Аналитическое количественное исследование. Количественные методы исследования: опрос и контент-анализ

Количественные исследования - это описательные исследования, нацеленные на строгую стандартизацию и формализацию процесса сбора и обработки информации, которые дают возможность компании получить точные данные об исследуемой аудитории, выраженные в абсолютных или относительных величинах.

Как правило, техника опросов является главной в количественных исследованиях. Но есть и ряд других методов, таких как холл-тесты и домашние тесты, которые входят в варианты экспериментов, тестовых испытаний, цель которых - показать потребителям элементы маркетинговых стимулов и с помощью потребителей найти лидера. На холл-тесте потребителям в специальном отведенном помещении или в магазине предлагают, например, разные варианты нового товара, формы или дизайна упаковки, а они должны выделить вариант, какой им нравится больше. При домашнем тесте представителям целевой аудитории тестируемый товар дают на дом вместе со специальной дневниковой анкетой, в которой в процессе использования данного товара потребитель будет отражать периодичность использования продукта, особенности потребления, давать оценку качества. По результатам можно понять, как, с чем и как часто потребитель использует данный продукт. По результатам таких тестов можно принимать решения о коррекции качества, перепозиционировании или изменении назначения продукта.

В ходе наблюдения изучается реакция потребителей на исследуемый товар и их поведение на месте его приобретения или потребления. В методе потребительских панелей используется периодическое получение информации о выборке потребителей.

Таким образом, к количественным методам относятся массовые опросы (анкетирование, включая почтовое или посредством электронной почты или Интернет, личное формализованное и телефонное интервью), наблюдения, эксперименты, тестирования, регистрации и пр. Подробнее о некоторых основных количественных методах будет рассказано ниже.

Основным преимуществом количественных методов является возможность сопоставления данных по формализованному инструментарию с использованием статистического анализа. По результатам применения данных методов различные параметры и элементы можно сравнивать между собой и принимать соответствующие управленческие решения.

Качественные методы исследований

Качественные исследования представляют собой неформализованный сбор данных с использованием полевых методов и нестандартизированной формой их анализа, позволяющий получить подробную информацию о психологии потребителя, его ценностях, мировоззрении, глубинных мотивах поведения, а также данные, которые респонденты осознанно или неосознанно не могут или не хотят предоставлять исследователю.

Качественные методы сбора информации делятся на две группы (табл. 6.2):

  • 1) прямые или незасекреченные, к которым относятся фокус-группы и глубинные интервью;
  • 2) косвенные или засекреченные, которые делятся на легендированные (фокус-группы, глубинные интервью) и проективные методы (ассоциативные, завершения ситуации, конструирования ситуации, экспрессивные).

Таблица 6.2. Качественные методы сбора информации

Прямые (незасекреченные) методы дают информацию респондентам о проведении исследования с их участием (порой с доведением до них его целей и задач). К ним относятся классические фокус-группы и глубинные интервью. Различие между ними состоит в том, что фокус-группы проводятся с выборкой респондентов, т.е. используется групповой метод обсуждения (7-12 чел.), глубинные интервью - в основном индивидуальные, максимум парные (например, при обсуждении приобретения товара общесемейного назначения участвуют муж и жена).

Косвенные или засекреченные методы используются тогда, когда респонденты не хотят давать необходимую информацию без использования засекреченных методов. Данные методы делятся на две категории.

Первая категория - легендированные методы (собирается подставное совещание вышестоящего руководства, организуются неформальные приемы), когда респонденты рассчитывают посетить мероприятие с определенной целью, а в реальности цели совершенно иные. Легендированные методы используются также при обсуждении щепетильных или интимных тем (например, индивидуальные интервью через профильных врачей).

Проективные методы (ассоциативные, экспрессивные, конструирования и завершения ситуации) - углубленные методы качественного анализа, стоящие особняком от традиционных качественных методов, как правило, недоступные большинству предприятий для проведения собственными силами. Особенности применения данных методов в возможности использования психологической абстракции: проблемы или объекты исследования изучаются на уровне подсознания потребителя. Так, описывая какой-то вымышленный персонаж, предложенный исследователем в рамках анализа определенной рыночной ситуации, человек может спроецировать в него свою личность, рассказывая в итоге о своем поведении. Аналогичным образом можно переносить на объект имидж существующего бренда. Следует отметить, что проективные методы могут использоваться и при проведении фокус-групп, и при глубинных (индивидуальных или парных) интервью, хотя их практическая применимость вызывает у многих экспертов, включая автора, большие сомнения. Тем не менее они используются в маркетинговых исследованиях и подробнее данные методы будут рассмотрены ниже.

Количественные исследования предполагают получение четко структурированной информации о большом количестве объектов исследования. Эти исследования позволяют получить точные количественные (числовые) значения изучаемых показателей. Как правило, количественные исследования предполагают использование выборочного метода, то есть, обследованию подвергаются не все объекты, входящие в целевую группу, а лишь их часть (которая и составляет выборку исследования).

Наиболее распространенным методом количественного исследова-ния является опрос, а наиболее распространенным видом опроса - анкетирование. Менее распространенным является интервью

Опрос — метод сбора первичной информации, предусматриваю-щий устное или письменное обращение к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему иссле-дования на эмпирическом уровне, а также статистическую обработку по-лученных ответов. С помощью опроса можно получить информацию о мотивах, ин-тересах, планах, настроениях, предпочтениях людей, структуре отно-шений, семейной жизни.

Качество данных, полученных в процессе иссле-дования, в значительной мере зависит от качества применяемых ме-тодик опроса. В целом, информация, полученная с помо-щью опроса, не отличается большой надежностью и достоверностью.

Специфика опроса заключается в следующем:

При опросе информацию дает непосредственно носитель изучае-мой проблемы или участник изучаемых событий;

Опрос нацелен на те стороны проблемы, которые не всегда отра-жаются в документальных источниках и не всегда доступны прямому наблюдению;

Опрос является разновидностью социально-психологического общения анкетера с респондентом;

Опрос может быть использован при изучении самых разных сфер;

Опрос позволяет в сжатые сроки выяснить мнение больших групп людей;

При опросе регистрируются и мотивы деятельности индивидов, и продукты их деятельности;

Вербальная информация, полученная методом опроса, дешевле и легче поддается количественной обработке, чем невербальная.

Основные этапы подготовки и проведения опроса:

Этап 1. Формулировка целей и задач опроса, определение пробле-мы, предмета и объекта, для исследования которых предпринимается опрос, а также исходных понятий.

Этап 2. Обоснование выборки: определение генеральной и выбо-рочной совокупности.

Этап 3. Обоснование опросного листа: содержательное представ-ление проблемы исследования в формулировках вопросов; обоснова-ние вопросника относительно возможностей опрашиваемой совокуп-ности людей как источника искомой информации; стандартизация требований и инструкций для анкетеров и интервьюеров по ведению опроса; обеспечение условий для обработки результатов исследова-ния на компьютере; обоснование сроков опроса, тиражирование до-кументов опроса, отбор, обучение и контроль анкетеров и интервью-еров, сбор контрольных листов, их кодировка, обработка.


В социологических исследованиях используются различные виды опросов.

По формам контакта исследователя и респондента выделяют такие опросы как:

Опосредованный (раздаточный, почтовый, прессовый, телефонный);

Индивидуальный;

Групповой;

Свободный;

Формализованный;

Фокусированный (направленный);

Письменный;

Выделяются так же:

Сплошной опрос,

Выборочный опрос,

Опрос по мес-ту жительства,

Опрос по месту работы.

В самом общем плане опрос сводится к двум видам: 1) анкетирование (опосредованный, письменный опрос) и 2) интервью (непосредствен-ный, устный опрос).

Масс-медиа рассматривались как средства манипулирования общественным сознанием. Сам термин обозначал у иезуитов в XVI веке распространение веры с целью изменения мировоззрения и образа жизни. Цель оп-равдывает средства и надо любыми способами убедить лю-дей отказаться от «неправильных» идей и принять те, что предлагается пропагандистом. СМИ также играют пропаган-дистскую роль.

Пропаганда делится на белую, серую и черную. Белая пропа-ганда включает намеренное подавление потенциально вредной информации и идей, комбинируемая с продвижением позитивной информации, которая отвлекает внимание от реальных проблем. Серая пропаганда включает в себя передачу как ложных, так и истинных идей. А черная — это преднамеренная передача лжи, решающая стратегические задачи. Пример последней в полной мере продемонстрировали нацисты.

Социология использует два ключевых подхода к выявлению сведений о состоянии общества - качественный и количественный методы исследования. В основе количественной методологии лежит представление о систематизированности человеческого сообщества. Принято думать, что полученная с помощью таких методов информация может быть упорядочена. При применении логических правил на ее основании можно объяснить окружающую нас реальность. Наиболее актуальным развитие этого направления было в шестидесятые годы прошлого столетия. В большей степени применение таких методик характерно для западных школ социологии.

Общее представление

Современные социологические подходы предполагают применение жестко структурированных количественных методов исследования. Есть три ключевых класса методик, позволяющих получать данные, ложащиеся в базу для анализа:

  • наблюдение;
  • опрос;
  • работа с документами.

Было изобретено много вариантов применения указанных групп методик. В настоящее время отдельные модификации исследования уже стали самостоятельными подходами. Именно такова судьба анкетирования, интервьюирования.

Это важно!

Если обратить внимание на весь комплекс количественных методов исследования, доступный современному обществу, можно заметить, что наибольшее значение имеют:

  • тесты с использованием подходов психологии;
  • экспериментальный подход.

Оба варианта основаны на двух направлениях работы с фактами: фиксирование, обработка с использованием строго оговоренных методик. Эти два процесса протекают параллельно.

В чем суть?

Количественный метод исследования - социологический подход, в ходе которого собирают данные для последующего актуальны, если стоит задача получения максимально точных сведений, данных, все числовые параметры которых выверены предельно скрупулезно. В настоящее время принято применять статистические, математические модели. Такой подход позволил обеспечить точную результативность разработанных методов, корректность получаемых во время расчетов показателей. Значит, эту информацию можно будет применять на практике, не опасаясь ошибок.

Зачем это нужно?

Есть строго определенный круг задач, решить которые можно с использованием количественных методов исследования в социологии. В него входят:

  • оценка рыночных объемов, потенциалов (финансовое выражение, натуральное);
  • оценка того, какие процентные доли рынка занимают конкурирующие предприятия;
  • выявление сегментирования сектора потребителей;
  • выявление готовности клиента к покупке товара, тенденции, перспективы конкретной позиции;
  • выявление клиентского портрета с учетом социальных, демографических, психологических факторов;
  • определение заранее сформулированных параметров, позволяющих выявить, как покупатель относится к продукту.

Функциональность расширена!

Профессиональная обработка и анализ результатов исследования позволяют получить точное представление о том, какие ниши рынка в настоящее время пустуют. Специалисты могут понять, насколько продукт удовлетворяет условиям, требованиям рынка, а также оценивают результативность рекламы, различных каналов, обеспечивающих коммуникацию производителя и клиента. На основании проводимых исследований можно понять, каков уровень продаж объекта исследования, в какой степени он представлен в точках, работающих непосредственно с потребителем (розничная продажа).

Если была выбрана подходящая к ситуации программа социологического исследования, специалисты смогут корректно сформулировать, как:

  • спланировать систему, чтобы один раз попробовавшие представленный продукт клиенты вернулись к нему еще раз;
  • выбрать оптимальную упаковку;
  • найти подходящую цену.

И хорошо, и плохо

В можно в рамках одного исследования охватить сразу большое количество объектов, интересующих заказчика работ. В некоторых случаях работа предстоит в труднодоступных сегментах. Так, для корректности полученного результата бывает важно сделать выборку только по нижнему общественному слою или по высшему. Чтобы добиться успеха, составляется специфическая программа социологического исследования с задействованием всех возможностей предприятия, предлагающего исследовательские услуги. Впрочем, многие сходятся во мнении, что качественные методики более успешно применимы, когда речь идет о труднодоступных секторах работы.

Скажу, но не все!

Рассматривая характеристики количественных методов исследования, особенное внимание принято уделять возможной анонимности участников. Это правило не является обязательным для всех исследований такого рода, но в некоторых случаях только его соблюдение позволяет получить достоверные результаты. Если предварительные оценки доказывают, что анонимность сделает достоверность информации выше, тогда анкету для работы составляют именно таким образом.

Бытует и противоположная точка зрения. Многие считают, что факт анонимности практически не влияет на уровень достоверности информации, передаваемой во время опроса граждан от респондентов исследователям. Практикуется и такой подход: интервьюеры социологического агентства у каждого респондента спрашивают минимальный набор идентификационных сведений - имя, телефон и адрес. На основании этой информации можно понять, насколько качественно работали ответственные за взятие интервью лица.

Преимущества метода

Проводя опросы граждан, можно прибегать к наглядным материалам. Впрочем, качественные исследования тоже допускают такой метод работы.

Исследовательская работа с использованием количественных методик может строиться с применением разных подходов. Можно останавливаться на разработанных психологами тестах, психографических программах, методиках, позволяющих получить точную фактическую информацию о субъектах, объектах исследовательской работы. Немаловажен факт возможности получения через опросный лист фактуальных данных о личности интервьюируемого.

Выборка субъектов

Чтобы обработка опросных листов дала хороший результат, нужно уметь правильно сформировать выборку интервьюируемых. Если организовать репрезентативный вариант, тогда достаточно просто случайным образом выбирать личностей, соблюдая определенный шаг. Это может быть, скажем, каждый третий человек, проходящий на улице мимо интервьюера.

Альтернативный вариант - формулировка квот, на основании которых опрашиваются граждане. Можно задать, допустим, работу с женщинами в возрасте около 35 лет, раз в месяц и чаще посещающих маникюрные процедуры.

Во время одного проекта можно собрать очень много опросных листов, если этого требуют условия исследования, но многое определяется масштабностью рынка. Обычно достаточно 300-2 000 человек. Если проводится сплошной опрос с задействованием меньшего числа участников, вероятно, информация будет недостоверной, и на основании таких данных принимать управленческие решения рискованно.

Анкеты

Чтобы итоги исследования были корректными, придется заранее составить анкету, содержащую заданное количество вопросов. Они могут быть закрытыми, когда респонденту сразу предоставляется несколько вариантов ответа, или открытыми, когда каждый желающий может развернуто обосновать свою позицию. При составлении анкеты социологи принимают решение в пользу персонификации либо анонимности, отражают это в специальном поле готового документа.

Формирование анкеты и определение правил выборки - ключевые моменты, определяющие качество исследования в целом. Если удалось удачно сформировать опросный лист и выбрать целевую аудиторию для его заполнения, количественные данные окажутся полезными для заказчика.

Виды количественных методов исследования

Для сбора первичных данных применяют следующие подходы:

  • лицом к лицу;
  • телефонные исследования;
  • интервьюирование на улицах;
  • опрос в местах совершения приобретений;
  • интервью по квартирам;
  • тест продукции;
  • аудит товарных позиций;
  • потребительские панели;
  • обзвон юрлиц.

Довольно часто организуется мониторинг, в рамках которого допустимо дополнительно ввести процедуру регистрации ассортиментов, стоимостей. Такая регистрация может быть самостоятельным подходом, предоставляющим данные для количественного исследования.

К чему прибегнуть?

Один из самых частых способов, используемых в настоящее время - телефонные опросы. Для этого обзванивают сотрудников разных предприятий, выбирая невысокие должности. Это позволяет оперативно получить необходимые для анализа данные. Работая над выборкой, следует иметь в своем распоряжении телефонный список, из которого номера выбираются случайным образом. Чаще всего используется методика равных интервалов.

Если было решено прибегнуть к целевой выборке, тогда предварительно социологи формулируют критерии отбора. Это касается предприятий, работников которых будут опрашивать, а не отдельных лиц. Анализируют обороты компании, многочисленность персонала и область деятельности.

Зачем и почему?

В настоящее время телефонные опросы принято применять в силу экономичности такого подхода. Считается, что данные, передаваемые респондентом интервьюеру, довольно достоверные. С другой стороны, уровень телефонизации относительно невысок. Особенно заметна эта проблема в небольших населенных пунктах, в сельской местности.

Чтобы организовать быстрый сбор данных, можно прибегнуть к услугам call-центра. Благодаря применяемым такими предприятиями технологиям рабочий процесс автоматизируется, удается быстро обзвонить большое число человек. Разработанные методики контроля позволяют быть уверенными, что интервью по телефону были взяты корректно.

Преимущества подхода

Основной важный положительный момент такого подхода - высокая скорость проведения работ, то есть необходимая информация может быть получена действительно оперативно. Кроме того, по телефону удастся получить фактические сведения наравне с теми, из которых составляется характеристика отношения. Многие положительно оценивают возможность организации контроля за рабочим процессом.

Слабые стороны

Не обойтись и без них. В первую очередь уже упомянутая проблема телефонизации, то есть нельзя в принципе получить мнение от тех, кто телефона не имеет. Также нет возможности показать иллюстрации, опросник респонденту, что существенно сокращает возможности презентации информации.

