Космодром находится в. Самый известный космодром России: описание, история и фото

Интерес к освоению космоса сегодня растет не только у общества, но и у крупных государств и организаций. Россия не выбивается из общей тенденции - 27 апреля 2016 года вводятся в эксплуатацию первые комплексы нового космодрома Восточный. (UPD: 28 апреля 2016 года в то же время, запуск перенесен на сутки из-за технических причин) Его стоимость, по данным ТАСС, в фазе полной готовности достигнет 300–400 миллиардов рублей. Но для чего нужен столь дорогостоящий объект, и что сможет он дать России и всему миру? Сегодня мы разберемся в основах космодромостроения.

В космических полетах, как и в физике вообще, большую роль играют точные цифры: именно они определяют, как и что будет функционировать. Однако когда звезды и регулируются самостоятельно, космонавтика всецело зависит от человека. Выверенность действий и надежность конструкций космических аппаратов и вспомогательных средств значат не меньше, чем понимание физических законов. Особенно это касается космодрома, стартовой точки любого космического запуска - после возведения его нельзя изменить в корне, а тем более переместить.

Что же собой представляет космодром Восточный? Мы собрали основные его параметры:

Координаты Восточного

Космодром расположен по 51° 49′ 0″ северной широты, 128° 15′ 0″ восточной долготы. Наверняка вы обратили внимание на точность координат до минут - целые цифры позволяют ускорить расчеты траекторий ракет. Вместе с тем отклонение космодрома от экватора очень большое. Это очень важный параметр для космонавтики, влияние которого на Восточный мы рассмотрим дальше.

Общая площадь космодрома

Космодром занимает около 700 квадратных километров, вся территория - 1035 км 2 .Сюда входят не только «рабочие» постройки Восточного, но и инфраструктура, жилые помещения для рабочих, склады и т.д.
Панорамы космодрома

Пусковые комплексы

Космодром оборудован стартовыми столами сразу для двух типов космических устройств: ракет-носителей среднего класса «Союз-2» и тяжелых ракет «Ангара». Именно ракета «Союз» торжественно откроет космодром; пусковой стол для «Ангары» будет возведен позже. К слову, последние способны выводить на околоземную орбиту пилотируемые космические аппараты, превращая тем самым Восточный в новый центр космонавтики.

Вторичные постройки

Как и все другие космодромы, Восточный должен быть оборудован всем для сборки и заправки ракет. Поэтому вместе со стартовыми установками строятся заводы для производства азота, кислорода и водорода, ангары для монтажа и тестирования космических аппаратов, комплексы подготовки и размещения космонавтов, а также очистные и водозаборные установки.

Управление

Настоящее сердце космодрома - это не стартовые столы и космические аппараты, а командный центр и комплекс измерительных средств. 67 километров кабеля позволяют дистанционно управлять всеми этапами подготовки и запуском ракеты - но это далеко не единственная функция центра. Он содержит наборы радиолокаторов, устройств связи и обсервационных устройств для того, чтобы отслеживать и управлять запущенной ракетой, а также помогать другим космодромам выполнять их задачи.

Инфраструктура

Космодром - это не только важный научный и коммерческий объект, но и социальный центр. Всем работникам Восточного, от космонавтов до разнорабочих, нужно где-то жить, питаться, развлекаться и поддерживать свое тело в здоровом состоянии. Нужны магазины, больницы, спортзалы, жилые дома, кинотеатры и еще больше людей, которые будут работать в сфере обслуживания. Это требует постройки целого города - поселок Углегорск рядом с космодромом, будет расширен и усовершенствован с расчёта на проживание 12 тысяч человек. В 2015 году город переименовали в Циолковский - в честь Константина Циолковского, основоположника советского ракетостроения.

Кроме постройки города для персонала, космодрому нужны транспортные каналы - только самолеты и железная дорога могут доставлять компоненты космических аппаратов и ракетное топливо к месту запуска. До постройки Восточного Циолковский был отдален от Транссибирской магистрали на 5 километров, но теперь проложат отдельную ветку и вдобавок соорудят большой аэродром.

Плюсы и минусы космодрома

Те, кто уже давно интересуются космонавтикой, знают одно из базовых правил - для максимальной эффективности ракеты надо запускать как можно ближе к экватору и в сторону направления вращения . Используя собственное движение планеты, можно сэкономить топливо и вывести на орбиту массу позначительней - экваториальный «бонус» составляет около 1600 километров в час, что достаточно-таки серьезно. Перемещение места пуска на север или юг от экватора уменьшает ускорение от Земли, а на полюсе его совсем нет.

Как уже было сказано, космодром Восточный находится далеко на север от экватора, что усложняет запуск ракет оттуда. Что же заставило государство строить космодром в таком месте? Чтобы дать ответ на этот вопрос, стоит узнать немного больше об истории космонавтики, в отдельности русской.

Немного предыстории

Хотя теоретически ракеты надо запускать на экваторе и против вектора вращения Земли, в реальности этому есть одно серьезное препятствие - имя ему политика. С тех пор как у сверхдержав появились межконтинентальные ракеты и радары для отслеживания ракет противника, космонавтам приходится оглядываться на геополитический аспект дела. Так, в СССР не могли запускать космические ракеты с Дальнего Востока - они летели бы на восток, в сторону США, что могло поднять немалую шумиху. Времена Холодной войны уже прошли, однако политика до сих пор вставляет палки в колеса освоения космоса. По сегодняшний день Израилю из-за напряженных отношений с соседями ракеты приходится запускать вообще «наоборот», не используя, а преодолевая вращение планеты.

Кроме того, ракета оставляет свой отпечаток на - отработанные ступени и обтекатели не только засоряют орбиту, но и падают на Землю по траектории движения ракеты. Соответственно, при строительстве космодрома нужно заранее рассчитать, куда будет падать массивный и взрывоопасный мусор. Американцам тут особенно повезло - их знаменитый мыс Канаверал находится на юге, да и на востоке от него лежит океан, куда можно безопасно «ронять» куски ракет.

Но вернемся к России. Из-за вышеперечисленных проблем главным советским космодромом стал Плесецк - хотя его широта составляет 63°, что еще севернее возводящегося ныне Восточного, он находится в западной стороне России. Это решило сразу целый ряд проблем: можно было не только совершить вывод ракеты на орбиту над необитаемой территорией России, но и приземлять ее части там, где можно их собрать - в частности на полигоне Кура, что на Камчатке.

Но из-за северного расположения Плесецка с него лучше всего отправлять аппараты на полярную орбиту Земли или же совершать суборбитальные запуски. Вывод ракеты на геостационарную орбиту, которая находится на большой высоте, а тем более дальние полеты требуют более южного размещения космодрома. Поэтому со временем был сооружен космодром в Байконуре, на территории современного Казахстана. Хотя в советские времена он уступал первенство по запуску Плесецку, с ростом коммерческой популярности геостационарных спутников главным космодромом российских аппаратов стал именно он.

Однако и Байконур заимел свои негативные стороны. Отправлять ракеты строго параллельно экватору с него было невозможно с самого начала - части ракет-носителей падали бы на Китай. Имеют место и климатические трудности - хотя на юге стоит преимущественно солнечная и безоблачная погода, необходимая для первого этапа наблюдения за запущенной ракетой, сильные ветры усложняют установку ракет, особенно массивных. А в современный период стала опять мешать политика - власти Казахстана уже не раз давали запрет на старт космических аппаратов перед самым запуском. Все эти факторы стали причинами для постройки нового космодрома.

