Божество Ваджрасаттва — медитация на улучшение кармы. Текст, значение стослоговой мантры будды ваджрасаттвы Предназначение и блага мантры

Кармаракша о Силе Святого Имени Ваджрасаттва - Перевод с Санскрита Краткой Сущностной Мантры Очищения - " ОМ ВАДЖРАСАТТВА ХУМ"

Часть №3

ОМ-ВА-ДЖРА-САТ-ТВА-ХУМ!
Это ж Знаменитая Тибетская Мантра ОМ БЕНЗА САТО ХУНГ! :))

Рассмотрим перевод в контексте Трёх Измерений и Пяти Мудростей! И разберём также несколько уровней значений.

БУКВАЛЬНЫЙ:

Реализую Наивысшее Состояние Ваджрасаттвы (Нерушимой Сущности)!

Если совсем просто, то "Реализую Тело, Речь и Ум Ваджрасаттвы!"

ВНЕШНИЙ:
Вездесущей Благодатью Будды (в Пяти Аспектах Самобытия)!
Вездесущей Благодатью Тела, Речи и Ума Всех Просветлённых Существ
Да обретём мы Недвойственную Реализацию Нерушимой Мудрости
и Сострадательной Магической Активности
Трёх Измерений и Пяти Мудростей!

ВНУТРЕННИЙ:
Вездесущей Благодатью Будды (в Пяти Аспектах Самобытия)
Вездесущей Благодатью Тела, Речи и Ума Всех Просветлённых Существ
РЕАЛИЗУЮ НАИВЫСШЕЕ СОСТОЯНИЕ ВАДЖРАСАТТВЫ!

ТАЙНЫЙ:
ВЕЗДЕСУЩЕЙ БЛАГОДАТЬЮ БУДДЫ (В ПЯТИ АСПЕКТАХ САМОБЫТИЯ)!
ВЕЗДЕСУЩЕЙ БЛАГОДАТЬЮ ТЕЛА, РЕЧИ И УМА ВСЕХ ПРОСВЕТЛЁННЫХ СУЩЕСТВ
СОЗЕРЦАЮ НЕДВОЙСТВЕННОСТЬ
НЕРУШИМОЙ МУДРОСТИ И СОСТРАДАТЕЛЬНОЙ МАГИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
ТРЁХ ИЗМЕРЕНИЙ И ПЯТИ МУДРОСТЕЙ!

Именно об этом "ШАДАКШАРА МАНТРА ВАДЖРАСАТТВЫ" - Шестислоговая Мантра Ваджрасаттвы! Она же Краткая и Сущностная Мантра Ваджрасаттвы!

Кто же такой Ваджрасаттва? "Ху из м. Ваджрасаттва? "!

Посмотрите сами на значения "ВА" - "ДЖРА" , "ВАДЖ"-"РА" , "ВАДЖРА" "САТ ", "ТВА " "САТТВА ":

1) САТ (Словарные значения)

सत् -прил. честный, правый, присутствующий, прочный, хороший,прочный, реальный, фактический, верный, хороший, почтенный, происходящий жизненный, мудрый, красивый!

सत् - отличный, существующий, происходящий, действительно являющийся. "хорошие или честные или мудрые или респектабельные люди" "что, который является хорошим или реальным или правда"

सत् - "хороший или мудрый человек" , правда, реальность, вода, преимущество, хороший человек

2) А теперь чуть чуть о "ТВА "

त्वम् tvam - you - Ты

कः त्वम् ? - kaH tvam ? - Who are you? - Кто Ты?
तत्त्व - ТАТ_ТВА - Реальность, будучи, правда, реальное состояние, принцип, элемент, элементарная недвижимость, правда, принцип, сущность элементов,суть или вещество из ничего, самобытность, аксиома.
तत्व - ТА_ТВА - Реальность, правда!
То есть ТВА - Это Суть-Сущность
САТ (Бытия, Света, Правды, Истины, Чистоты, Реальности, Справедливости и Веры)

3) И सत्त्व - САТТВА - Мудрость, ясность, гармония, сила в характере,


  • правда, сущность, твердость, реальность

  • вопрос, расположение имеется в виду, разрешение, являющийся.

  • вещь, дух,природа, объект, духовная сущность,создание, великодушие, сознание

  • материал или элементарная субстанция

  • жизненно дыхание, качество из чистоты или добра, существование, хороший смысл

  • относящиеся к качествам саттва, также первый.

  • рудимент из жизни, плод, жизнь, доброта, ум, энергия,

  • самообладание, живое существо, чувствующее существо, характер.

Вот как многообразен и многозначителен термин САТТВА !

Ваджрасаттва - vajrasattva - это Существо Нерушимой Мудрости и...! Повторюсь, поскольку это важно, У Будды есть отдельный комментарий значения имени " Ваджрасаттва " в " Хеваджра " тантре!

" Ваджрагарбха спросил:

Почему Ваджрасаттва ?
Как так Махасаттва ?

И по какой причине Самаясаттва ?

Не разъяснит ли мне Бхагаван ?

Бхагаван ответил:

1) Ваджрой зовут, поскольку нерушим ;

2) Саттвой - поскольку он объединяет три бытия . В силу такого обоснования его зовут Ваджрасаттвой.

3) Он исполнен аромата Великой Мудрости , и поэтому его зовут Махасаттвой .

4) Поскольку он всегда верен своему обету , его зовут Самаясаттвой ."

По поводу истории термина "Ваджра ", оружия Индры, о том какие они бывают, "огонь и вода, гром и молния, неотвратимая магия возмездия и устранение препятствий" на эту тему больше всего информации обнаруживается в ведической литературе и источниках.

Если же смотреть по сути, то Ваджра это три нерушимых измерения Будды (Дхармакая, Самбхогакая, Нирманакая)! А Саттва - это Существо, которое является нераздельным Единством этих Трёх Измерений. Также, Ва - это нерушимость Ваджра, а Джра - его Сострадательная Магическая Активность. Ограничившись пока этим подведём итог:

Ваджрасаттва - это Существо Нерушимой Мудрости, Чести-Верности и Сострадательной Магической Активности!"

Если разложить "ВАДЖРА " как "ВАДЖ " и "РА " или " РА(М) ", то получим элемент грубой силы элемента Воды ("ВАДЖ "), который может представлять Силу Мирных-Спокойных проявлений Будды Ваджрасаттвы и всех Будд и слог РА (РАМ , только без бинду "М ". но бинду есть в конце мантры у ХУМ !). РАМ - слог элемента Огня и Света! В данном контексте может предсталять элемент Огня, Свет и Силу Гневных Сострадательных Проявлений Будды Ваджрасаттвы! РАМ , также Победоносный Слог Превосходного Очищения, Рудра Биджа, и Биджа-мантра Исторического Рамы(РАМ - Святое Имя)!

Кстати, любопытно, что согласно Лаосской Поэме "ПРАЛАК ПРАЯМ",
"РАМА " является предыдущим воплощением Будды!

ВАДЖРА - Нерушимый, так, кстати, звали внука Кришны в Махабхарате уцелевшего после сражения палицами.
ВАДЖРАБАЛА - Сильный, как Гром!
ВАДЖРАВЕГА - Быстрый, как Молния!
ВАДЖРА - Украшение Богов и Оружие Индры, Шивы-Рудры, Вишну, которое вызывает гром, молнии, потоки ливней, и т.д.
ВАДЖРА - Молниеносная, Громоподобная Мудрость Существования, Сила и Активность Божеств, способствующая Освобождению!
ВАДЖРА - Мужской Символ, который представляет ВСЕПРОНИКАЮЩУЮ МУДРОСТЬ и СОСТРАДАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ ПРОСВЕТЛЁННЫХ СУЩЕСТВ !

САТТВА - это Сущность, Энергия, Дыхание Жизни и Мудрость , это СУЩНОСТЬ БЫТИЯ, СВЕТА, ПРАВДЫ, ИСТИНЫ, ЧИСТОТЫ, РЕАЛЬНОСТИ, СПРАВЕДЛИВОСТИ И ВЕРЫ, КОТОРАЯ ВСЁ ОБЬЕДИНЯЕТ, ПРОЯСНЯЕТ И УРАВНОВЕШИВИАЕТ, то есть - ВСЕОБЪЕМЛЮЩАЯ, ПРОСВЕТЛЯЮЩАЯ И ГАРМОНИЗИРУЮЩАЯ МУДРОСТЬ И АКТИВНОСТЬ !

Кстати, интересно что знаменитые Ведические имена "САТИ " и "САТЬЯВАТИ " означают САТИ - "С ущая", "Настоящая", "Существующая", "Правдивая", "Честная". и САТЬЯВАТИ - " ГОВОРЯЩАЯ ПРАВДУ", "ПРАВДОРЕЧИВАЯ", " ПРАВДИВАЯ", "ПРАВЕДНАЯ", "СПРАВЕДЛИВАЯ"- Соответственно "ВАДЖРА+САТТВА" - ЭТО НЕДВОЙСТВЕННАЯ МУДРОСТЬ БЛАЖЕНСТВА ВСЕПРОНИКАЮЩЕЙ И ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕЙ МУДРОСТИ !

И "ВАДЖРА" или Ваджру символизирует Ваджра-Скипитер, А "САТТВА" или Саттву символизирует Ваджра-Колокольчик в руках у Ваджрасаттвы! Результат слияния которых - Недвойственное Блаженство - "ВАДЖРАСАТТВА"

И мы пребываем и интегрируем всё в этом Блаженном состоянии с "ХУМ" !

СВЕТ ВАДЖРАСАТТВЫ БЕЛЫЙ - это Свет Изначальной Чистоты! И этот Белый Свет представляет единство всех цветов спектра и Нераздельное Единство Мудрости Всех Будд!

ОМ ВАДЖРАСАТТВА ХУМ !

Само слово "ВАДЖРА " имеет функцию Очищения, Крепости и Усмиряющей Активности, представляет Зерцалоподобную Мудрость и олицетворяет Совершенство Формы всех Будд! Ваджрасаттва дарует Ваджра сиддхи , дарует сиддхи-благословения всех Татхагат , дарует сиддхи-благословения Мирных, Радостных и Гневных проявлений Будд или Божеств !

ВАДЖРАСАТТВА - это Имя Истины и Слово-Истины! И потому Его Достоинства неисчислимы! Это Святое Имя - Благословение всех Татхагат!

В "Падма-Пуране" есть шлока, которая приводится в "Хари бхакти-виласе"(2.527):

"Если какой-то Преданный один раз произносит Святое Имя Господа, или если оно проникает в его ум или входит в уши, то Святое Имя, несомненно освободит его от материального рабства, независимо от того, правильно его грамматически произносят или неправильно, правильно ли соединяют или произносят различные части имени.
О брахманы, поэтому сила Святого Имени велика".

Мастер Дзогчена Намкай Норбу в "Учении Семде" об очищении мантрой Ваджрасаттвы пишет:

"Стослоговая [мантра] представляет сто манифестаций мандалы тела, т.е. сто форм, проявленных в разнообразных функциях нашей энергии. На самом деле, стослоговая мантра Ваджрасаттвы - это не только Ваджрасаттва, но и все Татхагаты или Реализованные Существа . Поэтому она считается очень важным средством для активизации их Мудрости. Когда мы делаем эту Практику, мы вступаем в общение со всеми Татхагатами с просьбой получить их Мудрость, тем самым очищая и устраняя препятствия и помехи."

И поскольку в Шестислоговой мантре "ОМ ВАДЖРАСАТТВА ХУМ " сконцетрирована самая суть и Сердце 100 Стослоговой мантры Ваджрасаттвы, то 6 слоговая, при правильном отношении, произношении и понимании становится очень мощным средством очищения, устранения препятствий и активизации Мудрости всех Реализованных Существ!

Также, мы осознаём важность исполнения взятых на себя обязательств и договорённостей, важность соблюдения ваджрных отношений между практиками, учителями и учениками, и стараемся их исполнять должным образом, а если мы их не испоняем, или забываем о них, игнорируем и т.д, то нарушаем свой обет, и препятствия, проблемы и напряжения только множатся-преумножаются. Важно осозновать, что Самая важна для Реализации и она связана с чистотой,честью и верностью, и о ней надо заботиться, оберегать, поддерживать, исполнять, и очищать эффективными и экологичными средствами и способами:

Посредством практики:

1) Сутры (Путём Отречения, Накопления Заслуг, Преумножения Добродетели, Концетрации и Воли, что эквивалентно Раджа-Йоге)

Посредством практики:

2) Тантра-Ваджраяны (Путём Трансформации и Аккумуляции Энергии, Преображения Видения, что эквивалентно Кундалини Йоге)

Посредством практики:

3) Маха Ати-Дзогпаченпо (Путём Самоосвобождения Самосовершенства, путём Интеграции Ума и Запредельной Мудрости, что эквивалентно Махамудре и Джняна-Йоге), а также очищение в базовом и фундаментальном измерении Прибежища

Посредством практики:

4) Намо-Намаха (то есть Сотрудничеством, Служением и поклонением Гуру-Учителю, Божествам, священной Мандале, Сангхе, Божественным Помощникам и Благородному окружению, практикой ритуалов, киртанов, бхаджанов, священными танцами ваджра радости и песнями ваджра радости, что эквивалентно Крия-Карма-Йоге и Бхакти-Йоге)

Соответственно, на каждом уровне есть свои уникальные методы и практики. Ни один из уровней не является высшим или низшим. Практика "Существа Нерушимой Мудрости, Чести-Верности и Сострадательной Магической Активности" самодостаточна и не исключает и не отвергает ни один из них и прекрасно работает на всех этих условно 4-5 уровнях. Собственно, практика Ваджрасаттвы это ещё один универсальный вариант и способ практикования Гуру-Йоги.

Таким образом, Вездесущей Благодатью Будды (в Пяти Аспектах Самобытия)
Вездесущей Благодатью Тела, Речи и Ума всех Просветлённых Существ
да станут все наши накопления (органы чувств и их способности, органы действия и их способности, а также ум и его способности)
Истинно Божественными, Просветлёнными и Благословенными!

ТадьятхА ОМ панчендрия авабодхана йе свАхА

तद्यथा ॐ पञ्चेन्द्रिय अवबोधन र्य स्वाहा
ཏདྱ་ཐཱ། ཨོཾ པཉྩནྡྲི་ཡ་ཨཱ་བ་བོ་དྷཱ་ན་ཡེ་སྭཱ་ཏཱ།

САРВА МАНГАЛАМ!

Закончил комментарии, и начал воспевать мантру Ваджрасаттвы в 16.00, 27 апреля 2015 года г.Москва. Тут же засверкали молнии, грянул гром, поднялся стремительный ветер, и нахлынул очищающий ливень!

Э МА ХО!

Вдохновляет и впечатляет этот 10 лунный день, День Гуру Падмасамбхавы! Слава Гуру и всем Владыкам Ваджра! Слава Всегда! Ура!

ОМ ВАДЖРАСАТТВА ХУМ!

Кармаракша
(Тем кто горит желанием
или хочет узнать ещё больше о том что происходит когда мы возглашаем
Святое Имя "Ваджрасаттва",
рекомендую ознакомиться самостоятельно в инете
с переводами Ваджрашекхара Сутры - кстати,
приблизительные переводы на русский Сутра (Тантра) Алмазной Вершины,
Сутра(Тантра) Ваджрной или Алмазной Короны или Диадемы
(Ваджрного или Алмазного Венца или Пика).

Буддийская мантра Ваджрасаттвы — одна из самых действенных и популярных в Тибете и Индии. Ее называют волшебной и чудодейственной. Идеально подобранное звучание священных звуков, сгруппированных в сто слогов, оказывает мощное воздействие на и производит кардинальные изменения на физическом плане.

Рассмотрим тему: практика мантры — стослоговая мантра Ваджрасаттвы. Сколько раз нужно произносить текст, в какое время суток, сколько дней подряд — все ответы будут в статье.

Ваджрасаттва в буддизме и индуизме

Ваджрасаттва является воплощением чистоты и непорочности. Этот образ в буддизме символизирует искренность, безгрешность и свежесть. Ваджрасаттва изображен на лотосовом троне с лунным диском.

В правой руке он держит ваджру — символ непоколебимости и сострадания. Левой рукой Ваджрасаттва удерживает серебряные колокольчики — символ духовности и мудрости.

Слово «ваджрасаттва» переводится как «алмазное нерушимое существо». Есть и иные интерпретации этого слова — «душа молнии», «сила, подобная удару грома и молнии». Под этим названием объединено пять воплощений будд, достигших просветления, чистоты, гармонии и стойкости духа.

Действие мантры

Стослоговая мантра известна с древних времен, ее использовали буддийские монахи для избавления души от грехов, исправления кармы и перехода на новый уровень восприятия. Сила мантры настолько велика, что способна исправить карму прошлых воплощений человека.

Текст написан на священно языке и дословного перевода не имеет. Через произнесение священных звуков человек обращается к божественной сущности с просьбой очищения души и дарования просветления.

В результате практики мантры можно достичь следующих результатов:

  • избавиться от хронических заболеваний;
  • облегчить душевные страдания;
  • избавиться от аморальных мыслей;
  • избавиться от внутренних блоков — злобы, зависти, ревности;
  • успокоить душу и достичь просветления;
  • понять свое земное предназначение;
  • очиститься от наведенной негативной магии;

Действие мантра оказывает только на тех людей, кто искренне желает избавиться от собственного негатива, стремится к постижению мудрости и обретению просветления. Без искреннего чистого сердца невозможно обрести духовность.

Вот что написано в Тантре о практике 100-слоговой мантры:

Как практиковать мантру

Священный текст можно слушать в записи, петь или читать. Чтобы лучше войти в медитативное состояние, примите очищающий душ или ванну и воскурите благовония — аромапалочки с запахом сандала или лотоса. Запахи возбуждают астральное тело человека и настраивают на восприятие трансцендентальных вибраций.

В начале практики можно просто слушать слова в записи, затем пытаться повторять вслух. Во время медитации нужно представлять образ Ваджрасаттвы либо созерцать изображение на картинке. В буддизме Ваджрасаттва — символ очищения и избавления.

Когда выучите текст мантры, повторяйте ее вместе с записью. В дальнейшем можно практиковать мантру самостоятельно, используя четки с бусинами — 108 штук (сто девятая бусина в четках служит для разделения). По буддийским поверьям тот, кто произнес мантру миллион раз, может достичь просветления при жизни.

Литературный перевод текста:

Сколько дней практикуется мантра — 100 слоговая мантра Ваджрасаттвы? Ее следует читать ежедневно по 108 раз (или 21 раз). Чем больше дней вы посвятите практике, тем лучше для вас. Время суток для практики не имеет значения: главное, чтобы вам никто не мешал. Некоторые йоги рекомендуют медитировать полностью обнаженным. Если есть такая возможность, воспользуйтесь ей обязательно.

Мантра Ваджрасаттва практикуется с визуализацией — необходимо представить над собой образ золотого будды. Если визуализация не получается, можно смотреть на статуэтку или изображение будды.

Чтобы получить очищение грехов, нужно искренне раскаяться в своем сердце — иначе вы не сможете достичь очищения. Однако ваша душа должна принять осознанное решение — не совершать больше грехов, идти по пути мудрости и чистоты. Если вы не готовы к такому решению, просите высшие силы дать вам разумение.

Мантра Ваджрасаттва — мантра очищения кармы огромной силы. Что чувствует практикующий на физическом уровне после медиации? Результатом практики является:

  • чувство легкости в теле;
  • меньшая потребность во сне;
  • крепкое здоровье;ясность памяти и мышления;
  • развитие интуиции.

В Тантре чистого раскаяния сказано, что практикующий ежедневную медитацию становится сыном будд при жизни и бодхисаттвой после смерти.

Слушать мантру Ваджрасаттвы в записи.

Практикуя мантру Ваджрасаттвы, человек может очиститься, познать себя, достичь нового духовного уровня, а также излечиться от множества недугов. Использование этого чудодейственного текста, согласно верованиям практикующих йогов, позволяет достигнуть состояния просветления гораздо быстрее, чем другие методы.

[ Скрыть ]

Ваджрасаттва в индуизме и буддизме

Ваджрасаттва – это образ природы Будды и основное божество тантры (эзотерической индийской традиции).

В индуизме

В индуизме Ваджрасаттва характеризуется так:

  1. В Тибетской Книге мертвых Ваджрасаттва назван иначе – Будда Акшобхья, что означает «непоколебимый» и «неизменный». Акшобхья преобразует гнев живых существ в чистейшую мудрость, обучает видению вещей неомраченными.
  2. В Тибете Ваджрасаттва именуется, как Дордже Семпа. Это означает «алмазный ум».
  3. Тело этого бога в мирном воплощении имеет белоснежную кожу — это символизирует чистоту. Гневное воплощение бога — Вишуддха Херука с синей кожей и шестью руками. В его нижних руках чаши в виде черепа — капалы — которые символизируют непостоянство сущего, а в верхних — оружие.

В буддизме

В буддизме Ваджрасаттва - символ очищения и избавления. В ритуалах этой религии также используется ваджра, напоминающая древний скипетр. Изображения Ваджрасаттвы в буддизме держат ваджру в правой руке.

Этот предмет символизирует:

  • пробуждённое сознание;
  • каруну – сострадание;
  • упаю – искусный метод.

Нередко Ваджрасаттва изображается с супругой, которую он обнимает — причем, и в мирном, и в гневном обличии.

Действие мантры

Мантра действует таким образом:

  • излечивает многие хронические заболевания;
  • способна очищать карму;
  • душа лишается страданий;
  • приходит понимание своего земного предназначения;
  • очищается и исправляется кармическая нагрузка;
  • практикующий избавляется от внутренних блоков: злобы, зависти, ревности;
  • приходит душевное успокоение;
  • достигается просветление;
  • человек очищается от наведенной негативной магии.

Как правильно практиковать?

Практиковать мантру нужно так:

  1. Сначала слова мантры прослушиваются в записи несколько раз.
  2. После нужно попытаться повторить на слух, сохраняя ритм и интонацию.
  3. Во время медитации необходимо представлять образ Ваджрасаттвы либо созерцать изображение на картинке.
  4. Повторять мантру необходимо каждый день, а не от случая к случаю.
  5. Петь и слушать молитву можно в удобное время суток. При этом прослушивание мантры действует также хорошо, как и проговаривание.
  6. Лучше всего практиковаться в одиночестве, в знакомом комфортном помещении.

Некоторые опытные йоги настаивают на том, что эффективнее петь эту мантру обнаженным.

На видео — пример чтения мантры. Предоставлено каналом Magic Mantra.

Тексты Ваджрасаттвы с переводом

Существует короткая версия чтения данной мантры и длинная, она же стологовая.

Короткая мантра звучит так:

ОМ ВАДЖРАСАТО ХУМ

Интерпретация мантры на русский:

Я принимаю прибежище в Трех Драгоценностях. Я освобожу всех живых существ и приведу их к пробуждению. Посему, я совершенным образом зарождаю настрой, устремленный к достижению просветления ради блага всех живых существ.

Медитация для стослоговой мантры

Особенности медитации для стослоговой мантры:

  • при её чтении надо сосредоточиться на образе Ваджрасаттвы;
  • нужно представить, что этот бог парит над головой, как из его тела исходит белый свет, который проникает в читающего через макушку;
  • следует думать о том, как очищенное тело светится белым цветом.

Длинная версия мантры звучит следующим образом:

БЕН ДЗА / СА ТО СА МА Я/ МА НУ ПА ЛА Я/
БЕН ДЗА СА ТО ТЭ НО ПА
ТИ ТХА ДРИ ДХО МЕ БХА ВА
СУ ТО КХА Ё МЕ БА ВА
СУ ПО КХА Ё МЕ БХА ВА
А НУ РАГ ТО МЕ БА ВА
САР ВА СИ ДДХИ МЕМ ТА Я ЦА
САР ВА КАР МА СУ ЦА МЕ
ЦИ ТАМ ШРИ Я КУ РУ ХУНГ
ХА ХА ХА ХА ХО/ БХА ГА ВАН САР ВА ТА ТХА ГА ТА
БЕНДЗА МА МЕ МЮН ЦА БЕНДЗИ БХА ВА
МА ХА СА МА Я СА ТО АХ

Видео

На видео представлена практика Мантры Ваджрасаттвы. Снято пользователем Inna Romanenko.

Ваджрасаттва - бодхисаттва, основное божество, применяемое практикующими на всех уровнях Тантры. В зависимости от методов практики, он может визуализироваться один или с супругой.

Ваджрасаттва имеет белый цвет тела, что обозначает его безупречную чистоту. Подобно Ваджрадаре, чьим проявлением он является, Ваджрасаттва держит ваджру символизирующую метод в своей правой руке и дильбу (колокольчик), символ мудрости в левой. Ваджрасаттва одет в красивые шелковые одежды и драгоценные украшения. Ваджрасаттва является олицетворением принципа очищения.

Тантрические методы преобразования (трансформации) не приведут к глубоким и совершенным результатам, пока наше тело, речь и ум остаются загрязненными омрачениями, накопленными в силу наших прошлых вредных физических, речевых и умственных действий. Чтобы достичь совершенства в своей духовной практике, мы должны не только избегать таких пагубных действий сейчас, и в будущем, но так же мы должны очищать самих себя от всего негативного, что мы накопили на протяжении множества жизней. Практика Ваджрасаттвы - главный метод, рекомендуемый различными традициями Буддизма Ваджраяны, для такого очищения. Кроме того, эти методы очень эффективны для исправления нарушенных обетов.

Слово "Ваджрасаттва" имеет несколько значений: "Алмазная душа" или "Душа Молнии", "Природа алмаза", "Алмазная природа", "Сила, подобная удару молнии", "Мощь грома", "Алмазный ум" или "Молниеносный ум". В тантрическом контексте значение указывает на обладателя нерушимого состояния сознания, другими словами, ваджра - это символ природы будды. «Ваджрасаттва» - олицетворение сути нашей собственной чистой, алмазной природы.

Ваджрасаттва олицетворяет синтез Пяти Дхиани Будд - группы из пяти небесных Будд, которых визуализируют во время медитации. Они не являются историческими личностями, и поэтому их следует отличать от исторических Будд, таких как Гаутама Будда или Падма Самбхава. Иногда его называют шестым дхьяни-буддой.

Пять Дхиани Будд вместе с Ваджрасаттвой - это центральные божества эзотерического буддизма. Они представляют пять различных аспектов просветленного сознания и служат проводниками к духовному преображению. Ученики тибетского буддизма начинают практиковать медитацию на Пять Дхиани Будд через шестого Дхиани Будду - Ваджрасаттву.

Ваджрасаттву изображают в двух формах: одиночной и в союзе Яб-Юм.

У белой одиночной формы одно лицо и две руки, правая рука держит золотую ваджру (тиб. дордже) у сердца, а левая у бедра - серебрянный колокольчик полой частью колокольчика вверх. Форма божества сидит со скрещенными ногами в медитативной позе (падмасана, поза лотоса) на распустившемся лотосе, поверх которого лежит плоский диск луны, образующий трон Ваджрасаттвы. Ваджрасаттва имеет драгоценные украшения и шёлковые одежды Самбхогакаи. В медитации эту форму представляют невещественной, подобной радуге, как союз формы и чистой видимости.

Имеются изображения Ваджрасаттвы как белого, так и синего цвета.

В союзе Яб-Юм его супруга держит изогнутый нож (санскр. картика / символизирует отсечение корня Трёх Ядов) в правой руке и чашу из черепа (санскр. капала) в левой.


Стослоговая мантра Ваджрасаттвы

Как дополнение к личной практике, мантра Ваджрасаттвы имеет способность очищать карму, нести умиротворение, облегчать страдания читающего или слушающего мантру, и стать причиной просветления в целом. Считается, что она очищает карму не только этого воплощения, но и многих других воплощений. Просто повторяя Стослоговую мантру 21 раз, мы не даём негативной карме расти и очищаем её. Мантра лечит многие хронические заболевания. Очищает от вредных качеств, как злость, зависть, ненависть. Используется для подготовки сознания к более продвинутым тантрическим техникам.

"Медитация Дордже Сэмпа или Ваджрасаттвы - это наиболее эффективная и наиболее замечательная практика очищения, которая принадлежит как сутре, так и тантре. Цель данной медитации состоит в том, чтобы очистить нас от всевозможных уровней заблуждения и запутанности в уме, всего негативного, и отрицательных кармических структур, проявляющихся в результате этой запутанности и заблуждения". (Калу Ринпоче. "Самоцветное украшение разнообразных устных наставлений".)

Многие тибетские посвящения начинаются с призывов к Ваджрасаттве. Для очищения и подготовки к дальнейшему продвижению по пути просветления кандидаты медитируют на него и повторяют его мантру. В конечном итоге ученик приходит к осознанию, что ему предстоит найти Ваджрасаттву в центре своего собственного существа, сидящим на троне из лотоса в тайной обители сердца.

В своей диктовке, данной в 1993 году, Ваджрасаттва, выступая в качестве представителя Пяти Дхиани Будд, рассказал, какую помощь они оказывают нам: «Мы помогаем вам открыть вашу сокровенную суть - тайную обитель души, которая оказалась закрытой для нее из-за кармы и чрезмерных желаний. Мы открываем сокровенные двери, и нужная дверь становится открытой дверью для дальнейшего продвижения.

Если душа обладает мужеством, а вы вдохновляете, поддерживаете и направляете ее, омывая любовью и состраданием, то она сможет открыть эти двери и войти. И если вы заботились о нуждах своей души, она познает своего внутреннего Христа и внутреннего Будду.

Вы можете визуализировать Ваджрасаттву как золотого Будду, сияющего так, будто он освещен ослепительными лучами солнца. Он сидит в позе лотоса и держит в правой руке на уровне своего сердца скипетр ваджру. В левой руке у него колокольчик.

Ваджра олицетворяет его сострадание, а колокольчик - великую мудрость. Сострадание и мудрость являются основной парой добродетелей, необходимых для достижения самореализации. На другом уровне ваджра и колокольчик символизируют просветленный разум Будды и его тело в счастливом единении с совершенной Реальностью.

Практика мантры Ваджрасаттвы способствует очищению от грехов и устранению духовных препятствий.

Транслитерация Стослоговой мантры Ваджрасаттвы

oṃ va jra sa ttva sa ma ya ma nu pā la ya va jra sa ttva tve no pa ti ṣṭha dṛ ḍho me bha va su to ṣyo me bha va su po ṣyo me bha va a nu ra kto me bha va sa rva si ddhiṃ me pra ya ccha sa rva ka rma su ca me ci ttaṃ śre yaḥ ku ru hūṃ ha ha ha ha hoḥ bha ga van sa rva ta thā ga ta va jra mā me mu ñca va jrī bha va ma hā sa ma ya āḥ sa ttva aḥ hūṃ phaṭ
--------

Русское прочтение Стослоговой мантры Ваджрасаттвы

ОМ ВАДЖРАСАТТВА САМАЯ МАНУ ПАЛАЯ
ВАДЖРАСАТТВА ТЕНОПА ТИСТА ДРИДХОМЕБХАВА
СУТОШЬОМЕБХАВА СУПОШЬОМЕБХАВА
АНУРАКТОМЕБХАВА САРВАСИДДХИМЕПРАЯЧЧА
САРВАКАРМАСУЧАМЕ ЧИТТАМСРЕЙЯМКУРУХУМХА ХА ХА ХА ХО БХАГАВАН САРВАТАТХАГАТА
ВАДЖРАМАМЕМУНЧА ВАДЖРИБХАВА МАХАСАМАЙЯ
САТТВА А

-------

100-слоговая мантра (перевод)
Перевод Батарова В.

Ваджрасаттва, защити мои обязательства,
Ваджрасаттва, поддерживай меня,
Прошу, оставайся прочно со мной.
Сделай так, чтоб ты был мной доволен.
Всегда будь ко мне открыт.
Будь ко мне благосклонен.
Даруй мне осуществление всех достижений.
Сделай так, чтобы все мои действия были хорошими.
Пожалуйста, сделай так чтобы мой ум был всегда добродетелен.
Просветленный Победитель, Достигший таковости,
Ваджрасаттва, не бросай меня -
Имеющего великие обязательства.

Дополнительные пояснения
“Ом”, состоящий из трех букв, символизирует Тело, Речь и Ум Будды.
“Хунг” - это семенной слог, символизирующий изначальное осознавание.
“Ха Ха Ха Ха Хо” символизируют пять видов изначального осознавания или мудрости.
“А” - означает отсутствие у феноменов свойственной им природы.

В одной индийской работе пишется о значении стослоговой мантры:

Читающего Сто Слогов не поражают недуги, муки, преждевременная гибель,
Читающего Сто Слогов не окружают нищета, несчастья, горе, беды.
Его враги повержены во прах, его желанья исполняются немедля,
Читающему Сто Слогов да будет сын, коль сына он желает,
Или богатство, если он того желает, или земля, которой прежде он лишился.
Любой, кто к долголетию стремится, пусть Сто Слогов непреставая молвит,
И если думает он: "Годы утекли", -
То в триста раз лет больше впереди!
И тот же человек, счастливец в этом мире,
В Блаженстве Сукхавати возродится.
Читающему Сто Слогов не угрожают
Ни упыри-кхадо, ни мертвяки-роланги, ни нечисть разная, ни демоны забвенья.
Те Сто Слогов читая постоянно, тупой дурак добудет разуменье,
Злодей узреет Бхагавана Будду,
А горемыка - неизменное везенье,
Исчезнут и тоска, и шаткость.
Стосложная очистит худшего злодея,
И в этой, и в грядущих жизнях ему быть Властелином Мирозданья.
И наконец, в невозмутимости свободы,
Читающий достигнет Пробужденья.

В "Тантре украшение ваджрной сущности" сказано:

Чётко представляя в соответствии с обычной садханой украшенного драгоценностями Ваджрасаттву с ваджром и дильбу в руках, воплощающего единое тело всех будд, сидящего в центре лунного диска, лежащего на белом лотосе, двадцать один раз произнесите стослоговую мантру, это остановит рост коренных падений и искоренит более мелкие огрехи. Практикуйте этот метод между основными медитациями. Если же стослоговую мантру повторить с таким созерцанием сто тысяч раз, то это полностью устранит последствия падений и во всей чистоте восстановит нарушенные обеты и обязательства".

В "Тантре чистого раскаяния" сказано:

"Стослоговая мантра - самая суть сердца всех сугат. Она очищает все ослабления и нарушения обетов и все омрачения. Если это самое высшее выражение раскаяния повторить сто восемь раз подряд, то можно восстановить все ослабленные и нарушенные обеты и спастись от падения в низшие миры. Тот, кто избирает повторение стослоговой мантры своей ежедневной практикой и выполняет её, уже при жизни становится сыном для будд трёх времён и получает их покровительство, а после смерти, несомненно, станет лучшим из бодхисаттв".

И сказано ещё, что если ты усердствуешь в практике этого созерцания и чтении мантры, тогда очистишься полностью от своих малых и средних злодеяний. Твои большие злодеяния не будут разрастаться, но угаснут и постепенно полностью смоются.
Говоря в целом, если ты истинно веришь в учение о действии и результате, тогда ты неизбежно отвергнешь все свои вредоносные деяния. И тогда твоё покаяние станет всецело искренним, подлинным. Прозрение неизбежно последует за очищением. Но те, кто просто бормочет молитвы и нарушает практики монашеской жизни, кто не взрастил в себе истинной веры и раскаянья, у тех Прозрения будет не больше, чем волос у черепахи.

А это - Тханка Ваджрасаттва Яб - Юм. Буддийская традиционная живопись. Тханка с изображением Ваджрасаттвы и Ваджраварани Яб-юм (тиб. Дордже сэмпа) в тибетской живописи является достаточной редкостью. Связано это с тем, что раньше тантрические изображения могли лицезреть люди имеющие соответствующее посвящение. Танка визуализирует ритуальный половой акт (тиб. Яб-юм) символизирующий соединение Метода и Мудрости ― родителей просветления.

Видео "Стослоговая мантра Ваджрасаттвы в свободном исполнении" :

Мандалы Ваджрасаттва








Здравствуйте, любознательные читатели! Сегодня вы узнаете, что это за божество Ваджрасаттва, в какой важнейшей буддийской практике не обходится без его участия, и какое сакральное значение имеет выполнение её для любого буддиста.

Немного из теории учения

Ваджраяна символизирует собой высший этап развития индийского буддизма. В отличие от , предлагающей путь к просветлению длиной в несколько кальп (миллиардов лет), хоть и является её ответвлением, привлекает своих адептов тем, что состояния буддовости можно достигнуть за одну жизнь, пребывая в своём теле.

Слово «ваджра» изначально относилось к обозначению скипетра бога грома и молнии Индры, но оно имеет и другие значения. В частности, это «алмаз» или, по-старинному, адамант.

Алмаз, как известно, отличается необычайной твёрдостью. В связи с этим, слово «ваджра», по буддийским понятиям, означает неуничтожимое состояние и совершенство просветлённого сознания, которое возникает внезапно, как вспышка молнии.

Поэтому Ваджраяна зовётся ещё Алмазным путём (колесницей).

Описание божества

В ритуалах в также используется ваджра, напоминающая древний скипетр. Этот предмет символизирует:

  • пробуждённое сознание;
  • каруну – сострадание;
  • упаю – искусный метод.

Ваджру можно увидеть в правой руке у Ваджрасаттвы. В Тибете его называют Дордже Семпа, что значит «алмазный ум». Он упоминается в двух сутрах: Ваджрасекхара и Махавайрочана.

Ваджрасаттва олицетворяет собой будду, который помогает убрать всё негативное из кармы человека. На изображениях он часто с ваджрой, прижатой к сердцу, в то время как в его левой руке находится колокольчик полой частью вверх.

Колокольчик связывается в буддийской практике с мудростью (праджней) и пустотой. Таким образом, в руках у Ваджрасаттвы находится напоминание о том, что просветления можно достичь при помощи соединения метода и мудрости, сострадания и пустоты.

Ваджрасаттва обычно изображается сидящим на плоской луне, которая лежит на цветке лотоса. Ноги его скрещены, ступни развёрнуты вверх, в так называемой позе Ваджрасана.

Тело божества похоже на другие изображения будд. Но олицетворяет он разум, которому известно всё.

На божестве большое количество драгоценностей - серьги, ожерелья, диадема и другие. Они также символичны – это различные грани ума Будды.

В его диадеме есть пять выделяющихся украшений. Они говорят о том, что божество в совершенстве овладело Пятью Мудростями – Пятерицей Тахтагат, которые есть общностью пяти скандх:

  • Рупа – материальное тело, соотносится с буддой Вайрочана;
  • Ведана – восприятие – с Ратнасамбхава;
  • Самджня – умственные действия и выводы – с Амитабха;
  • Самскара – проявления кармы – с Амогхасиддхи;
  • Виджняна – различающее сознание – с Акшобхья.


Тело Ваджрасаттвы с белоснежной кожей, что указывает на чистоту. Как в мирной, так и в гневной форме он часто изображается обнимающим супругу.

Его гневным воплощением считается Вишуддха Херука.

Он шестирукий, синего цвета, в нижних руках у него капалы – чаши в виде черепа, напоминающие о непостоянстве всего сущего, в верхних – оружие. Считают, что практика его тантры прямо ведёт к просветлению.

Совершение процедуры очищения

Любого человека состоит из четырёх составляющих:

  • объект;
  • мотивация;
  • действие;
  • завершение.

Если все эти части задействованы, то карма мощно проявится в положительном или отрицательном смысле. Практика Ваджрасаттвы создана для очищения негативной кармы, при её образовании.

В крия-тантре существует множество медитативных созерцаний. Гелугпинская школа предлагает созерцать Ваджрасаттву перед отхождением ко сну.

Для этого нужно иметь чётки с выделяющейся двадцать первой бусинкой, чтобы не отвлекаться на счёт, и начитывать стослоговую мантру Ваджрасаттвы от двадцати одного до ста восьми раз:

ОМ ВАДЖРАСАТТВА САМАЯ МАНУПАЛАЯ ВАДЖРА

САТО ТИНОПА ТИТО ДЕНДУ МЕМБАВА

СУТОКАЙЕ МЕМБАВА СУПУКАЙЕ МЕМБАВА АНУРАКТО

МЕМБАВА САРВА СИДИМЕ ТРАЯЦА САРВА

КАРМА СУЦАМЕ ЦИТАМ ЧИРИЯМ КУРУ

ХУМ ХА ХА ХА ХА ХО БХАГАВАН

САРВА ТАТХАГАТА ВАДЖРА МАМИ МУНДЗА

ВАДЖРАБХАВА МАХА САМАЯ САТТВА ХУМ ПЕ

Иногда можно произносить её сокращённый вариант: ОМ ВАДЖРА САТТВА ХУМ.

Сначала нужно визуализировать Ваджрасаттву перед собой, а затем – над своей головой, сидящим на лотосе.


Необходимо создать четыре противоборствующие условия для устранения негативной кармы, такие как:

  • покаяние;
  • потенциал опоры;
  • очищение ума;
  • сила решимости.

Перед началом садханы (духовной практики) необходимо создать нужную мотивацию, то есть подумать о гораздо более эффективной помощи всем живым созданиям на своём пути становления бодхисаттвой после очищения кармы.

Затем следует искренне раскаяться, при этом медитируя на изменчивость и успение – сосредоточиться на трёх реальностях, которые есть в существовании каждого человека:

  • когда-нибудь наступит смерть;
  • время окончания жизни никому неведомо;
  • в миг ухода адепту поможет учение, этого не смогут сделать материальные вещи.

После этого думают о том неописуемом объёме негативной кармы, который накоплен за несколько своих жизней посредством неправильной речи, помыслов и действий.

Отрицательная карма похожа на яд: он действует, даже принятый тайно, и от его действия невозможно никуда скрыться.

В соответствии с законом причины и следствия, какая причина создана, такое и следствие получено. Это непреложно и для кармы. И её проявления неизбежно придётся испытать.

Осознав принятие этого яда, нужно подумать об опоре, где же найти прибежище, способное спасти от негативных последствий? Для любого буддиста это Будда, его учение – и Сангха – община монахов.

Положившись на их защиту, следует непосредственно переходить к процессу очищения. Для этого, представляя Ваджрасаттву, сначала думают о негативных поступках тела: совершенном воровстве, убийстве, прелюбодеянии и подобных вещах, искренне раскаиваются в совершении этого и начитывают вышеупомянутую мантру, глубоко сожалея о содеянном.

Представляют, как из Ваджрасаттвы выходят ослепительное сияние и нектар и вливаются в воображаемый просвет на макушке очищаемого, полностью заполняя тело и вынося из него всяческую грязь.


После нисходящего очищения следует применить технику восходящего, не переставая начитывать мантру, визуализируя божество. Все загрязнения представляются выводимыми снизу вверх лавиной сияния и нектара через верхнюю часть тела.

Для успешного результата необходимо знать стослоговую мантру на память и говорить её автоматически, не прерывая визуализации и искренне каясь. И завершает работу с телом представление спонтанного или самопроизвольного очищения: проникновение сияния Ваджрасаттвы мгновенно уничтожает отрицательную карму.

Так же делается и очищение речи, только в этот раз сожалеют о своей лжи, произнесённых бранных словах, нанесённых кому-либо оскорблениях. И завершить нужно очищением ума. После необходимо раскаяться в поступках, где участвовали речь, ум и тело одновременно.

Буддийское учение говорит, что карма может быть накопленной и созданной. Накопленная создаётся неосознанно, индивидуум не догадывается о содеянном. А вот при исполнении нехорошего деяния с радостью карма делается и созданной, и накопленной.

Если человек совершит что-либо неблаговидное, и тут же пожалеет об этом – это уже накопленная, но не созданная карма. И, наконец, созданная, но не накопленная карма – это плохое намерение, которое не удалось осуществить по внешним причинам.

В учении говорится, что совершая что-то плохое, при этом торжествуя, человек получит расплату ещё при жизни.

В конце очистительной практики следует представить, что весь поток грязи из адепта устремился в распахнутую пасть некоего чудища, которое находится под землёй. Он оборачивается нектаром, и чудище начинает ощущать к очищаемому тёплые чувства.

Так проявляется прощение. После этого визуализируемую пасть захлопывают и мысленно закрывают наглухо при помощи двух ваджр крест-накрест.


Затем очищающийся начинает четвёртый этап практики: выражает твёрдую решимость совершить всё от него зависящее, чтобы ни в коем случае не повторить подобных ошибок, как те, в которых он раскаялся. Он посвящает свою заслугу, созданную при медитации, своему очищению.

Заключение

Когда карма накоплена, но не создана, это не так страшно, она легко очищается. Самое ужасное – когда карма создана и накоплена, её крайне нелегко устранить.

В связи с этим имеет принципиальное значение ежедневно раскаиваться и сожалеть о совершённых неблаговидных деяниях. И если сегодня получилось отяготить свою карму, нужно тут же раскаяться в этом.

Друзья, сейчас прощаемся с вами. Если вам понравилась информация – рекомендуйте наши статьи к прочтению в социальных сетях.