Подвижные игры на лыжах. Игра – очень эмоциональная деятельность, поэтому она представляет большую ценность и имеет особенно высокую эффективность в воспитании. Подвижные игры на уроках лыжной подготовки

Игры на лыжах

Игры для освоения техники катания на лыжах

«Накаты». Участники этой игры должны иметь примерно одинаковую подготовку - тогда интереснее будет проходить состязание. Необходимо выбрать снежную полянку и организовать 2-3 команды по 5-10 человек. Для каждой команды нужно проложить отдельную лыжню метров 50-100 и отметить линию старта, таким образом на полянке будет 2-3 лыжни на расстоянии 8-10 м одна от другой. В руках играющих вместо лыжных палок - флажки. У одной команды - зеленые, у другой - красные, у третьей - синие. Разноцветные флажки покажут, как далеко продвинулась та или иная команда. От линии старта каждый лыжник по очереди делает 10 накатистых. шагов (ходьба на лыжах без палок: отталкиваясь, например, правой ногой, рекомендуется выдвигать левую ногу и скользить на ней как можно дольше; переходя в скольжении на правую лыжу, повторить то же движение). Цель - оказаться возможно дальше от линии старта. После 10-го, завершающего шага, лыжник втыкает в снег свой флажок.

Игру можно проводить по-разному. Первый вариант: у кого 10 шагов окажутся самыми длинными. Каждый участник по сигналу выбранного капитана или судьи начинает скольжение (с любой ноги) и считает «раз, два, три» - до десяти. На десятом шаге у того места, где остановилась лыжа, он втыкает в снег флажок своей команды. Следующий участник начинает с той же стартовой линии и, если проскользнул дальше первого флажка, ставит свой, если не доехал до него, то возвращается к своей команде. Другой вариант - игру можно проводить и с палками, и без них. Каждый участник делает 6 шагов от линии старта - это так называемый разгон. Сделав шестой шаг, играющий скользит на лыжах до полной остановки. Здесь рядом с лыжней он втыкает в снег флажок, если же игра проводилась с палками, - то лыжную палку. Следующий участник, разбежавшись, делает 6 шагов уже от этой отметки. Побеждает команда, участники которой пройдут по подготовленной ими лыжне большее расстояние. Самое главное в этой игре научиться делать накатистые шаги, используя силу инерции.

«Сороконожки». Для игры требуются веревки - по числу команд. Длина их должна соответствовать длине разомкнутой в лыжном строю колонны. Все участники распределяются на 2-3 команды. Держась одной рукой за веревку, они выстраиваются в колонну по одному. В голове колонны становится лыжник, у которого хороший шаг. По сигналу команды двигаются к линии финиша (обязательно в ногу, не расцепляя при этом руки). Гонка считается законченной, когда последний в колонне пересечет линию финиша. Команда, игроки которой пересекут финиш, побеждает.

«Веер». Для проведения игры надо выбрать широкую поляну- на ней должна разместиться шеренга в 10-12 человек на расстоянии 3-4 м друг от друга. Все участники стоят спиной или боком к финишу, по команде выполняют поворот переступанием, стараясь чтобы лыжи оставили на снегу четкий отпечаток (след должен остаться в виде веера). Причем заранее оговаривается, какой поворот нужно делать - на 90, 180 или 360°. Все зависит от того, как расположатся участники на старте. Если под углом к финишу, то на 90, если спиной - на 180, если же лицом к финишу - на 360°. В последнем случае после сигнала в начале игры участники сначала совершают полный оборот на месте, а затем, дойдя до линии финиша, совершают поворот на 180° и возвращаются к линии старта. Судьи выставляют оценки в зависимости от ловкости поворота от 1 до 5 баллов. Кроме того, дополнительный балл ставят за то, насколько быстро игрок возвратился на линию старта. Поворот веером - лыжник поворачивается влево - поднимает левую ногу носком вверх, а пятку оставляет на месте. В этот момент тяжесть всего тела сосредоточена на правой ноге. Как только левая лыжа поставлена на снег, тяжесть тела переносят на нее и приставляют правую. Затем еще одно переступание и т. д.

«Зигзаги». В основе игры - повороты махом. Вся тяжесть переносится на одну лыжу, например, правую, а другую поднимают, разворачивают носком вверх и ставят в обратном направлении. Необходимо следить чтобы палки не преграждали путь во время поворота.

В основе данной игры - поворот махом на 150, 160° или еще меньше, чтобы можно было скользить под углом. Игра проводится между 2-5 командами. Ее можно проводить и как эстафету. Перед началом соревнования от линии старта до финиша, на дистанции 50-100 м, ставятся 10-15 флажков на расстоянии 8-10 м один от другого. Задача участника - пройти на лыжах от флажка до флажка, каждый раз делая повороты махом. Дойдя до последнего флажка, игрок должен вернуться таким же образом на линию старта. Здесь он передает свои лыжные палки как эстафету товарищу по команде. Следующий номер продолжает гонку по этому же маршруту.

Транскрипт

1 ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ЭСТАФЕТЫ НА ЛЫЖАХ

2 Роль подвижных игр в спортивной подготовке юных лыжников трудно переоценить. По существу, здесь речь идѐт об использовании наиболее эффективного в этих условиях игрового метода. Высокое его достоинство состоит в том, что он делает доступным изучение технически сложных упражнений. Одновременно использование игры обеспечивает комплексное совершенствование двигательной деятельности, где вместе с двигательными навыками формируется и развивается физическая сила. Обучение и совершенствование в игровых условиях придает навыкам особую стабильность и гибкость. Вот для этого и нужно использовать подвижные игры. И чем младше возраст занимающихся, тем больше времени отводится им на занятиях. С помощью подвижных игр можно с успехом решать все виды специальной подготовки: физической, технической, тактической и психологической.

3 КЛАССИФИКАЦИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР НЕКОМАНДНЫЕ игры с водящими игры без водящих КОМАНДНЫЕ с одновременным участием всех играющих с поочередным участием эстафеты ПЕРЕХОДНЫЕ

4 НЕКОМАНДНЫЕ ИГРЫ В некомандных играх отсутствует необходимость добиваться цели общими усилиями. Каждый играющий действует независимо, соблюдая только правилам игры.

5 ПЕРЕХОДНЫЕ ИГРЫ В переходных командных играх появляются элементы согласования действий внутри отдельных групп играющих. В начале участники действуют самостоятельно, но по мере развития сюжета игры образуются группы, в которых при решении отдельных задач приходится действовать согласованно.

6 КОМАНДНЫЕ ИГРЫ В командных играх соревнования происходят между игровыми командами. Действия отдельных участников здесь подчинены интересам всей команды. Поставленная цель достигается главным образом согласованными действиями играющих. Для определения результата игры необходимо судейство.

7 ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ При выборе игры необходимо учитывать возрастные особенностей детей, их физическую и технико-тактическую подготовленность, количество занятий, организацию и дисциплинированность, условия проведения данного занятия, наличие инвентаря. Чтобы не расширять круг учебных средств, любую из уже основных игр постепенно усложняют за счет введения различных препятствий, дополнений к правилам, изменяя способы перемещения. Проведение игры начинают с размещения участников, назначения капитанов и водящих. Объясняя игру, нужно разместить учащихся, чтобы они хорошо видели и слышали учителя. Лучше всего, чтобы играющие были расставлены в исходное положение для проведения игры. Если в начале игры ребята становятся в круг, то учитель располагается не в середине круга, а в цепи играющих. Если класс разделен на две команды, и они выстроены одна против другой на значительном расстоянии, то перед объяснением можно сблизить команды, а затем развести на исходные позиции. В ходе игры надо приучать школьников к точному соблюдению правил, добиваться сознательной дисциплины.

