Жизнь общества духовная. Сферы жизни общества

В социальной системе существуют направления, которые были названы сферами общества. Такие сферы являются значимыми и устойчивыми подсистемами, которые отражают определенные стороны жизни каждого человека. Ниже мы рассмотрим, как выглядят ключевые сферы общественной жизни и с чем они связаны. А также мы подробно разберем, что представляет собой духовная сфера.

Эта информация поможет студентам или школьникам подготовить тематический доклад на данную тематику и выбрать подходящие картинки, которые могли бы наглядно представить примеры элементов духовной сферы.

Сферы общественной жизни

Социальная система включает в себя определенные составляющие. К ним относятся как социальные субъекты, так и прочие образования, которые называются сферами общественной

жизни. Наше общество - невероятно сложная организованная система жизнедеятельности . И как прочие сложные системы оно включает в себя подсистемы, то есть сферы.

Под общественными сферами понимается та или иная совокупность устойчивых отношений между субъектами социальной системы. Каждая из них - это определенная устойчивая и крупная, а также относительно автономная подсистема деятельности.

Независимо от направленности, она включает в себя следующее:

  • ту или иную человеческую деятельность (она может быть связана с религией, политикой, образованием и т. д.);
  • социальные институты (работу, школу, церковь, политическую партию и т. д.);
  • сложившиеся отношения одного человека с другими, которые складываются в процессе его деятельности, в частности, при распределении и обмене в экономической сфере.

Выделяются четыре ключевые сферы общественной жизни людей:

  • социальная (согласно ей люди отличаются по национальностям, классам, народам, возрастным категориям и т. д.);
  • экономическая (рассматривает производственные отношения между людьми и производительные силы);
  • политическая (общественно-политические образования, партии, государство и т. д.);
  • духовная сфера (образование, наука, мораль, религиозные отношения и т. д.).

Также следует понимать, что человек одновременно может быть включенным в разные сферы и поддерживать или не поддерживать отношения с другими людьми в зависимости от своих взглядов, убеждений и социальных факторов. Сферы нельзя называть пространством, где люди живут обособлено, они плотно пересекаются друг с другом. Человек занимает центральную позицию по отношению ко всем сферам и вписан в них одновременно.

Духовная подсистема социума

Подробное изучение духовной составляющей нашего общества невозможно без выделения ее структурных элементов (форм общественного сознания), о которых мы расскажем чуть ниже. Они отличаются друг от друга как по содержанию , так и по методу познания объектов, а также по времени появления в процессе развития, но при этом они по-своему определяют духовное направление общественной жизни каждого человека.

Духовное начало является одним из направлений жизни, отражающим специфику следующих отношений между людьми:

  • интеллектуальных;
  • нравственных;
  • идеологических.

Каждый вид таких отношений возникает в процессе освоения, восприятия, производства или передачи духовных ценностей.

Данную сферу следует рассматривать в качестве нематериальной и целенаправленно организованной. В отличие от материальной, она не связана с удовлетворением осязаемых потребностей человека .

Отличия нематериальных потребностей от материальных

Материальная сфера человеческой жизни непосредственно связана с тем, что мы удовлетворяем свои осязаемые потребности, включая базовые и не только, например:

  • потребность в пище;
  • в одежде;
  • в транспорте и прочее.

А вот духовная направлена на постижение других ценностей. Благодаря ей можно развивать свое мировоззрение и сознание, а также нравственные качества.

Духовные потребности противоположны материальным. Они не заложены биологически, как, например, потребность в питании. Формирование и развитие духовных нужд возникает в процессе становления личности человека и его социализации.

Естественно, можно прожить и без удовлетворения данных нужд , но тогда человек будет жить, как животное, удовлетворяя лишь базовые потребности.

А вот духовные потребности человека можно удовлетворить, если осуществлять соответствующую деятельность - познавать, творить и не только. Эта деятельность направляется на изменение общественного и индивидуального сознания и проявляется в следующем:

  • в воспитании;
  • в образовании;
  • в самообразовании;
  • в религии;
  • в творчестве;
  • в искусстве.

Сама духовная деятельность бывает двух видов:

  • производящей;
  • потребляющей.

Производство в данном контексте - это развитие и формирование мировоззрения человека, его сознания и духовных качеств. Продукты такого производства следующие:

  • теории;
  • ценности;
  • духовные отношения между людьми и их духовный мир;
  • идеи;
  • художественные образы.

Ключевыми механизмами производства являются искусство, религия или наука.

А под духовным потреблением понимается потребление продуктов религии, искусства или науки. Здесь может идти речь о приобретении новых знаний, посещении музеев, концертов или театров, и многом другом.

Духовное начало в социуме производит, хранит и распространяет такие виды ценностей, как:

  • эстетическую;
  • научную;
  • нравственную;
  • правовую и т. д.

Сфера умеет охватывать разные уровни и формы общественного сознания: право и религию, науку и эстетику, и многое другое.

Элементы духовной сферы

Итак, что входит в духовную сферу? В ней присутствует несколько важных элементов. Ее ключевые составляющие такие:

  • Мораль - она объединяет существующие поведенческие нормы, которые основаны на представлениях о хорошем или плохом, правильном или неправильном. Мораль - это категория, которая существовала еще в самом начале развития общества, потому что правила, регулирующие ключевые ценности общества, способны регулировать любые социальные связи.
  • Религия - говоря научным языком, это форма восприятия окружающей среды, которая основана на вере в высшие силы. Религиозные люди чувствуют связь с такими силами. Каждая религия имеет свои установленные нормы и поведенческие модели.
  • Наука - под данным понятием, с одной стороны, подразумевается совокупность знаний о мире, а с другой - деятельность, направленная на их аргументацию, выработку и систематизацию. Научное познание объективно и способно отражать разные явления и закономерности так, как они существуют вне человеческой воли.
  • Образование - этот процесс подразумевает передачу и усвоение знаний, в процессе которого человек получает те или иные навыки и умения. Благодаря образованию развивается ум и чувства, формируется собственное мнение личности, а также определенные ценности и мировоззрение. При отсутствии базовых знаний человек не сможет полноценно ощущать себя членом социума и общаться с другими.
  • Искусство - в широком понимании это понятие означает мастерство, создающее продукты, способные доставить эстетическое удовольствие. С его помощью выражаются те или иные идеи, или эмоции. Посредством авторского мастерства в определенной форме передаются чувства, представления или мысли.
  • Культура - она формируется благодаря духовным ценностям и достижениям общества. Именно на их основе создаются культурные обычаи того или иного народа. Поскольку у разных наций историческое прошлое разное, то и формируются они по-разному.

