Гибель "Британика".Корабль - госпитальное судно, третье и последнее судно класса "Олимпик". Трагическая судьба "Британика". Корабль "Британик": фото, размеры, история

"Британник" — это третье и последнее судно класса "Олимпик ", заказанное компанией "Уайт Стар Лайн ", судостроительной компании "Харланд энд Вольф ". Первоначально корабль строилось под именем "Гигантик". Название задумывалось как замена погибшего "Титаника " и поэтому "Британик" обладал рядом усовершенствований: водонепроницаемые переборки проходили через палубы с каютами первого класса.

Строительство "Британика"
После гибели "Титаника " на третьем судне было остановлено строительство, а имя "Гигантик " заменено на "Британник ". Хотя судостроительная компания "Уайт Стар Лайн " отрицала, что судно первоначально назовут "Гигантик ", утверждения в прессе перед гибелью "Титаника " были другими. Лайнеры должны были быть названы в честь древнегреческих персонажей: олимпийцев, титанов и гигантов. Но по легенде титаны и гиганты погибли в битве с олимпийцами, и называть новое судно "Гигантик " было бы такой же дерзостью, как в случае с "Титаником ", поэтому, судно назвали "Британник ".
Инженеры сделали изменения в проекте. Строительство было все еще в ранней стадии, и это означало, что будет легче включить новые требования безопасности на третьем судне. В конечном счете, эти особенности очень отличали бы его от двух его братьев. Была добавлена дополнительная переборка в электрическом машинном отделении, таким образом, судно делилось на семнадцать водонепроницаемых отсеков, а не шестнадцать. Этот проект, в теории, делал его "самым непотопляемым " судном, будучи в состоянии выжить с шестью затопленными передними отсеками. Самой поразительной новой особенностью были спасательные шлюпки. Был установлен другой тип шлюпбалок, намного больших чем на "Титанике " и "Олимпике ". Спасательные шлюпки были даже установлены на корме судна друг над другом. В качестве предосторожности была добавлена пневматическая почта от мостика до радиорубки.
Работа над "Британником " продолжалась в течение 1912 года. Запуск был отсрочен несколько раз, и 26 февраля 1914 года "Британник " был спущен на воду. В соответствии с традицией "Уайт Стар Лайн ", никакой церемонии разбивания бутылки шампанского о борт корабля не было.
В течение следующих шести месяцев "Британник " начал обретать форму самого большого и роскошного океанского лайнера Великобритании. Но работа шла медленно, так как Харланд и Вольф имели финансовые проблемы. В августе 1914 года случилось то, что изменило судьбу "Британника ": Великобритания, Франция и Россия объявили войну Германии и Австро-Венгрии. Началась Первая Мировая война .


Спуск на воду

«Британик » был спущен на воду 26 февраля 1914 года на верфи «Харленд энд Вольф » в Белфасте (там где были построены «Титаник » и «Олимпик »). Уже в августе 1914 года лайнер был пригоден для совершения трансатлантических плаваний между Саутгемптоном и Нью-Йорком.
Он считался самым комфортабельным в "большой тройке ", куда входили "Титаник " и "Олимпик ". Ресторан и курительный салон первого класса были расширены и также планировалось установить орган на парадной лестнице. "Британик " вмещал 790 пассажиров первого класса, 835 - второго, 950 - третьего класса и 950 членов экипажа.


Первое и последнее путишествие "Британика"

В свое первое путешествие "Британик " вышел из Ливерпуля 23 декабря 1915 года в направлении Неаполя и порта Мадрос на греческом острове Лемнос. "Британик " стал курсировать в проливе Дарданеллы.
В свое последнее путешествие, как выяснилось потом, "Британик" вышел из Саутгемптона в воскресенье, 12 ноября, 1916 года. До Италии он добрался без происшествий. В пятницу, 17 ноября, он прибыл в Неаполь. Там "Британик" должен был пробыть до 18 ноября, но из-за шторма отплытие отложили на слудующий день. 21 ноября "Британик " шел на закате через канал Кеа. Около 8.00 команда, работавшая в бойлерной и машинном отделении, ожидала смены. Чтобы ускорить смену, офицеры иногда открывали водонепроницаемые двери на небольшое время. Неожиданно раздался взрыв огромной силы. За ним последовал еще один, более мощный. Он буквально разорвал левый борт корабля в нескольких местах. Медсестры и обслуживающий персонал выбежали на палубу, прервав свой завтрак в столовой… "Британик" начал тонуть....

"Британик" на военной службе
Война серьёзно воздействовала на судостроительную промышленность. Верфям, имевшим контракты с адмиралтейством, уделяли самое пристальное и первостепенное значение, и также большую часть доступного сырья. Адмиралтейство ничего не заказывало "Харланд и Вольф ", делая их способными продолжить их гражданские контракты, но в значительно более медленном темпе. Для подготовки "Британник " был помещен в сухой док для установки винтов. Уайт Стар Лайн вынуждена переместить свой порт приписки обратно в Ливерпуль. Многие из судов компании были реквизированы Адмиралтейством. "Британник " и "Олимпик " были поставлены на прикол до необходимости. 3 ноября "Олимпик " прибыл в Белфаст, где он провел следующие десять месяцев вместе со своим младшим братом.
1 сентября 1915 года "Олимпик " был реквизирован как военный транспорт, а "Британник " еще стоял незаконченный в Белфасте.
Война должна была закончиться Рождеством 1914 года, вышла из-под контроля. В Средиземноморье количество жертв увеличивалось. 13 ноября 1915 года "Британник " был реквизирован Адмиралтейством как госпитальное судно. Работа по преобразованию незаконченного лайнера шла полным ходом. Каюты на верхних палубах были превращены в палаты, поскольку пациенты должны были быть как можно ближе к шлюпочной палубе. Обеденный зал и Гостиная первого класса были переоборудованы в операционные и главную палату из-за их центральных местоположений. Хирурги, доктора и медсестры жили бы в каютах на палубе B, чтобы они были близко к пациентам все время. Когда закончилось преобразование в госпитальное судно, на "Британнике " могли поместиться 3 309 пациентов.
Но не все пошло, как запланировано. Не было времени, чтобы оснастить корабль шлюпбалками-кранами. Поэтому было установлено пять пар шлюпбалок-кранов и 6 стандартных пар. Судно было окрашено в интернациональные цвета госпитального судна: белый борт, зеленая полоса вдоль корпуса, прерываемая в трех местах на каждом борту красными крестами. Трубы были окрашены в горчичный цвет, похожие трубы были у «Уайт Стар Лайн», но не было черной верхушки. Эти цвета гарантировали судну статус неприкосновенного для всех военных судов, согласно Женевскому Соглашению. К Рождеству "Британик " был готов к первому плаванию.
23 декабря "Британник" , отправился в первое плавание, направляясь в Мудрос, на греческом острове Лемнос. Пять дней спустя, он достиг Неаполя, единственный порт для взятия угля и воды перед Мудросом. Достигнув Мудрос в Канун Нового года, он начал прием жертв на борт, который занял 4 дня. 9 января "Британник" прибыл в Саутгемптон и начал высаживать пациентов. Было сделано еще два рейса, но к весне 1916 года ситуация в Средиземноморье стихла и пока что госпитальные суда не требовались. "Британник" был поставлен на прикол в Саутгемптоне 12 апреля и стоял без дела в течение пяти недель. Из-за финансовых неприятностей, испытанных военными, было решено, что "Британник" будет возвращен к коммерческому обслуживанию "Уайт Стар Лайн".
18 мая он прибыл в Белфаст и 6 июня был освобожден от Правительственного обслуживания. Но к сентябрю 1916 года еще раз усилилось наступление в Средиземноморье, и стало очевидно, что большие лайнеры опять будут нужны в качестве плавучих госпиталей.


"Британик"
затонул в Эгейском море
Утром 21 ноября 1916 года в Эгейском море затонул "Британик " — корабль-близнец "Титаника ".
"Британик" — госпитальное судно Его Величества, первоначально строилось, как пассажирский лайнер "Гигантик", был последним из серии трёх лайнеров класса "Олимпик". Он задумывался как замена погибшему "Титанику" и обладал рядом усовершенствований — например, водонепроницаемые переборки проходили и через палубы с каютами первого класса.
Но ему так и не удалось оказаться на линии Саутгемптон — Нью-Йорк, для которой он строился. Вместо этого лайнер сразу же был реквизирован Британским Адмиралтейством, которое переоборудовало его в госпитальное судно.
21 ноября 1916 года, налетев на немецкую мину в Эгейском море, лайнер "Британик" перевернулся и затонул всего за 55 минут. Благодаря хорошо организованной спасательной работе, из 1 136 раненых и членов команды, находившихся на палубе, погибли только 21 человек. Жертвами стали те, кто не успел спрыгнуть с высоко поднявшейся над водой кормы со все еще вращающимися ходовыми винтами.
В 2000 году режиссером Брайаном Тренчард-Смитом был снят художественный фильм "Британик" .

Расследование Жака Ива Кусто.
В 1975 году в район Эгейского Моря вышло французское научно-исследовательское судно "Калипсо " под руководством великого ученого-океанографа Жака Ива Кусто . После 3-х дневных поисков подводным радаром был обнаружен корпус "Британика " на глубине 120 метров. Сразу выяснилось, что на картах адмиралтейства место гибели лайнера обозначено неправильно.
В 1976 году "Калипсо " вернулось к "Британику ". Команда исследовательского судна поставила перед собой главную цель: внимательно осмотреть корпус затонувшего лайнера и, по возможности, проникнуть внутрь.
Первым с "Калиспо" спустили блюдцевидный подводный аппарат с Уильямом Тантуном на борту. После него к "Британику" 68 раз спускались водолазы, но каждый из них имел не более 5 минут для осмотра затонувшего лайнера.
Исследователи выяснили, что:
1) Лайнер лежит на правом борту и имеет пробоины от взрыва.
2) Ни одна из дымовых труб не осталась на месте, все они лежат рядом с лайнером.
3) По дну моря разбросан уголь и части интерьера судна.
4) Деревянные части "Парадной Лестницы" (которая таковой уже не являлась) сгнили (более поздние экспедиции выяснили, что стеклянный купол поврежден частично).
Во время исследований на поверхность были подняты некоторые артефакты с "Британика ", они выставлены во многих музеях мира.

Экология жизни. Люди: Феноменальное везение невезучей Вайолетт Джессоп, пережившей три кораблекрушения. Возможно, имя этой женщины не сохранилось бы в истории, если бы не ее феноменальная способность выживать в самых страшных катастрофах. Несчастья преследовали ее с самого детства, но ей каким-то чудом удавалось найти выход из самых сложных ситуаций.

Феноменальное везение невезучей Вайолетт Джессоп, пережившей три кораблекрушения

Возможно, имя этой женщины не сохранилось бы в истории, если бы не ее феноменальная способность выживать в самых страшных катастрофах.

Несчастья преследовали ее с самого детства, но ей каким-то чудом удавалось найти выход из самых сложных ситуаций.

Вайолетт Констанс Джессоп довелось работать на трех самых известных океанских лайнерах – «Олимпике», «Титанике» и «Британике». Каждый из них потерпел крушение, но Вайолет осталась жива.


Вайолетт Констанс Джессоп работала на пассажирских лайнерах

Врачи предрекали смерть Вайолетт еще в раннем детстве. Тогда она заболела туберкулезом, от которого в то время умирало большое количество людей.

Но девочка не только выжила, но и полностью вылечилась от страшной болезни. Школу она не смогла закончить, так как из-за смерти отца и болезни матери вынуждена была заняться поиском работы.

Она выбрала ту же профессию, что и ее мать, – устроилась стюардессой на судах кампании «White Star Line», осуществлявшей трансатлантические рейсы.


*Олимпик* и *Хоук* после столкновения

В 1910 г. 23-летняя Вайолетт оказалась на огромном лайнере «Олимпик» – первом из трех судов такого класса кампании «White Star Line». Через год громоздкий «Олимпик» в результате неудачного маневрирования столкнулся с крейсером «Хоук».

14-метровая пробоина была выше ватерлинии, и судно осталось на плаву. К счастью, столкновение обошлось без человеческих жертв, но лайнеру был нанесен серьезный урон.


*Титаник*


Крушение *Титаника*

Вайолетт продолжала работать на «Олимпике» после того, как судно отремонтировали, но тут построили новый лайнер, и ей предложили на него перейти. Так Вайолетт отправилась в первый и последний рейс на «Титанике».

В ночь с 14 на 15 апреля 1912 г. лайнер столкнулся с айсбергом. О последствиях этой катастрофы вскоре узнал весь мир – из 2224-х человек спастись удалось только 711-ти. В их числе была и Вайолетт, которой досталось место в шлюпке №16.

Когда она садилась в шлюпку, какой-то мужчина попросил ее позаботиться о его ребенке. С малышом на руках спустя два часа девушка поднялась на борт «Карпатии», первой прибывшей на место кораблекрушения.


Вайолетт Констанс Джессоп

Во время Первой мировой войны Вайолетт работала медсестрой британского Красного Креста. В этом качестве она отправилась в рейс на борту госпитального судна «Британик» – последнего и самого большого из трех океанских лайнеров.

В ноябре 1916 г. судно подорвалось на мине, во время эвакуации две шлюпки затянуло под работающие винты тонущего корабля. В одной из них находилась Вайолетт, которой снова чудом удалось выжить.


*Титаник* под водой


*Титаник* под водой

Вайолетт прожила долгую жизнь и умерла от сердечной недостаточности в возрасте 83 лет. 42 года она проработала на пассажирских лайнерах, совершила 2 кругосветных путешествия и пережила многих погибших во время крушений «Титаника» и «Британика».

Это всегда какая-то тайна. На поверхности корабли ржавеют и превращаются в ужасных монстров, а на глубине они словно обретают новую жизнь, обрастая плеядами морских созданий. Множество кораблей погибло в результате крушений и войн и у каждого из них своя история катастрофы и своя история спасения.

Судьба океанского лайнера «Британик » построенного до начала первой мировой войны и считавшегося непотопляемым судном также трагична, как и двух его собратьев «Олимпика » и «Титаника ».

создание «Британика»

Во время гибели лайнера « » на острове Куинс на верфи «Harland & Wolff » полным ходом шло строительство третьего судна серии «Олимпик ». Первоначально этот лайнер должен был носить наименование «Гигантик », но после гибели предшественника представители компании «White Star Line » от мифологии античности решили отказаться, и нарекли новое судно патриотическим именем «Британик ». Его строительство было заморожено на несколько месяцев, в ожидании выводов британской комиссии по расследованию катастрофы «Титаника».

начало строительства «Британика»

одна из водонепроницаемых перегородок

ротор паровой турбины

В ходе стапельных работ на судне «Британик » были произведены улучшения. При создании проекта корабля инженеры задались целью сделать его непотопляемым. Для этого они разработали двойную внутреннюю обшивку корпуса судна. Эта мера была предпринята на случай столкновения с айсбергом. Вторым нововведением была установка пяти водонепроницаемых перегородок, которые доходили до верхних палуб, и должны были предотвратить затопление всех отсеков один за другим. Некоторые изменения претерпела и архитектура лайнера. В частности, колодец между надстройкой и ютом был закрыт настилом, превратив в шельтердек, а на палубе юта была возведена надстройка с дополнительными каютами третьего класса.

Водоизмещение «Британика» было наибольшим среди всего трио «White Star Line» и составляла 48158 регистровых тонн.

Самым большим недостатком «Титаника» оказалась нехватка спасательных шлюпок, поэтому на «Британике» их было в два раза больше. Лайнер был оснащен пятью парами огромных 12 метровых шлюпбалок-кранов, каждая из которых могла безопасно спустить на воду при большом крене по пять шлюпок. В носовой части шлюпочной палубы краны установили только по правому борту. В варианте мирного времени лайнер должен был нести 40 шлюпок, но часть из них так и не была установлена в связи с последовавшими событиями.

Спуск на воду судна Royal Mail Steamer (RMS) «Britannic» 26 февраля 1914 года был отмечен плохим предзнаменованием - не было традиционного крещения, но при этом компания объявила, что лайнер выйдет на весной следующего года. Судно изначально строилось как трансатлантический пассажирский лайнер , но с началом первой мировой войны его использовали для других целей.

После начала первой мировой войны «Британик» был реквизирован Адмиралтейством и в октябре 1914 года в ходе достройки на плаву был переоборудован в плавучий госпиталь. На судне было оборудовано 3300 коек для раненых, множество операционных, складских помещений, кают для медперсонала, морг, рекреационные и гимнастические залы. Лайнер получил окраску : белый корпус с широкой зеленой полосой и красными крестами на бортах, а также желтые трубы.

13 ноября 1915 года судно было достроено, а 8 декабря, после успешных ходовых испытаний вступило в строй Британского флота. 12 декабря «Британик » перешел из Белфаста в Саутгемптон, где был укомплектован медицинским персоналом и припасами. 23 декабря лайнер «Британик» отправился в свой первый рейс, направляясь в Средиземное море. Капитаном лайнера был назначен лучший капитан судоходной компании Charles A. Bartlett, который курировал строительством «Британика» . Тогда он еще не знал, какая судьба была уготована ему и его детищу.

«Британик» в первой мировой войне

В августе 1916 года Европа была охвачена первой мировой войной, эта участь не миновала и восточное Средиземноморье. Союзники Англия и Франция начали кровопролитную Дарданелльскую операцию против Германии и Турции, высадив свои войска в Gallipoli. Англичане несли крупные потери, и приходилось перебрасывать подкрепления. Также было необходимо наладить систему отправки раненных и больных обратно в Великобританию. Именно для этой цели служил «Британик» . В водах кишевшими немецкими субмаринами пассажирский лайнер перевозил большую партию раненных английских солдат.

За весь 1916 год «Британик » успел выполнить пять успешных рейсов. Более 13000 раненных солдат было доставлено в Англию. Чем ожесточенные становилась война на море, тем большей опасности подвергался «Британик ».

В Эгейском море в проливе между Грецией и островом Kea Island капитаны серии U-boat ставили мины в две параллельные линии. В узкостях Средиземного моря подобная тактика часто срабатывала. Через этот пролив пролегал курс на британскую базу на острове Lemnos.

последний путь

21 ноября 1916 года лайнер «Британик» , следуя по проливу, разделяющему греческие острова Кея и Китнос, выполнял свой шестой рейс, чтобы забрать очередную партию раненых. На его борту находилось 1134 человек. Внезапно в 08:00 в районе мостика по правому борту прогремел мощный взрыв, за которым последовали длительный гул и вибрация корпуса. Капитан Bartlett еще завтракал, не переодев пижаму, поспешно выбежал в рубку. Сначала он подумал, что корабль наскочил на мину. Капитан попытался развернуть судно в сторону берега, чтобы выброситься на мелководье, но это было напрасно.

«Британик» тонет

Между тем команда корабля готовились покинуть судно. Все устремились к шлюпкам. По мере того как вода заполняла носовую часть судна, лайнер стал крениться на правый борт. Становилось ясно, что отсеки затапливались один за другим. Гигантские лопасти гребного винта оказались на поверхности, превратив две уплывающие шлюпки и их пассажиров в кровавое месиво, в результате 28 человек погибли. По мере того как судно скрывалось под водой, через иллюминаторы открытые медперсоналом стала заливаться вода. Этого оказалось достаточно, чтобы погубить лайнер . Последним, как и подобает, покинул корабль капитан Bartlett. Жертвами этой катастрофы пали всего 30 человек, что говорило о выдержке, дисциплине, а также слаженным действиям команды и медперсонала. Спасенных 1104 пассажиров через некоторое время подобрали британские эсминцы эскорта.

версии гибели «Британика»

«Британик» стала самой большой потерей британского торгового флота за всю историю первой мировой войны.

Однако общественность всколыхнула не крушение «Британика» , где погибло всего 30 человек, а то при каких обстоятельствах это произошло. Ведь судно затонуло за 57 минут. В гибель очередного гиганта люди просто не могли поверить.

Газеты писали, что «Британик » стал жертвой преднамеренной торпедной атаки. Однако это сообщение было опровергнуто командиром немецкой подводной лодки U-73 капитаном Зейссом, который утверждал, что в проливе была выставлена минная банка, на которую и напоролся . Подтверждением тому является бортовой журнал, в котором точно описано, что командир субмарины не отдавал приказания торпедировать «Британик », но также указан факт постановки нескольких мин у острова, где произошла катастрофа. Командир субмарины увидел, что на палубе корабля находятся люди. Все они принадлежали к военному корпусу и были одеты в форму защитного цвета.

Существуют две версии гибели «Британика» . Официальная - лайнер подорвался на мине, поставленной немецкой подводной лодкой U-73. Вторая неофициальная версия была озвучена экспедицией известного исследователя Жака-Ива Кусто в 1975 году, согласно которой на борту лайнера перевозилось нелегальное оружие в Египет. Судно должно было зайти в порт Александрии и выгрузить его. Этот факт стал известен германской разведке, и во время бункеровки в Неаполе в один из угольных бункеров правого борта была заложена адская машинка. Через четыре дня, когда хранилища изрядно опустели, адская машинка сработала, вызвав вторичный взрыв угольной пыли во всех бункерах правого борта. Этим объясняется гул, который ощущался в течение некоторого времени после взрыва. Быстрое затопление лайнера Кусто объясняет тем, что герметичность была нарушена вторичным взрывом угольной пыли на всем протяжении бункеров. Так или иначе, вторичная детонация могла произойти и под влиянием взрыва мины за бортом. Подтверждением тому является скопление большого количества угля на грунте, разбросанного вокруг останков судна.

От лайнера, в океане гибнущего, останется,

Тонкий сигнал в приемниках земных радиостанций…

Третий из кораблей — «собратьев» знаменитого «Титаника» — плавучий госпиталь «Британик» — тоже не избежал печальной участи погрузиться в пучину вод. 21 ноября 1916 года он был потоплен в Эгейском море.

Фильм «Британик» английского режиссера Брайана Тренчард-Смита вышел в 2000-м на волне мировой славы картины Джеймса Кэмерона. Несмотря на то, что это телевизионная постановка с копеечным бюджетом, фильм не выглядит дешевой копией «Титаника», а воспринимается скорее как вторая серия фильма Кэмерона.

Все дело в крепком и увлекательном сюжете про английскую разведчицу, которая должна разоблачить немецкого шпиона, проникшего на борт «Британика». Немецкий шпион под видом пастора ищет на корабле оружие и боеприпасы, которые «плавучий госпиталь» тайно везет в Египет. Разведчица волей случая сближается с «пастором» и неожиданно для себя влюбляется в человека, который воюет против ее страны.

«Британик» нужно смотреть всем, кто бредит большими кораблями. Спецэффектов в фильме минимум, и почти все они неубедительны, однако все основные сцены путешествия и гибели «Британика» в фильме честно отражены (включая эпизод попадания шлюпки с пассажирами под исполинский вращающийся винт корабля).

Однако спецэффекты в этом фильме — необходимая, но не главная составляющая. Телевизионный «Британик» держат на плаву захватывающие шпионские страсти, сдержанные британские манеры и прохладные беседы, за которыми угадывается бушующее пламя взаимных чувств.

Великолепные английские актеры блистают в фильме на первых и вторых ролях. Сценарий не обошелся без тонкого психологизма — и главная экранная пара артистов очень точно отображает многогранные характеры своих героев. «Пастор» Рэйнольдс (Эдвард Аттертон) не пошел по стопам отца — офицера флота, и своей жизнью явно пытается доказать что-то отцу. Вера Кэмпбелл (Аманда Райан) — одна из первых женщин в разведке, поэтому сталкивается с пренебрежением со стороны мужчин. К тому же она пережила катастрофу «Титаника», поэтому на борту «Британика» ей вдвое тяжелей преодолевать себя и быть мужественной.

(Что интересно, персонаж Веры Кэмпбелл — девушки, пережившей катастрофы двух гигантских лайнеров — «Титаника» и «Британика» — находясь у них на борту — имеет реальный прототип. С океанских лайнеров пассажирской компании White Star Line Вайолетт Констанс Джессоп была спасена с «Титаника», затем — с «Британика», а кроме того, была на третьем «гиганте» компании — «Олимпике» — в момент его столкновения с крейсером «Хоук» в порту Саутгемптона.)

В ролях второго плана в «Британике» играют Джон Рис-Дэвис (известный всем нам гном из «Властелина колец») в роли капитана корабля, Бен Дэниелс в роли помощника капитана и Брюс Пэйн в роли судового доктора. Их ансамбль делает действие еще более ярким и убедительным и заставляет поверить в достоверность происходящего на экране, несмотря на рисованные спецэффекты в сценах с самим «Британиком».

Кроме актеров и по-британски тонкой и сдержанной романтической линии в «Британике» есть еще интересные разговоры о войне, звучащие за столом в кают-компании. «У войны нет лица — а что было бы, если б всех воюющих перезнакомить?» — смеются гости. Идеи о войне в фильме подобны взглядам на жизнь Джека Досона, озвученным в «Титанике» у Кэмерона.

В «Британике», кроме этого, есть несколько схожих сцен с кэмероновским шедевром, по которым чувствуется, что при съемках фильма англичане равнялись на «Титаник». Но в целом эти фильмы — о разном, и «Британик» никак нельзя перечеркнуть, считая его безликим клоном фильма Джеймса Кэмерона.

Классный сюжет и недостаток зрелищности делают «Британик» фильмом, обязательным к просмотру, но «на один раз». Главная мечта поклонников «Титаника» здесь заключается в том, чтобы какой-нибудь голливудский «мэйджор», крупная студия, сделала высокобюджетный римейк «Британика» как вторую серию лучшего на свете фильма Джеймса Кэмерона. Лично я держу за это пальцы крестиком.

P.S. Для справки: «Британик» — третий пароход класса «Олимпик» компании «Уайт Стар Лайн». «Первенец» — «Олимпик» — оказался самым везучим, проплавав до 1937 года в качестве «Корабля-Чуда света», военного транспорта, плавучего маяка. Однажды он даже пhотаранил носом, разрубив надвое, и потопил немецкую подлодку, которая попыталась его атаковать. «Титаник» в первом же коммерческом рейсе столкнулся с айсбергом и затонул 14 апреля 1912 года. «Британик» не сделал ни одного коммерческого рейса, с началом Первой мировой войны будучи превращен в «плавучий госпиталь» и став самым большим кораблем — участником Первой мировой. Он налетел на плавучую мину в Эгейском море и затонул за 55 минут (вдвое быстрее, чем «Титаник»), унеся с собой на дно 30 человек.

«Британник» (HMHS Britannic - госпитальное судно Его Величества «Британник»), строившийся первоначально, как пассажирский лайнер «Гигантик», был последним из серии трёх лайнеров класса «Олимпик», заказанных компанией «White Star Line (Уайт Стар Лайн)» судостроительной компании «Харланд энд Вольф». Изначально он задумывался как замена погибшему «Титанику». 26 февраля 1914 года лайнер был спущен на воду, 23 декабря 1915 года введен в эксплуатацию.
"Британник" обладал рядом усовершенствований - например, водонепроницаемые переборки проходили и через палубы с каютами первого класса. Так же "Британник" нес 44 спасательные шлюпки (на восьми парах шлюпбалок-кранов, которые были способны держать по 6 шлюпок каждая, как вариант трансатлантического лайнера, и на пяти парах шлюпбалок-кранов и по 7 шлюпок вдоль шлюпочной палубы как вариант госпитального судна).

"Британник" на стапеле


Один из котлов "Британника"


Паровая труба лайнера


Усовершенствованные шлюпбалки


"Британник" в ливрее "Уайт Стар Лайн"

Однако ему так и не удалось оказаться на линии Саутгемптон - Нью-Йорк, для которой он строился. Вместо этого лайнер сразу же был реквизирован Британским Адмиралтейством, которое распорядилось переоборудовать его в госпитальное судно. В этом качестве «Британник» мог принять на борт более 3000 пациентов. В ноябре 1915 года он был зачислен в состав флота и отправлен на Средиземное море. Пароход совершил пять успешных рейсов в восточное Средиземноморье и вывез оттуда в общей сложности 15 000 солдат-британцев и военнослужаших иных национальностей Британской империи.


Открытка времен Первой мировой войны. "Британник", переоборудованный под плавучий госпиталь


Переоборудованный лайнер


Больничная койка на лайнере


Медсестры на борту "Британника"


На прогулочной палубе

12 ноября 1916 года Британник покинул Саутгемптон и отправился в Средиземное море к острову Мудрос, чтобы принять на борт раненых британских солдат. Утром 17 ноября Британник зашел в порт Неаполя. 21 ноября 1916 года в 8:12 утра Британник наскочил на мину, поставленную немецкой подводной лодкой U-73, в Эгейском море. Лайнер начал получать дифферент на нос и крен на правый борт. До последнего капитан Барлетт надеялся посадить корабль на мель у острова Кеа, но корабль слишком быстро тонул. Решающим фактором в гибели лайнера были открытые иллюминаторы нижних палуб, через которые вода и попала в отсеки судна, и герметические двери переборок: одна дверь не закрылась, а вторая давала течь. В виду того, что корабль двигался, а эвакуация уже шла полным ходом, под оголившийся винт затянуло 2 шлюпки и погибли 30 человек. Через 55 минут Госпитальное Судно Его Величества Британник опрокинулось и затонуло,унеся с собой жизни 30 человек. Британник был одним из пяти лайнеров компании «Уайт Стар Лайн», потопленных во время войны.


Капитан "Британника" Чарльз Барлетт


Картина крушения "Британника"

К "Британику" было организовано несколько экспедиций. Первым на нем оказался Кусто в 1976 году. Это была первая экспедиция дайверов, использовавших автономное снаряжение и тримиксные смеси на таких глубинах, но экспедиция не принесла ни хороших подводных съемок, ни четкого описания объекта.

Значительно более продуктивно поработало в 1995 году исследовательское судно "Carolyn Chouest". Были отсняты на видео останки лайнера, и после этого появилась четкое представление о его положении на дне.

"Британик" лежит на правом борту с максимальной глубиной 90 метров. Огромное количество частей лайнера, в том числе и одна из его труб, находятся в непосредственной близости от останков некогда великого корабля...


"Британник" на дне Эгейского моря

...to be continued...