8 Кроме контроля за соблюдением правил, нужно следить и за тем, чтобы учащиеся правильно выполняли технические приемы, на закрепление которых нацелена игра. За каждый технический прием (удачный) можно начислять дополнительные очки. Игру нужно заканчивать в тот момент, когда учащиеся ещѐ увлечены, но видны уже первые признаки утомления. Эти признаки проявляются в снижении интереса играющих, появляются вялость в движениях, невнимательность, нарушение правил, увеличение ошибок, а также в покраснении кожи, потоотделении и т. д. Окончание игры не должно быть для учеников неожиданным, можно предупредить играющих: «Играем ещѐ 3 минуты» и т. д. Для снятия чрезмерного физического напряжения в ходе игры нужно периодически делать перерывы, заполняя их анализом технических ошибок, уточнением отдельных пунктов правил. В зависимости от решаемых задач и физического состояния учеников варьируют в эстафетах и играх длину преодолеваемой дистанции, количество повторений, продолжительность пауз.

9 ЛЫЖНЫЕ ЭСТАФЕТЫ

10 ВСТРЕЧНАЯ ЭСТАФЕТА Цель. Совершенствовать технику лыжных ходов, развивать у занимающихся тактическое мышление. Место проведения. Ровная открытая площадка (100 X 40 м). Инвентарь. 4 больших флага (2 красных, 2 синих). Подготовка. Играющие делятся на команды и рассчитываются по порядку номеров. Четные номера идут на противоположный конец площадки и выстраиваются там за стартовой линией в колонну по одному лицом к своим нечетным номерам. Справа от первого стоящего в колонне на стартовой линии ставятся большие цветные флаги. Между стартовыми линиями, проложенными на обеих концах поляны, команды прокладывают и хорошо накатывают себе лыжни. Учитель находится у стартовой линии на одном конце поляны, его помощник у стартовой линии на противоположной стороне. Они следят за правильностью передачи эстафеты. Проведение. По команде учителя первые номера всех команд начинают бежать по лыжне к своим вторым номерам; передав эстафету касанием правой руки, они становятся замыкающими в колонне четных номеров. Второй номер начинает бег по лыжне и т. д. Когда все участники пробежали свои этапы и построились на противоположной стороне площадки, эстафета заканчивается. Побеждает команда, первой закончившая выполнение задания. Методические указания. Участник, готовясь к приему эстафеты, становится так, чтобы крепления его лыж не выдвигались вперед за линию старта. Не разрешается выбегать вперед за линию старта до момента передачи эстафеты касанием. Участники проходят свои этапы без палок. Рука принимающего эстафету должна находиться с правой стороны от флага и после передачи эстафеты ее нельзя проносить над флагом. Чем ниже температура воздуха, тем короче должны быть этапы эстафеты. Этап эстафеты проходится участником только тем ходом, который указал учитель. В том случае, если способ передвижения на лыжах не будет указан учителем, каждый участник может использовать наиболее выгодный для данного участка и характера местности способ передвижения.

11 С ПАЛКАМИ И БЕЗ ПАЛОК Цель. Отработать технику лыжных ходов, силу толчка. Место проведения. Ровная открытая площадка с неглубоким снежным покровом. Инвентарь. 4 больших флага и по одной паре лыжных палок на команду. Подготовка. На площадке прокладываются две параллельные линии (стартовая и на расстоянии м финишная). По краям линий ставятся флаги (стартовые синие, финишные красные). Все участники делятся на команды и выстраиваются перед стартом в колонны по одному, интервал между колоннами 8 10 м. Первые номера команд имеют в руках пару лыжных палок. Учитель находится на линии старта в створе синих флагов, его помощник на линии финиша. Они следят за правильностью выполнения участниками заданий и правил игры. На финишной линии раствором чернил делаются отметки места постановки лыжных палок (круг, пятно). Команды накатывают себе лыжи от старта до места постановки лыжных палок на финишной линии. Проведение. По сигналу учителя первые номера всех команд, отталкиваясь лыжными палками, бегут бесшажным одновременным ходом к линии финиша, втыкают в снег на отметки свои лыжные палки и бегут скользящим шагом обратно, оставляя справа от себя своих стартующих партнеров. Касанием руки передают эстафету. Второй лыжник начинает бег к линии финиша, берет там палки и, пользуясь ими, возвращается к стартовой линии, передает их очередному участнику, а сам встает в конец колонны и т. д. до тех пор, пока последний участник не пересечет линию старта. Команда, закончившая эстафету первой, считается победившей. Методические указания. Участник может пользоваться палками только при беге в одну сторону. Очередной участник может начать бег после того, как его руки коснется закончивший бег по этапу или он получит в руки лыжные палки. Лыжные палки передаются в вертикальном положении. Уронивший палки на линии финиша поднимает и ставит их в снег сам и только после этого может продолжать бег. Чем холоднее, тем короче должны быть этапы эстафеты. Лыжня эстафеты должна быть заранее хорошо накатана. При повторении эстафеты палки втыкаются в снег на финишной линии заранее, первые участники бегут к линии финиша без палок, а возвращаются, пользуясь палками.

12 У КОГО СИЛЬНЕЕ РУКИ Цель. Совершенствовать технику одновременного бесшажного хода. Развивать силу рук. Место проведения. Ровная, хорошо накатанная поляна или площадка с небольшим уклоном. Инвентарь. 8 флагов (по 4 разного цвета). Подготовка. Участники делятся на две команды, выстраиваются в колонны по одному за линией старта, рассчитываются по порядку номеров. Четные номера переходят на противоположную сторону площадки и встают за линией, ограничивающей площадь проведения эстафеты, лицом к своим нечетным номерам. Место построения команд обозначается флагами. Каждая команда прокладывает и накатывает для себя две параллельные лыжни с интервалом в 1 м (правую для четных, левую для нечетных номеров). Учитель и один из его помощников находятся на середине дистанции, сбоку от лыжни первой и второй команд. Два других помощника у старта и финиша. Перед ними ставится задача: следить за разгоном и правильностью прохождения трассы. Проведение. По сигналу учителя первые номера всех команд принимают старт, разбегаются до малого флага и дальше двигаются каждый по своей лыжне, толкаясь палками, к своим вторым номерам, которые начинают движение в обратном направлении. Первые номера после передачи эстафеты становятся в конец колонны вторых номеров и т. д. Команда, последний участник которой первым закончит эстафету, будет считаться победившей. Методические указания. Передвигаться по лыжне от малого флага до финиша разрешается, только поочередно толкаясь лыжными палками, как в попеременном двухшажном ходе. Шаги ногами на этом отрезке лыжни штрафуются прибавлением двух секунд (за каждый шаг) ко времени, показанному командой. Очередной участник может начинать разбегаться только после того, как предыдущий участник пересечет линию флагов. Длину этапов можно изменять в зависимости от подготовленности участников. Необходимо подготовить твердую опору для выполнения толчка. Эту эстафету можно проводить и как игру: в этом случае участники бегут в одну сторону, стартуют парами. Участник, пришедший первым, получает одно очко, второй два. Затем дается старт вторым номерам, их очки плюсуются к первым результатам и т. д. Команда, набравшая меньшее количество очков, объявляется победившей. Задача остается та же: пройти этап, пользуясь только толчками палок. Учитель может поставить задачу продвигаться от старта до финиша только одновременными толчками палок.