Преимущества и недостатки Восточного

Итак, в современный период уже не приходится бояться, что США спутает обычную ракету с ядерной - поэтому можно использовать преимущества Дальнего Востока России. Кроме целого Тихого Океана и необитаемых просторов тайги для приземления отработанных ступеней ракет, строителей подкупает благосклонный к космонавтике климат. На местности, где располагается космодром Восточный, солнечная погода царит больше 84% всего года, а дождь и снег редки. Также новый космодром будут меньше беспокоить сильные ветры - тут они бывают только во второй половине весны.

Однако есть и свои недостатки. Кроме отдаления от экватора, которое уменьшит итоговую полезную нагрузку ракет, создает свои трудности новое расположение космодрома. Некоторые минусы скрываются даже в преимуществах. Например, при отклонении ракеты от курса или при запуске на полярную орбиту, обломки и ступени будут падать в леса, что не принесет моментального ущерба населению и инфраструктуре региона. Но это легко может вызвать таежные . Они и так доставляют немало неприятностей на востоке - а разогнанный взрывом ракетного топлива, лесной пожар может стать настоящей катастрофой.

Еще одним минусом космодрома Восточный является его отдаление от центров производства ракет и космических аппаратов России. Конечно, строятся аэродромы и железнодорожные ветки - но это увеличивает как стоимость самого космодрома, так и издержки на транспортировку. Отдельные детали придется везти больше 5 тысяч километров! Что правда, это решается реструктуризацией производства - так, сборку новых ракет «Ангара» специально для Восточного перенесут в Омск.

Будущее космодрома Восточный

Главные модули космодрома уже построены, и на данный момент ведется подготовка к первому запуску. К 2020 году планируют достроить всю оставшуюся инфраструктуру, а также ввести в строй стартовый стол для ракет «Ангара». Все направлено на то, чтобы показать серьезность проекта космодрома - так, во время первого запуска ракета выведет на орбиту сразу три спутника.

Макеты ракет семейства «Ангара»

Будет ли космодром Восточный успешен, и сможет ли он заменить полностью Байконур? Насчет последнего можно уверенно сказать нет - ряд проектов в которых участвует Роскосмос, вроде , привязаны к Байконуру, да и сверхмассивные грузы отправлять в космос пока можно только с Казахстана. Однако ракеты «Ангара» еще не успели показать себя в деле, а аренда Байконура длится аж до 2050 года - за этот срок может многое измениться.

Единственное, что заставляет волноваться - это история космодрома Свободный. Он находится совсем рядом с Восточным, и его также строили с оглядкой на замещение Байконура. Но с 1997 года с него запустили только 5 ракет, а в 2007 он вовсе перестал функционировать. Повторит ли Восточный судьбу предшественника? Время покажет.

Космодром -место, где находится комплекс сооружений для запуска космических аппаратов в космическое пространство. Космодромы располагают в точках, удаленных от мест заселения, чтобы отделяющиеся в полете части кораблей не навредили людям или строениям.

1. Байконур (Россия, Казахстан)

Старейшим и крупнейшим и поныне является «Байконур», открытый в степях Казахстана в 1957 году. Его площадь составляет 6717 кв.км. В лучшие – 60-е годы – на нем производилось до 40 запусков в год. И действовало 11 пусковых комплексов. За весь период существования космодрома с него было произведено более 1300 пусков.
По этому параметру «Байконур» лидирует в мире и поныне. Ежегодно здесь запускаются в космос в среднем два десятка ракет. Юридически космодром со всей его инфраструктурой и громадной территорией принадлежит Казахстану. А Россия арендует его за $115 млн. в год. Договор на аренду должен закончиться в 2050 году.
Однако еще раньше большинство российских запусков должно быть перенесено на ныне строящийся в Амурской области космодром «Восточный».

2. База ВВС США на мысе Канаверал (США)

Существует в штате Флорида с 1949 года. Первоначально на базе проходили испытания военных самолетов, а позже - запуски баллистических ракет. Как полигон для космических запусков используется с 1957 года. Не прекращая военных испытаний, в 1957 году часть стартовых площадок предоставили в распоряжение NASA.
Здесь стартовали первые американские спутники, отсюда уходили в полет первые американские астронавты - Алан Шепард и Вирджил Гриссом (суборбитальные полеты по баллистической траектории) и Джон Гленн (орбитальный полет). После чего программа пилотируемых полетов переместилась на вновь отстроенный Космический центр, которому в 1963 году после гибели президента присвоили имя Кеннеди.
С этого момента база стала использоваться для запуска беспилотных кораблей, которые доставляли космонавтам на орбиту необходимые грузы, а также отправляли автоматические исследовательские станции на другие планеты и за пределы Солнечной системы.

Также с мыса Канаверел запускали и запускают спутники - как гражданские, так и военные. В связи с многообразием решаемых на базе задач, здесь было построено 28 стартовых площадок. В настоящее время действующими являются 4. Еще две поддерживаются в рабочем состоянии в ожидании начала производства современных челноков Boeing X-37, которые должны «отправить на пенсию» ракеты «Дельта», «Атлас» и «Титан»

3. Космический Центр им. Кеннеди (США)

Был создан во Флориде в 1962 году. Площадь – 557 кв.км. Количество сотрудников – 14 тыс. человек. Комплексом безраздельно владеет NASA. Именно отсюда стартовали все пилотируемые корабли, начиная с полета в мае 1962 года четвертого астронавта Скотта Карпентера. Здесь была реализована программа «Аполлон», увенчавшаяся высадкой на Луне. Отсюда улетали и сюда же возвращались все американские корабли многоразового действия – челноки.

Сейчас все пусковые площадки находятся в режиме ожидания новой техники. Последний пуск состоялся в 2011 году. Однако Центр продолжает напряженно работать и по управлению полетом МКС, и над разработкой новых космических программ.

4. Куру (Франция, Европейское космическое агентство)

Находится в Гвиане – заморском департаменте Франции, расположенном на северо-востоке Южной Америки. Площадь – около 1200 кв.км. Космодром Куру был открыт Французским космическим агентством в 1968 году. За счет небольшого удаления от экватора отсюда можно запускать космические корабли со значительной экономией топлива, поскольку ракету «подталкивает» большая линейная скорость вращения Земли вблизи нулевой параллели.

В 1975 году французы пригласили Европейское космическое агентство (ESA) использовать Куру для реализации своих программ. В результате сейчас на содержание и развитие космодрома Франция отпускает 1/3 часть необходимых средств, все остальное лежит на ESA. При этом ESA является собственником трех из четырех пусковых установок.

Отсюда в космос уходят европейские узлы МКС и спутники. Из ракет здесь преобладает производящаяся в Тулузе евроракета «Ариан». Всего было произведено более 60 пусков. В то же время пять раз с космодрома стартовали наши «Союзы» с коммерческими спутниками.

5. Цзюцюань (Китай)

КНР владеет четырьмя космодромами. Два из них решают только военные задачи, производя испытания баллистических ракет, запуск спутников-шпионов, испытания техники перехвата иностранных космических объектов. Два имеют двойное назначение, обеспечивая не только реализацию милитаристских программ, но и мирное освоение космического пространства.

