Фандорин биография. Приключения эраста фандорина

Эраст Петрович родился 8 января 1856 года в старинной дворянской семье. Мать мальчика умерла во время родов. Поэтому, то ли с досады, то ли в насмешку над горькой судьбой отец, Петр Исаакиевич, оплакивая жену Елизавету, назвал мальчика Эрастом (в известной сентиментальной повести Карамзина «Бедная Лиза» героиню Лизу погубил юноша Эраст). Имя Лиза (Елизавета, Лизанька) стало роковым для Эраста Петровича. Детство и юность Эраста Петровича прошли в достатке, он получил хорошее домашнее и гимназическое образование. От бонны-англичанки мальчик в совершенстве перенял английский язык, а гимназическое образование включало в себя французский и немецкий языки. (Впоследствии Эраст Петрович освоил турецкий и болгарский языки во время участия в русско-турецкой войне, японский - во время пребывания в должности вице-консула Российской Империи в Йокогаме, Япония. В возрасте пятидесяти лет планировал выучить китайский и арабский языки, но осуществил ли эти планы - неизвестно. К пятидесяти одному году освоил испанский, а к возрасту пятидесяти двух - итальянский языки.) Но любовь Петра Исаакиевича Фандорина к азартным играм, а также различным экономическим «прожэктам», привела в итоге к разорению семьи. Петр Исаакиевич не выдержал удара судьбы и умер от сердечного приступа, не оставив сыну совершенно никаких средств к существованию. Как следствие, Фандорин не имел возможности получить высшее образование и поступить в университет и был вынужден сам себя содержать, для чего поступил на службу. Интерес ко всему, что связано с расследованием преступлений, привел его в московское полицейское управление. Его первым начальником и наставником стал следственный пристав Ксаверий Феофилактович Грушин.

Служа в 1876 году в чине коллежского регистратора, Фандорин занимает должность письмоводителя в сыскном управлении и волей случая оказывается вовлечен в расследование загадочного самоубийства студента Московского Университета, обернувшееся разоблачением таинственной и могущественной организации «Азазель». Фандорину удаётся распутать дело «Азазеля», в результате чего он поступает на службу в Третье отделение личной канцелярии Императора. В ходе расследования Эраст Петрович выясняет, что Фортуна, столь немилостивая к его родителю, наделила его способностью выигрывать всегда и во все игры, связанные с азартом и риском (карты, кости, лотереи и т. д.). Также Эраст Петрович приобретает привычку нумеровать все факты («это раз», «это два», «это три» и т. д.). Кроме того, он знакомится с 17-летней Елизаветой (Лизанькой) Александровной фон Эверт-Колокольцевой, которая становится его женой. Однако в результате покушения на Эраста Петровича, совершенного в день свадьбы, Лизанька трагически погибает сразу после венчания. Это событие приводит к тому, что Фандорин приобретает две характерные черты - седые виски и легкое заикание (следствие контузии, полученной в финале романа «Азазель»). Кроме того, потрясение от смерти жены оказывается столь велико, что Фандорин утрачивает большую часть присущей ему эмоциональности (по выражению автора - «становится эмоциональным инвалидом»), Эраста Петровича основательно «подмораживает».

1876-1878 годы. Балканы, Османская империя. Впав в отчаяние после гибели любимой, Эраст Петрович отправляется на Балканы как сербский волонтёр. Фандорин участвует в Русско-турецкой войне. На его долю выпадут и тяжелые бои, и плен (что отрицательно скажется на его репутации в Японии), и тяжелая контузия. Выиграв в нарды у Видинского губернатора свободу, он направляется в ставку российского Главнокомандующего, так как ему известны сведения чрезвычайной важности. По дороге он встречает «современную женщину» Варвару Андреевну Суворову. Вместе им придется заняться поисками турецкого шпиона Анвара-эфенди, находящегося, по некоторым данным, в русской Ставке. Описано в романе «Турецкий гамбит».

После успешного завершения дела «Турецкий гамбит» Фандорин, несмотря на головокружительные предложения шефа жандармского управления, просит назначить его служить «куда подальше» и получает назначение секретарем посольства в Японию. В Японии Фандорин прослужит с1878 по 1882, там же (фактически, в первый день пребывания) обретёт своего незаменимого слугу и друга Масу.

1878 год. По пути к месту службы Фандорин раскрыл серию таинственных убийств, имевших место в Париже и на корабле «Левиафан», имел мимолётный роман в Индии с одной из пассажирок, послуживший причиной задержки его прибытия в Японию; и получил подарок, от которого не смог отказаться - огромные и неудобные напольные часы в виде Биг-Бена. Они спасли ему жизнь, свалившись во время качки на море на голову покушавшейся на него особы.

1878 год. Иокогама, Япония. Буквально с первых минут после прибытия в Страну восходящего солнца Фандорин опять оказывается вовлечен в политико-криминальную интригу, участниками которой становятся и виднейшие японские политики, и бандиты из притонов Йокогамы, и таинственные ниндзя-синоби. Фандорин обретает дружбу и преданность бывшего разбойника Масахиро Сибаты, чью жизнь и честь (которая ценилась Масой больше жизни) спасла знаменитая фандоринская удача в азартных играх. Масахиро, получивший прозвище Маса, становится отныне камердинером Фандорина и его верным спутником во всех приключениях. Кроме того, он встречает прекрасную куртизанку О-Юми (настоящее имя Мидори). Между Мидори и Фандориным вспыхивает страсть, которой, казалось бы, удалось растопить ту корку льда, которой покрылось сердце Эраста Петровича после смерти Лизаньки. Мидори оказывается дочерью последнего главы древнего клана синоби Момоти Тамбы. Благодаря Момоти Фандорин знакомится с навыками искусств ниндзя. Благодаря Мидори, Масе и Момоти Фандорин распутывает клубок интриг и карает главного акунина (злодея). Но, по роковому стечению обстоятельств, Мидори приходится пожертвовать своей жизнью ради спасения Эраста (в итоге выясняется, что О-Юми осталась жива, и даже родила ему внебрачного сына, но все это останется навсегда тайной для Фандорина). После «гибели» Мидори Фандорин окончательно закрывает свое сердце и отдает всего себя изучению искусства «крадущихся» - синоби. Его наставником становится Момоти Тамба. Этот период жизни Эраста Петровича освещается в во втором томе романе «Алмазная колесница».

1881 год. Иокогама. Япония. Фандорин расследует небольшое дело об оборотне. Описано в рассказе «Сигумо» (сборник «Нефритовые четки»).

1882 год. Москва. Россия. Фандорин возвращается из Японии, и, вступив в должность чиновника по особым поручениям при московском генерал-губернаторе, расследует убийство своего боевого товарища Михаила Соболева. В ходе расследования Эрасту Петровичу придется ещё раз соприкоснуться с делом «Азазеля». Этим событиям посвящена книга «Смерть Ахиллеса».

1882 год. Москва. Россия. Эраст Фандорин раскрывает загадочное исчезновение одной из сестер Каракиных, наследниц громадного состояния. Описано в рассказе «Table-talk» («Нефритовые чётки»).

1882 год. Москва. Россия. Фандорин расследует обстоятельства пропажи старинного китайского веера с иероглифами инь и ян, обладающего, по преданию, волшебными свойствами. Описано в пьесе «Инь и ян».

