Кто управляет рестораном? Руководитель и менеджер: две стороны одной медали

Новые профессии, появившиеся на рынке труда относительно недавно, прочно вошли в наш деловой обиход. Но и по сей день их легко перепутать между собой, так как названия не раскрывают сути явлений. Чем, к примеру, отличается менеджер от администратора? Так сейчас могут назвать и продавца, и консультанта, и даже небольшого начальника. Несколько важных критериев позволят разделить указанные понятия.

Кто такие администратор и менеджер

Администратор – это лицо, выполняющее распорядительные функции в организации, либо отвечающее за корректную работу информационных баз и систем. Специалист относится к категории административно-управленческого персонала, что автоматически предполагает высокую степень ответственности, а в определенных случаях – наличие подчиненных сотрудников.
Менеджер – это руководитель различного уровня, организующий работу в определённой сфере деятельности. В его подчинении всегда находятся нижестоящие сотрудники, которым он может давать указания в пределах своей компетенции. Высший уровень руководства – это топ-менеджмент, представленный руководителями предприятий, организаций, административно-территориальных единиц.

Разница между администратором и менеджером

Таким образом, есть смысл сравнивать только менеджеров и тех администраторов, кто задействован в управлении людьми и осуществляет распорядительные функции. На первый взгляд кажется, что особой разницы между ними нет. Но при более детальном изучении становится понятно, что менеджеру нужно высшее образование, в то время как администратору достаточно среднего или профессионально-технического.
Как правило, менеджеру позволено больше, чем администратору. Он может на свой страх и риск принимать решения, если это не противоречит интересам компании. Функции администратора прикладные: организация работы, контроль над сотрудниками, коммуникация с клиентами. Для этого не нужно особой изобретательности: достаточно точно делать то, что прикажет начальство. Много сказано и о том, что основная функция менеджмента – мотивация людей, раскрытие их внутреннего потенциала.

TheDifference.ru определил, что отличие администратора от менеджера заключается в следующем:

Образование. Администраторы нуждаются в среднем или профессионально-техническом образовании, менеджер – обязательно в высшем.
Полномочия. Администратор работает в рамках своей инструкции, круг прав и обязанностей менеджера значительно шире.
Личные качества. Чтобы стать менеджером, требуется решительность, инициативность, креативность. Администратор должен быть исполнительным, дисциплинированным, внимательным.

Роли руководителя: Специалист или Администратор?

Специалист знает ЧТО делать и ему очень нравится делать это.
Администратор знает КАК управлять специалистами. И ему нравится ими управлять

Кажется, что управленцев-универсалов много и их легко подобрать и поменять, а вот специалисты – незаменимы. Но на самом деле толковые Администраторы встречаются не так уж и часто. Причем, в зале славы мирового бизнеса великих Администраторов пожалуй больше, чем великих спецов. Типичная фигура ставшего успешным бизнесмена – это Специалист, который с годами стал великим Администратором. Поменял свою ключевую роль, сумел так трансформировать себя.
Почему для успешного бизнеса Администратор должен взять верх над Спецом?
Потому что в долгосрочной перспективе управленческие функции гораздо весомее специальных. В долгосрочной перспективе система, порядок, процедуры берут верх над талантами, озарениями, идеями.
Иногда эта победа происходит на уровне смены руководителей, а иногда – возможно более драматично – внутри Директора-специалиста, который постепенно все больше становится Администратором. И такая внутренняя трансформация происходит в эту минуту с сотнями директоров, показывая их зрелость и готовность развивать свою компанию дальше.