Крупнейший и старейший из них – космодром Цзюцюань. Действует с 1958 года. Занимает площадь в 2800 кв.км.

Первое время на нем советские специалисты обучали китайских «братьев навек» премудростям военно-космического «ремесла». В 1960 году отсюда была запущена первая ракета ближнего действия - советская. Вскоре удачно стартовала ракета китайского производства, в создании которой также участвовали советские специалисты. После того, как произошел разрыв дружеских отношений между странами, деятельность космодрома застопорилась

Лишь в 1970 году с космодрома был успешно запущен первый китайский спутник. Через 10 лет стартовала первая межконтинентальная баллистическая ракета. А в конце столетия отправился в космос первый спускаемый космический корабль без пилота. В 2003 году на орбите оказался первый тайквонавт.

Сейчас на космодроме действуют 4 из 7 стартовых площадок. 2 из них отведены исключительно для нужд министерства обороны. Ежегодно с космодрома Цзюцюань стартует 5-6 ракет.

6. Космический центр Танэгасима (Япония)

Основан в 1969 году. Управляется Японским агентством аэрокосмических исследований. Расположен на юго-восточном побережье острова Танэгасима, на юге префектуры Кагосима.

Первый примитивный спутник был выведен на орбиту в 1970 году. С тех пор Япония, владея мощной технологической базой в области электроники, сильно преуспела в деле создания как эффективных орбитальных спутников, так и гелеоцентрических исследовательских станций.
На космодроме две пусковые площадки отведены под запуски суборбитальных геофизических аппаратов, две обслуживают тяжелые ракеты H-IIA и H-IIB. Именно эти ракеты доставляют на МКС научное оборудование и необходимое снаряжение. Ежегодно производится до 5 пусков.

7. Морской старт «Одиссей» (Международный)

Этот уникальный плавучий космодром, базирующийся на океанской платформе, был введен в действие в 1999 году. За счет того, что платформа базируется на нулевой параллели, запуски с нее наиболее выгодны энергетически за счет использования максимальной линейной скорости Земли на экваторе. Деятельность «Одиссея» контролирует консорциум, в который вошли Boeing, РКК «Энергия», украинское КБ «Южное», украинское ПО «Южмаш», производящий ракеты «Зенит», и норвежская судостроительная компания Aker Kværner.

«Одиссей» состоит из двух морских судов – платформы с пусковой установкой и судна, играющего роль центра управления полетами.
Стартовая площадка прежде была японской нефтедобывающей платформой, которую отремонтировали и переоборудовали. Ее размеры: длина - 133 м, ширина - 67 м, высота - 60 м, водоизмещение - 46 тыс. тонн.
Ракеты «Зенит», которые используются для запуска коммерческих спутников, относятся к среднему классу. Они способны выводить на орбиту более 6 тонн полезного груза.

За время существования плавучего космодрома на нем произведено около 40 пусков.

Космодромом называют ту территорию, на которой находятся сооружения, предназначенные для запуска в космос аппаратов. Эти объекты занимают немалую площадь и их стараются расположить на максимальном удалении от жилищ.

Но самое главное требование к космодромам - близость к экватору. Ведь благодаря такому расположению носитель может использовать энергию вращения Земли, что помогает сэкономить топливо.

Только вот на экваторе не так много развитых государств, что послужило причиной появления космодромов мобильного и морского базирования. Всего в мире около тридцати космодромов, но активно из них используются немногие. О самых крупных космодромах человечества, действующих сегодня, и пойдет речь.

Байконур, Казахстан. Этот космодром является самым крупным и самым активно используемым в мире. Несмотря на то, что с ним связана основная история российской космонавтики, расположен он в Казахстане. Космодром был официально основан 2 июня 1955 года. Тогда комиссия искала малонаселенный регион, чьи земли не используются в сельском хозяйстве. Советские власти решили создать полигон для испытания ракет, которые смогли бы доставлять на большие расстояния ядерные заряды. Первая ракета, Р-7 была запущена с Байконура 15 мая 1957 года. Именно она с этого космодрома смогла 4 октября 1957 года вывести на орбиту планеты первый искусственный спутник, ознаменовав начало космической эры. С Байконуром связана и одна из самых больших аварий в истории космических запусков - при испытании ракеты Р-16 произошел пожар, который унес жизни 76 человек. А 12 апреля 1961 года с Байконура отправился в космос первый человек, Юрий Гагарин. С тех пор с космодрома было осуществлено более полутора тысяч запусков космических кораблей, а также испытаны баллистические ракеты. В 1994 году объект вместе с прилегающим к нему городом был передан в аренду России. Казахстан ежегодно будет получать 115 миллионов долларов до 2050 года. Запуски ракет на Байконуре осуществлялись с 16 разных пусковых установок.

Мыс Канаверал, США. Этот мыс в 1964-1973 году назывался именем Кеннеди. Располагается это место на атлантическом побережье Флориды. На мысе находится объект ВВС США, который по сути эксплуатируется НАСА. Интересно, что на соседнем острове располагается космический центр имени Кеннеди, с которого также осуществляются запуски аппаратов. В итоге «Мыс Канаверал» объединяет в себе сразу два стартовых комплекса. Этот объект получил уникальный телефонный код 321, в честь своего вклада в освоение космоса. Ведь эти цифры знаменуют обратный отсчет. Военная база с 1949 года стала использоваться для испытания ракет, позволяя запускать их через всю Атлантику. Отсюда же с 1956 года американцы стали осуществлять ранние суборбитальные запуски ракет. А запуск искусственного спутника вслед за СССР в декабре 1957 года провалился. В 1958 году было основано НАСА, для которого и осуществлялись запуски с Мыса Канаверал. Здесь также создано немало площадок для ракет. 13 сентября 1961 году с этого космодрома американцы смогли осуществить первый орбитальный полет, а в феврале 1962 года в космос поднялся и первый гражданин США. В 2012 году с Мыса Канаверал было осуществлено 10 запусков космических аппаратов.

Куру, Французская Гвиана. Этот космодром располагается на северо-востоке Южной Америки, на побережье Атлантики. В 1964 году правительство Франции решило включиться в космическую программу и из 14 конкурентов выбрало именно Куру. Строительство началось в 1965 году, а первый запуск ракеты отсюда осуществился 9 апреля 1968 года. В 1975 году с образованием Европейского космического агентство было решено сделать Куру основным местом для запуска космических программ. Европа модернизировала космодром под свою программу «Ариан». А в 2003 году договор с французами подписала и Россия, что позволило осуществлять запуск с Куру и российских ракет. В октябре 2011 года с французского космодрома поднялся в небо первый «Союз». Преимущества Куру состоит в том, что отсюда всего 500 километров до экватора, что позволяет сэкономить топливо. Месторасположение космодрома таково, что он позволяет осуществлять все возможные миссии. Высокий уровень эффективности, надежность и безопасность привлекает к Куру клиентов из других стран. И отсюда в 2012 году было осуществлено 10 запусков ракет.

Сичан, Китай. В 1970-е годы в космическую гонку включился и Китай. Согласно планам Мао Цзэдуна уже в 1973 году на орбите должен был появиться астронавт из этой страны. Специально для реализации этого проекта в провинции Сычуань неподалеку от города Сичан началось возведение космодрома. Строили его в режиме строжайшей секретности, а место было выбрано не только из-за близости к экватору, но и максимально удаленно от границы с Советским Союзом. Но в ходе Культурной революции ведущие ученые были репрессированы, а финансирование свернулось. Проект был закрыт и перезапущен только в 1984 году. Тогда тут и состоялись первые запуски, а в 1988 году на Сичан допустили и иностранных специалистов. С 1990 года космодром предлагает свои услуги другим странам, коммерческие запуски осуществляются с помощью национальной ракеты-носителя CZ-3. Космодром имеет два стартовых комплекса на расстоянии в километр друг от друга. Космодром может теоретически производить около 10-12 запусков каждый год. Интересно, что при запусках население ближайших поселений эвакуируется. А ракета-носитель в случае нестандартных ситуаций подрывается так, чтобы ее обломки упали в малонаселенных районах.

Тайюань, Китай. Космодром начал запуски ракет еще с 1966 года, но тогда речь шла о военных баллистических носителях. Только в 1988 году здесь состоялся первый запуск космического аппарата. Космодром ранее звался Учжай и находится он гораздо севернее Сичана, рядом с городом Тайюань. Он был построен еще 2500 лет назад и являлся родиной многих императоров Китая. Так прошлое соединилось с будущим, о чем непременно рассказывают туристам. Площадь космодрома составляет 375 квадратных километра, а его пусковые площадки находятся на высоте в 1500 метров над уровнем моря. На объекте помимо самих установок для запуска ракет есть еще и башня технического обслуживания и два хранилища жидкого топлива. Основные запуски спутников отсюда - метеорологические, разведывательные и дистанционного зондирования. В 2012 году отсюда было осуществлено 5 запусков космических аппаратов.

Цзюцюань, Китай. Это первый для Китая космодром и до 1984 года он вообще был единственным. Цзюцюань еще называют китайским Байконуром, в том числе и из-за размеров - 2800 квадратных километров. Первоначально в пустыне Гоби был построен полигон Шуанчензы. А первый запуск в космос отсюда был осуществлен в 1970 году - в небо поднялся китайский спутник «Дунфанхун-1». А в октябре 2003 года с этого космодрома стартовал первый китайский космонавт (тайконавт). Так Китай стал третьей в истории страной с пилотируемой космонавтикой. А в 2005 году состоялся и второй пилотируемый полет - два тайконавта совершили 30 витков вокруг Земли. Всего же с 1970 по 1996 год отсюда было осуществлено 26 запусков. В 1990-е Китай стал предлагать другим странам возможность коммерческого использования космодромов, но Цзюцюань не пользовался особым спросом из-за географического положения. Тогда и было решено сделать этот центр главной базой для реализации национального проекта пилотируемых кораблей. Специально для этого был создан современный комплект управления, равного которому в мире попросту нет.

Плесецк, Россия. Самый главный космодром на территории России находится на 180 километров южнее Архангельска. Это самый северный объект такого рода с большой историей. С 1970-х и до 1990-х именно Плесецк являлся лидером по числу запусков космических ракет, с 1957 по 1993 год их было осуществлено 1372 году, что в полтора раза больше Байконура. История космодрома началась 11 января 1957 года, когда Совет Министров принял решение создать военный объект «Ангара». Тут должно было разместиться первое в СССР военное соединение с баллистическими ракетами. Место было выбрано с учетом досягаемости территории предполагаемого противника и чтобы можно было делать тестовые запуски в район Камчатки. Но летом 1963 года было принято преобразовать военный объект в испытательный. Полигон стал развиваться по двум направлениям: ракетному и космическому. Первый же старт космического корабля состоялся тут в 1966 году. С 1968 голу Плесецк приступил к выполнению международных космических программ. Уже в 1972 году отсюда в космос был отправлен французский аппарат МАС-1. С созданием в России военно-космических сил в 1992 году именно Плесецк стал Первым государственным космодромом. В настоящее время на космодроме есть стартовые площадки для всех современных отечественных носителей легкого и среднего класса, создается стартовый комплекс и для новейших ракет-носителей, в том числе и тяжелых.

Морской старт. Вполне очевидно, что если нет возможности запускать ракеты с территории экваториальных государств, то следует приспособить для этих целей морской плавучий космодром. Именно таким и является Морской старт. Такой способ использовался в 1964-1988 годах на морской неподвижной платформе «Сан-Марко» в кенийских экваториальных водах. Однако полезная нагрузка при запусках оттуда составляла всего 200 килограмм. После того, как стало известно, что мощная ракета-носитель оттуда не стартует, Россия, США и Украина в 1995 году создали международный консорциум «Морской старт». Стоимость проекта составила 3,5 миллиарда долларов. Однако в 2009 году компания заявила о своем банкротстве. А первый успешный коммерческий запуск состоялся в 1999 году. Всего же к 1 февраля 2013 году было осуществлено 35 запусков, из них неудачными стали три. Точкой старта является место в Тихом океане, неподалеку от острова Рождества и точно на экваторе. И хотя это место считается спокойным и удаленным от морских путей, несколько раз приходилось откладывать запуски из-за плохой погоды.

Шрихарикота, Индия. Этот космодром является частью Космического центра имени Сатиша Дхвана. Располагается он на острове Шрихарикота, что в Бенгальском заливе. Очевидное преимущество этого космодрома - близость к экватору. Космодром начал эксплуатироваться в 1980 году, хотя датой основания значится 1 октября 1970 года. Сегодня отсюда запускаются метеорологические спутники, и отрабатывается космическая техника. В среднем ежегодно Индия отсюда делает два запуска в год. На космодроме есть не только стартовые комплексы, но и станция слежения, стенды для испытания ракетных двигателей. Тут же построен завод по производству топлива для носителей. С космодрома Шрихарикота в 2008 году была запущена лунная миссия, а в 2013 году - межпланетная марсианская станция.

Ванденберг, США. Основным американским космодромом считают Канаверал. Однако эта база военно-воздушных сил, которую эксплуатирует НАСА, является важным местом в истории космонавтики. В 1957 году тренировочный центр пехоты был переданы ВВС, став центром для испытания космических и баллистических ракет. К 1968 году путем приобретения фермерских земель площадь космодрома была увеличена до современных 400 квадратных километров. В 1958 году с Ванденберга был осуществлен первый запуск баллистической ракеты, а уже на следующий год - запуск полярно-орбитального спутника. В 1972 году космодром выбран местом для запуска и посадки космических челноков «Шаттл» на западном побережье США. База была значительно доработана, однако, после крушения Челленджера в 1986 году программа челноков оказалась заморожена. Стартовый комплекс снова был переориентирован за запуск полярно-орбитальных спутников, в основном военного назначения. Также рядом с космодромом расположен Центр ракетного и космического наследия, который показывает, как развивалась база и ее технологии.

Исторически человечество всегда присматривались к небу и интересовалось различными небесными телами. Существуют легенды о том, что якобы первые люди побывали в космосе еще в древние времена, однако документально это ничем не подтверждено. Зато весь мир испытал удивление и радость, когда в 1961 году советский офицер Юрий Гагарин побывал в космосе и затем вернулся на Землю.

Первый пуск советского космического корабля произошел с секретного объекта под названием космодром Байконур. В этой статье мы с вами рассмотрим не только названную стартовую площадку, но и другие значимые места.

