Транспортные узлы мира. Транспорт: главные магистрали и узлы

Транспортный узел включает комплекс транспортных устройств в пункте взаимодействия нескольких видов магистрального транспорта, выполняющих операции по обслуживанию транзитных, местных и городских перевозок грузов и пассажиров. В состав транспортного узла могут входить железнодорожные станции и подходы магистральных железнодорожных линий, морские и речные порты или водные узлы, узлы автомобильных дорог магистрального и местного значения, аэропорты и другие устройства воздушного транспорта, устройства промышленного и городского транспорта общего пользования.

В транспортном узле осуществляется пересадка пассажиров и передача грузов с одного вида транспорта на другой в стыковых пунктах. К пассажирским стыковым пунктам относятся железнодорожные пассажирские станции, автовокзалы, морские и речные порты, аэропорты, станции метрополитенов. Грузовыми стыковыми пунктами являются грузовые железнодорожные станции, специализированные базы, морские и речные порты, аэропорты и др.

Транспортные узлы специализируются: по числу видов транспорта, обслуживающих узел; по характеру эксплуатационной работы; по экономико-географическому признаку; численности населения обслуживаемого города; расположению транспортных устройств и геометрической форме схемы узла.

По числу видов транспорта выделяют железнодорожно-автодорожные (Челябинск), железнодорожно-водно-автодорожные (Москва, Санкт-Петербург, Омск) и водно-автодорожные узлы (Якутск).

По характеру эксплуатационной работы транспортные узлы делятся: на транзитные, обслуживающие транзитные потоки в прямом и смешанном видах сообщений; с большой местной работой, обслуживающие транзитные и местные потоки (Ростов-на-Дону, Ярославль); местные (Мурманск).

По экономико-географическому признаку узлы бывают сухопутные и расположенные на берегах рек и морей. В зависимости от численности населения города, обслуживаемого узлом, они подразделяются: на малые и средние с населением до 100 тыс. чел и сравнительно слаборазвитой промышленностью; большие и крупные с населением до 1 млн чел. и развитой добывающей и обрабатывающей промышленностью; крупнейшие с населением более 1 млн чел. и крупной промышленностью.

По расположению транспортных устройств транспортные узлы подразделяются: на однокомплектные с объединенным расположением устройств видов транспорта; однокомплектные с раздельным расположением пассажирского и грузового районов; многокомплектные с объединенным расположением устройств видов транспорта и многокомплектные комбинированные.

Однокомплектные транспортные узлы обслуживают малые, средние или большие города компактной формы. Они имеют одну объединенную станцию, где сосредоточены все транспортные сооружения, промышленный район, обслуживаемый этой станцией, и совмещенный железнодорожно-автодорожный вокзал. В больших городах в однокомплектных узлах возможно разделение пассажирских и грузовых районов. Многокомплектные узлы характерны для крупных и крупнейших городов. Они имеют несколько промышленных районов с обслуживающими их грузовыми станциями, одну или несколько сортировочных станций, объединенный пассажирский район с самостоятельными вокзалами для видов транспорта и остановочные пункты железнодорожного, автомобильного и водного транспорта.

По геометрической форме транспортные узлы делятся на конечные, радиальные, вытянутые в длину, радиально-полукольцевые, радиально-кольцевые и комбинированные.

Конечные узлы располагаются вблизи морей, крупных рек и высокогорья (Архангельск, Владикавказ). Они имеют небольшое число примыканий железнодорожных линий и автомобильных дорог с выраженным характером конечных потоков пассажиров и грузов. Конечные узлы обслуживают, как правило, небольшие города.

Радиальные узлы наиболее характерны для крупных городов (Ярославль, Нижний Новгород). В них железные и автомобильные дороги сходятся лучами-радиусами к одному району города или к одному району сходятся железнодорожные линии, а к другому автомобильные дороги. В радиальных транспортных узлах железнодорожные линии могут располагаться по радиальной, треугольной или крестообразной схеме.

Транспортные узлы, вытянутые в длину, характерны для районов со сложными топографическими условиями, на берегах больших рек и морей (Волгоград). Эти узлы обслуживают города, вытянутые в длину, а подходы железных и автомобильных дорог в них расположены в противоположных концах. Такие узлы образуются в местах слияния сходящихся железнодорожных линий на подходах к городу. В них сооружаются несколько последовательно расположенных станций, обслуживающих пути необщего пользования и выполняющих работу по поездообразованию. При проектировании узлов, вытянутых в длину необходимо предусматривать примыкания линий, обеспечивающих минимальные угловые потоки.

Радиально-полукольцевые узлы больших городов, обычно расположенных на берегах морей и крупных рек, имеют одно кольцо или несколько полуколец (Санкт-Петербург), а радиально-кольцевые узлы крупных городов - несколько колец железных и автомобильных дорог с радиусами и диаметрами внутри города (Москва). Такие узлы удобны в эксплуатации, обеспечивая равномерность удаления транспортной инфраструктуры от центра города.

Комбинированные узлы представляют собой сочетание рассмотренных выше схем. Чаще всего встречаются узлы, включающие: тупиковый железнодорожный и радиальный автодорожный узлы с прямоугольной или радиальной планировкой уличных сетей; железнодорожный узел с параллельными ходами и радиальный автодорожный узел; железнодорожный узел, вытянутый в длину, или с параллельными ходами и радиальным автодорожным узлом.

Одному и тому же типу транспортного узла может соответствовать значительное количество разновидностей схем, различающихся отдельными деталями, но объединяемых общими закономерностями развития, характерными устройствами и условиями эксплуатации.

Развитие различных видов транспорта и промышленности в городах создает условия для изменения схем и типов железнодорожных и автодорожных узлов, морских и речных портов, изменяя этим общую схему транспортных узлов. Радиальные узлы обычно преобразовываются в радиально-полукольцевые и радиально-кольцевые, а затем в комбинированные. Расположение транспортных узлов определяется размещением производительных сил и исторически сложившейся сетью городов и их планировкой.

Транспортный узел - это пункт, в котором сходятся не менее 2-3 линий одного вида транспорта. Когда в одном населённом пункте сходятся пути сообщения различных видов транспорта, он называется комплексным. Здесь ярко прослеживается взаимосвязь различных видов транспорта. В комплексных транспортных узлах осуществляется перевалка грузов и пересадка пассажиров.

Транспортные узлы бывают государственного, межрайонного, районного и местного значения. Кроме того, транспортные узлы классифицируются по назначению, сочетанию видов транспорта, по выполняемым функциям, по транспортному балансу, по величине грузооборота. Комплексные транспортные узлы могут иметь также сочетания: железнодорожно-водные (железнодорожно-речные, железнодорожно-морские), железнодорожно-автомобильные, водно-автомобильные.

Уровень развития транспортной системы экономических районов неодинаков. Обеспеченность путями сообщения как по общей длине, так и по плотности (километров пути на 1000 км2) отличается в десять и более раз. Наиболее развитой транспортной системой выделяются Центрально-Черноземный, Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Волго-Вятский районы; наименее развитой - Дальневосточный, Восточносибирский, Западно-Сибирский, Северный экономические районы. Отличаются районы и по структуре грузооборота. В районах, где в межрайонном масштабе разрабатываются такие полезные ископаемые, как железная руда, уголь, основные перевозки осуществляются по железным дорогам; там, где добывают нефть, газ, велика доля трубопроводного транспорта; в районах, где разрабатываются лесные ресурсы, значителен удельный вес внутреннего водного транспорта; в районах, специализирующихся на обрабатывающих отраслях, главная роль принадлежит железнодорожному транспорту. Так, например, в Западно-Сибирском районе преобладает железнодорожный транспорт и высок удельный вес трубопроводного транспорта, в Центральном районе подавляющая часть перевозок осуществляется по железной дороге. Районы добывающей промышленности имеют активный транспортный баланс, т. е. вывоз превышает ввоз, так как масса сырья, топлива больше массы готовой продукции, а районы обрабатывающей промышленности соответственно - пассивный, т. е. ввоз превышает вывоз.

Мощности транспортных потоков также имеют существенные различия и зависят от размещения основных источников сырья, топлива, материалов и т.д. Можно выделить три основных магистральных направления транспортной системы страны:

1. Широтное магистральное сибирское направление «восток-запад» и обратно, оно включает железнодорожные, трубопроводные пути и водные с использованием рек Камы и Волги.
2. Меридиональное магистральное центральноевропейское направление «север-юг» с выходом на Украину, Молдову, Кавказ, образованное в основном железнодорожными путями.
3. Меридиональное волго-кавказское магистральное направление «север-юг» по реке Волга, железнодорожным и трубопроводным путям, связывающее Поволжье и Кавказ с Центром, Севером европейской части страны и с Уралом.


По этим главным магистральным направлениям идут основные грузопотоки страны, по этим направлениям особенно тесно взаимодействуют железнодорожный, внутренний водный и автомобильный виды транспорта. Магистральные авиатрассы также в основном совпадают с сухопутными.
Помимо основных магистральных направлений имеется густая транспортная сеть внутрирайонного и местного значений. Сочетаясь между собой, они образуют Единую транспортную систему России. По мере развития производительных сил страны в целом и отдельных ее районов транспортная система нуждается в постоянном совершенствовании как в отношении рационализации размещения, так и в повышении ее качественного уровня: обновлении материально-технической базы, улучшении организационно-управленческой системы, использовании новейших достижении научно-технического прогресса. Развитие транспортной системы Российской Федерации направлено на более полное обеспечение потребностей хозяйства и населения страны транспортными услугами.

В транспортной системе России воздушный транспорт - один из основных видов пассажирского транспорта. Перевозки пассажиров составляют 4/5, а грузов и почты - 1/5. По доле в пассажирообороте воздушный транспорт уступает лишь железнодорожному и автомобильному транспорту.

Основные сферы использования воздушного транспорта - внутренние и международные перевозки пассажиров на дальние расстояния, доставка срочных и дорогостоящих грузов, а также транспортное обслуживание территорий, лишённых других видов транспорта.

Наиболее массовые и устойчивые пассажиропотоки сконцентрированы на авиалиниях от Москвы по пяти основным направлениям: Кавказкому, Южному, Восточному, Центральноазиатскому и Западному.

Крупнейший авиаузел России - Московский _ отправляет ежегодно около 15 млн пассажиров, тогда как главные авиаузлы Европы, Восточной Азии отправляют по 25–110 млн пассажиров в год. При этом доля пассажиров в международном сообщении Московского авиаузла невелика (25–30%). В летний сезон отсюда наибольшее число регулярных авиарейсов выполняется в Париж (43 в неделю), (30), Берлин (21), Лондон (17), и Вену (14), (13); Нью-Йорк, и (по 10); , Гамбург, Милан, Ниццу, Рим, Софию, Стамбул, Токио, Хельсинки (по 7). Таким образом, Москва наиболее тесно связана с большинством столиц Европы. В города СНГ из Москвы в этот же период наибольшее число рейсов в неделю выполняется в Киев (67), Ереван (42), (36), Баку (28), Бишкек (25), Минск (21), т.е. наиболее интенсивны пассажирские связи столицы России с городами , Киргизии и Белоруссии.

Остальные аэропорты России, из которых выполняются международные авиарейсы (Санкт-Петербург, Новосибирск, Иркутск, ), как по объему отправок (0,5-2 млн пассажиров в год), так и по доле международных пассажиропотоков не играют существенной роли в пассажирских связях России с другими странами. Из них осуществляются рейсы в города Восточной и Юго-Восточной Азии; из - в города Европы.

После 1992 г. многие аэропорты среднего размера прекратили выполнение регулярных пассажирских рейсов и перешли на чартерные, другие были закрыты; одновременно некоторые военные аэродромы были перепрофилированы в коммерческие пассажирские.

С начала ХХI в. ведётся или начинается реконструкция взлётно-посадочных полос в аэропортах Иркутска, (Толмачёво), Геленджика; строятся новые аэропорты и вторые взлётно-посадочные полосы для приёма самолетов Боинг.

На рынке авиаперевозок действуют более 260 авиакомпаний, из них 85 - в государственной и муниципальной собственности; 150 авиакомпаний выполняют полёты на международных линиях.

География - 9 классЗначение транспорта в хозяйстве страны. Виды транспорта и их особенности. Главные транспортные магистрали и узлы. Транспорт и окружающая среда. Перспективы развития транспортной системы России.
Транспорт обеспечивает производственные связи между отраслями хозяйства, обмен продукцией между разными частями страны, ее внешнюю торговлю. Показателем работы транспорта является грузооборот (пассажире-оборот) - произведение перевезенной за год

Массы грузов (количества пассажиров) на расстояние перевозок.

Основные виды транспорта: железнодорож ный, автомобильный, водный (речной и морской), воздушный и трубопроводный. Транс - портный узел - пункт, в котором сходятся несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузами между ними.

Главная роль в перевозках в нашей стране принадлежит железным дорогам. Это объясняется большими размерами страны и такими преимуществами ж.-д. транспорта, как сравнительно невысокая себестоимость перевозок при достаточно высокой средней их скорости. Главной ж.-д. магистралью страны является Сибир екая (от Челябинска до Владивостока), в европейской части страны - Печорская (Салехард-Воркута-Коноша).