1883 год. Москва. Фандорин расследует убийство богатейшего предпринимателя Леонарда фон Мака. В ходе расследования Эраст Петрович вынужден выдавать себя за студента Института инженеров путей сообщения. Именно тогда появляется знаменитый портрет Фандорина в мундире инженера-путейца. Описано в рассказе «Из жизни щепок» («Нефритовые чётки»).

1884 год. Москва. Россия. Фандорин раскрывает убийство торговца антикварным товаром Пряхина. В ходе расследования Фандорин находит старинные нефритовые чётки, некогда принадлежавшие китайскому мудрецу Те Гуанцзы. Эти чётки будут помогать Фандорину на протяжении всей жизни обрести «внерациональное озарение». Позже чётки перейдут по наследству к его сыну Александру и внуку Николасу. Рассказ «Нефритовые чётки» из одноимённого сборника.

1886 год. Москва. Россия. Эрасту Петровичу противостоит изобретательный мошенник по прозвищу Момус, который не раз успешно обводит Фандорина вокруг пальца. В ходе этого расследования у Фандорина появляется новый помощник - мелкий чиновник Анисий Тюльпанов. Описано в повести «Пиковый валет» (сборник «Особые поручения»).

1888 год. Пахринский уезд Московской губернии. Россия. Фандорин и Анисий Тюльпанов сталкиваются с таинственным преданием о Скарпее Баскаковых, непостижимым образом связанным со смертью последней из Баскаковых, богатой землевладелицы Софьи Константиновны. Эраст Петрович знакомится с молодой красавицей Ангелиной Крашенинниковой. Между ними начинается роман. Описано в рассказе «Скарпея Баскаковых» (сборник «Нефритовые чётки»).

1889 год. Москва. Россия. Фандорин занят расследованием дела маньяка-убийцы по прозвищу «Декоратор», оказавшегося впоследствии самим Джеком Потрошителем. В ходе этого расследования героически погибает Анисий Тюльпанов. Понимая сложность остановить маньяка законными методами, Эраст Петрович собственноручно казнит Декоратора. После этого Ангелина Крашенинникова не может более жить с Фандориным и уходит в монастырь. Описано в повести «Декоратор» (сборник «Особые поручения»).

1890 год. Москва, Санкт-Петербург. Россия. Фандорин раскрывает замысел двух убийств, которые, на первый взгляд, совершенно не кажутся убийствами, тем более связанными между собой. Описано в рассказе «Одна десятая процента» (сборник «Нефритовые чётки»).

1891 год. Москва. Россия. Эраст Фандорин, которому покровительствует генерал-губернатор Долгорукий, готовится занять должность московского обер-полицмейстера. Но планам Фандорина и его патрона мешает неожиданное и дерзкое убийство генерала Храпова. Убийство совершено террористической Боевой Группой под руководством человека по кличке Грин. Если преступление не будет раскрыто в кратчайшие сроки, то князю Долгорукому грозит скорейшая отставка. Эраст Петрович начинает расследование. Но дело осложняется множеством обстоятельств. Во-первых, из Петербурга прибывает вице-директор Департамента полиции по политическим делам князь Пожарский, выдающийся следователь, но при этом приверженец петербургской партии противников Долгорукого. Во-вторых, у Фандорина начинается стремительный роман с непредсказуемой поклонницей социалистов (и по совместительству дочерью богатейшего банкира) Эсфирью Литвиновой. В-третьих, вскоре выясняется, что у террористов есть осведомитель среди лиц, расследующих убийство Храпова. Эраст Петрович раскрывает убийство Храпова и вычисляет предателя, что приводит к уничтожению Боевой Группы и Грина. Но факты, вскрывшиеся в результате фандоринского расследования, бросают тень на высшее руководство Империи. Кроме того, не удаётся сохранить свой пост князю Долгорукому. В результате конфликта с новым генерал-губернатором, братом Императора, Великим князем Симеоном Александровичем, Фандорин вынужден покинуть Россию. Описано в романе «Статский советник».

1891 год. Бристоль. Великобритания. Эраст Петрович - изгнанник с весьма ограниченными средствами. Указанное обстоятельство приводит к тому, что он вынужден снимать скромную квартирку у некой мисс Палмер. Старая дева и настоящая леди - она оказывается на редкость проницательной особой, имеющей определённую склонность к расследованию разного рода загадок. В итоге Фандорин и его квартирная хозяйка раскрывают загадочное исчезновение престарелого лорда Беркли, а также успешно возвращают похищенное колье «Млечный путь». Фандорин осознаёт, что его аналитические способности могут стать неплохим способом заработать себе на жизнь. Описано в рассказе «Чаепитие в Бристоле» (сборник «Нефритовые чётки»).

1894 год. Вайоминг. США. Эраст Фандорин по приглашению полковника Мориса Старра (выходца из России Маврикия Христофоровича Старовоздвиженского) прибывает на Дикий Запад для расследования загадочных событий, связанных с появлением в местечке под название «Дрим Вэлли» («Долина Мечты») банды Черных Платков. В ходе расследования Эрасту Петровичу придётся столкнуться с индейцами, поселенцами-мормонами, русскими поселенцами из коммуны «Луч света», таинственным всадником без головы, лихими ковбоями, а также познакомиться с очаровательной мисс Каллиган, встреча с которой станет одним из самых захватывающих приключений Фандорина. Описано в повести «Долина мечты» (сборник «Нефритовые чётки»).

1896 год. Москва. Россия. Во время коронации Императора Николая Второго, преступник международного масштаба доктор Линд совершает дерзкое похищение одного из кузенов императора - малолетнего Мики (Михаила Георгиевича). Лишь благодаря чудом подоспевшему Эрасту Петровичу, преследовавшему своего «старого знакомого» Линда, предотвращено похищение княжны Ксении Георгиевны. Но в качестве выкупа за мальчика доктор Линд требует ни много ни мало бриллиант «Орлов», знаменитую реликвию дома Романовых. Эраст Фандорин получает чрезвычайные полномочия от членов императорской фамилии для спасения ребёнка, обезвреживания Линда и сохранения «Орлова». В ходе расследования невольным помощником статского советника в отставке становится великокняжеский дворецкий Афанасий Зюкин, а также гувернантка похищеного мальчика мадемуазель Деклик. Кроме того, у Фандорина вспыхивает короткий безумный роман с Великой княжной Ксенией Георгиевной. Коронные регалии будут сохранены, Линд разоблачен и убит… Но спасти Мику не удастся. Вдобавок ненависть Великого князя Симеона Александровича к Фандорину вынудит последнего вновь покинуть Россию. Описано в романе «Коронация, или Последний из Романов».

1897 год. Вологодская губерния. Россия. Под именем купца Эраста Петровича Кузнецова Фандорин тайно прибывает в Россию. Цель визита связана исключительно с дорогим сердцу Фандорина событием - торжеством прогресса, выразившимся в знаменитой Всеобщей переписи населения, в частности старообрядческого русского севера. Однако вскоре от переписи Фандорина отвлекает череда жутких самоубийств среди старообрядцев. Эраст Петрович не может остаться в стороне, вместе с новыми знакомыми он решает остановить эпидемию смертей, так как с каждым следующим разом количество самоубийц возрастает. Фандорин должен вычислить и остановить того, кто подбивает людей на страшнейший из грехов, кто сеет смерть везде, куда ступит его нога. Описано в повести «Перед концом света» (сборник «Нефритовые чётки»).