13 С ГОРКИ НА ГОРКУ Цель. Совершенствовать технику подъемов и спусков с гор на лыжах. Место проведения. Для младших школьников маленькая горка с небольшой крутизной ската. Для старших и более подготовленных горка в м длины с достаточно крутым склоном. Инвентарь. 4 больших флага (по 2 одноцветных флага на команду). Подготовка. Участники делятся на команды, которые, разделившись в свою очередь на две половины, выстраиваются в колонны по одному (четные номера команды на горе, нечетные под горой) лицом друг к другу. Место построения команд как наверху, так и внизу обозначается флагами, поставленными на стартовых линиях, интервал между командами 8 10 м. Учитель находится наверху, его помощник внизу у стартовой линии. Проведение. По команде учителя первые номера бегут в гору, используя указанный учителем способ подъема, касаются рукой вторых номеров, те начинает спуск с горы, а первые номера становятся в конец колонны четных номеров. Эстафета продолжается до тех пор, тюка каждый участник не пройдет свой этап дважды: один раз в гору, второй под гору. Команда, участники которой пройдут свои этапы первыми, будет считаться победившей. Методические указания. У принимавшего эстафету рука находится за флагом. Передающий проходит линию стартового флага, оставляя команду справа от себя. Подниматься в гору можно только одним способом. Для усложнения задания можно включить требования обойти препятствие, перелезть через снежный вал, перешагнуть через окоп, переставить флажок с одного места на другое и т. д.

14 ЗМЕЙКА Цель. Совершенствовать технику скользящего шага, выработать сильный толчок ногой, отработать технику поворота «переступанием» в движении. Место проведения. Ровная открытая площадка или пологий склон с хорошо укатанным плотным снежным покровом. Инвентарь малых флажков на палках (можно использовать и лыжные палки участников). Подготовка. Участники делятся на две команды и выстраиваются в колонны на одной стартовой линии, интервал м. Перед каждой командой перпендикулярно стартовой линии ставятся палки с флагами в одну линию (параллельно для обеих команд), расстояние между палками 3,5 4 м. Учитель находится у старта, его помощники на середине дистанции у палок. Проведение. По сигналу учителя бег начинают первые номера команд поочередно, огибая каждую палку (первую слева, вторую справа и т. д.). Обогнув последнюю палку, они поворачивают назад и бегут напрямик скользящим шагом к старту, касаются очередного участника, стоящего на старте, правой рукой, а сами становятся последними в колонну своей команды. Бег начинает второй номер и т. д. Победившей считается команда, первой закончившая эстафету. Методические указания Данную эстафету можно проводить по кругу, она может быть встречной и линейной. У линии передачи эстафеты все участники оставляют свою команду справа от себя. Огибать флажки нужно в установленном учителем порядке. Сбитую палку ставит уронивший, только после этого он может продолжать бег по дистанции. Все участники проходят свои этапы без палок. Для более подготовленных участников можно проводить эстафету слегка под гору, что увеличивает скорость и усложняет прохождение «змейки»; можно ввести требование пройти «змейку» коньковым ходом (проходить расстояние между флагами за один шаг); разрешить им пользоваться палками.

15 БЫСТРЕЙ ПОВЕРНЕШЬСЯ СКОРЕЕ ВЕРНЕШЬСЯ Цель. Закрепить ранее полученные навыки спуска с горы в различных стойках, повороты в движении, торможение лыжами в сложных условиях, подъемы в гору различными способами. Место проведения. Небольшая, но крутая горка с ровным выкатом, с хорошо уплотненным снежным покровом. Инвентарь. 6 флагов (4 больших и 2 малых). Подготовка. Участники делятся на команды и выстраиваются наверху, справа от стартовых флагов, в колонны по одному лицом к склону, интервал 6 8 м. В 5 7м от конца склона ставятся флаги с интервалом м. У подножия горы в 6 8 м от больших флагов ставятся (выше по склону) малые флажки, обозначающие начало торможения. Учитель располагается внизу, сбоку от поворотного флага, его помощник наверху дает старт участникам. Проведение. По сигналу учителя первые номера команд принимают старт, спускаются вниз, поворачивают вправо (каждый вокруг своего большого флага) и поднимаются на горку. После передачи эстафеты второй участник может начинать спуск с горы. Победит команда, первой закончившая эстафету. Методические указания. Крутизна и длина склонов, а также расстояние между поворотным и малым флагами должны соответствовать подготовке участников. Чем длиннее и круче склон, тем больше скорость при спуске и тем дальше нужно ставить флаг, вокруг которого делается поворот. Увеличивая расстояние между большим и малым флагами, создают больший участок торможения, тем самым уменьшая скорость перед поворотом. Тормозить разрешается только после прохождения малого флага (за 6 8 м до поворота). Поворот выполняется всеми участниками в одну сторону. Тормозить палками не разрешается. Участник, уронивший флаг, ставит его на место и только после этого может продолжать движение. При повторении эстафеты повороты нужно производить в другую сторону. Учитель может заранее определять способы передвижений на лыжах на всех отрезках этапа эстафеты. С более подготовленными участниками эстафету можно проводить без ограничений на быстроту. В этом варианте подвергается проверке тактическая грамотность и техническая подготовленность участников.

16 ФЛАГ ПОДНЯТ - БЕГИ! Цель. Совершенствовать полученные на уроках навыки в передвижении на лыжах. Место проведения. Ровная площадка, пологий склон, площадка, через которую проходит овраг или какоелибо другое препятствие, которое обязательно должно располагаться поперек дистанции эстафеты. Инвентарь. 4 6 флагов (по 2 на каждую участвующую команду). Подготовка. Участники делятся на команды и выстраиваются за стартовой линией в колонны по одному лицом к финишу. По трассам эстафеты каждой команды учитель с помощниками расставляет совершенно одинаковые препятствия. На равнине или склоне ставят «змейку» из 6 8 лыжных палок (или флажков), на спуске ставят ворота, в конце этапа эстафеты на финишной линии ставится большой флаг. Руководитель эстафеты находится на финише, помощники его на старте. Проведение. По сигналу учителя первые номера всех команд бегут вперед, преодолевая на своем пути препятствия: овраги, «змейки», спуски, подъемы и т. д., добегают до линии финиша и поднимают воткнутый там флаг над головой. Взмах флага над головой сигнал к началу бега следующего лыжника этой команды. Участник, окончивший свой этап, втыкает флаг в снег на финишную черту и остается на финише или возвращается к старту, не мешая ходу проводимой эстафеты. Команда, первая закончившая эстафету, считается победительницей. Методические указания. Если флаг «змейки» или «ворота» на склоне сбиты участником эстафеты, то он обязан поставить их сам, после чего может продолжать эстафету. Стоя на линии старта около стартующих участников так, чтобы видеть финишный флаг, помощник учителя держит руку на плече очередного участника и ждет поднятия флага. По сигналу он снимает руку с плеча участника и дает команду «марш!», по которой лыжник начинает бег к финишу.

