Бонсай литературный стиль. Дерево бонсай: изучаем стили по фото. Выращивание из семян

Бонсай – это название небольшого дерева, имеющего необычную форму ствола и кроны. Эти деревья возникли в древнем Китае, а следом в Японии стали не просто растениями, а превратились в произведения искусства. В современном мире словом «бонсай» называют не только деревья, но и методы их выращивания.

Целью цветоводов, выращивающих бонсай у себя дома, становится возможность воспроизвести творение природы. Эти маленькие копии деревьев соблюдают все природные законы, и обладают всеми реалистичными пропорциями. Лиственное дерево, например, цветет, теряет листву и снова ею покрывается, и так далее.

Но необходимо помнить, что формирование дерева, выращивание и уход за ним, является трудоемким занятием, которое отнимает большое количество времени, и требует определенных знаний и терпения.

Люди, которые никогда не сталкивались с уходом за деревьями бонсай, думают, что для их выращивания необходимы специальные семена, но это не так.

На самом деле все миниатюрные растения вырастают из обычных семян, но человечество придумало способы удерживания роста и изменения формы деревьев, и с успехом их применяет.

Маленькие деревья имеют разные формы и различаются по расположению в горшках:


В горшках помимо деревьев располагают фигурки и небольшие домики. Грунт часто прячут под слоем камешков или зеленого мха.

Формирование дерева

Для выращиванию правильного бонсай, необходимо обладать определёнными умениями и знаниями.

Для посадки можно воспользоваться семенами, черенками или отводками деревьев. Для остановки роста используются те же приемы, что и в дикой природе: сильные морозы, ветры и засухи.

У маленьких деревьев подрезают корни, ветки тоже подвергаются подрезанию, а также скручиванию, дополнительному перевязыванию проволокой. Все листочки, почки и побеги необходимо удалять.

Стволы же сгибают или оттягивают, в зависимости от выбранной формы.

Рост можно замедлить следующими способами:

  • сжимание корней дерева;
  • выбор небольших горшков по размерам;
  • использование грубой почвы, без микроэлементов;
  • исключение веществ, необходимых для роста;
  • влияние сильного ветра;
  • влияние сильным нагревом;
  • влияние сильных и резких морозов.

Так же для деревьев необходимы правила, касающиеся формы, которую выбрали для дерева. Для создания нужного внешнего вида сочетают естественность и необходимую форму. По высоте деревья не должны превышать 30 сантиметров.

Выращивание растений из питомника

При покупке молодого дерева в питомнике, можно сформировать бонсай довольно быстро. Ведь в питомниках продают растения, которые длительное время выращивались в контейнере, благодаря чему у них уже развитые корни.

Растение пересаживают из контейнера в подготовленную землю для бонсай, предварительно обрезав корни. Покупку растения и пересадку необходимо осуществлять в начале весны, до периода роста.

Так же необходимо правильно подрезать корни и не повредить при выкапывании. Транспортируют растение, поместив корни в пакет со мхом, а дома высаживают в контейнеры большого размера, и помещают в теневое место, защищенное от сквозняков.

Около 3 лет пройдет, прежде чем дерево можно будет пересадить в небольшой горшок. А через 5-10 лет уже можно будет получить полностью сформированный бонсай.

Деревьям, выросшим в природе, требуется длительное время для укоренения. Поэтому иногда подготовку к пересадке начинают за несколько лет, подрезая постепенно корни.

Такой вариант хорошо подходит для деревьев из личного сада, за которым можно следить и постепенно убирать длину корней. Деревья из сада так же высаживают сначала в контейнер, а через три года пересаживают в горшок.

Черновое формирование можно начинать уже в первые годы, тогда через 50 лет получиться бонсай, который выглядит мощно и эффектно.

Сформировать бонсай из уже практически выросшего дерева и правильно пересадить его, довольно сложная задача, и не под силу новичкам.

Бонсай из семян

Способ выращивания из семян довольно продолжительный по времени. Для получения полноценного бонсай необходимо около 15 лет. В таком возрасте проще купить саженцы в питомнике.

Но существуют виды растений, форму которых можно изменить, только если начать эти изменения с самого начала, такие как вязы. И поэтому высаживают семена, выращивают ростки и начинают формирование с первого года, еще ростков.

Когда дерево будет полностью сформировано, будет сильно заметно, что его формированием занимались с самого начала.

Корни у таких деревьев расходятся в форме звезды, а стволы сформированы ровными и красивыми. Бонсай получается гармоничным и пропорциональным.

Посеянные деревья на стадии тонких ростков можно изогнуть в любую сторону и придать любую задуманную форму.

Семена можно купить в магазинах или собрать самостоятельно в парках или ботанических садах. Некоторые семена можно высеивать сразу, такие как дубы, ели, сосны, а некоторые необходимо хранить в прохладном месте до весны, такие как можжевельник, граб и другие.

Перед высаживанием все семена проходят специальную обработку, для предотвращения болезней . Затем их замачивают на несколько суток и только потом высаживают в подготовленную почву в контейнеры или торфяные стаканчики. После посадки землю утрамбовывают и обильно поливают.

Сеянцы выращивают, соблюдая стандартные нормы ухода: регулярный полив, проветривание, рассеянный свет и удобрения. При достижении саженцем роста 10 сантиметров, проводят его пересадку и первую формовку.

Получение бонсай из семян это трудоемкое и сложное занятие, но результат будет на высоте.

