Автобиография как средство самопознания. Раздел iv. методическое обеспечение психологических исследований жизненных ситуаций

Психологическая автобиография – собирательное наименование большой группы способов получения биографической информации от самого изучаемого человека. Эти методы позволяют получить данные психологического анамнеза, сведения о важнейших событиях и этапах жизненного пути личности, об ее отношении к прожитому и об особенностях ее антиципации.

Сведения общего характера (пол, возраст, образование, семейное положение, профессиональные сведения, состояние здоровья и т.

П.) можно получить с помощью беседы, анкеты, биографических опросников. Специфические сведения (оценка прошлых и возможных будущих событий, отношение к себе и другим, субъективное восприятие своего жизненного пути и т. п.) получают различными способами. Наиболее распространенный и простой – устное или письменное повествование о своей жизни с одновременным описанием своего психического состояния в соответствующие периоды.

Повествование может быть облегчено с помощью предлагаемой испытуемому схемы изложения. Схема содержит отдельные опорные точки, относящиеся к разным возрастным периодам жизни человека и к разным областям его деятельности.

Популярен в таких исследованиях прием автопортрета. Испытуемому предлагается начертить прямой горизонтальный отрезок, крайние точки которого олицетворяют рождение и смерть. На отрезке испытуемый выбирает точку, соответствующую данному моменту его жизни. Тем самым он соотносит свое прошлое и будущее, оценивает свои временные возможности. На этих двух участках им отмечаются наиболее важные события: свершившиеся в прошлом и ожидаемые в будущем. Эти вехи желательно сопроводить эмоциональной оценкой.

Еще один известный прием – управляемая фантазия. Он может осуществляться в разных вариантах. Например, «вживание» в свой воображаемый образ в старости с подведением итогов жизни. Или «ускорение времени» путем неоднократного последовательного представления себя все старше и старше.

Из последних разработок укажем на методику Е. Ю. Коржо-вой, предложенную в 1994 г. для выявления самовосприятия жизненного пути личности . Ответы и описания биографа касаются его прошлого, настоящего и возможного будущего, но преимущественно событий его недавнего прошлого.

Предусмотрена процедура формализации и унификации автобиографического материала, что дает возможность его количественного представления. Способы интерпретации данных, предусмотренные методикой, позволяют отнести ее к разряду событийно-биографических методов. А поскольку в анализе материала на первый план выступает личностное значение (т. е. смысл) ответов, то данную методику (впрочем, как и в целом метод психологической автобиографии) можно отнести к группе экспрессивных проективных методов. Автором разработаны критерии анализа данных. При интерпретации учитываются следующие особенности восприятия событий личностью: 1) формальные характеристики – продуктивность воспроизведения образов прошлого и будущего; значимость для себя данного события по сравнению с другими; желательность событий; степень влияния событий на последующий ход жизни субъекта; время их антиципации (предвосхищения) и ретроспекции; 2) содержательные характеристики – тип и вид значимых событий; их «оригинальность-популярность» (частота встречаемости); их «сила-слабость» (преобладающее влияние личностных или ситуационных переменных). Субъективная картина жизненного пути рассматривается как целостный образ человеческого бытия: ощущения, восприятия, эмоциональные и интеллектуальные переживания и оценки собственной жизни и в конечном счете отношение к ней. Анализу подлежит ряд компонентов этой внутренней картины своей жизни: 1) соматический (телесный) компонент – отношение к своему здоровью, возрасту, изменениям в том и другом и т. п.; 2) личностный (индивидуально-психологический) компонент – отношение к себе как к личности; 3) ситуационный (социально-психологический) компонент – отношение к жизненным ситуациям, в которые был включен данный человек. Результаты по конкретному испытуемому сопоставляются с нормативными, полученными для кон-тингентов соматически здоровых и больных людей. Здоровые дифференцированы на две профессиональные группы: педагоги и инженерно-технические работники (ИТР). Методика позволяет проводить диагностику психических состояний. Возможно ее использование как для индивидуального, так и группового исследования и обследования.

Еще по теме 20.5. Психологическая автобиография:

  1. Глава III. АВТОБИОГРАФИЯ КАК ИСТОРИЯ И ИСТОРИЯ КАК АВТОБИОГРАФИЯ
  2. С.Шумов, А.Андреев,. М.С.Грушевский. История Украинского народа. Автобиография, 2002
  3. Различия в понимании психологической причинности и сути психологического экспериментирования Множественность представлений о психологической причинности
  4. Глава 4. Пути оптимизации психологического здоровья и психологических защит
  5. Ненаучное психологическое знание и возможность психологического знания как научного
  6. 58. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ КОМПОНЕНТОВ

§ 1. Общая характеристика методики

«Психологическая автобиография» принадлежит к числу ситуационных психодиагностических методик. Ситуационная психодиагностика, относящаяся к психодиагностике адаптационных возможностей личности, направлена на выявление особенностей ситуационного компонента внутренней картины жизненного пути (см. гл. 4) - одного из показателей функционирования адаптационного процесса. Мы полагаем, что компоненты внутренней картины жизненного пути могут входить в систему базовых показателей, лежащих в основе получаемых в психодиагностическом исследовании данных. Систему таких показателей следует выделять в соответствии с концепцией измеренной индивидуальности (Л. Ф. Бурлачук, Е. Ю. Коржова), согласно которой личность в процессе психодиагностического исследования предстает прежде всего как индивидуальность. При этом возникает особая форма описания личности - измеренная индивидуальность. Теория измеренной индивидуальности относится к теориям «среднего уровня» (theories of middle-range, термин введен P. Мертоном (R. Merton) в 1947 г. в ходе полемики с Т. Парсонсом (Т. Parsons)) - мостам между эмпирическим материалом и общей теорией.

Теоретические модели представляют собой опосредованное знание, тогда как теория измеренной индивидуальности «вырастает» из непосредственно наблюдаемых результатов психодиагностического исследования.

«Психологическая автобиография» была разработана для оценки ситуационных особенностей жизненного пути личности.

Это экспрессивная проективная методика исследования переживаний, связанных с наиболее значимыми сферами жизни. Методика позволяет выявить особенности восприятия значимых жизненных ситуаций, а именно - наиболее важных событий в жизни человека. Это особые ситуации, тесно связанные с личностью испытуемого. Называя значительные события своей жизни, человек преломляет их через свое «Я». Таким образом, методика предоставляет возможность изучить наиболее существенно связанные с личностью особенности психологической среды, по Р. Баркеру (R. Barker), или особенности восприятия ситуаций, по Д. Магнуссону (D. Magnuason), или субъективных ситуаций, по Р. Стеббинсу (R. Stebbine), в жизни человека. Направленность методики на исследование жизненного пути, способы интерпретации количественных показателей позволяют отнести «Психологическую автобиографию» к методикам событийно-биографического подхода (см. гл. 1, §3), тогда как пути создания методики, а также, соответственно, предлагаемые для анализа количественные параметры (1 - 4А) во многом созвучны традиционным приемам проведения исследования широко распространенного за рубежом событийного направления, ориентированного на анализ событий недавнего прошлого (см. гл. 1, §4). Таким образом, «Психологическая автобиография» основана на двух главных подходах к исследованию ситуаций и может служить наглядным примером их взаимодействия.

Как написать автобиографию. Шаблон, пример. Требования к содержанию и тексту. (10+)

Автобиография. Шаблон, пример, образец

Приведу пример автобиографии с пояснениями. Автобиография может составляться в хронологическом порядке без разбиения на разделы или с разбиением на разделы по темам. В приведенном примере используется разбиение. В некоторых случаях в конце описывается текущее положение вещей и общественный статус.

В зависимости от того, с какой целью Вы пишете автобиографию, требования к ней могут быть разными. Перед написанием ознакомьтесь с требованиями того места, куда Вы ее предоставляете.

Текст должен быть выдержан в формальном деловом стиле .

Все данные автобиографии вымышленные, все совпадения, если таковые имеются, случайные.

Иванов Иван Иванович, автобиография

Дата и место рождения, родители

Родился 12.08.1964 в г. Ростов

Отец: Иванов Иван Сергеевич (родился 14.07.1940 в с. Нижнее Ростовской области), преподаватель.

Мать: Иванова (урожденная Захарова) Антонина Васильевна (родилась 08.02.1944 в г. Ростов), инженер-программист.

В данных о родителях, если родитель на момент написания автобиографии умер, может указываться дата смерти, но часто она не указывается. В том, какую должность родителей указывать, существуют разночтения, ведь человек мог менять работу или продвигаться по карьерной лестнице. Иногда указывается должность на момент рождения ребенка, иногда - на момент составления автобиографии. Чаще всего в наше время вообще не указывается, так как рабоче-крестьянское происхождение, которое устанавливалось по этим данным, потеряло значение.

Образование

1971 - 1979 обучался в общеобразовательной школе N 61 г. Ростов

1979 - 1981 обучался в ФМШ N 18 им. Колмагорова при Московском Государственном Университете им. Ломоносова г. Москва

1981 - 1986 обучался в Московском Государственном Университете им. Ломоносова г. Москва. на механико-математическом факультете. Тема диплома "Математическое моделирование влияния техногенного углекислого газа на парниковый эффект" (Научный руководитель...)

1986 - 1989 учился в аспирантуре при Московском Государственном Университете им. Ломоносова г. Москва, работал над диссертацией. В 1989 году защитил диссертацию по теме "Математическое моделирование перемещения воздушных масс и парникового эффекта", получил степень кандидата физико-математических наук. (Научный руководитель...)

1990 стажировался в Экологическом Университете (Франция, Леон)

Трудовая деятельность

1990 - 1994 Научный сотрудник, кафедра математического моделирования, Экологический институт г. Москва.

1994 - 1998 Старший научный сотрудник, кафедра математического моделирования, Экологический институт г. Москва.

1998 - настоящее время. Доцент, кафедра математического моделирования, Экологический институт г. Москва.

Семейное положение

В 1984 вступил в брак с Феоктистовой Татьяной Георгиевной (дата и место рождения ). В 1986 родился сын Иванов Сергей Иванович (дата и место рождения ).

В 1989 брак с Феоктистовой Татьяной Георгиевной расторгнут.

В 1990 вступил в брак с Галкиной Зинаидой Васильевной (дата и место рождения ). В 1991 родилась дочь Иванова Ирина Ивановна (дата и место рождения ).

Публикации

В 1985 году вышла книга "Математические подходы к экологической безопасности", в работе над которой принимал участие в составе группы авторов.

В 1992 году вышла книга "Парниковые газы и глобальное потепление".

На текущий момент

Женат, имею двоих детей.

Кандидат физико-математических наук. Работаю над докторской диссертацией.

Преподаю в Экологическом институте г. Москва

Владею иностранными языками: английский - читаю со словарем, французский - говорю свободно, японский - читаю со словарем.

Награжден международной экологической премией, памятной грамотой фонда экологических технологий РФ за заслуги в защите окружающей среды РФ.

Увлечения и личные качества

Увлекаюсь рыбной ловлей и туризмом, отдыхом на свежем воздухе.

К сожалению в статьях периодически встречаются ошибки, они исправляются, статьи дополняются, развиваются, готовятся новые. Подпишитесь, на новости , чтобы быть в курсе.

Если что-то непонятно, обязательно спросите!
Задать вопрос. Обсуждение статьи.

Еще статьи

Резюме. Правильное написание, составление. Пример, шаблон, образец, бл...
Как правильно написать резюме для поиска работы....

Как себя вести на работе, в офисе? Этикет. Правила. Правильное поведен...
Как правильно себя вести на работе, чтобы Вас любили, уважали и продвигали по сл...

Как написать заявление на материальную помощь? Пример...
Порядок написания заявления на материальную помощь. Примеры. ...

Объяснительная записка об опоздании на работу...
Пример объяснительной записки, которую я в свое время написал моему руководителю...

Как Написать докладную записку? Шаблон, образец...
Советы по составлению докладных записок. Правила, структура, примеры. Как правил...

Правильно напишем объяснительную записку. Практические рекомендации...
Как написать объяснительную записку. Советы, рекомендации. Ответы на вопросы чит...

Управленческие компетенции. Хороший, успешный руководитель, начальник,...
Навыки руководителя. Что должен уметь руководитель, чтобы быть успешным, уважаем...

Объяснительная записка - правильное написание...
Объяснительная записка. Образец. Правильная структура, инструкция, пояснения по...


О том, как написать автобиографию, задумываются соискатели перед прохождением собеседования, участники конкурсов специалистов, студенческих программ и т.д. В документе содержатся сведения о жизненном пути гражданина, фактах, делающих его профессионалом в конкретной сфере, личных качествах. От грамотности и полноты изложения зависит факт трудоустройства или решение конкурсного жюри.

Согласно общепринятому определению, автобиографией для работы называется жизнеописание человека, где излагаются этапы профессионального и личного развития. Хронология включает события от рождения до настоящего момента.

Жизнеописание требуется в следующих случаях:

  • устройство на работу (обычно подобный документ требуют государственные учреждения и силовые структуры);
  • участие в профессиональных конкурсах;
  • организация студенческих проектов;
  • усыновление ребенка;
  • дополнение личного дела уже трудоустроенного специалиста.

Значимость образца автобиографии, представленного гражданином, варьируется в зависимости от особенностей случая. Коммерческая структура, запросившая его у работающего сотрудника «для галочки», возможно, не ознакомится с текстом, а государственное учреждение, получив жизнеописание от соискателя, примет на его основе решение о предложении трудоустройства.

Краткая автобиография выполняет функцию, которая не под силу характеристике или резюме – через описание жизненного пути автора знакомит читателя с внутренним миром гражданина, составляет представление о нем как о специалисте. В государственных структурах документ изучают с привлечением психологов, графологов и (или) специалистов службы безопасности.

Правила написания собственной биографии

Как правильно написать автобиографию? Жесткие правила и ограничения отсутствуют. Образец заполнения, бланк не регламентированы действующими нормативно-правовыми актами. От составителя требуется соблюдать нормы, предъявляемые к официально-деловой переписке.

Руководствуйтесь следующими правилами:

  • Соблюдайте краткость. Максимальный объем документа – 1-2 страницы. Пример автобиографии, составленной на пяти листах, создаст отрицательное впечатление о соискателе как о человеке, не способном лаконично формулировать мысли.
  • Пишите в деловом стиле. Откажитесь от излишне эмоциональных высказываний, оскорблений, ненужных метафор и дополнений. Помните: читающего будет интересовать больше не содержание документа, а форма изложения.
  • Не допускайте ошибок: грамматических, стилистических, речевых. Они создадут отрицательное мнение у читающего.
  • Соблюдайте хронологический порядок. Образец написания автобиографии предполагает, что события излагаются в той последовательности, какая имеет место в реальной жизни: рождение. воспитание, школа, высшее образование, смена мест работы.
  • Излагайте исключительно подлинные факты. Если обман в автобиографии вскроется, соискателю откажут в вакансии, конкурсанту не отдадут победу. Деловая репутация автора останется «подмоченной».

Чтобы не допустить ошибок при составлении документа, изучите представленный образец автобиографии на госслужбу и ориентируйтесь на его стиль и структуру.

Что отразить в жизнеописании?

  • ФИО составителя;
  • дата и место рождения;
  • паспортные данные автора-составителя;
  • данные о родителях (ФИО, род занятий);
  • информация о полученном образовании (школа, суз или вуз, послевузовское обучение, курсы повышения квалификации и т.д.);
  • военная служба (для военнообязанных);
  • сведения о профессиональной деятельности (места трудоустройства, основные обязанности);
  • данные о трудовых достижениях (полученные награды, звания и степени, успешно выполненные проекты и т.д.);
  • личные качества, значимые в трудовом процессе;
  • информация о супруге, детях;
  • наличие хобби;
  • контакты для связи.

Образец автобиографии при приеме на работу предполагает, что жизнеописание завершается датой подготовки и личной подписью автора-составителя.

Для составления собственной биографии не требуется какой-либо специальный бланк. Подойдет чистый лист формата А4. Можно набрать текст на компьютере с последующей распечаткой или написать от руки.

Особенности составления автобиографии для трудоустройства

Автобиография при приеме на работу – дополнение к резюме и характеристикам с прошлых мест трудоустройства, по которому потенциальный работодатель судит о профпригодности специалиста. Чтобы произвести наилучшее впечатление на будущего руководителя, включите в документ следующие сведения:

  • Карьерные успехи

Подробно опишите моменты, способные заинтересовать потенциального работодателя: выполняемые задачи на предыдущих местах трудоустройства, профессиональные достижения, карьерный рост, ваши преимущества как специалиста.

  • Профессиональные навыки

Автобиография на госслужбу будет ценнее, если распишете в ней, какие дополнительные знания в рамках выбранной профессии вы получили, посетив курсы, тренинги, семинары, освоив новые программные продукты и т.д.

  • Деловые качества

Пропишите, какими личностными характеристиками, необходимыми для успешной работы, вы обладаете. Это может быть пунктуальность, внимательность, усидчивость, коммуникабельность и т.д. Отдельно отметьте, что вы способны трудиться в условиях многозадачности, вас не пугают большие объемы и сжатые сроки.

  • Пожелания к работе

Откажитесь от излишней требовательности, но укажите пожелания к будущему месту трудоустройства, например, гибкий график, отсутствие командировок и т.д.

Образец автобиографии в МВД и государственные структуры предполагает наличие фотографии. Выбирайте снимок, на котором вы запечатлены в деловой одежде, на однородном фоне. Если у вас имеются характеристики с прошлых мест трудоустройства, копии дипломов, сертификатов, приложите их к своему жизнеописанию.

Понимание, как правильно составить качественную автобиографию, поможет победить в профессиональном или студенческом конкурсе, устроиться на желанную работу и достичь других карьерных целей. Специальные требования к документу отсутствуют, при его подготовке нужно соблюдать принципы официально-делового стиля, житейскую мудрость и адекватность. Чтобы не допустить ошибок, заранее отыщите в интернете и внимательно изучите пример написания, подходящий к вашей ситуации.

Это собирательное наименование большой группы способов получения биографической информации от самого изучаемого человека. Эти методы позволяют получить данные психологического анамнеза, сведения о важнейших событиях и этапах жизненного пути личности, об ее отношении к прожитому и об особенностях ее антиципации.

Сведения общего характера (пол, возраст, образование, семейное положение, профессиональные сведения, состояние здоровья и т.п.) можно получить с помощью беседы, анкеты, биографических опросников. Специфические сведения (оценка прошлых и возможных будущих событий, отношение к себе и другим, субъективное восприятие своего жизненного пути и т.п.) получают различными способами.

Автобиография (устное или письменное повествование о своей жизни с одновременным описанием своего психического состояния в соответствующие периоды) наиболее распространенный и простой метод получения специфических сведений. Повествование может быть облегчено с помощью предлагаемой испытуемому схемы изложения. Схема содержит отдельные опорные точки, относящиеся к разным возрастным периодам жизни человека и к разным областям его деятельности.

Популярен в таких исследованиях прием автопортрета. Испытуемому предлагается начертить прямой горизонтальный отрезок, крайние точки которого олицетворяют рождение и смерть. На отрезке испытуемый выбирает точку, соответствующую данному моменту его жизни. Тем самым он соотносит свое прошлое и будущее, оценивает свои временные возможности. На этих двух участках им отмечаются наиболее важные события: свершившиеся в прошлом и ожидаемые в будущем. Эти вехи желательно сопроводить эмоциональной оценкой.

Еще один известный прием – управляемая фантазия. Он может осуществляться в разных вариантах. Например, «вживание» в свой воображаемый образ в старости с подведением итогов жизни. Или «ускорение времени» путем неоднократного последовательного представления себя все старше и старше.

Одной из последних разработок является методика Е.Ю. Коржовой, предложенная в 1994 г. для выявления самовосприятия жизненного пути личности. Ответы и описания биографа касаются его прошлого, настоящего и возможного будущего. Предусмотрена процедура формализации и унификации автобиографического материала, что дает возможность его количественного представления. Способы интерпретации данных, предусмотренные методикой, позволяют отнести ее к разряду событийно-биографических методов. А поскольку в анализе материала на первый план выступает личностное значение (то есть смысл) ответов, то данную методику (впрочем, как и в целом метод психологической автобиографии) можно отнести к группе экспрессивных проективных методов. Автором разработаны критерии анализа данных. При интерпретации учитываются следующие особенности восприятия событий личностью:


· Формальные характеристики – продуктивность воспроизведения образов прошлого и будущего; значимость для себя данного события по сравнению с другими; желательность событий; степень влияния событий на последующий ход жизни субъекта; время их антиципации (предвосхищения) и ретроспекции.

Субъективная картина жизненного пути рассматривается как целостный образ человеческого бытия: ощущения, восприятия, эмоциональные и интеллектуальные переживания и оценки собственной жизни и, в конечном счете, отношение к ней. Анализу подлежит ряд компонентов этой внутренней картины своей жизни:

Соматический (телесный) компонент – отношение к своему здоровью, возрасту, изменениям в том и другом и т.п.;

Личностный (индивидуально-психологический) компонент – отношение к себе как к личности;

Ситуационный (социально-психологический) компонент – отношение к жизненным ситуациям, в которые был включен данный человек.

Результаты по конкретному испытуемому сопоставляются с нормативными данными, полученными для контингентов соматически здоровых и больных людей. Здоровые дифференцированы на две профессиональные группы: педагоги и инженерно-технические работники (ИТР). Методика позволяет проводить диагностику психических состояний. Возможно ее использование, как для индивидуального, так и группового исследования и обследования (12).

Н. Дензин предложил общую схему анализа и описания историй жизни, которая включает следующие шаги:

1. Отберите проблемы и гипотезы, которые могут быть исследованы и проверены с помощью истории жизни.

2. Отберите субъекта или субъектов и определите, в какой форме будут собраны биографические данные.

3. Опишите объективные события и переживания из жизни субъекта имеющие отношение к интересующей вас проблеме. Эти события подлежат оценке с точки зрения различных источников и перспектив таким образом, чтобы противоречия, непоследовательность и нерегулярность стали очевидны.

4. Получите от субъекта его интерпретации этих событий, следуя естественному или хронологическому порядку.

5. Проанализируйте все утверждения и сообщения с точки зрения их внутренней и внешней валидности (проверьте достоверность источников).

6. Примите окончательное решение о достоверности вышеупомянутых источников и установите приоритетные источники для последующей проверки гипотез.

7. Начните проверку предварительно сформулированных гипотез, поиск опровергающих примеров. Продолжайте модифицировать эти гипотезы, выдвигать новые и проверять их.

8. Составьте черновой набросок всей истории жизни и ознакомьте с ним испытуемых, чтобы изучить их реакцию.

9. Переработайте исследовательский отчет, изложив события в их естественной последовательности и учитывая замечания исследуемых субъектов. Представьте в отчете гипотезы и предположения, которые получили подтверждение. В заключение остановитесь на теоретической значимости ваших выводов и перспективах дальнейшего исследования.

Эта схема может служить ориентиром в работе с биографическими данными (7).

Из вышесказанного можно сделать вывод, что биографический метод используется многими дисциплинами, а именно: социологией, психологией, педагогикой, этнологией, этнографией и др. Главные сферы применения биографических методов в психологии – психология личности, дифференциальная психология, историческая психология. Некоторые модификации биографических методов используются для диагностики психических состояний.

Понятие «Биографический метод» объединено сразу несколько разнообразных методик сбора биографической информации. Чаще всего эти методики дифференцируют по виду источника информации. Выделяют четыре таких разновидности: психобиография, каузометрия, формализованная биографическая анкета, психологическая автобиография.

Психобиография – это метод психологического анализа личности, базирующийся на биографической информации. Впервые метод был применен при описании личности президента США В.Вильсона.

Каузометрия – это один из биографических методов, предназначенный для исследования субъективной картины жизненного пути и психологического времени личности. Предложен в 1982 г. Е.И.Головахой и А.А. Кроником. С его помощью описанию поддаются не только прошлые этапы жизни человека, но и предполагаемое будущее. Проводится в форме интервью, состоящего из шести основных процедур: биографическая разминка; формирование списка значимых событий; их датировка; причинный анализ отношений между этими событиями; целевой анализ; обозначение сфер принадлежности событий. Дополнительно производится оценка эмоциональной привлекательности событий, их удаленности в прошлое и будущее, и значимости «для себя» и для «других», а также локализация личного временного центра. Итоги интервью изображаются в виде каузограммы – графика событий и связей между ними. Это позволяет сделать вывод о возможных деформациях картины жизненного пути, о масштабности, осмысленности и реализованности замыслов опрашиваемого. По этим данным можно судить об особенностях его стиля жизни и удовлетворенности своим прошлым, настоящим, будущим. На основе каузометрии разработана компьютерная программа «Биограф», позволяющая провести диагностику обследуемого человека с помощью ЭВМ.

Формализованная биографическая анкета является конкретизацией большой группы методов, объединяемых названием «Биографические опросники». В этих опросниках обычно выясняются объективные показатели жизненного пути человека (возраст, образование, стаж работы, место жительства и т.п.). Иногда в них включены и вопросы субъективного характера (интересы, склонности и т.д.). Например, анкета Н.В.Логиновой, в которой отражаются следующие основные группы биографических данных: данные жизненного пути; ступени социализации (ясли, детский сад, школа, вуз, трудовые коллективы и т.д.); среда развития (место жительства, учебные учреждения, производственные организации); интересы и любимые занятия в разные периоды жизни; состояние здоровья (в том числе и перенесенные заболевания). Интерпретация результатов предполагает анализ социальных ситуаций развития личности, эмоционального фона и направленности личности на разных этапах жизненного пути, основных конфликтов и движущих сил развития личности.

Психологическая автобиография – это собирательное наименование большой группы способов получения биографической информации от самого изучаемого человека. Эти методы позволяют получить данные психологического анамнеза, сведения о важнейших событиях и этапах жизненного пути личности, об ее отношении к прожитому и об особенностях ее антиципации. Здесь можно выделить главные методы, такие как: автобиография, прием автопортрета, прием «управляемая фантазия». Одной из последних разработок является методика Е.Ю.Коржовой, предложенная в 1994 г. для выявления самовосприятия жизненного пути личности. Также Н. Дензин предложил общую схему анализа и описания историй жизни, которая включает 9 последовательных шагов. Эта схема может служить ориентиром в работе с биографическими данными.