17 ИГРЫ НА ЛЫЖАХ

18 ГУСЬКОМ НА ЛЫЖАХ Место проведения: ровная снежная площадка размером м, на которой проложены две лыжни длиной по 150 м. Место поворота отмечено флажком. Инвентарь: по 4 пары лыж и по 5 лыжных палок на команду; флажки для разметки дистанции и для судей. Содержание и ход игры: Класс делится на команды по 4 человека в каждой. На дистанцию приглашаются одновременно две команды, которые выстраиваются у линии старта в колонну по одному в связке с помощью лыжных палок: три лыжника удерживают в горизонтальном положении, соединяя первого с последним, как и в предыдущей игре. Первый и последний игроки в команде используют еще по одной палке для отталкивания. Судейская бригада, состоящая из четырех человек, и остальные игроки наблюдают за ходом соревнования и техникой скольжения в связке. По сигналу лыжники продвигаются к флажку, обходят его и возвращаются за линию старта финиша. Подводятся итоги первого забега, на старт приглашаются следующие команды, и т.д. Затем подводятся итоги первого тура, после чего участники команд меняются местами: первый встает на место четвертого, а все остальные передвигаются на одно место вперед. Игра повторяется еще три раза, чтобы каждый участник команды успел побывать во всех ролях. Правила игры: 1. Во время прохождения дистанции нельзя разрывать сцепление между участниками. 2. Движение участников по лыжне должно быть синхронным. 3. Начинать передвижение следует только после сигнала. 4. Максимальная оценка прохождения дистанции 10 баллов. Максимально возможное количество баллов за четыре заезда За каждую техническую ошибку команда лишается баллов. Цена каждой ошибки оговаривается заранее. Подведение итогов: Выигрывает команда, которая набрала больше баллов. Методические указания. До проведения игры на результат команды должны опробовать дистанцию, а судьи попрактиковаться в судействе, уточнить правила.

19 СПУСК ШЕРЕНГАМИ Место проведения: снежная горка с пологим спуском на школьном стадионе или в парке с линией старта за 3 4 м до склона. Расстояние между линиями старта и финиша м, ширина не менее 15 м. Инвентарь: по 4 пары лыж и по 1 паре лыжных палок на каждую команду-четверку; 4 флажка для разметки линий старта и финиша; 8 10 флажков другого цвета для разметки дистанции трассы. Содержание и ход игры: Класс делится на команды по четыре человека в каждой по желанию учащихся или по расчету. Команды могут формироваться из мальчиков и девочек отдельно или быть смешанными. Ученики располагаются произвольно вокруг спуска, размеченного флажками, наблюдают за спуском других команд и участвуют в обсуждении техники исполнения. На старте четыре участника берутся за руки, у крайних игроков в руках по палке. По сигналу команды выполняют три четыре шага разбега и спускаются с горки, стараясь как можно быстрее пересечь линию финиша. Скорость спуска поддерживается крайними лыжниками с помощью палок. Спуск считается выполненным, когда все четыре участника пересекут линию финиша, взявшись за руки. Затем подводятся итоги, после чего лыжники меняются местами: крайние встают в середину. Каждая команда выполняет по два или по четыре спуска. Правила игры: 1. Во время спуска команд нельзя находиться на трассе. 2.Во время спуска в шеренге нельзя разрывать сцепление. 3.Если сцепление было разорвано, а затем восстановлено без остановки движения, команда лишается 1 балла. 4.Если при спуске было допущено грубое нарушение равновесия, но участник не упал, с команды также снимается 1 балл. 5.Если команда остановилась во время движения, она лишается 3 баллов. 6.Если на трассе спуска было разорвано сцепление, которое привело к падению хотя бы одного из игроков, команда теряет 10 баллов. Подведение итогов: Побеждает команда, которая набрала больше баллов за два или четыре спуска. Максимальное число баллов за один спуск 10.

20 ДОГОНЯДКИ ПО КРУГУ Место проведения: снежная площадка размером м, на которой проложена лыжня по кругу диаметром м, разделенная на четыре части, границы которых отмечены флажками. Инвентарь: лыжи для каждого игрока; измерительная лента и флажки для разметки дистанции. Содержание и ход игры: Класс делится на пять команд по 4 участника в каждой. Пятая команда выступает в роли судей. Первые номера выстраиваются на лыжне у флажков напротив своих команд. По сигналу лыжники начинают бег по кругу, стараясь догнать идущего впереди. Участник, догнавший его, должен наступить на его лыжу и крикнуть: «Есть!». Лыжник, которому наступили на лыжу, выбывает из круга, и так до тех пор, пока не останется один лыжник. Игрок, выбывший первым, очков не получает, выбывший вторым получает 1 очко, третьим 2 очка; победитель получает 3 очка. Затем стартуют вторые номера, и т.д. Правила игры: 1. Нельзя начинать бег до сигнала учителя. 2. Нельзя сходить с лыжни и сокращать дистанцию. Подведение итогов: Выигрывает команда, которая набрала больше победных очков.

21 Играющие передвигаются на лыжах в 1,5 2 м друг за другом по замкнутому кругу. Водящий идѐт за кругом в противоположную сторону, подаѐт команду «Стой!» Дотрагивается до палки одного из лыжников и продолжает быстро двигаться по кругу. По сигналу все останавливаются, а игрок, осаленный водящим, быстро бежит по кругу в том же направлении. Каждый стремится занять свободное место. Не успевший занять свободное место становится водящим, игра продолжается. Правило. При перебежке нельзя мешать играющим. ЗАНЯТЬ МЕСТО

22 НАПАДЕНИЕ АКУЛЫ Игра проводится на ограниченной площадке. Из числа наиболее сильных участников выбирается «акула» (водящий). Все остальные участники (рыбки) снимают палки, ставят их в центре площадки и разбегаются. По сигналу «акула» начинает ловить «рыбу». Тот, кого осалит «акула», становится «акулѐнком». Он берѐт свои палки и тоже начинает ловить «рыбу». Игра заканчивается, когда поймают последнюю «рыбку». Салить игроков можно только рукой.

23 КАЗАКИ - РАЗБОЙНИКИ На площадке отмечается «тюрьма», которая должна располагаться около стены (забора). Все играющие делятся на две группы («казаки» и «разбойники»). Разбойники разбегаются по площадке и через 1 мин казаки начинают их ловить. Осаленного разбойника казак отводит в тюрьму. Разбойник идѐт сам и не сопротивляется, а казак его лишь сопровождает. Если во время сопровождения казак убежит, не доведя разбойника до тюрьмы, тот считается свободным. В тюрьме разбойники располагаются вдоль стены и не могут перемещаться. Хотя бы один казак должен находиться в тюрьме, т.к. разбойники могут выручать сидящих в тюрьме. Если свободный разбойник забежит в тюрьму и осалит сидящего там разбойника, то становится свободным. При этом освободившийся тоже может освобождать других разбойников. Игра заканчивается, когда всех разбойников посадят в тюрьму.

24 ОХОТНИКИ И УТКИ НА ЛЫЖАХ Игра проводится на ограниченной площадке, за пределы которой выезжать нельзя. Выбирается несколько охотников, остальные утки. По сигналу утки «разлетаются» по площадке. По второму сигналу охотники выходят на «охоту». У одного игрока в руках мяч. Бросать его можно только с места. Другой игрок подъезжает к отскочившему мячу и с этого места бросает мяч. Игра продолжается до тех пор, пока не «перестреляют» всех уток. Осаленная утка уходит за пределы площадки.

25 СОРОКОНОЖКА НА ЛЫЖАХ "Сороконожка на лыжах". Для игры необходимо иметь несколько верѐвок по количеству команд (обычно 2-3). Длина их равна длине разомкнутой колонны команды. Школьники на лыжах выстраиваются в колонну по одному без палок и, держась одной рукой за верѐвку, по сигналу начинают передвигаться к финишу, не расцепляясь (скользящий шаг выполняется обязательно в ногу). Обычно ведѐт команду юный лыжник, хорошо владеющий техникой скользящего шага. Команды соревнуются по параллельным лыжням, финиш определяется по последнему участнику в колонне. Игра может быть проведена и без верѐвки. Школьники выстраиваются в колонну; каждый из них протягивает одну палку вперѐд, другую назад. Палки сцепляются кольцами спереди и сзади стоящими лыжниками, образуя единую цепь. У ведущего и замыкающего одна палка опорная. Все другие в команде передвигаются, держась за палки. Правила те же, что и в предыдущем варианте с верѐвкой: лыжники бегут цепью, не отпуская палки. Такие игры проводятся с учащимися, хорошо овладевшими скользящим шагом, для дальнейшего его совершенствования. В младших классах школьники ещѐ не в состоянии согласованно передвигаться в такой колонне.

26 ВЫВОД На этапе педагогического эксперимента составленный комплекс подвижных игр был применѐн во время уроков физкультуры по лыжной подготовке и результативность этого комплекса подтверждена данными, полученными в ходе вторичного констатирующего эксперимента. Таким образом, можно сделать вывод, что использование подвижных игр во время лыжной подготовки учащихся повышает интерес и эффективность к урокам физкультуры.


Открытый урок по физической культуре «Лыжная подготовка» Класс: 9 «г» Дата проведения:01.03.2011 Тема: Лыжная подготовка. 9 «г» класс, 40 минут. Количество учащихся - 27 человек. Задачи: 1. Продолжить

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «ДЕТСКИЙ САД 426 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» КРУЖОК ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЮНЫЙ ЛЫЖНИК»

МБОУ ДОД СДЮСШОР «Кедр» отделение лыжных гонок Мастер-класс Тренер-преподаватель Колисниченко Андрей Иванович г. Сургут 2015 г. I. Подготовительная часть. Частные задачи. 1. Добиться внимания занимающихся,

Применение подвижных игр, способствующих обучению двигательным действиям и развитию физических качеств, в лыжной подготовке для учащихся 3-4 классов. Мухина И.Н., учитель физической культуры МКОУ «Макаровская

Приложение 2 Программа проведения весёлых стартов в рамках всероссийского этапа Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» 1 Комплексная эстафета отборочного этапа для

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов 3» РЕФЕРАТ По физической культуре Тема «10 игр с мячом» Выполнила:

ПЕРВЫЕ ДВИЖЕНИЯ НА ЛЫЖАХ Детям дошкольного возраста часто дарят лыжи. Многие из малышей учатся кататься на лыжах у старших детей. Но все же без помощи взрослых обойтись трудно. Ниже приводятся первые упражнения,

Подвижные игры для лиц с дефектами верхних конечностей. Подвижные игры для лиц с дефектами верхних конечностей можно условно разделить на две группы. В первую входят игры, содержание которых предусматривает

Лыжный ход ЭЛЕМЕНТЫ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ (По материалам http://www.fizkulturavshkole.ru) Попеременный двухшажный классический ход Применяется в различных условиях скольжения на равнинных участках и на подъёмах.

Конспект урока по физической культуре 7 класса. Раздел: Легкая атлетика. ема урока: Развитие физических качеств. изкий старт Основные задачи: 1.Развивать физические качества. 2.Обучать низкому старту 3.

Приложение 3 к Положению ПРОГРАММА городского финального этапа соревнований «Школа мяча» в 2015-2016 учебном году Конкурсные испытания (эстафеты) заключаются в последовательном выполнении участником заданий,

Колесникова Ксения Андреевна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей 12 Краснодарский край, г. Краснодар СЦЕНАРИЙ УРОКА «СЛЕДСТВИЕ ВЕЛИ КОЛОБКИ» Тема урока: физическая культура, 3

МОУ Лицей г.истры Подвижные игры на уроках физической культуры в начальных классах Выполнил: учитель физической культуры Быкова Тамара Владимировна. В комплексной программе физического воспитания учащихся

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 1366 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ Конспект урока по лыжной подготовке в 5, 6 классе Подготовила

Картотека подвижных игр в подготовительной группе «ТУННЕЛЬ» (игра высокой подвижности) Цель: обучать детей в умении ползать. «СБЕЙ ГРУШУ» Цель: равновесие, броски мяча, метание. Участники стоят в двух

Обучение дошкольников ходьбе на лыжах и катанию на санках. Консультация для родителей. Подготовила: инструктор по физкультуре И.В. Татарникова Игра исключительно ценный способ вовлечения ребенка в двигательную

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКИ Т. Ю. Овсиенко Во время проведения подвижных игр на уроках лёгкой атлетики определяющими являются образовательные задачи, решаемые параллельно с воспитательными

Игры, аттракционы и соревнования для проведения на подвижной перемене Для учащихся 1-4 классов «Группа смирно!» Водящий предлагает играющим выполнять по его командам определенные движения. Если он, перед

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Героя Российской Федерации Романа Александровича Китанина р.п.тамала Пензенской области Конспект урока по

Материал подготовил учитель физической культуры ГБОУ Лицей 1795 «Лосиноостровский» Скрынник А. В. Цель урока: закрепить теоретические знания по лыжной подготовке Задачи: 1. Ознакомить учащихся с историей

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 2017 2018 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП Полоса препятствий (с элементами спортивных игр) 5 6 классы Девочки и мальчики 7 8 классы Девочки и мальчики 9 11

План конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 6 класса. Тема урока: Совершенствование одновременных ходов. Совершенствование спусков и подъёмов. Торможение «плугом», упором. Задачи:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по физкультуре составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы КГБОУ «РОШИ». Физическая культура в образовательном учреждении является

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ПРАКТИЧЕСКИЙ ТУР ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ 5 6 классы Девочки и мальчики Девочки и мальчики 9 11 класс Девушки и юноши

Дата: 3 апреля 2015 г. Учитель: Ушакова О.А Урок 80 Тип урока: УНЗ. Класс: 2 Предмет: Физическая культура Цель: Совершенствование техники набрасывания мяча над собой, совершенствование техники передачи

2014 Игры на лыжах Представление опыта педагогическому сообществу Для школы «Молодой учитель»методическая разработка к разделу «Лыжная подготовка»автор разработчик учитель МБОУ МСОШ, 1 квалификационной

Утренняя гигиеническая гимнастика Комплексы упражнений для детей подготовительной к школе группы Сентябрь Комплекс 1. 1. Ходьба в колонне по одному в обход зала (площадки) в чередовании с бегом; ходьба

Конспект урока по физической культуре для учащихся 3 класса Место проведения: спортивный зал. Время проведения:. нвентарь: 15 баскетбольных мячей. Проводящий: Шпет. В.В. ема урока: Подвижные игры. Задачи

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 2015 2016 уч. г. (ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП) (5 6 классы) ПРАКТИЧЕСКИЙ ТУР ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ Девочки и мальчики Упражнения выполняются поточно в представленной

Бег на 30, 60, 100 метров. Бег проводится по дорожкам стадиона или на любой ровной площадке с твёрдым покрытием. Бег на 30 м выполняется с высокого старта, бег на 60 и 100 м с низкого или высокого старта.