При выборе телефонного метода общения нужно понимать: максимальная длительность разговора не может превышать четверти часа, и даже такое время согласятся уделить далеко не все. Более того, даже если респондент располагает свободным временем, он быстро теряет интерес к мероприятию и может непредсказуемо оборвать разговор в любой момент. У интервьюера нет возможности выявить глубинное отношение к исследуемому объекту, а также собрать мнения о достаточно обширных, разнообразных вопросах. Да и сами вопросы не могут быть сложными, телефон не позволяет применять ряд методик - таблицы, закрытые вопросы или варианты, требующие составления респондентом ранга.

Это важно!

Если метод телефонного опроса был выбран для исследования юридических лиц, очень сложно добиться правдивых данных по некоторым вопросам. В частности, это связано с доходной составляющей фирмы. Не будут по телефону сотрудники раскрывать информацию и о клиентуре предприятия, поставщиках.

Прибегаем к мощности почты

Такой подход предполагает почтовую рассылку адресатам анкет. Ответы от них получаются тем же путем. Подобный опрос требует особенного внимания к формированию выборки. Можно использовать его только в случае, когда социологическое агентство твердо уверено в качестве базы адресов. Необходимо корректно составить сопутствующие материалы, чтобы возбудить у получателя желание развернуто ответить.

Такой дешев, причем траты в большей степени связаны с почтой, курьерскими услугами (доставка заполненных образцов исследователям). С другой стороны, процент возврата редко превышает одну пятую всех разосланных материалов. Повышения этого процента можно добиться, если использовать электронную почту, а не бумажную, тем не менее отклик все равно довольно низкий. Соблюдение ряда специфических требований позволяет повысить вероятность ответа интервьюируемого.

Плюсы и минусы

Говоря о преимуществах, необходимо упомянуть возможность применения иллюстрированных материалов. Также можно охватить все регионы страны, в том числе те, где нет ни телефона, ни доступа к интернету, нет интервьюеров, которых можно привлечь к личной работе. Организовать почтовый опрос просто, не нужно готовить многочисленный персонал, да и контроль результатов представляет собой довольно легкую задачу.

Чтобы повысить эффективность опроса, проводимого через электронную почту, можно за несколько дней до него направить всем адресатам оповещение о запланированном мероприятии и просьбу откликнуться и принять участие. Официальная статистика показала: такая мера дает увеличение частоты откликов на 15%. Еще 18% роста наблюдаются, если при отсутствии ответа на анкету направить пользователю напоминание через пару недель после мероприятия. При отсутствии реакции еще через две недели направляют вторичное оповещение. Это увеличивает ответы на 26%.

Разработка технологий (медицинских препаратов, видов лечения, приборов) в огромной степени основывается на исследованиях — сборе информации или данных для получения новых знаний. Это необходимо для того, чтобы предоставить данные

  • законодателям относительно безопасности и потенциальных преимуществ (эффективности) нового метода лечения, и
  • плательщикам относительно эффективности нового метода лечения в реальной жизни наряду с информацией об издержках и прогнозируемом использовании метода лечения.

Исследования, которые используются при разработке медицинских препаратов или в любых иных дисциплинах (таких, как , социология, астрономия, химия), можно классифицировать как либо «качественные», либо «количественные».

Что такое количественное исследование?

Как и подразумевается в названии, связано с подсчетом результатов наблюдений. Количественные данные — это любые данные, представленные в числовом формате, такие как статистические данные, процентные показатели и т. п. Знакомым большинству людей видом количественного исследования является прикладная населения, в которой для информирования директивных органов и других лиц в процессе принятия ими решений, связанных с населением, используются пропорции разных категорий людей (например, 30% женщин, 10% безработных и т. п.). Биостатистическая информация (например, сердечных приступов в процентном выражении) используется в медицине в процессе принятия решений поставщиками и администраторами медицинских услуг о программах в сфере здравоохранения.

Распространенными примерами количественных исследований при разработке технологий в сфере здравоохранения являются эксперименты, часто проводимые в форме рандомизированных контролируемых испытаний, задача которых — выяснить эффект от использования новой технологии по сравнению с другими видами лечения или (редко) отсутствием лечения. При этом измеряются и рассчитываются характеристики пациентов, а также Доза — это отмеренное количество лекарственного препарата для однократного применения, которое необходимо принять за один раз. Может выражаться в лекарственных формах (например, 1 капсула, 1 суппозиторий), массе (например, 250 мг), объеме (например, 10 мл, 2 капли) или некоторых других единицах (например, 2 впрыскивания).

" target="_blank">доза и частота приема нового вида лечения. Над пациентами ведется наблюдение, и осуществляется сбор важных данных, таких как изменения по измеримым параметрам заболевания-мишени (конечным точкам), возможные (нежелательные побочные реакции), а также субъективных данных, таких как частота болевых ощущений. Предполагается, что указанные наблюдения представляют собой беспристрастное отражение действительности и могут свидетельствовать о будущем. Например, если новый медицинский препарат сокращает количество сердечных приступов по сравнению с образцом для сравнения в повторяющихся экспериментах, предполагается, что ситуация будет аналогичной у похожих пациентов благодаря тому же виду медицинского препарата в реальной жизни (в противопоставление с условиями клинического испытания, когда условия больше контролируются).

Что такое качественное исследование?

Подсчет количества событий, которые произошли в определенном месте и в определенное время (количественное исследование) помогает понять, что может произойти в будущем. Однако такое исследование содержит очень мало информации о чувствах или мотивации. могут предоставить больше информации о том, как пациент реагирует на неприятное событие (вроде попадания в больницу) или следует новому режиму лечения.

