Сколько космонавтов побывало на луне. Полёты на Луну — как это было

20 июля 1969 года человек впервые ступил на другое небесное тело. Наряду с первым полетом человека в космос, это событие является одним из ключевых во всей мировой истории. Человеческий интеллект, воля и любопытство помогли открыть новую космическую эру.

Самыми известными людьми, побывавшими на Луне, конечно же, стали те, кто первыми на неё высадились. Ими были Нил Армстронг и Эдвин Олдрин. Но члены экипажа «Аполлона-11» — не единственные, кто побывал на нашем спутнике. Всего на поверхности Луны в течение шести высадок побывали 12 астронавтов.

Аполлон-11, 20 июля 1969 года

Нил Армстронг; Эдвин Олдрин

Через шесть часов после прилунения, Нил Армстронг – первый человек на Луне – сказал свою знаменитую фразу: «That`s one small step for a man, one giant leap for mankind” (Это один маленький шаг для человека, но огромный шаг для человечества). Олдрин и Нил находились на поверхности Луны 2,5 часа. И если Армстронг был первым человеком, ступившим на другое небесное тело, то Олдрин стал первым человеком, помочившимся на другом небесном теле. Конечно же, в специальный резервуар в скафандре.

Аполлон-12, 19 ноября 1969 года

Чарльз Конрад; Алан Бин

После удачной первой высадки человека на Луну, вскоре последовал и второй полет. Чарльз Конрад совершил прогулку по Луне продолжительностью 3 часа 39 минут, во время которой собрал образцы лунного грунта и совершил эксперимент с солнечным ветром. Алан Бин провел на поверхности Луны 2 часа 58 минут. В его задачу входило разместить телекамеру на поверхности, чтобы передать на Землю цветную картинку с видеосъемкой нашего спутника. Однако во время установки объектив телекамеры был несколько секунд направлен в сторону Солнца, из-за чего та вышла из строя, поэтому землянам осталось довольствоваться фотографиями лунной поверхности.

Аполлон-14, 5 февраля 1971 года

Алан Шепард;Эдгар Митчелл

В первый день пребывания на Луне Шепард находился вне корабля в течение 4 часов 49 минут, устанавливая научное оборудование и собирая камни с поверхности. Во второй день пребывания на Луне Митчелл и Шепард совершили путешествие к находящемуся неподалеку кратеру Коун и установили на поверхность Луны научные приборы. Их выход продолжался 4 часа 35 минут.

Аполлон-15, 31 июля 1971 года

Дэвид Скотт; Джеймс Ирвин

Миссия «Аполлон-15» предусматривала нахождение на лунной поверхности в течение 3 дней. Космонавты впервые спали в лунном модуле без скафандров, а по поверхности путешествовали на специально сконструированном лунном ровере. Поэтому неудивительно, что время нахождения Дэвида Скотта и Джеймса на поверхности спутника Земли составляет более 18 с половиной часов. Общее расстояние, которое астронавты проехали на «луномобиле», составляет 27,76 км, а максимальная скорость поездки достигала 13 км/ч.


Джеймс Ирвин и лунный ровер | НАСА

Аполлон-16, 20 апреля 1972 года

Чарльз Дьюк; Джон Янг

Астронавты оставались вне лунного модуля в общей сложности 20 часов 15 минут. В этой миссии был установлен рекорд по массе доставленных на Луну научных приборов – целых 563 кг. Чарльз и Джон находились на нашем спутнике 3 дня, и результатом их работы стали путешествия к горам Стоун и Смоки, кратеру Северный Луч и сбор образцов лунного грунта.

Аполлон-17, 11 декабря 1972 года

Юджин Сернан; Харрисон Шмитт

Аполлон -17 – последний на настоящее время полёт на Луну, в ходе которого была осуществлена высадка людей на поверхность. Экипаж установил сразу два рекорда: максимальное количество привезенных на Землю образцов грунта — 110,5 кг, и самое продолжительное время на поверхности Луны – 22 часа 3 минуты.


Юджин Сернан — последний на данный момент человек, побывавший на Луне | НАСА


Мнение редакции:

Часто приходится слышать о том, что высадка на Луну была сфальсифицирована американцами с целью заставить СССР тратить на космическую программу огромные суммы и, в конечном итоге, разорить его. Иногда кажется, что люди, кричащие о том, что миссия «Аполлон-11» снята в голливудских павильонах, просто забывают или не знают о существовании ещё пяти лунных высадок, правдивость которых не вызывает сомнений. По нашему глубокому убеждению, подобные события и достижения не имеют политических и национальных границ. Нужно прекращать поддерживать глупые споры и вместе двигаться навстречу новым открытиям и мирам, которые ждут человека в далеком космосе.

Иллюстрация: depositphotos.com

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

К 40-летию полета американского космического корабля «Аполлон-11»

«Один маленький шаг для человека, один гигантский скачок для человечества» (That is one small step for a man, one giant leap for mankind) - эти слова сказал Нейл Армстронг, когда первым из людей ступил на поверхность Луны. Произошло это эпохальное событие 40 лет назад, 20 июля 1969 года.

1. Дважды два вопроса

По прошествии десятилетий вокруг темы посещения человеком Луны развилось множество легенд и спекуляций. Самая известная и сенсационная из них – что американские астронавты не высаживались на поверхность Луны, а все телевизионные репортажи о высадке и сама программа «Аполлон» были грандиозной мистификацией. Некоторые острословы даже переиначили фразу Армстронга о «гигантском скачке человечества» в «гигантское надувательство человечества». «Неопровержимой аргументации» в пользу того, что люди не были на Луне, уже посвящена обширная литература и десятки, если не сотни фильмов, снятых в разных странах и на разных языках.

Почти одновременно с этим, в конце 1980-х годов, в (тогда ещё) СССР были обнародованы сведения о наличии в 1960-1970-е гг. советской программы пилотируемых полётов на Луну. Стало известно, что в СССР также планировалось осуществить сначала облёт Луны космонавтами, а потом высадку на поверхность нашего естественного спутника.

Однако руководство СССР, как, впрочем, и США, видело в высадке на Луну только политический смысл.

После полёта «Аполлона-11» стало ясно, что Советский Союз безнадёжно отстал от США в осуществлении лунной программы. По мнению вождей КПСС, полёт советских космонавтов на Луну в таких условиях уже бы не возымел должного эффекта в остальном мире. Поэтому советская лунная программа была заморожена на стадии, уже близкой к пилотируемому полёту, а официально было объявлено, что у СССР как будто и не было никогда такой программы. Что СССР двигался альтернативным путём и уделял главное внимание не политическому престижу, а научным исследованиям Луны с помощью автоматических аппаратов, в чём наша космонавтика, действительно, добилась больших успехов. Таково наиболее популярное объяснение того, почему советские космонавты так и не повторили достижения американских коллег-конкурентов.

Итак, в историографии (если так можно выразиться) лунной проблемы сейчас господствуют два различно решаемых вопроса:

1. Высаживались ли американцы на Луне?

2. Почему не была доведена до конца советская лунная программа?

Если всмотреться внимательно, то оба вопроса взаимосвязаны, и сама постановка второго есть как бы ответ на первый. В самом деле, если советская лунная программа действительно существовала и уже была близка к осуществлению, почему нельзя предположить, что американцы смогли реально воплотить в жизнь свою программу «Аполлон»?

Ещё один вопрос, вытекающий отсюда. Если бы у советских специалистов по космосу имелись хоть малейшие сомнения в подлинности факта высадки американцев на Луне, неужели советское руководство, исходя именно из политических целей лунной программы, не довело бы её до конца только для того, чтобы уличить американцев во вселенской лжи и нанести тем самым смертельный удар международному престижу США, одновременно подняв на небывалую высоту авторитет СССР?

Хотя в этих двух вопросах уже содержится ответ на самый первый, разберёмся во всём по порядку. Начнём с официальной версии истории программы «Аполлон».

2. Как немецкий гений поднял янки в космос

Успехи американского ракетостроения связаны в первую очередь с именем знаменитого немецкого конструктора барона Вернера фон Брауна – создателя первых боевых баллистических ракет V-2 (Фау-2). В конце войны Браун в числе других немецких специалистов в сфере передовых военных технологий был вывезен в США.

Однако американцы долго не доверяли Брауну проведение серьёзных исследований. Работая в арсенале Хантсвилля (штат Алабама) над ракетами малой дальности, Браун продолжал проектирование перспективных ракет-носителей (РН), способных развить космическую скорость. Но контракт на создание такой ракеты и спутника получили ВМС США.

В июле 1955 года президент США Дуайт Эйзенхауэр публично пообещал, что его страна в самом скором времени запустит первый искусственный спутник Земли (ИСЗ). Однако сказать было легче, чем сделать. Если у нас гений Сергея Павловича Королёва довольно быстро создал принципиально новые ракетные системы, то у американцев доморощенных мастеров такого уровня не было.

Несколько неудачных попыток ВМС запустить свою неизменно взрывавшуюся на старте ракету побудили Пентагон благосклоннее отнестись к бывшему штурмбанфюреру СС, ставшему в 1955 году гражданином США.

В 1956 году Вернер фон Браун получил контракт на разработку межконтинентальной МБР «Юпитер-С» и спутника.

В 1957 году как громом среди ясного неба прозвучало для американцев известие об успешном запуске советского ИСЗ. Стало ясно, что США существенно отстали от СССР в деле проникновения в космос. После очередной неудачи ВМС с запуском своей РН, в руках Брауна были сосредоточены основные работы по созданию перспективных РН и ИСЗ. Эта сфера деятельности была изъята из ведения Пентагона. Для неё в 1958 году была создана особая структура – Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) при федеральном правительстве США.

Браун возглавил Космический центр имени Джона Маршалла, преобразованный в 1960 году в Центр космических полётов НАСА. Под его началом работали 2 тысячи сотрудников (затем больше), сосредоточенные в 30 отделах. Все начальники отделов первоначально были немцами – бывшими сотрудниками Брауна по программе V-2. 1 февраля 1958 года состоялся первый успешный запуск РН «Юпитер-С» и вывод на орбиту первого американского ИСЗ «Эксплорер-1». Но венцом всей жизни Вернера фон Брауна стали его ракета «Сатурн-5» и программа «Аполлон».

3. На пути к Луне

1961 год ознаменовался новым триумфом советской науки и техники. 12 апреля первый полёт на космическом корабле (КК) «Восток» совершил Юрий Гагарин. Стремясь создать видимость покрытия отставания от СССР, американцы 5 мая 1961 года запустили по баллистической траектории РН «Редстоун-3» с КК «Меркурий». Первый официально считаемый таковым американский астронавт Алан Бартлет Шепард (впоследствии побывавший на Луне) пробыл в космосе лишь 15 минут и совершил приводнение в Атлантическом океане всего в 300 милях от места старта на мысе Канаверал. Космической скорости его КК так и не достиг. Следующий четвертьчасовой суборбитальный полёт «Меркурия» (астронавт Вирджил И. Гриссом) состоялся 21 июля 1961 года.

Как бы в издёвку 6-7 августа состоялся второй полноценный орбитальный полёт советского КК. Космонавт Герман Титов на «Востоке-2» пробыл в космосе 25 ч 18 мин, совершив за это время 17 оборотов вокруг Земли. Первый нормальный орбитальный полёт у американцев получился только 20 февраля 1962 года (астронавт Джон Х. Гленн) благодаря новой, более мощной РН «Атлас». КК «Меркурий» совершил всего 3 оборота вокруг Земли, пробыв на орбите менее пяти часов.

В 1961 году президент США Джон Кеннеди провозгласил своего рода «национальный проект», призванный покончить с отставанием США от СССР в космической области и преодолеть возникший у американцев комплекс неполноценности.

Он пообещал, что американцы раньше русских высадятся на Луну и произойдёт это ещё до конца 1960-х гг. Отныне любые программы пилотируемых космических полётов в США (следующим стал проект «Джемини») были подчинены одной цели – подготовке высадки на Луну. Так был дан старт проекту «Аполлон». Правда, Кеннеди не довелось дожить до его осуществления.

Высадка на Луну требовала решения двух сложнейших технических задач. Первая – маневрирование, расстыковка и стыковка модулей КК на околоземной и окололунной орбитах. Вторая – создание достаточно мощной РН, способной придать полезному грузу, состоящему из двухмодульного КК, трёх астронавтов и систем жизнеобеспечения (СЖО), второй космической скорости (11,2 км/сек).

В ходе полётов КК «Джемини» вокруг Земли уже наметилось преодоление отставания США от СССР в решении сложных задач для космических аппаратов и человека в космосе. «Джемини-3» (экипаж В.И. Гриссом и Джон У. Янг) 23 марта 1965 года совершил первый манёвр в космосе с помощью ручного управления. В июне 1965 года астронавт Эдуард Х. Уайт покинул «Джемини-4» и пробыл в открытом космосе 21 минуту (тремя месяцами раньше наш Алексей Леонов – 10 минут). В августе 1965 года экипаж «Джемини-5» (Л. Гордон Купер и Чарльз Конрад) установил новый мировой рекорд продолжительности орбитального полёта – 191 час. Для сравнения: в то время советский рекорд продолжительности орбитального полёта, установленный в 1963 году пилотом «Востока-5» Валерием Быковским, составлял 119 часов.

А в декабре 1965 года экипаж «Джемини-7» (Фрэнк Борман и Джеймс А. Ловелл) совершил за 330 с половиной часов 206 витков по околоземной орбите! В ходе этого полёта было осуществлено сближение с «Джемини-6А» (Уолтер М. Ширра и Томас П. Стаффорд) на расстояние менее двух метров (!), и в таком положении оба КК совершили несколько оборотов вокруг Земли. Наконец, в марте 1966 года экипаж «Джемини-8» (Нейл А. Армстронг и Дэвид Р. Скотт) совершил первую стыковку на орбите с беспилотным модулем «Аджена».

Первые КК серии «Аполлон» были беспилотными. На них в автоматическом режиме отрабатывались элементы полёта на Луну. Первое испытание новой мощной РН «Сатурн-5» было проведено в ноябре 1967 года в блоке с КК «Аполлон-4». Третья ступень РН придала модулю скорость порядка 11 км/сек и вывела его на эллиптическую орбиту с апогеем 18 тыс. км, по сходе с которой КК сгорел в атмосфере. На «Аполлоне-5» в феврале 1968 года на орбите ИСЗ в беспилотном режиме имитировались разные режимы работы лунного модуля.

«Сатурн-5» до сих пор остаётся самой мощной РН в истории.

Стартовый вес РН составлял 3000 тонн, из которых 2000 тонн – вес топлива первой ступени. Вес второй ступени – 500 тонн. Две ступени выводили третью с двухмодульным КК на орбиту ИСЗ. Третья ступень придавала КК, состоящему из орбитального отсека с маршевым двигателем и лунной кабины, разделённой на посадочную и взлётную ступени, вторую космическую скорость. «Сатурн-5» была способна вывести на околоземную орбиту полезный груз весом до 150 тонн (включая вес третьей ступени с полными баками), а на траекторию полёта к Луне – 50 тонн. На космодроме вся эта конструкция вздымалась на высоту 110 м.

Первый пилотируемый полёт по программе «Аполлон» состоялся в октябре 1968 года. «Аполлон-7» (Уолтер М. Ширра – первым из людей трижды слетал в космос, Донн Ф. Эйзел, Р. Уолтер Каннингэм) совершил 163 оборота вокруг Земли продолжительностью 260 часов, что превышало расчётный при полёте к Луне и обратно. 21 декабря 1968 года «Аполлон-8» (Фрэнк Борман, Джеймс А. Ловелл, для которого это был третий космический полёт, и Уильям А. Андерс) отправился в первый в истории пилотируемый полёт к Луне. Вообще-то, сначала планировалась отработка экипажем всех элементов полёта к Луне на орбите ИСЗ, но лунный спускаемый аппарат (лунная кабина) ещё не был готов. Поэтому было решено сначала совершить облёт Луны на орбитальном модуле. «Аполлон-8» совершил 10 оборотов вокруг Луны.

По некоторым сведениям, именно этот полёт стал решающим в замораживании руководством СССР собственной лунной программы: стало очевидным теперь уже наше отставание от американцев.

Экипаж «Аполлона-9» (Джемс А. Макдивитт, Дэвид Р. Скотт, Рассел Л. Швейкарт) в марте 1969 года совершил на околоземной орбите все манёвры, связанные с расстыковкой и стыковкой модулей, переходом астронавтов из одного отсека в другой через герметичный стык без выхода в космос. А «Аполлон-10» (Томас П. Стаффорд и Джон У. Янг – для обоих это был третий полёт в космос, Юджин А. Сернан) в мае 1969 года выполнил всё то же самое, но уже на окололунной орбите! Орбитальный (командный) отсек совершил 31 оборот вокруг Луны. Лунная кабина, отстыковавшись, выполнила вокруг Луны два самостоятельных оборота, спустившись до высоты 15 км над поверхностью спутника! В общем, были выполнены все этапы полёта на Луну, кроме, собственно, высадки на неё.

4. Первые люди на Луне

«Аполлон-11» (командир корабля – Нейл Алден Армстронг, пилот лунного модуля – Эдвин Юджин Олдрин, пилот орбитального модуля – Майкл Коллинз; для всех троих это был второй полёт в космос) стартовал с мыса Канаверал 16 июля 1969 года. После проверки бортовых систем, в течение полутора витков по околоземной орбите, была включена третья ступень и КК вышел на траекторию полёта к Луне. Этот путь занял порядка трёх суток.

Конструкция «Аполлона» требовала одного серьёзного манёвра в ходе полёта. Орбитальный модуль, состыкованный с лунной кабиной своей хвостовой частью, где располагался маршевый двигатель, был отстыкован, совершил разворот на 180 градусов и пристыкован к лунной кабине носовой частью. После чего от перестроенного таким образом КК была отделена отработавшая третья ступень. По той же схеме проходили и остальные шесть полётов на Луну.

При подлёте к Луне астронавты включили маршевый двигатель орбитального (командного) модуля для торможения и перехода на окололунную орбиту. Затем Армстронг и Олдрин перебрались в лунный модуль, который вскоре был отстыкован от орбитального отсека и вышел на самостоятельную орбиту искусственного спутника Луны, выбирая место для посадки. 20 июля 1969 года в 15 часов 17 минут по времени восточных штатов США (23-17 по Москве) лунная кабина «Аполлона-11» совершила мягкую посадку на Луне в юго-западной части Моря Спокойствия.

Через шесть с половиной часов, после облачения в скафандры и разгерметизации лунного отсека, Нейл Армстронг первым из людей ступил на поверхность Луны. Именно тогда он и сказал свою знаменитую фразу.

Прямая телевизионная трансляция с поверхности Луны велась на сотни государств мира. За ней наблюдали 600 миллионов человек (из тогдашнего населения планеты в 3,5 млрд.) в шести частях света, включая Антарктиду, а также соцстраны Восточной Европы.

СССР это событие проигнорировал.

«Лунная поверхность в момент прилунения была ярко освещена и напоминала пустыню в знойный день. Поскольку небо чёрное, можно было вообразить, что находишься на усыпанной песком спортивной площадке ночью, под лучами прожекторов. Ни звёзд, ни планет, за исключением Земли, не было видно», – описывал свои впечатления Армстронг. Примерно то же он сказал в телекамеру и вскоре после выхода на поверхность: «Словно высокогорная пустыня в Соединённых Штатах. Неповторимая красота!». «Величественное одиночество!», – вторил ему Олдрин, присоединившийся к Армстронгу через 20 минут.

«Грунт на поверхности мягкий и сыпучий, – сообщал Армстронг о своих впечатлениях, – Я легко поднимаю пыль носком башмака. В грунт я погружаюсь всего на какую-то одну восьмую дюйма, но я вижу следы моих ног». «Серовато-коричневый грунт Луны, – писал ноябрьский (1969 г.) номер журнала «Америка», выходившего в СССР, – оказался скользким, он прилипал к подошвам астронавтов. Когда Олдрин вставлял в грунт шест, ему казалось, что шест входил во что-то сырое». Впоследствии эти «земные» сравнения стали использоваться скептиками для подтверждения мысли, будто астронавты не были на Луне.

Вернувшись в лунную кабину, астронавты подкачали кислород, сняли скафандры и после отдыха стали готовиться к взлёту. Отработанная посадочная ступень была отстыкована, и теперь лунный модуль состоял из одной взлётной ступени. Общее время пребывания астронавтов на Луне составило 21 час 37 минут, из них вне лунной кабины астронавты пробыли всего лишь немногим больше двух часов.

На орбите лунный отсек присоединился к основному, пилотируемому Майклом Коллинзом. Ему была уготована самая незавидная, но и самая безопасная роль в лунной экспедиции – кружиться на орбите, дожидаясь своих коллег. Перейдя в орбитальный отсек, астронавты задраили переходный люк и отстыковали то, что оставалось от лунной кабины. Теперь КК «Аполлон-11» представлял собой один основной блок, который и взял курс на Землю. Обратный путь был короче пути на Луну и составлял всего двое с половиной суток – упасть на Землю легче и быстрее, чем с неё улететь.

Вторая высадка на Луну состоялась 19 ноября 1969 года. Члены экипажа «Аполлона-12» Чарльз Питер Конрад (третий полёт в космос; всего он совершил их четыре) и Алан Лаверн Бин пробыли на поверхности Луны 31 час с половиной, из них вне КК 7,5 часов за два выхода. Помимо установки научных приборов, астронавты демонтировали для доставки на Землю ряд приборов с американского автоматического космического аппарата (АКА) «Сервейор-3», опустившегося на поверхность Луны в 1967 году.

Рейс «Аполлона-13» в апреле 1970 года оказался неудачным. В полёте произошла серьёзная авария, возникла угроза выхода из строя СЖО. Вынужденно отменив высадку на Луну, экипаж «Аполлона-13» совершил облёт нашего естественного спутника и по той же эллиптической орбите вернулся на Землю. Командир корабля Джеймс Артур Ловелл стал первым человеком, дважды слетавшим к Луне (правда, на её поверхности ему так и не суждено было побывать).

Это, кажется, единственный полёт на Луну, на который Голливуд откликнулся художественным фильмом. Удачные полёты не привлекли его внимания.

Едва не случившаяся катастрофа с «Аполлоном-13» заставила уделить повышенное внимание надёжности всех бортовых систем КК. Следующий полёт по лунной программе состоялся только в 1971 году.

5 февраля 1971 года ветеран американской астронавтики Алан Бартлет Шепард и новичок Эдгар Дин Митчелл прилунились в районе кратера Фра Мауро. Они дважды выходили на лунную поверхность (каждый раз – более четырёх часов), а общее время пребывания модуля «Аполлона-14» на Луне составило 33 часа 24 минуты.

30 июля 1971 года на поверхность Луны опустился модуль «Аполлона-15» с Дэвидом Рэндольфом Скоттом (третий полёт в космос) и Джеймсом Бенсоном Ирвином. Астронавты впервые использовали механическое средство передвижения по Луне – «лунный автомобиль» – платформу с электромотором мощностью всего 0,25 лошадиной силы. Астронавты совершили три экскурсии общей продолжительностью 18 часов 35 минут и проехали по Луне 27 километров. Общее время пребывания на Луне составило 66 часов 55 минут. Перед стартом с Луны астронавты оставили на её поверхности телекамеру, работавшую в автоматическом режиме. Она передала на экраны земного телевидения момент взлёта лунной кабины.

«Лунный автомобиль» использовали участники двух следующих экспедиций. 21 апреля 1972 года командир «Аполлона-16» Джон Уоттс Янг и пилот лунного модуля Чарльз Мосс Дьюк высадились в районе кратера Декарт. Для Янга это был второй полёт к Луне, но первая высадка на неё (всего Янг совершил шесть полётов в космос). Почти трое суток КК пробыл на Луне. За это время было совершено три экскурсии общей продолжительностью 20 часов 14 минут.

Последними на сегодняшний день людьми, побывавшими на Луне, 11-14 декабря 1972 г. стали Юджин Эндрю Сернан (для которого, как и для Янга, это был второй полёт к Луне и первая высадка на неё) и Харрисон Хейган Шмит. Экипаж «Аполлона-17» поставил целый ряд рекордов: пробыл на Луне 75 часов, из них 22 часа вне КК, проехал по поверхности ночного светила 36 км и привёз на Землю 110 кг образцов лунных пород.

К этому моменту общая стоимость расходов по программе «Аполлон» превысила 25 млрд. долларов (135 млрд. в ценах 2005 года), что побудило НАСА свернуть её дальнейшее осуществление. Намеченные полёты на «Аполлонах-18, -19 и -20» были отменены. Из трёх оставшихся РН «Сатурн-5» одна вывела в 1973 году на орбиту ИСЗ единственную американскую орбитальную станцию «Скайлэб», две другие стали музейными экспонатами.

Ликвидация программы «Аполлон» и отмена некоторых других амбициозных проектов (в частности, пилотируемого полёта на Марс) стали разочарованием для Вернера фон Брауна, в 1970 году ставшего заместителем директора НАСА по планированию космических полётов, и, возможно, ускорили его смерть. В 1972 году Браун уволился из НАСА и спустя пять лет умер.

Стимулировав вначале старт лунных программ США и СССР, «холодная война» затем направила развитие космических технологий в узкое русло гонки вооружений.

Для США приоритетной стала программа КК многоразового использования «Спейс Шаттл», для СССР – долговременных орбитальных станций. Казалось, мир неудержимо катится к «звёздным войнам» в околоземном пространстве. Эпоха космической романтики и покорения пространств отходила в прошлое…

5. Откуда сомнения?

По прошествии нескольких лет стали высказываться сомнения: а правда ли американцы высаживались на Луне? Ныне существуют уже достаточно большой пласт литературы и богатая фильмотека, доказывающие, что программа «Аполлон» была грандиозной мистификацией. При этом среди скептиков есть две точки зрения. Согласно одной, в рамках программы «Аполлон» вообще не производилось никаких космических полётов. Астронавты всё время оставались на Земле, а «лунные кадры» снимались в особой секретной лаборатории, созданной специалистами НАСА где-то в пустыне. Более умеренные скептики признают возможность осуществления американцами реальных облётов Луны, однако сами моменты высадки считают фальшивкой и киномонтажем.

Приверженцы этой сенсационной гипотезы разработали подробную аргументацию. Наиболее сильным доводом, по их мнению, является то, что на кадрах высадки астронавтов на Луну лунная поверхность выглядит не так, как (опять же, по их разумению) она должна была бы выглядеть. Так, они считают, что на снимках должны быть видны звёзды, так как на Луне нет атмосферы. Обращают внимание и на то, что на некоторых снимках, якобы, положение теней указывает на очень близкое, в пределах нескольких метрах, расположение источника света. Отмечают также чрезмерно близкую и как бы обрезанную линию горизонта.

Следующая группа аргументов связана с «неправильным» поведением материальных тел. Так, установленный астронавтами флаг США колыхался как будто под порывами ветра, между тем как на Луне – вакуум. Обращают внимание и на странное передвижение астронавтов в скафандрах. Они утверждают, что в условиях силы тяжести вшестеро меньше земной астронавты должны были передвигаться огромными (чуть ли не в десяток метров) прыжками. И уверяют, что странная походка астронавтов как раз имитировала в условиях земного притяжения «прыжковое» передвижение по Луне с помощью… пружинных механизмов в скафандрах.

Внушают, что чуть ли не все астронавты, летавшие, согласно официальной версии, к Луне, впоследствии отказывались распространяться о своих полётах, давать интервью, писать мемуары. Многие сходили с ума, умирали загадочной смертью и т.д. Для скептиков это доказательство того, что астронавты испытывали страшное напряжение, связанное с необходимостью скрывать какую-то страшную тайну.

Любопытно, что для уфологов странное поведение многих астронавтов «лунного отряда» служит для доказательства совсем другого, а именно – того, что на Луне они якобы вступили в контакт с внеземной цивилизацией!

Наконец, последняя группа аргументов основывается на тезисе, будто технологии конца 1960-х – начала 1970-х годов не позволяли совершить трём людям пилотируемый полёт на Луну с возвращением на Землю. Указывают на недостаточную мощность тогдашних РН, а самое главное (неотразимый аргумент в наше время!) – на несовершенство компьютеров! Причём здесь скептики себе же противоречат. Они тем самым вынуждены признать, что в те времена не было возможностей для компьютерно-графической имитации хода лунной экспедиции!

У сторонников подлинности высадок человека на Луну существует столь же развёрнутая система контраргументов. Помимо указаний на внутренние противоречия скептической теории, а также на то, что её аргументы могут использоваться для доказательства сразу нескольких взаимоисключающих точек зрения, что по логике считается автоматическим опровержением всех их, они дают физическое объяснение отмеченным «странностям».

Первая – лунное небо, на котором не видно звёзд. Попробуйте посмотреть ночью на ясное небо, находясь в ярком свете уличного фонаря. Увидите вы хоть одну звезду? Но они там есть: стоит отойти в тень от фонаря – звёзды проступят. Взирая на лунный мир при ярчайшем (в вакууме же!) свете Солнца через мощные светофильтры, и астронавты, и «глаз» телекамеры, естественно, могли фиксировать только самые яркие объекты –лунную поверхность, лунную кабину и людей в скафандрах.

Луна почти вчетверо меньше Земли, поэтому и кривизна поверхности там больше, а линия горизонта расположена ближе, чем мы привыкли. Эффект близости усиливается отсутствием воздуха – объекты на линии горизонта Луны видны также отчётливо, что и находящиеся вблизи наблюдателя.

Колебания флага из фольги происходили, естественно, не под действием ветра, а по принципу маятника – древко с силой втыкали в лунный грунт. В дальнейшем он получал ещё импульсы для колебаний от шагов астронавтов. Установленный ими сейсмограф сразу уловил сотрясение грунта, вызванное передвижением людей. Эти колебания, как и любые другие, имели волновую природу и соответственно передавались на флаг.

Когда на экранах ТВ мы видим космонавтов в скафандрах, мы всегда поражаемся их неуклюжести в такой громоздкой конструкции. И на Луне, несмотря на вшестеро меньшую силу тяжести, они при всём желании не смогли бы летать, чего от них почему-то ожидали. Они пробовали было двигаться прыжками, но потом установили, что земной шаг (в скафандрах) приемлем и на Луне. На экранах Армстронг легко поднял тяжеленный (на Земле) ящик с инструментами и сказал с ребяческим восторгом: «Вот уж где можно далеко забросить любую вещь!». Впрочем, скептики уверяют, что сцена была наигранной, и что ящик, из которого астронавты потом доставали научное оборудование, в тот момент был…пустым.

Слишком уж грандиозной и многолетней должна была бы быть мистификация, а в тайну пришлось бы посвятить не одну тысячу учёных специалистов!

Вряд ли даже тоталитарное государство способно осуществить столь жёсткий контроль над такой массой людей и не допустить утечки информации. Члены экипажа «Аполлона-11» установили на Луне лазерный отражатель, который потом использовался для лазерной локации с Земли и определения точного расстояния до Луны. Сеанс локации тоже был сфабрикован? Или отражатель и другие приборы, передававшие сигналы на Землю до 1980-х годов, все были установлены автоматами?

Астронавты всех шести экспедиций, высаживавшихся (согласно официальной версии) на Луну, привезли на Землю в общей сложности 380 кг образцов лунных пород и лунной пыли (для сравнения: советские и американские АКА – всего 330 граммов, что доказывает гораздо более высокую эффективность пилотируемых полётов по сравнению с АКА для исследований небесных тел). Неужели все они были собраны на Земле, а потом выданы за лунные? Даже те, возраст которых составляет 4,6 млрд. лет, что не имеет признанных аналогов на Земле? Впрочем, скептики говорят (отчасти они правы), что нет надёжных методов для точного определения возраста столь древних пород. А все эти центнеры лунного грунта якобы привезены на Землю автоматами. Тогда почему их вес на три порядка выше, чем привезённого всеми прочими АКА, вместе взятыми? А если они земные, тогда почему их состав идентичен лунному грунту, доставленному автоматами на Землю или проанализированному нашими «Луноходами» на самой Луне?

Обращает на себя внимание и то, что скептики концентрируют усилия главным образом на опровержении подлинности первой высадки человека на Луну. Тогда как для подтверждения своей теории им необходимо опровергнуть по отдельности подлинность каждой из шести официально имевших место высадок. Чего они не делают.

Что касается несовершенства тогдашних технологий, то «убийственность» данного аргумента отражает ущербность сознания современного цивилизованного человечества, поставившего себя в фатальную зависимость от компьютеров.

Как раз на рубеже 1960-1970-х гг. цивилизация стала круто менять парадигму своего развития. На смену установке на покорение пространства приходила установка на производство и использование информации, причём в утилитарных, потребительских целях. Это вызвало всплеск развития компьютерных технологий, но одновременно положило конец внешней экспансии человечества. Попутно в те же годы стало меняться общее отношение к научному прогрессу – от восторженного оно сначала сделалось сдержанным, а потом стал преобладать негатив. Эту смену общественных настроений хорошо отразил (а может быть, в известной степени, и сформировал) голливудский кинематограф, одним из хрестоматийных образов которого стал учёный, чьи опыты и открытия становятся страшной угрозой безопасности людей.

Большинству современных людей, воспитанных в категориях линейного прогресса, трудно представить, что ещё 40-50 лет назад наша цивилизации была в некоторых отношениях выше (я бы даже сказал – возвышеннее), чем теперь, идеалистичнее. В том числе и в области технологий, связанных с проникновением во внеземное пространство. Этому немало способствовало соревнование альтернативных общественно-экономических систем. Романтику и героику борьбы и экспансии ещё не убил до конца вирус самодовольного всепоглощающего потребительства.

Поэтому все ссылки на невозможность для американцев построить в 1960-е годы лунный КК просто несостоятельны. В те годы США действительно обогнали СССР по многим направлениям космических исследований. Так, ещё одним триумфом заокеанской державы стала программа АКА «Вояджер». В 1977 году к дальним планетам Солнечной системы были запущены два аппарата этой серии. Первый пролетел рядом с Юпитером, Сатурном и Ураном, второй исследовал все четыре планеты-гиганта. На Землю были переданы тысячи потрясающих снимков, обошедших страницы всех научно-популярных изданий. Результатом стали сенсационные научные открытия, в частности, десятков новых спутников внешних планет, колец Юпитера и Нептуна, и др. Это тоже мистификация?! Кстати, связь с обоими АКА, находящимися сейчас на расстоянии 90 астрономических единиц (14,85 млрд. км) от Земли и исследующими уже межзвёздное пространство, поддерживается до сих пор.

Так что нет никаких оснований отрицать способность цивилизации второй половины прошлого века, в том числе в США, совершить серию пилотируемых полётов на Луну. Тем более, что и в СССР осуществлялась аналогичная программа.

Её наличие и степень её развития служат самым главным доказательством подлинности события, совершившегося 40 лет назад.

6. Почему наши космонавты так и не побывали на Луне?

Один из ответов на поставленный вопрос заключается в том, что советское руководство, в отличие от американского, не концентрировало на этом направлении главных усилий. Развитие космонавтики в СССР после успешных запусков ИСЗ и первых пилотируемых полётов стало «многовекторным». Расширялись функции спутниковых систем, совершенствовались КК для околоземных полётов, запускались АКА к Венере и Марсу. Казалось, что первые успехи сами по себе создали достаточно прочный и долгий задел лидерства СССР в этой области.

Вторая причина – то, что нашим специалистам не удалось решить многих технических проблем, возникших при реализации лунной программы. Так, советские конструкторы не смогли создать действующую достаточно мощную РН – аналог «Сатурна-5». Прототип такой ракеты – РН Н-1 (на фото) – постиг целый ряд катастроф. После чего работы над ней, в связи с уже состоявшимися полётами американцев на Луну, были свёрнуты.

Третья причина заключалась в том, что, как ни парадоксально, но именно в СССР, в отличие от США, существовала реальная конкуренция вариантов лунных программ между объединёнными конструкторскими бюро (ОКБ). Политическое руководство СССР оказывалось перед необходимостью выбирать приоритетный проект, а в силу своей научно-технической некомпетентности оно не всегда могло сделать удачный выбор. Параллельная поддержка двух и более программ приводила к распылению человеческих и финансовых ресурсов.

Другими словами, в СССР, в отличие от США, лунная программа не была единой.

Она состояла из различных, часто многофункциональных проектов, которые так и не слились в один. Программы облёта Луны, высадки на Луну и создания тяжёлой РН реализовывались во многом раздельно.

Наконец, руководство СССР рассматривало высадку человека на Луне исключительно в политическом контексте. Отставание от США в осуществлении пилотируемого полёта на Луну почему-то оценивалось им как худшее признание поражения, нежели «отмазка», будто лунной программы у СССР вовсе не было. В последнее мало кто верил даже тогда, а отсутствие намёков на попытки хотя бы повторить достижение американцев воспринимались и в нашем обществе, и во всём мире, как признак безнадёжного отставания от США в сфере космических технологий.

Проект ЛК-1 («Лунный корабль-1»), предусматривавший облёт Луны с одним космонавтом на борту КК, был подписан руководителем ОКБ-52 Владимиром Николаевичем Челомеем 3 августа 1964 года. Он ориентировался на разрабатывавшуюся в этом же ОКБ РН УР500К (прототип последующей РН «Протон», впервые успешно испытанной 16 июля 1965 года). Но в декабре 1965 года Политбюро решает сосредоточить все практические работы по лунной программе в ОКБ-1 Сергея Королёва. Там были представлены два проекта.

Проект Л-1 предусматривал облёт Луны экипажем из двух человек. Другой (Л-3), подписанный Королёвым ещё в декабре 1964 года – полёт к Луне экипажа тоже из двух человек с высадкой на поверхность Луны одного космонавта. Первоначально срок его осуществления был назначен Королёвым на 1967-1968 гг.

В 1966 году Главный Конструктор неожиданно умирает во время неудачной операции. Главой ОКБ-1 становится Василий Павлович Мишин. История руководства и научно-технического обеспечения советской космонавтики, роль в этом отдельных личностей – особая тема, её разбор увёл бы нас слишком далеко.

Первый удачный запуск комплекса «Протон»—Л-1 был осуществлён с Байконура 10 марта 1967 года. На орбиту ИСЗ был выведен макет модуля, получивший официальное обозначение «Космос-146». К этому времени американцы уже почти год как провели первое испытание «Аполлона» в автоматическом режиме.

2 марта 1968 года прототип Л-1 под официальным наименованием «Зонд-4» совершил облёт Луны, однако спуск в земной атмосфере оказался неудачным. Последующие две попытки запуска оказались неудачными из-за сбоев в работе двигателей РН. Только 15 сентября 1968 года на траекторию полёта к Луне был выведен Л-1 под названием «Зонд-5». Однако спуск состоялся в незапланированный район. Системы спуска в атмосфере подвели и «Зонд-6» по его возвращении в ноябре 1968 года. Напомним, что уже в октябре 1968 года американцы перешли от автоматических к пилотируемым полётам по программе «Аполлон». А в декабре того же года первый триумфальный облёт Луны совершил «Аполлон-8».

В январе 1969 года РН снова захандрила на старте. Только в августе 1969 года состоялся успешный беспилотный полёт «Зонда-7» с возвращением на Землю в заданный район. К этому времени американцы уже побывали на Луне…

В октябре 1970 года состоялся рейс «Зонда-8». Практически все технические проблемы были решены. Следующие два аппарата этой серии были уже подготовлены к пилотируемым полётам, но… программу было приказано свернуть.

Проект Л-3, предназначенный для посадки на Луну, имел существенные отличия от американского. Принципиальная схема полёта была той же. Однако более мощный двигатель ЛК не требовал разделения кабины на посадочную и взлётную ступени. Другим отличием было то, что переход космонавта между ЛОК и ЛК должен был осуществляться через открытый космос. Это было связано с тем, что к тому моменту отечественная космонавтика ещё не решила технических проблем, связанных с герметичной стыковкой двух КК. Первый успешный опыт такого рода был проделан нашими только в 1971 году при запуске к орбитальной станции «Салют-1» КК «Союз-11». А американцы уже в марте 1969 года на «Аполлоне-9» выполнили первую в истории герметичную стыковку и расстыковку и переход из одного космического модуля в другой без выхода в открытый космос. Необходимость создания в советском ЛОК шлюзовой камеры и присутствия там пилота в скафандре резко ограничивала полезный объём и полезную нагрузку всего лунного комплекса. Поэтому в экспедицию намечалось только два человека, а не три, как у американцев.

Испытания отдельных элементов полёта на Луну проходили первоначально в рамках проектов «Союз» и «Космос». 30 сентября 1967 года была выполнена первая стыковка на орбите ИСЗ беспилотных аппаратов «Космос-186 и -187». В январе 1969 года Владимир Шаталов на «Союзе-4», Борис Волынов, Алексей Елисеев и Евгений Хрунов на «Союзе-5» совершили первую стыковку пилотируемых аппаратов и переход из одного в другой через открытый космос. Отработка расстыковки, торможения, ускорения и стыковки ЛК на околоземной орбите продолжалась и после принятия решения об отмене пилотируемого полёта, в начале 1970-х.

Главным препятствием на пути лунного проекта стали трудности с созданием РН Н-1.

Её аванпроект был подписан Королёвым ещё в 1962 году, причём на эскизе Главный Конструктор сделал пометку: «Мы мечтали об этом ещё в 1956-57 гг.» С созданием тяжёлой РН связывались надежды на осуществление не только полёта на Луну, но и дальних межпланетных перелётов.

Конструкция РН Н-1 была пятиступенчатой (!) начальным весом 2750 тонн. По проекту первые три ступени должны были выводить на траекторию полёта к Луне груз общим весом 96 тонн, включавший, кроме лунного корабля, две ступени для маневрирования у Луны, спуска на её поверхность, подъёма с неё и отлёта к Земле. Вес собственно лунного корабля, состоявшего из орбитального отсека и лунной кабины, не превышал 16 тонн.

Ракету Н-1, первое испытание которой состоялось в январе 1969 года (уже после первого облёта Луны американцами), с начала и до конца преследовали фатальные неудачи, вызванные сбоем работы двигателей. Ни один запуск Н-1 не был успешным. После катастрофы при четвёртом старте в ноябре 1972 года дальнейшие работы над Н-1 были прекращены, хотя причины аварий были выявлены и вполне подлежали устранению.

Ещё в 1966 году Челомей предложил альтернативный проект лунной экспедиции, базировавшийся на создании РН УР700 (дальнейшее, так и не осуществлённое развитие УР500, то есть «Протона»). Схема полёта по этой программе напоминала первоначальный проект американцев (от которого те потом отказались). Она предусматривала одномодульный лунный корабль, без разделения на орбитальный и взлётно-посадочный отсеки, с двумя космонавтами на борту. Однако ОКБ-52 дали «добро» только на теоретическую разработку данного проекта.

Если бы не поспешное политическое решение советского руководства, можно утверждать, что, несмотря на все технические проблемы, наши космонавты вполне реально смогли бы осуществить первый облёт Луны в 1970-1971 гг., а первую высадку на Луну – годах в 1973-1974-м.

Но в это время, после успешных полётов американцев, вожди КПСС охладели к лунной программе. Это указывает на резкое изменение их менталитета. Можно ли представить, что, сумей США опередить нас в разработке первого ИСЗ или запуске первого космонавта, советская космическая программа была бы свёрнута ещё на начальном этапе? Конечно, нет! В конце 50-х – начале 60-х гг. такое было бы невозможно!

Но в 70-е годы у лидеров КПСС были другие приоритеты. Необходимость уделить особое внимание военной составляющей служила только предлогом для свёртывания лунной программы (тем более, что начало 70-х характеризуется разрядкой международной напряжённости). Отныне престиж советской космонавтики базировался лишь на постоянно обновляемых рекордах длительности полёта. В 1974 году в результате корпоративных интриг Мишин был уволен с должности руководителя ОКБ-1. На его место пришёл Валентин Глушко, который не только прекратил все работы над Н-1, даже теоретические, но и приказал уничтожить готовые к испытаниям экземпляры этой РН.

Вопрос, вынесенный в заголовок этого раздела, вполне уместно дополнить другим: почему наши космонавты не были на Марсе? Точнее, около Марса.

Дело в том, что проект Н-1 рассчитывался как многоцелевой. Эта РН (которая планировалась лишь как первая в семействе тяжёлых носителей) разрабатывалась в перспективе не только под лунный корабль, но и под «тяжёлый межпланетный корабль» (ТМК). Данный проект предусматривал вывод КК на гелиоцентрическую орбиту, позволявшую пролететь в нескольких тысячах км от Марса и возвратиться на Землю.

Отработка СЖО такого корабля проводилась на Земле. Испытатели-добровольцы Мановцев, Улыбышев и Божко в 1967-1968 гг. провели в герметичной камере с автономной СЖО целый год. Аналогичные эксперименты значительно меньшей продолжительности начались в США лишь в 1970 году. В дальнейшем многомесячное пребывание ряда советских экипажей на «Салютах» формировало подозрения, что руководство СССР готовится к выполнению «марсианской программы». Увы, это были только домыслы. Такой программы в реальности не существовало. Работы над ТМК были прекращены одновременно с работами над Н-1.

В принципе, выполнение пилотируемого полёта вокруг Марса с возвращением на Землю было бы вполне реально для СССР уже в начале – середине 1980-х годов.

Конечно, при условии, если бы все элементы лунной программы, пригодные для использования в полёте к Марсу, продолжали развиваться и работы по ним не прекратились в 70-е годы. Моральный эффект от такого полёта был бы сравним с высадкой американцев на Луне, если не больше. Увы, позднее советское руководство в очередной раз упустило исторический шанс для великой страны…

7. Есть ли будущее у лунных экспедиций?

Для этого необходимо в первую очередь коренное изменение менталитета современной цивилизации. Несмотря на появляющиеся время от времени обещания лидеров США или руководителей нашей космонавтики организовать полёт человека на Марс, ясно, что они уже не воспринимаются обществом с таким энтузиазмом, как 40-50 лет назад обещания первых полётов в космос и на Луну. Джордж Буш-младший провозгласил задачу возвращения американцев на Луну до 2020 года и последующего полёта на Марс. К тому времени сменится уже несколько президентов, и с Буша, в случае неисполнения его «предначертаний», как говорится, взятки будут гладки.

В наше время космические исследования и покорение мировых пространств решительно сместились из приоритетов на периферию общественного интереса буквально во всех странах мира.

Это хорошо видно и по удельному весу сообщений такого рода в общем медиа-потоке. Если в советское время почти каждый гражданин СССР знал, есть ли сейчас наши космонавты на орбите и кто именно, то сейчас лишь незначительное меньшинство твёрдо знает, находятся ли в данный момент космонавты на борту Международной космической станции. Впрочем, большинство, вероятно, даже не знает, что это такое.

Между тем эффективность пилотируемых полётов для научных исследований была доказана теми же экспедициями «Аполлонов». За трое суток пребывания на Луне два астронавта успевали проделать объёмы научной работы, на порядки превышавшие те, которые провели оба наших лунохода за 15 месяцев! Программа «Аполлон» имела важное значение для научно-технического прогресса. Многие её наработки были использованы затем в самых различных проектах. Испытание новейшего оборудования в условиях дальних космических перелётов – это совершенно уникальная возможность, чреватая резким рывком вперёд во всех научно-технических сферах. Многомиллиардные затраты на программу «Аполлон» в конечном итоге полностью окупились и принесли прибыль благодаря внедрению новых технологий.

Однако, несмотря на появляющиеся время от времени проекты долговременных обитаемых станций на Луне, правительства ведущих держав мира ни по отдельности, ни вместе, не спешат раскошеливаться на подобные программы. Дело тут не только в прижимистости, но и в отсутствии амбиций. Внеземные пространства перестали волновать и притягивать людей. Человечество явно нуждается в дополнительных стимулах для активизации космического вектора своего развития.

Специально для Столетия

В июле 1969 года командовал экипажем космического корабля «Аполлон-11», главной задачей которого была первая в истории посадка на Луну. 20 июля стал первым человеком, ступившим на поверхность Луны. Ступая на поверхность Луны, Армстронг произнес историческую фразу- "Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества." Нил Армстронг и его напарник Базз Олдрин провели на поверхности Луны два с половиной часа.

Эдвин Олдрин

21 июля 1969 года по Гринвичскому времени Эдвин «Базз» Олдрин стал вторым человеком, ступившим на другое небесное тело, совершив километровую прогулку по поверхности Луны. Это был его четвёртый выход в безвоздушное пространство, чем он побил свой же предыдущий мировой рекорд. До полёта миссии «Аполлон-14» Олдрин держал также лидерство по суммарному времени выхода в открытый космос. Лидерство по количеству выходов держалось ещё дольше, до миссии «Аполлон-15». Согласно многочисленным легендам, Олдрин всегда хотел первым ступить на Луну. Многие[кто?] утверждают, что изначально ему и был обещан первый шаг, но из-за схемы расположения астронавтов в модуле пришлось всё же остановиться на Ниле Армстронге — по штатному расписанию он сидел ближе к выходу. По другим вариантам этой же истории, Армстронг получил это право из-за своей невероятной скромности. Существовует мнение, что НАСА было заинтересовано, чтобы первым человеком, который ступит на поверхность Луны будет гражданский. Так или иначе, свою долю славы Олдрин получил: официально, первыми на поверхности прозвучали слова Армстронга — «Хьюстон, говорит база в море Спокойствия. Орёл сел». Однако, сразу перед этим Базз говорил «Касание легкое … хорошо, двигатель выключен».

Чарльз Конрад

Бин Алан

Вторая экспедиция на Луну стартовала 14 ноября 1969 года, Бин Алан был пилотом лунного модуля и стал четвёртым человеком, ступившим на поверхность спутника Земли вслед за своим командиром Конрадом 19 ноября. Они провели на поверхности Луны 31 час 31 минуту и дважды выходили из лунного модуля, чтобы собрать образцы грунта, установить научную аппаратуру и произвести съёмки. Также они демонтировали некоторые фрагменты стоявшего недалеко от места посадки беспилотного аппарата «Сервейер-3», прилунившегося тремя годами ранее, и доставили их на Землю для изучения свойств материалов после длительного пребывания на Луне. На деталях были обнаружены живые земные микроорганизмы, но скептики возражали, что они были занесены после возвращения, и вопрос остался открытым. За этот полёт Бин был награждён медалью НАСА «За выдающиеся заслуги» в 1970 году.

Алан Шепард

В возрасте 47 лет, будучи к тому времени старейшим астронавтом НАСА, Алан Шепард выполнил свой второй космический полёт в качестве командира «Аполлона-14», который стал третьей успешной американской экспедицией на Луну (31 января — 9 февраля 1971 года).

Эдгар Дин Митчелл

Эдгар Дин Митчелл (англ. Edgar Dean Mitchell; род. 17 сентября 1930, Херефорд, штат Техас) — астронавт США. Митчелл был в составе экспедиции Аполлон-14, третьей высадке людей на Луну. Общая длительность пребывания лунного модуля на поверхности Луны 33 часа 24 минуты. Является шестым человеком, побывавшим на Луне.

Дэвид Скотт

Дэвид Рэндольф Скотт (англ. David Randolph Scott; род. 6 июня 1932, Сан-Антонио, Техас) — астронавт НАСА, был одним из третьей группы астронавтов, названных НАСА в октябре 1963 года, и командиром космического корабля «Аполлон-15». Является одним из 12 человек, побывавших на Луне. Суммарно совершил 5 выходов в безвоздушное пространство, поставив тем самым мировой рекорд, который продержался 13 лет. Разместил в 1971 году на поверхности Луны композицию «Павший астронавт», которая с тех пор и поныне остаётся единственной художественной инсталляцией на Луне.

Джеймс Ирвин

Свой полёт в космос Ирвин совершил в качестве пилота лунного модуля «Аполлона-15». Участвовал в четвёртой высадке людей на Луну. Общая длительность пребывания лунного модуля на поверхности Луны — 66 часов 55 мин. Являлся восьмым человеком, побывавшим на Луне, и первым ушедшим из жизни среди тех, кто ступал на лунную поверхность. В 1971 году Ирвин был награждён медалью НАСА «За выдающиеся заслуги». После экспедиции на Луну, 27 октября 1971 года на космодроме в Хьюстоне перед 50 тысячами баптистов объявил, что на Луне «постоянно чувствовал связь с Богом, ощущал его присутствие гораздо сильнее, чем это было на Земле», стал проповедником и основал миссию «Высокий полёт» (др. вариант перевода — «Парить в воздухе»), которую возглавил вместе со своей женой Мэри.

Джон Янг

В четвёртом полёте, 16—27 апреля 1972 года, Джон Янг выполнял роль командира «Аполлона-16». Это была пятая экспедиция по программе «Аполлон» с высадкой на поверхность Луны. 20 апреля 1972 года Джон Янг ступил на поверхность Луны (за этот полёт Янг получил вторую медаль «За выдающиеся заслуги»). Он стал вторым (после Ловелла) человеком из трёх, дважды летавших к Луне, но при этом первым, кто при втором полёте удачно на неё высадился.

Чарльз Дьюк

В апреле 1966 года Чарльз Дьюк стал одним из 19 человек, отобранных в пятую группу астронавтов НАСА. В 1969 он работал в группе обеспечения полёта «Аполлона-10». Во время экспедиции «Аполоона-11» Дьюк выпонял роль оператора связи с экипажем (англ. Capsule Communicator, CAPCOM).

Он был в составе экспедиции «Аполлон-16», пятой высадке людей на Луну. Общая длительность пребывания лунного модуля на поверхности Луны — 71 час 2 мин.

Харрисон Шмитт

Был в составе экспедиции «Аполлон-17», шестой высадке людей на Луну. Общая длительность пребывания лунного модуля на поверхности Луны — 75 часов 1 мин. В 1973 году Шмитт был награждён медалью НАСА «За выдающиеся заслуги».

Юджин Сернан

В настоящее время Юджин Сернан является последним человеком, стоявшим на поверхности Луны (14 декабря 1972 года). Последние слова, сказанные человеком на Луне, принадлежат Сернану:«Боб, говорит Джин, я на поверхности, и, делая последний шаг человека с поверхности [Луны], возвращаясь домой, чтобы когда-нибудь вернуться — но, мы верим, в не очень далёком будущем — я бы просто хотел [сказать] то, что, я думаю, останется в истории. Что сегодняшний вызов Америки определил будущие судьбы человечества. И, покидая Луну в [районе] Таурус-Литтров, мы уходим так же как и пришли и, с Божьей помощью, вернёмся — с миром и надеждой для всего человечества. Удачи экипажу „Аполлона-17“». 8:14:00 UTC, 14 декабря 1972.

На поверхности Луны начертал инициалы своей дочери.

МОСКВА, 20 июля - РИА Новости. Прославленный космонавт Алексей Леонов, лично готовившийся к участию в советской программе освоения Луны, опроверг многолетние слухи, что американские астронавты не были на Луне, а кадры, транслировавшиеся по телевидению во всем мире, якобы смонтированы в Голливуде.

Об этом он рассказал в интервью РИА Новости в преддверии 40-летия отмечаемой 20 июля первой в истории человечества высадки астронавтов США Нейла Армстронга и Эдвина Олдрина на поверхность спутника Земли .

Так были или не были американцы на луне?

"Всерьез верить в то, что американцы не были на Луне, могут только абсолютно невежественные люди. И, к сожалению, вся эта нелепая эпопея о якобы сфабрикованных в Голливуде кадрах, началась именно с самих американцев. Кстати, первый человек, который начал распространять эти слухи, был посажен в тюрьму за клевету", - отметил в этой связи Алексей Леонов.

Откуда пошли слухи?

"А началось все с того, что когда на праздновании 80-летия знаменитого американского кинорежиссера Стенли Кубрика, создавшего по книге фантаста Артура Кларка свой блестящий фильм "Одиссея 2001 года" журналисты, встретившиеся с женой Кубрика, попросили рассказать о работе ее мужа над фильмом в студиях Голливуда. И она честно сообщила, что на Земле есть всего два реальных лунных модуля - один в музее, где никогда никаких съемок не велось, и даже запрещено ходить с фотоаппаратом, а другой находится в Голливуде, где для развития логики происходящего на экране и производились досъемки высадки американцев на Луну", - уточнил советский космонавт.

Зачем применялась студийная досъемка?

Алексей Леонов пояснил, что для того, чтобы зритель смог видеть на киноэкране развитие происходящего от начала до конца, в любом кино применяются элементы досъемки.

"Нельзя же, например, было снять реальное открытие Нейлом Армстронгом люка спускаемого корабля на Луне - с поверхности это же просто некому было снять! По той же причине нельзя было снять и спуск Армстронга на Луну по лесенке из корабля. Вот эти моменты, действительно доснятые Кубриком в студиях Голливуда для развития логики происходящего, и положили начало многочисленным сплетням о том, что вся высадка якобы была смоделирована на съемочной площадке", - объяснил Алексей Леонов.

Где начинается правда и заканчивается монтаж

"Реальная съемка началась, когда Армстронг, впервые ступивший на Луну, немного освоился, установил остронаправленную антенну, через которую осуществлялась трансляция на Землю. Его напарник Базз Олдрин тогда уже тоже вышел из корабля на поверхность и начал снимать Армстронга, а тот в свою очередь снимал его перемещение по поверхности Луны", - уточнил космонавт.

Почему американский флаг развевался в безвоздушном пространстве луны?

"Приводят аргумент, что вот флаг американский на Луне развевался, а не должен бы. Флаг действительно не должен развеваться - ткань применялась с довольно жесткой армированной сеткой, полотнище было скручено в трубочку и заправлено в чехол. Астронавты взяли с собой гнездо, которое сначала вставили в лунные грунт, а затем воткнули в него древко флага, и уже потом сняли чехол. И вот когда сняли чехол, полотнище флага в условиях пониженной гравитации стало разворачиваться, а остаточная деформация пружинистой армированной сетки создала впечатление, что флаг полощется, как на ветру", - объяснил "феномен" Алексей Леонов.

"Рассуждать же о том, что весь фильм был снят на Земле - просто нелепо и смешно. В США имелись все необходимые системы, которые отслеживали сам старт ракеты-носителя, разгон, коррекцию орбиты полета, облет Луны спускаемой капсулой и ее приземление", - заключил прославленный советский космонавт.

К чему привела "лунная гонка" две космические сверхдержавы

"Мое мнение - это самое лучшее соревнование в космосе, которое когда-либо осуществляло человечество. "Лунная гонка" между СССР и США - достижение высочайших вершин науки и техники", - считает Алексей Леонов.

По его словам, после полета Юрия Гагарина президент США Кеннеди, выступая в Конгрессе, заявил, что американцы просто поздно подумали о том, какого триумфа можно достигнуть, запустив человека в космос, и поэтому русские триумфально стали первыми. В послании Кеннеди было четко обозначено: в течение десяти лет высадить человека на Луну и благополучно вернуть его обратно на Землю.

"Это был очень верный шаг великого политика - он объединил и сплотил для достижения этой цели американскую нацию. Были задействованы также огромные по тем временам средства - 25 миллиардов долларов, на сегодняшний день, это, пожалуй, все пятьдесят миллиардов. Программа предусматривала облет Луны, затем полет Тома Стаффорда до точки зависания и выбора площадки под посадку на "Аполло-10". Отправка "Аполло-11" предусматривала уже непосредственную посадку Нэйла Армстронга и Бэзза Олдрина на Луну. Майкл Коллинз при этом оставался на орбите и ждал возвращения товарищей", - рассказал Алексей Леонов.

Было сделано 18 кораблей типа "Аполло" для подготовки высадки на Луну - вся программа была реализована великолепно, кроме "Аполло-13" - с точки зрения инженерной ничего особенного там не произошло, просто вышел из строя, а точнее, взорвался один из топливных элементов, энергетика ослабла, и поэтому было принято решение не садиться на поверхность, а облететь Луну и вернуться на Землю.

Алексей Леонов отметил, что в памяти американцев остались лишь первый облет Луны Фрэнком Борманом, затем посадка Армстронга и Олдрина на Луну и история с "Аполло-13". Эти достижения сплотили американскую нацию и заставили каждого человека сопереживать, ходить со "скрещенными пальцами" и молиться за своих героев. Последний полет серии "Аполло" также был чрезвычайно интересен: американские астронавты уже не просто ходили по Луне, а ездили по ее поверхности на специальном луномобиле, делали интересные съемки.

На самом деле был пик холодной войны, и в этой обстановке американцы после успеха Юрия Гагарина просто обязаны были выиграть "лунную гонку". У СССР была тогда и своя лунная программа, и мы ее тоже реализовывали. К 1968 году она уже два года существовала, и были даже сформированы экипажи наших космонавтов для полета к Луне.

О цензуре на достижения человечества

"Запуски американцев в рамках лунной программы транслировались по телевидению, и только две страны в мире - СССР и коммунистический Китай - не стали передавать в эфир эти исторические кадры своим народам. Я и тогда считал, и теперь считаю - зря, мы просто обворовали свой народ, полет на Луну - достояние и достижение всего человечества. Американцы же смотрели старт Гагарина, выход в космос Леонова - почему советский народ не мог это видеть?!", - сокрушается Алексей Леонов.

По его словам, ограниченная группа советских космических специалистов эти запуски смотрели по закрытому каналу.

"У нас на Комсомольском проспекте была военная часть 32103, которая обеспечивала космическую трансляцию, так как ЦУПа в Королеве тогда еще не было. Видели мы, в отличие от всех остальных людей в СССР, и высадку Армстронга и Олдрина на Луну, транслировавшуюся США на весь мир. Американцы выставили на поверхности Луны телевизионную антенну, и все, что они там делали, передавали через телекамеру на Землю, было также сделано несколько повторов этих телеэфиров. Когда Армстронг встал на поверхность Луны, и все в США захлопали, мы здесь, в СССР, советские космонавты, тоже скрестили пальцы на удачу, и искренне желали ребятам успеха", - вспоминает советский космонавт.

Как проходила реализация советской лунной программы

"В 1962 году вышло постановление, подписанное лично Никитой Хрущевым, о создании космического корабля для облета Луны и применения для этого запуска ракеты-носителя "Протон" с разгонным блоком. В 1964 году Хрущев подписал программу о том, чтобы СССР осуществил в 1967 году облет, а в 1968 году - высадку на Луну и возвращение на Землю. А в 1966 году было уже постановление о формировании лунных экипажей - была сразу набрана группа для посадки на Луну", - напомнил Алексей Леонов.

Первый этап облета спутника Земли должен был быть осуществлен с помощью выведения лунного модуля Л-1 ракетой-носителем "Протон", а второй этап - посадка и возвращение обратно - на гигантской и мощнейшей ракете Н-1, оснащенной тридцатью двигателями общей тягой 4,5 тысячи тонн при весе самой ракеты около 2 тысяч тонн. Однако даже после четырех пробных пусков эта сверхтяжелая ракета так и не полетела штатно, поэтому от нее пришлось в конечном итоге отказаться.

Королев и глушко: антипатия двух гениев

"Были и другие варианты, например, с использованием 600-тонного двигателя разработки гениального конструктора Валентина Глушко, однако Сергей Королев от него отказался, так как он работал на высокотоксичном гептиле. Хотя, на мой взгляд, не в этом была причина - просто два лидера, Королев и Глушко - не могли и не хотели работать вместе. В их отношениях были свои проблемы сугубо личного характера: Сергей Королев, например, знал, что Валентин Глушко в свое время написал на него донос, в результате которого он был осужден на десять лет. Выйдя на свободу Королев об этом узнал, а вот Глушко не знал, что он об этом знает", - рассказал Алексей Леонов.

Маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества

Корабль НАСА "Аполлон-11" 20 июля 1969 года с экипажем из трех астронавтов: командир Нейл Армстронг, пилот лунного модуля Эдвин Олдрин и пилот командного модуля Майкл Коллинз - стал первым, достигшим Луны, в космической гонке СССР и США. Американцы не преследовали исследовательских задач в этой экспедиции, цель ее была проста: совершить посадку на спутнике Земли и успешно вернуться.

Корабль состоял из лунного модуля и командного, остававшегося в ходе миссии на орбите. Таким образом, из трех астронавтов побывали на Луне только двое: Армстронг и Олдрин. Им предстояло прилуниться, собрать образцы лунного грунта, сфотографироваться на спутнике Земли и установить несколько приборов. Однако главной идеологической составляющей путешествия все-таки стало водружение на луне американского флага и проведение сеанса видеосвязи с Землей.

За запуском корабля наблюдали президент США Ричард Никсон и ученый-создатель германской ракетной техники Герман Оберт. На космодроме и смонтированных смотровых площадках за стартом наблюдали в общей сложности около миллиона человек, а телетрансляцию, по заявлениям американцев, смотрели во всем мире более миллиарда человек.

"Аполлон-11" стартовал к луне 16 июля 1969 года в 13.32 по Гринвичу и вышел на лунную орбиту через 76 часов. Командный и лунный модули были расстыкованы примерно через 100 часов после старта. Несмотря на то, что НАСА предполагало посадку на поверхность Луны в автоматическом режиме, Армстронг, как командир экспедиции, принял решение сажать лунный модуль в полуавтоматическом режиме.

Лунный модуль прилунился в Морю Спокойствия 20 июля в 20 часов 17 минут 42 секунды по Гринвичу. Армстронг спустился на поверхность Луны 21 июля 1969 года в 02 часа 56 минут 20 секунд по Гринвичу. Всем известна фраза, которую он произнес, ступив на Луну: "Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества".

Через 15 минут на Луну вышел и Олдрин. Астронавты собрали необходимое количество материалов, разместили приборы и установили телевизионную камеру. После этого они в поле зрения камеры установили американский флаг и провели сеанс связи с президентом Никсоном. Астронавты оставили на Луне памятную табличку со словами: "Здесь люди с планеты Земля впервые ступили на Луну. Июль 1969 года новой эры. Мы пришли с миром от имени всего Человечества".

Олдрин пробыл на Луне около полутора часов, Армстронг - два часа десять минут. На 125-м часу миссии и 22-м часу пребывания на Луне лунный модуль стартовал с поверхности спутника Земли. Экипаж приводнился на голубой планете примерно через 195 часов после начала миссии, вскоре астронавтов подобрал подоспевший авианосец.

Первыми из землян на Луну высадились американские астронавты Нил Армстронг и Базз Олдрин.

Расскажем о них.

Нил Олден Армстронг

Нил О́лден А́рмстронг (19300805) - американский астронавт НАСА (Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства) , лётчик-испытатель, космический инженер, профессор университета, военно-морской лётчик США, первый человек, ступивший на Луну 21 июля 1969 г. в ходе лунной экспедиции корабля «Аполлон-11».

Начальная биография

Нил Армстронг родился в 1930 г. в городе Уапаконета, штат Огайо в семье аудитора правительства штата. У него шотландско-ирландское и немецкое происхождение. В связи с работой отца семья часто переезжала из города в город, пока не осела в Уапаконете в 1944 году. Нил был активным участником движения бойскаутов Америки, а в 1947 г. начал изучать авиационную промышленность в Университете Пердью. Оплату его обучения в колледже взяло на себя государство, а взамен Нил обязывался отслужить 3 года в армии после двух лет обучения. По окончании Университета получил степень бакалавра наук по авиационной технике. А в 1070 г. получил степень магистра наук по аэрокосмической технике в Университете Южной Калифорнии.

Путь в космос

Служил в ВМС США в Льюисском исследовательском центре лётчиком-испытателем, испытывал реактивные самолёты. Принимал участие в Корейской войне, совершил 78 боевых вылетов на истребителе-бомбардировщике и был один раз сбит. Был награжден: Авиационная медаль и две Золотые звезды.

В 1958 г. был зачислен в группу, в которой готовились к полетам на экспериментальном ракетоплане, в 1960 г. состоялся его первый полет. А всего он совершил 7 полетов, но вскоре разочаровался в этих полетах и ушел их группы. Но уже в сентябре 1962 г. был зачислен во 2-ой набор астронавтов НАСА.

Первый космический полет

Первый полет Армстронга состоялся в марте 1966 г.: он был командиром экипажа космического корабля «Джемини-8». Он и астронавт Дэвид Скотт осуществили первую стыковку двух космических кораблей (с беспилотной ракетой-целью «Аджена»). Полёт был прерван досрочно из-за серьёзного сбоя в работе системы двигателей ориентации корабля, который угрожал жизни астронавтов.

Второй космический полет на Луну

В июле 1969 г. Армстронг командовал экипажем космического корабля «Аполлон-11», задачей которого была первая в истории посадка на Луну. 20 июля он стал первым человеком, ступившим на поверхность Луны. Об этом полете читайте на нашем сайте: Первый полет на Луну . Армстронг и Базз Олдрин провели на поверхности Луны два с половиной часа.

Посещение СССР

В 1970 г. Нил Армстронг посетил СССР: был в Ленинграде на конференции Комитета по космическим исследованиям (КОСПАР) при Международном совете по науке. После окончания конференции он в сопровождении космонавтов Георгия Берегового и Константина Феоктистова посетил Новосибирск, а затем Москву, где выступил в Академии наук ССС. Позже Армстронг рассказал корреспондентам, что наиболее трогательными и волнующими для него в ходе всего пребывания были встречи с Валентиной Гагариной и Валентиной Комаровой, вдовами погибших космонавтов.

После окончания космической деятельности

Армстронг оставил работу в NASA в 1971 году, до 1979 г. преподавал в Университете Цинциннати, был членом Национального комитета по космонавтике, вице-председателем следственной комиссии, изучавшей обстоятельства гибели шаттла «Челленджер». Занимался бизнесом.

В 1999 году принял участие в телевизионном проекте «BBC: Планеты» в качестве эксперта.

7 августа 2012 г. Армстронгу была сделана операция аортокоронарного шунтирования. Но из-за возникших после операции осложнений он скончался 25 августа 2012 г.

Замечательное заявление в связи с его смертью сделала его семья, оно заканчивалось словами: «…к тем, кто, возможно, спросит, как они могут отдать дань уважения Нилу, у нас есть простая просьба. Почтите пример служения, достижений и скромности, который он подал. А в следующий раз, когда погожим вечером вы выйдете на улицу и увидите Луну, улыбающуюся вам, подумайте о Ниле Армстронге и подмигните ему».

А астронавт Майкл Коллинз сказал очень просто: «Он был лучшим, и мне его будет страшно не хватать».

Базз Олдрин

Базз Олдрин (Эдвин Юджин Олдрин-младший) - американский авиационный инженер, полковник ВВС США в отставке и астронавт НАСА. Участник Корейской войны. Выполнял обязанности пилота лунного модуля корабля миссии «Аполлон-11», совершившего первую в истории пилотируемую посадку на Луну. 21 июля 1969 г. он стал вторым человеком, ступившим на поверхность Луны , после командира миссии Нила Армстронга.

Ранняя биография

Эдвин Олдрин родился в 1930 г. в небольшом городке Глен Ридж, штат Нью-Джерси в семье офицера Эдвина Юджина Олдрина-старшего. Род Олдринов имеет шотландские, шведские и немецкие корни. После окончания в 1946 г. средней школы в городе Монклэр поступил в Военную академию США в Вест-Пойнте. Прозвище «Buzz» возникло у Олдрина ещё в детстве: его младшая сестра не могла выговорить слово «brother» («брат») и сокращала его до «buzzer», а затем и вообще «buzz». В 1988 г. Олдрин официально сменил своё имя на Базз.

После окончания в 1951 г. Военной академии получил степень бакалавра технических наук. В том же году поступил на военную службу в ВВС США, прошел лётную подготовку в качестве лётчика-истребителя. В 1953 г. принимал участие в Корейской войне в качестве пилота самолёта F-86 «Sabre». Выполнил 66 боевых вылетов и сбил два самолёта МиГ-15.

Путь в космос

В октябре 1963 г. Олдрин вошёл в состав третьей группы астронавтов НАСА.

Первый полет

Впервые отправился в космос в качестве пилота корабля «Джемини-12» с 11 по 15 ноября 1966 г. (командиром корабля был Джеймс Ловелл, впоследствии командир героического полета «Аполлон-13»). Это был последний полёт корабля серии «Джемини», за время которого он сделал 59 оборотов вокруг Земли.

Основной целью полёта являлось сближение и стыковка с мишенью «Аджена-XII», поднятие её на орбиту высотой 555,6 км и выход в открытый космос. Второстепенные задачи: 14 различных экспериментов, отработка стыковочных манёвров и автоматическая посадка. Олдрин совершил три успешных выхода в открытый космос, в ходе которых отрабатывались навыки перемещения и выполнения различных работ, а также в одном из выходов был присоединён трос к корпусу «Аджены». С помощью присоединённого троса была проведена гравитационная стабилизация связки «Джемини-Аджена». Длительность выхода составила 5 часов 30 мин. Этот полёт доказал, что астронавты могут эффективно работать в открытом космосе. Олдрин стал первым человеком, трижды выходившим в открытый космос.

В последующие годы дважды был дублером экипажей.

Второй полет

В январе 1969 г. Олдрин был назначен пилотом лунного модуля корабля «Аполлон-11». 21 июля 1969 г. Эдвин «Базз» Олдрин стал вторым человеком, ступившим на другое небесное тело, совершив километровую прогулку по поверхности Луны. Это был его четвёртый выход в безвоздушное пространство, чем он побил свой же предыдущий мировой рекорд.

Базз Олдрин - сторонник пресвитерианской церкви. После прилунения он сообщил на Землю: «Хочу воспользоваться возможностью и попросить всех, кто меня слышит, обдумать события последних часов и вознести благодарность наиболее приемлемым для каждого способом». Тогда же Олдрин, пользуясь правами старейшины пресвитерианской церкви, провел краткую частную службу с причастием.

После НАСА

Завершив карьеру в НАСА в июле 1971 г., Олдрин стал руководителем Школы лётчиков-испытателей ВВС США на базе ВВС Эдвардс в Калифорнии. В марте 1972 г., после 21 года службы в ВВС, Олдрин ушёл в отставку. Напряжение при подготовке к полёту и потрясение от самого факта высадки на Луну оказали на Олдрина негативное воздействие. Цели, сопоставимой с полётом на Луну, больше не было. У него началась депрессия, и он начал понемногу пить. В результате ему пришлось лечь на лечение в госпиталь Сан-Антонио. Его автобиографические книги «Возвращение на Землю» и «Великолепное опустошение», опубликованные соответственно в 1973 и в 2009 гг., рассказывают о его борьбе с клинической депрессией и алкоголизмом в первые годы после ухода из НАСА. Его жизнь значительно изменилась, когда он в 1987 г. женился в третий раз на Лойс Кэннон.

После ухода из НАСА он по-прежнему занимается пропагандой освоения космоса. В 1972 г. основал консалтинговую компанию и стал её президентом. В 1985 г. стал профессором Центра аэрокосмической науки при Университете Северной Дакоты. В 1996 г. основал компанию в городе Лагуна-Бич и является её президентом.

Он видит целью НАСА в ближайшие два десятилетия возвращение на Луну, а затем полёт на Марс.