Формы управления государства: виды и их признаки. Формы правления

Форма государства – способ организации и осуществления государственной власти .

От нее зависит, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов. Форма государства складывается их 3 элементов:

1) формы государственного правления;

2) формы государственного устройства;

3) политического режима.

При этом форма правления и форма государственного устройства раскрывают структурную сторону государства, а политический режим – его функциональную сторону.

Форма правления – это организация верховной государственной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан. Различают две формы государственного правления: монархию и республику (рис. 5).

Монархия (от греч. mono arches – единовластие) – форма государственного правления, при которой верховная власть полностью или частично сосредоточена в руках одного лица – главы государства, как правило, наследственного правителя, монарха.

Признаки монархической формы государственного правления:

1. Существование единоличного носителя верховной государственной власти.

2. Династическое наследование верховной власти.

3. Пожизненная принадлежность власти монарху.

4. Независимость монархической власти по ее природе от личных достоинств и качеств государя, восприятие ее как атрибута престола, передаваемого по наследству.

Существует неограниченная (абсолютная) и ограниченная (конституционная) монархия.

Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства. Монарх выступает единственным носителем суверенитета, обладает широкими полномочиями в законодательной, исполнительной и судебной сферах. Абсолютные монархии не являются единоличными диктатурами. Властвование монарха ограничено в этом случае обычаями, религиозными и этически предписаниями, требованиями церемониала, т. е. имеет традиционный характер. Все эти ограничения выступают в качестве морального долга монарха, их нарушение не влечет юридической ответственности.

В настоящее время абсолютная монархия практически не встречается, за исключением нескольких государств (Оман, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн, Катар, Кувейт, Бруней). Некоторые из этих стран имеют конституции, в которых зафиксировано, что вся полнота власти принадлежит монарху. В этих странах есть парламенты, иногда избираемые населением (только мужчинами), но их решения нуждаются в обязательном утверждении монархом.

Форма государства

Форма правления

Монархия

Республика

Абсолютная

Ограниченная

(конституционная)

Президентская

Парламентская

Дуалистическая

Парламентская

Смешанная

(президентско-парламентская)

Рис. 5. Формы правления.

Ограниченная (конституционная) монархия предполагает ограничение власти монарха парламентом. В зависимости от степени такого ограничения выделяют дуалистическую и парламентскую монархии.

При дуалистической монархии (Иордания, Кувейт, Марокко) полномочия главы государства ограничены в законодательной сфере, но достаточно широки в сфере исполнительной власти. Монарх вправе назначать правительство, которое ответственно перед ним. Судебная власть также принадлежит монарху, но может быть более или менее независимой. Монарх имеет право абсолютного вето на законы, поэтому говорить здесь можно только об урезанном разделении властей. Монарх может также издавать указ, имеющий силу закона, и может распустить парламент, заменяя тем самым дуалистическую монархию на абсолютную.

Дуалистическая монархия – это переходная форма между абсолютной и парламентской монархиями, поэтому многие дуалистические монархии эволюционируют в парламентские.

Парламентская монархия является наиболее распространенной в странах современного мира. Она существует обычно в демократических высокоразвитых государствах, где реально разделена власть при признании принципа верховенства парламента над исполнительной властью.

В таких государствах главой остается монарх, который не обладает реальными самостоятельными полномочиями по управлению страной. Полномочия главы государства носят преимущественно представительский, церемониальный характер. Несмотря на отсутствие у него реальных властных полномочий, монарх все же оказывает определенное влияние на политические процессы в качестве своеобразного арбитра.

При парламентской монархии власть главы государства практически не распространяется на законодательство и значительно ограничена в сфере исполнительной власти. Правительство формируется парламентским большинством и подотчетно парламенту, а не монарху (Великобритания, Швеция, Дания, Бельгия, Япония и др.).

Выполняя различные общественные функции морального характера, монархия может сохранять важную политико-правовую роль. Прерогативы монарха являются символом единства государственного суверенитета. Фигура монарха как бы сосредоточивает в себе ключевые властные полномочия, делегируемые государству высшим сувереном – народом. А исполнение тех или иных властных полномочий происходит уже независимыми друг от друга ветвями власти, действующими на основании прерогатив Короны или наряду с ними.

Главенствующей формой правления в современном мире является республика. Исторически она возникла гораздо позже монархии. Если монархия отражала представление о власти как феномене высшей, божественной природы, то республиканизм стал наиболее логичным выражением теории общественного договора. Источником власти, сувереном в этом случае рассматривается народ, а все органы власти являются производными от его воли.

Республика (лат. res publika – общее дело) – форма государственного правления, в которой органы власти формируются по принципу их выборности народом; высшая власть принадлежит выборным представительным органам, а глава государства избирается населением или представительным органом.

Для республиканской формы правления определяющими являются следующие черты:

1. Производность государственной власти от суверенитета народа.

2. Выборность высших органов государственной власти, коллегиальный, коллективный характер их деятельности.

3. Наличие выборного главы государства.

4. Избрание органов верховной государственной власти на определенный срок.

5. Юридическая ответственность всех ветвей власти, в том числе главы государства.

Выделяют президентские, парламентские и смешанные (президентско-парламентские или полупрезидентские) республики. Их ключевые различия определяются не только конфигурацией высших государственных органов и границами их прерогатив. Каждая из республиканских форм правления предполагает определенный стиль осуществления властных полномочий, степень элитарности государственного управления, его централизации (децентрализации), наличие сдерживающих механизмов, защищающих гражданское общество от возможного политического диктата со стороны государства, их жесткость или формализованность, локальность.

Президентская республика – форма государственного правления, при которой президент является одновременно и главой государства, и главой исполнительной власти (правительства) (США, Филиппины, Мексика, Зимбабве, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.).

Устройство президентской республики характеризуются следующими чертами.

1. Законодательная и исполнительная власти избираются в отдельном порядке (на основе прямых всеобщих выборов или, в отдельных случаях, коллегией выборщиков), т. е. одна власть не может быть избрана другой.

2. Президент одновременно является главой государства и правительства (должность премьер-министра отсутствует). Он обладает правом самостоятельно формировать правительство в качестве своей администрации или отдельной ветви исполнительной власти; правительство ответственно непосредственно перед президентом и подконтрольно ему в своей текущей деятельности.

3. Реализация наиболее последовательного и жесткого варианта разделения властей – на основе «сдержек и противовесов», включая отсутствие или существенное ограничение права президента на роспуск парламента, отсутствие права парламента на смещение правительства, чрезвычайный характер права парламента на смещение президента (процедура импичмента).

4. Сохранение преобладания парламента в области законодательной деятельности при существовании значительных прерогатив президента в этой сфере (включая право отлагательного вето на законы, требующее преодоления квалифицированным большинством парламента).

      президент по своему усмотрению определяет внешнеполитический курс своего правительства;

      имеет право на законодательную инициативу или право вносить предложения по законодательству;

      имеет право вето на законы, принятые парламентом;

      по должности является главнокомандующим;

      является главой правящей партии и руководствуется в политике ее курсом.

Парламентская республика – форма государственного устройства, при которой в условиях разделения властей ведущая роль в политической жизни общества принадлежит парламенту.

Парламентская республика (Эстония, Молдова, Индия, Италия, ФРГ, Венгрия, Чехия, Словакия и др.) представляет собой форму правления с ведущей ролью парламента. Избираемый на основе всеобщего прямого избирательного права и отражающий весь спектр влиятельных партийно-политических группировок, он обладает верховенством в системе разделения властей. Сильный парламент может в наибольшей степени «оттягивать» на себя реальные властные полномочия, приобретая ключевое положение не только в законодательном, но и во всем политическом процессе. При образовании устойчивого правового статуса правительства его глава (как правило, являющийся и лидером правящей партии или парламентской коалиции) может стать ключевой политической фигурой в государстве. Такая система государственного управления имеет возможность превратиться в не менее «сильную», нежели президентская республика (например, «канцлерская республика» в ФРГ). Но в случае политической раздробленности самого парламента, неустойчивости коалиций и активной фракционной борьбы парламентская республика может стать символом политически «слабого», конфликтного государства (Италия).

Устройство парламентской республики характеризуется следующими чертами.

1. Преобладание принципа верховенства парламента, в том числе в системе разделения властей.

2. Политическая ответственность правительства перед парламентом, что, в частности предполагает формирование правительства законодательным органом из числа депутатов, принадлежащих к правящей партии (располагающей большинством голосов в парламенте), право парламента выразить вотум доверия либо вотум недоверия правительству в целом, главе правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), министру.

3. Премьер-министр, возглавляющий правительство и представляющий самую крупную фракцию в парламенте, является наиболее влиятельной политической фигурой; право парламента на смещение правительства затруднено с точки зрения процедуры его принятия.

4. Президент как глава государства избирается парламентом или коллегией выборщиков, образуемых парламентом, т. е. не избирается на основе прямых выборов.

5. Президент является главой государства, но не главой правительства, его прерогативы сокращены, в том числе в области законодательного процесса, роспуска парламента, контроля деятельности правительства и его состава.

Особенности полномочий президента:

      президент может распускать парламент и назначать внеочередные выборы в тех случаях, когда парламент выражает недоверие правительству;

      имеет право на законодательную инициативу, согласованную с правительством;

      не имеет права вето на законы, принятые парламентом;

      представляет государство в сфере внешней политики и согласовывает свои действия с внешнеполитическим курсом правительства;

      в своей деятельности не зависит от партий;

      не может уволить главу правительства; по рекомендации главы правительства может увольнять членов правительства;

      играет роль политического арбитра, координатора деятельности государственных органов и посредника между ними в случае возникновения конфликта.

Парламентский режим функционирует стабильно в том случае, если большинство в парламенте имеет одна политическая партия или устойчивый блок близких по взглядам и целям политических партий.

Смешанная (полупрезидентская) республика сочетает черты парламентской и президентской (Франция, Португалия, Коста-Рика, Эквадор, Перу, Турция, Венесуэла, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.).

Ее отличительная особенность заключается в двойной ответственности правительства – и перед президентом, и перед парламентом. Преобладание той или иной ветви власти обеспечивается распределением их прерогатив в области контроля над правительством:

      кто назначает состав кабинета – президент или премьер-министр, представляющий наибольшую парламентскую фракцию;

      кому принадлежит инициатива выражения вотума недоверия правительству – исполнительной или законодательной власти;

      каковы юридические последствия такого вотума – обязанность президента или его право на роспуск парламента в случае выражения вотума.

Сами президент и парламент избираются при такой форме правления, как правило, на основе всеобщих прямых выборов и не обладают широкими возможностями по взаимному контролю. Суть полупрезидентской модели сводится к сильной президентской власти в условиях несколько меньшей степени разделения властей, чем в президентской республике. Президент здесь может при определенных обстоятельствах распустить парламент, а парламент вправе выразить недоверие правительству. Президент имеет широкий круг полномочий, который дает ему возможность активно вторгаться в политическую жизнь государства.

Особая разновидность республиканской формы правления – теократическая республика . Для нее характерно юридическое закрепление участия духовенства в непосредственном управлении государством. Например, Конституция Исламской Республики Иран 1978 г. предусматривает наряду с постом президента пост факиха – духовного руководителя иранского народа. Его решения обязательны для светской власти и оказывают решающее влияние на ведение государственных дел.

Форма государственного правления - это система высших органов госвласти. Это понятие включает в себя структуру их формирования и порядок распределения полномочий между ними. Монархия и республика - основные формы государственного правления.

Первая - монархия - характеризуется единолично (или почти единолично) осуществляемой властью. При такой системе власть, как правило, наследуется.

Зарождение и развитие монархической формы государственного правления проходило в условиях рабовладельческого строя. В феодальный период эта система стала главной. Считается, что самая древняя в мире монархическая династия - японская.

Классическая монархия наделена следующими основными характеристиками:

Присутствие единоличного главы государства, наделенного властью и пользующегося ею пожизненно (фараон, султан, эмир, шах, император, король, царь);

Осуществление преемственности власти по наследственному порядку;

Наличие у монарха юридической безответственности (невозможность применить к главе государства процесса импичмента (обвинения)). При этом следует отметить, что в истории существует достаточно много примеров, как заговоров против монархов, так и создания в стране с целью свержения самодержавия.

Называют такую форму правления, при которой вся верховная власть в соответствии с законом принадлежит всецело одному лицу.

При конституционном самодержавии власть главы государства в значительной степени ограничивается представительным органом. Как правило, такие ограничения определяет конституция, которую, в свою очередь, утверждает парламент. изменить конституцию не вправе.

В выделяют дуалистическую и парламентскую формы государственного правления.

При парламентской системе власти формирование правительства происходит из представителей конкретной партии (или нескольких партий), которые получили на выборах большинство голосов. Главой государства при этом становится лидер от той партии, которая имеет наибольшее количество депутатских мест. Для парламентской формы государственного правления характерно отсутствие у монарха фактической власти в судебной, исполнительной и законодательной области. При такой системе парламент принимает законодательные акты, глава государства их формально подписывает. Конституция при этом предусматривает правительственную ответственность не перед самодержцем, а перед парламентом. Данная система госуправления существует, например, в Дании, Бельгии, Великобритании.

Имеет характер двойственный. Фактическое и юридическое осуществляется в правительстве, которое сформировано парламентом и монархом.

Республикой называют форму правления в государстве, при которой выборные органы осуществляют верховную власть. Избираются эти органы населением на установленный срок.

К общим признакам такой формы государственного правления относят:

Присутствие коллегиального или единоличного главы государства;

Избираемость верховных органов власти (в том числе, главы государства) на определенный период;

Осуществление управления (власти) по поручению народа, а не по своему усмотрению;

Обязательность всех решений верховной госвласти;

Наличие юридической ответственности, предусмотренной законом, у главы государства.

Существует парламентская и президентская форма правления в государстве. Обе разновидности являются современными системами власти.

При главенствующая роль в формировании жизни в стране принадлежит парламенту. В президентской форме правления вместе с парламентаризмом в руках президента соединяются полномочия правительственного и государственного главы.

Форма государственного правления - это организация вышестоящих органов государственной власти, характер и принципы их взаимодействия с другими органами государства, с политическими партиями, классами и социальными группами.

За формами правления все государства разделяют на две больших группы: - монархии; - республики.

Монархия - это такая форма правления, при которой полномочие верховной власти принадлежат одному человеку: королю, царю, султану, шаха, императору и т.п. При такой форме правления вся высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат монарху. Влада монарха передается, как правило, по наследству.

Иногда монарх может избираться. За свою государственную деятельность монарх ни перед кем не отчитывается и не несет юридической ответственности. Как правило, такие монархи несут ответственность только перед Бог.

Все монархии делятся на: абсолютные, ограниченные, дуалистические, теократические, сословно-представительные.

При абсолютной монархии власть монарха не ограничена и имеет все характерные особенности, которые изложены в определении. Такие монархии были наиболее распространены в эпоху рабовладения и феодализма. Сегодня их осталось очень мало, в частности в Марокко, Арабских Эмиратах, Кувейте и др.

В последнее столетие наиболее распространенными есть ограничены монархии. Иногда их называют парламентскими или конституционными. Они характеризуются тем, что власть монарха ограничена парламентом или конституцией. За таких форм правления монарх - глава государства, но он может существенно влиять на законодательную деятельность парламента и на формирование им правительства. Иногда монархическая форма правления имеет формальный характер. К ограниченным монархиям относятся Испания, Швеция, Япония, которые еще можно назвать конституционными монархиями. К парламентским монархиям можно отнести Англию.

Дуалистическая монархия - это такая форма правления, когда монарх - глава государства сам формирует правительство и назначает премьер-министра. В такой монархии действует два высших государственных органа - монарх и правительство во главе с премьер-министром. В ней могут существовать и другие высшие государственные органы, в частности судебные.

Теократическая монархия - это такая форма правления, когда абсолютная власть религиозного лидера сливается с государственной властью. Религиозный лидер есть одновременно и главой государства. Например, Ватикан, Тибет.

Сословно-представительная монархия характеризуется тем, что рядом с монархом - главой государства существует какой-нибудь совещательный представительный орган определенных классов или всего населения. К таким государствам можно отнести Россию до 1917 г., Польшу в XVII- XVIII столетиях.

Республика - это такая форма правления, при которой полномочие высших государственных органов осуществляют представительные выборные органы. Республики не имеют монарха. В республике высшие представительные органы и их высшие должностные лица избираются на определенный срок. Они периодически изменяются, переизбираются. За свою деятельность они отчитываются перед народом и несут юридическую ответственность (конституционную, криминальную, гражданскую, административную и дисциплинарную).

Республики как формы правления начали интенсивно возникать после буржуазных революций в XVI-XVII столетиях и является доминирующей формой правления в современный период. Ныне все республики делятся на три вида: президентская республика, полупрезидентская (или смешанная), парламентская.

Их названия в определенной мере условные, вместе и тем каждая из них имеет свою специфику. Существовали и существуют и другие виды республик: Советская республика. Народно-демократическая республика, республика Парижская Коммуна, исламские республики и другие.

Президентская республика характеризуется тем, что президент избирается всем населением, так как и парламент. В такой республике президент формирует и возглавляет правительство, является главой государства и формально не подотчетный парламенту. Например, в США, Мексике, Ираке.

Полупрезидентская или смешанная - это такая республика, когда президент - глава государства избирается народом, так как и парламент. В такой республике правительство избирается (назначается) парламентом по рекомендации президента. Правительство подотчетное одновременно президенту и парламенту. Президент не возглавляет правительство и не несет юридической ответственности за его деятельность. Например, Франция, Финляндия, Украина, Российская Федерация.

Парламентская республика характеризуется центральным положением парламента (законодательная власть), который избирает главу государства - президента и правительство - исполнительную власть. Они подотчетные парламенту. Иногда президент не избирается, и главой государства становится премьер-министр. Например, Италия, ФРГ.

Неразрывно связаны. Изучение государства и права следует начинать с происхождения государства. Возникновению государства предшествовал первобытно-общинный строй, при котором основой производственных отношений была общественная собственность на средства производства. Переход от самоуправления первобытного общества к государственному управлению длился столетиями; в различных исторических регионах распад первобытно-общинного строя и появление государства происходили по-разному в зависимости от исторических условий.

Первые государства были рабовладельческими. Вместе с государством возникло и право как выражение воли господствующего класса.

Известно несколько исторических типов государства и права — рабовладельческий, феодальный, буржуазный. Государство одного и того же типа может иметь разные формы устройства, правления, политического режима.

Форма государства указывает, как организованы государство и право, как они функционируют, и включает следующие элементы:

  • форма правления — определяет кому принадлежит власть;
  • форма государственного устройства — определяет соотношения государства в целом и его отдельных частей;
  • политический режим — совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.

Форма государственного правления

Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности). При одном и том же типе государства могут быть разнообразные формы правления.

Основными формами правления являются монархия и республика.

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству;

Республика — при которой источник власти — народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок.

Монархия может быть:

  • абсолютная (всевластие главы государства);
  • конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией).

Республика может быть:

  • парламентская (президент — глава государства; правительство ответственно только перед парламентом);
  • президентская (президент — глава государства; правительство ответственно перед президентом);

Президентская республика характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Формальным отличительным признаком президентской республики является отсутствие должности премьер- министра, а также жесткое разделение властей.

Особенностями президентской республики являются: внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства; отсутствие парламентской ответственности, т. е. возможности роспуска парламента президентом.

В парламентарной республике провозглашается принцип верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальным отличительным признаком парламентарной республики является наличие должности премьер-министра.

Во второй половине XX в. появились смешанные формы правления, сочетающие в себе черты президентской и парламентарной республик.

Формы государственного устройства

Государственное устройство — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти.

По форме государственного устройства государства делят на:

  • Унитарные
  • Федеративные
  • Конфедерации

Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты).

Унитарное государство

Унитарные государства — это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция.

Признаки унитарного государства:

  • существование одноуровневой системы законодательства;
  • подразделение на административно-территориальные единицы (АТЕ);
  • существование только одного гражданства;

С точки зрения территориальной организации государственной власти, а также характера взаимодействия центральных и местных органов все унитарные государства можно разделить на два вида:

Централизованные унитарные государства — отличаются отсутствием автономных образований, то есть АТЕ имеют одинаковый правовой статус.

Децентрализованные унитарные государства — имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других АТЕ.

В настоящее время четко обозначилась тенденция к росту числа автономных образований и к увеличению многообразия форм автономии. Это отражает процесс демократизации в организации и осуществлении государственной власти.

Федеративное государство

Федеративные государства — это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик).

Федерация облагает такими признаками:

  • союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств;
  • наличие двухуровневой системы государственных органов;
  • двухканальная система налогообложения.

Федерации можно классифицировать:

  • по принципу формирования субъектов:
    • административно-территориальные;
    • национально-государственные;
    • смешанные.
  • по юридической основе:
    • договорные;
    • конституционные;
  • по равенству статусов:
    • симметричные;
    • ассиметричные.

Конфедерация

Конфедерация — временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач.

Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства.

Различают следующие виды конфедераций:

  • межгосударственные союзы;
  • содружества;
  • сообщества государств.

Политический режим

Политический режим — система методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется политическая власть и характеризуется политическая система данного общества.

Политический режим может быть: демократическим и антидемократическим ; государство — правовым, авторитарным, тоталитарным .

Характеристика Российского государства

Российское государство — это демократическое федеративное государство с республиканской формой правления.

В состав России входят 89 субъектов Российской Федерации: республики, края, автономная область, области, города федерального значения, автономные округа. Все эти субъекты равны. Республики имеют свою конституцию и законодательство, остальные субъекты Российской Федерации — свои уставы и законодательства.

В ст. 1 сказано: “Российская Федерация — Россия есть суверенное федеративное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами”.

Незыблемыми основами конституционного строя России являются народовластие, федерализм, республиканская форма правления, разделение властей.

Понятие и основные положения конституционного (государственного) права

Конституционное (государственное) право является основополагающей Российской Федерации.

Конституционное право закрепляет принципы, основные отправные начала, которыми должны руководствоваться все другие отрасли права. Именно конституционное право определяет экономическую систему Российской Федерации, положение личности, фиксирует государственное устройство России, систему судебных органов.

Основной нормативный источник этой отрасли права — Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Конституция закрепила факт существования России в качестве самостоятельного независимого государства, что, как известно, произошло 25 декабря 1991 г.

Основы конституционного строя закреплены в первой главе Конституции. Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

Демократизм Российской Федерации проявляется прежде всего в том, что человек, его права и свободы объявлены Конституцией высшей ценностью, а государство берет на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека. Демократизм Российской Федерации состоит также в том, что власть народа проявляется во время референдумов и свободных выборов.

В состав России входит некоторое число равноправных субъектов Российской Федерации, каждый из которых имеет свое законодательство. Это и есть федеративное устройство России.

Вместе с тем федеративное устройство России основывается на государственной целостности страны и на единстве системы государственной власти.

Конституция подчеркивает, что федеральные законы имеют верховенство на всей территории России, а самой территории нашей страны обеспечивается целостность и неприкосновенность.

Правовой характер государства и права России проявляется в том, что все основные общественные отношения, все права и обязанности граждан должны определяться правом и фиксироваться прежде всего на уровне закона. Кроме того, соблюдение закона должно быть обязательным не только для отдельных граждан и организаций, но и для всех органов государственной власти, в том числе для высших органов власти и управления.

Республиканская форма правления в России определяется наличием трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Все они находятся во взаимном единстве и вместе с тем контролируют друг друга, обеспечивают равноправие различных ветвей власти.

В конституционном праве закреплены и важнейшие принципы экономической жизни страны. Это прежде всего единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, обеспечение свободы экономической деятельности.

Основой экономических отношений являются нормы, касающиеся собственности. В России признаются и получают равную защиту частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Этот принцип, относящийся к собственности, применяется и к одному из важнейших богатств страны — к земле. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В России провозглашено и проводится в жизнь идеологическое и политическое многообразие. При этом никакая идеология не может быть установлена в качестве государственной или обязательной.

Россия — светское государство . А это значит, что никакая религия не может быть введена в качестве государственной или обязательной, а церковь отделена от государства.

В Конституции России установлены основные принципы построения правовой системы и законодательства.

Конституция России имеет высшую юридическую силу. Она является законом прямого действия, т. е. может сама по себе применяться на практике и в судах.

Все законы подлежат обязательному официальному опубликованию, без чего они не применяются.

Любые нормативные акты (а не только законы), затрагивающие , не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Наконец, поскольку Россия входит в сообщество государств мира, она применяет общепризнанные мировые принципы и нормы права. Правила международного договора, в котором участвует Российская Федерация, считаются обязательными для применения на территории России.


Прикрепленные файлы
Название / Скачать Описание Размер Скачано раз:
ред. от 30.12.2008 43 Кбайт 2632

Формы правления - способы организации высшей власти в государстве, оказывающие влияние на порядок формирования и структуру верховных госорганов и принципы их взаимодействия. Также они указывают на степень участия населения в жизни государства. Выделяют две формы правления - монархию и республику.

Монархия

Верховная государственная власть принадлежит монарху по праву наследования. Последний ответственности перед населением не несет. Монархия может быть абсолютной (неограниченной). В этом случае глава государства единственный руководит органами исполнительной власти, осуществляет законодательные функции, контролирует правосудие. Ограниченная монархия предполагает распределение высшей госвласти между монархом и другими органами. Она подразделяется на конституционную, парламентскую и дуалистическую. Эти формы правления различаются между собой по следующим признакам. При конституционной монархии в государстве существует представительный орган, который на основе Конституции значительно ограничивает власть главы государства. В парламентской монархии Правительство формируют из представителей партий, получивших большинство при выборах в Парламент. Власть главы государства носит символический характер. Он не вмешивается в политическую жизнь страны. Монарх может объявить войну или заключить мир, ввести чрезвычайное положение и т. п. При дуалистической - власть разделена между Парламентом и формируемым монархом Правительством, не ответственным перед высшим законодательным органом.

Республики

Высшая государственная власть предоставлена выборным органам, осуществляющим свою деятельность в течение определенного срока и несущим ответственность перед населением. Выделяют такие формы правления, как президентские и парламентские республики. Их главное различие состоит в том, кем формируется Правительство - Парламентом или Президентом. В первом случае Президент не является главой Правительства. Им выполняются представительские функции, и избирается он Парламентом. Управление страной осуществляется Правительством. Парламент при необходимости может требовать отставки Президента, выразив свое недоверие.

Глава государства обладает широкими полномочиями и, как правило, является и главой Правительства. Формирование Правительства осуществляется Президентом. Власть Президента ограничивается необходимостью получения поддержки со стороны органов законодательной власти для достижения политических целей. Кроме «чистых» монархий и республик существуют еще и нетипичные формы правления. Это могут быть полупарламентские и полупрезидентские республики, монархии с республиканскими элементами (к примеру, наличие выборного монарха, коллективное правление и др.). Особое место занимает такая форма монархии, как теократия (Ватикан), где верховная политическая и духовная власть принадлежат духовенству, а глава церкви является еще и главой государства.