Например, количественное исследование может содержать очень мало информации о таких факторах, как

  • социальные или культурные ценности или расстановки,
  • отношения между врачом и пациентом,
  • клеймо, или
  • конфликт с религиозными или культурными взглядами.

Новая технология контрацепции позволяет избежать беременности, но это может быть нежелательным в группах населения, которым присуща сильная мотивация к рождению детей по культурным или религиозным причинам. Для того, чтобы понять, насколько желательной для пациентов и общества является технология контрацепции, необходимо изучить этот вопрос, используя другой метод исследования. Именно в таких случаях применяется качественное исследование.

Качественные исследования важны, поскольку благодаря их проведению можно получить более тщательное и обоснованное понимание того, как и почему какая-либо населения может использовать новый вид лечения, и какие чувства при этом будут испытывать люди. Качественные исследования являются прежде всего поисковыми: они определяются как «систематический субъективный подход к описанию жизненного опыта и придания ему значения». ’1

Это вид исследований является способом понять основополагающие причины и мотивацию и узнать о недавних мыслях или мнениях отдельных лиц. Такие исследования помогают глубже рассмотреть проблему или помогает развить идеи или гипотезы для потенциальных количественных исследований. В то время как отдельный пациент может быть убежден, что плательщики должны предоставить доступ к новому медицинскому препарату, плательщикам необходимо проверить, чего хочет общество в целом. Возможно, убеждения, поведение или чувства этого отдельного пациента не отражают убеждений в обществе.

Количественные, качественные и смешанные методы

Количественный и качественный методы исследований могут дополнять друг друга и даже могут показаться похожими. Например, использование анкеты может рассматриваться как качественное исследование, но может на самом деле быть количественным, в зависимости от того, каким образом оформлена анкета.

Когда просит респондентов ответить по шкале (например, дать ответ от 1 «полностью не согласен» до 5 «полностью согласен»), это форма количественного исследования. Когда ответ предполагается в свободной форме, и пациенты не ограничены шкалой или вариантами ответа, исследование является качественным. Тем не менее, как выяснилось по мере разработки оценки результатов пациентами, шкалы и другие измерения результатов, предоставленные исследователями, лучше всего формируются с помощью качественных методов, в которых задействованы пациенты.

Исследования не обязательно являются полностью качественными или полностью количественными. Популярный вид исследований называется исследованием «смешанных методов», в котором используются и качественный, и количественный методы. Исследователи преднамеренно сочетают количественные и качественные данные вместо того, чтобы анализировать их по отдельности. Хотя определений того, что именно представляют собой смешанные методы, множество, одно из самых распространенных описывает их как методологический подход, позволяющий

  • сконцентрироваться на вопросах исследования, которые учитывают контекстные толкования реальной жизни, рассмотрение с многочисленных точек зрения и культурные влияния;
  • применять точные оценочные значения и частоту структурных элементов количественного исследования и точное качественное исследование для изучения значения и толкования структурных элементов;
  • использовать многочисленные методы (такие как инвазивные испытания и углубленное интервью);
  • преднамеренно встраивать или сочетать указанные методы использования сильных сторон каждого из них; кроме того,
  • проводить расследование в рамках философской и теоретической позиций. 2

В Таблице 1 указаны ключевые различия между качественными и количественными исследованиями.

Таблица 1 : Характеристики количественных и качественных исследований
Количественные исследования Качественные исследования
Относятся к точным дисциплинам Относятся к гуманитарным дисциплинам
Объективны Суъективны
Для синтеза данных используется дедуктивный метод анализа Для синтеза данных используется индуктивный метод анализа
Концентрация на краткость и точность Концентрация на комплексность и масштаб
Проверка теории Разработка теории
Основа для получения знаний: причинно-следственные отношения Основа для получения знаний: значение, контекст
Основные элементы анализа: измерения и статистический анализ Основные элементы анализа: слова, повествование
Единая реальность, которую можно измерить и обобщить Много реальностей, которые постоянно меняются с учетом индивидуальных интерпретаций
Адаптированная версия. Источник: Keeler (2010) 1

Методы качественных исследований

Методы сбора количественных данных различаются техниками, которые бывают неструктурированными или частично структурированными. Некоторые распространенные методы включают фокусные группы (групповые дискуссии), индивидуальные интервью и участие и (или) наблюдения. , как правило, невелик, и при отборе респондентов учитывается предоставленная квота. Взаимодействие между исследователями и участниками исследования лежит в основе методов качественного исследования. Понимание, которое появляется из «значения» или «почему», или «как», формируется не на основе наблюдаемого поведения, а исходя из того, что говорят и делают пациенты или чувствует исследователь. При проведении качественных исследований сбор данных может осуществляться также из документов и других письменных источников. Помимо сбора данных, которые отражают мысли и выражения, определение качественных исследований также включает характеристики, которые отличаются от количественных исследований. Например, то, о чем сегодня стало известно в рамках отдельной группы, невозможно обобщить, или со временем изменится.

Различия в относительной установленной путем наблюдения важности характеристик и принципов, а также основные цели проведения исследований позволили классифицировать качественные исследования на разные общие виды. Аналогично ситуация сложилась и с количественными исследованиями, которые в зависимости от отдельных целей разделены на экспериментальные (например, рандомизированные контролируемые) и неэкспериментальные (например, наблюдательные) испытания.

За рамками клинической эффективности: значение качественных исследований для принятия решений и МТО

Процессы МТО направлены на предоставление максимально возможной (точной и всеобъемлющей информации) в ходе принятия решений. Для предоставления такой точной и всеобъемлющей информации в рамках качественных исследований в ходе МТО преимущественно используются методы синтеза (такие как , сетевой мета-анализ, моделирование) и критического оценивания (такие как контрольные списки качества). Разработаны аналогичные методы синтеза качественных исследований. Они направлены на обработку данных, полученных в ходе качественных исследований, с использованием метода, ориентированного аналогично методу количественных исследований, что позволяет оценивать данные качественных исследований наряду с данными количественных исследований в процессе МТО.

Как качественные методы встраиваются в процессы МТО?

Качественные исследования позволяют получить убедительные подтверждения потребностей и мнений пациентов и способствовать пониманию этих потребностей и мнений лицами, ответственными за принятие решений, и разработчиками медицинских препаратов. Качественные исследования также могут использоваться для принятия более масштабных общественных решений о том, как распределить имеющиеся ограниченные ресурсы. Вопросы, которые важны для исследований и принятия решений о компенсациях, могут касаться следующих тем:

  • Нужно ли оценивать медицинскую помощь тяжелобольным или самым пожилым людям в большей степени, чем другие виды помощь?
  • Как нам оценивать технологии, которые уменьшают объем взаимодействия с врачами и ухаживающим персоналом?
  • Есть ли причины, которые помогают объяснить недостаточно оптимальное использование медицинских препаратов на практике?

Количественные исследования помогают выяснить,

  • сколько людей имеют определенное заболевание,
  • каковы экономические последствия заболевания,
  • сколько людей могут получить благодаря определенному медицинскому препарату,
  • какова ценность преимущества,
  • как часто можно использовать медицинский препарат после того, как к нему предоставлен доступ.

Все эти аспекты чрезвычайно важно учитывать при принятии решений.

В нижеприведенном списке содержится всего несколько примеров того, какую роль могут сыграть качественные исследования.

Разработка медицинских препаратов

  • На какие болезни важно обратить внимание
  • Какова потребность в новых медицинских препаратах
  • Какие результаты имеют важное значение
  • Разработка адекватных показателей оценки результатов пациентами (PROMs) и показателей качества жизни, связанного со здоровьем (HRQoL)

Компенсация и принятие решений

  • Обеспечение всестороннего участия пациента
  • Определение актуальности используемого медицинского препарата
  • Идентификация возможных проблем с наличием альтернативы
  • Рассмотрение социальных ценностей для информированного принятия решений

Обеспечение внедрения и влияние

  • Оценка причин недостаточно оптимального соблюдения
  • Варианты оптимизации опыта пациентов
  • Определение прочих фактором, которые необходимо учитывать

Справочная литература

  1. Keeler, R. (2010). Nursing research and evidence-based practice: Ten steps to success. Sudbury, MA: Jones & Bartlett Learning, p. 276.
  2. Creswell, J.W., Klassen, A.C., Plano Clark, V.L., & Smith, K.C. for the Office of Behavioural and Social Sciences Research (2011). Best practices for mixed methods research in the health sciences . National Institutes of Health. Retrieved 12 February, 2016, from

Выделенное методологическое основание психологического исследования определяет требования к построению исследования и методам исследования как способам получения фактов о проявлениях психики, отвечающим методологическим принципам. Под методами понимаются разнообразные инструменты проникновения исследователя в суть явления и процессов . Вопросы выбора, классификации и систематизации методов всегда дискуссионны, так как они обусловлены выбором критерия систематизации. Методы исследования конкретизируются в методиках, являющихся конкретным воплощением метода. Методы должны соответствовать целям исследования, требованиям валидности и надежности, характеристикам выборки и измерять предмет исследования. При выборе методов исследования можно столкнуться с ограниченными возможностями конкретного метода. Для выхода из такой ситуации необходимо детализировать представления о природе изучаемого явления и выбрать такие его проявления, которые доступны фиксации или измерению.

В настоящее время выделяются различные типы организации и построения исследования. В частности, С.А. Белановский описывает количественный и качественный методологические подходы в организации исследования, которые дают основание выделить количественные и качественные методы исследования. Психологическое наблюдение, психологическое измерение и психодиагностика как способы получения психологических показателей соответствуют количественному методологическому подходу в исследовательской практике.

Наблюдение как способ получения эмпирических данных. Наблюдение – это планомерное восприятие исследуемых явлений, обусловленное задачей наблюдателя. Проведение наблюдения требует выполнения ряда требований: компетентности наблюдателя в данном аспекте исследования, опыта аналогичных наблюдений, четкого понимания цели наблюдения. Цель наблюдения определяет предмет наблюдения, ситуацию наблюдения, программу, систему единиц или категорий наблюдения, выбор способа наблюдения.



В соответствии с этими параметрами наблюдения осуществляется процедура наблюдения и протоколирования его результатов, позволяющая получить наблюдаемые факты. Протоколы наблюдения помещают в курсовой или выпускной работе в раздел «Приложения». Обработка данных наблюдения может осуществляться как качественным, так и количественным способом. Количественные данные наблюдения фиксируются либо количеством реакций определенной категории (шкалирование), либо измерением длительности наблюдаемого события (хронометраж). Полученные количественные данные могут подвергаться обработке и использоваться для подтверждения выдвинутой гипотезы.

Анкетирование. Метод сбора данных, основанный на опросе при помощи анкет, которые представляют собой систему вопросов, объединенных единым замыслом. В содержание анкеты входят вопросы о фактах и вопросы о личности. Часть из них являются основными и отражают информацию об изучаемом явлении, другие являются вопросами-фильтрами и контрольными вопросами, оценивающими отношение респонданта и искренность ответов. Достаточно часто анкетирование содержит различные шкалы, в которых содержание ответа соответствует определенному баллу шкалы, что облегчает количественную обработку результатов.

Обработка результатов анкетирования осуществляется, как правило, в процентном отношении к количеству респондентов, участвующих в анкетировании. Например, подсчитывая количество положительных и отрицательных ответов на вопрос «Вам нравятся условия работы в фирме?», можно получить процент сотрудников, которым эти условия подходят (65%), или не подходят (35%). Возможна и качественная обработка результатов, в которой сравниваются различные тенденции в ответах.

Тестирование. Стандартизированное испытание, предназначенное для измерения индивидуально-психологических различий. Тест позволяет выявить актуальный уровень развития качеств или свойств личности и оценить их уровень, в соответствии со стандартами (нормами) к данному тесту. Тест должен соответствовать предмету исследования, целям и задачам исследования и исследуемой группе (по полу, возрасту, социальному положению и другим). Также тест должен быть психометрически обоснован (по дискриминативности, трудности, валидности и надежности) и содержать стандартные нормы. Количественная обработка результатов тестирования проводится либо в первичных показателях (сырых баллах), либо в оценках стандартных шкал (стенов, IQ и других).

Метод экспертной оценки . Самостоятельный метод, основанный на возможностях, знаниях и навыках специалистов, хорошо знающих оцениваемое явление и способных дать ему достоверную оценку, сделать заключение и выводы относительно свойств объекта путем его прямого изучения и восприятия.

Метод предполагает изучение и обобщение мнений всех участвующих экспертов. Широко применяется в психологии личности. В качестве экспертов могут выступать компетентные лица, хорошо знающие испытуемых: воспитатели, классные руководители, руководители коллективов и другие специалисты. Экспертные оценки целесообразно проводить не в виде описания качественных проявлений свойств - это лучше сделать в последующей беседе с экспертами, а в виде количественной оценки выраженности этих свойств иди элементов поведения.

Сущность метода экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов. Характерными особенностями метода экспертных оценок как научного инструмента решения сложных не формализуемых проблем являются, во-первых, научно обоснованная организация проведения всех этапов экспертизы, обеспечивающая наибольшую эффективность работы на каждом из этапов, и, во-вторых, применение количественных методов, как при организации экспертизы, так и при оценке суждений экспертов и формальной групповой обработке результатов.

Рассматриваемый метод оценок особенно важен для психологических исследований. Во-первых, метод позволяет получить первичную информацию о характеристиках личности, группы, степени успешности деятельности, явлениях, процессах за относительно короткий период времени, что может составить основу для их более углубленного исследования. Во-вторых, в профессиональном отношении метод экспертных оценок более доступен для применения по сравнению с другими методами. В-третьих, метод с одной стороны достаточно универсален и применим для оценки различных выборок, а с другой – предполагает свою конкретизацию применительно к проблеме, личности или организации (за счет привлечения специалистов и отбора значимых критериев оценки). В-четвертых, метод ориентирован на решение, прежде всего, практических задач. В-пятых, метод нередко используется в тех условиях, когда имеются серьезные трудности в оценке явления, процесса с помощью других методов, которые могут оказаться недостаточно надежными.

Перечень типовых задач, решаемых методом экспертных оценок:

1) определение целей и задач управления с упорядочением их по степени важности;

2) определение степени соответствия исследуемых характеристик (компетенций) личности или группы выделенным критериям;

3) выявление результатов учебной и профессиональной деятельности;

4) определение областей развития, обучения, планирования карьеры сотрудников;

5) определение степени влияния фактов, событий на жизнедеятельность личности или группы.

Для решения перечисленных типовых задач в настоящее время применяются различные разновидности метода экспертных оценок. К основным видам относятся: анкетирование, интервьюирование, метод «360 градусов». Метод экспертных оценок предполагает использование шкал оценивания . Приведем примеры наиболее используемых оценочных шкал.

1. Двухбалльная:

· неудовлетворительно.

· удовлетворительно,

2. Трехбалльная :

1. ниже ожиданий,

2. соответствует ожиданиям,

3. превышает ожидания.

3. Пятибалльная шкала:

1. низкий уровень,

2. скорее низкий,

3. средний уровень,

4. скорее высокий,

5. высокий уровень.

4. Семибалльная шкала:

1 – неудовлетворительный уровень выполнения,

2 – выполняется не в полном объеме,

3 – выполняется, но с невысоким качеством,

4 – выполняется на среднем, достаточном уровне,

5 – выполняется в соответствии с требованиями в необходимом объеме,

6 – выполняется на высоком уровне,

7 – работа (учебная деятельность) выполняется на высоком профессиональном уровне, превышающем должностные обязанности.

Также в качестве примера метода экспертной оценки можно указать методику оценки степени адаптации первоклассников к обучению В.И. Чиркова, содержащую пятибалльную шкалу оценки .

Качественный состав экспертной комиссии ̶ важное условие эффективности экспертного метода. Вполне очевидно, что во всех без исключения случаях экспертиза должна проводиться грамотными, высококвалифицированными, вполне компетентными в рассматриваемых вопросах и достаточно опытными специалистами. Весьма полезным является их специальное предварительное обучение и совершенно необходимым – инструктаж. Общие требования, предъявляемые к эксперту: компетентность; креативность, развитые творческие способности, позволяющие анализировать проблемные ситуации и находить пути разрешения противоречий; отсутствие склонности к конформизму, принятию мнению большинства; научная объективность; аналитичность, широта и конструктивность мышления; позитивное отношение к инновациям, отсутствие консерватизма, т.е. стремления придерживаться однажды выбранной позиции.

Для независимой экспертизы весьма важна этика поведения эксперта, прежде всего его честность, неподкупность, ответственность, а также соответствующие профессиональные способности, охватывающие, прежде всего, сферу интеллектуальных действий эксперта.

Количество экспертов тоже играет важную роль, с ростом числа экспертов в группе точность измерения повышается.

Метод экспертных оценок имеет логически взаимосвязанные этапы, которые являются основными этапами экспертизы.

Начальный этап (организация экспертизы) включает определение цели и задачи экспертизы, постановку проблемы; определение меры ответственности, прав и полномочий рабочей группы экспертов; установление сроков проведения экспертизы; подбор экспертов, формирование экспертных групп (при необходимости определение их компетентности).

Основной этап экспертизы связан со сбором данных, проведением исследовательской работы и экспертной оценкой, анализом имеющегося материала. Технология экспертизы, использование совокупности методов и критериев оценки зависят от характера экспертизы, области ее применения.

Экспертная оценка является результатом аналитической деятельности, основана на умении видеть и разрешать противоречия, прогнозировать, предвидеть и находить нестандартные решения.

Завершающий этап экспертизы – опрос экспертов (индивидуальный или групповой; личный, очный или заочный; устный или письменный), оформление документа (отчет, справка, рецензия и пр.) и принятие экспертного заключения.

Обработка собранных мнений экспертов проводится как количественная (численных данных), так и качественная (содержательной информации). Обработка экспертных данных и расчеты мер согласованности (конгруентности) требуют вычислений. Как правило, рассчитывается средняя экспертная оценка по группе экспертов, имеющих показатели согласованности (конгруентности) более 80%.

Результатом данного метода является экспертное заключение (документ, принимаемый в результате экспертной оценки), которое и используется либо для дальнейшей работы, либо для принятия решений.

Экспериментальное исследование . Эсперимент – это метод сбора фактов об изучаемом явлении, в специально созданных условиях, позволяющих моделировать явление и исключить внешние помехи.

Эксперимент является активным методом исследования, в котором экспериментатор варьирует независимой переменной, измеряет зависимую переменную и одновременно контролирует другие переменные. В результате эксперимента будут получены факты, позволяющие подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу. Эксперимент – комплексный метод, он может включать в себя любые теоретические и практические методы исследования, которые подбираются в соответствии с задачами исследования. В студенческих квалификационных работах, как правило, организуются и описываются констатирующий и формирующий эксперименты. Констатирующий эксперимент позволяет получить знания о некоторой психологической реальности. Формирующий эксперимент предполагает разработку и апробацию формирующего, коррекционного или развивающего воздействия на участников эксперимента и оценку эффективности этого воздействия. Такой эксперимент, как правило, требует наличия контрольной группы для сравнения и определения степени эффективности формирующих воздействий.

В.Н. Дружинин выделяется в экспериментальном исследовании несколько видов гипотез:

· Гипотезы о фактах, доказательство которых требует получения данных о том, что такой факт существует, и это подтверждают полученные результаты эксперимента.

· Гипотезы о взаимосвязи между переменными, доказательство которых требует выделения статистической связи между причиной и следствием эксперимента (наличие линейной или нелинейной корреляции).

· Гипотезы о причинно-следственной связи, для верификации которых в эксперименте требуется подтвердить влияние или обусловленность данных переменных (требуется факторный либо регрессионный анализ).

Достоверность полученных данных и верификация гипотезы определяются репрезентативностью выборки и последующей математической обработкой результатов. Количественная обработка результатов позволяет выделить следующие направления анализа данных исследования:

1. Описание характеристик явления. Возможно выделение уровней, степени выраженности явления, его представленности в популяции или локальной выборке.

2. Выявление взаимосвязи психических явлений. Исследование наличия взаимосвязи, ее тесноты и направленности.

3. Описание нового факта или эффекта его проявления. Выявление ранее не изученных фактов, условий их проявления и существования, эффекта их появления и объяснение этого эффекта.

4. Исследование другой природы известного ранее явления. Изучение недостаточности или противоречивости сущности какого-либо явления, новое объяснение сущности явления на основе полученных фактов.

5. Проведение обобщения. Исследование более общих закономерностей изучаемого явления, расширение его значения на другие области или его конкретизация.

6. Создание классификации или типологии изучаемого явления. Определение видов, типов, групп и описание их отличительных признаков.

7. Проведение сравнительного анализа одноименных явлений (достоверность различий средних или анализ динамики развития); сопоставление разноименных явлений (целое и часть; общее и частное; т.п.).

Полученные количественные данные в ходе исследования первоначально представляются в табличной форме, где содержатся сведения, полученные по конкретному методу или методике, по каждому испытуемому. Эти сведения помещаются в раздел «Приложения». Затем результаты подвергаются различной группировке: рассчитываются средние значения, проценты, коэффициенты и другие показатели. Информация визуализируется в графиках, диаграммах, схемах, обобщающих таблицах. Глубина выводов, сделанных по результатам исследований, зависит от строгости разработки и отбора категорий или утверждений, а также применения адекватных статистических методов.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что, на первый взгляд, более предпочтительными являются точные, объективные методы, позволяющие с помощью математической статистики подтвердить выдвинутую гипотезу. Однако выбор только количественных методов будет действительно корректным в том случае, если в работе содержится гипотеза, которая не имеет исследовательского потенциала и требует лишь количественного подтверждения. Там, где исследование предполагает определенную научную новизну и выявление еще неизвестных фактов, где исследуется уникальный случай, не обойтись без качественных методов исследования. Сейчас они широко используются в различных областях психологии: в общей и социальной психологии, психологии личности, психологии развития, педагогической, консультативной психологии, этнопсихологии и психолингвистике, особенно в практических работах, связанных с психологическими аспектами маркетинга, рекламы, политической психологии. Однако методы качественных исследований, которые давно применяются в зарубежной психологии , менее употребительны в отечественной науке. Она обратилась к ним сравнительно недавно. По словам А.М. Улановского, в последние десятилетия в социальных и гуманитарных науках происходит «тихая методологическая революция», связанная с появлением и широким использованием качественных методов исследования . Одним из первых, кто начал применять качественные методы в отечественной практике, сопоставил их с количественными методами и дал описание их функций, является отечественный исследователь С.А. Белановский . Он отмечает, что за количественным и качественным методологическими подходами стоят определенные системы мировоззрений, различия между которыми мы приводим в табл. 3.