Взаимосвязь подсистем социальной структуры

Мы уже говорили ранее, что все общественные сферы тесно переплетены друг с другом. Если взглянуть на историю наук, посвященную обществу, то можно отметить, что в разные эпохи та или иная направленность считалась господствующей. Например, в Средневековье духовная сфера, а именно религиозность, была наиболее значимой частью общественной жизни. В период Просвещения главенствующими понятиями были наука и нравственность .

Однако на самом деле элементы всех этих подсистем тесно связаны друг с другом. В частности, определенные экономические отношения непосредственно влияют на строение социальной структуры. То, какое место занимает человек в социальной иерархии, непосредственно влияет на его политические и культурные взгляды и многое другое. А экономические отношения зависят от правовой системы, которая нередко формируется на основании духовности народа, его религиозных и моральных традициях.

Социальные системы имеют сложный характер, они динамичны и переменчивы.

Если говорить непосредственно о духовности в жизни общества, то ее ключевая цель - это положительные перемены в индивидуальном и общественном сознании. Постоянное обогащение социума в целом возможно только тогда, когда каждый в отдельности будет повышать свой уровень духовности.

Духовная сфера жизни общества – подсистема, в которой осуществляется производство, хранение и распределение духовных ценностей общества (произведения литературы, живописи, музыки, научные знания, моральные нормы и т.д.), способных удовлетворять потребности сознания и мировоззрения субъектов, воспроизводить и развивать духовный мир человека. Через эту сферу идет осознание окружающего мира, выработка более глубокого и осмысленного отношения к нему.

Духовная жизнь общества представлена тем, что составляет духовное содержание общественной жизни в данную эпоху, отражая экономические, исторические, географические, национальные и др. особенности развития общества.

В ходе исторического развития философской мысли сложилось два основных подхода к ее пониманию: философы-идеалисты (Платон, Гегель, французские просветители, Кант и др.) считали, что духовное бытие людей определяет все стороны их жизни, в т.ч. – материальную («Идеи правят миром»); марксистская философия исходит из принципа первичности общественного бытия по отношению к общественному сознанию, относя духовные явления к сфере надстройки общества.

Последний подход позволяет понять, что генетически духовная сторона бытия человека возникает на основе его практической деятельности как особая сторона отражения объективного мира, как средство ориентации в мире и взаимодействия с ним. Как и предметно-практическая, духовная деятельность следует в целом законам этого мира.

Вместе с тем создаваемый человеком идеально-духовный мир (понятий, образов, ценностей) обладает относительной самостоятельностью, развивается и по своим собственным законам. В результате он может очень высоко воспарить над материальной действительностью. Однако полностью оторваться от своей материальной основы дух не может, поскольку, в конечном счете, это означало бы потерю ориентации человека и общества в мире.

В то же время духовная жизнь общества находится в постоянном взаимодействии с другими сторонами общественной жизни. Ее структура весьма сложна и включает в себя следующие взаимодействующие компоненты:

духовные потребности людей – познавательные, нравственные, эстетические, религиозные и др.;

духовное производство – духовная деятельность в различных областях культуры, связанная с удовлетворением развивающихся духовных потребностей;

духовные ценности – научные идеи, художественные образы и т.д. как результат различных отраслей духовного производства и средство удовлетворения духовных потребностей;

духовное потребление – усвоение духовных ценностей общества через систему воспитания, образования, духовного саморазвития человека;

духовные отношения между людьми и большими социальными группами (познавательные, нравственные, эстетические, религиозные, отношения по обмену духовными ценностями и опытом);

социальные институты в сфере духовной культуры , которые осуществляют производство, распространение и хранение духовных ценностей (картинные галереи, музеи, научные учреждения, библиотеки, театры, институт СМИ и т.д.).

В результате функционирования всей духовной жизни формируется общественное сознание – общее массовое сознание духовного опыта людей данного общества, возникающее из их общественной практики.

Сознание как стержень духовной сферы можно дифференцировать по разным основаниям.

По своему носителю , субъекту, сознание делится на индивидуальное и общественное (сознание общества). Индивидуальное сознание – духовный мир каждого отдельного человека (чувства, знания, интересы), основу которого составляет индивидуальное самосознание и которое складывается на основе личного опыта, непосредственных условиях жизни человека, а также в результате общения с другими людьми, воспитания, образования. Индивидуальное сознание содержит все черты, присущие данному человеку, а также включает и то общее (знания, идеалы, оценки, стереотипы и т.д.), что свойственно тем социальным группам, народу в целом, к которым он принадлежит, и что приобретается им в процессе социализации.

В результате складывается общественное сознание, которое находит свое выражение во множестве индивидуальных сознаний, хотя и не равно их простой сумме.

Общественное сознание – относительно самостоятельная духовная реальность, оказывающая огромное влияние на каждого человека. Оно – своего рода надындивидуальный коллективный ум, который отражает действительность гораздо глубже и всестороннее, чем отдельные индивиды.

Общественное сознание представляет собой то общее, что возникает в сознании множества индивидов, потому что они живут в общих социальных условиях и в процессе коммуникации обмениваются идеями, мнениями, духовным опытом. Идеи отдельного человека могут стать фактом сознания общества, когда они обретают общественную значимость.

Таким образом, общественное и индивидуальное сознание находятся в диалектическом взаимодействии, оказывая взаимное влияние и дополняя друг друга.

Общественное сознание подразделяется на два уровня в зависимости от глубины отражения действительности и степени системности – обыденное и теоретическое.

Обыденное сознание – стихийный, бессистемный способ осознания людьми своего опыта повседневной жизни, который имеет практическую направленность, эмоционально окрашено и формируется под воздействием труда и быта.

Теоретическое сознание – системное, рационализированное отражение (объяснение) явлений действительности на уровне их глубинной сущности и закономерности, которое разрабатывается профессиональными учеными, социальными мыслителями.

Частичными аналогами обыденного и теоретического сознания являются общественная психология и идеология, которые не только отражают явления действительности, но и выражают оценочное отношение к ним. Доминирующим в из разграничении является не само по себе знание о действительности, а отношение к действительности, связанное с потребностями конкретных социальных субъектов (классов, наций, народов) и видами общественной деятельности.

Общественная психология – совокупность чувств, настроений, мыслей, привычек, традиций, возникающих на основе социальных групп и общества, в которые входят люди. В ее составе формируются: разнообразные интересы, ценностные ориентации, социальные установки, представления о будущем, о смысле жизни, счастье и т.д. В общественную психологию включается и коллективное бессознательное.

Общественная психология представляет собой форму так называемого массового сознания – широкой совокупности идей, чувств, представлений, иллюзий, которые вырабатываются в процессе общения людей между собой и отражают все стороны общественной жизни, доступные массам и способные вызвать их интерес. Массовое сознание получает выражение в различных видах массовой культуры и средствах массовой коммуникации. Массовая культура в основном усредненная, стандартизированная, развлекательная, ориентированная на потребительское сознание и сиюминутные запросы людей.

В целом общественная психология – это эмоционально-переживательное отношение людей к своему положению в обществе, выраженное в форме их умонастроений. Она может формироваться как стихийно, так и целенаправленно, манипулируя общественным мнением, чем пользуются некоторые идеологи.

Важной чертой теоретического сознания является идеология: теоретическое сознание, кроме нее, включает и естественнонаучные знания.

Идеология есть совокупность теоретически разработанных взглядов, в которых дается объяснение и оценка социальных явлений, событий, проблем с позиции интересов определенных социальных групп (классов, слоев, наций, политических партий и движений). С этих позиций идеология в теоретической форме выражает потребности общественного развития, предлагает способы решения назревших противоречий, выражает взгляды на смысл происходящего, обозначает идеалы общества и пути их достижения.

Идеологии различаются по своей роли в обществе и по своим формам. Особо значимы идеологии религиозная, политическая и правовая. Они создаются сознательно теоретически подготовленными и преданными представителями социальных групп, их идеологами. В то же время в идеологии могут отражаться также общечеловеческие интересы, интересы других слоев, что расширяет ее социальную базу, позволяя, в том числе, манипулировать общественным сознанием и создавать ложный образ реальности. Поэтому нужно различать понятия «идеология» и «наука».

Влияя на общественную психологию, идеология в то же время учитывает массовые умонастроения людей данного общества.

В рамках рассмотренных выше двух уровней общественного сознания выделяют также его формы: экономическое, политическое, правовое, моральное, религиозное, научное, философское и др. В современном обществе идет постоянное вызревание новых форм общественного сознания, например, экологическое, шоу-сознание… Формы общественного сознания различаются: по предмету, способу отражения действительности, по характеру ее оценки; по потребностям, которые они удовлетворяют, а также по той роли, которую они играют в жизни общества.

Предметом нашего дальнейшего рассмотрения будут такие формы общественного сознания, как наука, играющая ведущую роль в современном обществе, а также мораль, искусство и религия как важнейшие способы духовно-практического освоения мира человеком.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия как мировоззрение
Как уже отмечалось, философия вырабатывает мировоззренческое знание. Что такое мировоззрение? Мировоззрение есть система знаний, чувств, оценок, убеждений,

Предназначение философии
Предназначение философии выражается в следующих её основных функциях: ▪ мировоззренческая - важнейшая для философии функция, т.к. она, «стягивая» в себе различные, н

Философия Древней Индии
История древнеиндийской философии условно делится на два крупных периода: ▪ Ведийский период (примерно с X поV в.в.до н.э.); ▪

Философия Древнего Китая
Культура Древнего Китая, в лоне которой формировалась его философия, имело такие отличительные черты, как: практичность, ассоциативность, символичность, видение мироздания как гармо

Общие особенности и периодизация античной философии
Как уже отмечалось, восточная философия выражала созерцательно-мистическое отношение человека к миру, его (человека) отрешённость от мира, уход от земных страданий, освобождение от

Основная проблематика западноевропейской средневековой философии
Рассматривая основную проблематику западноевропейской средневековой философии, сделаем акцент на творчестве двух её столпов: Августина Блаженного и Фомы Аквинского.

Гуманизм и натурфилософия Ренессанса
Эпоха Возрождения (Ренессанса) охватывает период с XIV по начало XVII в. Эта эпоха отразила ситуацию зарождения капиталистических общественных отношений, бурное развитие науки, пере

Теория познания в философии Нового времени
1. Философия Нового времени – западно-европейская философия XVII в. Это было время формирования капиталистических общественных отношений, первых буржуазно-политических революций в Н

Спор эмпиризма и рационализма в XVII в
Родоначальником эмпиризма является английский философ и политический деятель Ф.Бэкон (1561 – 1626), один из основоположников опытного естествознания. Он утверждал,

Философия французского Просвещения
1. XVIII век вошёл в историю как эпоха Просвещения. В общественном сознании утверждается идея социального прогресса на основе неуклонного совершенствования человеческого разума. Нау

Философия английского Просвещения
Некоторые свои идеи французские мыслители восприняли у представителей более раннего английского Просвещения, и прежде всего, у Дж.Локка (1632-1704). Важнейшие работы: «Опыт о челове

Концепция человека в философской системе Канта
У истоков немецкой классической философии стоял И.Кант(1724-1804). Главный предмет философии для Канта – человек, духовные интересы которого выражаются следующими философскими вопр

Философия Гегеля. Основные законы диалектики
Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) –наиболее крупный представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективног

Антропологический материализм Фейербаха
Л.А.Фейербах (1804-1872) развил учение антропологического материализма, т. е философское учение о человеке. Отстаивая материалистические взгляды на природу

Основные положения марксистской (диалектико-материалистической) философии
Основы нового учения начали закладываться К.Марксом (1818-1883) и Ф.Энгельсом (1820-1895) в 40-х г.г. 19-го века. Выступив в качестве идеологов про

Марксизм и опыт XX века
Если в советском обществе марксистско-ленинская философия превратилась в основу государственной идеологии, то на Западе она не получила широкого распространения. Отношение

Философия жизни
Философия жизни – направление, сложившееся в Германии (А.Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.) и Франции (А. Бергсон). На рубеже XIX - XX в.в. Ее этическую версию развил

Философия и психоанализ
Иррационалистическую направленность "философии жизни" продолжила психоаналитическая философия, эмпирической базой которой явился психоанализ. Его основы были заложены авс

Экзистенциализм
Экзистенциализм– "философия существования" играла и играет значительную роль в развитии философии XX в. Одну из первых версий экзистенциализма разработали русские философ

Философская герменевтика
Герменевтика (от греч. – «разъясняю», «истолковываю») – метод интерпретации текстов, явлений культуры в целом. К герменевтике обращались уже древние философы. Но ка

Постмодернизм
Если в герменевтике всё-таки есть поиск общих смыслов, придающих процессу социального познания общезначимость, то в таком философском направлении, как постструктурализм

Неопозитивизм и постпозитивизм как философия науки
Позитивистская (от лат. – «положительный») философия явилась продолжением английской эмпирико-индуктивистской традиции. В центре внимания позитивистской философии – проблема взаимоо

Современная религиозная философия
Широкое распространение сегодня получили различные религиозные модели философского мышления. К ним относится современная христианская философия (философия католической церкви (неото

История русской философии и ее своеобразие
Русская философия XIX - первой половины XX в.в. является органической частью мировой философской культуры. Она возникла в Киевской Руси в процессе ее христианизации и развивалась в контексте русско

Материалистические идеи в русской философии
Материалистические идеи в русской философии имеют довольно давнюю историю - М.В.Ломоносов (1711-1765), А.Н.Радищев с его работой «О чело­веке, о его смертности и бессмертии» (1792) и др. Н

Философия всеединства
У истоков философии всеединства стоит В.С. Соловьев (1853-1900), который продолжал традицию славянофильства. Основные работы: "Кризис западной

Русский экзистенциализм
Одним из видных предшественников экзистенциальной философии был Ф.М.Достоевский (1821 – 1881) – писатель, публицист, один из идейных вождей почвенничества. Свои философские, религи

Русский космизм
Русская космическая философия стремилась синтезировать учение о человеке (антропологизм) с пониманием того, что истоки человеческого бытия коренятся во Вселенной, имеют космическую

Судьбы России в философии XX в
Русская философия XX в. продолжила разработку темы судьбы России, ее социально-политических проблем. Мы видели это на примере многих отечественных философов. Наряду с ними большое в

Современное понимание бытия
Согласно современной онтологии бытие – это идентичное, общее во всем многообразии сущего. Общее же в нем то, что оно есть, оно существует: галактики и планеты; растения и животные;

Структурные уровни материи
Неживая природа Живая природа Неорганическая природа Биологический уровень Социальный уровень С

Как формы существования материи
Многообразие мира можно объяснить, предположив существование в нем движения: быть - значит быть в движении. Неподвижное бытие никак не может себя обнаружить, поскольку не вступает в

Структура сознания. Сознательное и бессознательное в психике человека
Современные философские концепции рассматривают сознание как целостную систему. Но набор элементов, который тот или иной философ выделяет в структуре этой целостнос

Познание как предмет философского анализа
Человек отличается от других живых существ тем, что способен осознавать и познавать бытие. Особенностям субъективного освоения человеком мира посвящен такой раздел философского знания, как

Структура процесса познания. Формы познания
Вопрос о структуре процесса познания связан с представлением о познавательных способностях человека. Уже в античной философии наметилось разделение этих способностей на три группы:

Проблема истины в гносеологии
Проблема истины является основной для гносеологии, поскольку вопрос о том, что есть истина, достижима ли она и каковы ее критерии – это вопрос о познаваемости мира, о возможностях ч

Предмет, стороны и функции социальной философии
Социальная философия – относительно самостоятельный раздел философского знания (название – от лат. глаг. «социо» -соединять, затевать совместный труд). Её предметом

Основные подходы к изучению общества в истории социальной философии
С XIX в. по настоящее время в социальной философии складываются разные теории, которые дают различное объяснение общественной жизни, что связано с различиями исторических условий, м

Роль природных факторов в жизни и развитии общества
Для начала обратимся к анализу исходных понятий – «природа» и «общество». Понятие «природа» используется в двух смыслах. Природа в широком значении– всё су

Воздействие общества на природу
Воздействие общества на природу усиливалось в ходе исторического развития, с ростом производительных сил, техники, науки. В процессе производства человечество потребляет

Общество как система, структура общества
Находясь во взаимодействии с природой, общество, вместе с тем, представляет собой особое системное образование, обладающее собственной динамикой, способностью к саморазвитию.

Динамика общества и его развитие
С точки зрения социальной динамики общество никогда не находится в статическом состоянии, оно всегда изменяется в том или ином отношении. Вместе с тем, ему необходим определённый ур

Факторы развития общественного производства
Рассмотрев экономическую подсистему общества в содержательном аспекте, обратимся к вопросу о причинах, источниках, факторах её развития, ибо сам фа

Политические нормы
Рассмотрим вкратце основные структурные элементы политической жизни общества. Политическую деятельность можно определить как форму социальной активности различных социальн

Роль государства в политической жизни общества
Наиболее важным инструментом политической системы общества является государство, так как именно оно в максимальной степени концентрирует в своих руках власть и ресурсы, что позволяе

Политическое бытие общества и политическое сознание
Философский анализ политической жизни общества не может быть полным без обращения к такой ее компоненте, как политическое сознание. В общем выражении политическое сознание

Право и правосознание
Большая роль правовой подсистемы общества состоит в том, что ни одна сфера приложения человеческих усилий не может нормально функционировать без соответствующей правовой базы. Она с

Правовое состояние общества
То, о чем мы говорили в пункте 1 данной темы, характеризует право больше с внешней стороны, показывая его связь с экономическими и политическими явлениями общественной жизни. Чтобы понять его качес

Основные виды духовного освоения мира
а). Мораль Мораль (от лат. - относящийся к нраву, обычаям, привычкам) - это совокупность правил и норм поведения людей в обществе, выражаю

Философские концепции исторического процесса
Философия истории (термин ввел Вольтер в 18 в.) рассматривает исторический процесс в его самом общем виде, на уровне его самой высокой абстр

Направленность и смысл истории
В понимании вопроса о направленности исторического процесса также обнаруживают разные подходы: 1) теории регресса, которые трактуют историческую динамику п

Проблема человека в истории социально-философской мысли
Проблема человека является основной для философии и выступает предметом изучения философской антропологии - философского учения о человеке. В отличие от других гума

Человек, индивид, личность
В философии для обозначения разумного существа используется понятие «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Как они соотносятся? Понятие человек

Понятие и природа ценностей
Ранее уже отмечалось, что человека характеризует не только познавательное, но и ценностное отношение к явлениям действительности. Иначе говоря, его интересует не просто истина, кото

Личность в ценностном измерении
Каждый человек с его ценностными представлениями «вписан» в определенное общество с его социокультурными и историческими особенностями, т.е. находится под воздействием надындивидуал

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


по теме: «Духовная жизнь общества»


Подготовил:

доктор философских наук,

профессор Науменко С.П.


Белгород – 2008

План

Вступительная часть

1. Понятие, сущность и содержание духовной жизни общества

2. Основные элементы духовной жизни общества

3. Диалектика духовной жизни общества

Заключительная часть (подведение итогов)


К важнейшим философским вопросам, касающимся взаимоотношений между Миром и Человеком, относится и внутренняя духовная жизнь человека, те основные ценности, которые лежат в основе его существования. Человек не только познает мир как сущее, стремясь раскрыть его объективную логику, но и оценивает действительность, пытаясь понять смысл собственного существования, переживая мир как должное и недолжное, благое и пагубное, красивое и безобразное, справедливое и несправедливое и пр.

Общечеловеческие ценности выступают в качестве критериев степени как духовного развития, так и социального прогресса человечества. К ценностям, обеспечивающим жизнь человека, относятся здоровье, определенный уровень материальной обеспеченности, общественные отношения, обеспечивающие реализацию личности и свободу выбора, семья, право и др.

Ценности, традиционно относимые к рангу духовных - эстетические, нравственные, религиозные, правовые и общекультурные (образовательные), - рассматриваются обычно как части, составляющие единое целое, называемое духовной культурой, что и будет предметом нашего дальнейшего анализа.


Поскольку духовная жизнь человечества происходит и отталкивается все-таки от жизни материальной, то и структура ее во многом аналогична: духовная потребность, духовный интерес, духовная деятельность, созданные этой деятельностью духовные блага (ценности), удовлетворение духовной потребности и т. д. Кроме того, наличие духовной деятельности и ее продуктов необходимо порождает особый род общественных отношений (эстетических, религиозных, нравственных и т. д.).

Однако внешняя похожесть организации материальной и духовной сторон жизни человека не должна затемнять существующих между ними принципиальных различий. К примеру, наши духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, не даны (хотя бы в основе своей) человеку от рождения. Это вовсе не лишает их объективности, только объективность эта другого рода – чисто социальная. Потребность индивида в освоении знаково-символического мира культуры носит для него характер объективной необходимости – иначе человеком-то не станешь. Только вот «сама собой», естественным образом эта потребность не возникает. Она должна быть сформирована и развита социальным окружением индивида в длительном процессе его воспитания и образования.

Что же касается самих духовных ценностей, вокруг которых складываются отношения людей в духовной сфере, то этим термином обычно указывают на социально-культурное значение различных духовных образований (идей, норм, образов, догм и т.д.). Причем в ценностных представлениях людей непременно; присутствует некий предписательно-оценочный элемент.

В духовных ценностях (научных, эстетических, религиозных) выражаются общественная природа самого человека, а также условия его бытия. Это своеобразная форма отражения общественным сознанием объективных тенденций развития общества. В понятиях прекрасного и безобразного, добра и зла, справедливости, истины и пр. человечество выражает свое отношение к наличной реальности и противопоставляет ей некое идеальное состояние общества, которое должно быть установлено. Любой идеал всегда как бы «приподнят» над действительностью, содержит в себе цель, желание, надежду, в общем нечто должное, а не сущее. Это-то и придает ему вид идеальной сущности, вроде бы совершенно ни от чего не зависимой.

Под духовным производством обычно понимают производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятых квалифицированным умственным трудом. Результатом духовного производства являются по меньшей мере три «продукта»:

Идеи, теории, образы, духовные ценности;

Духовные общественные связи индивидов;

Сам человек, поскольку он, кроме прочего, – существо духовное.

Структурно духовное производство распадается на три основных вида освоения действительности: научное, эстетическое, религиозное.

В чем заключается специфика духовного производства, его отличие от производства материального? Прежде всего в том, что его конечным продуктом являются идеальные образования, обладающие целым рядом замечательных свойств. И, пожалуй, главное из них – всеобщий характер их потребления. Нет такой духовной ценности, которая не была бы в идеале достоянием всех! Пятью хлебами, о которых говорится в Евангелии, все-таки нельзя накормить тысячу человек, а пятью идеями или шедеврами искусства – можно Материальные блага ограничены. Чем больше людей на них претендует, тем меньше приходится на долю каждого. С духовными благами все иначе – от потребления они не убывают и даже наоборот: чем больше людей овладевает духовными ценностями, тем больше вероятность их приращения.

Иначе говоря, духовная деятельность самоценна, она обладает значимостью нередко безотносительно к результату. В материальном производстве такое почти не встречается. Материальное производство ради самого производства, план ради плана, конечно, – нелепость. А вот искусство для искусства – вовсе не такая глупость, как это может показаться на первый: взгляд. Такого рода феномен самодостаточности деятельности встречается не так уж редко: различные игры, коллекционирование, спорт, любовь, наконец. Разумеется, относительная самодостаточность такой деятельности не отрицает ее результата.

Список использованной литературы

1. Антонов Е.А., Воронина М.В. Философия: Учебное пособие. – Белгород, 2000. – Тема 19.

2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма //Избр. произведения. – М., 1988.

3. Кириленко Г.Г. Философский словарь: Справочник студента. – М., 2002.

4. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях. – М., 1994.

5. Самосознание европейской культуры XX века. – М., 1991.

6. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2001. – Глава 18.

7. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. – М., 1992.

8. *Философия: Учебник для вузов /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М., 2001. – Раздел IV, глава 21, 23.

9. Франк С.Л Духовные основы общества. - М., 1992.

Литература:

Основная

1. *Антонов Е.А., Воронина М.В. Философия: Учебное пособие. – Белгород, 2000. – Тема 19.

2. *Кириленко Г.Г. Философский словарь: Справочник студента. – М., 2002.

3. *Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2001. – Глава 18.

4. *Философия: Учебник для вузов /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М., 2001. – Раздел IV, глава 21, 23.


Дополнительная

1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма //Избр. произведения. – М., 1988.

2. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях. – М., 1994.

3. Самосознание европейской культуры XX века. – М., 1991.

4. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. – М., 1992.

5. Франк С.Л Духовные основы общества. – М., 1992.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной действительности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности. Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним. К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве, они составляют духовный мир личности. Будучи порождением общественной практики, духовная жизнь тесно связана с другими сферами жизни общества и представляет собой одну из подсистем социума.

Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое. Соответственно ее элементами являются мораль, искусство, религия и право.

Мораль

Особую роль в регулировании жизни общества и поведения его членов играет мораль.

Мораль (от лат. moralitas - относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; и лат. mores - нравы, обычаи, мода, поведение) - форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом.

Мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определенные общественные устои, строй жизни, общение людей. Однако содействие регуляции социального поведения людей не является единственной функцией морали. Мораль - это прежде всего жизненный ориентир, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию. Ее основная функция - утверждение человеческого в человеке.

При помощи морали общество оценивает не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения. Особую роль в моральной регуляции играет формирование в каждом индивиде способности относительно самостоятельно вырабатывать и направлять свою линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля. Эта способность выражается в таких понятиях, как совесть, честь, чувство собственного достоинства.

Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. Выполняя, наряду с появившимся позднее правом, роль регулятора поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в то же время принципиально отличается от него по ряду существенных моментов.

Единство между ними выражается в том, что:

1) в системе социальных норм они выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество;

2) у норм морали и права единый объект регулирования - общественные отношения;

3) как нормы права, так и нормы морали исходят от общества;

4) нормы права и нормы морали имеют сходную структуру;

5) нормы права и нормы морали выделились из мононорм первобытного общества.

Религия

Термин «религия» в переводе с латинского языка буквально означает «связывание, повторное обращение к чему-либо». Гораздо сложнее дать определение понятию «религия». Таких дефиниций существует великое множество, они зависят от принадлежности авторов к той или иной философской школе, традиции. Так, марксистская методология определяла религию как специфическую форму общественного сознания, извращенное, фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил. Верующий человек, скорее всего, определит религию как взаимоотношение между Богом и человеком. Современное обществознание пытается дать более нейтральное определение: под религией чаще всего понимаются совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в одну общность. Основа любой религии - вера в сверхъестественное, т. е. в необъяснимое с помощью известных науке законов противоречащее им.

Спорной является и проблема происхождения религии. Церковь учит, что религия появляется вместе с человеком, существует исконно. Материалистические учения рассматривают религию как продукт развития человеческого сознания. Убедившись в собственном бессилии, в неспособности преодолеть власть слепой необходимости в определенных сферах жизнедеятельности, первобытный человек приписал естественным природным силам сверхъестественные свойства. Для достижения желаемых целей в этих сферах, наряду с вполне рациональными, но недостаточными действиями, люди стали совершать ритуальные, символические акты, призванные гарантировать получение искомого результата. Постепенно сформировалась и вера в то, что подобные действия (обряды, ритуалы, таинства) помогают каким-то таинственным способом прийти к заветным целям. В конечном счете возникли прочные представления о неких надчеловеческих, сверхъестественных силах, связях, отношениях. Подобные построения, несмотря на всю их видимую логичность и убедительность, не нашли подтверждения в археологических данных. Раскопки древнейших стоянок свидетельствуют о наличии примитивных религиозных верований уже у неандертальцев. К тому же первобытный человек ощущал себя частью природы, не противостоял ей, хотя и пытался определить свое место в окружающем мире, приспособиться к нему.

Одной из первых форм религии был тотемизм - поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику (само слово «тотем» на языке североамериканских индейцев означает «род его»). Тотемизм своими корнями уходит еще в праобщество и первоначально выражал веру в глубокое внутреннее тождество всех членов того или иного первобытного объединения с особями одного определенного вида животных. Постепенно он оброс значительным количеством ритуалов, магией (колдовством), под кот рой понимаются действия и обряды, совершаемые целью повлиять сверхъестественным путем на окружающий мир. От магии неотделим и фетишизм (от слова «фетиш» - магическая вещь) - вера в магические свойства различных предметов (амулетов, фигурок и т. п.). Магия и фетишизм не являются особыми формами религии, их пережитки сохраняются в рамках многих современных верований (даже мировых религий), хотя и осуждаются официальной церковью.

Все ныне существующие религии можно условно разделить на три большие группы:

1) родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день;

2) национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций (например, индуизм, иудаизм и др.);

3) мировые религии. Их всего три: христианство, буддизм и ислам.

К признакам мировых религий относят:

а) огромное число последователей во всем мире;

б) космополитизм: они носят меж- и надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств;

в) они эгалитарны (проповедуют равенство всех людей, обращены к представителям всех социальных групп);

г) их отличает необычайная пропагандистская активность и прозелитизм (стремление обратить в свою веру лиц другого исповедания). Все эти свойства и обусловили широкое распространение мировых религий: христиан в мире насчитывается более 1,4 млрд человек, мусульман (приверженцы ислама) - 0,8 млрд, буддистов - 0,3 млрд.

Любая религия включает в себя несколько важнейших элементов. Среди них: вера (религиозные чувства, настроения, эмоции), учение (систематизированная, специально разработанная для данной религии совокупность принципов, идей, понятии), религиозный культ (совокупность действий, которые совершают верующие с целью поклонения богам, т. е. обряды, молитвы, проповеди и т. п.). Достаточно развитые религии имеют и свою организацию - церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины.

Прогнозировать будущее религии чрезвычайно сложно. В обществе происходят разнонаправленные процессы: с одной стороны, все большее число сфер человеческой деятельности секуляризируется, высвобождается из-под влияния религии, с другой - во многих странах (особенно в бывших социалистических) роль и авторитет церкви растут. Очевидно, однако, что обещанное вытеснение религии научным мышл ением произойдет весьма нескоро.

Искусство

Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой, деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах. Посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида познавательной деятельности людей, как художественное познание.

Искусство зародилось еще в античную эпоху, однако в этот период оно еще не считалось каким-то особым видом деятельности. Древние греки называли «искусством» и умение строить дома, и навыки управления государством, и процесс лечения людей и т. п. Обособление же собственно эстетической деятельности, т. е. искусства в его современном понимании, раньше всего произошло в области ремесла. Это можно отчетливо проследить на примере гон-чарного ремесла. Изготовление посуды, в частности знаменитых греческих ваз, сопровождалось украшением их различного рода орнаментами. Орнаментом называют узор, построенный на регулярном ритмическом чередовании и организованном расположении абстрактно-геометрических или изобразительных элементов. Ранние греческие орнаменты - меандры - представляли собой изломанную по прямым углом линию, образовывавшую ряд одина ковых, связанных друг с другом мотивов.

Постепенно процесс создания эстетического был перенесен из сферы материальной в сферу духовную а сама художественная деятельность превратилась в создание человеком особого (второго наряду с предметным), вымышленного мира.

Искусство представляет собой высшую форму эстетического сознания. Оно является необходимым элементом общественного сознания, обеспечивающим его целостность, мобильность, устойчивость в настоящем и направленность в будущее.

Предмет искусства - человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Искусство обусловлено миром природы и общественных отношений, которые окружают индивидов.

Формой бытия искусства является художественное произведение, имеющее видовую и жанровую определенность и осуществляющееся в качестве материального предмета - знака, который передает людям определенную художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.

Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой. Ученые выделяют следующие виды искусств.

1. Архитектура (зодчество) - вид искусства, представляющий собой систему зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни человека.

Архитектура занимает особое место среди других видов искусств, поскольку она не изображает предметы, а создает их. Архитектура бывает общественная, жилая, градостроительная, садово-парковая, промышленная, реставрационная.

2. Живопись - вид искусства, произведения которого представляют собой отображение жизни на определенной поверхности при помощи цвета.

Произведение, создаваемое художником-живописцем, называется картиной. Картина может быть нарисована на дереве, бумаге, картоне, шелке или холсте.

Совокупность произведений, объединяемых общим кругом тем или предметов изображения, называется жанром. В живописи различают следующие жанры:

а) портрет - изображение человека или группы людей, существующих или существовавших в действительности;

б) натюрморт - изображение окружающих человека вещей;

в) пейзаж - изображение естественной или преобразованной человеком природы;

г) бытовой жанр - изображение повседневной жизни людей;

д) анималистический жанр - изображение животных;

е) исторический жанр - изображение исторических событий и деятелей.

От живописи следует отличать графику, которая так же, как и живопись, связана с изображением на плоскости, но ее произведения, как правило, выполняются на бумаге, меньше по формату и легче перемещаются в пространстве.

Различают станковую, книжную, журнальную и газетную графику. Жанры графики в основном повторяют жанры живописи. В известной мере специфическим графическим жанром является карикатура (сатирический рисунок, шарж).

3. Скульптура - вид изобразительного искусства произведения которого имеют физически мате риальный, предметный объем и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве. Скульптуру подразделяют на круглую (голова, бюст, торс статуя) и рельефную. Рельефом называют выпуклое изображение на камне. Все рельефы делятся на барельефы, горельефы и контррельефы. Барельефом называют низкий рельеф, который возвышается над плоскостью менее чем на половину своего реального объема. Горельеф - это высокий рельеф, который возвышается над плоскостью более чем на половину своего реального объема. Контррельеф представляет собой углубленный рельеф.

Различают также скульптуру станковую, декоративную и монументальную. Станковая - это небольшая скульптура, предназначенная в основном для украшения помещений. Декоративная - скульптура средних, а монументальная - больших и огромных размеров.

4. Декоративно-прикладное искусство - вид изобразительного искусства, непосредственно связанный с бытовыми нуждами людей. К декоративно-прикладному искусству относят произведения, выполняемые из самых различных материалов (традиционно из дерева, глины, камня, стекла и металла). Особенностью данного вида искусства является его утилитарность, включенность в повседневную жизнь людей. Как и архитектура, декоративно-прикладное искусство является постоянно действующим фактором формирования среды обитания человека.

5. Литература - вид искусства, отражающий действительность в словесно-письменных образах.

Первые литературные произведения - легенды, былины, мифы - появились еще тогда, когда человечество не имело письменности, и передавались из уст в уста. Устное народное творчество принято называть фольклором.

6. Музыка - вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах. Музыку, предназначенную для пения, называют вокальной. Если же произведение исполняется только на инструментах, то такую музыку называют ин-струментальной.

7. Театр - вид искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

8. Цирк - искусство акробатики, эквилибристики, гимнастики, пантомимы, жонглирования, фокусов, клоунады, музыкальной эксцентрики, конной езды, дрессировки животных.

9. Балет - вид искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.

10. Кино - вид искусства, произведения которого создаются с помощью киносъемки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий.

11. Фотоискусство - искусство создания химико-техническими средствами зрительного образа документального значения, художественно выразительного и с достоверностью запечатляющего в застывшем изображении существенный момент действительности.

12. Эстрада - вид искусства, включающий в себя малые формы драматургии, музыки и хореографии, основные произведения которого представляют собой отдельные законченные номера.

Искусство полифункционально: оно выполняет в обществе множество разнообразных функций.

Общественно-преобразующая функция искусства проявляется в том, что оно, оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную и целостно ориентированную деятельность по преобразованию общества.

Утешительно-компенсаторная функция заключается в восстановлении в сфере духа гармонии, утраченной человеком в реальной действительности. Своей гармонией искусство влияет на внутреннюю гармонию личности, способствует сохранению и вос-становлению ее психического равновесия.

Художественно-концептуальная функция выражается в свойстве искусства анализировать состояние окружающего мира.

Функция предвосхищения характеризует способность искусства предвосхищать будущее. На этой способности основаны фантастические, утопические и социально прогнозирующие произведения искусства.

Воспитательная функция искусства отражает роль искусства в формировании целостной человеческой личности, чувств и мыслей людей.

Внушающая функция проявляется в воздействии искусства на подсознание людей, на человеческую психику. В напряженные периоды истории она играет ведущую роль в общей системе функций искусства.

Эстетическая функция - это специфическая способность искусства формировать эстетические вкусы и потребности человека, пробуждать в личности желание и умение творить по законам красоты.

Гедонистическая функция показывает особый, духовный характер искусства, призванного доставлять людям удовольствие. Она опирается на идею самоценного значения личности и осуществляет ее, доставляя человеку бескорыстную радость эстетического наслаждения.

Познавательно-эвристическая функция показывает познавательную роль искусства и выражается в его способности к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке.

Специфика искусства как формы художественного познания заключается в том, что, во-первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусства - жизнь людей - чрезвычайно разнообразен и отражается в искусстве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. Художественный образ выполняет в искусстве те же функции, что и понятие в науке: с помощью него происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание.

Во-вторых, для художественного познания характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи - цвет, в музыке - звук, в скульптуре - объемно-пространственные формы и т. д.

В-третьих, огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играет воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допускаемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например в процессе научного познания.

В отличие от различных общественных наук, изучающих отдельные стороны жизни людей, искусство исследует человека в целом и наряду с другими видами познавательной деятельности является особой формой познания окружающей действительности.

Искусство включено в целостную систему форм общественного сознания, куда наряду с ним входят уже рассмотренные выше философия, политика, пра-во, наука, мораль, религия. Все они реализуют свои функции в едином культурном контексте, возникающем благодаря их взаимосвязям.

Политика

Политическая сфера - это отношения людей, связанные прежде всего с властью, которые обеспечивают совместную безопасность.

Греческое слово politike (от polis - государство, город), появившись в трудах античных мыслителей, первоначально использовалось для обозначения искусства управления государством. Сохранив это значение в качестве одного из центральных, современный термин «политика» сейчас употребляется для выражения общественной деятельности, в центре которой стоят проблемы приобретения, использования и удержания власти. Элементы политической сферы можно представить таким образом:

    политические организации и институты - социальные группы, революционные движения, парламентаризм, партии, гражданство, президентство и т.д.;

    политические нормы - политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;

    политические коммуникации - отношения, связи и формы взаимодействия между участниками политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;

    политическая культура и идеология - политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.

Потребности и интересы формируют определенные политические цели социальных групп. На этой целевой основе возникают политические партии, общественные движения, властные государственные институты, осуществляющие конкретную политическую деятельность. Взаимодействие крупных социальных групп друг с другом и институтами власти составляет коммуникативную подсистему политической сферы. Это взаимодействие упорядочивают различные нормы, обычаи и традиции. Отражение и осознание этих отношений формируют культурно-идеологическую подсистему политической сферы.

Духовная сфера жизни общества – подсистема, в которой осуществляется производство, хранение и распределение духовных ценностей общества (произведения литературы, живописи, музыки, научные знания, моральные нормы и т.д.), способных удовлетворять потребности сознания и мировоззрения субъектов, воспроизводить и развивать духовный мир человека. Через эту сферу идет осознание окружающего мира, выработка более глубокого и осмысленного отношения к нему.

Духовная жизнь общества представлена тем, что составляет духовное содержание общественной жизни в данную эпоху, отражая экономические, исторические, географические, национальные и др. особенности развития общества.

В ходе исторического развития философской мысли сложилось два основных подхода к ее пониманию: философы-идеалисты (Платон, Гегель, французские просветители, Кант и др.) считали, что духовное бытие людей определяет все стороны их жизни, в т.ч. – материальную («Идеи правят миром»); марксистская философия исходит из принципа первичности общественного бытия по отношению к общественному сознанию, относя духовные явления к сфере надстройки общества.

Последний подход позволяет понять, что генетически духовная сторона бытия человека возникает на основе его практической деятельности как особая сторона отражения объективного мира, как средство ориентации в мире и взаимодействия с ним. Как и предметно-практическая, духовная деятельность следует в целом законам этого мира.

Вместе с тем создаваемый человеком идеально-духовный мир (понятий, образов, ценностей) обладает относительной самостоятельностью, развивается и по своим собственным законам. В результате он может очень высоко воспарить над материальной действительностью. Однако полностью оторваться от своей материальной основы дух не может, поскольку, в конечном счете, это означало бы потерю ориентации человека и общества в мире.

В то же время духовная жизнь общества находится в постоянном взаимодействии с другими сторонами общественной жизни. Ее структура весьма сложна и включает в себя следующие взаимодействующие компоненты:

духовные потребности людей – познавательные, нравственные, эстетические, религиозные и др.;

духовное производство – духовная деятельность в различных областях культуры, связанная с удовлетворением развивающихся духовных потребностей;

духовные ценности – научные идеи, художественные образы и т.д. как результат различных отраслей духовного производства и средство удовлетворения духовных потребностей;

духовное потребление – усвоение духовных ценностей общества через систему воспитания, образования, духовного саморазвития человека;

духовные отношения между людьми и большими социальными группами (познавательные, нравственные, эстетические, религиозные, отношения по обмену духовными ценностями и опытом);

социальные институты в сфере духовной культуры , которые осуществляют производство, распространение и хранение духовных ценностей (картинные галереи, музеи, научные учреждения, библиотеки, театры, институт СМИ и т.д.).

В результате функционирования всей духовной жизни формируется общественное сознание – общее массовое сознание духовного опыта людей данного общества, возникающее из их общественной практики.

Сознание как стержень духовной сферы можно дифференцировать по разным основаниям.

По своему носителю , субъекту, сознание делится на индивидуальное и общественное (сознание общества). Индивидуальное сознание – духовный мир каждого отдельного человека (чувства, знания, интересы), основу которого составляет индивидуальное самосознание и которое складывается на основе личного опыта, непосредственных условиях жизни человека, а также в результате общения с другими людьми, воспитания, образования. Индивидуальное сознание содержит все черты, присущие данному человеку, а также включает и то общее (знания, идеалы, оценки, стереотипы и т.д.), что свойственно тем социальным группам, народу в целом, к которым он принадлежит, и что приобретается им в процессе социализации.

В результате складывается общественное сознание, которое находит свое выражение во множестве индивидуальных сознаний, хотя и не равно их простой сумме.

Общественное сознание – относительно самостоятельная духовная реальность, оказывающая огромное влияние на каждого человека. Оно – своего рода надындивидуальный коллективный ум, который отражает действительность гораздо глубже и всестороннее, чем отдельные индивиды.

Общественное сознание представляет собой то общее, что возникает в сознании множества индивидов, потому что они живут в общих социальных условиях и в процессе коммуникации обмениваются идеями, мнениями, духовным опытом. Идеи отдельного человека могут стать фактом сознания общества, когда они обретают общественную значимость.

Таким образом, общественное и индивидуальное сознание находятся в диалектическом взаимодействии, оказывая взаимное влияние и дополняя друг друга.

Общественное сознание подразделяется на два уровня в зависимости от глубины отражения действительности и степени системности – обыденное и теоретическое.

Обыденное сознание – стихийный, бессистемный способ осознания людьми своего опыта повседневной жизни, который имеет практическую направленность, эмоционально окрашено и формируется под воздействием труда и быта.

Теоретическое сознание – системное, рационализированное отражение (объяснение) явлений действительности на уровне их глубинной сущности и закономерности, которое разрабатывается профессиональными учеными, социальными мыслителями.

Частичными аналогами обыденного и теоретического сознания являются общественная психология и идеология, которые не только отражают явления действительности, но и выражают оценочное отношение к ним. Доминирующим в из разграничении является не само по себе знание о действительности, а отношение к действительности, связанное с потребностями конкретных социальных субъектов (классов, наций, народов) и видами общественной деятельности.

Общественная психология – совокупность чувств, настроений, мыслей, привычек, традиций, возникающих на основе социальных групп и общества, в которые входят люди. В ее составе формируются: разнообразные интересы, ценностные ориентации, социальные установки, представления о будущем, о смысле жизни, счастье и т.д. В общественную психологию включается и коллективное бессознательное.

Общественная психология представляет собой форму так называемого массового сознания – широкой совокупности идей, чувств, представлений, иллюзий, которые вырабатываются в процессе общения людей между собой и отражают все стороны общественной жизни, доступные массам и способные вызвать их интерес. Массовое сознание получает выражение в различных видах массовой культуры и средствах массовой коммуникации. Массовая культура в основном усредненная, стандартизированная, развлекательная, ориентированная на потребительское сознание и сиюминутные запросы людей.

В целом общественная психология – это эмоционально-переживательное отношение людей к своему положению в обществе, выраженное в форме их умонастроений. Она может формироваться как стихийно, так и целенаправленно, манипулируя общественным мнением, чем пользуются некоторые идеологи.

Важной чертой теоретического сознания является идеология: теоретическое сознание, кроме нее, включает и естественнонаучные знания.

Идеология есть совокупность теоретически разработанных взглядов, в которых дается объяснение и оценка социальных явлений, событий, проблем с позиции интересов определенных социальных групп (классов, слоев, наций, политических партий и движений). С этих позиций идеология в теоретической форме выражает потребности общественного развития, предлагает способы решения назревших противоречий, выражает взгляды на смысл происходящего, обозначает идеалы общества и пути их достижения.

Идеологии различаются по своей роли в обществе и по своим формам. Особо значимы идеологии религиозная, политическая и правовая. Они создаются сознательно теоретически подготовленными и преданными представителями социальных групп, их идеологами. В то же время в идеологии могут отражаться также общечеловеческие интересы, интересы других слоев, что расширяет ее социальную базу, позволяя, в том числе, манипулировать общественным сознанием и создавать ложный образ реальности. Поэтому нужно различать понятия «идеология» и «наука».

Влияя на общественную психологию, идеология в то же время учитывает массовые умонастроения людей данного общества.

В рамках рассмотренных выше двух уровней общественного сознания выделяют также его формы: экономическое, политическое, правовое, моральное, религиозное, научное, философское и др. В современном обществе идет постоянное вызревание новых форм общественного сознания, например, экологическое, шоу-сознание… Формы общественного сознания различаются: по предмету, способу отражения действительности, по характеру ее оценки; по потребностям, которые они удовлетворяют, а также по той роли, которую они играют в жизни общества.

Предметом нашего дальнейшего рассмотрения будут такие формы общественного сознания, как наука, играющая ведущую роль в современном обществе, а также мораль, искусство и религия как важнейшие способы духовно-практического освоения мира человеком.