Плюрализм философского знания. Виды онтологических учений: дуализм, плюрализм (суть, представители)

- (от лат. pluralis - множественный) философская позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия (П. в онтологии), оснований и форм знания (П. в гносеологии). Термин «П. Большая советская энциклопедия

  • плюрализм - орф. плюрализм, -а Орфографический словарь Лопатина
  • плюрализм - Плюрализм, плюрализмы, плюрализма, плюрализмов, плюрализму, плюрализмам, плюрализм, плюрализмы, плюрализмом, плюрализмами, плюрализме, плюрализмах Грамматический словарь Зализняка
  • ПЛЮРАЛИЗМ - ПЛЮРАЛИЗМ (от лат. pluralis - множественный) - 1) философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Термин "плюрализм" введен Х. Вольфом (1712). Большой энциклопедический словарь
  • плюрализм - сущ., кол-во синонимов: 3 многообразие 9 триолизм 2 учение 42 Словарь синонимов русского языка
  • плюрализм - ПЛЮРАЛИЗМ -а; м. [от лат. pluralis - множественный] 1. Философское учение, отрицающее единство мира и утверждающее несколько или множество независимых начал бытия или оснований знания (ср. монизм, дуализм). Толковый словарь Кузнецова
  • ПЛЮРАЛИЗМ - (от лат. pluralis - множественный) в историко-филос. науке - отрицание единства и определяющей основы ист. процесса, базирующееся на признании множественности принципиально равнозначных (без их подразделения на определяющие и производные) факторов ист. Советская историческая энциклопедия
  • плюрализм - Плюрализма, мн. нет, м. [от лат. pluralis – многочисленный] (филос.). Философская система, считающая, что в основе мира и его явлений лежит несколько начал (в противоп. монизму). Большой словарь иностранных слов
  • плюрализм - (от лат. pluralis - множественный) - в политико-правовой теории понятие, означающее один из фундаментальных принципов устройства гражданского общества и правового государства... Большой юридический словарь
  • плюрализм - ПЛЮРАЛИЗМ, а, м. 1. Философское учение, согласно к-рому существует несколько (или множество) независимых духовных начал бытия (спец.). 2. Многообразие и свобода взглядов, идей, форм деятельности (книжн.). П. мнений. П. форм собственности. | прил. плюралистический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  • плюрализм - плюрализм м. 1. Философское учение, утверждающее, что в основе мира лежит множество самостоятельных, независимых духовных сущностей. || противоп. монизм... Толковый словарь Ефремовой
  • ПЛЮРАЛИЗМ - ПЛЮРАЛИЗМ (от лат. pluralis - множественный) - англ. pluralism; нем. Pluralismus. 1. Философская концепция (Г. Лейбниц, И. Гербарт) противоположная монизму, согласно к-рой все существующее состоит из множества духовных сущностей... Социологический словарь
  • ПЛЮРАЛИЗМ - ПЛЮРАЛИЗМ (от лат. pluralis – множественный) – философское направление, утверждающее, что мир состоит из многих принципиально различных, независимых и несводимых друг к другу субстанций, первоначал, первосущностей. Новая философская энциклопедия
  • плюрализм - -а, м. Философское учение, отрицающее единство мира и утверждающее, что в основе мира лежит множество самостоятельных, независимых начал и видов бытия. [От лат. pluralis - множественный] Малый академический словарь
  • плюрализм - ПЛЮРАЛ’ИЗМ, плюрализма, мн. нет, ·муж. (от ·лат. pluralis - многочисленный) (филос.). Идеалистическая философская система, считающая, что в основе мира и его явлений лежит несколько начал (·в·противоп. монизму). Толковый словарь Ушакова
  • Плюрализм - Философское учение, согласно которому существует множество независимых начал бытия или оснований знания. Термин был введен Х.Вольфом в 1712 г Краткий религиозный словарь
  • Виды онтологических учений: дуализм, плюрализм (суть, представители)

    Онтология - это учение о бытии как токовом, раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности, категории сущего. Онтология выделилась из учений о бытии природы как учение о самом бытии еще в раннегреческой философии.

    Философия, обобщая наблюдение и изучение мира, неизбежно останавливается перед проблемой: сколько существует глубинных основ (начал, первопричин, исходных принципов) самого мира? При решении этой проблемы возникают такие типы философии, как монизм, дуализм, плюрализм.

    Монизм - учение о всеединстве действительности, в основе которой - одно начало, одна субстанция (Божественная - пантеизм; сознание - психологизм, феноменализм; материя - материализм; наивный монизм: первовещество - вода (Фалес)). Монизм может быть материалистическим (единая основа, первопричина - материя), или идеалистическим (единая основа - дух, идея, чувства). Материалистический монизм: философия Ван Чуна, Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара, французских материалистов XVIII в., Людвига Фейербаха, марксизм, позитивизм.

    Идеалистический монизм выражен в философии Платона, Д. Юма, Г.В.Ф. Гегеля (наиболее последовательный сторонник), Вл. Соловьева, современного неотомизма, теизма.

    Дуализм - мировоззрение, которое видит в мире проявление двух противоположных друг другу начал (факторов), борьба между которыми создает все то, что есть в действительности. Это могут быть различные начала: Бог и Мир; Дух и Материя; Добро и Зло; Белое и Черное; Бог и Дьявол; Свет и Тьма; Инь и Ян; Мужское и Женское и т. д. Дуализм присущ многим философам и философским школам: Р. Декарту, Б. Спинозе, С. Кьеркегору, современным экзистенциалистам. Его можно обнаружить у Платона, Г.В.Ф. Гегеля, в марксизме («Труд» и «Капитал») и у многих других философов.

    Дуализм служит философской основой теории психофизического параллелизма.

    Учение Р. Декарта о двух независимых друг от друга субстанциях - протяженной и мыслящей. Картезианство делит мир на два рода субстанций - духовную и материальную.

    Материальная делима до бесконечности, а духовная неделима. Субстанция обладает атрибутами - мышлением и протяженностью, прочие производны от них. Впечатление, воображение, желание - модусы мышления, а фигура, положение - модусы протяженности. Духовная субстанция имеет в себе идеи, изначально ей присущие, а не приобретенные в опыте.

    Плюрализм - философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Термин «плюрализм» введен X. Вольфом.

    Само слово «плюрализм» применяется для описания разных областей духовной жизни. Плюрализмом называют право одновременного существования многих вариантов политических взглядов и партий в одном и том же обществе; правомерность существования разных и даже противоречивых друг другу мировоззрений, мировоззренческих подходов и т. п.

    Философская точка зрения плюрализма лежала в основе методологии Г. Лейбница, Отвергая представление о пространстве и времени как о самостоятельных началах бытия, существующих наряду с материей и независимо от нее, он рассматривал пространство как порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел, существующих вне друг друга, а время - как порядок сменяющих друг друга явлений или состояний.

    Смысл философского плюрализма XX века

    Человечество переживает затянувшийся кризис, в системе ʼʼприрода – человек – обществоʼʼ возникли нестандартные ситуации, которые требуют нестандартных решений, выходящих за рамки возможностей классической философии.

    Ключевые понятия˸

    Основные проблемы темы

    · проблема рационального постижения бытия;

    · антропологический ренессанс и проблема возрождения антропоцентризма;

    · проблема жестокости, насилия и человеконенавистничества как результат упадка нравственных ценностей;

    · проблема гуманизма˸ свобода, выбор, ответственность;

    · проблема человеческого понимания и коммуникации;

    · проблема смысла и значения философии в современном мире.

    Творческое задание

    Вопросы для обсуждения и самопроверки

    1. Какие причины обусловили пересмотр традиций и принципов классической философии?

    2. Какие новые проблемы выдвинула философская антропология ХХ века?

    1. "Мы всегда в ситуации. Я могу работать, чтобы изменить ее. Но существуют пограничные ситуации, которые всегда остаются тем, что они есть; я должен умереть, я должен страдать, я должен бороться, я подвержен случаю, я неизбежно становлюсь виновным. Пограничные ситуации наряду с удивлением и сомнением являются источником философии. Мы реагируем на пограничные ситуации маскировкой или отчаянием, сопровождающими восстановление нашего самобытия (самосознания)". Как Вы думаете, почему К.Ясперс считает пограничные ситуации началом философии.
    2. Что такое ʼʼпониманиеʼʼ в герменевтике, каково различие между процедурами понимания и объяснения?
    3. Социальный и антропологический смысл постмодернизма.
  • - Часть V. КОРЕЯ В XXI ВЕКЕ

    Предлагаемый читателю раздел является во многом эксперимен­тальным. Со времени издания «Курса лекций по истории Кореи» про­шло уже более 5 лет. Кроме того, в Курсе специально не описывались события корейской истории после 2000 г. Несмотря на то, что в сравне­нии с... .


  • - Тема 7. Россия и мир в XX веке.

    1. Началом первой революции в России стало: А. «Кровавое воскресенье»; Б. издание Манифеста 17 октября; В. Московское вооруженное восстание. 2. Автор Манифеста 17 октября 1905 г.: А. Витте С.Ю.; Б. Столыпин П.А.; В. Николай II. 3. Манифест 17 октября 1905 г. способствовал: А.... .


  • - ТЕМА 16. АВТОРИТАРНЫЙ РЕЖИМ В СССР В 50-60 ГГ. XX В. ПОПЫТКИ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ

    ПЛАН СЕМИНАРА 1. Политическое развитие страны в послевоенный период. Усиление бюрократизации партийно-государственного механизма. 2. Экономические реформы постсталинского периода, их не­последовательность и незавершенность. Библиографический список... .


