ночное время суток.

К сожалению, нормы состояния воздуха во внутренних помещениях детских садов систематически нарушаются в большинстве учреждений. За влажностью воздуха никто, по сути, не следит, проветривания проводятся с разной частотой, но практически всегда с недостаточной. Температура в помещениях, как правило, намного выше рекомендуемых норм, нередко она превышает уровень в 30 градусов Цельсия и редко когда бывает ниже 28 градусов.

Высокая температура и эпизодичность проветриваний приводят к сильному высушиванию воздуха в детских садиках. Последнее обстоятельство не сильно заботит руководство учреждений хотя бы потому, что оно вообще не следит за показателями влажности. Найти в детском саду гигрометр (прибор для измерения уровня влажности) – большая редкость. Слишком низкая влажность воздуха в детских садах представляет собой большую проблему, которая способствует высокой заболеваемости простудными заболеваниями.

Интересно, что зачастую руководство детских учреждений использует превышающую норму температуру воздуха как средство борьбы с заболеваемостью среди детей. На самом же деле, температура выше рекомендуемой, высушивая воздух, только увеличивает заболеваемость. Рекомендуемая температура вполне достаточна для комфортного состояния детского организма, а вот низкая влажность воздуха высушивает слизистые поверхности дыхательных путей. Слизь на дыхательных путях выполняет важную функцию, она обеспечивает местный иммунитет. Если она высохнет, то уязвимость организма к заболеваниям резко вырастет. Высохшая слизь теряет свои иммунные свойства, в то же время она является отличной питательной средой для развития различных микроорганизмов, в том числе и болезнетворных. Напротив, на увлажненных слизью дыхательных путях болезнетворным микробам тяжело закрепиться, даже если они смогут зацепиться, то сразу же подвергнутся воздействию местного иммунитета.

Особо важно значение поддержания оптимальной влажности в холодную пору года. В это время дети большую часть суток проводят в закрытых и натопленных помещениях. Следовательно, большое количество детей, сосредоточенных в одном месте, создают отличные условия для распространения заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем, то есть через дыхательные пути. Не стоит недооценивать опасность сухого воздуха, по научным сведениям именно недостаточная влажность воздуха является одной из основных причин возникновения следующих заболеваний:

  1. Гайморит.
  2. Тонзиллит.
  3. Бронхит.
  4. Отит.
  5. Воспаление легких.
  6. Аллергические заболевания дыхательных путей.

Таким образом, сухой воздух может привести к появлению у ребенка астмы и прочих малоприятных заболеваний.

Дополнительные осложнения вызывает то, что дети намного хуже взрослых переносят жару. Обмен веществ и, соответственно, теплообразование у детей более интенсивные, при этом отдача тепла в окружающую среду происходит главным образом посредством выдыхания воздуха.

Таким образом, для детей комфортная и безопасная температура окружающего воздуха более низка, чем для взрослых. Высокая температура окружающей среды приводит к излишней потливости, загустеванию крови, неблагоприятным условиям работы внутренних органов. Так как теплоотдача происходит преимущественно посредством выдыхания воздуха, то дыхательные пути у детей пересушиваются еще сильнее, чем у взрослых.

Важно знать, что большинство инфекций, которые вызывают ОРВИ, очень плохо переносят холодный воздух, особенно если перемена температуры произошла быстро, отлично себя они чувствуют в сухой и теплой атмосфере. Таким образом, жаркая и сухая среда в детских садах способствует распространению инфекций, которые передаются воздушно-капельным путем. Напротив, частые проветривания увлажняют воздух и понижают концентрацию болезнетворных микроорганизмов в воздухе.

Способы достижения идеальных параметров

Однако не всякое проветривание повышает влажность воздуха. Чем холоднее воздух, тем меньше он содержит влаги, поэтому проветривания в холодную пору года не всегда могут помочь поддержать оптимальную влажность воздуха в помещении. Для того чтобы создавать оптимальные условия для детей, необходимо, прежде всего, завести в каждой комнате термометр и гигрометр. Персонал детских садов должен мониторить их показания.