Специалист
Директор-Специалист сделал типичную для многих карьеру. Он был хорошим специалистом, его сделали начальником профильного отдела, а позже выдвинули и на руководство. А возможно, все было и не так – надоело работать «на дядю» и он создал свою компанию и стал директором-Специалистом прямо со старта. Второй вариант встречается сегодня чаще – Специалисту не нравится быть в подчинении у «тормозящих» руководителей и он открывает свою фирму только ради этого – не тратить время на дураков.
Специалисту очень нравится то, чем занимается фирма, он сам с удовольствием выполняет наиболее ответственные заказы. Видно, что это ему в радость. В дни зарплаты он притворно удивляется: «Что, за все это удовольствие еще и деньги платят?».
Ему действительно не так уж важны деньги. Нет, хорошо, конечно, что их регулярно платят. Но на работу же ходят не за этим! Он со вкусом цитирует из старой книги Ли Яккоки: «Если бы я любил деньги, то занимался бы недвижимостью. Но я люблю автомобили!».
У него высокий авторитет в офисе, и не потому, что он -- директор. Ведь он здеcь – лучший, это очевидно! Все понимают, что многое в компании держится именно на том, что «наш директор -- Специалист с большой буквы», «таких еще поискать».
Совещания он не собирает. Зачем? Он-то все схватывает в первую минуту и действует быстрее, чем будет оформлено письменное распоряжение и его разнесут по кабинетам. И его подход дает гибкость, компания быстро подстраивается под ситуацию, клиенты довольны, что учтены их требования и нет формализма.
Специалист уверен, что в этом и есть секрет правильного руководства. Отбросить формальности и скучные процедуры! Обсуждать вопросы на бегу, в коридоре, и с теми, кто понимает! Подхватывать интересные идеи и сразу же внедрять! Разве лучшие решения рождаются на совещаниях?
Сотрудникам он предоставляет возможность самим организовывать свою работу. Он как бы говорит – Ну вы же умные, я вам доверяю, действуйте! И люди, действительно, самоорганизовываются. Ну, а если что-то идет не так, то он легко спускается с позиции руководителя на позицию авторитетного специалиста и делает, помогает делать другим. И постепенно у него складывается в голове картина своей роли – он должен вдохновлять и помогать, он доделает и дотянет то, с чем люди сами не справились. И это часто срабатывает, компания продолжает расти, завоевывать клиентов и репутацию на рынке.
Но чем крупнее и успешнее становится фирма, тем больше от Специалиста требуют совсем других ролей и действий. В какой-то момент, директор видит, что для адекватного руководства своей уже большой компанией он должен значительную часть времени уделить администрированию, менеджменту. И максимально сократить занятия своим любимым делом, тем, ради чего, он собственно и ходил на работу.
Он старается больше времени уделять административным вопросам, поступившись своими профессиональными амбициями. Но как замечательному Специалисту стать обыкновенным менеджером? Может лучше продолжать быть Специалистом, который заодно еще порешает и вопросы общего менеджмента? Предыдущий опыт подталкивает его именно к этому – продолжать быть хорошим специалистом. Ведь до сих пор он добивался успеха именно благодаря этому.
А в офисе нарастают проблемы и люди ведут себя не так, как он ожидает.
Специалист драматически переживает вхождение организации в период, когда уже не так важны его знания, а нужна четкость, порядок, требовательность и монотонность. Монотонность, которая его вообще сводит с ума. Директор, который привык быть в роли Специалиста, вдруг обнаруживает, что теперь фирме не очень нужны его уникальные знания – в организации есть кому быть спецами. Коллектив от него ждет правил игры. Справедливой системы мотивации, понятной системы планирования, жесткой системы контроля – от него ждут организации работы большой группы людей – а в этом он не специалист. Он умеет управлять техническими или химическими системами, а нужно управлять людьми.
Тут он вынужден отдать первые роли тем, кому нравится заниматься именно этим, наведением порядка и контролем, и выходит, что уже не он руководит своей организацией, а эти люди, которые представлялись ему не вредными, конечно, но и не очень далекими.
Он начинает вспоминать прошлое и жалеть о времени, когда он был так востребован, и все ему было ясно. Специалист не догадывается, что его ситуация типична и многие известные директора прошли через это. Вот, например, что об этом говорит в недавнем интервью Билл Гейтс: «Иногда я завидую тем, кто программирует. После того, как я перестал писать программы для Майкрософт, я часто полушутя говорил на совещаниях: Может заеду на выходных в офис, напишу эту программу сам. Теперь я так уже не говорю, но постоянно об этом думаю».
Постепенно Директор смиряется с тем, что теперь у него другая роль, не специалиста, а руководителя по общим вопросам. Он активнее сотрудничает с умелыми администраторами и все меньше появляется в специализированных подразделениях фирмы.
Получает ли он столько же удовольствия как и в начале своей директорской карьеры? Спросите у него.

Администратор

Администратор не проектирует дома, и не торгует одеждой, и не жарит бифштексы, и не ремонтирует автомобили. Он не умеет ничего этого делать! Но под его руководством люди делают это отлично. Компетенция Администратора -- организационный механизм -- и с этим делом он справляется лучше других в офисе.
В детстве он не мечтал стать Администратором, вряд ли кто-то в детстве вообще мечтает стать Администратором. Разве что, у него мама была Администратором в кинотеатре, и ему нравилось без билетов проходить на мультики. Но после, знаете как это бывает – ты хорошо организовал ремонт класса в школе, и взял на себя координацию выездов курса на пикники в институте - и все получалось, и тебя слушаются. И в армии поставили старшиной. То есть оказалось, что ты хорошо соединяешь других людей в согласованно работающие группы! И, что важно, это не требует у тебя какого-то напряжения, это происходит естественно.
Директор, который готов к роли Администратора, понимает, что с ростом организации возрастет неразбериха внутри, растет запрос на координацию усилий всех специалистов. Уже не хватает просто короткой договоренности – я сделаю так, а ты так. Слишком много людей и договаривающихся сторон, слишком много втянуто подразделений.
Конечно, упорядочить хаос ему так сразу не удается. Но постепенно в действиях сотрудников выделяются повторяющиеся действия и процессы. А это значит, что их можно описать и стандартизировать, а значит -- освободить себя от прямого контроля. Он-то мечтает о системе, которая действует без его вмешательства.
Директор-Администратор организует описание процессов, договаривается о способах измерения результатов. Он организует рассылку и разъяснение описанных процедур. Он знает -- процедуры спасут эту организацию. Точных данных нет, но с большой вероятностью можно утверждать, что систему стандартов ISO придумали Администраторы -- она им очень облегчает работу.
У него в кабинете висит цитата кого-то из великих: «Правила не обязательно любить, их достаточно выполнять и это сработает!». Он любит показывать на нее во время совещаний. Совещание -- это вообще ключевой инструмент Администратора и здесь уж он позволяет себе развернутся. Предварительные материалы, которые рассылаются участникам совещания за день раньше, четкая процедура обсуждения, протокол принятых решений – это становится нормой на фирме.
Администратор демонстрирует замашки бюрократа. Иногда ему говорят это с осуждением, но он-то понимает, что бюрократия -- это правильно, это работает. И он не рассчитывает, что все в офисе будут его любить. Меня не надо любить, -- как бы говорит он, -- но нужно выполнять инструкции, и я вас за это буду поощрять.
Сложности у Администратора возникают при общении с талантливыми неординарными сотрудниками, которые хотят работать «поверх» правил. Что делать с талантами, с гениями, которые не любят подчиняться и стандартизировать свой рабочий процесс?
Толковый Администратор не станет «всех стричь по одну гребенку». Он построить два подхода к сотрудникам -- общий (ко всем) и отдельный (к талантам). Возможно, талантам разрешат нарушать некоторые правила, возможно, их освободят от какой-то отчетности, наверняка им упростят доступ к руководству для обсуждения важных идей напрямую и т.д.
Если организация успешно проходит этап стандартизации и все у нее уже действует как в хорошо отлаженной машине, то снова растет спрос на нестандартные решения, неожиданные действия, то есть на Специалистов, которые могут нарушить систему, сделать по-другому, проявить гибкость. Администратор может начать сопротивляться этому. Ведь только-только все наладил и вот, пожалуйста, уже появились желающие все разрушить и снова вернуть компанию в хаос!
Но правильно было бы не бороться, а четко выделить участок, где проходят эксперименты и изменения. Тогда Администратор сотрудничает с новаторами и помогает им вписать новые подходы в общую систему, организует внедрение нового процесса в то, что уже отлажено. Умный Администратор понимает, что процедуры не должны стать самоцелью. В хорошей бюрократии люди знают -- кто именно принимает решения, каковы права и обязанности участников процесса. Это такой контракт, «общественный договор», который принимается в интересах организации в целом.