  • - Сравнительно-историческое исследование в исторических теориях XVIII-XX вв.

    Мы условились, что нас интересует сравнительно-историческое исследование как метод построения метанарратива. По этой причине мы не будем возвращаться к историческим трудам эпохи Просвеще­ния, задача которых была дать нравоучительные примеры и посему «события и деяния»... .


  • - Русская монетная система в XVIII - начале XX в.

    Денежная реформа Петра I. Конец XVII в. характеризуется кризисным состоянием монетного дела и денежного обращения. Копейка, представлявшая практически единственный номинал денежной системы, стала к этому времени чрезвычайно легкой монетой (последний раз ее вес был понижен... .


  • -

    СССР проводил единую политику, подкрепленную монолитной идеологией и защищал свои интересы на мировой арене. Планы его расчленения вынашивали и враги и союзники. Стремясь сохранить рычаги управления, Б.Н. Ельцин предложил национальным окраинам брать власти столько,... .


  • - Российской империи в конце XIX - начале XX в.

    Реформы 60 - 70-х гг. XIX в. открыли для России возможность перехода от традиционного общества к индустриальному, капиталистическому, основанному на частной собственности, рыночной экономике, пар­ламентской демократии. Однако этот процесс проте­кал в огромной евроазиатской... .


  • Плюрализм - философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания (эпистемологический плюрализм) либо форм бытия (онтологический плюрализм).

    Единицей историко-философского процесса является философское учение. Философское учение - система определенных, логически связанных друг с другом воззрений. Формируются философские школы - совокупность философских учений, объединенных какими-либо базовыми идейными принципами. Совокупность различных модификаций одних и тех же принципов, развиваемых различными школами, принято называть течениями . Наиболее крупные образования в историко-философском процессе именуются философскими направлениями . Философское направление представляет собой совокупность философских течений (а, следовательно, учений и школ) которые при всем расхождении друг с другом, отстаивают некоторые общие положения (принципиально общие). Философские направления - материализм и идеализм, эмпиризм и рационализм, рационализм и иррационализм.

    В процессе исторического развития предмет философии исторически менялся в тесной связи с развитием общества, куль­туры, науки и самого философского знания. Причем очень редко философы считали результаты предшествовавшего философствования несомненными. Это доказывается тем, что почти каждая новая крупная философская система начинает заново определять предмет, задачи и сущность философии. Практически все великие мыслители стремились провести радикальную реформу философии и считали это существенно важной задачей. Если в платоновско-сократовском смысле философия - это вечный поиск Истины, Добра и Красоты, то Кант определял философию как науку об отношении всякого познания к существенным целям человеческого разума.

    Но большинство ученых едино в том, что в ряду мировоззренческих вопросов доминантным является вопрос об отношении мышления к природе , духовного к материальному. Ибо, какой бы вопрос мировоззрения не рассматривался, он, так или иначе, соприкасается с соотношением этих фундаментальных сущностей. Энгельс, подчеркивая доминантность мировоззренческой проблемы отношения «мышления к бытию», «сознания к материи», назвал это «великим» основным вопросом философии . Именно рассматривая отношение сознания к внешнему миру исторически, мыслители стремились понять, что является первичным, а что - вторичным. Те из них, которые исходили из того, что внешний мир, природа первичны, вечны, бесконечны, а дух, сознание вторичны, назывались материалистами . Философы, придерживавшиеся противоположных взглядов, назывались идеалистами . В истории философии были попытки дать компромиссное, дуалистическое решение вопроса о соотношении духовного и материального. Дуалисты считали сознание и материю независимыми друг от друга, равноправными началами всего существующего.

    Плюрализм - философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания (эпистемологический плюрализм) либо форм бытия (онтологический плюрализм).

    Единицей историко-философского процесса является философское учение. Философское учение - система определенных, логически связанных друг с другом воззрений. Формируются философские школы - совокупность философских учений, объединенных какими-либо базовыми идейными принципами. Совокупность различных модификаций одних и тех же принципов, развиваемых различными школами, принято называть течениями . Наиболее крупные образования в историко-философском процессе именуются философскими направлениями . Философское направление представляет собой совокупность философских течений (а, следовательно, учений и школ) которые при всем расхождении друг с другом, отстаивают некоторые общие положения (принципиально общие). Философские направления - материализм и идеализм, эмпиризм и рационализм, рационализм и иррационализм.

    В процессе исторического развития предмет философии исторически менялся в тесной связи с развитием общества, куль­туры, науки и самого философского знания. Причем очень редко философы считали результаты предшествовавшего философствования несомненными. Это доказывается тем, что почти каждая новая крупная философская система начинает заново определять предмет, задачи и сущность философии. Практически все великие мыслители стремились провести радикальную реформу философии и считали это существенно важной задачей. Если в платоновско-сократовском смысле философия - это вечный поиск Истины, Добра и Красоты, то Кант определял философию как науку об отношении всякого познания к существенным целям человеческого разума.

    Но большинство ученых едино в том, что в ряду мировоззренческих вопросов доминантным является вопрос об отношении мышления к природе , духовного к материальному. Ибо, какой бы вопрос мировоззрения не рассматривался, он, так или иначе, соприкасается с соотношением этих фундаментальных сущностей. Энгельс, подчеркивая доминантность мировоззренческой проблемы отношения «мышления к бытию», «сознания к материи», назвал это «великим» основным вопросом философии . Именно рассматривая отношение сознания к внешнему миру исторически, мыслители стремились понять, что является первичным, а что - вторичным. Те из них, которые исходили из того, что внешний мир, природа первичны, вечны, бесконечны, а дух, сознание вторичны, назывались материалистами . Философы, придерживавшиеся противоположных взглядов, назывались идеалистами . В истории философии были попытки дать компромиссное, дуалистическое решение вопроса о соотношении духовного и материального. Дуалисты считали сознание и материю независимыми друг от друга, равноправными началами всего существующего.

    5. Понятие метода в философии. Диалектика и ее альтернативы.

    Метод - это оптимальный, проверенный опытом, наиболее эффективный путь познания. Без метода что-либо познавать, исследовать невозможно.

    Каждая наука, опираясь на собственный опыт, разрабатывает, совершенствует систему общих правил и принципов познания. Это могут быть и технологические приемы организации наблюдений (астрономия, геология ), и способы осуществления эксперимента (физика, химия ), математической обработки данных (социология) , отыскания и оценки документов, свидетельств, первоисточников (история, источник поведения, литературоведение) и т.п.

    Особо обстоит дело с философскими методами . Их отличительная черта состоит в том, что они универсальны, т.е. имеют всеобщий характер. Да и само философское знание, взятое в целом, выполняет регулятивную методологическую роль по отношению ко всем сферам познавательной и практической деятельности человека.

    В истории философии известны два противоположных метода познания: диалектический и метафизический.

    Первый - метафизический метод познания – вырывает рассматриваемые предметы и явления из всеобщей связи и рассматривает их изменения с позиций плоского эволюционизма как накопление или уменьшение каких-либо признаков, качеств или свойств. Возникновение и существование диалектики и метафизики отражает объективный процесс развития человеческого мышления. Второй, основанный на диалектике, рассматривает явления в их изменчивости, движении, развитии

    Высший уровень философской методологии - диалектика . Диалектика помогает человеку смотреть на мир (в том числе и на мир духовный) как на вечное развитие и становление, а корень развития искать во внутренних противоречиях предмета. Диалектическая логика есть логика динамичных, текучих понятий, переходящих друг в друга: количество переходит в качество, случайность - в необходимость и т.д.

    На базе диалектики философией Нового времени открыты и разработаны такие важнейшие методы (принципы) научно-теоретического знания, как:

    Совпадение логики развития познания с объективной логикой действительного мира (единство логического и исторического);

    Движение от исходной абстракции ко все более полному, всестороннему знанию (восхождение об абстрактного к конкретному) и др.

    Объективная диалектика - развитие реального мира; противоречивое взаимодействие вещей, явлений, процессов подчиняющаяся универсальным законам действующим в природе и обществе. Причину развития она усматривает в противоречиях, которые присущи всем без исключения предметам, явлениями и процессам действительности. Для диалектиков "Мир соткан из противоречий". Видным представителем диалектической философии был древнегреческий философ Гераклит, немецкий философ первой половины 19-го столетия Гегель. Диалектической философией является марксизм. Диалектика находит свое применения в различных философских школах и типах мировоззрения, в том числе и в мировоззрении религиозном

    Субъективная - диалектическое мышление (отражение диалектического движения действительного мира) и теория диалектики, т.е. учение о всеобщих законах развития.

    Итак, диалектика - это учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия. В центре ее внимания всегда была проблема развития.

    Противоположность диалектики - метафизика, мыслящая мир как завершенное состояние, не способное к саморазвитию.

    Сущность метафизики как метода мышления - односторонность, абсолютизация какой-то одной стороны живого процесса познания или любого элемента целого. Примерно до сер.19в. преобладающим методом в философии и науке была главным образом старая метафизика, которая имела дело преимущественно с предметами и их мысленными отражениями как с чем-то законченным и неизменным.

    Гегель называет метафизикой метод, теорию, в которой процесс развития рассматривается только количественно, и, таким образом, сам процесс развития представляет мир в устойчивом состоянии.