Температура воздуха должна оставаться оптимальной, тогда влажность воздуха не будет падать слишком сильно. Дополнительно повысить влажность можно с помощью увлажнителя воздуха – специального прибора, насыщающего воздух водой. Предпочтение стоит отдавать ультразвуковым приборам, паровые увлажнители не вызывают одобрения специалистов. Желательно ограничивать доступ воздуха к батареям отопления, для этого их стоит закрывать специальным экраном или кожухом.

Не всегда есть возможность поддерживать идеальные показатели воздуха. Однако стоит добиваться наибольшего соответствия реальных и рекомендуемых показателей, чем более близкими к эталонным окажутся реальные показатели, тем ниже будет заболеваемость в учреждении.

Отопление в этом году началось позже обычного. Страна, как-никак, идет в Европу! Идет настолько быстро, что газ за ней не успевает... В общем, кто-то с кем-то не договорился, кто-то не закупил, кому-то не дали кредит, где-то прорвало и т. д. Короче говоря, на улице + 5 °С, а батареи холодные.

Ежедневно по телевизору показывали репортажи о несчастных детях, замерзающих в детских садах. Там всего +17 °С, детки в свитерах, но мужественные: скачут, улыбаются... Крупным планом возмущенные мамы. Они уж точно понимают всю серьезность ситуации: кошмар, надо что-то делать, заморозим ведь детей!

Ну наконец-то, ДОЖДАЛИСЬ! Включили-таки отопление. Полегчало. Отлегло.

Столбики термометров поползли вверх, быстро преодолели символические 20 °С, оставили позади нормальные 22 °С, перепрыгнули комфортные 25 °С и замерли наконец на уровне теплых 28-30 °С.

Все дружно успокоились. Мамы довольны, журналисты потеряли интерес, дети... А что, собственно, дети? Пусть снимают свитера и радуются побыстрее. Почему побыстрее? Да потому, что радоваться недолго осталось...

Мы все прекрасно понимаем: температура воздуха в помещениях детских дошкольных учреждений (ДДУ) не может быть такой, как хочется директору садика, нянечке или воспитательнице. Она (эта температура) не устанавливается по прихоти какой-либо особо активной мамочки или по решению особо демократического органа под названием «родительское собрание».

Температура воздуха в ДДУ строго регламентируется особым документом, который носит гордое название «Государственные санитарные правила и нормы...».

Государство решило, что ему необходимы особые, опять-таки государственные, органы, которые возьмут на себя заботу о здоровье детей. Как следствие - во всех без исключения республиках бывшего СССР имеются министерства, контролирующие всё, что связано с охраной детского здоровья, и организующие работу ДДУ и школ. Министерства эти называются по-разному: здравоохранения, охраны здоровья, образования, образования и науки и т.д. и т.п., но суть и направленность действий от названия не зависит.

Под руководством министерств ученые мужи в течение многих десятилетий проводили исследования, ставящие своей целью узнать, какими должны быть параметры воздуха в школах и ДДУ. Вполне очевидно, что должные, правильные, нормальные параметры воздуха - это такие параметры, при которых отрицательное влияние на здоровье ребенка, а следовательно, и заболеваемость - минимальны.

Ученые установили, что имеются три основных показателя, подлежащие контролю:

1) температура воздуха;

2) относительная влажность воздуха;

3) интенсивность воздухообмена.

Для каждого показателя медицинской наукой определены оптимальные значения, которые, собственно, и включены в упомянутые выше «Государственные санитарные правила и нормы...». О каком бы государстве ни шла речь (России, Украине, Беларуси, Молдове и т.д.), значения эти примерно одинаковы. Нет, они могут отличаться на 1 °С или на 5% относительной влажности, но отличия эти - скорей попытка продемонстрировать оригинальность и независимость от тоталитарных инструкций бывшего СССР, нежели расхождение во мнениях.

Никто никаких новых исследований не проводил, да и зачем, ежели и без того все ясно и ответы на вопросы получены.

Итак, где бы вы ни жили - если ваш ребенок посещает детский сад, там должна быть температура в игровых комнатах 21-24 °С, а в спальнях 18 - 22 °С. При этом 24 °С в игровой и 22 °С в спальне - это рекомендация для ясельных групп, расположенных в климатических районах, где среднемесячная температура января колеблется от -14 до -32 °С.