На втором месте по грузообороту - трубо - проводный транспорт. По системе трубопроводов ежегодно из восточных районов страны в западные и за рубеж передается огромное количество нефти и газа. Крупнейшие трубопроводы - «Дружба», «Мир», «Уренгой-Помары-Ужгород».

Автомобильный транспорт перевозит больше всех грузов в тоннах, его значение быстро возрастает. У него высокая скорость, он имеет возможность доставки груза непосредственно потребителю. Автомобильный транспорт имеет большое значение в горных и северных районах, где нет железных дорог. Крупнейшие автомагистрали (12 автодорог) расходятся от Москвы к Санкт-Петербургу, Симферополю, Бресту, Челябинску, Риге.

Морской транспорт имеет наибольшие средние расстояния перевозок. Ему принадлежит большая роль в заграничных перевозках. Главные порты России - Санкт-Петербург, Архангельск, Новороссийск, Владивосток, Находка.

Речной транспорт имеет особое значение на севере и в Сибири, где протекают крупные реки, а сухопутный транспорт не развит. В европейской части страны судоходные речные пути (крупнейший из них - Волго-Камский) соединены системой каналов (Беломорско-Балтий-ский, канал им. Москвы, Волго-Донской) в Единую глубоководную систему европейской части страны.

Главное преимущество авиационного транспорта - высокая скорость перевозок, однако из-за их высокой стоимости грузооборот его невелик. Этот вид транспорта используют для перевозок скоропортящихся и срочных грузов. Велика его роль в горных и северных труднодоступных районах. Главная его специализация - перевозка на дальние расстояния пассажиров (20% пассажирооборота страны).
.

Транспорт является основой географического разделения труда. Объем и структура транспортных перевозок, как правило, отражают уровень и структуру экономики, а география транспортной сети и грузопотоков - размещение производительных сил. Без транспорта было бы невозможно преодоление территориального разрыва между производством и потреблением товаров и услуг. Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему.

Виды транспорта группируются не только по значению и уровню развития, но и по географическим сферам их применения. В этом случае выделяют сухопутный (наземный), водный и воздушный транспорт.

Выделяется три главных вида сухопутного транспорта : автомобильный, железнодорожный, трубопроводный.

Автомобильный транспорт по праву можно назвать транспортом XX в. Протяженность автомобильных дорог превысила 28 млн км; примерно половина ее приходится на пять стран - США, Индию, Бразилию, Китай и Японию, за которыми следуют Россия, Канада и Франция. В мировом пассажирообороте доля автомобильного транспорта - в первую очередь благодаря личным легковым автомобилям - достигает 4/5. Вместе с тем, автотранспорт достаточно затратен и является важнейшим источником загрязнения окружающей среды.

Железнодорожный транспорт , несмотря на снижение его доли в перевозках грузов и пассажиров, остается важным видом сухопутного транспорта. Мировая железнодорожная сеть, в основном, сложилась еще в начале ХХ в. Общая протяженность ее постепенно уменьшается, а размещение отличается очень большой неравномерностью. Хотя железные дороги имеются в 140 странах, более половины их общей длины приходится на «первую десятку» стран: США, Россию, Канаду, Индию, Китай, ФРГ, Аргентину, Австралию, Францию и Мексику. Густотой железнодорожной сети выделяются страны Европы.

Трубопроводный транспорт получил развитие благодаря быстрому росту добычи нефти и природного газа и территориальному разрыву, который существует между главными районами их добычи и потребления. Длина мировой сети магистральных трубопроводов составляет около 2 млн км. Самые длинные трубопроводы, достигающие 4-5 тыс. км, построены в странах СНГ, Канаде, США, странах Ближнего Востока. Трубопроводный транспорт является очень экономичным.

Воздушный транспорт - самый молодой и динамичный, но дорогой вид транспорта. Он обслуживает, преимущественно, пассажиров на расстояниях свыше 1000 км. По размерам авиаперевозок первое место в мире занимает Северная Америка, второе - Европа, а из отдельных стран особо выделяются США, Япония, Великобритания, Китай, Франция. Крупнейшие аэропорты находятся в США (Атланта, Чикаго, Лос-Анджелес, Даллас, Лас-Вегас), Европе (Лондон, Париж, Франкфурт, Амстердам), Японии (Токио).