Из дошколёнка в школьники. Как летом вести себя с будущим первоклассником. Скоро на учебу: как подготовить ребенка к школе после летних каникул

Вот и закончилось теплое лето, веселые каникулы и свободное время. Скоро снова начнется учебный год и к нему надо подготовиться. Но кроме покупки школьной формы и канцтоваров, детям важнее быть морально и эмоционально готовыми к школьной жизни. Возвращение в школу после каникул – стресс даже для тех детей, у которых нет никаких проблем с учебой и отношениями с одноклассниками. Любому ребенку необходимо время для адаптации после длительного отдыха. Если заранее об этому позаботиться, то начало учебного года пройдет спокойно, а ребенок будет чувствовать себя намного увереннее.

Психолог Светлана Ройз рассказала о том, как правильно подготовить ребенка к школе так, чтобы избежать эмоциональной перегрузки и психологических сложностей. Она также написала памятку для родителей, напоминая им о самом важном: школа – это еще не вся жизнь, а оценки не отражают реальные знания и таланты ребенка. И не забывайте, что дети берут с наc пример, в том числе и в отношении к учебе, знаниям и успехам.

Скоро в школу. Как подготовить ребенка к началу нового учебного года

Режим дня . Сейчас – за три недели до 1 сентября самое время постепенно возвращаться в “школьный” режим дня. Резкий переход от состояния покоя к рабочему режиму – и для детей, и для взрослых – стресс. Можно уже сейчас постепенно просыпаться утром и укладываться спать вечером чуть раньше.

Летний откат в знаниях . Нашему мозгу нужны тренировки. За летние месяцы происходит “откат в знаниях”, в среднем, ко второй четверти предыдущего года обучения. И именно поэтому первые несколько месяцев учебного года учителя занимаются с детьми повторением. Домашнее задание на каникулы часто и дается для того, чтобы ребенок оставался “в процессе” обучения. Здорово, если летом ребенок в свободном отпускном режиме системно учился (например, иностранным языкам). За три недели до школы можно в спокойном темпе, без давления и принуждения пролистать тетради и, возможно, справочники за предыдущий год. (Или скачать из интернета программу обучения по предмету и хотя бы просто просмотреть заглавия тем)

Если во время учебного года планируется, что ребенок будет ходить на кружки и секции, лучше начать заниматься уже в августе.

Первые учебные месяцы (особенно в новой школе, в новом классе) – это стресс. Система образования меняется, но пока многим детям ходить в школу страшно, а жизнь подростков (так уж физиологически сложилось) – это всегда стресс. Когда человек находится в состоянии хронического стресса, его мозг испытывает дефицит цинка. Цинк влияет на работу гиппокампа, который помогает нам и нашим детям обрабатывать и запоминать большие объемы информации. Уже сейчас пора использовать то, во что вы верите – кушать продукты, содержащие цинк, если вы верите в витамины или биодобавки – использовать их.

Для интровертных, застенчивых детей, которые к тому же летние месяцы провели уединенно – возвращение в коллектив – это нагрузка и возможный источник напряжения. Можно предложить в какой-нибудь оставшийся до 1 сентября день встретиться всем классом и пойти в кино или на пикник. Это поможет снизить тревогу и, возможно, поможет детям проявить те грани, которые им сложно проявить в школе.

До первого сентября важно прийти в школу, походить по коридорам, посмотреть на новый (или вспомнить старый) кабинет. Если ребенок приносит в класс какую-то свою вещь – книгу в библиотеку, вазон, плакат, фотографию – он как будто бы ставит отпечаток “я тут есть”. Это облегчает адаптацию и привыкание к классу.
Здорово, если в классе делается общая “газета” – с фотографиями всех учеников.

Для тех, кто склонен фокусировать внимание на негативе , у кого “ничего хорошего нет и не будет”, кто склонен не замечать ресурсных событий и радостей – сделать коллаж из фотографий (даже сфотографированных на камеру мобильного телефона) из самых радостных моментов лета. Записать все самое знаменательное в “журнале воспоминаний”, благодарностей, успехов. (Здорово ввести это в практику)

Иногда, когда ребенок приезжает из лагеря, у нас возникает ощущение, что он “не вернулся”.
Иногда и нам, взрослым, важно осознанно “ставить точку” в разных процессах. так легче совершать “переход” в другие действия и психологически “акклиматизироваться”. Можно, например, отпраздновать возвращение из лагеря, из отпуска, отпраздновать завершение каникул. Встретить даже взрослого ребенка из лагеря или после любого отсутствия – сюрпризом – шариком, подарком, рукодельным плакатом, тортом.