Еще раз повторим. Пожалуйста, запомните:

температура воздуха в игровой комнате детского сада никогда и ни при каких обстоятельствах не должна превышать 24 °С ;

температура воздуха в спальне детского сада никогда и ни при каких обстоятельствах не должна превышать 22 °С .

С влажностью воздуха на первый взгляд проще: никто толком не понимает, что это такое, зачем и чем ее измерять, как ее регулировать и кто должен этим заниматься. Неудивительно, что рекомендации, в соответствии с которыми относительная влажность воздуха должна составлять 40-60%, воспринимаются как нечто абстрактное и непостижимое. Тем не менее на этом этапе давайте хотя бы повторим и запомним:

относительная влажность воздуха в помещениях детского сада должна составлять 40-60%.

Теперь нормы для школ :

температура воздуха в классах 17-20 °С, в мастерских 16-18 °С, в спортивном зале - 15-17 °С;

относительная влажность воздуха 40-60% .

Несколько слов о воздухообмене. Главным способом его практической реализации является проветривание, но проветривание крайне сложно регламентировать и контролировать. Тем не менее вам наверняка будет интересно ознакомиться с некоторыми положениями Государственных норм и правил для ДДУ:

- Для создания благоприятных условий среды необходимо ежедневно тщательно проветривать все помещения. Наиболее эффективно сквозное и угловое проветривание. Оно должно проводиться только в отсутствие детей: до их прихода, во время занятий в зале, во время прогулки.

- Одностороннее проветривание осуществляется в присутствии детей.

- В помещениях спален сквозное проветривание должно проводиться в отсутствие детей. В холодное время года фрамуги, форточки следует закрывать за 30 мин. до сна детей; открывать во время сна с одной стороны и закрывать за 30 мин. до подъема. В теплое время года сон (дневной и ночной) проводится при открытых окнах (избегать сквозняка).

Немного о проветривании в школах. Его рекомендуют осуществлять на переменах, при этом длительность проветривания определяется температурой на улице. При температуре выше +6 °С проветривать на малой перемене надобно от 4 до 10 минут, а на большой - от 25 до 35 минут. При температуре на улице ниже -10 °С проветривать на малой перемене надобно от 1 до 1,5 минут, а на большой - от 5 до 10 минут.

Что мы имеем на практике? В подавляющем, в абсолютном большинстве ДДУ и школ показатели воздуха Государственным требованиям не соответствуют. Возможны, разумеется, исключения, но исключения эти имеют место лишь тогда, когда возникает чрезвычайная ситуация: отопление не включили, авария, экстремально низкая температура на улице, низкое давление газа и т.д. и т.п. Тем не менее, если мы рассматриваем нормальный среднестатистический детский сад, в котором «нормально» работает отопительная система, так в этом детском саду температура и влажность воздуха практически всегда не соответствуют существующими требованиям .

Жалобы на то, что в детском саду очень жарко и нечем дышать, звучат ото всюду. Температура 28 °С - почти стандарт, 30 °С - совсем не редкость. Значение влажности воздуха - тайна за семью печатями. Детский сад, в котором имеется гигрометр (прибор для измерения влажности), - это такая же редкость, как детский сад с собственным бассейном, хотя создается впечатление, что бассейны встречаются чаще.

На первый взгляд ситуация абсолютно непонятна, абсурдна, необъяснима:

Имеются Государственные требования;

Имеются лица, обязанные эти требования выполнять, - администрация ДДУ и школ;

Имеются опять-таки государственные органы, обязанные контролировать выполнение этих требований, - органы санитарно-эпидемиологического надзора.

Требования игнорируются, ничего не происходит.

Может быть, все это ерунда? Ничего страшного? Может быть, так и надо? Тепло - это ведь не холодно (жар костей не ломит)!

Любая система отопления высушивает воздух. Чем интенсивнее работают нагреватели и, соответственно, чем выше температура в помещении, тем суше воздух.

Сухость воздуха - это очень плохо и опасно.

Почему?

Слизистые оболочки верхних дыхательных путей ежедневно контактируют с миллиардами микробов. Абсолютное большинство микробов не оказывает на организм никакого отрицательного влияния, поскольку, во-первых, они не могут закрепиться на поверхности слизистых оболочек (в носу, в горле), а во-вторых, слизистые оболочки вырабатывают жидкость (слизь, сопли, мокрота), которая в огромном количестве содержит вещества, убивающие вирусы и бактерии.

Способность слизистых оболочек останавливать и уничтожать микробы в месте внедрения называется местным иммунитетом . Если местный иммунитет не справился, тогда уже развивается болезнь и начинает работать иммунитет общий.

Если ваш ребенок часто болеет «простудными» болезнями, значит у него слабый местный иммунитет.

Врожденно слабым местный иммунитет не бывает практически никогда. Местный иммунитет уничтожается родителями и администрацией детских дошкольных учреждений .

Мы живем в стране, где минимум полгода отопительный сезон. Значит, минимум полгода (полжизни!) наши дети проводят большую часть времени в помещениях с сухим и теплым воздухом.

Сопли, мокрота, слизь могут убить инфекцию только тогда, когда они жидкие. Сухая слизь - это богатая белком питательная среда для бактерий.

Сухой воздух приводит к пересыханию слизистых оболочек и отключает систему местного иммунитета.

Сухой воздух высушивает слизь и способствует ее инфицированию. Засохшая слизь - главная причина отитов, гайморитов, бронхитов и воспалений легких.

Сухой воздух - главная причина роста аденоидов и развития хронических тонзиллитов.

Сухой воздух повышает чувствительность слизистых оболочек к пыли и аллергенам, отсюда риск аллергических болезней - от ринита до астмы.

Сухой воздух для детей намного опаснее, в сравнении со взрослыми: у детей более интенсивный обмен веществ, они вырабатывают больше тепла, а регулируют теплообмен не столько кожей (как мама и папа), сколько легкими. Сухой и теплый воздух не позволяет ребенку нормально «сбрасывать» лишнее тепло, это приводит к потерям жидкости во время дыхания и увеличивает потливость. Отсюда сгущение крови, нарушение работы внутренних органов, бесконечное питье по ночам и т.д.

Еще раз повторим: в отопительный сезон чем воздух теплее, тем он суше.

И еще один момент, исключительно важный в отношении проветривания.

Суть: самые распространенные детские болезни - ОРВИ (острые респираторные вирусные инфекции). Главная эпидемиологическая особенность респираторных вирусов состоит в том, что они мгновенно погибают в прохладном влажном движущемся воздухе и часами сохраняют свою активность в воздухе сухом, теплом и неподвижном. Таким образом, проветривание - самый эффективный способ профилактики ОРВИ в детских коллективах.

Существующая в детских учреждениях отопительная практика - это геноцид местного иммунитета . Это одна из главных причин бесконечных детсадовских соплей, это миллионы оплаченных государством больничных листов, это тонны съеденных антибиотиков, это десятки литров крови и сотни литров мочи, собранные для анализов, это тысячи госпитализаций.

И эта практика существует. И об этом не пишут журналисты. И это, похоже, не волнует никого. Если температура воздуха опустится на 2 °С ниже положенной, так об этом расскажут в новостях все центральные каналы, хотя риска здесь нет никакого и «проблема» с легкостью решается дополнительной рубашкой.

Почему все молчат или говорят такое, что лучше бы молчали?

1. Прежде всего потому, что не знают, как правильно, как должно быть. Более того, все убеждены в том, что ребенок маленький и слабенький, поэтому его надобно греть и кормить. Многочисленные примеры, показывающие, что голые и не перекормленные болеют реже, никого и ни в чем не убеждают.

2. Общественное мнение однозначно рассматривает тепло в качестве добра. Холод (20 °С), открытая форточка, прогулка в сырую погоду - якобы главные враги детского здоровья. Никто не может или не хочет понять: дети болеют не оттого, что мерзнут, а оттого, что потеют! Отит начался не потому, что было открыто окно, а потому, что из-за сухости воздуха засохла слизь в слуховой трубе...

3. Журналисты - носители общественного мнения и делают все для того, чтобы потакать общественному мнению. Репортаж о замерзающих детях! Какой отклик, какой рейтинг! Сам мэр звонил и просил прощения!