На первый взгляд, кажется, что для нас, практиков управления, не имеет большого значения, какими понятиями и терминами определяется то, чем мы ежедневно занимаемся, включаясь в круговорот дел и событий, происходящих в наших образовательных организациях. Работы и ответственности от этого меньше не становится:

Но прежде, чем мы начнем разбираться в терминологии, давайте определимся, для чего нам это надо, и каким путем мы пойдем в наших рассуждениях.

smile

Напутствие от капитана Врунгеля: Как вы лодку назовете, так она и поплывет!

Для чего же нам необходимо четко обозначать (означивать) в терминах и понятиях нашу деятельность? Означивание — это обретение текстом смысла, который пока скрыт от нас. А со смыслом связано понимание, которое согласно В. Далю, рассматривается как 1) способность, умение проникнуть в смысл чего-либо, усвоить, сознать его; 2) состояние сознания, которому ясен, открыт, известен смысл чего-либо.

А вот после того, как нам раскрывается СМЫСЛ, мы сможем с вами подняться еще на две важных ступеньки вверх, чтобы от смысла понятия перейти к ОСМЫСЛЕНИЮ действительности и придать ОСМЫСЛЕННОСТЬ нашим действиям:

Итак, нам предстоит пройти трудный путь через значение к смыслам, а затем от осмысления действительности и осмысленности действий — к формированию, а возможно, и принципиальному изменению своего отношения к тому, что мы называем «управленческая деятельность», и обретению личностного профессионального взгляда на реальность практических будней.

Облегчит ли нам тяжесть работы это понимание и осмысление? Не знаю, и не могу быть в этом уверенной. Но то, что, проникая в смысл, мы сможем увидеть разную направленность, а значит и разные (и важные) черты, и особенности нашей деятельности, — за это я ручаюсь.

Итак, перед нами четыре понятия:

УПРАВЛЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТ РУКОВОДСТВО АДМИНИСТРИРОВАНИЕ

Одни специалисты считают, что принципиальной разницы между ними нет, и все это синонимы понятия «управление», связанные, как правило, с различными трактовками перевода:

УПРАВЛЕНИЕ англ. managemen t англ. government англ. administration

При этом правда, редко когда уточняется, что в английском языке разным значениям по действию «управлять» соответствуют свои глаголы:

pen

В английском языке вообще нет общего термина «управление», а в каждой области деятельности используется своя терминология: управлять армией, предприятием, производством — control (direction); управлять страной — rule; управлять делами — manage; управлять машиной — operate, run; управлять автомобилем — drive; управлять оркестром — conduct; управлять , руководить — govern и т. д. [1 ]

Русский язык как уникальный смысловой язык, наоборот, позволяет нам улавливать различные смыслы одного и того же слова. Недаром, В. И. Даль назвал свой словарь толковым:

УПРАВЛЯТЬ — управить чем, править, давая ход, направленье; распоряжать, -ся, заведывать, быть хозяином, распорядителем чего, «Не управишь собою, не управишь и другим». «Кто сам собою не управит, тот и других не наставит». УПРАВЛЯТЬ ЧЕМ успешно, распоряжаться, делаться, ладить; одолевать препоны, трудности, своеволие, успевая в чем; приводить в порядок. УПРАВЛЕНЬЕ / управа/ — Место, управляющее, заведывающее чем-либо, правленье. | Управа= расправа. УПРАВЛИВАТЬ кого — давать право, власть, уполномочивать.

РУКОВОДСТВОВАТЬ И РУКОВОДИТЬ кого в чем, кем, чем, руководительствовать, управлять, советовать, указывать, наблюдать, наставлять в чем, в деле, работе, труде и пр. Руководствоваться кем, следовать чьему указанью; чем, принять что за правило, за наставленье; | быть руководиму. Руковод, -дец, -дитель, -тельница ж. руководящий чем, кем-либо, указатель, наставник.

Сейчас становится модным стараться избегать иностранных слов, и пользоваться только русскими обозначениями. Однако в науке, которая является общечеловеческим достоянием, уже невозможно изъять общепринятые термины. Поэтому лучше, не обкрадывая себя, наоборот, обогатить свои знания тем, что накопило человечество.

Другие специалисты считают, что понятие управление является более общим и представляет собой «элемент, функцию организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определённой структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности» [2 ], а «менеджмент», «руководство» и «администрирование» — раскрывают различные аспекты именно социального управления.

Будем придерживаться этой точки зрения и выделим главные сущностные черты управления в социальных системах, различные взаимодействия между которыми позволят нам в дальнейшем отличать менеджмент от администрирования и видеть разные грани руководства через призму менеджмента и администрирования.