Ребенок вернулся из лагеря и изменился. Нам важно дать себе возможность привыкнуть к изменившемуся за лето ребенку. Жизнь ребенка постоянно обогащается новыми отношениями, новыми ролями, новыми знаниями, словами и “системами”. Фокус его внимания будет смещаться на других взрослых и детей. Наша роль рядом с ребенком с одной стороны неизменна, с другой – тоже своими гранями трансформируется. Нам важно стараться не тревожиться и “силой” не возвращать свою власть и авторитетность.

Ребенок влюбился. Влюбленность ребенка – это всегда новый уровень взаимоотношений с родителями. Важно относиться с уважением к чувствам малыша или подростка. Важно сохранять тайны, если с нами делятся. Важно не вторгаться в личное пространство, если от нас его оберегают.

  • часто “чувствующий”, переживающий влюбленность ребенок перестает быть “думающим”.
  • не все взрослые умеют справляться с “нагрузкой чувств”.
  • нашим детям важно пройти свой первый опыт любви, очарований и разочарований. (И да, успеваемость в это время падает)

Покупка важных и полезных вещей в школу. У ребенка в жизни очень мало возможности выбора. При финансовой возможности – важно, чтобы он смог выбрать хотя бы дизайн обложек и дневников и модель ручек. Важно помнить – что в магазине выбор из многих товаров – ребенка пугает. (иногда у детей случаются истерики, когда им предлагают выбрать все, что они хотят).

Ребенок находится в двойственном состоянии. С одной стороны новый класс школы – это повышение статуса. С другой – может проявиться страх этого нового, страх взросления. Здорово, если помимо рациональных и обязательных покупок, при желании ребенка, вы купите что-то со взрослой точки зрения “детское”.

Школьная форма – как психологический элемент – для многих детей важна. Она, при не сформированном внутреннем стержне, дает опору на внешний. (Внешний “костыль” – правила – кодекс, режим дня, расписание звонков, форма) Школьная форма должна была бы вызывать гордость от принадлежности к мы – класса, гимназии, школы. Она должна быть современной, красивой, удобной.

Важно для родителей:

  1. Чтобы родители не были продолжением школы. У ребенка должно быть безопасное пространство. нужна наша поддержка. Наше доверие его Судьбе и вера в его потенциал.
  2. Чтобы родители не жертвовали собой, ради успешности и реализации детей. Если мы вкладываем в ребенка ” энергию жертвенности” – мы вкладываем больше ожиданий в результат, наделяя ребенка иногда непереносимой для него ответственностью, мы излишне напряжены. Там, где есть жертвенность – меньше радости. Иногда я предлагаю родителям посмотреть на слово воспитание – вос-питание- чем мы питаем ребенка? Чем питаем – тем он и наполняется. И иногда “не переваривает”.
  3. Мы все научаемся, в том числе, и благодаря зеркальной системе, функционирующей в нашем мозге. Может ли “зеркалить” ребенок у нас, то, что мы от него требуем? – обучение, ответственности, заботы о себе, уважения, благодарности. Ребенку важно видеть нас – учащихся, делающих зарядку, выполняющих свои “домашние задания”, конструктивно реагирующих на критику, умеющих конфронтировать…
  4. Важно не переносить свои ощущения и опыт прошлого учебного года на будущий. Ребенок развивается и меняется. Какие-то предметы, задачи ему будут даваться легче, какие-то сложнее. Важно стараться не формировать “образ” школьной жизни – сам этот образ – наши ожидания – могут стать “самореализующимся пророчеством” – программой для ребенка.
  5. Очень часто ребенок хочет, но не может или прикладывает чрезмерные усилия, чтобы овладеть каким-то навыком. Иногда эти сложности вызваны особенностями работы или несинхронностью в работе различных частей мозга. Иногда ребенку важна не оценка и “мотивирование”, а помощь. Сейчас все более популярна нейропсихология, кинезиология – с простыми практиками и упражнениями, стимулирующими работу мозга.
  6. Мы же помним – что школьные оценки очень субъективны и не отражают реальных знаний ребенка
  7. Много раз писала о том, что система образования заточена на измерение и “прокачивание” IQ. – упрощенно – словесно-логического интеллекта. Говард Гарднер предложил теорию множественного интеллекта. “Вербальный интеллект - способность к порождению речи, включающая механизмы, ответственные за фонетическую (звуки речи), синтаксическую (грамматику), семантическую (смысл) и прагматическую составляющие речи (использование речи в различных ситуациях).
    Музыкальный интеллект - способность к порождению, передаче и пониманию смыслов, связанных со звуками, включая механизмы, ответственные за восприятие высоты, ритма и тембра (качественных характеристик) звука.
    Логико-математический интеллект - способность использовать и оценивать соотношения между действиями или объектами, когда они фактически не присутствуют, т. е. к абстрактному мышлению.
    Пространственный интеллект - способность воспринимать зрительную и пространственную информацию, модифицировать ее и воссоздавать зрительные образы без обращения к исходным стимулам. Включает способность конструировать образы в трех измерениях, а также мысленно перемещать и вращать эти образы.
    Телесно-кинестетический интеллект - способность использовать все части тела при решении задач или создании продуктов; включает контроль над грубыми и тонкими моторными движениями и способность манипулировать внешними объектами.
    Внутриличностный интеллект - способность распознавать свои собственные чувства, намерения и мотивы.
    Межличностный интеллект - способность распознавать и проводить различия между чувствами, взглядами и намерениями других людей.”
  8. В наших силах стать “агентами изменения” в школе. Возможно, вы сами сможете приходить в школу и вести там семинары для детей, проводить практикумы, приглашать их к себе на работу.
  9. Школа – это только часть жизни. Важная. Но “за” ней ребенка должна ждать наполненная и радостная жизнь. Со свободным временем, общением и вдохновением.

Наши дети больше и мудрее любых систем. Система образования постепенно меняется. И, надеюсь, скоро нас будет ждать много открытий.

До начала учебного года остался еще (или уже всего?) целый месяц. Эксперт «О!», психолог Анна Скавитина считает, что сейчас — самое время начать подготовку к школе в спокойном режиме.

Вчера видела, как птичьи вожаки начали готовить свои стаи к длительному перелету на зимовку в тёплые страны и кружить в небе, выписывая виражи. Для меня это ежегодная примета: пора собирать детей в школу. Да, с конца июля-начала августа пора понемногу готовиться к возвращению в чёткий рабоче- школьный график. Кажется, что времени до 1 сентября ещё много, почти половина лета и всё успеется, но адаптация — вещь не быстрая. Она длится не день-два, а месяц-полтора. Переходные периоды непросто даются даже взрослым людям, а детям тем более.

Я знаю многих родителей, которые привозят детей с отдыха в последний летний день, чтобы «наотдыхаться по максимуму». Я тоже, если честно, пару раз так поступала. Итог: ребёнку требуется не меньше 5−6 недель на раскачку и привыкание к графику, ещё нужно вспомнить, как писать и что такое математика, а тут и первая четверть закончилась с не очень хорошими результатами. У ребёнка ощущение неуспеха, нежелание ходить в ужасную школу, а дальше попытки «взяться за ум» во второй четверти с разной степенью успешностью. Поэтому лучше адаптацию начинать заранее.

Перестройте график сна

За две-три недели начните сдвигать график сна к школьному: раньше ложитесь и вставайте. Не стоит делать резких перепадов, лучше сдвигать минут на 15 каждый день. Самые радикальные родители уезжают с детьми в отпуск в страны, где время сдвинуто на 2−3 часа, чтобы возвращение в режим прошло естественно. Не знаю, насколько «естественно», но это реально работает. Если вы не готовы к таким мерам, то можно планировать разные семейные выходы и мероприятия на утреннее время, давать специальные утренние задания и обязанности.

Вспомните о заданиях на лето

Хорошо бы вспомнить, что на лето что-то задавали и, наверное, даже давали список литературы. Ещё есть время, чтобы прочитать книги и сделать то, что просил педагог. Даже если в школе не давали специальные тетради или листки с заданиями на лето, то можно их легко найти в интернете или ближайшем магазине и начать делать по часу в день. Особенно это касается детей, которым учеба даётся не очень легко. С ними мы иногда играем в опережение: не только повторяем пройденное, но и проходим 2−3 (не больше!) новые темы из учебника: «Давай посмотрим, что вы будете проходить, о, интересно!» Наша задача сделать так, чтобы ребёнок пришёл в школу подготовленным и сразу почувствовал себя компетентным и успешным.

Готовьтесь к новому учебному году, но не увлекайтесь

Не стоит заставлять ребёнка сидеть над учебниками летними часами против его желания, даже если по вашему мнению ему надо догнать программу. Тогда школа будет вызывать ненависть ещё до того, как ребёнок придёт в неё в сентябре.

Поддержите ребёнка

Начало школьного года связано с изменениями и разлуками. Новые одноклассники, новые учителя, расписание, расставание с друзьями по даче или летнему лагерю. Маленьким детям часто нужна поддержка родителей, особенно если ребёнок застенчивый или замкнутый. Постарайтесь узнать хотя бы о некоторых изменениях, которые предстоят ребёнку, чтобы подготовить его к ним заранее.

Поговорите по душам

Начало школьного года дети ждут с разными, часто противоречивыми чувствами. Кто-то ждёт школу с ужасом перед ранними вставаниями, домашними заданиями или из-за отношений с одноклассниками. Кто-то — с нетерпением перед встречей с друзьями и любимыми учителями. Поговорите с ребёнком и узнайте, чего он ожидает от начала учебного года, чего опасается, что его радует. Возможно, есть проблемы, которые можно решить летом или хотя бы найти пути их решения. Иногда летом ребёнок готов рассказать о том, о чем не мог рассказать в течение года. В результате таких разговоров бывает, что родители меняют школу, ищут репетиторов или летние курсы для ребёнка, отправляют его к психологу.

Пройдите диспансеризацию

Перед школой хорошо бы посетить основных врачей, чтобы удостовериться, что у ребёнка всё в порядке со здоровьем, и дырки в зубах или то, что ничего не видно с доски, не будут мешать учебе. Заодно можно начать разбираться с проблемами школьного обучения: с дислексией, дисграфией, школьными неврозами. В августе многие специалисты выходят из отпуска и к ним легче попасть.

Составьте расписание

Август — время планирования расписания. Обсудите кружки и секции, которые ребёнок хотел бы посещать в этом году, чем он хотел бы заниматься помимо школы. Попытайтесь составить условное расписание вместе с ребёнком, даже если вы не знаете ещё точно, когда и где будут проходить занятия.

Отправляйтесь за покупками
Организуйте совместную подготовку к школе: купите вместе школьную форму и канцелярские принадлежности. Дайте ребёнку самому проявить себя и выбрать то, что нравится именно ему. Можно составить список необходимых покупок и выделить ребёнку определенную сумму денег, чтобы он потренировался укладываться в бюджет, а заодно вспомнил математику. Новые линейки и карандаши добавят радостных ожиданий от будущего школьного года.

Попрощайтесь с летом

Можно организовать специальный ритуал «прощания с летом». Для многих детей важны ритуалы-переходы, показывающие реальность изменений. Это может быть семейный пикник, ведь лето нужно в том числе для того, чтобы больше общаться с семьёй. Или встреча с одноклассниками — знакомые лица и установленные отношения позволят себя чувствовать спокойнее в сентябре. Может быть это будет встреча с друзьями по летнему лагерю, где дети часто сильно сдруживаются.

Постарайтесь превратить подготовку к школе в радостное событие, а не скучную работу, тогда и адаптация к новому школьному году пройдёт легче.

Как подготовиться к школе за лето.

Будущие первоклашки и не подозревают о том, что ждет их впереди. Мы решили разобраться, как провести лето с пользой, не растерять полученные знания и приобрести новые!

1. Соблюдаем режим

Каникулы - это не значит "пускаться во все тяжкие". Сон до полудня, игры до полуночи - никто не говорит, что такого делать категорически нельзя. Можно, но только если это исключение из правил. Даже во время отдыха стоит соблюдать режим - вставать в одно и то же время, ложиться вовремя спать, уделять время активным и спокойным играм, а также контролировать время, проведенное с гаджетами. По словам психолога Михаила Лабковского, дети могут пользоваться интернетом максимум полтора часа в день и не более четырех часов в выходные - это школьники от четвертого класса, а дошкольники - не больше 40 минут в день. Психолог советует жестко выполнять правило вплоть до того, что родителя должны изымаете гаджеты и выключаете в доме Wi-Fi. В силах родителей предложить ребенку вместо гаджетов интересные увлекательные игры. Например, 3D пазлы. С помощью специального набора можно сделать объемную фигуру яркого объекта или сооружения. Такая игра помогает ребенку познавать окружающий мир, развивает логику и ум.


Ближе к 1-му сентября режим все больше и больше должен походить на "школьный". Ведь резкий переход от состояния отдыха к рабочему режиму — это большой стресс как для детей, так и для взрослых.

2. Учимся

Тут важно понимать, что речь не идет о зубрежке, заучивании правил или просиживанию над учебниками. За лето важно не растерять сам навык учиться. За летние месяцы в любом случае произойдет "откат в знаниях", но приступать к учебе в сентябре будет не так сложно, если ребенок все лето учил, например, иностранный язык или посещал книжный клуб (такой клуб родители могут организовать сами и активно в нем участвовать). Не стоит также оставлять домашнее задание на последний момент: они даются для того, что ребенок хоть немного оставался в "процессе обучения".

3. Кружки и секции

Остаться в этом "процессе обучения", а также приобрести новые навыки, знакомства ребенок может на всевозможных кружках и секциях. Сейчас самое время реализовать то, на что в школьное время не хватало сил и времени. Это может как разнообразные кружки, так и летний языковой лагерь. Сейчас выбор дополнительных занятий для ребенка ограничивается только его интересами и бюджетом родителей. Если же вы планируете ввести какие-то кружки или секции для ребенка в течение учебного года, то посещать их лучше уже с августа.

4. Первый раз - в первый класс

Особенно волнительное последнее "детское" лето ожидает будущих первоклашек. В сентябре они станут школьниками, а это - уже другая жизнь и другой уровень ответственности. Подготовительные курсы или регулярные занятия дома помогут дать ребенку представление о том, что его ожидает во время учебы. Но также важно до первого сентября прийти в школу, побродить по коридорам, зайти в класс. Еще лучше - встретиться с будущими одноклассниками. Это поможет минимизировать стресс от начала учебного процесса.

6. Собираемся в школу

Покупку школьных принадлежностей можно превратить в настоящий ритуал. Новые тетрадки, ручки, дневник с любимым мультяшным героем, красивый пенал и даже стаканчик для ручек и карандашей - дайте ребенку возможность выбрать самому, у него в жизни и так мало возможности выбора.

Доска для расписаний ТМ "1Вересня"

Пенал ТМ "1Вересня"

Стакан для канцелярии ТМ "1Вересня"

Рюкзак ТМ "1Вересня"

Рюкзак ТМ "1Вересня"

Дневник ТМ "1Вересня"

Пенал ТМ "1Вересня"

Также психологи говорят о том, что нужно поставить "точку в летних каникулах", настроившись на новую волну. Такой своеобразной точкой может стать выбор нового рюкзака. С ним ребенок проведет весь учебный год. Поэтому так важно выбрать рюкзак вместе: чтобы он нравился ребенку, а родители должны проследить, чтобы он соответствовал всем санитарным нормам. Например, рюкзаки от ТМ 1Вересня - яркие, с удобной ортопедической спинкой, дополнены светоотражающими элементами и сделаны из водоотталкивающих материалов. Обязательно дайте своему ребенку примерить новый рюкзак, чтобы он снова (или впервые!) почувствовал себя школьником.

Читайте самые важные и интересные новости на наших страницах

Вера Прохорчук | 26.08.2016 | 1246

Вера Прохорчук 26.08.2016 1246


После летних каникул многим детям довольно сложно привыкнуть к школьным будням. Я расскажу, как подготовить ребенка к школе и мягко настроить его на учебный лад.

У меня двое детей-погодок: Саша перешел в 3-й класс, а младший Митя – во 2-й. В прошлом году после летних каникул они оба заявили мне, что не хотят идти в школу и мечтают, чтобы отдых продолжался до Нового года.

А мне так хотелось, чтобы учеба была сыновьям в радость, а не стала какой-то «каторгой». Я проконсультировалась со специалистами, которые дали мне несколько полезных рекомендаций по подготовке детей к школе.

Я применила их на практике, и, знаете, период адаптации к школе прошел довольно легко. В этом году я настраиваю детей на учебу, применяя на практике эти советы.

Делюсь ими и с вами, дорогие родители.

Родителям стоит уделить этому вопросу особое внимание: ведь трудности во время периода адаптации к школе могут привести к психологическим проблемам и даже неприятностям со здоровьем.

Распорядок дня для детей

Во время каникул родители допускают нарушения режима дня: дети часто ложатся спать поздно, спят до обеда, едят в разное время. Во время учебы распорядок дня поменяется: ребенок будет рано ложиться и вставать, весь день будет распланирован.

Чтобы детский организм успел перестроиться, за неделю до начала учебного года необходимо соблюдать «школьный» режим дня. Предлагаю примерный распорядок дня:

Также детям полезно употреблять:

  • постное мясо;
  • печень;
  • овсянку;
  • цветную капусту;
  • кисломолочные продукты, особенно творог;
  • около 2 литров чистой питьевой воды в день.

Диктанты

Если ребенок забыл, как обращаться с ручкой, можно В этом поможет написание диктантов. Достаточно уделять этому занятию примерно 30 минут в день, чтобы рука ребенка «вспомнила», как нужно писать.

Настроиться на «школьный» лад также поможет совместная покупка канцелярских принадлежностей, одежды и

Хочу предупредить родителей: первый месяц учебы может быть достаточно напряженным и даже нервным и для вас, и, конечно, для ребенка. Но вам следует проявить терпение, поддержать чадо и постараться максимально облегчить период адаптации ребенка к школе.

Многие родители волнуются, как их дети адаптируются к школе после летних каникул. Особенно переживают семьи первоклашек, ведь их любимые малыши впервые делают шаг во взрослую жизнь. О том, как перебороть страхи детей перед школой, когда начать переход на новый режим дня и как избежать дефицита внимания – в материале портала Москва 24.

Страх перед школой

Прежде всего при выходе в школу ребенок (особенно это касается начальных классов) сталкивается с ожиданиями у родителей и учителей, которые зачастую гораздо выше его возможностей. Школа сейчас дает огромный список литературы на лето, а еще и задания по математике и русскому языку. Некоторые родители добавляют свои задачки, чтобы за каникулы ребенок "не отстал". Получается, что он все лето трудится, а если не работает или не сделал все до конца, то приходит с чувством вины, что гром грянул, а он что-то не выполнил (часто в школах летние задания не проверяются, но на совести ребенка этот камень висит).

Некоторые родители пытаются сделать так, чтобы ребенок понял материал, но при этом уходят от своих прямых обязанностей. Донести знания до учеников – это задача школы. Родители же должны обеспечить детям еще и продуктивный отдых: сходить в музей, на экскурсии, провести интересно время, поговорить о чем-то увлекательном – это ведь не менее полезно. Родитель формирует у ребенка отсутствие страха перед школой: дайте понять любимому чаду, что вы – его тыл, и если у него будут сложности, вы всегда готовы помочь.

Самое главное, что нужно дать ребенку за лето и особенно в последнюю неделю перед школой, – возможность отдохнуть. Если ребенок маленький и пока плохо читает сам или читает без удовольствия, можно завести традицию читать вместе с ним вслух. Важно не акцентировать внимание на том, что он обязан читать. Просто расскажите, какие интересные книжки есть дома, и предложите посмотреть их вместе.

А у учеников средней школы обычно проблем с адаптацией уже нет, они ходят в учебное заведение больше для общения со сверстниками и обменом эмоциями.

Само начало учебного года редко бывает тяжелым. Дети встречаются с друзьями, с которыми целое лето не виделись, радуются некоторым учителям. Страхи могут возникать у тех, кто плохо закончил прошлый год, с эмоциональными проблемами или проблемами с успеваемостью.

Виктория Юркевич

профессор кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой, МГППУ

В старших классах основная забота – ЕГЭ. Ребята уже думают, какое направление выбрать, на какие предметы сделать акцент и куда пойти работать. Родителям важно не давить на подростков, а постараться прислушаться: дать совет, рассказать о своем опыте и поддержать в выборе будущей профессии.

Дефицит внимания

Фото: depositphotos/Syda_Productions

Зачастую родители первоклашек очень волнуются, что в школе дети будут испытывать дефицит внимания. И правда, в течение шести-семи лет они были окружены любовью и заботой мам, пап, бабушек и воспитателей, а теперь попадают в жесткие рамки класса, где нужно сидеть за партой и поднимать руку только тогда, когда знаешь правильный ответ или хочешь попроситься в туалет.

На самом деле, это не совсем так. Дети первых-вторых классов – это люди, для которых школа является неким абсолютом. И они гораздо внимательнее относятся к учителю, чем к родителям. Мало внимания бывает тогда, когда дети сталкиваются с трудностями, а родители их не поддерживают и говорят: "Учительница сказала – значит, делай". Некоторые родители заставляют ребенка еще раз переписывать на чистовик, некоторые настаивают на выполнении дополнительного задания, чтобы закрепить материал.

Кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры проектирующей психологии Института психологии им. Выготского РГГУ Жанна Сугак советует родителям ни в коем случае не подменять собой школу. "Чтобы не было дефицита внимания, сохраните ваши личностные отношения c ребенком. Поговорите про то, что трудно, узнайте, с кем ребенок дружит, а с кем нет, какие в классе ребята. Спросите, какие сложности возникают и можете ли вы чем-то помочь. Не требуйте от ребенка того, что от него требует школа", – рекомендует Сугак.

Смена режима дня

Дети за период каникул совершенно отключаются от привычной школьной работы. И, конечно, организованных детей, кто самостоятельно способен подстроиться под новый ритм, гораздо меньше, чем тех, кто натурально страдает от строгого режима.

Задача родителей – помочь ребенку мягко и гармонично перестроиться на школьные биоритмы, начать раньше вставать и ложиться спать. Заранее рассчитайте, во сколько вам придется поднимать ребенка в школу, и начинайте постепенно приучать его к новому режиму. Также важно разговаривать со школьником и объяснять, что теперь придется ложиться во столько-то и вставать во столько-то, чтобы он не воспринимал изменения как приказ со стороны родителей, а понимал важность перехода.

Помимо этого, в первый месяц обучения детям очень тяжело "отсиживать" уроки, особенно ярко это заметно в начальной и средней школе. Им сложно отвечать у доски и ежедневно выполнять домашние задания. Родителям в этой ситуации важно не ругать ребенка, а помочь организоваться, распределить время, подсказать, в какой очередности выполнить задания.

"Главное, все делать мягко, без выговоров. Необходимо заинтересовать детей и помочь им организоваться. Как бы вы ни были заняты, всегда находитесь рядом с ребенком. Сложности обычно бывают только первый месяц после летних каникул, потом все ученики адаптируются".

Евгения Абелюк

Переход в новую школу

Если получилось так, что вы переехали в новый район, и ребенку приходится сменить школу, обязательно подготовьте его к адаптации в незнакомом коллективе. Желательно заранее поговорить с будущим классным руководителем, рассказать про ребенка, его особенности. Если, например, у него слабая нервная система, и он боится строгих учителей, нужно об этом предупредить и попросить учителя сообщать, если что-то пойдет не так. Важно устроить доверительные отношения со своим чадом, тогда он будет делиться всем, что происходит в школе, и не бояться рассказывать, если в классе его обижают. Ребенок будет понимать, что на его стороне есть взрослый, и тогда ничего не страшно.

"Важно присматриваться к поведению ребенка, учить его анализировать ситуацию и свои поступки, а также адекватно реагировать на ситуацию. Почитайте с ним "Детство" Толстого, где взяты такие эпизоды, которые входят в личный, внутренний опыт ребенка".

Евгения Абелюк

Заслуженный учитель РФ, ГБОУ Школа № 1525

Несмотря на все советы, самое главное, в чем нуждается ребенок – это ваша любовь. Любите своих детей не за то, что они хорошо учатся или примерно себя ведут, а просто за то, что они – ваши дети. Школа всегда потребует, а родители своей любовью поддержат. В таком тандеме ребенок не будет чувствовать себя брошенным, и процесс обучения станет в радость, как бы ни было трудно.