4. Администрация ДДУ и работники санитарных служб не имеют ни сил, ни авторитета, ни желаний для того, чтобы противостоять общественному мнению. Одна мамочка, устроившая скандал в связи с тем, что ее ребенок заболел бронхитом якобы потому, что была открыта форточка, отобьет у воспитательницы желание открывать эту форточку на долгие годы. Более того, именно эту воспитательницу обвинят во всех смертных грехах и никто не встанет на ее защиту.

5. Бесконечные детские «простудные» болезни - это бесконечный бизнес, это миллиарды, полученные от продажи стимуляторов иммунитета, витаминов, антибиотиков, отхаркивающих средств, капель в нос и т.д. и т.п. Это тысячи лабораторий, ищущих причины ваших частых болезней.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Прежде всего всем понять:

если температура и влажность воздуха в детском саду не соответствует государственным требованиям, значит работники детского сада совершают должностное преступление, а органы санитарного надзора, на это не реагирующие, преступление покрывают и таким образом становятся его соучастниками .

В спальнях и игровых комнатах каждого ДДУ должны быть термометры и гигрометры.

Проще всего приобретать электронные многофункциональные устройства - как правило, это часы, которые показывают и температуру, и влажность, и многое другое (в зависимости от цены).

Для увлажнения воздуха необходимо использовать специальные бытовые приборы - увлажнители воздуха. Паровые увлажнители для детских садов крайне не желательны, а ультразвуковые увлажнители - оптимальны.

Муниципальные детские сады должны требовать финансирования приобретения увлажнителей, опираясь на требования родительской общественности. Однако чем раньше вы проведете родительское собрание и обсудите, на какие средства вам купить термометр, гигрометр и увлажнитель, тем больше у вас появится шансов сэкономить на лекарствах.

Нагревательные элементы (батареи отопления) в детских учреждениях обязаны иметь регуляторы. Если регуляторов нет, думать о том, как их летом поставить, а пока уменьшать теплоотдачу батарей - обкладывать теплоизолятором (например, пенопластом), накрывать одеялами и т. д.

Помните: если в зимнее время вы открываете окно, то в комнату заходит холодный воздух, в котором практически нет воды (чем ниже температура воздуха, тем меньше в нем водяных паров). Нагреваясь, такой воздух высушивает воздух в помещении. Главный вывод - регулировать температуру воздуха надо закрытой батареей, а не открытой форточкой.

Совет администрации ДДУ. Напишите на бумаге большими буквами следующий текст:

«ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕМПЕРАТУРЕ И ВЛАЖНОСТИ ВОЗДУХА

В ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Температура воздуха в игровых комнатах 21-23 °С, а в спальнях 18 - 21 °С.

Относительная влажность воздуха 40-60%.

ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ ЭТИХ ТРЕБОВАНИЙ

АДМИНИСТРАЦИЯ ДДУ БУДЕТ ПРИВЛЕЧЕНА К ОТВЕТСТВЕННОСТИ».

Бумагу с указанным текстом повесьте так, чтобы ее видели все родители. Как только кто-нибудь откроет рот и начнет кричать про холод и т.д. - отправляйте его выяснять отношения с государством. Знакомьте с нормами всех, кого вы принимаете в ДДУ. Если подобные требования не устраивают, пусть сидят дома в обнимку с обогревателем.

Дорогие мамы и папы!

То, что делают в большинстве детских садов со здоровьем наших детей, - это невыносимо, и с этим надо бороться.

Государственные требования игнорируются, контролирующие органы свои функции не выполняют.

Давайте действовать самостоятельно! Ведь речь идет о здоровье наших детей! Это более чем достаточный повод для того, чтобы перестать надеяться на кого-либо и ждать милости от чиновников.

Мы прежде всего должны попытаться изменить общественное мнение, сделать все для того, чтобы люди получили элементарную информацию. Мы все должны понять: наши любимые, добрые и ласковые бабушки не являются носителями истины. Если бабушка убеждена в том, что открытая форточка - это плохо, а наука считает (и практика подтверждает), что это хорошо, так надо как-то определяться! Что нам дороже? Нервы бабушки или здоровье ребенка? Сложный выбор, но надо решать.

Коль скоро государство умыло руки, так давайте мы с вами будем формировать общественное мнение. Дайте ссылку на этот документ всем своим друзьям. Обсудите на форумах. Распечатайте, раздайте родителям, проведите родительские собрания. Расскажите здесь, что у вас получилось, поделитесь опытом.

Поймите главное: если нормальный от Бога ребенок не вылезает из болячек, значит у этого ребенка конфликт с окружающей средой. И надобно не ребенка лекарствами кормить, а по мере сил и возможностей изменять окружающую среду . Это наш долг перед Богом и совестью. Ну подумайте: о каком здоровье можно говорить, если полгода нашим детям нечем дышать!

При реконструкции систем отопления в детских дошкольных учрежденях возникает огромное количество проблем, которые решаются только полной заменой схемы системы отопления, разводки труб и приборов отопления. Причиной данных проблем является:

  • износ труб и приборов отопления;
  • перепланировка помещений;
  • утепление наружных стен здания;
  • ужесточение норм и правил при проектировании;
  • переход на независимую систему теплоснабжения от тепловых сетей.

Наиболее оптимальная для детских садов система отопления – горизонтальная поэтажная тупиковая. Если горизонтальные трубы невозможно проложить в конструкции пола или стен и требуется огромное количество проходов сквозь капитальные стены, то можно применить стояковую двухтрубную схему отопления.

Не допускается, в качестве теплоносителя, применение незамерзающей жидкости с добавками вредных веществ 1-го – 4-го классов опасности.

Система монтируется из металлопластиковых труб. Трубы, прокладываемые открыто вдоль стен, должны быть закрыты гипсокартонными коробами. Трубы прокладываются в теплоизоляции, обеспечивающей температуру поверхности не более 40 гр.Ц,

В качестве отопительных приборов оптимальны биметаллические секционные радиаторы. При этом радиаторы должны быть закрыты гипсокартонными коробами с решётками (для отопительных приборов) из дерева или других термостойких материалов. Длина радиатора должна быть не менее 75% ширины оконного проёма. Радиатор допускается устанавливать на высоте 50мм от уровня пола. Все приборы отопления необходимо оснащать терморегулирующими клапанами с устройством для балансировки системы. Приборы отопления рассчитываются с учётом проветривания. При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более 2-4 гр.Ц. Проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа.

На первых этажах, для помещений групповых, спальных и раздевальных, требуется устройство тёплого пола, монтируемого из металлопластиковых труб или труб из сшитого полиэтилена. В зимний период температура поверхности пола должна быть не менее 22 гр.Ц,

Как правило, в детских садах паровое отопление не допускается. Для вновь строящихся и реконструируемых зданий детских садов печное отопление не применяется.

Проектирование системы отопления детского сада следует выполнять согласно следующим нормативным документам:

  • СанПиН 2.4.1.2660-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях”;
  • СП 118.13330.2012 “Общественные здания и сооружения”;
  • СП 60.13330.2012 “Отопление, вентиляция и кондиционирование”.
Технико-экономические показатели системы отопления детского сада
Наименование показателя Значение
Плотность сетей трубопроводов отопления средняя
Удельная максимальная потребляемая мощность на 1 м.кв. от общей площади объекта 60 Вт*ч/м.кв.
Удельный годовой расход тепловой энегрии на 1 м.кв. от общей площади объекта 0,136 ГКал*год/м.кв.
Удельные финансовые затраты на теплоснабжение системы отопления объекта теплогенерирующими компаниями при стоимости 1 Гкал - 1100 руб. 149,6 руб.*год/м.кв.
Удельный расход топлива на теплоснабжение системы отопления объекта природным газом 19 м.куб.*год/м.кв.
Удельные финансовые затраты на теплоснабжение системы отопления объекта природным газом при стоимости 1 м.куб. - 4 руб. 76 руб.*год/м.кв.
Удельный расход топлива на теплоснабжение системы отопления объекта дровами 53 кг*год/м.кв.
Удельные финансовые затраты на теплоснабжение системы отопления объекта дровами при стоимости 1 кг. - 3,4 руб. 180,2 руб.*год/м.кв.

Качественный проект отопления детского сада выгодно заказать без посредников в инженерной студии Киселёва - проектировщика вентиляции, отопления и кондиционирования