Первооткрыватель

«Научно-исследовательский испытательный полигон» - именно такое название носил проект, утверждённый Генштабом Министерства обороны СССР в 1955 году. Впоследствии это место стало называться космодром Байконур.

Данный объект расположен в Кызылординской области на территории Казахстана, неподалеку от поселка Торетам. Площадь его составляет около 6 717 кв. км. И уже много лет первый космодром мира считается одним из лидеров в своей отрасли по числу пусков. Так, например, в 2015 году с него было выведено на орбиту Земли 18 ракет. Названный полигон для осуществления космических стартов арендуется Россией у Казахстана до 2050 года. На эксплуатацию объекта тратится около 6 млрд российских рублей в год.

Уровень секретности

Все космодромы мира - звездные гавани, которые охраняются самым тщательным образом, и Байконур в этом плане - не исключение.

Так, строительство космического порта сопровождалось возведением ложного космодрома вблизи поселка Байконур. Такая тактика применялась и во время Второй мировой войны, когда военные строили ложные аэродромы с муляжами техники.

Непосредственно строительством космодрома занимались солдаты и офицеры стройбата. Если говорить кратко, то они совершили настоящий трудовой подвиг, поскольку смогли за два года возвести стартовую площадку.

Проблемы дня сегодняшнего

Сегодня для легендарного космодрома настали довольно тяжелые времена. Точкой отсчёта возникновения проблем можно считать 2009 год, когда его покинули военные, и объект перешёл полностью под юрисдикцию Роскосмоса. А все потому, что вместе с военными космодром потерял и довольно серьёзную сумму денег, которая ранее выделялась на обучение и испытания.

Конечно, пуск ракет со спутниками также приносит деньги, однако в наши дни это делается не так часто, как было раньше, когда ракеты взлетали практически каждую неделю. Тем не менее космодром все равно остается признанными мировым лидером в области космических стартов.

Российский гигант

Но все же, рассматривая космодромы мира, будет несправедливо не уделить внимание другим подобным объектам, один из которых расположен на территории Российской Федерации. Технические возможности и вложенные в его постройку и развитие деньги позволяют ему запускать и выводить на земную орбиту множество спутников и космических станций.

Космодром Плесецк - российская космическая гавань, расположенная в 180 километрах от Архангельска. Размеры объекта равняются 176 200 гектарам.

Космодром Плесецк по своей сути представляет особой достаточно сложный научно-технический комплекс, который предназначен как для выполнения военных задач, так и для использования в мирных целях.

В состав космодрома входит множество объектов:

  1. Комплексы для старта ракет-носителей.
  2. Технические комплексы (осуществляют подготовку ракет и прочих космических аппаратов).
  3. Станция заправочно-нейтрализационная многофункциональная. С ее помощью заправляют ракеты-носители, разгонные блоки.
  4. Почти 1500 зданий и сооружений.
  5. 237 объектов, обеспечивающих энергией весь космодром.

Дальневосточная площадка

Одним из новейших космодромов в России является Восточный, который расположился неподалеку от города Циолковского в Амурской области (Дальний Восток). Гавань используется исключительно в гражданских целях.

Возведение объекта началось ее в 2012 году и активно сопровождалось различными коррупционными скандалами и забастовками рабочих по причине невыплат зарплат.

Первый запуск с космодрома Восточный состоялся относительно недавно - 28 апреля 2016 года. Старт позволил вывести на орбиту три искусственных спутника. При этом на площадке в момент запуска носителей присутствовал лично Президент РФ Владимир Путин, а также вице-премьер России Дмитрий Рогозин и глава кремлевской администрации Сергей Иванов.

Следует отметить, что успешный запуск с космодрома Восточный был осуществлен лишь со второй попытки. Изначально планировалось ракету-носитель «Союз 2.1А» запустить 27 апреля, однако буквально за полторы минуты до старта автоматическая система отменила его. Руководство Роскосмоса данный инцидент объяснило аварийным сбоем в работе системы управления, в результате чего старт был перенесен на сутки.

Перечень основных космодромов планеты

Ныне существующие космодромы мира ранжируются по дате своего первого орбитального запуска (или его попытки), а также по количеству удачных и провальных запусков. Список их в настоящее время выглядит так:

Данная площадка для стартов впервые отправила ракету в космос 9 апреля 1968 года. Важно отметить, что космодром расположился буквально в пяти сотнях километров от экваториальной линии, что позволяет максимально эффективно запускать летательные аппараты на нашей Земли. Кроме того, географическое положение космического порта таково, что угол запуска всегда равен 102 градусам, а этот показатель значительно расширяет диапазон траекторий пусков объектов, применяемых для разнообразных задач.

Эффективность стартовой площадки настолько высока, что к ней было привлечено внимание множества корпоративных клиентов из многих стран мира: США, Канады, Японии, Бразилии, Индии, Азербайджана.

В 2015 году инвестировало свыше 1,6 млрд евро в модернизацию инфраструктуры космодрома. Также отдельного внимания заслуживает высокий уровень безопасности объекта. Космическая гавань расположена на территории, которая густо покрыта экваториальными лесами. При этом сам департамент слабо заселен. Помимо этого, отсутствует риск возникновения даже слабейших землетрясений или ураганов. Для обеспечения максимальной защиты от внешнего нападения на космодроме расположился 3-й полк Иностранного легиона (Франция).

Совместный проект

Стартовая платформа «Одиссей» является, по сути, огромным самоходным, полупогружаемым катамараном. Объект был построен в Норвегии на базе нефтедобывающей платформы. В состав описываемого мобильного космодрома входят:

  • стартовый стол;
  • установщик ракеты;
  • системы заправки горючим и окислителем;
  • система термостатирования;
  • система обеспечения азотом;
  • кабель-мачта.

Морская космическая пусковая установка обслуживается персоналом в количестве 68 человек. Для них построены жилые помещения, медицинский пункт и столовая.

Базируется платформа в порту Лонг-Бич, штат Калифорния (юго-запад США). В данное место своего постоянного дислоцирования промышленный гигант космической отрасли прибыл своим ходом, пройдя путь через Гибралтарский пролив, Суэцкий канал и Сингапур.

Заключение

Напоследок хотелось бы отметить, что все существующие сегодня космодромы мира позволяют человечеству активно развиваться и осваивать космос. С помощью площадок для выведения аппаратов на орбиту Земли осуществляется множество различных действий гражданского и военного направления.

April 12th, 2015

2 июня 1955 года проект строительства «Научно-исследовательского испытательного полигона № 5» (НИИП-5) был утвержден Генеральным штабом Министерства обороны СССР. Этот день считается днем рождения комплекса «Байконур» который включает в себя город и космодром.

Как возникло это название? Космодром так назвали по имени ближайшего города? Или новый построенный город назвали по имени космодрома?

Оказывается, в самом начале истории города и космодрома ни один и ни второй не назывались Байконуром …

Из воспоминаний В.А.Скробана: «Место, в котором я служил, закрытый город Ленинск, и космодром в его окрестностях в казахской пустыне Тюра-Там называли Байконуром неофициально, из соображений секретности. Мы знали, что на самом деле Байконур — это глухая деревушка севернее, в которой нет никакого космодрома. Надо было, чтобы враги Родины думали, что запуски ракет производятся там, чтобы отвлечь внимание от космодрома настоящего».