Бонсай из черенков

По сравнению с семенным методом, этот способ ускорит формирование бонсай на год. Черенки необходимо срезать со здорового побега дерева. Их обрезают и укореняют в грунте или во влажном песке.

Окончательный размер бонсай понятен уже в начале формирования миниатюрного дерева. Основные скелетные ветки и ствол обычно уже присутствуют, а дальнейший рост будет ограничиваться.

Для того, чтобы добиться идеального размера необходимо обратить внимание на размер листьев. Если вид обладает мелкими листьями, то бонсай можно сформировать любого размера. А если литья крупные или длинные иголки, то необходимо задавать размер дерева, исходя из пропорций.

Особенности выращивания бонсай

Для того, чтобы сформировать определенную форму ветвей и ствола, нельзя обойтись без проволоки. Ее можно накладывать на ветви или ствол, и эта техника довольно трудоемкая и сложная.

С помощью проволоки фиксируют все ветви и побеги. При этом необходимо следить, чтобы проволока не вросла в кору дерева. Накладывают ее чаще всего весной или зимой, одновременно с ежегодной обрезкой.

Для стабилизации нужной формы ветви или побега необходимо, как правило, около 3 недель. После этого проволоку снимают кусачками.

Проволоку обычно используют алюминиевую, с покрытием медью. И с помощью нее изменяют направление ветвей, изменение роста, формирование стволов.

Уход за деревом бонсай

При постоянных ограничениях в росте, формировании кроны, росту в ограниченном пространстве, жизнь дерева кардинально изменяется. Так же изменяется и уход за ним.

Самое главное, что следует помнить, при выращивании миниатюрных деревьев, что их необходимо защищать от сквозняков, и размещать горшок вдали от батарей центрального отопления. Избегать попадания прямых солнечных лучшей.

Посадка. Для правильного выращивания бонсай непроходимо выбирать горшок с дренажными отверстиями. На дно горшка дополнительно укладывается сетка, для предотвращения вымывания грунта.

Перед посадкой корни растения подрезают. Дерево высаживают в горшок, фиксируя большие корни, и заполняя грунтом все промежутки. Затем землю вокруг ствола утрамбовывают и поливают. Контейнер с растением помещают на карантин длиной в 10 дней, в затененном месте.

Полив. Для полива используют мягкую воду, отстоянную или талую. В период активного роста, растения необходимо часто поливать, а зимой поливы сокращают.

Поливать бонсай можно с использованием специальной лейки или погружным методом. В современном мире широко применяется капельный полив или орошение.

Подкормки. Их проводят примерно раз в две недели, и используют для каждого вида деревьев или кустарников свои удобрения. При этом очень важно не допустить перекармливания. Поэтому обычно используют определенный график внесения удобрений.

Зимовка

В зимний период для хвойных и листопадных деревьев необходимо обеспечить период покоя. Их лучше выставить на улицу или в неотапливаемое помещение.

При этом корневую систему необходимо защищать дополнительными средствами. При наступлении весны, растения пробуждаются, и режим полива и подкормок восстанавливается.

Пересадка

Пересадку выполняют ежегодно в конце зимы. При пересадке с корней убирают землю, промывают их и подрезают. Горшок необходимо выбирать больше предыдущего. Корни при пересадке располагают горизонтально, присыпают землей и поливают.

Формирование кроны. Для красивого формирования кроны деревьев необходимо проводить ежегодную обрезку. При этом она полезна в санитарном плане и омоложении. Крону формируют обычно коническую.

Первую обрезку выполняют сразу после посадки. А затем ежегодно после зимовки повторяют. С помощью обрезки можно задать направление для роста бонсай и перераспределить энергию с сильных побегов на слабые.

Методы формирования бонсай

Иногда проводят искусственное старение деревьев, чтобы молодое дерево выглядело как пожившее. Одним из таких методов является снятие коры со ствола.

Для коррекции формы дерева можно использовать метод воздушных отводок. Особенно он эффективен, если бонсай растет со слишком длинным стволом.

Для этого метода весной на стволе дерева делают надрез и снимают кору. Это место смачивают в стимуляторах роста и укрывают.

Осенью надрез открывают, там должны образоваться корешки. Затем часть ствола срезают ниже корешков. И высаживают как отдельное растение.

Таким образом, в домашних условиях можно вырастить красивое и эффектное дерево бонсай. Но для этого придется приложить определенные усилия.

В последние годы японское искусство бонсай стало очень популярным во всем мире. Миниатюрные копии деревьев выглядят очень привлекательно. Их удивительная возможность воспроизводить разные уголки природы в миниатюре привлекает, в первую очередь, людей, не имеющих садов. Карликовые деревья с красивой кроной придают некий азиатский колорит любому интерьеру.

Для выращивания бонсай потребуется много терпения и времени, так как форма ствола и кроны формируется долго и постепенно. Для начала необходимо выбрать форму , то есть, как миниатюрное дерево будет выглядеть. Японские мастера выделяют 15 стилей бонсай, которые отличаются расположением стволов дерева, способами формирования кроны, отличием материалов, используемых в пейзаже.

1. Стиль метлы Hokidachi

Этот стиль подходит для лиственных деревьев с большим ветвлением. Ствол прямой, вертикальный и не переходит к вершине дерева, хорошо разветвляется во все стороны примерено на одну треть высоты дерева. Ветки и листья образуют шарообразную крону, которая выглядит привлекательно и в зимний период.