Итак, под социальным управлением понимается «сознательное, планомерно организованное, систематическое взаимодействие субъекта управления и объекта управления в целях его упорядочения, сохранения качественной определенности и развития» [3 ]. Более точно под взаимодействием субъекта и объекта мы будем понимать сложные отношения, связанные с воздействием субъекта на объект управления и получение обратной связи от объекта, влияющие на принятие субъектом управленческих решений по дальнейшему воздействию на объект. Здесь очень важно понимать, что объект управления представляет собой многогранное явление. Это могут быть не только различные виды деятельности, процессы и проекты, но и общности, группы людей и конкретные исполнители той или иной задачи, которая перед ними ставится.

Поэтому не надо обижаться педагогам, родителям и детям, если для директора или его заместителя любимый педагогами, родителями и детьми их 5«б» класс является только одним из объектов внутришкольного управления.

Поэтому не будем обижаться, если для вашего начальника образовательная организация № … со всеми ее «чадами и домочадцами», которой вы руководите, которую вы так любите и вкладываете столько жизненных сил, является лишь объектом управления, одним из элементом управляемой им системы.

Переиначим известную фразу из кинофильма: «Ничего личного, только бизнес» в нашем контексте: «Ничего личного, только объект управления».

Именно там, где действуют «безличные законы» управления, и где во главу угла поставлена ФУНКЦИЯ, простирается область АДМИНИСТРИРОВАНИЯ.

Так уж сложилось, что мы часто руководствуемся своим отношением к тому, чем занимаемся. И столкнувшись хоть раз с холодностью и бездушием какого-то управленца-администратора, для которого «бумага важнее человека», навсегда закрепляем в своем сознании негативное восприятие термина «администрирование». Да и определения в словарях только подкрепляют наше отношение:

АДМИНИСТРИРОВАНИЕ:

  • формально-бюрократическое управление, осуществляемое лишь посредством приказов и распоряжений, командование, игнорирование роли масс в управлении [4 ];
  • «(от лат. administro -управляю, заведую) бюрократический метод управления посредством командования» [5 ];
  • обиходное и имеющее негативный оттенок наименование стиля деятельности какого-либо органа, должностного лица, характеризующегося преимущественно изданием директивных актов, приказов, распоряжений [6 ].

Но не будем столь категоричны в своем негативном отношении к администрированию, и обратимся к истории управленческих наук, раскрывающей перед нами уникальный мир исследований, которые начались в конце 19 века и уже к началу 20 века обогатили человечество трудами классической школы управления.

Вудро Вильсон, прежде, чем стать 28 президентом США, был профессором истории и политологии. Своей работой 1887 года «Изучение администрирования» положил начало теоретической разработке вопросов административно-государственного управления.

Анри Файоль прошел путь от горного инженера до родоначальника классической школы управления. Возглавив в 1888 г. горнорудную компанию, находившуюся на грани банкротства, за три дцать лет сделал её одним из самых процветающих предприятий Франции. На основе многолетних наблюдений и обобщений практики Файоль создал «теорию администрации». Его первая статья на эту тему вышла в 1900г., а книга «Общее и промышленное управление» - в 1916г.

(Henry Fayol. Administration Industrielle et Generale,1916. Анри Файоль. Общее и промышленное управление. Перевод на русский язык: Б.В.Бабина-Кореня. - М.:1923)

Классическая школа потому и называется так, что она не только заложила основы современного управления, но представила закономерности и принципы управления, которые работают и действуют до сих пор и представляют собой опору (основу, базис) любого управления.

Чтобы в нашем восприятии возник этот образ опоры, возьмем в качестве примера всем известную детскую пирамидку, в которой разные по цвету и диаметру кольца нанизываются на стержень. Вот этот «стержень» и олицетворяет собой те классические основы управления, которые представляют собой принципы и закономерности, не потерявшие своей актуальности и сегодня.

Речь, в первую очередь, идет о стержневых 14 принципах управления А. Файоля : Разделение труда. Власть. Дисциплина. Единство распорядительства (командования). Единство руководства. Подчинение частных интересов общему. Вознаграждение. Централизация. Иерархия. Порядок. Справедливость. Постоянство состава персонала. Инициатива. Единение персонала [7 ].

Вряд ли кто-либо из нас, кто связан с управлением, сможет сказать, что эти принципы за 100 лет устарели. И в каждой образовательной организации, и в каждом органе государственного и муниципального управления образованием эти принципы являются актуальными при построении отраслевого и внутриорганизационного управления.

Обратите внимание, что первым принципом А. Файоль обозначил именно РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА, результатом которого «является специализация функций и разделение власти», обеспечивающее распределение работников по должностям и функциям (функционалу) с определением зоны ответственности.

Еще раз обращаем внимание на то, что администрирование — это «безличностное», сугубо функциональное управление, главная задача которого заключается в оптимальном распределении работ по выполнению задач и достижению целей организации. И в этой «безличности» при данной сложной управленческой задаче нет ничего негативного, поскольку речь идет о выстраивании рациональной структуры организации и структуры управления, оптимально рассредоточивающей ресурсы под цели.

Эффективная реализация разделения труда и выполнение работниками своих функций напрямую зависит от власти, единства руководства, дисциплины и порядка. Чего греха таить, каждый из нас знает и ежедневно ощущает на себе, что львиная доля управленческого времени как раз и приходится на поддержание единства распорядительства и установление дисциплины и порядка в ОО. И поддерживать это нам помогает иерархия и централизация управления в ОО.

Может быть именно поэтому, зная или не зная «основу основ» управления, мы усиленно наводим порядок в организации, добиваясь исполнения наших приказов и распоряжений нижестоящими в иерархии структуры управления, действуя по «формуле» администрирования: «кто Лев, тот и прав», не замечая, подчас, как становимся истинными бюрократами. Зато очень хорошо понимаем и ощущаем на себе, как действует эта формула на тех, кто находится внизу иерархической лестницы управления, когда сами являемся подчиненными и отвечаем перед вышестоящими органами за исполнение их распоряжений.

И тогда нам остается лишь уповать на исполнение таких файолевских принципов администрирования, как «Справедливость. Инициатива. Единение персонала», и ожидать, что новый начальник будет справедливым, поддерживающим инициативу и объединяющим людей на решение общих задач… и, главное, будет видеть в нас людей, а не «ходячие функции».

Вот только незадача-то и заключается в том, что живя и действуя только по законам администрирования, такого нам достичь будет вряд ли возможно, поскольку в этой области управления работает «формула» безликого, а точнее, безличностного управления.

Люди являются лишь трудовым ресурсом, работниками, в обязанности которых входит выполнение определенных функций (С=Ф), надлежащее исполнение совокупности которых и обеспечивает функционирование организации.

Чаще всего так мы и воспринимаем администрирование, когда сталкиваемся с ним «лицом к лицу», а точнее, лицом к функции, носителем которой и является человек, с которым мы общаемся по долгу службы, или обращаемся к нему как к должностному лицу. Это происходит чаще всего там, где мы ждем человеческого участия в нашей проблеме, понимания, сочувствия, поддержки, умного совета, и т. д., а вместо этого сталкиваемся с ответами: «это не в моей/не в вашей компетенции», «это не входит в круг моих должностных обязанностей», «ничем не могу вам помочь, у вас нет необходимых документов», «не вижу проблемы, поскольку так действовать предписано инструкцией» и т. д., и т. п.

А ведь мы знаем другие примеры и хотим, чтобы управление было «с человеческим лицом»!

Но прежде, чем мы перейдем к разговору о таком управлении, сделаем остановку и… реабилитируем администрирование.

А отдать должное этой составляющей управления мы сможем, если представим себе гипотетическую картину управления без администрирования, в котором:

  • нет начальников и подчиненных, а есть только соратники;
  • нет должностных инструкций, а есть поле деятельности, где каждый может проявить свои способности и таланты;
  • нет приказов и инструкций, а есть только просьбы, выполнение которых зависит от желания того, к кому обратились;
  • нет надоевших всем функций управления (и особенно нелюбимых нами анализа, планирования и контроля), а есть творческий процесс созидания;
  • нет авралов и мобилизации всех и вся на выполнение задачи, а есть размеренный ход событий и совместное решение проблем по мере их поступления с теми, кто хочет их решать;
  • нет никаких мониторингов, рейтингов, оценок, а есть только похвала и благодарность…

Хотели бы Вы руководить организацией, в которой действует только такое управление? А если хотели, то смогли бы эффективно управлять организацией?

Вот и ответ на наш вопрос. Эффективного управления без администрирования не бывает.

Но и только одним администрированием управление не может быть представлено. Как говорят математики, это условие необходимое, но не достаточное .

Не достаточно оно уже потому, что главным действующим лицом в управлении являются не функции, а люди, выполняющие эти функции. А люди бывают разными…

И чаще всего администрирование, такая важная составляющая управления, благодаря которой в организации существуют правила и порядок, наталкивается на то, что принято называть «человеческий фактор»:

Как только мы обращаемся к области взаимодействия, где значимыми становятся взаимоотношения между участниками управления, мы переходим на сторону менеджмента.

Что же такое «МЕНЕДЖМЕНТ», и чем менеджмент отличается от администрирования?

Об этом мы будем говорить в следующий раз.

Литература

[1 ] Франчук В.И. Основы общей теории социального управления./ Ин-т организационных систем. — М., 2000., — 180 c., C.14.

[2 ] Афанасьев В.Г. Управление //БСЭ.

[3 ] Слепенков И.М., Аверин Ю.П. Основы теории социального управления: Учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1990.

[4 ] Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969—1978;

[5 ] Политическая наука: Словарь-справочник сост. проф. полит. наук Санжаревский И.И. 2010;>

[6 ] Юридический словарь //http://enc-dic.com/legal/Administrirovanie-913.html

[7 ] Анри Файоль. Общее и промышленное управление. Часть II. Принципы и элементы управления. Глава 1. Общие принципы управления//http://gtmarket.ru/laboratory/basis/5783/5787

", и сегодня с нами делится опытом программист, системный администратор Сергей Егорцев

Как устроен рабочий день сисадмина?

Как правило, у системного администратора постоянно есть какие-либо задачи. День начинается с расстановки приоритетов и постепенного решения этих задач. По мере их решения появляются новые задачи, включая неотложные и срочные. Обычно 90% задач решаются прямо за рабочим столом, т.е. почти весь день нужно сидеть за компьютером.

Каковы его обязанности? А у специалиста технической поддержки?

Основные обязанности системного администратора - обеспечить непрерывность бизнес-процессов работодателя. Думаю тут важно понять, что же нужно работодателю для работы. Есть несколько категорий задач:

  1. Телефония. Это может быть call-центр, может быть обычная офисная телефония. Тут решенаются следующие задачи: настройка АТС, настройка телефонных аппаратов. АТС может быть цифровой, может быть аналоговой. Сейчас, конечно, больше используется цифровая. Так же возможно нужно настроить IP-телефонию.
  2. Компьютерная сеть. Нужно обеспечить взаимодействие компьютеров в сети, настроить доступ, подключение. Настроить сетевое оборудование.
  3. Интернет. Необходимо настроить доступ к интернету, возможно ограниченный (ограничить доступ к соц. сетям, запретить некоторые протоколы и прочее).
  4. Настройка периферийного оборудования и доступ к нему - различные принтеры, плоттеры и прочее.
  5. Установка и настройка корпоративных пакетов программ для бухгалтерии, систем внутреннего документооборота, систем ЭДО (электронных систем документооборота). ЭДО как правило используются для отправки документов в налоговые службы и для работы с банками.