Представляете! У меня не укладывалось в голове, как это легендарное название оказалось «пустышкой»!» Если вы начнете искать на эту тему информацию, то не найдете абсолютно НИ-ЧЕ-ГО! И вот почему:

«12 февраля 1955 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР совместным постановлением утвердили создание Научно-исследовательского испытательного полигона. Этот полигон предназначался для проведения испытаний ракетной техники, способной как доставлять ядерные заряды на огромные расстояния (в частности до США), так и для исследования космического пространства, о чем человечество мечтало с давних времен. Расположение космодрома было выбрано не случайно. Удаленность от больших трасс и ж/д путей, удаленность от границы. С точки зрения климата этот район для стартов ракет благоприятен — более 300 солнечных дней в году, мало осадков, низкая влажность, короткая зима. Место для космодрома было выбрано из трех вариантов — Северокавказского, Дальневосточного и Казахстанского. Размещение космодрома южнее было нежелательным из-за расположения трасс и основных полей падения отработанных ступеней в Китае или густонаселенных районах Средней Азии. Территория космодрома и сопутствующих ему служб оказалась в излучине Сырдарьи, посередине между двумя райцентрами Кзыл-Ордынской области — Казалинском и Джусалами, около разъезда Тюра-Там. Естественно, что все У-2, пролетавшие над Казахстаном, включая самолет Пауэрса, тщательно фотографировали гигантское строительство реального объекта.

Для обеспечения секретности объекта было начато строительство мнимого космодрома. На северных отрогах хребта Алатау в Казахстане есть поселок Бойконыр или, по-русски, Байконур. В начале 50-х годов с большими трудностями туда завезли лесоматериалы и возвели из них макет стартовых устройств космодрома. Как это было во время войны, когда для отвлечения бомбардировочной авиации противника строили ложные аэродромы с фанерными муляжами самолетов. Ни дорог, ни источников водо- и электроснабжения там не было. То есть и прятать было нечего. Американские разведывательные самолеты Байконур вниманием не жаловали. Тем не менее, «космодром» на Байконуре охраняли вплоть до начала 70-х годов. Все сообщения в советской печати о запусках спутников местом запуска указывали Байконур. Постепенно это название стало ассоциироваться с настоящим космодромом. Хотя, «чтоб никто не догадался», этот настоящий космодром и район формирования полигона в первой половине 1955 года имел условное наименование «Тайга».

Строительные работы на полигоне были начаты во второй половине зимы 1955 года военными строителями под руководством Г. М. Шубникова. Поначалу военные строители жили в палатках, весной появились первые землянки на берегу Сырдарьи, а 5 мая было заложено первое капитальное (деревянное) здание жилого городка.

Официальной датой рождения города и полигона считается 2 июня 1955 года, когда директивой Генерального штаба Министерства Обороны СССР была утверждена организационно-штатная структура 5-го Научно-исследовательского испытательного полигона и создана войсковая часть 11284 - штаб полигона. Полигон и посёлок получили неофициальное название «Заря». В 1955 году совместным решением Министерства Связи и Министерства Обороны СССР был установлен условный почтовый адрес для войсковых частей полигона - «Москва-400, в/ч №…».

В течение второго полугодия 1955 года продолжалось строительство деревянных административных и жилых зданий (в основном барачного типа) на улицах Набережной и Пионерской, впоследствии за этим районом (южная часть города) закрепилось название «Деревянный городок». Общая численность гражданского и военного персонала, работающего на полигоне, к концу 1955 года превысила 2500 человек.

Летом 1956 года началось строительство кирпичного казарменного городка в квартале, получившем название «Десятая площадка» (ныне ул. Гагарина). Позже этим термином в разговорной речи нередко называли и весь посёлок «Заря» (впоследствии - п. Ленинский и г. Ленинск). В конце 1956 года для военнослужащих полигона был установлен новый почтовый адрес - «Кзыл-Орда-50» (позднее он был сменён на «Ташкент-90», который действовал до конца 1960-х годов). К началу 1957 года численность персонала полигона превысила 4000 человек.

Первоначальным проектом предусматривалось, что посёлок расположится на обоих берегах реки, однако мощное весеннее половодье заставило уже через несколько лет отказаться от этого замысла, тем более что постройка моста через реку потребовала бы значительных финансовых и временных затрат. Строительство посёлка развернулось на правом берегу реки, для защиты от паводковых вод в южной части посёлка была сооружена специальная двухметровая дамба.

29 января 1958 года Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР посёлку на площадке 10, не имевшему названия, а неофициально называвшемуся «Заря», присвоено название Ленинский. По проекту посёлок был рассчитан на постоянное проживание около 5 тысяч человек. Однако, благодаря интенсивному расширению проводимых на полигоне опытно-испытательных работ, уже в конце 1959 года в поселке Ленинский проживало 8000 человек, а к концу 1960 года - более 10000 человек.

В конце 1950-х - начале 1960-х годов проводилась массовая застройка посёлка трёхэтажными кирпичными домами («сталинского» типа с высокими потолками) в границах улиц Осташева - Коммунальная - Носова - Ленина, Носова - Коммунальная - Шубникова - Речная; построены четырёхэтажные здания - штаб полигона и универмаг - на площади Ленина.

Жилой город получил вполне официальное название «Ленинск» и уже намного позже в конце 90-х годов ему было присвоено его сегодняшнее имя. В связи с чем на карте Казахстана появился второй Байконур. А 5-й НИИП получил открытое название «Космодром Байконур» (для публикаций в прессе и т. п. целей) после первого полёта в космос человека - Ю. А. Гагарина, состоявшегося 12 апреля 1961 года, в этот день космодрому было вручено Боевое знамя.

Байконур из космоса.

Вот делится своими воспоминаниями заслуженный строитель России, прораб легендарного «Гагаринского старта» полковник в отставке Сергей Алексеенко.

Сергей Андреевич, понятно, засекреченность строительства космодрома была страшная. Но вы-то, военные строители, знали, что возводили?

Нет. Знали только, что минобороны создает ракетную базу для защиты своих рубежей, нанесения ответного ядерного удара по США в случае войны. В легендах прикрытия Генштаба она имела название «Стадион». Первые строители прибыли на станцию Тюра-Там в январе 1955 года. Но лишь в сентябре начались работы по рытью котлована под первый старт. Техники поначалу не хватало: каких-то пять скреперов, два бульдозера, столько же экскаваторов, пять самосвалов. Все. И это, чтобы за считанные месяцы вынуть из котлована глубиной 50 метров более одного миллиона кубометров породы! Все равно, что Азовское море вычерпывать ложкой.

А тут еще с глубины полтора-два метра пошел не песок, а ломовые глины, которые не брал ни один ковш. Попробовали рыхлить отбойными молотками — бесполезно. Зато разные представители из инстанций, глядя в чертежи, удивлялись «безделью и лености» тогдашнего прораба. И так довели его, что он, разочарованный в своих способностях «выкопать какую-то яму», слег в больницу. Я тогда работал на других объектах. Помню, еще подумал: не дай бог попасть на котлован. И как сглазил: с января 1956 года меня назначили прорабом на первый космический старт. Так что начал Байконур с нуля и прошел всю стройку. До подписания акта сдачи «Гагаринского комплекса», а потом и прочих в эксплуатацию.

