Верховная власть. Виды власти. Верховная власть Верховная власть – высшая власть в государстве, являющаяся источником полномочий всех его органов

14 марта 2017 года на расширенном заседании фракции «Единая Россия» в Государственной Думе Российской Федерации спикер В.Володин, вступив в полемику с министром сельского хозяйства А.Ткачевым, сказал:

Александр Николаевич, они [депутаты] и есть власть, вы перепутали немного. Источник власти - народ, а депутаты - это представители.

Статья 3:

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

При этом можно констатировать весьма важные юридические и политические коллизии Конституции Б.Ельцина:

1. Ликвидировав ВС РФ и съезд народных депутатов указом №1400 от 21 сентября 1993 года, Б.Ельцин узурпировал власть в руках Государственной Думы и Совета Федерации, так как народу оставлены лишь две возможности самовыражения – через партийные и одномандатные выборы, где кандидаты почему – то указывают свою принадлежность к партиям, и референдум, чьи решения некому утверждать, так как не существует Конституционного собрания.

2. Согласно статье 13 часть 2: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной», однако партия «Единая Россия» открыто признает себя «партией власти, ответственной за все происходящее в России», имеющей большинство в Парламенте. Следовательно, идеология «Единой России» является государственной идеологией, что запрещено Конституцией РФ.

3. Государственная Дума формируется по партийному признаку, но нигде в Конституции об этом нет ни слова, кроме того, что партии, движения, союзы и прочие объединения граждан могут выдвигать своих представителей на выборы депутатов ГД РФ. Налицо прямая узурпация власти по идеологическому и партийному признаку.

4. В статье 9 часть 1 сказано: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории», очередной юридический казус: народы, проживающие на данной территории владеют землей и недрами или нет? Если владеют, то приватизация предприятий и недр может происходить только с разрешения народов, проживающих на этой территории. Если нет, то государство должно платить ренту народам, проживающим на той территории, недра и земля которой приватизированы полностью или частично.

5. Конституция от 1993 года таковой не является, так как на референдуме принимается только проект Конституции, который затем должен быть утвержден Конституционным собранием, но нет ни Конституционного собрания, ни самой утвержденной Конституции. Соответственно, переходный период, на который было отведено 2 года, затянулся на 24 года и все современные органы власти имеют временный характер переходного периода, согласно статьи 135 часть 3: «Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации», поэтому утверждение II раздела Конституции 1993 года: «Конституция Российской Федерации вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования» входит в противоречие со статьей 135 и может быть признано юридически ничтожным.

Для преодоления узурпации власти, спикеру Государственной Думы Российской Федерации В.Володину нужно всего лишь: 1. Созвать Конституционное собрание, которое по своей форме является съездом народных депутатов, 2. Утвердить Конституцию 1993 года, тем самым отменив временный характер нынешних органов власти переходного периода. Но В.Володин вряд ли пойдет на такой шаг, так как съезд представляет опасность для тех, кто хотел бы, прикрываясь именем народа, и дальше творить настоящее беззаконие под сенью несуществующей, юридически ничтожной Конституции. Впрочем, для В.Володина данный шаг может сделать его председателем возрожденного Верховного Совета – высшей представительной власти в России, наделенной полномочиями Съезда народных депутатов, который в состоянии отменить пост президента и изменить основы государственного строя, не прибегая к восстаниям, переворотам и прочим методам узурпации власти, чем был так славен ХХ век. И если, по слову В.Володина, депутаты Государственной Думы – это власть в России, то никто не может помешать народной власти в лице Государственной Думы инициировать процесс созыва Конституционного (Учредительного) собрания для легитимизации власти в России: либо существующей Конституции, либо восстановив подлинное народовластие путем наделения высшими формами народного представительства Верховный Совет и Съезд народных депутатов. И необходимость подобного шага диктует положение России, критичность ее экономического развития. Если все оставить как есть, то самое ближайшее будущее может внести такие коррективы, что исправлять что – либо будет уже поздно.

И если в России все так плохо с нелегитимной Конституцией и фактической узурпацией власти со стороны политических партий, чья идеология снова стала руководящей, то как обстоит дело в братских республиках бывшего СССР: на Украине, в Белоруссии и в Казахстане?

В Конституции Украины, принятой на пятой сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996 года, с изменениями от 08 декабря 2004 года, закреплено несколько важных функций государственной власти:

Статья 5. Украина является республикой. Право определять и изменять конституционный строй в Украине принадлежит исключительно народу и не может быть узурпировано государством, его органами или должностными лицами.

Статья 9. Заключение международных договоров, противоречащих Конституции Украины, возможно только после внесения соответствующих изменений в Конституцию Украины.

Статья 13. Земля, ее недра, водные и иные природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, являются объектами права собственности Украинского народа.

Статья 140. Местное самоуправление является правом территориальной громады - жителей села или добровольного объединения.

Итак, в отличие от России, Украина имеет республиканскую форму правления, высшей представительной властью народа обладает Верховная Рада (Совет), которая утверждает Конституцию и референдумы. Земля и недра принадлежат народу, а местное самоуправление состоит частью государственного управления. При этом понятия съезда народных депутатов нет, но этого понятия не было в Конституции УССР от 1978 года, когда существовал общесоюзный съезд и не было нужды в республиканских съездах, где руководили партийные органы и ВС. Но дальше наступает полная тождественность с российской действительностью: отсутствие государственной идеологии, формирование ВР по партийному принципу, независимость Национального банка, отсутствие народного волеизъявления, иначе, как только через выборы и референдум, то есть либеральная демократия одержала полную победу на всем пространстве уничтоженного СССР. Снова сталкиваемся с узурпацией государственной власти и народной собственности партийными депутатами. Снова власть принадлежит не народу, а политическим партиям, никакого отношения не имеющих к нуждам и чаяниям народа, ибо любая политическая партия занята, прежде всего, борьбой за власть и воспроизведением самой себя, а не заботой о стране и народе, что было доказано ЦК КПСС в прошлом веке. Отмена 6 статьи Конституции СССР о руководящей роли партии, снова вылилось в узурпацию власти по партийному признаку.

Конституция республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года):

Статья 4. Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан.

Статья 8. Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.

Статья 13. Недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства.

Статья 117. Местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов.

Статья 138. Вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента.

Все тоже: Национальный банк независим, волеизъявление народа возможно только через выборы и референдум, международное право является частью национального права, никакая идеология не является общегосударственной. Отличия: президент и двухпалатный Парламент наделены правом изменять Конституцию, даже без необходимости созыва Съезда народных депутатов, который отсутствует, как понятие высшей власти народа. Налицо узурпация власти нелегитимными органами управления, переходный период в 2 года для временных институтов власти, растянувшийся до сегодняшнего дня. Собственность государства манипулируется по желанию А.Г.Лукашенко и пулом его приближенных друзей, где псевдосоциализм оплачивается российской казной настолько преизобильно, насколько позволяет руководство Кремля.

Конституция республики Казахстан (Принята на референдуме 30 августа 1995 года. Внесены изменения и дополнения 7 октября 1998 года, 21 мая 2007 года, 2 февраля 2011 года):

Статья 2 1. Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления.

Статья 3 2. Народ осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы.

Статья 4 3. Международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно.

Статья 6 3. Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности.

Статья 49 1. Парламент Республики Казахстан является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции.

Статья 53 1. Парламент на совместном заседании Палат по предложению Президента Республики Казахстан вносит изменения и дополнения в Конституцию.

Статья 85 Местное государственное управление осуществляется местными представительными и исполнительными органами (маслихатами).

Отличие в том, что Национальный банк Казахстана принадлежит государству и подчиняется непосредственно президенту. Итак, Российская Федерация имеет смешанный парламентско – президентский способ правления, Украина – республиканский, а Белоруссия и Казахстан – ярко выраженную президентскую форму правления. Отличия могли бы быть и больше, если бы не главное – узурпация государственными органами власти народного волеизъявления, когда народ равноудален от осуществления своей власти во всех республиках бывшего СССР. Становится понятна главная роль Б.Ельцина, которому по праву поставлен памятник в Екатеринбурге в виде Ельцин – центра, это разрушение прежней государственности СССР, от народовластия (пусть и под гнетом ЦК КПСС) до государственной собственности, которая, хотя бы и признается таковой в некоторых республиках, но на деле узурпирована группой управленцев – несменяемых руководителей суверенных республик. И везде практически одинаковые положения в национальных конституциях, которые предоставляют неограниченные возможности президентам и парламентам по узурпации власти народа, лишенного собственного голоса. Влиять, как показала практика 25 – летия либерализма, на власть через посредство выборов или референдумов, нельзя и является полнейшей политической утопией, ибо партийная власть в стране никогда не допустит даже намека на конкуренцию самой себе.

Но у любого парламента в любой республике есть уникальный шанс вернуть народовластие и легитимность органам власти – это собрать народных депутатов, не по партийной принадлежности, а по территориальной, для легитимности Конституции, вполне возможно, что измененной, легитимности органов власти, которыми должны быть Верховный Совет и Съезд народных депутатов, а также для приведения в конституционный порядок разрушенной целостности государства, его земли, недр и вод. Никто не может отменить действия парламента по созыву Учредительного собрания, как высшего выражения народной воли и народной власти, принадлежащей ему по праву территориального единства. Так как в противном случае, действия, блокирующие созыв Учредительного (Конституционного) собрания (Съезда) должны быть расценены как государственный переворот. Со всеми вытекающими последствиями.

Ипатьев К.Ф.(майор ГРУ в отставке)

http://mayoripatiev.ru/1489589847

КАКУЮ ВЛАСТЬ МЫ ВЫБИРАЕМ?

Когда мы говорим или пишем о власти, всегда необходимо понимать о какой власти идет речь. Но прежде всего необходимо уяснить что такое государство? Перечисляя признаки государства русский юрист, историк, философ Борис Николаевич Чичерин (1828-1904гг.) писал:

1. Государство есть союз.

2. Союз целого народа .

3. Оно непременно имеет территорию .

4. Оно имеет единый закон .

5. В нем народ становится юридическим лицом.

6. Оно управляет верховной властью.

7. Цель его - общее благо.

Обобщая Б.Чичерин пишет: "Государство представляет организацию народной жизни, сохраняющейся и обновляющейся в непрерывной смене поколений". Учитывая рост национального самосознания народов населяющих все страны мира и перемены произошедшие за последние сто лет, определение государства должно быть следующим: "Государство - союз национальностей, основанный на общечеловеческом принципе СПРАВЕДЛИВОСТИ, под соответствующий ему верховной властью".

Самым сложным для понимания является проблема выявления типа верховной власти конкретного государства и системы управления. В каждом государстве присутствует одновременно верховная власть и власть управительная. По формулировке Б. Чичерина верховная власть "едина, постоянна, непрерывна, державна, священна, нерушима, безответственна, везде присуща, и есть источник всякой государственной власти". "Совокупность принадлежащих ей прав есть полновластие (Machtvolkommenheit - всемогущество силы), как внутреннее, так и внешнее. Юридически она ничем не ограничена. Она не подчиняется ничьему суду, ибо если бы был высший судья, то ему бы принадлежала верховная власть. Она -верховный судья всякого права... Словом, это власть в юридической области полная и безусловная. Эта полнота власти называется иногда абсолютизмом государства в отличие от абсолютизма князя. В самодержавных правлениях монарх потому имеет неограниченную власть, что он единственный представитель государства как целого союза. Но и во всяком другом образе правления верховная власть точно так же не ограничена... Это полновластие неразлучно с самим существом государства".

Возражая на мнение о возможности ограничения верховной власти, Чичерин отвечает: "Всякие ее ограничения могут быть только нравственные, а не юридические. Будучи юридически безграничною, верховная власть находит предел как в собственном нравственном сознании, так и в совести граждан".

Более 2000 лет тому назад Полибий так описывал круговорот верховных властей: "В обществе еще не благоустроенном или пришедшем в расстройство ВЛАСТЬ составляет удел СИЛЫ. Но в столкновениях между людьми неизбежно вырабатываются понятия о честном, бесчестном, справедливом, несправедливом. Главы и старейшины стараются управлять скорее правосудием, чем силой. Такие-то популярные своим правосудием лица создают МОНАРХИЮ. Она держится пока сохраняет свой нравственный характер. Теряя его, она вырождается в ТИРАНИЮ. Тогда является необходимость в низвержении тирана, что и производится лучшими, влиятельнейшими людьми. Наступает эпоха АРИСТОКРАТИИ. Конец аристократии является тогда, когда она вырождается в ОЛИГАРХИЮ, протестом против которой является власть народа - ДЕМОКРАТИЯ. Ее вырождение, в свою очередь, создает невыносимую ОХЛОКРАТИЮ, господство толпы, которое снова приводит общество в хаос. Тогда спасением является снова восстановление ЕДИНОВЛАСТИЯ".

История человечества выработала всего три простых формы верховной власти: монархия, аристократия и демократия. Искушенный читатель заметит, что существует конституционная монархия. Она как бы объединяет два простых принципа верховной власти: монархию и демократию. К примеру, в Великобритании королева осуществляет власть монарха, а конституция выражает и осуществляет власть народа. Против подобных заблуждений выступал еще Жан Жак Руссо:

"По той же причине, по какой Souverainete (Верховная власть) неотчуждаема, говорит он,- она и неделима (indivisible, то есть едина)". Закон, объясняет он, есть воля этого Souverain. Наши политики, язвительно замечает он по адресу уже зародившихся конституционалистов англоманской школы Монтескье, не имея возможности разделить Верховную власть в принцип, разбивают ее в проявлениях и делают из Souverain фантастическое существо, в роде того, как если бы составить человека из нескольких тел, из которых одно имеет только глаза, другое только руки, третье ноги и больше ничего. Руссо не только надсмехается над этими "японскими фокусниками", но и прямо заявляет, что их ухищрения происходят от недостатка точности наблюдения и рассуждения. Только в правительстве (в системе управления государством) Руссо допускает, да и то с оговорками, "смешанные" формы власти, именно в видах их взаимного ограничения. Разделяя на различные ветви власти и ограничивая их верховная власть лишь обеспечивает еще более собственное самодержавие. Поэтому английская конституционная монархия является самой обычной демократией - властью народа.

Из ясно понимаемого того факта, что Закон - есть выраженная воля Верховной власти, вытекает простой постулат: ЗАКОН - ПРОИЗВОЛ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ. Когда нас убеждают: "Необходимо жить по существующим законам", - для граждан необходимо понимать истинная ли власть установила этот ПРОИЗВОЛ, или отдельные группы обманом и силой узурпировали исполнительную и законодательную власти государства и пекут законы, не считаясь с интересами граждан. Призыв жить по законам в таком демократическом государстве преступен по отношению к большинству граждан, поскольку эти законы выражают интересы узурпировавших власть кланов и небольших групп населения. Такая верховная власть представляет вырожденную форму демократии - ОХЛОКРАТИЮ, которая требует срочной замены. Ведь ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ГОСУДАРСТВА - ОБЩЕЕ БЛАГО.

В том, что мы живем в демократическом государстве, сегодня ни кто не сомневается. Следовательно, верховная власть в России должна принадлежать ее гражданам. Какую же власть мы выбираем? Почему говорят о разделении власти на исполнительную, законодательную и судебную? И президент с правительством, и парламент, и судебная система - все они являются различными частями УПРАВЛЯЮЩЕЙ ВЛАСТИ. Фактически, все они чиновники, которых мы, граждане России, нанимаем (избираем) для выполнения основной функции государства - обеспечения стабильности и спокойствия в государстве. Но почему так много желающих "порулить" объявляется каждый раз, когда проходят очередные выборы во всех "демократических" государствах? Причина заключается в том, что Souverain-народ ни в одной самой "демократической" стране сегодняшнего мира никогда не осуществлял и не осуществляет ВЕРХОВНУЮ ВЛАСТЬ. Согласно философскому словарю: "Власть - в общем смысле способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства - авторитета, права, насилия".

Теперь давайте попробуем разобраться, есть ли у народа при существующих демократических режимах возможность воздействовать на деятельность или поведение людей осуществляющих власть в государстве и принимающих законы? Все контакты власть придержащих с народом заканчиваются после голосования. Вопреки мнению граждан СССР он был ликвидирован, не спрашивая мнения жителей России была проведена приватизация, нет ни одного гражданина в нашей стране согласного с нынешними законами по налогообложению, но они действуют и разрушают экономику страны, и такие примеры можно приводить до бесконечности. Следовательно, раз Souverain-народ не оказывает прямое воздействие на правителей, мы имеем вырожденную форму демократии - ОХЛОКРАТИЮ. Власть во всех современных охлократических странах узурпирована небольшой кучкой людей, через СМИ оболванивающих своих граждан и осуществляющих реальное господство в этих странах, подменяя Souverain-народ. Стремление во власть в охлократических государствах так заманчиво потому, что фактически нанимаемые народом через выборы чиновники не несут никакой ответственности перед Souverain-народом за свои действия и принимаемые решения или законы. Самое страшное наказание для самого недобросовестного "народного" избранника - это не быть избранным на следующий срок для исполнения властных полномочий. Материальная же выгода нахождения во власти несоизмеримо велика в отличии от вклада данных лиц в строительство общества.

Чтобы осуществлять в государстве реальную демократическую верховную власть , Souverain-народ должен напрямую поощрять или наказывать своих представителей за ту деятельность, которую они осуществляют на избранных должностях. Необходимо создать механизм непосредственного воздействия граждан на органы избираемой власти и конкретных ее представителей. Сегодня же у любого работодателя в самом маленьком "ООО" власти по отношению к своим сотрудникам неизмеримо больше, чем у Souverain-народа по отношению к чиновникам. Поощрять и наказывать должны непосредственно граждане страны, чтобы любой орган УПРАВЛЯЮЩЕЙ ВЛАСТИ знал и понимал, что за действия ухудшающие или улучшающие жизнь жителей государства или любого самого маленького села последует либо наказание, либо поощрение.

Для осуществления в полном объеме ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ государством Souverain-народом мы предлагаем принять на референдуме законы прямого действия, которые предусматривают оценку деятельности властей за определенный период и поощрение либо наказание за эту деятельность. Согласно этим законам во время выборов властей на очередной срок одновременно должен проводится референдум по которому избирателями будет принято решение о наказании или поощрении представителей избираемой власти за деятельность в предыдущем периоде. Проекты таких законов по оценке деятельности Государственной Думы РФ и глав субъектов федерации предложены ниже. Ответственность власти перед избирателями - основная идея этих законов.

"ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - основа эффективного управления!"

ЗАКОН

Новосибирской области

"Об оценке деятельности Администрации"

Настоящий Закон устанавливает меры ответственности главы Администрации Новосибирской области, руководителей всех департаментов, комитетов и начальников отделов, глав администраций районов области, их заместителей и начальников отделов районной администрации и органов местного самоуправления (мэрия г. Новосибирска) перед жителями области.

Глава 1. Общие положения

Статья1. Целью Закона является предоставление жителям Новосибирской области возможности поощрить или наказать Администрацию области и местного самоуправления за исполнение ею обязанностей по обеспечению конституционных прав и свобод граждан на достойную и обеспеченную жизнь.

Статья 2. Ухудшение жизни населения области, выраженное в сокращении рождаемости, сокращении средней продолжительности жизни, уменьшении количества введенного в строй жилья, превышении смертности над рождаемостью, увеличении безработицы или сокращении реальных доходов населения по отношению к предыдущему периоду деятельности Администрации, является преступлением против него.

Статья 3. Улучшение жизни населения области, выраженное в увеличении рождаемости, увеличении средней продолжительности жизни, увеличении естественного прироста населения, увеличении объемов сданного в эксплуатацию жилья, сокращении безработицы и увеличении реальных доходов населения по отношению к предыдущему периоду, является подвигом.

Статья 4. В случае ухудшения жизни народа (статья 2) преступниками являются все представители областной Администрации Новосибирской области и органов местного самоуправления.

Статья 5. В случае улучшения жизни народа (статья 3) все руководители Администрации области и местного самоуправления, перечисленные в преамбуле Закона, заслуживают особого поощрения.

Глава 2. Оценка деятельности Администрации

Статья 6. Оценка исполнительной власти за период ее деятельности дается всеми избирателями Новосибирской области путем референдума. Суд осуществляется во время выборов главы исполнительной власти области.

Статья 7. В течение очередной избирательной компании органы исполнительной власти через средства массовой информации доводят до населения изменение интегральных показателей уровня жизни населения (статья 2) за прошедший период деятельности исполнительной власти в сравнении с предыдущим периодом.

Статья 8. Во время голосования за кандидата на очередной срок деятельности Администрации области избиратели получают бюллетень в котором содержится два пункта: "Администрация достойна поощрения" и "Администрация достойна наказания". Избиратель вычеркивает один из пунктов или оставляет бюллетень без изменения.

Статья 9. Если более 50% зарегистрированных избирателей вычеркнут пункт "Администрация достойна поощрения" и оставят пункт "Администрация достойна наказания", то все представители областной администрации - преступники.

Если более 50% зарегистрированных избирателей вычеркнут пункт "Администрация достойна наказания" и оставят пункт "Администрация достойна поощрения", то Администрация области поощряется.

Если более 50% зарегистрированных избирателей не набирается ни по одному пункту, то решение считается одобрительным "Без отличия".

Бюллетени с вычеркнутыми обеими пунктами считаются испорченными и их число при вынесении решения вычитается из общего количества зарегистрированных избирателей.

Глава 3. Наказание и поощрение.

Статья 10. Если избиратели выносят вердикт "Администрация достойна наказания", то в течение двух месяцев после официального объявления результатов Областной избирательной комиссией все перечисленные в преамбуле руководители снимаются со своих должностей и отправляются на общественные работы по представлению отделов занятости с выплатой заработной платы в размере минимальной пенсии, установленной Российским законодательством, сроком на пять лет.

Статья 11. Исполнение приговора по статье 10 откладывается на срок депутатских полномочий, если кто-либо из лиц, на которое распространяется наказание, является депутатом любого органа законодательной власти. Наказание вступает в силу со дня истечения депутатских полномочий и длится в течение следующих пяти лет.

Статья 12. Если избирателями вынесен вердикт "Администрация достойна поощрения", то все представители Администрации достойны поощрения. Меры поощрения вырабатываются законодательным органом области и должны быть реализованы не позднее трех месяцев после принятия решения о поощрении.

Статья 13. Преступление по данному Закону не имеет срока давности. По инициативе законодательной или исполнительной власти исполнительная власть любых прошлых лет по вновь открывшимся обстоятельствам может быть вновь представлена на суд избирателей и по получении от него другого вердикта либо реабилитирована и награждена, либо лишена званий и наказана.

Глава 4. Неотвратимость исполнения воли народа.

Статья 14. Уклонение от суда народа или исполнения его приговора - особо опасное преступление. Наказание за него - пять лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима.

Статья 15. Если Администрация области и местного самоуправления путем законодательных ухищрений либо снятия с себя полномочий досрочно, либо отстранения под воздействием любой силы попытается уклониться от суда народа, то все перечисленные выше чиновники через два месяца после истечения официального срока окончания полномочий главы администрации без суда избирателей становятся преступниками и подлежат наказанию (статья 10).

Статья 16. Если любой член Администрации попытается избежать наказания самостоятельно, он должен быть разыскан соответствующими государственными органами, где бы он ни находился, и наказан (статья 14).

Статья 17. Ни одно юридическое и физические лица не имеют право принимать на работу, оказывать материальную помощь в любых видах лицам понесшим наказание по статье 10 в течение исполнения срока наказания. Юридические и физические лица осуществляющие материальную помощь либо напрямую, либо через подставных лиц в течении исполнения наказания подлежат лишения лицензий по всем видам их деятельности.

Глава 5. Условия изменения данного Закона

Статья 19. Данный Закон принимается на референдуме и любые изменения и дополнения могут быть внесены в него только посредством референдума.

ЗАКОН

Российской Федерации

"Об оценке деятельности депутатов всех уровней "

Настоящий Федеральный закон устанавливает меры ответственности депутатов перед избирателями.

Глава 1. Общие положения

Статья1. Целью Закона является предоставление народу России возможности поощрить или наказать представительной законодательной власти за исполнение ими обязанностей по обеспечению конституционных прав и свод граждан на достойную и обеспеченную жизнь.

Статья 2. Ухудшение жизни народа выраженное в сокращении рождаемости, сокращении средней продолжительности жизни, уменьшении количества введенного в строй жилья, превышение смертности над рождаемостью или сокращение реальных доходов населения по отношению к предыдущему периоду деятельности законодательной власти является преступлением против него.

Статья 3. Улучшение жизни народа выраженное в увеличении рождаемости, увеличении средней продолжительности жизни, увеличении естественного прироста населения, увеличении объемов сданного в эксплуатацию жилья и увеличении реальных доходов населения по отношению к предыдущему периоду - является подвигом.

Статья 4. В случае ухудшения жизни народа (статья 2) преступниками являются все представители законодательного органа.

Статья 5. В случае улучшения жизни народа (статья 3) героями являются все представители законодательного органа.

Глава 2. Оценка деятельности депутатов

Статья 6. Оценка законодательной власти за период ее деятельности дается всеми избирателями путем референдума. Суд осуществляется во время выборов депутатов законодательной власти.

Статья 7. В течение очередной избирательной компании органы исполнительной власти через средства массовой информации доводят до населения изменение интегральных показателей уровня жизни населения (статья 2) за прошедший период деятельности законодательного органа.

Статья 8. Во время голосования за кандидатов на очередной срок деятельности законодательного органа избиратели получают бюллетень в котором содержится два пункта: "Достоин поощрения" и "Достоин наказания". Избиратель вычеркивает один из пунктов или оставляет бюллетень без изменения.

Статья 9. Если более 50% зарегистрированных избирателей вычеркнут пункт "Достоин поощрения" и оставят пункт "Достоин наказания", то все депутаты законодательной власти - преступники.

Если более 50% зарегистрированных избирателей вычеркнут пункт "Достоин наказания" и оставят пункт "Достоин поощрения", то все депутаты законодательной власти - герои.

Если более 50% зарегистрированных избирателей не набирается ни по одному пункту, то решение считается одобрительным "Без отличия".

Бюллетени с вычеркнутыми обеими пунктами считаются испорченными и их число при вынесении решения вычитается из общего количества зарегистрированных избирателей.

Глава 3. Наказание и поощрение.

Статья 10. Если избиратели выносят вердикт "Достоин наказания", то в течение двух недель после официального объявления результатов Центральной избирательной комиссией органы МВД задерживают всех депутатов осужденного созыва и помещают их в места заключения общего режима сроком на 3 (три) года.

Статья 11. Исполнение приговора по статье 10 откладывается на срок депутатских полномочий, если депутат вновь избран на очередной срок. Наказание для данного депутата отменяется, если после следующего срока пребывания его в органе законодательной власти этому органу избирателями вынесен вердикт "Достоин поощрения", и сокращается наполовину, если вынесен вердикт "Без отличий".

Наказания по приговору суда народа не поглощаются, а суммируются.

Статья 12. Если избирателями вынесен вердикт "Достоин поощрения", то всем депутатам присваивается звание Герой России со всеми правами и льготами, дающимися этим званием.

Статья 13. Преступление по данному Закону не имеет срока давности. По инициативе законодательной или исполнительной власти законодательная власть любых прошлых созывов по вновь открывшимся обстоятельствам может быть вновь представлена на суд избирателей и по получении от него другого вердикта либо реабилитирована и награждена, либо лишена званий и наказана.

Глава 4. Неотвратимость исполнения воли народа.

Статья 14. Уклонение от суда народа или исполнения его приговора - особо опасное преступление. Наказание за него - смертная казнь.

Статья 15. Если весь законодательный орган путем законодательных ухищрений либо самороспуска, либо роспуска под воздействием любой силы попытается уклониться от суда народа, то все депутаты этого созыва через два месяца после конституционного срока суда избирателей становятся преступниками и подлежат немедленной казни.

Статья 16. Если депутат попытается избежать наказания самостоятельно, он должен быть разыскан соответствующими государственными органами, где бы он ни находился, и казнен.

Статья 17. Если исполнительные органы России по любым причинам не приведут в исполнение приговор по статьям 15 и 16 настоящего Закона, то обязанность по приведению приговора в исполнение ложится на каждого гражданина России. В отношении этих преступников гражданам России дается право действовать самостоятельно, любыми способами и в любой точке земного шара.

Статья 18. Гражданин России, приведший самостоятельно приговор по статьям 15 и 16 Закона, становится Героем России по этому Закону без каких-то либо дополнительных представлений и указов.

Глава 5. Условия изменения данного Закона

Статья 19. Данный Закон принимается на референдуме и любые изменения и дополнения могут быть внесены в него только посредством референдума.

Другой механизм для реализации ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ Souverain-народом мы предлагаем осуществлять в виде "Общественного договора". Суть предложения заключается в том, что все кандидаты на избираемые должности заключают договора, имеющие юридическую силу, с политическими партиями или общественно-политическими объединениями и с конкретными избирателями о поддержке конкретных пунктов его программы. Эти договора должны предусматривать обязательства кандидата перед избирателями и меры ответственности в случае не соблюдения этих обязательств. Для выдвижения кандидата в республиканские органы власти (президент, дума) необходимо заключение договоров не менее чем с тремя республиканскими партиями или общественно-политическими движениями и индивидуальные договора со всеми гражданами активно участвующими в избирательной кампании кандидата. При несостоятельности избранного должностного лица, организации и граждане, заключившие с ним договор, имеют право подать на него в суд и в случае признание судом факта не выполнения договора данное должностное лицо отстраняется от должности и назначаются новые выборы. В случае признание избирателями на референдуме деятельности думы или должностного лица отрицательной, политические партии, объединения и граждане, лишаются права выдвижения своих кандидатов. Форма "Общественных договоров" требует еще детальной юридической проработки, но необходимость такого инструмента для перехода от охлократического общества к демократическому не вызывает сомнения.

Александр Чвалюк

По своей природе политическая власть - прежде всего государственная власть - является организующим началом жизни общества. Государственная власть обладает большим потенциалом для целенаправленного воздействия на общественное развитие. «Государство нанято обществом для профессионального управления, компетентного согласования разноплановых интересов и действий. Общество проигрывает от тотального огосударствления общественной жизни, но нуждается в укреплении государственной власти в тех разумных пределах, которые сохраняют социальную интеграцию и национальное достоинство и обеспечивают простор развития личности и свободному взаимодействию людей».

Государство - это совокупность политических институтов, учреждений и органов, каждый из которых призван выполнять свои специфические функции законодательного, исполнительного и судебного порядка. Понятно, что речь идет о парламентской власти, исполнительной власти в лице правительства, судебной власти, силовых структурах и др. Политическую организацию общества, которая обладает монополией на физическое насилие (М. Вебер), мы называем государством. Государство непосредственно связано с политическими процессами.

Аристотель, М. Вебер и Г. Лассуэл, как и большинство социологов и политологов во все времена, полагали, что политические процессы включают в себя отношения руководства, авторитета, или власти. Аристотель и Вебер, кроме того, находили, что понятие «политика» требует дополнительных характеристик. Для Вебера сфера политического содержит не только руководство, но и отношения, ограниченные территориально. По Аристотелю политика включает в себя, кроме названных свойств, качества самодостаточности и самоорганизации. Сфера политического по мере поступательного развития человеческой цивилизации и усложнения жизни расширяется. И уже Лассуэл называл политическим и то, что Аристотель, а затем и Вебер к этой сфере не относили по причине неразвитости или отсутствия этих явлений жизни в их эпохи: по мнению Лассуэлла, фирма или профсоюз, например, могут содержать в себе политические аспекты.

При анализе проблем политики следует учитывать тот факт, что в политической науке используется как широкое, так и узкое понимание термина «политика». Политика, как было выяснено, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение и осуществление власти (М. Вебер). Первое понимание политики предполагает отношения руководства, управления и участия (Р. Дарендорф). Второе значение понятия «политика» исключает бюрократические, чиновничьи, аппаратные, административные структуры и объясняет отношения между государственными институтами как «власть над управлением» или «управление управлением». А также такими терминами, как «руководство», «политическое управление», «управление на высших уровнях организации», «руление», «политическое управление», или «общее управление».

Во втором смысле слово «политика» включает те субъекты социальных отношений, которые определяют стратегию развития общества и государства, надзирают за претворением в жизнь этой стратегии, мобилизуют массы в поддержку проводимой политики, осуществляют церемониальную власть и т. д. К политическим институтам в таком значении понятия «политика» относятся: выборные и утверждаемые органы государственной власти (представительные структуры различных уровней, главы государств, премьер-министры, правительства, выборные и утверждаемые главы региональных и местных администраций - президенты, губернаторы, мэры и т. д.). Они также включают и невыборные или частично выборные институты, но реализующие функции контроля и надзора за соблюдением действенности формального права (суд, прокуратура). Воплощается стратегия политики исполнительными структурами в лице государственного аппарата, служащих, чиновников, бюрократии и т. д. Такое понимание политики, точнее соотношения политики и управления, указывает на то, что выбор политической стратегии является прерогативой социально-политических институтов, которые используют бюрократию и которым она подчинена в правовом поле.

Функциональные особенности различных властей проявляются в том, что общественно-политическая власть более децентрализирована, поскольку она основана на началах выборности и в этом смысле более самостоятельна в своих решениях. Бюрократия же требует непременной централизации. Она базируется на началах назначения, профессионализма и формальной иерархической подчиненности.

Подчеркнем, что исполнительская и политическая функции (как в широком, так и в узко специальном значениях) свойственны исполнительным, законодательным и иным властям. Но воплощаются эти функции в организационных структурах двух типов; с одной стороны - это чиновники и бюрократия, с другой - политические деятели и избирательная система в парламентском или партийном режимах. Неодинаковость принципов формирования и действия различных ветвей власти есть основа их сочетания, если одна из них не поглощает другую.

Вместе с тем в современных «демократиях» не просто решается вопрос взаимоотношения политики и управления. Проблема заключается в том, что между различными представителями политической элиты осуществляется борьба за аппарат в вопросах контроля над ним или его формирования. П. Бурдье раскрывает эту проблему так: «По мере того как политика «профессионализируется» и партии «бюрократизируются», борьба за политическую мобилизационную власть все более превращается в двухступенчатое соревнование: от исхода конкурентной борьбы за власть над аппаратом, которая разворачивается внутри аппарата исключительно между профессионалами, зависит выбор тех, кто сможет вступить в борьбу за завоевание простых мирян».

Схему распределения функций между общественно-политической властью и бюрократией можно представить следующим образом: 1) нижнее звено управления находится по преимуществу в руках общественных учреждений, бюрократия на этом уровне является институтом организующим и контролирующим; 2) среднее звено государственного управления сосредотачивается в основном в руках бюрократии, а представительные органы в этом случае выступают в качестве контролирующей структуры; 3) в высшем звене государственного управления исполнительные функции остаются за бюрократией и правительством, функции же законодательные и контрольные осуществляются на основе сочетания представительных, судебных и правительственных структур, а также групп интересов.

Стабильность в современном обществе может быть обеспечена только сбалансированностью общественно-политических и политико-бюрократических начал. Эффективная организация всей политико-управленческой системы требует также сочетания подсистем представительных и бюрократических. Но признание факта разделения властей ни в практической, ни в теоретической основе не отрицает понимания властных отношений в качестве структурно упорядоченной целостности.

Структурно упорядоченная целостность публичной власти и стабильность общества обеспечивается основным институтом политической системы - государством, которое выступает системообразующим фактором.

Первые известные человечеству государства сформировались 5–6 тыс. лет назад в различных географических регионах и стали центрами нескольких цивилизаций. Это государства коренных народов Америки (ацтеки, майя, инки), Древний Китай, Древний Египет, Древний Рим, Древне-греческие полисы, государства долин Инда и Ганга (на территории современной Индии), Ассирия, Вавилон, Шумер и Аккад, государства Древней Месопотамии (междуречье Тигра и Евфрата).

Само понятие «государство» (state) - в значении политически организованного общества - сравнительно новое, восходящее к Н. Макиавелли. Макиавелли отделил государство от общества. Государство он понимал в качестве одного из состояний общества, основанным на господстве и подчинении. Древние греки использовали понятия «polis» и «politea», а римляне «res publica», «civitates». Эти и другие понятия употреблялись в различных политических значениях, а в итоге трансформировались в термин «государство» (stato, staat, etat, state).

В современной общественной науке понятие «государство» используется в двух смыслах - узком и широком. Как заметил М. Дюверже, когда говорят, например, о вмешательстве государства в экономическую жизнь, или в случае критики государства, речь заходит об институтах и должностных лицах, составляющих в совокупности систему управления. А когда говорят, что Франция, Великобритания или Россия являются государствами, то имеется в виду, что они составляют человеческие сообщества особого типа, специфическим образом организованные нации, обладающие суверенитетом. Очевидно, что эти два значения тесно связаны. Государство в первом смысле управляет государством во втором смысле.

Государство во втором значении - это политическая организация, равная по масштабам обществу, с фиксированными географическими границами, народом, проживающим на этой территории и представленным верховной властью. Государство в первом смысле - это совокупный политико-управленческий чиновник в виде политического чиновничества (глава государства, правительство, судебная власть, региональных политических служащих и т. д.) и исполнительных структур (собственно чиновничества, бюрократии, управляющих, государственного аппарата разных уровней).

Внимания заслуживает вопрос о происхождении государства. Однако мы не находим более или менее ясного ответа на этот вопрос. Существуют ряд теорий, предлагающих решить эту проблему: теологическая, патриархальная, договорная теория, теория насилия, материалистическая теория, органическая теория, психологическая и другие теории. Каждая из названных теорий имеет свои достоинства и недостатки. Вопрос заключается в том, что государства формировались в разные периоды человеческой истории и в неодинаковых условиях под влиянием совокупности факторов. Поэтому не следует выделять один фактор или какое-то определенное условие в качестве основного или определяющего в виде общезначимой причины. Становление и развитие государств в их историческом измерении происходило и происходит под влиянием различных причин.

В обобщенном виде переход от догосударственного к публично-государственным отношениям в социуме мог происходить тремя основными способами. Они таковы:

1. Военным путем, когда институционализация публичной власти происходит в результате обособления института «военного вождя» и его войска и присвоения ими административного аппарата, как правило, состоящего из родственников вождя и приближенных; 2. Аристократическим способом, когда носителями публичной власти постепенно становились представители родоплеменной знати, сконцентрировавшие в своих руках политико-административную власть; 3. Плутократическим путем, при котором богатые (наиболее удачливые субъекты общины), сосредотачивали материальные ресурсы власти и формировали вокруг себя группы сторонников (клиентелы) и постепенно трансформировали свое материальное богатство, авторитет и влияние в публичную власть.

Государство как носитель и субъект политики и управления, опираясь на специальный аппарат, осуществляет функции по управлению общими делами общества, решая вопросы, которые связаны с людскими, материальными и природными ресурсами. Среди этих функций особое значение имеют функции руководства и управления экономическими, социальными, духовными и собственно политическими процессами, а также сферами национальных и международных отношений, гарантированием соблюдения общеобязательных норм и правил в обществе, обеспечением общественного порядка в стране и ее безопасности и др.

Общая характеристика государства воплощается в понятии «форма государства». В российской политической науке традиционно принято, что форма государства включает в себя форму правления, государственное устройство и политический режим. Сегодня все чаще подвергаются сомнению критерии типологии форм правления, а также необходимость включения в словосочетание «форма государства» термин «политический режим».

Принятая в российской литературе классификация форм правления в виде монархии и республики, когда монархии делятся на абсолютные, дуалистические и парламентарные, а республики - на президентские, парламентарные (или парламентские) и смешанные (полупрезидентские), не отвечает, по мнению ряда обществоведов, современным требованиям.

Утверждается, что такая типология форм правления связана с выбором несуществующих критериев, когда важное в классификации подменяется не важным, а реальное - формальным и т. д. Объясняется это тем, что в политико-правовой литературе трудно встретить такой разнобой во взглядах, которые касаются проблемы типологии форм правления. Ибо число выделяемых типов варьирует от двух до нескольких десятков (три, пять, семь, восемь, двадцать четыре). Нет единства и по вопросу, к какому типу относить различные страны. Современную Францию могут относить к президентской, парламентской, полупрезидентской, полупарламентской, смешанной, премьер-президентской системам или президентской и парламентской республике одновременно. Россия представляется системами в виде президентской, суперпрезидентской, смешанной, полупрезидентской или президентско-парламентской. То есть, нет ответа на вопрос, что правление - это комплекс отношений, которые нельзя свести к способу замещения главы государства.

Далее подчеркивается, что не следует игнорировать при классификации форм правления различия между демократическими и недемократическими режимами. Исправленная классификация должна выглядеть следующим образом. Форма государственного правления включает форму демократического правления и форму недемократического правления. К первой относятся президентская (республика), парламентская (парламентская монархия и парламентская республика), полупрезидентская (республика), полупарламентская (республика). Ко второй - абсолютная монархия, дуалистическая монархия, авторитарная республика (СССР), прочие режимы.

Следует заметить, что такая классификация режимов не отрицается обществоведами. Однако в приведенной типологии форм правления мы не находим места «демократиям», которые находятся на стадии становления - демократии «по-российски», «отчасти нелиберальным демократиям» и др., а также суперпрезидентским республикам и т. д. Все дело в том, любое теоретическое построение схематично и не способно раскрыть все многообразие функциональных особенностей государственной власти. Поэтому реальные формы правления нельзя выделять из идеально-типических моделей, а необходимо совмещать (сравнивать) идеальные теоретические модели и реальные политические процессы.

Напомним, что, решая проблемы демократии, политическая наука включает следующие «формальные» процедуры, которые характеризуют особенности либеральной формы демократии: «всеобщие избирательные права граждан; возможность для граждан претендовать на занятие выборных должностей; регулярное проведение свободных, конкурентных и справедливых выборов; наделение избранных должностных лиц конституционным правом контроля над правительственными решениями; отсутствие притеснений по отношению к политической оппозиции; право граждан создавать независимые ассоциации и организации (включая независимые политические партии и группы интересов) и присоединяться к ним; свободный доступ граждан к источникам альтернативной информации» (см..: Гл. 2).

В 70-е годы ХХ века количество стран, которые по большинству названных формальных признаков, определялись как демократические, выросло втрое. Если в 1974 году всего 39 государств (27 %) отвечали критериям «формальной демократии», то к 1996 году, по оценке «Фридом хауз», таких стран насчитывалось 117 (61 %). Эти цифры говорят о том, что значительные изменения в мировом сообществе оказали влияние на подходы к исследованию «новых демократий».

Как правило, если прежде основное внимание уделялось анализу подтипов демократических систем преимущественно на материале различий между устоявшимися, стабильными демократиями, то ныне, в результате поставторитарных реформ «третьей волны», которые привели к новой типологии демократий, в центре внимания оказались демократии, находящиеся в процессе становления. То есть для определения качественного состояния демократии уже предлагаются дополнительные критерии. Поэтому в случае идентификации, например, постсоциалистической олигархии в системе становящихся демократий формально-правовые признаки важны, но их недостаточно. В новых условиях все больше учитываются социально-экономические и содержательные характеристики общественной системы.

Задача исследователя в изучении перехода из одного качественного состояния в другое включает, по меньшей мере, две взаимосвязанных стороны: нормативную, предполагающую намеренное, целенаправленное изменение номинальных установлений (формальные, неформальные нормы, правила, процедуры), отражающихся на функционировании социально-политических институтов, и процессуальную, вызываемую сменой моделей социально-экономической и политической деятельности людей.

Преобразования не приводят к ожидаемым переменам в функционировании социально-политических институтов, если они не подкреплены соответствующими изменениями в моделях социального действия. Как следствие возникают дисфункции в деятельности этих институтов. Возможна и симметричная ситуация: сдвиги в моделях социального действия, меняющие функционирование социально-политических образований, не соответствуют формальным нормам, призванным регулировать это функционирование.

Варианты развития поставторитарных систем с позиции содержательной, а не только формальной, описываются при помощи различных понятий. Например, такими категориями, как «фасадные демократии», «непрочные демократии», «не утвердившиеся демократии», «нестабильные популистские демократии», «отчасти нелиберальные демократии», «конкурентные полудемократии», «полудемократии с ограниченным плюрализмом» и «полуконкурентные, частично плюралистические автократии», «делегированные демократии» и др. На основе регионального критерия выделяются - «латиноамериканские», «южноевропейские», «восточноевропейские» и иные демократии.

Демократия в сегодняшней политической социологии понимается в различных, подчас диаметрально противоположных смыслах, что объясняется как исторической эпохой, накладывающей свой отпечаток на само содержание этого явления, так и общественно-политическими взглядами создателей различных концепций демократии.

Итак, форма государства содержит: «Во-первых, властные органы государства (органы государственной власти); во-вторых, особые территориальные единицы государства - территориальные государственные единицы суборганизации. Органы государственной власти подразделяются, в свою очередь, на центральные, региональные и местные. Они находятся в определенных внутренних взаимоотношениях друг с другом и гражданами или подданными государства… Таким образом форма государства - это совокупность устойчивых взаимоотношений между властными органами государства и между его территориальными единицами, то есть способ их сосуществования, в том числе способ распределения государственной власти между ее органами, способ их образования (формирования) и взаимной ответственности». То есть, такой широкий смысл термина «форма государства» в виде механизма осуществления политической власти включает: форму правления, форму устройства и политический режим.

Форма правления отвечает на вопрос о системе построения высших органов государственной власти. Форма устройства предполагает территориальную, национальную и национально-территориальную организацию государства. Политический режим дает представление о том, как реализуется государственная власть. «Если понятие политическая система определяет общий порядок взаимодействия и функционирования политических институтов, то политический режим выражает специфические пути и средства, какими эти институты взаимодействуют друг с другом».

Верховая государственная власть: понятие, признаки, институты.

Верховная власть – высшая власть в государстве, являющаяся источником полномочий всех его органов.

Верховная власть имеет следующие основные признаки, вытекающие из ее принципиального содержания и государственного значения:

Единство (неделимость). "Государственная власть всегда одна и, по существу своему, не может допустить конкуренции другой такой же власти в отношении тех же лиц, на пространстве той же территории." Принцип разделения властей распространяется на государственные органы, подчинённые верховной власти, которая делегирует им соответствующие полномочия (законодательные, исполнительные, судебные и т. д.).

Неограниченность. Юридическое подчинение носителя верховной власти какой-либо внешней силе (другому государству, надгосударственному образованию) означает переход верховной власти к этой силе.

Полнота. В государстве отсутствует какая-либо власть, неподконтрольная верховной.

Постоянство и непрерывность. Прекращение существования верховной власти равносильно исчезновению самого государства (утрате им независимости). Смена типа верховной власти возможна не эволюционным, а лишь революционным путём - через ликвидацию старого государственного строя и учреждение нового.

Носитель верховной власти называется сувереном. В зависимости от его природы выделяется три исторических типа верховной власти (впервые выделены Аристотелем):

Монархическая - верховная власть сосредоточена в руках одного лица.

Аристократическая - верховная власть принадлежит знати.

Демократическая - верховная власть принадлежит народу.

Все существовавшие и существующие формы государств могут быть отнесены к одному из перечисленных типов. В настоящее время в большинстве стран установлена демократическая верховная власть (в том числе и в странах с конституционной монархией).

Признаки верховной власти вытекают из самого существа государства и из отношения верховной власти к другим элементам политического союза.

1) Из понятия о государстве, как едином целом, следует, что верховная власть должна быть единая. Это единство выражается в единстве владычествующей воли. Если будут две воли, независимые друг от друга, то каждая из них будет принадлежать не целому государству, а известной его части; следовательно, каждая часть будет составлять отдельное государство. Это и бывает в сложных государствах, при распределении верховной власти между союзом и отдельными штатами. Если же различные воли состоят в такой зависимости друг от друга, что верховная, обязательная для всех воля, устанавливается их соглашением, то последняя и будет единая верховная воля; тогда верховная власть присваивается совокупности органов.

2) верховная власть, как неотъемлемая принадлежность государства, постоянна и непрерывна. Физические лица, ею облеченные, могут меняться, но существо власти, как учреждения, сохраняется непрерывно. В этом смысле в старинном французском праве было изречение: король не умирает (le roi ne meurt pas). Вследствие этого, все права и обязанности предшественника непосредственно переходят на преемника.

3) верховная власть независима от какой-либо другой: это - власть державная. Мы видели, однако, что не всякое государство в действительности пользуется полной независимостью. В полусамостоятельных государствах верховная власть не вполне державная; но так как здесь подчинение неполное и в некоторых отношениях власть остается независимой, то она сохраняет государственный характер. Степень подчинения может быть разная.

4) Так как в государственном союзе с юридическим началом соединяется нравственное, то и верховная власть, как представительница высшего нравственного порядка, освящается нравственным законом. В том смысле она считается священной. На этом основана связь ее с религией и церковью.

5) Будучи источником всякого положительного закона, определяющего права и обязанности граждан, она в отношении к последним является ненарушимой. Ей должно быть оказано полное повиновение.

6) Верховная власть существует для общего блага и действует во имя общего блага. Но окончательным судьей в этом деле является только она сама. Поэтому она безответственна. Всякий ответственный орган перестает быть носителем верховной власти; он становится подчиненным.

7) Так как территория во всем составе, со всем, что в ней обретается, составляет принадлежность государства, то верховная власть простирается на все, что находится в этих пределах. В этом смысле она признается везде присущей.

8) так как верховная власть представляет волю государства, как единого целого, и распространяется на все, то всякая частная власть, установленная для государственных целей, является только органом верховной власти и от нее заимствует свою силу. Поэтому верховная власть есть источник всякой государственной власти.

Власть всегда присваивается известному лицу. Без лица она немыслима, ибо только единичное лицо может решать и действовать. Она может принадлежать и нескольким лицам вместе; тогда необходимо установление способов совокупного решения, так чтобы воля была одна. Таким образом, всякая власть заключает в себе два элемента: юридический элемент, право, составляющее существо власти, и лицо или лица, облеченные правом; они определяют форму власти.

Власть может быть частная и общественная. Первая принадлежит частному лицу над другим лицом; таковы власти семейная и господская. Вторая принадлежит союзу, или обществу, над его членами. Здесь лицо, облеченное властью, является органом и представителем целого; оно действует во имя общей цели. Право принадлежит ему, не как лицу, а как органу целого.

Всякий постоянный союз основан на подчинении членов целому; без этого нет союза. Поэтому во всяком союзе существует общественная власть; а так как союзы различны, то и власти могут быть различны.

Общественная власть может быть патриархальная, гражданская, церковная, государственная. Патриархальная власть в более обширных формах кровного союза, как-то: в роде и племени, получает общественное значение; но при этом всегда сохраняется и частный характер, ибо таков, по существу своему, характер самого кровного союза. Гражданская власть устанавливается в частных союзах, которые образуются в гражданском обществе, как-то: в товариществах и корпорациях. И она, по своему происхождению, носит в значительной степени частный характер; настоящее общественное значение она получает, только когда корпорация становится органом государства. Церковная власть имеет высшее нравственное значение; она повелевает во имя религиозно-нравственного закона. Но сама по себе она имеет силу принуждения только нравственного, а не материального. Наконец, государственная власть имеет характер чисто общественный. Действуя во имя идеи государства, которое есть вместе юридический и нравственный союз, она имеет и принудительную силу и высшее нравственное освящение. Принадлежа государству, как верховному союзу, который в юридической области владычествует над всеми, она есть власть верховная.

Необходимость верховной власти доказана выше. Она вытекает из необходимости установить в обществе прочный порядок общежития. Люди соединяются в союзы; каждый союз имеет известную власть над своими членами, ибо без этого нет общего действия. Если, как всегда бывает в обществе, существуют различные союзы, то и они естественно могут приходить в столкновение между собой. Если нет власти, владычествующей над всеми, то общественный порядок невозможен. Эта власть и будет верховная. Если она подчинена другой, то последняя будет верховная, но верховная власть все-таки будет. Союз, владычествующий в юридической области, есть союз государственный, а потому верховная власть есть власть государственная.

То же требование вытекает из необходимости подчинения частных целей общественной. В этом состоит благо всякого союза, та высшая цель, для которой он устанавливается. Для исполнения этой задачи необходима единая верховная воля, господствующая над частными стремлениями членов. Одним словом, прочность порядка и подчинение целей требуют установления власти, которой принадлежало бы верховное решение.

Государство и верховная власть: сущность понятий

С целью детального определения и анализа государственно-обязательных отношений нужно определиться, что есть государство.

Определение 1

Государство - это организация политической власти, которая, располагая особым механизмом управления, правит обществом и обеспечивает в нем стабильность и порядок, защищает его от внешней угрозы.

Исторически понятие государства определяется как социальная организация, обладающая властью над людьми, живущими на данной территории, ограниченной территориально границами, а также обеспечивая им блага и нормальную жизнедеятельность.

Среди функций, которые выполняет государство - это внутренние, такие как социальные, стабилизационные, хозяйственные, координационные, а также внешние, важные из которых - обеспечивать оборону и налаживать международное сотрудничество. Государство является официальным представителем всех его членов, называемых гражданами. По формам правления государства подразделяются на президентские, парламентские и смешанные республики, а также на абсолютные и конституционные монархии. По формам государственного устройства государства бывают унитарными, федерациями и конфедерациями.

Структурировано государство представляет собой сеть организаций и учреждений, разделенных на три ветви власти, а именно - судебную, законодательную и исполнительную.

Определение 2

Верховная власть - это главенствующая власть в государстве, которая принадлежит высшим его органам и является основой их полномочий.

Власть государства становится верховной, т. е. суверенной в отношении всех лиц и организаций внутри страны, а также в отношении к другим государствам становится автономной и независимой.

Данная власть является высшей, самой главной и господствующей, которая разделяет народ на правительство и подчиненных.

Ключевые признаки верховной власти

Вытекая из самого определения государства и взаимоотношений верховной власти с другими представителями политического союза, признаками верховной власти являются:

  • единство;
  • полнота и неограниченность;
  • постоянство и непрерывность.

Верховная власть в государстве - единая. Это понятие исходит из понятия о государстве как едином целом. При наличии двух волеизъявлений, противоречащих друг другу, каждое будет принадлежать не единому государству, а только его части, а это значит, что каждая часть будет определять отдельное государство. Подобное случается в сложных государственных строях, когда верховная власть распределяется между отдельными областями и единым союзом. В случае, если отличные, но зависящие друг от друга воли объединяются соглашением, то последнее и будет являться верховной волей. В таком случае совокупность органов обладает верховной властью.

Государственная власть, организованная должным образом, для реализации своих функций всегда обладает объединенными задачами, целями и направлениями работы, которые полагаются на задачи и цели, имеющиеся перед державой и живущем в ней населением. Также единство государственной власти выражается еще и наличием единого источника в качестве главенствующей группы общества, интересы и волю которых она в первую очередь выражает.

Для достижения данных задач и целей требуется единство и согласованность всех органов и звеньев системы государственной власти и их координации. Для этого нужен единственный управленческий центр, работающий над согласованностью и связью между разнообразными государственными структурами, а также определяющий и контролирующий правовое, организационное и функциональное единое звено в организации работы государственного аппарата.

Верховная государственная власть распространяется на всю территорию, обозначенную определенными границами, государства и является везде в ней присущей.

Являясь звеном законов, характеризующих обязанности и права населения, данная власть считается абсолютной и не подвергается нарушению, ей необходимо полностью подчиняться. В государстве должна отсутствовать любая другая власть, которая не контролируется и не подчиняется верховной.

Как неотъемлемый атрибут государства, верховная власть характеризуется, в том числе, постоянством и непрерывностью. Имеется в виду, что суть власти всегда непрерывна, хоть и физические лица, обладающие ею, могут меняться, то есть на последователя от предшественника переходят все права и обязанности.

Неограниченностью верховной власти является то, что обладатель данной власти полностью подчинен ей с юридической точки зрения. Юридическое повиновение иному внешнему проявлению силы, например другому государству, указывает на переход к этой силе верховной власти. Верховная власть является властью государственной, и она не зависит ни от какой иной власти.

Верховная власть в государстве постоянна и непрерывна. Если в государстве прекращает существовать верховная власть, это может означать исчезновение данного государства, то есть потерю им независимости. Устранение прежнего государственного правления возможно лишь революционным путем, а не эволюционным, и будет означать смену типа верховной власти, то есть учреждения нового государственного строя.

Типы верховной власти

Определение 3

Лицо (или группа лиц), обладающее в течение неограниченного срока полной, без каких-либо ограничений и условий верховной властью в государстве, называется сувереном.

Данное значение ввёл в науку французский юрист и политик Жан Боден.

Обозначенные впервые Аристотелем, в зависимости от суверена, исторически выделяют три типа верховной власти:

  1. Монархия - форма управления государством, в которой верховная власть полностью принадлежит одному правителю, чаще всего получающему свой пост по наследству.
  2. Аристократия - форма управления государством, где верховная власть принадлежит привилегированному пласту населения: аристократии и знати.
  3. Демократия - форма управления государством, в основе которой верховная власть принадлежит большинству граждан, свободно и коллективно выражающим свою волю.

Существовавшие ранее и существующие по сей день формы государств можно причислить к одному из выше представленных типов правления. В современном мире в подавляющем множестве стран учрежден демократический тип верховной власти (даже в странах с конституционной монархией).

Функции верховной власти

Верховная власть не представляет собой группу отдельно взятых полномочий, у неё есть связующее единство, так как верховная власть едина, как и само государство. Власть государства, благодаря его самостоятельности, может реализовываться во многих областях общественной жизни человека и прибегать к разного рода господству на людьми. Однако можно обозначить самые важные функции верховной власти и разграничить их разные формы, где она демонстрирует свою деятельность.

Таких функций три:

  • законодательная;
  • судебная;
  • правительственная.

Законодательной деятельностью верховной власти определяется установление определенных юридически обоснованных норм, определяющих порядок жизнедеятельности страны.

Судебной деятельностью является охрана от нарушения юридических норм и законов.

Правительственная деятельность верховной власти заключается в исполнении норм, указанных в законах, а также в разрешении вопросов не предусмотренных законодательством. Данная деятельность является необходимой, так как даже при развитом законодательстве, закон всего предусмотреть не может.