Полезная информация. Рынок услуг по перевалке нефтепродуктов Что такое перевалка нефти

Перевалка нефтепродуктов

Перевалкой нефтепродуктов называют их отгрузку (перемещение) с одного вида транспорта на другой. Такая, казалось бы, простая процедура, на самом деле имеет множество нюансов, которые должны учитываться специалистами: технические характеристики топлива, правильная технология отгрузки, учет возможных рисков и опасностей и т.п.

Перевалка нефтепродуктов осуществляется на следующих видах транспорта:

  • Автомобильный
  • Железнодорожный

Незаменим, если нужно осуществить перевалку нефтепродуктов в больших объемах. Данный тип перевозок производится одиночными цистернами, партиями различной величины или заданными маршрутами.

  • Водный

Применяется для транспортировки топлива по воде, от одного берегового трубопровода до другого. Обязательное правило при такой процедуре — наличие документов территориальных органов, разрешающих перевалку.

При перевалке нефтепродуктов большое значение имеют адсорбция и десорбция. Эти два свойства топлива связаны со способностью поглощать или, наоборот, выделять летучие газы. В зависимости от температуры, эти соединения могут быть не только газообразными, но и жидкими. Температура также оказывает влияние на внутреннее давление продукта: чем выше температура, тем больше и давление.

В связи с этим, перевалка нефтепродуктов обязательно должна производиться с соблюдением специального температурного режима — ниже температуры вспышки. Для дизельного топлива этот предел составляет 55 градусов, для керосина — 50 градусов. Кроме того, взрывоопасному состоянию могут способствовать и пары бензина, контактирующие с поверхностью вышеуказанных нефтепродуктов. Поэтому контакт следует исключить.

Вообще, перевалка нефтепродуктов — опасный и ответственный процесс, на котором никто не застрахован от аварийных ситуаций. Среди их причин специалисты называют неисправность транспорта и оборудования, возникновение статического электричества при движении топлива, а также человеческий фактор, который, как известно, меньше всего поддается исследованию и устранению.

Сегодня торговля нефтепродуктами немыслима без процессов их транспортировки — как различными видами транспорта, так и по трубопроводам. Точных количественных данных об электризации топлива на сегодняшний день так и не получено, а поэтому перевалку по трубам следует проводить с максимальной осторожностью. Конечно, специалистами принимаются все меры для обеспечения безопасности: устанавливается заземление, разрабатываются новые методы по разрядке емкостей от статического электричества. Но все это позволяет говорить лишь о частичной безопасности.

Еще один важный фактор, за которым нужно следить во время перевалки нефтепродуктов — регулирование их качества и массы. Для этого берутся пробы продукта на различных этапах перевалки и анализируются в специальных лабораториях. В таких крупных компаниях, как «Евро Групп», погрешность при измерении минимальна, а значит, наши покупатели могут быть уверены, что приобретают качественный продукт.

Трубопроводный транспорт нефтепродуктов


Нефть и нефтепродукты могут доставляться различными видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, водным, трубопроводным. Каждый из них имеет свои особенности и различия — в плане технической оснащенности, регионального размещения, условий эксплуатации, пропускной способности и других параметров. Трубопроводный транспорт нефтепродуктов по праву можно назвать самым необычным видом транспорта. По сути, он не имеет отдельных транспортных средств, а движение топлива по трубам происходит с помощью насосных станций. Его преимущества — относительно дешевая эксплуатация и отсутствие необходимости в большом количестве персонала.

Россия на сегодняшний день считается одним из самых крупных поставщиков нефти по всему миру. Множество магистральных трубопроводов проходит именно по территории нашей страны. Это обеспечивает возможность подачи нефти, дизельного топлива, автомобильных бензинов в любом направлении и практически неограниченном количестве. Трубопроводный транспорт нефтепродуктов дает возможность последовательно перекачивать различные типы нефти и газа. Его работа не зависит от климата, географического расположения, времени года или суток — то есть, ведется непрерывно и планомерно. Трубопроводная трасса всегда короче, чем автомобильная или ж/д, поэтому транспортировка по ней происходит быстрее. К тому же, по сравнению с другими видами перевозки грузов, трубопроводный транспорт нефтепродуктов обладает лучшими технико-экономическими показателями. Его применение способствует снижению потерь нефтепродуктов, сокращению расхода электроэнергии, минимальной необходимости в обслуживающем персонале. К числу недостатков же можно отнести отсутствие гибкости в логистической схеме перевозок: после прокладки трубопровода изменить или скорректировать направление транспортировки будет невозможно.

У истоков создания трубопроводной транспортной системы стоял знаменитый ученый Д.И. Менделеев. Он был уверен, что это заложит надежный фундамент в совершенствование нефтяной промышленности и обеспечит российской нефти выход на мировой рынок. Как видим, он оказался прав.

Кроме типа транспортируемой по ним продукции, трубопроводы различаются и по технологии движения. Так, различают напорные и безнапорные трубопроводы. Их изготавливают из легированной стали, сплавов цветных металлов, бетона, чугуна, поливинилхлорида и других материалов.

Дальнюю транспортировку жидких и газообразных нефтепродуктов от мест их добычи и переработки к потребителю обеспечивают магистральные трубопроводы. С их помощью осуществляется своевременная доставка нефтепродуктов на сотни километров.

Исследование нефтепродуктов


Комплексное исследование нефтепродуктов приобретает особенную актуальность сегодня, когда отечественный рынок ГСМ и топлива расширяется с каждым годом. Оно помогает бороться со злоупотреблениями при переработке нефти и производстве нефтепродуктов, а также снижает количество фальсификаций и выработку некачественных товаров. Задачи исследования нефтепродуктов, проводимого с помощью идентификационного анализа — установить единый объем и определить родовую принадлежность того или иного продукта.

Устанавливая родовую принадлежность, специалисты относят сравниваемые объекты к определенному стандартному классу, исходя из их одинакового качественного состава. Примером этому могут служить бензины. Продукт, полученный в результате прямой перегонки нефти, и товарный продукт с высоким октановым числом будут относиться к различным родовым подгруппам, ввиду присутствия во втором дополнительных компонентов.

Кроме выявления рода нефтепродуктов, их исследование имеет и групповую направленность. В группы могут объединяться объекты с одинаковыми свойствами и условиями производства. К примеру, два различных высокооктановых вида бензина, с одинаковым качественным и количественным составом и схожими физико-химическими характеристиками. Также исследование нефтепродуктов показывает данные о наличии или отсутствии в них случайных примесей, тем самым обозначая принадлежность продукта к единому объему.

Процедура исследования — сложный, длительный и весьма дорогостоящий процесс, в связи с огромным разнообразием нефтепродуктов и высокой стоимостью оборудования, на котором производится их анализ. Экспертное исследование проводится следующими методами:

  • газовая хроматография — определяет групповой и компонентный состав нефтепродуктов;
  • жидкостная хроматография — выявляет содержание в топливе различных добавок;
  • тонкослойная хроматография — обнаруживает следы нефтепродуктов, их тип и родовую принадлежность;
  • ИК-спектрометрия — устанавливает содержание гетероатомных соединений и количественный состав нефтепродуктов;
  • атомная спектроскопия — исследует минеральный состав топлива.

Иногда исследование нефтепродуктов осложняется тем, что у сравниваемых объектов имеется похожий качественный состав. Их важно различать, ведь стоимость нефтепродуктов тоже различна.

Перевалка - это процесс перемещения продуктов нефти с одного типа транспорта на другой. В нем существует множество моментов, на которые необходимо обращать внимание: характеристики, отгрузка, риски и многое другое. В целом, перевалка нефтепродуктов весьма опасное занятие, требующее максимальной концентрации работников и их ответственности. Избежать аварий можно только посредством неукоснительного следования определенным правилам.

Перевалка осуществляется на автомобильном, железнодорожном и водном транспорте. Применяется для доставки топлива по воде, от трубопроводов, расположенных на разных берегах рек. Иметь разрешительную документацию является обязательным правилом при этом типе перевалки.

Огромное внимание уделяется двум процессам, а именно адсорбции и десорбции. Такие качества напрямую обусловлены способностью нефтепродуктов впитывать или испарять летучие газы. В зависимости от температуры, такие вещества подразделяются на два вида: газообразные или жидкие. Также необходимо учитывать тот факт, что при повышении температуры увеличивается и давление внутри самого вещества. Именно поэтому в процессе перевалки нефтепродуктов строго соблюдаются определенные нормы температурного режима. Если это, например, дизтопливо, то максимумом является температура 55 градусов, если же керосин, то предел -50 градусов. Учитываются и такой фактор, как пары бензина. Это также может повлиять на взрывоопасность. Немаловажно в процессе перевалки проводить регулировку качества, а также массы транспортируемых нефтепродуктов. Для этого предназначены специализированные лаборатории, проводящие экспертизу нефтепродуктов. Их пробы в обязательном порядке берутся на различных этапах транспортировки.

Смежные материалы

Трубопроводная транспортировка нефтепродуктов

Трубопроводный транспорт нефтепродуктов по праву можно назвать самым необычным видом транспорта. По сути, он не имеет отдельных транспортных средств, а движение топлива по трубам происходит с помощью насосных станций. Его преимущества - относительно дешевая эксплуатация и отсутствие необходимости в большом количестве персонала.

Особенности транспортировки нефтепродуктов

Наша страна - родина первого промышленного способа переработки нефти. Уже в 1823 году в Моздоке был построен первый в мире нефтеперегонный завод. В 1885-1886 годах изобрели первые машины на тяге двигателя внутреннего сгорания. С этого момента человечество попало в жесткую зависимость от энергоносителей. Внедрение ДВС во все сферы человеческой жизни - от промышленного производства до персонального транспорта и домашних электрогенераторов - с каждым годом повышает потребность в топливе.

Нефтебазы являются предприятиями, которые предназначены для приема, хранения и выдачи потребителям различных нефтепродуктов. Они представляют собой комплекс технологических, производственных, энергетических и вспомогательных сооружений.

В состав нефтебазы обычно входят следующие объекты резервуары для различных видов нефтепродуктов и продуктовые насосные станции в зоне хранения (резервуарном парке); сливо-наливные эстакады (причалы), насосные станции, сливные (нулевые) резервуары в сливо-наливной зоне; разливочные горючего в тару, бочкопропарочные и маслорегенерационные установки, площадки для налива в автоцистерны в производственно-технической зоне. В административно-вспомогательной зоне размещаются управление, лаборатория, мехмастерская, котельная, гараж, пожарное депо и другие объекты. Значительное место на территории нефтебазы занимает площадка очистных сооружений систем водоотведения (канализации) .

По своему назначению нефтебазы могут быть призаводскими, перевалочными, распределительными, перевалочно-распределительными и базами хранения.

Призаводские нефтебазы бывают сырьевые (приём, хранение сырья, подлежащего переработке, подготовка его к переработке) и товарные (приём нефтепродуктов с установок, хранение нефтепродуктов и отгрузка). Как правило, сырьевые и товарные нефтебазы объединяются в одно хозяйство, располагаемое на территории, общей с заводом, или в непосредственной близости от него.

Перевалочные нефтебазы выполняют главным образом функции промежуточного звена при транспортировке нефти и нефтепродуктов различными видами транспорта (водным, морским, железнодорожным, трубопроводным). Они предназначены для перегрузки с одного вида транспорта на другой или на тот же вид транспорта: из морских танкеров и барж в речные, из железнодорожных маршрутов в отдельные цистерны и т.п.

Распределительные нефтебазы являются наиболее распространенными и предназначены для снабжения непосредственных потребителей нефти и нефтепродуктов, расположенных в районе, обслуживаемом базой. Распределительные нефтебазы отпускают нефтепродукты в мелкой таре. Формально они делятся на областные, районные, железнодорожные, водно-железнодорожные, водные, трубопроводные и глубинные. Нефтебазы этого типа имеют ограниченный район действия, ёмкость резервуарного парка их сравнительно небольшая.

Перевалочно-распределительные нефтебазы выполняют функции перевалочных и распределительных нефтебаз.

Базы хранения осуществляют прием, хранение и периодическое освежение нефтепродуктов.

По транспортным связям нефтебазы делятся на железнодорожные, трубопроводные, водные и глубинные.

Железнодорожные нефтебазы располагаются вблизи железнодорожных станций и получают нефтепродукты по железнодорожному тупику (ветке) наливом в вагонах-цистернах и в крытых вагонах в таре .

Водные нефтебазы получают нефтепродукты наливом и в таре в навигационный период морским или речным транспортом.

Трубопроводные нефтебазы размещаются при промежуточных и конечных насосных станциях магистральных трубопроводов и получают нефтепродукты через эти станции.

Глубинными называются распределительные нефтебазы, расположенные на значительном расстоянии от железных дорог и водных путей и получающие нефтепродукты в основном автомобильным транспортом, а в некоторых случаях воздушным.

С развитием трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов во многом аналогичными нефтебазам объектами стали перекачивающие станции магистральных нефтепродуктопроводов, которые по назначению могут быть головными или промежуточными, а также наливными пунктами.

Все нефтебазы в зависимости от общей вместимости и максимального объема одного резервуара делятся на следующие категории:

Годовой грузооборот составляет сумму объемов принятых в резервуары и отгруженных из них нефтепродуктов в течение года. В зависимости от годового грузооборота нефтебазы делятся на 5 групп:

  • 1 группа - грузооборот свыше 500 тыс. т/ год;
  • 2 группа - грузооборот свыше 100 до 500 тыс. т/ год включительно;
  • 3 группа - грузооборот свыше 50 до 100 тыс. т/ год включительно;
  • 4 группа - грузооборот свыше20 до 50 тыс. т/ год включительно;

5 группа - грузооборот до 20 тыс. т/ год включительно .

По значимости, проводимые на нефтебазе операции, делятся на основные и вспомогательные. К основным операциям относятся такие как:

  • - прием нефтепродуктов, доставляемых на нефтебазу в железнодорожных вагонах, нефтеналивных судах, по магистральным нефтепроводам, автомобильным и воздушным транспортом и в мелкой таре (контейнерах, бочках);
  • - хранение нефтепродуктов в резервуарах и в тарных хранилищах;

Отгрузка нефтепродуктов и нефтей по железной дороге, автомобильным, водным и трубопроводным транспортом;

Компаундирование нефтепродуктов.

К вспомогательным операциям относятся:

  • - очистка и обезвоживание нефтепродуктов;
  • - изготовление и ремонт нефтяной тары;
  • - ремонт технологического оборудования, зданий и сооружений;
  • - эксплуатация энергетических установок и транспортных средств.

Объемы основных и вспомогательных операций зависят от категории нефтебазы и программы их производственной деятельности.

В целях организации четкого и бесперебойного проведения всех операций, а также из соображений противопожарной безопасности все объекты нефтебаз распределены по зонам:

  • - зона железнодорожных операций включает сооружения для погрузки и разгрузки нефтепродуктов и нефтей. В этой зоне размещаются: железнодорожные подъездные пути, сливо-наливные эстакады, насосные для перекачки нефтепродуктов, операторная для обслуживающего персонала эстакады.
  • - зона водных нефтегрузовых операций включает сооружения для погрузки и разгрузки нефтепродуктов, перевозимых водным транспортом. В этой зоне размещаются: морские и речные грузовые пристани (пирсы и причалы), насосные, береговые резервуарные парки, технологические трубопроводы, операторные.
  • - зона хранения представлена следующими объектами: резервуарными парками, технологическими трубопроводами, насосными, операторными.
  • - зона оперативная в которой производится отпуск нефтепродуктов мелкими партиями в автоцистерны, контейнеры и бочки, имеет: автоэстакады для налива нефтепродуктов в автоцистерны, разливочные для налива нефтепродуктов в бочки, склады для затаренных нефтепродуктов, лаборатория для анализа качества нефтепродуктов, тарные склады и пр.
  • - зона вспомогательных сооружений, предназначенных для обслуживания нефтебазы, включает: механическую мастерскую, котельную, электростанцию или трансформаторную подстанцию, цех по производству и ремонту нефтяной тары, водопроводные и сантехнические сооружения, материальный склад, топливный склад для нужд нефтебазы, объекты противопожарной службы.
  • - зона административно-хозяйственная в которую могут входить: контора нефтебазы, пожарное депо, здание охраны нефтебазы, гараж.
  • - зона очистных сооружений может включать: нефтеловушку для отделения нефтепродуктов от воды, насосную при нефтеловушке, блочные очистные сооружения .

Разделение нефтебазы на зоны достаточно условно. К примеру, на нефтебазах, где хранятся только светлые нефтепродукты, не производится никаких подогревательных операций. Не на всех нефтебазах, в случае необходимости значительного количества пара и сжатого воздуха, возможно проведение обезвоживания нефтепродуктов и очистка масел. Также ремонт и изготовление бочковой тары выгоднее выполнять централизованно на крупных нефтебазах, имеющих необходимое оборудование. На многих нефтебазах не сооружают тепловых котельных. Таким образом, в разных случаях возможно отсутствие одной или нескольких зон, при этом, некоторые зоны иногда совмещаются, могут выделяться дополнительно новые зоны, обоснованные либо экономическими показателями, либо технологией проводимых операций .


В настоящей время ГК «Трансбункер» является ведущим игроком на рынке бункеровки и торговле нефтепродуктами в постсоветском пространстве. В группу входит более 40 торговых, сервисных и производственных предприятий в 18 городах на территории России, Украины, Кипра, Греции, Италии, Швейцарии и Литвы, которые предоставляют полный спектр услуг по бункеровке, перевалке и доставке нефтепродуктов на Дальнем Востоке, Черноморском, Балтийском и Средиземноморском регионах.
Штат сотрудников Группы превышает 2000 человек. Штаб-квартира ГК «Трансбункер» находится в Москве. Председатель Правления ГК «Трансбункер» - Тралла Альберт Юрьевич.
Основными видами деятельности ГК «Трансбункер» являются:

  • нефтепереработка;

  • бункеровка судов;

  • торговля нефтепродуктами;

  • перевалка нефтепродуктов.
^ География присутствия ГК «Трансбункер»:
Нефтепереработка

ГК «Трансбункер» владеет собственным нефтеперерабатывающим заводом с производственной мощностью в 500 000 тн. нефтепродуктов в год. НПЗ был построен на базе существующего нефтяного терминала в порту Ванино специально для производства высококачественного морского топлива для целей бункеровки в портах Дальнего Востока. ГК «Трансбункер» является членом Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков РФ. Более подробная информация по НПЗ представлена в разделе 2.2.
Бункеровка судов

ГК «Трансбункер» является физическим поставщиком бункера в следующих регионах и портах:


  • российский Дальний Восток:

    • Ванино (Хабаровский край);

    • Советская Гавань (Хабаровский край);

    • Холмск (о.Сахалин);

    • Корсаков (о.Сахалин);

    • Находка (Приморский край);

    • Владивосток (Приморский край);

    • Восточный (Приморский край);

    • районы рыбного промысла в Японском, Охотском и Беринговом морях;

    • шельф о.Сахалин и Курильской гряды;

  • порты Черного моря:

  • Новороссийск (Россия);

  • Южный (Украина);

  • Одесса (Украина);

  • Ильичевск (Украина);

  • Николаев (Украина);

  • Херсон (Украина);

  • Октябрьский (Украина);

  • Очаков (Украина);

  • Белгород-Днестровский (Украина);

  • Усть-Дунайск (Украина);

  • Рени (Украина);

  • порты Балтийского моря:

    • Санкт-Петербург (Россия);

    • Клайпеда (Литва).

На сегодняшний день ГК «Трансбункер» является безусловным лидером на бункерных рынках российского Дальнего Востока и украинских черноморских портов. Собственный флот бункеровщиков состоит из 19 судов общим дедвейтом 38 437 тн. Общий объем бункеровки Группы в 2010 году составил 624 тыс.тн.

ГК «Трансбункер» является членом Международной Ассоциации Бункеровщиков IBIA и Ассоциации Морских и Речных Бункеровщиков России.

^ Торговля нефтепродуктами

В группу входят несколько нефте-трейдерских компаний, осуществляющих операции купли-продажи нефтепродуктов на внутреннем рынке и поставок на экспорт. Объем продаж в 2010 году составил 1,6 млн.тн в год. Основная доля продаж – это крупные оптовые поставки с отгрузкой танкерами или по железной дороге. Помимо этого компания продает нефтепродукты мелкими оптовыми партиями, а также развивает собственный розничный бизнес путем создания сети АЗС под торговой маркой «Трансбункер» в Хабаровском крае.

^ Перевалка нефтепродуктов

В своей деятельности Группа использует собственные нефтеперевалочные терминалы общей емкостью хранения 346 900 м 3 , в том числе крупную нефтебазу в порту Ванино с емкостью хранения 220 000 м 3 и самый глубоководный причал на Дальнем Востоке России, позволяющий принимать танкера дедвейтом 1 до 80 000 тонн. Максимальный грузооборот ГК «Трансбункер» составил 5,1 млн.тн нефтепродуктов в 2008 году. На главные перевалочные нефтебазы – в портах Ванино и Южный (Украина) приходится более половины грузооборота. Нефтебазы используются для перевалки сторонних нефтепродуктов, основной объем работы Ванинской нефтебазы приходится на перевалку дизельного топлива и мазута, поступающего с «РН-Комсомольский НПЗ».

Владимир Хомутко

Время на чтение: 5 минут

А А

Как происходит перевалка нефтепродуктов?

Транспортировка нефтепродуктов от места их изготовления до потребителей производится с помощью железнодорожных и автомобильных цистерн и нефтеналивных судов.

В процессе транспортировки важнейшую роль играет перевалка нефтепродуктов (организация слива/налива). Как это происходит на железнодорожном транспорте – мы рассмотрим в этой статье.

Слив

Слив нефтепродуктов из железнодорожных цистерн, как правило, производят посредством сливного прибора, который располагается либо в нижней части цистерны (так называемый нижний слив нефтепродуктов). Если нижний слив неисправен, то используют горловину цистерны (верхний слив).

При использовании способа открытого самотечного слива нефтепродукты через сливной прибор, расположенный внизу цистерны, посредством сливных лотков доставляются в центральный желоб. Далее, из него через трубопровод нефтепродукты стекают в «нулевой» приемный резервуар, который располагается ниже земной поверхности. Поскольку при использовании такого способа возможны потери в результате процесса испарения, он применяется только для слива нефтепродуктов с низкой испаряемостью.

Один из вариантов такой схемы – межрельсовый слив, при котором центральный желоб расположен сразу под цистерной, что позволяет обойтись без переносных желобов.

Основной недостаток перечисленных способов – возможное загрязнение сливаемых нефтепродуктов.

Чтобы устранить этот недостаток, используют способ закрытого самотечного слива. Его отличие – вместо желобов к нижнему сливному прибору подсоединяют либо гибкий рукав, либо трубу с шарнирным сочленением. Функцию центрального желоба в этом случае выполняет трубопровод-коллектор. Такие схему слива можно использовать и для бензина различных фракций, поскольку потери от испарения здесь сведены к минимуму.

Сифонный самотечный слив выполняется через горловину. Его применение возможно при одном условии – если уровень расположения приемного резервуара ниже, чем уровень сливаемой цистерны. Движение сливаемого продукта обеспечивает вакуум, создаваемый в стояке вакуумным насосом. Чтобы избежать разрыва струи, который может привести к срыву сифона, давление не должно быть ниже, чем давление упругости, создаваемое парами нефтепродукта.

Основной недостаток этого способа – низкая производительность.

Быстрее всего слив нефтепродуктов происходит способом принудительного нижнего слива, при котором используется специальный насос, который находится в нижнем сливном приборе цистерны, и система труб с шарнирыми сочленениями.

Принудительный слив может быть и верхним.

Он происходит через горловину специальными сливными стояками. Начало движения продукта обеспечивается вакуумным насосом, а затем подключается другой насос, который и закачивает нефтепродукт в приемный резервуар. Одним из вариантов такого слива – эжекторный, который применяется в основном для светлых нефтепродуктов.

Налив

Налив нефтепродуктов в железнодорожные цистерны бывает открытой или закрытой струей и герметизированным.

Налив открытой струей подразумевает соприкосновение продукта с атмосферой, что приводит к усилению испарения (особенно светлых нефтепродуктов), а также к образованию статического электричества. Оба этих процесса являются нежелательными, вследствие чего такой налив имеет ограниченное применение только при загрузке темных нефтепродуктов.

Налив закрытой струей производится с помощью шланга, который опускают до нижней части цистерны, и струя загружаемого продукта соприкасается с воздухом короткое время – в самом начале слива. Стоит отметить, что при таком способе потери бензина снижаются примерно в два раза (по сравнению с открытой струей).

Герметичный налив выполняется при помощи АСН – автоматизированных систем налива. Их конструкция предусматривает герметизирующую крышку, телескопическую трубу и линию, обеспечивающую отвод образовавшейся паровоздушной смеси.

Слив / налив нефтепродуктов. Методология

При операциях по сливу и наливу всех видов нефтепродуктов, кроме мазутов, у которых температура вспышки от 120 градусов С и ниже, необходимо применять сливные и наливные устройства закрытого типа. Применение открытых типов таких устройств допустимо при перевалке мазутов и продуктов, у которых температура вспышки выше, чем 120 градусов С.

Устройства слива открытым самотечным способом для нефтепродуктов, имеющих высокую вязкость и высокий уровень застываемости, подразумевают использование специальных сливных лотков, каждый из которых состоит из наружной и внутренней стенок, образующих так называемую паровую рубашку. Пар впускается через особый патрубок, а конденсат отводится посредством штуцера и шланга.

Использование межрельсового способа слива при разгрузке нефтепродуктов с высокой вязкостью подразумевает применение установок нижнего слива типа СПГ-200.

Двусторонний открытый самотечный слив производится в желоб, расположенный в межпутевом пространстве. Если сливаются несколько видов высоковязких нефтепродуктов, этот желоб делится на несколько отсеков, и от каждого из них отходит свой трубопровод к «нулевому» резервуару, оборудованному специальным фильтром. Эстакада оборудована паропроводом с пароразводящими трубами.

При межрельсовом способе слива нефтепродукт из желоба поступает в сборный колодец. После этого, пройдя через решетку, он посредством сливного желоба доставляется в «нулевой» резервуар.

В случае применения обоих способов считается целесообразным использование специальных желобов-коллекторов с паровой рубашкой. Это дает возможность подогревать высоковязкие виды нефтепродуктов, вследствие чего на станках желобов не образуются постоянно утолщающиеся корки.

При герметизированном сливе/наливе применяются специальные установки, оборудованные трубами с шарнирными сочленениями.

Для слива/налива светлых нефтепродуктов применяют установки как без пароподогрева (УСН-150; УСН-175; УСН-200), так и оборудованные пароподогревом (УСН-150Пп; УСН-175Пп; УСН-200Пп). Они присоединяются к сливному устройству цистерны. Все детали таких установок, которые находятся в непосредственном контакте с патрубками цистерны, искробезопасны.

УСН бывают с четырьмя и пятью шарнирами.

Пятишарнирные установки с пароподогревом (УСН-150/5Пп; УСН-175/5Пп; УСН-200/5Пп) дают возможность исправлять возможное отклонение оси устройства от строго вертикального положения. Это позволяет значительно повысить герметичность в месте присоединения УСН к сливному устройству цистерны.

Устройство верхнего налива нефтепродуктов и их слива представляет собой сливоналивной стояк, оборудованный ручным насосом. Такие конструкции, как правило, используются на распределительной нефтяной базе небольшого размера и служат для работы с одиночными цистернами. Промежуток между стояками составляет четыре метра, что дает возможность обслуживать разные типы цистерн и не требует переформировывать составы.

Маршрутная погрузка и разгрузка нефтепродуктов подразумевает их перевалку с помощью эстакад. Эстакада – это ряд устройств слива/налива, которые расположены вдоль железнодорожных путей на расстоянии от четырех до шести метров друг от друга. Эти устройства соединяются общей площадкой для передвижения обслуживающего персонала и общими коллекторами.

Материалы для изготовления эстакад используются негорючие. Размеры эстакады соответствуют габаритам железнодорожных цистерн. Обычная эстакада выглядит как длинная галерея с рядом эксплуатационных площадок. Высота такой галереи от рельса – от трех до трех с половиной метров. Переход на крышу цистерны происходит по специальным откидным мосткам. В ширину эстакадный проход должен быть не меньше одного метра. С торцов эстакады располагаются лестницы для подъема на неё.

Классификация эстакад производится по следующим признакам: по своему назначению; по числу маршрутов, которые она может принимать одновременно; по виду переваливаемых нефтепродуктов; по техническому исполнению.

По назначению эстакады делятся на:

  • сливные;
  • наливные;
  • сливо-наливные (универсальные).

По числу маршрутов, обслуживаемых одновременно:

  • односторонние (весовая норма брутто – меньше 700-т тонн);
  • двусторонние (брутто – более 700-т тонн).

Установка верхнего налива нефтепродуктов

По виду нефтепродуктов:

По техническому исполнению:

  • крытые;
  • открытые.

Крытые эстакады обязательно используются для работы с авиационными маслами, разными видами реактивного топлива и авиационными бензинами. Если устройства для налива на эстакаде исключают попадание во время подачи нефтепродукта пыли и осадков в цистерну, то разрешено использовать открытий тип галереи.

Двусторонняя эстакада для налива светлых видов нефтепродуктов может быть самотечной или принудительной. Коллекторы на такой эстакаде располагаются вдоль по её бокам под настилом для персонала. Рукава для налива, крепящиеся к стоякам, должны доходить до нижней части наливаемой цистерны не менее, чем на 200 миллиметров, для обеспечения подачи продукта без высокого падения струи. Весь процесс подачи контролируется и управляется с эстакадной площадки.

Такая эстакада имеет откидные передвижные мостки, позволяющие безопасно переходить на крышу цистерны. Подъем и спуск с этих мостков обеспечивается ручными лебедками.

Сливоналивная стояковая эстакада для светлых видов нефтепродуктов оснащается также специальными зачистными коллекторами и стояком зачистного типа. Нефтепродукты по стоякам и трубам такой эстакады могут двигаться в двух направлениях, что обеспечивает и слив, и налив.

Крытая эстакада типа НМ обеспечивает защиту персонала от непогоды, что создает комфортные условия для его работы. Кроме того, она предотвращает обводнение подаваемого в цистерну нефтепродукта. Такой тип эстакады оборудован подвесными талями, с помощью которых осуществляется подъем и спуск подогревательного оборудования переносного типа.

Двусторонняя наливная галерейная эстакада, предназначенная для работы с темными нефтепродуктами, отличается от прочих верхним расположением коллектора, который к тому же ещё снабжен отводами для налива. Концы этих отводов снабжены выдвижными трубами телескопического типа, что позволяет убирать их после окончания погрузки.

Состав оборудования эстакады также зависит от сортности обрабатываемого нефтепродукта. Например, для работы с темными продуктами высокой вязкости, эстакады оборудуются либо паропроводами, либо электрическими подогревательными устройствами, а сливоналивные для светлых нефтепродуктов оборудованы стояками и коллекторами закрытого типа. Темные нефтепродукты обычно подаются через открытые лотки.

Маршрутный налив нефтепродуктов в железнодорожные цистерны не застрахован от их перелива. Чтобы решить эту проблему, используется автоматическая система налива.

Автоматизированная система налива нефтепродуктов (автоматизированный наливной стояк)

Примером такого стояка нам послужит АСН-14ЖД-К, который предназначен для верхнего налива жидкостей в цистерны.