- С Главным конструктором встречались часто?

Конечно. Мы общались очень тесно. Настолько, что некоторые даже окрестили меня чуть ли не «придворным» прорабом Сергея Павловича Королева: по его командам я выполнял работы в действующем монтажно-испытательном комплексе, на старте и т.д.

- Крутой нрав Королева доводилось испытать на себе?

Он меня схватил за грудки уже в самую первую встречу. Кстати, его фамилию из-за конспирации не называли, просто сказали: «С вами встретится Главный конструктор». А встретиться нужно было срочно. Мы провели серию мелких взрывов и вдруг вышли на водяной горизонт. Как оказалось, чертежи проектного института были подготовлены без данных по гидрогеологии. Я предложил остановиться и начать устройство фундаментной плиты на достигнутой глубине. Но нужно было «добро» заказчика.

Однако Сергей Павлович буквально стал трясти перед моим носом кулаком: «Нет, ты мне выкопаешь котлован строго по проекту или будешь мыть золото очень далеко отсюда!» Я в сердцах бросил: «Далась вам эта глубина. Метр больше, метр меньше — какая разница?» Королев выругался и уже спокойно сказал: «Я с этим не могу согласиться. Ракетная струя должна иметь длину свободного пробега не меньше половины высоты стартующей ракеты. В противном случае ракета не сойдет со старта или, сойдя, упадет рядом. Поэтому прошу: сделай все по проекту!» Вот тогда я впервые понял, что все-таки мы строим. Потом трения с Королевым, конечно, были, но их можно пересчитать по пальцам одной руки. Взаимопонимание было полным.

- И как же удалось выполнить просьбу Сергея Павловича, не затопив котлован?

Все просчитали и сделали два мощных взрыва, чтобы отжать воду и выбрать породу «по суху» до нужной отметки. Драматизм в чем был? Взрывать-то нам «сверху» запретили. Но выхода иного мы не видели. Действовали на свой страх и риск. Я присутствовал при разговоре начальника строительства космодрома Георгия Шубникова и главного инженера Главка минобороны Михаила Григоренко: мол, если что случится, Алексеенко в тюрьму сажать не будем, но одну звездочку с него снимем, понизим в звании.

Первые шурфы бурили ночью, а на день их маскировали бугорком земли. Чтобы проверяющие ничего не заподозрили. Первый взрыв назначили на 5 утра. А за пять минут до него подходит ко мне бригадир подрывников: «Может, не будем рвать,а? Ну ее к черту, эту яму — пусть стоит недокопанная». Я погрозил ему пальцем и показал на часы. А потом рванули 20 тонн взрывчатки. Первым подошел к краю котлована бригадир. Как закричит: «Молодец, прораб! Никакой воды. Утерли мы нос академикам-контролерам!»

- Вы строили не только космодром Байконур, но и потом Плесецк. Где было сложнее?

Мне кажется, условия строительства Байконура были идеальными по сравнению с условиями Плесецка. Казахстанский климат прекрасный для жизни и строительных работ. А в Плесецке? Тайга, бездорожье и тучи комаров.

- А какая из встреч с Сергеем Павловичем запомнилась вам особенно?

За год до его смерти. Я тогда работал в минобороны и в тот день пришел на прием с бумагами к Михаилу Георгиевичу Григоренко, который уже был начальником Главка. И вдруг в приемную заходит Королев. Пожал руку: «Что ты тут делаешь?» Рассказал про «лунник». «Это же моя самая лучшая программа» — весело говорит он. А меня тогда мучили проблемы, связанные с подготовкой стартового комплекса для ракеты Н-1, который проектировался мелко заглубленным, так называемым «трехлепестковым». «Вы разрешали сокращать глубины более поздних «гагаринских» стартов?» — быстро задаю вопрос. «Нет». Спрашиваю про сам старт. «Его проект еще не видел», — отвечает. «Сергей Павлович, вы знаете, что с трехлепесткового старта ракета не пойдет? Мы проверили на макете», — тороплюсь я. «Что надо делать?» — «Запроектировать новый старт по типу «гагаринского» или делать пусковой стакан, как на шахтных вариантах». — «Хорошо, — подводит итог Королев. — Я вызову Бармина. Разберусь. Созвонимся».

Потом в кабинете с Григоренко выпили сухого грузинского вина. Сергей Павлович провозгласил тост: «Ну, що, хлопцы, побалакаем. Побажаю вам счастья!» Первым выпил и разбил бокал об пол. Как попрощался с нами.

Сергей Андреевич, почему, по вашему мнению, лунную ракету Н-1 преследовали неудачи: аварии следовали одна за другой?

Я убежден: «лунник» погиб из-за плохой газодинамики стартового сооружения. Трехлепестковый старт лунной программы Н-1, на котором настояли проектировщики, «экономично» сокращал объемы земляных работ. Но за такой «экономичностью» маскировалось отсутствие главного условия нормального старта — не было места для свободного пробега газовой струи ракеты. И она сама себя сжигала при старте.

- Правда, что Королев считал Байконур счастливым местом на земле?

Да, наряду с Одессой, Москвой и Троице-Сергиевой лаврой. Почему? При рытье котлована под «гагаринский» старт на глубине 35 метров было обнаружено древнее костровище. Несколько поленьев были уже покрыты серебристыми высолами. Мы срочно вызвали археологов из ближайшего города. Но они так и не приехали. Тогда я сложил остатки костра в ящик, а одно полено отправил в столицу. Оттуда через три месяца пришел ответ: находке 10-30 тысяч лет. Узнав об этом, Сергей Павлович резюмировал: «Самое главное, что мы строим сооружение на берегу жизни древней цивилизации, значит, это место будет счастливым и для нас». А небольшой уголек положил в спичечный коробок и унес с собой.

- Скажите, а ракетчики не чувствовали себя на космодроме «белой» костью по сравнению со строителями?

Никогда! Мы жили в равных условиях: тяжело — так всем. Полегчало — так тоже всем. Главный конструктор говорил: «Наземные стартовые сооружения — это больше, чем ракета. Ракета без них — металл, начиненный оборудованием. И потому мы к строителям относимся так же, как и к ракетчикам, ибо они вместе делают одно большое дело».

- А были в истории космодрома анекдотические случаи?

Сколько угодно. Скажем, такой. На 1957 год помощник Королева заказал цистерну спирта — 12 тонн для промывки систем и прочее. А израсходовали только 7 тонн. Что делать? Ведь знали, что Госснаб СССР на очередной год выделит не больше «расхода». Помощник вызвал бульдозер, вырыли возле цистерны яму и туда слили оставшийся спирт. Засыпали песком. Но кто-то разнюхал, разгреб песок… Черпали прямо котелками. Так на полигоне, где царил сухой закон, появилась выпивка. Правда, порядок навели быстро — остатки спирта просто-напросто выжгли. А Сергей Павлович потом еще долго вздыхал: «Вот стыд-то какой, такое добро и в землю!»