2. Формальный вертикальный стиль Chokkan

Это классический стиль, который часто встречается в природе, особенно, если дерево получает много света и не конкурирует с другими деревьями, подходит для всех видов и типов деревьев. Его особенностью является идеально ровная линия ствола, сужающаяся к вершине. начинается примерно с 1/4 общей длины ствола, вершину которого образует одна ветка, сам ствол не должен занимать всю высоту дерева.

3. Свободный вертикальный стиль Moyogi

Это очень популярный стиль. Он идеален для новичков, так как стволы с изгибами чаще всего встречаются в природе. Обычно стволу придают S-образную форму, где на каждом изгибе происходит ветвление. Искривлять дерево начинают с основания, затем пропорционально вдоль всего сужающегося к верху ствола.

4. Наклонный вид Shakkan

Этот стиль символизирует деревья, которые наклонились под воздействием естественных явлений, то есть, когда дерево растет в тени и тянется к солнцу, все ветки направлены в одну сторону. Бонсай растет под углом около 60-80 градусов, при этом его корни с одной стороны должны быть хорошо развиты, чтобы могли удержать дерево. Для создания ощущения равновесия первая ветка должна расти со стороны, противоположной наклону. Ствол может быть слегка изогнутым или полностью прямым, но обязательно сужающимся кверху.

5. Каскадный стиль Kengai

Каскадный стиль представляет собой дерево, растущее в природе на крутом утесе, которое вынуждено бороться за свое существование в результате многих факторов, таких как снег или падающие камни. Это и влияет на то, что дерево растет вниз. Вырастить бонсай в каскадном стиле очень сложно и необходимы соответствующие знания и терпение, поскольку дерево, естественно, пытается вырасти вверх. Обычно каскадный бонсай высаживают в высокий горшок. Сначала дерево должно расти вертикально, затем его сгибают вниз таким образом, чтобы крона росла над краем горшка, а нижние ветки опускались вниз.

6. Полукаскадный стиль Han-kengai

Этот стиль очень похож на каскадный и копирует деревья, которые растут вдоль берегов рек и озер, где их ветви почти касаются воды. Деревья в полукаскадом стиле не изгибают столь сильно, как при каскаде, а направляют более горизонтально, в результате чего он не опускается ниже основания горшка. Крона находится выше края горшка.

7. Литературный стиль Bunjingi

Этот встречается в природе в районах с густой растительностью, где в условиях жесткой конкуренции могут выжить только деревья повыше ростом, чем остальные. Элегантно изогнутый ствол при полном отсутствии нижних веток растет вверх. Крона располагается только в верхней части дерева. Подобные деревья можно встретить в лесах, где из-за недостатка солнечного света у них отмирают нижние ветки. Литературный бонсай обычно высаживают в небольшие, круглые чаши.

8. Стиль согнутый ветром Fukinagashi

Бонсай в таком стиле вырастить очень трудно, так как не всем удается наклонить в одну сторону ствол и растущие во все стороны ветки, словно ветер дул в постоянно одном направлении.

9. Стиль двойного ствола Sokan

В природе часто встречаются деревья, когда от одног корня идут два ствола, причем один мощнее другого. В бонсай этот стиль может быть создан путем формирования второго ствола из нижней витки. Этот стиль подходит для всех видов деревьев.

10. Многоствольный стиль Kabudachi

Теоретически многоствольный стиль повторяет двойной с отличием в том, что дерево имеет не два ствола, а три и более. Все стволы растут из одной корневой системы и это действительно одно дерево. Ветви всех стволов образуют единую крону.

11. Лесной стиль Yose-ue

Лесной стиль очень похож на многоствольный, отличие состоит в том, что в одной большой плоской чаше высаживается не одно дерево, а сразу несколько, представляющих собой миниатюрный лес. Как правило, в центре высаживают наиболее развитые деревья, по бокам и на заднем плане - несколько небольших деревьев, которые вместе образуют единую крону и создают некую глубину и перспективу. Деревья высаживают не в одну линию, а произвольно, чтобы вполне реалистически воспроизвести картину сада.

12. Стиль дерево на камне Seki-joju

В каменистой местности деревья вынуждены своими корнями искать питательную почву, которая находится в трещинах и расщелинах. Корни совсем незащищены и прежде, чем добраться до земли, они должны защищаться от солнца. Это объясняет происхождение необычной коры на них. У бонсая этого стиля корни растут на камне в горшке.

13. Стиль растущий на скале Ishitsuki

Дерево данного стиля растет в трещинах и полостях горных пород. Это значит, что для развития и питания корней есть не так уж и много места. Такие деревья никогда не имеют здоровый вид, показывая, что они должны бороться, чтобы выжить. Поэтому очень важно их часто поливать и удобрять. Камень, в котором растет бонсай, помещают в мелкий горшок, наполненный водой или мелким гравием.

14. Плотообразный стиль Ikadabuki

Иногда упавшее дерево выживает, выбрасывая вверх боковые ветки из которых образуются стволы новых деревьев. Этот довольно сложный стиль используют при наличии материала, у которого ветки растут с одной стороны.

15. Стиль лишенный коры Sharimiki

Со временем на стволах некоторых деревьев образуются оголенные от коры места. Интенсивное солнце отбеливает эти участки. У бонсай кору удаляют с помощью ножа и оголенные участки обрабатывают сульфатом кальция, чтобы ускорить процесс отбеливания.

Перевод: Леся В.
специально для интернет-портала
садового центра «Ваш сад»

Стили, лежащие в основе классификации бонсай, напоминают различные формы деревьев в природе. Эти стили могут трансформироваться в процессе индивидуального творческого осмысления, т.е. деревья не должны обязательно соответствовать какой-либо конкретной форме.

