Муравьи настоящие. Конспект урока "Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Полезные насекомые" Лабораторные работы пчелы общественные насекомые

Муравьи (рис. 1) обитают на всех континентах, кроме Антарктиды. Они живут семьями. Муравьиная семья может насчитывать от нескольких сотен до миллионов особей. Это зависит от вида. Размерами они тоже различаются - от самых крошечных (примерно 2 мм) до гигантов (2-3 см).

Свои дома муравьиные семьи строят в земле, в древесине, под камнями, некоторые на деревьях (рис. 2), а некоторые - кочуют, то есть перемещаются.

Рис. 2. Муравейник ()

Обычный рыжий муравей наверняка вам знаком. Вы все встречали их гнезда - муравейники, которые могут быть высотой до 1 метра. Но это только видимая часть, скрытая часть находится в земле и может быть даже больше внешней (рис. 3).

Рис. 3. Устройство муравейника

В муравейниках всегда куча ходов и камер. Это ведь не просто дом, это целый город. В таком гнезде есть одна или несколько самок-цариц, главная задача которой заключается в откладывании яиц, чтобы пополнять население муравейника. Молодые самки - крылатые, после спаривания они сбрасывают крылья. Известно много видов муравьев, но нет ни одного, который бы вел одиночный образ жизни.

Большую часть населения муравейника составляют рабочие, которые и выполняют всю работу. Они строят, чинят гнездо, проветривают, обвивают его, ухаживают за личинками и куколками, запасают пищу.

Муравьи-солдаты защищают муравейник от врагов. Их в гнезде может быть несколько тысяч.

В тропических лесах, где часто бывают наводнения, муравьи селятся на деревьях. Самые удивительные гнезда устраивают муравьи-портные, они сооружают из листьев висячие домики (рис. 4).

Рис. 4. Муравейник на дереве

У муравьев очень плохое зрение, но у них прекрасно развито обоняние и осязание. Эти органы находятся у муравьев на усиках. Ими они ощупывают все предметы, различают своих и чужих, а также находят дорогу в свой муравейник.

Многие животные запасают пищу впрок, а муравьи умеют заниматься хозяйством, у них есть домашние животные и грибные сады. Муравьи - единственные существа, кроме человека, которые имеют домашних животных.

Самые ценные для муравьев - это их «коровы», тли (рис. 5).

Тля сосет сок растений и перерабатывает его в сладкий сироп. Вот этот сироп и любят муравьи. Подойдя к тле, муравей щекочет ей брюшко усиками, доит тлю, и та немедленно выделяет каплю сиропа, слизнув ее, муравей спешит с ношей домой, где сдает ее на хранение в кладовую. Своих «коров» муравьи не оставляют без присмотра. Они защищают их от врагов, выгуливают, если светит солнце, сооружают для них укрытия и прячут.

Известны более сотни различных видов муравьев, разводящих грибы. Это муравьи-листорезы. Они срезают кусочки листьев, уносят их в гнездо, пережевывают и выращивают на этой массе специальные плесневые грибы. Такие муравьи способны наносить вред посадкам, так как они обгрызают листья, почки и цветы.

Существуют муравьи-жнецы, которые питаются только семенами. Они умеют заготавливать зерна растений и перемалывают их в муку.

Муравьи - очень трудолюбивые существа. Они приносят огромную пользу лесу. За 12 часов муравьи могут принести в свой дом 33 000 вредных гусениц. Поэтому там, где есть муравейники, лес здоровый и чистый.

Есть в мире муравьи, которые не умеют работать, а могут только воевать. Это муравьи-амазонки. Они достаточно крупные, их длина - около 1 см. Они похищают куколок муравьев других видов и в дальнейшем используют их в качестве рабочей силы. Солдаты амазонок не способны даже сами себя прокормить, поэтому для выполнения работы они вынуждены набирать себе рабочую силу - рабов.

Существуют опасные муравьи, муравьи-кочевники. Их называют бродягами, армейскими муравьями, потому что в их колонии могут находиться тысячи муравьев. Они не строят гнезд, а постоянно кочуют и устраивают привалы, чтобы их королева отложила тысячи яиц. Когда из яиц появляется потомство, армия продолжает свой путь, наводящий на всех страх. Муравьи аккуратно поднимают свои личинки и продолжают свое движение, нападая на любое живое существо, которое оказалось на их пути.

Огненные муравьи считаются одними из самых опасных. Они наносят очень болезненные укусы по ощущениям похожие на ожоги. Яд, который они впрыскивают, вызывает сильные аллергические реакции, способные привести к смертельному исходу.

В домах человека обитают фараоновые муравьи. Впервые они были обнаружены в гробницах египетских фараонов, но постепенно расселились по всему миру. Эти незваные гости доставляют немало хлопот, поедая продукты питания людей.

Муравьи - одни из самых долгоживущих насекомых. Рабочие особи могут жить от 1 года до 5 лет, матки - от 15 до 20 лет. Таким образом, муравейник, в котором молодые матки сменяют старых, может простоять на одном месте не одну сотню лет.

Муравьи выделяют едкую жидкость, которая называется муравьиная кислота. Эту кислоту человек использует, чтобы лечить некоторые заболевания. Жители Мексики умеют добывать мед из муравьев, которых называют медовые муравьи. Эти насекомые пью сок сладкого дуба. Сок они хранят у себя в брюшке. Им они кормят личинок. По вкусу он напоминает пчелиный мед.

Наверное, в каждом доме есть такой важный продукт, как мед. Мед берут из пчелиных ульев (рис. 7), где он хранится в восковых ячейках, сотах. Мед делают пчелы (рис. 6).

Пчел на земле тоже очень много видов. Они обитают практически везде, кроме Антарктиды. Одни пчелы живут самостоятельно, другие - сообща. По специфическому запаху пчелы отличают своих от чужих. Питаются пчелы нектаром и пыльцой растений.

Мед нам дают домашние пчелы. Их так и называют - медоносные пчелы. В каждом улье есть своя пчелиная матка, королева. Это самая большая пчела, только она откладывает яйца. Другие пчелы являются рабочими. Они заботятся о порядке, строительстве. Королева живет до 5 лет, а рабочие пчелы - только 5 недель летом и до полугода зимой. Есть еще трутни, это самцы, которые появляются в семье только перед роением (рис. 8). Они отличаются от рабочих пчел большими глазами и толщиной.

Роение - это деление пчелиной семьи для размножения и образования новой семьи.

Улей заполнен сотами, которые разделены на ячейки (рис. 9). Часть из них служит детской, где растут личинки, другая - кладовыми. Мед - это зимняя еда пчел, ведь зимой они не спят, а растения в это время года не цветут. Для этого пчелы трудятся все лето, и запасов этих хватает и им, и человеку.

Среди пчел имеются разведчицы, которые ищут новые источники корма. В случае удачи они используют специальный танец, который рассказывает, далеко ли лететь за нектаром.

Рабочую медоносную пчелу легко узнать - она все время находится в движении, летает от цветка к цветку, ползает по цветку, стараясь побольше набрать на волоски, покрывающие ее тело. С них она счищает пыльцу в корзиночки с задних ног. Пчела способна нести груз, превышающий ее вес более чем в 300 раз.

Итак, пчелы и муравьи усердно и слажено работают, и человеку есть чему у них поучиться.

Список литературы

  1. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир 1. - М.: Русское слово.
  2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир 1. - М.: Просвещение.
  3. Гин А.А., Фаер С.А., Андржеевская И.Ю. Окружающий мир 1. - М.: ВИТА-ПРЕСС.
  1. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
  2. Detishka.ru ().

Домашнее задание

  1. Нарисуй муравья и пчелу. Какие особенности их строения ты заметил?
  2. Сравни образ жизни муравья и пчелы. Чем они похожи? Чем отличаются?
  3. *Попроси родителей показать тебе муравейник в лесу и пасеку. Что тебя впечатлило больше всего? Обсуди это со своими одноклассниками.

Много видов высокоразвитых насекомых (термиты, пчёлы, муравьи, осы) живут в сложных сообществах. У них настолько хорошо выверенная организация, что порой они напоминают „суперорганизм", который приводится в действие маткой-королевой.

БОЛЬШИЕ СЕМЬИ

В многочисленных "государствах" насекомых, которые образуют термиты, муравьи, некоторые виды пчёл и ос, каждый член сообщества - матка, рабочие особи, солдаты и трутни - выполняет свою, чётко регламентированную функцию. Подобное разделение труда является основным условием существования колонии. Отдельные особи такого сообщества настолько зависимы друг от друга, что уже не могут самостоятельно существовать. Например, рабочих термитов охраняют хорошо „вооружённые" солдаты, которые не способны выжить без рабочих, поскольку самостоятельно добывать пищу не могут и зависят от рабочих - те их кормят. В свою очередь, рабочие и солдаты не способны размножаться. Функция воспроизведения потомства лежит на матке, вокруг которой и формируется колония. Живёт матка внутри гнезда, её кормят рабочие, а солдаты защищают. Все пчёлы одной колонии, а их может быть около 80 000, являются потомками одной матки и старшими сёстрами новорождённым особям. Все они являются генетическими близнецами, поэтому имеют сильно развитый социальный инстинкт.

ОБРАЗОВАНИЕ КОЛОНИИ

Осенью, с наступлением холодов, погибают все особи колонии ос, за исключением оплодотворённых маток. Незадолго до того, как исчезнет гнездо, в колонии ос появляется несколько половозрелых пар, которые улетают и спариваются. Самцы вскоре погибают, а самки, чувствуя приближение зимы, прячутся в тёплых местах. Весной оплодотворённые матки выходят из укрытий и каждая из них строит гнездо из обработанной специальными ферментами древесины, состоящее из 10-12 шестигранных ячеек. В эти ячейки матки помещают яйца. Личинок королева-матка кормит кашицей из полупереваренных насекомых. Личинки быстро растут и вскоре превращаются в бесплодных рабочих ос. После появления на свет рабочих матка никакими хозяйственными делами больше не занимается, она только откладывает яйца, а рабочие строят новые ячейки, заботятся о яйцах и выращивают личинок. Общественная система некоторых видов муравьёв и термитов несколько сложнее. Рабочие муравьи делятся на несколько каст, в зависимости от работы, которую они выполняют. На одних, например, лежит задача опрыскивать врагов муравьиной кислотой, т. е. вести своеобразную „химическую войну", а на других - доставлять нектар на склад. Личинки термитов представляют собой миниатюрные копии взрослых особей. Из них развиваются солдаты, которые имеют мощные челюсти или жалящий аппарат, который выделяет липкое вещество, которое может стать ловушкой для врагов. Рабочие и солдаты термитов - бескрылые и слепые особи.

ВИДЫ КОММУНИКАЦИИ

У большинства видов насекомых, за исключением периода размножения, потребность в общении отсутствует. У общественных насекомых, наоборот, коммуникация между членами колонии является жизненно необходимой. У некоторых видов развилась совершенная система передачи информации. Для этого часто используется язык телодвижений. Например, медоносные пчёлы с помощью специального танца очень точно сообщают своим одноплеменницам по улью о дороге до места, где, по их данным, находится источник нектара. Муравьи пользуются другим методом. Найдя значительный источник пищи, они возвращаются в муравейник, оставляя за собой стойкий пахучий след. Другие муравьи, следуя по этой тропе, также оставляют свои пахучие отметки, что является ориентиром для остальных членов колонии. Очень большую роль в жизнедеятельности всех видов общественных насекомых играют феромоны. Голодные личинки выделяют особое вещество, которое является сигналом „накорми меня". Матка выделяет свои феромоны и таким образом посылает собственный сигнал рабочим, напоминая об их обязанностях. Через определённые промежутки времени рабочие обмениваются с маткой выделениями желёз, и таким образом между ними поддерживаются тесные взаимоотношения. Сообщество многих насекомых, потерявшее матку, обречено на гибель: насекомые не знают, что им делать, например, рабочие перестают работать. Рабочие пчёлы, оставшись без матки, могут вырастить новую: для этого они строят специальные ячейки и выкармливают личинки особой пищей.

Термиты

Общественную структуру термитов составляют три типа насекомых: матка (королева), солдаты и рабочие.
Матка : живёт в центре колонии. Она имеет большое тело с гипертрофированными яичниками (длиной до 10 см), которые постоянно производят яйца - много миллионов яиц в течение всей жизни. Крылатый самец, который оплодотворил самку, погибает. Матка живёт около 10 лет.
Солдаты : большие и темнее рабочих, с большими головами и чрезвычайно крепкими челюстями. Они охраняют и защищают колонию от врагов.
Рабочие : маленькие, мягкотелые насекомые белого цвета. Они строят гнездо и поддерживают в нём порядок. В отличие от других общественных насекомых, рабочие термиты бывают обоих полов.

Муравьи

Почти все виды муравьёв являются общественными насекомыми. Они живут в муравейниках.
Матка : единственная её задача - заботиться о продолжении рода, откладывать яйца.
Рабочие : бескрылые стерильные самцы длиной до 30 мм. Они ухаживают за маткой, личинками, строят и ремонтируют муравейник. Если на муравейник нападают враги и некому „воевать", то рабочие защищают колонию.
Солдаты : подобно рабочим особям бескрылые и бесплодные, но несколько крупнее, с большими головами и мощными челюстями. Их задача - защищать муравейник от врагов

Пчёлы

Пчёлы живут в сообществах, насчитывающих до 60 000 насекомых.
Матка : единственная во всей колонии. Матка управляет ульем и откладывает яйца. Органы для сбора пыльцы у неё отсутствуют, поэтому её кормят рабочие.
Рабочие : собирают с цветов пыльцу и нектар, кормят молодь, матку, трутней и охраняют колонию. Строят соты, состоящие из правильных шестиугольных ячеек, которые являются хранилищем мёда и инкубатором для яиц. Рабочие пчёлы сообщают друг другу информацию о богатых едой местах с помощью специального танца, точно указывая расстояние до них и направление полёта.
Трутни : единственное их назначение -оплодотворение матки. Трутней кормят рабочие пчёлы. После спаривания они погибают.

Осы

Некоторые общественные виды ос живут большими колониями. В отличие от пчёл и термитов, гнездом пользуются лишь в течение одного лета. Осенью все осы вымирают. Зимуют только оплодотворённые самки-основательницы, которые весной строят новое гнездо. Гнёзда осы строят из целлюлозы - кусочков дерева, смешанных со слюной.

Насекомые, живущие единой общиной: муравьи, осы, пчёлы и термиты – всегда вызывали у людей особый интерес и удивление. Это нашло отражение в многочисленных мифах, легендах и преданиях. В древнегреческой мифологии муравьи были символом богини Деметры. А одним из самых древних изображений, найденным в Европе, оказалась Царица Улья. Общественные насекомые играют важнейшую роль практически во всех экосистемах суши. Осы и большая часть муравьёв выступают как хищники, термиты, особенно в тропических экосистемах, – как важнейшие разрушители растительных остатков, а общественные пчёлы являются опылителями многих диких и культурных растений и производителями целебных продуктов.
Иерархические внутрисемейные связи и сложные структуры взаимодействия между членами сообщества до сих пор привлекают пристальное внимание учёных. Разгадать загадку коллективного разума животных человечество пыталось ещё с древности, и, судя по тому, что наши предки для имиджа богов использовали образы насекомых, говорит о том, что данный секрет был ими понят и активно применялся для управления человеческими сообществами.
В чём суть этого феномена природы?! Что же происходит?

ПЧЁЛЫ - ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАСЕКОМЫЕ. В мире животных с Николаем Дроздовым. Видео (00:04:59)

Гнёзда общественных насекомых: пчёл, ос и муравьёв. Видео (00:45:14)

Скопление комаров или бабочек, которые вы могли наблюдать, являются временными, поскольку эти насекомые могут жить поодиночке. Но есть виды насекомых, существующие только потому, что отдельные особи жи-вут в организованных сообществах - колониях (семьях). Таких насекомых называют общественными. Как организованы их колонии?

К общественным насекомым (рис. 26.1) относят термитов, муравьев, некоторые виды пчел, ос, шмелей. В коло-нии обязательно есть матка (царица) — плодовитая самка. Утермитов царица всегда имеет «супруга» (царя), живущего вместе с ней. Множество бесплодных потомков образуют касту рабочих. У пчел она состоит из самок, а у термитов среди рабочих есть и самки, и самца. Как распределены обязанности между членами колонии?

Матка «отвечает» за продолжение рода, поэтому непрерывно откла-дывает яйца. Из них развиваются и бесплодные рабочие, и способные к размножению самцы, и самки — будущие матки. Обычно матка живет дольше своих бесплодных потомков: у пчел — до 5 лет, у муравьев — 6-7 лет, у термитов — свыше 20 лет. У перепончатокрылых самцы (трут-ни у пчел) в семье долго не живут, они улетают, чтобы встретить плодо-витых самок из других семей и оплодотворить их.

Рабочие выполняют все обязанности по обеспечению «быта» семьи и ее защиты. Они строят гнездо с камерами для яиц и личинок, чистят его, защищают подступы к гнезду, уничтожают врагов, проникших в него. Рабочих, которые находят источники пищи, собирают ее, сносят к дому (рис. 26.2), называют фуражирами. Они кормят матку и личи-нок, пока те не превратятся в куколок. Материал с сайта

Рис. 26.2. Муравьи-фуражиры с добычей

Рабочая пчела обычно выполняет то один вид работ, то другой, в за-висимости от ее возраста. У муравьев и термитов каста рабочих разде-лена с самого начала их жизни на солдат и фуражиров. Солдаты защи-щают гнездо, ведут территориальные войны, но сами отыскивать пищу не могут. Телосложение у насекомых-фуражиров и насекомых-солдат разное: у солдат есть приспособления для обороны и нападения.

В каждого члена колонии заложена программа инстинктивного по-ведения, определяющая его обязанности. Члены колонии не могут жить самостоятельно, размножение таких насекомых возможно лишь при на-личии семьи, поэтому существование их вида зависит от благополучия колонии.

На этой странице материал по темам:

Урок по теме « Пчёлы и муравьи общественные- насекомые»

Цель:

- выделить особенности строения медоносной пчелы и муравья в связи с общественным образом жизни;

Показать роль в природе и значение в жизни человека; доказать необходимость охраны этих насекомых ;

- расширять кругозор учащихся.

Методы обучения : репродуктивный, поисковый, исследовательский, метод коллективного принятия решения

Тип урока: изучение нового материала .

Форма организации занятий : учебный проект.

Типология проекта : информационно – исследовательский, краткосрочный.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Пчёлы и муравьи -общественные насекомые, книги, раздаточный материал, дидактические карточки.

Форма организации работы в классе : классно-урочная, групповая, индивидуальная.

Содержание урока:

I . Организационный момент (Взаимное приветствие учащихся и учителя, фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку)

Стадия вызова:

Прежде, чем сообщить тему сегодняшнего урока, я загадаю Вам загадки, а Вы должны угадать, о чем пойдет речь на уроке.

1. Я пахну летом и пыльцой.

Лечу к цветочкам пулей.

Но я бываю очень злой.

К тому, кто лезет в улей!

2. На поляне возле ёлок Дом построен из иголок. За травой не виден он, А жильцов в нём миллион.

II .Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала . Активизация опорных знаний и умений.

- На предыдущих уроках мы начали изучать самый многочисленный тип животных - тип Членистоногие. Какие признаки данного типа наблюдаются у пчелы и муравья? (выслушиваю ответы детей).

Членистые конечности

Наличие хитинового покрова.

К какому к классу вы бы отнесли данных животных?

(к классу Насекомых).

Как Вы уже поняли героями нашего урока будут пчёлы и муравьи.

В виду того, что информации об этих насекомых очень много, изучать эту тему мы будем в рамках проекта.

Цели проекта:

    Изучить систематическое положение медоносной пчелы и муравья;

    изучить строение медоносной пчелы;

    изучить полиморфизм в улье и муравейнике; найти признаки сходства и отличия;

    изучить значение пчёл и муравьёв в природе и жизни человека; охрану насекомых;

    изучить историю пчеловодства;

    сделать вывод почему пчёл и муравьёв относят к общественным животным;

    презентовать наш проект.

III .Этапы работы над проектом.

1.Формируются 3 группы учащихся:

Каждая группа получает инструктивную карту, на которой напечатан план изучения области темы. Листы- ответа.

На сегодняшнем уроке работа будет проводится по группам

    « Теоретики», 2 « Пчеловоды», 3 « Биологи».

    Просьба к участникам групп помнить правила работы в группе, соблюдать время.

    На групповую работу отводится 20 минут, время выступления оратора 3-4 минуты.

    Просьба начать работу с ознакомления инструктивной карты.

    Я желаю вам удачи.

Инструктивная карта «ТЕОРЕТИКИ»

Цель: изучить систематическое положение медоносной пчелы и муравья, выяснить их значение в природе и жизни человека, предложить меры охраны насекомых.

1.Систематичесое положение пчелы и муравья.

2. Внешнее строение пчелы:

Рассмотрите подробнее строение рабочей пчелы на рис. 1 (справочный материал) и ответьте на вопросы?

    На какие отделы разделено тело пчелы?

    Сколько пар крыльев?

    Сколько пар ног?

    Какие органы чувств различаются на голове пчелы?

    Особенности в строении задних ног. Как вы думаете, для чего они нужны?

3. Какого значение пчёл и муравьёв в природе и жизни человека.

4. Предложите меры по охране насекомых.

5. Сделайте вывод почему пчёл и муравьёв называют общественными насекомыми?

Инструктивная карта «Пчеловоды»

Цель: изучить историю пчеловодства.

1. Откуда мы могли узнать информацию о том, что пчела с незапамятных времён сделалась домашним животным человека?

3. Какими продуктами пчеловодства платили дань, подати и налоги?

4. Что использовали древние славяне вместо сахара, а что - для света?

5. Как называлось древнее пчеловодство?

6. Что изобрёл в 1814 году украинский помещик Пётр Иванович Прокопович?

7.Сделайте вывод в котором отражено значение пчёл в природе и жизни человека.

Инструктивная карта «Биологи»

Цель: изучить полиморфизм в улье и муравейнике; найти признаки сходства и отличия.

    Теоретическая часть.

1.Полиморфизм пчелиной семьи.

2.Полиморфизм муравьиной семьи.

3. Что называется роением? В чём его биологическая роль?

    Практическая часть.

Используя материал учебника стр 135-136 и справочный материал заполните таблицу "Полиморфизм пчёл и муравьёв»

Признаки сравнения.

Полиморфизм пчёл и муравьёв

Матка

пчелы

Матка

муравья

Трутень

Самец муравья

Рабочая пчела

Рабочие муравьи

1. Размеры тела.

l = 18-20 мм m = 0,25 г

До 50 мм

l = 15-16 мм m = 0,2 г

До 50 мм

l = 12-14 мм m = 0,1 г

2 мм

2. Количество особей в семье.

1

2 и более

Несколько

десятков

От нескольких десятков до нескольких сотен

70 000

От нескольких десятков до миллиона

3. Сроки жизни.

До 5 лет

12-20 лет

1 сезон

Несколько дней, недель

1 сезон

До 3 лет

4. Особенности строения.

Крупная пчела, длинное заострённое брюшко; связано с её воспроизводительной функцией

похожа на рабочих, но отличаются от них строением груди и более крупными размерами. Имеют крылья, которые откусывают себе после оплодотворения

пчела средней величины с очень крупными глазами , соприкасающимися на затылке, брюшко округлое

Развиваются из неоплодотворённых яиц,имеют крылья

на задних ногах корзиночки , на брюшке зеркальца, расширение пищевода - медовыйзобик; на конце брюшка жало

Самки с недоразвитой половой системой , Крылья у них отсутствуют, имеется упрощённое строение груди, глаза меньше, чем у самок, или отсутствуют

5. Выполняемые функции.

Спаривание

и откладывание яиц

Спариваие

И откладывание яиц

Оплодотворение

самки

Оплодотворение самки

Чистка ячеек, кормление матки и личинок, строительство сот, разведка, сбор пищи, защита улья.

Забота о семье (Охранники, «няньки», чистят гнездо и тд)

Ответьте на вопросы?

1.Дайте понятие полиморфизм?

2. Сделайте вывод в чём заключается полиморфизм у пчёл и муравьёв,с чем это связано.

2.Поиск информации.

Учащимся предлагается найти ответы на вопросы, указанными в инструктивной карте. Учащиеся работают с учебником, дополнительной литературой.

3.Обработка информации .

Учащиеся в группах заполняют карты ответа, готовят выступление – защиту проекта, определяют из своей группы выступающего.

4. Защита проекта.

Представители каждой группы презентуют свою работу, рассказывают о своих достижениях, делают выводы:

1. Пчела и продукты её жизнедеятельности имеют огромное практическое значение. Но самое большое значение деятельности пчёл проявляется в опылении растений.

2. Пчелиная семья состоит из матки, трутней и рабочих пчёл. Между ними в семье распределены обязанности.

4. Особенности строения рабочей пчелы связаны с её "профессиональными" обязанностями.

5. Пчела и муравей - "общественные" насекомое, обладающее сложным инстинктивным поведением, в их заботливом уходе за "деткой", в целесообразности разделения труда между членами семьи, в их удивительном строительном искусстве

IV . Домашнее задание.

Задания на выбор:

Подготовить сообщения о тутовом шелкопряде

Производство шёлка

Насекомых занесённых в Красную книгу.

V . Итоги урока и рефлексия.

Ребята, вы проделали большую работу.

Делаю свой комментарий. И предлагаю кратко ответить на вопросы

Какое у вас настроение?

Продолжите пожалуйста фразу

Мне было интересно…

Мы сегодня разобрались…

Я сегодня понял, что…

Мне было трудно…

Завтра я хочу на уроке…

Общественные и одомашненные насекомые

Большинство насекомых ведет одиночный образ жизни. Однако есть и общественные насекомые . К ним относятся термиты, шмели, осы, пчелы, муравьи . Сообщество этих насекомых представляет собой одну большую разросшуюся семью. Общественные насекомые делятся пищей друг с другом, совместно ухаживают за личинками, охраняют гнездо.

Пчелы и муравьи - общественные насекомые

Пчелы. К общественным насекомым относится медоносная пчела . Крупная семья пчел насчитывает до 100 тыс. особей, которые живут в улье . В улье большинство насекомых - рабочие пчелы. Это бесплодные самки, у которых видоизмененный яйцеклад служит жалом . Они чистят улей, собирают нектар, ухаживают за маткой и личинками, охраняют улей от врагов. Живут они один теплый сезон (менее года). В пчелиной семье главная пчела - матка , которая откладывает яйца - до 2000 в сутки. Матка крупнее рабочих пчел. Живет она около пяти лет. Весной, в мае - июне, в пчелиной семье из куколок появляются новая матка и несколько десятков самцов, которых называют трутнями : никакого участия в работе они не принимают, а основная их задача - оплодотворение матки. Осенью рабочие пчелы изгоняют оставшихся трутней из улья, и они погибают.

Вся забота об улье лежит на рабочих пчелах: взрослея, каждая рабочая пчела меняет несколько "профессий". Она строит соты, чистит ячейки, кормит личинок, принимает корм у прилетающих пчел и распределяет его в улье, вентилирует улей, охраняет его и, наконец, начинает вылетать из улья за нектаром. Пчелы общаются друг с другом так же, как и муравьи, - при помощи прикосновений и выделяемых веществ.

Однако только у пчел имеется "язык танца". При помощи особых телодвижений и перемещений одна пчела может сообщить другим, где находятся богатые нектаром цветущие растения . Пчела-разведчица "танцует" в улье на сотах.

На нижней стороне брюшка рабочей пчелы находятся особые железы, которые выделяют воск . Из него пчелы благодаря сложным инстинктам строят соты . На задних ногах пчел имеются участки, окруженные длинными хитиновыми волосками, - корзиночки. Пчелы ползают по цветкам, и пыльца попадает на волоски тела насекомого. Потом пчела счищает пыльцу в корзиночку с помощью специальных щеточек на лапках ног. Вскоре там образуется комочек пыльцы - обножка, которую пчела переносит в улей. Перга - пропитанная медом пыльца - служит запасом белкового корма пчелиной семьи.

У рабочих пчел имеется своеобразное расширение пищевода - медовый зобик . Из собранного с цветков нектара, который прошел через медовый зобик, образуется основной запас пищи пчелиной семьи - мед . Медом наполняются ячейки, которые пчелы закрывают тонким восковым слоем. За год от одной пчелиной семьи можно получить до 100 кг меда.

Хотя человек издавна разводил пчел, разборные рамочные ульи были изобретены сравнительно недавно - в 1814 г. украинским пчеловодом П. И. Прокоповичем. До этого, чтобы извлечь мед из пчелиного гнезда, которое, как правило, располагалось в выдолбленной колоде дерева, надо было разламывать соты, то есть разорять пчелиную семью. Уцелевший рой пчел может жить самостоятельно, без помощи человека. Это свидетельствует о том, что пчелы еще не полностью одомашнены.

Муравьи - общественные перепончатокрылые. Жала у них нет, но сохранилась ядовитая железа, благодаря которой они могут защититься от врагов. Рыжие лесные муравьи приносят большую пользу лесу. Муравьи одного муравейника поедают за день десятки тысяч насекомых и защищают от вредителей лес на площади 0,2 га. Они живут семьями.

Муравейник состоит из надземной и подземной частей. Большую часть живущих в муравейнике муравьев составляют бескрылые рабочие особи - это бесплодные самки. Число их иногда достигает миллиона. Кроме них в муравейнике живет царица. У нее тоже нет крыльев. Она обламывает их после брачного полета. Всю жизнь она откладывает яйца, а вся забота о муравейнике лежит на рабочих муравьях. Они добывают корм, ремонтируют и чистят муравейник, кормят личинок и царицу, обороняют муравейник в случае нападения врагов. Раз в год, в начале лета, в муравейнике из куколок появляются крылатые самки и самцы, которые отправляются в брачный полет. После спаривания самцы погибают, а самки сбрасывают крылья и основывают новый муравейник. Могут они попасть и в тот муравейник, в котором проходило их развитие.

Большинство муравьев - хищники. Некоторые питаются сладкими выделениями тлей. Для этого муравьи охраняют, "пасут" этих насекомых, кормящихся на растениях, а иногда строят для них укрытия. Другие виды муравьев разводят в подземных камерах для своего питания грибы, принося для этого измельченные листья растений. Есть растительноядные муравьи.

Муравьи общаются, прикасаясь друг к другу усиками, ножками и головой. Кроме того, у них существует "химический язык" - они выделяют особые вещества, которыми метят свои дорожки. По запаху муравьи узнают родственников и врагов.

Сложное поведение общественных насекомых называется инстинктивным, потому что инстинкт - совокупность врожденных моментов поведения, закрепленных наследственно и свойственных определенному виду животных. Поведение пчел, муравьев и некоторых других животных настолько удивительно и сложно, что наводит многих людей на мысль, что оно разумно. Однако эти действия животных инстинктивны, бессознательны.

Одомашненные насекомые

Существует единственное полностью одомашненное насекомое , не встречающееся в природе в диком состоянии, - тутовый шелкопряд ; самки этого вида даже "разучились" летать. Взрослое насекомое - толстая бабочка с беловатыми крыльями размахом до 6 см. Гусеницы этого шелкопряда едят только листья шелковицы, или тутового дерева.

Ученые предполагают, что в диком состоянии предок тутового шелкопряда обитал в предгорьях Гималаев. Бабочка была одомашнена в Китае около 3 тыс. лет до н. э. В наше время это насекомое полностью одомашнено. Его разводят в Китае, Японии, странах Индокитая, в Южной Европе, Южной Америке, Средней Азии и на Кавказе - там, где может произрастать дерево шелковица. Существует несколько десятков пород тутового шелкопряда, различающихся по длине, прочности и окраске производимой ими шелковой нити.

Самки тутового шелкопряда откладывают яйца (каждая самка - до 600 яиц), которые называются греной . Из них появляются гусеницы. Этих гусениц в специальных помещениях на кормовых этажерках выкармливают листьями шелковицы. При окукливании каждая гусеница в течение трех суток вьет