Давайте почитаем, что пишет Директор Института истории естествознания и техники РАН Батурин Ю.М.:

Жизнь в городе, конечно, была очень заманчивой для жителей окрестных посёлков, но всё же отличалась скромностью. До начала 1990-х годов там не было ни одного базара. Продукты можно было купить только в магазинах, причём основные — по талонам. Правда, летом крестьяне привозили и продавали со своих лотков овощи и фрукты. Базар появился стихийно в 1991 году, когда в магазинах абсолютно ничего не осталось. Это место первой, полузаконной тогда торговли нарекли «Полем чудес». 26 сентября 1991 года городской рынок легализовали. Общественных туалетов в городе не было вплоть до начала XXI века. На улицах лежали горы мусора. Машин было мало, они обслуживали в основном объекты космодрома, старые автобусы, именуемые в просторечии «скотовозками», ходили (довольно редко) всего по четырём маршрутам. Летом часть автобусов снимали с маршрута и направляли на перевозку жителей на дачи близ аэродрома «Крайний».

Кстати, добраться до аэродрома было трудно. Но ещё труднее — купить билет в Москву: в неделю было всего два рейса, байконурцы записывались в очередь за месяц и постоянно дежурили у единственной авиакассы. Космонавты и технические специалисты летали на Байконур и обратно специальными, не рейсовыми самолётами. Военным строителям всегда было несладко, но после распада Советского Союза условия их жизни стали и вовсе нетерпимыми: у солдат не было чистого белья, они подолгу не были в бане, даже в морозы умывались на улице ледяной водой; кормить стали и вовсе плохо.

И в феврале 1992 года произошёл бунт военных строителей. Благодаря увещеваниям местных аксакалов трагедий удалось избежать, и солдат отправили «в отпуск», из которого почти никто не вернулся, но всех оставили в покое, не стали трогать. Через год взбунтовались солдаты-ракетчики, готовившие ракету-носитель «Протон», — из-за неукомплектованности части на каждого выпадало работы втрое больше положенного. Был бунт военных строителей и в 2003 году, причём повод оказался неожиданным. Сообщения о строительстве космодрома «Восточный», на который Россия якобы собирается перевести все свои пуски, включая пилотируемые, вызвали слухи о том, что космодром «Байконур» вскоре закроют, а солдат отправят служить в Сибирь. В результате ухода военных с космодрома освобождались квартиры в городе, причём многие из них были с мебелью и вещами, поскольку контейнеров было очень мало и уезжающие бросали всё, лишь бы уехать. Брошенные квартиры тут же стали захватываться жителями ближайших аулов, которые иногда селились в них вместе с козами и другой живностью. Из пустующих квартир стали воровать сантехнику и газовые плиты.

Как говорят, по этой причине в одном из домов произошли утечка газа и взрыв, унесший 16 жизней. Общежитие, в котором селили технических специалистов, приезжавших в длительные командировки по космическим программам, за неприглядные условия жизни прозвали «Бухенвальдом». При переходе управленческих функций в городе от военных к гражданским начались неразбериха и разгул преступности. Между российской и казахстанской милицией на первых порах не было даже прямой телефонной связи.

Вода подавалась по графику даже в медицинские учреждения. ТЭЦ начали забирать у военных в начале отопительного сезона, в результате чего зимой байконурцы остались вообще без тепла и жили в туристических палатках (у кого были), поставленных прямо в квартире. Казалось, Байконур умирает. Многие специалисты покинули его навсегда. Ситуацию спас договор 1994 года, по которому Россия брала космодром в аренду у Казахстана на 20 лет (впоследствии он был продлен). На возрождение Байконура были выделены немалые деньги, но и они стали использоваться так же, как и везде в наше время: когда в городе не осталось средств на закупку хлеба, последовало странное объяснение, что они якобы ушли на закупку бельгийского мороженого, а затем — голландских сыров и шоколадных конфет.

На самом деле деньги просто прокручивали в банках.

Сегодня ситуация выправилась, и Байконур сейчас представляет собой совершенно необычный и непростой город: его мэра назначают указами сразу двух президентов — Казахстана и России. Там действуют оба законодательства — казахстанское и российское (как? — загадка, учитывая, что во многих острых моментах они расходятся). Там слаженно работают правоохранительные органы Казахстана и России, два суда, два военкомата, два загса и в ходу две валюты.

И главное — живут там и граждане России, и граждане Казахстана. Больше нет проблем с холодной и горячей водой, светом, газом, отоплением. Появились новые гостиницы, дома, больницы, скверы, школы, в которых учат и на русском, и на казахском языках, действуют спортивные клубы, построен спортивно-оздоровительный комплекс, между прочим, с 50-метровым, олимпийским бассейном. Вылили на маршруты новые автобусы, появились частные такси (в такси берут деньги с каждого пассажира, даже если они едут вместе, например семьей). Ожил Байконур и продолжает обеспечивать космические запуски. Нельзя отказать байконурцам в чувстве юмора, без которого вряд ли можно было пережить трудные времена.

Когда на въезде в город установили памятник, внизу которого изображены шахтеры, выходящие из забоя, а стелу венчает первый спутник, ему сразу дали название «Из пещеры — в космос». Некогда горком партии прикрыл огромным щитом с большими буквами «КПСС» некрасивый пустырь, а позже на улице за поворотом поставили магазинчик с большими стеклянными витринами. Буквы тут же стали расшифровывать: «Кому похмелиться — стекляшка справа». Ещё один знаменитый дом с магазинами выглядел так слева — мужская обувь, справа — женская, а посередине — винный магазин, который немедленно окрестили «Между ног». Не использовали это название только футболисты, устраивавшие на поле за магазином турнир «Первенство пятого гастронома».

Отразилась в народной топонимике Байконура и вся история — советская и мировая — времен космической эпохи. Есть там микрорайоны «Малая земля» и «Японские острова», в начале 1970-х годов другой микрорайон нарекли «Даманским».

Вот еще несколько легенд Байконура:

Черный пастух

Байконур – в переводе с казахского означает «богатая долина». Так называется та местность, в которой расположен сам космодром. У древних кочевников, живших в тех пустынных местах, была интересная легенда о Черном Пастухе, который соорудил из шкур огромную пращу, наполнил её раскаленными камнями и верблюжьим жиром и бросал эти камни во врагов, которые приближались к его становищу. Падая, горячие камни и жир поражали врагов, те же, кто уцелел, бежали в ужасе. В тех местах, куда падали камни долгое время ничего не росло, и на земле оставались выжженные отметины. Кочевники считали эту долину «пупом земли». По мнению специалистов, легенде этой больше десяти веков. Теперь же из гигантской «пращи» космодрома вылетают совсем другие «горящие камни» – спутники и ракеты. Так древняя легенда нашла свое отражение в зеркале современности.

Мещанин-вольнодумец, которого сослали на Байконур.

А был ли он? Конечно, нет. Эта газетная байка появилась в прессе в семидесятые годы и породила нешуточный отклик читателей, которые приняли её за чистую монету. «Московские губернские ведомости» якобы за 1848 г. сообщали: «Мещанина Никифора Никитина за крамольные речи о полёте на Луну сослать в киргиз-кайсацкую степь, в селение Байконур». Так пошутил один из днепропетровских читателей «Известий», который в 1974 г. взял да и прислал письмо в редакцию, в которое вложил вырезку из газеты «Днепр вечерний». Позднее, когда началась шумиха в прессе, читатель признался, что все выдумал, потому что хотел пошутить. Не было никакого мещанина. Не было никакой ссылки.

А мы с вами вспомним , и интереснейшую Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -