География лёгкой и пищевой промышленности. Легкая и пищевая промышленность

Ø углубить знания об отраслевой структуре, выявить особенности и факторы размещения легкой промышленности;

Ø определить отраслевую структуру, выявить особенности размещения отраслей пищевой промышленности;

Легкая промышленность сформировалась как отрасли хозяйства еще в ХУ11 веке в Западной Европе и до второй половины Х1Х века была главной отраслью промышленности в мире. В ее состав входят текстильное, шелковое, меховое, швейное, кожевенно-обувное производства.

Текстильное производство - главная отрасль в мировой легкой промышленности. Она производит различные типы тканей: смесовые ткани (из разных видов химических волокон в примеси с натуральными) и натуральные – хлопчатобумажные, шерстяные, шёлковые, льняные, а так же трикотажные изделия, ковры. Около 50 % сырья, используемого в текстильной промышленности мира, приходится на химические волокна, 45 – на хлопок, 5 % на шерсть, льноволокно и др. виды. Текстильная производство – трудоемкая отрасль, поэтому выработка тканей перемещается в развивающиеся страны, которые имеют избыток дешевой рабочей силы. В мировом текстильном производстве сложилось пять главных регионов: Восточная Азия, Южная Азия, СНГ, Западная Европа и США.

С начала промышленной революции хлопчатобумажное производство в развитых странах, а производство хлопка в бывших колониях метрополий. Однако во второй половине ХХ века произошли существенные изменения в географии отрасли. Хлопчатобумажная промышленность приблизилась к сырьевым базам. Это привело к тому, что в странах Западной Европы и Северной Америки производство хлопчатобумажных тканей уменьшилось, а доля развивающихся стран возросла. Сейчас о сновными производителями хлопчатобумажных тканей является Китай (30% мирового производства), Индия (10%), Индонезия, Пакистан, США и др. Главными экспортёрами этого вида тканей являются Пакистан, Индия, Египет, Китай, Япония и Италия.

География шерстяных тканей за последнее столетие не претерпела особенных изменений. Ведущими производителями шерстяных тканей в мире являются страны Западной Европы, Япония и Китай. Так, на долю Китая приходится 15 % всех производимых в мире шерстяных тканей, аИталии –14 %. Производство шерстяных тканей значительно меньше производства хлопчатобумажных по своему объему. Шерстяное производство развитых стран работает на внутренний рынок. Она потребляет шерсть, ввозимую из Австралии, Новой Зеландии, ЮАР, Аргентины, Уругвая, Великобритании. В мировой оборот поступает около 55 % настрига шерсти. Шёлковая промышленность мира перешла сейчас на выпуск тканей из химических волокон.Абсолютное лидерство в изготовлении наиболее дорогих шелковых тканей занимает США (свыше 50%). Велика доля и стран Азии, особенно Индии, Китая, Таиланда, Республики Корня и Японии (более 40%). Что касается производства тканей из натурального шелка, то оно сосредоточено главным образом в Китае, Японии и Индии. Они же известны и как основные производители шелка-сырца.

Значительно уменьшилось в последнее десятилетие производство льняных тканей. Льняные ткани выпускаются в основном в России, Беларуси, Польше, Франции, Великобритании, Бельгии, Нидерландах. Среди других видов натурального текстильного сырья относительно широко используется джут, из которого производят мешковину, джутовое полотно, ковровую основу. Эти товары экспортируют Бангладеш и Индия - основные производители джута. Для производства ковров основным сырьём сейчас являются химические волокна и только традиционные вязаные ковры делают из шерсти. Среди стран мира главными производителями ковров являются США (ковры нетканого типа), Бельгия и Великобритания (вязаные и тканые ковры), Индия, Иран.

Изменения в отраслевой структуре в мировой легкой промышленности проявляются в ускоренном развитии трикотажного производства. Для производства трикотажных изделий сейчас широко используется химическое сырьё. Выпуск сложного дорогого трикотажа концентрируется в развитых странах (Италия, США, Франция), но быстро распространяется и новые индустриальные страны. В развивающих странах остается выпуск дешевого трикотажа, которые становятся основными экспортерами этой продукции.

Меховое производство. Заготовка меха и выпуск меховых изделий традиционно развиты в Канаде, США, Норвегии, Финляндии, России и Монголии.

Швейное производство . В швейном производстве законодателями моды является Франция, Италия, Англия, Германия, которые все больше специализируются на производстве модных, элитарных, индивидуальных изделий. Пошив массовых изделий все больше перемещается в развивающиеся страны с дешевой рабочей силой, что позволяет резко снизить себестоимость производимых изделий. Многие из них, прежде всего Китай, Индия, Южная Корея, Колумбия, стали крупнейшими экспортерами готовой одежды и бельевых изделий. Развивающиеся страны производят более 50% швейных изделий мира.

Кожевенно-обувное производство . Среди отраслей легкой промышленности производство обуви в наибольшей мере переместилось из развитых стран в страны с дешевой рабочей силой – развивающиеся страны. Лидерами в изготовлении обуви стали КНР (более 40% обуви в мире), Индия, Италия, Республика Корея, Тайвань, США, Франция, Испания. Развивающиеся страны Азии специализируются в большей мере на спортивной и домашней обуви. В развитых странах (Италия, Австрия, ФРГ, США) сохранилось в основном изготовление обуви из дорогого сырья, с высокой трудоемкостью производства. Крупнейшим производителем и экспортером такой обуви является Италия.

Пищевая промышленность. Пищевая промышленность имеет сложную структуру. Она делится на три крупные отрасли: пищевкусовую, мясо-молочную и рыбную . В свою очередь пищевкусовая промышленность делится на такие подотрасли как сахарная, кондитерская, маслобойная, мукомольно-крупяная, соляная и др.

