Выразительное чтение отрывка ивана никитина русь запись. Стихотворение Русь ~ Иван Никитин. Подготовка к уроку учащихся

«Русь», написанная Иваном Саввичем Никитиным в 1851 году, стала не вершиной творчества поэта, но центральной точкой в нем, отмечающей удивительную по силе любовь к родине и не менее удивительную по красоте способность эту любовь описывать.

В своем творчестве Никитин часто обращается к теме России, к ее истории и настоящему, заглядывает и в будущее, но «Русь» даже среди этих патриотических (не по заказу, а по зову сердца) стихов стоит особняком.

Главная тема произведения

Центральная тема здесь — это, безусловно, любовь к родине. Она проявляется в каждом слове поэта, ею дышит каждая строка. Иван Саввич начинает стихотворение описанием России, тем, как он ее видит — даль степей, цепи гор, пути, которые лежат во все стороны, - этими словами поэт подчеркивает огромные размеры своей родины, ее необъятность. Говорит он и о богатой плодородной земле, упоминая зрелые нивы и наливающийся в садах виноград, и о богатстве Руси в целом.

Славному воинскому прошлому тоже находится место в произведении. Никитин в стихотворной форме вспоминает ратные подвиги русского народа, свершившиеся, когда над отечеством нависала угроза иностранного вторжения. Три важнейших вехи в русской военной истории нашли отражение в стихе: монголо-татарское иго, русско-литовские войны, продолжавшиеся в течение XV-XVI веков, и, наконец, Отечественная война, отгремевшая совсем недавно. Никитин выделяет ее особо. Говоря, что «под грозой ее леса падали», поэт подчеркивает серьезность угрозы, нависшей в начале XIX века над страной.

В произведении звучит тема героизма русского народа, из раза в раз собиравшегося, «поднимавшегося» со всех концов страны — чтобы выделить эту повсеместность, единый порыв, Никитин использует фразу «Вдруг со всех концов поднялася Русь». Именно благодаря народной силе и единству, благодаря тому, что не только мужчины-воины, но даже жены, дети и старики выступали за свободу, удавалось победить врагов и оставить отечество неприкосновенным.

В завершение Никитин описывает нынешнее благосостояние Руси, упоминает, что на поклон идут даже корабли из далеких стран. Финальный аккорд произведения — указание, что слава о Руси идет во всех концах земли, и выражение любви к стране, за которую не жаль и головы сложить. Тема самопожертвования и готовности отдать жизнь за Россию красной нитью проходит через все произведение, но в конце звучит особенно ярко.

Структурный анализ стихотворения

Произведение состоит из 29-ти четверо- и шестистиший. Оно написано в форме баллады, что подтверждает и инверсивный порядок слов во многих предложениях («муравьем кишит православный люд» и др.). Активно применяется архаическая лексика и торжественные слова; поэт не чурается восклицаний, акцентируя тем самым особо важные места в своем стихотворении.

Яркие эпитеты, сравнения и олицетворения воссоздают перед читателем прекрасный визуальный образ — в самом начале мы вместе с Никитиным словно бы пролетаем над страной, видим моря и горы, и цветущие сады на юге, и суровый заснеженный русский север. Большое количество гласных и повтор, использованный в качестве стилистического приема, так же создают фонетическое впечатление напевности, подчеркивают мелодичность стиха.

«Русь», написанная Иваном Саввичем Никитиным, особняком стоит среди множества патриотических стихов середины XIX века. Произведение героизирует любовь к родине, подчеркивает независимый характер Руси и ее жителей.

Ответы к школьным учебникам

Можно этому разделу дать название «Моя любимая Родина».

2. Перечитай стихотворения о Родине Жигулина и Никитина. Одинаковые ли картины мы видим? Найдите подтверждение в тексте.

Стихотворения Жигулина и Никитина о любимой ими Родине, но рисуют они разные картины: Жигулин описывает скромную красоту русской земли, а Никитин пишет о ее силе, мощи, способности раздавить любого врага.

3. Найди рифмующиеся слова в произведении Никитина. Можешь ли ты сказать, что прочитал стихотворение? Объясни. В чём особенность этого стихотворного текста? Зачем автор использует этот приём? Чего он достигает?

Особенность стихотворного текста заключается в ритме и рифме слов. В произведении Никитина рифма - это чередование ударных и безударных слогов, так писались когда-то былинные сказания, окончания строк не рифмуются. Стилизацией под размеры и ритм былины автор добивается большей свободы в подборе слов, большей простоты и близости к истинно народным произведениям: песням, былинам, сказаниям.

4. Какие произведения Никитина ты читал раньше? О чём пишет поэт? С каким настроением, чувством? Какое из произведений можно включить в данный раздел? Почему ты так считаешь?

Произведения И. С. Никитина: «Утро на берегу озера», « В синем небе плывут над полями». В этих произведениях он пишет о России, красоте ее просторов. В данный раздел можно включить все три стихотворения.

Поэты пишут о Родине с одинаковым чувством любви и сострадания к ней.

6. Близки ли тебе мысли и чувства поэтов, чьи произведения ты прочитал в этом разделе? Почему?

Каждому россиянину близки мысли и чувства поэтов, чьи произведения помещены в разделе «Родина».

7. Как бы ты рассказал о своей Родине? Какое отношение к ней можешь выразить? Опиши свой город, место, где ты живёшь. Знаешь ли ты свою родословную? Воевал ли твой прадед? Расскажи, почему ты гордишься своей Родиной.

Я горжусь своей Родиной с ее богатым культурным наследием, выдающимися деятелями литературы, науки и искусства. Свою родословную надо знать обязательно, но к сожалению, мало кто знает свою родословную дальше трех последних поколений, то есть в лучшем случае знают о своих бабушках, дедушках и прабабушках-прадедушках.

Под большим шатром
Голубых небес -
Вижу - даль степей
Зеленеется.

И на гранях их,
Выше темных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.

По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны.

Посмотрю на юг -
Нивы зрелые,
Что камыш густой,
Тихо движутся;

Мурава лугов
Ковром стелется,
Виноград в садах
Наливается.

Гляну к северу -
Там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух,
Быстро кружится;

Подымает грудь
Море синее,
И горами лед
Ходит по морю;

И пожар небес
Ярким заревом
Освещает мглу
Непроглядную…

Это ты, моя
Русь державная,
Моя родина
Православная!

Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!

У тебя ли нет
Поля чистого,
Где б разгул нашла
Воля смелая?

У тебя ли нет
Про запас казны,
Для друзей - стола,
Меча - недругу?

У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов?

Перед кем себя
Ты унизила?
Кому в черный день
Низко кланялась?

На полях своих,
Под курганами,
Положила ты
Татар полчища.

Ты на жизнь и смерть
Вела спор с Литвой
И дала урок
Ляху гордому.

И давно ль было,
Когда с Запада
Облегла тебя
Туча темная?

Под грозой ее
Леса падали,
Мать сыра-земля
Колебалася,

И зловещий дым
От горевших сел
Высоко вставал
Черным облаком!

Но лишь кликнул царь
Свой народ на брань -
Вдруг со всех концов
Поднялася Русь.

Собрала детей,
Стариков и жен,
Приняла гостей
На кровавый пир.

И в глухих степях,
Под сугробами,
Улеглися спать
Гости навеки.

Хоронили их
Вьюги снежные,
Бури севера
О них плакали!..

И теперь среди
Городов твоих
Муравьем кишит
Православный люд.

По седым морям
Из далеких стран
На поклон к тебе
Корабли идут.

И поля цветут,
И леса шумят,
И лежат в земле
Груды золота.

И во всех концах
Света белого
Про тебя идет
Слава громкая.

Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,

Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову.

Анализ стихотворения «Русь» Никитина

Одно из ранних произведений И.Никитина — «Русь». Многие литературоведы считают это стихотворение центральным в творчестве поэта. Рожденный в Воронеже, И. Никитин отразил во многих произведениях отношение к русской земле, жизни, народу. Стихотворение «Русь» появилось в 1853 году, его опубликовали в местной газете.

Стиль произведения близок к древним народным сказаниям. Это проявляется в словах, характерных для народных песен: мурава, пир, брань; в эпитетах («море синее», «поле чистое», «мать сыра земля»). С народными былинами роднит стихотворение своеобразная композиция. В нем нет четкой рифмы, единство слов и строк поддерживается с помощью размера, за счет этого поддерживается четкий ритм.

Большое количество гласных придают мелодичность, напевность произведению.

Всего 29 четверостиший, стихотворный размер ямб. Применяются архаическая лексика, восторженные эпитеты, восклицания. Торжественные слова выделяют важные части произведения и создают определенное настроение.

По смыслу стихотворение делится на три части:

  • описание природы родной земли;
  • путешествие в историю народа;
  • воспевание Руси, любовь к ней.

Тема произведения — безграничная любовь и уважение к народу, его истории.

Описание просторов Руси подчеркивает ее необъятность. Возникает ощущение, что автор рассматривает страну с высоты птичьего полета. Яркие сравнения создают четкий визуальный образ. Автор говорит о бескрайних полях и равнинах, о степях и лугах, густых лесах. Не забыл и о снежных просторах Севера, морях и горах, цветущих садах Юга нашей страны.

Кроме богатства российских земель, используя метонимию, И. Никитин в понятие «Русь» вкладывает значение «русский народ».

Чтобы показать великие качества людей, населяющих Великую державу, — смелость, стойкость, любовь к своей Великой Родине, автор вспоминает важные для страны исторические сражения. Это татаро-монгольское нашествие, сражения с Литовским Царством и Отечественную войну 1812 года.

Народ стал победителем в этих испытаниях, благодаря своей вере, единству и мощи. И. Никитин вспоминает, как «со всех концов поднялася Русь», никто не остался в стороне, ни дети, ни женщины, ни старики. Неоднократно упоминается о православии, как огромной объединяющей российских людей силе.

Основной мыслью стихотворения звучит любовь народа к своей земле, за которую не жалко и жизнь отдать.

В финале произведения говорится о славе страны, которая идет «во всех концах света белого». Есть за что любить и «называть матерью» свою Великую державу русскому народу. Стихотворение «Русь», несмотря на внешнюю простоту, является одним из лучших патриотических произведений середины 19 века.

И.С.НИКИТИН «РУСЬ»

* обеспечение целостного восприятия и осмысления поэтического текста;

* пополнение словарного запаса;

* развитие навыков чтения: правильности, сознательности, выразительности;

* знакомство с понятием «риторический вопрос»;

* воспитание любви к Родине, русской поэзии.

ХОД УРОКА:

1.Оргмомент.

Звучит песня на слова И.С.Никитина. Слайд 1.

2. Постановка темы урока.

Сегодня мы познакомимся с литературным произведением нашего земляка, рассказывающим об истории нашей страны, её героическом прошлом, о людях, защищавших её.

3.Актуализация знаний.

Как вы понимаете слово «земляки»?

Заранее подготовленный ученик зачитывает выписку из толкового словаря о значении слова «земляк».

Отгадайте, о произведении какого всем вам известного нашего земляка пойдёт речь сегодня на уроке?

«Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам Песни севера петь По лесам и степям. Есть раздолье у нас, – Где угодно гуляй; Строй мосты по рекам И ковры расстилай..» (Встреча зимы)

«Скоро гости к тебе соберутся, Сколько гнёзд понавьют, – посмотри! Что за звуки, за песни польются День-деньской, от зари до зари!» («Полно степь моя, спать беспробудно»)

«…Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый пар разливается. По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается….» («Утро»)

4. Работа по теме урока.

Что вы знаете о Никитине?

Иван Саввич Никитин родился в Воронеже, отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в училище, но не закончил его, т. к. отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлебушек. Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, показать их другим. И первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства впоследствии он открыл книжный магазин и библиотеку.

Похоронен Никитин в Воронеже, рядом со своим поэтом-земляком Кольцовым. В нашем городе есть памятник Никитину.

Сегодня мы познакомимся со стихотворением, которое он впервые напечатал и, которое ему принесло известность. Кто запомнил, как оно называется?

Русским читателям 19 века имя поэта стало известно после стихотворения «Русь». Оно понравилось всем. Поэт-самоучка сразу стал знаменитым. Видимо Никитин сумел выразить в стихотворении то, что жило в сердце каждого русского человека. Наша задача сегодня на уроке: разобраться, понять, почему это стихотворение нашло отклик в душах многих россиян.

Один из литературных критиков писал:

"Когда читаешь " Русь" - особенно вслух, - обжигает душу ощущение кровной связи с каждой частичкой того великого целого, что зовётся Россией. Удивительно, как сумел начинающий поэт столь вдохновенно пропеть гимн отчей земле!"

Согласитесь вы или нет со словами критика о произведении И.С. Никитина, посмотрим. А пока давайте послушаем стихотворение.

Звучит аудиозапись, дети следят за текстом по учебнику.

Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это произведение?

Какие чувства возникли у вас?

«Жужжащее» чтение стихотворения.

Подумайте, на сколько частей можно разделить это стихотворение? (3 части)

Чему посвящена первая часть?

1 часть: описание природы Руси.

Чему посвящена вторая часть?

2 часть: описание исторических событий.

Чему посвящена третья часть?

3 часть: прославление богатства и величия Руси.

Лингвистическая работа. Слайд 8

Как вы понимаете слова: шатёр, нива, мгла, брань, державная, православная.

(Если дети затрудняются с ответом, то заранее подготовленные дети поясняют.)

Работа над выразительностью чтения.

По характеру стихосложения, что напоминает это произведение? (народную песню или былину)

Верно, поэт писал это стихотворение былинным языком.

Чтобы убедится в том, что стихотворение написано былинным стихом, соединим в любой строфе 2 строки попарно и поставим ударение: на экране анимация

Н-р: Мурава лугов ковром стелется.

Виноград в садах наливается.

На какой слог от начала строки падает ударение?

На какой слог от конца строки падает ударение?

(на третий слог от начала и на третий слог от конца)

Есть ли в этом произведении рифма? Почему? (Нет.)

А есть ли ритм? (Да.)

Как выдумаете, почему, чтобы воспеть Русь автор выбирает былинный стих?

Былины воспевают богатырей – защитников страны. Могучую, как богатырь, страну Поэт хочет восславить стихами, подобными народным. Родина – не только степи, горы. Родина – это народ. И о народе Никитин хочет рассказать, используя приемы, присущие народной поэзии.

Работа над первой частью. Слайд 9

Стихотворение начинается с описания природы. Прочитайте это описание.

Как вы думаете, можно ли одновременно увидеть степь, горы, реки, моря, наливающийся виноград и кружащийся снег?

Почему же Никитин именно так строит описание? Какая мысль важна для него?

Какой образ Руси создаёт поэт?

Найдите и прочитайте четверостишие, обобщающее впечатления от природы Руси.(" Широка ты, Русь...")

Каким чувством пронизаны эти строки? (Гордость, любовь, почитание.)

Прочитайте выразительно 1 часть.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Работа над второй частью. Слайды 10-12

Чему она посвящена вторая часть? (Истории России.)

Первые 4 строфы этой части состоят из вопросительных предложений.

– К кому обращены эти вопросы? (К Родине) – По-вашему мнению, поэт задает эти вопросы, потому что не знает ответа? Или поэт знает ответ на свои вопросы? (Конечно, он знает ответ на задаваемые вопросы. Более того, он уверен, что и читатель тоже знает тоже и на все вопросы ответит утвердительно.) – Такие вопросы требуют ответа? (Нет.)

Вопросы, которые не требуют ответов, поскольку ответ на них ясен и автору, и читателю, называются риторическими вопросами.

Почему поэт выбирает форму риторических вопросов? Да потому, что утверждение в форме риторического вопроса становится более весомым и значимым.

Найдите во 2 части исторические эпизоды, которые упоминает поэт.

(На полях своих,
Под курганами,
Положила ты
Татар полчища.)

Заранее подготовленный ученик делает сообщение "Исторические справки о татаро- монгольском иге".

(Ты на жизнь и смерть
Вела спор с Литвой
И дала урок
Ляху гордому.)

Заранее подготовленный ученик делает сообщение " Исторические справки о борьбе Руси с Литвой и Польшей".

(И давно ль было,
Когда с Запада
Облегла тебя
Туча тёмная?)

Заранее подготовленный ученик делает сообщение " Исторические справки об Отечественной войне 1812 года".

Как вы думаете, единожды ли в истории России было, когда стар и млад поднимались на борьбу?

– Как он называет он врагов? (Гость незваный, туча чёрная, гроза, гости)

– Где поэт стелет постель для незваных гостей? (Под сугробами)

– Как в стихотворении называет битву? (Кровавый пир)

– В чем усматривает поэт силу России? Почему она победила Францию? (Сила в единстве, на борьбу поднялся весь народ)

– Прочитайте строки, в которых поэт рассказывает о единстве русского народа в дни суровых испытаний. (Вдруг со всех концов поднялася Русь…На кровавый пир.)

Какое ещё событие 20 века мы можем увидеть за этими строками?

Почему же поэт не указывает точной даты, когда "... в глухих степях, под сугробами, улеглися спать гости навеки"?

Этим поэт выражает уверенность, что так было и так будет всегда, что Русь в любых обстоятельствах отстоит свою независимость.)

Выразительное чтение 2 части.

Работа над третьей частью. Слайд 13

Чему она посвящена? (В ней звучит тема богатства родной земли, гостеприимства, открытости для добрых гостей, её славы.)

Что значит для поэта любить Русь?

Выразительное чтение 3 части.

– Перечитайте стихотворение, найдите, какими словами-синонимами Никитин заменяет слово «Русь» (родина, мама, современное: отечество, Россия, отчизна)

5.Итог урока. Рефлексия.

Можно ли назвать это произведение гимном России?

Что хотел передать Никитин нам - своим потомкам этим стихотворением?

– С какими новыми понятиями познакомились сегодня? – Поделитесь своими впечатлениями от изучения данного стихотворения? – Какова основная мысль стихотворения? (2-е последние строфы)

Вспомните слова критика, согласны ли вы с ними? Почему?

Дополнительное задание.

1) Подготовить выразительное чтение стихотворения.

2) Напишите мини - сочинение - рассуждение о том, как наша жизнь связана с историческим прошлым и с будущим России.

Лецких Л.А.
учитель начальных классов,
МАОУ СОШ №21, г.Кунгур

Тип урока: освоение нового материала
Педагогические задачи: познакомить учащихся с творчеством И. С. Никитина,; создать условия для знакомства с понятием «риторический
вопрос»; раскрыть красоту русской природы в произведениях поэта; продолжить работу над обогащением словарного запаса; развивать
выразительность речи, творческое воображение, умение понимать чувства поэта; воспитывать любовь к чтению, желание читать
произведения родных поэтов, гордость за родной край
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы
Предметные:
п о з н а к о м я т с я с произведением
Ивана Саввича Никитина «Русь», с
понятием «риторический вопрос»;
н а у ч а т с я: задавать вопросы по
прочитанному произведению,
находить на них ответы в тексте;
работать с текстом произведения в
поэтической форме; определять тему,
главную мысль, характеризовать
героев произведения; находить
средства художественной
выразительности
Метапредметные:
Познавательные: уметь ориентироваться в художественной книге; осуществлять
самостоятельный и целенаправленный выбор книги, поиск необходимой
информации в произведении живописи (тема, главная мысль, композиция);
соотносить произведения живописи с литературным текстом.
Регулятивные: самостоятельно составлять план урока: определять тему, цели и
задачи урока, планировать действия по выполнению задач урока, оценивать
выполненные действия, фиксировать по ходу урока и в конце урока
удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью
шкал, значков «+» и «–», «?»).
Коммуникативные: соблюдать правила взаимодействия в паре и группе
(распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение
договориться о совместных действиях)
Личностные:
осознавать
эстетическую
ценность
произведения,
проявляющуюся в
оригинальности и
индивидуальности
авторского
мировоззрения

Этап урока

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о
проделанной работе
I.
Актуализация
опорных
знаний.
Проверка
домашнего
задания
II. Сообщение
темы урока.
Определение
целей урока
О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у р о к а

(осуществляемые действия)
Отвечают на вопросы учителя.
Рассказывают о выполненной дома работе.
Читают и объясняют смысл пословиц о
Родине
Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает
сформулировать цель урока.
– Прочитайте тему урока. Определите цели урока,
используя опорные слова:
– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.
Как вы думаете, о чем это произведение?
– Сегодня на уроке будем учиться правильному
и осознанному чтению, ориентироваться в тексте
и высказывать свою точку зрения; познакомимся
с биографией И. С. Никитина. Мы познакомимся
со стихотворением, которое он впервые напечатал и
которое ему принесло известность. Кто запомнил, как
оно называется?
Обсуждают тему урока. Отвечают на
вопросы учителя, формулируют цель урока.
По названию произведения определяют
тематическую и эмоциональную
направленность текста, выделяют главных
героев. Под руководством учителя
определяют задачи чтения и составляют
план чтения.
Дополняют предложение.
– Наша задача сегодня на уроке – разобраться,
понять, почему это стихотворение нашло
отклик в душах многих россиян
Формируемые
способы
деятельности
учащегося
Осуществлять
актуализацию
личного
жизненного
опыта
Принимать и
сохранять
учебную цель и
задачу.
Анализировать,
находить общее
и различия,
делать выводы.
Осознанно и
произвольно
строить речевое
высказывание в
устной форме

Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)
– Русским читателям XIX века имя поэта стало известно
после стихотворения «Русь». Оно понравилось всем.
Поэт­самоучка сразу стал знаменитым. Видимо, Никитин
сумел выразить в стихотворении то, что жило в сердце
каждого русского человека
Рассказывает о творчестве И. С. Никитина, свой
рассказ сопровождает показом его портрета
(см. ресурсный материал)
Проводит словарную работу.
– Объясните значения слов, выражений, записанных на
доске. Проверьте свои ответы по толковому
словарю.
III.
Подготовка к
восприятию
произведения.
Знакомство
с биографией
поэта
IV. Работа
над
содержанием
текста.
Работа с
толковым
словарем.
Слушают рассказ учителя, рассматривают
фотографии, портрет автора
стихотворения. Задают вопросы о
творчестве Ники­
тина
Работают с толковым словарем.
Шатер голубых небес – бескрайнее ясное
небо.
Грань степей – горизонт.
Цепи гор­великанов – стена высоких гор.
По степям в моря реки катятся – реки
впадают в моря.
Нивы зрелые, что камыш, тихо движутся
– колосья пшеницы, ржи, ячменя от ветра
склоняются.
Мурава лугов ковром стелется – густая
Формируемые
способы
деятельности
учащегося
Осуществлять
анализ объектов
с опорой на
визуализацию,
выделять
последовательно
сть развития
сюжета
Осуществлять
анализ
произведения.
Осознанно и
произвольно
строить речевое
высказывание в
устной форме,
обосновывать
свое мнение.
Согласовывать

Этап урока
Содержание деятельности учителя
– Подумайте, почему это стихотворение принесло славу
Никитину?
Читает стихотворение.
– Какое впечатление произвело на вас это стихотво­
рение?
– Как удалось Никитину описать бескрайние просторы
Руси? Найдите в тексте.
Первичное
чтение произ­
ведения
– Что такое эпитет?
– Найдите эпитеты, изображающие силу и мощь Руси.
– В своем стихотворении Иван Саввич Никитин
восхищается мужеством и героизмом русского народа,
рассказывая об историческом событии.
– Найдите в тексте строки, повествующие о войне.
– Прочитайте строки, в которых говорится, как русский
народ откликнулся на призыв защитить Россию.
– Найдите строки в стихотворении, рассказывающие о
Формируемые
способы
деятельности
учащегося
усилия по
решению
учебной задачи.
Осуществлять
контроль по
результату
Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)
трава.
Подымает грудь море синее – от непогоды
волнуется.
Курганы – холмы.
– Его восхищение богатством и простором
Руси, гордость поэта за свою Родину, за ее
героический народ.
Прослушивают текст. Отвечают на вопрос,
определяют жанр произведения. Отвечают
на вопросы учителя. Доказывают,
аргументируют свою точку зрения.
Отмечают особенность стихотворения: его
плавность, распевность чтения, сходство с
былиной.
– Эпитет – образное определение,
прибавляемое к названию предмета для
большей выразительности.
– Эпитеты: Русь державная, родина
православная, в красе царственной, поля
чистого, воля смелая, богатырских сил,
старины святой, громких подвигов

Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)
Формируемые
способы
деятельности
учащегося
V. Повторное
чтение и
анализ
произведения
победе
Организует повторное, выборочное чтение и
обсуждение содержания произведения.
Организует дискуссию, выслушивает мнения,
подводит итог.
– По характеру стихосложения что напоминает это
произведение?
– Как вам кажется, почему так напевно и торжественно
звучит это стихотворение, по звучанию своему
похоже на протяжную песню? Есть ли рифма в стихо­
творении?
– Стихотворение «Русь» длинное. Попробуем разбить его
на 4 части. Первая часть – 10 строф – заканчивается
словами: «Широко ты, Русь, по лицу земли / В красе
царственной развернулася».
– Перечитаем по цепочке отрывок. Но помните, что
ошибку в чтении допускает тот, кто интонационно
присоединяет последнюю строку в четверостишии к
предыдущей, третьей строке. Необходима пауза после
третьей строки. Этого хотел поэт, поэтому и выделил
Читают произведение. Взаимодействуют с
учителем во время опроса, осуществляемого
во фронтальном режиме. Участвуют в
коллективной беседе и дискуссии,
корректируют, изменяют свою точку зрения.
Делают выводы и свои ответы
подтверждают выдержками из текста
произведения.
– Стихотворение напоминает народную песню,
оно напевно. Поэт писал его былинным стихом.
– Рифмы нет. В народных стихах ее часто не
бывает. Но в стихотворение ритм важнее
рифмы. В былинах три ударения в строке. Два
из них стоят на третьем от начала и на третьем
от конца слогов, а третье ударение
располагается свободно. Такой же ритм в
стихотворение «Русь».
– Былины воспевают богатырей – защитников
страны. Могучую, как богатырь, страну поэт
хочет восславить стихами, подобными
народным. Родина – не только степи, горы.
Родина – это народ. И о народе Никитин хочет
рассказать, используя приемы, присущие
Выразительно
читать. Пони­
мать на слух
ответы обуча­
ющихся.
Слушать
собеседника.
Строить
понятные для
собеседника
высказывания.
Аргументироват
ь свою точку
зрения.
Осуществлять
анализ с целью
нахождения
соответствия
заданному
эталону.
Формулировать
свое мне­ние и
позицию.

Этап урока
Содержание деятельности учителя
слова «зеленеется», «великанами» в отдельную строку.
– Что вызывает восхищение поэта, когда он описывает
родину? Как удается Никитину описать бескрайние
просторы Руси?
– Где «горами лед ходит по морю»? Как мы называем эти
ледяные горы?
– Что видят люди, когда «подымается грудь море
синее»?
– Какие приемы использует поэт в этих строках?
– О какой неприглядной тьме говорит поэт, и что он
называет «пожаром небес»?
– Какими словами автор подчеркивает величие Руси?
– Как можно озаглавить 1­ю часть?
– Прочитайте следующие 4 четверостишия. С какой
интонацией следует читать каждое?
– К кому обращены эти вопросы?
– Поэт задает эти вопросы, потому что не знает ответа?
Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)
народной поэзии. На эти приемы мы
обязательно обратим внимание.
– Эпитеты: белый пух; море синее, мгла
непроглядная, поле чистое, старина святая, лях
гордый, туча темная, мать сыра земля, свет
белый, слава громкая, Русь могучая, краса
царственная…
– Восхищение вызывает необъятность
Родины.
– Айсберги – ледяные горы.
– Люди видят волны.
– Автор использует олицетворение и сравнение.
– Непроглядная тьма бывает на севере
полярной ночью, небо там иногда освещается
северным сиянием.
– «Русь державная, в красе царственной».
– 1­я часть – «Необъятная, царственная Русь».
– С вопросительной интонацией.
– Эти вопросы обращены к Родине.
– Конечно, он знает ответ на задаваемые
вопросы. Более того, он уверен, что и читатель
Формируемые
способы
деятельности
учащегося
Строить
монологические
высказывания.
Адекватно
использовать
речевые средства
для решения
различных
коммуникативны
х задач. Делать
выводы,
извлекать
информацию из
различных
источников.
Аргументироват
ь свою позицию.
Планировать
свое действие в
соответствии с
поставленной
задачей и
условиями ее
реализации.
Учитывать