Французская система образования

В детский сад дети идут в возрасте трех лет, где проводят три года в разных группах: сначала в младшей группе, затем в средней, а после в старшей группе. Занятия во французском детском саду начинаются в девять часов и заканчиваются в половине пятого вечера. Малыши, как и в России, выполняют различные поделки, учатся обращаться с клеем и ножницами, рисуют, раскрашивают и лепят из глины, а также поют и танцуют. В некоторых детских садах ребятам преподают основы работы с компьютером. В младшей и средней группах после обеда тихий час. В старшей группе дети учатся читать и писать.

Начальная школа (L’ecole Primaire)

В возрасте шести лет дети идут в начальную школу. Первый год обучения в этой школе называется C.P. (от французского – le cours preparatoire – подготовительный курс). По окончанию этого года дети должны уметь читать и писать. После подготовительного класса идут 4 следующих: C.E.1 (cours elementaire 1 – элементарный курс 1), C.E.2 (cours elementaire 2 – элементарный курс 2), C.M.1 (cours moyen 1 – элементарный курс 1), C.M.1 (cours moyen 2 – элементарный курс 2). Учебная неделя – пятидневная, но дети не учатся по средам и воскресеньям. Однако сейчас многие школы переходят на четырехдневную учебную неделю: в них занятий нет по средам, субботам и воскресеньям. С понедельника по пятницу занятия длятся с девяти до шестнадцати тридцати, в субботу – с девяти часов до полудня. Многие дети ходят в группу продленного дня, которая во Франции называется la garderie. В отличие от российской группы продленного дня, французская начинает свою работу утром, до начала занятий, в 8 утра и продолжает свою работу после занятий, до половины седьмого вечера.

Колледж (Le College)

Первый класс колледжа – это уже шестой год обучения. В колледж поступают после начальной школы, в возрасте 11 лет и проводят там 4 года: в шестом, пятом, четвертом и третьем классе. В отличие от российской системы, где классы идут на повышение, французские школьники в ходе обучения переходят в меньший класс. В шестом классе школьник должен выбрать иностранный язык для обучения: обычно это английский, но также может быть немецкий или испанский. В четвертом классе выбирают второй иностранный язык. Здесь выбор шире: английский, немецкий, испанский, итальянский или русский. С шестого по третий класс занятия идут всю неделю, кроме субботы и воскресенья. Обеденный перерыв длится полтора часа – с полудня до половины второго. Занятия начинаются в восемь часов и заканчиваются в половине пятого, кроме среды, когда занятия заканчиваются в полдень. Помимо иностранных языков в колледже изучают математику, французский язык, историю-географию (это один предмет во французской системе обучения), химию, физику, естествознание, есть занятия по физкультуре и музыке, труду, изобразительному искусству, правоведению, и иногда по латыни. В течение недели между занятиями у учеников есть несколько свободных часов, в течение которых они должны оставаться в школе и проводить это время в специальном классе под присмотром преподавателя, выполняя домашние задания. Помимо этой работы, французские школьники выполняют часть домашних заданий по вечерам, уже после колледжа. По окончанию колледжа, в третьем классе, все сдают экзамен, который называется le Brevet des colleges. Ученик покидает колледж в возрасте пятнадцати с половиной – шестнадцати лет.

Лицей (Le Lycee)

После колледжа французские школьники идут в колледж, где и заканчивается их обучение в школе. В лицее обучение длится три года – во втором, первом и терминальном (последнем) классе. Занятия начинаются в восемь часов и заканчиваются обычно в половине шестого вечера. Во втором классе изучают те же предметы, что из в колледже, за исключением музыки, изобразительного искусства, права и труда. По желанию можно выбрать третий иностранный язык для изучения.
В первом классе необходимо выбрать общую специализацию: направление литературы, научное направление, экономическое или направление в области сервиса и непроизводственной сферы. Можно выбрать более узкое направление: например, медицинское, актерское или гостиничное дело. В конце первого класса учащиеся сдают экзамен по французскому языку и оценки за данный экзамен суммируются с оценками, полученными учеником в последнем терминальном классе; все оценки будут отображены в финальном дипломе по окончанию лицея. В конце обучения в терминальном классе ученики сдают бак (le bac) – экзамен по выбранной специальности. В последнем классе к имеющимся предметам добавляется философия. Средняя оценка за бак, которую получают учащиеся, 10 и более баллов из 20.

Университет (L’Universite)

Если французский школьник сдает бак с первого раза, он поступает в университет в 18 лет. Вступительных экзаменов во французские университеты не предусмотрено. По результатам бак можно выбрать университет и подать туда документы. Обычно у студентов занятия проходят не каждый день. Бывают недели, когда студенты ходят на пары не более 3-4-х дней. Предмет, который выбран студентом в качестве основного, занимает, обычно, бОльшую часть времени в обучении. Так, студенты, изучающие в университете английский язык, занимаются им около 18 часов в неделю (это зависит от университета). Почти все студенты, которые не получают стипендию, работают, чтобы оплатить свое обучение. Ранее во французской системе образования было 5 видов дипомов: le D.E.U.G., le diplome d’etudes universitaires generales (его получали спустя 2 года обучения в университете после получения бак), la Licence (3 года обучения), la Maitrise (4 года обучения), le D.E.A. (Diplome d’Etudes Approfondies) или le D.E.S.S. (Diplome d’Etudes Superieures Specialisees) после пяти лет обучения, и le Doctorat (8 лет обучения). Сейчас во Франции действует новая европейская система и дипломов всего три, их называют L.M.D. (по заглавным буквам названий дипломов): la Licence (3 года обучения после бак), le Master (5 лет обучения) и le Doctorat (8 лет обучения).

Мы по привычке ругаем нашу систему среднего образования за ее консерватизм и неповоротливость. Однако на европейском континенте есть страна с не меньшими проблемами в этой области. И эта страна - Франция. Основы современного школьного образования Четвертой республики были заложены в далеком 1963 году Кристианом Фуше, который был тогда министром образования. Именно в это время было принято решение о том, что французская молодежь должна получать обязательное общее неполное образование. Затем они были вольны выбирать между получением полного среднего образования в лицеях, чтобы затем поступать в высшие учебные заведения (напрямую в университет или после годичных подготовительных курсов в высшие школы), обучением в профессиональных училищах и работой.

Структура системы образования Франции

Дальнейшее образование

Начальная школа

Средняя школа (college)

Старшая школа (lycee)

Высшая школа

Университет

С тех пор мало что изменилось. Обучение в начальных школах Франции начинается в шестилетнем возрасте и продолжается пять лет. Первый класс начальной школы называется подготовительным, второй и третий — элементарными, четвертый и пятый — средними. Обучение в начальной школе является бесплатным для всех граждан Франции.

Обязательное образование во Франции продолжается в средней школе (college), куда выпускники начальной школы поступают в 11-летнем возрасте. Курс средней школы рассчитан на четыре года, а классы коллежа нумеруются в обратном порядке — с шестого по третий. Курс шестого класса является адаптационным (преподаются математика, французский язык, история и другие общеобразовательные дисциплины), пятого и четвертого классов — центральным (вводятся физика, химия, латынь и второй иностранный язык), а третьего класса — ориентационным (начинается преподавание специальных предметов, углубленное изучение которых будет продолжено в старшей школе).

В 15-летнем возрасте учащиеся коллежей переходят в старшую школу, или лицей (lycee). Курс лицея рассчитан на три года, а классы называются второй, первый и выпускной (terminale). Обучение в старшей школе носит специализированный характер. Лицеи во Франции делятся на профессиональные (lycee professionnel), центры подготовки подмастерий (CFA), общеобразовательные (general) и технологические (technologique). Право поступать в университеты дают два последних типа лицеев. Общеобразовательные лицеи подразделяются на социально-экономические (BAC-ES), естественнонаучные (BAC-S) и филологические (BAC-L), а технологические лицеи — на научно-промышленные (STI), сервисные (STT), лабораторно-исследовательские (STL) и медико-социальные (SMS).

По итогам обучения в старшей школе ее выпускникам присваивается степень бакалавра (baccalaureat, сокращенно BAC). Выпускникам, не сдавшим после двух попыток экзаменов на степень бакалавра выдается свидетельство об окончании средней школы, которое не дает возможности поступать в университет. Степень бакалавра воспринимается во Франции как первая ступень высшего образования и соответствует российскому понятию «неполное высшее образование». Поэтому старшая школа занимает промежуточное положение между средним и высшим образованием.

Принятой системой образования предполагалось, что французские школьники будут посещать среднее учебное заведение по месту жительства, что позволит смешивать детей из различных социальных групп и не допустить сегрегации по национальному признаку, а также занимаемой родителями должности. Однако на деле коренные французы стали покидать кварталы, активно заселяемые выходцами из освободившегося от колониальной зависимости Магриба. Поэтому школы определенных районов начали терять преподавателей, а вместе с ними и более талантливых учеников. Соответственно престиж определенных государственных школ падал, а других возрастал.

Французская общественность пытается сейчас исправить сложившуюся ситуацию, но эта комплексная проблема застарела и требует значительного времени и прежде всего средств. Дети же имеют тенденцию ежегодно расти, и родители не могут ждать разрешения вопроса. Теоретически можно возить детей на учебу из одного округа в другой, но на практике школы берут детей из близлежащих семей, а для тех, кто не входит в этот радиус, существую огромные очереди. Например, по данным газеты «Экспресс» только по Парижу с просьбой о месте в лицее, не находящемся на территории проживания, поступает до 1700 заявлений. Из них удовлетворяется лишь 250 прошений. «Нувель Обсерватер» также приводит сведения о том, что намерение сменить учебное заведение высказали почти две тысячи школьников из 14000 кандидатов на поступление во второй, называемый также подготовительный, класс лицеев департамента Буш-дю-Рон. Просьбу удовлетворили лишь у четверти желающих.

В исключительном положении находятся лишь дети лицейских преподавателей. Они могут учиться в том же самом учебном заведении, где работают их мать или отец, официально.

Что остается делать другим родителям? По мере взросления своих чад они вынуждены арендовать жилье или покупать недвижимость в районах, где расположены хорошие школы. Иначе не сдать выпускной экзамен (бак) и, следовательно, не получить высшего образования.

В качестве лазейки для поступления в выбранную школу также может быть использована конъюнктура заполнения мест по той или иной узкой специализации. Например, изучению редких языков, таких как китайский, японский или тот же русский.

Чтобы избежать такой головной боли, все большее количество состоятельных французов предпочитают отдать своего ребенка в негосударственный сектор среднего образования.

Чем же отличается хорошая школа от других средних учебных заведений. По мнению издания «Нувель Обсерватер», их отличает высокий процент выпускников, успешно сдавших бак, а также процент поступивших в подготовительный класс старшей школы и успешно доучившихся три года до сдачи выпускных экзаменов. Подобные данные для создания рейтинга лучших средних школ Франции 2006 года газета черпает из такого открытого источника, как министерство образования Франции.

При выборе средней школы во Франции стоит учитывать, что иностранцы могут поступить в госшколу только при условии того, что администрация школы возьмет на себя функцию формального опекуна. Опекуном также может выступить сторонняя организация, зарегистрированная на территории Франции и имеющая со школой официальный договор. Поэтому в сводную таблицу госшколы не включены. Для нее путем анализа данных по свыше чем 150 частным школам, были отобраны те из них, что имеют пансион, на котором смогут проживать иностранные ученики. А для более подробного описания взяты школы, представляющие различные регионы Франции.

Название школы

% сдавших бак

% успешно доучив шихся три года до сдачи бак

Специал изация по самым высоким оценкам

# канди датов, сдавав ших бак

Lycee Lacordaire

Общего образования

Естествен ные науки

Экс-ан-Прованс

Lycee De La Nativite

Общего образования

Естествен ные науки

Естествен ные науки

Компьень

Lycee Notre-Dame-De-La-Tilloye

Общего образования

Lycee De La Providence

Естествен ные науки

Lycee De La Sainte-Famille

Общего образования

Естествен ные науки

Lycee Montalembert

Общего образования

Естествен ные науки

Lycee St-Joseph-De-Tivoli

Общего и технологического образования с преобладанием общего

Естествен ные науки

Общего и технологического образования с преобладанием общего

Естествен ные науки

Вильнев-сюр-Лот

Lycee Ste-Catherine

Общего образования

Естествен ные науки

Общего и технологического образования с преобладанием общего

Технологии

Лестель-Бетаррам

Lycee Notre-Dame-De-Betharram

Общего образования

Естествен ные науки

Лепи -ан-Велен

Lycee Notre-Dame-De-France

Общего и технологического образования с преобладанием общего

Естествен ные науки

Общего и технологического образования с преобладанием общего

Технологии

Общего и технологического образования с преобладание технологического

Естествен ные науки

Общего и технологического образования с преобладанием общего

Естествен ные науки

Institution Des Chartreux

Общего образования

Естествен ные науки

Lycee Beausejour

Общего и технологического образования с преобладанием общего

Технологии

Lycee Emmanuel-D’alzon

Общего и технологического образования с преобладание технологического

Естествен ные науки

Монпелье

Lycee Notre-Dame-De-La-Merci

Общего и технологического образования с преобладанием общего

Естествен ные науки

Lycee La Perverie-Sacre-Coeur

Общего образования

Естествен ные науки

Lycee Du Sacre-Coeur

Общего и технологического образования с преобладанием общего

Технологии

Общего образования

Естествен ные науки

Общего и технологического образования с преобладанием общего

Естествен ные науки

Lycee Des Francs-Bourgeois

Общего и технологического образования с преобладанием общего

Социаль но-экономи ческие науки

Общего образования

Естествен ные науки

Lycee Notre-Dame-De-Sion

Общего образования

Социаль но-экономи ческие науки

Общего образования

Естествен ные науки

Lycee Du Sacre-Coeur

Общего образования

Естествен ные науки

Общего и технологического образования с преобладание технологического

Естествен ные науки

Вконтакте

Одноклассники

Среднее образование во Франции состоит из нескольких этапов: школа, колледж и лицей. Обучение длится 11 лет, но отсчет начинается наоборот, от большего к меньшему, т.е. с 11 класса и до самого старшего 1 класса. До 6 класса дети хотят в школу, а с 6 переходят в колледж, а со второго в лицей. Школы бывают частные и государственные. Чтобы поступить в государственную, нужно сдавать тест по французскому языку, а также иметь либо документы на жилье в собственности, либо договор аренды жилья, так как школы распределяются муниципалитетом по адресу проживания. Мы же решили отдать ребенка в частный колледж, благо стоит это во Франции недорого – всего 30-35 евро в месяц. Занятия в колледжах проходят пять раз в неделю с 8 до 15-40, с перерывом с 12 до 14, а в среду всего с 8 до 12.Во Франции предпочтение отдается гуманитарным наукам, порой складывается впечатление, что ребенок учится на филфаке. В школе дети изучают английский, затем в колледже с 6-го класса добавляется китайский, с 5-го начинается латинский, греческий и немецкий, а в конце еще и испанский или итальянский. Казалось бы, после такого обучения, дети должны стать просто полиглотами, но на практике они не знают толком даже английский. Во время тестов по английскому весь класс дружно списывает у моего сына. Их знания английского сын оценивает, как уровень его детского сада. С китайским еще веселее — за полгода занятий по 2 часа в неделю, дети смогли осилить только слово «Привет». Видимо французские языковые методики оставляют желать лучшего.
Немалое значение в колледже имеет физкультура и спорт. Кроме учебных занятий, дети занимаются спортом еще во время двухчасового перерыва, когда можно играть в футбол или пинг-понг. Еще есть секции гандбола, волейбола, но они проходят уже после основных занятий. А вот с внешкольными спортивными секциями во Франции, на мой взгляд, слабовато. Хотя инфраструктура для этого просто великолепная: огромное количество стадионов с прекрасным оборудованием и отличными футбольными полями с натуральным покрытием, благо климатические условия это позволяют.
При этом они всегда пустуют, только на одном проводятся занятия по регби, остальные поля жители используют для выгула собак. Чем вызвано столь нерациональное использование дорогостоящей инфраструктуры, не ясно. Возможно, француженки не мечтают сделать из своих детей Аршавина или Кабаеву и на секции их не водят, поэтому группы попросту не набираются.

Остальные предметы 6 класса совпадают с российской школой: математика, биология, история, объединенная с географией, технология, музыка, изо. ОБЖ нет, зато есть предмет катехизация, который ведет католический священник.

Есть и бытовые различия. Например, гардероба во французской школе нет, дети проходят в класс прямо в верхней одежде и без «сменки». Зато при входе есть локеры, в которых можно хранить учебники, чтобы не таскать их туда-сюда из дома. Перемен практически нет, кроме двухчасового перерыва, между уроками есть лишь пара минут, чтобы перейти из класса в класс.
Школьная библиотека не несет в себе простую функцию хранилища книг, а является тусовочным местом, где можно не только почитать, но и поболтать, посмотреть кино. Телефонами в школе пользоваться строго-настрого запрещено, даже во время перерыва.

Во время двухчасового перерыва детям предлагается обед в виде шведского стола, правда почему-то без супа. Вероятно, французские диетологи, в отличии от российских, не считают суп необходимым атрибутом детского меню.
Стоит это удовольствие 6 евро, но те, кто живут неподалеку, могут ходить обедать домой.
На мой взгляд, во французской школе не продумана система ожидания. До начала звонка двери в школу заперты, и дети носятся по школьному двору или стоят при любой погоде, даже в холод и дождь.
Та же ситуация после занятий — из помещения школы их сразу же выгоняют, поэтому дети, в ожидании родителей, стоят на улице, причем скамеек в школьном дворе почему-то нет. Похожая ситуация в музыкальной школе, туда хоть и пускают, но дети ждут занятий в коридоре сидя прямо на полу.
Из внеклассных мероприятий бывают походы в театр, музеи, поездки за город. Бывают и более длительные путешествия по Европе: в Испанию, Германию, Англию.

Современное школьное образование Франции – вещь обязательная. Никаких «хочу», «не хочу» - все дети с шести до шестнадцати лет должны ходить в школу! Французская система школьного образования состоит из двенадцати классов и построена так, что ученики, как по пьедесталу почета, взбираются от одиннадцатого класса к первому. А после первого класса – финальный выпускной класс красиво завершает поход за знаниями. Стандарты школьного образования во Франции являются неизменными вот уже почти сто пятьдесят лет, главные их принципы:

- Образование обязательное . Данным пунктом гарантируется доступ к образованию детям из неблагополучных и проблемных семей. Независимо от взглядов родителей ребенок получит школьное образование, ибо родители обязаны ему его обеспечить.

- Образование светское . То есть религиозная составляющая полностью исключена из школьных программ. Тем самым, дети из семей различных религиозных конфессий находятся в одинаковых условиях. Если родители желают дать своему чаду религиозное образование, они могут записать его в воскресные школы при церквях или синагогах.

- Образование совместное . Дети обоих полов учатся в одних классах, по одним школьным программам. Никаких исключений для лиц, чьи религиозные или политические взгляды не совпадают с этим принципом, не предусмотрено. Школьное образование во Франции построено по принципу гендерной равности.

Эти принципы ярко выражают суть школьного образования Франции – равенство. Каждый ребенок, независимо от пола, религии, финансового состояния и различных взглядов своих родителей имеет право получить и в обязательном порядке получит базовое образование. При этом малейшая дискриминация по каким-либо признакам полностью исключена. Дети разных национальностей, вероисповеданий, рас, полов приобретают в школе одинаковые знания и имеют равные права.

Школьное образование Франции: путешествие во взрослую жизнь

В целом, французское школьное образование занимает тринадцать лет. Первые два класса относятся к необязательному дошкольному образованию, но они являются весьма важными для подготовки к «большой школе», поэтому практически никто из родителей не игнорирует данный этап.

По своей структуре заметно отличается от привычной школы в понимании жителей постсоветского пространства. Образование детей школьного возраста разделено на несколько ступеней, каждая из которых является самостоятельной единицей.

Уровни школьного образования

1. Материнская школа или дошкольное образование – до шести лет (не является обязательным)

2. Начальная школа – с шести до одиннадцати лет

3. Первый цикл средней школы – колледж

4. Второй цикл средней школы – лицей

Начальное школьное образование Франции состоит из пяти классов и имеет общую программу, без разделения по уровню знаний и уклона в ту или иную специализацию (гуманитарная, математическая). Дети изучают французский язык, математику, познают мир, художественно развиваются, учатся жить вместе – предметы именно этой направленности входят в начальное школьное образование. Поскольку отсчет классов идет в обратном направлении, программы школьного образования начальной школы поделены на следующие курсы:

1) 11-й класс – подготовительный

2) 10-й класс – начальный, первый год

3) 9-й класс – начальный, второй год

4) 8-й класс – средний, первый год

5) 7-й класс – средний, второй год

Домашние задания в начальной школе на официальном уровне под запретом, но на практике этот запрет не соблюдается. По окончанию первых пяти классов дети сдают свой первый в жизни экзамен и получают сертификат об окончании начальной школы.

Среднее школьное образование во Франции: колледж

В одиннадцать лет юные французы переходят на следующую ступень своей жизни – они поступают в колледж. Колледж относится к первой из двух частей, на которые разделено среднее школьное образование во Франции. Включает в себя четыре класса, с шестого по третий. И хотя окончание начальной школы завершается сдачей экзамена, в колледж принимают всех детей, независимо от результатов тестирования. Более того, в связи с тем, что колледж входит в систему школьного образования, он является обязательным для посещения всеми детьми соответствующего возраста.

1) 6-й класс – адаптация. Общая программа без специализации, вводится изучение иностранного языка.

2) 5-й класс – первая часть центрального цикла колледжа. Начинается подготовка к выбору специализации. В учебную программу добавляются предметы «химия» и «физика».

3) 4-й класс – вторая часть центрального цикла. Начиная с этого класса в программу входит второй иностранный язык как обязательный к изучению и латынь в качестве факультатива.

4) 3-й класс – профессиональная ориентация. В четырнадцать лет школьное образование Франции предоставляет подросткам сделать выбор, по какому из трех направлений они будут продолжать свое обучение: общее, техническое, профессиональное. Для желающих предоставляется возможность изучить древнегреческий язык или модульный пакет «Профессиональная жизнь. Введение».

Как и после первой ступени школьного образования, окончание колледжа сопровождается сдачей государственного экзамена и выдачей национального сертификата.

Но этим обязательное школьное образование не заканчивается. Окончательный вердикт о том, где ученик продолжит школьное образование, принимает совет класса, но на основании консультаций со школьником и его родителями. А если по какой-то причине принятое решение не устраивает сторону ученика, родители имеют право такое постановление оспорить.

Среднее школьное образование во Франции: лицей

Закончив колледж, по итогам его окончания подростки продолжают обучение по одному из таких направлений:

 2-й класс общего лицея

 2-й класс технологического лицея

 Профессиональный лицей, окончание которого дает молодому человеку профессию и сертификат о профпригодности.

Профессиональный лицей в половине случаев является точкой в общем образовании молодого француза, который заканчивает свое школьное образование именно этим учебным заведением. Профессиональные лицеи имеют укороченную программу из двух курсов. Молодые люди получают рабочую профессию и имеют право завершить свое обучение. Диплом профессионального лицея не дает право на поступление в университет. Чтобы получить доступ к экзамену на бакалавра, нужно пройти дополнительный подготовительный класс.

Целью же общеобразовательных и технологических лицеев является именно подготовка к экзамену на статус бакалавра. Цикл обучения в них – три года:

2-й класс – по традиции, нейтральный

1-й класс – с углубленной специализацией. Программа очень обширная, школьники выбирают те предметы, которые соответствуют их личным способностям и/или интересам. В конце первого класса сдается обязательный тест по французскому языку, результаты которого будут учтены через год, во время экзамена на степень бакалавра.

Выпускной класс – заканчивает школьное образование во Франции. Главная его цель – подготовить учащихся к сдаче экзамена бакалавра.

Во Франции нет аттестатов о среднем образовании единого образца. В зависимости от специализации, выпускники общеобразовательных лицеев получают аттестаты одного из трех видов:

 Литературной ориентации

 Ориентации на естественные науки

 Экономической ориентации

Кроме того, аттестаты со специализацией на естественных науках, разделены на специализации более узкой направленности:

Сфера услуг

Промышленные технологии

Медико-социальная

Лабораторные технологии

Лицеи технологические готовят технологических бакалавров и дают право на продолжение обучения по той специальности, к которой и готовил технологический лицей. Такое обучение подходит тем молодым людям, которые уже в четырнадцать лет четко определились насчет своей будущей профессии.

В целом же, школьное образование во Франции имеет довольно сложную структуру, но направлено на раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка.

Школьное образование во Франции: регламент

Учебный год французских школьников начинается в сентябре, но конкретную дату начала занятий каждая школа определяет самостоятельно. От этого будет зависеть, когда уходить на летние каникулы, которые во Франции длятся не три, а два месяца и начинаются в июле. Конкретной даты тоже нет, все определяется сроками начала занятий в сентябре.

Выходными днями в школах Франции являются воскресенье и среда. Почему выходной именно среда? Это связано со старой традицией французов посвящать среду религиозному воспитанию своих отпрысков. Традиция утрачена, а выходной остался.

Начальное школьное образование включает в себя 24 учебных часа в неделю и разбито на два дневных блока по три часа: с 9:00 по 12:00 и с 14:00 по 17:00. В средней школе 27 учебных часов, есть еще и субботний утренний блок, но многие школы все чаще отказываются от него, распределив субботние часы на четыре оставшихся учебных дня. Во время обеденного перерыва дети могут сходить домой или поиграть на школьной площадке и покушать в школьной столовой.

Кроме государственных, во Франции имеется большое количество частных школ. Примерно 17% от общего количества учащихся обучаются в частных учебных заведениях, программа в которых может быть сходна с муниципальными школами, но может быть и разработана собственная. Государственное школьное образование во Франции является бесплатным, учебники тоже оплачиваются из бюджета страны. Но канцелярские принадлежности родители обязаны покупать самостоятельно, также в их обязанности входит оплата школьных экскурсий.

Женские форумы кишат детскими темами. Мамы пытаются давать друг другу советы, набивая шишки на нежных детских лбах.

Чем же заняты профессионалы-педагоги? Чему, как и где учат?

Сравниваем русскую и французскую начальные школы.

Обычное государственное школьное учреждение во Франции принимает детей по месту жительства.

Для поступления в начальную школу следует подготовить копии документов :

  • свидетельство о рождении;
  • паспорта родителей;
  • справку о вакцинации (для иностранцев – заверенный перевод из медучреждения родной страны);
  • документ, выданный мэрией города, с указанием уровня дохода семьи (на его основании будет установлена плата за питание);
  • страховка;
  • документ, подтверждающий наличие жилья (договор с жилищной компанией, работодателем).

«Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь». С чего начинается учеба во французской школе.

Думаете, придя в первый класс, малышей начинают обучать каллиграфии? Забудьте. Никаких крючков и зигзагов для «постановки руки» (ну, ведь не в балете мы, в самом деле). Ровных буковок, линеек, смены шариковой ручки на карандаш тоже нет. Французы-вольнодумцы не ограничивают свободу ребенка.

Вариант прописи в клетку

Большинство заданий выполняются в тетрадях с печатной основой, остается лишь выбрать верный вариант ответа. Обычных чистых тетрадей просят купить не более пары-тройки. А уж о том, что они бывают в косую линию, и вовсе не слышали.

Во Франции не существует праздника 1 сентября с цветами и бантами, зато регулярно и с размахом отмечаются Mardi Gras, школьные благотворительные ярмарки, выставки.

«Вычитать и умножать». Уровень знаний начальной школы.

Начнем с хорошего. Русские учителя дают необходимые знания на высоком уровне. Однако примечательно, что условные троечники, сменив с родителями место жительства, во французской школе становятся первыми по успеваемости среди ровесников. Почему? Их недооценивали дома? Нет. Просто шкала оценки знаний во Франции и требования к ребенку существенно отличаются.

Французская начальная школа использует не бальную систему, а буквенную : А, В, С, D (A – высокий уровень знаний, D – низкий).

С этого момента о плохом. Поделимся историей, рассказанной мамой, чье чадо в первый раз в первый класс пошагало во французскую школу небольшого города под Парижем.

Узрев в тетрадях С и D, мама, закомплексованный передовик-отличник советской образовательной системы, начала бить в колокола. Для начала пожаловалась знакомой француженке.

Страхи нашей соотечественницы не только не разделили, но и не поняли по существу. Француженка объяснила, что оценки С и D не являются показателями знаний. Они указывают на этап в освоении того или иного материала в момент выполнения задания.

Иными словами, С, D – начальный этап освоения материала , и ребенок нуждается в дополнительном времени для окончательного закрепления знаний. Согласитесь: совершенно иной образ мышления.

Помня о страшном запугивании учителей «останешься на второй год!», русскими родителями сложно воспринимается подобный подход. Что могло быть унизительнее такой перспективы? Образ второгодника ассоциировался с чем-то вроде недоразвитого мамонта, рыжеволосого, на последней парте.

И случались подобные инциденты крайне редко. Учителя «рисовали» тройку даже в самом запущенном случае, дабы избежать этого позорного явления в статистике школы.

К концу учебного года первого подготовительного класса французской школы родителям передают письмо-предложение о переводе в следующий класс .

Можно согласиться или оставить ученика для прохождения того же курса повторно – по своему усмотрению.

Не требуется никаких особых обоснований причины – достаточно галочки в соответствующей графе письма.

Эти европейцы на практике внедряют то, о чем другие – и русские – кричат на каждом шагу. Все дети разные. Надеть опознавательные значки для выделения личности (как практикует русская школа) – шаг сомнительной эффективности.

Каждый требует дифференцированного подхода, разного промежутка времени для усвоения одних и тех же знаний. Не стоит всех одновременно выстраивать силком в общую шеренгу.

«Малышей не обижать». Поведение: правила, запреты.

Во французском языке нет понятия «нормы поведения». В школу не позволяется приносить игрушки и лекарства, но ребенок может взять любимую книгу . Если обязательные задания на уроке выполнены раньше других, ребенок может ее почитать. Или разрисовать карандашами красивый индийский орнамент, скажем, на уроке математики.

Теперь о «правилах поведения на перемене». Во Франции можно получить шок, увидев однажды, как проводят дети в школе свободное время. Да, за ними следит охранник .

Такой человек находится на школьном дворе во время перемене. Но реагирует он исключительно на серьезные ситуации, точнее – на их последствия, грозящие безопасности жизни. Его никоим образом не волнует активная игра в футбол в дождливую погоду с грязными лужами чужой шапкой против воли ее хозяина.

Активная перемена

Дорогая детская одежда, разбросанная на асфальте по всей территории двора, нередко там покоится с утра до вечера. Эта привычная картина безразлична глазу француза.

Администрация школы обеспечивает организацию учебного процесса, огражденную и охраняемую территорию, отсутствие доступа посторонних людей. Все остальное – проблемы родителей и самого ребенка.

«Находить Восток и Юг». Атмосфера французских уроков.

Французский опыт преподавания уроков малышам на природе стоит записать всем русским педагогам в план занятий жирным маркером.

Детей привозят на земельный участок с парой-тройкой деревьев (для птиц), кустов (для насекомых), небольшим болотом (для лягушат в камышах) и будкой (для хранения инвентаря). Все это гордо именуется «сад открытий» . Ради него комфортабельный школьный автобус едет через полгорода.

Детям строго возбраняется ходить, где придется, чтоб случайно не задавить какого-нибудь червячка. Только по отведенным тропинкам! Скудность земельного клочка не имеет значения. Важно то, что детей учат искренне любить окружающий мир , ответственно о нем заботиться. Объясняют наглядно взаимосвязи в природе.

А здесь ребята постарше наблюдают за миром растений

Малыши усаживаются прямо на земле (не бойтесь: под попы выдают деревянные дощечки), закрывают глаза, а потом рисуют звуки и запахи. Птица, самолет, собака, автомобиль, человек, шелест листьев.

Преподаватель приносит специальные боксы с отверстиями. Каждый по очереди запускает туда руку, угадывая на ощупь, что внутри: шишка, колючка, кора, мох, улитка. Всеобщий хохот и веселье.

«Книжки добрые любить». Учебный материал: книги, помещение школы.

Учебная французская аудитория – почти домашняя комната. Картины, коврики, творческие работы детей, семейные фото. Входная дверь с круглым окном, как на подводном корабле. В центре – круглый стол. На нем первоклассники готовят пироги на праздники. Позже их испекут повара в школьной столовой, а дети дружно съедят.

Сравнивая детскую «буржуйскую» литературу с современной родной, возникает ощущение, что писал один автор, потом перевели на разные языки. Монстры, которые точат ножи, наследники трона-убийцы, что избавляются от конкурентов, людоеды, дети, мучащие домашних животных, – неполный перечень сюжетов, встречающихся у французов. Поедание печенки дэва, смакование подробностей убийств сказочных персонажей и их предсмертных мук – это русские книги по литературному чтению.

Попытки с малых лет показать ребенку, что жизнь не всегда безоблачна, а люди – не все добрые волшебники? Метод, вызывающий у многих не понимание, а мурашек по коже.

О чем забыл вспомнить М. Пляцковский: домашнее задание, питание, обмундирование. Почем?

Школьная столовая во Франции предлагает «шведский стол». Преобладают салаты, овощи (размороженные из пакетов), фрукты, соки, йогурты – привычный рацион традиционной французской кухни. Оплата зависит от заработка родителей. При месячном доходе меньше 600 евро – 6 евро/месяц за ребенка .

Обучение в обычной французской школе бесплатное . Большинство тетрадей с печатной основой, книги, папки, цветная бумага и даже презенты к праздникам за счет школы.

Взносы в фонд класса нерегулярные: могут предложить сдать деньги один раз за год, а могут совсем не поднимать такой вопрос. Суммы нефиксированные, зависят лишь от доброй воли родителей. Свободная форма одежды.

«В школе работаем, дома отдыхаем» – девиз французской начальной школы. Домашнее задание в лучшем случае сводится к повторению материала, пройденного на уроке.

Объем домашней работы русских деток иногда шокирует. Может, не стоит приучать к тому, что дом – это продолжение того же труда, только за другим столом? Эта вредная привычка укореняется в подсознании.

И не спрашивайте, почему муж, вернувшись с работы, не проводит время с семьей, а усаживается за ноутбук и пялится в экран до ночи, независимо от того, есть ли в этом необходимость.

Кажется, все. Есть над чем подумать.

Нам будет приятно, если поделитесь с друзьями: