Изображения на храме любви в индии. П.Олексенко. Кхаджурахо - послание из глубины веков - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации. Храмы Кхаджурахо – микрокосмос человека

К юго-востоку от Дели, второго по величине города Индии, на расстоянии около 620 км, находится удивительный храмовый комплекс Кхаджурахо, включённый по инициативе ЮНЕСКО в список объектов, являющихся мировым наследием. Глядя на него, складывается впечатление, что он вырван из контекста современного мира и видится нам из глубины веков. Этот эффект создаёт первозданная природа, окружающая со всех сторон храмы Кхаджурахо, и даже дикие звери, появляющиеся иной раз из чащи леса.

Вопросы, не получившие ответов

Архитектурный комплекс Кхаджурахо сосредоточен на площади 21 км² и состоит из 25 построек, возведённых в период IX-XII века. Известно, что когда-то в древности здесь находилось не менее 85 храмов, но в ходе проведённых раскопок большую часть из них восстановить не удалось. Тем не менее остатки их фундаментов дают представление о расположении всех некогда существовавших здесь построек.

Которых представлены в статье, порождают у исследователей множество вопросов, на которые до сих пор не найдены ответы. Прежде всего вызывает недоумение тот факт, что здесь были обнаружены только храмы и не нашлось никаких следов светских построек.

Куда исчезло окружавшее храмы царство?

Если территория Кхаджурахо являлась частью некоего царства (а иначе и быть не могло), то куда в таком случае исчезли руины дворцов его правителей и тех построек, в которых селились жители? Трудно предположить, что столь многочисленные храмы были возведены в отдалённом и необитаемом районе страны. Кроме того, нельзя даже с полной уверенностью сказать, что храмы Кхаджурахо имели лишь сугубо религиозное назначение.

Эти и многие другие вопросы остаются на сегодняшний день без ответа, поскольку до сих пор не обнаружено ни одного исторического документа, способного пролить свет на деятельность храмов, возведённых среди девственных лесов Индии. И тем не менее определённую информацию о них удалось получить на основании результатов археологических раскопок и общих сведений об истории этого государства, породившего одну из древнейших мировых цивилизаций.

Религиозный центр династии Чанделла

Само название Кхаджурахо происходит от санскритского слова kharjura, означающего в переводе «финиковая пальма». Первое упоминание об этой местности встречается в записках арабского путешественника Абу Рихан аль-Бируни, посетившего её в начала XI века. В них он представляет её как столицу государства, созданного правителями династии Чанделла, происходившими из древнего рода Раджпутов.

Несмотря на то что документальных подтверждений периода создания храмов Кхаджурахо не сохранилось (о чём говорилось выше), существует мнение, что их постройка относится к периоду между 950-1050 гг. нашей эры, поскольку именно в этот исторический отрезок территория, на которой они расположены, являлась религиозным центром государства, которым правила династия Чанделла, тогда как их административная столица помещалась в городе Калинжаре, находившемся в 100 км к юго-западу.

Храмы, затерявшиеся во времени

На основании раскопок установлено, что храмовый комплекс, сооружавшийся на протяжение целого столетия, изначально был окружён высокой каменной стеной с восьмью воротами, украшенными золотыми пальмами. Большое количество золота было использовано и для отделки фасадов, а также внутренних помещений храмов, но всё это великолепие было разграблено во время мусульманских вторжений, неоднократно повторявшихся в течение XII-XIV вв.

В XIII веке династия Чанделла утратила свои позиции и была вытеснена иными правителями. Вместе с ней потеряли свою значимость и воздвигнутые при них храмы Кхаджурахо. В Индии того периода стали активно возводиться новые религиозные центры, тогда как прежний был забыт и на несколько веков стал достоянием буйно разросшегося вокруг него тропического леса. Лишь в 1836 году древние постройки, а точнее, руины, сохранившиеся на их месте, были случайно обнаружены военным инженером британской армии, капитаном Т. Бертом.

Прекрасная Хемавати

История, как известно, не терпит пустоты, отсутствие документальных сведений всегда возмещается легендами. Одна из них повествует как раз о возведении лесных храмов, а заодно и объясняет, почему в их скульптурном оформлении едва ли не доминирующее место занимает эротическая тематика.

Так вот, легенда рассказывает, что когда-то в древнем городе Каши (нынешний Варанаси) жил некий священник-брахман по имени Хемрадж, и была у него дочь невиданной красы, которую звали Хемавати. Однажды ночью, найдя на берегу реки укромное место, скрытое от посторонних глаз, она решила искупаться. В своей наготе дева была столь прекрасна, что бог Луны Чандра, любовавшийся ею из-за тучки, воспылал страстью и, низринувшись с небес, соединился с ней в любовном порыве.

