Кружок по развитию логики в подготовительной группе. Мбдоу краснощёковский детский сад "малыш". Формы и методы

« Логика »

Руководитель кружка : И.В. Пожидаева

Вид программы развивающая

постоянный

Используемые методы :

- практические (игровые );

- развития ;

- исследования ;

- экспериментирование ;

- моделирование ;

- воссоздание ;

- преобразование ;

- конструирование .

Форма реализации программы : регламентированная образовательная деятельность в рамках кружка « Логика ».

Развивающая среда :

Палочки для моделирования . Обучающие настольно - печатные игры .

.

.

.

Простые карандаши .

Набор цветных карандашей . .

Условия реализации программы естественная для ребенка среда жизнедеятельности в режиме детского сада .

Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т.к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Математическая грамотность, развитое логическое мышление – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе.

Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет или вовсе угаснет интерес к учению. В программу включены игровые и занимательные задания на развитие пространственных представлений, развитие умений математического конструирования, на расширение знаний о величине, форме, размере предметов.

Цели и задачи

Цель : овладение детьми дошкольного возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Логика».

Задачи :

1. Ребенок должен уметь находить отличия и сходства между двумя картинками (или между двумя игрушками).

2. Ребенок должен уметь складывать по образцу постройки из конструктора.

3. Ребенок должен уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.

4. Ребенок должен уметь, не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.

5. Ребенок должен уметь складывать пирамидку (чашечки, вкладывая их друг в друга) без посторонней помощи.

6. Ребенок должен уметь вкладывать в отверстия недостающие фрагменты картинок.

7. Ребенок должен уметь называть обобщающим словом группу предметов

(корова, лошадь, коза -домашние животные; зима, лето, весна - времена года). Находить лишний предмет в каждой группе. Находить пару каждому предмету.

8. Ребенок должен уметь отвечать на такие вопросы как: Можно ли летом кататься на санках? Почему? Зачем зимой одевают теплые куртки? Для чего нужны окна и двери в доме? И т.д.

9. Ребенок должен уметь подбирать противоположные слова: стакан полный

Стакан пустой, дерево высокое – дерево низкое, идти медленно – идти быстро, пояс узкий – пояс широкий, ребенок голодный - ребенок сытый, чай холодный – чай горячий и т.д.

10. Ребенок должен уметь запоминать пары слов, после прочтения взрослым: стакан-вода, девочка-мальчик, собака-кошка и т.д.

Ребенок должен уметь видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему.

Программа кружка построена на основе основных принципов, которые решают современные образовательные задачи с учетом запросов будущего:

1. Принцип деятельности включает ребенка в познавательный процесс.

2. Принцип целостного представления о мире в деятельном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности. У детей формируется личностное отношение к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности

3. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в деятельности детей, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Эффективность занятий кружка достигается через использование современных образовательных технологий.

В работе используются следующие технологии обучения:

здоровьесберегающие технологии (физкультминутки во время занятий на укрепление мышц глаз, шеи, позвоночника);

проблемное обучение (использование упражнений, позволяющих найти самостоятельный путь решения);

технологии личностно – ориентированного подхода (дети получают задания соответственно своему индивидуальному развитию);

Ожидаемые результаты

В :

выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам;

сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности (выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам); ориентироваться в пространстве, различать предметы, находящиеся справа, слева, вверху, внизу;

разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;

сопоставлять части и целое для предметов и действий; называть главную функцию (назначение) предметов; расставлять события в правильной последовательности;

выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;

применять какое- либо действие по отношению к разным предметам; описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

находить ошибки в неправильной последовательности простых

действий;

проводить аналогию между разными предметами;

запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать.

работать в парах, подгруппах; проявлять доброжелательное отношения

к сверстнику, выслушать, помогать по необходимости.

Учебно тематический план обучения .

Наименование темы программ

Количество часов

п \ п

День рождения колобка

Кубик – рубик

В гостях у Гнома.

Волшебные палочки.

Загадки осени.

Учимся рассуждать.

Поиск закономерностей.

Сказочный лабиринт.

Кот в сапогах.

Лесные животные.

Учимся сравнивать.

Веселый счет.

Собираем картинки.

Ориентирование в пространстве.

Геометрическое конструирование.

Чудесные превращения (геометрические

Витаминка путешествует.

Мы - изобретатели.

Логические цепочки.

Вверх или вниз.

Ученый кот.

Путешествие на поезде.

Незнайкины помощники.

Овощи и фрукты.

Пчелка Майя.

Животные из Африки.

Загадки - шутки.

Сказочный лабиринт.

Цвета радуги.

Раз ромашка, два ромашка (веселый счет).

Поможем Золушке одеться.

Строим из цветных фигур.

Почемучка.

Загадки и ребусы.

Итоговое занятие «Все мы умеем».

Всего : 35 часов .

1. Считалки .

.

2. Математические загадки .

5.

3. Графическое рисование .

Развитие мелкой моторики рук , работа с трафаретами . Объекты природы ; предметы быта ; строения и машины .

4. Числа и цифры .

Цифры в стихах и сказках . Числа в пределах 5. Сравнение чисел в пределах 5.

5. 5. 5. Математические стихи - шутки .

шуток . 6. Ребусы . Головоломки .

Ребусы числа , дополнение картинок , нахождение логической пары . , , собирание пазлов .

7. Геометрические фигуры .

Цвета радуги . Их очередность . Прямая линия .

. 8. Сравнение величин .

Понятия « меньше », « больше », « тяжелее », « легче », « длиннее », « короче », « выше », « ниже ». Поиск противоположностей , поиск сходств и различий на картинках .

9. Задания с палочками .

, мозаика . Задания на добавление , изъятие палочек . .

10. Задачи в стихах .

Задачи на сложение , увеличение , 5.

11. Решение топологических задач . Лабиринт .

Строительство лабиринтов , выход из лабиринтов . Действия с числами .

Сравнение чисел . Решение задач . Магический квадрат .

12. .

Треугольник . Условия его построения . . . . Работа с трафаретами .

13. .

Ориентирование на плоскости . . Понятия : « следует за », « предшествует », « выше », « ниже », « стоит между » и т . д .

14. Математика в сказках .

15. .

Физкультминутки , пальчиковая гимнастика , игры со шнуровкой .

16. .

: мебель , посуда , транспорт , овощи , фрукты и т . п .

17. Упражнения для развития речи

, логические цепочки .

18. Итоговое занятие .

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа кружка дополнительного образования « Логика »

Руководитель кружка : И.В. Пожидаева

Информационная часть программы

Вид программы – развивающая

Состав обучающихся воспитанников – постоянный

Используемые методы :

  • практические (игровые );
  • развития ;
  • исследования ;
  • экспериментирование ;
  • моделирование ;
  • воссоздание ;
  • преобразование ;
  • конструирование .

Форма реализации программы : регламентированная образовательная деятельность в рамках кружка « Логика ».

Развивающая среда :

Палочки для моделирования . Обучающие настольно - печатные игры .

Мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов .

Геометрические мозаики и головоломки .

Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной и коллективной работы .

Простые карандаши .

Набор цветных карандашей . Шаблон с геометрическими фигурами .

Условия реализации программы – естественная для ребенка среда жизнедеятельности в режиме детского сада .

Словесно - логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления . Достижение этой стадии длительный и сложный процесс , т . к . полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности , но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности , которые закреплены в словах . Математическая грамотность , развитое логическое мышление это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе .

Навыки , умения , приобретенные ребенком в дошкольный период , будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе . И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления , способность « действовать в уме ». Ребенку , не овладевшему приемами логического мышления , труднее будет решать задачи , выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил . В результате может пострадать здоровье ребенка , ослабнет или вовсе угаснет интерес к учению . В программу включены игровые и занимательные задания на развитие пространственных представлений , развитие умений математического конструирования , на расширение знаний о величине , форме , размере предметов .

Цели и задачи

Цель : овладение детьми дошкольного возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка « Логика ».

Задачи :

1. Ребенок должен уметь находить отличия и сходства между двумя картинками (или между двумя игрушками ).

  1. Ребенок должен уметь складывать по образцу постройки из конструктора .
  1. Ребенок должен уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей .
  1. Ребенок должен уметь , не отвлекаясь , в течение 5 минут выполнять задание .
  1. Ребенок должен уметь складывать пирамидку (чашечки , вкладывая их друг в друга ) без посторонней помощи .
  1. Ребенок должен уметь вкладывать в отверстия недостающие фрагменты картинок .
  1. Ребенок должен уметь называть обобщающим словом группу предметов

(корова , лошадь , коза - домашние животные ; зима , лето , весна - времена года ). Находить лишний предмет в каждой группе . Находить пару каждому предмету .

  1. Ребенок должен уметь отвечать на такие вопросы как : Можно ли летом кататься на санках ? Почему ? Зачем зимой одевают теплые куртки ? Для чего нужны окна и двери в доме ? И т . д .
  1. Ребенок должен уметь подбирать противоположные слова : стакан полный
  • стакан пустой , дерево высокое – дерево низкое , идти медленно – идти быстро , пояс узкий – пояс широкий , ребенок голодный - ребенок сытый , чай холодный – чай горячий и т . д .
  1. Ребенок должен уметь запоминать пары слов , после прочтения взрослым : стакан - вода , девочка - мальчик , собака - кошка и т . д .

Ребенок должен уметь видеть на картинке неправильно изображенные предметы , объяснять , что не так и почему .

Программа кружка построена на основе основных принципов , которые решают современные образовательные задачи с учетом запросов будущего :

  1. Принцип деятельности включает ребенка в познавательный процесс .
  1. Принцип целостного представления о мире в деятельном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности . У детей формируется личностное отношение к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности
  1. Принцип творчества (креативности ) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в деятельности детей , приобретение ими собственного опыта творческой деятельности .

Эффективность занятий кружка достигается через использование современных образовательных технологий .

  • работе используются следующие технологии обучения :

здоровьесберегающие технологии (физкультминутки во время занятий на укрепление мышц глаз , шеи , позвоночника );

проблемное обучение (использование упражнений , позволяющих найти самостоятельный путь решения );

технологии личностно – ориентированного подхода (дети получают задания соответственно своему индивидуальному развитию );

ИКТ .

Ожидаемые результаты

  • результате проведения занятий кружка дети будут уметь :

выделять свойства предметов , ;

сравнивать , классифицировать , обобщать , систематизировать предм еты окружающей действительности (выделять свойства предметов , находить предметы схожие и различные по внешним признакам ); ориентироваться в пространстве , различать предметы , находящиеся справа , слева , вверху , внизу ;

разбивать множество на подмножества , характеризующиеся общим свойством ;

сопоставлять части и целое для предметов и действий ; называть главную функцию (назначение ) предметов ; расставлять события в правильной последовательности ;

выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий ;

применять какое - либо действие по отношению к разным предметам ; описывать простой порядок действий для достижения заданной цели ;

находить ошибки в неправильной последовательности простых

действий ;

проводить аналогию между разными предметами ;

запоминать , воспроизводить усвоенный материал , доказывать , рассуждать .

работать в парах , подгруппах ; проявлять доброжелательное отношения

  • сверстнику , выслушать , помогать по необходимости .

Учебно – тематический план обучения .

Наименование темы программ

Количество часов

п \ п

День рождения колобка

Кубик – рубик

В гостях у Гнома .

Волшебные палочки .

Загадки осени .

Учимся рассуждать .

Поиск закономерностей .

Сказочный лабиринт .

Кот в сапогах .

Лесные животные .

Учимся сравнивать .

Веселый счет .

Собираем картинки .

Ориентирование в пространстве .

Геометрическое конструирование .

Чудесные превращения (геометрические

фигуры ).

Витаминка путешествует .

Мы - изобретатели .

Логические цепочки .

Вверх или вниз .

Ученый кот .

Путешествие на поезде .

Незнайкины помощники .

Овощи и фрукты .

Пчелка Майя .

Животные из Африки .

Загадки - шутки .

Сказочный лабиринт .

Цвета радуги .

Раз ромашка , два ромашка ( веселый счет ).

Поможем Золушке одеться .

Строим из цветных фигур .

Почемучка .

Загадки и ребусы .

Итоговое занятие « Все мы умеем ».

Всего : 35 часов .

1. Считалки .

Считалки с математическим содержанием .

2. Математические загадки .

Математические загадки с числами в пределах 5.

3. Графическое рисование .

Развитие мелкой моторики рук , работа с трафаретами . Объекты природы ; предметы быта ; строения и машины .

4. Числа и цифры .

Цифры в стихах и сказках . Числа в пределах 5. Сравнение чисел в пределах 5.

Действия с числами в пределах 5. Решение задач с числами в пределах 5. 5. Математические стихи - шутки .

Способы разгадывания математических стихов – шуток . 6. Ребусы . Головоломки .

Ребусы – числа , дополнение картинок , нахождение логической пары . Головоломки с разными предметами , игры на исключение четвертого лишнего , собирание пазлов .

7. Геометрические фигуры .

Цвета радуги . Их очередность . Прямая линия .

Замкнутые и незамкнутые кривые линии . 8. Сравнение величин .

Понятия « меньше », « больше », « тяжелее », « легче », « длиннее », « короче », « выше », « ниже ». Поиск противоположностей , поиск сходств и различий на картинках .

9. Задания с палочками .

Составление геометрических фигур , мозаика . Задания на добавление , изъятие палочек . Построение фигур по образцу и словесному описанию .

10. Задачи в стихах .

Задачи на сложение , увеличение , уменьшение числа не несколько единиц в пределах 5.

11. Решение топологических задач . Лабиринт .

Строительство лабиринтов , выход из лабиринтов . Действия с числами .

Сравнение чисел . Решение задач . Магический квадрат .

12. Геометрическое конструирование .

Треугольник . Условия его построения . Простейшее конструирование по образцу . Конструирование по контурному объекту . Конструирование по представлению . Работа с трафаретами .

13. Решение задач на развитие пространственных представлений .

Ориентирование на плоскости . Ориентирование в пространстве . Понятия : « следует за », « предшествует », « выше », « ниже », « стоит между » и т . д .

14. Математика в сказках .

15. Упражнения для отдыха и развития мелкой моторики .

Физкультминутки , пальчиковая гимнастика , игры со шнуровкой .

16. Задания на расширение кругозора и словарного запаса детей .

Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями : мебель , посуда , транспорт , овощи , фрукты и т . п .

17. Упражнения для развития речи

Придумывание историй по картинкам , логические цепочки .

18. Итоговое занятие .

Инсценированное представление с математическими героями .


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка по развитию логического мышления детей старшей группы компенсирующей направленности «Развивай-ка»

Разработали:

Каребо И.Г.., воспитатель

Мусихина Л.В., воспитатель.

Абакан, 2017

1. Целевой раздел …………….…………………………………………………………………... 3

1.1. Пояснительная записка …….………………………………………………………..3

1.2. Цель и задачи программы……………………………………………………………3

1.3. Принципы и подходы в организации образовательного процесса………………..3

1.4. Планируемые результаты освоения Программы…………………………….……..4

2.1. Учебный план………………………………………………………………………....4

2.2. Примерный комплексно – тематический план..…………………………………….4

3. Организационный раздел ……………………………………………………………...6

3.4. Методическое обеспечение Программы………………………………………….....6

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

В развитии способностей дошкольников особое место занимает интеллектуальное развитие, а именно математика, направленная на развитие логики, мышления, любознательности, самостоятельности. Это дает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления – гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем.

Слово логика происходит от древнегреческого logos, что значит мысль, слово, разум. В современном мире логикой называют науку о правилах, которым подчиняется процесс мышления.

Правила эти сложны, их много, поэтому осваивать их нужно постепенно. Особенно тяжело логические задания даются детям с общим недоразвитием речи, т. к. речь и мышление тесно связаны между собой.

Чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятии малыша, тем быстрее осуществиться плавный переход от конкретного мышления к абстрактному. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников, как при норме развития, так и в условиях патологии.

Условия реализации кружка.

Кружок «Развивай-ка» предназначен для детей старшего дошкольного возраста.

Срок обучения -1 год.

Количество занятий в год – 72.

Форма организации – кружок.

Режим -2 раза в неделю.

Объем времени в неделю: 40 мин, по 20 минут.

Время проведения - вторая половина дня.

Условия приема детей: по желанию.

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы: создание социальной ситуации развития детей в процессе ознакомления и проигрывания логических игр и упражнений.

Задачи Программы:

  • создавать условия для овладения детьми существенными признаками предметов, умения сравнивать, обобщать;
  • создавать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
  • обеспечивать развитие математических способностей каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром;
  • способствовать развитию инициативности, самостоятельности, формированию предпосылок учебной деятельности;

1.3. Принципы к формированию образовательного процесса

  • принцип индивидуализации, учета возможностей, возрастных особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
  • принцип признания каждого ребенка полноправным субъектом образовательного процесса;
  • принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов воспитанников;
  • принцип конкретности и доступности учебного материала, систематичности и взаимосвязи в соответствии требованиям.

1.4. Планируемые результаты освоения Программы

Целевые ориентиры освоения Программы

детьми старшего дошкольного возраста

Ребенок:

  1. владеет основными логическими операциями.
  2. способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
  3. находит закономерности в явлениях, умеет их описывать.
  4. владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.
  5. способен доказывать свою точку зрения.

2.1 Учебный план

Сроки

Тема

Часы

Сентябрь

«Математика-логика»

Октябрь

«Путешествие в лес»

Ноябрь

«Путешествие в страну Логику»

Декабрь

«Одежда»

Январь

«Путешествие в Простоквашино»

Февраль

«Страна математики»

Март

«В зоопарке»

Апрель

«Космическое путешествие»

Май

«Поможем зайчатам»

Всего: 70 часов

2.2 Примерный комплексно – тематический план

Сроки

Тема

Задачи

Сентябрь

«Математика-логика»

1. Найди закономерность

2. Кто это? Что это?

3. Подумай и реши задачи

4. Найди варианты

5. Волшебники

6. Собери цветок

7. Логические концовки

8. Орнамент

Октябрь

«Путешествие в лес»

1. Полезно – вредно

2. Что я загадала?

3. Посади цветы

4. Группируем по признакам

5. Вспомни быстрее

6. Все, что летает

7. Что бывает...

8. Где ты живешь?

Ноябрь

«Путешествие в страну

Логику»

1. Путаница

2. Моя линия – твой рисунок

3. Муха

4. Что нарисовано невидимым карандашом?

5. Шифровальщик

6. Друзья

7. Рассеянный художник

8. Найди предмет

Декабрь

«Одежда»

1. Найди пару

2. Продолжи ряд

3. Заплатка

4. Лоскутки

5. Раз, два, три-ищи!

6. Цветные шнурочки

7. Модельеры

8. Ателье

Январь

«Путешествие

в Простоквашино»

1. Хочу всё знать

2. Местные жители

3. Собери карту

4. Матроскин путает

5. Логические цепочки

6. Сколько нас?

7. Назови одним словом

8.Дорисуй элементы

Февраль

«Страна математики»

1. Сосчитай и назови

2. Геометрическое лото

3. Туда-обратно

4. Реши задачи

5. Найди лишний предмет

6. Головоломка

7. Найди ошибку

8. Считаем палочки

Март

«В зоопарке»

1. Где чья тень?

2. Кто близко? Кто далеко?

3. Для кого клетка?

4. Кто лишний?

5. Что общего?

6. Что сначала, что потом?

7. Ищем животных

8. Фантастическое животное

Апрель

«Космическое путешествие»

1. Космическая машина

2. Считаем планеты

3. Млечный путь

4. Кто быстрее?

5. Хвост кометы

6. Угадай по описанию

7. Продолжи ряд

8. Логические цепочки

Май

«Поможем зайчатам»

1. Сколько всех?

2. Дорисуй вторую половину

3. Реши задачки

4. Найди отличия

5. Что кому принадлежит?

6. Соедини по точкам

7. Найди двух одинаковых зайчат

8. Куда спрятались зайчата?

3.2. Методическое обеспечение Программы

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения.

  1. Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи у детей 5-8 лет.М.: Сфера,2005.
  2. Бузунов В. Подумай, отгадай, нарисуй, раскрась! АОЗТ Издательская группа НЭКО, 1994.
  3. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М.: АСТ,2006.
  4. Вагурина Л.М. Готовимся к школе. Логические операции. Тестовые задания. М.: Линор, 1999.
  5. С.Е.Гаврина. Большая книга тестов для детей 6-7 лет. Счет, чтение, знакомство с окружающим миром, развитие речи памяти, внимания, мышления, мелкой моторики руки. Академия развития, 2007
  6. Девина И.А., Петраков А.В. Развиваем логику. М.: Линор, 1999.
  7. Заводнова Н.В. Развитие логики и речи у детей. Ростов н/Д: Феникс,2005.
  8. Карпенко М.Т. Сборник загадок. М.: Просвещение, 1988.
  9. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6-9 лет. Практикум для психологов и логопедов. Москва, 2000.
  10. Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей чтению, математике, русскому языку. - М., АСТ: Хранитель, 2008.
  11. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку. СПб: Речь, 2006.
  12. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей. - М.: Сфера, 2003.
  13. Тихомирова Л.Ф. Логика для дошкольников. Ярославль.:Академия развития,2006.
  14. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать (1-4 части). М.,1998.
  15. Хухлаева О.В. Тропинка к своему я. М.,2001.
  16. Чистякова Г.И. Психогимнастика. М., 1990.
  17. Череманкина Л.В. Развитие внимания детей. -Ярославль, 1999.
  18. Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе. М.2003.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Березка» п. Сатинка Сампурского района Тамбовской области

Принята на заседании Утверждаю:

педагогического совета Заведующая МБДОУ «Д\С «Берёзка»

от «___» __________ 2016г. Гонтарева Е. В. Протокол № _____ «__» __________ 2016г.

Программа платных услуг развития логического мышления и математических способностей

«Маленькие знатоки»

для детей дошкольного возраста

от 5 до 6 лет

Леонова Светлана Вячеславовна, воспитатель

Пояснительная записка

Направленность программы «Маленькие знатоки»

По функциональному назначению: учебно - познавательной;

По форме организации: групповой;

По времени реализации: одногодичной.

Данная программа разработана с учетом: основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой; пособия «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко; пособия «Развитие интеллектуальных способностей дошкольника» Л.Ф.Тихомирова.

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.

Организация кружка «Маленькие знатоки» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление.

Предлагаемая Программа «Маленькие знатоки» по своему содержанию является социально-педагогической . Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организую деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желания детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю развитию логических форм мышления.

Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса.

Решается она в основном средствами занимательности в обучении математике. Математика дает реальные предпосылки для развития логического мышления.

Задача воспитателя - помочь детям в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, руководить умственной деятельностью детей, организовывать и направлять ее.

По функциональному предназначению Программа, а также «Маленькие знатоки» учебно-познавательная , т.к. она позволяет выяснить уровень подготовки каждого ребёнка к обучении математики, а также определить области знаний и умений в которых ребёнок испытывает трудности и оказать ему соответствующую помощь.

Новизна программы в том, что ребёнок не просто учиться считать, а овладевает элементами логических действий сравнения, классификации, обобщения.

В программе предлагаются увлекательные игры и упражнения для развития логического мышления, позволяющие качественно подготовить детей к школе.

Актуальность программы позволяет в доступной и интересной форме целенаправленно и ускоренно формировать восприятие. В ней прослеживается последовательный переход от простых к более сложным видам восприятия. Дети старшего дошкольного возраста в игровой форме учатся выделять и обобщать признаки предметов, чисел; определять последовательность событий; у детей развиваются мыслительные операции анализа и синтеза.

Педагогическая целесообразность: эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами логического мышления, основными приемами: сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другими, которые используются во всех видах деятельности и являются основой математических способностей .

Педагогическая целесообразность программы обусловлена ещё и тем, что занятия кружка «Маленькие знатоки» укрепляют интерес к математике, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников - особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное мышление, повышать интеллектуальный уровень детей.

Кружковая работа построена по принципу максимального использования ребёнком собственной познавательной активности и последовательного введения программного материала (от простого к сложному). Организация обучения построена таким образом, что позволяет

обеспечивать познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания,

участвовать в процессе выполнения заданий каждому ребёнку,

использовать индивидуальный и дифференцированный подходы к детям,

детям получать радость и удовольствие в награду за свой труд.

Цель программы: создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников.

Задачи:

Образовательные:

1.Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами.

2.Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах.

3.Обучать ориентировки во времени, пространстве, на плоскости.

Воспитательные:

1.Воспитывать познавательную активность.

2. Воспитание потребности к математическим занятиям.

3.Воспитывать чувство коллективизма, товарищества.

Развивающие:

1. Развитие логического мышления и основных мыслительных операций.

2. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

3. Развитие самостоятельности, инициативности, самоконтроля и активности личности в деятельности в целом.

Отличительные особенности: содержание курса предусматривает усвоение детьми теоретических и практических знаний, умений и навыков. Деятельность представляет систему занимательных игр, которые знакомят детей с числом, величиной, геометрическими фигурами, помогают упражняться в ориентировке во времени и пространстве. Игры способствуют формированию математического мышления, стимулируют творческое воображение, воспитывают настойчивость, волю, усидчивость, целеустремленность.

С помощью логических игр дети тренируют внимание, память, восприятие.

Преимущество программы и в том, что дети постоянно находятся в движении, оказывают друг другу помощь, ощущают исследуемый предмет, абстрагируют в предметах одно, два, три, четыре свойства.

Возраст детей участвующих в реализации программы 5-6 лет.

Срок реализации: 1 год - 64 ч.

Формы занятий: Занятия включают организованную, теоретическую и практическую часть. Организованная часть обеспечивает наличие необходимого материала к занятиям, теоретическая часть включает необходимую информацию по теме, практическая часть позволяет усвоить детям материал, а педагогу выявить степень усвоения ЗУН детьми и спланировать индивидуальную работу. Игровые занятия, которые включают различные виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную.

Режим занятий: С детьми 5-6 лет занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия 25 минут.

Ожидаемые результаты и способы определения результативности

Занятия по математике помогут детям сформировать определённый запас математических знаний и умений. Дети научатся думать, рассуждать, выполнять умственные операции.

В ходе занятий дети получают устойчивые знания, умения и навыки, поэтому к концу учебного года дети

будут знать:

отличительные признаки геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник)

нестандартные методы решения различных математических задач;

логические приемы, применяемые при решении задач;

будут уметь:

различать, называть геометрические фигуры, составлять плоскостные изображения по схемам и по замыслу;

использовать приемы анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать закономерность;

ориентироваться в пространстве и на плоскости;

Сравнивать предметы по длине, высоте, толщине, цвету, форме

Различать основные цвета и их оттенки

Ориентироваться в пространстве (слева, справа, вверху, внизу, на, под, рядом, сбоку)

Составлять целое из частей.

Следовать инструкциям и работать по схемам

Для того, чтобы увидеть результаты достижений каждого ребёнка я использую диагностику личностного роста и продвижения, шкалу оценивания результатов.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы нужны для того, чтобы показать достоверность полученных результатов освоения программы для проведения своевременного анализа своей деятельности. Использую открытое занятие, как форму подведения итогов работы по программе.

Способы проверки: Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:

1. начальный контроль (октябрь);

2. итоговый контроль (май).

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы «Маленькие знатоки»

Название раздела, темы

Количество часов

Практика

Модульный блок «Числа и операции над ними.

Цвет - это число, число - это цвет.

Числа и цифры первого десятка.

Виды счёта (прямой, обратный)

Состав числа (от 2 до 10).

Сложение и вычитание.

Модульный блок «Геометрические фигуры, величина»

Сравнение и составление.

Классификация и обобщение

Модульный блок « Пространственно-временные представления».

Ориентация в пространстве.

Ориентация на листе бумаги.

Модульный блок

«Ориентировка во времени»

Утро. День. Вечер. Ночь.

Времена года.

Модульный блок

«Множества и совокупности»

Понятие множества. Много и один.

Сравнение предметов.

Игры-головоломки.

Логически задачи и упражнения.

Заключительное занятие.

Итого часов

1. Модульный блок «Числа и операции над ними».

Теория.

Цвет - это число, число - это цвет. Знакомство с цветными палочками - числами в пределах 10. Числа и цифры первого десятка путём прибавления 1.

Виды счёта (прямой, обратный, порядковый) в пределах 20.

Состав числа (от 2 до 10). Составление «коврика».

Числа - соседи. Предшествующее и последующее число.

Состав числа (от 2 до 10) . Составление «коврика».

Деление предметов на 2 и 4 равные и неравные части, нахождение части от целого, составление целого из частей.

Сложение и вычитание. Формирование общих представлений о сложении, как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании, как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью. Понятия «целое - часть».

Составление и решение задач по схемам и карточкам.

Решение задач на сложение предметов, фигур, палочек Кюизенера, используя числа в цвете. Понятия «слева, справа, посередине».

Задачи на вычитание. Работа с предметами, фигурами. Составление «коврика на вычитание» из палочек Кюизенера». Отношения между группами предметов (больше, меньше, одинаковое количество).

Математические знаки: +, -, =, =, <, >. Использование этих знаков при составлении и решении арифметических задач и неравенств.

Решение задач творческого характера.

Практика.

Дидактические игры: «Поезд», «Построй лесенку», «Вычислительные машины», «Алгоритм», «Веселый поезд», «Чудесный мешочек», «Заборчик», «Сломанная лесенка», «Для любознательных», «Волшебные домики», «Домики разбежались», «Математический круг», «Найди спрятанную фигуру по клеточкам», «Мозаика цифр».

2. Модульный блок «Геометрические фигуры, величина»

Выявление и абстрагирование свойств.

Теория.

Развитие умений выделять в предметах от одного до четырех различных свойств (цвет, форму, размер, толщи-ну), абстрагировать одни свойства от других, называть их.

Осваивание умений строго сле-довать правилам при выполнении действий, понимание того, что нарушение правил не позволяет получить верный результат.

Практика.

Игры: «Найди клад», «Угадай - ка», «Автотрасса», «Где чей гараж?», «Выращивание дерева».

Сравнение и составление.

Теория.

Развитие у детей умения сравнивать предметы по одному, двум и трем свой-ствам, видеть в них общее и различное.

Формирование умений сравнивать предметы и овладевать этим умением в разных ситуациях: когда в их поле зрения находятся не только сравниваемые предметы, но и другие.

Практика.

Игры: «Дорожки», «Найди пару», «Две дорожки».

Классификация и обобщение.

Теория.

Формирование у детей умения классифицировать и обобщать предметы по одному, двум, трем и четырем свойствам: сначала по заданным свойствам, затем — по само-стоятельно выделенным.

Переход от клас-сификации и обобщения предметов по отдельным свой-ствам к выделению закономерностей.

Практика.

Игры: «Где чей гараж?», «Засели домик», «У кого в гостях Винни-Пух и Пятачок».

Логические действия и операции «не», «и», «или».

Теория.

Развитие у детей уме-ния разбивать множества на классы по совместимым свойст-вам.

Развитие умений производить логические операции «не», «и», «или», умений с помощью этих операций строить правиль-ные высказывания, кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов.

Практика.

Игры: «Угадай фигуру», «Построй дом», «Раздели блоки - 1», «Раздели блоки - 2», «Алгоритм», «Архитекторы», «Детская площадка», «Угостим медвежат», «На свою веточку», «Кто хозяин».

3. Модульный блок «Пространственно-временные представления»

Ориентация в пространстве.

Теория.

Понятия: вверху, внизу, слева, справа.

Предлоги: над, под, в, на, за, перед, между.

Ориентировка на листе бумаги с клетчатой разлиновкой: клеточка, строчка, столбик клетки, страница, лист.

Практика.

Дидактические игры: « Далеко - близко», «Высоко - низко», « Назови - где….», «Угадай время года?», «Неделя». Графические диктанты.

4. Модульный блок «Ориентировка во времени»

Теория.

Название дней недели и месяцев, с промежутками времени: утро, день, вечер, ночь. Времена года. Мера времени: секунда, минута, час.

Практика.

Далеко - близко», «Высоко - низко», « Назови - где….», «Угадай время года?», «Неделя».

5. Модульный блок «Множества и совокупности»

Теория.

Общие понятия множества. Основные операции над множеством.

Понятие «Множество». Много и один. Отношения «больше», «меньше», «равно».

Свойства предметов (цвет, форма, размер, толщина, материал). Объединение предметов в группы по сходным признакам (двум, трем, четырем). Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, толщине и т.д.

Сравнение предметов и совокупностей.

Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающим общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.

Сравнение двух совокупностей (групп) предметов.

Обозначение отношений равенства и неравенства.

Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно - неравно, больше на… - меньше на …).

Логические игры. Игры - головоломки.

Упражнения на внимание, память. Занимательные вопросы, игры, конкурсы.

Практика.

Дидактические игры: «Разложи правильно», «Помоги муравьишкам», «Два обруча», «Дорожки», «Найди пару», «Кто, где живёт?», «Найди лишнее», «Объедини по 2, 3,4 признакам», «Равно - неравно», «Два обруча».

Игры-головоломки: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо»

6. Заключительное занятие.

Игры - конкурсы.

Игры - соревнования.

Методическое обеспечение

Методы, используемые при реализации программы: занятия с детьми осуществляются на основе деятельностного метода, позволяющего соотнести теоретический материал с практическими занятиями, метода цикличности, т.е. возврата к ранее пройденному материалу, игры, как основного вида деятельности дошкольника.

Программа следует основным тенденциям в развитии современной методики обучения логики и математики:

коммуникативной направленности;

активации мыслительной деятельности детей в процессе овладения логическими операциями;

повышение мотивации учения;

индивидуальному подходу к детям;

техническому оснащению учебного процесса.

Для методического обеспечения образовательной программы дополнительного образования «Занимательная математика» в ДОУ имеется: дидактический материал (таблицы, дидактические карточки, раздаточный материал для каждого ребёнка в достаточном количестве, схемы, алгоритмы, картинки для составления задач, наглядные пособия, пазлы), головоломки («Танграм», «Колумбово яйцо», «Пифагор»), логико - математические игры («Логическая мозаика», «Играем в математику», Логика и Цифры»), развивающие игры («Сложи узор», «Хамелеон»).

Материально - техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийные материалы, презентации.

Список литературы.

1. Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича. - Воронеж: ООО «Метода», 2013.

2. Венгер А.А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М., 1999 г.

3. Волина В.В., Праздник числа. Москва, «Знание», 1993 г.

4. Михайлова З.А., Игровые занимательные задачи для дошкольников-М.,-1990 г.

5. Новикова В.П., Математика в детском саду. Москва: «Мозаика-Синтез», 2010 г.

6. Столяр А.А., Давайте поиграем. Москва, «Просвещение», 1991 г.

7. Журнал «Воспитатель». Развитие умственных способностей с помощью игр Воскобовича. №7/2014.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Краснощёковский детский сад «Колокольчик»

Рабочая программа по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

«Логическая азбука»

Шипилова Ольга Геннадьевна

Краснощёково

2013 г.

Пояснительная записка

Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития мышления ребёнка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы.

В современной психологии наибольшее значение получила концепция Л.С. Выготского, в которой генезис мышления происходит от наглядно-действенного к наглядно-образному и далее к словесно-логическому.

Логическое мышление дает ребенку возможность анализировать предметы и явления, выделять их основные существенные свойства и отношения, последовательно рассуждать и делать самостоятельные выводы. Все это способствует развитию важных психологических качеств дошкольника - принятие позиции школьника, овладение умениями учиться.

Ребенок, приходя в школу, этих качеств не имеет. В благоприятных условиях он приобретает их в самом ходе школьного обучения.

Шестилетним детям характерно:

  • преобладание игры как основного, ведущего вида деятельности;
  • образный характер познавательных процессов;
  • практическое отношение ребенка к поставленным задачам (старается достичь конечного результата, а не понять его суть, для чего делается);

В связи с этим в рамках образовательного процесса необходимо создавать условия по развитию познавательных способностей, обеспечению эмоционального комфорта, волевого поведения ребенка.

Успешное обучение детей в школе зависит от уровня развития познавательных процессов (мышление, память, внимание, воображение). Остановимся на этом подробнее. Особое внимание при обучении детей уделяется развитию произвольного внимания, так как от уровня его развития зависит успешность и чёткость работы сознания, следовательно, и осознанного восприятия изучаемого материала. Естественно, что все задания и их последовательность подчинены дидактическому требованию постепенного усложнения и в итоге подводят к успешному развитию произвольного внимания, которое служит основой развития других познавательных процессов. Ребёнок может находить отличия между предметами, выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу, находить несколько пар одинаковых предметов.

Среди заданий на развитие памяти предпочтение отдаётся зрительным и слуховым диктантам и упражнениям, в содержании которых используются математические символы, записи, термины, геометрические фигуры и их расположение на листе бумаги. Большое значение в развитии словесно-логической памяти имеют дидактические игры, предполагающие развитие у детей приёмов смысловой группировки представленных слов или словосочетаний.

Отличительной особенностью программы является организация образовательной деятельности, в результате которой идёт активное развитие основных познавательных процессов у детей, приоритетными среди которых являются воображение и мышление. Именно поэтому большое внимание уделяется развитию таких мыслительных операций, как сравнение, анализ и синтез, обобщение, классификация, аналогия.

Анализ - это процесс, расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между ними.

Синтез - это процесс мысленного соединения в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. Анализ и синтез неразрывно связаны друг с другом и являются одним из основных мыслительных операций.

Сравнение - мысленное установление сходства и различия предметов по существенным или несущественным признакам. Ребёнок старшего дошкольного возраста способен сравнивать, выделяя сначала наиболее существенные признаки сходства и различия, а также видеть разницу между признаками сходства и признаками различия. Развитие умений проводить сравнение отрабатывается с помощью усложняющих заданий: сначала это задания, в которых предполагается сравнивать два предмета, при этом результат сравнения выражается графически; затем сравнивают группы предметов, их изображения, после чего переходят к сравнению несложных сюжетных картинок или композиций.

Обобщение - процесс мысленного объединения в одну группу предметов и явлений по их основным свойствам. Ребёнок старшего дошкольного возраста способен обобщать предметы, исходя из их существенных признаков, самостоятельно выделяя эти признаки.

Классификация - это распределение предметов по группам, обычно по существенным признакам. Очень важно правильно выбрать основание классификаций. Часто дети ориентируются на второстепенные признаки.

Основные цели программы:

Развивать логическое мышление детей 6-7 лет на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения.

Способствовать ускорению формирования и развития у старших дошкольников простейших логических структур мышления через специально организованные занятия.

Задачи программы:

  1. Развитие умственных способностей детей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования.
  2. Развитие умения составлять группу из отдельных предметов, разделяя их по характерным признакам и назначению.
  3. Развитие умения классифицировать предметы по различным основаниям.
  4. Учить детей сравнивать предметы и образы.
  5. Развитие умения соотносить схематическое изображение с реальными предметами.
  6. Побуждать детей делать самостоятельные выводы.
  7. Учить детей развернуто отвечать на вопросы, делать умозаключения.
  8. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи.

Возрастной и количественный состав группы.

Данная программа рассчитана для реализации с детьми 6-7 лет.

Содержание программы реализуется в целостном воспитательно-образовательном процессе: специально организованной образовательной деятельности (во второй половине дня).

Программа реализуется в течение 1 учебного года в количестве 36 учебных часов. В детском саду оптимально проводить подгрупповые занятия по 8-10 детей, 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность одного занятия - 35 минут. Занятия проводятся в помещении группы.

Содержание программы.

Краткое описание разделов и тем занятий (разделы соответствуют определенной логической операции, которую будем развивать на занятии):

Анализ-синтез. Цель - развивать у детей умение делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета.

Игры и упражнения: нахождение логической пары (кошка-котенок, собака-? (щенок)). Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью). Поиск противоположностей (легкий-тяжелый, холодный-горячий). Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических фигур.

Сравнение. Цель - развивать у детей умение мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в пространстве.

Игры и упражнения: закрепление понятий: большой - маленький, длинный - короткий, низкий - высокий, узкий - широкий, выше - ниже, дальше - ближе и т.д. Оперирование понятиями «такой же», «самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках.

Ограничение. Цель - развивать у детей умение выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей.

Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т.п. Исключение четвертого лишнего.

Обобщение. Цель - развивать у детей умение мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей.

Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.п.

Систематизация. Цель - развивать у детей умение выявлять закономерности; расширять словарный запас детей; учить составлять рассказ по картинке, пересказывать.

Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.

Классификация. Цель - развивать у детей умение распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.

Умозаключения. Цель - развивать у детей умение при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение.

Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идет дождь, он питает растения - это хорошо, но плохо то, что под дождем человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («ветер дует, потому что деревья качаются». Верно?). Решение логических задач.

Основные формы работы.

  • подгрупповые занятия, включающие в себя специально подобранные игры, упражнения, задания.
  • Игры;
  • Упражнения;
  • Самостоятельная деятельность детей;
  • Игра-путешествие;
  • Рассматривание
  • Чтение художественной литературы.
  • Интеллектуальные викторины…

Структура занятия.

Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определенной структуры занятий:

  • Разминка.
  • Основное содержание занятия - изучение нового материала.
  • Динамическая пауза.
  • Закрепление нового материала.
  • Развивающая игра.

Разминка в виде загадки, знакомства со сказочным персонажем позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на продуктивную деятельность.

Основное содержание занятия представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач данного занятия.

Динамическая пауза позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики.

Закрепление нового материала дает педагогу возможность оценить степень овладения детьми новыми знаниями.

Развивающая игра, раскрашивание «умной» картинки по теме в конце занятия является своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служат стимулом для ее продолжения.

Планируемые результаты освоения детьми программы.

  1. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
  2. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать.
  3. Расширяется словарный запас, может при помощи суждений делать умозаключения.
  4. Развиваются психические процессы: внимания, памяти, логического мышления.
  5. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.
  6. Развиваются индивидуальные способности ребенка.
  7. Способен доказывать свою точку зрения.

Календарно-тематическое планирование

(подготовительная группа)

Раздел, тема занятия, срок проведения.

Кол-во занятий

Задачи

1.Упражнения на развитие психических процессов: мышление, память, внимание, восприятие, воображение.

  • «Помоги Незнайке» - сентябрь,
  • «Вышел Ёжик погулять» - октябрь,
  • «Рыбка, где ты спишь?» - ноябрь,
  • «Наши друзья -Смешарики» - декабрь,
  • «Роботы» - январь,
  • «Наши защитники» - февраль,
  • «Конкурс знаек» - март,
  • «Солнечный зайчик у нас в гостях» - ноябрь,
  • «Осьминоги» - сентябрь,
  • «Хитрая ворона» - октябрь.

Учить детей мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам;

Развивать внимание, восприятие, воображение,

2.Упражнения на пространственное расположение предметов и их частей (внутри-снаружи; расположение в пространстве; расположение на плоскости);

  • «Муха - чистюха» - сентябрь,
  • «Кошкины задачки» - октябрь.

Учить детей мысленно объединять предметы в группы по их свойствам;

Закреплять обобщающие понятия, свободно оперировать ими.

Совершенствовать ориентировку в пространстве.

3.Упражнения на развитие характерных качеств мышления: гибкость. Причинность, системность, пространственная подвижность.

  • «Разминка юных моряков» - февраль,
  • «Мы- мультяшки» - ноябрь,
  • «Собачья радость» - октябрь,
  • «Мозговой штурм» - март,
  • «Отважные путешественники» - март,
  • «Приключения мышонка Пика» - декабрь,
  • «В поисках клада» - апрель,
  • «Пуговкомания» - апрель,
  • «Про вредного мальчика и звезды» - ноябрь,
  • «Маленькой ёлочке весело зимой» - декабрь

Учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам;

Развивать наблюдательность детей.

4.Упражнения на выделение признаков объекта, предмета:

Цвет, его оттенки;

Величина, форма.

  • «Умные кубики» - январь,
  • «Снеговик и дети» - январь.

Развивать способность к овладению сенсорными эталонами, их взаимо комбинациями.

Учить детей при помощи суждений делать умозаключения,

Способствовать расширению словарного запаса детей.

Развивать воображение.

5.Упражнения на формирование приемов умственных действий: сериация, классификация, сравнение, обобщение, анализ, синтез, ограничение.

  • «Дед Мороз и Санта-Клаус» - декабрь,
  • «Приключения Лунтика» - сентябрь,
  • «Снежинка на ладошке» - январь,
  • «Идет бычок, качается…» - май,
  • «Русские богатыри» - февраль.
  • «Сегодня мы - спасатели» - февраль,
  • «Бабочки бывают разные…» - май,
  • «Нам, платочек, помоги, дорогу к знаниям укажи…» - апрель.
  • Конкурс «Логические лабиринты» - март,
  • «Космические превращения» - апрель.

Учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь;

Учить мысленно соединять в единое целое части предмета.

Учить детей выявлять закономерности;

Способствовать обогащению словарного запаса детей, расширять бытовые знания,

Учить детей мысленно распределять предметы в группы по их свойствам;

Закреплять обобщающие понятия, свободно оперировать ими

6.Упражненя на выделение количественных характеристик множеств объектов (визуальное распознавание количества, взаимно-однозначное соответствие, уравнивание количеств).

  • «Раз-цветочек, два-цветочек» - май,
  • «Волшебные палочки - счётные» - май.

Развивать логико-математические способности; умение доказывать свою точку зрения.

Изучение результативности реализации программы.

Для изучения результативности реализации программы проводится исследование уровня развития логического мышления и его операций, для
чего применяются следующие методики:
1. «Невербальная классификация».
2. «Последовательные картинки».
3. «Исключение лишнего».
4. «Размести фигуры».
5. «Обобщающее слово».

Итоговые формы учёта и контроля.

Итоговые открытые занятия;
. Мониторинг (промежуточный (январь) и итоговый (май)) уровня усвоения операций логического мышления.

Критерии

Шифр ребенка

(Ф.И. или символ)

Сентябрь январь,май

Ребенок владеет основными логическими операциями.

Выполняет инструкции педагога.

Умеет устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам.

Умеет объединять и распределять предметы по группам.

Свободно оперирует обобщающими понятиями.

Умеет делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь.

Может находить закономерности в явлениях, умеет их описывать.

Ориентируется в пространстве и на листе бумаги.

Может при помощи суждений делать умозаключения.

Имеет достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний.

Умеет работать в паре и микрогруппе.

Умеет запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать.

Заинтересован в результатах своей работы.

Критерии оценки:

3 балла - проявляет осознанность, активность, самостоятельность, целенаправленность.

2 балла - проявляет ситуативный интерес, частично делает с помощью взрослого.

1 балл - проявляет слабый интерес, не обходится без помощи взрослого.

Методическое обеспечение.

  1. Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи у детей 5-8 лет.М.:Сфера,2005.
  2. Бузунов В. Подумай, отгадай, нарисуй, раскрась! АОЗТ Издательская группа НЭКО, 1994.
  3. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М.:АСТ,2006.
  4. Вагурина Л.М. Готовимся к школе. Логические операции. Тестовые задания. М.: Линор, 1999.
  5. С.Е.Гаврина. Большая книга тестов для детей 6-7 лет. Счет, чтение, знакомство с окружающим миром, развитие речи памяти, внимания, мышления, мелкой моторики руки. Академия развития, 2007
  6. Девина И.А., Петраков А.В. Развиваем логику. М.: Линор, 1999.
  7. Заводнова Н.В. Развитие логики и речи у детей. Ростов н/Д: Феникс,2005.
  8. Карпенко М.Т. Сборник загадок. М.: Просвещение, 1988.
  9. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6-9 лет. Практикум для психологов и логопедов. Москва, 2000.
  10. Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей чтению, математике, русскому языку.- М., АСТ: Хранитель, 2008.
  11. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку. СПб: Речь, 2006.
  12. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей. - М.: Сфера, 2003.
  13. Тихомирова Л.Ф. Логика для дошкольников. Ярославль.:Академия развития,2006.
  14. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать (1-4 части). М.,1998.
  15. Хухлаева О.В. Тропинка к своему я. М.,2001.
  16. Чистякова Г.И. Психогимнастика. М., 1990.
  17. Череманкина Л.В. Развитие внимания детей.-Ярославль, 1999.
  18. Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе. М.2003.

Конспект занятия по познавательной деятельности во второй младшей группеТема: «Шар» Цель: уточнить представления о шаре, сформировать представления о его свойствах, умение распознавать шар в предметах окружающей обстановки; сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного...

Сценарий праздника «Новогодний подарок для Кузи»

Сценарий праздника «Новогодний подарок для Кузи» Кузя Баба Яга Снеговик Дед Моро Снегурочка Ведущая. Дети входят в зал под музыку «Новогодние хлопушки». Ведущая: Вот и пришёл к нам снова новогодний праздник, праздник волшебства, сюрпризов, необычайных приключений, подарков и...

Досуг «Сказка в гости к нам пришла» по мотивам русской народной сказки «Репка»

Досуг «Сказка в гости к нам пришла» по мотивам русской народной сказки «Репка» во второй младшей группе Задачи. Расширять знания детей о русских народных сказках, развивать интерес к русским народным сказкам. Цели. Учить детей понимать ценность дружбы, сплоченности. Формировать...

Исследовательский творческий проект «Мир фантазий» по обучению нетрадиционным техникам рисования

Исследовательский творческий проект «Мир фантазий» по обучению нетрадиционным техникам рисования Информационная карта проекта. Продолжительность проекта – краткосрочный. Тип проекта – исследовательски-творческий. Этапы проекта: 1 этап: подготовительный, 2 этап: исследовательский, 3 этап: обобщающий. Участники проекта - дети старшей группы (15 человек), - педагог дополнительного образования...