Пищевая промышленность , используя сырьё растительного и животного происхождения, теснейшим образом взаимодействует с сельским хозяйством, рыбным и другими промыслами. Особое значение имеет связь с сельским хозяйством, которое обеспечивает пищевую промышленность наиболее массовыми видами сырья (зерном, картофелем, овощами, мясом, молоком и т.д.).

Продукция сахарного производство широко используется как для непосредственного потребления населением, так и других отраслях пищевой промышленности (хлебопекарной, кондитерской и др.). Поэтому производство сахара в мире продолжает расти. Потребление на душу сильно отличается по странам. На Кубе, в Великобритании, Австралии его потребляют 50 кг на человека, а в КНР – 6 кг. Географию отрасли определяет сырьевой фактор. Главный вид сырья - сахарный тростник. На долю его приходится до 2/3 мирового производства сахара. Поэтому более 1/3 продукта дает Азия, несколько меньше – Южная Америка. Главные поставщики сахара-сырца на мировой рынок – Индия, Бразилия, Куба, Таиланд, Мексика. В Европе, США, Канаде широко развито производство сахара из сахарной свеклы. Крупнейшими производителями этого вида сахара являютсяАвстралия, Франция, Бельгия, Великобритания, Россия, Украина.

Одна из характерных особенностей отрасли – повсеместность размещения. Те отрасли пищевой промышленности, которые потребляют много сырья, часто малотранспортабельного, ориентируются в своём размещении на сырьевые районы. Например, при производстве 1 тонны сахара из сахарной свеклы расходуется примерно 5 т исходного сырья. Хлебопекарное же производство, в которой на выпечку 1 т хлеба расходуется примерно 650 кг муки и которая производит малотранспортабельную продукцию, будет тяготеть в своём размещении к потребителю. В мясном производстве первичное производство мяса будет ориентироваться на зоны животноводства, а производство готовых изделий (колбас, ветчины, сосисок, копчёностей) на крупные центры потребления.

Одной из важнейших отраслей пищевой промышленности является мясо-молочная отрасль . В географии мясной промышленности в конце ХХ века произошли большие изменения. Главным регионом по производству мяса стала Азия, которая опередила и Западную Европу и Северную Америку. В первую десятку стран по производству мяса входят Китай, США. Бразилия, Франция, Германия, Индия, Россия, Канада, Италия и Испания.

Среди мясной продукции выделяется производство свинины, говядины, баранины и мяса птицы. На долю стран Западной Европы приходится до 2/3 мирового экспорта мясных товаров. Одновременно эти же страны концентрируют примерно 50 % мирового импорта мяса. Что касается бекона и ветчины, то три страны в мире (Дания, Нидерланды и Бельгия) поставляют 70 % их мирового экспорта.

Важным направлением пищевой промышленности является маслосыродельное производство. Оно обеспечивает население ценными продуктами питания на основе переработки молока. С изменением структуры питания изменился и состав продуктов. Производство сыров в 1,5 раза превзошло изготовление животного масла.Ведущими странами в выпускемаслосыродельной продукцииявляются США. Индия, Германия, Франция, Пакистан, Новая Зеландия, Россия, Польша, Австралия, Украина.

Продукция маслобойной промышленности сейчас широко представлена на мировых рынках. В мире вырабатывается большое разнообразие растительных масел: подсолнечное, рапсовое, оливковое, соевое, кукурузное, пальмовое и др. По производству соевого масла ведущее место в мире занимают США, рапсового – Индия, оливкового – Италия, Греция, Испания, подсолнечного – Россия, Аргентина, Украина, Венгрия.

Все большее значение в питании населения приобретает продукция рыбной отрасли и переработка морепродуктов. В морях и океанах ведётся лов различных морских организмов. Однако более половины всего годового улова приходится на 5 видов рыб: сельдь, треску, морскую щуку, красную рыбу, скумбрию и близкие к ним виды.

В географии отрасли произошли глубокие изменения. Вместо Атлантического, ведущей акваторией рыбного промысла стал Тихий океан, а страны бассейна Тихого океана дают 70% продукции в мире. В результате произошло перемещение отрасли из Западной Европы в Азию. Ведущую роль в улове рыбы занимают такие страны как Китай, Япония, США, Перу, Чили и др.

В последнее время в мировом рыболовстве все большую роль начинает играть аквакультура, т.е. выращивание водных организмов в морской среде. Примерно 4/5 ее дают страны Азии – Китай, Япония, Индия, Республика Корея. В пресноводных водоемах разводят главным образом карпа, а на морских фермах – рыбу, моллюсков, креветок, крабов, мидий, водоросли.

Вопросы и задания:

1. Какие факторы оказывают влияние на размещение важнейших отраслей лёгкой промышленности (текстильной, швейной, обувной).

2. Какие сдвиги в размещении лёгкой промышленности произошли за последнее столетие?

3. *Систематизируйте сведения об особенностях размещения текстильного производства по регионам и странам мира по форме, приведенной ниже.

Проанализируйте таблицу, выделите основные факторы, оказывающие влияние на размещение производства отдельных видов тканей.

4. Какие отрасли входят в состав пищевой промышленности? Охарактеризуйте связь пищевой промышленности с сельским хозяйством.

Транспорт

Изучение содержания параграфа предоставляет возможность:

Ø сформировать представление о транспортной отрасли как составной части мировой инфраструктуры и уяснить роль транспортного комплекса в мировой экономике

Ø изучить особенности и тенденции развития транспорта по регионам мира.

Транспортная система стран мира. Транспортная система – это совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными сетями и узлами, где происходит обмен грузами, а также перевозка пассажиров. (Какой вид транспорта занимает первое место в мире по перевозке грузов? пассажирских перевозках?)

Особенность транспорта как сферы экономики заключается в том, что он относится к сфере по производству услуг. При характеристике транспорта оценивают транспортную сеть и выполненную работу по перевозке грузов и пассажиров. Транспортная сеть характеризуется протяженностью, а территория страны – обеспеченностью транспортными путями.

Соотношение видов транспорта в транспортных системах регионов и отдельных стран мира различно. Так, например транспортная система промышленно развитых государств имеет сложную структуру и представлена всеми видами транспорта, включая электронный. Именно на развитые страны приходится примерно 85% грузового внутреннего грузооборота транспорта.

Оценку уровня развития транспортной системы по видам путей сообщения производят с помощью показателей протяжённости и густоты транспортной сети. Протяжённость транспортной сети – это длина всех путей сообщения страны или региона. Густота транспортной сети определяется отношением длины путей сообщения к единице площади территории (обычно на 1000 км. кв.). Для оценки же работы транспорта за год или другой промежуток времени применяются два показателя. Первый – это вес перевезённых грузов или количество пассажиров. Второй -- грузооборот, т.е. вес перевезенных грузов умноженный на расстояние (т/км) или пассажирооборот, т.е. количество пассажиров, умноженное на расстояние перевозок (пас./км).

Все виды транспорта делятся на три группы: сухопутный, водный и воздушный.

Среди сухопутных видов транспорта выделяется, прежде всего, железнодорожный транспорт. Железнодорожный транспорт меньше зависит от погодных условий. Железную дорогу можно построить в любом направлении и в любой местности, кроме высокогорья. Он отличается регулярностью движения, низкой себестоимостью перевозок грузов, высокой грузоподъёмностью. Наибольшую длину железных дорог в мире имеют США, Россия, Индия, Китай, Германия, Франция. Наибольшей же плотностью железных дорог отличаются страны Западной Европы, где на 1000 кв. км. территории приходится свыше 100 км железнодорожного полотна. Наименьшая плотность железных дорог в Африке, Азии и Латинской Америке.

Автомобильный транспорт отличается высокой маневренностью, способностью перевозить грузы без перегрузок, довольно высокой скоростью. Однако он требует больших затрат топлива и загрязняет окружающую среду. К тому же и себестоимость перевозок высокая. Автомобильный транспорт занимает первое место в мире по весу перевозимых грузов, но он используется для перевозок грузов преимущественно на короткие расстояния. По общей протяжённости автомобильных дорог в мире лидируют США (свыше 5 млн. км), а по плотности автомобильной сети страны Западной Европы и Япония.

Трубопроводный транспорт используется главным образом для транспортировки жидких и газообразных грузов. Он является одним из наиболее экономичных видов транспорта. Трубопроводы обычно прокладывают по самым коротким прямым путям, они обеспечивают непрерывную доставку грузов, а для их обслуживания не требуется большого количества персонала. Наиболее длинные трубопроводы в мире проложены в России, США, Канаде. Так, нефтепровод «Дружба», соединяющий Россию со странами Восточной Европы и газопровод Западная Сибирь –Западная Европа имеют протяжённость свыше 5 тыс. км.

Среди водных видов транспорта выделяется, прежде всего, морской. Морской транспорт является самым дешёвым видом транспорта. Он имеет самую большую грузоподъёмность. Благодаря морскому транспорту обеспечивается до 80 % перевозок грузов между странами. Так как он перевозит грузы на большие расстояния, то морской транспорт занимает первое место по грузообороту. Наиболее оживлённые морские транспортные пути находятся в Атлантическом океане, на который приходится около ½ мировых морских перевозок. Велика транспортная роль Тихого океана, в бассейне которого находятся такие крупные государства мира как США, Россия, Китай, Япония.

Наибольший торговый флот в мире имеют такие страны как Панама, Либерия, Греция, Багамские острова, Кипр, Мальта, Норвегия, Сингапур, Япония, Китай, США. Крупнейшими портами мира являются Роттердам, Кобе, Нью-Йорк, Сингапур, Гаосюн, Гамбург, Иокагама, Марсель.

Речной транспорт использует судоходные реки, каналы и озёра. Он обслуживает главным образом внутренние потребности отдельных стран. Речные перевозки в 2-3 раза дешевле железнодорожных, но требуются довольно большие затраты на сооружение портового хозяйства. Кроме того, в северных странах навигация прекращается в зимнее время. В Европе крупными речными артериями являются Рейн, Дунай, Одер, Эльба; в России – Волга, Обь, Енисей, Лена; в США – Миссисипи и Великие озёра.

Воздушный транспорт отличается самой высокой скоростью, для него практически нет недоступных районов. Однако он является и самым дорогим видом транспорта, поэтому на нём перевозятся преимущественно пассажиры, срочные и скоропортящиеся грузы. Наиболее развит воздушный транспорт в США (почти половина мирового пассажирооборота), Франции, Великобритании, Германии, Японии, Китае и др.

Быстрее всех в последнее время развивался автомобильный, трубопроводный и воздушный транспорт. Почти во всех странах ухудшились позиции железнодорожного транспорта.

Среди региональных транспортных систем особо выделяется система Северной Америки, которая лидирует в мире по протяжённости путей сообщения (около 30 % мировой транспортной сети) и по грузообороту большинства видов транспорта. Транспортная система зарубежной Европы превосходит системы других регионов по густоте транспортной сети и частоте движения транспорта. На долю единой транспортной системы стран СНГ приходится около 10 % мировой транспортной сети.

Тенденции развития мирового транспорта. В целом в мире происходит качественное изменение транспортной сети: растет количество электрифицированных железных дорог, автомагистралей с твердым покрытием, сети трубопроводов большого диаметра. Другое проявление качественных изменений транспортной сети – дублирование транспортных коммуникаций мирового значения (прокладывание нефтепроводов. Автомагистралей параллельно каналам, другим путям сообщения. Например, созданы нефтепроводы параллельно Суэцкому и Панамскому каналам, Транспиренейская магистраль вдоль Гибралтарского пролива. К качественным изменениям относиться и создание транспортных коридоров для перевозок грузов через территории нескольких государств (например в Европе выделено девять, а в России два транспортных коридора. Один из них: Берлин-Варшава-Минск-Москва-Нижний Новгород.

Наиболее ярким проявлением тенденций развития мирового транспорта является формирование контейнерной системы перевозки грузов. В контейнерах уже перевозится 40% грузов. Формируются трансконтинентальные транспортные контейнерные «мосты» - комбинация морского транспорта с маршрутными железнодорожными составами, автопоездами. Наибольшее распространение получили такие «мосты» на маршрутах Япония – Восточное побережье США.

Вопросы и задания.

  1. Что такое транспортная система?
  2. Какой главный показатель эффективности работы транспортной сети?
  3. Как определяется пассажирооборот и грузооборот транспортной сети?
  4. Почему ведущее место в мире по грузообороту занимает морской транспорт?
  5. *Используя географическую карту, определите густоту транспортной сети Северной Америки.

Похожая информация.


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы определяется ролью и значимостью пищевой промышленности как в формировании структуры хозяйственного комплекса страны, так и в решении продовольственной проблемы.

Пищевая промышленность – одна из значительных отраслей современного индустриального производства. По валовой продукции она занимает второе место после машиностроения.

Роль пищевой промышленности в развитии производительных сил определяется, прежде всего, тем, что она удовлетворяет преобладающую часть потребностей населения в продовольствии. Пищевая промышленность обеспечивает более рациональное питание населения, способствует устранению неравномерности потребления пищевых продуктов как во времени, так и в региональном разрезе, позволяет эффективно использовать сельскохозяйственное сырье, сокращать его потери.

Цель работы состоит в выявлении закономерностей территориальной организации и обосновании путей оптимизации территориальной концентрации отраслей пищевой промышленности Курской области.

Основными задачами , решаемыми в работе, являются:

1) изучение и оценка природных и социально-экономических условий и ресурсов, обусловливающих территориальную дифференциацию пищевой промышленности;

2) анализ развития и состояния отраслей пищевой промышленности в других регионах РФ и зарубежных странах, для определения возможных перспектив и направлений данной индустрии в Курской области;

3) анализ сравнительной экономической эффективности основных отраслей пищевой промышленности в изучаемом регионе.

Выбор в качестве объекта исследования территории Курской области обусловлен тем, что это один из наиболее староосвоенных в сельскохозяйственном отношении районов, который обладает высоким природным агропотенциалом и в то же время относительно низкой эффективностью отраслей перерабатывающего производства.

Предметом исследования являются особенности развития и территориальной концентрации отраслей пищевой промышленности.

Полученные и обработанные материалы создали основу для применения различных экономико-географических методов анализа и синтеза. Сравнительно-географический метод использован при изучении закономерностей локализации отдельных отраслей, выявлении различий в эффективности производства основных видов продукции. Картографический метод применялся для выявления связей между особенностями организации изучаемых отраслей и социально-экономическими и природными факторами, обусловившими их развитие. Применение историко-географического метода позволило выявить причины локализации и концентрации предприятий пищевой промышленности на изучаемой территории. Метод районирования использовался для изучения территориальной дифференциации отраслевой структуры пищевой и пищевкусовой индустрии.

Первая глава посвящена особенностям развития и размещения отраслей пищевой промышленности за рубежом и в целом по Российской Федерации.

Глава I ГЕОГРАФИЯ МИРОВОЙ ПИЩЕВОЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Общая характеристика

Пищевая промышленностьпризвана удовлетворять основные потребности населения в важнейших продуктах питания. Она теснейшим образом связана с сельским хозяйством, которое является основным источником сырья отрасли. Переработка сельскохозяйственного сырья в продукцию длительного хранения, большие мощности холодильников пищевых предприятий обеспечивают постоянное равномерное снабжение рынка продовольствием, в частности скоропортящимися продуктами. Отходы производства отрасли используются как в сельском хозяйстве, так и в других отраслях промышленности (легкой, фармацевтической и т.д.).

Параллельно с пищевой функционирует пищевкусовая промышленность,использующая пищевое сырье для изготовления алкогольных напитков, соков, а также поставляющая различные пряности и специи как для пищевой промышленности, так и для непосредственного потребления населением. Важную роль в отрасли играет переработка табака, чая, кофе, какао и других видов продукции сельского хозяйства в готовые изделия после прохождения соответствующих технологических операций (например, ферментация чайного, табачного сырья и т.д.).

Пищевая и пищевкусовая промышленность имеют сложную структурувключающую десятки различных по использованию сырья и технологии процессов. В настоящее время сложилось несколько их групп. Среди них особо выделяются базовые производства,продукция которых требует дальнейшей глубокой переработки (например, мукомольная, получение сахара-сырца, пастеризация молока с последующим изготовлением из них соответственно хлебобулочных, кондитерских и кисломолочных изделий). К базовым производствам относятся и первичные процессы убоя скота, улова рыбы, продукция которых может направляться непосредственно на рынок. Однако все чаще такая продукция подвергается облагораживаниюдля получения более квалифицированных полупродуктов (полуфабрикатов для быстрого приготовления в домашних условиях) или готовых конечных продуктов отрасли (колбасные, рыбные изделия, консервы, пресервы, деликатесные продукты и т.д.). Эти процессы повышения потребительских качеств продукции базовых производств становятся основными в отрасли, так как дают наиболее высокую по стоимости товарную продукцию.

Пищевая и пищевкусовая промышленность удовлетворяют ежедневные потребности населения в очень разнообразном ассортименте продукции (например, только сортов сыра или пива - сотни). Это обусловило формирование множества предприятий отрасли (в мире производством только кондитерской продукции занято около 50 тыс. фирм), специализирующихся на получении тех или иных пищевых или пищевкусовых продуктов. При этом ассортимент продукции постоянно обновляется, ему придаются новые потребительские качества.

Особенностьпищевой и пищевкусовой промышленности, вырабатывающей сотни миллионов тонн изделий, - необходимость их расфасовки в мелкую тару, соответствующую физическим свойствам продукта. Отсюда эта отрасль стала крупным потребителем стеклянной, бумажной, металлической, полимерной тары. Это обусловило связи отрасли с соответствующими производствами: стекольной, бумажной, металлургической, химической и др. Расфасовка продукции отрасли потребовала разработки упаковочных машин-автоматов для Предприятий разных производств. Велики затраты на высококачественную полиграфическую продукцию для оформления тары.

В пищевой и пищевкусовой промышленности сложились мощные национальные фирмы и международные корпорации в сфере производства разной продукции, например, всем известные «Нестле» «Кока-Кола», «Юнилевер» и многие другие. Каждая владеет сотнями предприятий в разных странах мира, их обороты одни из самых высоких в индустрии. Они контролируют практически все рынки сбыта аналогичной продукции.

Научные исследования в области питания способствовали изменению его структуры. Особое внимание уделено повышению доли овощей и фруктов, снижению калорийности пищи (использование обезжиренного молока, употребление растительных масел вместо животных жиров, сокращение потребления сахара и кондитерских изделий с ним, отказ от алкогольных напитков в пользу безалкогольных: минеральных вод, соков и т.д.), безусловный отказ от курения и т.д. Все это призвано сохранить здоровье человека. Однако возникают и проблемы развития соответствующих отраслей промышленности, где ТНК сопротивляются этим тенденциям введения здорового образа жизни (особенно табачные компании). Вместе с тем проблемы питания - это и социально-экономические, и национальные, решение которых индивидуально для разных стран и регионов.

О тенденциях и традициях в потреблении продуктов питания в мире можно судить по производству пшеничной муки и потреблению хлебобулочных изделий. Получение муки за период 1960-1988 гг. увеличилось более чем вдвое и достигло 205 млн т. Однако в конце 80-х гг. началось сокращение ее выпуска и к середине 90-х гг. оно составляло около 130 млн т. Потребление изделий из нее также сократилось, но еще сильно различалось по странам: от 6-10 кг на человека в год в Японии и Республике Корея, до 100-150 кг в государствах бывшего СССР и Болгарии (США - 30 кг в 2004 г.).

Отраслевая и территориальная структура

Мясная промышленность. Роль отрасли определяется значением мясных продуктов - основного источника высокоценных животных белков и других важных компонентов. Рост потребления мясных продуктов в мире - один из показателей повышения жизненного уровня населения. Подавляющая часть населения земного шара употребляет мясо, и производство его растет быстрее, чем численность жителей планеты. За 1950-2000 гг. население планеты выросло в 2,3 раза, а производство мяса - в 5 раз. Соответственно производство мяса на душу населения в среднем в мире увеличилось с 16 до 36 кг, но различия по странам очень велики: от 365 кг в год в Дании до 4,6 кг в Индии (за счет мусульманского населения, ибо индусы мясо не употребляют).

Проблемы рационального питания существенно отразились на производстве и потреблении отдельных видов мяса, хотя еще сохраняются национальные, религиозные традиции, а также экономические возможности использования мяса у разных народов мира. Общая тенденция - увеличение потребления диетических видов мяса(в первую очередь птицы). Это отразилось на структуре производства мяса в мире.

В отдельных странах структура производимой мясной продукции претерпела еще большие изменения. Так, в США за 1960-2000 гг. производство свинины в расчете на душу населения уменьшилось с 37 до 31 кг, а мяса птицы возросло с 21 до 53 кг (в 2005 г. показатели в мире составляли по свинине 15 кг, по птице - 9 кг).

Растущие потребности в получении мясной продукции в отдельных странах и регионах мира определили основные территориальные сдвигив производстве мяса. Этому способствовали достижения в растениеводстве, обеспечивающем снабжение животноводства кормами.

Пищевая промышленность призвана удовлетворять основные потребности населения в важнейших продуктах питания. Она теснейшим образом связана с , которое является основным источником сырья отрасли. Переработка сельскохозяйственного сырья в продукцию длительного хранения, большие мощности холодильников пищевых предприятий обеспечивают постоянное равномерное снабжение рынка продовольствием, в частности скоропортящимися продуктами. Отходы производства отрасли используются как в сельском хозяйстве, так и в других отраслях промышленности (легкой, фармацевтической и т.д.).
Параллельно с пищевой функционирует , использующая пищевое сырье для изготовления алкогольных напитков, соков, а также поставляющая различные пряности и специи как для пищевой промышленности, так и для непосредственного потребления населением. Важную роль в отрасли играет переработка табака, чая, кофе, какао и других видов продукции сельского хозяйства в готовые изделия после прохождения соответствующих технологических операций (например, ферментация чайного, табачного сырья и т.д.).

Пищевая и пищевкусовая промышленность имеют сложную структуру, включающую десятки различных по использованию сырья и технологии процессов. В настоящее время сложилось несколько их групп. Среди них особо выделяются базовые производства, продукция которых требует дальнейшей глубокой переработки (например, мукомольная, получение -сырца, пастеризация молока с последующим изготовлением из них соответственно хлебобулочных, кондитерских и кисломолочных изделий). К базовым производствам относятся и первичные процессы убоя скота, улова рыбы, продукция которых может направляться непосредственно на рынок. Однако все чаще такая продукция подвергается облагораживанию для получения более квалифицированных полупродуктов (полуфабрикатов для быстрого приготовления в домашних условиях) или готовых конечных продуктов отрасли (колбасные, рыбные изделия, консервы, презервы, деликатесные продукты и т.д.)- Эти процессы повышения потребительских качеств продукции базовых производств становятся основными в отрасли, так как дают наиболее высокую по стоимости товарную продукцию.

Пищевая и пищевкусовая промышленность удовлетворяют ежедневные потребности населения в очень разнообразном ассортименте продукции (например, только сортов сыра или пива — сотни). Это обусловило формирование множества предприятий отрасли (в мире производством только кондитерской продукции занято около 50 тыс. фирм), специализирующихся на получении тех или иных пищевых или пищевкусовых продуктов. При этом ассортимент продукции постоянно обновляется, ему придаются новые потребительские качества.

Особенность пищевой и , вырабатывающей сотни миллионов тонн изделий, — необходимость их расфасовки в мелкую тару, соответствующую физическим свойствам продукта. Отсюда эта отрасль стала крупным потребителем стеклянной, бумажной, металлической, полимерной тары. Это обусловило связи отрасли с соответствующими производствами: стекольной, бумажной, химической и др. Расфасовка продукции отрасли потребовала разработки упаковочных машин-автоматов для предприятий разных производств. Велики затраты на высококачественную полиграфическую продукцию для оформления тары.

В пищевой и пищевкусовой промышленности сложились мощные национальные фирмы и международные корпорации в сфере производства разной продукции, например, всем известные «Нестле», «Кока-Кола», «Юнилевер» и многие другие. Каждая владеет сотнями предприятий в разных странах мира, их обороты одни из самых высоких в индустрии. Они контролируют практически все рынки сбыта аналогичной продукции.

Научные исследования в области питания способствовали изменению его структуры. Особое внимание уделено повышению доли овощей и фруктов, снижению калорийности пищи (использование обезжиренного молока, употребление растительных масел вместо животных жиров, сокращение потребления сахара и кондитерских изделий с ним, отказ от алкогольных напитков в пользу безалкогольных: вод, соков и т.д.), безусловный отказ от курения и т.д. Все это призвано сохранить здоровье человека. Однако возникают и проблемы развития соответствующих отраслей промышленности, где ТНК сопротивляются этим тенденциям введения здорового образа жизни (особенно табачные компании). Вместе с тем проблемы питания — это и социально-экономические, и национальные, решение которых индивидуально для разных и регионов.
О тенденциях и традициях в потреблении продуктов питания в мире можно судить но производству пшеничной муки и потреблению хлебобулочных изделий. Получение муки за период 1960-1988 гг. увеличилось более чем вдвое и достигло 205 млн т. Однако в конце 80-х гг. началось сокращение ее выпуска и к середине 90-х гг. оно составляло около 130 млн т. Потребление изделий из нее также сократилось, но еще сильно различалось по странам: от 6-10 кг на человека в год в и Республике Корея, до 100-150 кг в государствах бывшего СССР и ( — 30 кг в 1993 г.).

Пищевая промышленность капиталистического мира состоит из отраслей двух категорий, различных по своим масштабам, а главное - по характеру размещения. Первая группа: это отрасли, работающие, как правило, на привезенном сырье и не связанные прямо с сырьевой базой. Такие предприятия ориентируются прежде всего на порты ввоза сырья, железнодорожные узлы, а также столичные центры. Как правило, они имеют очень крупные масштабы и дают продукцию высокой транспортабельности, не требующую немедленного потребления в точке производства. К таким предприятиям относятся маргариновые, шоколадные, мукомольные предприятия, выпуск спиртных напитков и пива, кондитерские фабрики, сахарорафинадные заводы. В некоторых случаях, особенно в развивающихся странах, экспортирующих мясо, это могут быть и мясоперерабатывающие комбинаты. Во второй группе предприятий, заметно более мелких по масштабам, имеется два рода предприятий: во-первых, те, которые ориентируются на сырье, и, во-вторых, те, которые ориентируются на потребителя. К первым относятся сахарные, консервные, большинство мясоперерабатывающих заводов, маслоделие и сыроварение. Ко вторым - хлебопекарная промышленность, производство безалкогольных напитков и очень развившееся за последние годы производство полуфабрикатов, сокращающих затраты времени в домашнем хозяйстве. Эта отрасль приобрела особое значение в развитых странах и почти отсутствует в развивающихся, в то же время производство пищевых концентратов, как правило, сосредоточено на очень крупных предприятиях и такие заводы, работающие на экспорт, как, например, производство быстрорастворимого кофе, бульонных кубиков, которые имеются и в развивающихся странах.

Как правило, в развитых странах представлены почти все виды пищевой промышленности, а в развивающихся странах наибольшее значение по-прежнему имеют экспортные отрасли пищевой промышленности, и номенклатура пищевых изделий значительно меньше, чем в ведущих странах.

Типичный представитель первой категории - табачная промышленность. Табак как сырье не требует переработки на месте и является традиционным экспортным товаром. В капиталистическом мире могут быть выделены три типа стран - производителей табачных изделий: первый - США, крупнейший в мире производитель табачных изделий и табака, экспортирующий на мировой рынок и табак, и сигареты. Для США характерно размещение табачной промышленности в районах производства табака, т.е. в южно-атлантических штатах США.

Второй тип - западноевропейская промышленность, по масштабам своего производства и по размерам отдельных предприятий, почти не уступающая США, характеризуется совершенно иным размещением, поскольку работает в основном на импортном табаке. Для размещения западноевропейских предприятий характерна концентрация прежде всего не только в крупных городах, но главным образам в столицах. И в относительно небольшой степени - в портах ввоза табака.

Третья группа - это страны - экспортеры табака, главным образом, из числа развивающихся стран. Здесь очень велико значение портов вывоза табака, в которых, как правило, сосредоточивается и табачная промышленность, даже если она и не создана специально для экспорта, а работает только на внутренний рынок. Такое размещение все еще типично для Китая, отчасти Индии и Бразилии. Эти же страны являются и основной сырьевой базой европейской табачной промышленности. Табачные предприятия, как правило, носят очень крупные размеры не только в развитых странах, но и в развивающихся. Последняя четверть века была периодом существенных изменений в размещении этой отрасли. С одной стороны, началась стагнация производства США, вызванная тенденциями потребительского спроса, характерная именно для высокоразвитых стран. В США в процессе кампании за «здоровый образ жизни» резко снизилось потребление табачных изделий. С другой стороны, в развивающихся странах идет процесс резкого увеличения потребления табачных изделий как отражение повышения уровня жизни, но они далеко еще не достигли европейских и американских норм потребления табака. Рост внутреннего потребления табачных изделий в этих странах сопровождается ростом производства. Так что в настоящее время основной прирост выпуска сигарет в капиталистическом мире приходится на развивающиеся страны, т.е. возникла четкая тенденция сдвига мировой табачной промышленности в развивающиеся страны.

Как представителя второй категории отраслей, ориентирующихся в своем размещении на сырье, можно рассматривать производство сахара. Оно состоит из производства тростника и свеклы. Примерно из 75-85 млн т ежегодного общего производства сахара в капиталистическом мире: на свекловичный приходится примерно 20-25 млн т, на тростниковый - соответственно 55-60 млн т. Из них в развитых капиталистических странах производится примерно 30 млн т сахара (в том числе 6-7 млн т тростникового), из которых половина приходится на Западную Европу, а в развивающихся странах - 50 млн т, из которых 95% приходится на долю тростникового. Крупнейшими производителями сахара среди развивающихся стран являются: Индия - около 10 млн т и Бразилия - около 9 млн т. Эти же страны - крупнейшие экспортеры сахара, но кроме них весьма значительными экспортерами в последнее время стали Австралия, Франция, ЮАР, а также Бельгия и Голландия, заметно выросло значение Таиланда.

Наиболее заметным сдвигом в период послеэнергетического кризиса было резкое увеличение производства сахара в развитых странах. Именно в период высоких цен на сахар, последовавших за энергетическим кризисом, впервые в крупных масштабах развернулось производство тростникового сахара в Австралии и ЮАР как противовес поставщикам, т.е. развивающим странам. В эти же годы с той же целью было резко увеличено производство свекловичного сахара не только во Франции, но и в Голландии и Бельгии, впервые ставшими экспортерами на мировом рынке, так же как и в ФРГ, тоже превратившейся в те годы из потребителя в экспортера. В результате имеет место значительное перепроизводство сахара в капиталистическом мире, приходится ограничивать его производство и экспорт, хотя все развивающие страны стремятся увеличить его вывоз, поскольку это один из возможных источников твердой валюты, ибо главными импортерами в капиталистическом мире являются США, Япония, Канада, страны северной Европы.

К числу типичных отраслей, ориентируемых на потребителя, следует отнести хлебопекарное производство. Здесь имели место противоположно направленные тенденции в развитых и развивающихся странах. Во-первых, производство хлеба сокращалось в процессе борьбы за «здоровый образ жизни», хлеб вытеснялся другими продуктами, содержащими меньше крахмальных веществ. А в развивающихся странах, наоборот, росло не только общее потребление хлеба, но и происходил переход с домашней выпечки хлеба на хлеб, производимый в промышленности. Все это суммарно способствовало сокращению масштабов хлебопекарного производства в развитых странах и наращиванию его выпуска в развивающихся странах. Таким образом, имел место сдвиг хлебопечения в развивающихся странах. Этот процесс трудно заметить в «размещенческом плане», поскольку отрасль очень дисперсна, и даже сейчас отличается мелкими масштабами отдельных предприятий. Однако статистика экспорта и потребления хлебопекарного оборудования четко показывает на «сдвиг» в сторону развивающихся стран.

Вышеприведенные отрасли показаны только как «ключи», они далеко не исчерпывают всего многообразия отраслей и процессов, которые имеются в мировой пищевой промышленности. Однако они отражают общие для капиталистического мира тенденции нарастания размеров пищевой промышленности в целом, дальнейшей «индустриализации кухни» и перехода из разряда домашних занятий на рельсы промышленного производства, все большего числа видов приготовления пищи и, наконец, явную тенденцию ускоренного развития пищевой промышленности в развивающихся странах.

Общая тенденция развития пищевой индустрии не исключает наличия в ней отдельных стагнирующих отраслей. Как правило, их появление связано с изменением структуры спроса, обусловленного общей тенденцией в современном мире к улучшению структуры питания в интересах здоровья. Наиболее крупной отраслью такого рода является виноделие, которое уже с послевоенного времени испытывает систематический кризис перепроизводства. Были ликвидированы значительные площади виноградников в Алжире и Тунисе, производящих низкокачественное вино, которое уже не находит себе сбыта на европейском рынке. Перманентным явлением является «винная война» между Италией и Францией. Заметно снизилось производство крепких спиртных напитков (особенно виски) во многих западноевропейских странах, хотя производство их наращивалось одновременно в Японии, где раньше оно не производилось. Самое удивительное, что падение спроса в развитых странах не компенсируется его нарастанием в развивающихся.

В этих условиях, разумеется, никаких сдвигов, кроме отрицательных, т.е. падения производства в Северной Африке, в размещении не происходило.

Иначе обстояло дело с виноделием Восточной Европы, которое имело огромный рынок сбыта в СССР. Оно не испытывало особых затруднений в своем развитии, кроме Югославии. Но в целом в мировом масштабе оно малозначительно, так как среднегодовое производство вин в Италии и Франции составляет 20-25 млн гектолитров (из которых почти половина экспортируется), США - около 20 млн, Испании - 15-18 млн, Португалии - 10-12 млн, ФРГ - 8-10 млн, Аргентине - 6-8 млн, а суммарное производство всех стран Восточной Европы, вместе взятых, - около 25 млн, в том числе в Румынии - 7,5 млн, Болгарии - 3 млн, Венгрии - 2,5 млн гектолитров. СНГ также вывозит на мировой рынок высококачественные вина, ввозя массовые, но в период перестройки советское виноделие сильно сократило свою продукцию и теперь не представляет собой серьезной величины в мировом хозяйстве.

Характерной особенностью пищевой промышленности является то, что ее производство носит массовый характер . Она, в большей мере чем все другие отрасли, связана с сельским хозяйством. Предметом труда этой отрасли служит сельскохозяйственное сырье, которое занимает большой удельный вес в затратах продукции пищевой промышленности (свыше 85%).

Сельскохозяйственное сырье имеет ряд специфических свойств , которые накладывают отпечаток на формирование затрат и на методику планирования и калькулирования себестоимости продукции в пищевой промышленности. Многие виды сырья растительного и животного происхождения являются скоропортящимися . Поэтому возникает необходимость ускоренной его переработки в целях повышения экономической эффективности производства. К тому же из многих видов сельскохозяйственного сырья производится различная продукция. Комплексная переработка этого сырья является важнейшим условием снижения себестоимости продукции.

Существенное влияние на калькулирование себестоимости продукции в этой отрасли оказывает характер выпускаемой продукции . Многие виды готовых пищевых продуктов в отличие от продукции других отраслей имеют больший удельный вес, чем исходное сырье. Например, выход пива по весу превышает вес исходного сырья в 4 раза, а безалкогольных напитков – более чем в 7 раз. При перевозке напитков в стеклянной таре (бутылках) и ящиках вес тары порой превышает вес самой продукции.

В этой связи в ряде отраслей возникает целесообразность подразделения производственного процесса на две технологические, пространственно разделенные стадии. Так, процесс производства вина подразделен на производство виноматериалов в местах источников сырья и расфасовку вина – в местах потребления.

В зависимости от влияния весовых соотношений сырья и готовой продукции на уровень себестоимости продукции, все производства в пищевой промышленности подразделяются на три группы .

Первая группа характеризуется высокими нормами сырья на единицу продукции. Так, расход сырья на 1 т готовой продукции составляет при производстве масла около 22,5 т, сыра – 10, молока сухого – 8,5, сахарного песка – 7,2, мяса – от 1,7 до 2,5 т. По этой группе продукции существенное влияние на формирование затрат производства оказывают транспортные расходы на доставку сырья.

Вторая группа предприятий характеризуется невысокими нормами расхода сырья на единицу продукции. К ним относятся городские молочные заводы, выпускающие молоко пастеризованное, кефир; макаронное, кондитерское и другие производства. Продукция этих производств менее транспортабельна, чем сырье.

Третья группа предприятий охватывает производство с выходом готовой продукции выше расходных норм сырья. К этой группе относятся предприятия хлебопекарной, пивоваренной и других отраслей. Например, нормы расхода сырья на 1 т готовой продукции составляют при выпечке ржаного хлеба 0,62 т, пива без тары – 0,25, пива в бутылках – 0,1 т. В соответствии с этим общие расходы по транспортировке готовой продукции и сырья будут тем меньше, чем ближе к потребителям расположены предприятия.

Отрасли пищевой промышленности значительно различаются по технологии изготовления продукции, степени технической оснащенности производства, организации труда и производства. Например: консервная промышленность включает производство плодоовощное, овощесушильное, пищеконцентратное и др.; мясная – производство мяса, колбас, копченостей, мясных консервов и другой продукции.

Все пищевые производства являются многопередельными и подразделяются на ряд фаз, процессов (операций), которые следуют непосредственно один за другим. По особенностям технологического режима производства делятся на непрерывные и прерывные .

Производство с непрерывным режимом характеризуются непрерывной обработкой сырья и материалов от момента загрузки до получения готового продукта (например, производство сахара-песка, спирта, хлеба). Перерыв в работе таких предприятий немедленно вызывает брак, порчу сырья и исходных материалов. Если перерыв технологического режима производства не вызывает таких процессов, режим называют прерывным (макаронное, парфюмерное, табачное производство). При этом на отдельных стадиях производства (переделах, операциях) образуются полупродукты, полуфабрикаты, что дает возможность организовывать калькулирование и учет затрат по пределам (фазам, операциям, стадиям) и исчислять себестоимость продукции на каждом из них. Но производственные переделы (фазы) не всегда соответствуют учетным (калькуляционным). Например, производство пива состоит из девятнадцати производственных фаз. Однако только после четырех возможно произвести замер количества полупродукта, т.е. только на этих переделах можно организовать учет и контроль производственного процесса.

Определенное значение имеет также наличие или отсутствие незавершенного производства. При наличии такого производства возникает потребность в его оценке, а также в распределении затрат между стоимостью готовой продукции и незавершенным производством. По этому признаку пищевые производства подразделяют на работающие по законченному циклу (не имеющие незавершенного производства) и работающие по переходному циклу (имеющие незавершенное производство).

В пищевой промышленности незавершенное производство характеризуется относительно простой структурой и незначительными размерами.