Данные задачи решаются с помощью различных комбинаций оборудования/программного обеспечения. В основном всё зависит от бюджета, требований и нужд работодателя. Как правило в большинстве компаний уже существует система, решающая вышеизложенные задачи. Если не нужно делать всё с нуля, то основная задача системного администратора - поддержание существующей системы в рабочем состоянии, а также её обновление/модернизация по мере необходимости. Возможно систему нужно будет расширять и дополнять для решения новых задач работодателя.

В обязанности специалиста технической поддержки также входит обеспечение непрерывности бизнес-процессов работодателя, но не на уровне системы, а на уровне конечных узлов и конкретных устройств. Основные задачи специалиста технической поддержки:

  1. Настройка компьютера пользователя - подключение к корпоративной сети, настройка почты, установка пакета программ.
  2. Настройка принтеров.
  3. Замена расходных материалов в периферийных устройствах (принтеры, факсы и прочее).
  4. Настройка телефонных аппаратов (обычных телефонов, IP-телефонов).
  5. Ремонт и восстановление вышедшего из строя оборудования. Замена комплектующих ПК, принетеров, телефонов.

Как правило, специалист технической поддержки начинает свою работу по заявкам от пользователей. Почти каждый день случаются различные инциденты: не работает интернет, не отправляется почта, не звонит телефон, не работает бухгалтерская программа и прочее. Основная обязанность - оперативное устранение неисправности. Чем быстрее будет устранена неисправность - тем меньше финансовых потерь у работодателя, т.к. обычно неисправность приводит к невозможности пользователя исполнять свои трудовые обязанности, за которые ему платят зарплату.

Какие операционные системы он должен знать сегодня?

Операционные системы подбираются для каждой фирмы отдельно, в зависимости от финансовых возможностей и решаемых задач. Для решения большинства задач по взаимодействию компьютеров в сети подходят серверные операционные системы от Microsoft: Windows Server 2008, Windows Server 2012. До сих пор можно встретить Windows Server 2003, но эта система уже устарела. Для обеспечения связи компьютерной сети с внешними сетями (интернет, удаленный офис, удаленный филиал) используются Unix-подобные системы, наиболее востребованная из них - FreeBSD, так же на Unix-системах можно организовать телефонию, почту, web-сервера. Так же можно встретить в работе использование OS Linux, которая может использоваться как сервер или стоять на компьютерах пользователей. К примеру - в московских поликлиниках в кабинетах врачей стоят компьютеры под управлением Linux, данная система полностью подходит для работы с ЕМИАС в браузере. Для обеспечения взаимодействия компьютерных сетей используется специальные устройства - различные сетевые роутеры и маршрутизаторы. Крупные фирмы для обеспечения работы сети используют маршрутизаторы Cisco - они позволяют решить практически любые задачи, связанные с сетевой передачей данных. Маршрутизаторы Cisco настолько сложны в своем устройстве, что для них используется своя операционная система - Cisco Internetwork Operating System или сокращенно Cisco IOS. Знание и умение работать с этой системой необходимы для построения любой относительно крупной сети. Есть еще маршрутизаторы от компании Juniper Networks со своей операционной системой - Junos OS. Маршрутизаторы Juniper Networks не часто используются в обычных фирмах, как правило их используют крупные корпорации, интернет-провайдеры и банки.

Приходится ли ему иметь дело с людьми и по какому поводу.

Если говорить о специалистах технической поддержки - иметь дело с людьми им приходится каждый день и каждый раз, когда у кого-то что-то сломалось/не работает. В крупных корпорациях и банках, как правило, нужно соблюдать дресс-код, опрятно выглядеть. При этом надо учесть, что специалист технической поддержки общается с любым человеком который использует технику - от заведующего складом до президента корпорации. Поэтому умение общаться и находить взаимопонимание с людьми обязательно. Часто в вакансиях указывается, что специалист технической поддержки должен быть стрессоустойчивым. Это связано с тем, что техника обычно выходит из строя в самый неподходящий момент. К примеру директор по развитию срочно должен отправить письмо партнерам, а у него не работает почта - в данный ситуации директор нервничает, боится, что всё может пропасть, сделка не состоится и т.п. В данном случае нужно быть готовым к тому, что как только вы зайдете в кабинет, на вас наорут, обвинят в некомпетентности и т.п., в зависимости от значимости письма и настроения директора, а так же его психического состояния. К этому надо быть готовым. Почти всегда есть 10% постоянно недовольных пользователей, с которыми так или иначе придется налаживать отношения.

Системный администратор, в отличие от специалиста технической поддержки может вовсе не общаться с пользователями. Либо делать это в редких случаях. Основное его общение происходит с начальником/IT-директором на профессиональные темы - работа серверов, системы, почты, внедрения корпоративного ПО, особенности взаимодействия узлов системы и т.п.

Это актуально для крупных компаний, если же вы работаете в компании, состоящей из 30-60 сотрудников, то уйти от общения с пользователями и не попасть на недовольных вашей работой людей не получится, придется так или иначе “влиться в коллектив”.

Приходится ли ему повышать квалификацию ежедневно?

Повышать квалификацию необходимо параллельно развитию индустрии. Для операционных систем это не так актуально, т.к. они выходят раз в 5-6 лет. Чаще обновляются программные продукты - 1С, системы ЭДО, банк-клиенты. Сложности в повышении квалификации возникнуть не должно, если вы держите “руку на пульсе” и следите за IT-новостями. Базовые функции и принцип работы систем заложены очень давно и редко меняются. К примеру ПК как собирались 20 лет назад так и собираются по сей день. В IT-индустрии меняются характеристики и возможности компьютеров и ПО, меняется круг решаемых задач, но базовые принципы остаются.

В данной профессии можно качественно повысить свой уровень квалификации совершив некоторый квалификационный скачок. специалист технической поддержки может стать системным администратором, если повысит свою квалификацию в области серверных операционных систем или в области сетевых технологий. Это будет переход на другой уровень и даст возможность карьерного роста.

Какова вилка зарплат у них? От чего это зависит?

Зарплата чаще всего зависит от решаемых задач и работодателя. К примеру в крупной корпорации/банке зарплата специалиста технической поддержки - от 40 до 80 т.р. В небольших компаниях это сумма меньше, как правило от 25 до 50. Обычно 80 т.р. - это зарплата в иностранных представительствах компаний, для получения такой зарплаты нужно владеть иностранным разговорным языком, а также уметь грамотно писать.

Зарплата системного администратора выше и разброс больше. Это от 35 до 180 т.р. Тут всё зависит от масштабности компании и круга решаемых задач, опять же для 180 т.р. может потребоваться знание иностранного языка.

Кому они подчиняются?

Если компания небольшая 30-100 человек, то подчинение или непосредственно директору или назначенному ответственным за IT-технологии человеком - должности могут быть разные. Если говорить о корпоративном сегменте - то тут выстраивается примерно такая цепочка:

IT-директор - начальники отделов (отдел связи, телефонии, сети и т.п.) - главный системный администратор - ведущий системный администратор - старший системный администратор - системный администратор - специалист технической поддержки. Как можно заметить в небольшой компании практически отсутствует перспектива карьерного роста, можно надеяться только на индексации заработной платы и премии/бонусы. В корпоративном сегменте можно повышать свою квалификацию и карьерный рост на протяжении лет 10-20 с соответствующим ростом заработной платы.

В кого они могут вырасти в компании и от чего это зависит?

Рост возможен преимущественно в больших компаниях. Всё зависит от навыков и знания систем, а так же практического опыта. Нужна теория и практика. Часто приветствуются знания, подтвержденные сертификатами от производителей систем. Наиболее верный путь роста - изучение серверных систем Microsoft и сдача по ним экзамена. Экзамен состоит из большого количества вопросов, проводится в виде теста. Данные экзамены стоят денег, т.е. чтобы попробовать сдать экзамен нужно оплатить порядка 60 евро за попытку не зависимо от того, сдали вы или нет. По этому готовиться нужно тщательно. В некоторых компаниях владение данными сертификатами, подтверждающими ваши знания не просто приветствуются, а являются требованием к кандидату на вакансию. По большей части на пути к зарплате 180 т.р. данные сертификаты просто необходимы. Так же можно осуществить карьерный рост в сетевых технологиях, основанных на знании сетевого взаимодействия и владения навыками работы с маршрутизаторами Cisco. Опять же для работы с Cisco приветствуются сертификаты знания технологий от Cisco, которые выдаются после экзамена, который также стоит денег.

Где именно этом учат и можно ли вот так с улицы прийти на курсы и за полгода стать сисадмином? Пишут в вакансиях: "Образование не ниже среднего специального". Реально ли после колледжа это все уметь? А что тогда дает институт?

Учат системных администраторов на курсах повышения квалификации, а так же на платных курсах, которые проводят производители ПО и оборудования. В технических ВУЗ’ах и Колледжах есть различные кафедры по различным IT-технологиям. После окончания учебного заведения или курсов можно попробовать устроиться на работу с небольшим окладом 25-35 т.р. На первых парах всё решает опыт. Стать сисадмином можно набивая руку на решении различных задач, которые ставит руководство компании. Думаю что за 1 год работы можно набрать достаточный опыт, чтобы понять в каком направлении двигаться и что делать. Есть вариант научиться минимальным навыкам для работы специалистом технической поддержки и работать в такой должности много лет. Но стоит помнить, что специалист технической поддержки - первая ступенька в карьере и подразумевает возраст до 35 лет. Знаю что специалисты технической поддержки с возрастом выше 35 сталкиваются с проблемами при трудоустройстве, по этому если вы молодой специалист, то желательно до 35 как-то продвинуться по карьерной лестнице.

По поводу обучения в ВУЗ’е и колледже - точно сказать не могу, но мне видится разница примерно такая: в ВУЗ’е учат технологическим азам и базовым теоретическим знаниям для построения компьютерных систем, что может пригодиться будущим системным администраторам. В колледжах меньше теории, больше практики, что способствует более быстрому старту в практических навыках, не сильно вникая в основы.

Скучно ли быть сисадмином или весело? В чем радость?

По поводу скуки или веселья не могу сказать. Тут скорее подойдет слово интересно. Быть системным администратором интересно, т.к. каждый день приходится решать новые и новые задачи, иногда, правда, и старые. На мой взгляд, все администраторы испытывают чувство радости и эмоциональный подъем после решения какой-то задачи. Чем сложнее и интереснее задача - тем больше удовольствия от её решения. Но это для профессионалов, а для тех кто не любит решать задачи или не хочет их решать - нет от работы никакого удовольствия, работа для них превращается в скуку и каждодневные мучения, а каждая новая задача вызывает реакцию вроде этой - “ну, что там еще? ну, опять? ну, сколько можно?”. Иногда правда бывают курьезные или веселые случаи связанные с пользователями. К примеру, как-то раз работница отдела кадров случайно вылила в сетевой фильтр с розетками кофе. Из-за короткого замыкания сработал автомат и в кабинете выключилось электричество. Женщины обратились к системному администратору с жалобой - перестали работать компьютеры и надо их починить. На сколько это весело - каждый может оценить по-своему. Если вы считаете этот случай веселым, то да - быть сисадмином весело.

