Игрушки для режиссерских игр ребенка дошкольника. Задания. Выводы к III-ей главе

Как и в случае ролевой игры, для режиссерской игры необходимы действующие персонажи, вещи, с которыми они действуют (предметы оперирования), и место, в котором действие происходит (игровое пространство). Однако характер этих материалов и требования к ним несколько отличаются.

Образные игрушки

Главными персонажами режиссерской игры ребенка являются образные игрушки - куклы (рис. 6.7), фигурки животных и сказочных существ.

Рис. 6.7. Куколка на санках Grimms 1

Через образную игрушку ребенок принимает социально-бытовые представления, общественный и семейный уклад, этические и эстетические нормы. Именно поэтому при выборе образных игрушек особенно внимательно следует относиться к внешнему образу и эстетической привлекательности куклы или другого персонажа.

Образная игрушка зачастую становится объектом идентификации для ребенка - бессознательно он копирует выражение лица куклы, характерные позы. Поэтому нейтральные выражение и поза любого персонажа предпочтительнее экспрессивных, так как своим внешним обликом игрушка может задавать (или навязывать) определенные этические и эстетические представления, задавать тот или иной стиль, сюжет и содержание игры.

Дегуманизация образа игрушки, подчеркивание животного или механического начала в человеке, злобное выражение лица, искажение пропорций человеческого тела нежелательны, поскольку противоречат задаче воображения - наделить куклу меняющимися в зависимости от ситуации обликом, эмоциями, мимикой.

Нежелательны детальные изображения или точные копии людей или животных, поскольку это сужает поле возможностей и обедняет игру. Предпочтительны условные игрушки, отображающие некоторые характерные признаки животного или человека, на основе которых можно безошибочно определить - это собака, а не медведь, это олень, это старик, это король, а это ведьма.

Наиболее естественно и органично режиссерская игра происходит с фигурками, которые удобно держать в руке, размером от 5 до 20 см.

Выбирая игрушки , следует обращать внимание как на их образ , так и на технические характеристики.

Куколки - образы людей (рис. 6.8) - должны соответствовать следующим критериям:

  • необходима устойчивость фигурок, чтобы они могли «жить и быть», а не падать от любого движения в игре, привнося в действие раздражение и разочарования;
  • важно, чтобы игрушка имела гармоничное лицо с нейтральным выражением, пропорциональное телосложение и простую нейтральную позу;
  • незавершенность, условность образа, дающая простор воображению и возможность разнообразно действовать с игрушкой, наделять ее теми или иными качествами, снабдить в случае необходимости знаком роли: мантией, платочком или котомкой;
  • неуместна излишняя детализация и интерактивность: игрушка не должна издавать звуков, самостоятельно двигаться и т.п.

В распоряжении детей должны быть маленькие человечки разные по полу и возрасту, чтобы можно было проигрывать разные сюжеты - семья, друзья, войско и нр. Чем более условными являются образы, тем более они пригодны как для семейно-бытовых, так и для героических и сказочных сюжетов. Очень хорошо, если образные игрушки для режиссерской игры соразмерны между собой, их удобно комбинировать.

К игрушкам-животным и сказочным существам предъявляются аналогичные требования:

  • устойчивость фигуры, естественность и простота позы. Лучше, если животное стоит на четырех ногах, нежелательны сложные позы (прыжок, сон, потягивание и т.п.);
  • наличие характерных признаков, делающих персонаж узнаваемым, отсутствие как карикатурности, так и чрезмерной буквальности, детальности в облике.

Рис. 6.8. Рыбак на яхте Imaginarium 1

Весьма желательна соразмерность кукол и фигурок животных для комбинирования их в историях и сказках.

Довольно распространенный вариант игрушек для режиссерской игры - это комплекты человечков с различными атрибутами (меч, шляпа, корона, колпак волшебника и др.). Они позволяют менять роли игрушек, воплощать различные интересные сюжетные ходы.

Особый вид образных игрушек для режиссерской игры - это персонажи известных произведений (девочка Маша, Чебурашка, Лунтик и т.п.). Эти образные игрушки отличаются от обычных тем, что несут в себе определенный сюжет, образ и характер героев произведения. Они как бы символизируют какую-либо историю, сказку, событие и этим активизируют желание проиграть, воспроизвести эту историю в игре. Такие герои, с одной стороны, легко узнаваемы и очень привлекательны для детей, а с другой - жесткая заданность их образа сужает диапазон исполняемых ролей и затрудняет игровое перевоплощение. Ценность данных персонажей во многом зависит от произведения, из которого пришел данный персонаж, от его соответствия возрасту, увлекательности сюжета, привлекательности для конкретного ребенка.

Очень хорошо, если образные игрушки своими руками сделает воспитатель. Такие игрушки обычно пользуются особым спросом у детей благодаря сотворчеству: дети могут наблюдать их рождение, предвосхищать и ожидать игру с ними, что наделяет эти игрушки особыми свойствами и делает эмоционально близкими детям.

Небольшие фигурки для режиссерской игры можно сделать вместе со старшими детьми. Персонажи можно вылепить из пластилина, воска,

1 Фотография из каталога Центра игр и игрушек «Лучшие игры и игрушки». Вып. 3.

глины. Нестрашно, если такие игрушки будут неказистыми и мало похожими на настоящие. Даже их недостатки могут подсказать новый поворот сюжета. Например, если у пластилинового зайца отвалится ухо, его нужно срочно вести к врачу. Или этот заяц хочет превратиться в волка и превращается в процессе игры (в пластилиновой технике это легко).

Игрушки из фетра своими рукаи — такая прелесть? И милые, и на ощупь приятные, и шьются быстро, хоть на машинке, хоть руками. Наша коллекция фетровых фигурок — «от бабушки», на все случаи жизни. На все сюжетные случаи. А каких нет, обязательно случатся.

Начиналось все с пальчиковых игрушек из фетра и флиса. Я попросила сшить набор, который бы подходил под многие русские сказки: чтобы были бабка и дед, кошка, мышка собака, ну и лесные звери: заяц, волк, медведь, лиса. Дальше коллекция разрослась.

Одни из первых — герои сказки «Колобок». Волк есть, он в розыске, куда-то спрятался.

Дополнительные лесные персонажи потянулись.

Актерский состав для «Репки»

Куриное семейство. Цыпленок с яйцом тоже имеются, но странствуют.

Новогодняя серия — пальчиковые герои новогодних историй, вместе со зверями могут рассказать немало.

«Три поросенка» были показаны ранее, . Там волк еще был с нами.

Насекомые, для сюжетных игр и знакомства с этим видом животных.

Большая компания морских обитателей. Вплоть до рыбы-свиньи.

Специально для Паши — транспорт. Когда был малышом, любовно перебирал. Да и сейчас играет, несмотря на обилие обычных транспортных игрушек. Эти же такие уютные!

Это моя лепта в коллекцию, погодные явления для сюжетных и географических игр. Я фетр шью руками, поэтому у нас никогда не попутаешь, кто что сотворил.

Наши любимцы — динозаврики.

Все это хранится в одном небольшом контейнере. Игрушки компактные, их много. Удобно брать с собой, когда почему-либо надо играть вне детской. Например, когда взрослые смотрят КВН, а детей надо чем-то тут же занять. Легко взять в дорогу, в гости.

Практически все сшито на машинке прямой строчкой или зигзагом, местами — с использованием бисера. Идеи взяты в интернете и переработаны. Кто еще не знает, как искать, вбиваете «…. из фетра своими руками», а вместо точек вставляете то, что собираетесь шить — продукты, зверей, птиц и так далее.

Кстати о продуктах. Фетровая коллекция еды, уже в моем исполнении — .

Анна Кулясова

Наряду с традиционными методиками для всестороннего развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии . Одним из перспективных способов развития личности ребенка является макетирование . Его применение открывает ряд дополнительных возможностей для развития игровой деятельности детей.

Игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода, главное содержание детской жизни . Это и радость, и познание, и творчество. Играя, ребенок познает окружающий мир, приобретает новые знания, новые отношения, умение и навыки, учится осуществлять поиск, мыслить и творить.

Макет «Сказочная полянка»

Большое место в жизни дошкольников занимает режиссерская игра с мелкими игрушками, когда ребёнок создает воображаемую ситуацию, придумывает события с персонажами, отождествляя себя с ними, выполняет одну или несколько ролей, моделирует реальные социальные отношения в игровой форме. Она требует высокого уровня развития воображения (по собственному замыслу ребенка).

Макет «Наш детский сад»

Что же нужно детям для развития воображения в режиссерской игре?

Первое - наличие у ребенка индивидуального пространства для игры. В современных детских садах, да и в семьях это далеко не везде предусмотрено. Существующий в некоторых домах игровой уголок тоже не всегда удовлетворяет ребенка. Сейчас одна из любимых игр детей - строить себе домики под столом или под стулом, или внутри пространства, огороженного подушками от дивана. Детям там хорошо, это необходимость для их психического развития.

Второе необходимое условие – наличие у ребенка мелкого игрового материала. В продаже имеются наборы мелких игрушек, объединенных одной темой («Зоопарк», «Домашние животные», «Армия» и др.).

Необходимое условие для режиссерских игр - подбор игрового материла . Игрушка должна слушаться малыша, подчиняться его логике, подыгрывать ему. Тогда ребенок сможет перенести на нее функции любого предмета, использовать ее, как захочет, сможет воображать.

Ещё одним эффективным условием для развития режиссерских игр можно назвать создание макетов.


Макет «Дорога»

Играя с макетами, ребенок создает воображаемую ситуацию, играет одну или несколько ролей. Моделирует реальные ситуации или социальные отношения в игровой форме.

Самодельная предметная среда является развивающей. Ребенок активно использует и творчески преобразует имеющиеся у него навыки, ищет и на практике пробует новые способы действий. Еще одна важная развивающая особенность самодельной макетной среды состоит в том, что каждый ребенок может выбрать наиболее привлекательную именно для него деятельность.


Макет «На озере»

Работа по созданию макетов также предполагает взаимодействие с родителями воспитанников , эффективность образовательного процесса зависит от их непосредственного участия. Поэтому мы активно подключили родителей к подбору материалов и изготовлению макетов в домашних условиях, участию в конкурсах на лучший семейный макет.

Если макет создается детьми совместно с взрослыми, если они принимают участие в процессе его создания, именно им принадлежат задумки по содержательному наполнению этого игрового пространства, тогда мы можем говорить о развивающем эффекте данной игровой среды.


Макет «Подводный мир»

Развивая воображение своего малыша в режиссерских играх, помните, что в каждом ребенке живет волшебник, этот волшебник уникален. Ваш ребенок умеет видеть то, что не видно остальным, слышать непонятные, волшебные звуки, красить весь мир в свой любимый цвет и многое другое. Но все же ему нужно помочь. Надо дать ему возможность действовать самостоятельно, проявить индивидуальность, надо много общаться с ним. В этом вам поможет игра. Она сумеет сделать малыша послушным,научит его долго и сосредоточенно заниматься одним делом, превратит ваше обыденное общение с ним в увлекательное занятие. Таким образом, умелая организация режиссёрской игры, создание необходимых условий для её развития – способствуют усвоению детьми игровых умений и навыков, помогают воспитать настоящую творческую личность.

Публикации по теме:

«Автоматизация поставленных звуков в играх и игровых упражнениях в ДОУ и семье» «Автоматизация поставленных звуков в играх и игровых упражнениях в ДОУ и семье» Учитель-логопед высшей категории МБДОУ детский сад №7 Гончарова.

Использование мягких игровых модулей Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении. Слайд 2 Мягкие модули изготовлены из поролона, обтянуты искусственной.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает реализацию различных видов детской деятельности.

Использование игровых приемов и игровых пособий при обучении математике детей младшего дошкольного возраста Круглый стол для родителей: "Использование игровых приемов и игровых пособий при обучении детей младшего дошкольного возраста элементарным.

Использование игровых технологий в НОД Весь путь развития дошкольного детства пронизан игрой. 1 слайд. Сухомлинский писал, что «игру недаром называют «ведущей» - именно благодаря.

«Использование конструктора LEGO в музыкально-дидактических играх» Проблема: Практика внедрения в детском саду конструктора ЛЕГО показывает,.

Подбор игрового материла для режиссерских игр - необходимое условие для их развития.

Для режиссёрских игр необходимы реалистические и образные игрушки, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов. К таким игрушкам относятся, например, куклы с ресницами, закрывающимися глазами и подвижными частями тела, игрушечные животные, посуда и мебель, например, плита с конфорками и открывающейся духовкой и пр.

Другой вид игрушек - прототипические - лишь условно воспроизводящие детали предмета, например, кукла с нарисованным лицом и лепным париком или плита, на которой нарисованы конфорки и духовка.

Третий вид игрушек - предметы-заместители, т.е. предметы, не имеющие сходства с реальными вещами, но удобные для использования в условном значении, такие как палочки, кубики, шарики, детали от конструкторов и пр. Предметам-заместителям принадлежит важная роль в развитии наглядно-образного мышления, творческого воображения.

Детям можно давать игрушки всех видов. (см. приложение) Следует только помнить, что страсть ребенка к исследованию может отвлечь его от сюжетной игры на манипулирование предметом, который имеет много деталей. Например, вместо того, чтобы готовить еду на плите с множеством ручек, ребенок может начать крутить их или попытаться отломать. Поэтому, прежде, чем организовывать сюжетную игру с такими игрушками, следует сначала дать ему возможность изучить их. Только после того, как ориентировочные действия иссякнут, игрушку можно использовать для сюжетной игры.

Вместе с тем, необходимо помнить, что ребёнок сможет играть с игрушками самостоятельно, только тогда, когда он уже умеет хорошо играть и строить свой воображаемый мир. Научить его играть может только тот, кто уже владеет этой замечательной способностью.

Непременным атрибутом режиссёрских игр являются куклы. Немаловажное значение имеет их размер. Очень крупные куклы неудобны для манипуляций, малышам трудно удержать их в руках, они чаще сидят в статичных позах и используются в незначительном числе игровых ситуаций. Например, таких кукол легче кормить и причесывать, но неудобно пеленать или купать.

Для более гибкого использования хороши куклы-голыши с нарисованными лицами и лепными волосами. Таких кукол должно быть достаточно много. Они должны быть разных размеров, с разной мимикой (смеющиеся, спокойные, грустные), иметь подвижные руки и ноги. Таких кукол легко носить, укачивать, пеленать, сажать и пр.

Для разыгрывания различных сюжетов хорошо иметь кукол, представляющих разные профессии: врач, милиционер, пожарник, повар, клоун, космонавт, гонщик и пр. Для мальчиков будут интересны куклы-солдатики.

Помимо кукол у детей должны быть игрушечные животные (кошечки, собачки, медведи), птицы (курочка, петушок) и пр. Такие игрушки также должны быть сделаны из разных материалов, иметь разные размеры и яркую окраску.

Сюжетные игрушки, близость их содержания детскому опыту, оперативное внесение новых игрушек в зависимости от впечатлений ребенка - все это и ходит в круг педагогического руководства режиссерской игрой детей младшего и отчасти среднего дошкольного возраста. Новую по содержанию игрушку педагог сначала обыгрывает сам, чтобы показать возможность ее включения в знакомый сюжет. Например, игрушку Айболита воспитатель предлагает после чтения сказки К.Чуковского и показывает действия, связанные с образом доктора.

В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают использовать мелкие игрушки, хорошо вписывающиеся в игровое поле, которое становится более детализированным, содержательным. На данном этапе формируется обобщенное представление о многих явлениях, предметах окружающего мира. Поэтому дети охотно используют игрушки-заместители, многофункциональные игрушки. В качестве такого многофункционального материала для режиссерских игр Е.М. Гаспарова предлагает кубики разных размеров со схематичным оформлением (человеческие лица с признаками веселого, грустного настроения). Е.Е. Кравцова трансформировала содержание этих кубиков: они заменяют детям разные виды транспортных средств, предметы мебели, животных, телефон и др. С целью развития творчества Е.Е. Кравцова советует давать дошкольникам 6-7 лет «пустые кубики». Тогда у ребенка появляется возможность оформлять их соответственно с развитием сюжета режиссерской игры.

Подобные кубики, как и другие предметы для режиссерской игры, дошкольники могут мастерить сами (по предложению педагога, с его участием, привлекая к этой работе своих родителей и т.д.). Воспитатель продумывает хранение игрового материала. Важно, чтобы дети могли самостоятельно подбирать все необходимое (фигурки людей, животных, домики, уличное оборудование и др.), а по окончании игры - убирать на место.

Целесообразно воздерживаться от прямых указаний, замечаний в адрес играющего ребенка. Лучше прибегать к постановке проблемного задания («Подумай, как твой Незнайка может оказаться на Луне?»), наводящего вопроса («Не пора ли кукле Маше ложиться спать?»). Однако следует помнить, что и такое вмешательство в режиссерскую игру должно быть тактичным, учитывающим особенности ребенка, чтобы не привести его игру к разрушению.

Важнейшее условие для развития режиссерских игр - создание детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игры.

Учитывая преимущественно индивидуальный характер режиссерских игр, педагог должен прибегать к опосредованному руководству деятельностью ребенка

Сюжетные игрушки, близость их содержания детскому опыту, оперативное внесение новых игрушек в зависимости от впечатлений ребенка - все это и ходит в круг педагогического руководства режиссерской игрой детей младшего и отчасти среднего дошкольного возраста

Вмешательство взрослого в режиссерскую игру ребенка должно быть тактичным, учитывающим особенности ребенка

Игрушки для режиссерских игр — своими руками. Как сделать тематический набор для игр на тему «Хоккейная команда».

Конкурс новогодних мастер-классов сайта для педагогов и родителей «Родная тропинка» и ведущего специализированного журнала по играм с детьми «Игры и игрушки».

Хоккейную команду сделали и поделились с Вами идеей Михайлова Ольга Валерьевна и дети группы «Колокольчик» (малышам 4 года). Структурное подразделение «Детский сад «Алёнушка» ГБОУ СОШ №2 им. В. Маскина ж.- д. станции Клявлино муниципального района Клявлинский Самарской области.

Режиссерские игры — это вид сюжетных игр детей, в которых ребенок не берет на себя никакой роли (врача, водителя и другие), а все роли выполняют игрушки. Малыш же как режиссер организовывает взаимодействие ее главных героев друг с другом в ходе сюжета.

Для режиссерских игр используются тематические наборы мелких игрушек. Как сделать игрушки для зимних игр о хоккее, Вы узнаете из этого мастер-класса, подготовленного О.В. Михайловой — участницей конкурса новогодних мастер-классов «Новогодняя игрушка».

Все мастер-классы конкурса и условия участия в нем Вы найдете

Как сделать набор для режиссерских игр на тему «Хоккейная команда»

Материалы:

  • пенопласт,
  • белый картон,
  • самоклеющаяся бумага серебряного цвета,
  • синтепон,
  • пробка.

Зимой проходили зимние олимпийские игры. И мы с ребятами говорили про зимние виды спорта. И мы решили сделать хоккейное поле.
Ход работы:
Шаг 1. Сначала мы сделали из пенопласта ворота. И приклеили на них названия команд.
Шаг 2. Из синтепона мы сделали бордюры для хоккейного поля.
Шаг 3 . На самоклеющуюся бумагу серебряного цвета мы приклеили ворота и бордюры.
Шаг 4. Из пробки сделали шайбу. И из пенопласта — табло для счёта.
Шаг 5. Каждый ребёнок из дома принёс сделанного совместно с родителями своего снеговика с клюшкой.

Снеговики были разные: сшитые, вязаные, из помпончиков, из ниток, ёлочных игрушек, лампочки, коры дуба и бутылочки из-под йогурта.

Набор готов!