Тем не менее, важность этих стилей состоит в том, что они помогают получить общее представление о формах деревьев и служат в качестве ориентира для успешного формирования бонсай.

Веерный стиль или метла (хокидати)

Веерный стиль подходит для лиственных деревьев с длинным и тонким ветвлением. Ствол - прямой и вертикальный, однако он не доходит до верхушки дерева, так как разветвляется в разные стороны в точке, находящейся на расстоянии около 1/3 от общей высоты дерева. Ветви и листья образуют густую шарообразную крону, которая и в зимнее время поражает воображение.

Формальный вертикальный стиль (тёккан)

Формальный вертикальный стиль весьма распространен в бонсай. Такая форма дерева часто встречается в природе, особенно если дерево растет в солнечном месте, не конкурируя с другими деревьями. Ствол дерева в этом стиле должен обладать хорошей сбежистостью, т.е. постепенно сужаться от основания к макушке. Ветки должны появляться на расстоянии около 1/4 от общей высоты ствола.

Неформальный вертикальный стиль (мойоги)

Неформальный вертикальный стиль распространен как в природе, так и в искусстве бонсай. Ствол растет в целом вертикально, но имеет форму, напоминающую английскую букву «S», а на внешней стороне каждого изгиба растут ветки. Сбежистость ствола должны быть хорошо видна, т.е. основание ствола должно быть толще, чем его верхняя часть.

Наклонный стиль бонсай (сяккан)

Если ветра дуют преимущественно в одном направлении, или дерево растет в тени, оно вынуждено сгибаться в сторону солнца и наклоняться в определенном направлении. В бонсай дерево в наклонном стиле должно расти под углом около 60 - 80 градусов по отношению к поверхности грунта. Со стороны, противоположной наклону, корни должны быть мощные, чтобы удерживать дерево. На другой стороне корни не так хорошо развиты. Первая ветвь, как правило, растет на стороне, противоположной наклону, чтобы обеспечить визуальную сбалансированность композиции. Ствол может быть слегка изогнутыми или совершенно прямым, но при этом более толстым у основания, чем в верхней части дерева.

Каскадный стиль (кенгай)

Дерево, растущее в природе на крутом обрыве, может согнуться под воздействием тяжести снега, упавших камней или других факторов. В бонсай сохранять такое направление роста дерева может быть непросто, поскольку это противоречит естественному стремлению дерева расти вертикально вверх. Каскадный бонсай сажают в высокие горшки. Основание дерева может быть относительно вертикальным, но потом ствол загибается вниз. Макушка дерева, как правило, находится выше края горшка, а остальные ветки чередуются справа и слева на внешних изгибах зигзагообразного каскадного ствола. Ветки расположены горизонтально, чтобы обеспечивать визуальную сбалансированность композиции.

Полукаскадный стиль (хан кенгай)

Полукаскадный стиль, как и каскадный, встречается в природе на скалах берегах водёмов. Нижняя часть ствола растет вертикально, а затем наклоняется вниз и в сторону. В отличие от каскадного стиля, в этом случае каскад оканчивается не ниже дна горшка. Макушка самого дерева, как правило, возвышается над верхним краем горшка.

Литературный (богемный) стиль (бунзинги)

В природе такой стиль дерева можно найти в местах, где деревья растут так густо, а конкуренция между ними настолько ожесточенная, что дерево выживет, только если вырастет выше других. Ствол - вертикальный, но несколько кривой, и полностью без веток, так как только верхушка дерева освещается солнцем. Для визуального состаривания дерева некоторые ветви «заджиниваются» (искусственно умертвляются). Если кора удаляется с одной стороны ствола – это называется «сяри». Эти приемы призваны продемонстрировать борьбу дерева за выживание. Бонсай в этом стиле часто сажают в маленькие круглые горшки.

Стиль дерево, согнутое ветром (фукинагаси)

Этот стиль также ярко демонстрирует деревья, которые борются за выживание. Ветви, а также ствол растут по направлению доминирующих ветров. Ветви могут расти по всей окружности ствола, но в конечном итоге сгибаются в одну сторону.

Стиль двойной ствол (сёкан)

Двойной ствол распространен в природе, но на самом деле не так часто встречается в искусстве бонсай. Обычно оба ствола растут из одной корневой системы, но возможен вариант, когда маленький ствол растет из большого ствола чуть выше основания. Два ствола отличаются толщиной и длиной, более толстый и взрослый растет почти вертикально, а меньший - немного наклонно. При этом они образуют единую крону.

Многоствольный стиль (кабудати)

По сути многоствольный стиль аналогичен двухствольному, но с 3 или более стволами. Все они растут из одной корневой системы. Стволы образуют единую крону, при этом самый толстый из них является самым высоким.

Стиль роща или групповая посадка (йосе-уэ)

Стиль роща похож на многоствольный, но разница в том, что роща состоит из нескольких отдельных деревьев. Наиболее развитые деревья высаживают в середине большого мелкого поддона. По бокам сажается несколько небольших деревьев, которые все вместе образуют единую крону. Деревья высаживают не по прямой, а в произвольном порядке, чтобы роща выглядела реалистично и естественно.

Стиль корни на скале (секийою)

В каменистой местности деревья вынуждены искать своими корнями богатую питательными веществами почву, которая иногда скапливается в трещинах и углублениях. Пока корни не попали в землю, они защищают себя от солнца, покрываясь грубой корой. В случае бонсай, корни растут, оплетая камень, а затем погружаются в грунт в горшке, поэтому уход за таким деревом на самом деле не отличается от ухода за деревом в любом другом стиле бонсай. Для этого стиля подходят, в частности, можжевельники и фикусы.

Иногда упавшее дерево может выжить, а его ветки начинают расти вверх. Старая корневая система может обеспечивать эти ветви достаточными для выживания питательными веществами. Через некоторое время у них начинают расти новые корни, в конце концов замещающие старую корневую систему. Бывшие ветки, растущие теперь вертикально, превращаются в новые стволы уже со своим собственным густым ветвлением, что происходит за счёт улучшенного питания благодаря новым корням. Эти стволы образуют единую крону.

Стиль мертвая древесина (сяримики)

По прошествии времени, в результате воздействия суровых погодных условий на стволах некоторых деревьев образуются лысые участки без коры. Обычно они начинаются у основания ствола на уровне грунта, и становятся все более тонкими выше по стволу. Интенсивный солнечный свет отбеливает их, создавая весьма живописные элементы дерева. В бонсай для искусственного создания такого эффекта кора снимается острым ножом, а обнаженная древесина после высыхания отбеливается сернистой известью.


В природе внешний вид деревьев формируется в зависимости от их места произрастания и под воздействием природных факторов. Ствол дерева, растущего из-под камня, вначале изогнется, повторяя его форму, и лишь выбравшись на свет, пойдет прямо вверх. Форма дерева может быть задана направлением преобладающих ветров. Некоторы природные формы могут быть воссозданы в в соответствии с различными стилями, имеющими японские названия. Существую также особые стили для ланшавтов и групп деревьев.

(формальный вертикальный стиль)

Подходит для ели, лиственницы, можжевельника, дзельквы и гинкго. Если дерево не испытывает конкуренции со стороны других деревьев, не подвергается воздействию сильных преобладающих ветров, имеет достаточно питания и воды, оно будет расти строго вверх, а его ствол будет иметь коническую форму. Ветки не должны быть симметричными, верхние ветви должны быть короче и тоньше нижних. Ветви должны отходить от ствола горизонтально, а некоторые нижние ветви могут немного изгибаться вниз. Чтобы контейнер не опрокидывался, его вес и вес деревца должны быть приблизительно равны.

(наклонный стиль)

Подходит для большого количества видов.
Под воздействием сильных преобладающих ветров дерево вырастает с наклоном, такая же форма может наблюдаться у растения, растущего в тени и тянущегося к солнцу. Ствол дерева, который может быть прямым или несколько изогнутым, должен быть наклонен под углом от 70 до 90° по отношению к поверхности контейнера. С одной стороны деревца корни развиты сильно, и кажется, что они прочно держатся за почву, а со стороны наклонившегося ствола - уходят в землю.

(неформальный вертикальный стиль)

Подходит практически для всех видов деревьев.
Этот стиль широко встречается и в природе, и во многих . Ствол дерева имеет ряд изгибов, нижний из которых должен быть ярко выражен. Как и в случае формального вертикального стиля, ствол имеет коническую форму, ветви располагаются симметрично, а крона соответствует толщине ствола.

(стиль каскад)

Подходит для сосен, кизильников, пираканты и можжевельника. Не рекомендуется для деревьев с крепкими, плохо гнущимися стволами.
Дерево, растущее на крутом обрыве, может изогнуться по многим причинам - из-за падающих камней, под собственным весом или тяжестью снега, из-за недостатка света. Это и есть стиль «каскад», созданный самой природой. Применительно к бонсай это означает, что крона деревца должна располагаться ниже верхней кромки контейнера. Довольно трудно поддерживать растение стиля «каскад» здоровым, поскольку оно стремится расти вверх.

(полукаскадный стиль)

Подходит для всех видов, за исключением крепких, плохо гнущихся деревьев.
Этот стиль, как и «каскад», встречается в природе у деревьев, растущих на крутых склонах, по берегам рек и на болотах. Из-за близости воды ствол растет не вниз, а, скорее, в горизонтальном направлении. У деревьев — полукаскадного стиля крона только немного опускается ниже верхней кромки контейнера.

(литературный стиль)

Подходит для большинства хвойных или широколиственных деревьев.
Этот стиль берет свое название от манеры рисования, которую использовали китайские художники, рисуя воображаемые деревья. Особенность этого стиля: элегантно изогнутая линия ствола, при полном отсутствии нижних веток крона располагается только в верхней части дерева. Подобные деревья мы можем встретить и в лесу, когда из-за недостатка солнечного света и тесноты у них отмирают нижние ветки, а ствол выглядит шишковатым и грубым.

ХОКИ — ДАЧИ (стиль «метелка»)

Подходит для широколиственных деревьев с тонкими ветвями, таких как дзельква, вяз и граб.
В природе этот стиль практически идеально наблюдается у Zeikova (дзельквы). При создании бонсай этот стиль может использоваться и для некоторых других видов. Ствол - строго вертикальный, но не слишком длинный, все ветви расходятся из одной точки. Крона - сферическая и очень плотная. Благодаря множеству тонких ветвей дерево имеет привлекательный вид даже без листвы. В целом дерево напоминает старинную метелку.

(стиль «мертвая древесина»)

Подходит для можжевельника.
У можжевельников, растущих на горных склонах, значительные части ствола не покрыты корой и отбелены солнцем. В бонcай эти участки мертвой древесины особенно важны и должны быть хорошо заметны. Они создаются искусственно путем срезания определенных участков коры и их последующего отбеливания.

(стиль «обнаженные корни на камне»)

Подходит для всех видов с сильно развитыми корнями, например, клена, китайского вяза, сосны и можжевельника.
На каменистых почвах некоторые растения выживают благодаря тому, что их корни, охватывая валуны, забираются под них в поисках воды и питательных элементов, накапливающихся в трещинах и пустотах. Корни, открытые ветрам и подверженные различным превратностям погоды, вскоре начинают походить на ствол. Важным элементом бонсай является эффектное сплетение корней, которые выглядят старыми. Само дерево может быть выращено в любом стиле, но формальный вертикальный и «метелка» не будут лучшим выбором. Поскольку растение черпает питание из контейнера, уход за ним не намного сложнее, чем за растениями других стилей. Проведите пересадку так, чтобы камень с корнями был хорошо виден.

ИСИ — ДЗУКИ (стиль «обнявшие камень»)

Подходит для сосны, клена, цветущей айвы и рододендрона.
В композиции этого стиля деревья растут из трещин в камнях. Корни как бы уходят в камень и оттуда растение получает все необходимое питание и воду. Для бонсай такого стиля очень важен регулярный полив, поскольку запас влаги в трещинах ограничен. Для обеспечения высокой влажности окружающего воздуха камень можно разместить в неглубоком блюде с водой. Посадив несколько деревьев, можно создать пейзаж.

(стиль «сдвоенный ствол»)

Подходит для всех видов деревьев. Такой силуэт широко распространен в природе. Из одного корня вырастают два ствола, причем один - гораздо мощнее второго. В бонсай этот стиль может быть создан искусственно, когда второй ствол формируется из нижней ветви. Убедитесь, что ветка не расположена слишком высоко, иначе образуется «вилка», которая не вписывается в .

КАБУ — ДАЧИ (стиль «спрут»)

Этот стиль подходит для всех видов деревьев.
Все стволы растут от одного корня и не могут быть разделены. Это основное отличие этих растений от группы отдельно растущих экземпляров. Он схож со стилем «сдвоенный ствол», но здесь речь идет о трех или более стволах.

(стиль «упавшее дерево»)

Подходит для всех видов деревьев.
Иногда упавшее дерево может выжить, выбрасывая вверх боковые ветви, из которых образуются стволы новых деревьев. Старый горизонтальный ствол по-прежнему остается виден. Этот стиль часто используется в бонсай, в особенности при наличии исходного материала, у которого ветви располагаются с одной стороны. В отличие от группы отдельных растений в этом стиле расстояние между отдельными стволами не изменяется.

ЙОСЕ-УЭ (стиль «лес»)

Лесной стиль «из многих деревьев». Стиль имитирует лесной ландшафт. Много деревьев различного размера и возраста в одном сосуде. Группа образована из рядом стоящих самостоятельных стволов. Деревья (нечетное количество) должны быть разными по высоте и толщине, расстояние между деревьями — не одинаковым. Деревья, расположенные сзади, гуще и посажены плотнее передних.
Символизирует связь поколений. Наиболее подходят для этого стиля сосны, туи, криптомерии, березы, буки, грабы, дзельквы, клены.

САЙКЕЙ (стиль «живой ландшафт»)

Сайкей буквально означает живой ландшафт. В этом виде бонсай художник изображает не только дерево или лес, а полный 3-х мерный ландшафт. В Японии школы сайкей были основаны Tosio Kawamoto после Второй Мировой Войны. Он основал этот на принципах групповой посадки и каменных насаждений в бонсай. Видя необходимость в бонсай, которые были бы легко доступны для среднего человека, он и создал сайкей . В сайкей могут быть использованы молодые саженцы, которые со временем превращаются в старые деревья. Kawamoto хотел бонсай такой формы, которой можно наслаждаться, даже когда их только посадили, в отличие от многолетних бонсай. Его книга 1967 года «Сайкей: Живые пейзажи в миниатюре» была Библией сайкей с момента ее первого издания. Когда Kawamoto представил этот стиль, он не использовал какие-либо хорошо развитые деревья в своем сайкей. Другие художники, последователи Kawamoto приняли этот стиль и подняли его на более высокий уровень подготовки каждого из деревьев в сайкей. © bonsai.narod.ru, bonsaiforum.ru, in-flora.ru

Несмотря на возрастающую популярность, бонсай сохраняет за собой статус эксклюзивности и остается символом элитарности украшенного им интерьера. Однако если раньше растительные миниатюры покупались за немалые суммы или выращивались истинными энтузиастами, то сегодня они доступны по довольно демократическим ценам и стали достойным подарком.

Начинающим постигать удивительный мир бонсай никак не обойтись без знания основных особенностей разработанных в течение веков стилей. В предыдущих публикациях были описаны и для одиночных миниатюр, а теперь перейдем к многоствольным композициям и коснемся требующих высокого мастерства элитарных.

Сокан (Sokan, 双幹) – один из базовых многоствольных стилей. Представляет собой миниатюру с двумя стволами. Среди окружающей нас растительности подобные сдвоенные деревья отнюдь не редкость.

Оба ствола питает одна корневая система. Вдобавок они растут под некоторым углом таким образом, что с высотой расстояние между ними увеличивается. Угол такого расхождения не должен быть слишком большим, поскольку тогда композиция потеряет естественный вид.

В нижней части стволы не пересекаются и не имеют наклона к лицевой стороне бонсай, с которой должны четко просматриваться. Один из них выше, толще, мощнее и явно доминирует над другим. Если он каким либо образом искривлен, то подчиненный ствол ассиметрично повторяет характер этого движения. Также однотипными должны быть их кроны.

Обычно второй ствол формируется из очень низко расположенной боковой ветви. Если точка расхождения образует «вилку» на неподходящей высоте ее можно попытаться опустить, вызвав образование новых корней путем заглубленной высадки в глубокий контейнер.

Для этого стиля применяются также иные варианты наименования: сдвоенный ствол, близнецы, отец и сын, мать и сын. Последний вариант также нередко используется для близкородственного стиля Содзю/Сожу (Soju, 双樹). Однако, несмотря на довольно сильное внешнее сходство у каждого из них свои особенности.

Принципиальное отличие содзю от сокана в том, что композиция формируется путем очень близкой посадки двух разной высоты деревьев одного вида. При этом главенствующее дерево-«родитель» также композиционно подчиняет дерево-«дитя». Однако у каждого из них своя корневая система.

Растут они в этом случае параллельно (хотя некоторые мастера допускают отклонение «сына» в пределах 15°). Крона подчиненного растения не должна явно примыкать к доминирующему стволу. Обе кроны имеют сходную динамику вершины и могут создавать объединенный в одно целое силуэт.

Стиль сокан не сложен в выращивании, но визуально довольно элегантен. Красота и эстетичность такой посаженной несимметрично или по центру любой формы контейнера композиции зависит от гармоничного соотношения толщин стволов.

Помимо прочего он служит основой для иных многоствольных вариаций. Три растущие из одного корня разные по высоте ствола составляют уже полную семью из «отца», «матери» и «сына». Именуется такой бонсай Санкан (Sankan ) и символизирует преемственность поколений. Также свои названия есть у пяти стволов – Гокан (Gokan ), семи – Нанакан (Nanakan ), девяти – Кюкан (Kyukan ).

В стиле сокан желательно формировать хвойные, листопадные или вечнозеленые растения, имеющие мелкие листья и небольшие цветки и плоды. Предпочтение обычно отдается сосне, кедру, еле, секвойе, можжевельнику, вязу, березе, клену, боярышнику обыкновенному, тису ягодному, пробковому и каменному дубу, кипарисовику, гинкго билоба, японским айве и буку, сливе умэ, камелии, азалии, глицинии, криптомерии.

Ёсе-Уэ/Йосе-Ю (Yose-ue, 寄せ植え) – роща на ладони или лесной стиль. Миниатюра имитирует участок лесного ландшафта. Композицию составляют отдельные разной толщины, высоты и возраста карликовые деревца одного вида. Символизирует такой бонсай преемственность и связь поколений.

С целью придания миниатюрному лесному пейзажу естественности деревья высаживают нелинейно и на разном расстоянии друг от друга, добиваясь таким образом природной хаотичности.

Также реалистичность возрастает, если за счет грунта формировать неровную «местность» и осуществлять посадку на разной высоте. Такой многоуровневый ландшафт усиливает глубину и визуально расширяет пространство.

Количество стволов зависит от предпочтений той или иной японской школы бонсай. Главное чтобы число задействованных экземпляров было нечетным.

В некоторых случаях композиция даже имеет собственное наименование: три деревца – Sambon-yose , пять – Gohon-yose , семь – Nanahon-yose , девять – Kyuhon-yose . Согласно воззрениям адептов одних школ гармония достигается исключительно при девяти или девятнадцати карликах. Другие не столь категоричны и не ограничивают число растений.

В группе насаждений наличествует одно самое крупное, внушительное и красивое дерево, которое играет роль «матери леса». Рядом с ним желательно располагать пару экземпляров поменьше, но также мощных и хорошо просматривающихся.

По мере удаления от этого центра размер высаживаемых растений уменьшается. В композиции может присутствовать не одна, а несколько таких групп, но в каждой из них сохраняется указанная иерархия объектов.

Родительское дерево обычно сдвигается в сторону на треть длины от центра мелкого контейнера (овального или квадратного) или произвольной формы вытянутой тонкой каменной плиты. Кроны растений формируют единую композицию, повторяя ритм и направление движения «материнского» карлика.

У деревьев переднего плана более разрежена крона и хорошо просматривается ствол. На заднем плане для усиления перспективы возможна организация более плотной посадки растений, имеющих низко расположенные ветви густой кроны. Весь пейзаж должен производить впечатление многолетнего естественного постепенного добавления молодых деревьев к старому ядру рощи.

Пригодны для данного стиля: сосна стланиковая европейская, кизил блестящий, бук, береза, клен завитой, граб, ива арктическая, туя, тсуга черная, дзельква, черемуха виргинская, древовидные толстянки.

Икадабуки (Ikadabuki, 筏吹き) – упавшее дерево или плотообразный стиль. Отображает природную ситуацию, когда сваленное стихией дерево все же остается жить. Уцелевшая корневая система продолжает питать оставшиеся целыми ветви. Со временем они укореняются и разрастаются, превращаясь в самостоятельные деревья. Стиль символизирует способность выживать и развиваться в сложных условиях.

В такой композиции превратившиеся в растущие вверх стволы ветви как бы «плывут» на частично погруженном в почву горизонтальном базовом стволе-«плоту».

При формировании икадабуки в зависимости от вида используемой растительности избирают прямую или изогнутую вариацию стиля.

Прямая вариация предполагает расположение тянущихся ввысь карликов на одной линии вдоль толстого и относительно короткого исходного ствола. Как правило, они растут вертикально или с небольшим наклоном. Наличие заметных изгибов требует их повторения у каждого экземпляра.

В случае изогнутой вариации горизонтальный основной ствол достаточно длинен и имеет несколько изгибов. Кривизна обычно также присутствует и в силуэте соединяемых им веток-стволов.

Для «плота» подбирается деревцо, у которого ветви расположены преимущественно с одной стороны. При этом те, что короче 7 сантиметров обрезаются. С противоположной стороны удаляются все ветки и участками срезается кора. Места срезов обрабатываются стимулятором роста корней. Исходная корневая система примерно на треть сокращается.

После этого заготовка срезами вниз укладывается в продолговатый глубокий контейнер, засыпается грунтом так, что на поверхности остается 1/3 от толщины ствола с ветками, и фиксируется.

Если гибкость ствола позволяет, то после высадки он изгибается и укладывается на почву. В противном случае деревцо ложится горизонтально и корни засыпаются с образованием холмика.

Затем наступает период ожидания появления и роста новых корней. Для лиственных деревьев этот срок равен 1-2 годам, для хвойных – до 5 лет. Только после укоренения горизонтальной части бонсай удаляется старая корневая система и начинается формирование из веток будущих стволов.

В качестве заготовки следует брать уже достаточно взрослое растение, иначе ветви-стволы перерастут по толщине исходный, нарушив тем самым один из основных канонов – новые деревца должны произрастать из ясно различимого старого лежащего на земле ствола.

Подходят для создания икадабуки практически все быстро укореняющиеся виды деревьев и кустарников. Чаще всего используют бук европейский, фикус, можжевельник казацкий, клен дланевидный, бересклет, ель конику, сосну мелкоцветную (японская белая сосна).

Два оригинальных стиля бонсай – Секидзёдзю и Исицуки – представляют собой гармоничные растительные композиции на скалах. Подобная ситуация в природе имеет место когда подхваченные ветром, птицами или животными семена попадают в расщелины скал или на каменистую почву.

В таких экстремальных условиях дерево вынуждено довольствоваться скудными запасами влаги и питательных компонентов, добываемых корнями из углублений и трещин. Символизируют они вездесущность, приспосабливаемость и неистощимость жизни.

Образ самого карлика может формироваться по канонам любого стиля. Главное – достигнуть гармонии со скалой. Так изогнутые книзу и сообразны на крутых склонах, а на плато хорошо смотрятся или . Деревцо в стиле уместно высаживать на вершине, где обычны постоянные и сильные ветра. Расположив группу из нескольких карликов можно создать впечатляющий пейзаж.

Контейнером для такого бонсай служит камень, размер фактуру и цвет которого подбирают под конкретную композицию. При этом горная порода должна обладать определенными свойствами: не растворятся водой, быть стойкой к ингредиентам удобрений, обладать пористостью для впитывания и сохранения влаги.

Также требуется достаточная твердость, чтобы ее можно было механически обработать, а корни не раскрошили за несколько лет.

Расположение корней является основным различием между данными наскальными стилями. Но при этом они настолько близки между собой, что неспециалисту очень трудно определить – кто есть кто. Их нередко смешивают и называют «дерево на камне». Поэтому сначала рассмотрим тот стиль, к которому это определение подходит всецело.

Секидзёдзю/Секижежу (Sekijoju, 石上樹) – оголенные корни на камне. Главная отличительная черта – хорошо видимые выступающие наружу развитые корни. Стиль имеет две вариации образов миниатюры: оплетающее скалу и «вырывающееся» из камня деревцо.

В первом случае бонсай имитирует ситуацию, когда в поисках влаги и пропитания корни растения оплетают камень и проникают в почву под ним. Их оголенные участки покрываются особой защитной корой и стают похожими на ствол.

Скальная глыба может как превышать своими размерами деревцо, так и быть меньше него. Во втором случае композиция воспроизводит закрепившееся на скальной глыбе дерево. Сама скала обнажилась в результате процессов эрозии и в ее трещинах и щелях прочно заякорились корни.

Для такого бонсай выбираются экземпляры с уже хорошо развитыми длинными корнями. Их или фиксируют на поверхности скалы, или пропускают через сквозные щели.

При необходимости отверстия требуемого размера можно проделать искусственно. Затем композиция помещается в заполненный субстратом широкий и плоский контейнер, до которого достают корни.

Пригодны для создания подобных композиций обладающие развитой корневой системой виды; клен, кизильник, можжевельник, слива, вишня, китайский вяз, пираканта, фикус, розмарин обыкновенный, азалия, бук, серисса, сосна, кедр.

Исицуки/Исидзуки (Ishitsuki ,石付き) – укоренившийся в камне бонсай. Требующий высокого уровня мастерства один из сложнейших стилей. Удерживающие и питающие растения корни уходят сквозь щели в недра скалы и практически не видны на поверхности.

Миниатюра размещается и закрепляется в заполненном субстратом углублении в скальной породе. После этого карлик уже не пересаживается, а только поливается и подкармливается. Зачастую такой каменный остров для увеличения количества влаги помещают в широкую и низкую емкость с водой.

Поскольку объем выемки с субстратом невелик, то у растения даже для бонсай довольно экстремальные условия. Поэтому формирование и поддержание подобного рода композиции считается вершиной профессионализма бонсаиста.

Подходят для этого стиля: клен, тимьян, слива, японская айва, бук, кедр, сосна черная, фиговое дерево, можжевельник, дуб.