У каких людей это лучше получается - работать сисадмином или специалистом технической поддержки? Это обязательно интроверты? Технари в душе?

Интроверты вряд ли, а вот технари в душе, пожалуй да. Если есть способность и интерес узнать устройство компьютера, как работает wi-fi, как работает интернет, то вполне возможно что профессия системного администратора удовлетворит этот интерес, а способности помогут получать удовольствие от работы. За время работы я был знаком с большим количеством системных администраторов и специалистов технической поддержки, всё это были совершенно разные люди. Единственное, что в них было общего - интерес к технологиям. Были правда и люди без интереса в данной области, но работали они плохо и работа им была в тягость.

Можно ли открыть свою маленькую фирму и этим зарабатывать? Реально ли это - практиковать аутсорсинг в этой сфере одному?

По поводу открытия фирмы - открыть можно. Но, чтобы зарабатывать, нужно обладать навыками менеджера для организации работы и иметь опыт продаж услуг системного администрирования. Отсюда могу сделать вывод, что всё-таки открывать фирму - не работа системного администратора, а скорее предпринимателя. Но если есть редкое сочетание этих навыков - то можно открыть фирму и начать зарабатывать. Для открытия фирмы, на мой взгляд, нужно посмотреть и изучить рынок. Предложений о таких услугах очень много, стать конкурентноспособным в данной области довольно сложно. Из-за количества предложений цены на услуги находятся на уровне, когда работа будет приносить минимальный доход. Я не экономист и не менеджер, по этому рассказать, как строить данный бизнес, чтобы он был успешен, не могу.

Если работать самому - тут есть вариант обратиться к небольшим фирмам, состоящим из 5-10 человек. Как правило они не обращаются в аутсорсинговые компании, а пытаются решить свои задачи разовым вызовом специалистов или своими силами. Тут есть вероятность что вы можете заключить с ними персональный договор на обслуживание - скажем 3000 - 5000 в месяц за возможность вызывать вас для решения каких-то задач или для ремонта оборудования. Таких фирм много в бизнес-центрах, где они снимают небольшие офисы. Теоретически можно с одного бизнес-центра набрать около 10 клиентов и получать в месяц около 40-60 т.р. Не знаю как с этим сейчас, но у меня было несколько знакомых, которые именно так и работали.

О чем мечтает сисадмин?

Как я уже говорил выше - сисадмин это такой же человек, как все, и каждый мечтает о своем. А по поводу пожеланий на работе - сисадмины переделали один не совсем литературный тост и часто произносят его на корпоративах и вечеринках, звучит он так: “чтобы сервак стоял и ping’и были!”, переводя на русский это означает - “чтобы сервер всегда работал и был доступен по сети”.

Сергей, большое спасибо за такое хорошее интервью!

Вопросы задала Эльмира Давыдова

Для большинства крупных и серьезных компаний введение должности офис-менеджера давно уже стало необходимой для успешного функционирования мерой. Более того, большинство фирм, относящихся к категории среднего и малого бизнеса, сегодня все чаще стали вводить в штат сотрудников данную структурную единицу. Соответственно должностная инструкция офис-менеджера, полностью раскрывающая функционал данного работника, становится в последнее время все более актуальной.

В чем заключается функционал офис-менеджера?

Вакансия управляющего офиса любой компании часто подразумевает выполнение множества разнообразных функций. Поэтому в качестве дополнения к трудовому договору довольно часто требуется составление такого документа, как должностная инструкция офис-менеджера, где четко прописываются все обязанности такого сотрудника. В первую очередь необходимо понимать, что основные требования, предъявляемые к такому работнику, - это осуществление управления и контроля за административным подразделением компании. Таким образом, под «офисом» подразумевается не определенное помещение, а отдел предприятия, специалисты которого занимаются выполнением административно-управленческих функций. Должностная инструкция офис-менеджера должна охватывать весь диапазон контрольных обязанностей, возлагаемых на соответствующего специалиста. В частности, к ним может относиться следующий функционал:

  • планирование деятельности сотрудников административного подразделения;
  • составление и внедрение корпоративной культуры и этики общения с контрагентами компании среди специалистов предприятия;
  • организация и контроль за функционированием системы делопроизводства, формируемой между подразделениями фирмы;
  • постоянный контроль за наличием материалов, необходимых для полноценного функционирования офиса;
  • составление отчетов для руководства по установленным ранее формам.

Разница между офис-менеджером и администратором

Должностная инструкция офис-менеджера может быть расширена по усмотрению начальства компании и дополнена всеми необходимыми обязанностями, которые предписано выполнять специалисту, занимающему соответствующую должность, для нормального функционирования существующего административного подразделения. Такой документ формируется несколько отлично, чем должностная инструкция администратора офиса. В последнем случае, как правило, на специалиста должны быть возложены хозяйственные функции, связанные с организацией работы подразделения. Необходимо помнить, что менеджер выполняет в первую очередь обязанности, связанные с управлением деятельности сотрудников.

Администратор же несет ответственность за организацию условий, позволяющих всем специалистам полноценно осуществлять присвоенный им функционал.

Обязанности специалиста отдела кадров

Кроме того, существует еще такой документ, как должностная инструкция отдела кадров. Обязанности, прописываемые в данной бумаге, также связаны с организацией работы персонала. Разница заключается в том, что сотрудник отдела кадров несет ответственность в первую очередь за найм работников, контролирует должностные перемещения специалистов в пределах компании. Организация работы на местах сотрудников в его обязанности не входит.