Эта ночь, наполненная высокими чувствами, закончилась для девицы беременностью и страхом перед всеобщим осуждением, которому неминуемо подвергалась любая брахманка, допустившая внебрачную связь пусть даже с небожителем. Бедняжке ничего не оставалось, как по совету своего любовника Чандры покинуть дом и родить ребёнка в отдалённой глухой деревне Кхаджурахо. На свет появился мальчик, названный Чандраварманом.

Откуда появились храмы Кхаджурахо?

История, начавшаяся любовным приключением, привела Хемавати в глухие джунгли, куда она была вынуждена удалиться со своим незаконнорожденным сыном. Там она стала для него не только матерью, но и гуру (наставницей). (отец мальчика) предсказал, что в будущем он станет царём ─ основателем династии и, достигнув могущества, построит 85 храмов, на стенах которых будут изображены сцены любви, плодом которой он является. Именно так всё и произошло. Чандраварман вырос, стал царём, основал династию Чанделла и положил начало строительству храмов, украшенных многочисленными эротическими композициями.

Шедевры безымянных зодчих

Возведённые почти тысячу лет назад храмы Кхаджурахо, фото которых лишь в общих чертах способны дать представление об их величии и красоте, подобны космическим кораблям пришельцев, опустившимся среди густых лесов Центральной Индии. Вблизи каждый из них поражает филигранной утончённостью работы древних мастеров и в то же время создаёт впечатление, что он высечен из единого монолита божественной рукой неземного ваятеля.

Все храмы Кхаджурахо построены из песчаника, что характерно для зодчества многих районов мира, где этот материал добывается в достаточном количестве, но в данном случае особенность построек состоит в том, что древние строители не пользовались раствором. Соединение отдельных блоков осуществлялось исключительно за счёт пазов и выступов, что требовало высокой точности расчётов.

Загадки древних технологий

Храмы Кхаджурахо, особенности архитектуры которых включают в себя множество столбцов и различных архитравов (выступов, бордюров и т. д.), возводились с использованием технологий, неизвестных современным строителям и заставляющих их строить самые фантастические предположения. Дело в том, что многие детали конструкции, высеченные из единого камня, имеют вес, достигающий 20 т, и при этом они не только подняты на значительную высоту, но и установлены с поразительной точностью в предназначенные для них пазы.

Наружный вид храмов

Даже общее описание храмов Кхаджурахо позволяет убедиться в том, что они по своему архитектурному решению значительно отличаются от прочих культовых построек той эпохи. Каждый из них возведён на высокой каменной платформе строго ориентированной по сторонам света. На углах платформ установлены меньшие по размеру святилища, представляющие собой башни-купола, называемые шикхарами. В целом же такая композиция напоминает вершины некой горной цепи, на которой обитают боги.

Устройство внутренних помещений храмов

Внутрь любого из храмов можно попасть через продолговатый проход, богато декорированный каменной гирляндой, составленной из объёмных изображений мифических животных, растений и любовных пар. Сразу за ним располагается мандала ─ своего рода вестибюль, также богато украшенный барельефами. Кроме того, его убранство состоит, как правило, из резного потолка и нескольких колонн или пилястр ─ вертикальных выступов стены, имитирующих своим видом колонны.

Из мандалы посетитель проходит в центральный зал, называемый «маха ─ мандала». Он занимает собой весь внутренний объём здания, и в центре него обычно размещается квадратное возвышение с колоннами, за которым находится вход в святилище. Попав в эту главную часть храма, можно увидеть установленную там статую или лингам (символическое изображение) того божества, в честь которого возведено всё сооружение.

Самой большой и знаменитой постройкой комплекса, включающего в себя 25 сооружений, является храм, носящий название Кандарья Махадева. Его центральную часть, поднятую вверх на высоту 30 м, окружают 84 башенки, высота которых уменьшается по мере их удаления от центральной оси. Это гигантское по своим размерам святилище украшают 900 скульптур, равномерно распределённых по его поверхности.

Необычайно насыщенно орнаментированы и платформы, окружённые балюстрадами с рельефными изображениями мифических и реальных персонажей, а также многочисленных сцен охоты, труда и повседневного быта людей той давней эпохи. Однако в большинстве композиций доминирующими являются различные эротические сюжеты, из-за чего храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо нередко называют «Камасутрой в камне».

Храмовый комплекс, ставший символом веротерпимости

Весьма примечателен тот факт, что объединённые общей архитектурной концепцией храмы Кхаджурахо не являются принадлежностью только одной какой-либо религии или отдельного её направления. Здесь, на площади 21 км² прекрасно уживаются внешне схожие между собой святилища последователей шиваизма, джайнизма и вишннуизма. Однако большинство из них посвящены индуизму, впитавшему в себя традиции и учения различных философских школ индийского субконтинента.

Все храмовые постройки Кхаджурахо расположены таким образом, что составляют три отдельные группы ─ южную, западную и восточную, удалённые друг от друга на расстояние нескольких километров. Существует гипотеза, что в таком их размещении заложен некий сакральный смысл, непонятный современным исследователям. На подобную мысль наталкивают сооружения храмового комплекса Анкор Ват в Камбодже и мексиканского храма Солнца.

). Северный стиль храмовой архитектуры и скульптуры достигает здесь своего пика. Все строения были возведены в IX-XII веках нашей эры. Появление храмов в Кхаджурахо связано с возрождением индуизма в этот период истории Индии.

Город Кхаджурахо был культурной и религиозной столицей династии Чандела . Изначально было построено 85 храмов и многочисленные дополнительные постройки. Светских построек в Кхаджурахо не сохранилось.

Упоминания о династии Чандела теряются после XIII века. И Кхаджурахо оказался потерянным для мира. Только в 1838 году британский инженер проник через джунгли и открыл удивительное место под названием Кхаджурахо заново.

Сейчас сохранилось только 25 храмов, весь комплекс рассредоточен на площади 21 км². Кхаджурахо - объект Всемирного наследия ЮНЕСКО .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Кхаджурахо. Любовные Игры Индийских Богов

    ✪ ПРИСУТСТВИЕ: КХАДЖУРАХО - Храм Любви (Индия)

    ✪ Жизнь настоящей Индии!!!Интересно!Индийская деревня и школа в Кхаджурахо.

    ✪ Все об индийских поездах. Кхаджурахо - Гоа. Сутки на поезде.

    Субтитры

Искусство и архитектура

Кхаджурахо представляет собой кульминацию развития средневековой архитектуры в северной Индии. Храмы посвящены шиваизму , вишнуизму и джайнизму .

У большинства храмов общий замысел и план, различия только в деталях. Все храмы симметричны относительно оси восток-запад. Три храма построены из гранита: Чаусатх-ёгини, Брахмы и Лалгуани-Махадеви. Все остальные храмы Кхаджурахо сделаны из песчаника , цвет камня варьируется от тёмно- до светло-жёлтого, встречается розовый. Материал для строительства добывали в городе Панна на восточном берегу реки Кен.

Особенности храмов Кхаджурахо

  • компактность;
  • вытянутость вверх;
  • отсутствие стен вокруг храмов;
  • высокие платформы-террасы (джагати);
  • храмы окружены открытой галереей;
  • храмы богато украшены скульптурой.

Неотъемлемые элементы плана храмов

Внешний вид храмов

В больших храмах боковые трансепты украшены окном с балконом для вентиляции. Над балконами размещены роскошные скульптурные группы, которые показывают сцены из жизни богов. Свет из окон освещает внутренний центральный зал.

Храм с двумя парами трансептов вдоль оси похож на латинский крест. Некоторые из больших храмов имеют дополнительные святилища по четырём углам платформы.

У храмов подчёркнуто высокое основание - платформа-терраса. По её периметру размещены серии восхитительных орнаментов. Великолепные рельефы сменяют друг друга, как кадры из фильма о жизни династии Чандела .

Стены храмов покрыты двумя и более рядами изысканной скульптуры. Совершенная красота проявляется в каждой статуе с её утонченностью, культом изящества и совершенства. Храмовая скульптура - самая притягательная особенность Кхаджурахо.

Над стенами возвышаются своды, которые состоят из серии пиков. Древние описания сравнивают их с горной грядой горы Кайлаш или Меру . Высота сводов постепенно увеличивается от самого низкого уровня (располагается над входом портиком) до самого высокого - сикхары (размещается над святилищем). Своды выстроены по одной оси, каждый из них имеет пирамидальную форму.

Внутреннее устройство храмов

Вход-портик - продолговатый проход в вестибюль (мандапу). Он богато украшен круговой гирляндой из камня. Орнамент состоит из любовных пар, красивых цветов и мифических животных. В мандапе пространство расширяется. Вестибюль украшен балюстрадой (какшасаной), резным потолком, колоннами и пилястрами.

Центральный зал (маха - мандапа) - закрытое помещение внутри боковых трансептов. В больших храмах в центре зала размещено квадратное возвышение (антарала) с колоннами по углам, которое преграждает прямой путь к святилищу. Вход в святилище всегда богато украшен. Внутри святилища находится статуя или лингам бога, которому посвящён храм.

Интерьер храмов поразительно богато декорирован деталями, изобилует скульптурой. Потолок украшен искусным геометрическим рисунком. Самый знаменитый элемент внутреннего убранства - поддерживающие фигуры апсар - восхитительных нимф. Апсары, являющиеся шедеврами средневековой скульптуры, изображены в чувственных позах и идеально отполированы. На фасаде святилища чаще всего помещают две или три группы статуй - точные копии с внешнего фасада храма.

Скульптура

Скульптура Кхаджурахо берёт свои истоки из средневековой школы Ориссы , и превосходит её в изяществе изображения.
Всю скульптуру Кхаджурахо можно разделить на пять основных категорий.

  • Первая категория включает религиозные изображения. Они сделаны только вдоль фасадов храмов, в строгом согласовании с канонической формулой и предписаниями.
  • Вторая категория состоит из богов, их слуг и окружения. Встречается в нишах на стенах, а также в больших и средних рельефах на фасадах храмов, во внутреннем убранстве. Скульптуры в нишах выполнены строго и канонически. Позы остальных фигур богов и богинь более свободны. Отличить богов можно только по особым признакам: головному убору, священному предмету в руках, украшениям на всём теле, ездовому животному и бриллиантам на груди.
  • К третьей категории относят апсар и сура-сундарис. Это самая известная и многочисленная часть скульптуры Кхаджурахо. Встречается в больших и средних рельефах на фасадах храмов, на внутренних стенах, колоннах и потолке. Сура-сундарис - изящная нимфа в прекрасных одеждах и украшениях. Ей свойственны человеческие эмоции в обычных женских делах. Она может раздеваться, зевать, почёсывать бок, трогать грудь, умываться водой, вытаскивать занозу из ноги, ласкать ребёнка, играть с домашним питомцем, писать письмо, играть на флейте. Апсара изображается танцующей в различных позах. Как слуга богов она может держать в руках цветок лотоса, зеркало, сосуд с водой, благовония, орнаменты и другое. Статуи сура-сундарис и апсар изображают в соответствии со строгими канонами: голова наклонена в одну сторону, тело в другую, а ноги в третью; очень чётко выделен взгляд.
  • Четвёртая категория - светская скульптура: правители и их семьи, учителя и ученики, домашние сцены, танцоры и музыканты, эротические пары и группы.
  • В пятую категория входят скульптуры животных, включая мифических. В основном это слоны, верблюды, кони, кабаны, обезьяны, собаки, попугаи и другое.

Эротическая скульптура Кхаджурахо

Во всем мире эротическая скульптура является символом Кхаджурахо. При своём разнообразии форм и изяществе исполнения она, естественно, привлекает внимание. Встречается на фризах платформ, а также в больших, средних и малых рельефах на фасадах храмов. Часто любовные пары помещены в местах архитектурных соединений между отдельными архитектурными элементами храмов на фасаде здания (например, соединение святилища с центральным залом), чему очень часто придают символическое значение космического единства. До конца неизвестно отношение к эротической скульптуре во времена правителей Чандела .

  • Согласно первой версии, секс был общедоступной темой в данном обществе в тот период времени.
  • Вторая версия утверждает, что статуи иллюстрируют древние тексты Камасутры . Сцены показывают эротическую практику в центральной средневековой Индии в сектах, которые включали в сексуальный акт ритуальный символизм. В соединении йоги (духовного знания) и бхоги (физического удовольствия) видели альтернативный путь к достижению освобождения. Контроль удовольствия - как путь к спасению.
  • Третья версия предполагает, что размещение эротической скульптуры имело обучающие цели. Скульпторы подавали пример новому поколению в естественном отношении к сексу, как к неотъемлемой части жизни.
  • Четвёртая версия предполагает, что размещение эротической скульптуры на нижних уровнях храмов имело целью показать реальное место половых отношений в иерархии истинных ценностей человека.

В древних трактатах по архитектуре пишут о любовных парочках птиц, животных, людей, как о символе счастья и благополучия.
Также в искусстве Индии встречаются более ранние изображения влюблённых пар, к примеру скульптуры из терракоты периода Шунга и так же искусство скульптуры более позднего периода в городах Амаравати и Матхура.. Самый поздний период строительства представляют храмы Вамана, Адинатха и Джавари, более скромные по размерам, но не менее изящные.

Восточная группа храмов находится рядом с деревней Кхаджурахо. Включает в себя три брахманских храма: Брахмы, Ваманы и Джавари, три джайнистских храма: Гхантай, Адинатха и Паршванатха. Брахманские храмы размещены ближе к озеру.

Южная группа храмов

Южная группа храмов включает два храма: Дуладео и Чатурбхуджа. Большая статуя Ханумана (бога обезьян) находится на середине пути между западной группой храмов и деревней Кхаджурахо.

Тантризм был наиболее популярен среди почитателей Шивы и великой богини Деви (с которой часто отождествляется его творческая энергия Шакти). Кроме того, тантризм проник и в тибетский буддизм. В шактизме основополагающим и жизнеутверждающим считается женское начало, называемое шакти, оно рассматривается как созидающая энергия, благодаря которой бог-супруг Шива манифестирует свои потенциальные качества. Кроме того, превосходящая роль женского начала, да и сами изображения майтхуны в целом, говорят о благопожелательной и позитивной символике.

Шактистский тантризм, помимо медитации, йоги и чтения священных мантр, включает в себя и сексуальные мистерии. В центре такого ритуала находится женщина, получившая посвящение для того, чтобы стать олицетворением Шакти входе обряда. В акте божественной любви с ней соединяется жрец, который во время ритуала должен отождествлять себя с Шивой. В ходе священнодействия воспроизводится изначальное единство Шивы и Шакти как во Вселенной, так и в душе верующего. Таким образом, майтхуна превращается в ритуал духовного просветления. Тем самым достигается спасение (мукти) через наслаждение (бхукти). Сексуальное соединение символизирует полное слияние двух раздельных частей в единое целое. Соединение мужчины и женщины становится выражением глубокой религиозности, символом изначального единства и слияния понятий «Атман» (индивидуальная душа) и «Брахман» (мировая душа).

Прекрасные женщины Кхаджурахо

Итак, главный мотив скульптур храмов Кхаджурахо – женщина. Женщина - невинная, кокетливая, улыбающаяся, в экстазе от своей красоты и уникальности, бесконечно соблазнительная, бесконечно красивая, изображенная в богатстве деталей, созданных с огромным мастерством и любовью. Это - празднование женского начала во всех его бесчисленных проявлениях (интересная статья на тему женщины в скульптуре и изображениях Древней Индии размещена на сайте Юлии Рещиковой).
В средневековых храмах Индии жили дэвадаси (буквально - «рабыни бога»). В западной литературе дэвадаси фигурируют как «ритуальные проститутки» или «храмовые проститутки». Встречается и менее радикальное название «куртизанка», однако и оно не доносит до читателя самой сути явления дэвадаси. Дэвадаси демонстрировали искусство любви в сексуальных ритуалах с участием жрецов или даже царя с целью достичь процветания царства или милости богов.
Для самих приверженцев этой традиции дэвадаси были посредниками божества, на что указывают их имена. Их часто называли эпитетами «святая женщина», «священная женщина». Поскольку дэвадаси - земные женщины, были художницами, учёными, исполнительницами ритуальных танцев и богослужений, их часто отождествляли с апсарами , небесными девами неземной красоты.

В индийской мифологии апсары характеризуются как прекрасные небесные девы, искусные танцовщицы и любовницы, соблазняющие святых-аскетов и царей. Апсары изображены исполненными неги, лениво изгибающимися в различных позах, порой весьма сложных. Статуи изобилуют многочисленными деталями, они четко очерчены и «вылеплены» с совершенным мастерством, но лица их почти ничего не выражают. Кажется, они вышли за пределы мирских ощущений.
В индийской мифологии часто встречаются рассказы о том, как боги, напуганные целомудрием аскета, сделавшим его слишком могущественным, посылают к нему апсару (сурасундари) - искусную соблазнительницу, которая нередко достигает своей цели. Фигуры апсар также украшают буддистские памятники Индии, созданные ещё до нашей эры. Спутницы богов и символы райского блаженства, они одновременно были напоминанием о соблазнах на пути духовного самосовершенствования.

Смотрите фотографии барельефов апсар, сделанные мной в храмовом комплексе Ангкор (Камбоджа) (и ) (Прим. А.Колтыпина)

Из-за большого количества женских скульптур на храмах Кхаджурахо порой трудно найти принципиальное различие между земными женскими образами и образами женщин божественной категории. Даже в самом индийском эпосе неоднократно встречается поэтическая форма: «
Ты божество? Апсара ? Якшини ? повелительница змей нагини ? Или ты принадлежишь к роду человеческому? »

Смотрите также фотогалерею "Мисс древнее совершенство "

Какие изображения нужно относить к майтхуне, а какие просто к супружеским парам, кто апсара, а кто якшини, нагини или дочь человеческая? На этот счёт в историографии нет однозначного ответа. Определяющим фактором того или иного женского образа может служить его предметное окружение. Например, рядом с женщиной может быть изображено дерево или какое-либо животное, тогда такой образ следует отнести к одной из божественных созданий, окруженной символикой. Если рядом с ней сосуд с водой, опахало в её руках и т.п., то скульптура такого рода, скорее всего, изображает служанку. Если рядом с ней помещена сцена майтхуны, то такая женщина является храмовой служительницей.
Кроме того, часто в самих сценах майтхуны участвовали именно земные женщины. Есть и просто изображения супружеских пар, чьи нежные отношения показаны как символ любви. Такие изображения являются своего рода «портретами», запечатлевшими образы богатых дарителей храму. Есть также и сцены туалета богатых особ.
Довольно много изображений показывают женщину в танце и во время занятий музыкой. Известно, что танец и занятия музыкой были неотъемлемой составляющей досуга женщины. Во-первых, танец служил хорошим заменителем физических упражнений, необходимых для поддержания здоровья тела, что было основополагающим в понятии о женской красоте. А, во-вторых, искусства и науки были обязательными в воспитании добропорядочной девушки. Широко распространенными мотивами являются сцены, связанные с выражением чувств: женщина у окна или двери, любовное письмо, застенчивость, хотя все они по смысловой нагрузке стоят близко к майтхунным изображениям.
Итак, образы женщины в древнеиндийской скульптуре поражают своим многообразием. Тема женщины даёт художнику большую свободу, чем какая-либо другая тема религиозного или светского характера. Эта тема любима и в древнеиндийской литературе. Женщина в Индии, да и не только там, обладает особой магией. Воле женщины подвластно всё. Казалось бы, обделённая свободой, она умудряется править и устраивать судьбы целых государств. Именно с женщиной связаны самые решающие моменты в древней истории. Когда рушатся города и возводятся новые, когда эпоха сменяет другую, когда мир идёт кругом, принято говорить: «Ищите женщину».

Заключение


Итак, храмовый комплекс в Кхаджурахо представляет собой еще один великолепный образец художественной культуры, в котором, как и в монументальном искусстве Индии, воплощен принцип единства Вселенной. Скульпторы Кхаджурахо изобразили жизнь во всех ее аспектах и многообразии. Строительство храмов потребовало сотни отлично обученных скульпторов и архитекторов. Все это говорит о чрезвычайно зрелой цивилизации того времени.

Храмовый комплекс Каджурахо (Индия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Индию
  • Горящие туры в Индию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Храмы Каджурахо каждый год привлекают все более увеличивающийся поток туристов. Каджурахо - общепризнанный памятник архитектуры с таинственной историей создания, процветания, упадка, забвения и счастливого воскрешения из небытия. Сам факт существования Каджурахо окружен эротической аурой.

Немного истории

В соответствии с легендарной версией событий, храмы Каджурахо были построены потомками женщины, соблазненной богом Луны. Теоретически, в этом случае они должны быть назиданием для всех адептов внебрачных связей. По другой версии, строители храмов исповедовали тантризм, религии, где энергетический обмен во время сексуального акта является медитативной практикой.

Так или иначе, поверхности большинства из двадцати двух найденных на сегодняшний день храмов обильно покрыты барельефами эротических сцен с участием людей и животных. Зато внутри храмов фигур в пикантных позах вы не найдете. Так что возможно, эротическая оболочка представляет собой своеобразный тест: если человек не готов принять изображенное снаружи (или слишком увлечен соблазнительными картинами), у него нет шанса попасть внутрь храма.

Храмы Каджурахо открыты миру - их не окружают привычные для всех храмовых комплексов защитные стены. Постройки расположены на высоких платформах, углы которых венчают малые святилища. Вокруг платформ располагаются балюстрады, сплошь украшенные рельефами.

Памятники Каджурахо

Западная группа храмов

Географически весь храмовый комплекс делится на три части. В самой крупной Западной группе храмов находится храм Lakhmana - старейший и самый известный храм, названный в честь правителя, его построившего; храм Chitragupta, посвященный богу Солнца, обращенный навстречу восходящему солнцу; храм Matanageswara (Матангешвара), посвященный Шиве и украшенный двухметровым лингамом - это единственный функционирующий храм Каджурахо. Здесь находится самый приметный храм - Кандарья Махадева, высотой 80 метров, окруженный 84 башнями меньших размеров.

Самый эротичный храм комплекса - Деви Джагдамба, отличается особой натуралистичностью изображений. А храм Вишванатхи, украшенный скульптурными группами слонов и львов служит обрамлением для огромного изваяния трехликого Брахмы.

Восточная группа храмов

Восточная группа храмов более традиционна и состоит из четырех джайнистких и трех индуистских храмов. В Восточную группу храмов входят: храм Parsvanath, отличающийся утонченной изысканной резьбой, в которой прописаны мельчайшие детали; джайнистский храм Ghantai; старейший из храмов комплекса - храм Brahma, построенный из гранита и песчаника и посвященный Вишну.

Южная группа

В пяти километрах от центра Каджурахо находится наименьшая группа храмов - здесь их всего два. Это так называемая «Южная группа храмов», где находятся храм Dulhadev, прославляющий лингам Шивы и храм Chattarbhuj - единственный храм комплекса в котором нет эротических скульптур.

Посещение

Вход в храмы стоит 5 USD для иностранных туристов (кстати, если у вас случайно сохранился билет по которому вы входили в Тадж-Махал , вы можете использовать его здесь). Храмы открыты для посещений от восхода до заката. Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

Храмы в Каджурахо - второе место по посещаемости в Индии после Тадж Махала.
Место стало столь знаменито благодаря уникальным эротическим скульптурам, которые украшают храмы.

То что мы увидели в Каджурахо невероятно.
Вся поверхность храмов украшена различными скульптурами.
Такой чрезвычайно тонкой и реалистичной работой по камню я еще не встречала.
Недаром барельефы считаются одними из лучших скульптур Индии.

Когда-то Каджурахо был столицей государства Чандела, чьи раджи правили центральной Индией с IX по XIII век.
В IX-XI веках было построено 85 храмов. Арабские путешественники описывали большой город и храмы с массой идолов, которые оскорбляли взоры правоверных мусульман.
В XIII веке мусульмане завоевали эти земли и столицу поглотили леса.
Только в 1838 года британский военный инженер Д.С. Барт случайно обнаружил в джунглях – "чудесное место, именуемое Кхаджурахо".

К сегодняшнему дню из 85 сохранилось только 25 храмов. Но то что сохранилось уникально.
Это надо видеть!

По одной из версий в скульптурах изображена свадьба индуистского бога Шивы и его супруги Парвати.
«Камасутра» когда-то была именно отражением сцен божественной свадьбы.

Одна из теорий индийской философии гласит: "Чувственное удовлетворение гораздо раньше приводит к освобождению души, чем запрет на него".

Кандарья Махадев (Kandariya Mahadeva Temple) - это вершина искусства династии Чандела. Он посвящен Шиве. Его святилище, воплощение горы Меру – символа Земли и Вселенной, украшают около 900 скульптур.

Не смотря на то, что своей свехпопулярностью Каджурахо обязан именно эротическими скульптурам, они составляют не более 10% скульптур украшающих храмы.

Много изображений апсар или небесных танцовщиц, в чьих венах тек солнечный свет.

Или просто бытовых сцен

В скульптурах запечатлели любовные игры богов

Такие посетители присутствуют почти в каждом храме:)

Храмы условно делят по их месторасположению на три группы Западную, Восточную и Южную (Western, Eastern, Southern Group of Temples).
Они относятся к разным религиозным направлениям в индуизме. Какая-то часть из них посвящена Шиве, какая-то Вишне, некоторые Джайну Тиртанкарасу.
Эти фотографии Западной группы храмов. Она лучше всего сохранилась и наиболее известна.
Мы пришли как только встало солнце и пару часов наслаждались осмотром храмов практически в одиночестве.

Эротические скульптуры только на внешних стенах храма. Внутри их нет.
Объясняют - это тем, что только полностью познав свою сексуальность, можно достичь пункта, когда секс уже не будет иметь значения и войти в храм.

Внутри храма 11-го века Вишванатх

А вот эту скульптуру описал писатель из моего детства:

"На консолях внутри святилища некогда были восемь статуй апсар, из которых уцелела только одна. Эта сурасундари глубоко потрясла молодого художника.
Как утешение в суровой борьбе, как обещание радости, обнаженная сурасундари, украшенная лишь пояском, браслетом и ожерельем, реяла между чудовищами. Склонив голову, апсара оглядывалась через плечо, повторяя позу правого зверя, но в немыслимом извороте по вертикальной оси тела. Скульптура была повреждена, ноги ниже колен совсем отбиты, и, несмотря на это, Даярам не мог оторвать взгляда от изваяния, созданного будто не долотом скульптора, а самой матерью природой.
Дневной свет, и без того скудный в темном святилище, быстро угасал. Рамамурти, наконец, нашел в себе решимость уйти. На прощание он осветил карманным фонариком статую с правой стороны. Солнечная красавица посмотрела на него через плечо, как живая, маняще и уверенно, а свет фонаря в его дрожавшей от волнения руке игрой теней придал странную жизнь ее блестящему телу.
...Искать больше было нечего, самое лучшее, что создало древнее искусство его страны, находилось тут, на расстоянии вытянутой руки."
И. Ефремов "Лезвие бритвы" 1963 г.

Храм Адинатх

Рядом с этой группой храмов есть маленький, но любопытный музей. Вход 5 рупий.

Окно в музее

Южная группа наиболее удалена. Мы побывали только в Дуладео (Dulhadev Temple) , самом позднем из храмов Кхаджурахо. И на этом остановились.
Дуладео построен в XII веке и посвящён Шиве.
Смело можно было бы пропустить, т.к. барельефы выглядят куда проще, чем храмах Восточной и Западной группы. Пожалуй, интересен только тем, что можно увидеть как угасало исскуство мастеров.

А еще Дуладео запомнился исчезновением нашего моторикши. Вышли после осмотра, рикши нет. Удивились, т.к. возил он нас долго, а денег мы ему еще не платили. Подождали. Полдень. Палящее солнце. И никого вокруг. Подождали еще. Никого и ничего. Пришлось прогуляться по жаре в компании с осликами до первых признаков цивилизации:)

Последний взгляд на барельефы западной группы храмов

Сестра после насыщенного дня

И завершу рассказ еще одной цитатой из Ефремова:
"Человеческие статуи поразительной жизненности и красоты, посвященные теме физической любви, составляют одно целое со стенами храмов. Десять веков простояли эти солнечные изваяния перед взорами множества поколений, и еще бесконечно долгие годы они будут изумлять тех, которые еще придут, волнуя и возвышая их великолепной красотой человека!"

Практическая часть.

Как доехать.

Сейчас Каджурахо небольшая деревенька полностью ориентированная на туристов.
Но из-за популярности места в этой деревне даже есть свой аэропорт с регулярными рейсами из Дели.
Так что самый быстрый вариант - это самолет.
Мы ехали из Агры на поезде до Джанси. Успели на последний автобус Джанси-Каджурахо, но он был битком. Ехать несколько часов стоя нам не хотелось. Ночевать в Джанси тоже. Поэтому наняли такси.
Переплатили солидно. Меня подкупили слова о новой машине с кондиционером и практически не торгуясь поехали за 1500 рублей. Ошибочка. Водитель посчитал, что счастье привалило - богатые белые туристы. И всю дорогу пытался отжать больше денег. Канючил настолько назойливо, что на середине пути мы вышли из машины, чтобы ловить попутку. Это привело в чувство этого "милого человека". Так что дальше ехали в тишине.
***Когда в эту поездку по Индии в моей речи стал превалировать мат, сестра предложила все нецензурные обозначения заменить на "милые люди", прижилось:))
Но о людях расскажу отдельно:)

Где жить:

Мы выбрали Hotel Surya Khajuraho
Взяли люкс с выходом из номера в сад.
Большой номер с кондиционером, шкафом, дополнительным диваном. Чистое белье. Первое место, где сразу все было на месте (обычно полотенца, туалетная бумага, мыло появлялись только после похода не ресепшн). Плохо работающий душ. Один раз отключилась вода на несколько часов. Стоил номер после небольшого торга 650 рублей.
Завтрак был включен, но не понравился.

Вход на территорию Западной группы храмов для иностранцев 250 рупий.
Она открыта для посещения от рассвета до заката.
Остальные группы можно посетить бесплатно.