Психология социальных групп. Понятие и виды социальной психологии групп Основные социально психологические функции группы

Под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то одинаковые условия, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию. Именно в рамках этого второго толкования имеет по преимуществу дело с группами социальная психология.

Можно выделить некоторые черты, свойственные группе как субъекту деятельности. Прежде всего, это касается психологических характеристик группы, к которым должны быть отнесены такие групповые образования, как групповые чувства, композиция группы (или ее состав), структура группы, групповые процессы, групповые нормы и ценности, система санкций.

Психологические характеристики группы. При анализе развития групп в истории человеческого общества было установлено, что главной, чисто психологической характеристикой группы является наличие так называемого «мы-чувства», т. е. чувства общности ее членов. И исторически, и относительно каждой конкретной группы появлению «мы-чувства» предшествует «они-чувство», т. е. первичным является ощущение именно чуждости других людей и групп. Это говорит о том, что универсальным принципом психического оформления общности является различение для индивидов, входящих в группу, некоторого образования «мы» в отличие от другого образования - «они».

Композиция (состав) группы – совокупность характеристик членов группы, важных с точки зрения анализа ее как целого. Композиция группы может быть описана по-разному в зависимости от того, значимы ли в каждом конкретном случае, например, возрастные, профессиональные или социальные характеристики членов группы.

Структура группы определяется функциями, которые выполняют отдельные члены группы, а также межличностными отношениями в ней. Существует несколько видов структуры группы: структура предпочтений, структура «власти», структура коммуникаций.

Групповые процессы включают психологические и организационные процессы сплочения (лидерство и руководство), развитие группы как социального единства, групповое давление, изменение отношений и т. п.

Групповые нормы - это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Нормы выполняют, таким образом, регулятивную функцию по отношению к этой деятельности. Ценности каждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности.

Для того чтобы обеспечить выполнение членами группы групповых норм, существуют групповые санкции. Групповые санкции – это система поощрений и наказаний членов группы со стороны группы в целом. Часто говорят о негативных групповых санкциях (отвержение, бойкот), однако следует считать правомерным включение в состав системы санкций и положительных санкций (уважение, поощрение, признание).

Классификация групп. Прежде всего, для психологии является значимым разделение групп на условные и реальные. Среди реальных групп существуют реальные лабораторные группы и реальные естественные группы . В свою очередь, естественные группы подразделяются на большие и малые. Большие группы также разделяются на большие стихийные группы и организованные, длительно существующие. Малые группы могут быть двух разновидностей: становящиеся группы и группы более высокого уровня развития, уже сложившиеся.

Малые группы. Малая группа – это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Определение фиксирует специфический признак малой группы, отличающий ее от больших групп: общественные отношения выступают здесь в форме непосредственных личных контактов.

Можно отметить, что в качестве нижней границы малой группы часто считается диада . Однако существует и иная точка зрения, полагающая, что наименьшее число членов малой группы не два, а три человека . Это аргументируется тем, что в диаде невозможно вычленить тот тип общения, который опосредован совместной деятельностью, любое общение здесь приобретает характер межличностного. Присутствие в группе третьего лица изменяет систему взаимоотношений и вносит деятельностные основания в процесс общения.

Верхняя граница малой группы также однозначно не определена. Если изучаемая малая группа должна быть, прежде всего, реально существующей группой и она рассматривается как субъект деятельности, то логично не устанавливать какой-то жесткий «верхний» ее предел, а принимать за таковой реально существующий, данный размер группы, продиктованный целью совместной групповой деятельности.

Виды малых групп. Малые группы разделяют на первичные и вторичные. Под первичной группой понимаются такие группы, в которых осуществляются непосредственные контакты между ее членами. Вторичные – это те, где нет непосредственных контактов, а для общения между членами используются различные «посредники», например, в виде средств связи. Но при выделении такого признака первичные группы стали отождествлять с малыми группами, и тогда классификация утратила свой смысл.

Другое деление малых групп предполагает разделение малых групп на формальные и неформальные. В формальной группе четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами, строго распределены и роли всех членов группы в системе подчинения так называемой структуре власти. Неформальные группы складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где нет заданной системы взаимоотношений по вертикали. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, но может возникать и сама по себе, вне ее.

В реальности трудно вычленить строго формальные и строго неформальные группы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возникали в рамках формальных. Поэтому в социальной психологии родились предложения, снимающие эту дихотомию. Были введены понятия «формальная» и «неформальная структура» группы (или «структура формальных и неформальных отношений»), и различаться стали не группы, а тип, характер отношений внутри них.

Третья классификация выделяет группы членства и референтные группы. Под группами членства рассматриваются те группы, в которые индивид включен реально; в противоположность им референтные группы – это группы, в которые индивиды не включены реально, но их нормы они принимают. В дальнейшем были выделены две функции референтных групп: сравнительная и нормативная; референтная группа нужна индивиду или как эталон для сравнения своего поведения с ней, или для нормативной оценки его.

По длительности существования малые группы делятся на временные и стационарные .

По уровню развития группы подразделяются на:

Коллектив – добровольное объединение людей, характеризующееся высоким уровнем опосредования межличностных отношений совместной деятельностью и наличием социально одобряемых целей (например, трудовой коллектив, достигший социально-психологической зрелости).

Корпорация – группа, достигшая высокого уровня социально-психологической зрелости, но преследующая социально не одобряемые цели (высокоорганизованная преступная группа).

Просоциальная ассоциация отличается невысокой степенью опосредования межличностных отношений совместной деятельностью и общественным характером целей (например, только что созданная учебная группа).

Асоциальная ассоциация характеризуется антиобщественным характером деятельности, невысокой степенью опосредования межличностных отношений этой деятельностью.

Диффузная группа – скопление людей, которых объединяет лишь место и время, совместная деятельность практически отсутствует (пассажиры автобуса).

Развитие малой группы. Традиционно при изучении развития малой группы социальные психологи обращались к анализу ее двух основных сфер жизнедеятельности: деловой (инструментальной) и эмоциональной (экспрессивной). Движущей силой развития группы является противоречие между двумя этими сферами. Выделяются три основные стадии такого развития: 1) ориентировка (в ситуации, задаче, отношениях между членами группы и т.д.); 2) конфликт (между членами группы, группой и отдельными ее членами и т.д.); 3) динамическое равновесие (обеспечивает возможность функционирования группы как целого).

Особого рассмотрения требует вопрос о механизмах групповой динамики, о том, посредством чего происходит психологическое развитие группы. В качестве таких механизмов выделяются внутригрупповые противоречия, «идиосинкразический кредит» и психологический обмен; Г. М. Андреева в качестве основного механизма рассматривает конформность.

Противоречие как механизм развития группы уже упоминалось. К возможным типам противоречий, стимулирующим развитие группы, относят противоречия между потенциалом группы и ее деятельностью; между стремлением членов группы к самореализации и тенденциями более жесткой интеграции с группой; между поведением лидера и ожиданиями членов группы относительно его поведения.

Идиосинкразический кредит означает ситуацию, когда лидеру (или другому высокостатусному члену группы) позволяется нарушать групповые нормы, в то время как за такое нарушение к любому другому члену группы будут применены групповые санкции. Этот феномен может стать механизмом изменения групповых норм или формирования новых, с чем некоторые авторы связывают процесс группового развития.

Понятие психологический обмен в самом общем смысле можно представить как «обмен» активного участия в жизни группы, реализации групповых ценностей на высокий групповой статус. Иными словами, через оценивание индивидуальных вкладов в общее дело происходит статусная дифференциация.

Социально-психологические характеристики группы. К ним относят наличие определенной структуры малой группы, поведение, связанное с реализацией групповых норм, и групповую сплоченность.

Уже отмечалось, что в малой группе можно выделить различные типы структур в зависимости от выбранного критерия. Формально-статусная структура дает представление о соотношении позиций в формальной структуре группы. Для трудовых коллективов она совпадает со штатным расписанием.

Структура предпочтений выражается в социометрических статусах членов группы. Она часто рассматривается как аналог неформальной статусной структуры группы.

Коммуникативная структура характеризует внутригрупповые позиции индивидов в зависимости от информационных потоков в группе. Особенности коммуникативной структуры влияют на организационное развитие группы и ее деятельность. Как правило, централизованная структура по сравнению с децентрализованной способствует появлению лидера, организационному развитию, но препятствует эффективности решения сложных проблем и уменьшает удовлетворенность групповым членством.

Властная структура – это вертикальное взаимное расположение индивидов в зависимости от их способности оказывать влияние в группе. Всего можно выделить пять типов социальной власти: 1) вознаграждающую; 2) принуждающую; 3) легитимную; 4) референтную; 5) экспертную.

Следовательно, можно строить различные властные структуры группы в зависимости от рассматриваемого типа власти. Реальное управление группой, как правило, осуществляется одновременно по разным каналам.

Другая существенная характеристика сложившейся группы – поведение , связанное с реализацией групповых норм . Достаточно условно можно выделить три области: 1) влияние норм, разделяемых большинством членов группы; 2) влияние норм, разделяемых меньшинством членов группы; 3) отклонения поведения индивидов от групповых норм. Первая область связана с проявлениями конформного поведения , вторая – с влиянием меньшинства , третья – с феноменом группового давления .

Понятие «конформность» обозначает изменение поведения или установок в результате реального или воображаемого воздействия группы. Разделяют внешнюю и внутреннюю конформность и негативизм. Внешняя конформность (уступчивость) предполагает изменение поведения (или выражение согласия с группой) при утреннем несогласии с ней.

Внутренняя конформность (одобрение) характеризуется изменением мнения и поведения под влиянием группы.

Негативизм (реактивное сопротивление) тенденция вести себя наперекор требованиям группы.

Рассматривают следующие уровни конформности: подчинение, идентификация, интернализация. Подчинение аналогично внешней конформности, когда человек выражает согласие, оставаясь несогласным с группой внутри. Идентификация предполагает более глубокое принятие норм, она происходит, когда личность принимает групповые нормы из-за идентификации себя с группой (я – это мы). Интернализация – самый глубокий уровень конформности, предполагает внутреннее усвоение групповых норм личностью.

Существует две возможные причины возникновения конформности: нормативное и информационное влияние.

Нормативное влияние заключается в возникновении конформности из-за желания удовлетворить ожидания других людей, а также для того, чтобы добиться признания, сохранить хорошие отношения или не быть отверженным.

Информационное влияние связывает возникновение конформности с принятием суждений других людей, особенно в неопределенной ситуации.

Влияние меньшинства сводится к следующему: функционирование группы возможно на основании согласия по поводу каких-либо фундаментальных принципов. Меньшинство может попытаться изменить эти принципы, расшатывая согласие. Для того чтобы повлиять на большинство, меньшинство должно быть последовательным, демонстрировать уверенность в себе. Резко усиливает позицию меньшинства наличие «отступников» со стороны большинства. Кроме того, необычная позиция и поведение обладают притягательной силой для окружающих, что также способно повлиять на большинство.

Групповое давление – это действия группы, направленные на то, чтобы заставить члена группы вести себя в соответствии с нормами. Групповое давление может быть реализовано различными путями: через осуждение, понижение группового статуса, бойкот вплоть до исключений из группы. Оно выполняет несколько важных функций в жизни группы: 1) целеполагающую – обеспечивает достижение цели; 2) сохранительную – сохраняет группу как целое; 3) конструктивную – способствует выработке «групповой реальности»; 4) реляционную – участвует в определении отношения членов группы к социальному окружению.

Третьей характеристикой сложившейся группы является групповая сплоченность . Сплоченностьгруппы – совокупность всех сил, действующих в группе, заставляющих человека сохранять свое членство в группе и испытывать положительные эмоции от членства в ней. Сплоченность характеризует степень привлекательности группы для ее членов. Сплоченную группу характеризуют единство целей, ценностей, сотрудничество, дружеская атмосфера, неподдельная заинтересованность членов группы друг в друге и желание помочь. Наличие в группе общей цели, совпадение индивидуальных и групповых целей, межличностная симпатия, наличие внешней по отношению к группе опасности, угрозы и ряд других факторов способствуют росту групповой сплоченности. Сплоченность есть фактор эффективности деятельности группы.

Эффективность деятельности группы . Слагаемыми эффективности группы являются групповая продуктивность и удовлетворенность от членства в группе. Продуктивность зависит от потенциальной продуктивности группы, ее размеров, структуры коммуникации в группе, типа выполняемой задачи, стиля управления, сплоченности группы и т. д. Согласие с распределением статусов в группе, приближение к поставленной цели, возможность реализовать свой потенциал, симпатии в межличностных отношениях и другие факторы повышают удовлетворенность индивида группой.

Социально -психологический климат является интегральной характеристикой группы. Социально - психологическийклиматгруппы – устойчивое психическое состояние группы, отражающее особенности ее жизнедеятельности. Это совокупность условий, способствующих или препятствующих продуктивной групповой деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Это качественная характеристика межличностных отношений в группе, система отношений членов группы к условиям, характеру, содержанию совместной деятельности, к руководителю и другим членам группы.

Благоприятный социально-психологический климат характеризуют доверие, доброжелательность в отношениях, взаимопонимание, свободное выражение членами группы своего мнения и уважение к мнению других, конструктивность критики, чувство защищенности, оптимизм, уверенность, удовлетворенность от членства в группе. Неблагоприятный социально-психологический климат отличается напряженностью в отношениях между членами группы, конфликтностью, преобладанием подавленного настроения, неудовлетворенностью от членства в группе. Благоприятный психологический климат является условием эффективности деятельности группы.

Факторы, влияющие на социально-психологический климат: характер межличностных отношений, личность руководителя и реализуемый им стиль и методы управления, психологическая совместимость, наличие микрогрупп, характер взаимодействия между ними, влияние внешней социальной среды, а также физический микроклимат и т. д.

Психологическая совместимость – способность членов группы выполнять совместную деятельность. В основе психологической совместимости лежит оптимальное сочетание психологических характеристик участников взаимодействия по принципу их сходства или взаимодополняемости .

Социометрическая структура группы характеризует субординацию позиций индивидов в системе внутригрупповых межличностных предпочтений. Речь идет о неформальной структуре группы, структуре межличностных эмоциональных контактов: симпатиях, антипатиях, предпочтениях в группе. Понятие социометрической структуры группы связано с именем Дж. Морено, автора получившей широкую известность социометрической методики. Методика предназначена для исследования в группе межличностных отношений неформального типа. Она позволяет установить положение индивида в группе, наличие микрогрупп в структуре изучаемой группы, наличие конфликтности, напряженности в отношениях, степень групповой сплоченности, мотивационную структуру отношений. Процедурно социометрическое исследование осуществляется путем постановки косвенных вопросов, отвечая на которые, участники производят последовательный выбор предпочитаемых в описанной вопросом ситуации членов группы. Социометрический статус личности определяется числом полученных им в группе выборов. Наибольшей популярностью и симпатией пользуются «звезды» . Выделяют также категории предпочитаемых , игнорируемых , изолированных и отвергаемых членов группы.

Человек живет среди людей. Вся его жизнь протекает в разнообразных более или менее устойчивых объединениях, обозначаемых в социальной психологии понятием «группа».

Группа - это ограниченная размером общность людей, выделяющаяся или выделяемая из социального целого на основе качественных признаков: характера выполняемой деятельности, возраста, пола, социальной принадлежности, структуры, уровня развития.

Основными характеристиками группы, отличающими ее от простого скопления людей, являются: некоторая продолжительность существования; наличие общей цели или целей; взаимодействие членов группы; развитие хотя бы элементарной групповой структуры; осознание входящим в группу индивидом себя как «Мы» или своего членства в группе.

Главное условие функционирования и развития группы - совместная деятельность. Содержание совместной деятельности членов группы опосредует все процессы групповой динамики: развитие межличностных отношений, восприятие партнерами друг друга, формирование групповых норм и ценностей, форм сотрудничества и взаимной ответственности. Величина, структура и состав группы определяются целями и задачами деятельности, в которую она включена или ради которой создана.

В психологии группы делят по следующим критериям:

По непосредственности взаимосвязей: на группы реальные (контактные) и условные.

Реальная группа - ограниченная в размерах общность, существующая в едином пространстве и времени и объединенная реальными отношениями (школьный класс, социально-реабилитационная группа и др.)

Условная группа - объединенная по определенному признаку: роду деятельности, полу, возрасту, уровню образования и пр. Это общность людей, включающая субъектов, не имеющих прямых или косвенных, объективных взаимоотношений друг с другом. Люди, составляющие эту общность, могут не только никогда не встречаться, но и не знать ничего друг о друге. Например, незрячие или глухонемые дети как категории аномальных детей.

· Группа – это…

Группа - это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности. Сразу же следует оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия “группа”. Социальная группа – это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

· Какие углы зрения относительно изучения понятия «группа» характерны для таких подходов как социологический и социально-психологический?

Социологический подход Социально-психологический подход
При социологическом подходе основное внимание уделяется выявлению объективного критерия различения групп. Таким критерием считается определенное место, которое занимает группа в системе общественных отношений. С точки зрения социологического подхода, самое главное - отыскать объективный критерий различения групп, хотя в принципе и таких критериев может быть много. Различия групп можно видеть и в религиозных, и в этнических, и в политических характеристиках. Для каждой системы социологического знания важно принять какой-то критерий в качестве основного. С точки зрения этого объективного критерия социология и анализирует каждую социальную группу, ее соотношение с обществом, с личностями, в нее входящими. Социально-психологический подход заключается в изучении социально-психологических явлений и процессов, возникающих и функционирующих в группах при совместной деятельности людей, входящих в них. Включенность группы в определенный вид общественных отношений служит фактором, определяющим общность содержания и форм деятельности людей в группе, а вместе с этим и общность психологических характеристик группы. Для социально-психологического подхода характерен другой угол зрения. Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп, он формируется как бы в пересечении этих групп, является точкой, в которой скрещиваются различные групповые влияния. Это имеет для личности два важных следствия: с одной стороны, определяет объективное место личности в системе социальной деятельности, с другой - сказывается на формировании сознания личности. Личность оказывается включенной в систему взглядов, представлений, норм, ценностей многочисленных групп. Поэтому крайне значимо определить, какова будет та «равнодействующая» этих групповых влиянии, которая и определит содержание сознания личности. Но, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо установить, что же значит для человека группа в психологическом плане; какие ее характеристики значимы для личности, входящей в нее. Именно здесь-то социальная психология и сталкивается с необходимостью соотнесения социологического подхода, с которым она не может не считаться, и психологического, который тоже имеет свою традицию рассмотрения групп.

· Схематически изобразите классификацию групп.

Тема 11. Большая группа

· Как можно классифицировать большие социальные группы? Подберите примеры к каждому виду.

Классификация по разным признакам:

1)по времени различаются длительно существующие большие группы – классы, нации и коротко существующие – митинги, аудитории, толпа.

2)по характеру организованности – неорганизованности: толпа, партии, союзы. Ряд больших групп возникает стихийно (толпа), другие организуются сознательно (партии, ассоциации).

3)по примеру классификации малых групп можно говорить об условных (половозрастные, профессиональные) и реальных группах (митинги, собрания).

4)большие группы могут быть открытыми и закрытыми. Членство в последних определяется внутренними установками групп.

Критерием разделения больших социальных групп может выступать показатель наличия определенного количества общих признаков и механизма связей с общностью. (по Дилигенскому)

Типологическая группа – объединение людей, имеющих общий объективно существующий и социально значимый признак. Таким признаком может быть демографический показатель (мужчины, женщины, поколение, молодежь, средний возраст, пожилые люди и т.д.). характеристика данных групп как социальных определяется их значимостью в жизни общества, ролью в системе общественных отношений (на производстве, в семье). По своему составу они гомогенны, однородны.

Сознательно стремящиеся к объединению (религиозные группы, партии, союзы, общественные движения). По социальному составу эти группы разнородны, гетерогенны; по социально-психологическим характеристикам они более однородны, чем группы типологические.

· Что подразумевается под понятием «менталитет»? Перечислите черты так называемого российского менталитета.

Менталитет [от лат. mens, mentis - ум и alis - другие] - система своеобразия психической жизни людей, принадлежащих к конкретной культуре, качественная совокупность особенностей восприятия и оценки ими окружающего мира, имеющие надситуативный характер, обусловленные экономическими, политическими, историческими обстоятельствами развития данной конкретной общности и проявляющиеся в своеобычной поведенческой активности.

Черты русского менталитета:

Огромная сила воли, упорство, привычка к патернализму, неприхотливость, гостеприимство, терпеливым и послушным, практическая направленность их ума, ловкость и рациональность, дразнить счастье, играть в удачу, оптимизм, постоянство, предпочтение стабильности, способность к напряженному труду, Осмотрительность, наблюдательность, вдумчивость, сосредоточенность и созерцательность, чувством мощного единения друг с другом, примирительным отношением к народам-соседям; лень, беспечность, недостаток инициативы, слабо развитое чувство ответственности, духовность, всепрощающую любовь, отзывчивость, жертвенность, душевную доброту, упорство и основательность.

· Дилигенский представил свою классификацию больших групп. Постарайтесь ее дополнить.

1. Группы, функционирующие в масштабах общества:

Социальные классы и слои + социо-профессиональные группы, этнические группы и нации, социально-демографические группы (половозрастные, территориальные), массовые общественные организации, большие группы – организации.

2. Специфически большие группы:

Аудитория (локальные, рассредоточенные), публика, стихийное массовое образование по типу толпы.

· Опишите особенности, присущие этим группам.

· Расшифруйте понятие «этноцентризм».

Этноцентризм (греч. ethnos - народ, племя, лат. centrum - центр круга, средоточие) - механизм межэтнического восприятия, заключающийся в склонности оценивать явления окружающего мира сквозь призму традиций и норм своей этнической группы, рассматриваемой в качестве всеобщего эталона; отношение предубеждения или недоверия к посторонним, которые могут существовать внутри социальной группы.

· Выделите виды и особенности, присущие толпе.

Виды толпы:

Экспрессивная толпа

Конвенциональная толпа

Действующая толпа

Агрессивная толпа

Паническая толпа

Мятежная(или повстанческая)толпа

Особенности толпы:

Неспособность к осознанию, категоричность, консерватизм, внушаемость, заражаемость, эмоциональность, высокая чувственность, экстремизм, безответственность, физическая активность, диффузность, моральность, религиозность.

· Заполните таблицу, позволяющую рассмотреть особенности разных стихийных групп.

· Опишите основные проблемы психологии межгрупповых отношений.

Проблемы:

1.каковы источники межгрупповой враждебности;
2.всегда ли позитивное отношение к своей группе сопровождается негативным отношением к чужой;
3.насколько воспринимаемые различия между своей и чужой группой соответствуют действительности;
4.каким образом межгрупповое взаимодействие влияет на межгрупповые отношения и внутригрупповые процессы.

ТЕМА 12 Малая группа

· Дайте определение малой группы. Каковы основные характеристики малых групп?

Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Основными параметрами малой группы, важнейшими социально-психологическими характеристиками, всесторонне раскрывающими ее сущность являются:
- Тип группы (название, предназначение, место в системе других групп).
- Композиция (состав) группы
- Групповые процессы (динамика групповой жизни

Динамическая структура группы включает следующие измерения:
а) функционально-pолевые взаимосвязи (деятельностное измерение);
б) коммуникации (коммуникативное измерение);
в) эмоциональные межличностные предпочтения (социометрическое измерение);
- Групповые образования.

· Каким образом можно описать композицию (состав) группы? Попробуйте описать группу, где вы учитесь.

Композиция группы может быть описана в зависимости от того, значимы ли в каждом конкретном случае, например, возрастные, профессиональные или социальные характеристики членов группы. Композиция группы раскрывается посредством количественных, возрастных, профессиональных, социальных, образовательных, этнических хаpактеpистик.

Группа, в которой я учусь, состоит из 20 человек. В нашей группе одни девочки, т.е. группа однородная.

· Схематически изобразите структуру коммуникаций в группе. Какие из них более благоприятны для межличностных отношений и почему?

Типы коммуникационных сетей:
а - круг; б - цепь; в - «У»; г – колесо; д – сложный круг.

Точки – члены группы; линии – каналы коммуникаций.

Наиболее благоприятны для межличностных отношений сети типа колесо и сложный круг, т.к. в этих сетях все члены группы могут взаимодействовать между собой.

· Что подразумевается под понятием «групповая динамика»? Что входит в это понятие?

Групповые процессы (динамика групповой жизни) – процессы осуществления и регуляции группового социального взаимодействия: совместной деятельности, общения и внутригруппового поведения личности. Групповые процессы приводят не только к решению профессиональных задач, но и к дифференциации и интеграции группы (образование микрогрупп, ролевая дифференциация, конфликты, групповое сплочение, совместимость, сработанность, формы регуляции поведения индивида в группе).
Групповые процессы приводят к формированию структурных компонентов группы – многоуровневой динамической структуры и групповых социально-психологических образований, которые, в свою очередь, регулируют эти процессы, побуждая, направляя и корректируя их.

Динамическая структура группы включает следующие измерения:
- функционально-pолевые взаимосвязи (деятельностное измерение);
- коммуникации (коммуникативное измерение);
- эмоциональные межличностные пpедпочтения (социометpическое измерение).

· В чем заключается феномен группового давления?

С точки зрения личности, включенной в группу, этот феномен будет называться феноменом конформизма. Конформизм – изменение поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы. Чаще говорят о конформном поведении, имея в виду чисто психологическую характе­ристику позиции индивида относительно позиции группы, при­нятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свой­ственного группе, меру подчинения индивида групповому давле­нию. Конформность констатируется там, где конфликт между мнением индивида и мнением группы преодолевается в пользу группы. Мера конформности – это мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось инди­видом как конфликт. При внешней конформности индивид возвращается к своему первоначальному мнению после того, как снимается групповое давление. При внутренней конформности индивид сохраняет мнение группы и после того, как группа перестает оказывать на него давление.

· Какие точки зрения существуют относительно понятия «групповая сплоченность»? (Левин, Картрайт, Петровский). Выделите основные доминанты.

«Тотальное поле сил», заставляющее членов группы оставаться в ней. Группа тем сплоченнее, чем больше она отвечает потребностям людей в эмоционально насыщенных межличностных связях.

Д.Картрайт отмечал, что групповая сплоченность характеризует ту степень, в которой члены группы желают оставаться в ней. Силы сплочения группы имеют две образующие: во-первых, степень привлекательности собственной группы, во-вторых, силу притяжения других доступных групп. Группу вследствие этого можно определить как совокупность индивидов, связанных так, что каждый расценивает преимущества от объединения как большие, чем можно получить вовне.

А.В.Петровский:

«Сплоченность как ценностно-ориентационное единство -- это характеристика системы внутри: групповых связей, показывающая степень совпадения оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам (лицами,. задачам, идеям, событиям), наиболее значимым для группы в целом».

· Внесите в таблицу данные, свидетельствующие об отличиях таких понятий, как лидерство и руководство, опираясь на высказывания Б.Д. Парыгина.

Руководитель Лидер
1.Руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации; 2.Руководство - элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений; 3.Руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры; 4.Руководство - явление более стабильное; 5.Руководство подчиненными обладает определенной системой различных санкций; 6.Процесс принятия решения руководителем (и вообще в системе руководства) значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе; 7.Сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе. 1.Лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе; 2.Лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой и является малая группа); 3.Лидерство возникает стихийно; 4.Явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы; 5.Лидерство не обладает определенной системой различных санкций; 6.Лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности; 7.Сфера деятельности лидера - в основном малая группа, где он и является лидером.

· Какие существуют показатели эффективности групповой деятельности?

Цели. Они абсолютно ясны всем членам группы и в значительной степени разделяются ими, то есть с ними согласны и их поддерживают все члены группы.

Коммуникация. Она эффективна и включает в себя как чувства, так и содержательные моменты, например, информацию, связанную с задачей.

Лидерство. Оно не принадлежит формальному лидеру, а широко разделяется и осуществляется всеми членами группы. Группа придерживается участвующего стиля.

Влияние. Влияние в группе смещается на рациональной основе, такой как информация или компетентность.

Конфликт. Конфликт рассматривается как естественное следствие увлеченности делом. Отсутствие конфликта породит тревогу, поскольку будет означать недостаточную степень участия. Конфликт открыто выражается и разрешается, он рассматривается как позитивный источник более высококачественных решений.

Принятие решений. В целом решения принимаются на основе открытых дебатов, хотя процессы корректируются в соответствии с характером решения и его последствиями или важностью для членов группы.

Межличностные отношения. Подчеркивается их важность для группового единства. Каждый отдельный член группы одинаково ценен своим уникальным вкладом в общее дело.

Мониторинг и обзор. Групповая работа и процессы подвергаются непрерывному мониторингу и регулярному обзору. Оценка эффективности является показателем работы группы.

Социальная психология: конспект лекций Мельникова Надежда Анатольевна

ЛЕКЦИЯ № 10. Определение и характеристика социальных групп

Социальная группа – любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности.

Вся жизнедеятельность индивида в обществе осуществляется через разнообразные социальные группы, значительно различающиеся между собой.

Наиболее широкое понимание социальной группы связано с понятиями общности и совокупности .

Наличие общей цели делает людей способными к согласованным действиям, хотя такая согласованность существует только в определенном аспекте их поведения.

Индивиды принадлежат группе не всей своей личностью, а только теми аспектами, которые связаны с социальными ролями, выполняемыми в данной группе.

Ни один человек не может функционировать полноценно только в одной социальной группе.

Ни одна группа не может обеспечить полностью условия для самореализации личности в различных аспектах.

Социальная группа – важная форма объединения людей в процессе деятельности и общения.

Цели, общие нормы, санкции, групповые ритуалы, отношения, совместная деятельность, вещная среда и так далее – эти феномены выступают в качестве особых компонентов социальной группы, определяющих меру ее устойчивости.

Менее устойчивые социальные группы не являются основными в жизни человека, хотя он и может находиться в них продолжительное время.

Семья, школьный класс, друзья и профессиональный коллектив – наиболее значимые для личности социальные группы.

Они в силу своей устойчивости оказывают влияние на характер социального развития и социальную адаптацию субъекта.

Основные признаки социальной группы:

1) наличие интегральных психологических характеристик , таких как общественное мнение, психологический климат, групповые нормы, групповые интересы и так далее, которые формируются с возникновением и развитием группы;

2) существование основных параметров группы как единого целого : композиция и структура, групповые процессы, групповые нормы и санкции.

Композиция представляет собой совокупность характеристик членов группы, важных с точки зрения ее анализа как целого. Структура группы рассматривается с точки зрения тех функций, которые выполняют отдельные члены группы, а также с точки зрения межличностных отношений в ней.

К групповым процессам относятся динамические, т. е. меняющиеся показатели группы как социального процесса отношений;

3) способность индивидов к согласованным действиям.

Этот признак является ключевым, поскольку именно согласие обеспечивает необходимую общность, единство действий, направленных на достижение цели;

4) действие группового давления, побуждающего человека вести себя определенным образом и в соответствии с экспектациями окружающих.

Индивидуальным результатом такого давления выступает конформность как качество человека в нормативном или ненормативном варианте.

Психологи фиксируют наличие изменений во взглядах и поведении отдельных участников, обусловленных их принадлежностью к группе.

Существование большого количества различных социальных групп обусловило разработку различных типологий групп.

Основными критериями выделения типологий могут выступать: количество человек в группе, общественный статус, уровень развития и т. д.

По общественному статусу группы делятся на формальные и неформальные , по непосредственности взаимосвязей – на реальные и номинальные , по значимости – на референтные и группы членства .

Типологии выделяются по количеству человек и по уровню развития.

По количеству членов выделяют большие группы, малые группы и микрогруппы .

Состав микрогрупп включает три или два человека (соответственно, триады и диады).

В социальной психологии они обычно рассматриваются через межличностные отношения неформальной структуры.

Основными связующими факторами данных групп являются чувства дружбы, любви, симпатии, общее дело.

Большие группы изучаются с точки зрения массовидных явлений психики и интегральных психологических феноменов, возникающих в толпе, аудитории, публике.

Малая группа – такая группа, участники которой лично знают друг друга.

Все значимые в жизни человека группы – малые группы.

Ведущими факторами, объединяющими группу, выступают совместная деятельность и общая цель.

Малую группу часто обозначают как первичную, поскольку она является ближайшей средой формирования личности, влияющей на потребности, социальную активность и психологическое состояние человека.

Значимость малой группы определяется устремлениями индивида.

Если он ориентируется на нормы, ценности и мнения членов группы, то она относит себя, как с эталоном, определяющим нормы.

Группа в данном случае является источником социальных установок и ценностных ориентаций субъекта.

Ориентируясь на референтную группу, человек оценивает себя, свои поступки, образ жизни и идеалы.

Референтная группа имеет две основные социальные функции: нормативную и сравнительную .

По уровню развития выделяют группы неорганизованные или слабо организованные, с низким индексом сплоченности (ассоциации, диффузные группы ) и группы высокого уровня развития (коллективы ).

В ассоциации отсутствует объединяющая совместная деятельность, требующая соответствующей организации, однако есть некоторый уровень сплоченности, определяемый совместным общением индивидов.

В диффузной группе отсутствуют и сплоченность, и организация, и совместная деятельность.

Важным показателем уровня развития группы выступает ценностно-ориентационное единство, определяемое степенью совпадения позиций и оценок ее членов по отношению к общей деятельности и важным ценностям группы.

Группы рассматривают с точки зрения отношения к социуму: позитивного – просоциальные , негативного – асоциальные .

Любой коллектив является хорошо организованной просоциальной группой, поскольку ориентирован на пользу обществу.

Хорошо организованная асоциальная группа называется корпорацией.

Корпорация характеризуется обычно замкнутостью, жесткой централизацией и авторитарным управлением, противопоставлением своих узких интересов общественным.

Проблема индивидуализма и коллективизма связана с проблемой личностной автономии человека в группе.

В процессе социализации и воспитания у субъекта развивается характерологическое качество конформности либо нонконформизма.

Конформность – это зависимость человека от группы, ее влияние на принимаемые им решения.

Такая зависимость имеет разные степени выраженности – от полного подчинения индивида группе до личностной автономии.

Конформизм может проявляться не только в рамках конкретной группы, но и в рамках общества, когда его давление достигает столь высокой степени, что люди боятся проявить свою индивидуальность и меняют свой образ мыслей в соответствии с общественными стандартами.

Слабое влияние группового давления определяется как нонконформизм.

Нонконформизм не имеет ничего общего с негативизмом (конформизмом наоборот), поскольку негативизм проявляется в стремлении человека обязательно поступить вопреки правилам, и в этом смысле он зависит от групповых норм.

Нонконформист имеет свой независимый взгляд на явления окружающего мира и доверяет своему мнению.

При этом он относится с уважением и к мнениям других людей, но поступать будет в соответствии со своими представлениями о действительности.

Сосуществование и взаимодействие независимых и свободных индивидов, нонконформистов, представляет собой сложное социальное явление, которое встречается не так уж редко, поскольку чем выше уровень культуры человека, тем в большей степени он способен быть нонконформистом.

Именно нонконформисты способны реализовать в своих социальных отношениях наиболее продуктивные стратегии взаимодействия – сотрудничество и компромисс, избегая непродуктивных стратегий приспособления и соперничества.

Относительно адекватное понимание явлений окружающего мира порождает правильные суждения и выводы, которые подтверждаются социальным опытом субъекта.

А. Маслоу связывал развитие нонконформизма с такими качествами, как честность и смелость, поскольку быть готовым к независимой от окружающих позиции – это весьма нелегкое поведение, требующее мужества.

Большинство людей в той или иной мере зависят от группового давления и влияния.

Степень этой зависимости варьируется в разных ситуациях. Можно выделить объективные факторы, определяющие уровень конформности человека в группе.

Во-первых, это характеристики самого индивида , который подвергается групповому давлению: пол, возраст, национальность, интеллект, тревожность, внушаемость и т. д.

Во-вторых, это характеристики группы , которая является источником давления: величина группы, степень единодушия, наличие членов группы, которые отклоняются от общего мнения.

Третьим фактором, определяющим уровень конформности, выступают особенности взаимосвязи индивида и группы (статус, степень приверженности к группе, уровень ее референтности).

И, наконец, содержание задачи , стоящей перед индивидом и группой, не может не сказаться на уровне его конформности.

Чем больше человек заинтересован в выполнении общей задачи, тем в большей степени он будет подвержен групповому давлению.

Феномен морально-психологического климата группы возникает не сразу.

На первой стадии развития коллектива преобладает формальная структура: работники общаются в соответствии с должностным и поведенческими стереотипами, присматриваются друг к другу, подлинные чувства чаще всего скрываются, цели и методы работы совместно не обсуждаются, коллективная работа проявляется слабо.

На второй стадии происходит переоценка личностных и деловых качеств руководителя, складывается мнение о коллегах, начинается процесс формирования группировок внутри коллектива, возможна борьба за лидерство.

Разногласия обсуждаются более открыто, предпринимаются попытки улучшить взаимоотношения в коллективе.

Наконец «притирка» заканчивается, четко просматривается неформальная структура, коллектив достигает определенной степени координации действий своих членов.

Возникающая при этом групповая сплоченность может иметь позитивную, негативную либо конформистскую направленность.

В первом случае группа воспроизводит лучшие деловые и нравственные качества своих членов, люди гордятся своей принадлежностью к данному коллективу, возникающие проблемы решаются по деловому, инициативно и творчески.

Во втором случае большая часть энергии коллектива тратится на участие в конфликтах между различными группировками, неформальными и формальными лидерами, выяснениями отношений с другими подразделениями.

Производственные проблемы как бы отходят на второй план.

Конформистская направленность характеризуется чисто внешней, показной заинтересованностью сотрудников в результатах их трудовой деятельности, безразличием к коллективным усилиям.

Сфера интересов сотрудников находится вне коллектива: семья, общественно-политическая деятельность, личные проблемы и т. д.

Социально-психологический климат рабочей группы существенным образом зависит от ее структуры.

Структура коллектива, т. е. реально существующая совокупность взаимоотношений членов группы, возникающая в процессе совместной деятельности, исследуется на двух уровнях – формальном и неформальном.

Если формальная структура связана с должностным статусом членов группы, упорядоченными служебными отношениями, то неформальная структура складывается на основе отношений, обусловленных психологическими особенностями членов коллектива.

Становление неформальной структуры определяется наличием как объективных, так и субъективных факторов.

К первым можно отнести обусловленную характером и графиком работы возможность контактов между членами группы, а также оптимальный по количеству и половозрастной структуре состав группы, позволяющий удовлетворить потребность в межличностном общении.

Субъективные факторы зависят от личности руководителя, индивидуальных особенностей сотрудников. Умение сплачивать коллектив, психологическая совместимость, удовлетворенность условиями труда, своим статусом и ролью сказываются на образующихся стихийно дружеских связях, взаимных симпатиях и антипатиях.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Психология личности: конспект лекций автора Гусева Тамара Ивановна

ЛЕКЦИЯ № 5. Ролевые теории личности. Понятие о структуре личности как совокупности социальных ролей Ролевая теория личности – это подход к изучению личности, согласно которому личность описывается посредством усвоенных и принятых ею (интернализация) или вынужденно

Из книги Психология личности: конспект лекций автора Гусева Тамара Ивановна

ЛЕКЦИЯ № 7. Классическое учение о темпераменте. Психологическая характеристика типов нервной деятельности и темперамента Под темпераментом понимают природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике тонуса и уравновешенности

автора

ЛЕКЦИЯ № 2. Социально-психологическая характеристика личности Личность – это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни.Все зависит от личностных и психологических качеств, которые присущи личности, их необходимо правильно

Из книги Социальная психология: конспект лекций автора Мельникова Надежда Анатольевна

ЛЕКЦИЯ № 7. Понятие социальной роли и характеристика влияния ее на развитие личности Социальная роль – фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений.Социальная роль – общественно необходимый вид социальной

Из книги Социальная психология: конспект лекций автора Мельникова Надежда Анатольевна

ЛЕКЦИЯ № 16. Социальная установка. Определение и классификация 1. Исследования понятия и динамики социальных установок Понятие, которое в определенной степени объясняет выбор мотива, побуждающего личность к деятельности, есть понятие социальной установки.Проблема

Из книги Педагогическая психология: конспект лекций автора Есина Е В

ЛЕКЦИЯ № 4. Характеристика и сравнительные особенности познавательных процессов и процесса развития личности в ситуациях обучения и

автора Мельникова Надежда Анатольевна

23. Понятие и типология социальных групп Социальная группа – любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности.Наиболее широкое понимание социальной группы связано с понятиями общности и совокупности.Семья, школьный класс, друзья и профессиональный

Из книги Социальная психология автора Мельникова Надежда Анатольевна

25. Определение и классификация малых групп Малая группа – немногочисленная по составу группа, участники которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений,

Из книги Общая психология: конспект лекций автора Дмитриева Н Ю

Лекция № 1. Общая характеристика психологии как науки Известному немецкому психологу XIX в. Герману Эббингаузу принадлежит афоризм: «Психология имеет долгое прошлое и краткую историю». Эти слова как нельзя лучше отражают суть исторического развития отрасли

Из книги Деловая психология автора Морозов Александр Владимирович

Лекция 19. Характеристика групповых процессов Анализ групповых процессов позволяет нам посмотреть на группу в ее динамике, ответить на ряд важных и интересных вопросов: что происходит в малой группе? как она развивается? каковы важнейшие пути и факторы, определяющие

Из книги Социальная психология автора Овсянникова Елена Александровна

2.4. Принципы исследования психологии больших социальных групп Как бы ни была велика роль малых групп и непосредственного межличностного общения в процессах формирования личности, сами по себе они не создают исторически конкретных социальных норм, ценностей, установок,

Из книги Сознавание: исследуем, экперементируем, упражняемся автора Стивенс Джон

Формирование групп Как правило, лучше всего формировать группы примерно с одинаковым количеством мужчин и женщин, чтобы иметь возможность сравнения различных точек зрения. Хорошо, если при подборе участников окажется, что они почти или совсем незнакомы друг с другом.

автора Еникеев Марат Исхакович

§ 4. Организация жизнедеятельности малых социальных групп Реорганизация первоначальной диффузной социальной общности в объединение взаимодействующих и взаимозависимых лиц называется группообразованием. Возникновение социальных групп связано с социальными

Из книги Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] автора Еникеев Марат Исхакович

§ 7. Психологические механизмы саморегуляции больших социальных групп Большая социальная группа - количественно не ограниченная социальная общность, имеющая устойчивые базовые ценности, нормы поведения и социально-регулятивные механизмы (партии, этнические группы,

Из книги Интеллектика. Как работает ваш мозг автора Шереметьев Константин

Образование социальных групп Социальная группа начинается с цели. Общая для человечества цель – выживание, но для каждой отдельной группы людей она может варьироваться в очень широких пределах. Это и добывание пищи, и воспитание потомства, и защита от хищников. В любом

Из книги Зоофизика религий автора Розов Александр Александрович

Почему люди образуют группы и нередко очень дорожат своим членством в них? Очевидно, что группы обеспечивают удовлетворение тех или иных потребностей общества в целом и каждого из его членов в отдельности. Американский социолог Н. Смелзер выделяет следующие функции групп: 1) социализации; 2) инструментальную; 3) экспрессивную; 4) поддерживающую .

Социализацией называется процесс включения личности в определенную социальную среду и усвоение ее норм и ценностей (см. гл. 5). Человек, подобно высокоорганизованным приматам, только в группе может обеспечить свое выживание и воспитание подрастающих поколений. Именно в группе, прежде всего в семье, индивид овладевает рядом необходимых социальных умений и навыков. Первичные группы, в которых пребывает ребенок, обеспечивают основу его включения в систему более широких социальных связей. Социализация личности в тех или иных формах осуществляется в течение всей человеческой жизни. Таким образом, различные группы, членом которых оказывается индивид, воздействуют на него определенным образом, как правило, в соответствии с ценностями данного общества в целом.

Инструментальная функция группы состоит в осуществлении той или иной совместной деятельности людей. Многие виды деятельности невозможны в одиночку. Конвейерная бригада, отряд спасателей, футбольная команда, хореографический ансамбль – все это примеры групп, играющих инструментальную роль в обществе. Они называются также группами, ориентированными на задачу. Участие в таких группах, как правило, обеспечивает человеку материальные средства к жизни, предоставляет ему возможности самореализации.

Экспрессивная функция группы состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии. Эту роль выполняют часто первичные и неформальные группы (или социоэмоциональные). Будучи их членом, индивид получает удовольствие от общения с психологически близкими ему людьми – родными и друзьями.

Поддерживающая функция группы проявляется в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях. Они ищут психологической поддержки в группе, чтобы ослабить неприятные чувства. Ярким примером этого может служить эксперимент американского психолога С. Шахтера . Сначала испытуемых, в качестве которых выступали студенты одного из университетов, разделили на две группы. Членам первой из них сообщили, что они будут подвергнуты сравнительно сильному удару электрического тока. Членам второй группы сказали, что их ожидает очень легкий, похожий на щекотку, удар электрического тока. Далее всем испытуемым задавался вопрос, как они предпочитают ожидать начала эксперимента: в одиночку или вместе с другими его участниками? Обнаружилось, что примерно две трети испытуемых первой группы высказали желание находиться вместе с другими. Во второй группе, наоборот, примерно две трети испытуемых заявили, что им безразлично, как ожидать начала эксперимента – в одиночку или с другими. Итак, когда человек встречается с каким-либо угрожающим фактором, то группа может предоставить ему ощущение психологической поддержки или утешения. К такому выводу пришел Шахтер. Перед лицом опасности люди стремятся психологически приблизиться друг к другу. Не случайно возникла поговорка, что на миру и смерть красна.

Поддерживающая функция группы может ярко проявляться в ходе сеансов групповой психотерапии. При этом порой человек психологически настолько сближается с другими членами группы, что его вынужденный уход (например, в связи с общим окончанием лечения) тяжело им переживается. Поэтому особым вариантом окончания курса групповой психотерапии является сохранение структуры группы и продолжение общения пациентов между собой уже без врача .

Практика военной деятельности также подтверждает важную роль психологической поддержки людей со стороны членов своей группы. Вот случай, который вспоминает в своих мемуарах известный советский военачальник маршал К. К. Рокоссовский. Однажды в самом начале Великой Отечественной войны он решил лично проверить систему обороны переднего края на одном из участков фронта. Армейские уставы, существовавшие до войны, учили строить оборону по так называемой ячеечной системе, т.е. каждый боец должен был находиться в одиночном окопе. Рокоссовский, подойдя к одной из таких ячеек, приказал солдату оставить ее и забрался туда сам. Что же понял командующий, посидев в солдатском окопе? "Я, старый солдат, участвовавший во многих боях, и то, сознаюсь откровенно, чувствовал себя в этом гнезде очень плохо, – писал Рокоссовский. – Меня все время не покидало желание выбежать и заглянуть, сидят ли мои товарищи в своих гнездах или уже покинули их, а я остался один". Итогом этих чувств был доклад командованию о том, что надо немедленно ликвидировать систему ячеек и переходить на траншеи, чтобы "в минуты опасности солдат мог видеть рядом с собой товарища и, конечно, командира" .