1899 год. Замок Во-Гарни. Остров Сен-Мало. Франция. Эраст Фандорин совместно с Шерлоком Холмсом пытаются спасти состояние и дочь мсье дез Эссара. В ходе расследования два великих сыщика и их помощники - Маса и доктор Ватсон столкнутся со знаменитым мошенником, криминальным гением Арсеном Люпеном. Действие происходит в последние часы 1899 года, накануне наступления XX века. Описано в рассказе «Узница башни, или Короткий, но прекрасный путь трех мудрых» (сборник «Нефритовые чётки»).

1900 год. Москва. Россия. Эраст Фандорин вновь ненадолго возвращается на родину. Причина - возникновение в Москве «Клуба самоубийц». Модная «забава» оборачивается настоящим конвейером смерти, губящим молодых и талантливых людей, мнящих себя любовниками смерти. Расследуя дело «Клуба самоубийц», Фандорин знакомится с Марией Мироновой, современной и прогрессивной особой, предпочитающей имя «Коломбина». Описано в романе «Любовница смерти».

В это же время Эраст Фандорин неожиданно для себя сталкивается с ещё одним сообществом любовников Смерти - на «Хитровке», в квартале московских преступников. Но к самоубийцам указанное сообщество не имеет никакого отношения. Ведь Смерть - это прозвище необыкновенно красивой молодой женщины, известной тем, что всем, с кем она вступит в любовную связь, жить остаётся совсем немного. Столкнувшись со Смертью, Фандорин сначала не может понять, почему чистая, верующая девушка с благородным сердцем и чувствительной душой принимает любовь самых отъявленных типов - убийц, бандитов, продажных чиновников и прочих негодяев. Разгадка проста: зная о таинственном своем проклятии - обрекать на погибель своих возлюбленных - Смерть, топя свое тело в грязи, пытается очистить мир от подлецов и злодеев, погибающих вскоре после начала романа с ней, со Смертью. Кроме того, Фандорин приобретает нового знакомого - им становится московский беспризорник-подросток Сенька Скорик. Скорик так же имеет свою тайну: он нашёл старинный клад серебра, с помощью которого хочет разбогатеть и этим привлечь внимание Смерти, очаровавшей его. Смерть же не хочет погубить ни Сеньку, ни Фандорина, поэтому отталкивает обоих. Дело осложняется тем, что именно в это время на Хитровке начинают происходить страшные по своей жестокости убийства. Фандорин начинает подозревать, что кровавые преступления каким-то образом связаны как со Смертью, так и с Сенькой, а точнее - с найденным им кладом… Описано в романе «Любовник Смерти».

1905 год. Санкт-Петербург, Москва. Россия. В связи с начавшейся Русско-японской войной Фандорин принимает решение вернуться из заграничного изгнания, так как осознаёт, что Родине необходимы специалисты по Японии, личным же обидам в такую минуту нет места. Фандорину поручается обеспечение безопасности железных дорог России. И не зря. Одна единственная железная дорога, одна единственная артерия, связывающая место военных действий Дальний Восток и центр Империи - очень удачная мишень для происков японских шпионов. Один из них, скрывающийся под именем штабс-капитана Рыбникова (также известен как господин Стэн), как раз намеревается сделать на важнейших железнодорожных участках ряд диверсий, что приведет к полной парализации военного снабжения и позволит Японии выиграть войну. Персонаж японского разведчика, скрывающегося под именем Рыбникова, был взят Б. Акуниным из известного рассказа А. И. Куприна «Штабс-капитан Рыбников». Таинственный штабс-капитан Рыбников везде успевает и, несмотря на то, что следствию удалось напасть на его след, практически всегда умудряется хотя бы на шаг опередить своих противников. Но неожиданно миссии Рыбникова мешает обстоятельство личного толка. Он узнаёт, что расследование ведет некто Эраст Петрович Фандорин. Возможно, именно это и приведёт к тому, что план штабс-капитана потерпит поражение, а сам Рыбников заплатит жизнью за возможность посмотреть в лицо человеку по имени Фандорин. Настоящее имя Рыбникова неизвестно. Но известно то, что он происходит из клана Момоти и является потомственным ниндзя. Перед тем, как покончить жизнь самоубийством в камере московской тюрьмы, он напишет письмо следующего содержания:

"Отец, Мне странно к Вам так обращаться, ведь с отрочества я привык называть «отцом» другого человека, в доме которого вырос. Сегодня я смотрел на Вас и вспоминал, что мне рассказывали о Вас дед, мать и приемные родители. Моя дорога подошла к концу. Я был верен своему Пути и прошёл его так, как меня учили, стараясь не поддаваться сомнениям. Мне безразлично, чем закончится эта война. Я воевал не с Вашей страной, я преодолевал преграды, которые, испытывая меня, воздвигал Рок на Пути моей Колесницы. Самым трудным испытанием оказалось то, от которого размягчается сердце, но я преодолел и его. Это письмо я пишу не от сентиментальности, я выполняю просьбу покойной матери. Однажды она сказала мне: «В мире Будды много чудес, и может статься, когда-нибудь ты встретишь своего отца. Скажи ему, что я хотела расстаться с ним красиво, но твой дед был непреклонен: „Если ты хочешь, чтобы твой гайдзин остался жив, выполни мою волю. Он должен видеть тебя мертвой и обезображенной. Лишь тогда он исполнит то, что мне нужно“. Я сделала, как он приказал, и это мучило меня всю жизнь». Я знаю эту историю, я слышал её много раз - про то, как мать укрылась от взрыва в тайнике, про то, как дед вытаскивал её из-под обломков, про то, как она лежала на погребальном костре с лицом, наполовину обмазанным чёрной глиной. Не знаю я лишь, что означает фраза, которую мать просила передать Вам, если произойдет чудо и мы встретимся. Вот эта фраза: YOU CAN LOVE".

Круг, в который юный дипломат Эраст Фандорин вступил в 1878-м году в далекой Японии, замкнулся в Москве в 1905-м. Таинственный штабс-капитан Рыбников (он же господин Стэн, он же «Акробат») оказался сыном Эраста Петровича и прекрасной куртизанки Мидори из клана Момоти. Сама Мидори не погибла, как думал Фандорин. Она была вынуждена подчиниться отцу, но Эраст никогда не узнает об этом. Человек, который написал это письмо, сжёг его через несколько минут после написания… Эти события описаны в первом томе и эпилоге романа «Алмазная колесница».

1911 год. Москва. Россия. По просьбе вдовы А. П. Чехова Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой, Фандорин расследует серию подозрительных событий и убийств в театре «Ноев ковчег». На спектакле «Бедная Лиза» 55-летний сыщик страстно влюбляется в исполнительницу роли Лизы актрису Элизу Альтаирскую-Луантэн (Елизавету Лейкину, во втором замужестве - ханшу Альтаирскую). Чтобы завоевать её любовь, Эраст Петрович становится драматургом и сочиняет пьесу «в японском духе» - «Две кометы в беззвёздном небе». Описано в романе «Весь мир театр».

1914 год. Ялта-Баку. Россия. Накануне Первой мировой войны Эраст Петрович охотится за опасным террористом-революционером по кличке Одиссей. В «послужном списке» террориста убийства двух губернаторов, поставки оружия для московского восстания 1905 года, дерзкие экспроприации. Личный представитель большевистского вождя Ленина и сообщник кавказского боевика «Кобы». Описано в романе «Черный город».

Фандорин, вероятно, погибает от руки предателя, пособника большевиков, в Баку накануне выполнения важнейшего задания императора Николая.

В «Шпионском романе» есть намёк на то, что Фандорина знал сотрудник советской контрразведки Алексей Октябрьский (он же Алексей Романов), известный из цикла «Смерть на брудершафт» (как Алексей Романов) и произведений «Квест» и «Шпионский роман» (как майор Октябрьский).

Эраст Петрович Фандорин - герой серии исторических детективов Бориса Акунина (псевдоним Григория Шалвовича Чхартишвили) «Приключения Эраста Фандорина». В этой серии писатель поставил себе задачу написать по одному детективу разных стилей: конспирологический детектив, шпионский детектив, герметичный детектив и т. д.

Фандорин воплотил идеал аристократа XIX века : благородство, образованность, преданность, неподкупность, верность принципам. Кроме того, Эраст Петрович хорош собой, у него безукоризненные манеры, он пользуется успехом у дам, хотя всегда одинок, и он необычайно везуч в азартных играх.

Биография

Эраст Петрович родился в начале января 1856 года в старинной дворянской семье. Мать мальчика умерла родами. Поэтому то ли с досады, то ли в насмешку над горькой судьбой отец, Петр Исаакиевич, оплакивая жену Елизавету, назвал мальчика Эрастом (в известном сентиментальном романе Карамзина «Бедная Лиза» героиню Лизу погубил юноша Эраст). Имя Лиза (Елизавета, Лизанька) становится роковым для Эраста Петровича. Детство и юность Эраста Петровича прошли в достатке, он получил хорошее домашнее и гимназическое образование (в частности, от бонны-англичанки мальчик в совершенстве перенял английский язык, так же он владеет французским и немецким). Но любовь Петра Исаакиевича Фандорина к азартным играм, а также различным экономическим «прожэктам» привела в итоге к разорению семьи. Петр Исакиевич не выдерживает удара судьбы и умирает от сердечного приступа, не оставив сыну совершенно никаких средств к существованию. Как следствие, Фандорин не имел возможности получить высшее образование и поступить в университет и был вынужден сам себя содержать, для чего поступил на службу. Интерес ко всему, что связано с расследованием преступлений, привело его в московское полицейское управление. Его начальником и наставником в этот период становится следственный пристав Ксаверий Феофилактович Грушин.

После успешного завершения дела «Турецкий гамбит» Фандорин, несмотря на головокружительные предложения шефа жандармского управления, просит назначить его служить «куда подальше» и получает назначение секретарем посольства в Японию . В Японии Фандорин прослужит с по , там же (фактически, в первый день пребывания) обретет своего незаменимого слугу и друга Масу.

Род Фандориных

Эраст Петрович связан родством с героями других серий Акунина. Историю семьи Фандориных мы узнаем из «Приключений магистра », главный герой которых, внук Эраста Петровича - Николас, занимается изучением своих корней. Уже в начале книги Алтын-толобас сообщается что сын Фандорина - Александр Эрастович стал знаменитым эндокринологом и одним из претендентов на получение Нобелевской премии , но направляясь со своей супругой в Стокгольм погиб во время аварии парома «Христиания». Вследствие этих событий, Николас был вынужден вернуться в Россию. Выясняется, что Фандорины - это русская ветвь рода фон Дорнов, восходящего к крестоносцам. В XVII веке обедневший дворянин Корнелиус фон Дорн приехал в Россию на поиски счастья, остался и принял православие, став Корнеем Фондориным. Данила Ларионович и Самсон Данилович Фандорины принимали участие в драматических событиях происходивших во времена Екатерины II (Внеклассное чтение)упоминается во «Внекласном чтении» и «Шпионском романе»). Дорины, возможно, так же потомки Эраста Фандорина или его отца.

Книги про Эраста Фандорина

  • Азазель (действие происходит в 1876 году в Москве, Лондоне и Санкт-Петербурге)
  • Турецкий гамбит (действие происходит в 1877-78 гг. в Болгарии, Румынии и Турции)
  • Левиафан (действие происходит в 1878 году, на борту океанского лайнера рейса Бристоль - Иокогама)
  • Смерть Ахиллеса (действие происходит в 1882 году в Москве)
  • Особые поручения
    • Пиковый валет (действие происходит в 1886 году в Москве)
    • Декоратор (действие происходит в 1889 году в Москве)
  • Статский советник (действие происходит в 1891 году в Москве)
  • Коронация, или Последний из романов (действие происходит в 1896 году в Москве)
  • Любовница смерти (действие происходит в 1900 году в Москве, одновременно с действием "Любовника Смерти")
  • Любовник смерти (действие происходит в 1900 году в Москве, одновременно с действием "Любовницы Смерти")
  • Алмазная колесница
    • Том первый (действие происходит в 1905 году в Санкт-Петербурге и Москве)
    • Том второй (действие происходит в 1878 году в Иокогаме и Токио)
  • Нефритовые чётки
    • Сигумо (рассказ, действие происходит в 1881 году в Иокогаме)
    • Table-talk 1882 года (рассказ, действие происходит в 1882 году в Москве)
    • Из жизни щепок (рассказ, действие происходит в 1883 году в Москве)
    • Нефритовые четки (рассказ, действие происходит в 1884 году в Москве)
    • Скарпея Баскаковых (рассказ, действие происходит в 1887 году в Пахринском уезде Московской губернии; сюжет «Собаки Баскервилей » Конан Дойла , удачно перенесенный на русскую почву. Недаром совпадают первые буквы «С» и «Б» в названии.)
    • Одна десятая процента (рассказ, действие происходит в 1890 году в Москве и Санкт-Петербурге)
    • Бристольское чаепитие (рассказ, действие происходит в 1891 году в Бристоле)
    • Долина мечты (повесть, действие происходит в 1894 году в штате Вайоминг)
    • Перед концом света (повесть, действие происходит в 1897 году на Вологодщине)
    • Узница башни, или Прекрасный путь трех мудрых (действие происходит в 1899 году на севере Франции)
  • Инь и Ян

Эраст Фандорин в экранизациях

  • The Winter Queen (по книге «Азазель») (Ден Стивенс англ. Dan Stevens )

Самый масштабный цикл Акунина, на мой взгляд, является и самым удачным. С одной стороны, нельзя не отметить блестящее литературное мастерство автора, который с легкостью играет детективными приемами. Каждое новое расследование не похоже на предыдущее. Масштабная эпопея «Турецкого гамбита» сменяется «Левиафаном», где в центре внимания узкий круг подозреваемых. Ироничный «Пиковый валет» соседствует с мрачным «Декоратором». В «Коронации» злодеи угрожают самой верхушке общества - семье Романовых, а в «Любовнице смерти» расследование ведется в мрачных кварталах Хитровки. И при этом каждый роман по-своему увлекателен. Кроме того, при всем разнообразии, произведения цикла составляют своеобразную мозаику, объединенную главным героем - Эрастом Фандориным. И каждая новая история вносит свои штрихи в характер главного героя, показывает нам его с новой стороны.

При всей кажущейся легковесности романов, чувствуется серьезная работа автора над историческими источниками и хорошее знание Акуниным реалий российской жизни конца 19 - начала 20 веков. Так что этот цикл несет еще и определенное просветительское знание. Ну и конечно, детективные сюжеты этих историй весьма оригинальны и запутанны. Хоть я прочел и немало детективов, Акунину частенько удавалось меня перехитрить, подсовывая совершенно неожиданные решения своих загадок. Зато как я радовался, когда мои догадки оказывались верны!

Так что перед нами очень качественная развлекательная литература, а в некоторых случаях: в «Статском советнике», в «Алмазной колеснице», автор даже выходит за эти рамки, и мы видим нелегкий жизненный выбор, который стоит перед героями.

От чтения этих романов я получил немало удовольствия. Рекомендую даже тем, кто не является страстным поклонником детективов.

Оценка: 9

Прочел около половины цикла. В целом я не в восторге. Книги читаются легко, краски «исторического» колорита играют на солнце, однако же «чем дальше в лес...»

Если первые два-три романа еще воспринимаются как более-менее легкое детективное чтиво, то в последующих изданиях начинается форменный лубок. Большей частью лубок японский, с нинзями и прочей нелепой мутью, но и русского лубка хватает за глаза. Известно, что Акунин неравнодушен к Японии, однако в свои книги он это пристрастие протаскивает ну самыми нелепыми и неприглядными путями. Фарс один, ей Зевсу. Хотя, наверное, сренестатистический обыватель не заметит подвоха.

Персонаж же Фандорина после многих романов так и остается нераскрытым. Совершенно неясно что же у него в голове, и какое отношение он имеет к миру в котором обитает. Кроме того, с течением времени он становится всё более пассивен. Например в «Статском Советнике» я лично не могу припомнить ни одного совершенного им значимого действия, персонажи не принимают решений сами а лишь реагируют на обстоятельства, возникает ощущение вязкой трясины.

Оценка: 5

Оказывается уже 17 лет минуло. Минуло с той поры, что, случайно не задумываясь, купил непонятно что, неизвестного мне автора. То была книга «Азазель». И это был шок и потрясение. И это стало началом любви. Любви к данном циклу. Жгучая и страстная в начале, и несколько отстраненная через столько времени. Ах, с каким нетерпением я ждал продолжений. Как торопливо бежал покупать новую книгу. И какая прохладца сейчас. Перед покупкой сто раз подумаю, а стоит ли выкладывать такие деньги? Может подождать и у кого ить выпросить почитать? Что этому виной? Охлаждение любовных отношений, или падающий уровень цикла? А может просто исчезло ощущение новизны и праздника?

Наверное, всё в купе. Цикл всё же неровный. Что-то явно лучше, что-то похуже будет. И боюсь чем дальше от «Азазель», тем всё похуже будет. («Азазель» для меня вообще как первая любовь). И, на мой вкус, оценка великолепно можно ставить от первой книги цикла до «Коронации». Дальше уже от нормально до прочитал.

А почему так? Я для себя вычленил один фактор (не обязательно, что он единственный или главный). Это время. Время действия. Само время преподанное нам авторам является ещё одним действующим героем цикла. Не буду судить, насколько достоверно Акунин передал вторую половину 19 века, не специалист. Но, как, же вкусно он это сделал! Может, выдумал, но просто дышится тем временем. И веришь автору, что так и было всё во второй половине 19 века. Что было такая обстановка, такая жизнь. А вот в описываемых событиях после 1896 года уже этого нет. Не даётся автору век следующий. И умер герой цикла – время. И пропадает воздушность и…, даже не знаю что. Ощущения? Вкус? Не знаю. Но без ощущения, вкуса времени книги начинают здорово проигрывать. Акунин прекрасный стилизатор, подражатель, мистификатор. И если пропадает стилизация, то пропадает многое.

К минусам можно отнести и «встраивание» приключений Фандорина во временные промежутки первых 7 книг. Не получилось большинство этих рассказов и повестей. Не получились. И думается мне, что не зря седьмой роман называется «Коронация, или Последний из романов». Хотел, наверное, автор закончить (и моя оценка цикла была бы однозначно 10), но продолжил. И сказалась, скорее всего, коммерция. Покупают хорошо, стоимость высокая. Но, уже не то. И посему скрепя сердце ставлю 9. В честь прошлых заслуг, и все же в надежде не будущие.

Хочется пару слов о ГГ сказать. Я ведь его в первой книге в серьез принял. За будущего сыщика. И зря. Что есть Фандорин? Удача и везение. С постоянным роялем в кустах (на крайний случай с Зуровым с пистолетом). Если говорить о приключениях, то в мировой современной культуре есть его почти двойник. Бонд. Джеймс Бонд. А что? Сперва ГГ всё бьют. Поймают и бьют. Всё планы рушатся, всё висит на волоске. Но! Опа! И ГГ всех побеждает, на лопатки кладет. Благодаря чему? Да просто везению. Удача его второе имя.

Как сыщик Фандорин…так себе (об удаче ни слова). Большая часть его расследований и разоблачений злоумышленников заканчивается тем, что многих подозреваемых перебили, и Фандорин сказав это раз, это два, это три, гордо арестовывает последнего. И лично для меня ГГ персона скорее комическая, чем серьёзная. С Бондом (Джеймс Бондом) Фандорина роднят и любовные похождения. И ведь надо же, чопорный, застегнутый на всё пуговицы англоман, а как на него девушки реагируют (широко улыбаюсь). В общем, сплошная удача. Во всем.

Я считаю последние книги в некоторой степени неудачами автора. Это может быть и связанно и с тем, автор изменил Фандорина. Ибо после трагедии в «Азазель», в последующих книгах развился замкнутый бесчувственный педант. Англоман, довольно брезгливо смотрящий на Родину. В последних же книгах мы встречаем, чуть ли не ура-патриота. Причем он зачастую подвержен различным рефлексиям. Право, прошлый Фандорин мне нравился гораздо больше. И мне нравилось, как автор подтрунивает, а порой высмеивает своего героя. В этом была своя изюминка. Теперь же ГГ стал.. человечней что ли. И исчез легкий юмор. Герой стал серьёзней. И тут я против этого.

Однозначно рекомендую к прочтению. Всем. Хорошее времяпрепровождение с хорошей легкой книгой Вам гарантированно. Единственно хочу сказать, читать строго по мере написания романов. И ни в коем случае не по внутренней хронологии.

Приятного чтения Вам.

Оценка: 9

Belle Époque... Эти два французских слова прекрасно характеризует весь цикл романов об Эрасте Фандорине. Формула Прекрасной эпохи родилась и укоренилась после Первой мировой войны и по контрасту с её травматическим опытом. Поэтому она указывает на десятилетия технического прогресса, экономических успехов, мира в политических отношениях, расцвета культуры во Франции, Великобритании, Австро-Венгрии, Германии, Италии, Бельгии, России и др. после упадка 1870-1880-х годов, вместе с тем ностальгически отмечая их как безвозвратно ушедшие времена.

Это золотой век автомобилестроения и воздухоплавания, бульваров и кафе, кабаре и морских купаний, время расцвета фотографии, рождения кино и появления метро, успехов естественных наук, новейших технологий и медицины, становления социологии и этнографии, археологических открытий, модерна и модернизма в искусствах и литературе, спора вокруг «женского вопроса» и начала суфражистского движения, зарождения большевизма. Это мир, в который хочется вернуться... Каждая из этих тем так или иначе описана в книгах. Ну а Фандорин - это вообще соединительный образ многих главных героев книг других авторов позапрошлого столетия.

Оценка: 10

Признаться, в подростковом возрасте я очень любил детективы - гораздо больше чем фантастику, - и не было в жизни счастья большего, чем улечься с томиком Агаты Кристи, Рекса Стаута, Эрла Стенли Гарднера или Чейза. Появление отечественных детективов (сначала Незнанского и Тополя, позже - Абдуллаева) я сначала приветствовал обеими руками, читал запоем а после... После перестал, все чаще перечитывая западную классику. Уж очень скучны были потуги русских детективщиков, уж очень бледно смотрелись их работы рядом с романами мастеров.

Так продолжалось вплоть до того момента, как мне попал в руки «Левиафан» Акунина. Идеально прописанный герметичный детектив, великолепная стилизация, запоминающийся герой - что еще надо для счастья? Разве что найти еще парочку книг из цикла о «Фандорине». А потом еще несколько, и еще...

Вот что меня радует - благодаря своеобразного подходу Акунина (каждый роман цикла представлен в несколько ином поджанре - авантюрный детектив, герметичный детектив, политический детектив, шпионский и т.д.) Фандорин никогда не надоедает. Да, есть более удачные романы, есть менее удачные - как и у любого автора. Все равно средний уровень книг, мастерство воплощения идеи, высочайший уровень стилизации достойны самой высокой оценки.

Оценка: 9

Вся «Фандоринская серия» - взгляд современного российского либерального интеллигента на Российскую Империю 19-нач. 20 вв. Этот взгляд, как говорится «имеет место быть», это право автора и любого свободного человека. Не нужно только принимать «акунинско-фандоринские» интерпретации жизни Российской Империи за историческую истину. Уж сколько писано-переписано о поверхностности акунинский произведений, вольности его интерпретаций, мелких и крупных исторических несоответствиях... Но нужно ли это обычному читателю? По-видимому, нет. Оценка за «идею», за весь цикл. Разбираться с литературными достоинствами (сюжет, композиция, язык, достоверность, персонажи) нужно по каждой отдельной книге. Но что объединяет все «фандоринские» произведения? На мой взгляд, это легкаяя скоропись, свидетельствующая о принадлежности автора к т.наз. «pulp-fiction». В этом нет ничего обидного ни для самого автора, ни для его поклонников. Это просто констатация факта.

Оценка: 6

На правах, осилившего все книги серии, скажу следующее. Не нравится мне центральный персонаж серии, г-н Фандорин.

Слащавый он какой-то.©

Эта его прогрессирующая, на протяжении серии, японо-мания. Надменная величавость. Я бы даже обвинил его в нарциссизме.

Понятно конечно же, что это наш, отечественный, Шерлок, понимаешь, Бонд, со всеми вытекающими. Как то - немыслимая острота ума, поразительная внимательность и дедукция, сказочная везучесть, необычайная сила, меткость и т.д. и т.п. Вот если бы, в конце концов оказалось, что это киборг-андроид из будущего, то это многое бы объяснило.

При всём при этом, детективная составляющая интересна и многообразна, за счёт постоянного изменения, от произведения к

произведению, самого вида детектива. С развлекательной частью данная серия справляется отлично, но чего-то нового в жанр не привносит.

Оценка: 7

Появление Фандорина в конце 90-х годов прошлого века,не побоюсь этого слова,явилось эпохальным событием в литературной жизни нашей страны. Не верите? Займемся дедукцией.Наконец то у нас есть свой герой,по своей яркости,узнаваемости и популярности, сравнимый с английскими Шерлок Холмсом, миссис Марпл,французским комиссаром Мегрэ- ЭТО Р..РАЗ. Акунин,по большому счету, впервые после наших дореволюционных классиков, раскрыл и раскрасил свежими красками,незаслуженно забытое полотно русской жизни конца ХIХ,начала ХХ века. Поднял целый,интереснейший пласт нашей истории!- ЭТО Д..ДВА. Наконец-то появился эталон хорошей детективной литературы, безупречной по стилю и языку-ЭТО Т..ТРИ, а есть еще и четыре и пять....

Что еще с гордостью следует отметить,Эраст Петрович,как равно и его литературный отец Акунин, известны и популярны не только в пределах нашей Родины. Например в Лондоне,наиболее запрашиваемыми авторами последних лет-,являются Достоевский и...Борис Акунин. Весьма приятно,черт возьми!

Оценка: 10

Первую книгу о приключениях Эраста Фандорина прочитала совершенно случайно - было нечего читать и я, в поисках хоть чего-нибудь, бродила по квартире. Ничего не нашла и решила прочитать то, что я вообще не собиралась читать - Детектив! Детективы вообще не люблю, но из-за отсутствия другой литературы я принялась за чтение.

Читать начала без всякого энтузиазма, однако действия начали развиваться так стремительно, что я невольно увлеклась. Буквально за пару дней была проглочена книга «Азазель». После прочтения этой части я была полностью уверена, что автор жил в те времена (ну как еще объяснить такой ровный, литературный язык и правдоподобность описания 19 века). Дальше цикл стал развиваться и из молодого неловкого юноши вырос гениальный сыщик, который способен изящно раскрыть любое преступление.

К сожалению прочитала еще не все книги этого цикла, но пока моей самой любимой остается все же первая часть: Фандорин в ней еще не побит жизнью, молод, и как-то живей.

В общем детективы не люблю до сих пор, но цикл Акунина является исключением, т.к. он очень отличается от остальных современных произведений тем, что написан с душой.

Оценка: 10

Долго не бралась за цикл, не особенно люблю детективы да и разочароваться в восхитительных отзывах, боялась. И совершенно зря. Главный герой чудесный, интриги яркие, злодеи умные и совсем «не картонные», а уж атмосфера царской России - просто невозможно оторваться. Язык, стиль у Акунина - вологодские кружева, петелька за петелькой плетется гармоничная красивая канва. Читается легко и захватывает целиком.

Оценка: 9

На мой взгляд Акунин - детективщик номер один в СНГ, эдакий Ян Флеминг и Агата Кристи в одном флаконе, плюс владение языком и хороший литературный стиль. «Приключения Эраста Фандорина» похоже лучшее из написанного автором. Время действия сериала накладывае отпечаток эдакого нуара, что хорошо сказывается на читабельности произведений, т.е. в отличае от тех же похождений «внука фандорина» где сюжетные повороты и события кажутся слишком уж фантастическими, автор не иначе как на место Дэна Брауна метил на постсоветском пространстве. А в конце 19 века мы не жили), написанное воспринимается за «чистую монету» - поэтому вердикт - читать всем!

Когда-то мечтала сто мой муж будет похож на Ераста Петровича,когда обзавелась семьей поняла,что не для семьи он.

Не одна женщина,как бьі не любила,не сможет жить постоянно в страхе за свого мужчина.

Так что пора мне понять что єтот герой может жить только на страницах книг.

Когда я читаю,я вроде бьі переживаю с ним все приключения.

Спасибо Вам,Григорий Шалвович,за єти книги и за главного героя, єто мой Герой и єталон для мужчин в плане вьідержки,чуства дорога и ответственности перед собой и страной.

Конец жизни Фандорина совпал с концом жизни Русской империи,єто не случайно.

Уже не встретищь таких мужчин и женщин как тогда.

Хотя умом понимаю,что дворянство єто тормоз.

Для меня Фандорин всегда будет жив,как бьі не закончилась єпопея,не даром же он верит в переселение душ,может как раз и переселилися в своего внука.

Оценка: нет

Цикл всем хорош, да только вот главный герой вызывает у меня острое неприятие. Красивый, умный, воспитанный, в определенном смысле добрый... везучий. Пожалуй, слишком везучий, чтобы это не начало раздражать. Везет в любых азартных играх, всегда и везде - разве такое возможно? Явно перебор. В «Пиковом валете» герой даже умудряется на основе своей везучести делать выводы типа - если мне не повезло, лотерея фальшивая. В Фандорине всего «слишком», всех положительных качеств, но в то же время кажется, что он на самом деле не чувствует, а только делает вид, что чувствует, что чем-то интересуется, что кому-то сострадает. Где-то глубоко внутри него - вечная холодность, а может, даже и гнильца (кстати, точно такое же ощущение вызвал и его потомок Николас Фандорин). Русский Шерлок Холмс? Да, но у Холмса была куча недостатков, а где они у Фандорина? Джеймс Бонд 19го столетия? Бонд при всей его «мэрисьюшности» кажется человеком из плоти и крови. А Фандорин - красивая фарфоровая кукла во вселенной живых людей, коими вышли все второстепенные персонажи.

Эраст Фандорин — молодой парень 20 лет, отличающийся бесстрашием, благородством и большой удачей. Но главное его достоинство — он талантливый сыщик. Он работает в полицейском управлении письмоводителем, и неожиданно увлекается одним запутанным делом. Он решает вовлечься в расследование.

Подозрительное самоубийство богатого студента приводит его к обнаружению подпольной организации, в которую входят очень влиятельные люди. Во время расследования главный герой пройдет немало испытаний, и даже найдет любовь…

Турецкий гамбит (1998)

Очень смелая и довольно эмансипированная девушка по имени Варвара Суворова хочет пойти на решительный шаг — поехать в Турцию, где идут сражения, чтобы ответить «да» своему возлюбленному. Дорога оказывается очень долгой и сложной, и Варя могла бы попасть в ужасную ситуацию, но на помощь пришел Эраст Фандорин.

Книга поразит читателей деталями крупных сражений, политическими интригами и увлекательными шпионскими играми.

Левиафан (1998)

В 1878 году Париж сотрясает неожиданная и ужасная новость — убитыми обнаруживают лорда Литтлби и его 9 помощников.

Полиция берется за это дело, что установить какие мотивы и цели были у злоумышленника, совершившего это преступление. Подозрительным кажется то, что убийство было совершено не ради денег — почти ничего не пропало, кроме статуэтки Шивы. И статуэтка совсем не подходит для настоящего мотива убийства стольких человек.

Коммисар полиции в ходе расследования понимает, что все нити ведут на корабль «Левиафан», где, скорее всего, и находится убийца…

Смерть Ахиллеса (1998)

Книга является продолжением увлекательных приключений и расследований Эраста Фандорина.

Главный герой постоянно меняется, от романа к роману он становится все более опытным, рассудительным и находчивым. Но самое главное — он всегда верен своему делу.

События романа не просто увлекают, они заставляют вдумываться, замечать все детали, которые в будущем могут сыграть важную роль в раскрытии дела. Интрига держит в напряжении до самой последней страницы. Две сюжетные линии красиво переплетаются, образуя цельный образ…

Особые поручения (1999)

«Особые поручения» представляет собой сборник, который включает в себя две повести «Пиковый валет» и «Декоратор».

В обоих рассказах Эраст Фандорин пытается распутать сложные дела, чтобы сохранить безопасность в городе и защитить честь московского градоначальника. Преступники могут продумать все до мелочей, но Эраст все равно их перехитрит…

«Пиковый валет» — В городе орудует группа мошенников под названием «Пиковый валет». Они отличаются изобретательностью и особой наглостью, считая, что их никогда не поймают. Но как же они ошибаются…

«Декоратор» — В Москве начинается паника - полиция обнаруживает одну за другой женщин с перерезанным горлом и вырезанными внутренними органами. На лице или шее каждой жертвы красуется кровавый отпечаток поцелуя - отличительная черта лондонского Джека-Потрошителя. Неужели серийный убийца теперь в столице?

События книги «Статский советник» разворачиваются в конце 19 века. Революционная гроза вот-вот накроет город. Боевая группировка социалистов умудряется совершить убийство генерала-адъютанта Храпова, которого должен был защищать Эраст Фандорин.

Теперь знаменитому сыщику нужно срочно раскрыть дело и найти убийц, ведь только это спасет его покровителя от отставки. Однако все усугубляется еще тем, что в Москву прибывает для расследования дела Пожарский…

Коронация, или Последний из романов (2000)

Роман «Коронация, или Последний из романов» рассказывает о периоде, когда в столицу прибывает императорский двор для предстоящей Коронации на царство.

После прибытия во время одной из прогулок был похищен младший сын великого князя. Через некоторое время за него пытаются получить выкуп — драгоценности. В случае неповиновения ребенок будет убит.

Начальник решает доверить это дело Фандорину, поскольку ситуация крайне сложная, щепетильная и не должна стать достоянием общественности…

Любовница смерти (2001)

События романа «Любовница смерти» происходят в столице в 1900 году. Акунину удалось очень точно и детально передать атмосферу того периода.

В Москве вдруг начинает работу странный и таинственный клуб для желающих покинуть этот мир.

При этом существует некая сила, которая способна сподвигнуть людей на это. Страждущие видят определенное знамение и после этого воплощают в жизнь свое намерение. Всё это наводит панику в городе, поэтому Фандорин решает взяться за распутывание этого дела. А для этого надо вступить в это сообщество самоубийц…

Любовник смерти (2001)

«Любовник смерти» — девятая книга из цикла романов про Эраста Фандорина.

Главная героиня этой истории — девушка, которую прозвали Смерть. И на это есть весьма серьезные причины. Во-первых, ей самой много раз приходилось смотреть в лицо смерти, а во-вторых, все ее возлюбленные и женихи умирали, не дожив до счастливой семейной жизни.

Невзирая на такую славу поклонников у нее всегда было много. На этот раз на ее обратил внимание Сенька Скориков. И с этого момента его жизнь меняется — он становится свидетелем ряда убийств, обнаруживает клад, сам чуть не погибает и в итоге знакомится с Фандориным, единственным человеком, который может ему помочь выбраться из этих неприятностей…

Алмазная колесница (2002)

Роман «Алмазная колесница» состоит из двух томов, которые продолжают знакомить читателей с жизнью Эраста Фандорина.

Первый том «Ловец стрекозы» рассказывает о том, как известному сыщику приходится разгадывать планы хитрого шпиона Рыбникова во времена русско-японской войны.

«Между строк» поведает о посещении знаменитым детективом Японии. Автор рассказывает о его стычках с ниндзя, самураями и отношениях с гейшами. Особую любовь в главном герое вызывает страстная красавица О-Юми…

Инь и Ян (2006)

В особняке покойного миллионера Сигизмунда Борецкого проводится собрание, на котором должны огласить его завещание. Племянница Инга получает все деньги и шикарный дом, а племянник Ян — только старинный веер.

Для выяснения значимости веера в особняк прибывает Фандорин. Он узнает, что веер имеет магическую особенность — он может делать окружающих или самого хозяина лучше или хуже при соблюдении специального ритуала. Но, как известно, что одному человеку хорошо, то другим — беда. После этого открывается настоящая охота за волшебным веером, и кому он в итоге достанется неизвестно….

Нефритовые чётки (2006)

Эта книга не является романом в полном смысле этого слова. Она представляет собой сборник повестей и историй из жизни знаменитого сыщика.

Эраст Петрович очень любит путешествовать. Он жил не только в России, но и во многих других уголках мира. И где бы он ни появился — в США, Британии или Японии — он всегда увлечен загадками.

На страницах этой книги читатели смогут узнать много нового о характере и событиях в судьбе Эраста Фандорина.

Весь мир театр (2009)

13-й роман из цикла книг о приключениях Фандорина перенесет читателей в смутное и напряженное время. События разворачиваются в 1911 году.

Фандорин решает посетить спектакль «Бедная Лиза», но в итоге страстно влюбляется в актрису, исполняющую главную роль. Став свидетелем подозрительного инцидента Фандорин проникает в театр, чтобы выяснить как и зачем в букете Элизы оказалась гадюка. Но расследование идет плохо, ведь главного героя полностью захватывают любовные переживания. В это же время, в театре начинается череда странных убийств…

Чёрный город (2012)

Книга красочно воссоздает панораму 1914 года, канун Первой мировой войны в удивительном и старинном Баку, который богат сырьем и привлекателен для революционеров и террористов. Именно здесь теперь приходится трудиться умному и смелому сыщику Эрасту Фандорину.

Сможет ли он и в этом случае быть на шаг впереди злоумышленников? Сможет ли он выдержать схватку с могущественной группировкой. Приключения начинаются уже с первых страниц книги, и постепенно их динамика лишь усиливается!…

Планета Вода (2015)

Сборник «Планета Вода» включает в себя 3 детективных истории — «Планета Вода», «Парус одинокий» и «Куда ж нам плыть».

«Планета Вода» — Фандорин прекращает свое участие в подводной экспедиции ради того, чтобы найти маньяка, который скрывается на одном из островов Атлантического океана.

«Парус одинокий» — Во время расследования страшного убийства женщины, в которую он когда-то был влюблен, Фандорин оказывается в Заволжской губернии…

«Куда ж нам плыть?» — Фандорину предстоит раскрыть дерзкое ограбление поезда и все улики ведут к революционерам.

Не прощаюсь (2018)

Представляем вашему вниманию последний роман в цикле книг про знаменитого Эраста Фандорина.

На дворе 1918 год и новосозданное советское государство всё еще находится в смуте. По улицам бродят чекисты. В столицу массово перебираются бывшие купцы, матросы, гимназисты-прохиндеи..

Эта книга расскажет о дальнейшей судьбе Фандорина, ведь читатели популярного цикла наверняка захотят узнать смог ли выжить главный герой после полученной пули в голову и трехлетней комы. Станет ли Фандорин прежним?..

Текст: Федор Косичкин
Фото: Эраст Петрович Фандорин - Илья Носков. «Азазель», режиссер Александр Адабашьян, 2002

Дата рождения Эраста Фандорина условна по двум причинам. Нет, первая из них не та, что персонаж этот выдуманный. Это как раз не причина.

Просто он родился ровно за сто лет до (1956), имеющего, как известно, некоторое отношение к Б. Акунину, автору романов про Фандорина. А вторая - Эраст Фандорин, как и сам , - порождение не девятнадцатого века, а девяностых годов века двадцатого.

Именно тогда, когда реальность сорвалась с привычных мест и люди в 25-27 лет становились директорами банков и главными редакторами газет, а отнюдь не в 80-е годы XIX века, только и могла состояться головокружительная карьера молодого Эраста: мелкого полицейского чиновника, не слишком буквально соблюдающего букву закона, но демонстрирующего умение мыслить нестандартно, действовать решительно - и потому невероятно везучего. Что не может не произвести впечатление на могущественных покровителей.

Иллюстрации Игоря Сокурова к книгам Б. Акунина в издательстве «ЗахаровЪ»

Которые тоже помогают Эрасту далеко не бескорыстно, — что, как ни странно, безупречного Эраста не смущает. Когда в конце «Азазеля» выясняется, что Бриллинг ведет двойную игру и осыпает юного Эраста милостями (огромное жалованье, повышение на два чина в обход всяких правил) в собственных коварных целях, Эраст отнюдь не отказывается от полученных из рук «двойного агента» благ - а наоборот, упивается ими. (Точнее, упивался бы, если бы не трагическое происшествие в конце.)
Как тут не вспомнить некоторых деятелей девяностых, успешно и вовремя «соскакивающих» с опасных тем и отлепляющихся от попавших в опалу покровителей - отнюдь не возвращая при этом полученные от них квартиры, беспроцентные бессрочные кредиты и т. д.
Это не говорит о том, что Фандорин «плохой»; это говорит о том, что Фандорин - со всеми своими ретрозамашками, усиками и сюртуками - порождение девяностых, а не XIX века. Мало того. Успех всего цикла, а не только дебютного «Азазеля» объясняется не только мастерской стилизацией и закрученной интригой, а тем, что

в романах, помимо распутывания детективной загадки, искался ответ на насущный для образованных русских читателей в «сытые нулевые» вопрос: можно ли оставаться безупречным человеком,

служа в небезупречных структурах, как государственных, так и частных?

Эраст Петрович Фандорин в российских экранизациях: Илья Носков, Олег Меньшиков, Егор Бероев

К восьмому, и, пожалуй, лучшему роману фандоринского цикла, - «Статский советник» - герой окончательно решает для себя этот вопрос. Причем решает отрицательно - и подает в отставку. А потом, как выясняется в дальнейших книгах сериала, и вовсе надолго уезжает из страны. Почему-то мы совсем не удивлены, как говорится.

Любопытно, что в экранизации «Статского советника», продюсируемой компанией «Три Тэ», конец поменян на противоположный - Фандорин остается на службе у нового московского губернатора, который ему отвратителен, чтобы компенсировать его недостатки: таким образом он исполняет свой гражданский долг.

Увы - потеряв «сверхидею», фандоринский цикл отчетливо выдохся. Впрочем, оно и понятно: Эраст Петрович, как уже было сказано, человек девяностых и нулевых, а не десятых.

Иван Францевич Бриллинг - Сергей Безруков. «Азазель», режиссер Александр Адабашьян, 2002

Но к самому Б. Акунину это, к счастью, не относится: он полон новых замыслов, за реализацией которых мы с интересом наблюдаем. А Эраста Петровича остается поздравить с днем рождения и поблагодарить за доставленное удовольствие.

Просмотры: 0