Спортландия «Быстрый, ловкий, умелый» В. И. Карсюк, учитель физической культуры Заостровечской СШ Клецкого района Здоровье это вершина, на которую постоянно нужно взбираться самому. Народная мудрость Цели:

ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКА Тема: Подвижные игры: «Белые медведи». «Космонавты». Эстафеты. Развитие скоростно- силовых качеств. Учитель: Щитова Елена Петровна. МБОУ ПСОШ 1 имени Г. В. Алисова. Учитель начальных

1 Спешиал Олимпикс Инк. является Международной федерацией по гонкам на снегоступах, поэтому все соревнования Спешиал Олимпикс по гонкам на снегоступах должны проводиться согласно Официальным Спортивным

АДМИНИСТРАЦИЯ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИКАЗ 14.06.2016 с. Петровское 143 О проведении районной спортивной игры «Веселые старты» с детьми, находящимися в лагере дневного

1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 2014 2015 г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 7 8 КЛАССЫ Практический тур Гимнастика Испытания девочек/девушек и мальчиков/юношей проводятся в виде выполнения

Наименование Предмет Преподаватель Наименование раздела Лёгкая атлетика.основы знаний КТП по физической культуре 9 класс Физическая культура Прокопчук Ксения Владимировна Номер информация о урока План

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Белгородский областной детский эколого-биологический центр» Направление воспитательной работы «Воспитанник и его здоровье» «Русская зима»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Методические рекомендации для самостоятельной работы обучающихся

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 4-Х КЛАССОВ. п/п Тема урока Тип урока Цели Форма контроля Основные виды учебной деятельности учащихся 1 Строевые упражнения 2 Тестирование бега на 30м с высокого старта Организующие

Методическая разработка урока по физической культуре. «Мой весёлый звонкий мяч». Приоритетным методом сохранения и укрепления здоровья детей, их гармоничного физического развития в ОУ является рациональное

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ТЕМА: ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА. ВОПРОСЫ ЗАНЯТИЯ: 1. Ознакомление и разучивание строевых приемов с лыжами и на лыжах 2. Ознакомление и разучивание техники ходьбы на лыжах

Тесты-упражнения из основных компонентов игры Оперативное мышление КАРТОЧКА-ТЕСТ 1 Успех в бадминтоне зависит от умения игрока предугадать ответные действия партнера, а это напрямую зависит от уровня его

1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 2014 2015 г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 9-11 КЛАССЫ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП Практический тур Гимнастика Испытания девочек/девушек и мальчиков/юношей проводятся

Подвижная игра «Стоп - Идите» Дети игроки располагаются по одну сторону помещения, а водящий с пешеходным светофором в руках - по другую. Светофор. Игроки по сигналу светофора «Идите» начинают двигаться

Положение о проведении соревнований спортивно интеллектуальной игры Ришельевского лицея «ЛАБИРИНТ» 2015 2016 учебного года все состязания между командами в спортивно интеллектуальной части игры «ЛАБИРИНТ»

Картотека утренней гимнастики для подготовительной к школе группы (по Пензулаевой) 1 Сентябрь Комплекс 1 1. Ходьба в колонне по одному в обход зала (площадки) в чередовании с бегом; ходьба и бег врассыпную.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 14» имени А.М. Мамонова ВЕСЁЛЫЕ СТАРТЫ (посвящённые Дню Здоровья) г. Старый Оскол 2014 год Сценарий спортивного

ИГРЫ С ДЕТЬМИ по правилам дорожного движения Цель: пропаганда правил дорожного движения. Задача: помочь юным инспекторам дорожного движения провести час игры во дворе, на площадке, в просторном зале, коридоре,

X ступень 60-69 лет; - XI ступень 70 лет и старше. Основу комплекса ГТО составляют виды испытаний и нормативные требования, предназначенные для определения уровня развития основных физических качеств

Картотека зимних подвижных игр. «Остановись возле игрушки» На площадке расставлены игрушки на расстоянии 2-3 метра. Дети бегают в рассыпную, обходя игрушки. Как только прозвучит сигнал, каждый должен остановиться

Подвижные игры по БДД для детей старшей и подготовительной к школе групп «Разные машины» Цель. Объяснять значение жестов регулировщика; развивать сноровку и внимательность. Ход игры. Дети делятся на две

Рабочая программа по физкультуре для 1 класса разработана в соответствии с ФГОС НОО, Федеральной комплексной программой физического воспитания» под редакцией доктора педагогических наук В.И. Ляха и канд.

МОУ «Колесниковская средняя общеобразовательная школа» Урок здоровья Учитель: Дёгтев Виктор Филиппович Февраль 2015 Общешкольный урок здоровья «Зимние забавы» Актуальность: укрепление здоровья и повышение

«По морям, по волнам» Место проведения: ГБДОУ детский сад 7 Красносельского района СПб Инструктор по физической культуре Новоселова Наталия Николаевна Конспект занятия по физической культуре для подготовительной

Практический тур Контрольное испытания по БАСКЕТБОЛУ юноши и девушки 9-11 классы Старт 1 1 2 3 6 5 4 2 Условные обозначения Участник находится на середине лицевой линии площадки лицом к фишке 1, мяч находится

Седьмой год обучения ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по физкультуре составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы КГБОУ «РОШИ 1». Физическая культура в образовательном

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ТРЕНИРОВКЕ ГАНДБОЛИСТОВ (По материалам учебного пособия Кудрицкого В.Н. Минск: Полымя, 1980) На начальном этапе обучения в учебно-тренировочном процессе особое место должно отводиться

Приложение 1 к приказу Минобрнауки РД от февраль 2017г. ПОЛОЖЕНИЕ о проведении республиканского отборочного этапа Всероссийских соревнований «Веселые старты» среди сборных команд общеобразовательных учреждений

Нормативы ВФСК ГТО для детей (школьников 6, 7 и 8 лет), актуальны для 2017г ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ (ТЕСТЫ) Упражнение 1.1 1.2 2 3.1 3.2 3.3 4 Челночный бег 3х10 метров (секунд) или бег на 30 метров (секунд)

Пионерская игра «Часовые и разведчики» Разработала и провела: Феоктистова Татьяна Алексеевна учитель МКОУ Егоровская средняя общеобразовательная школа Оглавление 1. Введение 3 2. Описание игры 4 3. Правила

Сценарий спортивного праздника «Мы будущие защитники!» Цель: Приучать детей активно участвовать в развлечениях. Задачи: Развивать физические, морально волевые качества детей; воспитывать коллективизм,

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра «Физвоспитания и спорта» МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Физкультурное развлечение «Весёлые старты». (старшая группа) Цель: Укрепление здоровья детей через физические упражнения и подвижные игры. Задачи: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье

Шпак В.Г. Обучение элементам футбола в школе // Физическая культура и здоровье. 2003. - 2. ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ФУТБОЛА В ШКОЛЕ 1. Техника выполнения и последовательность освоения ударов по мячу ногой Удары

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида 1 «Тополек» Ступинского муниципального района РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И ИНСТРУКТОРОВ

Игры в обучении передвижению на лыжах.

Цель:
Совершенствование способов передвижения на лыжах и развитие двигательных качеств.
Задачи:
познакомить учащихся с положительным воздействием занятий физическими упражнениями на свежем воздухе в зимнее время года;
стимулировать желания к самостоятельным прогулкам на лыжах;
формировать у учащихся потребность в здоровом образе жизни.

На первом уроке по лыжной подготовке создаю двигательное представление об изучаемом способе передвижения. Затем ученики пытаются его выполнить вначале на месте, потом в движении. В конце урока даю игру или игровое задание. На следующих уроках возвращаюсь к игре для закрепления и совершенствования двигательного действия. Помимо преодоления монотонности выполнения упражнения в игре дети активно подключают сознание к решению той или иной задачи. Например, в 3 классе даю игровое задание:

«Кто сделает меньше скользящих шагов на 30 м (без палок)».

У ребят появляется два варианта решения: пройти дистанцию быстрыми, сильными толчками или преодолеть дистанцию, сильно отталкиваясь, но максимально используя скольжения. Дети сами находят ответ: при сильном отталкивании и максимальном использовании скольжения число скользящих шагов меньше.


В подвижных играх как бы незаметно учащиеся приобретают многие умения и навыки, которые облегчают овладение учебным материалом. Кроме того, родственные по структуре движения в игре на этапе ознакомления с двигательным действием предупреждает ошибки в его выполнении. В играх двигательное действие тесно сочетается с развитием двигательных качеств. А сформированные навыки отличаются гибкостью, приспособляемостью к изменяющимся условиям.

Предлагаю коллегам несколько игр для уроков лыжной подготовки .

«Куда укатишься за два шага»

(Для скользящего шага)
Первые номера всех команд должны от стартовой линии сделать два шага, стараясь полностью использовать скольжение на лыже (до остановки). На месте, где остановился лыжник после второго шага, учитель ставит флажок. Второй участник разбегается от стартовой линии до этого флажка и делает свои два шага. Флажок переставляют к скобе крепления остановившегося второго лыжника и т.д. Победительницей считается команда, флажок которой оказался впереди остальных после того, как все участники сделают по два скользящих шага.

«На одной лыжи»

(Для одновременного бесшажного хода).
Игроки делятся на равные команды и выстраиваются в колонну по одному, стоя каждый на одной лыже у стартовой линии. В 30 – 40 м очерчивается линия поворота (отмечается флажками). По сигналу участники команд скользят на одной лыже, отталкиваясь палками, до линии, поворачивают и скользят обратно, передавая эстафету следующему игроку. Выигрывает команда, первой пришедшая к финишу.

«Прокатись между воротами»

(Для поворота упором)
Учащиеся выстраиваются в одну шеренгу на вершине склона. На выкате со склона устанавливаются два кубика. Расстояние между ними 15-20 сантиметров. Задача учеников – выполнить по очереди поворот упором так, чтобы лыжа, не делающая поворот, прошла между кубиками и не сбила их. Задание можно усложнять или упрощать, меняя угол поворота и число ворот.

«Длинные бусы»

(Для торможения плугом)
Учащиеся выстраиваются на вершине склона в одну шеренгу. Их задача – при спуске сделать как можно больше торможений плугом. После спуска остаются следы, словно бусы, а самые «длинные бусы» будут у того, у кого «бусинки» маленькие. Выигрывает ученик, которому удалось нарисовать самые «длинные бусы» и по длине и по количеству «бусинок».

«У кого прямее линия»

(Для торможения упором)
Учащиеся выстраиваются в одну шеренгу на вершине склона. Задача играющих - выполнить торможение упором. Отмечают игроков, у которых после спуска остается прямая линия от лыжи, не выполняющей торможение. Варианты: кто дальше прокатится при торможении упором; кто быстрее остановиться после торможения упором.

«Дружные пары»

(Для торможения упором)
Игроки выстраиваются парами на вершине склона у хорошо укатанной лыжни. В 5 м ниже от вершины рядом с лыжней по обе стороны ставят флажки. Один игрок встает правой лыжей на левую лыжню, другой располагается рядом. Второй игрок встает левой лыжей на правую лыжню. Игроки берутся за руки. По сигналу пара начинает спуск и, проехав флажок, выполняет торможение упором - один лыжник правой, другой левой ногой, стараясь прокатиться как можно дальше. Выигрывает пара, которая прокатится дальше всех. Вариант: какая пара ближе всех остановится.

«Не задень»

Играющие построены на вершине склона в шеренгу с интервалом 2 м. Каждый, спускаясь по своей лыжне, должен пропустить предмет, лежащий на лыжне, между разведенными лыжами. Лыжи следует развести непосредственно перед лежащим на снегу предметом, затем тотчас свести. Учитель отмечает лучших лыжников.


Стремясь к прочности приобретенных навыков, необходимо повторять игры систематически. Следует придерживаться и определенных требований: правильно подбирать игры по структуре изучаемого двигательного действия, по уровню развития и силам учащихся; четко формулировать содержание игры, ее задачи и правила; определяя результат игры, учитывать не только быстроту, но и качество выполнения задания; постепенно переходить от знакомых игр к незнакомым, от простых к сложным.

Подвижные игры на лыжах

«Салки»

С помощью этой игры можно хорошо утрамбовать площадку и подготовить ее для дальнейших упражнений.

Игру проводят на небольшой площадке, например, баскетбольной . Определяют водящего, и все учащиеся разбегаются по площадке. Водящий старается осалить убегающих. Салить можно только рукой и только самого игрока, а не его лыжи или папки. Салить можно также тех, кто упал, и тех, у кого соскочили лыжи. Если водящий кого-либо осалит, то становится обычным игроком, а тот, кого осалили, водящим. Он поднимает руку вверх и после этого начинает водить. Ответно салить игрока, бывшего водящим, нельзя (в течение определенного времени).

Если учащихся много, то их можно разделить на две группы (например, мальчики и девочки), которые будут играть на одной площадке, но независимо друг от друга. Сначала игру проводят без палок, а по мере освоения лыжной техники - с палками.

«Охота на лис»

Игру проводят на ограниченной площадке, размеры которой выбирают в зависимости от возраста и уровня подготовки учащихся. Это могут быть школьный стадион, парк или его часть, участок леса и т. п. Игра вызывает у школьников наибольший интерес, когда она проходит на пересеченной местности.

Выбирают или назначают трех-четырех «лис», которым дают время для того, чтобы убежать,

Затем все остальные («охотники») отправляются на охоту. Лисы могут бегать или где-нибудь прятаться. Лиса, которую осалили, считается пойманной. Все пойманные лисы собираются около учителя. К нему же подходят и все остальные по окончании игры.

«Поход»

Это игра на проверку лыжных навыков в начальной школе.

В начале урока учитель сообщает школьникам, что все они идут в поход. Объясняет детям правила поведения в походе: передвигаться в колонне по одному, не обгонять партнеров, соблюдать дистанцию, помогать товарищам, не отставать. При передвижении на лыжах учитель находится впереди, а самый подготовленный ученик - сзади. Скорость передвижения выбирается с учетом подготовленности учащихся. Маршрут передвижения участников похода должен проходить по незнакомым местам, т. е. там, где не проводились соответствующие урочные занятия. Дети передвигаются по рыхлому снегу и по лыжне, преодолевают канавы, спуски и подъемы, огибают деревья и другие препятствия. К концу отведенного времени (урока) все возвращаются домой (к школе).

«Салки на горке»

Данная игра аналогична игре «Салки», но проводят ее на горке. Основное назначение игры - совершенствование спусков, поворотов, остановок и подъемов. Первоначаль­но в «Салки на горке» играют без палок, а по мере освоения лыжной техники - с палками.

«Салки с мячом»

Для игры используют площадку размерами примерно 60 х 40м (например, школьное футбольное поле), а также теннисный или резиновый мяч того же размера.

Все участники делятся на две группы. Первая группа игроков (убегающие) располагается вдоль лицевой линии площадки снаружи. Игроки второй группы (салки) оставляют лыжные палки за площадкой и располагаются на площадке. Учитель или любой игрок первой команды бросает мяч на площадку. Данный бросок является для убегающих сигналом к началу передвижения на лыжах. Они быстро перемещаются к противоположной лицевой линии в пределах площадки и пересекают эту линию. Салки подбирают мяч и стараются осалить им как можно больше убегающих игроков во время их передвижения. При этом мяч бросают с того места, где его подобрали. Передвигаться с мячом в руках нельзя. Можно несколько раз выбивать одного и того же игрока. Нельзя преграждать путь убегающим и задерживать их. Убегающие, даже если в них попали из игры не выбывают, а продолжают путь. После того как все убегающие пересекут противоположную лицевую линию, команды меняются местами и повторяют игру. Побеждает команда, имеющая больше по­паданий мячом в игроков-соперников.

«Догонялки»

На просторной поляне прокладывается по кругу лыжня и разбивают ее на равные по длине участки и обозначают флажком или веточкой линию старта. Игроки встают по одному на каждой линии старта. Дается общий старт, игроки развивая предельную скорость, стараются догнать лыжника, идущего впереди и коснуться своими лыжами концов лыж соперника. Как только это происходит, тот, кого догнали – выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока на лыжне не останется один лыжник, который становится победителем.

«У какой елки меньше ветвей»

Играющие делятся на две команды и становятся в две колонны на линии старта. Для каждой команды назначается судья по подсчету количества коньковых скользящих шагов. По сигналу первые номера в колоннах передвигаются к финишу коньковым ходом без отталкивания руками, стараясь сделать как можно меньше шагов на контрольном отрезке. Затем подается команда для вторых, третьих и т. д. побеждает команда, которая в сумме сделала меньше коньковых скользящих шагов, образно названных елочными ветвями.

Gif" align="left" width="47" height="33 src=">

Gif" align="left" width="47" height="33 src=">

«Лыжная сороконожка»

Команды игроков выстраиваются на линии старта в колонну по одному. У направляющего и замыкающего игроков команды две лыжные палки, остальные лыжники имеют по одной палке, например, в правой руке. Первый в колонне опирается на одну (допустим, левую) палку, а вторую (правую) подает следующему за ним, и тот держит ее за нижний конец, перед кольцом упора, а свою палку протягивает следующему игроку и т. д. получается соединенная палками цепочка лыжников одной команды.

По команде лыжники, не расцепляясь, идут заданным лыжным ходом к финишу. Побеждает команда, замыкающий игрок которой первым пересечет линию финиша.

https://pandia.ru/text/78/254/images/image027_17.gif" align="left" width="48" height="32 src=">.gif" align="left" width="47" height="32 src=">

Gif" align="left" width="47" height="33 src=">.gif" align="left" width="47" height="33 src=">left">

«Смелые спуски»

Выбирают открытый, ровный, длинный склон, на вершине склона отмечают линию старта, на выкате – линию финиша. Все игроки выстраиваются на старте. По команде игроки спускаются с горы и выполняют установленные на каждую игру задания. Возможно следующие варианты заданий.

Первый вариант спуск с подседанием.

Лыжники во время спуска сгибают и разгибают ноги в коленях, удерживая палки за середину. Побеждает игрок, уехавший дальше.

Второй вариант – спуск с расстановкой и собиранием предметов (флажки, веточки), игра командная. При спуске первый игрок команды расставляет (втыкает в снег) на контрольном участке установленное количество предметов. Второй собирает все расставленные предметы и поднявшись в гору, передает следующему игроку команды и т. д..gif" width="81" height="15 src=">Побеждает команда, последний игрок, которой первым пересечет линию старта.


Приложение 1

Моделирование рельефа трассы для увеличения количества подъемов

https://pandia.ru/text/78/254/images/image042_8.gif" width="1016" height="307 src=">

На лыжах

Пятнашки на лыжах

До начала игры флажками отмечают границы пло­щадки. Играть могут 10-15 человек. Все игроки - на лыжах, но без палок. Один или два игрока выбираются водящими. Дети разбегаются по площадке, а водящие стараются их запятнать. Тот, кого запятнали, становит­ся водящим. Он должен остановиться, поднять вверх руку и громко объявить: «Я вожу».

Наклонись и подними

Игра проводится на небольшом склоне. Играющие на лыжах, один за другим, спускаются с горки. По до­роге на склоне горы они должны поднять положенный там предмет (кеглю, городок и т. п.). Для этого надо

Присесть, согнув посильнее ноги, потом выпрямиться. Не сразу и не каждому это удается сделать, но после нескольких тренировок этого можно добиться. Когда ребята хорошо натренируются, можно задачу услож­нить: они должны поднять предмет сначала правой рукой, объезжая его слева, а потом левой рукой, объезжая справа.

На одной лыже

Несколько игроков идут 15-20 м на одной лыже, Отталкиваясь палками. Победителем считается тот, кто вридет быстрее, не оступившись ни разу свободной ногой в снег.

Займи место

Играющие, стоя на лыжах, выстраиваются в колон­ну по два, но каждая из колонн представляет собой от­дельную команду.

Играющие начинают медленно двигаться вперед, все время поддерживая равнение в парах. По сигналу ру­ководителя игроки первой пары быстро поворачивают­ся в разные стороны и бегут на лыжах вдоль своих ко­лони (снаружи) в хвост колонны. Здесь они снова пово­рачиваются и каждый из них старается поскорее за­нять место за последним игроком своей команды. После первой пары, опять по сигналу руководителя, бежит вторая, за ней третья, потом четвертая пара и т.д. до последней.

За каждого игрока, прибежавшего на свое место пер­вым, команда получает одно очко. Выигрывает коман­да, набравшая наибольшее количество очков.

Танки

На площадке отмечаются линии старта и финиша. Расстояние между ними 20-25 м. Играющие делятся на группы (по 6-8 человек в каждой) и выстраиваются у линии старта в колонны по одному. У каждого игрока по палке, свободный конец которой он протягивает сле­дующему игроку своей команды, так что получается одна длинная цепь - танк. По команде все танки начи­нают двигаться к финишу. Побеждает группа, чей танк придет первым.